Усадьба Поленово, Россия — подробная информация с фото

Усадьба Поленово

Усадьба Поленово стала воплощением мечты великого русского художника В. Д. Поленова. В окружении живописной окской природы он создал удивительный мир гармонии, в котором мирно уживаются разные стили, эпохи и произведения. Все здесь подчинено главному принципу Василия Дмитриевича, который считал, что «Искусство должно давать счастье и радость». Эту цитату можно увидеть в одном из музейных залов, под его портретом.

Усадьба Поленово: достопримечательности

Все постройки в имении проектировал сам Поленов, интересовавшийся архитектурой еще в период обучения в Императорской Академии художеств. Длительное пребывание за границей в качестве академического пенсионера позволило ему, наряду с совершенствованием художественного мастерства, более детально изучить европейское зодчество. В дальнейшем свои знания он воплотил в проекте собственной усадьбы. Здесь присутствует европейский средневековый стиль и модерн, фахверк и сруб, этажность и приземистость. Такую эклектику сотрудники музея называют «поленовским стилем».

Большой дом

Трехэтажное деревянное здание, возвышающееся на холме, было возведено в 1892 г. и оштукатурено — в 1897 г. Оно имеет асимметричную форму, разные фасады, сложную кровлю и разновеликие проемы.

Дом сохранился без каких-либо изменений, в том числе — обстановка и элементы декора. Окна в черном обрамлении напоминают картины в рамах, а их большой размер способствует единению с природой. В здание подавалась вода, на каждом этаже были ванные комнаты. Система отопления состояла из дровяных и аммосовских печей.

Аббатство

Изысканное, аккуратное здание находится рядом с Большим домом. Оно служило художнику мастерской и местом отдыха в летний период. Скромная обстановка и уединение объясняют название дома. Аббатство построено в 1904 г.

Фахверк

Сарай имеет каркасную конструкцию с характерными для фахверковых строений раскосами. Он использовался в хозяйственных целях и в качестве столярной мастерской, где изготавливались лодки для поленовской флотилии. Сегодня здесь представлена выставка, посвященная знаковым событиям в жизни усадьбы и ее владельцев. Фахверк построен в 1895 г.

Адмиралтейство

Здание, расположенное на выходе из усадьбы к Оке, предназначалось для зимней стоянки лодок. Его фасад украшен штурвалом, рядом установлены якоря. Сегодня в Адмиралтействе выставляются работы современных художников. Здесь же находится Диорама, считающаяся последней масштабной работой Василия Дмитриевича. На ней в виде картинок показано кругосветное путешествие. Задуманные художником эффекты проявляются с помощью подсветки. Адмиралтейство построено в 1895 г.

Детский домик

Изначально это был обычный шалаш для детских игр. Позже построили стилизованный под избушку домик, обставили его хохломской мебелью и утварью. Летом здесь проводятся мастер-классы.

Город мастеров

Ближе к причалу стоит капитально отремонтированный корпус. В его большом зале устраиваются концерты, спектакли и даже балы. В Городе мастеров есть художественные студии и выставочный зал. Здесь организовывают пленэры и дают уроки по керамическому искусству.

Туристический центр

Здание построено рядом с усадебными воротами в 2004 г. Его образ, близкий к поленовскому стилю, был создан архитектором Е. Перченковым. В Туристическом центре расположена музейная касса, выставочный и конференц-залы, лавка с сувенирной продукцией и кафе «Поленово». Справа от центра — платная парковка, слева — туалет.

Другие объекты

В юго-западной части усадьбы расположен скотный двор, где содержались кони, коровы и куры, а также сарай для хранения сена, каретный «гараж», погребница и омшаник (зимовник для пчел). На берегу Оки находится причал и пляж. Рядом с Адмиралтейством построена банька, которая стали называться Домиком Прокофьева по причине проживания в ней композитора в 1930-х гг. Маэстро работал здесь над музыкой к балету «Ромео и Джульетта».

По просьбе крестьян Поленов построил церковь в селе Бёхово. В 1907 г. ее освятили во имя Святой Троицы. Внешний облик храма сочетает элементы романского и древнерусского зодчества, а внутреннее пространство имеет общие черты с иерусалимской церковью св. Елены. В оформлении принимали участие сам художник, его сестра, друзья и ученики, в том числе И. Репин, Е. Татевосян, А. Головин и др. С 1930-х до 1990 г. службы в церкви не проводились. Рядом находится кладбище с захоронениями Поленовых и святой источник.

В Страхово сохранилась школа, построенная художником для крестьян. Его жена обучала девочек вышивке, организовала для мальчиков мастерские. Сегодня здесь работает детский театральный кружок, проводятся занятия юных экскурсоводов и любителей живописи. В ближайшем будущем в школе разместится Детский центр культуры.

Недалеко от Большого дома находится «Греческий театр» под открытым небом.

Музей Поленово: история

Увидев однажды Оку из окна поезда, Василий Дмитриевич был настолько поражен ее дивной красотой, что решил обязательно построить на окском берегу большой семейный дом с террасой, музейной комнатой и галереей, библиотекой и мастерской, о чем сразу же уведомил жену. Эта мысль не покидала Поленова после возвращения в Москву, и осенью того же 1887 г. он, совершая путешествие по Оке на пароходе, обратил внимание на живописные места между Тарусой и Бёховым. Впоследствии художник не раз наведывался сюда со своими учениками.

Читайте также:
В Берлине развернулась борьба с нелегальной арендой жилья

Весной 1887 г. Василий Дмитриевич узнал о продаже небольшого имения в Бёхове с 80 десятинами земли, но приобрести его удалось лишь спустя 3 года на средства, полученные от реализации картины «Христос и грешница». Полотно было куплено императором Александром III за 30 тыс. руб. и размещено в Зимнем дворце. После создания Русского музея, картина была передана в его коллекцию.

Первым домом на Оке для семьи Поленовых стал одноэтажный сруб-флигель. Но художник мечтал вовсе не о Бёхове, а о высоком холме над рекой, называемым Борко́м. В то время пустырь принадлежал крестьянской общине и имел статус «без права продажи». Поленову удалось договориться об обмене имения в Бёхове на Борок, но с условием. За каждую десятину холма он отдал две десятины пахотной земли.

Строительство усадьбы завершилось в 1904 г. На пустынном холме высадили хвойные и лиственные деревья, многие саженцы привозили из других мест. В лесу проложили просеки, в саду и аллеях оборудовали пешеходные дорожки. Имение превратилось в отдельный, самодостаточный городок со своими правилами, обычаями и принципами. Сюда всегда могли приехать друзья-художники и ученики Поленова.

Художественный музей стал первой в России провинциальной галереей, открытой для широкого круга посетителей. После Октябрьской революции он одним из первых был взят под государственную охрану как объект национального достояния, не подлежащий конфискации. В 1924 г., еще при Василии Дмитриевиче, усадьба Борок была передана семье Поленовых в пожизненное пользование.

Дело отца продолжил сын Дмитрий. В 1931 г. был открыт Дом-музей В. Д. Поленова, однако через 6 лет Дмитрия Васильевича вместе с женой арестовали и отправили в лагеря на 10 лет (освободили их досрочно к 100-летнему юбилею художника в 1944-м). Музей хотели ликвидировать, но помог случай — арестовали самого «автора» постановления. В 1939 г. дочери В. Д. Поленова передали все художественные ценности в дар государству, после чего областные структуры приняли дом-музей на свой баланс и установили входную плату.

Вскоре после окончания ВОВ «дом-музей» преобразовали в «музей-усадьбу». Его директором в 1960 г. стал внук художника — Федор Дмитриевич. При нем комплексу был возвращен первоначальный вид, обозначены границы охранной зоны, возрождены поленовские традиции и реализованы новые планы. Из областного подчинения музей перешел сначала в республиканское, а затем — в государственное ведение.

С 2012 г. комплексом руководит правнучка художника — Наталья Федоровна. В течение всей своей истории усадьба никогда не переходила в «чужие руки».

Экскурсии в Поленово

Сотрудники музея проводят экскурсии с группами до 20 человек. Возможны индивидуальные туры по предварительному бронированию. Кроме того, по парку усадьбы и в окрестностях гости могут совершить конную прогулку, для требуется предварительная запись.

Заповедник Поленово

Усадьба вместе с парком и садом находится на территории заповедной зоны, занимающей площадь 870 га в пределах Тульской и Калужской областей. Это один из крупнейших музеев-заповедников в стране, где к сохранению исторического ландшафта и развитию уникального парка относятся с особым трепетом. На территории запрещено разводить костры, ловить рыбу, оставлять мусор и парковать машины в зеленой зоне.

Билеты можно приобрести только за наличный расчет в Туристическом центре усадьбы Поленово, а в Адмиралтейство и на Диораму — по месту. Цены в формате с экскурсией, в рублях.

Вход в Большой дом:

  • взрослым — 350;
  • пенсионерам и студентам — 250;
  • для школьников (16-18 лет) — 150.

С 01.05 до 31.10, а также в праздники и каникулы в Большой дом можно попасть в составе экскурсионных групп.

Билеты на выставку в Фахверк:

  • полный — 250;
  • льготный — 150;
  • школьный — 50.

Посмотреть Диораму и выставку в Адмиралтействе можно только в составе экскурсии. Цены для взрослых/студентов и пенсионеров/школьников составляют — 100/90/70 руб.

Билеты в Аббатство:

  • взрослый — 250;
  • для пенсионеров и студентов — 150;
  • школьный — 50.

Право бесплатного входа имеют (без экскурсий):

  • дети до 16 лет и сироты;
  • инвалиды I и II гр.;
  • участники боевых действий и ВОВ;
  • солдаты-срочники.
  • парковка — 200 руб.;
  • любительская фото-/видеосъемка в интерьерах- 200/500 руб.;
  • профессиональная съемка — по запросу.

Более подробный прайс представлен на официальном сайте.

Часы работы усадьбы Поленово

Музей открыт с 11:00 до 17:00, кассы — с 10:45 до 16:00.

Посещение Города мастеров — с 11:00 до 17:00.

Показ диорамы — каждые 40 мин. — с 11:00 до 15:40.

Прогулки по парку:

  • май—сентябрь — с 10:00 до 19:00;
  • октябрь—апрель — с 10:00 до 18:00.

Выходные — пн. и вт. Санитарные дни — последний чт. каждого месяца и с 18.03 по апрель.

Мероприятия

В музее-заповеднике регулярно проводятся выставки, спектакли, концерты, мастер-классы и многое другое. График мероприятий на официальном сайте.

Как добраться до усадьбы Поленово

Расстояние от Москвы (МКАД) до Поленово составляет 110 км, от Тулы — 75 км.

Читайте также:
Город Фуэнхирола в Испании: курорт с многовековой историей

Из Москвы

Выезжать нужно по Симферопольскому шоссе. Вскоре после моста через Оку появиться дорожный знак, указывающий направление к пос. Заокский. Нужно доехать до Малахово, после чего свернуть направо по указателю «Поленово».

Из Тулы

Выезд — по Московскому шоссе. Далее по а/д «Крым» необходимо доехать до дорожной развилки и выбрать Старое Московское шоссе — направление на Малахово. Там по указателю «Поленово» свернуть налево.

На общественном транспорте

Сначала нужно доехать до ж/д ст. Турусская (пос. Заокский). До нее идут электрички:

Далее — пересесть на автобус, следующий через Страхово в Велегож или Ланьшино. Расписание можно посмотреть здесь. От Страхова до Поленово — 1 км пешком.

Летом из Тарусы можно добраться на частном катере. Регулярных поездок нет.

Усадьба Поленово – историко-архитектурный комплекс и художественный музей

Путешествуем сами! traveltu.ru

Привет, друзья. Все мы привыкли к тому, что в каждом туристическом городе нас ждет масса интересных музеев. А вот в конце XIX века такая роскошь, как посещение музея, была доступна далеко не всем. Это решил изменить художник Василий Поленов. Усадьба Поленово стала первым на территории России музеем в сельской местности. И первым музеем, доступным широкому кругу зрителей.

Одна из главных достопримечательностей Тульской области. От Москвы примерно в 2-ух часах езды на машине.

История

Поленово – это государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник художника В.Д. Поленова. Расположен он на территории Тульской области на берегу Оки.

История этого музея началась с 1887 года, когда Василий Поленов, проезжая мимо здешних мест, из окна своего вагона увидел Оку. Он мгновенно попал под обаяние пейзажей, окружавших Серпухов. В письмах жене он неоднократно говорил об этом неожиданном чувстве, о том, как здорово было бы построить здесь домик.

Мысли об этих местах не оставляли его и в Москве. Несмотря на непогожее время, осенью 1887 года, он снова посетил местность около Тарусы , а также Бехова.

Следующая такая поездка состоялась два года спустя. Тогда внимание Поленова и его спутника, а по совместительству ученика, К. Коровина привлек дом на холме под названием Борок.

Спустя три года художнику удалось купить землю в селе Бёхево. После чего начался долгий процесс обмена этой земли на заветный участок на холме.

Сделка состоялась. Теперь осталось придать поместью именно тот облик, о котором мечтал Поленов. А так как архитектура была его давним увлечением, за все работы он смело взялся сам. За эталон он взял черты западноевропейской средневековой архитектуры.

К 1892 году семья Поленовых переселилась в свой новенький дом. Поэтому именно этот год принято считать годом основания музея. Но все строительные работы были окончены гораздо позже, к 1904 году.

Кроме главного дома появились также: флигели, курятник, коровник, каретный сарай, конюшня и другие хозяйственный постройки.

Мастерская в Аббатстве

Была здесь мастерская художника «Аббатство», прозванная так за особенности архитектуры, напротив нее находилась избушка для детей.

В Фахверковом сарае находилась кладовая с мастерской столяра, в сарае «Адмиралтейство» хранились лодки.

Интерьер одного из зданий усадьбы

Так воплотилась мечта Поленова, его дом стал музеем, открытым для всех. Здесь проводились экскурсии из соседних городов и деревень, приезжали крестьяне, школьники.

Так появился первый российский художественный музей в деревне, доступный всем.

План территории музея

Наши дни

Все это сейчас также доступно всем желающим. Кроме того, сейчас территории музея принадлежит Троицкая церковь, построенная также по проекту Поленова, кладбище, где похоронен сам художник, школа в Страхове, построенная им, туристический центр.

Уникальность этого комплекса состоит еще в том, что он уже 120 лет находится в руках одной семьи.

С 2012 года его директором является правнучка художника.

Музей регулярно устраивает под своей крышей временные выставки, концерты, спектакли, другие мероприятия.

Каждый Новый год в библиотеке проводят каминные вечера, во время которых детский театральный кружок показывает спектакли: Кошкин дом, Робин Гуд, Снежная королева и многие другие.

Сама же картинная галерея хранит работы Шишкина, Васнецова, Репина, Савицкого, Архипова и других художников.

Основа коллекции музея — подарки друзей и приятелей Поленова по Академии художеств.

Диорама

Окрестности

Много интересного находится и рядом с усадьбой.

Так и усадьба и её окрестности это — чудесный природный заповедник. Ока, леса и луга – все это бережно охраняется. Здесь вы насладитесь красотой окского пейзажа.

Мемориальный парк – еще одна местная достопримечательность. Вокруг усадьбы раньше рос лесок. Постепенно там проложили тропинки. Опять же, все было спроектировано самим Поленовым. Сейчас это — таинственный вековой парк с могучими деревьями, соснами, вязами, сиренью.

Вид из окна главного дома

Недавно музею была передана школа. Ее также построил Поленов. Дочери художника уделяли много внимания работе со школьниками. Сейчас здесь располагается тот самый «Театр Новогодней Елки», а также школа юного экскурсовода.

Читайте также:
Особенности отдыха в Шибенике

Еще одно здание здесь называется «Город мастеров». Там периодически проходят концерты, спектакли и выставки.

Друзья, теперь мы есть в Инстаграм . Канал о путешествиях, историях из поездок. А так же лайфхаки, полезности, маршруты и идеи для ваших путешествий. Подписывайтесь, у нас интересно)

Пристань и пляж

Аллеи парка выходят к Оке. Здесь можно искупаться. Дно и пляж песчаные. Течение довольно сильное, но у берега полно плескающейся детворы.

В конце пляжа находится пристань. С неё ходит корабль до Тарусы. По реке это полчаса. Расписания нет.

Корабль и лодки приходят из Тарусы и ходят слухи, что кто-то из администрации знает время их прибытия и отправки, т.к. ему звонят по телефону и сообщают, что придёт корабль с туристами.

Конечно было бы удобно совместить поездку в Поленово и поездку в Тарусу — они рядом, но на разных берегах. Удобно добираться по реке. А вот на машине, и общественным транспортом придётся делать здоровенный крюк.

Могила В.Д. Поленова

Сам художник и члены его семьи похоронены на кладбище в селе Бехово. Находится оно на холме.

Как найти могилу художника Поленова: пройти всю усадьбу и от пристанидойти до Оки. Там пляж, правее пляжа находится пристань. От пристани идите дальше по берегу реки пока не увидите высокий холм. К нему идут деревянные ступени. Поднимаетесь по ступеням — перед вами кладбище. Отсюда же, с холма, открываются великолепные виды на окрестности. На кладбище идёте вглубь и правее. Могила выглядит вот так:

Могила В.Д. Поленова

Ориентироваться можно на деревянную часовенку. На фото она слева. Найти несложно.

Если пройти дальше (направление перпендикулярно реке) в село, то придёте к Троицкой церкви.

Расписание работы музея

  • Среда — воскресенье с 11 до 18 часов.
  • Входные: понедельник и вторник.

Сколько стоит

Парк, лес, пляж, река, холм, кладбище, церковь — свободный вход.

Оплачивать нужно только посещение зданий усадьбы.

  • Взрослый билет в Главный дом стоит 250 рублей, студентам и пенсионерам – 150, школьникам бесплатно.
  • С экскурсионной группой стоимость для каждой категории лиц увеличивается на сто рублей.
  • Фотосъемка внутри помещений стоит 200 рублей, видеосъемка – 500.

По усадьбе проводятся конные экскурсии. Заказывать их нужно заранее по телефону.

Как добраться

Из Москвы до усадьбы можно доехать на электричке, следующей по маршруту Москва-Тула. Выйти на станции Тарусская. Далее – на автобусе, идущим к Велегож. Выйти нужно будет у «Село Страхово». Затем пройти еще около километра по направлению движения автобуса.

На автомобиле нужно ехать по Симферопольскому шоссе, после моста через Оку повернуть на Заокский, дальше по указателю повернуть на Малахово и Поленово.

Еще один интересный вариант: доехать до города Таруса, а оттуда теплоходом через Оку до усадьбы.

В теплое время года вас довезут и частные лодки и катера. Паркуются на пристани в Тарусе. Цены договорные.

Более подробная информация, о том как добраться разными способами и расписание электричек, смотрите на сайте музея.

Адрес: Тульская область Заокский район п/о Страхово, п/о Страхово

Где остановиться рядом с усадьбой Поленово

Сейчас много вариантов жилья появилось на сервисе AirBnb . Как пользоваться этим сервисом у нас написано здесь . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Предлагаем неплохие варианты отелей

Музей-усадьба Поленово на карте

Друзья, подписывайтесь на наши обновления. До свидания!

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Вам также может быть интересно

Комментарии (0)

Получать на почту уведомления о новых комментариях в этой теме

Оставить свой комментарий Отменить ответ

Copyright © 2012-2022 Все секреты бюджетных путешествий от Галины Субботиной и Аллы Сутягиной

Все права защищены, копирование материалов, без указания открытой индексируемой ссылки на блог запрещено!

15 фактов из жизни Василия Поленова и его усадьбы

1 июня исполняется 175 лет со дня рождения русского художника Василия Поленова. Музей-усадьба художника в Заокском районе сегодня – одна из главных туристических достопримечательностей Тульской области.

  1. Первым своим учителем живописи Василий Поленов считал матушку Марию Алексеевну. Она была замечательным графиком русской академической школы. В 1852 году Мария Алексеевна написала книгу о детях «Лето в Царском Селе», которую позже проиллюстрировали ее дети Василий и Елена. Из письма 1896 года:

«Савва Иванович Мамонтов … на одной из панихид глубоко тронул нас, сказав про матушку: «Мария Алексеевна высоко держала знамя искусства и передала его своим детям, а через них и мы получили этот луч света, эту чистую струю, возвышающую и облагораживающую жизнь нашу».

Из пятерых ее детей двое стали художниками. Елена Дмитриевна Поленова стояла у истоков многих направлений, по которым пошло развитие русского искусства. Первый иллюстратор русских народных сказок Иван Билибин очень много взял из ее творчества.

Читайте также:
Робота в Польщі з дитиною – що потрібно знати?


Даже на портрете видно, что жена художника Наталья Васильевна – дама с характером.
  1. Художницей была и жена Поленова Наталья Васильевна Якунчикова. Познакомились они в «Абрамцево» — имении Саввы Мамонтова. Наталья Васильевна была двоюродной сестрой жены мецената Елизаветы Григорьевны Мамонтовой. Сам же Поленов познакомился с Мамонтовым в Риме, где и началась их дружба.

Наталья Васильевна сшила большинство платьев для позирующих к картине «Христос и грешница».

  • Любимая сказка в семье Поленовых — «Война грибов», о том, как боровик собирал на войну армию грибов. Ее рассказывала бабушка художника Вера Николаевна Воейкова. Елена Дмитриевна сделала иллюстрации едва ли не к каждой фразе этой истории.
  • Все постройки в имении Поленов придумывал сам. Архитектура в то время была модным увлечением в среде живописцев, которые стремились внести в нее самобытность русской старины.

    Известны архитектурные проекты Виктора Васнецова — церкви и здания в Абрамцевском имении Мамонтова. По рисунку Васнецова был сделан фасад Третьяковской галереи. Михаил Врубель выполнял проект флигеля московского дома Саввы Мамонтова. Константин Коровин — автор проекта павильона кустарной промышленности на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и эскиза дачи Шаляпина.

  • При жизни художника имение называлось Борок. Сам же Поленов называл его «поместьице». Только в советские годы усадьбу переименовали в Поленово.

  • Залы Большого дома с самого своего рождения рассматривались Поленовым как народный музей.
    1. В усадьбе воплотилась заветная мечта Поленова: «Желание мое устроить музей осуществилось, когда нам удалось соорудить на берегу Оки дом, приспособленный к размещению коллекций, и я несказанно радуюсь, когда вижу, как приходят посетители и разглядывают наши собрания. Приходят целые экскурсии из ближайших городов, школ, из деревень, крестьяне и крестьянки с детьми».

    В 1892 году дом Поленова стал первым в России художественным музеем в деревне, доступным самому широкому кругу посетителей. Принимали посетителей и водили их по дому сами хозяева усадьбы.

    «Я эгоист. Я создал в доме музей, потому что мне самому это очень нравилось», — говорил Поленов.

  • В историю изобразительного искусства Поленов вошел как один из выдающихся мастеров лирического пейзажа. Живописные окские виды отражены на многих его картинах, самая известная из которых — «Золотая осень», созданная художником в 1893 году, через три года после основания музея. Сейчас эта работа — часть музейной коллекции «Поленово», она висит на стене пейзажной комнаты в Большом доме.

  • Портрет своего отца Дмитрия Васильевича Поленов написал в 1877 году.
    1. В имении Поленова была задумана картина Виктора Васнецова «Богатыри». Друзья обсуждали прин­ципы творчества, и кто-то сказал, что задавать тон всему произведению обязано то сказание, которое легло в его основу. Рисунок может разве что дополнить и расширить уже существующее впечатление, но не полностью его трансформировать. Сразу же после визита Виктор Михайлович «набросал карандашиком» давний замысел — трех могучих богатырей на лохматых конях.

    Одним из прообразов для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров. Но в качестве великого русского богатыря позировал Васнецову и Василий Поленов.

    Первый эскиз картины маслом хранится в доме-музее Поленова, поскольку был подарен ее хозяину. На эскизе стоят две даты — «75» и «1898 10 марта». Объясняются они так: Васнецов создал этот эскиз в Париже вскоре по приезду, когда был в мастерской Поленова. Он захотел подарить его другу, но Поленов отказался, заявив, что возьмет его только тогда, когда Васнецов напишет большую картину.

    Причем 1875 год проставлен ошибочно — на самом деле, по архивным данным, Васнецов приехал в Париж только весной 1876 года.

  • Василий Поленов много времени проводил в Москве, но бывал и в Туле, куда приезжал по делам.
  • С Толстым Поленов познакомился в 1887 году в доме Саввы Мамонтова, куда Толстой приходил смотреть картину «Христос и грешница». Потом несколько раз бывал у Толстого в Москве.

    В 1909 году Поленов показывал свой евангельский цикл «Из жизни Христа» на выставке. Толстому он послал альбом с черно-белыми фотографиями своих произведений, которые сам раскрасил от руки. Лев Николаевич подарок оценил: «Альбом ваш произвел на меня сильное впечатление. … Само собой разумеется, что раскрашивание, хотя вы его и начали, не может передать красок, но благодарю вас за намерение сделать это для меня. Кроме всех других значений, ваша выставка имеет, по моему мнению, еще значение педагогическое. Нельзя в лучшей форме передать детям историю Христа, как по вашим картинам».

    В «Поленово» хранятся также бумажные птички, сделанные Львом Толстым и его женой для детей .
    За всю свою историю усадьба не знала чужих рук: в течение 120 лет, несмотря на все политические перемены в стране, семья Поленовых никогда не расставалась с домом. А изменения, вносимые каждым последующим поколением, не уничтожили облика усадьбы.

    Читайте также:
    Погода в Витязево в сентябре 2022 температура воды и воздуха. Море, отзывы

    В 1927 году, после смерти , первым директором музея стал его сын, Дмитрий Васильевич (1886−1967). Руководством музея Дмитрий Васильевич занимался 32 года, причем при весьма скромном финансировании от государства, выполняя последнюю волю отца: «Не отдавай дом в чужие руки». Именно благодаря ему, поддержке сестер «Поленово» выжило в сложные тридцатые годы, в военный период.

    В 1960 году директором музея стал Федор Дмитриевич Поленов (1929−2000), внук художника.
    В 1941 году через «Поленово» прошла линия фронта, экспонаты музея были частично эвакуированы в Тулу, частично оставались в подвалах музея.

    Но уже в мае 1945-го музей снова открыли для посетителей.


    Портрет Поленова работы его друга, Ильи Репина.
    1. Первым главным хранителем музея стала Елизавета Александровна Чернышева (Самарина) — внучка Саввы Мамонтова и дочери Веры Саввишны Самариной, с которой Валентин Серов писал свою «Девочку с персиками». После революции вместе со своим отцом она жила в Якутии в ссылке. Когда Елизавета Александровна с сыновьями вернулась из ссылки, в «Абрамцево» ей отказали в приеме на работу. Но ее не побоялся пригласить Дмитрий Васильевич Поленов. Вся дальнейшая жизнь Елизаветы Чернышевой (Самариной) была связана с музеем. Во многом благодаря ей в музее-заповеднике посетители впервые смогли увидеть уникальные фотографии и редчайшие экспонаты.
    2. Во все времена усадьба была полна гостей. Сюда приезжали Левитан, Репин, Коровин, Васнецов, как сосед наведывался в гости Чехов. В тридцатые годы ХХ века в «баньке» жил великий русский композитор Сергей Прокофьев. В «Поленово» он написал музыку к балету «Ромео и Джульетта».

    В разное время здесь гостили поэты Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина, член Российской академии художеств Борис Мессерер, певец Леонид Собинов, балерина Галина Уланова, художники содружества Кукрыниксы.

    В 1975 году под крышей «баньки» родился один из любимых мультяшных персонажей — домовенок Кузька. Его придумали супруги Валентин Берестов и Татьяна Александрова.

  • Как гласит легенда, первый авторский вариант «Раннего снега» Поленова из собрания Третьяковской галереи глава советского государства Никита Хрущев в 1955 году подарил делегации французского театра «Комеди Франсез». Сейчас картина находится в кабинете директора этого театра.
  • Поленово – русская Швейцария

    Поленово – это государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник художника Василия Поленова на правом берегу Оки, в бывшей усадьбе Борок. Расстояние до Москвы — около 130 км, до Тулы — 70 км.

    По проектам В. Д. Поленова в усадьбе построены главный дом, мастерская художника «Аббатство», флигели, службы, а также расположенная в 2 км от Поленова в селе Бёхово Троицкая церковь.

    В 1931 году открыт дом-музей.

    Еще в 1887 году, по дороге в Крым, из окна поезда художник Василий Дмитриевич Поленов увидел Оку, и раз и навсегда попал под её обаяние.

    Мысль о постройке дома именно в этих, поразивших красотой местах, не покидала художника. Вернувшись в Москву, В. Д. Поленов, несмотря на глухое осеннее время, поехал на Оку, которая так понравилась ему во время летнего путешествия. Поездки на Оку и дальше возобновлялись. Вместе со своим учеником Константином Коровиным в мае 1889 года Поленов вновь приехал в Бёхово: в это время там продавала маленькое запущенное имение обедневшая помещица.

    «Это последнее время, я только и мечтаю о Бехове», «Всё мне представляется, как мы в Бехове заживём, если это только сбудется. », – повторял в письмах жене Василий Дмитриевич. И Наталья Васильевна строила планы: «Мое единственное желание – Бёхово, на него вся надежда, да от времени до времени за границу, в Москве уж как можно меньше времени».


    дорога к музею

    В тихом месте, в сосновом бору, чуть в стороне от села на деньги, вырученные от продажи картины «Христос и грешница» за 30000 рублей серебром, Василий Поленов купил 80 десятин земли и переехал с семьей во временно поставленный одноэтажный бревенчатый, с мансардой флигель, и это было началом жизни на берегах Оки. Он построил дом по собственному оригинальному проекту, и при доме художественные мастерские. Усадьба была названа Борок. («Борóк» – потому, что у подножия холма поднималась редкий молодой лесок).

    К 1892 году семья Поленовых переселилась в свой новенький дом. Поэтому именно этот год принято считать годом основания музея. Но все строительные работы были окончены гораздо позже, к 1904 году.

    Там Поленов много и продуктивно работал, охотно приглашал к себе сельских детей, проводил для них познавательные занятия и представления, развивал художественный вкус. По замыслу Поленова, усадьба должна была стать «гнездом художников», а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей. Поленов построил народный театр для крестьян и церковь в Бёхове.

    В настоящее время в усадьбе Борок (современное название Поленово) находится Государственный музей-заповедник В.Д. Поленова, где сохранилась уникальная обстановка, интерьер, мебель, библиотека и предметы быта хозяина. Его первым директором был сын художника, биолог, профессор Московского университета Дмитрий Васильевич Поленов (1886—1967).

    Читайте также:
    Карта мыса Каналья, где находится Мыс Каналья на карте мира


    хозяйственные постройки

    В этот раз я гуляла по Поленову в выходной день (в понедельник и вторник сам музей не работает, но территория открыта для посещения).

    Попадая на территорию, сразу видишь огромное количество старых могучих сосен – там особый микроклимат. Хозяйственные помещения тоже выглядят эстетично и спроектированы в стиле усадьбы.

    На территории есть два домика, предназначенные для проведения мастер-классов по декоративно-прикладному искусству, можно купить сувениры. И в этот раз калужские художницы продавали свои поделки.

    Поленов был архитектором всех зданий в своей усадьбе, и правильнее всего называть архитектуру усадебных построек «поленовской», так как Василий Дмитриевич талантливо соединил архитектурные стили разных эпох, в результате получились очень оригинальные постройки.

    Большой дом до сих пор сохранил свой первоначальный вид. Дом создавался по проектам самого художника: архитектура была давнишней страстью Поленова. Дом деревянный, трехэтажный, с белыми стенами (был оштукатурен в 1897 году), на каменном фундаменте. В нем было удобно не только жить, но и работать. Большой дом асимметричен: выстроен в двух уровнях. Фасады дома различны, но гармонично связаны между собой разновеликими окнами разнообразных форм, балконами, скатами крыши. Сам Поленов определил архитектурный стиль своего дома как «скандинавский». Но, за неповторимыми, присущими только Поленову находками, оригинальными замыслами и решениями, неизменно различаются черты, ставшие впоследствии общими для стиля модерн, который ярче всего проявился в архитектуре и декоративно-прикладных искусствах, непосредственно связанных с искусством интерьера.


    Большой (главный) дом

    На территории усадьбы в теплое время всегда ухоженные клумбы с множеством цветов – экспозиция цветников меняется по мере отцветания разных видов – но всегда это красиво. Со сторону Большого дома, смотрящей на Тарусу, на лестнице в кадках всегда бушуют настурции, а рядом поле белых флоксов.


    вид на Главный дом и Аббатство


    вид на Главный дом со сторны Тарусы, настурции

    В поленовской усадьбе почти все хозяйственные постройки были фахверковыми. Фахверк – каркас здания, был обычно деревянным, состоял из горизонтальных элементов и раскосов, свободное пространство между которыми заполнялось камнем. Фахверк был не только конструктивным, но и декоративным элементом, разбивая фасад на панели различной формы и придавая зданию своеобразный вид.


    здание Фахверка, там проводят выставки

    Это здание Аббатства, которое служило художнику мастеской. Поленов тщательно продумал планировку Аббатства и назначение всех помещений. В самой мастерской огромное окно, выходящее на север, даёт рассеянный свет, что необходимо живописцу. Помещение мастерской легко превращалось в зрительный зал со специально предусмотренной сценой, украшенной по бокам двумя каменными колоннами из тарусского известняка (его Поленов называл «тарусским мрамором»).


    Аббатство, там сейчас у входа небольшая реконструкция

    Перед самым выходом из усадьбы на Оку находится здание восстановленного лодочного сарая – поленовского Адмиралтейства – сарая для зимовки лодок, построенного по типу фахверка в 1895 году. Фахверковые постройки характерны для западноевропейского средневековья. Это – поставленные на цокольный каменный этаж конструкции вертикальных и горизонтальных деревянных брусьев, пространство между которыми заполняется каменной кладкой на глиняном растворе. Фасад украшен настоящим штурвалом, а вокруг настоящие якоря. Ока властвовала над усадебной жизнью.


    здание Адмиралтейства, там проходит Диорама – вертящиеся картины

    Далее открывается прекрасный вид на Оку, обустроенный песочный пляж, открытый для всех (проход по территории музея в нормальной одежде). По реке ходят теплоходы, вот плывет баржа. На той стороне Калужская область и Таруса.


    Фашистские войска были остановлены в Таруссе и до Поленово не дошли, поэтому усадьба, постройки и мебель внутри сохранились в первозданном состоянии. Камень в центре парка свидетельствует об этом.

    Обязательно надо попасть на экскурсию в Главный дом, кроме того есть выставки во всех постройках. Рядом за территорией есть ресторанчик, недалеко в паре километров локаворский ресторан “Марк и Лев”. В музее проходят спектакли, вечера встреч, фестивали.

    Мы поговорили с хранителем музея Герасимовой Екатериной Афанасьевной, которая работает там уже более 40 лет. Она рассказала и об истории, и о военных годах, и государственном финансировании. Вход на территорию бесплатный. В музей надо покупать билет на экскурсию.

    Как добраться:

    • Из Москвы до усадьбы можно доехать на электричке, следующей по маршруту Москва-Тула. Выйти на станции Тарусская. Далее – на автобусе, идущим к Велегож. Выйти нужно будет у «Село Страхово». Затем пройти еще около километра по направлению движения автобуса.
    • На автомобиле нужно ехать по Симферопольскому шоссе, обычно – после моста через Оку повернуть на Заокский (сейчас поворот временно закрыт! и надо объехать далее, проехав еще по скоростному шоссе до поворота (ориентир – пост ДПС 120 км а/д Крым)). Дальше ехать по главной дороге до Малахово 7 км. В Малахово поворот налево по указателю «Поленово» и далее по главной дороге 9,6 км, и после поворота направо по указателю «Поленово» 3,6 км.).
    • Еще один вариант: доехать до города Таруса, а оттуда теплоходом через Оку до усадьбы.
    Читайте также:
    Карта деревни Героскипу, где находится Деревня Героскипу на карте мира

    Музей-усадьба Поленово

    В усадьбе функционирует Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова

    • Часы работы: в ЗИМНИЙ период — с 11.00 до 16.00, в ЛЕТНИЙ период с 11.00 до 17.00. Понедельник, вторник — выходные дни, последний четверг каждого месяца — санитарный день
    • Адрес музея: 301011 Россия, Тульская область, Заокский район, п/о Страхово
    • Телефон/Факс: (487 34) 2 1180

    В летний период – с мая по октябрь включительно – по субботам и воскресеньям музей работает по предварительным заявкам!

    • На автомобиле, двигаясь из Москвы по Симферопольской трассе [М-2]за мостом через р. Оку сверните на указателе «Заокский, Поленово» и далее следуйте информационным щитам, не заблудитесь
    • Общественным транспортом: от Серпухова — автобусом № 105 до Поленово
    • На электричке — до станции «Тарусская», на автобусе — до Поленово

    Недалеко от Таруссы, на высоком холме над Окой, более ста лет стоит красивый трёхэтажный белый дом с крутыми скатами кровли. Его архитектура своеобразна и оригинальна. Он построен в 1892 г. Василием Дмитриевичем Поленовым, выдающимся русским пейзажистом. Знаменитый «Дом над Окой» строился как музей и мастерская для работы живописцев — друзей и учеников Поленова. Ещё в 1887 г. художник мечтал о Доме-музее в деревне, в котором он мог бы сосредоточить все ценности, собранные, как он говорил, четырьмя поколениями.

    Описание усадьбы Поленово

    План усадьбы Поленово

    1. Дом-музей, 2. Флигель, 3. «Аббатство», 4. Фахверковый сарай, 5. Дом управляющего, 6. Коровник, 7. Конюшня и каретный сарай, 8. Сенной сарай, 9. «Адмиралтейство», 10. Банька (Дом С. Прокофьева), 11. «Игральный» домик, 12. Погребница, 13. Дровяной навес, 14. Дом садовника, 15. Служебный флигель, 16. Въездная аллея, 17. Сосновая аллея, 18. Березовая аллея, 19. Омшанник

    В восьмидесятых годах позапрошлого столетия на берегу Оки, над зарослями орешника, в зелени вязов, дубов и клёнов, чуть виднелись соломенные кровли приютившегося здесь небольшого села Бехово, со старой деревянной церковью и заброшенной усадьбой обедневшей помещицы Саблуковой.
    Это живописное и глухое место привлекло внимание Василия Дмитриевича, проплывавшего мимо на пароходе осенью 1887 г. Здесь он задумал исполнить свою давнишнюю мечту — приобрести уголок земли и построится на нём по своему вкусу.

    1. В.А. Поленов (дед художника)
    2. Портрет В.Д. Поленова (И.Е. Репин, 1877)
    3. В.Д. Поленов в детстве
    4. Н.В. Поленова (жена художника). Н.Д. Кузнецов, 1885 г.
    5. Слева направо: П.О. Ковалевский, И.Е. Репин, Г.Ф. Урлауб, К.А. Савицкий, Е.К. Макаров. Стоят: В.Д. Поленов, М.А. Кудрявцев
    6. В.Д. Поленов в лодке на Оке, 1911 г.
    7. В.Д. Поленов с детьми у западной террасы, 1907 г.
    8. В.Д. Поленов с женой на ярмарке в Тарусе, 1908 г.

    Летом 1889 г. Поленов снова побывал в Бехово для окончательного решения о покупке саблуковского имения и выбора места для будущего строительства. В начале 1890 г. купчая была оформлена, а весной того же года семья художника переехала во временно поставленный двухэтажный бревенчатый флигель.
    Усадебный дом Поленова не был типичной помещичьей постройкой с колоннами, антресолями и балконами. Этот бревенчатый дом отличается простотой фасадов, и разнообразием перспектив и ракурсов. Вся его красота — в удивительных интерьерах, в которых даже дверные ручки выполнены по эскизам Поленова. Белое кирпичное здание мастерской с угловой башенкой под красной черепичной кровлей было построено в 1904 г. Оно удачно вписалось в архитектурный ансамбль усадьбы.

    Сам Василий Дмитриевич называл архитектуру своих построек «скандинавской», но теперь мы знаем, что верно было бы назвать её «поленовской». В здании Аббатства, неповторимом и эклектичном, просматриваются черты романского стиля. Скромная постройка в глубине парка с громким названием «Адмиралтейство» — всего лишь лодочный сарай.
    Ныне, всё это — Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова. Режим работы: с 11.00 до 17.00. Выходные: понедельник и вторник. Сан. день: последний четверг каждого месяца. (С 15 апреля по 1 мая музей закрыт на сезонную уборку.)
    В 1,5 км от музея, в селе Бехово находится Троицкая церковь, близкая по архитектуре усадебным постройкам Поленово.

    Парк усадьбы Поленово

    По материалам буклета-путеводителя «Поленово» Мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника, б/г.
    В восьмидесятых годах прошлого века (прим. в 1890-х гг.) над зарослями прибрежного ивняка и густыми чащами черемухи, над заливным лугом у слияния маленькой Скнижки с полноводной Окой, над молодым березовым перелеском с кустами орешника и бересклета поднимался совершенно голый холм — сжатое ржаное поле с одиноким кустиком можжевельника посередине. Василий Дмитриевич, очень чуткий и внимательный к окружающей природе, сохранил этот куст, назвав его «хозяином» здешнего места. Он обрубил нижние ветви куста, оставив ствол-проводник. Можжевельник быстро пошел в рост и через несколько десятилетий превратился в высокое стройное дерево, видом своим напоминающее кипарис. С него и началось создание будущего парка.
    От двух каменных столбов ворот главного въезда в усадьбу ведет в сторону дома сосновая аллея — одна из первых посадок, сделанных Поленовым на бывшем ржаном поле.
    Привычными в старинном парковом и усадебном строительстве были липовые и березовые аллеи. Поленов предпочел сосну, напоминавшую ему родной север, правильно решив, что на открытом месте с песчаным грунтом сосна будет быстро и хорошо развиваться.

    Читайте также:
    Милан - Римини: как добраться, расстояние

    От центра усадьбы вниз к Оке ведет дорожка. Здесь стоят столбы каменных ворот, крытые черепицей, — северный вход в усадьбу. Вся усадебная земля была обнесена декоративной изгородью из местного камня — известняка, по типу тех, которые напоминали художнику Вель и были запечатлены им на многочисленных этюдах.
    Дорожка от центра усадьбы до северных ворот ведет к березам, под которыми стояла любимая скамейка Василия Дмитриевича. В последние годы жизни художник совершал ежедневные прогулки к этому месту. Отсюда он любил смотреть на излучину реки за беховским перекатом. В конце дорожки, ведущей к Оке, находилось здание «Адмиралтейства», в настоящее время восстановленное.

    В летние месяцы Поленов мало занимался живописью, большую часть времени проводил на реке. Несколько лет он строил каменную дамбу, с помощью которой хотел восстановить старую песчаную отмель правого берега. Каменную дамбу во время каждого половодья затягивало песком и илом, она стала зарастать лозняком, а с северной стороны, обращенной к окскому стрежню, появились вскоре у ее берега заросли камыша. Образовалась заводь-протока от берега до дамбы шириной около десяти метров, а с восточной стороны потянулась от дамбы песчаная коса, переходящая в маленькую отмель.
    У подножия холма, поросшего смешанным лесом, — небольшой бревенчатый домик, названный сейчас «домом Прокофьева». В 1930-е годы композитор Сергей Сергеевич Прокофьев писал здесь музыку к балету «Ромео и Джульетта». В «дом Прокофьева» и сейчас приезжают жить и работать художники, писатели, композиторы, артисты.

    Тропинка от «дома Прокофьева» идет вверх к Аббатству. В западной части парка по тропинке можно спуститься вниз, к подножию холма. Здесь В.Д. Поленов устроил смотровую площадку с широким обзором на Оку от беховского переката до Тарусы.Из окон Большого дома через широкую просеку открывается прекрасный вид на Оку. Просека эта служит границей между лиственным и хвойным лесом: за ней начинается сосновый бор, давший первоначальное название всей усадьбе — Борок.Широкая поляна, примыкающая к западному фасаду дома, раньше замыкалась саженым сосновым бором. Постепенно поднимаясь, деревья закрыли вид на Тарусу и затемнили нижние комнаты музея. Василий Дмитриевич стремился восстановить этот изумительный по красоте вид, но осуществить свой замысел не успел. После смерти художника это сделал его сын — Д.В. Поленов. У южной террасы дома находится эспланада с разбитыми на ней цветниками. Эта полукруглая насыпная площадка выступом обращена в сторону Оки. По краям эспланады были высажены декоративные кустарники.
    Уникальный мемориальный парк музея-усадьбы был создан руками человека — большого художника, умевшего видеть через десятилетия. Сейчас в нем ежегодно производятся санитарные и ландшафтные рубки, ведутся лесопосадки. Это — тоже традиция Василия Дмитриевича Поленова, стремившегося всеми доступными человеку средствами добавить красоты окружающему миру.

    Один день в Тарусе, Калужская область, Россия. Усадьба Поленово

    В городе Тарусе!
    Петухи одни да гуси,
    Господи Исусе.
    Н.Заболоцкий

    В один из летних дней мы почувствовали прямо потребность :) проверить, как там Маруся поживает. А гуси? И поехали в Тарусу.

    Городок в Калужской области. Маленький. Очень-очень провинциальный. Но очаровательный и популярный среди туристов. Причем популярность к нему пришла благодаря тому, что его прелести разглядели в разное время поэты, писатели и художники. Воспели его и прославили.

    Паустовский так вообще писал, мол, жизнь в Тарусе полудеревенская. От такой жизни и собиралась убежать девочка Маруся. А мы наоборот. Нам такое и надо для отдыха душ и тел.

    Ехать в Тарусу от Москвы примерно 140 километров, через Серпухов. Выехали мы в 8 утра и, немного постояв в пробках, прибыли в городок на Оке в 11.30.

    Возможности добраться до Тарусы железнодорожным транспортом не существует. Дорогу в этот город так и не проложили. Хотели, конечно. Но жители воспротивились. Не понравилась им идея. Не захотели они “индустриальной суеты”. По этой же причине в городе нет никаких предприятий. Не нужно было горожанам превращать свой город в промышленный центр. Так и осталась Таруса очень тихим, очень сонным и спокойным городком. Но! Рельсы не проложили, а здание вокзала на всякий случай построили! Сейчас в этом здании находится налоговая инспекция :)

    Если все-таки машины у вас нет, то поезжайте в Серпухов, а оттуда ходят в Тарусу автобусы и даже (шик, блеск, красота) летом можно добраться на теплоходе.

    Читайте также:
    Лучшие маршруты для трекинга в Краснодарском крае в 2022 году

    Ну а мы, лишенные возможности долгого речного приключения, восполнили все же этот пробел.

    Но обо всем по порядку. И по верхам. Как это ни прискорбно, традиция беглого осмотра пока продолжается.

    Припарковали наш автомобиль в тени, прямо почти на набережной. Забыла сказать, погоды у нас стояли слишком дивные. +30 градусов который день и дети, собственно, ехали не город осматривать, а купаться в реке Оке :)

    Реку Оку пришлось сразу и продемонстрировать.

    Небольшой участок высокого берега реки со стороны города очень облагорожен. Сделали набережную и поставили на ней памятники.

    Марине Цветаевой, которая родилась и провела свое детство в Тарусе)

    Белле Ахмадулиной (которая там любила отдыхать и вдохновляться)

    и Константину Паустовскому с собакой. Он там жил какое-то время. Памятник мы не сфотографировали.

    А почему? Потому что увидели пристань и теплоход у пристани.

    И нам нужно было срочно бежать туда, чтобы успеть на теплоход, который идет в усадьбу Поленово. Именно усадьба была основной нашей целью. Мой личный интерес и детям пляж. Лучший, чем в Тарусе.

    С теплоходами засада. Я пыталась накануне хотя бы примерно расписание узнать, как они ходят. Узнала только, что расстояние до Поленова по реке около 7 км, находится усадьба на противоположном берегу, отсюда все эти танцы с бубнами. Не просто по берегу доехать 7 км, а перебраться на противоположный берег!

    Около пристани много частников, а вот сам теплоход.. .загадка. И даже где-то писали, что по выходным, мол, не ходит. Ну бред бредовый, конечно, но это поспособствовало нашему марш-броску к пристани. Примчались, а кораблик-то частный. И нас на нем не ждут. Отчалил, и спросить не у кого, будет ли общественный. Поэтому взяли и пошли искать индивидуальную лодку.

    Тут сразу можно зажмурить глаза, увидев цену. А можно и разделить сумму на части :) 1500 за лодку туда и обратно. Значит, на нас троих по 250 в одну сторону.
    Ужас, конечно, но предсказуемый. И не ужас-ужас. А уж детский восторг того точно стоит.
    В это время мимо нас проплыл общественный корабль, но было уже поздно метаться, мы садились в лодку.

    И я даже не знаю, сколько стоит прокатиться на теплоходе :)

    Ехать до Поленова около 8-10 минут на такой бодрой моторочке. По дороге всякие спецэффекты нам делали. Прыжки в волны от соседних лодочек, например. Корабль, кстати, мы обогнали на середине пути.

    Приплыли, записали телефончик капитана нашего Сереги и с корабля спрыгнули на бал пляж.

    Дети купались, я сидела :)
    Медитировала.

    Часа полтора там пробыли, потом оторвала я деточек от пляжа, одела, и мы пошли в усадьбу. Как вы уже, наверное, догадались, это музей-усадьба художника Василия Поленова.

    «Красивые места на Оке под Серпуховом и дальше, – писал художник жене. – Вот где бы нам поселиться». И, несколько дней спустя, возвращается к этой теме: «Мечтал я о домике на берегу Оки, о том, как мы его устроим, как мы там заживем, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека. Рядом будет столярная мастерская, адмиралтейство, рыболовство и терраса, а над этим будет моя живописная мастерская и твой маленький кабинет… Чудесные мечты, может быть, и сбудутся…».

    У входа (вход на территорию бесплатный) нас встретил такой вот плакат Огонь!

    Первый домик со стороны реки, это так называемое Адмиралтейство.

    Таким громким именем Поленов называл обыкновенный лодочный сарай. :) Потому и к реке самый близкий.

    Сейчас в этом Адмиралтействе показывают удивительнейшую вещь. Фантастическую диораму Поленова. Диорама не в привычном нам смысле. Это несколько картин, которые художник писал на листах ватмана. Картины написаны прозрачной акварелью, сделаны прорези в нужных местах, добавлены аппликации. Потом каждый лист вставляли между двумя стеклами и, при помощи подсвечивания с разных сторон, меняется сюжет. Картины оживают. Получается настоящее 4D шоу 19 века. Для показа этих картин в домике сделан специальный ящик-экран.

    Сейчас в Адмиралтействе демонстрируется только одна диорама – кругосветное путешествие, сделанная по мотивам многочисленных поездок художника. Кстати, изначально он показывал эти картины крестьянским детям в деревне. Фото и видео там запрещено.

    Мы были в восторге и поняли, что воспринимать уже больше ничего не сможем. Поэтому просто прогулялись.
    Большой дом:

    Мастерская, которую он сам проектировал и называл “Аббатство”:

    Все в таком. европейском стиле. Очень заметно.

    Много каких-то служебных территорий, на которые вход запрещен :(

    Дошли до кафе, поели. Вкусно, кстати. Ну, и решили обратно двигать.

    Тем более внезапно начал греметь гром и капать дождь.

    В Тарусе на главной площади был детский праздник “Петухи да гуси” :) Мы обошли площадь вокруг, купили мороженое, и тут полило очень основательно. Поэтому пришлось скоропостижно уезжать. Но и так нам впечатлений хватило.

    Читайте также:
    Что привезти из Берлина? Покупка сувениров в подарок

    Не дошли до памятного камня Марине Цветаевой, установленного в том месте, где она хотела быть похороненной.
    До музея поэтессы.
    До дома поэта Заболоцкого, того, который написал стихи про Марусю.
    До дома-музея Паустовского.
    До Воскресенского храма.
    Много ещё там можно посмотреть, в Тарусе.

    Зато посмотрели чудесные арт-объекты, которым отведен целый сад. Сад искусств.

    Приедем осенью.
    Чтобы пляж не отвлекал :)

    Поленово

    Красивейшая усадьба известного художника Василия Поленова находится в живописном месте на берегу Оки в Тульской области. Практически все в Поленово построено по проектам самого художника и даже Троицкая церковь, расположенная в селе Бёхово, принадлежит его авторству. Интересно, что даже большой парк и все цветники вокруг дома и зданий Поленов сажал самостоятельно. Стоит отметить, что Поленово практически идеально сохранилось до наших дней, утрачены лишь некоторые незначительные постройки. Именно поэтому когда заходишь в музей, кажется, что вот-вот из соседней комнаты выйдет сам хозяин встречать дорогих гостей. Кстати, сегодня заведует музеем правнучка художника Наталья Поленова.

    Всю свою жизнь Василий Поленов мечтал сделать искусство как можно ближе и понятнее народу. Во многом именно эта мечта и подтолкнула его к созданию именья и «домика над Окой». В конце 19 века художник из окна поезда впервые увидел Оку и был поражен ее красотой. Чуть позже он плыл на пароходе вместе со своими учениками мимо Тарусы, а затем уже много раз возвращался в эти места. Тульская область так понравилась Поленову, что он решил сделать свой музей именно здесь. 1892 — год основания музея. Уже в 1903 году сюда с экскурсией приехали студенты Серпуховского ремесленного училища. После этого усадьба никогда не пустовала: здесь гостили известные художники и творческие люди, часто проводились экскурсии и выставки.

    Во время Гражданской войны Поленово стало очагом культуры для жителей округи. Художник стремился как можно больше сделать для местных жителей. Так, он вместе со своей семьей основал несколько театральных самодеятельных коллективов, в которых могли заниматься все желающие. Постановки Поленов показывал не только в своем имении, но и в селе Страхово и в городе Таруса.

    Усадьба Поленово включает в себя несколько зданий. Основные из них Большой дом, Аббатство, Адмиралтейство, Город мастеров. В Большом доме сохранены многочисленные коллекции, которые были собраны разными поколениями семьи Поленовых. Кроме того, здесь собраны многие личные вещи художника. Здесь можно осмотреть большую библиотеку, мастерскую, столовую, кабинет и пейзажную комнату. Аббатство — так Поленов назвал здание своей мастерской из-за необычной архитектуры. Сегодня здесь проходят спектакли и музыкальные вечера. В домике под названием Адмиралтейство хранились лодки и снасти. Сейчас здание служит для показов и выставок, также здесь демонстрируется уникальная работа художника — диорама. Город мастеров — новый большой корпус, где расположен выставочный зал, мастерские, художественные студии. Здесь проводятся спектакли, балы и конференции.

    Практическая информация

    Музей работает с 11 до 18 часов, выходные — понедельник, вторник. Парк музея открыт с июля по сентябрь с восьми до 22 часов, с октября по апрель — с девяти до 18 часов. Последний четверг каждого месяца — санитарный день. С 15 по 30 апреля музей закрыт на сезонную уборку территории.

    Стоимость входного билета в Большой дом для взрослых — 350 RUB, для студентов, школьников, пенсионеров — 250 RUB; в Аббатство — 250 (150) RUB; в выставочный зал «Фахверк» — 250 (150) RUB. Цены на билеты с экскурсионным обслуживанием немного дороже. В Музее есть сувенирная лавка и кафе.

    Есть возможность совершить конную экскурсию по усадьбе (по предварительной записи) или просто посетить конюшню.

    Добраться до музея можно на общественном транспорте и на автомобиле. Электричкой (Москва — Тула — Москва) доехать до станции Тарусская. Далее на автобусе или маршрутке до Велегож (с заездом в село Страхово) или до Ланьшино. Выйти на остановке «Село Страхово», затем пешком 1 км по направлению движения. На машине из Москвы нужно ехать по Симферопольскому шоссе (М2 или Е-105 «Крым») ехать прямо 86 км, после моста через реку Оку через 4,5 км будет поворот на Заокский (Старо-Симферопольское шоссе). Далее по главной дороге 9,6 км, после поворота направо по указателю «Поленово» 3,6 км.

    Из Тулы по трассе М2 «Крым» ехать 45 км до съезда в сторону Старо-Симферопольского шоссе, свернуть направо и проехать 2,1 км до Малахово. В Малахово повернуть налево по указателю «Поленово» и далее по главной дороге 9,6 км до поворота направо по указателю «Поленово» 3,6 км.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: