Удивительное путешествие на полуостров Рыбачий: маршрут по Мурманской области

Удивительное путешествие на полуостров Рыбачий: маршрут по Мурманской области

9500 километров, десяток крупнейших городов России и четыре недели настоящей ЖИЗНИ! Наш путь пролегал из сердца Уральских гор вдоль трех морей: Балтийского, Белого и Баренцева, по берегам двух крупных озер: Ладожского и Онежского, прямо на побережье Северного Ледовитого Океана. Конечной точкой был мыс Немецкий на полуострове Рыбачий в Мурманской области, самая северная точка европейской части России.

В третьей части я расскажу собственно о поездке на полуостров Рыбачий: о мхах и лишайниках у старых ДОТов, о том, как мы потерялись и как купались в Северном Ледовитом океане. Очередная ссора и двухдневные поездки порознь. Мои мысли об одиночном мотопутешествии и вновь воссоединение команды в Кандалакше.

О полуострове Рыбачьем

Очередное утро началось с плана на день и очередных сверхдолгих сборов. Мы рассчитывали доехать до маяка и вернуться обратно к трассе, в мотель в Титовке. Раз мы не планировали ночевать на открытом воздухе, то бросили в Коле и палатки, и спальники и теплые вещи. Когда выезжали с последней заправки в Мурманске, то на троих у нас было 83,5 литра топлива, включая то, что было в баках. Так что получалось не совсем налегке. О том, что с заправками за Мурманском напряженно, нас предупреждали бессчетное количество раз, вот мы и подготовились.


Всю торжественность момента портила погода: низкая температура, дождь, туман и порывистый ветер. Об опасности дороги Мурманск-Никель нам говорили даже чаще чем о том, что там нет заправок. Мы поняли почему, когда поднявшись на очередную горку, увидели, что дорога резко уходит вправо. Узнать об этом заранее было невозможно, ни предупреждающих знаков, ни ограничений, ни даже ограждений не было. Мы ехали не быстро, километров пятьдесят в час, просто асфальт на этом участке дороги сняли, особо не погоняешь. О том, что так везет далеко не всем, говорит количество крестов и венков на противоположной обочине, не одна авария произошла на этом повороте… Таких вот слепых поворотов было еще много, и бесконечные ремонты, и дожди, и туманы – всего сто километров, а усталость как после целого дня пути.

Прямо перед поворотом на грунтовую дорожку в сторону Рыбачьего стоят погранцы. Мы достали паспорта, пограничник посмотрел на нас, на открытые документы и пропустил. Меня терзали сомнения, что-то было не так. Я все понял, когда мы остановились на съезде с трассы чтобы пополнить баки и скрутить зеркала. Когда пограничник смотрел наши документы, мы не снимали шлемов, как он удостоверился, что мы это мы – непонятно, наверное, профессионализм!

Как таковых на полуострове Рыбачьем дорог нет, есть места, по которым все ездят. Иногда эти места пошире, иногда поуже, а иногда просто несколько дорог параллельно идут. Река поперек дороги или дорога через озеро шириной метров тридцать – нормальное явление. Морось и холод отчаянно пытались испортить нам торжественность момента, но даже в такую погоду север неотразим. Разноцветный мох и лишайник приобретают глубину и насыщенность цвета, а туман делает картину нереальной.



Полуостров Рыбачий, по сути дела, состоит из двух полуостровов: собственно Рыбачьего и Среднего. На Среднем дорога раздваивается, по восточному берегу дорога получше и покороче, но по западному можно заехать на скалы «Два брата» или «Саамские Близнецы», кто как называет. Решили по длинному пути поехать, а обратно по короткому.

Конечно, мы сбились с пути, навигатор был у меня, а я, увлекшись ездой, пропустил поворот. Мы забрались в непроезжие дебри, мотоциклы застревали в торфе, ветки кустов рвали дождевики, а подвел итог тупик, в который мы уперлись. Выглядело так, что люди пробивались с боем к этому вот месту, разворачивались и ехали назад! Ситуация была бы очень неприятной, так как у нас с собой не было ни спальников, ни палаток, а если ехать до гостиницы, то приедем глубокой ночью, да и бензина не хватит на повторный штурм.

Нас спасли в лагере дайверов. Палаточный городок, в котором размещаются поисковые отряды дайверов, ищущие затонувшие в годы войны суда. Мы попали в пересменку, старые отряды уехали, а новых еще нет, на весь лагерь три человека. Нас любезно пустили на ночлег, выделили палатку и теплые спальники. Вечером сидели за чаем, слушали рассказы о северных морях.


Наверное, есть какая-то вселенская справедливость: прямо с утра на следующий день вышло солнце, мир вокруг заиграл новыми красками. Хозяева лагеря покормили нас завтраком, угостили крабом и чаем из каких-то местных травок. Мир не без добрых людей.

На мотоциклах еще был иней, когда мы собрались ехать. Сразу нашли тот поворот, который я пропустил прошлым вечером. Проехались по руинам военной части, брошенным ДОТам и бункерам, залезли в орудийные башни с торчащими в небо крупнокалиберными стволами, законсервированными с середины прошлого века. На полуострове много брошенных строений и техники, вывозить все это обойдется дороже, чем можно выручить от продажи.




«Саамские Близнецы» — два больших столба выветривания, стоят совсем не далеко от воды под скалой. Дорога делает круг между «Братьями» и ведет обратно. Местные говорят, есть легенда, что если загадать желание и проехать между скалами, то желание обязательно сбудется.

Большой красный маяк стоит на мысе, который несколько выдается в море. Сильный ветер, крики чаек и шум разбивающихся о скалы волн, никаких посторонних звуков, только суровая природа заполярья. Недалеко от маяка какие-то шутники поставили дорожный знак «Конец всех ограничений», не думаю, что мне когда-либо встречалось более актуальное для него место! Солнце припекало, если так можно сказать про север в августе! Если бы вчерашняя погода сохранилась, то нам и в голову не пришло лезть в воду, но теперь, уехать не искупавшись в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, мы не могли! Потом просто сидели на теплых камнях и смотрели на прилив и пили чай из термоса.

Читайте также:
Карта реки Днестр, где находится Река Днестр на карте мира




Цель достигнута, мы добрались до самой северной точки европейской части России! Можно даже сказать, что мы были у самого северного маяка России, до которого можно добраться по дорогам, до остальных-то дорог нет, только если вертолетом лететь. Еще одна галочка в актив достижений. Когда попадаешь в то место, куда так долго стремишься и с таким трудом пробираешься, то испытываешь двоякие чувства. С одной стороны, переполняет радость, что цель достигнута, задача выполнена и все такое, но с другой стороны, есть нотки сожаления, что цель уже достигнута, задача уже выполнена… «Полгода назад я задумал это путешествие, и вот теперь я сижу на берегу Северного Ледовитого океана и смотрю на прилив, на волны, разбивающиеся перед моими ногами, рядом сидят друзья, а чуть дальше стоят мотоциклы и это делает меня счастливым» — такую мысль я записал в дневник тем вечером.

Обратно мы ехали по восточному берегу, судя по состоянию, эта дорога популярнее у гостей полуострова. Периодически встречались небольшие постаменты с табличками, фигуры советских солдат с рассыпанными рядом гильзами и проржавевшими касками — эхо войны.



Выезжали с полуострова уже на закате. Самые сильные впечатления у меня вызвали пейзажи раскинувшейся перед нами тундры в лучах заходящего солнца. Закат в северных широтах длится очень долго, мы ехали в сторону Титовки, а солнце светило нам в спину. Мох и лишайники стали золотистого цвета, а в глади озер отражалось синее небо, только ради такого вида не жалко заехать так далеко от дома, нигде больше такой красоты не увидеть! Именно в такие моменты понимаешь, что путешествие удалось.



О новых проблемах с мотоциклом и взаимоотношениями

Оказалось, что канистра масла, лежавшая в моем кофре, от тряски протерлась и теперь все мои ключи и запасные болты плавали в луже масла. Но с этим еще можно было как-то бороться самостоятельно, а вот с тем, что у меня образовалась дикая восьмерка на переднем колесе и почти умерли подшипники в рулевой колонке, я поделать сам ничего не мог. Мы решили разделиться, я поехал вперед, чтобы попытаться найти мотошиномонтаж и выправить колесо. Шиномонтаж-то я нашел, даже самый лучший в городе, как мне сказали, но вот только спицованные колеса они не делают и вообще, как оказалось, никто не делает в Мурманске. Выбора у меня особого не было, пришлось отложить ремонт до Петрозаводска.


Мы решили покататься по окрестностям города, раз у нас выпало полдня свободных. Однако единственное интересное место, на которое мы смогли полюбоваться издалека – это бухта Кут, где распиливают старые корабли. Подъезды к бухте перекрыты КПП с очаровательными, но строгими прапорщицами, но мы смогли заехать на скалу с противоположной стороны, оттуда и смотрели на затопленные корабли. Говорят, что таких бухт и судоремонтных верфей много, но нужно знать куда ехать. Те места, куда пытались прорваться мы, были надежно перекрыты военными или просто воротами с колючей проволокой.



Выезжая из очередного крутого поворота, я не увидел в зеркале Оксаны. Через сто метров мы остановились и стали ждать, но Окс не появилась ни через минуту, ни через пару минут. Вызовы по рации также оставались без ответа. Поворот крутой, носятся грузовики, с одной стороны дороги скала, с другой — обрыв, нам с Арунасом стало реально страшно за Оксану. Мы развернулись и поехали в обратную сторону, а когда проехали поворот, нам навстречу по тропинке выехала Оксана, как ни в чем не бывало! Ей просто захотелось «посмотреть, что там», а рацию она выключила потому, что «надоело слушать ваши разговоры». Тут уж я не выдержал и высказал ей все, что думаю и по этому поводу, и про долгие сборы, и про постоянное желание куда-нибудь «заехать», и про движение в группе. Осознания вины или хотя бы тени раскаяния у Оксаны я не увидел, а для себя решил, что мне нужен перерыв.



Следующим утром, а точнее, еще вечером, решили разделиться. Ребята хотели съездить в Териберку, а я просто хотел побыть один. Я начал уставать от людей, хотелось уединения, спокойствия, хотелось быть вольным в решениях, а не действовать с оглядкой на спутников. Уж очень сильно у нас с Окс расходились взгляды на эту поездку, на цели и задачи. Короче, утром я собрался, позавтракал и уехал. Это было самым мудрым решением в той ситуации. Из-за нашей с Оксаной несовместимости, мы начали портить друг другу отпуск. При этом ни до, ни после поездки ничего такого не случалось. Мы прекрасно общаемся, но вот когда находимся в зависимом друг от друга положении, вот тогда и начинаются проблемы. Устранить зависимость и мы снова хорошие друзья.

Договорились встретиться в Кандалакше через два дня.

О Мурманске и мыслях про одиночные путешествия

“- Он смотрит на Долину Славы, где в годы войны шли самые ожесточенные и кровавые бои на подступах к Мурманску. В Долине до сих пор идут раскопки, и последний солдат еще не захоронен…” — подслушал я экскурсовода возле «Алеши», огромного памятника советским бойцам, оборонявшим заполярье во время Великой Отечественной войны. «Алешу» видно практически с любой точки города, кроме самой южной его части. Рядом с монументом большой парк, Аллея Славы и стела с названиями всех частей, принимавших участие в обороне Кольского полуострова. С площадки открывается вид на залив и город.




Заехал к командному мостику атомной подводной лодки «Курск», погибшей в Баренцевом море в 2000-м году, на ступенях лежат живые цветы… Рядом список военных кораблей, затонувших в мирное время. Моряки — отважные люди. Очень хочется, чтоб на табличке не добавлялось новых трагичных строк.




Хотел сходить на экскурсию на первый атомный ледокол «Ленин», но был выходной день, пришлось смотреть только снаружи. Большой, с черными бортами, а больше ничего и не скажешь.

Сам город небольшой, расположен на склоне сопки ярусами, как ступеньками. Застройка типичными пятиэтажными хрущевками, а центр сталинками, но есть и новые кварталы, высотной застройки. Наверное, по случаю выходного дня, то тут, то там встречаются матросы в бескозырках и офицеры в черной форме. Создалось впечатление, что половина города – военные, а еще половина – моряки гражданских судов. На выезде из города стоит стела с парусником на макушке, а на основании, большими цифрами географические координаты города — дань морской традиции.

Читайте также:
Ряд стран Восточной Европы отказываются принимать беженцев по квотам

Между Мурманском и Оленегорском огромные луга с раскиданными гигантскими «зефиринами»! Сочно-зеленая травка, на ней огромные белые «зефирины», вдалеке синеют горы – сказочный пейзаж, создается ощущение волшебства. Конечно — это не сладости, а сено, скатанное в рулоны и укрытое пленкой от дождя, но издалека очень похоже.

Только я переехал сопку за Мончегорском, ландшафт сразу поменялся. Зеленые леса, синие озера, в плотном одеяле туч начали появляться первые разрывы. К тому времени, как я проехал сотню километров до Кандалакши, почти все небо очистилось, а солнце даже начало припекать.

Одиночная езда на мотоцикле располагает к размышлениям. Я думал о том, какой отличной выходила поездка, несмотря на все проблемы, с которыми мы сталкивались по пути. Думал о том, какая у нас огромная страна, что можно ехать из практически географического центра две недели до северных границ. Думал о том, как много мест, где я не бывал… Потом начал мечтать, куда поеду, что увижу, какие чувства испытаю и впечатления получу. И вдруг подумал, что путешествовать одному мне нравится больше, ведь раньше я путешествовал один на велосипеде. Принял решение, что в следующее мотопутешествие я поеду один. Музыка в плеере, серая лента дороги под колесами и живописные места и правда располагают к размышлениям.

Я выбрал отличное место для стоянки на берегу Белого моря и скинул Арунасу координаты. Два дня я был наедине с собой, полностью успокоился и вернул себе душевное равновесие. Этому очень способствует езда на мотоцикле днем и потрескивание костра на берегу моря вечером. А ребята приехали только ближе к полуночи.

Удивительное путешествие на полуостров Рыбачий: маршрут по Мурманской области

  1. Подробнее о городах из отчета:
  2. Медвежьегорск
  3. Териберка

Откуда: Москва,Рыбачий Когда: 08/2018

По маршруту: Медвежьегорск, Терский берег, Териберка, Рыбачий (часть 3, Рыбачий)

Из Териберки мы отправились на полуостров Рыбачий. Программой – максимум было достичь мыса Немецкий (это самая северная точка Кольского п-ва) своим ходом. Программой минимум – хотя бы просто доехать до Рыбачьего, коснуться его земли своими колесами. Вышло серединка на половинку. Но давайте по порядку.

Доехав до Мурманска и очередной раз подивившись силе грибного прессинга мурманчан на окружающую природу, мы прокатились по великолепной Восточной Объездной дороге вокруг города до гостиницы “Мельница”, подготовили пути отступления, т.е. договорились о ночевке на обратной дороге, пересекли новый мост, отличающийся простотой архитектуры и небывалой функциональностью, через Кольский залив и снова помчались по просторам трассы “Кола”.

Не доезжая 100 км до норвежской границы показали паспорта на пограничном кордоне и свернули направо, на дорогу, обозначенную на всех картах как “Дорога на Рыбачий”. Дорога не понравилась нам с первого взгляда, мы решили, что это плохая дорога. Ехать по ней надо было всего 50 км до турбазы “Озерко”. Нас заранее предупредили, что норматив прохождения этого расстояния составляет 5 часов. С первого взгляда мы поняли, что это – чистая правда. Проехав около 10 км, мы поняли, что поначалу-то дорога была хорошая, а вот теперь началась настоящая жопа. Еще через 10 км стало ясно, что та жопа – не настоящая, а поддельная, а настоящая – вот она, перед нами, а начинали мы путь просто в роскошных условиях. Особенно тяжело пришлось на перевале Musta Tunturi (Чёрная Тундра), отделяющего материк от п-ва Средний.

Приходилось преодолевать довольно крутые подъёмы и спуски. Я так поняла, что проходимость дороги очень зависит от времени года и погодных условий. Размывается она после каждого дождя по-разному, и поскольку никто за дорогой не ухаживает, надеяться можно только на авось.

Бухта Озерко. Мы еще на Среднем полуострове, на той стороне уже полуостров Рыбачий. Домики вроде как буровиков.

Добравшись-таки до перешейка, отделяющего п-в Средний от Рыбачьего, мы оказались на развилке. Домики, как оказалось не турбаза “Озерко”, как мы сначала было обрадовались, а до “Озерка” пилить еше 25 км вдоль южного берега полуострова Рыбачий.

Мотовский залив. На языке суши напротив видна дорога к турбазе.

Поэтому честно проковыляв свои 3 часа, уже на подъезде к базе мы подпризаблудились и попали в мёртвый ПГТ Большое Озерко. Вид его живо напомнил “Пикник на обочине” незабвенных А. и Б. Стругацких.

Мёртвые 5-этажки Большого Озерка.

Уже буквально в 2-х шагах от базы дорогу нам преградили несколько подозрительного вида луж. Мы чуть не повернули назад, но перспектива ехать обратно эти ужасные 50 км подвигла нас отважно двигаться только вперед.

Из кабины всё выглядит куда страшнее, чем со стороны.

База “Озерко” оказалась самым спартанским и самым дорогим жильем на всем нашем пути.

Кто угадает, что за предмет в руках? Подсказка – здесь он служит табуреткой.

А это межпозвоночные хрящи кита, служащие подставками для ног.

Беломорского гребешка навалом, но он очень мелкий.

Пройдясь по окрестностям базы, мы вдоволь налюбовались видами, надышались крепким соленым воздухом и зарядились мощной энергией крайнего Севера. Поглядели на грибочки, а вот бруснику с черникой буквально задавила несладкая парочка – вороника с дерёном канадским.

Дальше законный вопрос – куда дальше? На мыс Немецкий или домой? Поспрошав местных, пришли к выводу, что дорога для нашей машины в этот период вполне проезжая. Поколебавшись, прикинув время, решили-таки ехать обратно. Время поджимало не по-детски. Все-таки для Рыбачьего нужно закладывать времени побольше, я для себя определила минимум три дня. И ехать с палатками, не привязываясь к турбазе.

Чудесные, неповторимые пейзажи Musta Tunturi.

Читайте также:
Авиакомпании России: Ikar Airlines (Икар) - официальный сайт компании

Встречаются серьезные ребята на серьезной технике. Вот на такой бы поколесить по здешним местам!

Поклонный крест на перевале Musta Tunturi.

Под крестом лежат осколки снаряда. и несколько окислившиеся, но вполне пригодные нестреляные патроны к АК-74

Крошечные озерки, перетекая друг в друга, несут свою воду в океан

Короткий роздых перед очередным испытанием.

А дорога ведёт дальше.

К роскошному водопаду.

На безымянном (имя не найдено ни на ТОПО-картах Гармина, ни на советских военных картах) притоке реки Титовки расположен самый красивый водопад, из всех, виденных не только за эту поездку, но, пожалуй из всех северных, виденных прежде, включая широко разрекламированный Кивач.

Мощный поток разделяется скальным выступом на три части. Две из них сливаются внизу, третья течет самостоятельно, вдадая в речку далеко внизу.

Право, ради такого зрелища стоило приехать в эти места!

На обратном пути в Мурманск, остановившись. э-э-э. протереть фары, мы заодно набрали 2-х литровую банку волнушек на засолку.

Вечер в гостинице был посвящен печали по так и не достигнутой 70-й широте (69.7о СШ – оказалась самой северной точкой нашей поездки.)

Весь следующий день в Мурманске шел проливной дождь, так что осмотр достопримечательностей этого необычно гористого города был несколько скомкан.

Это памятник Ждущей. На пьедестале замечательные стихи:

“Пусть всех, кто в море надолго уходит,

Рыбацкие суда и корабли –

Пусть их домой в родимый порт приводит

Вот эта Ждущая, как образ всей земли.”

Так что это не женщина, а символ родного берега.

На плече не змея, как мы было подумали, а шарфик.

Потом мы одели пионерские галстуки, нацепили пионерские значки и с благоговением отправились навестить ледокол “Ленин”. Но, как оказалось, благоговели мы напрасно – у дедушки “Ленина” как раз было 2 выходных.

Пошли посмотреть памятник Треске.

. и тут облом! Треска ушла на реставрацию!

Стояла Треска в очень симпатичном скверике, где каждый всегда мог узнать, по каким именно направлениям следует эвакуироваться в случае пожара, наводнения, ядерной войны и других стихийных бедствиях.

Если вы всегда знали, что бежать надо на все 4 стороны – вы были абсолютно правы!

Там же находится динамичный фонтан с памятником якорю Холла в центре.

В общем, если бы не идиотские пластмассовые гномики работы дедушки Лю Чжао-Дзы, распиханные под каждым кустом, сквер был бы просто замечательным.

Тем более, что гномики стоят аккурат на путях эвакуации в случае нашествия своих изготовителей.

Осмотрели также памятную стелу, около управления Тралового флота, установленную в память погибших на войне траулерах.

Там же стоит скульптура “Морской Волк”, замаскированный так, что никому из тех, по чьим следам и рассказам мы шли, не удалось его найти. Скульптура с подтекстом.

. бывалый моряк шагает на верхушке мачты, которая называется клотиком. У моряков иногда подшучивают над новичками, приглашая их пить чай на клотике, да не просто чай, а чай с мусингами (мусинги – утолщения на тросах, попросту узлы).

Еще мы посетили памятник морякам-подводникам, погибшим в мирное время. Светлая память!

При изготовлении памятника использован обтекатель рубки пла “Курск”. Там же доска с перечислением аварий, произошедших на пл в мирное время.

Рядом маяк-музей, закрытый по случаю понедельника и ещё один памятник якорю Холла.

Городская доминанта – памятник защитникам Заполярья – Алеша.

Честно говоря, мемориал по силе эмоционального воздействия сильно проигрывает тому, что мы видели в Волгограде. Мурманский мемориал какой-то. казённый, что ли. По-моему те, кто погиб на этой земле заслужили более сердечного отношения. Издалека, особенно в темное время, когда работает подсветка, смотрится неплохо.

В Мурманске ходит легенда о коте Семёне. Якобы некто переехал в Мурманск из Питера, а кота по имени Семён бросил. И вот, будто бы спустя какое-то время кот Семён вдруг объявился в Мурманске у дома прежнего хозяина. При всей невероятности этой истории, мурманчане неожиданно прониклись умилением настолько, что, вы не поверите, поставили памятник коту Семёну! Вот он, бедолага, прошу любить и жаловать! На берегу озера Семеновского.

Больше уже в Мурманске смотреть было решительно не на что!

На другой день мы с лёгким сердцем повернули оглобли в сторону дома. Первый этап был полутехническим – мы свернули в сторону Апатит – Кировска, чтобы посетить музей Апатитового комбината. У входа в музей установлена забавная скульптура горняка.

Минерал, на который опирается этот мечтатель, называется “Кровь лопаря”, или по научному Эвдиалит – как видите, посещение не прошло зря!

К примеру, мы только сейчас узнали, что апатиты и нефелины, о которых сложена шуточная песенка (“. аппатит твою хибины, перфораты, нефелины . “) – ценнейшее сырьё для производства минеральных удобрений. Недаром в символике и Апатит, и Кировска использованы колосья пшеницы. Мировой спрос на апатиты необычайно высок, так что комбинат, являющийся градообразующим предприятием, не только живет и здравствует. И даже может позволить себе содержание шикарного бесплатного музея, лишь немного уступающего музею им. Ферсмана в Москве! Так что будете в тех местах – не упустите случая посетить музей – узнаете много нового и полезного.

Посмотрели мы и на обновленный горнолыжный центр Кировска. На плане выглядит вполне солидно.

Есть даже невиданный мною ранее транспортер для подъёма на учебную горку малышей и совсем уж неспортивных барышень.

Но по-настоящему оценить горнолыжный центр можно только при наличии снега, так что мы, тяжело вздохнув и облизнувшись на склон, отправились восвояси.

Пересекая Полярный Круг, остановились запечатлеть новую памятную стелу. Старая была совсем неприглядная.

В принципе, на этом наши приключения закончились, по плану нас ждали только технические этапы. Конечно, по дороге полно интересных объектов, но все они уже просмотрены нами насквозь и описаны в других отчетах. Включая сгоревшую в Кондопоге церковь Успения, которую жаль до безумия, мы любили её и никогда не упускали случая свернуть с дороги, проезжая по М-18, чтобы еще и еще раз её посетить. Восстановить-то можно, но тех морщинистых бревен с многовековой историей уже не вернешь. Макет-то в натуральную величину построить можно, хоть на Пречистенской набережной, хоть на берегу Онеги, но дух пережитого времени в них уже не вдохнешь.

Читайте также:
Автобус 705 Как С Добром Добраться!

В общем, предстояло просто крутить баранку, но мы добавили изюминки в технические этапы поездки.

1. Под Сопохой свернули в густой лес, и изрядно поплутав по его дорожкам выехали на старую взлетно-посадочную полосу. Здесь каждый желающий может разогнаться во всю свою удалую прыть, и, если повезет, взяв руль на себя взмыть над верхушками сосен.

Ключ на старт!

2. В родном Питере, нашли, наконец (до этого были безуспешные попытки) Мозаичный дворик созданный ныне покойным Владимиром Васильевичем Лубенко, светлая ему память. Канал RTG упоминает этот дворик в одном ряду с мозаиками Храма Спаса на крови. В одной из квартир дома во дворике разместили выставку работ Лубенко.

Каждая фигурка с одной стороны ангел, с другой – дьявол.

4. Опробовали новый скоростной участок на М-11. Знаете, свернуть с М-10 под Новгородом и очутиться пару раз моргнув глазом под Тверью – это впечатляет и вполне компенсирует потерю 640 руб. Конечно, уже не поклонишься могиле Анны Петровны Керн, не позвонишь в Валдайские колокола, не полюбуешься дворцом в Райке, на попялишься на торжокское золотое шитье. В общем, никакой духовной составляющей, зато быстро и шея не затекает.

Все. Мы приехали. Садимся за подготовку новых планов. До Нордкапа мы сей раз не добрались, а были совсем рядом.

Да, вот еще. Вся поездка от порога до порога составила 5481 км.

Некотрые заметочки, не вошедшие в общий рассказ о поездке на Южные Берега.

1. Питер-таки тяготеет к монументальности. Даже обычные объявления иногда оформлены как мемориальные доски.

3. Случится побывать в Мурманске, мы рекомендуем столовую “Тарелка”. Мы её выбрали по аналогии с тверской сетью столовых того же названия. Кормят там неплохо, недорого и быстро. Чистенько, современный интерьер, вежливый персонал, бесплатный wifi. Расположена она на углу улиц Комсомольской и Самойловой. А если уж совсем оголодаете и денег не будет, загляните под памятник Морскому Волку – там растут вполне приличные опята.

Но по-любому, это была одна из самых интересных и ярких наших поездок по матушке – России!

Полуостров Рыбачий: призраки на берегу Ледовитого океана

Это место силы викингов и место слабости советских солдат. На постоянной основе здесь живёт не больше сотни живых людей и около ста тысяч мертвецов.

Я хотела написать про красоту Анд или про древние пещеры Грузии. Только мне себя не обмануть: Рыбачий — это самое удивительное и жуткое место, в котором я побывала. И оно находится в России.

В августе 2015 года мы путешествовали на мотоцикле. Наш маршрут лежал через Эстонию, Финляндию и дальше — за полярный круг. Нам предстояло посетить несколько известных туристических мест, насладиться природой Скандинавии и Карелии. Рыбачий до последнего оставался каким-то полуостровом и точкой, в которой мы повернём, чтобы начать путь домой — в Москву.

В итоге это место заставило нас пережить самые мощные эмоциональные крайности: восхищение, ужас, удовольствие и отчаяние.

Полуостров Рыбачий — это самая северная точка материковой России. Он расположен в ста километрах от Мурманска. Дальше — только Ледовитый океан. В средние века здесь жили настоящие викинги. Во время Второй мировой войны здесь непрерывно велись жестокие бои, а до 2009 года полуостров был пограничной зоной и на него было почти не попасть.

За время нашего путешествия Рыбачий раскрылся с каждой из этих сторон. И я попытаюсь о них рассказать.

На самом деле это не один, а сразу два полуострова — Рыбачий и Средний. Они соединены небольшим перешейком длиной около километра.

В начале пути может возникнуть иллюзия, что дорога здесь не хуже, чем на подмосковную дачу. Но очень скоро полуостров даст понять, куда вы попали: часть машин уже в первые пару километров намертво застревают в лужах. Возможно, для них это и к лучшему.

По бокам от дороги — в ручьях и канавах — валяются ржавые автомобили, мотоциклы и грузовики. Сначала воспринимаешь их как декорации, но потом до тебя начинает доходить, что с того света нельзя вызвать эвакуатор.

Виды тоже космические. В застоявшейся воде отражается небо. В океане — обломки кораблей, подъеденные ржавчиной. На суше — почти нетронутые временем и людьми доты Второй мировой войны. Десятки разновидностей жизни делят полуостров с постоянным напоминанием о смерти.

На берегу Баренцева моря стоит шесть домиков. В каждом — печка, кровать и стол. Канализации и водопровода нет, электричество — от дизельного генератора по расписанию. Если честно, удобства только испортят это место. Раньше домиков было больше, но зимой парочку просто сдуло ураганом.

Несмотря на скромность локации, ни один приём пищи не обошёлся без краба. У крабов тут тоже история. В советское время их завезли с Камчатки, они быстро освоились и сожрали всю флору океана. Тем не менее наказывать решили не крабов, а тех, кто их ловит. За невинное гастрономическое преступление можно получить до пяти лет тюрьмы. Поэтому крабов здесь не едят. Здесь едят пауков. Есть информация, что «пауки» обожают тухлую селёдку. Но это не точно.

Не могу сказать, что Рыбачий — это место рыбаков, но порыбачить здесь возникает желание. Поэтому ранним утром мы залезли в моторную лодку и закинули удочки. Говорят, в отлив на отмели можно собрать морских ежей. Мне уже довелось попробовать морского ежа и очень хотелось сделать это снова, поэтому в кармане куртки я хранила хлеб, немного соли и чайную ложку. К сожалению, съесть ежа в то утро мне не удалось: был прилив.

Рыбалка тоже провалилась. Минут через двадцать мы вытянули комок водорослей и решили их пожевать. На вкус они были солёными и с приятным морским запахом. В итоге хозяин лодки вытянул небольшую рыбку, которая стала нашим обедом на берегу.

Читайте также:
Отдых в Ла-Гулетт 2022, Тунис - цены, развлечения и достопримечательности

В домике, где все собирались на ужин после дневных приключений, я услышала самые лучшие истории в своей жизни. Отрывки из книг о Рыбачьем переплетались с легендами викингов, военными рассказами и личными историями, которые всегда отличались безумным сюжетом.

Ночью сообщили, что двое ребят застряли в северной части полуострова на квадроцикле. Говорят, он просто перестал работать. Оказалось, что у них ещё и металлический прицеп лопнул пополам. А год назад они утопили моторную лодку в Баренцевом море.

В первую ночь истории об этих местах воспринимались как байки и всё сказанное хотелось «делить на два». Но у Рыбачьего оказалась своя математика. И уже скоро все неприятности и странности нам предстояло умножать на четыре.

Рыбачий переполнен «призраками» — здесь брошенные автомобили, доты, корабли и орудия. В глубине полуострова вы найдёте то, что вряд ли ожидаете здесь увидеть. Прямо на берегу Баренцева моря стоит две пятиэтажки, знакомые каждому с детства — такие есть в каждом городе России.

В начале девяностых на полуострове пытались основать поселение. Задумка провалилась: вести хозяйство здесь оказалось скучно, дорого и холодно. Говорят, что зимой ветром выбивало стёкла в квартирах. Это явно не делало Рыбачий лучшим местом для жизни. Спустя пару лет после новоселья пятиэтажки навсегда опустели.

На стенах сохранились рисунки, которые должны были радовать местных детей. Сейчас здесь пусто и тоскливо. Сложно представить, что на этих кухнях варили суп или жарили картошку. Портить и разрушать дома некому, а значит простоят они ещё очень долго, пока северный ветер не сдует их до основания.

Я никогда не могла себе представить, что такое война, пока не оказалась здесь. Танки на Красной площади, парад, салюты и чёрно-белые фильмы — это романтика для живых. Тут не испытываешь даже такого чувства, как гордость. Только ужас.

Во время Второй мировой войны здесь каждый день шла война. Это место нельзя было отдавать врагу — на кону стоял Ленд-лиз и Мурманск. Увы, иногда вопрос решается количеством, а не качеством. В это недружелюбное место отправляли солдат как на смертную казнь. Им давали один автомат на двоих — подразумевалось, что оружие нужно добыть в бою — но многие из них не доживали и до боя.

За полярным кругом не самая тёплая атмосфера. В июне лежит снег. Есть история о том, как заморозки убили целый батальон за одну ночь. А на стороне противника — хорошо подготовленная и безупречно экипированная команда под названием «Эдельвейс». На своей территории мы потеряли в несколько раз больше людей, чем немцы, но полуостров не отдали.

На острове сохранилось множество артефактов. В год нашего путешествия нашли коробку немецких патронов. Говорят, состояние найденных вещей поражает — оно идеально.

Есть тут и менее приятные находки. Очевидно, что на полуострове, где за три года погибло столько людей, сколько за последние десять не успело его посетить, полно человеческих костей. Останки советских солдат в своё время сложили в братские могилы, а с костями противников поступили менее уважительно. Вроде как кости собрали и просто хранят в мешках где-то на полуострове — закапывать как-то неуместно, а забрать особо никто не стремится.

Из-за продолжительной изоляции всё здесь выглядит так, как будто война была лишь вчера. Ещё несколько лет назад из орудий можно было выстрелить. А потом их спилили, чтобы кто-нибудь случайно не разбомбил Киркенес.

В шестнадцатом веке здесь жили викинги. Очень жаль, но мы так и не смогли отыскать их старинный колодец рядом с маяком, хотя я потом видела его на фотографиях других путешественников.

Место силы викингов на полуострове — две скалы, которые называются «Два брата». Правда оказалось, что по легенде два брата — это муж и жена. Но мы не стали задавать лишних вопросов.

День, когда мы пытались выбраться с полуострова, запомнится навсегда. Начиналось всё неплохо: несколько удачно форсированных луж, минута сочувствия встреченным на дороге велосипедистам. Нам казалось, что они будут долго ехать. Мы ещё не знали просто, что долго ехать будем мы. В какой-то момент раздался неприятный хлопок, и мотоцикл повело. Из колеса торчал гвоздь. Пару часов ушло на то, чтобы вручную заменить камеру. Когда всё было готово и оставалось накачать колесо, мотоцикл упал прямо на насос и разбил его. В ту секунду мы испытали шок. Через несколько минут нас нагнали велосипедисты. Ещё час понадобился, чтобы велосипедным насосом накачать колесо мотоцикла.

Мы уже не смеялись над лужами. Мы выключили камеру и общались друг с другом полушепотом. Было чувство, что местным духам не хватало техники при жизни и теперь они пытаются отобрать её у живых. Даже сейчас, когда всё позади, я помню чувство отчаяния, когда падаешь с мотоцикла каждые десять метров без особой на то причины. Когда не представляешь, какие ещё с тобой случатся неприятности, но знаешь точно, что они неизбежны. Мы ехали, но как будто не двигались с места. В двадцать пять лет Рыбачий щекотал мои нервы так же, как вызов Пиковой дамы в детстве.

На то, чтобы преодолеть 50 километров, нам понадобилось двое суток. Ночью пришлось сделать незапланированную остановку. В мокрой одежде, с минимальным запасом еды и воды, мы разбили палатку на берегу Ледовитого океана. Полуостров измотал нас. Нас пригласили к своему костру те самые велосипедисты, разбившие палатку неподалёку. Хотя, скорее всего, мы просто напросились своим унылым видом. Минут за 15 ребята набрали грибов, достали из одного рюкзака кусок сала, из другого — картошки и приготовили из этого какой-то безумный ужин.

В ту ночь мы впервые пили чистый спирт. Это было невероятно. Застрять на краю Земли, весь день удирать от какой-то невидимой силы, а ночью стоять на берегу Ледовитого океана, держа в руке стаканчик спирта, внутренне уже смирившись со всем, что произошло или произойдёт.

Читайте также:
Странные для русских привычки французов

Ребята, если вы узнали в этой статье себя или нас — спасибо вам большое.

Утром мы готовы были продолжить выбираться с полуострова. Мимо проехал БТР. Один из бойцов крикнул: «Не езжайте туда, мы из Саушки стрелять будем». Под ласковым «Саушка» он имел в виду 120-миллиметровую самоходную артиллерийскую установку.

Пара путешественников на отличной тачке сообщила, что впереди нас ждёт не очень вдохновляющая лужа. Через пять минут мы оказались около неё. Самый худший вариант лужи — лужа с грязью. Это была как раз такая. Кое-как преодолев её и наконец выдохнув, мы сказали друг другу что-то вроде: «Это была лужа всей нашей жизни. И теперь она позади».

Но как в низкобюджетных боевиках, после такой фразы ты оказываешься в реальных неприятностях: через несколько минут мы стояли на «берегу» действительно впечатляющей лужи. Я почти уверена, что в ней водилась рыба. На навигаторе это выглядело как часть океана, которая затекла на сушу. Мы ходили вокруг несколько минут, прежде чем решились действовать.

Попыток не было. Если бы мотоцикл упал посреди лужи, я не знаю, что было бы тогда. Мы даже не рассматривали такого варианта. Но если представить: в двигатель затекает вода, мотоцикл становится кандидатом на груду железа этого полуострова, мы остаёмся здесь ещё на сутки или больше.

Всё произошло быстро и как в тумане. Я не снимала это на видео. Мы позволили себе сделать пару фотографий, когда лужа была позади.

А через час наше путешествие закончилось: мы выехали на асфальтированную дорогу в сторону Мурманска.

Этот текст получился довольно личным. Едва ли я смогла рассказать, почему Рыбачий так полюбился мне и почему я боюсь возвращаться. Если честно, я не могу объяснить это даже себе самой. К этому месту не испытать таких чувств, какие испытывают к Парижу или Барселоне. Но я люблю его всем сердцем.

Может быть, у нескольких людей, прочитавших эту статью, возникнет желание привезти свои собственные истории с Рыбачьего. Вот некоторые советы, которые могут пригодиться:

Дорога тысячи луж и бродов

Часть вторая. Хребет Муста‑Тунтури, дорога по полуостровам Средний и Рыбачий

Итак, три дня автопутешествия позади. Первую часть рассказа про путешествие можно прочитать тут.

В этой и последующих частях будет очень много фотографий и видеозаписей, готовьтесь к погружению! Нам предстоит увидеть места по дороге на край полуострова Рыбачий. Эта часть рассказывает всего об одном насыщенном дне.

Каждый день у нас были настроены два будильника — на 5 и на 6 утра. На 5 утра, чтобы при ясной хорошей погоде успеть встать и поймать кадры еще до восхода солнца, когда небо играет нежнейшими тонами (и это получилось у нас лучше всего в Хибинах!). И будильник на 6 утра, чтобы встать и начать день в любую погоду, если не встали в пять. Конечно, не каждый день были силы вставать по будильнику, но в основном мы придерживались этого расписания. Да и когда спишь в машине — особо не понежишься с утра, как это можно сделать дома в постели, хотя из спальника вылезать всё равно не хочется.

Четвёртый день путешествия у меня начался на самом деле не в момент, когда прозвенел первый будильник, а намного раньше. Еще до 5 утра я проснулся от холода и понял, что не чувствую ног. Я знал, что мой спальник уже старый (ему уже более 10 лет) и не готов к холодным ночам. Поэтому после самой первой ночевки я стал надевать на себя практически все имеющиеся у меня вещи. Рюкзак быстро опустел, в нем остались лишь запасные вещи. Что странно, что мне удалось замёрзнуть в двух шерстяных носках, двух штанах и двух свитерах.

В этой поездке я убедился в том, что от снаряжения зависит всё, но самое главное — удовольствие от путешествия. Лучше иметь одно хорошее термобелье, чем много свитеров. А в хорошем спальнике можно комфортно спать даже без одежды со множеством давящих на тело резинок. В поездку я взял две пары старых кроссовок, которые вроде были как раз для такого рода использования, но, как оказалось, они промокали. Это так же неприятно, как спать в холоде. Одни выкинул почти сразу, вторые — сразу по приезде домой. Вобщем, в своих вещах и технике нужно быть уверенным. iPhone кстати на холоде ведёт себя вообще очень плохо, теряет заряд просто на глазах, может выключиться, когда еще есть 30-40 процентов, и не хотеть включаться, а в тепле нормализоваться. Поэтому практически всегда телефон был подключён к внешнему аккумулятору.

Еле-еле мы выбрались из норок, но от холода меня продолжало колотить в прямом смысле. Это была самая холодная ночёвка, хотя другие были не сильно теплее. Первым делом осмотрелись, нет ли вокруг нас оленей :)

Судя по всему, температура в эту ночь опустилась практически до нуля градусов, потому что стол, который неизвестно откуда там был, на котором мы готовили у реки, был обледенелый. А в процессе приготовления утренней гречи газовый баллон охладился и примёрз к столу :)

Места дикими совершенно не назвать — много любителей красоты и бездорожья, народ часто встречается. Да и действующие военные части — военная техника ездит там постоянно. Самое печальное, что в этих, казалось бы, почти нетронутых, необжитых местах очень много мусора, но мусорной темы я ещё коснусь в дальнейшем.

Пора переходить к фотографиям! При фотографировании, а этим мы занимались постоянно, руки очень сильно замерзали на холоде и ветру, поэтому фотографии дорогого стоят. Раннее утро на реке Титовка:

Позавтракали, полюбовались и двинулись дальше. Наш путь с момента поворота с безупречной трассы Кола по бездорожью только-только начинается.

Интересно то, что ездят в те края из самых разных уголков нашей страны. Мы встречали машины с регионами Новгорода, Краснодара, Ставрополя и даже Владивостока. А уж Москвичей и Петербуржцев встретить там — не редкость, как и Карелов, Архангелогородцев, жителей Вологодчины и, конечно же, Мурманчан. В общем такого количества разных регионов на номерах автомобилей я не видел раньше никогда. А это вот из Ленинградской области доехали :)

Читайте также:
Рабочая виза в Венгрию – Как получить рабочую визу в Венгрию

По дороге уже не успеваем заехать в заполярную шаверму.

Как она там появилась остается для меня загадкой :) Едем дальше.

Проехав Пьяный ручей, мы остановились в предвкушении (нет, не в предвкушении выпить!) прохождения перевала Муста-Тунтури. Перед прохождением перевала нужно выпить по какой-то традиции. После, наверное, это тоже необходимо :) В общем-то, в России за поводом выпить ходить не нужно. Ну, мы решили набрать из ручья воды и символически выпить. Что примечательно, что после перевала дорога спускается туда, где течет Трезвый ручей. Наверное, ко времени прохождения Трезвого ручья пора уже трезветь, выпив для храбрости у Пьяного ручья перед прохождением перевала Муста-Тунтури. Классное название хребта, что в переводе — Чёрная гора. На фотографиях пока не он.

Дорога плохая, сплошные ямы, но настоящее веселье начнется позже. Да и не дорогу же снимать. Иногда, на сложных участках, где нужно было быть очень внимательным, было совершенно не до съёмок дороги. А фотографии и видео крутых каменистых подъемов, например, кажутся просто ровной грунтовой дорогой, без торчащих камней. Владельцы внедорожников могут пропускать наши впечатления от плохих дорог, потому что для хорошего внедорожника — это натуральная среда обитания. Хотя вообще в основном дороги проходимые, просто надо быть аккуратным. Нам иногда не хватало полного привода.

Останавливаться хочется часто — великолепие природы вокруг! Постоянно встречаются маленькие озера среди гор, тунда играет осенними красками!

Пока ехали на перевал, встретили пешего туриста Виктора, который шёл с большим походным рюкзаком. Это был наш четвертый день путешествия из Санкт-Петербурга. А он за эти же 4 дня доехал автостопом до сюда из Крыма! Правда мы много куда заезжали по пути. В общем немного поболтали, погуляли вместе по перевалу, посмотрели из далека на полуострова Средний и Рыбачий и поехали дальше вместе. Кстати говоря, за время, проведённое на полуостровах, мы ещё встречали пеших походников-одиночек, а также велосипедистов.

Отвлекусь на мысли по поводу походов в одиночку. Честно говоря, лично я не понимаю этого. Путешествовать по городам ещё можно одному, в этом и у меня есть большой опыт. Но ходить в походы одному, да ещё в такие дикие и суровые места — по-моему, странно. Я бы не пошёл и не поехал один. Виктор сказал, что его цель — тоже дойти до самого края полуостровов. Только вот по пути сам он не останавливается, чтобы полазать по горам, посмотреть на виды вокруг и пофотографировать. Он целый день идёт и питается сухим пайком. Есть ли впечатления от такого похода? Конечно, есть! Но глубина впечатлений от поездки совершенно не такая, как когда ты путешествуешь с кем-то и у вы вместе преодолеваете препятствия, исследуете местность и запечатляете всё это. Виктор позже очень благодарил нас за то, что вместе мы много останавливались, выходили из машины гулять, делали фотографии.

Вдали уже виднеются полуостров Средний (краешек слева) и полуостров Рыбачий (земля на дальнем фоне).

При путешествии за 1500 км далеко за полярный круг встречаются отголоски войны. Впечатляет масштаб той войны. Это понимаешь только тогда, когда путешествуешь по стране, а не по страницам учебников. Больше всего следов войны мы увидим на старой Немецкой дороге и на хребте, но это заслуживает отдельной части рассказа. Потому что то, что мы увидели на хребте Муста-Тунтури и на Немецкой дороге выглядит так, как будто война закончилась вчера.

Это лишь остатки военного укрепления.

После спуска с хребта Муста-Тунтури мы вплотную подходим к “особо охраняемым территориям” — полуострову Средний (слева) и Рыбачий (вдали). Видны наши военные корабли. Вообще, чтобы порыбачить здесь или просто покататься на лодке, нужно брать разрешение у ФСБ в Мурманске.

Берег полуострова Средний. Много водорослей и вынесенный к берегу затонувший корабль вместе с его частями.

Вообще красоту природы нашей страны очень сильно перебивает отсутствие бережного отношения природе граждан нашей, и только нашей страны. Нигде за границей я не видел столько мусора на природе. Я практически вообще не видел мусора и городских свалок за границей, путешествуя на много тысяч километров. На самом деле каждая фотография (да, именно каждая) могла иметь такой ракурс, чтобы в нее попал мусор. Ну как же русскому человеку выехать на природу, не выпить, не закусить, да и не оставить мусор прямо на том же месте. В основном, мусор — банки и бутылки от алкоголя, упаковки от закусок и запивок к этому алкоголю… То, что за границей распространено считать русских алкашами — здесь абсолютно в полном объеме доказывается оставленными в большом количестве бутылками из под водки, целыми ящиками пива и так далее. Это не город, кто и когда уберёт здесь мусор — неизвестно. Только на Пьяном ручье, о котором было написано ранее, в 2011 году волонтеры вывезли более ТОННЫ мусора. Но мусор после этого там есть и сейчас. В походах я обычно прибираю не только свой, но и чужой мусор рядом с местом стоянки, но здесь масштабы слишком большие, а до ближайших контейнеров очень далеко.

На фотографии лишь часть мусора.

На Среднем полуострове мы сделали привал на пару часов, чтобы отдохнуть от дороги. Среди этого мусора за столиком мы пообедали. Здесь же мы разошлись с нашим попутчиком, обменявшись контактами и пожелав друг другу удачи. Виктора мы больше не встречали, хотя маршрут у нас был примерно одинаковый, но уже по приезде домой получили от него письмо, что он жив и приехал обратно в Крым.

Пока мы отдыхали и грелись вместе с мусором на солнышке, тучи стремительно затянули небо. Стало опять довольно прохладно, и мы двинулись дальше, на полуостров Рыбачий.

Читайте также:
Расстояние Челябинск - Новокузнецк. Маршрут проложить. Как доехать

На протяжении всей дороги встречается довольно приличное количество мемориалов, относящихся к военному периоду. От маленьких стелл, до больших с захоронениями.

Помимо мусора впечатления от красоты здешних мест размывают заброшенные поселения и городки. Оказавшись на полуострове Рыбачий, сразу бросается в глаза бывшая база геологов, а вернее то, что от нее осталось. Химикаты и топливо разлиты по всей территории. Иногда встречаются охотники за металлом, которого тут много, но он труднодоступен к вывозу отсюда.

Въехав на полуостров Рыбачий, мы встречаем изменения на дороге: если раньше она была плохая, потому что было много ям, колдобин, торчащих камней, крутых каменистых спусков и подъемов, то дорога на полуострове Рыбачий одарила нас постоянными бродами через реки, а также лужами, размером с озёра. Если раньше мы медленно, но ехали, все время сотрясаясь о дорогу-трещетку, то теперь очень часто нужно было полностью останавливаться и выходить из машины, чтобы промерить лужу или посмотреть, какой глубины брод и где лучше проехать. Сначала это можно было делать в обычных резиновых сапогах, но были лужи, которые Илья промерял уже в резиновых сапогах-болотниках, что по пояс. Встречались и непроходимые вязкие лужи, глубиной выше колена.

Здесь брод небольшой.

Иногда были мостики, не внушающие доверия. Военная техника проезжает рядом вброд из-за своего веса.

Часто встречаются бочки с большой трубой (видна на дороге прямо перед машиной), чтобы различать дорогу зимой.

Путевка в Стамбул на 4 дня

Извините, по вашему запросу туров не найдено.
Воспользуйтесь расширенным поиском туров.

Если вы хотите увидеть своими глазами город, находящийся одновременно в Европе и Азии, то предлагаем вам путевку в Стамбул на 4 дня по ценам 2022 года. За это время вполне можно успеть ознакомиться с основными достопримечательностями. И хотя реально для изучения города нужно хотя бы пару недель, четырех дней хватит на то, чтобы проникнуться его атмосферой и навсегда полюбить Стамбул.

Организованные экскурсионные туры

Экскурсионный тур в Стамбул на 4 дня позволит вам полностью забыть о любых бытовых проблемах, и просто наслаждаться путешествием. Вам не придется просчитывать маршрут, думать, где остановиться на ночлег и чем питаться. Все организационные моменты мы возьмем на себя.

Вы будете перемещаться по городу на комфортабельном автобусе с кондиционером и русскоязычным гидом. Все билеты в различные музеи и прочие развлекательные заведения уже будут входить в стоимость путевки. Также вам обязательно будет выделено свободное время на самостоятельную прогулку.

Отправляйтесь в путешествие вместе с нами, и с момента вылета до момента возвращения домой вам будут гарантированы только самые лучшие эмоции!

Что можно увидеть в Стамбуле за 4 дня?

Путевка в Стамбул на 4 дня по ценам 2022 года откроет перед вами много исторических достопримечательностей. Вы успеете ознакомиться и с европейской, и с азиатской частью города, пересечь Босфор как под ним, так и над ним, и даже покататься прямо по его волнам на роскошной яхте.

Главными туристическими местами, обязательными к посещению, считается Голубая Мечеть, собор Святой Софии, Султанский Дворец Топкапы, и площадь Ипподром. Далее путь лежит в сторону Галатской Башни и Галатского моста, где каждый желающий может поймать на удочку рыбку. Улов вам приготовят тут же, в одном из многочисленных ресторанчиков. Прогулки по Стамбулу будут неполными без переходной улицы Истикляль, с ее магазинами, торговыми центрами, сувенирными киосками, барами, ресторанами и ночными клубами. Именно здесь сконцентрирована туристическая жизнь города.

  • Летние туры
  • Осенние туры
  • Зимние туры
    • Майские праздники
    • Новый год
    • Туры выходного дня
    • Отели 5 звезд
    • Отели 4 звезды
    • Отели 3 звезды
    • Достопримечательности Стамбула за один день
    • Достопримечательности Стамбула за три дня
    • Достопримечательности Стамбула за пять дней
    • Достопримечательности Стамбула на карте
    • Отдых в Стамбуле летом Все включено
    • Отдых в Стамбуле на море Все включено
    • Отдых в Стамбуле на море
    • Горящие путевки в Стамбул Все включено
    • Поездка в Стамбул из Москвы
    • Туры с экскурсиями в Стамбуле
    • Отпуск в Стамбуле
    • Термальный курорт в Стамбуле
    • Дешевые отели в Стамбуле
    • Недорогие отели у моря
    • Отели в Стамбуле на море
    • Отели в Стамбуле Все включено
    • Отели в Стамбуле для отдыха
    • Отели в Стамбуле на 5 дней
    • Отели в Стамбуле с аквапарками
    • Отели в Стамбуле с бассейном
    • Отели в Стамбуле с горками
    • Отели в Стамбуле с пляжем
    • Отели с собственным пляжем
    • Отели в Стамбуле с пляжем Все включено
    • Отели Стамбула Все включено первая линия
    • Отели Стамбула для отдыха с детьми
    • Горящие туры
    • Все включено
    • 3 дня / 2 ночи
    • 4 дня / 3 ночи
    • 5 дней / 4 ночи
    • 7 дней / 6 ночей
    • На неделю
    • На 10 дней
    • Главное о стране
    • Каталог отелей
    • Курорты
    • Карта
    • Памятка туристу
    • Виза
    • Каталог отелей
    • Карта
    • Достопримечательности
    • Пляжный отдых
    • Экскурсионные туры
    • Шоп туры
    • Туры с детьми
    • Туры на двоих
    • В октябре
    • В ноябре
    • В декабре
    • В январе
    • В феврале
    • В марте
    • В апреле
    • В мае
    • В июне
    • В июле
    • В августе
    • В сентябре
    • Горнолыжные туры
    • Пляжный отдых
    • Экскурсионные туры
    • Отдых на островах
    • Свадебные туры
    • Отдых с детьми
    • Новогодние туры
    • Морские круизы
    • Корпоративный отдых
    • Детский отдых
    • VIP-туры и услуги
    • Отдых без детей
    • Оздоровление и Спа
    • Только для взрослых
    • Куда полететь вместо Египта?
    • Альпийская дача – Летний отдых для детей
    • Альпийская дача – Зимний отдых для детей
    • Подбор тура
    • Акции и спецпредложения
    • Горящие туры
    • Новости
    • Политика в отношении защиты и обработки персональных данных
    • О компании
    • Вакансии
    • Контакты
    • Награды
    • Наши менеджеры
    • Единый реестр туроператора
    • Отправляющие офисы
    • Принимающие офисы
    • Авиакомпании
  • Использование текстов и фотографий с сайта www.tez-travel.com допускается только с письменного разрешения уполномоченного агентства ООО «Гарант – Центр бронирования» TEZ TOUR. Отдых в Испании, Таиланде, Кубе, Доминикане, на Мальдивах, Шри-Ланке, Греции, Австрии, Андорре, ОАЭ. Справочно-информационный сайт TEZ TOUR – международного туроператора по направлениям: Австрия, Андорра, Болгария, Греция, Доминикана, Испания, Италия, Кипр, Куба, Мальдивы, Мексика, ОАЭ, Таиланд, Франция, Шри-Ланка. Информация о ценах, указанная на сайте, не является ни рекламой, ни офертой. определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации. Для получения подробной информации о наличии и стоимости, пожалуйста, обращайтесь к менеджерам по продажам.
    Оставить свой отзыв по работе сайта

    Читайте также:
    Замок в Европе – историческая ценность или выгодная инвестиция?

    Мгновенный подбор тура!

    Лучшие варианты Вашего отдыха по самой выгодной цене!

    Согласие на обработку персональных данных

    Согласие на обработку персональных данных

    Настоящим Я, являясь Заказчиком туристских услуг, входящих в состав туристского продукта, и уполномоченным представителем лиц (туристов), указанных в Заявке, даю согласие Агенту и его уполномоченным представителям на обработку моих данных и данных лиц (туристов), содержащихся в Заявки: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, гражданство, серия, номер паспорта, иные паспортные данные, указанные в паспорте; адрес проживания и регистрации; домашний и мобильный телефон; адрес электронной почты; а также любых иных данных, относящихся к моей личности и личности лиц, указанных в Заявке, в объёме необходимом для реализации и предоставления туристских услуг, в том числе входящих в состав туристского продукта, сформированного Туроператором, на любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с моими персональными данными и данными лиц указанных в Заявке, включая (без ограничений) сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных, а также осуществление любых других действий, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и/или доступ к таким персональным данным, а также на передачу (в том числе трансграничную) этих персональных данных Туроператору и третьим лицам – партнерам Агента и Туроператора.

    Обработка персональных данных осуществляется Агентом и его уполномоченными представителями (Туроператором и непосредственными исполнителями услуг) в целях исполнения настоящего договора (в том числе, в зависимости от условий договора – в целях оформления проездных документов, бронирования номеров в средствах размещения и у перевозчиков, передачи данных в консульство иностранного государства, разрешения претензионных вопросов при их возникновении, представления информации уполномоченным государственным органам (в том числе по запросу судов и органов внутренних дел)).

    Настоящим Я подтверждаю, что переданные мной Агенту персональные данные являются достоверными и могут обрабатываться Агентом и его уполномоченными представителями.

    Настоящим Я даю свое согласие Агенту и Туроператору направлять мне электронные письма/информационные сообщения на указанный мной адрес электронной почты и/или номер мобильного телефона.

    Настоящим Я подтверждаю наличие у меня полномочий на предоставление персональных данных лиц, указанных в Заявке, и принимаю на себя обязательство возместить Агенту любые расходы, связанные с отсутствием у меня соответствующих полномочий, в том числе убытки, связанные с санкциями проверяющих органов.

    Я согласен (на) с тем, что текст данного мной по собственной воле, в моих интересах и в интересах лиц, указанных в Заявке, согласия на обработку персональных данных хранится в электронном виде в базе данных и/или на бумажном носителе и подтверждает факт согласия на обработку и передачу персональных данных в соответствии с вышеизложенными положениями и беру на себя ответственность за достоверность предоставления персональных данных.

    Настоящее согласие дается на неопределенный срок и может быть в любой момент отозвано мной, а в части качающейся конкретного лица, субъекта персональных данных, указанного в Заявке, указанным лицом, путем направления письменного уведомления в адрес Агента по почте.

    Настоящим Я подтверждаю, что мои права, как субъекта персональных данных, мне разъяснены Агентом и мне понятны.

    Настоящим Я подтверждаю, что последствия отзыва настоящего согласия мне разъяснены Агентом и мне понятны.

    Настоящее Согласие является приложением настоящей Заявке.

    Туры в Стамбул

    Сказочный Стамбул

    Город двух континентов, двух морей, столица четырех империй. Город, который органично соединил в себе архаичную прелесть Средневековья и бурное течение современной жизни. Стамбул успел сменить много имён, но по-прежнему остается одним из самых красивых и популярных городов Турции. Посетить его стоит уже ради того, чтобы увидеть, как в его границах причудливо смешиваются эпохи, культуры, народы, религии и языки.

    Районы Стамбула

    В Большой Стамбул входит 39 административных округов. Самые популярные районы:

    • Фатих – яркий и колоритный квартал города, здесь можно познакомиться с консервативной аутентичной культурой.
    • Султанахмет – район богатый архитектурными и культурными памятниками, внесён в список культурного наследия ЮНЕСКО.
    • Эминеню – квартал, привлекающий туристов колоритными восточными базарами и музеями.
    • Бейоглу – коммерческий и деловой центр Стамбула, в котором сосредоточились магазины, художественные и антикварные лавки. На улицах этого района процветает торговля.
    • Галатасарай – один из самых интересных районов, который знакомит гостей с памятниками разных эпох.
    • Бешикташ – край элитного отдыха, дорогих отелей и изысканной архитектуры.
    • Кадыкей – идеальное место для шопинга и развлечений.
    • Зейтинбурну – район, привлекающий не столько туристов, сколько рабочий люд.

    Стамбул очаровывает и парадными туристическими улицами, и колоритными рабочими окраинами.

    Пляжный отдых на Черном или Мраморном море

    Двойственность Стамбула проявилась и здесь, ведь его берега омывают сразу два моря: Черное и Мраморное. Гостям, предпочитающим комфортабельные современные пляжи, лучше выбрать для отдыха азиатскую часть города. Джаддебостан – район с самыми известными пляжами Стамбула, вход на них бесплатный, но при этом есть абсолютно вся необходимая инфраструктура. Вода здесь всегда тёплая, поскольку море неглубокое и прогревается быстро. После купания можно расслабиться на благоустроенном песчаном пляже.

    Если вы хотите поплескаться в Мраморном море, стоит выбрать пляж «Флория». Он платный, но прекрасно обустроен и радует не только инфраструктурой, но и великолепным набором развлечений. Здесь есть все для активного отдыха, для спорта, для расслабленного времяпрепровождения и зажигательных вечеринок.

    Читайте также:
    ??Роды в Майами: стоимость, вопрос гражданства, плюсы и минусы

    На побережье Чёрного моря лучшие пляжи в курортной зоне Шиле. Особая атмосфера царит на Принцевых островах, где туристов ждёт восхитительный пейзаж, чистейшее море, и отсутствие транспорта на побережье. Бююкада – самый большой остров, который может похвастаться элитными отелями, ресторанами и виллами.

    Достопримечательности

    Каждый турист, прежде всего, оказывается на Центральной площади города, где возвышаются сразу две величественные достопримечательности: Софийский собор и мечеть Султана Ахмета (Голубая мечеть). На этой площади прекрасно уживаются одна из главных святынь христианского мира и величественная мусульманская мечеть, которая остается действующей.

    Путешествуя по Стамбулу, стоит посетить дворец Топкапы, в прошлом здесь располагалось сердце империи и резиденция правителей. Экскурсии по дворцам можно продолжить в Долмабахче. Это уникальный комплекс, построенный с необычайной пышностью и роскошью. Еще одна достопримечательность – Галатская Башня, которую смело можно считать символом Стамбула. Лишь немного уступает ей по популярности легендарная Девичья башня.

    Стамбул богат музеями. Обязательно стоит увидеть Музей турецкого и исламского искусства, Музей крутящихся дервишей, Стамбульский музей современного искусства. Это лишь часть культурной программы, которую может предложить бывшая столица.

    Что и где покушать

    Стамбул славится своими отелями, а лучшие рестораны находятся при них. В популярных заведениях можно отведать лучшие блюда средиземноморской и турецкой кухни. На улицах города располагается огромное количество заведений с любым набором блюд и рассчитанных на любой бюджет. Есть рестораны европейской, марокканской и других кухонь, но лучше, конечно, попробовать местные деликатесы. В стамбульских закусочных и ресторанах прекрасно готовят свежих мидий и устриц, традиционные турецкие блюда.

    Горящие туры в Стамбул

    Календарь низких цен

    • Перелет
    • Мед.страховка
    • Питание
    • линия
    • До пляжа: м

    • Перелет
    • Мед.страховка
    • Питание
    • линия
    • До пляжа: м

    • Перелет
    • Мед.страховка
    • Питание
    • FREE
    • линия
    • До пляжа: м

    • Перелет
    • Мед.страховка
    • Питание
    • FREE
    • линия
    • До пляжа: м

    • Перелет
    • Мед.страховка
    • Питание
    • FREE
    • линия
    • До пляжа: м

    • Перелет
    • Мед.страховка
    • Питание
    • линия
    • До пляжа: м

    • Перелет
    • Мед.страховка
    • Питание
    • FREE
    • линия
    • До пляжа: м

    • Перелет
    • Мед.страховка
    • Питание
    • линия
    • До пляжа: м

    • Перелет
    • Мед.страховка
    • Питание
    • FREE
    • линия
    • До пляжа: м

    • Перелет
    • Мед.страховка
    • Питание
    • FREE
    • линия
    • До пляжа: м

    • Перелет
    • Мед.страховка
    • Питание
    • FREE
    • линия
    • До пляжа: м

    • Перелет
    • Мед.страховка
    • Питание
    • FREE
    • линия
    • До пляжа: м

    • Перелет
    • Мед.страховка
    • Питание
    • FREE
    • линия
    • До пляжа: м

    • Перелет
    • Мед.страховка
    • Питание
    • FREE
    • линия
    • До пляжа: м

    • Перелет
    • Мед.страховка
    • Питание
    • линия
    • До пляжа: м

    Популярные курорты

    Великолепные пейзажи Принцевых островов, магазины Лалели, шумный Египетский базар, живописные улочки и красивая набережная, прогулки на «ностальгическом трамвайчике», берега двух морей и удивительная национальная кухня — горящий тур в Стамбул всегда обещает море впечатлений! Этот великолепный город, словно сошедший со страниц восточной сказки, манит миллионы туристов. Побывав здесь, вы откроете для себя Турцию с новой стороны, которая способна предложить не только пляжный формат отдыха, а еще экскурсии, романтические путешествия и культурное обогащение.

    Лучший сезон для отдыха в Стамбуле

    Как правило, авиаперелет планируют на весну и осень, когда стоит приятная нежаркая погода и можно спокойно осматривать местные архитектурные красоты, не изнывая от жары. Если вы собираетесь взять горящие туры в Стамбул с перелетом, чтобы познакомиться с достопримечательностями и погулять по музеям, советуем бронировать отель на апрель и май, а также на весь период бархатного сезона.

    Кто хочет отдохнуть на курорте Мраморного или Черного моря, могут смело прилететь сюда летом. Культурная столица прекрасна круглогодично. Зимой здесь с размахом отмечают Новый год и рождественские праздники: запускают салюты, устраивают вечеринки и фестивали. Плюс, зимой стоимость услуг ниже, а отдыхающих меньше.

    Достопримечательности

    Один из главных памятников византийского зодчества. Некогда святыня христианского мира на Востоке, а сейчас — мечеть-музей. Внутри можно посмотреть на остатки древних минаретов, арабскую вязь и уникальную мозаику.

    Монументальное и искусно украшенное здание — одно из самых популярных экскурсионных мест. После осмотра фасада с башнями и огромным куполом, советуем приобрести билет внутрь. Больше двух сотен витражных окон озаряют внутренние залы мягким светом, интерьеры тонко расписаны голубыми красками, повсюду пестрят затейливые орнаменты и горят свечи. Фото получаются невероятными!

    Построенный в XV веке, до XIX был резиденцией падишахов. На сегодняшний день это один из самых богатейших музеев мира. Дворы замка протянулись на пять километров, и поиск интересных экспозиций превращается в настоящее приключение! На прогулку по залам и облагороженным садам можно потратить несколько часов.

    Видна из любого района. Зарекомендовала себя как основной символ города. Она гордо стоит на холме, ее высота 61 метр. С ее смотровой площадки открывается головокружительный вид на Босфор и Золотой Рог.

    Виды отдыха

    Взяв горящие путевки в Стамбул, вы можете провести романтический уикенд со второй половинкой, семейный отпуск с детьми или хорошо провести время с друзьями. Малышам понравится в Парке миниатюр или в аквариуме. Искатели приключений и активностей отправляются на «Флорию», где есть прокат спортивного инвентаря, а до утра шумят музыкой вечеринки. Оздоровиться рекомендуем в стамбульских хамамах — турецких банях. А кто хочет уединения, могут порыбачить на мосту Галата.

    Горящие туры в другие страны

    • Россия
    • Египет
    • Вьетнам
    • Израиль
    • Индия
    • Индонезия
    • Иордания
    • Доминикана
    • Кипр
    • Китай
    • Корея
    • Куба
    • Маврикий
    • Мальдивы
    • Марокко
    • Мексика
    • Таиланд
    • Шри-Ланка
    • ОАЭ
    • Тунис
    • Сейшелы
    • Черногория
    • Ямайка
    • Болгария
    • Греция
    • Испания
    • Италия
    • Хорватия Беларусь –>
    • Чехия
    • Франция
    • Австрия
    • Армения
    • Андорра
    • Мальта
    • Финляндия
    • Швейцария
    • Венгрия
    • Албания
    • Танзания
    • Япония Швеция –> Гамбия –> Оман –>
    • Бахрейн
    • Туры в Европу
    • Туры в Азию

    Агрегатор специальных предложений на билеты от авиакомпаний, скидки на проживание в отелях, акции туроператоров, а также идеи путешествовать почти бесплатно!

    • Распродажи авиабилетов
    • Скидки на проживание
    • Скидки на круизы
    • Акции от туроператоров
    • Карта сайта

    Получайте информацию о новых скидках в социальных сетях:

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: