Цепной мост Сечени — Будапешт, Венгрия – Путешествия вокруг планеты

Цепной мост в Будапеште

Цепной мост в Будапеште (мост Сечени)

Цепной мост в Будапеште — старинный мост через Дунай, соединяющий две исторические части города. Мост называют «цепным» из-за массивных металлических цепей, поддерживающих дорожное полотно. Он был возведен в 1849 году и стал первым постоянным мостом через реку, соединившим Буду и Пешт, а также единственным мостом через Дунай на всей территории Венгрии. Цепной мост имеет второе имя – мост Сечени – в честь венгерского политика графа Иштвана Сечени, вложившего значительные силы и средства в его строительство. Сегодня Цепной мост считается визитной карточкой венгерской столицы и одним из самых живописных мостов в Европе.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Цепной мост в Будапеште

Основные моменты

Шестипролетный мост протянулся на 375 м, имеет ширину 14,8 м и поддерживается двумя речными пирсами длиной 48 метров. В наши дни он является популярной туристической достопримечательностью, на которой стараются побывать все гости Будапешта. Изображение моста Сечени можно увидеть на страницах путеводителей и сувенирах.

Цепной мост в Будапеште выглядит очень эффектно при вечерней подсветке. Верхние части и основания опор освещают мощные прожекторы, а вдоль цепей и по краю тротуаров загораются яркие лампочки, свет от которых подчеркивает выразительную форму моста.

Со старым мостом связано множество легенд и городских традиций. Считается, что те, кто проплывает под ним на корабле, могут загадать желание, и оно обязательно сбудется. Жители города очень любят дунайский мост и часто называют его «Старой дамой». Ежегодно 20 ноября в Будапеште празднуют День рождения моста. В летние месяцы по субботам и воскресеньям Цепной мост закрывают для проезда и проводят на нем веселые ярмарки и представления.

История Цепного моста

Деньги на возведение Цепного моста выделил известный меценат и политик граф Иштван Сечени, поэтому конструкция получила его имя. Проект подвесного моста разработал инженер из Великобритании Уильям Тёрни Кларк, взяв за основу меньший по размеру подвесной мост через Темзу в британском городе Марлоу.

В середине XIX столетия венгерские специалисты не имели никакого опыта возведения больших мостов, в связи с чем идею строительства и поддерживали, и отвергали. Те, кто сомневался, считали, что новый мост не справится с буйным нравом Дуная и обязательно обрушится. Другие опасались, что под мостом будут накапливаться большие массы льда, они перегородят русло реки, и в городе возникнет наводнение. Однако граф Сечени решительно взялся за дело и создал специальное Общество по строительству моста. Оно решало возникавшие организационные вопросы, пропагандировало выгоды использования нового моста и формировало позитивное общественное мнение.

Первые сваи забили в 1840 году. Для выполнения непростой задачи из Англии выписали 800 рабочих с семьями, которые трудились над мостовыми сваями целых два года. Чугунные украшения и цепи отливали в Англии. Все строительные работы продлились 10 лет и проходили под руководством инженера из Шотландии Адама Кларка. Позже в честь него назвали площадь в Буде, на которую выходит западная часть старинного моста.

Общие затраты на строительство составили колоссальную по тем временам сумму – 4,4 млн форинтов. Для того, чтобы попасть на другой берег реки, пешеходы платили 1 крайцар, шедшие с грузом – 2 крайцера, пастухи с животными – 3 крайцара, возницы – 5 крайцаров и перевозившие крупную поклажу – 10 крайцаров. Только через несколько лет в Киеве построили более крупный Николаевский цепной мост через Днепр, и к мостовой конструкции в Венгрии перестали относиться как к чуду света.

К концу XIX века нагрузка на проезжую часть сильно возросла, поэтому конструкцию вынуждены были укрепить. С 1913 по 1915 годы Цепной мост в Будапеште закрывали на реконструкцию, во время которой усилили стальную часть моста.

В конце Второй мировой войны, при отступлении, фашисты взорвали будапештский мост. Устояли только два опорных столба. В 1947-1949 годах старый мост отстроили заново. Примечательно, что движение с берега на берег было восстановлено 20 ноября, спустя столетие после открытия моста Сечени.

Легенды о львах с моста Сечени

В 1852 году оба входа к мосту Сечени украсили статуями львов, которые выполнил известный скульптор Янош Маршалко. Выразительные скульптуры напоминали бронзовых львов на Трафальгарской площади и быстро обросли городскими преданиями.

Согласно одному из них, когда проходила церемония торжественного открытия, ученик сапожника криками привлек внимание собравшейся публики к тому, что в пастях животных совсем не видно языков. Сконфуженный скульптор не вынес оскорблений и кинулся в реку с нового моста.

Читайте также:
Налог на автомобиль в Германии в 2022 году: транспортный налог

Конечно, в этом предании мало правды. На самом деле Маршалко терпеливо слушал претензии об отсутствии львиных языков и говорил всем, что львы не собаки, у которых в жару обязательно вываливаются языки. Языки у животных есть, однако они не заметны снизу, ведь львы установлены на каменных блоках, которые имеют высоту 3 метра.

Согласно другому преданию, если между статуями на Цепном мосту в Будапеште пройдет мужчина, который ни разу, даже в мыслях, не изменял своей жене, каменные львы грозно зарычат.

Достопримечательности рядом с мостом

С западной стороны, сразу за Цепным мостом, начинается тоннель через Будайскую гору, и его длина совпадает с длиной самого моста. Жители города шутят, что когда начнется сильный ливень, старый мост можно будет спрятать в подземный тоннель.

Рядом, на площади, носящей имя Адама Кларка, возвышается мемориальный знак в виде каменного нуля высотой 3 м. От этого места ведется отсчет расстояний по всей территории Венгрии и на дорогах этой страны. Здесь же находится станция фуникулера Будайской крепости.

На противоположной стороне моста, на площади установлен памятник графу Иштвану Сечени. За ним видно изящное здание, построенное в начале прошлого века в стиле модерн. Когда-то в нем размещалась страховая компания, а в наши дни – роскошный отель.

Как добраться

Цепной мост в Будапеште расположен в исторической части города, напротив холма, на котором стоит Королевский дворец. Он соединяет площадь Адама Кларка в Буде с площадью Рузвельта в Пеште. До моста нетрудно дойти пешком от станций метро «Kossuth Lajos Tér» и «Batthyány tér». Прямо к мосту Сечени подходят трамваи № 2, 19, 41, TH и DH, а также автобусы № 16, 105, 216, 916 и 990.

Самостоятельно по Будапешту. Буда. Часть I.

Мои рассказы о Будапеште:

1. Цепной мост Сечени.

Цепным мостом заканчивается Пешт. Цепным мостом начинается старинная Буда. И не зря! Ведь именно Цепной мост когда-то «поженил» красавицу Буду и гордого Пешта — именно так говорят будапештцы, а уж они в этом разбираются лучше всех!

Самый первый мост через Дунай, самый знаменитый и самый красивый — это все Цепной мост.

На одном берегу, там где расположен Пешт, мост стоит на площади Рузвельта. На другом, там где Буда — на площади Адама Кларка.

Как бы не торопило вас время, как бы не устали ваши ноги — пройдитесь по мосту пешком, полюбуйтесь панорамами Будапешта, прикоснитесь к красоте моста руками, он стоит того! А в награду вам будут фотографии берегов Дуная…

Перейдя Цепной мост, мы выходим на берег Буды.

2. Площадь Адама Кларка.

Названа в честь строителя Цепного моста и тоннеля под Замковым холмом. Отсюда начинается подъем на Будайскую гору.

Знаменита эта маленькая площадь знаком «Нулевой километр», старинным фуникулером, тоннелем Кларка и старинной стеной.

3. Тоннель Кларка.

Назван в честь шотландского инженера, строителя Цепного моста и тоннеля. После окончания строительства моста он переехал жить в Венгрию. Тоннель проходит под Замковым холмом и по длине приблизительно равен длине Цепного моста. Так родилась на свет шутка, что жители Будапешта во время дождя прячут мост в тоннеле.

Длина тоннеля — 349 метров, высота — 11 метров, ширина — 9 метров.

Примечательно то, что на строительство тоннеля ушло всего 9 месяцев, что в те времена было рекордными сроками.

До наших дней первоначальный вариант декора тоннеля не дошел, во время войны в тоннеле фашисты устроили штаб, соединявшийся подземным ходом с бывшей крепостью, из-за этого тоннель подвергался бомбардировкам, а о его реставрации после войны никто не подумал. Особенно пострадал выезд из тоннеля.

Въезд украшен колоннами, сохранившимися со времен постройки.

4. «Нулевой километр».

Этот знак обозначает место, от которого ведутся отсчеты всех расстояний в Венгрии. Точка это условная, знак претерпевал изменения как внешне, так и географически. Первоначально все расстояния отсчитывались от порога Королевского дворца в Буде. Но нынешнее место примечательное, фотографируемое и знаковое. Тем более, что расположен знак перед кассами фуникулера и не заметить его сложно. Знак сделан их гипса, в высоту — 3 метра.

5. Мозаичное панно на городской стене.

Слева от фуникулера, на старинной городской стене красуется мозаичное панно Лотца. Историки считают, что этому панно уже очень много лет, выложил его талантливый художник, но достоверной информации, подтверждающей или отрицающей этот факт, нет. На панно изображен герб короля Лотца и герб Венгерского королевства. Размер — 0,5 на 0,5 метра.

Читайте также:
Визовый центр Болгарии в Хабаровске время работы, адреса и телефоны

Панно очень красивое и пока муж стоял в очереди за билетом на фуникулер, я пошла любоваться красотой панно. Первый раз в жизни мне пришлось посетовать, что очередь была слишком маленькой и двигалась слишком быстро…

6. Фуникулер Шикло.

Второй век подряд этот трудяга поднимает всех желающих на Будайские холмы. Длина пути составляет 95 метров, перепад высот — 48 метров.

Перед подъемом на мост необходимо приобрести билетик. Очередь вполне может быть, если перед этим подъедет большая группа туристов. Нам повезло, и в очереди мы почти не стояли.

Фуникулер работает с 7.30 до 22.00, вагончик отправляется каждые 5–10 минут, в зависимости от количества желающих подняться, само путешествие длится около минуты. Слева от фуникулера есть пешеходная дорога на холм.

Билет в одну сторону стоит 1100 форинтов, туда-обратно — 1700.

Построен фуникулер был по инициативе графа Сечени, сына Иштвана Сечени, видного политического деятеля Венгрии, в конце 19 века. Двигатель был паровой, таковым он и остался. В то время это был второй подобный механизм в Европе.

Вторая мировая война повредила фуникулер. он очень сильно пострадал и не работал почти 40 лет. Восстановили фуникулер во второй половине 80-х годов.

Поднимаясь на фуникулере надо постараться занять место у окна, чтобы иметь возможность любоваться замечательными видами на Дунай, Пешт, Цепной мост, Парламент и панораму берега, по которому вы только что прошли сами.

Верхняя площадка фуникулера находится на площади Святого Георгия. Отсуда и начинается путешествие по Будайскому холму.

7. Смотровая площадка у Королевского дворца.

Сама по себе площадка не представляет ничего интересного и вся ее ценность заключается в открывающихся видах. Виды весьма достойные: можно полюбоваться панорамой мостов через Дунай, виден остров Маргрет, Парламент на противоположном берегу и прекрасные виды Пешта с позеленевшими старинными крышами.

Народа на площадке всегда много, как я успела заметить, экскурсии тоже приводят на эту площадку и подробно рассказывают где что находится. Туристы разбредаются вдоль парапета, протиснуться для хорошего кадра бывает непросто. Пришлось просто подождать, пока их организованно поведут дальше и дадут возможность неорганизованным сфотографировать красоты Будапешта.

8. Мифическая птица Турул.

Есть легенда, что мать прародителя венгерских королей — Арпада забеременела от птицы Турул во сне. Так, от реальной женщины и мифической птицы, родился отец Арпада — Алмош (сонный, рожденный после вещего сна). Птица стала символом династии Арпада.

Второй раз эта птица, появившись во сне предводителю венгерских племен, подала знак, что пришло время перебираться на новое место и показала куда именно лежит их путь. Так венгры обрели свою землю. Поэтому чтут эту мифическую птицу до сих пор.

Находится эта птица рядом с воротами в Королевский дворец. Птица восседает на колонне, широко раскинув крылья, в лапах у нее меч Атиллы. Создана скульптура была в честь Тысячелетия мадьярского завоевания.

9.Королевский дворец.

Первая официальная королевская резиденция возникла на этом месте в середине 13 века. Дворцом королевский дом стал только в 15 веке, при участии лучших европейских художников и мастеров. Расцвет дворца наступил при короле Матьяше, когда итальянские зодчие перестроили дворец в стиле ренессанс. После этого дворец венгерских королей стал самым роскошным в Европе. Все кричало о небывалом богатстве венгерских монархов — мрамор, позолота, изящная резьба, шикарные камины.

В середине 16 века Будапешт оказывается под властью турок и дворец приходит в упадок, разграбленный и разрушенный. Потом пошла череда перестроек и переделок. К концу 19 века дворец наконец восстанавливают. Но после Второй мировой войны на месте дворца остаются руины.

Тот дворец, который все видят сегодня, восстановлен во второй половине 20 века. Были подняты сохранившиеся чертежи, рисунки, картины, подробные описания интерьеров. Воссоздан величественный фасад, поражающий царской роскошью. С обратной стороны, где частично сохранились средневековые постройки, дворец все так же напоминает неприступную крепость.

Сейчас во дворце расположены национальная галерея с коллекцией живописи, национальная библиотека, музей истории Будапешта.

Если вы располагаете неограниченным количеством времени, смело отводите для дворца целый день, за меньшее время успеть его осмотреть полностью совершенно невозможно.

Читайте также:
Данные близких родственников и членов семьи в Эстонию: анкета

10. Памятник Евгению Савойскому.

Памятник расположен пред главным входом в Королевский дворец. Установлен в 1900 году. Часть денег на памятник дал город, часть император Франц-Иосиф Первый. Евгений Савойский освободил Буду от турок, это событие отражено и в памятнике — у ног Савойского побежденные турки, на постаменте барельефы со сценами битв. Смотрит Савойский в сторону Пешта, противоположного берега Дуная.

Савойский прославился своими подвигами, головокружительной карьерой и беспримерной храбростью. Его мать была изгнана из Франции, после чего Евгений поступил волонтером в австрийскую армию, где и дослужился от простого солдата до фельдмаршала, а потом и генералиссимуса. Его первым подвигом было сражение с турками за Вену. Но именно за победу над турками в Буде Савойский получил звание генераллисумуса и поместье в Венгрии.

11. Крепостная стена.

Прогулка по крепостной стене порадует захватывающими видами на Дунай и противоположный берег. Честное слово, ради такой красоты совсем не жалко сделать несколько шагов в сторону! Картины откроются совершенно захватывающие. И несмотря на обилие туристов со всего мира, чувство единения с городом здесь ощущается особенно остро. Только ветер, тишина и огромный простор Дуная, катящего свои волны. А противоположный берег расцвечен миллионами крыш, от ярко-оранжевого до выдержанного терракотового цвета, с вкраплениями прозелени старых куполов дворцов и храмов. Уйти с крепостной стены быстро — занятие сложное. Хочется стоять, любоваться и удивляться величию старинного города…

Но идем дальше, впереди еще очень много интересного и увлекательного. Вообще, занявшись путешествием в Будапешт, я восполнила огромный пробел в образовании, изучила историю Венгрии, разобралась в ее правителях и основных исторических вехах. Не скажу, что вышла на уровень знатока и крупного специалиста, но неожиданно для себя, увлеклась всеми дворцовыми тайнами, королевскими особами, легендами, преданиями и ниточка за ниточкой начала распутывать запутанную историю государства Венгерского. А говорят, какой прок от путешествий…

От Королевкого дворца мы поднялись немного вверх и наткнулись на маленький, но очень ароматный киоск, торгующий сдобой. Справедливо решив, что прогулки по пересеченной местности скомпенсируют полученные калории, а ужин еще очень не скоро, мы уговорили совесть войти в долю и купить исключительно с дегустационными целями венгерскую вкусность. Цены и образцы которой я и предлагаю вашему вниманию.

Оказалось вкусно, боевой дух воспрял, прогнал нагрянувшую было усталость, и дальше мы отправились с новыми силамии.

12. Ворота Корвина.

Ворота названы в честь короля Матьяша, прозванного Корвиным (от латинского ворон — Корвус), на чьем гербе изображен ворон. А предшествовала этому прозвищу легенда…

Венчался король Матьяш Первый со своей второй женой, неаполитанской принцессой Беатриче Арагонской. Король был в легком подпитии, не иначе от радости большой! Надевая перстень на пальчик новобрачной, король уронил кольцо. Сидящий на шпиле ворон, увидел блеснувшую в свете свечей драгоценность, взлетел и схватил ее. Гости зашептались, что не иначе это первая жена короля, превратившаяся в птицу, строит козни. Матьяш встал на колени и стал умолять Всевышнего о прощении грехов. Птица спустилась к королю на левую руку и бережно опустила кольцо на ладонь. А потом ворон взлетел на шпиль и замер. После свадьбы новая жена прожила недолго, что тому было причиной — легенда умалчивает. Но после этого ворон с кольцом появился на фамильном гербе Матьяшей. А королевский род получил прозвище Корвин, то есть Ворон…

13. Дворец Шандора.

Построен в начале 19 века для графа Шандора. Во время Второй мировой дворец был разрушен полностью. Восстановлен только в 2002 году. Сегодня (с 2003 года) это официальная резиденция президента Венгрии. Попасть внутрь дворца, чтобы полюбоваться его богатейшим убранством, можно раз в году — в сентябре, когда во дворце проходит выставка культурного наследия Венгрии. Говорят из окон дворца открывается необыкновенно красивый вид, а во дворце собрана уникальная коллекция гобеленов.

Перед дворцом Шандора находится зона археологических раскопок. Раскопки начались после Второй мировой, когда восстанавливали средневековые строения, пострадавшие от бомбежек. Тогда и были обнаружены находки поразившие самих археологов, совршенно случайно обнаруживших на Будайском холме руины построек времен короля Сигизмунда.

Цепи, львы и лампочки: мост Сечени в Будпеште

Цепной мост Сечени в Будапеште – символ венгерской столицы и одна из ее главных достопримечательностей. Расскажу предысторию возведения первого постоянного моста через Дунай в Венгрии, как он строился, как изменился с момента открытии и как выглядит сейчас. Перед вами самая подробная статья о мосте Сечени в Будапеште на русском языке.

Читайте также:
Буддийский монастырский комплекс в Бурятии — Иволгинский дацан

Важно! С 16 июня 2022 года Цепной мост полностью закрыт для любого движения в связи с реконструкцией. Она продлится примерно 2,5 года. Открыть Цепной мост в Будапеште планируется в конце 2023 года.

  1. Разбираемся в названии моста
  2. Идея строительства моста
  3. Строительство моста
  4. Легенды о львах
  5. Дальнейшая судьба моста
  6. Мост Сечени в наши дни
  7. Характеристики моста
  8. Интересные факты о мосте
  9. Как добраться до моста

Разбираемся в названии моста

Официальное название моста на венгерском языке — Széchenyi lánchíd. Однако сами венгры чаще всего называют его просто Lánchíd. С переводом на русский язык немного сложнее, так как lánchíd нельзя перевести одним словом. Оно означает цепной мост. Поэтому русскоязычное название моста состоит из трех слов Цепной мост Сечени. Иногда можно встретить написание Цепной мост Будапешт. И оно тоже верное, так как мост подобной конструкции в венгерской столице один и это мост Сечени. Название Ланцхид в русскоязычном интернете практически не встречается.

Идея строительства моста

Декабрь 1820 года – 29-летний граф Иштван Сечени получает известие о смерти отца. Он спешит в Вену, чтобы успеть на похороны родителя, но не может попасть из города Пешт в город Буду, откуда начинается дорога в столицу Австрийской империи. Внезапная оттепель стала причиной таяния льда на реке Дунай. Связываться с переправой через полноводную реку никто не хочет – слишком опасно. Иштван Сечени в итоге не успел на похороны отца. Тогда он поклялся связать Пешт и Буду постоянно действующим мостом. Возможно, история эта не более чем городская легенда, но очень красивая, согласитесь. Тем более что именно Иштван Сечени инициировал возведение Цепного моста.

У идеи строительства моста через Дуная имелись не только сторонники, но и противники. Последние не без резона указывали на отсутствие опыта по возведению мостов у венгров и суровый норов Дуная, неоднократно затоплявший Пешт. Многие боялись, что река просто напросто сметет мост. Зачем же тогда его строить.

Для популяризации идея возведения переправы Иштван Сечени в 1832 году создает Hídegylet – клуб по строительству моста. В него вошли богатые и знаменитые жители страны. Иштван Сечени для сбора сведений поехал даже в Англию, где познакомился с Томасом Телфордом. Тот, учитывая «характер Дуная», предложил сделать мост цепным. Граф согласился и поручил спроектировать мост другому английскому специалисту — Уильяму Тёрни Кларку.

В 1836 году вопрос о строительстве моста был решен положительно на законодательном уровне. Осталось собрать деньги на его возведение. Иштван Сечени призвал всех состоятельных граждан «скинуться» на благое дело, но сбор денег шел с большим скрипом. В итоге главные расходы взял на себя венский банкир Дьёрдь Шина. Он же впоследствии возглавил акционерное общество «Цепной мост» (Lánchíd Részvénytársaság).

На строительство Цепного моста потратили 4,4 млн форинтов. Огромная для того времени сумма. Для сравнения возведение Национального музея в Будапеште, которое велось в те же годы, стоило в 13 раз меньше.

Строительство моста

Строительство Цепного моста началось в 1840 году с забивания свай. На это ушло два года. Сваи 38 на 38 сантиметров из сосны имели длину от 20 до 24 метров.

24 августа 1842 года прошла церемония закладки первого камня Цепного моста. Руководил работами шотландский инженер Адам Кларк, заменивший Уильяма Кларка, который не мог постоянно находиться в Венгрии. Они не приходятся друг другу родственниками и являются однофамильцами.

Два опорных столба из гранита высотой 55 и 60 метров установили в русле Дуная. Цепи, проходящие сквозь них, провели к подземным якорным камерам на обоих берегах. Одни только якоря весили 200 тонн. Общий вес металла, встроенного в мост, превысил 2 000 тонн.

Металлические части моста доставлялись из Англии водным путем через канал Майн – Дунай. Установка цепей завершилась в 1848 году. Не обошлось без инцидентов. Во время установки последнего цепного троса его часть упала на деревянную платформу, где в этом время находились наблюдающие специалисты и граф Иштван Сечени. Все упали в воду, один из рабочих погиб.

Строительство Цепного моста замедлила Венгерская революция 1848 — 1849 годов. Почти достроенный мост попеременно пытались уничтожить и австрийские солдаты, и восставшие. В обоих случаях вмешался инженер Адам Кларк, который сумел сберечь мост.

Читайте также:
Работа в выходные дни и на неполный рабочий день в Польше - есть

Торжественная церемония открытия моста прошла 20 ноября 1849 года. Как таковых праздничных мероприятий не было, так как прошло совсем немного времени после подавления восстания. Церемонией открытия руководил барон Гайнау, который стоял за расстрелом 13 пленных венгерских генералов в Араде и первого венгерского премьера Лайоша Баттьяни (он был расстрелян на месте, которое сейчас называется площадью Свободы). Венгры пребывали в возмущении и церемонию помимо солдат посетили лишь несколько случайных прохожих.

Идейный вдохновитель строительства Цепного моста Иштван Сечени по нему так и не прошелся. Незадолго до церемонии открытия психическое здоровье графа оказалось подорвано. Его перевезли в одну из психиатрических больниц Вены, где он провел последние годы своей жизни. В 1860 году граф Сечени застрелился.

Легенды о львах

Четыре каменных льва, «охраняющие» вход на Цепной мост с обоих берегов, появились тут в 1852 году. Их создал скульптор Янош Маршалко. Про львов на мосту также сложено несколько легенд. Одна гласит, что львы зарычат, когда по мосту пройдет мужчина, который ни на деле, ни в помыслах не думал об измене жене.

Согласно другой легенде, скульптура стали высмеивать, когда заметили, что у львов нет языков. Мол от стыда он даже бросился в Дунай и утонул. На самом же деле Янош Маршалко прожил долгую жизнь, а языки у львов есть, просто снизу их не видно. Сам скульптор отмечал, что львы не собаки и не должны сидеть с высунутыми языками.

Дальнейшая судьба моста

Еще до начала строительства предполагалось сделать проезд и проход по мосту Сечени платным. Дьёрдь Шина получил право собирать плату на протяжении 87 лет. Она составляла от 1 до 10 крейцеров в зависимости от того, кто проходил или проезжал по Цепному мосту. Но после образования Австро-Венгрии в 1867 году власти выкупили мост у венского банкира.

В 1899 году, когда отмечалось 50-летие Цепного моста, он обрел полное свое название. И стал называться Цепной мост Сечени.

Еще в 1873 году из отчета специалистов следовало, что мост нуждается в реконструкции. В связи с его состоянием было даже предложено запретить проезд грузовиков по Цепному мосту и перенаправить их на второй постоянный мост Маргит. Он открылся в 1876 году.

Реконструкция началась только в 1913 году и длилась два года. За это время многие элементы переправы были заменены на новые. Общий вес железных конструкций, встроенных в мост, увеличился более чем в два раза и превысил 5 000 тонн.

Главная трагедия в истории Цепного моста, как и других мостов Будапешта, наступила в 1945 году. Отступающие немцы взорвали его. После этого от первого постоянного моста остались лишь опорные столбы.

Восстановить мост решили в 1947 году. Частично использовали старые элементы переправы. Восстановление Цепного моста длилось до 1949 года. 20 ноября 1949 года состоялось повторное открытие Цепного моста Сечени. Оно произошло спустя ровно 100 лет после первого открытия.

В 1999 году к 150-летию моста компания GE Lighting подарила Будапешту новую систему освещения здания. Новые светильники так удачно вписаны в интерьер, что в дневное время их сложно заметить. С наступлением темноты мост красиво подсвечивается. Цепной Мост Сечени в огнях часто изображается на открытках и другой сувенирной продукции.

Мост Сечени в наши дни

Разговоры о необходимости закрыть Цепной мост Сечени на очередную реконструкцию идут с начала нулевых. По одному из планов работы должны были начаться в 2016 году, а вновь открыть мост хотели в 2019 году. Но ежегодно начало работ откладывают.

Характеристики моста

  • Длина – 380 метров (русскоязычная Википедия пишет 375 метров).
  • Ширина – 14,5 метра (проезжая часть – 6,4 метра, пешеходная часть – 2,2 с каждой стороны).
  • Длина цепных тросов – 202,6 метров центральный трос и по 88,7 метров с каждого из концов.

На мосту есть несколько табличек

На одной говорится, что сохранилось лишь два моста, которые спроектировал Уильям Кларк. Это Цепной мост Сечени и мост через Темзу в английском городе Марлоу. На второй говорится, что в 1945 году Цепной мост взорвали отступающие фашисты.

Со стороны Пешта к мосту примыкает площадь Сечени, со стороны Буды – площадь Адама Кларка. За ней начинается тоннель через Будайским холм. Budai Váralagút прокладывали с 1853 по 1857 года. Его длина 350 метров и почти совпадает с длиной Цепного моста.

Читайте также:
Астана - Москва. Расстояние. Проложить маршрут. Как добраться доехать. Карта -

Интересные факты о мосте

  1. Цепной мост Сечени стал стимулом для объединения Пешта, Буды и Обуды в один город Будапешт. Это произошло в 1873 году.
  2. Из-за того что длина тоннеля почти совпадает с длиной Цепного моста появилась шутка про местных жителей, которые так любят свой мост, что когда начинается дождь они «прячут» его в тоннеле.
  3. Подо львами с Будайской стороны размещены гербы двух семей, благодаря представителям которых проект Цепного моста воплотили в реальность. Речь о семьях Шина и Сечени.

Как добраться до моста

  • Автобус — №105, у него есть остановки у Цепного моста как со стороны Пешта, так и со стороны Буды.
  • Метро – М1, M2, M3 – станция Deák Ferenc tér, далее 10 минут пешком.
  • Трамвай – со стороны Пешта №2 (остановка Széchenyi István tér), со стороны Буды №19 и №41 (остановка Clark Ádám tér).

Цепной мост Сечени на карте

Всегда ваш, Даниил Привольнов.

Пешие индивидуальные экскурсии по Будапешту с автором блога: от обзорных до необычных. Скидка 10% по промокоду TRIPANDME. Без предоплаты. Посмотреть условия и цены

Наши приключения в формате #двоевтачкенеесчитаясобачки – подписывайтесь на Youtube-канал.

Канал сайта в Телеграм. Присоединяйся! А тут я выкладываю красивые фоточки

Мост Сечени в Будапеште

Первый и главный мост Будапешта. Мост – символ. Мост – визитная карточка. Мост, появившийся на свет раньше самого города на 30 лет. Мост, объединивший Буду и Пешт и положивший начало формирования единого центра венгерского государства. Мост, значение которого для жителей Венгрии и, особенно, Будапешта переоценить невозможно.

По популярности среди достопримечательностей Будапешта , мост занимает второе место после всемирно знаменитого Здания Венгерского Парламента.

Кратко об истории Моста Сечени

Согласно городским легендам, гусар Иштван Сечени спешил на похороны отца в Австрию, но ледоход помешал ему перебраться через Дунай и задержал его на неделю. Молодой Сечени опоздал на похороны. Тогда он поклялся построить мост в Венгрии, который соединит два берега Дуная. Насколько эта история правдива, неизвестно никому. Однако известно, что именно граф Сечени был инициатором и главным лоббистом строительства первого в Венгрии моста через Дунай.

Иштван Сечени – венгерский реформатор, вложивший немало сил в развитие родной страны. В частности и в развитие транспортной инфраструктуры. В частности и в строительство моста между городами Буда и Пешт, дабы, объединив их, создать экономический центр Венгрии (а также политический, культурный и социальный, на что были направлены другие его инициативы).

На тот момент венгры понятия не имели о строительстве мостов подобного уровня. Не имея ни знаний, ни технологических возможностей, было принято решение искать их в краях передовика промышленности – Британском королевстве. Там и был найден инженер, который предложил создать увеличенную копию его уже построенного моста. Там же были наняты и опытные рабочие.

Интересные факты о Цепном мосте Сечени

  • Цепной мост был построен в 1849 году и стал первым постоянным мостом, соединившим два берега Дуная. На тот момент, это был самый большой мост в мире, и носил он звание Нового Чуда Света. Носил он его гордо, правда совсем недолго. Уже через 3 года был построен Николаевский мост в Киеве идентичной конструкции, превышающий длину моста Сечени.
  • Львы, возлежащие на колоннах по обоим концам моста, изначально не планировались, а забрались туда в том же 1952 году.

Название свое в честь графа Сечени мост обрел в 1898 году, накануне празднования полувекового юбилея со дня открытия.

Во время Второй Мировой войны при отступлении фашисты уничтожили мост почти полностью (уцелели лишь опоры). Восстановление шло довольно тяжко, и повторно мост был открыт лишь в 1949 году – ровно через 100 лет после первого открытия.

Свое начало мост символично берет от площади Иштвана Сечени, на которой расположен памятник последнему и дворец Грэшема, а так же Венгерская Академия Наук (которой Сечени однажды пожертвовал годовой доход со всех своих имений). Концом же он не менее символично упирается в площадь Адама Кларка – английского строителя, руководившего возведением моста, впоследствии влюбившегося в Венгрию, выучившего венгерский, перебравшегося в Венгрию на ПМЖ и женившегося на венгерке. На площади Кларка расположен нулевой километр Венгрии, а так же старейший в мире Будапештский фуникулер, поднимающий туристов к Будайскому дворцу.

Читайте также:
Автобус 613К: Расписание Маршрут, Москва Общественный наземный транспорт.

Это интересно:

В народе бытует поверье: если между львами моста Сечени пройдет женатый мужчина ни разу не изменявший своей жене (и даже ни разу не думавший об этом), львы зарычат. Пока нет информации, чтобы кто-то слышал львиный рев на мосту Сечени. Так что спешите: у Вас все еще есть шанс стать первым:)

Цепной мост Сечени на карте

Обзорные экскурсии по Будапешту

Мост Сечени, несомненно, являясь топовой достопримечательностью Будапешта, входит о все обзорные экскурсии по городу. Заказать одну из них надежнее заранее, на проверенном годами и нами лично ресурсе:

Цепной мост Сечени

Цепной мост Сечени считают чуть ли не визитной карточкой Будапешта. Его изображение наряду с фотографиями Парламента, Базилики Святого Иштвана и Королевского дворца, можно увидеть на многих сувенирных открытках и туристических фотографиях. Как можно увидеть на карте, он соединяет между собой Будайскую и Пештскую части города. По двум сторонам находятся площади — Адама Кларка (Буда) и Рузвельта (Пешт). В любое время года, утром и вечером, здесь собирается огромное количество путешественников и местных жителей, чтобы смотреть на Дунай и проходящие по нему корабли.

Цепной мост Сечени (Széchenyi lánchíd)

История

Возведенный в 1849 году цепной мост стал на тот момент первым через Дунай во всей Венгрии. Проект разработал инженер из Англии Уильям Кларк, а самим строительством занимался шотландец Адам Кларк. Удивительно, но эти мужчины не состоят в родстве, а одинаковая фамилия — не более чем совпадение.

Жители Будапешта поначалу отнеслись к идее появления этой постройки скептически. Они боялись, что не удастся создать достаточно надежную конструкцию, опасались, что под ней будут скапливаться большие льдины по весне. Развеять их сомнения предстояло специально собранному обществу из влиятельных и богатых граждан во главе с графом Сечени.

Мост Сечении в 1900 году

Работы проводили строители, которые приехали в Будапешт из Великобритании. Стройка началась в 1840 году, а торжественное открытие состоялось в 1849. В дело вложили огромную на тот момент сумму — 4,5 миллиона форинтов.

Так выглядел цепной мост Сечени во второй половине 19 века

В начале 20-го века проводился ремонт, в ходе которого конструкцию укрепляли. Так постройка смогла выдерживать усилившийся поток автотранспорта.

Во время Второй мировой войны подвесной мост взорвали, и от него сохранились только опорные столбы. В конце 40-х годов его построили с нуля. 20 ноября 1949 года движение восстановили, ровно через сто лет после первого открытия.

Цепной мост Сечени в 1945 году, после разрушения в результате военных действий

Как добраться до цепного моста Сечени

Добраться до моста самостоятельно несложно.

Точный адрес: Budapest, Széchenyi Lánchíd, 1051 Венгрия

Как добраться от вокзала Keleti:

Метро:от станции Keleti Pályaudvar по красной ветке до станции Deák Ferenc tér (5 минут).

Пешком:1,1 километр. Следуйте на запад по Deák Ferenc u. в сторону Deák Ferenc tér и поверните направо. Поверните налево на Erzsébet tér, а потом направо. Поверните налево на József Attila u, а затем плавный поворот налево на Eötvös tér/Széchenyi István tér. И еще один поворот налево на Széchenyi Lánchíd. Пункт назначения будет справа.

Метро:от станции Keleti Pályaudvar по зеленой ветке до станции Fővám tér (5 минут).

Трамвай:от остановки Fővám tér M на трамвае 2 до остановки Eötvös tér (5 минут).

Пешком:400 метров. Следуйте на восток по Eötvös tér. Поверните налево и продолжайте движение по Eötvös tér. Плавный поворот налево на Széchenyi Lánchíd и пункт назначения будет справа.

Автобус:от остановки Keleti pályaudvar M на автобусе 5 до остановки Szarvas tér (10 минут).

Пешком:1,1 километр. Следуйте на юго-восток по Attila út в сторону Szarvas tér. Поворачивайте налево на Apród u и продолжайте движение по Ybl Miklós tér. На круге сверните на 1-й съезд на Széchenyi Lánchíd. Пункт назначения будет слева.

Цепной мост Сечени на карте

Что посмотреть

Когда мост только был построен, его называли чудом света. Цепным он является потому, что именно цепи из металла фиксируют основание моста, дорогу, по которой ходит тяжелый транспорт. Он был назван в честь известного графа Сечени, мецената и политика, внесшего огромный вклад в процесс строительство, в том числе и денежный. Свое имя цепной мост получил лишь через 50 лет после открытия.

Металлические цепи цепного моста Сечени. По всей длине моста установлены фонари, которые освещают мост ночью

Читайте также:
Автобус 715К Как С Добром Добраться!

Длина сооружения составляет 375 метров. Посередине находится проезжая часть, по которой в обе стороны ездят машины и общественный транспорт. По бокам предусмотрены пешеходные тротуары. Общая ширина составляет порядка 15 метров.

Главной достопримечательностью здесь являются фигуры львов, которые восседают на постаментах по обе стороны моста. Их создал скульптор Янош Маршалко. По легенде львы зарычат, если между ними пройдет мужчина, который никогда не изменял своей супруге и даже не думал об этом. Скульптуры очень напоминают те, что находятся в Лондоне на Трафальгарской площади, однако венгерские были построены несколькими годами ранее. Фигуры выполнены из чугуна, на каждой из них есть герб Венгрии, а на тех, которые стоят с Будайской стороны, еще и гербы двух влиятельных семей — Шина и Сечени. Высота постаментов составляет три метра.

Львы моста Сечени. Судя по легендам, которые придумывают венгры, то их можно назвать весьма изобретательными людьми с хорошим чувством юмора

С Пештской стороны на цепном мосту можно увидеть памятную табличку, которая сообщает, что данное сооружение является одним из двух, которые строил Уильям Кларк и которые сохранились по сей день. Вторая постройка — это очень похожий по своей конструкции цепной мост Марлоу в одноименном британском городе. По нему люди могли пересекать Темзу.

Цепной мост горячо любим венграми, ведь для них он также символизирует и независимость страны. В 1989 году здесь прошли демонстрации против коммунистического строя, приведшие в итоге к его падению.

По вечерам здесь включается иллюминация. На опорах моста играют огни от больших прожекторов, а на крае пешеходной части и на цепях горят более мелкие, но не менее яркие огоньки. Первый раз освещение включили в 1937 году, когда в Венгрию приехали с визитом итальянский король Виктор Эммануил III и австрийский канцлер Шушниг.

Иллюминация моста Сечени. Кстати, у его подножия размещено два ресторана — Pontoon и Raqpart. Днем вы можете там довольно бюджетно пообедать, а вечером отдохнуть среди шумной толпы веселых людей

Одно из бесплатных восхитительных удовольствий — насладиться видом на закат напротив моста Сечени

Полезные советы
  • На Пештской стороне около моста в барах и кафе любит развлекаться местная молодежь.
  • После прогулки самое милое дело сесть на фуникулер Шикло и отправиться к Будайской крепости, откуда открывается красивый вид на Дунай.
  • Посмотреть на конструкцию интересно и с воды. Можно проехать под ней на речном трамвайчике. Билеты на него продаются в метро или любом другом месте, где торгуют проездными на общественный транспорт.
  • Зимой здесь может быть очень холодно и ветрено, лучше взять с собой теплые вещи, шарфы и шапки.
  • Летом по выходным проезд иногда перекрывают для проведения ярмарок или выступлений.

С лавочек на набережной возле моста открывается прекрасный вид. Обратите внимание, отсюда также видно Царский дворец и Рыбацкий бастион

Интересные факты
  • В 2001 году под мостом пролетел венгерский летчик Бешеньеи, перевернув самолет кабиной вниз. Теперь этот трюк входит в обязательную программу на чемпионате Red Bull.
  • По легенде венгерский мальчуган обвинил Маршалко в том, что он забыл сделать львам языки. Это случилось прямо в день открытия на глазах у всех собравшихся, и скульптор не смог вытерпеть такого унижения и бросился в реку. Однако это всего лишь история: на самом деле Маршалко прожил долгую жизнь, а про языки говорил, что львы просто не высовывают их без надобности. Конечно, скульптор не забыл про эту часть тела животного, однако увидеть языки можно только сверху.
  • Ходили слухи, что граф Сечени был так заинтересован в строительстве моста, потому что из-за его отсутствия опоздал на похороны собственного отца.
  • Граф Сечени и Уильям Кларк на церемонии открытия не присутствовали, более того, ни один из них ни разу не прошелся по своему детищу.
  • До Второй мировой войны за переезд по мосту надо было платить деньги, сейчас передвигаться по нему как на транспорте, так и пешком можно бесплатно.
  • 20 ноября жители Будапешта отмечают день рождения моста Сечени.
  • За цепным мостом расположен тоннель, который уходит под Будайскую гору. Местные любят шутить, что во время дождя его можно спрятать в тоннеле.
Виртуальная экскурсия по цепному мосту Сечени в Будапеште
Цепной мост Сечени в Будапеште на видео

Сегодня в Будапеште есть много мостов, соединяющих разные части города. Помимо цепного Сечени можно посмотреть следующие: Эржебет, Свободы, Маргит (с него можно добраться до острова Маргит), Арпада, Петёфи, Ракоци и Медьёри. Если после посещения Сечени хочется задержаться в том же районе, то можно отправиться к Королевскому дворцу, посетить Рыбацкий бастион, зайти в Музей истории или Национальную галерею, подняться на холм Геллерт. Либо можно пройтись в другую сторону и остаться в Пеште смотреть на Парламент и гулять по набережной.

Читайте также:
Черный список оффшоров: куда лучше не соваться

Чем знаменит Цепной мост в Будапеште

Цепной мост — одно из украшений Будапешта. Удивительная история строительства и реконструкции, достопримечательности главного моста Будапешта.

Украшением венгерской столицы с середины XIX в. является речной мост, соединяющий два противоположных берега города. Идея строительства моста возникла у политика и графа И. Сечени в начале 1820-х гг., когда он пытался переправиться через бурный зимний Дунай. Но возведение будущего «Цепного» моста началось лишь двадцать лет спустя, в 1842 г. Тогда возникла необходимость уменьшить количество человеческих жертв во время переправ через реку.

Кроме того, администрация венгерской столицы стремилась соединить Буду и Пешт, два отдельных города на левом и правом берегах Дуная.

Выбор архитектора

Все работы оплатил граф И. Сечени, в честь которого назван мост. Хотя жители Будапешта предпочитают называть сооружение Старой Дамой, отдавая, таким образом, дань уважения возрасту и истории моста.

На роль главного архитектора Сечени выбрал англичанина В. Кларка, который строил мосты в Британии. Это стало причиной его отсутствия на закладке первого камня, поэтому все руководство строительством было передано шотландцу А. Кларку. Его лично отбирал из множества претендентов В. Кларк и перепоручил ему обещание, данное венгерскому графу. Адам Кларк не только постоянно присутствовал на строительстве, но и переехал на постоянное место жительство в Будапешт.

Строительство Цепного моста

В конце лета 1842 г. на закладке первого камня присутствовали представители императорской семьи, сам граф Сечени и главный архитектор А. Кларк. Долгие семь лет возводилась первая стационарная переправа через бурный Дунай. Украшением моста Сечении в Будапеште стали цепные пролеты, соединившие разные части строения и закрепленные в специальных якорных камерах. Открытие состоялось в ноябре 1849 г., хотя этому событию постоянно мешала австро-венгерская война.

Буквально за несколько месяцев до официального открытия, имперские войска сделали попытку взорвать Цепной мост. Спасение пришло неожиданно — А. Кларк приказал затопить якорные камеры, что предотвратило взрыв.

Общая протяженность моста составила триста восемьдесят метров. Въезд на Цепную переправу расположена в Пеште, на площади Рузвельта. А выезд — в Буде, на площади, названной в честь главного архитектора. Оба места знаменательны своими сооружениями. С пештской стороны мост Сечени стерегут львы, а с будайской — располагается фуникулер. Также тут отмечен нулевой километр.

Интересно, что на открытие граф и главный архитектор не присутствовали, и даже ни разу не прошлись по собственному творению инженерной мысли.

Туннель под Будайской горой в Будапеште

А. Кларк под Будайской горой, как раз напротив моста, решил проложить туннель, длина которого чуть меньше длины «Старой дамы».

Туннель напротив Цепного моста имеет особенность — он исполняет желания! Верите вы или нет, проезжая по нему, задержите дыхание, загадав при этом сокровенное. Выдержать нужно от начала и до конца туннеля. В чем загвоздка, спросите вы — ведь длина его невелика? Будапешт, как и любая столица, страдает от пробок. А потому, покидая мост Сечени, готовьтесь к затору. И все же держите дыхание — ведь только так загаданное исполнится!

Мост Сечени: второе рождение

Во Второй мировой войне цепная переправа стала объектом постоянных бомбардировок фашистами. Они же и взорвали его, отступая из Будапешта.

Инициаторами восстановления стали жители города, которые в канун Нового 1948 г. организовали всевенгерскую акцию сбора средств для проведения реставрационных работ. Посетители многих заведений страны при оплате заказов платили немного больше, чем было написано в чеках. Так была собрана необходимая сумма, и проведено восстановление моста. Был немного изменен внешний облик «Старой дамы»: расширен въезд на Цепной мост, что позволило увеличить проезжую часть. К 20 ноября (день рождения переправы) 1949 г. состоялось повторное торжественное открытие строения.

В летнее время движение по мосту прекращается совсем. Здесь проводятся постоянные фестивали и концерты, привлекающие жителей соседних городов и стран. Красивейший мост Сечени украшает памятные фото многочисленных гостей Будапешта.

Читайте также:
Интервью с пробужденным путешественником Гришей

#шикарныйвид Здание парламента с Цепного моста Будапешта

Цепной мост Сечени, Будапешт, Венгрия – отзыв

Цепной мост Сечени, Будапешт — описание, история, фото. Бонусом: пройти пешком, сфотографировать великолепные виды и чуть не вступить в … 🙊💩

Доброго времени суток всем.
Немного летнего Будапешта вам в ленту! Начну серию отрывов о Будапеште с Цепного моста Сечени. Это самый известный мост Будапешта, практически его визитная карточка наряду со зданием парламента, именно его изображают чаще всего на магнитах, открытках и прочей сувенирной продукции. Чем запомнился, что понравилось, а что — не очень, обо всем ниже в отзыве.

Цепной мост Сечени — описание, история.
Немного из истории моста:

Мост Сечени (правильное ударение — на первый слог), или иначе Будапештский мост, соединяет два берега Дуная, на которых раскинулись две старые половины города: Буда и Пешт. Мост открылся для движения в 1849 г., и он был первым (если не считать временных) в столице после венгерской революции 1848 г. В то время центральный пролёт моста, достигавший 202 м, был одним из самых длинных в мире.

Мост Сечени начинается в Буде на пл. А. Кларка, близ точки отправления фуникулёра к Будайскому дворцу. Заканчивается мост (или наоборот) на пл. И. Сеченьи, недалеко от Грэшемского дворца.

Иштван Сеченьи был выдающимся политическим деятелем в Венгрии, и он в изрядной степени поспособствовал строительству моста. На момент постройки этот мост был настолько огромен, а конструкция его — столь оригинальна, что его считали настоящим чудом инженерной мысли. Кроме того, мост имел ещё и символическое значение: он олицетворял объединение двух городов в один.

Собственно, мост.
Начинается цепной мост Сечени на площади Адама Кларка, если идти со стороны Буды. По крайней мере, мы начали прогулку по этому мосту именно отсюда.

Ещё несколько забавных историй, связанных с этими статуями Львов:

Существуют слухи, что Адам Кларк, представлял собой, душевно очень тонкого человека и не выносил критики относительно себя. На церемонии открытия моста кто-то из людей выкрикнул, что мост не идеален на столько, насколько это афишируют. Адам вступивши в спор заявил, что сбросится с этого моста в реку, если найдется хоть один дефект. Эго обидчик указал, что львы не совсем идеальны, ведь у пастях отсутствуют языки. Инженер был шокирован подобным высказыванием, но не растерялся и ответил: «Львы не собаки, языков не вываливают!» То как закончился их спор неизвестно, и сдержал ли свои ранее сказанные слова Адам Кларк также остается загадкой.

Существует еще одна интересная легенда о том, что если меж двух каменных львов пройдет мужчина, который ни разу не изменил своей супруге, то львы сразу же зарычат. Так что у вас появится еще один шутливый шанс проверить своих благоверных.

Сам мост является одной из важнейших транспортных артерий Будапешта, по нему постоянно едут автомобили, а для пешеходов по бокам есть свои дорожки-тротуары. Они расположены как бы немного под автомобильным полотном по обеим сторонам моста.

К сожалению, на мосту довольно таки грязно. Под ногами можно увидеть мусор, обертки, а примерно на середине моста нам встретилось и вовсе возмутительное явление: кто-то сходил «по-большому» прямо практически там, где люди ходят. Причём, похоже, давненько, потому что не воняло. И не убрал же никто — куда городские власти смотрят. Да уж, странная вариация на тему «здесь был Вася». Ну или бедняга не дотерпел/ не имел денег на платный сортир / бомжевал на мосту или что-то в этом роде. В любом случае, это несколько подпортило впечатление как об объекте, так и о городе в целом.

Заканчивается мост на стороне Пешт на площади Сечени. С неё можно пройти дальше либо к парламенту, либо к площади Героев.

Виды с моста Сечени.
Виды открываются шикарные. Поверьте, стоит дождаться перерыва в людском потоке, чтобы сделать памятные фото. Несколькими поделюсь здесь, в отзыве.
Во-первых, на реку Дунай и речной транспорт на ней:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: