Сиенский собор в Италии

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

В крупнейшем туристическом центре Италии, городе Сиене, находится один из самых красивых соборов в мире. Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии, или просто Сиенский собор (итал. Duomo di Siena) , считается главной достопримечательностью города, которую ежегодно посещают десятки тысяч туристов.

Сиенский собор, строительство которого было начато в 1229 г. и завершено лишь в конце последующего века, представляет собой прекрасный образец итальянской готики. В 1258-1285 гг. руководство строительством было поручено монахам-чистерченцам из Сан-Гальяно, которые пригласили в Сиенту Николу и Джованни Пизано. Именно им мы обязаны
созданию роскошного фасада из белого черного и красного мрамора, сооружение которого было закончено лишь к концу XIV в. Статуи, украшающие сегодня собор, в большинстве своем являются копиями оригиналов, которые почти все пострадали от грубой реставрации.

Кликабельно 1600 рх

Мозаичный шпиль – современное произведение венецианских художников Муссини и Франки. Возросшее в начале XIV в. политическое значение города способствовало решению о возведении здесь нового грандиозного собора. Кроме того, в 1317-1321 гг. были обнаружены серьезные дефекты, которые предъявил в своей речи к Всеобщему Совету Кампаны Лоренцо Маитани. Разработку проекта, от которого в современном храме сохранился лишь трансепт, поручили в 1339 г. Ландо ди Пьетро. Планам не суждено было осуществиться из-за воин и эпидемии чумы 1348 г., о чем сохранилось свидетельство на боковой стене собора.

Кликабельно 2000 рх

В 1313 г. по проекту Агостино и Аньоло ди Вентура была возведена колокольня, квадратная в плане, облицованная панелями из белого и черного мрамора. Конструкцию венчает восьмиугольный шпиль, окруженный четырьмя небольшими пирамидальными башнями. В 1376 г. Под руководством Джованни ди Чекко возобновились работы по строительству заднего фасада храма, но лишь в 1382 г., когда были приняты необходимые меры по поднятию свода центрального нефа и реконструкции апсиды, можно было сказать, что строительство завершено.

Своеобразие интерьера собора заключается в идеальной гармонии готической архитектуры и декора, предвосхищающего Возрождение. План здания – латинский крест с тремя обширными нефами. Трансепт с двойными нефами имеет крестовой свод, шестиугольный в сечении, накрытый куполом на двенадцатигранном основании. Терракотовые бюсты пап, расположенные вдоль центрального нефа, и хоры датируются концом XV – началом XVI в. Великолепный пол из инкрустированного мрамора, выложенный в разное время между 1370 и 1550 гг., иллюстрирует историю человека и его спасение. По традиции считается, что этот шедевр работы Дуччо вдохновил Данте на написание «Чистилища». На самом деле из древних документов следует, что автором является Джованни из Сполето, который приступил к работе не ранее 1369 г.

На главном фасаде здания находилось множество скульптур и барельефов самых различных размеров. На фасаде здания можно было увидеть самые значимые исторические события, а также сцены из Библии. Казалось бы, что все эти картины просто не могут сочетаться друг с другом, однако архитектору Джованни Пизано удалось объединить их в одну большую композицию!

К сожалению, большая часть скульптур была повреждена в результате неудачной реставрации, однако это не значит, что сегодня путешественники не смогут увидеть Сиенский собор во всей его красе. Несколько лет назад была проведена капитальная реставрация собора, и фасад здания снова обрёл первоначальный облик. Конечно, большинство скульптур, которые мы можем видеть сегодня, являются точными копиями оригиналов, однако это нисколько не портит общее впечатление.

Кликабельно 2000 рх

В левом трансепте находится шедевр итальянской готической скульптуры – амвон работы Николы Пизано, который был завершен его учениками в 1268 г. В конце левого нефа открывается вход в Библиотеку Пикколомини, построенную в стиле Возрождения кардиналом Франческо Тедескини Пикколомини и предназначенную для библиотеки его дяди, папы Пия II.

Витражное окно-розетка работы Пасторино де Пасторини датировано 1549 г. и изображает Тайную Вечерю. Розетка с противоположной стороны была изготовлена в XIV веке по эскизам Дуччо ди Буонисеньи в XIII в. Центральная бронзовая дверь – новодел и выполнена в 1958 г. Энрико Манфрини. Три большие мозаики на фронтонах фасада сделаны в Венеции в 1878 г. мастерами Луиджи Муссини и Алессандро Франчи. У левого угла фасада похоронен Джованни Пизано (об этом гласит надпись XIV века), все-таки вернувшийся в Сиену. А с правой стороны на высокой колонне стоит волчица, вскармливающая младенцев Ромула и Рэма, символ Сиены.

Летом 2006 года тот самый прославленный фасад Дуомо был закрыт лесами, в свою очередь, покрытыми полотном с изображением того, что спрятано.

Инкрустированный полудрагоценными камнями мраморный пол в соборе является гордостью Сиены. Он составлен из 56 прямо- и многоугольных сюжетных панелей (сцены из Библии), созданных по проектам сорока ведущих сиенских мастеров в течение двух веков. Самой известной является «Избиение младенцев» работы Маттео ди Джованни (1482). Во избежание быстрого уничтожения пол Дуомо открыт целиком лишь на короткое время в августе, после палио.

В остальное время открыта та или иная его часть: узор закрыт досками, и на виду оставляют по одному фрагменту в месяц. «Название мозаики не вполне применимо к этому полу. Рисунки состоят из тонких черных линий на общем фоне белого мрамора. Вначале лишь изредка и потом все чаще, ради стремления к живописному эффекту, появляются вставки из черного и цветного мрамора. Это не что иное, как колоссальная гравюра на мраморе». П. Муратов «Образы Италии»

В левом трансепте – знаменитая готическая кафедра из каррарского мрамора, лежащая на львах, шедевр такого калибра, что он является вехой в истории искусства.

Читайте также:
Способы получения гражданства Новой Зеландии для россиянина

Три самых великих скульптора своего времени – Никола и Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио работали над кафедрой вместе 3 года (1265-1268), украшенной почти 400 изумительными статуями, изображающими животных и людей. Удивительно, как отец и сын Пизано умудрились создавать за короткий период времени такие шедевры, как Дуомо Сиены и Дуомо с Баптистерием Пизы! И при этом ни разу не повториться! Кафедра имеет форму восьмиугольника, стоящего на девяти колоннах из гранита, порфира (минерал такой) и зеленого мрамора. Две колонны стоят на постаменте, две покоятся на львах, две – на львицах, центральная колонна – на статуях Семи гуманитарных наук и философии.

В одной из капелл собора хранятся мощи Святой Екатерины.

Стоит посмотреть еще на чашу для святой воды работы Федериги, фрески Гирландайо в сакристии, гробницу епископа Джованни ди Бартоломео Печчи работы Донателло.

«Микеланджело поднялся по пологому маршу каменной лестницы к баптистерию: в нем была купель, созданная делла Кверча, Донателло и Гиберти. Обойдя вокруг купели и полюбовавшись работой лучших скульпторов Италии, он вышел из баптистерия и стал взбираться на крутой, как гора, холм, к кафедральному собору. С чувством благоговения смотрел он на черно-белый мраморный фасад собора с его великолепно изваянными фигурами работы Джованни Пизано, на круглые ажурные окна, на черно-белую мраморную кампанилу. Войдя внутрь, он ступил на мощные мраморные плиты с черно-белой мозаикой, изображающей сцены из Ветхого и Нового завета. И тут его сердце словно оборвалось и упало. Перед ним был алтарь Бреньо, – ниши алтаря оказались гораздо мельче, чем он воображал, и над каждой из них надстроен похожий на раковину купол с густой насечкой: под такою кровлей лица предполагаемых фигур должны были утратить всякое выражение. Некоторые ниши помещались столь высоко, что о том, какие в них стоят изваяния, зритель не мог и догадаться». И. Стоун «Муки и радости»

В левом трансепте расположена капелла Святого Иоанна Крестителя, в центре которой стоит бронзовая статуя Иоанна Крестителя работы Донателло и крестильная купель XV в. Стены капеллы украшают восемь фресок и два портрета работы Пинтуриккьо.

Маленькая круглая капелла Мадонны (Capella della Madonna del Voto) с золоченым куполом, заменившая капеллу XV в., была построена по проекту Лоренцо Бернини и находится в правом трансепте. Главное сокровище капеллы – Мадонна – хранительница Сиены, почитаемая по сей день.

«Ни одно значительное событие в жизни Сиены не обходилось без повторения обета, передавшего город в руки Мадонны. Пять раз в истории Сиены ключи от городских ворот бывали торжественно вручаемы алтарному образу в соборе, известному под именем Мадонны дель Вото. Впервые это было сделано в 1260 году перед битвой при Монтеаперти. Блестящая победа Сиены над ее вечной соперницей, Флоренцией, послужила свидетельством того, что Богоматерь приняла предложенный дар». П. Муратов «Образы Италии»
Из четырех мраморных статуй в нишах две – Святой Жером и Мария Магдалина – выполнены Бернини. Восемь мраморных колонн перенесены из Латеранского дворца в Риме (до Ватикана там была папская резиденция).

В соборе время от времени ведутся кое-какие раскопки, и в 2003 году были найдены фрески, сохранившиеся от собора, что стоят на этом месте до Дуомо.

Алтарь Пикколомини, стоящий слева от входа в библиотеку, создан скульптором из Ломбардии Андреа Бреньо (Andrea Bregno) в 1483 г. Примечателен он тем, что четыре скульптуры (Святой Петр, Святой Павел, Святой Григорий и Святой Пий) в нижней его части были сделаны молодым Микеланджело между 1501 и 1504 гг. Алтарь венчает скульптура Мадонны с младенцем предположительно работы Якопо дела Кверча.

Libreria Piccolomini

В примыкающей слева к собору библиотеке Пикколомини Пинтуриккьо на 10 больших ярких фресках во всех подробностях изобразил карьеру папы Пия II, в миру сиенского гражданина Энеа Сильвио Пикколомини (Enea Silvio Piccolomini). Есть версия, что фрески выполнены по эскизам Рафаэля, он же позировал для некоторых фресок. Сюжет каждой фрески написан внизу на латыни, там же лежат книги из сакристии собора. Сильвио Пикколомини был дядей хранителя этой библиотеки кардинала Франческо Пиколомини (впоследствии архиепископа Сиены и Папы Пия III), и когда племянник тоже стал Папой, Пинтуриккьо изобразил и его восшествие на папский престол на фреске над алтарем. Кроме этого великолепия, стоит обратить внимание на расписной потолок библиотеки, также выполненный Пинтуриккьо, на арочные порталы работы Лоренцо ди Майано (1497). На алтаре многоцветная Пьета работы Альберто ди Бетто да Ассизи (1421). В центре библиотеки – статуя Три Грации, римская копия греческого оригинала.

Кликабельно 2800 рх

Баптистерий славен удивительной мраморной шестиугольной купелью с барельефами и позолоченными фигурами (сцены из жизни Иоанна Крестителя) работы Донателло, Гиберти, Якопо делла Кверча и других прославленных скульпторов XV века.

В этом музее хранятся мраморные статуи работы Джованни Пизано, снятые с фасада, и великолепная «Маэста» Дуччо ди Буонисеньи, которые затмевают все остальное, что там хранится (например, витражи по проекту Чимабуэ).

«…в день, когда Дуччо окончил свой великий алтарный образ (9 июня 1311 года), с утра были закрыты все лавки и мастерские. При звоне колоколов толпы горожан залили улицы. Процессия, во главе которой были священники и монахи, направилась к дому художника и, приняв там икону, торжественно понесла ее в собор. Весь тот день до самого вечера Сиена праздновала, молилась и наделяла милостыней бедных». П. Муратов «Образы Италии» Описывать шедевр бесполезно – его нужно видеть. А когда стоишь перед ним, понимаешь, что версия, согласно которой Дуччо учился в Константинополе, все же имеет под собой основание…

Читайте также:
Отели Болгарии с собственным пляжем, «все включено»

Ospedale di S. Maria della Scala

Если стоять лицом к собору, то слева стоит Palazzo Arcivescovile (Дворец Архиепископа). Напротив собора расположилась больница Санта Мария делла Скала (Ospedale di S. Maria della Scala). Основание этого благотворительного учреждения, одного из самых старых в Европе, восходит к IX веку. Почти 800 лет здесь находилась больница Сиены, а сегодня здание является одним из основных музеев города.

Pinacoteca Nazionale

Национальная пинакотека, центральная художественная галерея Сиены, занимает величественное здание XV в., Палаццо Буонсиньори. Здесь собраны основные произведения местных художников, представителей сиенской школы живописи XII – XVI вв.: Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Гвидо да Сиена, Симоне Мартини и Липпо Мемми.

Кликабельно 2600 рх

А теперь давайте отправисмся на виртуальную экскурсия в собор. Нажмите на картинку ниже .

Кафедральный собор в Сиене

Кафедральный собор в Сиене (Duomo di Siena) – запечатлённая в мраморе история города и достойное украшение Тосканы, да и всей Италии. Без малого 8 веков, не жалея средств, украшали сиенцы свое любимое детище. Любой турист на площади Пьяца-дель-Дуомо (Piazza del Duomo) замирает, созерцая нереальную красоту каменного кружева, плывущего в воздухе. А начиналось все в тревожном XIII веке.

История собора

Италия в XIII веке стала ареной междоусобной борьбы городов за власть, земли и престиж. Богатая Флоренция была вечной соперницей гордой Сиены, граждане которой отчаянно верили в помощь и заступничество Девы Марии. Именно Ей посвятили они храм грандиознее всех флорентийских построек – Собор Успения Пресвятой Марии (Cattedrale di Santa Maria Assunta). Его строительство началось в 1215 году и близилось к завершению, когда сиенцы получили в 1260 году ультиматум Флоренции: сдать город и разрушить городские стены там, где будет угодно их войску.

Времени на организацию обороны не было, и жители, собрав ключи от всех ворот города, положили их на алтарь к образу Богородицы, вверяя себя Её защите. Свершилось чудо: в битве при Монтаперти (4 сентября 1260 г.) крохотное войско сиенцев разгромило наемные флорентийские отряды. С тех пор не было у граждан Сиены дела важнее и почетнее, чем украшение Дуомо в знак благодарности Богородице за помощь.

В 1263 году был возведен купол, через 40 лет – колокольня. Но амбиции Сиены за эти годы возросли: вокруг Duomo di Siena стали строить новый собор – Дуомо Нуово, более грандиозный, чем Собор святого Петра в Ватикане. 10 лет возводились гигантские стены, пока чума 1348 года не выкосила 4/5 населения, и обескровленный город все-таки покорился Флоренции.

Недостроенная стена в память о наказании за гордость осталась рядом с Сиенским собором – символом небесной помощи.

Для украшения собора граждане Сиены приглашали прославленных мастеров, щедро оплачивая их работу. Отделка интерьера и фасадов продолжалась в XIX в., когда фронтоны были украшены мозаиками с позолотой, в XXв. отлили из бронзы центральную дверь с барельефом «Прославление Богородицы»; реставрация 2006 года восстановила все элементы украшений, которые создавались в течение столетий. Сегодня Сиенский собор – это действующий храм с католическими богослужениями и одновременно музейный комплекс, имеющий 8 основных экспозиций.

Внешний обзор

Сиенский собор – самый ранний из выдающихся памятников европейской готики. Западный фасад здания отражает органичный переход элементов романского стиля в готический. Полукруглые романские арки с тремя порталами увенчаны треугольниками фронтов, после чего композиция неудержимо устремляется ввысь, завершаясь остроконечными шпилями. Естественность смены стилей без нарушения гармонии под силу только гениальным мастерам, какими были в XIII веке отец и сын Николо и Джовани Пизано (Niccolo e Giovanni Pisano). Их пригласили из Пизы монахи-чистерченцы для строительства собора.

Украшение нижнего фасада выполнил Джовани Пизано в 80-90-е годы XIII в. В тимпанах трех входных фронтонов помещены (без подписей) рельефы 3-х святых Сиены. Изваяния львов у центрального входа служат подножием для статуй библейских царей Давида и Соломона. Фигуры, венчающие нижний портал слева: Исайя, Валаам (тот, кому Валаамская ослица внушила: «Восходит звезда от Востока» – эту надпись он и держит в руках); Платон, Даниил и одна из сивилл-прорицательниц. Справа от центрального входа расположены: Моисей и Симеон-Богоприимец, Мариам – сестра Моисея и Аристотель. В число пророков Христа, увековеченных на фасаде Сиенского собора, попали, таким образом, вместе с библейскими пророками и греческие сивиллы, и античные философы. Их статуи покоятся на изваяниях лошадей и быков.

Верхняя часто фасада выполнена в начале XIV в.: две пары евангелистов справа и слева стоят в основании центральных шпилей собора, между которыми помещено окно-витраж «Тайная вечеря», работы Пасторино де Пасторини (середина XVI в.). Венчает центральную композицию фронтон с позолоченной мозаикой «Коронование Богоматери», выполненной венецианскими художниками Л. Муссини (Luigi Mussini) и А.Франчи (Alessandro Franchi) в XIX в.. Боковые фронтоны украшены их работами: «Поклонение волхвов» и «Введение во храм Богородицы».

Западный фасад Сиенского собора – выражение любви жителей города к Пресвятой Деве, которую они пронесли через века.

Уникальным оформлением стен собора является мраморная облицовка в виде чередования полос белого и черно-зеленого мрамора – идея Джовани Пизано. Белый и черный – цвет масти коней легендарных основателей города Сениуса и Аскиуса. На белом и вороном скакунах примчались они сюда в поисках убежища от преследований Ромула, погубившего Рема – их отца. Сочетание черного с белым стало геральдическим знаком города Сиена.

Читайте также:
Трамвай 27К: Расписание Маршрут, Москва Общественный наземный транспорт.

Боковые стены, восточный фасад, башня отделаны символическими полосами и придают собору легкость и нарядность. Вкрапления красного мрамора в отделке выполнены с удивительным вкусом и усиливают радостное и праздничное впечатление.

Звонница с квадратным сечением, восьмиугольным шпилем и башенкам возведена в 1313 г. братьями Аньоло и Агостиньо Вентура – это господствующая вершина в городе. Слева от собора – место захоронения гениального основателя собора – Джовани Пизано, надпись датируется XIV веком. Справа – статуя легендарной волчицы, кормящей Ромула и Рема – дядю и отца основателей города. Сиенцы считали её символом своего города.

Особенно красив собор в конце дня при косых лучах солнца, в это время его лучше всего фотографировать, становятся видны даже витражи в розетке оена.

Внутренний интерьер

План Сиенского собор имеет форму католического креста. Внутри он состоит из трех продольных коридоров-нефов и поперечного перекрытия – трансепта. Между нефами – аркады 18-метровых колонн из черно-белого мрамора, создающих впечатление легкого головокружения от обилия красоты.

Центральный неф

Полукруглые арки между массивными колоннами нефа – признак романского стиля: мощного и строгого. Колонны коринфского ордера несут на себе своды потолка. Справа и слева гладят вниз с огромной высоты карнизов бюсты 172 Римских пап и 36 императоров. Почти все они на одно лицо, т.к. сделаны по 4-5 трафаретам, индивидуальность запечатлена в подписях имен под скульптурами. Галерея на карнизах была создана во времена Ренессанса – в начале XVI века.

Там, где перекрещиваются центральный неф с трансептом, поднимается ввысь пространство купола (54 м в высоту и 16 м в диаметре). Темно-синий фон купола в романском стиле усеян звездами, искусная роспись создает иллюзию рельефности. 12 окон-витражей (XIX в.) расположенных по барабану купола, проливают свет на великолепие внутреннего убранства.

Кафедра

Скульптурным шедевром XIII века является кафедра-дарохранительница работы Николо Пизано. Восьмиугольное сооружение из белоснежного каррарского мрамора удерживается на темных гранитно-порфировых колоннах. Четыре из них стоят на постаментах, а для остальных подставили спины два льва и две львицы. Центральную колонну удерживают аллегории Семи свободных искусств: Грамматики, Диалектики, Риторики, Арифметики, Геометрии, Музыки, Астрономии в компании с Философией.

Рельефы семи библейских сюжетов, выполненных по мрамору – главное украшение кафедры. Они изображают:

  • Рождество Христово;
  • Пришествие волхвов на поклонение;
  • Бегство Святого семейства в Египет;
  • Избиение Вифлеемских младенцев Иродом;
  • Распятие на Кресте;
  • Картины Конца света;
  • Суд и наказание грешников.

Искусная композиция, содержащая 4 сотни фигур людей и животных, находится в левом трансепте собора сразу после преодоления купольного пространства. Неподалеку расположен впечатляющий Вертеп Рождества Христова с человеческими фигурами в полный рост.

Левый неф

По левому коридору-нефу расположены скульптурные произведения Микеланджело, Донателло, чудесная Библиотека Пикколомини.

Алтарь Пикколомини (Piccolomini) посвящен папе Пию II и был создан в конце XV в. мастером А. Бреньо (Andrea Bregno). В обрамлении алтаря помещены фигуры апостолов Петра и Павла, святых Григория и Пия работы раннего Микеланджело. Великий скульптор не выполнил заказ до конца: ниша для апостола Матфея так и осталась пустой. В это время (1501-1504 гг.) художник был поглощен идеей своего главного шедевра – скульптуры Давида. В алтаре помещена икона «Мадонна с младенцем» (Paolo di Giovanni Fei, 1385 г.).

Библиотека Пикколомини (Libreria Piccolomini) поражает каждого входящего по-детски радостной игрой красок. Стараниями художника Пинтуриккио (настоящее имя Bernardino di Betto di Biagio) в 1503-1509 стены библиотеки стали страницами книги, повествующей о событиях жизни папы Пия II – «любимого сына Сиены». На 10 фресках изображена вся его литературная, дипломатическая и религиозная деятельность. Последний эпизод: после захвата турками Константинополя папа пытается организовать союз европейских стран для защиты христианских святынь и умирает в порту Анконы, узнав, что никто не приедет.

Три обнаженных грации посреди зала – знак высокой античности, вдохновлявшей художников-гуманистов. Несколько раз они убирались из зала под предлогом непристойности, но все-таки были возвращены на свое прежнее место.

Капелла Иоанна Крестителя создана для хранения правой руки святого, которая появилась в соборе в XV веке. Бронзовая статуя Иоанна Предтечи работы Донателло (Donatello) – главное украшение часовни, которая также расписана фресками Пинтуриккио. Рукой Донателло созданы еще две реликвии собора: статуя Марии Магдалины и надгробие епископа Джованни Печчи.

Иконы Богородицы

После победы над Флоренцией в 1260 г. благодарные жители возвели для Пресвятой Девы новый алтарь. Икону для него написал Диетисальви ди Спеме (Dietisalvi di Speme), она получила название «Мадонна даров» (Madonna del Voto). Образ, копирующий византийскую Одигитрию-Путеводительницу, пришелся по душе гражданам Сиены. Пять раз за всю историю города в моменты опасности совершался крестный ход вокруг собора и обряд положения ключей в алтаре перед её образом. Капелла «Мадонны дель Вото» (Capella della Madonna del Voto) находится в правом трансепте собора.

Самым главным образом собора является Мадонна Маэста (Madonna Maesta, 1311 г.) – Богородица в славе. В исполнении знаменитого Дуччо Буонисенья (Duccio di Buoninsegna), который считался гордостью сиенской школы живописи, это произведение стало высшим достижением готического искусства. Образ Богородицы на троне в окружении ангелов и святых сопровождается миниатюрами из жизни Христа и Богоматери. Для грандиозной композиции предназначен главный алтарь собора, но сегодня он пустует, а сам образ помещен в музее собора.

Пол собора

Мраморный инкрустированный пол собора – коллективный шедевр сиенских художников, который создавался в течение 600 лет. Первые сюжеты появились в 1369 году, а вся работа была завершена в XIX веке. Тематика сюжетов меняется по мере продвижения внутрь собора: сначала языческие картины, затем философские миниатюры о смысле жизни, которые сменяются сюжетами Ветхого Завета и, наконец, христианские притчи. Техника выполнения рисунков близка к гравюре: контуры выцарапанного рисунка заполнялись мраморной крошкой разных цветов.

Читайте также:
Что можно привезти из Анапы в подарок?

Языческие и философские сюжеты

Языческие сюжеты расположены от входа до купольного пространства в центральном и двух боковых нефах.

Гермес Трисмегист

Гермес Трисмегист – трижды величайший мудрец, основатель оккультизма, современник пророка Моисея; удостоен изображения в соборе, т.к. герметизм предвосхищал мысль о едином Божестве как основе всего сущего.

Сиенская волчица

Дети Рема – Сениус и Аскиус – привезли с город и статую волчицы, вскормившей их отца. Жители Сиены считали её своим символом. Вокруг Сиенской волчицы изображены знаки 12 подчиненных Сиене городов, среди которых Флоренция (лев), Вольтерра (орел) и даже Рим (со знаком слона). Сюжет с сиенской волчицей – воплощение амбициозных настроений города. Сегодня это единственное изображение, которое никогда не закрывается от туристов.

Гиббелинский орел

Этот сюжет – отзвук политической борьбы между Римскими папами и германскими императорами в XII-XIII вв. В ней граждане Сиены занимали антипапскую позицию. Симпатии к имперской власти выражены в изображении императорского орла в розе готического окна.

Мудрость и Фортуна

Фортуна в виде ветреной женщины изображена в правом углу картины. Она попирает ногой корабль со сломанной мачтой и манит парусом надежды. Мудрецы покидают корабль и отправляются в гору к Мудрости, восседающей с книгой в обществе Сократа – философа-мученика и Кратета, который выбрасывает в море ненужные драгоценности. Итог аллегорического рассуждения: тот, кто постиг мудрость, не рассчитывает на удачу и презирает земную жизнь и её богатства.

Колесо Фортуны

На этой инкрустации изображен царь, восседающий на троне. Он не подозревает, что с поворотом колеса его трон рухнет, и сам он станет одним из тех несчастных, которые, надрываясь, вращают колесо Фортуны. О переменчивости судьбы рассуждают Аристотель, Сенека, Еврипид, Эпиктет, расположенные по углам картинки.

По обе стороны центрального нефа размещены 10 изображений сивилл-пророчиц.

Библейские сюжеты

Под купольным пространством помещена история жизни пророка Илии и вознесение его на огненной колеснице на небо. По мере приближения к алтарю изображены такие события Ветхого завета:

  • Иссечение Моисеем воды из скалы в пустыне;
  • Получение скрижалей Завета на горе Синай;
  • Принесение Исаака в жертву.

Эти инкрустации сделаны в XVI веке Доменико Беккафуми (Domenico di Giacomo di Pace Beccafumi), который усовершенствовал технику росписи по мрамору и сумел передать эффект светотени.

«Избиение Вифлеемских младенцев» Маттео ди Джованни (Matteo di Giovanni – самая знаменитая притча на полу Сиенского собора. Странное, даже жуткое впечатление производят радостные улыбки матерей, чьих младенцев режут озверевшие солдаты.

Для сохранения драгоценных инкрустаций часть полов закрывается досками, осмотру доступна лишь небольшая часть росписи.

Осмотр пола в Сиенском соборе настолько популярен, что сезоны посещения делятся на:

  • «Высокий сезон открытого пола» (с начала марта до конца октября) – большие очереди и высокие цены (вход 15 евро);
  • «Низкий сезон закрытого пола» (ноябрь и все зимние месяцы) – полупустые залы осмотра и скидки на входной билет (8 евро).

Полностью пол собора открывают во время скачек Палио в Сиене. Они посвящены Богородице и проводятся ежегодно 2 июля и 16 августа.

Посещение музейного комплекса

Собор открыт ежедневно с 10:30 до 19:00 в основной сезон и до 17:30 в зимнее время.

  • Собора с осмотром полов и библиотеки: €15 – в основной сезон: €8 – зимой;
  • Музея и панорамы с крыши Дуомо Ново: € 8;
  • Крипты – подземного помещения с циклом ярких фресок XIII века – €8;
  • Баптистерия – здания для крещения с купелями работы Донателло и других мастеров Возрождения – €4.

Комбинированный билет – 20-25 евро в зависимости от сезона. Для любителей «собирать нектар с Италии» знакомство с Сиенским собором абсолютно обязательно.

Ваши отзывы, вопросы и комментарии по теме

Оцените пожалуйста статью нажав на звездочки рейтинга – ваш голос важен

Спасибо огромное за Ваш труд, Ваши знания, — за эту чудесную статью! Будто снова пережили свое путешествие и заново открыли для себя Сиенский собор!

Кафедральный собор в Сиене

Кафедральный собор в Сиене (Duomo di Siena) представляет собой главный собор города и великолепный образец итальянской архитектуры в готическом стиле. Известный на весь мир, собор завораживает своим изяществом и многообразием декоративных элементов. Он был построен в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии еще в 13 веке.

Многие туристы едут в этот небольшой итальянский городок только для того, чтобы увидеть знаменитый кафедральный собор из белого мрамора и полюбоваться его внутренним убранством, в частности, старинной мозаикой.

История возникновения Кафедрального собора в Сиене

Строительство кафедрального собора по проекту Никколо Пизано началось в 1215 году. Изначально на его месте располагалось святилище богини Минервы.

В 14 веке был установлен огромный купол, над которым выстроена колокольная башня. Работы по проектированию и созданию купола велись знаменитым мастером Джованни Лоренцо Бернини.

Архитектура

С первого взгляда Кафедральный собор поражает своей белоснежностью, что достигается за счет преимущественного использования мрамора для его отделки. Местами на фасаде встречается и красный, и зеленовато-черный мрамор. В сочетании эти цветовые гаммы создают неповторимый облик одного из самых красивых соборов мира.

Читайте также:
Бюджетное путешествие: 15 секретов экономии – полезные советы

Фото: Manokhina Natalia / Shutterstock.com

Форма собора напоминает латинский крест с выделяющимся транспетом, а над собором возвышается купол и колокольня. Основанием для купола служит восьмиугольное основание, располагающееся на массивных колоннах.

Многие изображения, украшающие интерьер собора, созданы итальянским художником Луиджи Муссини.

Мозаичный пол

При входе в собор невольно взгляд падает на изумительный мозаичный пол, который можно разглядывать бесконечно с нескрываемым восхищением. Работы по созданию пола велись на протяжении нескольких веков, начиная с 14 века и заканчивая 18 веком. Он состоит из 56 панелей, выполненных мастерами сиенской школы в основном в техниках граффито и интарсии по мрамору.

Кафедра

Также в кафедральном соборе Сиены примечательна богато декорированная кафедра, созданная Никколо Пизано, и великолепная статуя Иоанна Крестителя работы знаменитого Донателло.

Библиотека Пикколомини

В соборе также размещается библиотека Пикколомини с живописной отделкой работы Пинтуриччо. Библиотека была создана по приказу кардинала Франческо Пикколомини, приходившегося племянником папе Пию II, для хранения кардинальских кодексов и книг Папы Римского. В культурном плане библиотека представляет собой важное мировое значение.

Баптистерий

Помимо красочного мозаичного пола собора, особый интерес вызывает изумительно красивый баптистерий Сан-Джованни, располагающийся на противоположной стороне от основного фасада.

Строительство баптистерия осуществлялось в 14 веке и изначально он был задуман как крипта. Внутри он шикарно расписан изображениями на религиозные темы в стиле эпохи Ренессанса.

Легенды собора

Согласно преданиям, возведение собора было задумано жителями Сиены как вызов своим главным конкурентам – флорентийцам. Они хотели построить собор более грандиозный и величественный, чем во Флоренции.

Основная часть собора была закончена в 1263 году, но позднее, уже в 14 веке, горожанами было принято решение о расширении собора. Таким образом, жители Сиены надеялись возвести собор еще больше, чем собор Святого Петра в Риме.

Однако, как только работы были начаты, на город обрушилась бубонная чума, которая унесла большую часть населения города. Страшная эпидемия не позволила завершить работы по строительству Нового собора – от задуманного Нового собора остались только основания стен.

Что посмотреть

Кафедральный собор в Сиене представляет собой просто кладезь сокровищ – это и изумительный мозаичный пол, и шикарно украшенная кафедра, и живописный баптистерий Сан-Джованни.

Фото: Marco Scisetti / Shutterstock.com

Возле собора на площади всегда шумно и здесь собирается много туристов, особенно в разгар сезона. Но двери этого удивительного архитектурного творения готического стиля открыты для каждого.

Любуясь собором, не упустите возможность подняться на его верхний ярус, где располагается ряд залов. Сюда на протяжении всего существования собора практически не поднимался никто, кроме служащих.

Также при соборе действует музей Опера-дель-Дуомо. В этом музее привлекательны старинные витражи, знаменитая картина «Маэста» Дуччо ди Буонисеньо.

Как добраться до Кафедрального собора

Сиенский собор находится по адресу: Piazza del Duomo. Добраться до собора можно на автобусах номер 050, 054, 590, 645, выйти нужно на остановке Postierla Verso.

Часы работы

Кафедральный собор, библиотека Пикколомини, Крипта, Баптистерий открыты:

  • с 1 марта по 1 ноября: с 10.30 до 19.00, в воскресенье и праздничные дни с 13.30 до 18.00;
  • со 2 ноября по 28 февраля (кроме периода с 26 декабря по 8 января): с 10.30 до 17.30, в воскресенье и праздничные дни с 13.30 до 17.30;
  • с 26 декабря по 6 января: с 10.30 до 18.00, в воскресенье и праздничные дни с 13.30 до 17.30.

Museo dell’Opera можно посетить:

  • с 1 марта по 17 апреля: с 10.30 до 19.00;
  • с 18 апреля по 1 ноября: с 10.00 до 19.00;
  • со 2 ноября по 28 февраля: с 10.30 до 17.30;
  • с 26 декабря по 6 января: с 10.30 до 18.00.

Подняться на смотровую площадку на крыше собора (Porta del Cielo) можно с 1 марта по 6 января:

  • с понедельника по субботу: с 10.30 до 19.00;
  • в воскресенье с 13.30 до 17.30.

Стоимость билета

По состоянию на 2022 год посетить Кафедральный собор и другие объекты соборного комплекса можно по комбинированному билету. Варианты таких билетов:

  • Opa Si Pass, по которому можно посмотреть собор, Библиотеку Пикколомини, Баптистерий Сан-Джованни, Крипту, Museo dell’Opera (без подъема на смотровую площадку);
  • Potra del Cielo All Inclusive: включает посещение всех зданий, относящихся к Соборному комплексу, а также подъем на крышу собора (экскурсия на крышу проводится каждые полчаса в группах из 18 человек);
  • Acropoli Pass: включает посещение Соборного комплекса и средневекового госпиталя Санта-Мария-делла-Скала (Santa Maria della Scala), который находится неподалеку.

Стоимость Opa Si Pass:

  • с последней субботы июня по 31 июля, а также с 18 августа по первое воскресенье после 15 октября — 15 Евро;
  • с 1 марта по последнюю пятницу июня, а также с 1 августа по 13 августа, в период с первого понедельника после 15 октября до 31 октября, с 26 декабря по 6 января — 13 Евро;
  • с 1 ноября по 24 декабря и с 7 января по 28 февраля — 8 Евро.

Для детей от 7 до 11 лет билет действует по сниженной цене в любой период — 2 Евро. Детям до 6 лет вход бесплатный.

Билет Potra del Cielo All Inclusive доступен с 1 марта по 6 января и стоит:

  • 20 Евро для взрослых;
  • 5 Евро для детей от 7 до 11 лет;
  • бесплатно для детей до 6 лет.

Стоимость Acropoli Pass:

  • с последней субботы июня до 31 июля, а также с 18 августа до первого воскресенья после 15 октября — 20 Евро;
  • с 1 марта по последнюю пятницу июня, с 1 августа по 13 августа, в период с первого понедельника после 15 октября до 31 октября, с 26 декабря по 6 января — 18 Евро;
  • с 1 ноября по 24 декабря, с 7 января по 28 февраля — 13 Евро.
Читайте также:
Альмерия (Испания) – фото города, достопримечательности

Для детей от 7 до 11 лет билет доступен в любой период по цене 2 Евро. Детям до 6 лет бесплатно.

Уточняйте информацию о расписании и ценах на билеты на официальном сайте Кафедрального собора Сиены www.operaduomo.siena.it.

Экскурсии по Сиене

Если взять экскурсию, то не придется искать информацию, куда идти и что посмотреть. Гид проведет вас по всем основным достопримечательностям города, расскажет об истории и архитектуре — останется только наслаждаться прогулкой и знакомством с Сиеной.

Выбрать и забронировать самую интересную экскурсию можно онлайн на сайте Tripster.

uCrazy.ru

  • Войти через Соц.сети
  • Регистрация
  • Забыли пароль?

Навигация

  • 3D игры
  • Фотоприколы
  • Фотоподборки
  • Гифки
  • Демотиваторы
  • Видео
  • Знаменитости
  • Интересное
  • Фильмы и трейлеры
  • Анекдоты и истории
  • Хайтек
  • Авто / Мото
  • Спорт
  • Музыка
  • Флеш игры и ролики
  • Всячина
  • Животные
  • В хорошие руки
  • Жесть
  • Девушки
  • Конкурс
  • Новости сайта
  • On-Line Игры
  • Реклама на сайте

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

  • Так себе картинки
  • Весёлые
  • Бредзона
  • Весёлые
  • Зачем российские власти хо.
  • Всякое
  • Картинки
  • Весёлые
  • Картинки и мемы
  • Просто гифки
  • Гифки
  • Картинки и мемы для настро.
  • Всякое
  • Весёлые
  • Random GIFs
  • Чуток картинок
  • Картинки и мемы
  • Весёлые
  • Картинки
  • Летние жопки
  • Есть еще лучше!

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

Сиенский собор (Duomo di Siena)

В крупнейшем туристическом центре Италии, городе Сиене, находится один из самых красивых соборов в мире. Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии, или просто Сиенский собор (итал. Duomo di Siena) , считается главной достопримечательностью города, которую ежегодно посещают десятки тысяч туристов.

Сиенский собор
, строительство которого было начато в 1229 г. и завершено лишь в конце последующего века, представляет собой прекрасный образец итальянской готики. В 1258-1285 гг. руководство строительством было поручено монахам-чистерченцам из Сан-Гальяно, которые пригласили в Сиенту Николу и Джованни Пизано. Именно им мы обязаны
созданию роскошного фасада из белого черного и красного мрамора, сооружение которого было закончено лишь к концу XIV в. Статуи, украшающие сегодня собор, в большинстве своем являются копиями оригиналов, которые почти все пострадали от грубой реставрации.

Мозаичный шпиль – современное произведение венецианских художников Муссини и Франки. Возросшее в начале XIV в. политическое значение города способствовало решению о возведении здесь нового грандиозного собора. Кроме того, в 1317-1321 гг. были обнаружены серьезные дефекты, которые предъявил в своей речи к Всеобщему Совету Кампаны Лоренцо Маитани. Разработку проекта, от которого в современном храме сохранился лишь трансепт, поручили в 1339 г. Ландо ди Пьетро. Планам не суждено было осуществиться из-за воин и эпидемии чумы 1348 г., о чем сохранилось свидетельство на боковой стене собора.

В 1313 г. по проекту Агостино и Аньоло ди Вентура была возведена колокольня, квадратная в плане, облицованная панелями из белого и черного мрамора. Конструкцию венчает восьмиугольный шпиль, окруженный четырьмя небольшими пирамидальными башнями. В 1376 г. Под руководством Джованни ди Чекко возобновились работы по строительству заднего фасада храма, но лишь в 1382 г., когда были приняты необходимые меры по поднятию свода центрального нефа и реконструкции апсиды, можно было сказать, что строительство завершено.

Своеобразие интерьера собора заключается в идеальной гармонии готической архитектуры и декора, предвосхищающего Возрождение. План здания – латинский крест с тремя обширными нефами. Трансепт с двойными нефами имеет крестовой свод, шестиугольный в сечении, накрытый куполом на двенадцатигранном основании. Терракотовые бюсты пап, расположенные вдоль центрального нефа, и хоры датируются концом XV – началом XVI в. Великолепный пол из инкрустированного мрамора, выложенный в разное время между 1370 и 1550 гг., иллюстрирует историю человека и его спасение. По традиции считается, что этот шедевр работы Дуччо вдохновил Данте на написание «Чистилища». На самом деле из древних документов следует, что автором является Джованни из Сполето, который приступил к работе не ранее 1369 г.

На главном фасаде здания находилось множество скульптур и барельефов самых различных размеров. На фасаде здания можно было увидеть самые значимые исторические события, а также сцены из Библии. Казалось бы, что все эти картины просто не могут сочетаться друг с другом, однако архитектору Джованни Пизано удалось объединить их в одну большую композицию!

К сожалению, большая часть скульптур была повреждена в результате неудачной реставрации, однако это не значит, что сегодня путешественники не смогут увидеть Сиенский собор во всей его красе. Несколько лет назад была проведена капитальная реставрация собора, и фасад здания снова обрёл первоначальный облик. Конечно, большинство скульптур, которые мы можем видеть сегодня, являются точными копиями оригиналов, однако это нисколько не портит общее впечатление.

В левом трансепте находится шедевр итальянской готической скульптуры – амвон работы Николы Пизано, который был завершен его учениками в 1268 г. В конце левого нефа открывается вход в Библиотеку Пикколомини, построенную в стиле Возрождения кардиналом Франческо Тедескини Пикколомини и предназначенную для библиотеки его дяди, папы Пия II.

Витражное окно-розетка работы Пасторино де Пасторини датировано 1549 г. и изображает Тайную Вечерю. Розетка с противоположной стороны была изготовлена в XIV веке по эскизам Дуччо ди Буонисеньи в XIII в. Центральная бронзовая дверь – новодел и выполнена в 1958 г. Энрико Манфрини. Три большие мозаики на фронтонах фасада сделаны в Венеции в 1878 г. мастерами Луиджи Муссини и Алессандро Франчи. У левого угла фасада похоронен Джованни Пизано (об этом гласит надпись XIV века), все-таки вернувшийся в Сиену. А с правой стороны на высокой колонне стоит волчица, вскармливающая младенцев Ромула и Рэма, символ Сиены.

Читайте также:
Испания — краткое описание и характеристика страны, материалы о жизни в ней

Инкрустированный полудрагоценными камнями мраморный пол в соборе является гордостью Сиены. Он составлен из 56 прямо- и многоугольных сюжетных панелей (сцены из Библии), созданных по проектам сорока ведущих сиенских мастеров в течение двух веков. Самой известной является «Избиение младенцев» работы Маттео ди Джованни (1482). Во избежание быстрого уничтожения пол Дуомо открыт целиком лишь на короткое время в августе, после палио.

В остальное время открыта та или иная его часть: узор закрыт досками, и на виду оставляют по одному фрагменту в месяц. «Название мозаики не вполне применимо к этому полу. Рисунки состоят из тонких черных линий на общем фоне белого мрамора. Вначале лишь изредка и потом все чаще, ради стремления к живописному эффекту, появляются вставки из черного и цветного мрамора. Это не что иное, как колоссальная гравюра на мраморе». П. Муратов «Образы Италии»

Три самых великих скульптора своего времени – Никола и Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио работали над кафедрой вместе 3 года (1265-1268), украшенной почти 400 изумительными статуями, изображающими животных и людей. Удивительно, как отец и сын Пизано умудрились создавать за короткий период времени такие шедевры, как Дуомо Сиены и Дуомо с Баптистерием Пизы! И при этом ни разу не повториться! Кафедра имеет форму восьмиугольника, стоящего на девяти колоннах из гранита, порфира (минерал такой) и зеленого мрамора. Две колонны стоят на постаменте, две покоятся на львах, две – на львицах, центральная колонна – на статуях Семи гуманитарных наук и философии.

Стоит посмотреть еще на чашу для святой воды работы Федериги, фрески Гирландайо в сакристии, гробницу епископа Джованни ди Бартоломео Печчи работы Донателло.

«Микеланджело поднялся по пологому маршу каменной лестницы к баптистерию: в нем была купель, созданная делла Кверча, Донателло и Гиберти. Обойдя вокруг купели и полюбовавшись работой лучших скульпторов Италии, он вышел из баптистерия и стал взбираться на крутой, как гора, холм, к кафедральному собору. С чувством благоговения смотрел он на черно-белый мраморный фасад собора с его великолепно изваянными фигурами работы Джованни Пизано, на круглые ажурные окна, на черно-белую мраморную кампанилу. Войдя внутрь, он ступил на мощные мраморные плиты с черно-белой мозаикой, изображающей сцены из Ветхого и Нового завета. И тут его сердце словно оборвалось и упало. Перед ним был алтарь Бреньо, – ниши алтаря оказались гораздо мельче, чем он воображал, и над каждой из них надстроен похожий на раковину купол с густой насечкой: под такою кровлей лица предполагаемых фигур должны были утратить всякое выражение. Некоторые ниши помещались столь высоко, что о том, какие в них стоят изваяния, зритель не мог и догадаться». И. Стоун «Муки и радости»

В левом трансепте расположена капелла Святого Иоанна Крестителя, в центре которой стоит бронзовая статуя Иоанна Крестителя работы Донателло и крестильная купель XV в. Стены капеллы украшают восемь фресок и два портрета работы Пинтуриккьо.

Маленькая круглая капелла Мадонны (Capella della Madonna del Voto) с золоченым куполом, заменившая капеллу XV в., была построена по проекту Лоренцо Бернини и находится в правом трансепте. Главное сокровище капеллы – Мадонна – хранительница Сиены, почитаемая по сей день.

«Ни одно значительное событие в жизни Сиены не обходилось без повторения обета, передавшего город в руки Мадонны. Пять раз в истории Сиены ключи от городских ворот бывали торжественно вручаемы алтарному образу в соборе, известному под именем Мадонны дель Вото. Впервые это было сделано в 1260 году перед битвой при Монтеаперти. Блестящая победа Сиены над ее вечной соперницей, Флоренцией, послужила свидетельством того, что Богоматерь приняла предложенный дар». П. Муратов «Образы Италии»
Из четырех мраморных статуй в нишах две – Святой Жером и Мария Магдалина – выполнены Бернини. Восемь мраморных колонн перенесены из Латеранского дворца в Риме (до Ватикана там была папская резиденция).

В соборе время от времени ведутся кое-какие раскопки, и в 2003 году были найдены фрески, сохранившиеся от собора, что стоят на этом месте до Дуомо.

Алтарь Пикколомини, стоящий слева от входа в библиотеку, создан скульптором из Ломбардии Андреа Бреньо (Andrea Bregno) в 1483 г. Примечателен он тем, что четыре скульптуры (Святой Петр, Святой Павел, Святой Григорий и Святой Пий) в нижней его части были сделаны молодым Микеланджело между 1501 и 1504 гг. Алтарь венчает скульптура Мадонны с младенцем предположительно работы Якопо дела Кверча.

В примыкающей слева к собору библиотеке Пикколомини Пинтуриккьо на 10 больших ярких фресках во всех подробностях изобразил карьеру папы Пия II, в миру сиенского гражданина Энеа Сильвио Пикколомини (Enea Silvio Piccolomini). Есть версия, что фрески выполнены по эскизам Рафаэля, он же позировал для некоторых фресок. Сюжет каждой фрески написан внизу на латыни, там же лежат книги из сакристии собора. Сильвио Пикколомини был дядей хранителя этой библиотеки кардинала Франческо Пиколомини (впоследствии архиепископа Сиены и Папы Пия III), и когда племянник тоже стал Папой, Пинтуриккьо изобразил и его восшествие на папский престол на фреске над алтарем. Кроме этого великолепия, стоит обратить внимание на расписной потолок библиотеки, также выполненный Пинтуриккьо, на арочные порталы работы Лоренцо ди Майано (1497). На алтаре многоцветная Пьета работы Альберто ди Бетто да Ассизи (1421). В центре библиотеки – статуя Три Грации, римская копия греческого оригинала.

Читайте также:
Обзор отдыха в Чешме, Турция, 2022 - достопримечательности, развлечения, цены

Баптистерий славен удивительной мраморной шестиугольной купелью с барельефами и позолоченными фигурами (сцены из жизни Иоанна Крестителя) работы Донателло, Гиберти, Якопо делла Кверча и других прославленных скульпторов XV века.

В этом музее хранятся мраморные статуи работы Джованни Пизано, снятые с фасада, и великолепная «Маэста» Дуччо ди Буонисеньи, которые затмевают все остальное, что там хранится (например, витражи по проекту Чимабуэ).

«…в день, когда Дуччо окончил свой великий алтарный образ (9 июня 1311 года), с утра были закрыты все лавки и мастерские. При звоне колоколов толпы горожан залили улицы. Процессия, во главе которой были священники и монахи, направилась к дому художника и, приняв там икону, торжественно понесла ее в собор. Весь тот день до самого вечера Сиена праздновала, молилась и наделяла милостыней бедных». П. Муратов «Образы Италии» Описывать шедевр бесполезно – его нужно видеть. А когда стоишь перед ним, понимаешь, что версия, согласно которой Дуччо учился в Константинополе, все же имеет под собой основание…

Если стоять лицом к собору, то слева стоит Palazzo Arcivescovile (Дворец Архиепископа). Напротив собора расположилась больница Санта Мария делла Скала (Ospedale di S. Maria della Scala). Основание этого благотворительного учреждения, одного из самых старых в Европе, восходит к IX веку. Почти 800 лет здесь находилась больница Сиены, а сегодня здание является одним из основных музеев города.

Национальная пинакотека, центральная художественная галерея Сиены, занимает величественное здание XV в., Палаццо Буонсиньори. Здесь собраны основные произведения местных художников, представителей сиенской школы живописи XII – XVI вв.: Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Гвидо да Сиена, Симоне Мартини и Липпо Мемми.

Шипкинский перевал

Шипкинский перевал (Shipka Pass)

Шипкинский перевал — проход в Балканских горах, через который проложено шоссе между болгарскими городами Габрово и Казанлык. Перевал имеет высоту 1185 м и получил свое название по находящемуся неподалеку городу Шипке. Туристы приезжают сюда не только ради красоты горных пейзажей. Большинство путешественников привлекает историческое значение этих мест и установленные здесь воинские мемориалы.

Сэкономь на путешествии!

Основные моменты

Шипкинский перевал знаменит тем, что в этом месте произошло решающее сражение русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В память о погибших солдатах в горах создан национальный парк-музей. Приезжающие на перевал туристы могут побывать возле высокого каменного Памятника свободы и заглянуть в живописный храм.

Самые большие торжества на Шипкинском перевале происходят 3 марта. В этот день болгары отмечают национальный праздник – годовщину подписания Сан-Стефанского мира, который положил конец 500-летнему османскому владычеству на территории страны. Во время торжеств на перевале служат церковную панихиду и возлагают к воинскому мемориалу живые цветы и венки. Кроме того, ежегодно в конце лета здесь проходит зрелищная реконструкция исторического сражения 1877 года, посмотреть на которую приезжают туристы из разных мест Болгарии и других стран.

История Шипкинского перевала

Первые упоминания о Шипкинском перевале относятся к 335 году до нашей эры, когда войска Александра Македонского перешли через Балканы, чтобы сразиться с племенем трибаллов в Северной Фракии. Спустя несколько десятков лет через перевал в Казанлыкскую котловину прошли племена кельтов. Археологи проводили раскопки и обнаружили неподалеку от горного прохода древние монеты, каменные саркофаги, оружие, керамику и предметы быта.

При римлянах через Шипкинский перевал были проложены две важные дороги. Главная шла из города Нове через Габрово и горный перевал к Андрианополю, а затем к Константинополю. Малая дорога также начиналась в Нове, но уходила через Овча-Могилу, Бутово и Павликене, соединяясь с основной дорогой в районе Габрово.

В XIV веке на Балканы пришли турки-османы. Они хорошо понимали стратегическое значение Шипкинского перевала и разместили для его охраны воинские отряды в Шипке и Габрово.

Впервые русские соединения подошли под перевал во время русско-турецкой войны 1806-1812 годов. В 1829 году, после подписания Адрианопольского мира воинское подразделение, которым командовал генерал Киселев, около месяца проводило картографическую съемку горного перевала и его окрестностей. Местные жители всегда очень доброжелательно встречали русских и помогали им провиантом. Кроме того, к регулярным частям присоединялись местные повстанцы – гайдуки, которые вели борьбу с турками-османами наравне с российскими воинами.

Подробное картографирование Шипкинского перевала было проведено в 1875 году русским полковником Николаем Дмитриевичем Артамоновым. Вскоре военное ведомство выпустило две брошюры о Балканах, где среди других вершин и горных проходов был описан и перевал.

В 1877 году в этих местах произошло решающее сражение между турками и русскими, оставшееся в истории как оборона Шипки. Оно стало важной вехой в становлении Болгарии, принеся народу этой страны долгожданное освобождение от многовекового турецкого ига.

В 1920-е годы в монастыре близ Шипкинского перевала был организован приют для военных инвалидов. В течение нескольких десятков лет Красный Крест принимал здесь российских солдат и офицеров, находящихся в эмиграции. Возле приюта обустроили воинское кладбище, на котором хоронили умерших. Долгое время старое военное кладбище было запущено. Но несколько лет назад его расчистили волонтеры, и территорию с захоронениями открыли для посетителей.

Памятник Свободы

Воинский мемориал расположен над седловиной перевала, на горе Шипка (1523 м). Первоначально это место именовали горой Святого Николая, но в 1954 году правительство страны захотело увековечить память об одном из руководителей болгарского ополчения в войне с турками-османами – генерала Николая Григорьевича Столетова, поэтому пик назвали его именем. Однако новое название не прижилось, и в 1977 году гору над историческим перевалом вновь переименовали.

Читайте также:
Оформление и получение загранпаспорт в Херсоне

Памятник в честь погибших солдат и офицеров построили в 1934 году на деньги, собранные болгарами. Чтобы подняться сюда, путешественники должны преодолеть несколько высоких лестничных пролетов – примерно 900 ступеней. Каменная четырехугольная башня имеет высоту 31,5 м. Возле входа в нее можно увидеть бронзовую фигуру льва размерами 8 на 3 м.

На нижнем этаже мемориала хранится саркофаг с останками нескольких солдат, погибших при Шипке в 1877 году, а у подножия башни стоят старинные артиллерийские орудия. На трех этажах, расположенных выше, размещены музейные экспонаты. Здесь выставлены флаги болгарской армии и другие воинские реликвии. Со смотровой площадки, которая находится на самом верху Памятника Свободы, открывается прекрасная панорама Шипкинского перевала и окрестных долин.

Храм-памятник Рождества Христова

На южной стороне перевала, неподалеку от небольшого города Шипки, все туристы и паломники заезжают в необычный мемориальный храм. Идею построить церковь на местах сражений высказала мать известного русского генерала Ольга Николаевна Скобелева. Эта идея была горячо поддержана в обеих странах, поэтому деньги на православный храм собирали и русские, и болгары. По воле ктиторов новую церковь возводили как поминальную, из-за чего она получила статус храма-памятника и монастыря.

Мемориальный храм Рождества Христова построили в 1902 году и открыли в присутствии членов правительств двух стран и генералов русской армии. Торжественное событие было приурочено к 25-летию исторического сражения за Шипкинский перевал. Храмовый комплекс включал церковь, корпус обители, гостиницу, в которой могли останавливаться паломники, и приют. Здесь также хотели создать духовную семинарию, но по разным причинам она так и не было открыта. Примечательно, что стоящий на болгарской земле храм некоторое время подчинялся Русской Православной Церкви, а священников для него присылала Троице-Сергиева лавра.

Живописная церковь возле Шипкинского перевала возведена в традициях московского зодчества XVII века. Крестово-купольный храм имеет три апсиды и богато декорирован как снаружи, так и внутри. В его крипте хранится 17 саркофагов, в которых лежат погибшие воины. Внутренняя роспись храма Рождества Христова была сделана в 1959 году. На стенах закреплены 34 мраморные плиты, на которых увековечены названия оборонявших Шипку частей и имена погибших на перевале воинов. Примечательно, что сами болгары называют солдат и офицеров Русской армии своими освободителями.

Любопытна история колоколов Рождественской церкви. Самый крупный из них весит более 11,5 тонн. Он был преподнесен в дар храму российским государем Николаем II. Все колокола отлили на заводах в России, и на их изготовление было выделено 30 тонн использованных гильз.

Как добраться

Шипкинский перевал лежит на дороге, которая связывает Южную и Северную Болгарию. Добраться в эти места можно на автомобиле или экскурсионных автобусах. Рядом с мемориалом есть удобная парковка. Дорога до Шипки из прибрежных курортов Болгарии занимает около 4 часов.

Подняться на Шипку в Болгарии

Большинство людей, которые жили в Советском союзе, знают слово Шипка, потому что под таким названием выпускались лёгкие сигареты без фильтра.

На самом деле – это город в Болгарии и мемориал в память падших за освобождение Болгарии во время обороны перевала Шипка в русско-турецкой войне 1877—78 годов.

Вообще, каждый год 3 марта здесь проводятся масштабные и торжественные мероприятия, т.к. в этот день был подписан Сан-Стефанский мирный договор, который принёс свободу Болгарии после пятивекового османского ига.

Так что предлагаю отправиться в небольшое турне к этому перевалу и мемориалу.

Для начала едем к небольшому городку Шипка, который расположен в Старозагорской области у южного подножия Балканских гор, в 12 км от г. Казанлык. Город Шипка представляет собой южный вход в Шипкинский перевал.

Сначала этот город населяли фракийцы, затем город был покорен римлянами, а потом его завоевали турки, которые создали здесь в 1396 году гарнизон для охраны и контроля Шипкинского перевала.

В окрестностях Шипки и Шейново велись одни из самых кровопролитных боёв в русско-турецкой войне 1877—1878 г.

В городе посещаем Храм-памятник Рождества Христова. Это первый памятник болгаро-русской дружбе на территории Болгарии. Годы строительства — 1885—1902 годы.

Внутри храма и на стенах открытых галерей установлены 34 мраморные плиты с названиями войсковых частей, участвовавших в боях за Шипку, а также именами русских солдатов и офицеров, и болгарских ополченцев, павших при обороне Шипки и в боях у городов Казанлык и Стара-Загора. В саркофагах храма покоятся останки героев. Колокола отлиты в России, и на их производство российское военное ведомство выделило около 30 тонн стреляных гильз. Самый большой колокол весит 11 643 кг и является личным подарком императора Николая II.

Храм-памятник состоит из церкви, монастырского корпуса, гостиницы для паломников, приюта и духовной семинарии. Около храма все очень культурно.

Всего на территории Болгарии есть свыше 450 памятников, которые посвящены русским освободителям (так болгары называют всех участников русско-турецкой войны 1877—1878), но этот считается самым красивым и впечатляющим, высотой 53 метра.

Далее по серпантину движемся к самому перевалу.

Подъехав к мемориалу, начинаем подниматься по ступенькам.

Во время подъема любуемся горами, а ступеньки не заканчиваются.

Вот мы наконец-то наверху. Всего было преодолено 890 ступенек, но, благодаря прогулкам по холмистой Праге, этот подъем для меня не составил труда.

Читайте также:
Пустыни Пакистана

Но поднимались мы не зря, с высоты пика открываются потрясающие виды.

А это уже сам монумент. Кстати, место, где стоит монумент, называется пик Столетова, высотой 1523 метра.

Теперь немножко истории. Памятник Свободы на перевале является мемориалом в память павших за освобождение Болгарии во время обороны перевала Шипка в русско-турецкой войне 1877—78 годов. Монумент расположен на пике Столетов (вершина названа в честь одного из руководителей обороны Шипки генерал-майора Н. Г. Столетова), возвышающемся над перевалом. Памятник был открыт в 1934 году и строился на пожертвования болгарского народа.

Мемориал представляет собой каменную башню в виде усеченной пирамиды высотой 31,5 м. Гигантский бронзовый лев длиной 8 м и высотой 4 м расположен над входом в башню. Фигура женщины символизирует победу над османскими войсками.

Поднимаемся на башню, чтобы ещё полюбоваться горами.

Внутри мемориала мы увидели картины, которые повествуют о боях того времени. Всего же внутри четыре этажа, где расположена экспозиция болгарских военных флагов и других реликвий.

Но вдруг погода резко поменялась, перевал окружили тучи, начался сильный ветер и дождь.

Отъезжая от мемориала, остановились у памятника «Оборона Шипки», а потом поехали дальше греться на пляже и купаться в Черном море.

Вам также может быть интересно

Сайты для экономии в путешествиях!

Hotellook — Честное сравнение цен и скидок на отели и апартаменты в 50 системах бронирования (Booking, Agoda, Ostrovok.ru итд). Планируйте путешествие заранее и экономьте до 40%!

✈ Поиск самых дешевых авиабилетов без накруток у надежных агентств официальных дилеров Аэрофлота, S7, Уральских Авиалиний и всех известных авиакомпаний мира.

Шипка – горный перевал через Балканы

Шипка или Шипкинский перевал – это горный перевал через Балканы на территории Болгарии, высота которого 1185 метров над уровнем моря. Через перевал проходит автодорога, соединяющая Казанлык и Габрово, а так же он является одной из основных транспортных связей между Северной и Южной Болгарией. Самая высокая точка перевала – одноименная гора Шипка. Шипка Болгария

Немного из истории этого места. Первое упоминание о Шипкинском перевале датируется 335 годом до нашей эры, когда на пути военного похода Александра Македонского встал горный перевал. Особое значение у перевала было во времена Римской Империи I – IV века, тогда здесь проходили две важные римские дороги. Но для России Шипка играет особую историческую роль во времена Русско-турецкой войны. Два раза русский отряд входил в Шипку, а болгары радостно встречали его, снабжали провизией и продовольствием. Они вели здесь географические и картографические исследования. А в 1877 году были изданы две брошюры «Маршруты Европейской Турции» и «Балканы», где подробно было описано все возможные горные перевалы. Эти брошюры и составили основу топографического обеспечения российских войск в период 1877 – 1878 годы. В этот же период состоялось важное сражение на Шипкинском перевале, которое в истории значится как «Оборона Шипки», где болгарские войска сражались рядом с российским войском под командованием генералов Дерожинского и Радецкого.

Помимо самого перевала, на южном склоне расположен небольшой одноименный городок Шипка. Этот город находится в 12 километрах от Казанлыка и представляет собой южный вход на Шипкинский перевал. Добраться до него можно по трассе Е-85 из Казанлыка двигаясь в северо-западном направлении. Население этого городка всего около 1500 человек. Первое поселение на этом месте датируется XI – VI веками до нашей эры, об этом свидетельствуют археологические находки гробниц, доспех, монет и оружия. Но когда турки захватили Болгарию, в 1396 году именно на месте Шипки был создан оборонительный гарнизон для контроля Шипкинского перевала. Как и было написано ранее Шипка и Шипкинский перевал стали свидетелями одного из самых кровопролитных сражений русско-турецкой войны 1877 – 1878 годы. Шипка Болгария

И, конечно же, этот момент в истории не мог не остаться без внимания. Именно в Шипке находятся множество памятников посвященных этому страшному событию. Главной достопримечательностью города Шипка считается храм-памятник Рождества Христова, его еще часто называют Шипкинский монастырь. Этот храм является первым памятником, посвященный болгаро-русской дружбы на территории Болгарии. Строительство храма началось 1885 и окончилось в 1902 году. Храм – памятник — это целый комплекс, в который входят церковь, монастырский корпус, гостиница для паломников, приют и духовная семинария. Шипка Болгария

На территории Болгарии существует свыше 450 памятников, посвященных воинам – освободителям, но этот храм – памятник считается самым красивым и самым впечатляющим. Памятник стал всенародным делом и был построен на средства, как от болгарских, так и от российских гражданских и военных организаций, а так же многочисленные пожертвования от граждан России и Болгарии.

Недалеко от Шипкинского монастыря находится заброшенное кладбище генералов, офицеров и солдат Русской Императорской армией, оказавшихся на территории Болгарии после 1917 года и проживавшие в приюте при Шипкинском монастыре. Кладбище было заброшено после 1950-х годов и сегодня оно практически слилось с лесным массивом. Несмотря на это, кладбище в относительно хорошем состоянии и сохранилось десятки надгробий, которые могут быть восстановлены. Шипка, Шипкинский монастырь и Шипкинский перевал – это одно из немногих мест, где сохранилась история не только Болгарии, но и России.

Подборка выгодных авиабилетов через Aviadiscounter (ищет как Aviasales + подборка акций и распродаж авиакомпаний).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: