Уровень занятости населения России в 2021 годах

Как пандемия изменила российский рынок труда: безработица, удаленка, снижение зарплат

Повышение пенсионного возраста связано не с дефицитом кадров, а с экономией бюджета

Росстат хоть чем-то обрадовал: в первые пять месяцев 2021 года уровень безработицы в России после резкого прошлогоднего роста продолжил неуклонное снижение. А социологи говорят, что страх потерять работу в ближайшее время и не найти ее в головах россиян опять отступил на фоне других страхов.

Неужели наш рынок труда так быстро и почти полностью оправился от прошлогодней встряски локдауном и экономическим кризисом? В каком направлении он развивается и не сбил ли его с пути проклятый коронавирус?

Об этом и многом другом «МК» поговорил с членом-корреспондентом РАН, главным научным сотрудником ИМЭМО РАН, замдиректора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростиславом КАПЕЛЮШНИКОВЫМ.

Фото: АГН «Москва»

Почему провалилась зарплата, а занятость — нет

— Росстат опубликовал данные о социально-экономическом развитии в январе–мае 2021 года, где говорится: общая безработица после резкого прошлогоднего роста снижается и сейчас составляет 4,9% населения в возрасте старше 15 лет, то есть 3,7 млн человек. На учете в службе занятости при этом стоит 1,6 млн россиян, а пособия получают 800 тысяч. Что происходит? Экономика растет или просто пособия повышенные перестали выплачивать?

— Начну с того, что на самом деле никакого резкого роста безработицы даже на пике коронавируса не было, если говорить о правильном показателе — показателе общей безработицы по критериям Международной организации труда (количество взрослых индивидов, которые не имели работы, искали ее и были готовы приступить к ней в ближайшую неделю. — «МК»). В марте прошлого года общая безработица была 4,7%, а максимум прошлого года — 6,4% трудоспособного населения. Прирост на полтора процентных пункта для такой глубины кризиса это более чем скромная величина! А после того как начали снимать ограничения и экономическая активность стала возрождаться, пошла вниз и безработица. Сейчас говорят, что к концу года она вернется на уровень 4,7% — думаю, даже и меньше может быть…

Российский рынок труда устроен так, что всегда реагирует на кризис не столько провалом в занятости, сколько снижением зарплаты и резким сжатием продолжительности рабочего времени. То есть люди остаются на рабочих местах, но трудятся гораздо меньше и получают существенно меньше тоже. При наступлении каждого кризиса возникают сомнения, сработает ли на сей раз этот механизм, но он по-прежнему благополучно действует. Вот и на пике нынешнего кризиса в прошлом году достаточно ощутимо провалилась реальная заработная плата (количество товаров и услуг, которые можно купить на полученные деньги. — «МК») — на 5-6 процентных пунктов, по моим оценкам; при этом совершенно фантастически выросла недозанятость в самых разных формах. Это могли быть и переводы на неполное рабочее время, и вынужденные отпуска за свой счет, и больничные листы по договоренности. А вот количественная подстройка — через занятость и безработицу — отреагировала сверхумеренно, и когда экономика начала приходить в себя, это умеренное падение занятости начало быстро компенсироваться.

— То, что наш рынок труда реагирует на кризис такими фокусами, вроде неувольнения и сокращения заработков, — исключительное в мировой практике явление?

— Это не фокусы, на самом деле так в прошлом году отреагировали экономики всего мира, за исключением разве что США и Ирландии. Это лет 20 назад могло казаться, что российский рынок труда какой-то недотепистый, атипичный, а теперь то, как он реагирует, — мировой тренд…

Еще раз повторяю: прирост общей безработицы относительно масштабов экономического спада у нас — это, можно сказать, копейки. Но есть одно исключение — регистрируемая (службами занятости. — «МК») безработица, которая выросла почти в 5,5 раза, с 1% накануне кризиса до 4,7% на пике. Это самый высокий показатель за все время существования российского рынка труда! Ни в 90-е годы, ни в нулевые такого никогда не было. В чем дело? Во-первых, издержки регистрации в службах занятости понизились: вы могли теперь зарегистрироваться онлайн, количество документов, которые надо было представлять, резко сократилось, а во-вторых, размеры пособий, продолжительность их выплаты и распространение их на новые категории — все это возросло, расширилось, удлинилось. В результате в службы занятости устремился поток людей, какого раньше даже во время кризисов никогда не было.

Представьте, вы из-за карантина сидите дома, вам особенно делать нечего, и почему бы не потратить полдня или даже день, чтобы зарегистрироваться в службе занятости, не выходя на улицу? И за эти не очень большие затраты времени вы в течение нескольких месяцев будете получать, в зависимости от вашего статуса, от 10 до 20 тысяч рублей, и это без учета надбавок, которые дают региональные власти! Женщина с двумя детьми, которая или давно не работала, или никогда не работала, зарегистрировавшись, могла рассчитывать на 10 с лишним тысяч в месяц: минимальное пособие 4,5 тысячи (таким минимальное пособие было несколько месяцев в прошлом году. — «МК») на себя и по 3 тысячи на каждого ребенка (это пособие для семей с безработными родителями отменили с осени прошлого года. — «МК»). Что, в российской провинции (а Россия — это в основном провинция) будут упускать такую возможность? Вот люди и отреагировали так, как реагируют всегда, когда видят, что государство готово дать им хоть сколько-то денег.

— В полном соответствии с пословицей «с паршивой овцы хоть шерсти клок»?

Читайте также:
Жители Германии могут получить бесплатный общественный транспорт

— На самом деле это не так уж мало. Поэтому естественно, что в службы занятости устремился огромный поток желающих.

— Но теперь минимальные пособия вернулись на прежний уровень (1,5 тысячи рублей в месяц), большинство льгот и послаблений сняли…

— И как только срок действия временных мер по поддержке безработных начал истекать, начиная с октября прошлого года регистрируемая безработица просто-таки покатилась под гору, и сейчас она превышает уровень регистрируемой безработицы на пороге кризиса меньше чем в два раза…

Так что два разных показателя безработицы рассказывают нам две разные истории. Общая безработица — историю о том, что происходило со спросом и предложением труда в экономике в целом, а регистрируемая безработица — историю о том, как государство расщедрилось, а народ на это активно откликнулся.

Почему сворачивается удаленка

— Все происходящее в последние полтора года, вся эта коронавирусная встряска, как-то повлияло на общие тенденции развития российского рынка труда?

— На протяжении 20 лет российский рынок труда пребывал в обычном своем состоянии, не порождая серьезных проблем для экономики и общества в целом. Безработица падала, старение населения пока еще не очень сказывалось — разве что в последние полтора-два года немного сократилась численность рабочей силы. После того как будут окончательно сняты ограничения и преодолены последствия кризиса, я не вижу причин для радикальных перемен. Единственная вещь, о которой все говорят, — это дистанционная занятость. По разным оценкам, до начала кризиса она равнялась примерно 1% от общего числа занятых, а на пике кризиса могла вырасти до 15–20%. Отсюда начинаются различного рода спекуляции: мол, после того как кризис закончится, этот опыт работодатели и работники наверняка захотят использовать, они уже поняли преимущества удаленной занятости, ее доля хотя и сократится, но после кризиса останется очень-очень высокой, и так далее, и тому подобное. Но данные, которые доступны, этих ожиданий не подтверждают.

Как только экономика прошла пик кризиса, дистанционная занятость начала активно сворачиваться. По тем оценкам, которые есть, в конце прошлого года на удаленке уже трудилось 3%, максимум 5% занятых. И нет оснований полагать, что процесс ее свертывания в 2021 году остановился. Это означает, что, когда все снова придет в норму, дистанционная занятость если и вырастет по сравнению с докризисным периодом, то совсем немного. Даже если она составит 2–3%, в масштабе всей экономики это едва ли заслуживает названия «структурной перестройки занятости».

— А в других странах такие же процессы наблюдаются?

— Подозреваю, что цифры должны быть примерно того же порядка. Понятно, что простой человек с низким образованием, занимающийся ручным трудом, обслуживающий клиентов, не может работать дистанционно. Дистанционно в период кризиса работали в основном белые воротнички с высоким образованием, если на это шли работодатели.

— В докладе, который недавно представили вы и руководитель Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон, говорится о том, что за последние 10 лет в России сократилось количество неквалифицированных «производственных» рабочих мест, но выросло число тоже неквалифицированных, невысокого качества рабочих мест в сфере услуг.

— Здесь надо различать две вещи. Первая — это отраслевая перестройка занятости, то есть перераспределение рабочих мест между отраслями. Резко упала занятость в сельском хозяйстве, в обрабатывающей промышленности, а выросла в торговле и сфере услуг. Структура российской занятости стала напоминать ту, что наблюдается в развитых странах, где занятых в сфере услуг гораздо больше, чем, как говорили в советские времена, «в сфере материального производства». И сейчас в России она в этом смысле практически не отличается от того, что мы видим в странах Центральной и Восточной Европы. В самых развитых странах доля промышленности и сельского хозяйства еще меньше, а сфера услуг еще больше, но в принципе те перекосы, которые были характерны для советской структуры занятости, преодолены достаточно давно.

— То есть произошла некая нормализация?

— Можно сказать, что и так… И другой вопрос — что происходило с рабочими местами разного качества. А качество можно мерить разными способами. Скажем, средним уровнем зарплаты, например, который характерен для того или иного типа рабочих мест. Или средним уровнем образования у работников, которые занимают рабочие места того или иного типа. Почему этот вопрос приобрел значимость и активно обсуждается? Потому что в некоторых развитых странах — прежде всего англосаксонских — изменение структуры рабочих мест шло по сценарию поляризации. Там росли доля самых хороших рабочих мест и доля самых плохих рабочих мест, а доля средних рабочих мест проваливалась. Но в России все шло по другому сценарию, не имеющему ничего общего со сценарием поляризации: у нас резко выросла доля самых хороших рабочих мест, резко упала доля самых плохих, а доля рабочих мест среднего качества оставалась более-менее стабильной. Иными словами, динамика структуры рабочих мест шла по сценарию улучшения. Особенно активно этот процесс наблюдался в нулевые годы. Да и в десятые годы он продолжился, хотя и более медленными темпами: доля хороших рабочих мест непрерывно подрастала, а доля плохих рабочих мест пусть не быстро, но съеживалась.

Фото: АГН «Москва»

Почему учение — свет, а старение населения — не суперпроблема

— Плохих рабочих мест все меньше, но при этом все жалуются на низкие зарплаты и низкие доходы, да и статистика фиксирует их реальное падение…

— Видите ли, в чем дело… когда мы ранжируем рабочие места по качеству, мы оперируем относительными показателями, смотрим, где зарплаты выше, где ниже. А когда вы говорите о жалобах на низкие зарплаты — вы оперируете абсолютными показателями.

Читайте также:
Визовый центр Норвегии в Хабаровске - официальный сайт, адрес, схема проезда, время работы, документы

К тому же у нас не только доходы населения остаются не слишком высокими, у нас и производительность труда остается низкой. Исхитритесь запустить процесс ее быстрого роста — и уверяю вас, с динамикой доходов населения все будет в порядке (вспомните хотя бы ситуацию нулевых годов!). Все в конечном счете упирается в полустагнирующее состояние российской экономики.

— Почти безнадежное дело, получается… А насчет образования… действительно есть смысл учиться, чтобы лучше работать и больше получать, или это старое правило больше не работает?

— Существует распространенное, повторяющееся на всех углах утверждение, что в России отдача от образования резко упала и сейчас находится на очень низкой отметке. В начале этого года я опубликовал работу, в которой показывается, что все не так и что на самом деле отдача от образования в России даже выше среднемировых значений.

— Значит, когда у нас львиная доля выпускников идет в вузы — это оправданная жизненная стратегия?

— С доходной точки зрения эта стратегия оправданная. Обучение в вузе обеспечивает в среднем зарплату в два раза выше, чем если бы вы ограничились только полным средним образованием. Но на самом деле не стоит особенно обольщаться: доля молодых людей, которые идут в вузы, благодаря действиям властей в последние годы перестала расти и даже немного просела, потому что государство стало проводить политику ограничения предложения высшего образования. Сокращалось число вузов, уменьшалось число бюджетных мест, росла плата за обучение… И сейчас охват молодежи высшим образованием уже меньше, чем был лет 5–10 назад.

— А повышение пенсионного возраста, которое объяснялось демографическими изменениями (сокращением доли молодого населения и увеличением доли пожилого и старого), каким-то заметным образом уже сказалось на рынке труда? Помогает ли эта крайне непопулярная реформа решить проблему нехватки рабочих рук?

— Решение о повышении с 2019 года пенсионного возраста каждый год на полгода было принято недавно, так что заметно еще ничего быть не может. Но по расчетам, которые мы делали с коллегами, за счет старения населения, если бы пенсионный возраст не повысили, к 2035 году численность занятых сократилась бы, по нашим условным оценкам, примерно на 5,5 млн. Повышение пенсионного возраста позволит отыграть из этого примерно 1,5–2 млн, так что назвать это решением проблемы старения населения невозможно. Это во-первых.

Во-вторых, старение населения это не некая суперпроблема, а скорее небольшая неприятность. Это не то, что в принципе подрывает возможности роста экономики. И в-третьих, главный эффект от повышения пенсионного возраста связан не с тем, что решается проблема дефицита кадров, а с тем, что государство обеспечивает себе существенную экономию бюджетных средств.

Почему страхование от безработицы вряд ли нам поможет

— В последнее время все чаще говорят о необходимости реформы государственной системы борьбы с безработицей, переходе на страховой принцип финансирования пособий. Это тоже может стать для государства еще одним способом сэкономить — ведь сейчас пособия выплачивают из федерального бюджета?

— Идея состоит в том, что если пособия начнут выплачиваться за счет специального налога, установленного для предприятий, то можно будет обеспечить более тесную привязку величины пособий к зарплате работников на предыдущем рабочем месте. Такая система работала в России до 2001 года, когда существовал специальный Фонд занятости и туда работодателями платились взносы (по 2% с заработка каждого работника. — «МК»). Я большого отличия между той системой и нынешней не вижу, потому что и тогда привязка пособий к прежней зарплате существовала скорее на словах, чем на деле. Добавлю, что практически во всех странах Запада система де-факто тоже строится как система социальной помощи, а не как система страховых выплат, хотя номинально выглядит как страховая. За исключением США, где взносы фирм зависят от количества уволенных ими работников.

— Но размер нашего пособия относительно утерянной зарплаты разве может считаться нормальным? Первые три месяца — 75% от заработка, вторые три месяца — 60%, но не выше установленного правительством максимума в 12 130 рублей в месяц. А минимальное пособие, которое получают до 40% зарегистрированных, равно 1500 рублям в месяц, и никакие подработки не допускаются…

— Ну хорошо, установите огромные взносы в фонд занятости — и предприятия ответят на это сокращением своего персонала; кто от этого выиграет? Наивно считать, что где-то лежит бесплатный сыр, что стоит поднять налоги на тот или иной род деятельности — и наступит всеобщее счастье… С таким же успехом можно увеличить любой другой налог, не создавая никакого фонда занятости, и платить из этого безработным больше. Нашлись же у государства в условиях кризиса деньги, чтобы платить более высокие пособия? И к чему это привело? К тому, что большая часть экономически неактивного населения ринулась в службы занятости за получением выплат. Допустим, людей поддержали в трудную минуту, а для рынка труда что-то хорошее из этого вышло? Едва ли.

— Принятый недавно закон о создании единой общероссийской цифровой платформы служб занятости что-то реально поменяет?

— Это может повлиять только на одно: на эффективность трудоустройства. Когда у вас есть единая система, в принципе человек, живущий в городе Х, может найти через нее работу в городе Y.

Читайте также:
I. Общие положения и особенности оформления виз в форме электронных документов

— Если он готов переезжать…

— Понятно, что я привожу условный пример. Насколько эффективность трудоустройства при этом возрастет — никто сейчас не знает, хотя я не думаю, что очень уж сильно. Но все-таки возрастет, потому что чем лучше технологическая оснащенность служб занятости, тем всем лучше.

— Сейчас новый виток эпидемии коронавируса, и опять региональные власти вводят разного рода ограничения. Опять ждать роста безработицы?

— Понятно, что никто не будет вводить таких жестких мер, как в апреле-мае прошлого года, никто не будет так сильно закрывать бизнес, но, поскольку что-то закрыть все-таки могут, это просто-напросто затормозит на какое-то время темпы восстановления экономики и рынка труда.

Рынок труда: итоги 2020, прогнозы на 2021

В медицине продолжится рост зарплат

2020 год обнажил проблемы страны в сфере медицины. Очевидна колоссальная нехватка высшего, среднего и младшего медицинского персонала, недооцененность труда, отсутствие должного финансирования. Медицинский персонал стремится работать только в крупных городах — в учреждениях, обеспеченных средствами защиты и диагностики. Однако и в мегаполисах не хватает врачей, медицинских сестер и санитаров. И государство, и частные клиники пересматривают системы вознаграждения и мотивации медперсонала первичного звена. В 2020 году средние рыночные зарплатные предложения для высшего и среднего медперсонала выросли на 15—18%, в 2021 году SuperJob прогнозирует дальнейший рост зарплатных предложений на уровне 12—15%.

В IT конкуренция работодателей за кадры станет еще более острой

В отличие от других отраслей, где персонал боится менять работу в кризисные времена, разработчики, дизайнеры, продакты и т.д. с легкостью переходят в новые интересные им проекты, в т.ч. в иностранные компании. Только медицина в 2020 году обогнала IT по росту зарплат. Средние рыночные зарплатные предложения за 2020 году в IT, несмотря на коронакризис, выросли на 10—11% и продолжат расти, опережая инфляцию. Наиболее востребованы сегодня программисты, мобильные разработчики, аналитики, а также консультанты по автоматизации бизнес-процессов.

Подход к управлению персоналом продолжит меняться

Такие рыночные катаклизмы очень ясно показывают, кто является ценным, ключевым игроком в команде. Работодатели сумели определить для себя минимально необходимый трудовой ресурс, который позволяет продержаться на плаву и в относительной безубыточности. Компании спешно перестроили подход к управлению персоналом: в IT и логистике процессы чаще меняли на гибкие и свободные, в продажах, строительстве и производстве двинулись в сторону усиления контроля.

Удаленка с нами навсегда

Множество специалистов в 2020-м попробовали работать удаленно и сделали выводы. Компании также оценили, кому удается работать эффективно, а кто может трудиться только на территории работодателя. В кратчайшие сроки под удаленку были перестроены бизнес-процессы, и в 2021 году компаниям предстоит продолжить с этим разбираться: переписывать кадровую документацию, вводить новые регламенты, системы оценки эффективности.

Продолжится интерес рынка к специалистам по информационной безопасности

В связи с развитием дистанционной занятости, когда доступ к персональным данным и коммерческой тайне осуществляется вне стен организации, SuperJob прогнозирует рост спроса на специалистов и руководителей в сфере информационной безопасности в 2021 году на 12—15%. Причем рынок труда в данной сфере и в настоящий момент соискательский (конкурс всего 2,5 резюме на вакансию), а значит, политика привлечения и удержания таких специалистов будет развиваться.

E-commerce: развитие без взрывного роста

E-commerce продолжит развитие, но «взрывного роста» как во время первой волны коронавируса уже не предвидится: резервы населения ограничены и приоритеты направлены на обеспечение базовых потребностей. Поэтому продуктовый ритейл и фармацевтика оказываются в более выигрышном положении, чем, например, fashion, ювелирка или DIY. Call-центры, которые до 2020 года двигались в направлении цифровизации и сокращали персонал, сейчас, напротив, сменили курс и активно набирают людей.

До открытия границ строительной отрасли придется конкурировать с производством и ЖКХ за рабочих

Уход с рынка труда значительного количества трудовых мигрантов уже приводит к значительным изменениям в сферах, где традиционно использовался их труд. Коронавирус усложнил подбор на рабочие специальности в строительстве, ЖКХ, благоустройстве. Нехватка рабочей силы заставляет работодателей пересматривать политику подбора и удержания персонала. Строительной отрасли приходится конкурировать с промышленностью за привлечение рабочих: заморозка строительства в некоторых регионах в период первой волны коронавируса привела к тому, что рабочие со строек перешли и закрепились на заводах.

Транспорт и логистика: продолжится развитие внутрироссийских маршрутов

Важным уроком стала способность бизнеса к диверсификации. Логистическая отрасль, которая из-за ввода противовирусных мер в Китае в начале 2020 года начала ощущать коронакризис одной из первых, продолжит переориентацию на внутренний рынок. Сейчас в отрасли наблюдается сильная конкуренция за водителей, что вызвано в том числе и оттоком трудовых мигрантов. Развитие сервисов доставок привело к росту спроса на диспетчеров и курьеров.

В финансах и бухгалтерии спрос на специалистов начального уровня упадет до минимума

В финансах продолжается сокращение спроса на специалистов начального уровня. Но, как и в нестабильный период 2014 года, растет спрос на продвинутых аналитиков и специалистов с опытом антикризисного управления. В маркетинге также вырос спрос на аналитиков и исследователей рынков: бизнес пытается переориентироваться и найти точки роста в новых рыночных реалиях.

Онлайн-образование попробует удержать темпы роста

В сфере образования детей, подростков и юношества пострадали частные учреждения дошкольного, школьного, высшего и дополнительного образования. Но онлайн-образование в ситуации коронакризиса сумело вырасти, однако в данный момент резервы для дальнейшего серьезного роста практически исчерпаны: сказывается общая усталость и ограниченные финансовые резервы населения.

Туристический бум после открытия границ неизбежен

В туризме, ресторанном бизнесе, сфере развлечений останутся буквально единицы, и в основном это крупные игроки, которые в настоящий момент сумели переориентироваться и сохранить хотя бы минимальную активность. Опросы показывают, что россияне соскучились по отдыху, культурным и развлекательным мероприятиям, а поведение населения после отмены режима самоизоляции летом свидетельствует, что россияне вернутся к активному образу жизни сразу же, как только жесткие ограничения будут сняты.

Читайте также:
Как готовить брамбораки рецепт по-чешски, инструкция приготовления блюда

Конкуренция за квалифицированные кадры усилится

В период коронакризиса бюджеты на обучение снизились, но бизнес как никогда нуждается в опытных специалистах. Последние же в условиях рыночной нестабильности ищут работу не столь активно, как раньше. В найме будут агрессивнее применять executive search, переманивать специалистов у конкурентов. Дистанционный подбор персонала развивается ускоренными темпами и продолжит распространение в 2021 году: рекрутеры минимизируют число очных встреч.

Год будет непростым, но…

В целом же даже при значительном снижении заболеваемости коронавирусом и быстром снятии ограничений 2021 год обещает быть непростым. Коронакризис показал, насколько важно иметь «подушку безопасности» не только в личном бюджете, но и в бизнесе. Компании вынужденно пересмотрели политику затрат на персонал: изменили систему оплаты труда, графики и режимы работы, сократили компенсационные пакеты.

Однако рост зарплат продолжился, хотя и не такими темпами, как в прошлом году. Зарплатные предложения работодателей в номинальном выражении за год повысились:
— в сфере информационных технологий на 10,9%;
— в строительстве на 6,6%;
— в HR-сфере на 6%;
— в банковской сфере на 5%;
— в сфере маркетинга, рекламы и PR на 4,4%.

В течение последнего года зарплату персоналу повышали 38% работодателей, еще 21% планирует повышение или индексацию в ближайшее время.

Премии по итогам года тоже будут: всем сотрудникам выплатят 17% компаний, выборочно — 24%.

Безработица: когда чужие не могут, а свои не хотят

В России только официально зарегистрировано 2,5 миллиона безработных. При этом работодатели жалуются на нехватку рабочих рук. С чем это связано и чем грозит отечественной экономике?

На российском рынке труда возник явный диссонанс: с одной стороны уровень безработицы еще далек даже от показателей 2019 года, с другой — звучат сообщения о явной нехватке рабочих рук в ряде секторов.

В частности, Bloomberg категорично заявляет, что надежды российских властей на восстановление экономики могут разбиться именно о кадровый голод. Правда, издание уточняет, проблема в серьезном оттоке мигрантов на фоне пандемии. Дескать, без них ни дома не строятся, ни золото не добывается, поля так и останутся необработанными, а дворы российских городов — неубранными.

Казалось бы, свято место пусто не бывает. И выбор между работой и статусом безработного, вроде бы, вполне очевиден. По данным компании FinExpertiza по итогам 2020 года число работающих россиян сократилось до 10-летнего минимума, составив 70,77 млн человек. Это против 72,4 млн в конце 2019 — начале 2020 года. За пандемический год количество занятых на предприятиях граждан упало примерно на 1,6 млн человек.

Как сообщили в Минтруда в ТАСС, в феврале в России насчитывалось 2,5 млн официально зарегистрированных на биржах труда безработных. По информации ведомства, это на 300 тысяч человек меньше, чем в декабре 2020 года.

В действительности, количество безработных намного выше, говорит руководитель департамента Аппарата ФНПР социально-трудовых отношений и социального партнерства Олег Соколов. «Например, численность безработных по методологии МОТ в декабре 2020 г. составила 4,4 миллиона человек. Это граждане, не имеющие работу, но активно ее ищущие и готовые приступить к ней в течение недели», — поясняет он, — «Также, стоит учитывать существенную скрытую безработицу, то есть работников находящихся под риском увольнения, в режиме неполного рабочего дня, в простое, в отпуске без сохранения заработной платы. По нашей оценке, численность таких работников только по крупным и средним организациям составляет более 1 млн. человек. То есть с учетом скрытой безработицы уровень безработицы составил в декабре 2020 г. 7,3%».

С тем, что ситуация гораздо серьезнее, чем показывает официальная статистика, согласен и преподаватель Института мировой экономики и бизнеса РУДН Равиль Асмятуллин. «Если безработный не ищет работу, не зарегистрирован в службе занятости — в статистику это не попадает. Скрытая безработица, по данным исследования FinExpertiza, могла составить около 5 млн человек. Поэтому реальное число безработных в разы выше официального: в три, четыре и даже пять раз», — резюмирует эксперт. Он добавляет, что рынок труда в 2021 году ждут тяжелые испытания. По словам Асмятуллина, пандемия пошатнула финансовые возможности компаний. «Всплеска количества новых вакансий ожидать не приходится. А после прекращения мер поддержки бизнеса возможен новый рост безработицы», — считает преподаватель РУДН.

Пандемия разогнала кадры

А что же мигранты? По словам первого вице-президента «Опоры России» Павла Сигала, численность легальных и нелегальных трудовых мигрантов в нашей стране непостоянна: в зависимости от года и экономической ситуации она колеблется от 4 до 9 млн человек, что составляет 6-12% от всей рабочей силы.

«Однако, часть иностранных граждан работает в теневом секторе, поэтому точные цифры назвать довольно затруднительно. Они трудятся в строительной отрасли, сельском хозяйстве, обслуживают сухопутный пассажирский и автомобильный грузовой транспорт, а также сферу ЖКХ», — добавляет Сигал.

Пандемия в буквальном смысле отправила чуть ли не половину иностранцев по домам. По официальным данным МВД за 2020 год количество постановок на миграционный учет составило 9,8 млн, против 19,5 млн годом ранее. При этом, как отмечает Равиль Асмятуллин, стоит учитывать, что иностранец мог вставать на учет несколько раз. То есть, по приблизительным оценкам, количество трудовых мигрантов могло сократиться примерно вдвое.

Читайте также:
Тосса-де-Мар, Испания: фото главных достопримечательностей

Традиционно наибольшее количество мигрантов занято в строительстве, сфере торговли и услуг, ЖКХ, а также на сезонных работах в агромпроме. Россияне, как отмечают эксперты, на эти вакансии не рвутся. Так что оставшиеся мигранты обходятся своим работодателям все дороже.

«В условиях дефицита рабочей силы, возросли и средние доходы мигрантов в частном секторе», — говорит Асмятуллин.

Bloomberg даже приводит цифры, ссылаясь на исследование Евгения Варшавера из РАНХиГС. По его данным, в четвертом квартале 2020 года «приглашенные специалисты» зарабатывали в среднем 47 тысяч рублей, тогда как россияне — 34 тысячи.

По словам Павла Сигала, господдержка стала мощным драйвером для строительной отрасли — спрос на жилье в России вырос. «Поэтому застройщики в спешном порядке ищут работников востребованных специальностей: каменщиков, сварщиков, монолитчиков, специалистов по отделочным работам», — говорит вице-президент Опоры России.

Заманить россиянина

То есть, в России, где без работы сейчас в общей сложности «сидят» около 5 миллионов человек, нет ни каменщиков, ни сварщиков, ни прочих ценных кадров? Возможно, что и есть. Но за те деньги, которые им предлагают, например, застройщики, работать они не рвутся, поясняют в ФНПР.

«Дефицит кадров в строительной отрасли формально действительно связан с сокращением численности трудовых мигрантов. Однако эта отрасль — одна из самых непрозрачных с точки зрения регулирования рынка труда (и не только). Длительная ориентация на дешевую, неквалифицированную, зачастую полулегальную рабочую силу, привела к тому, что отрасль не готова к изменению ситуации на рынке труда», — говорит Олег Соколов. По его словам, заявления работодателей о повышении зарплат статистикой не подтверждаются. Даже в условиях серьезного дефицита работников их вознаграждение в строительном секторе растет гораздо медленнее, чем в целом по рынку. Строители не спешат «прогибаться» под требования соотечественников, предпочитая «прогнуть» ситуацию под себя.

«Лоббистские возможности «отраслевиков» используются для протаскивания эксклюзивных решений по возобновлению миграции рабочей силы. Так, в Общенациональном плане действий… содержится норма о проработке вопроса о применении механизма привлечения самозанятых (а это практически обнуление налогов и страховых взносов, и отсутствие ответственности за охрану труда!) для строительной отрасли для граждан стран СНГ и ЕАЭС с использованием цифровых платформ», — говорит секретарь ФНПР.

Их еще учить и учить

Но если вдруг предположить, что все работодатели, которые сейчас тоскуют без таких «удобных» мигрантов, воскликнут: «Бинго! Надо просто предложить больше денег!», — проблема решится? Россияне хлынут на имеющиеся вакансии, таким образом исполнив чаяния властей? Ведь президент поставил конкретную цель — к концу 2021 года вернуть показатели по рынку труда на уровень конца 2019. И по оценке Минтруда для этого надо трудоустроить порядка миллиона граждан. А тут чуть ли не 10 миллионов мигрантов покинули страну, освободив места. И не факт, что все вернутся — по словам Равиля Асмятуллина, девальвация рубля (порядка 20% за прошлый год) постепенно делает заработки в России менее привлекательными — реальные доходы сократились. Так что часть граждан соседних республик, возможно, после снятия ограничений отправится искать лучшей жизни в других краях.

Но не тут-то было. Оказывается, наших соотечественников, прежде чем трудоустроить, еще надо учить и учить. По данным того же Минтруда, 60,5% от общего числа граждан, зарегистрированных в центрах занятости не имеют профессионального образования. А работодателям-то нужны сотрудники, имеющие не всегда особо сложные, но все-таки навыки.

«Россияне частично могут занять рабочие места трудовых мигрантов, однако для повышения качества жизни населения нужно не только трудоустраивать граждан, но и повышать их уровень образования, так как в группе риска по потере работы находятся люди без профессионального образования, поэтому было введено субсидирование занятости и обучение соискателей, которые получают востребованные профессии, в том числе и в сфере строительства», — рассуждает Павел Сигал.

Это подтверждает и Олег Соколов, отмечающий, что для решения проблемы нужны бесплатные программы профессионального образования, а помимо достойных зарплат нужно еще обеспечить и соответствующие условия труда.

Кроме того, в ФНПР полагают, что одним из вариантов решения проблемы дефицита кадров с помощью россиян может стать повышение их мобильности. «В частности, возможен механизм организации работы вахтовым методом из трудоизбыточных территорий (по опыту работы нефтегазовых компаний в районах Крайнего Севера)», — поясняет Соколов.

А почему бы и нет? Если в одном регионе умельцы «простаивают», а в другом они ох как нужны, вполне логично предложить людям съездить поработать в другой регион. Но в России это не особо развито. Если исключить тех, кто катается на заработки в столицы и другие миллионники, то, по большей части перемещения происходят максимум в пределах самих регионов. Слишком уж много неизвестных слагаемых в этих уравнениях — люди элементарно не доверяют предложениям, сулящим «достойную зарплату, выплаты каждую неделю, питание и проживание за счет принимающей стороны». Всем нужны гарантии. Нужны конкретные госпрограммы повышения внутрирегиональной мобильности с соответствующим финансированием, считают в ФНПР.

Опять же, кадры будут приглашать обладающие определенными навыками. Даже там, где работодателям требуется исключительно низкоквалифицированная рабочая сила, тратить лишнее время и деньги на обучение никто не захочет.

Собственно, доступность профобучения должна стать одним из краеугольных камней системы, отмечает Олег Соколов. В Федерации независимых профсоюзов России считают, что граждане должны иметь возможность получить бесплатное профессиональное образование (переквалификацию, повышение квалификации), да и второе высшее, если нужно, на протяжении всей жизни.

Читайте также:
9 удивительных фактов об Исландии, которые известны только местным жителям

Мобильность на рынке труда — один из главных трендов последних лет на том же Западе. Аналитики подчеркивают, что мир стремительно меняется, цифровизация упраздняет одни профессии и выдвигает на передний план другие. Запросы людей тоже трансформируются. Тот же рынок услуг диктует свои правила. Например, не секрет, что население большинства стран упорно стареет. И все больше становятся востребованы те же специалисты по уходу за пожилыми людьми. Таких новых «окон возможностей» открывается множество. И надо быть готовыми перемещаться между ними.

Сейчас в России бесплатно помогают с обучением людям предпенсионного возраста. Кроме того, решение проблем переобучения вроде бы заложено в нацпроект «Демография». По информации Минтруда, этой возможностью смогут воспользоваться около 115 тысяч россиян. Плюс — разработаны дополнительные мероприятия, предполагающие, что обучать граждан будут по уже открытым перспективным вакансиям. Но это еще плюс 54 тысячи человек.

Начало, мягко говоря, не прорывное. Напомню, трудоустроить до конца года планируют миллион человек. Из них около 600 тысяч надо обучать. Остается надеяться, что хоть в России и медленно запрягают, после раскачки процесс пойдет активнее. В противном случае, приток рабочей силы извне окажется единственным рабочим же вариантом. А с ним и отток заработанных средств через границы. Только вот экономику таким образом не то, что выводить на новый уровень, но и восстанавливать-то будет непросто.

Росстат сообщил, что безработица в июне 2021 г снизилась до 4,8%

МОСКВА, 28 июл — ПРАЙМ. Безработица в России в июне 2021 года снизилась до 4,8% с 4,9% в мае, следует из данных Росстата.

“В июне 2021 года 3,6 миллиона человек в возрасте 15 лет и старше классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной организации труда). Уровень безработицы населения в возрасте 15 лет и старше в июне 2021 года составил 4,8% (без исключения сезонного фактора)”, — говорится в докладе.

При этом, как указывает ведомство со ссылкой на данные Роструда, к концу июня 2021 года в органах службы занятости населения состояли на учете 1,4 миллиона не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 1,2 миллиона человек имели статус безработного, в том числе 0,7 миллиона человек получали пособие по безработице.

Общий уровень безработицы в России еще ближе приблизился к допандемийному уровню — в марте 2020 года 3,485 миллиона человек классифицировались как безработные (в июне текущего года — 3,579 миллиона человек).

Резкий рост безработицы в РФ произошел в апреле 2020 года — показатель подскочил до 5,8% с 4,7% в марте. Пик был зафиксирован в августе, когда безработица достигла 6,4%. Осенью началось снижение — в сентябре и октябре уровень безработицы составил 6,3%, в ноябре — 6,1%, в декабре 2020 года общая безработица опустилась ниже 6% и составила 5,9%, в 2021 году эта тенденция продолжилась.

Росстат при изучении занятости и безработицы использует методологию МОТ, в соответствии с которой безработными являются те, кто в момент исследования одновременно нуждался в работе, искал ее и был готов приступить к ней.

Более 70% россиян сталкивались с ложью работодателей в вакансиях

Число зарегистрированных безработными в России снизилось до 1,11 миллиона, это на 60% ниже, чем в начале 2021 года, сообщили журналистам в пресс-службе Минтруда.

Согласно сообщению, с начала 2021 года уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, снизился более чем на 1 процентный пункт. По данным Росстата, в июне безработица составила 4,8%, в январе этот показатель составлял 5,8%, в декабре 2020 года — 5,9%, а в пиковый период в августе 2020 года — 6,4%.

“Снижается и число зарегистрированных в центрах занятости граждан. Сегодня это значение не превышает 1,11 миллиона человек, что на 60% ниже, чем в начале этого года, когда через центры искали работу более 2,7 миллиона человек”, — отметили в Минтруде.

Россия вплотную приблизилась к допандемическим показателям занятости, заявила замминистра труда и социальной защиты Елена Мухтиярова.

Россияне работают больше американцев и японцев, но меньше мексиканцев

“Несмотря на то, что в летний период деловая активность традиционно ниже, найм новых сотрудников достаточно активен. Сказывается как общий подъем деловой активности, так и эффективность по поддержке занятых. Мы вплотную приблизились к допандемическим показателям. Выросло и число предложений в региональных службах занятости. За полгода объем предложения вырос на 25% — с 1,74 миллиона позиций на конец 2020 года до 2,19 миллиона”, — рассказала Мухтиярова, слова которой приводит пресс-служба министерства.

В Минтруде отметили, что наиболее востребованы квалифицированные рабочие в области промышленности, строительства и транспорта — более 460 тысяч вакантных позиций. На долю операторов производственных установок, сборщиков и водителей сейчас приходится более 290 тысяч вакансий, на специалистов высшего уровня квалификации — 245 тысяч.

Свою роль в восстановлении ситуации на рынке труда сыграли и программы по снижению напряженности на рынке труда. Кроме того, на федеральном уровне действуют программы по переобучению безработных граждан и граждан, находящихся в поиске работы, а также программа по субсидированию найма.

Рынок труда, доходы и потребление населения

Рынок труда в текущем году остается подвержен негативному влиянию демографических тенденций, связанных со снижением численности населения в возрасте 15 лет – 64 лет, и характеризуется негативной динамикой численности рабочей силы, обусловленной снижением как численности занятых, так и численности безработных. Уровень безработицы в течение 6 месяцев, начиная с марта оставался неизменным и составлял 4,6% SA от численности рабочей силы. В августе снизился до 4,5% SA от численности рабочей силы, обновив минимальное значение. В связи с этим развитие рынка труда в среднесрочной перспективе в большей степени будет определяться мерами, направленными на нивелирование негативного влияния демографических тенденций.

Читайте также:
Карта Баренцева моря, где находится Баренцево море на карте мира

Среди основных задач Правительства Российской Федерации в целях улучшения ситуации на рынке труда – создание условий для повышения уровня участия населения в составе рабочей силы. С целью вовлечения в рабочую силу отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, будут реализовываться:

– национальный проект “Демография”, мероприятия которого позволят обеспечить к 2024 году, в том числе, создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет;

– стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, а также план мероприятий по реализации ее первого этапа в 2016 – 2020 годах, направленные на стимулирование активного долголетия, улучшение качества жизни старшего поколения, использование знаний, опыта и трудового потенциала старшего поколения как важного ресурса экономического роста;

– план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017 – 2020 годы;

– национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017 – 2022 годы.

Активные меры миграционной политики, направленные на привлечение иностранных специалистов высокой квалификации в поддержание положительного миграционного прироста с акцентом на высококачественный человеческий капитал, позволят восполнить потребности рынка труда в трудовых ресурсах.

Поддержку рынку труда в 2020 – 2024 годах окажет предусмотренное Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий” (далее – закон N 350-ФЗ), увеличение возраста, по достижении которого возникает право на пенсионное обеспечение, что создает условия как для стабильного увеличения пенсий неработающих пенсионеров, так и для смягчения дефицита рабочей силы, вызванного объективными демографическими тенденциями.

Кроме того, Минэкономразвития России по поручению Президента Российской Федерации подготовило План дополнительных мер по ускорению темпов экономического роста, успешная реализация которого заложена в базовый вариант прогноза. Со стороны рынка труда Минэкономразвития России разработаны меры, направленные на повышение эффективности функционирования рынка труда. Ключевой особенностью российского рынка труда является его сегментированность. При исторически минимальном уровне безработицы и высоком уровне участия населения в рабочей силе в среднем по России ряд регионов характеризуется высокой численностью безработных, наблюдаемой статистически, и, кроме того, высоким уровнем скрытой безработицы. Одновременно в других регионах остро проявляется дефицит рабочей силы, в особенности по ряду отдельных специальностей. В базовый сценарий прогноза заложено снижение структурной безработицы и повышение экономической активности населения за счет преодоления указанных ограничений следующими способами:

– формирование региональных программ снижения структурной безработицы с акцентом на региональные особенности (в том числе на сельских территориях), в том числе с настройкой программ социального контракта;

– цифровизация трудовых отношений и развитие гибких (в том числе удаленных) форм занятости. Это позволит существенно снизить транзакционные издержки на рынке труда, повысить уровень вовлеченности населения, в особенности в сфере творческих профессий и в секторе интеллектуальных услуг;

– усиление миграционного прироста с акцентом на высококвалифицированных специалистов с помощью реализации мер, направленных на создание условий по их привлечению и закреплению на постоянное место жительства, а также с помощью мер, направленных на технологическое упрощение получения мигрантами необходимых документов (по принципу работы “единого окна”).

В результате комплексного действия указанных мер, а также в условиях экономического роста, при дальнейшем развитии экономики в среднесрочной перспективе и соответствующем росте потребности в трудовых ресурсах ожидается постепенный разворот тренда на снижение численности рабочей силы, сложившегося на фоне негативных демографических тенденций. Численность рабочей силы, после стабилизации на уровне 75,5 млн человек в 2019 – 2020 годах, постепенно возрастет до 76,3 млн человек в 2022 году и до 77,2 млн человек в 2024 году. Численность занятых увеличится с 72,1 млн человек в 2019 – 2020 годах до 72,9 млн человек к 2022 году и до 73,9 млн человек к 2024 году. Рост занятости при этом будет обеспечен не только вовлечением населения в рабочую силу, но и снижением уровня безработицы, которое может составить 0,3 п.п. от рабочей силы (с ожидаемых в 2019 году 4,6% до 4,3% к 2024 году).

В части оплаты труда в бюджетном секторе в среднесрочной перспективе для отдельных категорий работников (врачи, средний медицинский персонал, педагогические работники образовательных учреждений дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей и оказывающие социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, преподаватели и мастера производственного обучения начального и среднего профессионального образования, преподаватели вузов, работники науки и культуры и социальные работники) предполагается сохранение достигнутых соотношений их средней заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в соответствующем регионе или иное, закрепленное в указах Президента Российской Федерации. Подход в отношении прочих категорий работников бюджетной сферы предполагает проведение ежегодной индексации с 1 октября в соответствии с уровнем инфляции.

В условиях снижения дефицита рабочей силы рост заработной платы во внебюджетном секторе будет определяться динамикой производительности труда. При этом с учетом реализации мер, проводимых в целях решения задач, поставленных Указом N 204 и направленных на обеспечение роста производительности труда в экономике, рост заработной платы будет носить устойчивый характер.

В результате после замедления роста реальной заработной платы до 1,5% в 2019 году, обусловленного во многом эффектом высокой базы 2018 года (за счет мероприятий по повышению заработной платы целевым категориям работников бюджетной сферы, индексации заработной платы прочим работникам бюджетной сферы с 1 января 2018 г., доведением минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) до величины прожиточного минимума трудоспособного населения), в 2020 – 2024 годах в условиях устойчивого роста экономики и стабильной инфляции реальная заработная плата будет расти на 2,3 – 2,6% в год. Ожидается, что за 2019 – 2022 годы показатель увеличится на 8,8%, за 2019 – 2024 годы – на 14,5 процента.

Читайте также:
Основные места силы в Карелии (аномальные и мистические зоны)

Целевым ориентиром в области пенсионного обеспечения является задача, определенная Указом N 204, предусматривающая на период до 2024 года рост пенсионного обеспечения выше уровня инфляции. Законом N 350-ФЗ с 1 января 2019 г. изменен порядок индексации страховых пенсий.

Так, размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней в 2020 – 2024 годах корректируется ежегодно с 1 января каждого года. Установлена стоимость одного пенсионного коэффициента в следующих размерах: 2020 год – 93 рубля, 2021 год – 98 рублей 86 копеек, 2022 год – 104 рубля 69 копеек, 2023 год – 110 рублей 55 копеек, 2024 год – 116 рублей 63 копейки. Таким образом, размеры страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней в 2019 – 2024 годах увеличатся: в 2019 году на 7,05%, в 2020 году на 6,6%, в 2021 году на 6,3%, в 2022 году на 5,9%, в 2023 году на 5,6%, в 2024 году на 5,5 процента.

Прогноз величины прожиточного минимума рассчитан с учетом Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 227-ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации”. В 2024 году прожиточный минимум в целом на душу населения составит 12 972 рубля с ростом к 2018 году на 26,1 процента .

Прожиточный минимум рассчитан исходя из действующей потребительской корзины.

В результате постепенного снижения давления на динамику реальных располагаемых денежных доходов населения со стороны долговой нагрузки населения, а также роста доходных компонент за счет реализации мер социально-экономической политики реальные располагаемые денежные доходы населения в 2020 – 2024 годы после околонулевой динамики, ожидаемой по итогам текущего года, выйдут на траекторию роста с ускорением до 2,4% к 2024 году.

Также основу для дальнейшего роста реальных доходов должен создать устойчивый экономический рост при сохранении стабильного уровня инфляции. В части мер государственной политики на обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции будут направлены следующие меры государственной политики:

– ежегодное установление МРОТ на федеральном уровне в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года;

– поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации, а также проведение ежегодной индексации заработной платы работников организаций бюджетной сферы;

– совершенствование пенсионной системы в целом; обеспечение роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции, что будет достигаться путем увеличения размера страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров до целевых значений, установленных среднесрочным прогнозом до 2024 года;

– индексация социальных выплат, а также развитие форм предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам в целях поддержки их потребительского спроса, целевая поддержка отдельных категорий граждан, в частности семей с детьми;

– содействие занятости отдельных категорий граждан (женщин, воспитывающих детей, инвалидов, лиц старшего поколения);

– меры, направленные на поддержку малого и среднего предпринимательства.

С учетом применяемых мер доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума снизится с 12,5%, ожидаемый по результатам 2019 года, до 9,4% к 2022 году и до 6,6% к 2024 году .

С учетом дополнительных мер социальной поддержки нуждающихся.

Замедление расширения потребительского кредитования, по мнению Минэкономразвития России, также отразится и на потребительском спросе населения: в 2020 году рост объема оборота розничной торговли может замедлиться до 0,6% с 1,3% в текущем году. Вместе с тем в 2021 – 2024 годах на фоне роста доходов ожидается восстановление потребительского спроса, согласно оценке, рост показателя будет находиться на уровне 2,2 – 2,7 процента. В целом за 2019 – 2024 годы оборот розничной торговли вырастет на 12,5 процента.

Содействие занятости населения

Перечень основных мероприятий

План реализации 01.01.2013 – 31.12.2024
Ответственный исполнитель Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Ожидаемый непосредственный результат повышение эффективности государственного управления
Связь с показателями Отсутствует

предотвращение роста напряженности на рынке труда, поддержание социальной стабильности в обществе;

минимизация уровней общей и регистрируемой безработицы;

развитие государственной службы занятости населения как эффективного посредника между работодателями и гражданами, ищущими работу;

повышение мобильности трудовых ресурсов;

обеспечение потребности экономики в рабочей силе;

повышение доступности информации о рынке труда, профессиях, вакансиях, возможностях обучения для выпускников и обучающихся;

повышение эффективности ярмарок вакансий и других услуг в сфере занятости, направленных на трудоустройство молодежи

повышение уровня занятости населения, мобильности трудовых ресурсов;

обеспечение потребности экономики в рабочей силе;

План реализации 01.01.2013 – 31.12.2024
Ответственный исполнитель Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Ожидаемый непосредственный результат информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений
Связь с показателями Отсутствует

поддержание доходов безработных граждан;

обеспечение адресности и повышение уровня социальной поддержки, предоставляемой безработным гражданам

План реализации 01.01.2017 – 31.12.2024
Ответственный исполнитель Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Ожидаемый непосредственный результат обеспечение приоритетного права на трудоустройство граждан Российской Федерации
Связь с показателями Отсутствует

реализация региональных программ повышения производительности труда и поддержки занятости (в части поддержки занятости)

Читайте также:
Отделение по району МАТУШКИНО: как записаться на прием, документы

количество зарегистрированных пользователей в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий “Работа в России” составило:
в 2021 году – 3 млн. человек,
в 2022 году – 3,5 млн. человек,
в 2023 году – 4 млн. человек;
государственные услуги и сервисы в области содействия занятости населения переведены в электронный вид: в 2020 году – 1 условная единица, в 2022 году – 13 условных единиц

формирование системы подготовки кадров, направленной на поддержку занятости населения в связи с реализацией мероприятий по повышению производительности труда на предприятиях;

развитие инфраструктуры занятости и внедрение организационных и технологических инноваций в целях поддержки уровня занятости населения

обеспечение возможности женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, совмещения трудовой деятельности с семейными обязанностями

профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста

профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование 543,7 тыс. отдельных категорий граждан, в том числе 168,7 тыс. человек в 2021 году, 125 тыс. человек ежегодно с 2022 по 2024 годы;
численность занятых граждан, в том числе приступивших к трудовой деятельности, зарегистрировавшихся в качестве индивидуального предпринимателя, в частности начавших применять специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход”, по окончании обучения в рамках федерального проекта “Содействие занятости” национального проекта “Демография” составит 407,6 тыс. человек, в том числе 126,5 тыс. человек в 2021 году, 93,7 тыс. человек ежегодно с 2022 по 2024 годы;
развитие центров занятости населения и поэтапное обеспечение деятельности новой модели центров занятости населения как современных “кадровых центров” на основе оптимизации процессов оказания услуг

Собор в Хельсинки

Кафедральный собор в Хельсинки (Собор Святого Николая)

Кафедральный собор Хельсинки (фин. Tuomiokirkko) — главный собор Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии расположенный на северной стороне Сенатской площади Хельсинки. Ежегодно храм посещают порядка полумиллиона туристов.

Строительство собора велось в период с 1830 по 1852 года по проекту немецкого архитектора Карла Людвига Энгеля (1778-1840). В 1840 году Энгель скончался и работы возглавил другой немецкий архитектор — Эрнст Лорман (1803-1870). Лорман несколько переработал проект, дополнил центральный купол собора четырьмя небольшими куполами, соорудил два дополнительных боковых павильона, западный для колоколов, а восточный для капеллы, также на крыше собора появились цинковые статуи 12-ти апостолов, есть сведения что идея украсить крышу статуями апостолов принадлежит Николаю I (1796-1855).

Собор в Хельсинки был освящен и открыт 15 февраля 1852 года и получил название церковь Святого Николая небесного покровителя торговли и мореходства, а также святого-заступника императора Николая I инициатора строительства храма. В 1917 году Финляндия обрела независимость и храм переименовали в Большую церковь, в 1959 году когда в Хельсинки появилась епископская кафедра собор стал называться Кафедральным.

Сэкономь на путешествии!

История строительства

В 1812 году Хельсинки провозгласили столицей Великого княжества Финляндского в составе Российской империи, Александр I приказал отстроить город согласно его новому статусу. В то время Хельсинки представлял собой небольшой городок с 3500 жителями, и еще не восстановился после последнего большого пожара произошедшего осенью 1808 года, когда сгорело 77 зданий, а это треть города. Реализацией нового проекта по реконструкции города занимался специально созданный комитет, его главой был назначен Йохан Альбрехт Эренстрём (1762-1847) под его руководством был составлен новый прямоугольно-квадратный план застройки Хельсинки. Немецкий архитектор Карл Людвиг Энгель придал городу его характерный облик в стиле классицизма, так в частности по его проекту построены: Сенатский дворец (период строительства 1818-1822) расположен на восточной стороне Сенатской площади сейчас здесь находится Государственный совет символ государственной власти, Главное здание Университета (период строительства 1828-1832) расположено на западной стороне Сенатской площади, Здание библиотеки Университета (период строительства 1836-1845) расположено на западе напротив главного входа в Кафедральный собор, и конечно же сам Кафедральный собор Хельсинки.

Для создания ансамбля Сенатской площади понадобилось сносить старые здания. Деревянная церковь Ульрики Элеоноры построенная в 1724-1727 годах (Ульрика Элеонора шведская королева (1688-1741)) была снесена в 1827 году. Решение о сносе церкви было принято синодом в виду недостаточной вместительности и презентабельности, заодно были снесены городская ратуша, несколько старых зданий и старое кладбище, существовавший рынок перенесли на Торговую площадь, предстояло создать Главную площадь столицы Великого Княжества Финляндского Хельсинки. Сейчас о существовании церкви Ульрики Элеоноры напоминает гранитный медальон с барельефом и надписью в северо-западном углу Сенатской площади и столбики которые указывают место где находился алтарь. О когда-то снесенном кладбище напомнили археологические раскопки на Сенатской площади, во время проведения раскопок осенью 2012 года Городским музеем Хельсинки на глубине 60 см были найдены 260 человеческих останков, 40 из них были взяты для лабораторных исследований их планируется захоронить на хельсинкском кладбище, а остальные останки перезахоронены на том же месте, только на большей глубине не доступной для экскаваторов.

Внешний вид собора

Собор в Хельсинки построен на холме в стиле классицизма (возможно неоклассицизма), имеет форму симметричного греческого креста (равносторонний крест), пятикупольный. Центральный купол собора символизирующий Христа, окружен четырьмя куполами символизирующие четырех евангелистов (авторы четырех канонических Евангелий: Матфей, Марк, Лука, Иоанн), с каждой из четырех сторон сооружение выделено треугольным фронтоном и колоннадой с шестью коринфскими колоннами, фасады расчленены пилястрами того же архитектурного ордера и украшены барельефами изображающими события из жизни Христа. Над главным входом в собор начертано имя Бога, «Яхве». На крыше собора по углам фронтонов, над колоннами установлены отлитые из цинка фигуры Двенадцати апостолов (апостол — по греч. посланник).

Читайте также:
Погода на Самуи в ноябре 2021 года. Остров Самуи

Западный фронтон: Симон Кананит — покровитель кожевников, дровосеков, ткачей в руках пила, Петр – покровитель рыбаков и слесарей в руках у него ключи от Царства Небесного, Фома — покровитель архитекторов, строителей, топографов в руках линейка-угольник.

Южный фронтон: Варфоломей — покровитель ремесленников в руках нож, Иоанн — покровитель семьи и брака а также покровитель всех имеющих отношение к книгам и издательскому делу в руках чаша и евангелие у ног орел одно из лиц тетраморфа (крылатое существо из видений пророка Иезекииля единого с четырьмя лицами; ангела, льва, быка, орла, у протестантов тетраморф представлен в образе четырех живых существ которые охраняют четыре угла Трона Господа и четырех пределов рая, сейчас истолкованы как символы четырех евангелистов), Матфей — покровитель банкиров, таможенных работников, налоговых служащих, бухгалтеров и финансовых служб в руках письменные принадлежности рядом ангел другое из лиц в тетраморфа.

Восточный фронтон: Иаков Алфеев — покровитель людей в безвыходных ситуациях в руках палка, Павел — покровитель проповедников, теологов, церковных журналистов в руках меч, Иаков Заведеев — покровитель паломников, солдат и кавалеристов в руках посох с ракушками.

Северный фронтон: Филипп — покровитель мелких торговцев, валяльщиков в руках крест и открытая книга Андрей — покровитель рыбаков в руках косой крест (Андреевский), Матфий – защитник плотников, мясников, кузнецов в руках алебарда. Трехметровые статуи выполнены в мастерской S.P. Deravanne в 1845-1847 годах берлинскими скульпторами: Hermann Schievelbein (1817-1867) – апостолы Павел, Петр, Фома, Симон Кананит, Иаков Заведеев, Матфий и August Julius Wredow (1804-1891) – апостолы Андрей, Матфей, Иаков Алфеев, Иоанн, Филипп, Варфоломей. Цинковые скульптуры апостолов установлены в 1849 году. Со стороны Сенатской площади к собору ведет огромная монументальная гранитная лестница шириной 60 метров. Первоначально собор был покрашен в желтый цвет вписываясь в общий ансамбль с другими зданиями Сенатской площади, однако в конце XIX века был выкрашен в три разных оттенка светло серого цвета. Благодаря расположению на холме и белому цвету окраски создается ощущение, что собор парит над городом. Цвет куполов собора зеленый, это говорит о том что он посвящен Святому.

Внутренний вид собора

Интерьер Кафедрального собора Хельсинки отличается простотой, ничего лишнего, полностью отсутствует та помпезность присущая Православным храмам. Внутреннее пространство выкрашено в белый цвет, по углам центральной части собора находятся памятники величайшим деятелям движения реформации церкви: основателю протестантизма Мартину Лютеру (1483-1546), теоретика лютеранства Филиппу Меланхтону (1497-1560) и первому епископу протестанско-лютеранской церкви в Финляндии с 1554 года Микаэлю Агриколе (1510-1557) в четвертом углу центральной части находится кафедра проповедника. Памятники Лютеру и Меланхтону являются увеличенными гипсовыми копиями с памятника Реформации в Вормсе (Германия) работы Эрнста Ритшеля (1804-1861). Памятник Микаэля Агриколы работа финского скульптора Вилле Вальгрена (1855-1940). Алтарь как и положено располагается в восточной части помещения. Алтарную картину «Положение Христа во гроб» выполнил придворный живописец Николая I Тимофей Андреевич Нефф (1805-1876). Фигуры Ангелов по сторонам от главного алтаря создал немецкий скульптор Густав Блезер (1813-1874). В Кафедральном соборе установлен орган насчитывающий 57 регистров, выполнен на датской фабрике Marcussen & Son в 1967 году от предыдущего органа немецкой фирмы Walcker созданного по проекту Эрнста Лормана в 1846-1847 годах сохранился лишь фасад. Для прихожан в соборе установлены кресла-скамейки во время службы прихожане встают только в особо значимых моментах.

Дополнительный сведения

В 1970 году произведена реставрация крипты (подвальное, полуподвальное помещение под алтарем и хоральными частями т.е. сводчатый нижний этаж) собора по проекту архитектора Тарьи Салмио-Тойвиайнен (Tarja Salmio-Toiviainen). После новой реставрации 1996-1998 года в крипте установили новый алтарь с картиной современного финского художника Каролуса Энкеля (Carolus Enckell). Орган в крипте установлен в 2006 году финским органостроителем Мартти Портан (Martti Porthan) в необарочном духе. Крипта вмещает 500 человек, предназначена для проведения собраний общины, концертов и выставок. Крипта работает в летнее время открыта для всех желающих работает кафе Krypta. В 1996-1998 годах были отреставрированы статуи апостолов на крыше собора, также барельефы, лестница и внутренние помещения. В соборе проходят богослужения, праздничные службы, церемонии бракосочетания. Организуются экуменические богослужения (тенденция к объединению различных конфессиональных направлений в рамках одной церкви), знаменующие открытие и закрытие парламентских сессий, ежегодные торжественные богослужения по случаю Дня независимости Финляндии, торжественные богослужения посвященные присвоению научных степеней на различных факультетах Университета Хельсинки и других учреждений высшего образования. В крипте собора летом можно посетить концерты и выставки.

Информация для туристов

Адрес собора Святого Николая Unioninkatu 29, 00170, Helsinki, Finland. Главный вход расположен слева если смотреть на собор с площади напротив входа в Национальную библиотеку с улицы Unioninkatu. Собор открыт для посещений ежедневно с 9.00 до 18.00 (в июле и августе с 9.00 до 00.00) Фотографировать в соборе разрешается. Сувенирный магазин в колокольне собора открыт летом, с понедельника по субботу с 9.00 до 18.00 и по воскресеньям с 12.00 до 20.00. Кафе Krypta открыто ежедневно с июня по август с 11.00 до 17.00, вход в крипту со стороны улицы Kirkkokatu. В соборе ежедневно проходят богослужения (в том числе на английском языке). Каждую среду круглый год в 12.00 проходят органные концерты. В соборе есть бесплатный туалет (слева от входа).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: