Удивительные прически и одежда из козьих шкур. Племя Каро, которого почти нет

21 портрет эфиопского племени, которое топило своих детей из-за проклятия

Фотографы Джим Цукерман и Джанлука Чиодини побывали в гостях у народности каро.

Фото © Jim Zuckerman

Племя каро обитает в Эфиопии. Оно насчитывает всего от одной до двух тысяч человек. В гостях у самой малочисленной народности африканского государства побывали фотографы Джим Цукерман и Джанлука Чиодини, сообщает The Sun

Фото © Jim Zuckerman

Снимки были сделаны в долине реки Омо. Местные жители выращивают в её пойме кукурузу и сорго, из которых делают хлеб

Фото © Jim Zuckerman

Кроме того, представители каро занимаются скотоводством

Фото © Jim Zuckerman

Представители племени выглядят очень колоритно. Яркая бижутерия является символом достатка

Фото © Jim Zuckerman

Наличие оружия также говорит о высоком статусе его обладателя. Винтовки и автоматы сюда завезли европейцы

Фото © Gianluca Chiodini

Представители каро с удовольствием позируют для фотографов. Взамен они просят деньги или новые украшения

Фото © Jim Zuckerman

В эстетических целях местные жители обмазывают свои тела белой глиной

Фото © Jim Zuckerman

Вплоть до 2012 года племя топило детей, рождавшихся инвалидами

Фото © Jim Zuckerman

Эта жестокая практика на местном наречии называлась минги

Фото © Jim Zuckerman

Каро верили, что дети с ограниченными возможностями могут навлечь проклятие на всё племя

Фото © Gianluca Chiodini

Сейчас о минги здесь стараются не вспоминать

Фото © Gianluca Chiodini

Теперь у каро новая проблема: власти Эфиопии построили на реке Омо дамбу, которая изменила её гидрологию

Фото © Jim Zuckerman

Пойма меняет свои очертания, а вместе с ней меняются границы сельхозугодий каро

Фото © Jim Zuckerman

Фотографы уверяют, что все представители племени чрезвычайно дружелюбны

Фото © Jim Zuckerman

Даже дети прихорашиваются к встрече с гостями

Фото © Jim Zuckerman / Gianluca Chiodini

Помимо глины в качестве макияжа используются охра, тальк, зола и животный жир

Фото © Gianluca Chiodini

Численность каро постоянно сокращается: племя относится к разряду исчезающих

Кровь и красота

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» в ноябре 2010 года (выпуск №11)

Все фотографии – на сайте yastrebfilm.com

Это место считается одним из самых труднодоступных районов Африканского континента.
И потому сюда, на земли, затерянные на границе Эфиопии с Суданом и Кенией, практически не проникали ветры перемен. Ни эфиопские императоры, ни колониальная администрация Бенито Муссолини, ни даже тоталитарный режим Менгисту Хайле Мариама так и не смогли взять под реальный контроль около двух десятков племен, населяющих долину. Они не признают над собой никакой верховной власти, не платят налоги и не говорят на амхарском – государственном языке Эфиопии. Жители долины Омо хотя и говорят на разных местных языках, одинаково вершат дела по обычаям предков и скрупулезно соблюдают обряды и ритуалы, доставшиеся им в наследство от пращуров.

Модники без одежды

Одна из характерных особенностей племен долины Омо – неутолимая страсть к украшению собственного тела.
Племя сурма, например, достигло особых высот в рисунках по коже, а племя хамер – в создании сложнейших многоуровневых причесок. А поскольку в этих краях начисто отсутствует понятие времени и никто никуда не торопится, собственной внешностью здесь занимаются часами. Цель — произвести впечатление на соседа, друга, девушку или, скажем, врага: по их реакции и судят о художественном даровании мастера бодипейнтинга.

Первый опыт приобретается в процессе игры: дети сурма, мурси, хамеров, подражая взрослым, украшают свои тела белой, красной и коричневой краской, используя в качестве инструментов перья, палочки или свои пальцы.
С возрастом овладевают росписью, имеющей общепонятный смысл: для юношей и девушек она становится частью языка обольщения, а для мужчин и женщин — одним из способов подчеркнуть свою индивидуальность, таким же, как для европейца или азиата стильная одежда. Узоры наносятся произвольно, никаких обязательных клише или трафаретов нет – важно только самовыражение художника. Кроме того, узоры на теле нередко выполняют и защитную роль, становясь своеобразным оберегом для их обладателя.

У сурма лучшими художниками считаются мужчины.
Они раскрашивают не только друг друга, но и женщин. Мужчины украшают себя, чтобы привлекать женщин, устрашать противников, подчеркнуть свою силу во время сражений на палках – донга. Узоры могут быть и утилитарными, играющими роль камуфляжа: некоторые напоминают окраску шкур диких и домашних животных или природные пейзажи.

Читайте также:
Аренда авто в Гонконге в 2021 : требования к водителю и документам

Мужчины хамеры могут по праву считаться самыми большими «модниками» в долине реки Омо.
Это племя уделяет особое внимание украшениям, деталям одежды, раскраске тела, но все-таки главное в образе хамеров – это прическа. Котируются только мастера-мужчины (юношам, не прошедшим обряд инициации, вообще не разрешено делать какие-либо прически). Процедура занимает не менее часа, и в законченном виде прическа хамера напоминает скульптурную композицию. Материалами для нее служат глина, охра, веревочки, страусиные перья, кусочки материи, металлические предметы (например, ружейные или автоматные гильзы), фрагменты костей и так далее.

Понятно, что обладатель такого отнявшего массу времени сокровища гордится им и всячески его оберегает.
Так, во время сна используются небольшие стульчики-подставки, на которые кладется голова, чтобы не помять прическу. Если не попасть под дождь, она может продержаться до четырех месяцев!

А мужчины сурма украшают головы, выбривая кольцеобразные узоры, причем прическа одного клана сурма не будет похожа на прическу другого.

На языке шрамов

Еще одна страсть, которая объединяет племена долины Омо, – шрамирование лица и тела.
Сурма считают, что шрамы украшают как мужчин, так и женщин, но смысл этих украшений все-таки разнится. Мужские шрамы — это символ мужества и пренебрежения к боли, знак выигранных битв и поверженных врагов, а женские играют ту же роль, что и ювелирные украшения где-нибудь в Европе. Кроме того, подковообразные шрамы на руках – знак, говорящий о числе убитых врагов (счет мужчинам ведется на правой, женщинам – на левой; если уже нет места, новые шрамы наносят на бедра).

Наблюдение за процедурой шрамирования – испытание не для слабонервных.
А что уж говорить о самих добровольцах, подвергающих себя такой экзекуции! Поражают мужество и терпение этих людей, которые лишь слегка морщатся, когда шип акации в очередной раз вонзается в их тело.

Перед шрамированием, которым занимаются только опытные мастера и мастерицы, на теле острой палочкой чертят желаемый рисунок.
Следуя его линиям, кожу при помощи колючек акации или ежевики подцепляют, приподнимают и слегка подрезают бритвой, не давая поддетому лоскутку оторваться до конца. Чтобы рубец получился выпуклым, в раны втирают смесь из пепла и едкого сока растений, иногда даже помещают личинки насекомых или сушеные зерна. А когда раздражение достигает нужной стадии, раны смазывают специальным маслом, которое убивает инфекцию и способствует образованию рубцов.

Однако в племенах сурма и мурси женщины не останавливаются на этом.
Самое страшное (по нашим, конечно же, меркам) украшение они получают перед замужеством. По достижении 15–18 лет каждой девушке прокалывают кончиком ножа или стрелы нижнюю губу и вставляют в нее палочку, а затем – глиняный или деревянный диск, диаметр которого постепенно увеличивают. А чтобы это украшение лучше держалось, девушке еще раньше, после наступления первых месячных, выбивают четыре нижних зуба.

Диски бывают двух видов – клинообразные и плоские.
Считается, что традиция носить губные диски возникла во времена массовой охоты на рабов: туземцы обезображивали внешность, чтобы сделаться некондиционным «жи— вым товаром», подобно тому как раннехристианские монахини отрезали себе носы, чтобы защитить свою невинность от варваров. Но у сурма и мурси губной диск традиционно играет и важную социальную роль. Чем больше его диаметр, тем выше авторитет девушки, тем большим спросом она пользуется на ярмарке невест. От размеров прямо зависит и выкуп скотом или оружием, который заплатит семье невесты будущий жених. Самые большие диски достигают в диаметре 16 сантиметров, которые перед свадьбой могут «конвертироваться» в целое стадо, состоящее из 50–60 коров и быков.

Конечно, женщины не носят диски все время: они вынимают их, например, во время еды или перед сном, зато вне дома или на людях не расстаются с ними.
Кроме того, у женщин сурма и мурси в обычае обмениваться этими жутковатыми украшениями, не включаются в круговорот лишь те, что были подарены мужем.

Признание прутом

А племя хамер знаменито обрядом «избиения девушек», который проводится во время церемонии инициации юношей.
После него на телах женщин племени остаются характерные шрамы, количество и размеры которых много говорят о социальном положении их обладательниц.

Читайте также:
Аэропорт Газипаша: где находится, онлайн-табло

Жестокий ритуал представляется хамерам любовными играми.
«Заявки на участие» девушки подают сами: остающиеся после ритуала открытые раны на их телах считаются отметинами истинной женщины, знаком ее любви к юноше, которому предстоит пройти испытание, чтобы стать мужчиной. Поэтому особенно стараются отличиться сестры участников обряда мужской инициации и их возлюбленные. Они делают все, чтобы получить как можно больше ударов тонкими прутьями, которые сами же срезают с кустов и деревьев.

Подготовка участниц обряда начинается с самого раннего утра.
Накануне девушки готовят бордей – напиток из зерен сорго, местный эквивалент пива. Время пить его придет с восходом солнца, когда участницы обряда начинают водить хороводы, трубить в рожки и подпрыгивать, звеня металлическими браслетами на ногах. Бордей, наряду с ритмичными движениями, помогает им войти в транс: к полудню поведение жительниц деревни больше напоминает массовую истерию. Некоторые девушки даже падают в обморок, вызванный выпитым бордеем, 40-градусной жарой и постоянным движением.

Чтобы завести парней, которые нарочито делают вид, будто не хотят участвовать в жестокой игре, девушки буквально преследуют их, всячески подначивают, называют слабаками, лишенными мужских способностей.
Наконец парень уступает, берет в руки прут и со всей силой опускает на спину девушки. Но та не издает ни звука, а лишь трубит в рожок, предлагая парню нанести новый удар. Юноша будет убегать, его будут преследовать, заставляя в конце концов вновь взяться за прут.

Так продолжается часами.
К вечеру многие девушки валятся с ног от усталости и выпитой браги. Воздух буквально пропитан потом, кровью, парами алкоголя, кисло-сладким запахом козьих шкур, из которых сделаны юбки женщин. Спины многих девушек исполосованы распухшими кровоточащими бороздами, но их глаза светятся от счастья: чем больше шрамов и рубцов на теле, тем более любимыми и стойкими они выглядят в глазах соплеменников.

Африканский шаолинь

Каждый год после сбора урожая долина реки Омо взрывается от избытка адреналина: приходит пора знаменитых боев на палках донга.
Они считаются самым жестоким видом традиционных состязаний в Африке, но все попытки центральных властей запретить их до сих пор заканчивались ничем.

«Донга» – так называются использующиеся в ритуальных схватках двухметровые палки с вырезанными на одном конце фаллосами; со временем этим словом стали называть и сам ритуал.
Для племен долины Омо, в первую очередь для сурма и мурси, донга – это и обряд инициации для юношей, и ярмарка женихов (лучшего бойца – победителя донги ждет приз в виде первой красавицы округи), и атлетические состязания, и… подготовка к войне. Ведь вооруженные столкновения за лучшие пастбища, плодородные земли, воду и скот между племенами, населяющими долину, до недавнего времени были рутиной здешней повседневной жизни. А извечная вражда между сурма и их самым «закадычным» врагом буми, с постоянными вооруженными набегами, воровством скота и засадами, напоминает борьбу средневековых феодальных кланов: они враждуют отчасти ради добычи, отчасти в силу привычки, а отчасти удовольствия и куража ради.

К тому же недостатка в оружии здесь никто не испытывает.
На смену традиционным копьям и стрелам пришел автомат Калашникова: последние несколько десятилетий это оружие в изобилии доставляется сюда из охваченного гражданской войной соседнего Судана. Цены стабильные и всем известные: автомат старого образца обменивается на 8–10 коров, а последние модели АК стоят 30–40 коров – столько же, сколько составляет выкуп за красивую девушку. Так что любой уважающий себя сурма, достигший 18-летнего возраста, раздобыв «калашникова», не расстается с ним, откладывая в сторону разве что ради донги.

К схваткам допускаются мужчины и юноши в возрасте от 16 до 40 лет.
Многие бойцы сражаются совершенно обнаженными, некоторые заворачиваются в яркие тряпицы, а наиболее искушенные и, видимо, состоятельные надевают на ноги щитки, на руки – налокотники, а на голову – шлем из сухих веток, обмотанных цветными нитками. Преимущество в схватке больше зависит от быстроты и ловкости, чем от силы: бойцы наносят и парируют удары с такой скоростью, что глаз не всегда успевает заметить движение.

Правила донги просты.
Главное из них – запрет на убийство: провинившийся будет навечно изгнан из деревни вместе с семьей, а его незамужняя родственница достанется семье погибшего. Так что летальных исходов в донге почти не бывает, зато травм и ранений множество: достаточно одного удара донгой в пах или по голове, чтобы участник рухнул на землю (а прямой удар в грудь может и вовсе привести к остановке сердца). Если ломается палка, то бой тут же приостанавливается до замены оружия. Схватка заканчивается, если боец опускается на землю и поднимает руку – тем самым он признает свое поражение. Остановить бой может и судья, если увидит, что бойцы отступают от принятых правил: ему достаточно бросить свою палку между сражающимися.

Читайте также:
Голгофа: как выглядит гора в Израиле, где был распят Иисус

Жених в ударе

В день донги все мужчины с утра напиваются бордеем, который поднимает боевой дух и притупляет чувство страха и боли (хотя не исключено, что на трезвую голову желающих участвовать в состязании было бы намного меньше).
Особым шиком считается выпить залпом чашу вдвоем с другом, продемонстрировав теплоту отношений.

Неожиданно раздается несколько выстрелов из автомата Калашникова – это сигнал к началу донги.
Мужчины отрываются от бордея, вооружаются палками, собираются в круг и затягивают медленную ритмичную мелодию. Знаменосец берет в руки флаг своей деревни и ведет бойцов к ближайшему водоему. Здесь участники донги займутся разукрашиванием тел – это обязательная часть подготовки к бою. Разведя мел в воде, мужчины натираются этим раствором. Причудливые узоры, которые они, будучи детьми, рисовали друг другу у того же самого ручья, сменились грозной боевой раскраской.

Украсившие свои тела мужчины полностью готовы к поединку.
Напевая ту же песню, они, покачиваясь в такт, идут на поле донги. Сюда же подходят группы бойцов из соседних деревень. Схватки будут происходить в окружении толпы болельщиков, подбадривающих своих односельчан пением и выкриками. Зрители оставляют бойцам лишь небольшой круг, размеры которого то сужаются, то расширяются в зависимости от накала боя. Возбуждение бойцов и толпы так велико, что вся атмосфера буквально наполняется электричеством. И неудивительно, что порой кто-то из зрителей начинает палить из автомата поверх толпы, а некоторые болельщики не выдерживают и сами вступают в рукопашные схватки между собой.

Бойцы донги сражаются попарно, и победитель каждой дуэли вправе выбрать себе следующего соперника.
Выигравший все бои становится чемпионом турнира: односельчане поднимают героя на носилках, собранных из палок донга, и совершают своеобразный круг почета, распевая все ту же ритуальную мелодию. А затем победителя «преподносят в дар» наблюдавшим все это время за боями молодым девушкам – они сами между собой решат, кто станет женой победителя. Но лавры достаются не только чемпиону – почтения соплеменников заслуживают все без исключения участники турнира. Здесь считают, что самого участия в схватках достаточно, чтобы уважать мужчину за его храбрость и мужество.

…Жестокие бои на палках донга, удаление у девочек нижних зубов, растягивание губы и ушей дисками, шрамирование – все эти обряды исключительно болезненны и причиняют страдание.
Тогда почему они столь живучи и сильны у сурма, хамеров, мурси? Антропологи называют их «контролируемым насилием», способом адаптации молодых соплеменников к суровым природным и общественным условиям.

Племена Эфиопии

Название Эфиопии – страны, находящейся в Восточной Африке – происходит от древнегреческого слова, обозначающего «человек с загорелым лицом». На территории этого государства есть много племен с интереснейшими ритуалами и традициями. В основном племена Эфиопии проживают в долине реки Омо – очень красивом, но и самом диком месте.

Название Эфиопии – страны, находящейся в Восточной Африке – происходит от древнегреческого слова, обозначающего «человек с загорелым лицом». На территории этого государства есть много племен с интереснейшими ритуалами и традициями. В основном племена Эфиопии проживают в долине реки Омо – очень красивом, но и самом диком месте. В отличие от белой народности амазахов из Марокко, все племена в Эфиопии являются чернокожими.

Племя Хамер

Это одно из самых миролюбивых народов Эфиопии. Сформированное в V веке, сегодня оно насчитывает около 35 000 чел. Представители Хамера отличаются от других африканских племен тем, что они очень красивы и ухожены. И мужчины, и женщины имеют высокий рост, скуластые лица с правильными чертами. Одеваются они в многоярусные костюмы, которые украшаются кожей. Наряды дополняются яркими бусами, браслетами и медными ожерельями. Женщины создают из своих волос своеобразные прически. Для этого они заплетают множество косичек, которые затем смазывают жидкой смесью охры, глины и воды. Такие яркие прически – это символ благополучия и здоровья. Племя Хамер живет в деревнях, в хижинах, которые беспорядочно разбросаны по всей территории. Основное занятие хамеров – скотоводство. Некоторые члены племени занимаются пчеловодством, а также изготовлением различных поделок, которые они предлагают туристам.

Читайте также:
Карта полуострова Гаспе, где находится Полуостров Гаспе на карте мира

У членов племени существует несколько этапов взросления, которые отмечаются обрядами инициации. Первая происходит при рождении ребенка. На нее собираются старейшины, проводят специальный ритуал, и только после этого ребенок становится членом племени. Следующий этап – совершеннолетие. Во время этой инициации обнаженный юноша должен пробежать по спинам быков. Если ему это не удается, то это ритуальное действо переносится на будущий год.

Племя Оромо

Эта народность Эфиопии довольно многочисленна. Занимаются члены племени ручным и пашенным земледелием, выращивают лошадей, ослов, мелкий и крупный рогатый скот. Живут в хижинах и шатрах из звериных шкур. Мужчины одеваются в штаны и рубаху- тунику, украшенную вышивкой. Для женщин традиционная одежда – кожаная юбка и плащ.

Племя Цамай

Эта немногочисленная народность насчитывает всего около 10 000 человек. Все они ведут полукочевой образ жизни, занимаясь в основном выращиванием зерновых и хлопка. В племени не разрешаются браки между близкими родственниками. Одеваются замужние женщины в изделия из кожи в виде широкого длинного передника, а девушки могут носить короткую юбку.

Это, возможно, самое малочисленное племя во всей Африке, насчитывающее максимум 1500 человек. Их деревня расположена на красивом берегу реки. Жители занимаются животноводством, а также собирательством. Члены племени Каро – отличные мастера по разрисовке тел. Уже в детском возрасте малышам делают «макияж» с помощью извести, прически в виде гирлянд и прокалывают нижнюю губу, вставляя в нее, например, цветок. При помощи природных материалов – угля, охры, железной руды, мела – на телах взрослых создаются различные геометрические узоры в виде полосок, кругов, спиралей. Женщины Каро украшают себя очень оригинально. Для этого они острым каменным осколком делают надрезы кожи на животе и груди, а после этого втирают в раны золу. В результате зарубцевавшиеся шрамы выгодно, как считают женщины, подчеркивают их формы тела.

Племя Арборе

Насчитывает около 4500 человек. Это единственное племя, члены которого приняли ислам. Их внешняя отличительная особенность – множество ярких разноцветных бус на шее. Женщины покрывают головы черным платком. Исполняя ритуальные танцы, они еще и поют, поскольку считают, что таким образом избавляются от накопившейся в них отрицательной энергии. Благосостояние арборе измеряется поголовьем имеющегося у них скота.

Племя Консо

Они проживают в высокогорных районах Эфиопии, ведут оседлый образ жизни и занимаются земледелием: выращивают тефф, сорго, маис, кофе, хлопок. Одежда женщин – традиционные юбки с вертикальными полосами сине-оранжевого диапазона. Члены племени Консо славятся умением вырезать из дерева скульптуры, называемые «вага», в честь великих воинов. Причем композиции могут включать как самого героя, так и всю его семью и даже убитых им врагов и животных.

Племя Дасинеш

Отличается своими оригинальными прическами. Детям головы бреют наголо. Зато изысканные прически взрослых подчеркивают их статус. Проживают Дасинеш на берегу реки Омо, занимаются выращиванием крупного рогатого скота, однако считаются едва ли не самым бедным племенем во всей Африке.

У них есть интересная отличительная особенность – праздник живота. Женщины племени все изящны и стройны. Зато тучные мужчины племени Боди в Эфиопии, изображенные на фото ниже, считаются самыми привлекательными.

Ежегодно в июне племя выбирает самого полного мужчину племени. До этого в течение полугода неженатые мужчины, желающие победить, поддерживают высококалорийную диету на основе молока с коровьей кровью. Такое питание очень быстро дает свои результаты, и мужчины скоро становят похожи на беременных на большом сроке. Побеждает тучный мужчина, имеющий самый большой живот. Он получает руку красивейшей девушки племени.

Племя Мурси

Эта народность считается одной из самых диких племен в Эфиопии, но и самых необычных во всем мире. Племя Мурси в Эфиопии, насчитывающее примерно 6500 человек, ведет кочевой образ жизни и занимается в основном скотоводством.

Читайте также:
Деятельность Главного управления по вопросам миграции МВД России

Мужчины племени известны своими боями на палках, а женщины – тем, что украшают себя очень своеобразно. Маленькой девочке вставляют в нижнюю губу специальное глиняное блюдце, удаляя при этом несколько нижних зубов. Такой диск по мере взросления меняют на больший. Величина его говорит о том, насколько богатым будет приданое девушки.

Племя Каро (Эфиопия)

Каро, являются нилотской этнической группой в Эфиопии, свою известность они получили благодаря искусству росписи тела. Это небольшое племя с населением от 1 000 до 2 000 человек и являются одним из самых маленьких племен в регионе, к сожалению относится к разряду исчезающих. Они живут на восточных берегах реки Омо в южной части Эфиопии. Основными занятиями являются выращивание растительных культур, таких как сорго, кукуруза, бобы и разводят домашний скот. Из-за мухи цеце содержится только небольшой скот — овцы и козы.

Люди Каро отличаются от соседних народов — они ежедневно разрисовывают себя цветной охрой, белым мелом, желтой минеральной породой, древесным углем и измельченной в порошок железной рудой.

Рисунки на их телах могут ежедневно меняться и различаться по содержанию — от простых звезд или линий до мотивов из окраски животных, таких к примеру как оперение цесарки, или до самых популярных, например, множество отпечатков ладоней, покрывающих туловище и ноги. Каро, как и хамеры используют глину для создания сложных причесок и головных уборов для себя, что означает статус, красоту и храбрость.

Мужская прическа Каро очень сложна. Передняя часть выполнена в виде косичек, обрамляющих лоб, остальная часть волос вытягивается обратно в толстый шиньон и крепко держится за красочную шапку из глазурованной земли. Иногда кусочки коры наклеиваются на макушку, и в коре делаются отверстия для прикрепления страусиных перьев, что свидетельствует о том, что данный мужчина убил врага из другого племени или опасного дикого животного, такого как лев или леопард. Создание такой композиции на голове часто занимает до трех дней, её можно носить на срок до одного года после совершения храброго убийства.

Большие бусы, надетые на шею мужчины, также означают убийство крупной дичи. Мужчины Каро покрывают свое тело и лицо пеплом, смешанным с жиром — символом мужества для важных праздников и ритуальных боев между кланами, которые происходят после сбора урожая. Эти церемониальные бои имеют большое значение, потому что позволяют мужчинам проявить мужество и одновременно продемонстрировать свою красоту и, таким образом, возможно, привлечь женщину. Шрамы и рваные раны, особенно те, что на груди, являются уважаемыми признаками доблести.

Особые ритуалы совершаются регулярно в племенных общинах, и иногда жители соседних поселений идут пешком всю ночь, чтобы засвидетельствовать эти обряды и поучаствовать в празднованиях. Скарификация (шрамирование) тела передает либо значимую символику, либо эстетическую красоту, в зависимости от пола человека. Шрам на груди мужчины указывает на то, что он убил врагов из других племен, и за это его очень уважают в общине. Каждая линия на груди обозначает одно убийство, и тем не менее полноя скарификация груди не является редкостью. Для женщин племени считается, что если порезы сделаны глубоко в груди и теле, то это делает их особенно чувственными и привлекательными, для усиления эфекта от скарификации в свежие раны дополнительно втирается пепел, создавая более объемные шрамы, тем самым усиливая сексуальную красоту.

Каро, как и Хамер, совершают обряд инициации Була, что олицетворяет совершеннолетие юношей племени. Посвященный должен продемонстрировать, что он готов «стать мужчиной», пробежав по спинам, быков, выстроенных в ряд, ни разу не упав четыре раза подряд. В случае успеха мальчик получит право на брак (если его старшие братья уже женаты), кроме этого ему будет разрешено публично появляться со старейшинами в священных местах.

Художественные практики Каро в их повседневной жизни направлены на уважение и символическое признание в их обществе, а также как средство привлечения противоположного пола во время ритуалов.

К сожалению в последнее время современный мир начал оказывать существенное влияние на уклад жизни племени. Старые футболки, пластиковые контейнеры для воды и пивные бутылки сильно проникают в культуру Каро. Кроме того продолжающийся конфликт в Судане и Сомали привел к наводнению племен автоматами Калашникова, и теперь именно это оружие используется для защиты скота, для охоты и разрешения споров.

Читайте также:
Пересадка в аэропорту Брюсселя

Пеший поход на полуостров Рыбачий и Средний

Главное об этом путешествии:

Полуостров Рыбачий загадочный северный край, место неоднозначное и удивительное – самый краешек европейской России!

Однажды побывав здесь, остается равнодушным не возможно! Рыбачий покорит вас редкой красотой, множеством водопадов, озер, величественным покоем скал и непрерывным движением моря!

После почти полувековой «закрытости» от остального мира, сейчас Рыбачий снова стал доступен для туристов!

Путешествие в этот легендарный край позволит не только прикоснуться к тайнам прошлого, но и испытать на прочность себя самого.

Здесь все дышит историей: загадочные сейды, таинственные каменные стражи, многочисленные батареи, укреплённые огневые точки и траншеи – заброшенные военные городки, памятники ВОВ.

Это не просто место на карте, это другая жизнь. Может быть, именно поэтому он так легко завоевывает сердца тех, кто жаждет приключений.

Поход запланирован на вторую середину августа, и это не с проста. Именно в это время на Рыбачьем изобилие грибов и ягод, а погода как правило стоит теплая без серьезных дождей!

За 9 дней посетим по максимуму много интересных мест, устроим две дневки, обе с радиалками.

-Водопады на реке Титовка!

-Перевалим через хребет Муста-Тунтури!

-Скалы (останцы) “Два брата”!

-Побережье Баренцево моря и Скарбеевский пляж!

-Заброшенные военные городки!

-И многое другие интересные места!

Особенности похода:

-С первого дня идем с полными рюкзаками!

-Забросок по маршруту не предусмотрены!

-Будем ходить по 15-20 километров в день.

-Две дневки с радиалками!

-Поход для активных людей, со средней физической подготовкой!

-Нить маршрута может быть изменена инструктором, в случае непогоды, или по другим серьезным причинам.

*Количество участников: 8-12 человек!
*Ограничения по возрасту: от 14 лет в сопровождение родителей.
*Протяжённость маршрута-130 км.
*Продолжительность похода-9 дней.

12 авг – 20 авг 2021 Забронировать

Видео из этого путешествия:

Нитки маршрута

Маршрут по дням

Весь описанный по дням поход – это наиболее оптимальное прохождение маршрута. В процессе прохождения маршрут может быть незначительно изменён в зависимости от погоды или по другим серьёзным причинам. Просьба к участникам оставить в рюкзаках 13 места для общественного снаряжения, и продуктов питания!

Встреча участников: в г. Мурманск, в зале ожидания Ж.Д вокзала, в 12-00. Далее заброска на транспорте до места старта, (берег бухты Озерко) на поляне, у не большого ручейка, с видом на красивый вечерний закат. По дороге остановимся у водопада Мельничный, на реке Титовка. Не смотря что сегодня мы будем передвигается на транспорте, день будет интересным и запоминающим!

Проедем на транспорте 150 км.

С утра проснувшись и позавтракав, двинем по маршруту пешком. Остановимся и исследуем заброшенный военный городок. Пройдемся мимо озер, ручейков, памятников ВОВ. Перевалим через гору Переметная. К вечеру станем лагерем у водопада на реке Скорбеевская. С этого места до берега Баренцево моря 500 метром. До ночи успеем сбегать на пляж и встретить закат! Сегодня пройдем- 20 км

Весь сегодняшний день будем ходить по морскому побережью. Понаблюдаем необычные изрезы скал, бушующие волны северного моря. Поднимемся на красивые смотровые площадки. К вечеру станем на стоянку в заливе Губа Вайда. Пройдем -15 км.

Сегодня устроим себе дневку.

Походим радиалку. Дойдем до мыса Немецкий- самая северная точка европейской России, историческое название – Кегорский мыс. Посетим маяк Вайдагубский- самый северный маяк России, действующий.

Берем курс к полуострову Средний. Пройдемся по берегу Большой Волоковой губы. Зайдем на мыс Коровий. К вечеру дойдем до места нашей стоянки. Пройдем-20 км.

Продолжаем свой маршрут! Сегодня дойдем до одной из изюминок нашего похода- скалы останцы “Два брата”. Это место саамы с древнейших времен считали священным, у их подножья совершали свой жертвоприношения. Место силы, иначе не назвать! Вечером здесь сказочный закат, а ночью, при ясной погоде можно наблюдать северное сияние. Пройдем -18 км.

Дневка! Короткие прогулки на мыс Земляной, в Сад камней, болие подробно изучаем скалы останцы “Два брата”. отдыхаем.

Читайте также:
На чем можно преодолеть расстояние от Лиссабона до Синтры?

Продолжаем поход. Сегодня посетим музей обороны полуострова Рыбачий и Средний. Узнаем подробней где и как велись бой в этих местах, во время ВОВ. По дороге встречаться нам будут водопады. Зайдем и к братскому захоронению воинов 113 дивизиона Северного флота СССР. Пройдем-20 км.

Крайний день похода! Перевалим через Хребет Муста-Тунтури- в переводе с финского “Черная тундра” , самый северный участок фронта Второй мировой войны. Отсюда с высоты открываются красивые виды. Пройдемся по старой военной , мощеной дороге, по самому краюшку озера Устоярви. После обеда придем к месту откуда нас заберет транспорт. Вечером будем в Мурманске! Пройдем- 15 км. На ночь можно поселится в хостеле (нужно за ранее бронировать)! Билеты домой советуем купить на 21 августа (следующий день после окончания похода).

Стоимость

Инструктор

Дата рождения: 10 ноября, 1983
Образование: Среднее профессиональное. Школа инструкторов по классу Водный, Лыжный, Пеший туризм.
Работа: Инструктор-проводник в тур. клубе “Переход”. Организатор водных, лыжных, пеших тур. походов по Карелии, Лен Области и на Кавказе.
Увлечения: Мое увлечение это конечно же разнообразные походы, походная кухня, Музыка , игра и пение под гитару, психология
Опыт вождения групп: В туризме с детства. Профессионально водить тур. группы начал с 2015 года.

Частые вопросы

Участники маршрута прибывают в аэропорт г. Мурманск не позднее 11:00 часов утра. Если прибываете поездом, то до 11:50.

Варианты прибытия: ж/д – станция Мурманск или самолетом до аэропорта г. Мурманск, далее маршруткой №106 до ж/д вокзала (время в пути около получаса)

Место встречи – зал ожидания ж/д вокзала в 12:00.

  1. Рюкзак (для девушек не менее 60 литров, для мужчин не менее 80 литров).
  2. Спальник (вес 1,5 – 2 кг , 2х-слойный, синтетический наполнитель).
  3. Пенка (пенополиуретановый коврик).
  4. Пенка (для сидения).
  5. Кружка, миска, ложка. Индивидуальная аптечка (лекарства лично для вас, лейкопластырь, эластичный бинт, средство от насекомых).
  6. Документы: паспорт, страховой полис ОМС – упаковать в герметичную упаковку.
  7. Фонарик (лучше налобный для исследования военных объектов).
  8. Фотоаппарат.
  9. Туалетные принадлежности (мыло, полотенце, зубная щетка…)
  10. Ботинки на рифленой подошве. Обувь должна быть удобна, нигде не жать и не тереть, но и не болтаться.
  11. Новую обувь перед походом необходимо разносить, хотя бы несколько дней походите в ней по городу. Будем ходить по камням и осыпям – нужны хорошие трекинговые ботинки
  12. Кроссовки (варианты: кеды).
  13. Вместо предыдущего пункта можно взять сандалии или босоножки.
  14. Толстые трекинговые носки (Mind), 2 пары ходовые и теплые шерстяные для сна.
  15. Носки х/б – 5 пар (чем больше, тем лучше).
  16. Сменное белье.
  17. Штаны ветро-влагозащитные и термобелье.
  18. Купальник.
  19. Футболки – 2 шт.
  20. Шапочка шерстяная.
  21. Свитер теплый или флиска (сейчас можно купить не очень дорогую флисовую или поларовую кофту, она намного легче по весу и легко сушится). Ночью температура может опускаться до 0 градусов.
  22. Ветровка (легкая непродуваемая ветром куртка).
  23. Компресс-мешок (утягивающийся мешок для одежды)
  24. Накидка от дождя (это важный пункт, накидка должна быть крепкой).
  25. Чехол на рюкзак от дождя (вариант: вставляем в рюкзак большой полиэтиленовый пакет + все вещи по пакетам).
  26. Панама, косынка, кепка или бандана – светлая.
  27. Перчатки рабочие (для работы у костра), а также флисовые – чтобы не мерзли руки.
  28. Пластиковая бутылка 0,5 л в качестве фляги для воды.
  29. Спички в герметичной упаковке.
  30. Треккинговые палки (подойдут обычные лыжные, высота – до пояса.
  31. Гамаши (фонарики)

В походе участники гораздо чаще жалуются на тяжелый рюкзак, чем на нехватку вещей! Поэтому убедительно просим при сборах не набирать лишних вещей, не указанных в списке.

Если Ваши личные вещи занимают более 2/3 рюкзака – просто оставьте часть вещей дома. Место в рюкзаке должно оставаться для общественного снаряжения и продуктов.

На верхушке глобуса: Рыбачий и Средний за одну полярную ночь

Подготовка для (не)продвинутых

Мы стартовали на Средний и Рыбачий полуострова из Мурманска, но процесс подготовки к поездке начался намного раньше. Для нас он включал четыре главных шага.

1) Оформление пропуска в охраняемую территорию

Лучше заранее обеспечить себе беспрепятственный въезд на особо охраняемую природную территорию. Мы сделали это еще до путешествия — в режиме онлайн. Результат: пропуска не пригодились, но стало немного спокойнее.

По пути на Рыбачий и Средний придется пройти формальный досмотр на пограничном посту под Печенгой (чуть больше 100 км от Мурманска по хорошей дороге). Именно там могут проверить ваши пропуска — сказывается близость Норвегии. У нас на въезде только спросили, куда мы направляемся, и попросили показать паспорта.

Читайте также:
Старое еврейское кладбище в Праге, Чехия

2) Подготовка автомобиля

В нашем случае «подготовить авто» означало арендовать проходимую машину. Ею оказалась видавшая виды «Нивочка». Без полного привода и знающего водителя на Рыбачий лучше не соваться. Свой автомобиль мы оставили на платной стоянке в Мурманске.

Главное — не забыть оборудовать арендованную машину всеми необходимыми инструментами на случай форс-мажора. Мы — забыли и «голосовали» на перевале Муста-Тунтури, чтобы найти спасительный ключ.

3) Подготовка к ночёвке

С собой мы взяли палатку, газовую горелку, провиант и прочую походную атрибутику. Сначала немного сомневались в необходимости ночевки на Рыбачьем. Но когда обнаружили себя в «Нивочке», с трудом передвигающейся по колдобинам полуострова со скоростью 7 км/ч, стало ясно, что мы не прогадали с решением о ночевке. Добраться до Мурманска «засветло» было бы нереально даже физически (белые ночи в помощь, но нам все же хотелось отдохнуть). Да и не стоит. Лично для меня осознание самого факта «засыпания» на краю Земли стало очень ценным.

4) Утепление

Думаю, излишне напоминать о необходимости запастись теплой одеждой. Она очень пригодится для ночевки на берегу Северного Ледовитого океана (а именно, Баренцева моря).

На мне во время такого сна, помимо теплого спальника, была двуслойная куртка-ветровка, шерстяная водолазка, футболка и тонкая шапка. Напомню, что мы путешествовали в августе. Я умеренная мерзлячка, поэтому можете вычесть один слой для объективности. К утру все равно проснулась с онемевшим носом, но ни разу не пожалела о нашем решении заночевать именно на Кекурском мысе.

Как построить маршрут?

Советую закладывать на такое путешествие как можно больше времени. Мы выехали из Мурманска примерно в 8 утра, а вернулись на следующий день примерно в 20:00. При этом мы успели посмотреть далеко не все, что планировали.

Отправляться стоит как можно раньше. Запомните эти прекрасные 110 км ровной асфальтовой дороги до пограничного поста под Печенгой: такого блаженства вы еще долго не испытаете. После прохождения пункта пограничников мы поехали на водопад Мельничный, который находится неподалёку. Понаблюдали за бурлением реки Титовки около руин ГЭС послевоенных времен, благодаря которой водопад получил свое название.

Следующий «чек-поинт» — перевал «Новая Титовка» у Пьяного ручья. Говорят, раньше там было очень трудно проехать и гибли люди, но сейчас дорога вполне раскатанная. На локации стоит беседка с кучей автографов от путешественников. Существует «традиция» выпить здесь, чтобы безбоязненно преодолеть перевал.

Мы ограничились виноградным соком и поехали дальше. Погода здесь еще была солнечной, а пейзажи уже космическими. По обеим сторонам от дороги лежал ковёр из ягеля. Я пока что беззаботно ходила в футболке и ни о чем не подозревала.

Такими темпами мы доехали до перевала Муста-Тунтури. Дорога постепенно ухудшалась: мы посмотрели на километраж и приняли решение не останавливаться здесь, а ехать дальше. Не хотелось попасть на мыс Кекурский слишком поздно. Мы запланировали осмотреть Муста-Тунтури на обратном пути. Спойлер: ни перевал, ни Швабскую дорогу, построенную немцами, мы посмотреть так и не успели.

Свою роль сыграла и неожиданная поломка арендованной «Нивочки». К нам пришло трагическое осознание, что ящик с инструментами остался в нашей собственной машине на стоянке. Пришлось «преграждать дорогу» проезжающим мимо авто (а их было не так уж и много) и просить у путешественников необходимый инструмент взаймы. Какие-то «коллеги» все-таки нашли его на дне багажника, выставив все свои сумки. Вокруг уже было облачно и прохладно. Туман располагал залезть в машину двигаться дальше.

Наконец мы въехали на полуостров Средний. Основная «экскурсионная» программа здесь была запланирована нами на следующий день. Продолжили путь по правой стороне полуострова вдоль губы Большая Мотка. По пути несколько раз останавливались, чтобы побродить по берегу Мотовского залива. От нас разлетались целые стаи чаек — на фоне серого северного неба они смотрелись очень кинематографично. Также по берегу было рассыпано множество морских ежей (вернее, их панцирей). Во время отлива море открыло все свои «подводные камни».

Читайте также:
Карта Коктебеля с улицами и домами. Подробно рассмотреть Коктебель на карте

Постепенно добрались до перешейка между полуостровами. Общее расстояние от Муста-Тунтури до него составляет 27 км. Там мы оказались уже в середине дня или даже позже. Доехав до Рыбачьего, мы не сразу поняли, какой дорогой ехать дальше. Решили — напрямик через полуостров. Еще есть вариант проложить маршрут по левой стороне вдоль Большой Волоковой губы. Вроде бы кто-то ездит и через Зубовскую губу, но не знаю, как там дела с дорогой.

Наш вариант оказался предназначенным «для продвинутых» (как и всё на Рыбачьем и Среднем). Хотя не исключено, что другие дороги преподнесут еще больше сюрпризов. По пути совсем не видно воды: только гористые «поля» — открытая глазу каменистая местность без конца и края. Где-то в 16:00 нам уже очень хотелось есть. Нечего было и говорить об укрытии или комфортном «привале». Пейзаж не менялся, а расстояние до цели не уменьшалось.

Мы все-таки решили пообедать. На полуострове дул порывистый ветер, который мешал разжечь горелку. Нашли выход и обставили горелку крупными камнями по кругу. Приготовили самую вкусную в мире картошку и съели ее на семи ветрах — чуть ли не с ягелем вприкуску. Ветер сделал свое дело. Такого вкусного чая я тоже не пила очень давно. Дальше ехать было уже веселее.

По пути встречали множество ДОТов. Повсюду чувствовалась близость боевых действий времен ВОВ. Современная военная техника тоже время от времени появлялась на пути. В один момент пришлось преодолевать «мостик» из бронетранспортёров. Такой «экзотики» мы не ожидали.

Северные полуострова Средний и Рыбачий. Как добраться и что посмотреть на “краю земли”?

На самом деле Средний и Рыбачий – это два разных полуострова, но многие условно считают их одним и в общем называют просто Рыбачьим.

Дело в том, что полуостров Средний находится между материком и полуостровом Рыбачьим и выполняет связующую роль.

Обычно туристы осматривают оба полуострова сразу – они представляют собой однородное плато и соединяются перешейком. Нельзя попасть на Рыбачий, минуя Средний, и бессмысленно посещать Средний, игнорируя Рыбачий – «край земли».

Где находятся в Мурманской области?

Расположены полуострова на самом севере Мурманской области и омываются Баренцевым морем и его Мотовским заливом. Поблизости нет населенных пунктов (но на Рыбачьем есть полузаброшенные Зубовка, Цыпнаволок и Вайда-Губа), а до самого Мурманска около 150 километров.

Природа, флора и фауна

Это низкие кустарники, мхи и лишайники, невысокие травы вроде осоки и полярных маков, много голубики и морошки.

Из животных здесь можно встретить оленей (правда, не диких) и тюленей. Много птиц – морских чаек, олуш, бакланов, сапсанов, поморников, пеночек и других. У берегов много рыбы: сельди, мойвы и др.

Как добраться самостоятельно?


От Мурманска до Среднего (КПП Титовка) около 140 километров (3 часа пути) на север по частично асфальтированной, но в целом грунтовой дороге.

У КПП находится большая асфальтированная парковка. Здесь же есть продуктовые и сувенирные магазины и продукты – последняя возможность поесть в относительной цивилизации. В дальнейшее путешествие нужно брать еду с собой, купить будет негде.

Асфальта на полуостровах нет, а грунтовку размывает каждую весну, затем она высыхает в очень неровном виде. Придется ехать и по каменистым участкам, скользким после дождя. Лучше всего арендовать для такого путешествия внедорожник. Впрочем, летом можно ехать и на легковушке, и даже на мотоцикле или велосипеде, но предварительно стоит посмотреть прогноз погоды и уточнить состояние дорог в настоящее время.

Общественный транспорт к полуостровам не идет, как и не курсирует по ним самим.

Посмотреть расписание авиарейсов до Мурманска можно в поисковой форме ниже:

Климатические условия и когда лучше ехать?


Полуострова Средний и Рыбачий считаются самой теплой территорией Мурманской области, пусть и расположены на самом ее севере и окружены морем и его ветрами. Ветра нужно учитывать в любое время года, они здесь довольно сильные.

Подходит и период с конца апреля до августа. Лето на севере суровое, но этой суровостью и привлекает (хотя обилие мошкары в июле-августе становится существенной помехой для наслаждения видами и северным морским воздухом).

Читайте также:
Отель Захер в Вене — роскошные условия и безупречный сервис

А вот зимой здесь делать нечего: холодно, ветрено, все покрыто снегами и довольно скучно, без вездехода перемещения очень ограничены.

Достопримечательности природного парка

Северные полуострова – это не только суровая природа, скалы и злое море. Здесь есть на что посмотреть и из конкретных достопримечательностей.

Мыс Немецкий и Вайдагубский маяк


Здесь отмечена самая северная точка Европейской части России. У многих осознание этого вызывает восторг: впереди только море, переходящее в океан, и далее только за две тысячи километров Северный полюс.

На мысе Немецком стоит Вайдагубский маяк, к которому сложно подойти близко из-за его расположения на каменистых скалах (карабкаться по ним опасно), но можно взглянуть издалека – вид впечатляет.

Два брата


«Два брата» – это скалы Акка и Уккаэто. По легенде действительно являются двумя братьями-колдунами, обращенными в камень, чтобы оберегать морской берег. Они довольно невысокие (сильно выветрились за сотни миллионов лет) и ярко-рыжие в солнечную погоду – содержат много железа.

Северное сияние


Мурманская область считается лучшим местом в России для наблюдения за северным сиянием – оно здесь особенно яркое и частое, а территории доступны для туристов. Полуострова Средний и Рыбачий особенно примечательны: здесь можно совместить яркие краски в небе с шумом северного прибоя.

Перед поездкой рекомендуется свериться с прогнозом – они бывают довольно точными.

Мыс Кекурский


Кекурами называют каменные столбообразные скалы причудливой формы, образованные природой. Предположительно им много миллионов лет, поэтому возможность рукотворного создания исключена. От них и получил свое название мыс на Рыбачьем – это хребет, окруженный скалами-кекурами, выточенными морским прибоем.

Примечательно, что на скалах можно разглядеть их историю – тектонические слои видны очень хорошо.

Мельничный водопад


Принадлежит реке Титовка, ранее использовался небольшой военной гидроэлектростанцией (ее руины можно найти неподалеку). Особенно бурный в начале лета, зато осенью окружен яркими красками невысокого леса и тундры.

Плита времени


Аникеев остров – это уже не территория полуостровов Средний и Рыбачий. Но до него можно быстро доплыть на моторной лодке от берега Рыбачьего. Здесь есть на что посмотреть: главная достопримечательность – сланцевая плита, покрытая надписями-отметками норвежских и русских мореплавателей, самая ранняя из которых относится к началу XVI века. К сожалению, с каждым годом плиту перекрывают «автографы» современных туристов.

Если «живая история» моряков из прошлого не особо интересует, то как минимум путешествие по Баренцеву морю и прогулка по окруженному бурными волнами морю вдохновит точно.

Маяк Цыпнаволокский


Стоит на мысе Цыпнаволок полуострова Рыбачий. Действующий, играет важную роль до сих пор. Выглядит довольно свежо, так как сравнительно недавно реставрировался, хотя после Второй Мировой войны был существенно разрушен.

Муста-тунтури и музей обороны


Муста-тунтури (от фин. Mustatunturi – «черная гора») – это хребет на полуострове Средний, где проходила линия фронта во время Второй Мировой войны. И по сей день здесь легко найти гильзы, артиллерийские пушки и другие следы войны. Осталось и несколько небольших бункеров и крупных военных частей, которые сейчас играют роль своеобразного музея.

Посещение территории доступно только гражданам РФ, т. к. здесь иногда до сих пор проводятся военные учения.

Мыс Скоробеевский


Расположен на краю Рыбачьего и привлекателен тем, что здесь можно ощутить «Дыхание Арктики» – так называют смешение теплых и холодных потоков воздуха, когда в теплую погоду внезапно веет холодом и снова возвращается тепло – словно Север подул.

Найти жилье в Мурманске и окрестностях можно здесь:

Карта

На карте указаны главные достопримечательности полуостровов. Карту можно скачать по ссылке.

Организованные туры

Погрузиться в атмосферу Русского Севера и побывать в самых красивых точках Кольского полуострова можно в составе организованной группы. Рекомендую джип-тур на край Земли: 2 дня на полуостровах Средний и Рыбачий.

Полезное видео

Посмотрите видео об увлекательной поездке:

Полуострова Рыбачий и Средний – рай для любителей северных краев и морей. Здесь суровая тундра и буйное море, живописные скалы и фьорды, смесь теплых и холодных ветров – все, чтобы почувствовать свободу первозданной природы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: