Запрет вполне можно оспорить

Снятие запрета на въезд в РФ

Юлия Меркулова
Автор статьи
Практикующий юрист с 2012 года

Запрет на въезд в Российскую Федерацию устанавливается для иностранных граждан в качестве ответной меры за совершенные ими правонарушения. Специальная отметка в базе управления по вопросам миграции МВД РФ не позволяет пересекать границу России, что исключает пребывание в стране в любом статусе — от туристического до делового.

При наличии запрета иностранцу придется либо отказаться от поездки в РФ на установленный законом срок, либо попытаться снять его в административном или судебной порядке.

Запрет на въезд в РФ может серьезно осложнить жизнь иностранцу, особенно если он вынужден работать или имеет родственников в России. Чтобы снять его раньше срока, гражданину другой страны придется не только точно установить причину, но обратиться в соответствующую инстанцию с заявлением и документами, подтверждающими наличие оснований для обжалования решения российских органов власти.

Вопросы о наложении и снятии запрета на въезд в России регулируются ст. ст. 26 и 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ, а также ГК РФ, регламентами и постановлениями Федеральной миграционной службы (ФМС), Министерства внутренних дел (МВД), Роспотребнадзора и других государственных инстанций. Согласно им ограничение может быть установлено в следующих случаях:

  • нарушение срока пребывания в России, обозначенного визой, и несвоевременный выезд из страны. Чем дольше будет длиться задержка, тем более длительный срок запрета получит нарушитель;
  • неоднократное привлечение к административной ответственности, в том числе и за такие мелкие нарушения, как распитие алкоголя в общественных местах, нарушение правил дорожного движения и др.;
  • нарушение таможенных правил, санитарных норм при пересечении границы РФ;
  • предоставление фальшивых документов, ложных сведений о себе или цели своего пребывания на территории РФ;
  • неуплата установленных законом налогов, патентов, штрафов и сборов в обозначенный законом срок во время пребывания на территории России;
  • однократное или многократное вынесение иностранному гражданину решения о депортации.

Получить запрет на въезд в РФ граждане других стран могут и по ряду других причин, обозначенных в Законе №144-ФЗ. Установить его может не только управление по вопросам миграции МВД РФ, но и другие органы, в том числе ФСБ, Роспотребнадзор и Росфинмониторинг. Причем уведомлять иностранца эти инстанции вовсе не обязаны, а значит, узнать о действующем запрете на въезд гражданин может только по факту, когда исправить ситуацию уже нельзя.

Заранее уточните информацию о наличии или отсутствии ограничения иностранцы и россияне могут на сайте управления по вопросам миграции МВД России.

Необходимо всего лишь заполнить отмеченные поля в онлайн-заявке: фамилию и имя, дату рождения, пол, гражданство, указать номер удостоверения личности. После этого система проведет сверку с базой данных и выдаст информационную справку. Единственный минус такой проверки — не получится посмотреть причину установления запрета, а также органа, его наложившего. Выяснять это иностранному гражданину придется самостоятельно. Кроме того, если запрет был наложен иной службой, система может не отобразить его.

Основания для снятия запрета на въезд в РФ

Снять запрет на въезд в РФ иностранцу довольно сложно, особенно если причина была серьезной, например, совершение преступления на территории России.

Для снятия необходимы действительно весомые основания. К последним будет относиться ошибка ФМС, управления по вопросам миграции МВД РФ или иного органа, установившего запрет, что еще придется доказать.

Другими основаниями для отмены ограничения могут стать:

  • факт совершения правонарушения по независящим от иностранного гражданина причинам, например, невозможность покинуть страну вовремя в результате стихийного бедствия или иного форс-мажора, смерти или серьезной болезни проживающих в России родственников и т.п;
  • официальная работа или учеба в государственно аккредитованном заведении РФ со всеми необходимыми для этого разрешениями. При этом должны быть уплачены все налоги, сборы и патенты, установленные законом;
  • наличие в России близких родственников, которые являются гражданами страны: родителей, детей, супругов, находящихся на иждивении братьев или сестер. При отсутствии гражданства у последних должен быть хотя бы вид на жительство на территории РФ;
  • подтвержденная необходимость экстренного лечения в России;
  • наличие разрешения на временное проживание в РФ или вида на жительство.

Все перечисленные основания для отмены запрета должны иметь документальное подтверждение, которое не вызовет вопросов у сотрудников УМВ МВД РФ.

Кроме того, любое основание может быть принято ко вниманию органом власти при рассмотрении заявления, однако не является гарантией положительного для иностранного гражданина решения.

Порядок снятия запрета на въезд в РФ

Главным управлением по вопросам миграции МВД РФ четко определен порядок действий иностранного гражданина, желающего снять наложенный на него запрет на въезд в РФ. Первое, что ему или его представителю в России необходимо сделать, — подать официальный запрос в управление по вопросам миграции МВД РФ с просьбой уточнить точную причину запрета на въезд со ссылками на законодательную базу РФ, а также период его действия.

Необходимо узнать, какой именно орган или его территориальное представительство установило ограничение, чтобы в дальнейшем обращаться с обжалованием именно туда.

После получения официального ответа от управления по вопросам миграции МВД РФ иностранному гражданину необходимо подготовить документальное подтверждение оснований на снятие запрета, естественно, при наличии таковых. Важно отметить, что все документы должны быть переведены на русский язык и нотариально заверены, чтобы иметь юридическую силу при рассмотрении дела.

Затем следует подать заявление установленного образца в инстанцию, наложившую запрет, приложив к нему документы, являющиеся основанием для пересмотра установленного ограничения. Если иностранный гражданин располагает доказательствами того, что в отношении него были совершены неправомерные действия со стороны управления по вопросам миграции МВД РФ, необходимо также подать жалобу руководителю вышестоящей инстанции с доказательствами ошибки при принятии решения о наложении запрета. В последнем случае шанс отменить его более высокий.

Читайте также:
Нейрохирургия в Германии: методы лечения, ведущие клиники

В случае получения неудовлетворительного ответа можно попытаться обжаловать решение управления по вопросам миграции МВД РФ в суде. Вся процедура займет не меньше месяца, так что придется запастись терпением.

Стоить отметить, что обжаловать решение управления по вопросам миграции МВД РФ или иного госоргана о запрете на въезд в РФ — довольно сложный процесс. Важно не только иметь серьезные основания, но и грамотно оформить все необходимые документы, соблюсти процедуру подачи заявления в инстанции и др. А проживающему за границей гражданину сделать это будет довольно трудно. Вот почему оптимальным выходом станет обращение за помощью к юристу, имеющему большой опыт миграционной работы.

Заявление на снятие запрета въезда в РФ

Для снятия запрета на въезд в РФ иностранному гражданину необходимо подать заявление в управление по вопросам миграции МВД РФ, наложившее его. Составлять заявление необходимо на имя начальника. В обращении следует указать имя и фамилию провинившегося, данные документа, подтверждающего его личность, высказать просьбу снять запрет, упомянув его номер и дату, и указать основания для этого. Если инстанцией была совершена ошибка в отношении иностранного гражданина, необходимо упомянуть и об этом.

К заявлению следует приложить нотариально заверенные копии документов, являющихся основанием для снятия ограничения или способных положительно повлиять на решение органа власти.

Подписывать заявление должен сам иностранный гражданин или его законный представитель.

Форму заявления можно взять в управление по вопросам миграции МВД РФ, в которое будет направлен запрос, или на его официальном сайте. Естественно, чем более грамотно будет составлено заявление, тем больше шансов на успех, особенно при наличии подтвержденных оснований.

Более развернутое заявление придется составлять в том случае, если возникнет необходимость обращаться в суд. В нем необходимо указать конкретное управление по вопросам миграции МВД РФ, установившее запрет, четко и грамотно изложить основания для его снятия. Форму обращения также можно получить в канцелярии суда.

Снятие ограничений на въезд в РФ — процедура вполне реальная при наличии весомых оснований, грамотном оформлении бумаг и соблюдении правил их подачи в соответствующую инстанцию. При отказе попытаться оспорить решение органа можно также в суде, доверив проблему опытному юристу.

Энциклопедия решений. Обжалование решения и действий полиции по применению обеспечительной меры в виде временного запрета деятельности

Обжалование решения и действий полиции по применению обеспечительной меры в виде временного запрета деятельности

Оспаривание временного запрета деятельности преследует (может преследовать) две цели. Первая и главная цель – прекратить действие самого запрета, то есть полноценно работать дальше. Для достижения этой цели вполне достаточно добиться прекращения дела об административном правонарушении по любому основанию – временный запрет деятельности как мера обеспечения при этом прекратится, даже если в постановлении о прекращении производства об этом специально не будет упомянуто. Вторая цель – это возместить убытки, причиненные незаконным применением временного запрета деятельности. Для достижения этой второй цели недостаточно простого прекращения дела, а необходимо дополнительно признать действия полиции по наложению временного запрета деятельности незаконными . В зависимости от своих целей организация (предприниматель) выбирает наиболее удобный путь обжалования.

Обжаловать временный запрет деятельности можно в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с которым применялась эта мера (глава 29 КоАП РФ). При этом нужно поставить перед судом вопрос о законности наложения временного запрета, поскольку даже прекращение дела об административном правонарушении само по себе еще не значит, что обеспечительные меры в виде временного запрета деятельности были применены незаконно (решение АС Алтайского края от 15.06.2007 по делу N А03-1351/07).

Данный способ обжалования является наиболее предпочтительным (в большинстве случаев), поскольку КоАП РФ предполагает очень быстрое рассмотрение такого дела. Временный запрет деятельности, как правило, действует недолго*(1): его срок исчисляется с момента фактического прекращения деятельности предпринимателем или юридическим лицом (ч. 2 ст. 27.17 КоАП РФ), и в протоколе обычно определяется формулировкой “до рассмотрения дела”. При этом протокол об административном правонарушении, по которому применен временный запрет деятельности, должен быть составлен в течение максимум двух суток с момента выявления правонарушения (ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ), передан на рассмотрение судье*(2) незамедлительно после составления (ч. 4 ст. 28.8 КоАП РФ), а само дело должно быть рассмотрено судом в течение недели с момента фактического прекращения деятельности (работ), оказания услуг (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ, абз. 2 п. 11 постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2007 N 52 “О сроках рассмотрения судами РФ уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях”). Этот семидневный срок рассмотрения является сокращенным, поэтому продлевать его запрещено (п. 13 постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2007 N 52). То есть в теории, дело будет рассмотрено в течение максимум 7-10 дней. На практике этот срок часто составляет 2-3 дня.

Однако в жизни, вопреки предписаниям КоАП РФ, могут быть ситуации, когда примененный полицией временный запрет уже давно действует, а протокол об административном правонарушении еще не составлен или никак не доберется до суда, или суд никак не рассмотрит дело. Дело в том, что нарушение срока составления и передачи протокола в суд (то есть в нашем случае – немедленно) не является существенным недостатком протокола, а сами эти сроки не являются пресекательными (абз. 3 п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5, решение Кемеровского областного суда от 28.12.2011 по делу N 12-544/2011). Следовательно, даже если протоколы о правонарушении и временном запрете деятельности поступят существенно позже составления, само по себе это не является основанием для прекращения дела и, соответственно, отмены временного запрета: суд обязан рассмотреть поступившее к нему “припозднившееся” дело и принять по нему решение в порядке гл. 29 КоАП РФ. Однако нарушение сроков составления и передачи протокола в суд может быть основанием для признания незаконным бездействия сотрудников полиции (это может быть важно в случае взыскания убытков).

Читайте также:
Шарджа - Абу-Даби: расстояние, как добраться

Что касается нарушения срока рассмотрения дела об административном правонарушении судом, то суды исходят из того, что данный срок также не является пресекательным, в связи с чем его нарушение не влечет каких-либо негативных правовых последствий для дела, при условии, что на момент вынесения постановления был соблюден срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ (постановления Верховного Суда РФ от 15.06.2015 N 45-АД15-4 и от 09.06.2012 N 39-АД12-1, Десятого ААС от 08.09.2015 N 10АП-8908/15, Одиннадцатого ААС от 20.02.2012 N 11АП-15279/11, Верховного Суда Республики Тыва от 27.02.2015 по делу N 12-18/2015, Московского городского суда от 12.09.2014 N 4а-2283/14).

В указанной ситуации, когда временный запрет растягивается на неопределенное время, можно рассмотреть вариант обжаловать запрет отдельно от дела об административном правонарушении, но только в следующих случаях:

– дело еще не передано для рассмотрения в суд (п. 3.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10). Если постановление об административной ответственности уже вынесено, то обжаловать временный запрет отдельно от дела об административном правонарушении уже невозможно (определение АС Кабардино-Балкарской Республики от 29.05.2015 по делу N А20-443/2015). Сразу оговоримся, что вышеуказанное постановление Пленума ВС РФ утратило силу (п. 87 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 N 36), однако взамен никаких разъяснений по данной проблеме выпущено не было. Поэтому представляется логичным, что на практике, при разрешении аналогичных дел, суды будут придерживаться описываемого подхода, тем более что на это указывает определение Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 N 107-О;

– дело об административном правонарушении прекращено либо вовсе не возбуждалось *(3), но временный запрет деятельности повлек за собой нарушение прав и свобод гражданина или организации, препятствует осуществлению ими прав и свобод, незаконное возложил на них какую-либо обязанность (абз. 6 п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2, см. также решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.05.2014 по делу N А45-5157/2014).

В этих двух случаях обжалование проводится либо в порядке гл. 24 АПК РФ (абз. 1 п. 3.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10), либо в порядке административного судопроизводства согласно нормам гл. 22 КАС РФ (ранее действовала глава 25 ГПК РФ). В арбитраж можно идти при соблюдении общих требований подведомственности, то есть если действия полицейских затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 2 ч. 1 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ).

В арбитражный суд необходимо подать заявление о признании незаконным решения полиции о применении обеспечительной меры в виде временного запрета деятельности (решение АС Новосибирской области от 20.05.2014 по делу N А45-5157/2014), срок подачи такого заявления – три месяца со дня составления протокола (ч. 4 ст. 198 АПК). Суд рассмотрит дело в течение трех месяцев (ч. 1 ст. 200 АПК РФ).

В районный суд следует подавать административное исковое заявление об оспаривании решения сотрудников полиции о применении обеспечительной меры в виде временного запрета деятельности (ч. 1 ст. 218 КАС РФ). Заявление подается в течение трех месяцев со дня составления протокола (ч. 1 ст. 219 КАС РФ). Дело рассматривается в течение 1 месяца (ч. 1 ст. 226 КАС РФ).

Заявлять о незаконности именно самого протокола о временном запрете деятельности представляется нецелесообразным. Дело в том, что суд может прекратить производство по такому заявлению, так как не усмотрит в этом протоколе признаков самостоятельного ненормативного акта (см., например, апелляционное определение СК по административным делам Хабаровского краевого суда от 28.01.2015 по делу N 33-485/2015), хотя известны и противоположные случаи (решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.08.2015 по делу А40-90819/2015, постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.08.2009 N Ф03-4159/2009).

Вред, причиненный незаконным применением по делу об административном правонарушении временного запрета деятельности, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном ст. 1069 ГК РФ (ч. 2 ст. 27.1 КоАП РФ, п. 27 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N5). Напоминаем, что если дело об административном правонарушении, в связи с которым накладывался запрет, впоследствии было прекращено, то это само еще не означает, что применение запрета было незаконным (решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.06.2007 по делу N А03-1351/07).

*(1) При этом КоАП РФ не устанавливает максимальную продолжительность временного запрета деятельности (ч. 1 ст. 27.17 КоАП РФ утратила силу).

*(2) Почему полиция обязана передать данное возбужденное дело на рассмотрение именно в суд? Потому что временный запрет применяется в исключительных ситуациях, когда для охраны общественных интересов необходимо приостановить деятельность организации или предпринимателя. Очевидно, что применяя данную обеспечительную меру, полиция предполагает, что в дальнейшем и вплоть до полного устранения нарушения деятельность правонарушителя будет приостановлена. Этой цели отвечает лишь такой вид административного взыскания, как административное приостановление деятельности (АПД) (ст. 3.12 КоАП РФ). Более того, временный запрет нельзя применять по таким делам, которые не предполагают в качестве наказания именно АПД (ч. 2 ст. 27.16 КоАП РФ). Систематически толкуя указанные нормы КоАП РФ, необходимо сделать вывод, что применение временного запрета деятельности обязательно предполагает дальнейший контроль дела тем органом, который вправе применить АПД в конкретном деле. В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ АПД назначается судьями либо Ростехнадзором (исключительно за правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ) (абз. 3 ч. 1 ст. 3.12, п.п. 1 и 4 ч. 2 ст. 23.31 КоАП РФ, п. 1 Положения о Ростехнадзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401). Полиция не вправе составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ (см. п. 1 ч. 2 ст. 28.3 и ст. 23.3 КоАП РФ). Следовательно, все полицейские протоколы об административных правонарушениях и применении временного запрета деятельности, неизбежно подвергаются судебному контролю (см. также вопрос N 27 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2005 г., утв. постановлением Президиума ВС РФ от 01.03.2006).

Читайте также:
Интерес инвесторов к рынку недвижимости Австрии сохраняется

*(3) Строго говоря, временный запрет деятельности является мерой обеспечения по делу (п. 4 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ), и поэтому, даже в отсутствие иных документов по делу, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о временном запрете деятельности (п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ). Таким образом, нельзя говорить о том, что дело не возбуждалось, если по нему была фактически приостановлена деятельность ИП или организации. Однако именно такую формулировку допускал даже Верховный Суд РФ (абз. 6 п. 7 постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2). Очевидно, что имелась в виду ситуация, когда кроме применения временного запрета деятельности никаких иных действий не проводилось и не проводится (см., например, решение АС Новосибирской области от 20.05.2014 по делу N А45-5157/2014).

Как обжаловать штраф ГИБДД: большая статья для тех, кто не согласен с наказанием

Содержание

  • Какие штрафы можно оспорить
  • Кто может оспорить штрафы и как узнать, что они есть
  • В какой срок можно оспорить штраф ГИБДД
  • Куда направлять жалобу
  • Какие жалобы направлять в ГИБДД
  • Какие жалобы следует направлять в суд
  • Как составить жалобу, чтобы оспорить штраф
  • Как направить жалобу, чтобы обжаловать штраф ГИБДД
  • Как оспорить штрафы через интернет
  • Сколько времени рассматривают жалобы
  • Каковы шансы успешно оспорить штраф
  • Что делать, если жалобу не удовлетворили
  • Как вернуть деньги за ошибочный штраф

Если водитель получил штраф за нарушение, которого не совершал, он может его обжаловать . Рассказываем, в каких случаях санкции можно оспорить, в какие сроки и как обжаловать постановление ГИБДД .

Какие штрафы можно оспорить

Водитель вправе обратиться за обжалованием любого штрафа ГИБДД , с которым не согласен. Но перед тем как оспаривать штраф , нужно убедиться в наличии оснований и доказательств невиновности. Доводы должны быть подкреплены документально, иначе им никто не поверит, как бы убедительно они ни звучали.

Основаниями для обжалования дорожных санкций являются следующие обстоятельства:

  • камера неверно распознала госномер, и на фото попала чужая машина;
  • за рулем находился не собственник, а доверенное лицо или арендатор;
  • владелец авто был в другом месте в момент совершения нарушения;
  • водитель продал машину и не мог управлять ею в момент нарушения;
  • технические характеристики машины не позволяют ей превысить скорость до пределов, указанных в постановлении;
  • за одно и то же нарушение штраф получен дважды;
  • на месте нарушения отсутствовали знаки, была стерта разметка, либо состояние покрытия на дороге было плохим.

Могут быть и иные факторы, которые позволяют водителю оспаривать вмененные ему санкции. Например, сплошную пересекла не машина, а ее тень, но камера все равно выписала штраф.

Доказательствами для обжалования штрафа может служить:

  • документация на машину, если подтверждаются технические характеристики или госномер авто;
  • страховка на двух и более лиц, доверенность на авто или договор аренды, если нужно доказать, что за рулем был другой человек;
  • справка из стационара, туристическая путевка, транспортные билеты, если подтверждается отсутствие водителя за рулем в момент нарушения;
  • договор с покупателем, если машина больше не принадлежит собственнику.

Разрешается использовать любые документы, фото или видеоматериалы, свидетельские показания, которые помогут установить непричастность водителя к совершенному нарушению.

Кто может оспорить штрафы и как узнать, что они есть

Правом на обжалование штрафа ГИБДД обладает лицо, на имя которого вынесено постановление, либо его представитель, имеющий заверенную у нотариуса доверенность.

Штрафы с автоматических дорожных камер направляются в адрес собственников машин, и именно владельцы должны обращаться за апелляцией.

Бывает, что письма не вовремя доходят до получателя или вовсе теряются, и автовладелец не знает об их наличии. Проверить свое авто на штрафы можно через сервис avtocod.ru. Отчет генерируется в течение 5 минут и показывает, какие проблемы, кроме штрафов, имеются у авто на момент проверки.

В блоке со штрафами увидите, сколько их выписано, кем, на какую сумму, по каким статьям, какова общая задолженность.

Если нарушение попало на камеру, в отчете отобразится фото, на котором четко виден госномер машины. Если номер принадлежит другому авто, есть все основания, чтобы оспорить штраф. Скрин этой части отчета avtocod.ru можно приложить к жалобе в качестве доказательства невиновности.

Если штрафы старые и из-за их неоплаты ФССП наложила запреты на автомобиль, информация об ограничениях также отобразится в отчете.

Проверить авто на штрафы через сервис avtocod.ru можно по VIN или госномеру.

В какой срок можно оспорить штраф ГИБДД

На обжалование постановления ГИБДД законом отводится 10 суток с момента, как вынесли постановление.

Копия постановления виновному в нарушении лицу может быть передана следующими способами:

  • лично в руки, если нарушение зафиксировано на дороге автоинспектором;
  • группой разбора, если водитель выразил несогласие с мнением инспектора, но группа сотрудников ГАИ рассмотрела происшествие и подтвердила виновность водителя;
  • судом, когда дело рассматривалось данной инстанцией;
  • почтовым отправлением – письмом, если нарушение зафиксировала дорожная камера (срок обжалования начнет исчисляться на следующий день с момента, как водитель распишется в получении заказного письма).
Читайте также:
Отдых в штате Мэриленд 2022 - цены и достопримечательности

Срок обжалования постановления ГИБДД , пропущенный по уважительным причинам, подлежит восстановлению. Для этого водитель должен написать ходатайство в произвольной форме и отправить его в ГИБДД по месту совершения нарушения. В заявлении нужно указать уважительную причину, по которой срок упущен, и попросить восстановить его. Ниже вы можете скачать образец и бланк ходатайства о восстановлении срока.

Вместе с заявлением подаются документы, доказывающие факт пропуска срока по уважительным основаниям. Например, если водитель находился на лечении, прикладывается выписка из стационара, а если отсутствовал в городе, – транспортные билеты, путевка и т. д.

Куда направлять жалобу

Жалобы направляются в ГИБДД или районный суд по месту вынесения постановления. Исключение – жалобы на оспаривание штрафов за парковку, выписанные Московской административной дорожной инспекцией (МАДИ) или Администрацией московского парковочного пространства (АМПП). Как обжаловать штраф МАДИ и АМПП расскажем ниже.

Какие жалобы направлять в ГИБДД

В автоинспекции можно обжаловать любой штраф, в том числе и с дорожной камеры, когда:

  • Постановление составлено с техническими ошибками, например, неверно считан госномер машины либо неверно установлен владелец авто.
  • Имела место реакция камеры на посторонние факторы, например, сплошную линию пересек не автомобиль, а его тень, но камера зафиксировала нарушение. Или если скорость превысил проезжающий мотоцикл, а камера назначила штраф водителю автомобиля.
  • Если проезд на красный свет совершен по сигналу регулировщика, а камера выписала штраф.
  • В любых других случаях, когда штраф выписан неправомерно и есть доказательства невиновности водителя.

Некоторые автомобилисты направляют жалобы сразу в суд, но не рекомендуем перескакивать через нижестоящую инстанцию. ГИБДД может решить проблему быстрее и без привлечения судебных органов. Да и в суде спросят, почему вы не попробовали урегулировать ситуацию в автоинспекции.

Какие жалобы следует направлять в суд

Если в автоинспекции жалоба осталась без удовлетворения, нужно перенаправить ее в высшую инстанцию – районный суд. Кроме того, в суде обжалуются постановления, вынесенные им, например, за нарушения, предусматривающие административный арест.

Как составить жалобу, чтобы оспорить штраф

Перед тем, как оспорить штраф ГИБДД , нужно грамотно составить жалобу. Для нее приемлема произвольная письменная или печатная форма, но с обязательным указанием следующих пунктов.

Должностного лица автоинспекции или суда (наименование, адрес), куда подается жалоба, а также личных и контактных данных водителя.

Названия «Жалоба на постановление об административном нарушении», номера постановления и даты его вынесения.

Описательной части с номером, датой постановления и статьей КоАП, по которой обвиняется водитель.

Описания обстоятельств, по которым водитель считает назначенный штраф неправомерным.

Просьбы об отмене назначенного денежного взыскания и прекращении производства по делу со ссылкой на законодательство.

Списка доказательной базы – документации, фото и видеоматериалов, подтверждающих доводы водителя и прикладываемых к жалобе.

Подписи водителя и даты составления документа.

Если нарушение совершено в другом городе и у водителя нет возможности приехать туда, в жалобе указывается просьба рассмотреть дело без его участия. Ниже вы можете скачать образец и бланк документа.

Также вы можете ознакомиться с другими образцами жалоб на постановления об административных правонарушениях.

Как направить жалобу, чтобы обжаловать штраф ГИБДД

В настоящее время есть два способа отправить жалобу, чтобы оспорить штраф: послать ее заказным письмом по почте или принести лично в ГИБДД или районный суд по месту вынесения постановления.

При личном обращении жалоба подается секретарю в двух экземплярах. Один останется в ГИБДД для последующего рассмотрения, а на втором секретарь поставит дату и распишется в получении, после чего вернет водителю. Этот экземпляр автовладелец должен сохранить у себя в подтверждение подачи жалобы.

При отправлении по почте следует сохранять почтовые чеки.

Как оспорить штрафы через интернет

Не каждый штраф ГИБДД можно обжаловать онлайн . Такая возможность появится у водителей лишь с 1 сентября 2022 года. Санкции с камер фотофиксации можно будет оспаривать на «Госуслугах», получив бесплатную электронную подпись.

На сегодняшний день подать жалобу онлайн можно только на санкции МАДИ и АМПП. Такую возможность имеют только жители Москвы. Оспорить штрафы МАДИ и АМПП можно через сайты:

  • mos.ru;
  • avtokod.mos.ru;
  • transport.mos.ru (юрлица направляют жалобу по e-mail на фирменном бланке организации с подписью руководителя).

Mos.ru принимает жалобы по штрафам:

  • за неправильную и неоплаченную парковку;
  • за вынужденную остановку или стоянку в неположенном месте, например, если водителю стало плохо или сломался автомобиль;
  • за ошибочное вынесение постановления (нарушения не было или в документе указан госномер другого авто).

Чтобы оспорить штраф, водитель заполняет форму жалобы, распечатывает ее, подписывает, делает скан документа и прикладывает его к электронному заявлению на сайте. Кроме того, нужно приложить документы на авто и постановление о наложенных санкциях. Ответ на заявление поступит в личный кабинет на сайте.

Avtocod. mos.ru принимает жалобы за неправильную парковку, а также позволяет вернуть средства, ошибочно внесенные по штрафам.

Обжаловать постановление о нарушении ПДД также можно на «Госуслугах», но перечень городов и регионов ограничен. Оспорить штраф могут жители Тулы, Москвы, Удмуртии, Татарстана, Калужской, Тверской, Белгородской, Рязанской и Тюменской области, Пермского и Краснодарского края.

Водители из других городов и регионов могут обжаловать штраф при непосредственном обращении в ГИБДД. Не все автоинспекции имеют собственные интернет-ресурсы, принимающие жалобы онлайн.

Некоторые водители пишут жалобы на официальном сайте ГИБДД. Юридической силы, согласно статье 30 КоАП, такие обращения не имеют, так как у водителя нет возможности удостоверить свою личность электронной подписью.

Сколько времени рассматривают жалобы

Статьей 30.5 КоАП оговариваются следующие сроки рассмотрения жалоб:

  • 10 суток даются МАДИ, АМПП и ГИБДД;
  • два месяца – судам.
Читайте также:
Сербия переходит на электронный формат выдачи разрешений на строительство

По истечении указанных сроков водителю поступает ответ в письменной форме, и, если он отрицательный, можно обжаловать штраф в высших инстанциях.

Каковы шансы успешно оспорить штраф

Шансы на положительный исход, если есть весомые доказательства, высокие. Приведем несколько примеров, где автовладельцы смогли успешно оспорить штрафные санкции.

В Нижегородской области в 2016 году женщина обжаловала штраф с камеры за превышение скорости. Авто на момент нарушения было продано. Водитель представила суду договор купли-продажи, подтвердивший, что машина находилась в пользовании другого лица. Суд удовлетворил жалобу водителя и отменил назначенные санкции.

Второй случай произошел в Москве в 2017 году. На водителя наложили штраф по ч. 1 статьи 12.1 КоАП за управление незарегистрированным авто в размере 500 рублей. Районный суд оставил жалобу без удовлетворения, после чего автомобилист обратился в городской суд. Так как районный суд рассматривал дело с нарушением процессуальных норм и не учел доводы водителя, городской суд отклонил решение и удовлетворил жалобу.

Еще одно дело по обжалованию штрафа за превышение скорости рассматривалось в мае 2022 года в Кемеровской области. В этом случае авто находилось в пользовании другого лица по договору аренды. Водитель смог доказать свою невиновность, и суд встал его на сторону.

Что делать, если жалобу не удовлетворили

При получении отказа в удовлетворении жалобы от органов автоинспекции, следует обратиться в районный суд. Чтобы вновь не получить отказ, но уже из суда, рекомендуем подкрепить жалобу более убедительными доказательствами невиновности. Если отказал районный суд, обратитесь к вышестоящему. Конечная инстанция – Верховный суд РФ.

Если доказать невиновность не получится, придется оплатить штраф. На это есть 70 дней, в противном случае сумма удвоится.

При наличии долга свыше 10 тысяч рублей, судебные приставы могут наложить арест на банковские счета, приостановить действие водительских прав и применить другие санкции.

Если погасить штраф в течение 20 дней с момента получения постановления, будет действовать скидка 50%.

Как вернуть деньги за ошибочный штраф

Бывают случаи, когда водители по ошибке вносят оплату по штрафу дважды. Вернуть штраф можно. Для этого следует написать в произвольной форме заявление в ГИБДД, из которого поступило постановление о назначенных санкциях.

Заявление дополняется ксерокопиями:

  • реквизитов банка;
  • паспорта;
  • квитанции об оплате штрафов;
  • оплаченного постановления.

ГИБДД вернет деньги на указанный в заявлении банковский счет.

Нередко водители сначала уплачивают штраф , перед тем как его обжаловать , чтобы не упустить двадцатидневный срок на получение скидки 50% от государства. Законом это не запрещено. Кроме того, оплата штрафа говорит о признании водителем вины.

Если после оплаты санкций ГИБДД или суд отменили их, нужно написать заявление в ГИБДД, как и в случае с ошибочно оплаченным штрафом. Вышеуказанные документы следует дополнить копией решения ГИБДД или суда об отмене назначенного взыскания.

Отправляется заявление так же – письмом или лично. Если штраф уплачен в МАДИ или АМПП, аналогичное заявление следует направить туда.

Как снять запрет на выезд

Видео-блог Адвоката Мугина А.С.

Подписывайтесь на мой канал в Telegram

Я расскажу о последних новостях и публикациях.
Читайте меня, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!

Терпеть не могу все, что связано с судебными приставами. А кто собственно кроме самих приставов и некоторых супругов приставов любит?

Но, чтобы вы понимали всю широту вопросов, которые решает адвокатский кабинет Мугина, должен признаться, что споры с приставами тоже не редкое явление.

В общем, хочешь-не хочешь, приходится воевать и с приставами, не оставлять же доверителей один на один с проблемой.

Опишу два дела: сначала про отмену запрета на выезд, в следующей статье – про взыскание с приставов компенсации за испорченный отпуск всей семьи доверителя.

Отмена запрета на выезд

Был у меня один корпоративный спор с участием иностранного элемента на стороне злодеев – американский партнер, решил кинуть, да что уж там – откровенно кинул нашего соотечественника-партнёра по бизнесу.

Не буду вдаваться в детали корпоративного спора, но суть в том, что по одному из дел американину удалось добиться решения о передаче новому генеральному директору ряда документов, а также материальных ценностей. Речь даже не о деньгах, суд обязал передать документы, но для запрета на выезд этого достаточно.

Интерес был именно в том, чтобы недопустить участия моего доверителя в американских судах.

О том, что моему доверителю наложен запрет на выезд, как это повелось на Руси, он узнал только в аэропорте. Узнал и грустный поехал домой.

Соответственно мне была поставлена задача отменить запрет любой ценой.

Нарушения при наложении запрета на выезд

Вникнув в тему я нашёл ряд нарушений, которые позволили отменить постановление пристава исполнителя. И сейчас я расскажу про эти нарушения, чтобы ты, дорогой невыездной читатель, тоже смог хотя бы на время открыть для себя прекрасный мир путешествий без границ.

Итак, в Федеральном законе об исполнительном производстве предусмотрена такая обязанность судебного пристава, которую они, по крайней мере в московском регионе, постоянно игнорируют – направить не позднее следующего дня, со дня вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, копию такого постановления должнику (п. 17 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

В свою очередь, должник вправе добровольно исполнить в течение пяти дней с момента получения постановления то, что от него требует пристав.

Моему доверителю такое постановление не направлялось, соответственно срок на добровольное исполнение не начал течь.

При этом в соответствии со ст. 67 Закона об исполнительном производстве, пристав вправе вынести постановление о запрете на выезд только при не исполнении должником в установленный для добровольного исполнения срок соответствующих требований.

Читайте также:
Нувара-Элия, Шри-Ланка: плантации чая, достопримечательности

Более того, неисполнение требований должно быть умышленным или как указано в законе без уважительных причин. То есть перед вынесением постановления пристав должен убедиться, что срок на добровольное исполнение требований истёк и у должника нет уважительных причин не исполнять требования.

В данном случае, постановление о возбуждении исполнительного производства моему доверителю не направлялось, причины неисполнения требований не исследовались.

Ну на самом деле там была опечатка в исполнительном листе в части адреса места жительства, не была указана квартира, но и эти опечатки сплошь и рядом.

Как снять запрет на выезд

Если вас развернули на границе и вы не согласны с постановлением, либо просто ищите лазейки как выехать за границу, надо понимать следующее – действовать надо быстро, отменить постановление быстро не получится – месяца два закладывайте точно (ну если нет откровенной ошибки, как в деле, о котором я расскажу в следующей статье).

Для того, чтобы оспорить постановление необходимо подавать административный иск.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ решения и действия органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

А согласно ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия органа является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Тут важно помнить, что иск такой можно подать в 10-дневный срок с момента, когда вы узнали о нарушении права. Если долго думать и тянуть с принятием решения может быть поздно.

Но подать административный иск вовремя это ещё пол дела, надо ещё суду мотивировать неправомерность действий пристава.

Ведь суд при рассмотрении дела выясняет, помимо прочего, нарушены ли права истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов и пр., и это все надо обосновать суду в административном иске.

При этом обязанность доказывания вышеуказанных обстоятельств лежит на лице, обратившемся в суд.

Таким образом, если вас неожиданно развернули на границе, рекомендую незамедлительно отправиться на прием к судебному приставу, ознакомиться с материалами исполнительного производства и, как минимум, выяснить направлялась ли в ваш адрес копия постановления о возбуждении исполнительного производства.

И если копия постановления не направлялась – обращаться с административным иском в суд.

Одного рецепта или алгоритма действий на все случаи не бывает, поэтому обращайтесь к профессионалам.

Ниже выдержка из решения суда по описанному спору, так сказать социальное доказательство.

Пленум ВС разъяснил, как оспорить законы и постановления

Разъяснения по этой категории дел Верховный суд уже давал в 2007 году, а Высший арбитражный суд – в 2013 году. Но с тех пор законодательство сильно изменилось. Например, в 2015 году вступил в силу Кодекс административного судопроизводства, а в 2016 году элементом судебного контроля стали акты с разъяснениями законодательства, обладающие нормативными свойствами.

В связи с этим появилась необходимость актуализировать уже устаревшие разъяснения. «Обсуждаемый проект постановления – это не только актуализированная редакция постановлений ВС и ВАС. Он взял из них лучшее, стал практически пошаговой инструкцией для судов. Такой документ нужен судам и нужен прямо сейчас», – рассказал Михаил Сорокин из Нижегородского областного суда.

Признаки нормативно-правовых актов

Пленум ВС выделил существенные признаки, которые характеризуют нормативный правовой акт. Первый – издание его в установленном порядке управомоченным органом госвласти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом. Второй – наличие в нем правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В административном иске об оспаривании НПА необходимо указать сведения о том, какие права, свободы и законные интересы нарушены или могут быть нарушены оспариваемым актом, или о том, что существует реальная угроза их нарушения. В противном случае суд оставит его без рассмотрения. А если истец оспаривает документ, который со всей очевидностью не может затрагивать его права, – судья откажет в принятии заявления к производству.

«Административные исковые требования об оспаривании нормативного правового акта не могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции совместно с иными материально-правовыми требованиями», – подчеркивает Пленум ВС.

Разъяснения законодательства — что это?

Акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, – это акты органов госвласти, органов местного самоуправления и иных органов, которые включают в себя результаты толкования норм права, которые используются в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц. При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно определить и привлечь к участию в деле.

При оспаривании разъяснений суд должен установить смысл разъясняемых положений, учитывая буквальное значение содержащихся в них слов и выражений, а также их место в системе права, взаимосвязи с другими правовыми нормами, цели и условия принятия соответствующего нормативного правового акта. Пленум отмечает: если разъяснения не соответствуют смыслу разъясняемых им положений – суд должен признать документ недействующим и указать на это в решении.

Итоги оспаривания

Пленум ВС дает судам право возложить на административного ответчика обязанность принять новый нормативный правовой акт взамен успешно оспоренного. Но только в случае, если суд выявит «недостаточную правовую урегулированность» административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Эта норма подлежит применению лишь в случаях, когда обязанность по принятию акта предусмотрена НПА с большей юридической силой.

Читайте также:
Погода в Анталии в январе 2022. Анталия зимой

Оспоренный акт или его часть могут быть признаны недействующими, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. А если они были приняты раньше, чем более «сильный» НПА, – со дня вступления последнего в силу.

Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводам о необходимости признания акта или его части недействующими, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

Содержащиеся в решении выводы о несоответствии оспоренного акта закону или иному нормативному правовому акту могут иметь преюдициальное значение при рассмотрении других дел – в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим.

Даны разъяснения и по поводу судебных расходов: поскольку нормы КАС и АПК не устанавливают каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или разъяснений, то распределять их нужно по общим положениям этих кодексов.

Юридическое образование и штрафы для чиновников

Ст. 208 КАС устанавливает, что заявители без высшего юридического образования ведут дела через своих представителей, которые такое образование имеют. Но при этом, подчеркивает ВС, закон не устанавливает требование к высшему образованию у лица, которое подписывает административный иск. То есть подписать заявление может административный истец без высшего юридического образования – но в суде его все равно должен представлять юрист с дипломом. И его нужно указать прямо в иске – с приложением копии диплома.

Разъяснения даны не только по поводу статуса административного истца: судам также предложено обращать внимание на факты уклонения представителей принявшего НПА от явки на судебное заседание. «В случае неявки на судебное заседание без уважительных причин лиц, явка которых признана судом обязательной, необходимо обсуждать вопрос о возможности наложения штрафа», – подчеркивает Пленум.

Орган госвласти, который должен проводить обязательную регистрацию нормативных правовых актов (например, Минюст), принимает участие в рассмотрении таких дел в качестве заинтересованного лица.

Постановление Пленума пока не принято – по итогам обсуждения председатель ВС Вячеслав Лебедев отправил его на доработку, по итогам которой некоторые разъяснения могут измениться.

Принят закон о запрете определенных действий. Что это значит?

18 апреля президент подписал поправки в уголовно-процессуальный кодекс. Через 10 дней закон вступит в силу и людям можно будет запрещать что-то делать. Но не что угодно, не всем людям и не просто так.

Название, конечно, дурное. В США подобная штука называется restraining order — вроде как сдерживающий приказ. Когда герой говорит: «Я не могу позвонить своей бывшей девушке» — «Почему?» — « I have a restraining order », — это вот примерно то же самое.

Мы разобрались в нововведениях и российской специфике этого закона с дурацким названием.

Кого это касается?

Новая мера пресечения в виде запрета определенных действий касается только тех, кого подозревают или обвиняют в преступлении. Именно в преступлении — то есть нарушении, за которое предусмотрено уголовное наказание. Если нарушение административное, то нормы УПК на него не распространяются и запрета определенных действий быть не может. Например, превышение скорости — это административное нарушение. А несоблюдение ПДД , из-за которого кто-то погиб, — уголовное.

Свидетелей по уголовным делам запрет напрямую не касается. Но это может коснуться их косвенно: например, если подозреваемому запретят общаться с родственниками, а свидетель окажется в их числе.

Что значит «мера пресечения»?

Мера пресечения — это какие-то запреты и ограничения, которые государство может наложить на человека, чтобы не дать ему сделать что-то вредное. Мера пресечения ограничивает свободу человека. Если есть подозрения, что человек, например, грабит караваны, но это пока не доказано, то на время следствия его могут посадить под домашний арест или заключить под стражу — то есть насильно временно ограничат его свободу, чтобы он не мог и дальше грабить караваны. Хотя приговора еще нет, но меру пресечения уже можно применить — причем надолго.

Есть несколько вариантов мер пресечения, например подписка о невыезде, личное поручительство, залог, домашний арест и заключение под стражу. Их применяют, если подозреваемый или обвиняемый может скрыться, продолжать преступления, угрожать, уничтожить доказательства или как-то еще помешать производству по уголовному делу. Все знают о нашумевших историях, когда режиссеру или министру назначают домашний арест, а предпринимателей заключают под стражу. Вот это все — меры пресечения.

Что изменилось?

К списку мер пресечения добавили запрет определенных действий. Это не каламбур и не обобщение: мера так и называется в законе. Она будет упоминаться в разных местах УПК . Также для нее ввели новую статью — 105.1.

Вообще, это понятие уже встречалось в наших законах, просто его не было в списке мер пресечения по УПК . Например, запрет определенных действий могли и раньше наложить при защите авторских прав: если кто-то издал чужое произведение и нужно не дать ему продать книги.

Запрещать определенные действия могут в рамках арбитражных дел. Например, можно запретить продать недвижимость, если должник не отдает деньги и есть риск, что он избавится от имущества.

Но эти запреты не касались личных прав и свобод конкретного человека. Поэтому когда подозреваемый проходил по уголовному делу и нужно было ограничить его передвижения и круг общения, можно было только поместить под домашний арест. Запретить пользоваться интернетом, посещать какие-то мероприятия и общаться с конкретными людьми без домашнего ареста было нельзя.

Какие действия могут запрещать?

Список запретов конкретный и закрытый. Это значит, что другие действия запретить нельзя. Вот что можно запретить:

  1. Выходить из дома в определенное время.
  2. Находиться в определенных местах или ближе какого-то расстояния до конкретных объектов. Тут стоит отметить, что речь именно об объектах, а не о лицах. «Я не могу подходить к своей бывшей ближе чем на 500 метров» не пройдет. А вот «Я не могу подходить к дому и месту работы своей бывшей» теоретически может пройти. Но для этого своей бывшей надо как-то навредить, чтобы это попало под статью УК .
  3. Посещать определенные мероприятия и участвовать в них.
  4. Общаться с определенными людьми.
  5. Отправлять и получать письма и телеграммы. Потому что ведь все сейчас получают письма и телеграммы.
  6. Использовать телефон и интернет.
  7. Управлять автомобилем, если преступление связано с нарушением ПДД .
Читайте также:
Отдых и погода в Эйлате в апреле: отзывы туристов с фото и видео

Других действий в списке нет.

Запрещать могут какое-то одно действие из перечня, несколько или все сразу. Могут сначала запретить что-то одно, а потом добавить еще запретов. Если подозреваемого отпустили под залог, то могут дополнительно запретить с кем-то общаться, пользоваться интернетом и куда-то ходить. Еще эти меры могут применять дополнительно к домашнему аресту, но они упоминались и до этого закона.

Как будут накладывать запрет?

Запрет может наложить только суд. Следователь или дознаватель возбуждает ходатайство перед судом, в котором просит запретить такому-то человеку совершать определенные действия из перечня. Следователь обязан объяснить, зачем это нужно. Суд выносит постановление: запретить действия или не запрещать.

Постановление отправят следователю, прокурору, самому подозреваемому, а также потерпевшему или свидетелю — если запрет как-то касается их безопасности. Если запретили управлять автомобилем, заберут права.

В постановлении напишут, из какого помещения нельзя выходить, в какое время, к какому именно объекту не подходить, с каким человеком не общаться и в течение какого времени. Все конкретно.

Постановление о запрете определенных действий нужно исполнять немедленно. Но его можно обжаловать.

Если во время запрета случится форс-мажор

Запрет не касается звонков в скорую, аварийные службы или полицию. Но о каждом звонке нужно сообщать в орган, который контролирует исполнение запрета. Можно неограниченно связываться со следователем и дознавателем. А вот про адвокатов ничего не сказано.

Если подозреваемый попадет в больницу, запрет продолжит действовать. Там ему тоже не дадут телефон и не пустят друзей, если это запрещено.

На какой срок запрещают действия

Запрет на выход из дома зависит от тяжести преступления и разных обстоятельств, включая личные, и может длиться максимум три года. Сначала меру назначают максимум на два месяца, а потом могут продлевать. Когда предельный срок истечет, запрет снимут. Но там есть нюансы со сроками: например, они описаны в ст. 109, 128 и 221 УПК .

Срок для остальных действий из перечня установит суд. Применить запрет можно в любой момент производства по уголовному делу.

Важно, что срок запрета на выход из дома засчитывается в срок содержания под стражей. Почти как домашний арест. Но если домашний арест засчитывают день в день, то два дня запрета на выход из дома равны одному дню содержания под стражей. Подписка о невыезде или залог в срок содержания под стражей не входят.

Кто будет контролировать

Выход из дома можно контролировать с помощью электронного браслета. Этим занимаются службы исполнения наказаний и другие надзорные ведомства. Но если такого запрета нет, а просто нельзя куда-то ходить, с кем-то общаться и приближаться к каким-то объектам, проверять будет сложнее.

Если подозреваемый нарушит запрет, для него выберут более строгую меру пресечения. Например, заменят запрет на использование интернета и общение с друзьями на домашний арест или даже содержание под стражей.

А как же права и свободы?

Конституция гарантирует права и свободы. Но это не значит, что нет границ для поведения и есть свобода от ответственности перед другими людьми и обществом. Права и свободы можно законно ограничивать. Например, если это нужно для уважения и признания прав других людей, соблюдения их интересов, требований морали, общественного порядка и общего благосостояния.

Если законодательство страны установило ограничения и они не противоречат нормам международного права, это законно. Такие ограничения не считаются ущемлением прав и свобод. Европейский суд по правам человека считает так же.

Новая мера пресечения должна стать более мягкой по сравнению с залогом и домашним арестом. Как будет на деле, покажет время.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Забайкальского края

Прокурор разъясняет

  • 28 июня 2018, 00:00

В органы прокуратуры зачастую обращаются представители хозяйствующих субъектов, органов власти и управления с требованиями защитить их интересы в возникшем экономическом споре.

Настоящая статья посвящена полномочиям прокурора по оспариванию заключенных между хозяйствующими субъектами сделок и проблем правоприменительной практики.

Реформирование гражданского законодательства продолжается уже почти десять лет. Основой для вносимых в Гражданский кодекс РФ изменений является Концепция развития гражданского законодательства РФ, подготовленная на основании Указа Президента РФ от “О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации”.

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ были изменены общие положения об оспоримых и ничтожных сделках, а также нормы о недействительности сделок, не соответствующих закону или иным правовым актам. Основные правовые позиции по внесенным в ГК изменениям Верховный Суд РФ изложил в Постановлении Пленума от 23 июня 2015 г. N 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”.

Поскольку в силу своих непосредственных задач органы прокуратуры в подавляющем большинстве случаев обращаются в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок, не соответствующих закону, указанные изменения в значительной степени отразились на возможности использования прокурором полномочий по обращению в арбитражный суд с такими исками.

Читайте также:
Что делать, если иностранец потерял документы в России?

Суть внесенных изменений состоит в том, что существовавшая ранее презумпция ничтожности сделки, не соответствующей требованиям закона или иного правового акта, заменена на презумпцию ее оспоримости. Такой кардинальный поворот произведен в соответствии с положениями Концепции и с целью исключить излишне широкое распространение судебной практики признания сделок недействительными на основании названной статьи ГК.

Установление презумпции оспоримости сделки, нарушающей требования закона, помимо общего правила о том, что оспоримая сделка должна быть признана недействительной судом, а ничтожная сделка недействительна независимо от такого признания, влечет целый спектр сопутствующих последствий, заключающихся в том, что теперь действует иной перечень лиц, имеющих право предъявлять соответствующие иски, и другой срок исковой давности (не три года, а один год).

Применительно к практике использования полномочий прокурора по обращению в арбитражный суд это нововведение вызывает необходимость скорректировать свою работу так, чтобы своевременно выявлять сделки, не соответствующие требованиям закона, и оспаривать их в рамках годичного срока исковой давности.

Кроме того, возникают проблемы с доказыванием полномочий прокурора на оспаривание сделок с учетом позиций Верховного Суда РФ по применению ст. 168 ГК.

Сделки, нарушающие требования закона или иного правового акта, по общему правилу оспоримы, такие сделки ничтожны только в случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 168 ГК).

В п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” приведен большой перечень сделок, которые являются ничтожными в силу прямого указания закона, при этом перечень не является закрытым. Из этого перечня прокурором в арбитражном суде исходя из положений о подведомственности споров могут оспариваться лишь некоторые: мнимая или притворная сделка (ст. 170 ГК); сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности (ст. 169 ГК), и некоторые другие. Вместе с тем оспаривание таких сделок прокурорами – редкий случай.

Необходимо подчеркнуть, что в силу п. 5 ст. 426 ГК условия публичного договора, не соответствующего требованиям, установленным п. п. 2 и 4 этой статьи, являются ничтожными. С учетом того, что п. 4 ст. 426 ГК предусматривает возможность издания Правительством РФ и уполномоченными им федеральными органами правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, условия договоров в сфере услуг связи, энергоснабжения, перевозок транспортом общего пользования и других публичных договоров, не соответствующие таким правилам, являются ничтожными.

Более проблемным для прокурорской практики обращения в арбитражный суд является применение положений п. 2 ст. 168 ГК, устанавливающего исключения из общего правила об оспоримости сделок, не соответствующих требованиям закона или иного правового акта.

Пунктом 2 ст. 168 ГК предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Исходя из такого понятия ничтожной сделки и направленности полномочий прокурора на защиту публичных интересов, прокурор при обращении в арбитражный суд с иском о признании недействительной ничтожной сделки в порядке ст. 168 ГК должен доказать: а) нарушение сделкой требований закона или иного правового акта; б) нарушение публичных интересов или интересов третьих лиц.

В п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 дано определение публичных интересов: “Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной, как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов”.

Явно положительным для прокурорской практики обращения в арбитражный суд является и положение о том, что ничтожна сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет.

Применительно к использованию полномочий прокурора на обращение в арбитражный суд необходимо указать такие нормы, содержащие явно выраженный запрет, как ст. 27 Земельного кодекса РФ об ограничении оборотоспособности земельных участков; ч. 2 ст. 28.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ “О теплоснабжении” и ч. 2 ст. 41.3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”, содержащие запрет на передачу арендатором прав по договору аренды объектов теплоснабжения и водоснабжения; п. 5 ст. 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, содержащий запрет на сдачу в субаренду, передачу прав и обязанностей по договору аренды земельного участка.

Суды учитывают указанную позицию Верховного Суда РФ при принятии решений по конкретным делам и удовлетворяют требования прокуроров о признании недействительными сделок в силу ничтожности при нарушении сделкой явно выраженного запрета, установленного законом (например, дело N А39-5692/2015 по иску прокурора Республики Мордовия о признании недействительным договора об ипотеке спортивных сооружений, приватизация которых запрещена).

Наибольшие трудности в правоприменительной прокурорской практике вызывает последнее предложение приведенного понятия публичных интересов, данного Верховным Судом РФ в п. 75 Постановления Пленума N 25.

С позицией о том, что само по себе несоответствие сделки законодательству не свидетельствует, что имеет место нарушение публичных интересов, еще можно согласиться, так как она следует из общего посыла новой редакции ст. 168 ГК. Однако позиция, согласно которой нарушение сделкой прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов, является спорной.

Читайте также:
10 самых красивых островов мира, на которых стоит побывать хотя бы раз в жизни

При обращении прокурора в арбитражный суд необходимо также учитывать положения п. п. 9 и 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 марта 2012 г. N 15 “О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе”, которые предусматривают, что, предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной лицами, названными в абзацах 2 и 3 ч. 1 ст. 52 АПК РФ, прокурор обращается в суд в интересах публично-правового образования.

Если в соответствии с последним предложением п. 75 Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 признать, что “публичный интерес” и “интерес публично-правового образования” – это абсолютно разные и никак не пересекающиеся понятия, то с учетом положений ст. 52 АПК и п. п. 9 и 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 марта 2012 г. N 15 обращение прокурора в арбитражный суд с иском о признании сделки недействительной в силу ничтожности становится совершенно невозможным.

С учетом изложенного, по нашему мнению, судебная практика может пойти одним из двух путей. В первом варианте суды вынуждены будут признавать, что все-таки нарушение прав публично-правового образования всегда есть нарушение публичных интересов. Во втором варианте, и он является более вероятным, при признании нарушения прав публично-правового образования в каждом конкретном случае для признания сделки ничтожной суды будут выяснять, нарушаются ли ею интересы неопределенного круга лиц, находятся ли под угрозой обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, оборона и безопасность государства, охрана окружающей среды, не нарушен ли явно выраженный запрет, установленный законом.

Кроме того, необходимо указать, что положения п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 о том, что нарушение сделкой прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов, является по своей сути не толкованием закона (в нашем случае ст. 168 ГК), а фактически новой нормой права. Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова В. Белов прямо говорит о том, что в 133 пунктах Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 при самом скромном подсчете обнаруживается более полусотни норм, неизвестных ГК. К таковым, по нашему мнению, относится и приведенное выше спорное положение п. 75 Пленума.

Обращение в суд прокурора с исками такой категории возможно с учетом того, что прокурор обращается в суд в интересах публично-правового образования и оспаривает сделки, совершенные органами публично-правовых образований. Например, когда федеральной собственностью распоряжаются органы местного самоуправления.

Более дискуссионным является вопрос о нарушении прав публично-правового образования как третьего лица при оспаривании сделки, совершенной государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, так как нарушение прав в таком случае носит как бы опосредованный характер. Судебная практика по этому вопросу еще не сформирована. Вместе с тем нам представляется возможным обращение в арбитражный суд прокурора в такой ситуации.

Необходимо также остановиться на полномочиях прокурора по обращению в арбитражный суд с иском о признании недействительной противоречащей закону оспоримой сделки.

Устанавливая презумпцию оспоримости сделки, законодатель ввел в ГК несколько новелл, касающихся оспаривания сделок и применения последствий их недействительности.

Применительно к оспоримым сделкам круг лиц, которые могут их оспорить, несколько расширен. Ранее к ним относились только лица, указанные в ГК, теперь же таким правом по общему правилу наделена сторона по сделке, а также лица, указанные в законе, к которым можно отнести и прокурора.

При предъявлении требований о признании недействительной оспоримой сделки прокурору с учетом Постановления Пленума N 15 и требований п. 2 ст. 166 ГК необходимо в каждом конкретном случае доказывать, что сделка нарушает права или охраняемые интересы публично-правового образования, в том числе что она повлекла для него неблагоприятные последствия, а также то, что применение последствий недействительности сделки приведет к восстановлению нарушенных прав публично-правового образования.

Также могут возникнуть сложности при применении п. п. 2 и 5 ст. 166 ГК, законодательно закрепляющих добросовестность как условие оспаривания сделки, в связи с тем, что прокурор в арбитражном процессе является процессуальным, а не материальным истцом, поскольку обращается в суд в интересах публично-правового образования. Исходя из этого проблематичным является доказывание недействительности сделки, если из поведения должностных лиц публично-правового образования явствует воля сохранить сделку в силе.

Таким образом, анализ изменений, внесенных в ГК в ходе реформирования, а также толкование этих изменений Верховным Судом РФ, в том числе в Постановлении Пленума от 23 июня 2015 г. N 25, создают новые условия для реализации прокурором полномочий по обращению в арбитражный суд, нацеливая его на защиту публичных интересов, под которыми в первую очередь понимаются интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. При этом в каждом конкретном случае при обращении прокурора в суд необходимо доказывать нарушение прав и законных интересов публично-правового образования, а в случае обращения с иском о признании сделки недействительной в силу ничтожности – также нарушение публичных интересов в толковании, данном Верховным Судом РФ.

Информацию предоставил начальник отдела прокуратуры края Андрей Арутюнов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: