Храмы Москвы
Содержание
- 1 Храм Христа Спасителя (Москва)
- 2 Благовещенский cобор Московского Кремля
- 3 Церковь Лазаря и Рождества Богородицы на Сенях
- 4 Спасский собор Андроникова монастыря
- 5 Успенский собор Московского Кремля
- 6 Церковь Ризоположения (Московский Кремль)
- 7 Покровская церковь в Филях (Москва)
- 8 Собор Василия Блаженного
- 9 Храм Воскресения Христова в Кадашах
Храм Христа Спасителя (Москва) [ править ]
Кафедра́льный собо́рный храм Христа́ Спаси́теля в Москве — кафедральный собор Русской православной церкви. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке.
Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном — на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1797—1806 и 1814—1815 годов.
Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии по проекту архитектора К. А. Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. Заново отстроен в 1994—1997 годах.
Храм имеет статус Патриаршего подворья.
Адрес: ул. Волхонка, 15, Москва, Россия, 119019
Благовещенский cобор Московского Кремля [ править ]
Существующий девятиглавый собор был построен в конце XV — начале XVI столетий, однако в его основании кроется подклет храма времен правления Дмитрия Донского. Благовещенский подклет — древнейший архитектурный памятник Москвы. Чтобы его увидеть, надо войти в дверь, обращенную к крыльцу Грановитой палаты. За дверью располагается археологическая экспозиция музеев Кремля. Правда, в данный момент она закрыта на реконструкцию.
Год постройки: между приблизительно 1484 и приблизительно 1489.
Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы, Гавриила Архангела, Собора Пресвятой Богородицы, Входа Господня в Иерусалим, Александра Невского, Николая Чудотворца
Архитектурный стиль: Раннемосковский
Адрес: Москва, Кремль, Соборная пл.
Церковь Лазаря и Рождества Богородицы на Сенях [ править ]
Церковь Лазаря и Рождества Богородицы на Сенях – еще один древний памятник зодчества Московского Кремля, дошедший до наших времен. В конце XIV в. вдова Дмитрия Донского княгиня Евдокия повелела возвести храм в память о Куликовской битве. Церковь была построена из белого камня в 1393-94 годах на месте старого деревянного храма Воскрешения Лазаря и служила домовым храмом женщинам, жившим в княжеском дворце.
Роспись церкви была выполнена Феофаном Греком и Даниилом Черным при участии их учеников в 1395 году. От постройки тех времен сохранились стены до хоров, главный портал и некоторые окна. В 1479 году верх храма обвалился (предположительно – из-за пожара), и церковь была восстановлена. Позже, во время постройки нового княжеского дворца, архитектор Алевиз Новый перестроил также церковь Рождества Богородицы. По чертежам начала XVII века, дошедшим до нас, видно, что при перестройке храма архитектор использовал его как подклет, надстроив новый ярус, где разместился церковный престол. В подклете находился придел Лазаря.
В наши дни церковь является недействующей. Доступ туристов в нее закрыт.
Адрес: Москва, Кремль, Дворцовая ул., Большой Кремлевский дворец, Белый коридор
Спасский собор Андроникова монастыря [ править ]
Белокаменный Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по свидетельству письменных источников, был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом.
Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже XIV-XV вв. в Московских землях, где князья осознавали себя прямыми наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, и в архитектуре. В то же время Спасский собор во многом и отличается от современных ему храмов, таких как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 года), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е годы.). Его особенности связаны с влиянием традиций балканского зодчества.
Спасский собор на протяжении своей истории подвергся перестройкам. В XVIII веке вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 году, во время нашествия Наполеона, собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В середине XIX в. к зданию пристроили боковые приделы и увенчали шатровой кровлей. Реставраторам П.Н. Максимову и Б.А. Огневу удалось выявить, каковы были древние формы собора. Практически собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, М.Д. Циперовичем. Благодаря усилиям этих людей Спасский собор занял достойное место в истории русской архитектуры. В настоящее время в соборе ведутся регулярные церковные службы.
Адрес: Россия, г. Москва, Андроньевская пл., д. 10, стр. 5
Проезд: Метро “Площадь Ильича”, “Римская”.
Успенский собор Московского Кремля [ править ]
Успе́нский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 1991 года).
Сооружён в 1475-1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства.
Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.
Современный статус
Открыт как музей в 1955. В феврале 1960 передан в ведение Министерства культуры СССР. С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» .
С 1990 совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным».
Адрес: Россия, г. Москва, Андроньевская пл., д. 10, стр. 5
Проезд: Метро “Площадь Ильича”, “Римская”.
Церковь Ризоположения (Московский Кремль) [ править ]
Це́рковь Ризоположе́ния (Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, Ризоположенская) — православный храм на Соборной площади Московского Кремля. Название церкви идёт от византийского праздника, отмечающего прибытие в Константинополь Ризы Богоматери, которая, по преданию, несколько раз спасла город от нашествий врагов.
Предшествующая одноимённая церковь была заложена на этом месте митрополитом Ионой в 1451 году в память об избавлении Москвы от нашествия Мазовши, когда ордынские войска отступили от Москвы 2 июля, в день праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы. В 1484—1485 годах при митрополите Геронтии старая церковь была заменена новой. Возвела церковь артель русских мастеров, приглашённая в Москву из Пскова. До середины XVII века церковь являлась домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов.
В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана великокняжескому дворцу. Её соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй половине XVII века над северной и западной папертями возвели крытые галереи. Несколько позднее с западной стороны была пристроена часовня для доступа к чудотворному образу Печерской Богоматери, располагавшемуся в нише на западной стене (в 1930—1940-х годах часовня была разобрана, а образ был утрачен).
В 1737 году церковь пострадала во время Троицкого пожара. В советское время с 1918 года по 1993 год службы в церкви не велись, с 1965 года в церкви открыт музей. Не действует.
Адрес: Москва, Кремль, Соборная пл.
Покровская церковь в Филях (Москва) [ править ]
Год постройки: между 1690 и 1694.
Храм расположен в районе Филёвский Парк, Западного административного округа города Москвы (Новозаводская улица, д. 6).
Здание архитектурно относится к распространённому в конце XVII века типу ярусных центрических церквей, образец раннего московского барокко.
Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году, когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города.
Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы, Спаса Нерукотворного Образа
Адрес: 121087, Москва, ул. Новозаводская, 6
Проезд: Ст. метро “Фили”, далее пешком 500 метров
Собор Василия Блаженного [ править ]
Собор Василия Блаженного
Год постройки: Между 1555 и 1561.
Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы, Адриана и Наталии, Григория Армянского (Просветителя), Николая Чудотворца Великорецкого образа, Рождества Пресвятой Богородицы, Василия Московского (Блаженного), Варлаама Хутынского, Александра Свирского, Входа Господня в Иерусалим, Троицы Живоначальной, Иоанна Милостивого
Богослужение: в дни главных Престолов (Покрова и Василия Блаженного) проходят патриаршие или владычные службы. У раки Св. Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.
Адрес: 103012, г.Москва, Красная площадь
Храм Воскресения Христова в Кадашах [ править ]
Год постройки: Между 1687 и 1695.
Адрес: Москва, 2-й Кадашевский пер., 7/14
Телефон храма: (495) 953-13-19, 953-22-91
Проезд: ст.м. “Третьяковская”
- верхнего храма — Воскресения Христова;
- нижнего храма — Успения Пресвятой Богородицы,
- приделы — Тихвинской иконы Божией Матери,
- свт. Николая Чудотворца;
- малый храм — прп. Иова Почаевского;
- часовня — Царственных мучеников;
- часовня — Почаевской иконы Божией Матери.
Святыни: частицы свв. мощей мч. Евтропия Римского, прп. Иова Почаевского; мощевик с частицами свв. мощей Костромских мучеников Смутного времени (1613 г.), в часовне Царственных мучеников — икона царя страстотерпца Николая II, написанная на камне.
Шесть главных православных святынь в Москве
Монастыри и храмы Москвы, где можно увидеть значимые православные святыни: от храма Христа Спасителя до Ивановского монастыря в Малом Ивановском переулке.
Что еще красивого и самобытного можно найти в Москве, если забыть о Кремле, Красной площади и Третьяковской галерее? Конечно, старинные православные храмы. Церквей в столице очень много, но далеко не каждая из них становится объектом туристических паломничеств. Стоит рассказать об основных московских святынях, известных во всем мире.
Православные храмы и монастыри Москвы
#1. Храм Христа Спасителя
К таким достопримечательностям относится Храм Христа Спасителя, который расположен практически в самом сердце столицы на улице Волхонка. Он был построен в далеком 1883 году, снесен большевиками в 1931 году и заново возведен в 1989 году.
На Трипстере появилась уникальная обзорная экскурсия по храму Христа Спасителя и его окрестностям. За 2,5 часа предлагается исследовать храм и его панораму, обойти Волхонку и Знаменку, изучить Патриарший мост и узнать все о фабрике Красный Октябрь и посетить парк Музеон.
#2. Покровский монастырь
Знаменит во всем мире и Покровский монастырь, в котором хранятся мощи старицы Матроны. Храм расположен на Таганской улице неподалеку от кольцевой станции метрополитена. Чтобы приложиться к останкам святой москвичи и гости столицы выстаивают большую очередь. Те, кто хотя бы однажды был в Покровском монастыре, утверждают, что Матрона им действительно помогла. Случаи необычных исцелений здесь не редкость. Тем, кто хочет поклониться знаменитой старице, лучше взять с собой свежие цветы, поскольку по преданию Матрона их чрезвычайно любила.
Покупать букеты лучше не на самой Таганской, а где-нибудь в другом районе, поскольку неподалеку от Покровского монастыря они стоят действительно дорого.
#3. Новодевичий монастырь
На Новодевичьем проезде стоит знаменитый монастырь, вход в который открыт всем желающим. Но самым интересным местом в монастыре считается Софьина башня, в которую когда-то давным-давно заточил свою сестру Софью Петр Первый. Почему-то считается, что желание, высказанное вслух в этой башне или же написанное здесь на листке бумаги, обязательно сбудется. Конечно, по-настоящему верующие люди со скепсисом относятся к таким мистическим историям, но посетить Новодевичий монастырь действительно стоит.
Новодевичьему кладбищу стоит посвятить целый день, а в идеале заказать одну из экскурсий: «Новодевичий некрополь и монастырь» (от 350 руб. за человека) или большая обзорная «Прогулка по Новодевичьему кладбищу» (4999 руб. за группу от 1 до 10 человек). Это и история Новодевичьего, и православные святыни, и самые известные захоронения.
#4. Часовни на Введенском кладбище
Туристам в Москве стоит прогуляться по старинному Введенскому кладбищу и зайти в часовни, расположенные прямо среди склепов и могил. Одна из них является усыпальницей знаменитого старца Зосимы, который при жизни считался чудотворцем, а после смерти его могила стала настоящим местом паломничества многих страждущих. Однако саму часовню установили лишь в 1996 году. До этого люди могли молиться старцу лишь рядом с его надгробием.
#5. Храм Сергия Радонежского (Крапивенский переулок)
Необычной исцеляющей силой знаменит и Кийский крест в храме Сергия Радонежского в Крапивенском переулке. По преданию он является уменьшенной копией креста, на котором распяли Спасителя. Каждый желающий может прийти в храм и помолиться. Эта молитва перед Кийским крестом действительно помогла многим выбраться из тяжелых ситуаций.
#6. Ивановский монастырь (Малый Ивановский переулок)
На Малом Ивановском переулке расположен Ивановский монастырь, хранящий в своем храме знаменитую икону Иоанна Предтечи с обручем, который по преданию надо надевать во время молитвы святому. Эта святыня уже помогла и продолжает дальше помогать страждущим исцелиться от тяжелого заболевания или исполняет самые сокровенные желания просителя.
Экскурсии по Москве и окрестностям
Москва — один из лидеров по количеству экскурсий на Трипстере (по кол-ву положительных отзывов также). Обзорные маршруты, квесты для детей и взрослых, экскурсии в музеи, усадьбы и парки — выбор более чем из 100 вариантов!
Конечно, в Москве существует еще масса православных храмов, но туристу стоит посетить хотя бы эти шесть достопримечательностей, чтобы составить общее представление о российских христианских святынях.
Самые красивые храмы Москвы
За многовековую историю столица обогатилась большим количеством шедевров русского православного зодчества. Они являются неотъемлемой частью духовного наследия и представляют собой историческую и архитектурную ценность. Среди самых красивых храмов Москвы стоит отметить:
- Казанский собор;
- Покровский собор;
- Церковь Климента Папы Римского;
- Храм Христа Спасителя;
- Церковь Вознесения Господня;
- Церковь Рождества Богородицы;
- Церковь Николая Чудотворца;
- Успенский собор;
- Архангельский собор;
- Церковь всех Святых.
Большую часть достопримечательностей можно увидеть во время обзорных экскурсий по Москве от портала «Спутник». Достаточно выбрать одну из прогулок и заказать билет в онлайн режиме на сайте. Оплатить тур можно банковской картой или электронным кошельком.
Казанский собор
Удивительно, но в стране есть не один, а сразу два храма с таким названием. Первый и самый большой расположился на Казанской площади в Санкт-Петербурге. Второй находится в столице на Никольской улице. Имя обоим сооружениям дано в честь иконы Казанской Божией Матери.
Согласно легенде, спустя 27 лет после захвата Иваном Грозным Казани город охватил пожар, как нередко случалось в то время. Пострадало немало домов, в том числе и тот, что принадлежал семье стрельца Онучина. После его дочери Матроне приснился сон, в котором Богородица попросила девочку под развалинами сгоревшего дома отыскать икону. Так и была обнаружен чудотворный образ.
Казанский собор, украшающий Красную площадь, относится к традиционной храмовой архитектуре Москвы, вы обязательно должны его увидеть. Именно в нем по сей день хранится знаменитая икона, почитаемая в народе.
Покровский собор или храм Василия Блаженного
Разноцветные купола этого храма – одна из визитных карточек столицы. Он прошел сквозь время, сохранив свою уникальную красоту. Полюбоваться сооружением приезжают с разных уголков России.
Среди всех соборов страны Покровский признан самым многоглавым, так как его комплекс объединяют друг с другом сразу 10 церквей. Из них 9 были возведены еще в XVI веке приказом Ивана Грозного в честь победоносной войны с Казанским ханством. Первую и центральную церковь освятили в день праздника Покрова Богородицы, что и дало имя всему собору. Только через несколько лет у стен постройки похоронили знаменитого чудотворца Василия Блаженного. Тогда же была пристроена 10-я церковь, после чего храм стали часто называть именем святого.
Церковь Климента Папы Римского
На Пятницкой улице в Москве ощущается особенная атмосфера. Сюда нужно приходить для того чтобы познакомиться с историей Замоскворечья и увидеть голубые купола храма, освященного в честь Климента Папы Римского и священномученика. Его красота поистине необыкновенна, ведь в архитектуре прослеживаются черты подлинного церковного барокко. В храме хранятся совсем нетипичные для православного зодчества иконостасы. Центральный из них изготовлен из дерева и украшен красивыми скульптурами.
Площадь сооружения, достигающая 1,5 тысяч квадратных метров, действительно впечатляет. К большому храмовому залу примыкают 5 приделов, трапезная, а также колокольня. Сегодня церковь является памятником архитектуры федерального значения. Ее посещают в составе паломничеств, а также экскурсий по Золотому Кольцу.
Храм Христа Спасителя
Признан самым большим храмовым комплексом в России. Высота сооружения составляет 105 м, а стать участниками службы одновременно могут 10 тысяч прихожан. После того как сооружение было уничтожено после Октябрьской Революции, его удалось восстановить только в 2000 году. Поэтому сегодня собор считается еще и одним из самых юных в Москве. В храме проводит службы Патриарх Московский, а также проходят совещания Архиерейских соборов. Самые значимые мероприятия православной жизни города также часто организуются на его территории.
В свое время строительство святыни было приурочено к победе в Отечественной войне 1812 года. При Сталине храм взорвали. Но по чудом сохранившимся чертежам постройку воссоздали после отмены советской власти. И сейчас осмотреть его можете и вы.
Ежедневно, кроме понедельника, тысячи верующих направляются на улицу Волхонка 45, чтобы стать участниками службы. Никакой оплаты за вход не взимается. Если ехать на метро, то ориентиром станет станция Кропоткинская.
Посетить в храме можно не только центральный зал. Обязательно поднимитесь на смотровые площадки, откуда открывается необыкновенный вид на столичные пейзажи.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Охраняемый ЮНЕСКО каменный собор шатрового типа является уникальным шедевром архитектуры. Он входит в число великих храмов Москвы и признан во всем мире. Проект достопримечательности создавался итальянскими архитекторами в 1528-1532 годах. Поводом для закладки его фундамента послужило появление на свет Ивана IV. Поскольку для московской архитектуры того времени свойственно преемничество Византии, то и Коломенское своим внешним видом должно было символизировать гору, откуда произошло вознесение Господне. Таким образом, церковь должна была символизировать Второе пришествие Иисуса.
К сожалению, оригинальное убранство церкви до наших дней не сохранилось. В его залах вы увидите только воссозданный интерьер, скопированный с домового храма российских монархов, в том числе и иконостас с царскими вратами, идеально повторяющий оригинал. Если подняться в галерею, располагающуюся под колокольней, то взгляду откроется великолепный вид на холмы Коломенского.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках
В начале улицы Малой Дмитровки расположена небольшая церковь, уникальная тем, что с ее строительством окончилась настоящая архитектурная эпоха. Для XX века церковь является единственной в столице постройкой, оборудованной 3 шатрами.
Привлекает внимание и нестандартное решение фасада – его словно и вовсе нет. При этом с любой точки видно богатый декор достопримечательности. Четверик вытянутой формы ориентирован с севера на юг, что крайне необычно для православных храмов, преимущественно возводимых в направлении с запада на восток. Колокольня также находится не с западной, традиционной стороны, а с северо-восточной, около трех шатров, вытянувшихся в ряд.
В церкви храма Рождества Богородицы богослужения не проводятся с 1935 года. Но она, в отличие от множества схожих по архитектурной задумке соборов, не перестраивалась. А украшения фасада сооружения сохранились в оригинальном виде.
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках
Расположенная на пригорке, достопримечательность ярко выделяется на фоне обступившей ее застройки. Хотя стилистика современного сооружения не похожа на традиционную церковную архитектуру, можно с уверенностью утверждать, что собор в Хамовниках стал настоящим символом всего района.
Проект этого храма отвечает общей православной традиции. Он вытянут с запада на восток и начинается, как и полагается, колокольней. Далее следует трапезная, основной храм с пятью куполами и 3 алтарных выступа. Что касается архитектурного стиля, то его принято относить к так называемому «нарышкинскому барокко». Ценнейшим, с исторической и эстетической точек зрения, украшением внешнего убранства являются изразцы, находящиеся на колокольне. В ее шатре прорублено 32 окошка.
По своему размеру колокольня является крупнейшей в современной Москве. А еще в северной части стены можно различить надгробные таблицы, датируемые XVIII веком, сохранившиеся на память о приходском погосте.
В годы Отечественной войны интерьер церкви сильно пострадал. Его восстанавливали позднее. Красивая настенная роспись появилась здесь в 1840-х годах. Изначально внутри хранился Димитриевский алтарь, а в 1872 году вместо него появился придел иконы Божией Матери «Споручница грешных».
Успенский собор на Соборной площади
Величественное сооружение заслуженно считается жемчужиной Красной площади и занимает почетное место в списке лучших храмов Москвы. Когда-то именно Успенский собор был первым Кафедральным храмом России. Его строительство в 1326 году велось по указу Ивана Калиты, но позднее место деревянной постройки в 1479 году заняли стены из белого камня. Крытые золочеными медными листами купола появились уже в 1547 году по волеизъявлению Ивана Грозного.
Вы увидите собор, в котором в XVI , и в XVII веке российские цари короновались и венчались. Кроме того, территория собора использовалась как место захоронения патриархов и митрополитов.
Богослужения в праздничные дни в соборе проводятся с 1955 года. А в 1991 году храм включили в состав «Московского Кремля» – музея-заповедника государственного значения.
Архангельский собор
На Соборной площади строительство храма велось с 1505 по 1508 год. Руководил этим масштабным проектом зодчий итальянского происхождения Алевиз Новый. Прежде данный участок занимал собор, построенный в XV веке. В период с 1599 по 1765 год архиереи, состоявшие при Архангельском соборе, исполняли обязанность по совершению особых панихид в те дни, когда происходило поминовение почивших царей и князей.
Стены этого сооружения до сих пор смотрятся очень эффектно. Они построены из красного кирпича и декорированы белым камнем. Если всмотреться в декор фасада, то можно без труда различить характерные черты эпохи итальянского Возрождения. Роспись, сохранившаяся с 1652-1666 годов, была выполнена известными мастерами Иосифом Владимировым, Степаном Разанцем и Яковом Казанцем. Также на территории храма располагаются 54 древних захоронения.
Церковь всех Святых во Всехсвятском на Соколе
Первоначально поселок, в котором располагается храм, назывался селом Святых Отцов на речке Ходынке. Появился он одновременно со строительством монастыря, вокруг которого всегда по традиции быстро возникали дома местных жителей. Позже монастырь был снесен, а на его месте в 1683 году возвели каменный храм. Тот облик, которым мы любуемся сегодня, появился в 1736 году. Тогда строительство было осуществлено по желанию дочери князя Милославского.
Архитектурный стиль храма соответствует эпохе барокко. С окончанием строительных работ ему были присвоен особый статус – патриаршее подворье. Каждый день в залах церкви проводятся службы.
Кроме перечисленных соборов, рекомендуем также посетить Новодевичий монастырь, Марфо-Мариинскую обитель, храм св. Григория Неокесарийского, побывать на Крутицком подворье и осмотреть церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках.
Самые красивые храмы в Москве
Таинственные небольшие церквушки и огромные храмовые комплексы, соборы с взмывающими ввысь горящими золотом куполами, исторически ценные скромные монастыри – все религиозные сооружения Москвы считаются уникальным богатством страны. Они входят в перечень основных достопримечательностей столицы и привлекают внимание туристов. Красивые храмы Москвы имеют неоценимее значение для людей, которые с почтением относятся к древности и проявляют интерес к истории русского православия.
Благовещенский собор
Адрес: ул. Дворцовая, 1в
Это без сомнения самый почитаемый храм Москвы. Старинное православное строение, возведенное во второй половине XIV века, считалось домовым храмом представителей царской семьи: здесь крестили, венчали и отпевали членов правящей династии. Первую деревянную церквушку построил сын Дмитрия Донского прямо около входа в дом, где проживало семейство царя, и лишь через столетие, по велению Ивана III на этом месте возвели собор из камня. Росписью стен занимались известнейшие русские умельцы: Андрей Рублев и Феофан Грек. Благодаря их мастерству, внутренне убранство собора поражает великолепием ликов святых.
Благовещенский собор с белыми стенами и золотыми куполами расположен на юго-западе Соборной площади и является частью достойного восхищения архитектурного ансамбля. По старинному обычаю в день Благовещения с крыльца выпускали на волю птиц – и сегодня эта традиция не упразднена.
Московская Соборная мечеть
Адрес: пер. Выползов, 7
Лазурные купола с золотыми полумесяцами и высокие минареты не заметить сложно. В Выползовом переулке находится красивейшая Московская Соборная мечеть, которую считают главным мусульманским религиозным местом в столице. Даже в период глобального уничтожения церквей и храмов ее не тронули власти – она имела международный статус, ведь сюда постоянно приезжали главы государств Ближнего Востока. В СССР именно это религиозное учреждение стало единственным исламским храмом в городе.
Здание мечети возвели в 1904 году. Однако к началу XXI века оно очень обветшало, несущие конструкции износились и находились в аварийном состоянии. В 2011 году мусульманский храм полностью разобрали и из новых материалов возвели огромный классический собор с минаретами и интерьером, выполненном в византийском стиле и традиционных для ислама колерах: изумрудном, голубом, белом, зеленом. От старинного сооружения здесь остались лишь некоторые элементы фасада, а купола украшены старыми золотыми полумесяцами.
Специально приглашенные художники из Турции, используя арабскую вязь, расписали внутреннюю часть главного купола аятами из Корана. Здесь регулярно проводятся торжественные богослужения при участии известнейших имамов России.
До Московской Соборной мечети удобно добираться от станции метро Проспект мира. Вход бесплатный.
Храм Василия Блаженного
Адрес: Красная площадь, 2
Его зовут чудом света, он занимает лидирующую позицию в списке основных столичных достопримечательностей. Покровский собор, представляющий совокупность 8 церковных престолов, сгруппированных у престола Покрова Божьей Матери, возвели в XVI веке по велению Ивана IV, ознаменовав этим взятие Казани. До XVII столетия назывался Троицким, а после достройки десятой церкви, освященной именем святого Василия Блаженного, был переименован.
Историками не разгадана загадка цветовой палитры куполов Небесного Иерусалима. Предполагают, что выбор цвета был связан со снами праведника Андрея Юродивого, которому привиделось, что вершины должны быть украшены «златовидною листвою, цветением и плодами».
К 350-летней годовщине со дня закладки храмовые стены были расписаны. Здесь 2 стороны демонстрируют отрывки из жития святого, выполненные масляной краской, есть старинные орнаменты и огромная икона, созданная уже в XX веке. Еще одна сторона занята образом Покрова Богоматери и значимых святых.
В XIX веке в соборе установили иконостас, сделанный согласно проекту известнейшего архитектора Павлинова. Его составляют иконы, созданные талантливыми мастерами в XVIII веке, а также более поздние работы русских иконописцев.
Храм Василия Блаженного находится недалеко от станций метро Площадь революции и Китай-город. Сюда проще всего доехать, воспользовавшись подземкой.
Крутицкое Патриаршее подворье
Адрес: 1-ый Крутицкий переулок
Это необычный храм Москвы, получивший название уникального островка древности. Первое строение в княжеском селении Крутицы на Москве-реке воздвигли в 1272 году. Со временем учреждение преобразовалось в православный монастырь для мужчин, а затем в епископскую резиденцию. Вначале 1990-х годов Крутицам присвоен почетный статус и теперь оно именуется подворьем патриарха Московского и всея Руси, а с 2001 г. здесь функционирует Синодальный отдел РПЦ, решающий дела молодежи.
Обязательно воспользуйтесь возможностью побывать на экскурсии по Крутицкому подворью. Деревянные здания, булыжная мостовая, широкие кроны фруктовых деревьев создают совершенно уникальную атмосферу. Здесь душа замирает и ждет чуда.
В состав архитектурного ансамбля Крутицкого подворья включены красивые церкви, также признанные святынями Москвы:
- малый Успенский собор;
- Святые ворота;
- Храм Петра и Павла;
- Набережная;
- Приказные палаты;
- колокольня.
Избежать реставрационных работ Крутицам не удалось, однако здесь художники и архитекторы постарались максимально сохранить первоначальный облик популярной достопримечательности. Попав сюда, туристам кажется, что время замерло в XIII веке, настолько древним кажется экстерьер.
Собрались на экскурсию? Тогда воспользуйтесь метро и подъезжайте на станцию Пролетарская. Отсюда следует двигаться в сторону указателя 3-ий Крутицкий переулок, а затем перейти на Симоновский вал. 1-ый Крутицкий переулок от этой улицы буквально в 50 м.
Успенский собор
Адрес: ул. Дворцовая, 16
Вплоть до XVII века белокаменный храм с оригинальными фасадами считался образцом новой архитектурной эпохи. Успенский собор был построен в XV столетии и поражал четкостью линий, строгим экстерьером и безусловным великолепием. Он стал лучшим храмом Москвы, центром культуры всей России. Здесь проводились венчания на государственную службу, возводились в сан епископы, осуществлялись торжественные молебны, провозглашались указы государя.
Внутреннее убранство Успенского собора завораживает полихромной росписью, паникадилами и древними ликами святых. Столпы заняты образами великомучеников, а на западной стене изображена иллюстрация «Страшного суда». В нижнем ряду художники изобразили вселенские соборы, а над ними – картины Жития Богородицы и Акафисты. Главы собора украшают образы Отца Небесного. Настоящим сокровищем собора считают 16-метровый многоярусный иконостас, включающий 63 икон. Его создавали в течение года по распоряжению отца Никона.
Успенский собор — часть Государственного музея-заповедника «Московский Кремль». Посетить его можно в ходе обзорной экскурсии по Кремлю, купив единый билет, на который для школьников, студентов и пенсионеров распространяются скидки.
Чтобы добраться до Успенского собора, необходимо доехать на метро до следующих станций: Александровский сад, Боровицкая или Библиотека им.Ленина.
Церковь Николая Чудотворца
Адрес: ул. Льва Толстого, 2
Для жителей Хамовников этот храм является настоящим сокровище. С момента возведения в Хамовничьей слободе в XVII веке, которая тогда была окраиной столицы, а сегодня считается центральным районом, церковь Николая Чудотворца практически не подвергалась реконструкции. Стиль его постройки вполне типичен для посадских церквей, однако мастера многое позаимствовали и у ярославских зодчих: каменные стены с поливными изразцами ярко расписаны, впечатляет своей пестротой зеленая краска на крышах и красная в оформлении окон на фоне белых стен.
Главной святыней церкви считается чудотворная икона Богоматери «Споручница грешных». Прихожане имеют возможность молиться перед ликами Николая Угодника, Иоанна Воина, святителя Алексия. Здесь ежедневно совершаются и дневные, и вечерние службы.
К московской святыне можно дойти от станции метро Парк культуры.
Новодевичий монастырь
Адрес: Проезд Новодевичий, 1
Новодевичий монастырь – впечатляющий ансамбль архитектурных памятников, появившийся на рубеже XVI-XVII веков. Этот объект, основателем которого называют князя всея Руси Василия III, внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и до сегодняшнего дня сохранил свой первоначальный облик. Новодевичий монастырь поражает красотой архитектуры. Сегодня здесь проходят православные службы богослужения, а также приглашают гостей залы Исторического музея.
В монастырский комплекс входят 14 зданий. Из них 8 – храмы, а 6 – постройки для хозяйственных нужд. На землях монастыря стоит шестистолпный Смоленский собор. Его стены украшают уникальные фрески XVI века, здесь же расположена икона с чудотворным ликом Одигитрии – работа евангелиста Луки. В Преображенской церкви находится резной иконостас, удивляющий тонкостью письма и росписи икон. Здесь также построена красивейшая 6-ти ярусная колокольня, окружная белокаменными балюстрадами.
Монастырь известен и своим кладбищем – Новодевичьим. Его старая часть располагается на территории, а новая – за стеной. Это настоящая достопримечательность для иностранных туристов, ведь здесь находятся могилы Ельцина, Надежды Аллулиевой, Агнии Барто, Антона Чехова, Людмилы Гурченко и множества других политических и культурных деятелей, композиторов, ученых.
Добраться до Новодевичьего монастыря можно от станции Спортивная.
Казанский собор
Адрес: ул. Никольская, 3
Какой самый знаменитый храм Москвы? Казанский Собор известен даже детям. Его постройка посвящена победному походу Пожарского и Минина на польских интервентов. Княжеское войско отправились в поход, веря в защиту и помощь Казанской Божьей Матери, и вернулось с победой. В 1625 году князь возвел церковь из дерева на собственные средства, а после пожара, уничтожившего строение дотла, приказал сотворить на ее месте каменный собор, просуществовавший до 1936 года и снесенный по распоряжению властвующих большевиков.
Лишь в начале 90-х годов XX столетия пришедшее новое правительство распорядилось возродить Казанский собор. Архитектор Олег Журин буквально воскресил былой храм, создав его точной копией разрушенного религиозного строения.
Новый Казанский собор был построен на денежные средства, которые пожертвовали православные горожане.
Сегодня Казанский собор стал одним из самых известных и величественных соборов современной Москвы. Это настоящий шедевр храмовой архитектуры. В его стенах хранится почитаемая икона Казанской Богоматери с рамкой для хранения святых мощей.
Ближайшая станция метро – Охотный ряд.
Храм Христа Спасителя
Адрес: ул. Волхонка, 15
Во время многочисленных войн лучшие церкви Москвы были разрушены либо вражескими захватчиками, либо большевиками, пришедшими к власти после революции 1918 года. Храм Христа Спасителя не исключение. В процессе сталинской реконструкции городского облика этот кафедральный собор Русской православной церкви был полностью уничтожен в 1931 году.
Современное здание возвели за 4 года в 1993-1997 годах. Это крупнейшийхрам Москвы – помещение рассчитано на 10 тысяч человек. С высоты сооружение выглядит как крест с равными сторонами, а его высота с крестом и куполом составляет 103 м. В архитектуре храма четко прослеживается стиль владимиро-суздальского зодчества. Его фасады симметричны и украшены скульптурами и декоративной резьбой из белого мрамора. Внутренняя роспись занимает 22 тыс. м 2 , из них 9000 покрыты позолотой.
Это любимый туристический объект иностранных туристов и место, где на все православные праздники собираются тысячи москвичей. Здесь также работает музей, экспозиция которого посвящена войне 1812 года, и открыта смотровая площадка.
До Храма Христа Спасителя удобнее всего добираться на метро. Доехать следует до станции Кропоткинская.
Церковь Рождества Богородицы
Адрес: ул. Малая Дмитровка, 4
Этот необычный храм был возведен в Путинках в 1652 году. Его белоснежные стены и голубые купола не считаются чем-то особенным, однако немногие знают, что эта церковь является последним религиозным зданием, построенным по принципу шатрового каменного зодчества. Строительство велось по рисункам, а не по инженерным чертежам, поэтому церковь получилась столь красивой и аккуратной. Как было принято в шатровой архитектуре, три небольших декоративных шатра не связаны с внутренними помещениями. Высокая колокольня с резными проемами ярусов кажется воздушной и ажурной, а фасады всех строений украшает резьба и эстетичное каменной кружево.
Добраться до церкви Рождества Богородицы, которую сегодня считают памятником федерального значения, можно от станции метро Чеховская, Пушкинская, Тверская (по Замоскворецкой линии). Двигаться следует в направлении театра «Ленком».
Колокольня Ивана Великого
Адрес: Соборная площадь
Любое православное богослужение должен сопровождать колокольный звон. Он заставляет мирян забыть о суете и спешке, печали и тревоге, терзающих душу. После прихода к власти Советов, колокольный набат был запрещен. Колокольня Ивана Великого лишь с 1992 г. снова начала радовать православных громким перезвоном. Эта звонница вплоть до XX столетия считалась высочайшим зданием Москвы, она использовалась и как пожарная каланча, и как дозорная вышка.
Фундамент здания был заложен в XVI веке на месте церкви Иоанна Лествичника в память о почившем великом государе Иване III.Строение имело форму шестигранника, а второй ярус отведен для колоколов. В зависимости от диапазона издаваемых звуков, их делили на 3 вида:
- красные;
- зазвонные;
- благовестные.
На звоннице насчитывается 34 колокола, некоторые из них отлиты еще в XVI веке из особого сплава, куда входили: мель, золото, олово и серебро.
Сегодня в звоннице для туристов открыт музей, экспозиция которого представляет историю обустройства Московского кремля. В залах регулярно выставляются передвижные коллекции. В теплое время года экскурсионные группы поднимают на смотровую площадку, расположенную на высоте 80 м, в 329 ступенях от земли.
Находится колокольня Ивана Великого на территории Кремля. Добраться до нее удобно на метро, выйдя на станциях Охотный ряд, Александровский сад или Площадь Революции.
Церковь Вознесения в Коломенском
Адрес: пр. Андропова, 39
Этот храм уже давно находится под охраной ЮНЕСКО, как объект, имеющий огромную историческую ценность. Его купола возвышаются над берегом Москвы-реки в окрестностях села Коломенское. Это достойнейший памятник русского зодчества XVI столетия, выполненный из кирпича и камня. Граненая пирамида шатра устремлена ввысь и украшена белокаменными бусами, фасады выделяются пилястрами и узенькими окошками.
Церковь Вознесения была построена в честь рождения сына Василия III Ивана IV Грозного рядом с целебным источником, который исцелял от бесплодия. Она была предназначена для посещения только членами царской семьи, поэтому внутренние помещения имеют небольшие размеры. Здесь не сохранились ни иконостас, ни настенная роспись – все, что видят люди, приехавшие на экскурсии, является восстановленным обликом, созданным по примеру других храмов.
Чтобы попасть на территорию старинной церквушки, нужно на метро доехать до станции Коломенская и пройтись пешком, либо добраться на автобусах № 701 или 263 до пункта «Музей «Коломенское»».
Храмы Москвы на фото не выглядят столь же величественно и ярко как в реальности. В них царит непередаваемая атмосфера, почувствовать которую можно лишь душой. Пребывая в столице России, обязательно посетите познавательные экскурсии по самым знаменитым церквям и соборам златоглавой Москвы, которые познакомят с неожиданными тайнами истории государства.
Дворянское собрание –
Филармония им. Д. Д. Шостаковича. Большой зал
Архитекторы: | Росси К. И. Жако П. П. Шретер В. А. |
Год постройки: | 1834-1839, 1899-1901 |
Стиль: | Классицизм |
Фото – Сергей Васильев. 2008.
Дворянское собрание – классицизм
1834-1839 – арх. Жако Павел Петрович, по проекту арх. К. И. Росси
1899-1901 – арх. Максимов Александр Павлович, по проекту арх. В. А. Шретера – надстройка, реконструкция (возведен тамбур)
1931 – тамбур разобран
1948-1949 – первоначальный облик
Филармония им. Д. Д. Шостаковича. Большой зал
«Строитель», 1900,
№7-8, стб.297-298
«Строитель», 1900, №7-8, стб.299-300
«Строитель», 1900, № 7-8, стб.299-300
(Барановский Г.В. Архитектурная
энциклопедия второй половины XIX века)
(добавил О.Лабзина )
Великосветский базар в залах
Дворянского собрания.
“Столица и усадьба”. №2.1914.
(добавил Mary)
Вид на ул. Лассаля из
окон гостиницы “Европейская”.
Конец 1920-х гг.
* см. ниже
(добавил Ладада )
Путеводитель Ленинград 1927 г.
(добавил YURIY ALEKSANDROV )
Программа
концерта
1928 г
Афиша концерта, 1938 г.
(добавил Ладада )
* На фото “Вид на улицу Лассаля. ” виден большой бакалейный магазин (справа, крыльцо с металлическими ступенями). Он существовал до
начала 1950-х годов и был довольно известен в городе. Там можно было не только купить продукты, но и поесть вкусной гречневой и перловой
каши и выпить кофе. Мы жили рядом, и я любила ходить с мамой в этот магазин. Улица тогда уже носила имя Бродского, но магазин все знали
как “фирменный бакалейный на Михайловской”. ( Irinfa )
** Фото 10 октября 1943 года. фортепианный концерт профессора консерватории Каменского в Большом зале Ленинградской филармонии –
произведения Чайковского, Шопена, Листа. В этот день немецкая дальнобойная артиллерия открывала огонь по Ленинграду 4 раза – в 11:16,
в 13:20, в 18:00 и в 22:00
Здание построено в 1834-1839 гг. для Дворянского собрания на выделенные казной средства.
Проект застройки этого участка Итальянской ул. был разработан арх. К. И. Росси. По его замыслу обе стороны проезда с Невского пр. к Михайловской пл. были идентичны.
Арх. П. П. Жако возвел здание по этому проекту.
Жако принадлежит и решение большого трехсветного зала (сейчас концертный зал). Зал украшен коринфскими колоннами белого искусственного мрамора.
Первоначально здание было трехэтажным. Надстроено и реконструировано в 1899-1901 гг. по проекту В. А. Шретера архитектором А. П. Максимовым. В это же время со стороны площади возведен каменный двухэтажный тамбур.
Реконструирована парадная лестница и вестибюль.
Со стороны Михайловской ул.
Фото – С.Васильев. 2008.
В 1931 г. тамбур разобран. Большой зал переделан для увеличения количества мест.
В 1948-1949 гг. фасад реставрирован по чертежами К. Росси (арх. И. Г. Капцюг).
С 1790 г. Дворянское собрание размещалось сначала в Воронцовском дворце
– Садовая ул. 26, затем в доме Лиона – В. В. Энгельгардта – Невский пр. 30 .
Перестройка дома С.-Петербургского Дворянства
С.-Петербургское Дворянство давно сознавало неустройства принадлежащего ему дома в С.-Петербурге, где помещается известный всему Петербургу концертный зал. Постоянные жалобы посетителей на отсутствие вентиляции, на неудобство входов, на тесноту помещений для верхнего платья, – наконец небезопасность в пожарном отношении существовавшего калориферного отопления – все эти причины вынудили администрацию дома обратиться еще в 1894 году к Профессору В. А. Шретеру, которым был составлен проект перестройки дома, ныне, в главных своих чертах, пополненный Гражданским Инженером А. П. Максимовым. Из помещаемого здесь проекта видно, что для возможности размещения входов на новую главную лестницу оказалось необходимым выступить пристройкою к лицевому на Михайловскую пл. фасаду: возведение ее последовало с Высочайшего на то разрешения и отходящая Дворянству земля уступлена городом безвозмездно. Главная перестройка коснулась лестниц, уборных, шинельных и устройства отопления и вентиляции: последнее выполнено фирмою бр. Кертинг, применивших систему паровую низкого давления при механическом нагнетании вентиляционного воздуха в зал. Результаты, достигнутые в первую зиму, не дают возможности заключить о полной целесообразности этой системы, так как пользоваться вентиляторами не всегда было возможно, вследствие производимого ими шума; с устранением этого недостатка можно ожидать, что вентиляция будет вполне правильно функционировать. Стоимость всех перестроек немного превысила 200 т. рублей; понятно, что столь скромная цифра лишила возможности строителя должным образом заняться художественной отделкой перестроенных помещений и эта часть работ отложена на некоторое время до приискания нужных на это средств (чер. 191-198).
(«Строитель», 1900, № 7-8, стб. 297-298, добавил miraru1 )
В Дворянском собрании в Петербурге”.
Неизв. худ., нач. XX в.
(добавил Mary)
Кардовский Дмитрий Николаевич
Бал в петербуржском дворянском
собрании, 1915
Добавил – IVa
Портрет имп.Марии Федоровны
в зале Дворянского
собрания. 1913.
Зал Дворянского собрания.
до 1900 г.
Общий вид зала
собрания. 1913.
Императорская ложа в зале
Дворянского собрания. 1913.
Зал Дворянского собрания.
Императорская ложа. 1914.
Бронзовая скульптура в зале.
Имп. Екатерина II держит в руке
«Жалованную грамоту дворянству». 1914
Зала Дворянского собрания.
1914.
Временный зал заседаний Гос.
совета в зале Дворянского
депутатского собрания. 1906.
Заседание Гос.совета в
зале Дворянского собрания. 1906
Придворный оркестр под управлением
Рихарда Штрауса на сцене во время
благотворительного концерта.
Раненые в зале Дворянского
собрания. 1915.
Одна из палат в зале
Дворянск.собрания. 1915.
( Яндекс Фотки , добав. Mary)
И.Андроников в Филармонии.
1960-е гг. Фото -Вс.Тарасевич
Добавил – Ладада .
Дворянское собрание
– сословная организация дворянства СПб.
Создана для сословного единения и обеспечения прав дворян. Занималась формированием и использованием благотворительных капиталов. Проводило концерты, маскарады, балы.
Имело орган самоуправления с выборными членами. Правом голоса пользовались потомственные дворяне не моложе 25 лет, имевшие чин и доходную недвижимость.
После 1917 г. Дворянское собрание ликвидировано.
Библиотека Филармонии
Создана в 1882 г. одновременно с оркестром, ноты для которого послужили основой фонда библиотеки.
После Октябрьской революции 1917 г. в нее влились библиотеки оркестра А. И. Зилоти, графа А.Д. Шереметева, Павловского вокзала, некоторые частные собрания. Фонд включает партитуры симфонических произведений, оперные партитуры, в том числе уникальные издания. В библиотеке собраны и книги по истории и теории музыки, журналы и афиши. Работает читальный зал. ([ 128 ].С.86.)
1935: Бумажный цех товарищества «Культпром»; Мелко-оптовая сортировочная база; Научно-исследовательский
институт судостроения (НИСС); ГОМЭЦ, Гос. объединение музыкально-эстрадных и цирковых предприятий,
Ленинградское краевое управление; Ленинградское краевое бюро аттракционов; Распредбюро; Ленинградская
государственная академическая филармония, ул. Лассаля, 2. («Весь Ленинград – 1935″. С.147, 213, 296, 374, 378, 378, 383)
1937: Бюро аттракционов «Госцирк»; «Вокс» Всесоюзное общество культурной связи с заграницей; Детиздат
Ленинградское отделение издательства детской литературы, ЦК ВЛКСМ; Научно-исследовательский институт
судостроения (НИСС); «Костер» редакция журнала, Росстеклофарфорторг, Ленинградская областная контора;
Ленинградская государственная филармония, журнал «Чиж и еж», редакция, ул. Лассаля, 2.
(1937- Ленинград список абонентов”, С. 211, 215, 224, 241, 249, 297, 321, 325)
1939: Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС); Росстеклофарфорторг, Ленинградская областная
контора; Лендетиздат Ленинградское детское издательство; Журналы «Костер»; «Чиж»; Ленинградская
государственная филармония, ул. Лассаля, 2. (Ленинград – 1939″, с. 41,83, 270, 273, 274, 295)
1940: Представительство Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС); Росстеклофарфорторг,
Ленинградская областная контора; Лендетиздат ЦК ВЛКСМ, Издательство детской литературы, Ленинградское
отделение; Журналы «Костер», «Чиж»; Ленинградская государственная академическая филармония, ул. Лассаля, 2.
(Ленинград – 1940″, с. 58, 109, 339, 339, 365)
Объект исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 527 от 10.07.2001 г .
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения (7800759000).
Филармония им.Д.Д.Шостаковича.
Большой зал.
Фото – Виктор М, 07.11.2011.
Лестница
слева от входа
Лестница
слева от входа
Вестибюль 2 этажа
Вестибюль 1 этажа
Вестибюль 1 этажа
Вестибюль 1 этажа
Фото – Виктор М, 07.11.2011.
Фото – Федор Грибков, 2011.
Галерея в вестибюле
Вестибюль, пол в галерее
Поздравляют с 95-летем
Даниила Гранина.
Галерея хоров.
Фото – Виктор М,23.11.2014.
Вестибюль с парадной
лестницей
Фото – Виктор М, 01.2014.
Колокола предположительно
с Исаакиевского собора.
Фото – K_Samarina, 29.01.2018.
Филармония имени Дмитрия Шостаковича в Санкт-Петербурге
Петербургская филармония – первая в России.
1.
Адрес Большого зала – Петербург, улица Михайловская, дом 2.
Михайловская улица ведет от Невского проспекта к площади Искусств и Русскому музею.
Здесь все сплошь дворцы, музеи и театры.
Петербуржцам привычно, а приезжему человеку удивительно.
Вид в окно филармонии на Михайловскую улицу:
2.
Сейчас мы с вами прогуляемся по филармонии и побываем на концерте камерного ансамбля “Солисты Санкт-Петербурга”.
3.
Этих барышень мы еще встретим не раз.
Афиши спектаклей, в числе которых афиша выступления Константина Райкина, громко прославившегося из-за высказываний артиста о некрофильской природе российского государства именно после выступления в этом зале:
4.
Гардеробы расположены во втором этаже, так что публика поднимается в верхней одежде:
5.
На ступеньках расположен строгий отряд контроля:
6.
Мы уже прошли контроль и смотрим сверху на прибывающую публику:
7.
Опять девушки в синем и голубом.
А вот они уже позируют своим камерам:
8.
Пока двери Большого зала закрыты, можно осмотреть прилегающие помещения, ознакомиться с ассортиментом буфета.
Зал филармонии был построен в 1839 году для Дворянского собрания Санкт-Петербурга.
Это как Дом офицеров в Твери, также некогда построенный для местного дворянства.
Здание построил архитектор П. Жако (француз?), фасады работы Карло Росси.
Благодаря прекрасной акустике зал Дворянского собрания быстро стал центром музыкальной жизни Петербурга.
Картинка из прошлого.
9.
В залах филармонии есть напоминания о славном прошлом:
10.
Филармония носит имя выдающегося советского композитора Дмитрия Шостаковича:
11.
Его знаменитая Седьмая симфония, частично написанная в блокадном Ленинграде, была исполнена здесь, в этом зале, 9 августа 1942 года.
Можно представить, какое это было мощное впечатление для пришедших во время блокады в зал филармонии!
Мне очень повезло – перед началом концерта удалось послушать фрагмент экскурсии.
Гид замечательно рассказывала группе школьников об истории создания Седьмой симфонии.
Мне запомнилось, что для исполнения симфонии требовался оркестр в 130 человек, а в городе нашли только около тридцати музыкантов.
Остальные погибли от голода, болезней и бомбежек.
Недостающих исполнителей привезли с Большой земли.
Забыла упомянуть, что в филармонию мы пришли 27 января, в день полного снятия блокады Ленинграда.
Шостакович также значился в программе концерта.
Не Седьмая симфония, конечно:
12.
В ожидании начала концерта публика совершает променад по паркету:
13.
Некоторые граждане тем временем выпивают и закусывают:
14.
15.
На буфетной стойке явный перекос в сторону алкоголя:
16.
Закусывать практически нечем.
Сосредоточимся на духовной пище, тем более, что цены в очагах культуры, как правило, трудно назвать демократичными.
Двери в концертный зал уже открыли:
17.
Зал постепенно заполняется.
В Большом зале филармонии около 1500 мест.
18.
Место – это удобное мягкое кресло с подлокотниками:
19.
Раз или два в месяц в филармонии проводятся общедоступные концерты.
Любое место на таком концерте стоит всего 100 рублей.
Можно приобрести даже билет без места.
И расположиться на плюшевом диване вдоль стен:
20.
Сегодня именно такой концерт.
На балконе тоже есть диваны:
21.
Музыкантов отсюда не увидишь, но услышать можно.
Тем временем публика прибывает:
22.
Занимает места в зале:
23.
24.
На концерт пришло немало молодежи:
25.
26.
27.
28.
29.
Придти в филармонию и запечатлеть себя:
30.
Старшее поколение тоже пришло на концерт:
31.
Мне очень нравятся интеллигентные петербургские старушки.
Увы, сейчас они не такие элегантные, какими я помню их по 80-м годам прошлого века.
Полагаю, что облик наших современников испортил трикотаж.
Кофты, свитера и майки вытеснили блузки, жакеты, жилеты.
На концерте были жители города, пережившие блокаду Ленинграда 1941-44 годов.
Думаю, что эти женщины повидали в детстве лиха:
32.
У этой дамы я спросила разрешения сделать фото, и мы немного поговорили:
33.
Она блокадница, что видно по зеленоватой ленточке, выданной накануне в мэрии.
Когда началась война, ей было три года.
Первую блокадную зиму она пережила с мамой.
В конце января девочку эвакуировали.
Что неизбежно привело бы к расставанию навек.
Но семье необычайно повезло: удалось не только выжить, но и встретиться.
Помогли родственники из Ярославля, они встретили девочку на другой стороне Ладожского озера и взяли к себе.
А после войны разыскали маму и передали ей малышку.
Такие истории я могу слушать часами, но прозвенел третий звонок.
Музыкантов ждали ноты:
34.
35.
В тот вечер выступал камерный ансамбль “Солисты Санкт-Петербурга”.
Во время исполнения снимать нельзя, я сделала несколько снимков во время поклонов и в самом конце, когда на бис прозвучала небольшая пьеса.
36.
Какие хорошие лица у слушателей концерта:
37.
“Солисты Санкт-Петербурга” были созданы тридцать лет назад, в 1987 году, Михаилом Гантваргом.
Гантварг дирижировал и солировал:
38.
39.
Как и его соратники:
40.
Самая юная скрипка:
41.
42.
Музыка была принята залом с благодарностью и вниманием, а в конце и с восторгом.
Полторы тысячи человек и абсолютная тишина – ни шуршания бумажек, ни писка телефонов, на даже извинительного кашля.
Петербург – город очень высокой культуры.
43.
Вот и все закончилось, увы:
44.
Петербургской филармонии — 100 лет. Как появилась площадка, кем были первые слушатели и как на репертуар повлияли Большой террор и свобода 90-х
История петербургской филармонии — первой в стране — началась с благотворительного общества и концертов в особняке на Невском проспекте. В этом году она отмечает 100-летний юбилей. Что предшествовало созданию филармонии, как в Петербург приезжали Лист, Вагнер и другие всемирно известные композиторы и как артисты переживали Большой террор и блокаду? О главных событиях в истории музыкальной площадки «Бумага» поговорила с Ириной Родионовой, автором юбилейного онлайн-проекта.
Как слушали музыку в дореволюционном Петербурге и кто приходил на первые публичные концерты
— В Петербурге в XVIII–XIX веках музыка звучала в аристократических салонах — это был популярный вид досуга для узкого круга, для гостей, которых хозяин хочет видеть в своем доме. Такие концерты-салоны можно сравнить с сегодняшними квартирниками.
Первые публичные концерты в Петербурге связаны с открытием в 1802 году Филармонического общества. Изначально оно создавалось с благотворительными целями: для поддержки вдов и сирот артистов. Отсюда и девиз общества — «В отраду оставшимся». Казна формировалась за счет крупных пожертвований, текущих взносов, концертной деятельности. В афишах были имена больших музыкантов, самые знаменитые получали звание почетного члена организации — первым стал Йозеф Гайдн. С исполнения его оратории «Сотворение мира» в марте 1802 года и началась история Филармонического общества.
Концерты проводили в доме князя Василия Энгельгардта — нынешнем Малом зале Филармонии. А когда в 1839 году было построено здание Дворянского собрания — сейчас это Большой зал, — центр музыкальной жизни переместился сюда. Невероятно шумным событием для Петербурга стало выступление в Дворянском собрании Ференца Листа в 1842 году. Он дал старт бесконечному числу гастролеров первого ряда — Вагнеру, Берлиозу, Дворжаку, Малеру, Сибелиусу. Музыканты собирали полные залы, а их визиты воспринимались как связь русской имперской столицы с Европой.
Как появилась Филармония и какими были первые годы ее работы
— Неудивительно, что Петербургская филармония отсчитывает свою историю от Филармонического общества. Преемственность сохранилась и в локации концертной жизни: это нынешние Большой и Малый залы Филармонии. Но основной причиной создания филармонии было желание спасти бывший Придворный оркестр. Он был учрежден летом 1882 года высочайшим повелением Александра III, играл на придворных церемониях, балах, в 1901 году получил право платных публичных концертов, создал систему абонементов, в том числе для студенчества, играл и в зале Дворянского собрания. Когда в феврале 1917 года случилась революция, оркестр на общем собрании объявил себя государственным — ведь императорского двора больше не было. После Октябрьской революции положение оркестра оказалось бедственным. Музыканты пытались выжить, давали так называемые народные концерты в Капелле, Народном (бывшем Дворянском) собрании, в Гербовом зале Эрмитажа — шутка ли: раньше там жили цари, а теперь он принадлежит народу!
Оркестр очень опекал народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский: выпускал директивы, выступал в прессе, убеждая, что бывший Придворный оркестр — то хорошее, что досталось Советской России от царской власти. Борьба за оркестр завершилась распоряжением Луначарского от 13 мая 1921 года об учреждении Петроградской филармонии — первой в стране. А уже 12 июня торжественным концертом из сочинений Чайковского открыли Петроградскую филармонию.
Если листать филармонические программки разных лет, можно понять, что это не просто афиши с названиями сочинений и именами композиторов, но история нашей страны. И это самый поразительный факт, с которым сталкиваешься, изучая филармонические архивы.
В, казалось бы, сухих текстах афиш первых сезонов чувствовался невероятный энтузиазм. Афиши были шикарными — смотришь на них и никогда не подумаешь, что за окном голод и гражданская война.
Составляя программы, дирекция думала об их просветительской направленности. С творчеством композиторов разных эпох и стран слушателей знакомили на монографических вечерах, отдельные концерты были посвящены историческим памятным датам и новинкам современной музыки. Но были в афише и главные лица: за лирическую сторону русской души отвечал Чайковский, за мечту — Скрябин, за революционный дух времени — Бетховен и Вагнер.
Среди публики того времени были и совсем новые люди, которые никогда прежде музыкой не интересовались, и завсегдатаи. В мемуарах можно найти информацию, что в зале сидела кутавшаяся в меха Ахматова рядом с Артуром Лурье, позднее сюда часто приходил Хармс, бывал и Кузмин. Кстати, Михаил Кузмин переводил на русский язык сочинения, которые исполняли в филармонии, а среди оформителей первых программок был Александр Головин.
Как менялась программа Филармонии в советские годы — от репрессий 30-х до свободных 90-х
— До 1930-х годов афиша Филармонии радовала глаз. Затем идеология начала спорить с культурой, а потом и победила ее. В Филармонии появились «концерты-винегреты» — рядом с вальсом Штрауса вдруг оказывалась революционная увертюра или другое восхвалявшее партию сочинение. Публике не доверяли и этим недоверием унижали — всё это наглядно демонстрируют афиши.
Составляя филармоническую летопись, мы стараемся искать информацию обо всех, кто хоть раз выступал в Большом зале. И по тому, как новые люди появляются в филармонической афише, и особенно по тому, как эти люди исчезают из нее, можно судить о судьбах целых поколений. В архивах видишь, что в конце 1920-х, будто исчерпав лимит энтузиазма, многие эмигрировали в Европу, Японию, даже Сирию. А большинство из тех, кто пропал из филармонических программок в период 1930-х годов, — попали в списки репрессированных.
Для меня исчезновение людей во время Большого террора — травма. В Мариинском театре был солист Лев Виттельс, которого задействовали во всех крупных оперных проектах филармонии, хвалили и возносили. И вдруг человек исчезает со сцены, а потом ты находишь его в «открытом списке» — базе репрессированных. Или был такой дирижер Евгений Микеладзе, он учился у нас в консерватории и был невероятно талантлив. Совсем молодым он стал главным дирижером Тбилисского оперного театра, а буквально через полгода его посадили по личному приказу Берии, выкололи глаза и пробили барабанные перепонки. Это холодящий ужас.
Война — это отдельная история. Главным действующим лицом блокадной афиши Большого зала был симфонический оркестр Радиокомитета – в 1953-м он войдет в штат филармонии. Сам же коллектив Филармонии и ее главный дирижер Евгений Мравинский провели три года в эвакуации в Новосибирске. В первые послевоенные сезоны в афише сквозит свобода и гордость победителей. Опять появляются серьезные программы, академическая строгость, которая и пристала филармонии. Но в 1950-е всё снова начало меняться. Шла жесткая антисемитская кампания, многие музыканты были вынуждены уехать из Ленинграда, в афиши вернулось чувство осторожности.
Именно в 1950-е годы в филармонии появился первый абонемент советской музыки. Современных авторов поддерживали — у Филармонии даже был от Союза композиторов специальный список рекомендованных к исполнению сочинений. Большинство из них сегодня заслуженно забыты. Но среди случайных имен появлялись прекрасные — Борис Тищенко, Галина Уствольская, Сергей Слонимский. Устраивались даже концерты, посвященные музыке студентов композиторских факультетов консерваторий страны. Для авторов это было бесценно, потому что они могли услышать себя в оркестре. Сейчас такое трудно представить.
В 1950-е было заключено соглашение о культурном сотрудничестве между СССР и США, и к нам хлынули топовые американские оркестры — Филадельфийский, Бостонский, Нью-Йоркская филармония. Это было невероятное ощущение общности с миром, ведь никто не выезжал за границу. Начались гастроли и европейских музыкантов — сначала из соцстран, потом из государств-союзников, а потом и из Западного Берлина. Конечно, параллельно продолжали исполнять плохую советскую музыку: «Ленин с нами», «Киров с нами», кто-то еще с нами, но, честно говоря, со временем это стало восприниматься как белый шум.
Ищете достойную выставку, спектакль или концерт? Подписывайтесь на культурный гид «Бумаги»
На рубеже 1980–1990-х филармония, как и вся страна, испытала новое потрясение. С одной стороны, отсутствие прежнего финансирования от государства резко изменило содержание афиши. С другой стороны, филармония получила возможность самостоятельной организации концертов, избавившись от идеологического давления. И это не могло не радовать. На волне перестройки к России проснулся колоссальный интерес в мире. В Большой зал практически за бесценок ездили известные оркестры и солисты. Но когда эта волна схлынула, пришлось придумывать новые формы для привлечения слушателей.
За кулисами осталась история филармонических грантов: их получения добился в 2000-м художественный руководитель филармонии Юрий Темирканов. В афише они отразились появлением крупных исполнительских имен и важных фестивальных проектов, таких, например, как Международный зимний фестиваль «Площадь искусств». Новую публику филармония собирает специальными молодежными абонементами, образовательными программами, трансляциями концертов в сети. История филармонии теперь хранится не только в библиотечных архивах, но и на сайте.
Сетевым было решено сделать и проект к 100-летнему юбилею Филармонии. В мае 2022 года на историческом сайте выйдет летопись первых 25 сезонов — афиши, статьи, а также биографии, фотографии артистов, личные рассказы и воспоминания их родственников и учеников, слушателей. Появятся на сайте и уникальные памятные записи музыкантов в рукописном «домашнем альбоме», который ведется в филармонии с 1926 года.
К публикации готовы и следующие 25 сезонов. Постепенно они будут добавляться на сайт. Работа продолжается.
Если в ваших семейных архивах сохранились какие-то свидетельства жизни Филармонии или кто-то из близких работал там в оркестрах или в администрации, присылайте информацию на почту philharmoniaspb@gmail.com с пометкой «100 лет филармонии».
Как слушать классическую музыку и не заскучать на концерте? Читайте наше интервью с музыковедом Георгием Ковалевским. Подписывайтесь также на культурную рассылку «Бумаги» о петербургских выставках, спектаклях и концертах, на которые стоит обратить внимание.