Судебная система Германии: структура, особенности, отличия

Судебная власть и организация судопроизводства в ФРГ Текст научной статьи по специальности « Право»

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гордейко М.А., Швандерова А.Р.

Текст научной работы на тему «Судебная власть и организация судопроизводства в ФРГ»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

Список использованной литературы:

1. Национальный комитет по охране памятников культуры Германии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www .dnk.de/Wir_ber_uns/n2220

2. Абакумов Р.Г., Унежева В.А., Страхова А.С. Анализ системных проблем жилищно-коммунального хозяйства города Белгорода и применение зарубежного опыта развития инновационной деятельности в системе жилищно-коммунального хозяйства // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016№ 6. С. 226-234.

3. Абакумов Р.Г., Наумов А.Е., Маликова Е.В. Методические рекомендации по экономическому воспроизводству жилого фонда на основе реконструкции домов первого периода индустриального домостроения//

Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016.№ 5. С. 179-183.

© Чудных Д.В.,Чудных В.В., Абакумов Р.Г., 2017

магистрант 2 курса кафедры «Теории и истории права и государства» по направлению «Судебная власть» Ростовский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов – на – Дону, Российская Федерация Научный руководитель: А.Р. Швандерова к.соц.н., заведующая кафедрой «Общеобразовательных дисциплин»

Ростовский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов – на – Дону, Российская Федерация

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ СУДОПРОИЗВОДСТВА В ФРГ

Особое место судов ФРГ в политической системе и механизме государственной власти отражается уже в том факте, что юстиция имеет здесь больший удельный вес в структуре политических учреждений и повседневной практике общественной жизни. На один миллион жителей в ФРГ приходится более 200 судей (в Англии – 51, Италии – 101, Швеции – 100) Из средств, расходуемых на поддержание правопорядка, в ФРГ на суды расходуется примерно две трети, в то время как в других европейских странах примерно одна треть.

Еще более важны не количественные, а качественные характеристики западногерманской юстиции. Желающие извлечь из ее истории уроки, полезные для развития демократических институтов, в том числе институтов правосудия, должны отдавать себе отчет в том, что именно суды являлись здесь важнейшим средством сдерживания демократических процессов и движений.

Один из самых больших знатоков западногерманской юстиции, сам долгое время занимавший посты в судебной системе ФРГ, Е. Вассерман, характеризуя западногерманское правосудие, писал:

«В случае сомнения судья склоняется скорее к поддержанию существующего, чем к его изменению».

Судебная власть – это специализированная судебная система. Помимо конституционной юстиции Федерального конституционного суда и конституционных судов земель, действуют еще 5 ветвей правосудия: общая (возглавляет Федеральная судебная палата), административная (Федеральный административный суд), трудовая (Федеральный суд по трудовым делам), финансовая (Федеральный финансовый суд) и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

социальная юстиция (Федеральный суд по социальным делам).[2, с. 168]

Федеральный конституционный суд может проверять федеральные законы об одобрении международно-правовых договоров. Следует отметить, что в отличие от обычной доминирующей практики в большинстве государств исключительно последующего конституционного контроля Федеральный конституционный суд вправе осуществлять предварительный контроль после решения Бундестага, но перед выработкой закона об одобрении Федеральным президентом.

Проверка актов государственного (конституционного) права, например законов, на основании международного права не предусмотрена. Это является также основной причиной того, что в своих решениях Федеральный конституционный суд почти никогда не делает ссылки на такие международно-правовые источники, как Европейская конвенция по правам человека 1950 г.или международные пакты по правам человека. Федеральный конституционный суд ФРГ не приводит их даже в качестве поддерживающих (дополнительных) аргументов, как, например, это делает Конституционный Суд Российской Федерации. [1, с. 50]

Решения Федерального конституционного суда носят обязывающий характер для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти земель, судов. В некоторых случаях, специально перечисленных в законе о Федеральном конституционном суде, его решения обладают силой закона.

Суды общей юрисдикции:

1. Верховный суд возглавляет систему общих судов. В состав Верховного суда входят 11 сенатов по гражданским делам, 9 сенатов по уголовным делам, а также 7 сенатов по рассмотрению специальных вопросов, т. е. по делам картелей, адвокатов, нотариусов. В компетенцию Верховного суда по уголовным делам входит рассмотрение кассационных жалоб на приговоры высших судов земель, а также на приговоры судов присяжных и больших палат судов земель. Федеральный суд может пересмотреть дело по вновь открывшимся обстоятельствам. В компетенцию Федерального суда по гражданским делам входит рассмотрение кассационных жалоб на решения, вынесенные высшими судами земель (сумма иска до 30 тыс. евро). Из всех общих судов только Верховный суд является общефедеральным учреждением, а все нижестоящие суды являются судами земель.

2. Высшие суды земель выступают в качестве кассационных и апелляционных инстанций и в качестве судов первой инстанции. Они образованы во всех землях и рассматривают апелляционные жалобы на решения и определения нижестоящих судов.

3. Суды земель выступают как суды первой или второй инстанции, рассматривая жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов. В составе каждого суда земли образовывается палата по гражданским (в том числе торговым) и уголовным делам. Заседают в составе трех профессиональных судей и председателя. Если дела не очень сложные, они могут рассматриваться единолично. Торговые дела могут рассматриваться в составе председательствующего и равноправных с ним двух непрофессиональных судей (например, могут быть из коммерсантов). Некоторые категории споров разрешаются председателем единолично. [1, с. 52]

Читайте также:
Температура воды в море и погода в Коктебеле в мае с отзывами туристов

Суды по трудовым делам: 1. Федеральный суд по трудовым делам, который состоит из пяти сенатов. 2. В судах земель по трудовым делам образовываются коллегии в составе одного профессионального и двух или четырех «почетных» судей 3. Низшей ветвью являются суды по трудовым спорам.[2, с. 169]

Суды по социальным вопросам. Созданы для рассмотрения вопросов, связанных с социальным страхованием, выплатой пособий безработным, вернувшимся на Родину гражданам, оказанием льготной помощи.

Судам по трудовым спорам подведомственны дела, касающиеся трудовых правоотношений: споры и конфликты по тарифным соглашениям и по уставам предприятий, по вопросам внутреннего трудового распорядка и, в частности, участия представителей наемных работников в организации и управлении предприятием.

К этим судам относятся: Земельный трудовой суд и Федеральный трудовой суд.

Суды по социальным вопросам так же, как суды по трудовым спорам, двухуровневые: земельные суды по социальным вопросам и Федеральный суд по социальным вопросам. В их компетенцию входят споры по

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

вопросам социальных пособий, пенсий, страхования по безработице, прав инвалидов и жертв войны, права на оплату медицинской помощи через больничные кассы

Финансовые суды созданы главным образом для рассмотрения дел по вопросам уплаты налогов и таможенных сборов. Эта система включает Федеральный финансовый суд и еще 15 финансовых судов (по одному в каждой земле). [2, с. 174]

Суды по финансовым вопросам разделяются на два уровня: суды нижней инстанции и Федеральный финансовый суд в качестве высшей инстанции. Они рассматривают споры по налоговым декларациям, налогам и сборам.

Система административной юстиции. Существует для рассмотрения жалоб физических и юридических лиц на акты органов государственного управления. Все системы судов независимы по отношению друг к другу. В случае возникновения противоречия между системами судов может быть созван общий сенат федеральных судов, чье решение обязательно для всех.

На административные суды возложены полномочия по обеспечению законности в публичной деятельности. Административные суды рассматривают споры публично-правового характера, т.е. споры граждан с официальными инстанциями. Их задачей является обеспечение защиты граждан при взаимоотношениях с органами публичной власти и ведомствами.

Организация административных судов трехступенчатая. Высшим органом административной юстиции является Федеральный административный суд. Суды первой и второй инстанций находятся в компетенции земель. Низовая, первичная, инстанция по рассмотрению данных споров — административный суд, судом второй инстанции является Высший административный суд (земельный), который в некоторых землях по традиции называется Административной судебной палатой. Каждая земля имеет только один суд второй инстанции, однако в некоторых случаях две земли объединяются и создают совместный суд второй инстанции, как, например, земли Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Саксония. [2, с. 176]

Федеральный административный суд выступает в качестве кассационной инстанции и редко — в качестве первой (в основном при рассмотрении дел, имеющих принципиальное значение).Большая часть дел рассматривается судами второй инстанции, т.е.земельными судами административной юстиции. При этом надо иметь в виду наличие в стране специализированных судов административной юстиции, решения которых обязательны для соответствующих ведомств. Например, споры авторов технических решений разрешаются Патентным судом, представляющим Патентное ведомство ФРГ. Второй и последней инстанцией в этих случаях выступает Федеральный административный суд.

Следует обратить внимание на особый порядок рассмотрения исков в судах административной юстиции, когда судебному разбирательству предшествует рассмотрение протестов на оспариваемые акты органов исполнительной власти (как предварительная стадия в административном процессе) в органах, издавших эти акты, по жалобам лиц, интересы которых затронуты.

Рассмотрение протеста формально преследует цель обязать орган, издавший акт, проверить его с точки зрения законности и целесообразности. Такой протест может привести к отмене акта полностью или частично. Принесение протеста по общему правилу приостанавливает действие акта в его опротестованной части.

Прокуратура в Германии действует при судах, находясь в общем подчинении министра юстиции.

Таким образом, в рамках системы судопроизводства ФРГ судебная власть подразделяется на конституционное судопроизводство и пять самостоятельных отраслей судопроизводства, которые возглавляют соответственно высшие суды Федерации. [3, с. 124]

Список использованной литературы:

1. Гериозон Е.А. Как устроена судебная система Германии. М.: Консультант, 2000.

2. Имашева Е.Г., Кушнир И.В., Кормушкина Н.В. Учебник: Конституционное право зарубежных стран.- М., 2015;

3. Чиркин В.Е. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Юристъ, 2014.

© Шванднрова А.Р., Гордейко М.А., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

магистрант 2 курса кафедры «Теории и истории права и государства» по направлению «Судебная власть» Ростовский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов – на – Дону, Российская Федерация Научный руководитель: А.Р. Швандерова к.соц.н., заведующая кафедрой «Общеобразовательных дисциплин»

Ростовский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов – на – Дону, Российская Федерация

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТЕ РФ НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Территория современного Кузбасса в XIX веке входила в состав Томской губернии, образованной в 1804 г. Три округа (уезда) этой губернии — Кузнецкий, Томский и Красноярский — располагались на территории современного Кузбасса, причем большую часть его занимал Кузнецкий округ. В 1856-1857 гг. в связи с ростом числа населения в бассейне р. Кия, освоением золотоносных россыпей в этом районе был создан Мариинский уезд. Таким образом, на территории современного Кузбасса к середине XIX века располагалось два уезда — Кузнецкий и Мариинский. [1]

Читайте также:
В Хорватии продают военную базу под туристический бизнес

Административная и судебная реформы Екатерины II начались в Кузнецком уезде в 1779 г., что было связано с созданием Колыванской области, в состав которой вошел и указанный уезд. До 1779 г. судебная система Кузнецкого уезда вообще не была отделена от административной, судебные функции выполнял кузнецкий воевода, наделенный практически неограниченной властью в уезде. Первым судебным учреждением уезда был Кузнецкий нижний земской суд. С упразднением в 1797 г. губернского верхнего земского суда он стал именоваться просто Кузнецким земским судом.

Кузнецкий земской суд был упразднен по закону от 12 июня 1867 г. в связи с введением окружного полицейского управления. Все функции суда были переданы Кузнецкому окружному полицейскому управлению. [2]

Судом для крестьян в Кузнецком уезде была Кузнецкая нижняя расправа, учрежденная в 1779 г. Согласно положению об «Учреждении губерний», нижняя расправа являлась судебным местом для однодворцев, государственных, приписных и дворовых крестьян.

Кузнецкая нижняя расправа упразднена указом от 12 декабря в 1796 г. в связи с ликвидацией Колыванской губернии. Все нерешенные дела были переданы на рассмотрение Кузнецкого уездного суда. [1] Судом первой инстанции Кузнецкого уезда для дворян, а с 1801 г. и для крестьян был Кузнецкий уездный суд. Он был создан предположительно в 1782 г. Первоначально он подчинялся Судному департаменту Колыванского губернского правления, который в свою очередь находился в введении Правительствующего сената. В связи с ликвидацией в 1796 г. Колыванско-Воскресенской губернии Кузнецкий уездный суд перешел в подчинение Тобольского верхнего надворного суда. В 1804 г. в связи с образованием Томской губернии Кузнецкий уездный суд стал подчиняться Томскому гражданскому уголовному суду, наблюдение за ним осуществлял Томский губернский прокурор. Таким образом, в отличие от европейской России, где судом второй инстанции являлись палаты уголовного суда, в Сибири эти функции были возложены на губернские суды. [2]

В 1822 г. в связи с реализацией Положения об «Учреждении для управления Сибирских губерний» Кузнецкий уездный суд был преобразован в Кузнецкий окружной суд.

Решения судебных дел мещан и купцов г. Кузнецка производилось первоначально в Кузнецком

Организация судебной системы ФРГ.

Данная система определяется двумя факторами:

  • 1) федеративным устройством государства;
  • 2) наличием как судов общей юрисдикции, так и судов специальной юрисдикции.

Система общих судов включает в себя четыре инстанции: в землях действуют участковые суды, земельные суды, высшие земельные суды и на уровне Федерации — Федеральная судебная палата. Система специальных судов имеет, как правило, три уровня, например: суд по трудовым делам, земельный суд по трудовым делам, Федеральный суд по трудовым делам.

Суды общей компетенции рассматривают уголовные и гражданские дела. К компетенции судов по трудовым делам относятся споры между профсоюзами и союзами работодателей, между отдельными предпринимателями, с одной стороны, и работниками наемного труда (рабочие, служащие) — с другой. В ведении административных судов находятся все споры публично-правового характера, кроме конституционно-правовых, и прежде всего иски граждан к различным государственным органам, споры о правах государственных служащих, а также споры между некоторыми административными единицами (например, между городом и общинами). Эти же суды разрешают конфликты, связанные с запретом массовых выступлений и демонстраций, охраной окружающей среды, предоставлением политического убежища и т.д. Суды по социальным делам, рассматриваемые в специальной литературе как особый вид административной юстиции, разбирают иски граждан к государственным учреждениям по вопросам о социальном страховании, о выплате пособий на детей и пр.

Судом первой инстанции, как правило, всегда являются либо участковый суд, либо суд земли. Участковый суд вправе рассматривать большинство уголовных и гражданских дел. Судопроизводство в этих судах обычно осуществляется единоличным судьей. Суд земли также рассматривает в порядке первой инстанции некоторые уголовные и гражданские дела и является также апелляционной инстанцией в отношении участковых судов. Верховный суд земли проверяет соответствие вынесенного решения фактической стороне дела и соблюдение закона. Федеральная судебная палата контролирует только соблюдение закона.

Указанные выше пять высших судебных органов, возглавляющих отдельные ветви судебной власти, самостоятельны и независимы в отношении друг друга. Если между ними возникают разногласия по существенным правовым вопросам, то в соответствии с Основным законом ФРГ (ст. 95) созывается совместное совещание (он называется «сенат) вышеупомянутых органов, который выносит решения, обеспечивающие единство судебной практики.

Организация и деятельность прокуратуры не регламентируются Основным законом ФРГ. Прокуратура организационно связана с судами различных инстанций: Федеральная прокуратура во главе с Федеральным генеральным прокурором находится при Федеральной судебной палате; генеральные прокуратуры во главе с генеральными прокурорами — при высших земельных судах; прокуратуры во главе с обер-прокурорами — при судах земли; при участковых судах — свои прокуроры. Должностные лица прокуратуры обязаны исполнять законные указания вышестоящих прокуроров. Все федеральные прокуроры находятся под общим руководством министра юстиции.

Федеральный конституционный суд. Состоит из двух палат (сенатов). Половина судей (т.е. восемь) избирается Бундестагом и половина — Бундесратом. Бундестаг избирает судей путем проведения непрямых выборов; эта процедура осуществляется специальной комиссией, формируемой на основе пропорционального представительства от политических фракций Палаты. Судьи от Бундестага считаются избранными, если за них подано по меньшей мере восемь голосов. Судьи, получающие свои полномочия от Бундесрата, избираются 2/3 его голосов. Трое судей в каждом из сенатов должны избираться из членов пяти высших судов страны, т.е. от Федеральной судебной палаты, Федерального административного суда, Федерального финансового суда, Федерального суда по трудовым делам и Федерального суда по социальным вопросам, причем эти члены должны осуществлять свои полномочия не менее трех лет. Эти требования должны служить гарантией однородности судейского состава и его опытности. Пять других членов в каждом из сенатов должны быть назначены из числа лиц, имеющих возраст не менее 40 лет и обладающих дипломом, дающим возможность осуществлять функции судьи. Другими словами, только юристы могут получить место в Конституционном суде. Судьи не могут входить ни в состав Бундестага, Бундесрата, Федерального правительства, ни в соответствующие органы земель. Федеральный конституционный суд является самостоятельным и независимым от всех других конституционных органов судом Федерации. Срок полномочий судей — 12 лет; он ограничен достижением 68-летнего возраста. Избранные на должность судьи назначаются Федеральным президентом.

Читайте также:
Куда поехать отдохнуть в Крым: курортные города и поселки - 2022

Полномочия Федерального конституционного суда весьма широки. Он разрешает следующие категории дел:

  • 1) о толковании Основного закона ФРГ по поводу споров об объеме прав и обязанностей верховного федерального органа или других участников, которые Основным законом ФРГ или регламентом верховного федерального органа наделяются собственными правами;
  • 2) в случае расхождения мнений или возникновения сомнений относительно формальной и фактической совместимости федерального права и права земель с Основным законом ФРГ или совместимости права земли с другим федеральным правом. Такие вопросы Суд рассматривает по запросу Федерального правительства, правительства земли или одной трети части Бундестага;
  • 3) в случае расхождения мнений о правах и обязанностях Федерации и земель, в частности при исполнении землями федерального права и при осуществлении федерального надзора;
  • 4) по другим спорам публично-правового характера между Федерацией и землями, между землями или в пределах одной земли, поскольку не предусмотрен иной судебный порядок (ст. 93). Конституционный суд разрешает также дела о конституционных жалобах, которые могут быть поданы каждым, кто утверждает, что государственная власть нарушила одно из его основных прав или одно из прав, записанных в ряде перечисленных статей Основного закона: право на сопротивление, равноправие, право избирать, права, связанные с отправлением правосудия. Суд рассматривает конституционные жалобы общин и общинных союзов по поводу нарушения законом права на самоуправление (ст. 28 Основного закона ФРГ), а также в отношении законов земель при условии, что жалоба не может быть передана в конституционный суд земли.

Согласно Закону о Федеральном конституционном суде 1951 г. (в ред. 1985 г.) и Основного закона ФРГ Конституционный суд выносит решения: об утрате и лишении основных прав; об антиконституционности политических партий; по жалобам на решения Бундестага, касающихся действительности выборов, приобретения или утраты членства депутатом Бундестага; по обвинениям в отношении Федерального президента; а также в случаях, когда конституционный суд какой-либо земли расходится в толковании Основного закона с решением Федерального конституционного суда или конституционного суда другой земли (и ходатайствует о решении Федерального конституционного суда) и т.д.

Решения Суда обязательны для конституционных органов Федерации и земель, а также для всех судов и ведомств.

Система судебной власти Германии

Конституционными нормами закрепляются главные начала организации и работы судебных властей в Федеративной Республике Германия. В 92 статье Основных законов Германии указано, что судебную власть доверяют судьям и она может осуществляться в Федеральном Конституционном суде и федеральных судах, которые предусматриваются Основным законом.

Статья 97 провозглашает важные принципы, которые должны соблюдать все правовые государства – факт независимости суда и то, что подчиняться он должен только законам.

Германия имеет сложную и разветвленную систему. В ее основе принцип того, что суды должны специализироваться на основании характера дел, которые они рассматривают: общая подсудность (компетенция), трудовая, социальная, административная и финансовая. На основании конституционных положений, общая, административная, финансовая, трудовая и социальная юрисдикции учреждаются Федерацией как высшие судебные инстанции: Федеральные верховные суды, Федеральные административные суды, Федеральные суды трудовых споров и Федеральные суды социальных вопросов. Данные положения установлены 95 статьей. Помимо этого, возможно учреждение других судов. Такая судебная система ФРГ в конституционном праве является специализированной.

Федеральные суды Германии

В данной системе судопроизводство может подразделяться (кроме основной юстиции на основе Конституции) на 5 отраслей судебного производства, которые являются самостоятельными и стоят во главе верховных судов ФРГ. Эти суды являются независимыми один от другого и, если возникают разногласия, на совещании, которое проходит с участием председателей, принимаются консолидированные решения.

В Германии существуют эффективные институты, осуществляющие конституционный контроль. Федеральным конституционным судом осуществляются предварительные и последующие контроли. Для ФРГ характерной чертой можно считать парламентскую модель при вопросе того, как формируется орган, осуществляющий конституционный контроль. Данный статус может быть определен на основании Основного закона и специального ФКЗ.

Судьи Федеральных конституционных судов обязаны избираться на основе голосования квалифицированного большинства, составляющего не менее ⅔ от обеих палат парламента. Одна половина судей должна избираться на основании бундестага, а вторая – бундесрата. В состав данных судов входят несколько коллегий (сенатов), каждый из которых включает в себя 8 судей. Нести свои полномочия они могут в 12-летний период.

Читайте также:
Жилье в Тоскане, аренда вилл, квартир и апартаментов у моря, цены

Что входит в компетенцию Федеральных конституционных судов?

  1. Трактовка Конституции Германии, в случае возникновения спора насчет объема прав и обязанностей субъекта, находящегося под влиянием конституционно-правовых отношений.
  2. Рассмотрение спорных моментов и внесение ясности во взаимоотношениях между Федерацией и землями, а также между землями.
  3. Рассмотрение вопросов, связанных с нарушениями Основного закона, прав человек, которые гарантированы на основе конституционных норм, а также жалоб по поводу действий, противоречащих установкам Основного закона.
  4. Рассмотрение жалоб относительно решений бундестага, которые относятся к выборам, приобретению или утрате положения нижней палаты и др.

Федеральным конституционным судом может проверяться федеральный закон по поводу одобрения любого международно-правового договора.

Отметим, что в отличие от превалирующей практики большого количества стран, предпочитающих последующий конституционный контроль, данным судом может осуществляться предварительный контроль на основании решений бундестага (перед тем, как проводить выработку законов одобрения в лице федерального президента).

Проверять акты государственных или конституционных прав, к примеру, закона, основанного на международном праве, без соответствующего запроса – нельзя. Федеральным конституционным судом не делаются ссылки на факт наличия международно-правовых источников (к примеру Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека от 1950 года) или международных пактов по правам человека. Они также не являются поддерживающими (дополнительными) аргументами, как это может происходить в Конституционном Суде РФ.

Решения, выдвигаемые Федеральным конституционным судом ФРГ, являются обязывающими для каждого органа гос. власти, земель и судов. Существуют также случаи, которые отдельно перечислены в законах Федерального конституционного суда, а решения, вынесенные им, могут обладать законной силой.

Для земель действителен Земельный конституционный суд.

Система судов, имеющих общую юрисдикцию, так называемых частей обычного судебного производства, состоит из четырех звеньев:

  1. Суд низовых инстанций (участковые суды), в которых рассматриваются практически все уголовные и гражданские дела.
  2. Земельные суды.
  3. Высшие (верховные) земельные суды.
  4. Федеральные судебные палаты, являющиеся верховным звеном. В данных судах происходит рассмотрение правовых споров относительно договоров, бракоразводных процессов и уголовных дел, а также дел по поводу нарушения общественного порядка и др. В них также могут рассматриваться дела, которые связаны с правом на владение землей, опека и попечительство, наследство и другие.

В Германии отлично развита система, которая называется административной юстицией. У административных судов есть полномочия на обеспечение законности, когда дело касается публичных выступлений и других вопросов подобного характера. В данных судах также рассматриваются публично-правовые споры, споры физических лиц и официальных инстанций.

Административные суды в Германии

Административные суды организуются по трехступенчатой системе. Высшим органом считаются Федеральные административные суды. Суд первой и второй инстанции подчинены землям.

Низовые, первичные инстанции, которые могут рассматривать данные споры – административные суды, а суды второй инстанции – Высшие административные суды (земельные) или Административные судебные палаты.

На каждой земле может существовать только один единственный суд второй инстанции, но иногда несколько земель могут объединяться и создавать один суд второй инстанции, как в случае с Шлезвиг-Гольштейном и Нижней Саксонией.

Федеральные административные суды являются кассационной инстанцией, но иногда и первой (в случае рассмотрения дел, которые имеют большую важность). Большинство дел рассматриваются в судах второй инстанции, в земельных судах, находящихся под административной юстицией. Вынесенные ими решения являются обязательными для донесения в соответствующие ведомства. К примеру, спор между авторами в области технического решения, может быть разрешен в Патентном суде, который представляет Патентное ведомство Германии. Вторая и последняя инстанции в этом случае – это Федеральные административные суды.

Необходимо придавать значение существованию особого порядка того, как рассматриваются иски в административных судах. Особенно в случаях, когда перед судебным разбирательством рассматриваются протесты оспариваемых актов, изданных органами исполнительной власти (в качестве предварительной стадии административного процесса), в органах, которых издали данные акты, на основании жалоб лиц, чьи интересы затрагивались. Во время рассмотрение протестов на формальном уровне преследуется цель обязательства органов, издавших соответствующий акт, рассмотреть его на предмет соответствия законам. Данные протесты могут стать причиной для отмены акта или его части.

Финансовые суды могут подразделяться на несколько уровней: нижняя инстанция и Федеральные финансовые суды. В них рассматриваются споры относительно налоговых деклараций, налогов и сборов.

В трудовых судах рассматриваются дела, которые затрагивают трудовые правоотношения: спор или конфликт на основании тарифного соглашения или устава предприятия, внутренний трудовой распорядок и участие представителей наемных рабочих в организации управления предприятием.

Социальные суды также имеют несколько уровней: земельный суд социальных вопросов и Федеральные социальные суды. Они решают споры относительно проблем с социальными пособиями, пенсиями, страхованием безработных, права оплаты мед. помощи в больничных кассах и т.д.

Судебная система Германии: некоторые особенности структуры судов

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 04.11.2022 2022-11-04

Статья просмотрена: 225 раз

Библиографическое описание:

Долганова, Н. В. Судебная система Германии: некоторые особенности структуры судов / Н. В. Долганова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (335). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74749/ (дата обращения: 07.10.2021).

В статье уделяется внимание некоторым видам судов в Федеративной республике Германии. Автор рассматривает некоторые особенности при рассмотрении гражданских и уголовных дел в Германии.

Ключевые слова: гражданская и уголовная юрисдикция, судопроизводство, конституционные права, судебная инстанция.

Судебная система Федеративной республики Германии тесно связана с историей древних римлян, которые очень многое позаимствовали у эллинов, ставших первыми, кто сумел четко сформулировать принцип функционирования различных институтов власти.

Читайте также:
Расстояние Новосибирск - Хабаровск. Маршрут проложить. Как доехать

В Германии, как во всех демократических государствах, судебная власть не зависит от исполнительной и законодательной ветви власти. Принцип правового государства является основным принципом, определяющим работу судов в Федеративной республике Германии. Именно он гарантирует независимость судов и равенство всех граждан перед правосудием.

Согласно статье 92 Основного закона (das Grundgesetz) или Конституции Германии, вся судебная власть возлагается на судей. Они действуют в рамках конституционного, федеральных и земельных судов. В соответствии со статьей 95, существует пять юрисдикций, в которых федерация учреждает соответствующие им системы судов.

Федеральный закон Германии определяет структуру судебной власти, но управление большинства судов регулируется земельным законодательством. Земли отвечают за суды низшей судебной инстанции, апелляционные суды действуют на федеральном уровне. Федерально-земельное разделение позволяет обеспечивать равное исполнение законов на всей территории страны, в то время как центральная роль земель в управлении судами гарантирует независимость судебной системы от федерального правительства. Принципы римского права составляют основу германской судебной системы и определяют систему правосудия, которая принципиально отличается от англосаксонской системы.

Судебная система ФРГ состоит из трех типов судов. Суды общей юрисдикции, которые рассматривают уголовные и большинство гражданских дел и являются самыми многочисленными на сегодняшний день. Специализированные суды рассматривают дела, связанные с административным, трудовым, социальным, налоговым и патентным правом. Конституционные суды сосредоточены на судебном пересмотре и толковании Конституции. Федеральный Конституционный суд (Bundesverfassungsgericht) является высшей судебной инстанцией.

Самый старейший и самый большой вид судов — суды общей юрисдикции, которые совмещают гражданскую и уголовную юрисдикцию. Они имеют четырехступенчатую структуру, и делятся на участковые суды на местном уровне, земельные суды на региональном уровне, верховные земельные суды на региональном уровне и Федеральный суд как последняя инстанция, ответственная за всю Федеративную Республику. Также как и в гражданском правосудии, уголовное судопроизводство начинается, как правило, с суда низшей инстанции или земельного суда, наименее тяжкие преступления рассматривает суд низшей инстанции, тяжкие — земельный суд. Только в случае особо тяжких преступлений и преступлений, противоречащих основным принципам конституции, как, например, государственная измена и терроризм, судами первой инстанции будут являться верховные земельные суды, так в настоящий момент высший земельный суд Мюнхена ведет судебный процесс по делу так называемой неонацистской группировки NSU. В этом процессе речь идет об убийстве десяти человек, большинство из них выходцы из Турции, преступниками, относящиеся к праворадикальной группировке. Прокурор обращается с иском в участковый суд, если приговор не больше четырех лет лишения свободы. Если наказание предусматривает лишение свободы не более двух лет, дело рассматривает участковый судья.

Если наказание предусматривает лишение свободы от двух до четырех лет, решение по делу может принять суд присяжных. Этот суд состоит из одного профессионального судьи и двух общественных заседателей, избираемых в особом порядке, присяжных. Присяжные на судебном заседании имеют такие же права, как и профессиональные судьи, их голоса имеют равную силу. Такого понятия как «Jury» в англо-американской системе права, когда «Jury», состоящие из присяжных, решают вопросы о виновности, в немецкой системе права не существует. За вынесение наказания за особо тяжкие преступления, это, прежде всего, убийства и преступления со смертельным исходом, как, например, грабеж со смертельным исходом, наряду с участковым судом отвечает земельный суд.

Подсудностью земельного суда также являются те случаи, когда прокурор обращается с иском в земельный суд, так как, например, в случае тяжкого экономического преступления или тяжкого преступления, связанного с наркотиками, наказание предусматривает лишение свободы на срок более четырех лет. В качестве первой инстанции в земельном суде в так называемой «большой судебной палате» в зависимости от значения и тяжести дела судебный процесс проводят два или три профессиональных судьи и два присяжных. Земельный суд также рассматривает апелляции на решения участкового суда. Дело рассматривает так называемая «малая судебная палата», которая состоит из одного профессионального судьи и двух присяжных. Подсудность независима от того, кто принимал решение в первой инстанции, судья, рассматривающий уголовные дела или суд присяжных.

Если в первой инстанции решение принял не участковый, а земельный суд (= «большая судебная палата»), появляется одна особенность: в дальнейшем уже не проводиться сбор фактов и невозможно обжаловать дело в федеральном суде. В результате появляется стратегия защиты, которая провоцирует судебную ошибку. Таким образом, можно успешно аннулирование решение суда и передать дело в другой суд, чтобы добиться повторной проверки фактов. Наряду с этим случаем допускается пересмотр решений малой судебной палаты земельного суда и судебных постановлений первой инстанции верховных земельных судов.

Кассационным судом является высший земельный суд, если апелляция по решению малой судебной палаты передана в земельный суд для обжалования. Федеральный суд вправе обжаловать дело, если, как было сказано, апелляция касается решения земельного суда первой инстанции или верховного земельного суда. Также для уголовных дел существует возможность перехода пересмотра в обход апелляционных инстанций.

Читайте также:
Поездка в Испанию: как пользоваться мобильной связью и интернетом

Уголовный сенат верховного земельного суда состоит из трех профессиональных судей, в особо длительных и сложных процессах первой инстанции дело рассматривается пятью профессиональными судьями. Уголовный сенат Федерального суда состоит из пяти профессиональных судей.

В рамках рассмотрения подсудности уголовных судов необходимо обратить внимание на то, что для рассмотрения дел подростков, и лиц до 21 года в участковых и земельных судах есть специальный судья и суд присяжных по делам несовершеннолетних в участковом суде и судебная палата по делам несовершеннолетних в земельном суде.

Если все судебные инстанции пройдены, а пострадавший считает, что его конституционные права нарушены, он может обратиться в конституционный суд. Конституционный суд не является судебной инстанцией, его единственное назначение — это контроль за соблюдением конституции. То же самое можно сказать о европейском суде по правам человека, который должен гарантировать соблюдение европейской конвенции по правам человека. В заключение хотелось бы отметить, что такой проблемы, как недоверие к судьям, в Германии не существует, так как суд является тем местом, где каждый, чьи права и интересы нарушены, может найти защиту. Неслучайно судебная система ФРГ входит в топ-15 самых независимых в мире. Вероятно, это связано с немецким менталитетом. Однако при этом немцам удалось построить эффективную судебную систему, которая способна обеспечить отраслевую защиту интересов граждан.

Тот факт, что эта страна занимает в Европе ведущую роль по гражданским искам, является отличительной особенностью судебной системы Федеративной республики Германии. Это еще раз доказывает, что суды являются крайне важными не только в государственной структуре, но и в жизни каждого гражданина страны.

  1. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / отв. ред. А. Я. Сухарев. — М.: Норма, 2000.
  2. Судебные системы европейских стран: справочник / пер. с фр. Д. И. Васильева и с англ. О. Ю. Кобякова. — М.: Международные отношения, 2002.
  3. Шумилов, В. М. Введение в систему публичного права ФРГ / В. М. Шумилов // Право и политика. — 2001. — № 10.

Судебная власть и конституционный контроль в ФРГ

Согласно Основному закону ФРГ судебная власть в Германии осуществляется Федеральным конституционным судом, иными федеральными судами и судами земель (ст. 92). Система судебных органов в Германии имеет сложный характер, что предопределено федеративным устройством страны и многоплановой судебной юрисдикцией.

Существуют шесть ветвей юстиции:

  • конституционная,
  • общая,
  • административная,
  • финансовая,
  • трудовая и
  • социальная.

Систему судов общей юрисдикции возглавляет Федеральная судебная палата. Иные ветви судебной власти возглавляются соответственно Федеральным административным судом, Федеральным финансовым судом, Федеральным судом по трудовым спорам и Федеральным судом по социальным вопросам (абз. 1 ст. 95 Основного закона).

Основной закон также устанавливает, что Федерация может учредить федеральный суд по делам о правовой защите промышленной собственности; она же может образовать федеральные суды для вооруженных сил – военно-уголовные суды; последние могут осуществлять свою юрисдикцию лишь в случае введения состояния обороны, а также в отношении лиц из состава вооруженных сил, направленных за границу или находящихся в море на военных кораблях. Верховным органом для этих судов является Федеральная судебная палата (ст. 96). Чрезвычайные суды не допускаются.

Правосудие в ФРГ осуществляется на началах равенства всех перед судом и законом, независимости судей и подчинения их только закону, гласности судебного процесса, состязательности и иных, закрепленных в Основном законе и других правовых актах.

Федеральный конституционный суд.Данный институт получил конституционное закрепление еще в Веймарской конституции. Его важность предопределяется особой ролью в защите конституционного порядка. Федеральный конституционный суд является самостоятельным и независимым от всех других конституционных органов судом Федерации.

Федеральный конституционный суд состоит из 16 судей и разделен на две палаты (сенаты). Согласно закону о Федеральном конституционном суде на должность судьи может быть избран гражданин ФРГ, достигший 40 лет и имеющий право быть избранным в Бундестаг. Половина судей (восемь) избирается Бундестагом и половина – Бундесратом. Иными словами, только юристы могут получить место в Федеральном конституционном суде. Судьи не могут входить в состав Бундестага, Бундесрата, Федерального правительства, в соответствующие органы земель. Срок полномочий судей – 12 лет, и он ограничен достижением 68-летнего возраста. Избранные на должность судьи назначаются Федеральным президентом.

Председатель и заместитель председателя Федерального конституционного суда избираются соответственно Бундестагом и Бундесратом из состава обоих сенатов. Каждый раз при выборах этих должностных лиц происходит чередование между палатами парламента относительно избрания председателя суда. Сложился своего рода обычай, согласно которому партия (или коалиция), имеющая большинство мест в палате, предлагает кандидатуру председателя суда, а вторая по величине партия – его заместителя.

ПолномочияФедерального конституционного суда весьма широки. Он рассматривает:

1) дела о толковании Основного закона по поводу споров об объеме прав и обязанностей верховного федерального органа или других участников, которые Основным законом или регламентом верховного федерального органа наделяются собственными правами;

2) дела о соответствии Основному закону других актов федеральных органов государственной власти или нормативных правовых актов земель, а также о соответствии федеральному праву права земель (в последнем случае дела рассматриваются по ходатайству Федерального правительства, правительства земли или трети депутатов Бундестага);

Читайте также:
Аэропорт Пардубице в Чехии — онлайн табло прилета и вылета, фото, отзывы

3) споры о компетенции между Федерацией и ее субъектами, в частности при исполнении землями федерального права и при осуществлении федерального надзора;

4) споры публично-правового характера между Федерацией и землями, между землями или в пределах одной земли, если не предусмотрен иной судебный порядок;

5) конституционные жалобы, поданные в связи с нарушением органами государственной власти или должностными лицами конституционных прав и свобод;

6) конституционные жалобы общин или объединений общин в связи с нарушением права на самоуправление;

7) иные дела, отнесенные к ведению Федерального конституционного суда Основным законом (ст. 93).

Система судов общей юрисдикции включает в себя действующие в землях

  • участковые суды,
  • земельные суды,
  • высшие земельные суды и
  • действующую на уровне федерации Федеральную судебную палату,

т.е. четыре инстанции. Данные суды рассматривают уголовные и гражданские дела. Всего действует 706 участковых судов, 116 земельных и 24 высших земельных суда.

Система специальных судов имеет три уровня (кроме финансовых судов, имеющих двухуровневую систему) –

  • окружные,
  • земельные суды и
  • федеральный суд.

К судам по трудовым спорам относятся: Федеральный суд по трудовым спорам (располагается в г. Кассель), 19 высших судов земли по трудовым спорам, 124 суда по трудовым спорам. К компетенции этих судов относятся споры между профсоюзами и союзами работодателей, между отдельными предпринимателями, с одной стороны, и работниками наемного труда (рабочие, служащие) – с другой.

В ведении административных судовнаходятся все споры публично-правового характера, кроме конституционно-правовых, прежде всего иски граждан к различным государственным органам, споры о правах государственных служащих, а также споры между некоторыми административными единицами (например, между городом и общинами); эти же суды разрешают конфликты, связанные с запретом массовых выступлений и демонстраций, охраной окружающей среды, предоставлением политического убежища и т.д. Система административных судов включает

  • Федеральный административный суд,
  • 16 высших административных судов и
  • 52 административных суда.

Суды по социальным вопросам относят к особому виду административной юстиции. Эти суды рассматривают иски граждан к государственным учреждениям по вопросам о социальном страховании, о выплате пособий на детей и проч. Система судов этого вида включает:

  • Федеральный суд по социальным вопросам (г. Кассель);
  • 16 высших (земельных) судов и
  • 69 низовых судов по социальным вопросам

Суды, входящие в систему каждого из упомянутых видов судебной юрисдикции, самостоятельны и независимы в отношении друг друга. В случае возникновения между ними разногласий по существенным правовым вопросам в соответствии с Основным законом (ст. 95) созывается совместный Сенат высших судебных инстанций, который выносит решения, обеспечивающие единство судебной практики. В Основном законе закреплены положения о несменяемости судей. Судьи назначаются без указания срока полномочий, но состоят в должности до достижения возрастного предела, установленного законом о судьях. Предельный возраст для судей судов общей и специальной юрисдикции составляет 65 лет.

Прокуратура в Германии не образует самостоятельной системы, а организационно связана с судами различных инстанций. Все федеральные прокуроры находятся под общим руководством министра юстиции ФРГ. Общее руководство прокурорами в землях осуществляет соответствующий земельный министр юстиции. Прокуратура проводит расследование по уголовным делам, отличающимся большой сложностью. В предусмотренных законом случаях представители прокуратуры участвуют и в разбирательстве гражданских дел.

Судебная система Германии

Судебная власть в ФРГ не существует в виде какого-то одного высшего судебного органа ни в федерации, ни в землях. Это специализированная судебная система. Помимо Федерального конституционного суда и конституционных судов земель, действует еще 5 ветвей правосудия : общая, административная, трудовая, финансовая и социальная юстиция.

Конституционный суд состоит из 2-х палат и 16 судей, половину избирает Бундесрат, половину Бундестаг (2/3-ми голосов на 12 лет без переизбрания). Компетенция: 1) толкование федеральной конституции; 2) рассмотрение споров по вопросу взаимоотношения федерации и земель, а также земель между собой; 3) рассмотрение жалоб общин и их союзов по нарушениям законов; 4) рассмотрение заявлений граждан на нарушение их конституционных прав юридическими актами; 5) рассмотрение жалоб на решения Бундестага, касающихся выборов и т.д. Конституционный контроль – как последующий, так и предварительный. В Конституционный Суд может обратиться любой гражданин.

В землях действуют конституционные суды земель. Они вправе контролировать соответствие законов земель федеральной или местной конституции.

Каждая из остальных 5 ветвей имеет верховный орган (высший суд). Эти судебные органы не зависят друг от друга. В случае разногласий созывается совещание из представителей этих органов, которое принимает решение, обеспечивает единство судебной практики.

Каждая ветвь судебной власти имеет несколько инстанций: 4 у общих (низшие (участковые) суды, несколько земельных судов); 3 у большинства остальных судов; 2 у финансовых судов. 2-е место в мире после США по количеству судей на душу населения.

Суды общей компетенции – рассматривают уголовные и гражданские дела; суды по трудовым спорам – споры между работником и работодателем; административные суды – иски граждан к государственным служащим и иски государственных служащих к администрации; суды по социальным делам – рассматривают иски граждан к государственным учреждениям по вопросам пенсий и выплат.

В системе общих судов большую часть уголовных и гражданских дел рассматривает участковый суд, в составе судьи и двух заседателей. Суд земли рассматривает более сложные уголовные и гражданские дела, а также является апелляционной инстанцией. Верховный суд земли проводит ревизию – особый процесс в Германском праве, где сочетаются элементы апелляции и кассации. Федеральная судебная палата осуществляет только кассационный процесс. В низовых судах др. ветвей в процессе участвуют 3 судьи и 2 заседателя.

Читайте также:
Заброшка Sathorn Unique в Бангкоке: призрак большого города

Присяжные участвуют в анализе права.

Конституционные нормы закрепляют основные начала организации и функционирования судебной власти в Германии.

Статья 92 Основного закона ФРГ гласит: «Судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным конституционным судом и предусмотренными в настоящем Основном законе федеральными судами и судами земель ».В ст.97 провозглашается важный принцип правового государства — независимость судов и их подчинение только закону.

В Германии существует сложная и разветвленная судебная система, в основание которой положен принцип специализации судов по характеру рассматриваемых дел: бщей подсудности (компетенции), трудовые, социальные, административные, финансовые. Согласно конституционным положениям, «в области общей, административной, финансовой, трудовой и социальной юрисдикции Федерация учреждает в качестве высших судебных инстанций: Федеральный верховный суд, Федеральный административный суд, Федеральный финансовый суд, Федеральный суд по трудовым спорам и Федеральный суд по социальным вопросам » (ст.95).Кроме того, могут быть также учреждены Федеральный патентный суд, Военно-уголовный суд и другие суды. Подобную судебную систему принято называть специализированной.

Таким образом, в рамках данной системы судебное производство помимо конституционной юстиции подразделяется на пять самостоятельных отраслей судопроизводства, которые возглавляют, соответственно, верховные суды Германии. Верховные суды независимы друг от друга, в случае разногласий совещание председателей этих органов принимает консолидированное решение.

В ФРГ существует эффективный институт конституционного контроля. Федеральный конституционный суд осуществляет как предварительный, так и последующий контроль. Для Германии характерна парламентская модель формирования органа конституционного контроля. Его статус определяется Основным законом и специальным федеральным конституционным законом.

Судьи Федерального конституционного суда избираются квалифицированным большинством в две трети палатами Парламента: половина судей избирается Бундестагом, другая половина — Бундесратом. В составе этого суда две коллегии (сената) по восемь судей. Срок их полномочий — 12 лет.

К его компетенции относятся:1)толкование Основного закона ФРГ в случаях споров об объеме прав и обязанностей субъектов конституционно-правовых отношений;2) рассмотрение споров и неясностей по вопросу о взаимоотношениях Федерации и земель, а также земель между собой;3)рассмотрение вопросов, связанных с нарушением Основного закона, прав человека, гарантируемых конституционными нормами, а также жалоб по поводу других действий, противоречащих Основному закону;4)рассмотрение жалоб на решения Бундестага, касающихся выборов, приобретения или утраты членства в нижней палате, и некоторых других вопросов.

Федеральный конституционный суд может проверять федеральные законы об одобрении международно-правовых договоров. Следует отметить, что в отличие от обычной доминирующей практики в большинстве государств исключительно последующего конституционного контроля Федеральный конституционный суд вправе осуществлять предварительный контроль после решения Бундестага, но перед выработкой закона об одобрении Федеральным президентом.

Проверка актов государственного (конституционного) права, например законов, на основании международного права не предусмотрена.Это является также основной причиной того, что в своих решениях Федеральный конституционный суд почти никогда не делает ссылки на такие международно-правовые источники, как Европейская конвенция по правам человека 1950 г.или международные пакты по правам человека. Федеральный конституционный суд ФРГ не приводит их даже в качестве поддерживающих (дополнительных) аргументов, как, например, это делает Конституционный Суд Российской Федерации.

Решения Федерального конституционного суда носят обязывающий характер для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти земель, судов. В некоторых случаях, специально перечисленных в законе о Федеральном конституционном суде, его решения обладают силой закона.

В землях действуют конституционные суды земель.

Система судов общей юрисдикции, так называемого обычного судопроизводства, включает четыре звена: суды низшей инстанции (участковый суд),в них рассматривается 90%уголовных и гражданских дел; суд земли, высший (верховный) земельный суд и Федеральная судебная палата в качестве верховного звена.

Все они рассматривают правовые споры по договорам, бракоразводные и уголовные дела, дела о нарушении порядка, а также вопросы так называемой «добровольной юрисдикции ». Им подсудны дела, связанные с земельной собственностью, опекой и попечительством, наследственным правом и т.д.

Существует развитая система административной юстиции.

На административные суды возложены полномочия по обеспечению законности в публичной деятельности. Административные суды рассматривают споры публично-правового характера, т.е.споры граждан с официальными инстанциями. Их задачей является обеспечение защиты граждан при взаимоотношениях с органами публичной власти и ведомствами.

Организация административных судов трехступенчатая. Высшим органом административной юстиции является Федеральный административный суд. Суды первой и второй инстанций находятся в компетенции земель. Низовая, первичная, инстанция по рассмотрению данных споров — административный суд, судом второй инстанции является Высший административный суд (земельный),который в некоторых землях по традиции называется Административной судебной палатой. Каждая земля имеет только один суд второй инстанции, однако в некоторых случаях две земли объединяются и создают совместный суд второй инстанции, как, например, земли Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Саксония.

Федеральный административный суд выступает в качестве кассационной инстанции и редко — в качестве первой (в основном при рассмотрении дел, имеющих принципиальное значение).Большая часть дел рассматривается судами второй инстанции, т.е.земельными судами административной юстиции. При этом надо иметь в виду наличие в стране специализированных судов административной юстиции, решения которых обязательны для соответствующих ведомств. Например, споры авторов технических решений разрешаются Патентным судом, представляющим Патентное ведомство ФРГ. Второй и последней инстанцией в этих случаях выступает Федеральный административный суд.

Читайте также:
Как купить медицинскую страховку в Чили

Следует обратить внимание на особый порядок рассмотрения исков в судах административной юстиции, когда судебному разбирательству предшествует рассмотрение протестов на оспариваемые акты органов исполнительной власти (как предварительная стадия в административном процессе)в органах, издавших эти акты, по жалобам лиц, интересы которых затронуты.

Рассмотрение протеста формально преследует цель обязать орган, издавший акт, проверить его с точки зрения законности и целесообразности. Такой протест может привести к отмене акта полностью или частично. Принесение протеста по общему правилу приостанавливает действие акта в его опротестованной части.

Суды по финансовым вопросам разделяются на два уровня: суды нижней инстанции и Федеральный финансовый суд в качестве высшей инстанции. Они рассматривают споры по налоговым декларациям, налогам и сборам.

Судам по трудовым спорам подведомственны дела, касающиеся трудовых правоотношений: споры и конфликты по тарифным соглашениям и по уставам предприятий, по вопросам внутреннего трудового распорядка и, в частности, участия представителей наемных работников в организации и управлении предприятием.

К этим судам относятся: Земельный трудовой суд и Федеральный трудовой суд.

Суды по социальным вопросам так же, как суды по трудовым спорам, двухуровневые: земельные суды по социальным вопросам и Федеральный суд по социальным вопросам. В их компетенцию входят споры по вопросам социальных пособий, пенсий, страхования по безработице, прав инвалидов и жертв войны, права на оплату медицинской помощи через больничные кассы.

Сравните типы политических систем следующих групп стран. Выделить общие и отличительные черты:

История Весны Вулович и другие случаи выживания в авиакатастрофах

Стюардесса Весна Вулович.

Вот вам подборка всех случаев чудесного спасения в авиакатастрофах. Включая знаменитую историю в Андах 1972 года.

История Весны Вулович: стюардесса выжила при падении с 10 тысяч метров

26 января 1972 года все информационные агентства мира сообщили о взрыве над чешским городом Сербска-Каменице на высоте 10160 метров югославского пассажирского самолета DC-9, следовавшего рейсом из Копенгагена в Загреб. Причиной трагедии стала бомба, спрятанная на борту аваиалайнера хорватскими террористами. Впрочем, официально преступление осталось нераскрытым, а имена исполнителей не установлены. Шансов выжить в подобных катастрофах очень и очень мало, и обычно сообщения о них заканчиваются одинаковой фразой: «Все находившиеся на борту погибли».

Но мир облетела сенсация: 22-летняя стюардесса Весна Вулович осталась жива, упав с огромной высоты — единственная выжившая из 28 пассажиров и членов экипажа. Относительно “мягкую” посадку ей обеспечили заснеженные кроны деревьев, самортизировавшие удар обломков фюзеляжа. Правда, в себя девушка пришла лишь через месяц.

Кстати, 22-летняя стюардесса Весна Вулович не должна была лететь на этом рейсе, но из-за ошибки авиакомпании направлена на него вместо другой бортпроводницы с таким же именем (Весна Николич).

На день катастрофы Весна ещё не окончила обучение и в экипаже находилась в качестве стажёра.

Когда произошёл взрыв, Весна Вулович работала в пассажирском салоне. Она сразу потеряла сознание, и впоследствии не смогла вспомнить, что делала и где именно находилась (в средней части фюзеляжа или в хвосте).

Весне повезло не только в том, что самолет упал на заснеженные деревья, но и в том, что первым на месте аварии оказался один из местных жителей, в годы Второй мировой войны работавший в немецком полевом госпитале и знавший азы первой медицинской помощи. Он-то и обнаружил едва дышащую Вулович среди мертвых тел пассажиров, и оказал ей первую помощь. Вероятно, это и спасло ей жизнь. Но врачи еще долго не верили, что она выживет. Даже когда Весна пришла в себя, в этом были сомнения. Но шли дни, и молодой организм все уверенней и уверенней справлялся с полученными травмами.

Спустя 2 месяца после аварии Вулович была на самолете отправлена из Праги в Белград. Были опасения, что полет может негативно отразиться на психическом состоянии девушки. Все-таки падение с такой высоты не могло пройти бесследно. К счастью, все обошлось благополучно – Весна ничего не помнила из событий того страшного дня и поэтому никак не отреагировала на новый полет. Всего на излечение ушло 16 месяцев, 10 из которых у Весны была парализована нижняя часть тела.

Этот факт даже занесли в книгу рекордов Гиннесса, как самый высотный прыжок без парашюта — в 1985 году. Любопытная деталь: когда Весна приехала в Лондон, на церемонию вручения сертификата о занесении в Книгу рекордов, одновременно с ней аналогичный документ получал Пол Маккартни, кумир ее юности.

Весна Вулович после выздоровления пыталась вернуться к работе стюардессой в Yugoslav Airlines, но в итоге получила офисную должность в авиакомпании.

Весна Вулович умерла в декабре 2016 года у себя дома в Белграде в возрасте 66 лет. Причина смерти не раскрывается.

Военные истории выживания в авиакатастрофах

В общей сложности людей, выживших в авиакатастрофах, насчитывается во всем мире несколько десятков, не считая тех, кто выжил в катастрофах при взлете и посадке самолетов.

Впрочем, в отличие от истории с Весной, почти все они связаны с военными самолетами и Второй мировой войной.

  • В 1942 году в воздушном бою был сбит советский бомбардировщик Ил-4. Штурман экипажа Иван Чисов покинул самолет на высоте более 7 тысяч метров. Парашют раскрылся так, как ему и положено, но оказался на пути горящего самолета. Дальше Чисов падал без парашюта. Спас его толстый снежный покров и откос глубокого оврага, куда счастливчик и соскользнул под достаточно острым углом.
  • В мае 1943 года над Голландией был сбит британский бомбардировщик “Вентура”. Самолет развалился на части, и его обломки устремились вниз. Хвост машины, где находился стрелок Уильям Станнард, был поврежден незначительно, очень удачно попал в воздушный поток, что ослабило удар при падении. Летчик отделался только ушибами.
  • В ноябре того же года во время налета на Бремен огнем немецкой зенитной артиллерии был подбит американский бомбардировщик В-17. Парашют одного из членов экипажа – Юджина Морана – был поврежден и он не мог им воспользоваться, поэтому падал вниз вместе с самолетом. Деревья смягчили удар. Моран был взят в плен, 4 месяца он провел в немецких госпиталях, но он выжил.
  • В марте 1944 года во время налета на Германию был сбит самолет англичанина Николаса Элкимейда. Летчик хотел спастись на парашюте, но тот не раскрылся. Удар о землю после падения с высоты более 5 километров был смягчен елью и снежным сугробом толщиной около полуметра. Удивительно, но обошлось без единого перелома. В военной прессе, где этой случай был широко описан, Элкимейда называли “выжившим кандидатом в покойники”.
  • В апреле 1944 года во время очередного налета истребитель немецких люфтваффе уничтожил американский бомбардировщик В-24. Три пилота, находившиеся на его борту, не смогли воспользоваться парашютами и вместе с обломками самолета упали с высоты более 5 километров. Два летчика погибли, а вот Мерл Хасенфратц остался жив, отделавшись переломами ног и выбитым глазом.
  • Пилота американского бомбардировщика В-17 Федерико Гонзалеса сбили на высоте более 8 км в январе 1945 года над Дюссельдорфом. Получив ранения, он не смог покинуть горящий самолет и вместе с ним упал на землю. Гонзалес остался жив, но через несколько дней скончался в госпитале.
  • В феврале 1945 года над Австрией столкнулись два американских бомбардировщика В-17. Стрелок одной из машин Эрвин Косиесарек оказался заблокированным в хвостовой части, не смог покинуть самолет и упал вместе с ним с высоты более 8 километров. Остался жив и попал в плен.
  • Еще 2 американских бомбардировщика В-17 столкнулись в том же месяце над Бельгией. Один из пилотов Джо Джонс упал на землю с высоты около 4 километров. Он получил серьезные ранения, попал в полевой госпиталь, где и пришел в себя через несколько дней, но выжил.

Каннибализм в Андах и другие истории

Следующее событие произошло через много лет после того, как отгремели бои на полях сражений. 23 декабря 1971 года в Перу разбился пассажирский авиалайнер. Кстати, эти события произошли всего за месяц до чудесного спасения Весны Вулович.

Примерно через полчаса после вылета из Лимы самолет угодил в грозу. В результате удара молнии лайнер загорелся и чуть позже разлетелся на куски. 17-летняя пассажирка Хулиана Кепке потеряла сознание, а когда очнулась, обнаружила себя пристегнутой к креслу и висящей на дереве. Как позже выяснилось, она была единственной выжившей в трагедии. Но путь к ее спасению лежал через сельву, по которой она скиталась 11 дней, пока не встретила индейцев, доставивших ее в госпиталь.

Еще одна авиакатастрофа, послужила основой для сценария к кинофильму «Живые» (1993 год), в котором режиссер Фрэнк Маршалл реконструировал печально известные события о крушении уругвайского самолета в чилийских Андах в 1972-м. Фильм снят по книге Пирса Пола Рида «Живые: История спасшихся в Андах», основанной на документальном материале.

Эта жуткая история началась 13 октября 1972 года — после падения на землю пассажирского авиалайнера, выжили 29 из 45 человек, находившихся на борту. В поисках спасения им пришлось пробираться через горы, заниматься каннибализмом. Лишь через 72 дня (!) после аварии 16 человек были спасены.

Так выглядит АН-24.

В августе 1981 года на Дальнем Востоке произошло столкновение пассажирского самолета Ан-24 и бомбардировщика Ту-16. В авиакатастрофе выжила лишь Лариса Савицкая, возвращавшаяся в тот злополучный день вместе со своим мужем из свадебного путешествия. Ее нашли через три дня в глухой тайге с серьезными травмами.

Лариса Савицкая с мужем.

Выжил при падении с высоты почти 9 километров и всемирно известный британский воздухоплаватель Стив Фоссет. Воздушный шар, на котором путешественник пролетал над Коралловым морем, неожиданно потерял герметичность, сдулся и стал падать вниз. Скорость, с которой он ударился о водную гладь, превышала 70 км/ч.

Но Фоссет отделался только легким испугом. Спустя некоторое время он стал первым человеком, который в одиночку совершил кругосветное путешествие на воздушном шаре.

Последний по времени случай спасения после авиакатастрофы: летом 2003 года суданский «Боинг-737» упал в пустыню на берегу Красного моря. Среди 117 человек на борту в живых осталась только 2-летняя суданка Лена.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: