Межправительственные соглашения России с Кипром

Прощание с Кипром: что делать российскому бизнесу после разрыва соглашения о двойном налогообложении с островом

Как гром среди ясного неба в понедельник прозвучала новость о том, что Россия денонсирует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения с Кипром. Не то чтобы такой финал был непредсказуем — еще в марте президент Владимир Путин заявил, что со странами-транзитерами, которые не согласятся на повышение ставок по налогу на доходы у источника выплаты, Россия расторгнет соглашение в одностороннем порядке.

Но с тех пор прошло достаточно времени, в течение которого министерства финансов России и Кипра неоднократно обсуждали поправки к соглашению. Первый раунд переговоров стартовал 25 июня, а за два дня до этого на российском портале рассмотрения нормативно-правовых актов появилась страница о разработке законопроекта о денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения с Мальтой. Причем самого текста законопроекта нет до сих пор. Вряд ли это было совпадением, скорее всего, Минфин РФ хотел продемонстрировать коллегам с Кипра серьезность своих намерений на примере менее значимой для российских холдинговых структур юрисдикции.

В течение июня-июля минфины двух стран обсуждали перечень лиц, к которым льготы (по ним ставку по дивидендам, к примеру, можно снизить до 5% или 10%, а на проценты по займам — до 0%) по соглашению об избежании двойного налогообложения все же будут применяться. Список таких лиц с каждым разом сокращался, раунд за раундом Кипр терял привлекательность с точки зрения налогового структурирования. Именно поэтому новость о полном разрыве соглашения об избежании двойного налогообложения произвела эффект разорвавшейся бомбы. Как сообщил Минфин РФ, предложения кипрских коллег будут способствовать безналоговому выводу из РФ через Кипр значительных финансовых ресурсов и, соответственно, Россия не может их принять. Для денонсации соглашения у Минфина достаточно времени. Для того чтобы налоговое соглашение с Кипром утратило силу со следующего года, необходимо направить уведомление властям острова до 31 декабря этого года. Для Люксембурга и Мальты такой срок истек 30 июня этого года.

Если соглашения между Кипром и Россией перестанет действовать со следующего года, выплаты дивидендов из РФ на Кипр будут облагаться налогом на доходы у источника выплаты по ставке 15%, а остальных доходов (проценты и роялти) — по ставке 20%. Таким образом, под удар попадут и другие доходы, например лицензионные платежи, а также платежи за аренду судов. Кипр является популярной юрисдикцией не только для холдингов и финансовых компаний, но также для владельцев прав на объекты интеллектуальной собственности и судовладельцев. Именно для них существование соглашения с Кипром имело первостепенное значение.

Что делать?

При уходе с Кипра необходимо иметь в виду, что недавно остров ввел налог на выход (exit tax), причем ретроспективно — с 1 января 2020 года.

Теперь при переезде с Кипра может возникнуть обязательство заплатить налог на разницу между рыночной стоимости актива и его налоговой стоимостью. Особое внимание потребуется, если на балансе кипрской компании имеются выданные займы и объекты интеллектуальной собственности.

Если в рамках существующих структур с Кипром применяются льготы по соглашению об избежании двойного налогообложения, есть возможность подумать о распределении доходов, пока соглашение все еще действует. Нужно подготовить необходимую документацию в пользу подтверждения статуса кипрской компании в качестве фактического получателя дохода.

На будущее можно рассмотреть несколько стратегий:

Уход с Кипра в иную зарубежную юрисдикцию. Здесь необходимо учитывать, что стран, которые давали бы схожие налоговые преимущества с Кипром, не так много. Более того, нет гарантий, что такая страна в скором времени не получит «письмо счастья» от Минфина РФ, как Мальта или Люксембург.

Применение «сквозного» подхода. Если компания и ранее применяла «сквозной» подход (при котором кипрская компания признается транзитной, а налоги начисляют на выплаты так, будто они выплачены конечному получателю напрямую, а не через цепочку компаний. — Forbes), то разрыв соглашения с Кипром ее не должен коснуться. Однако если ранее применялись льготы по соглашению, а сейчас рассматривается возможность применения «сквозного» подхода, важно учитывать исторические налоговые риски. Ведь нужно будет, чтобы кипрская компания признала себя транзитной, что может быть использовано налоговыми органами при оспаривании права на льготы в прошлом.

Уход с Кипра в РФ. Эта стратегия сейчас вызывает особый интерес у бизнеса, и многие компании уже сменили налоговое резидентство на российское. Большой популярностью такая структура пользуется в рамках совместных предприятий, так как дает возможность использовать зарубежное право, а также льготы при распределении дивидендов от российских дочерних компаний в пользу иностранной холдинговой компании — налогового резидента РФ. Здесь нужно учитывать планы Минфина РФ по ограничению права пользования такой налоговой льготой. Изначально ее предлагалось вообще отменить, но в настоящее время рассматривается вариант сделать ее временной, до конца 2023 года.

Читайте также:
Расстояние Краснодар - Таганрог. Маршрут проложить. Как доехать

Возможно рассмотреть вариант полного перевода в так называемые специальные административные районы (САР) — российские «офшоры» на островах Русском и Октябрьском. В рамках такого варианта пока отсутствуют планы по ограничению права на льготы по дивидендам, получаемым от российских компаний.

Более того, правительство утвердило целый ряд мероприятий, которые позволят сделать САРы еще более привлекательными. Например, распространить ставку 5% по налогу на доходы у источника выплаты на непубличные международные холдинговые компании, что является положительным моментом, особенно, если критерии для них будут также пересмотрены.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Соглашение с Кипром — изменение налоговой ставки на дивиденды и проценты

Трансграничные операции, осуществляемые сторонами — резидентами разных государств, могут облагаться налогом в каждом государстве на основании национального налогового законодательства. Это может приводить к двойному налогообложению одних и тех же доходов. Для устранения двойного налогообложения таких операций и в целях поощрения экономического сотрудничества между странами заключаются двусторонние Соглашения, предусматривающие особый порядок взимания налогов на доходы и капитал.

Такие Соглашения об избежании двойного налогообложения (далее — СИДН) призваны устранять или минимизировать объективно несправедливые для сторон трансграничных финансовых операций налоговые потери.

Налогами на доходы и капитал считаются все налоги, которые рассчитываются с общей суммы дохода, общей стоимости капитала или с их отдельных элементов, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги на доходы от прироста капитала, налоги, взимаемые с общей суммы заработной платы.

Принципы распределения прав на взимание налога между государством источника выплаты дохода и государством получателя дохода, содержащиеся в СИДН, основаны на выработанных на международном уровне стандартах. Правом взимать налог может наделяться только одно из таких государств либо может предусматриваться двойное налогообложение, но ставка удерживаемого у источника выплаты налога ограничивается определёнными пределами. При этом сторона, уплатившая налог в государстве источника выплаты дохода, имеет право уменьшить на его сумму налог, подлежащий уплате в государстве получателя дохода.

Налоговые резиденты

Россией заключено 83 СИДН с иностранными государствами. Действие соглашений распространяется на резидентов договаривающихся стран. При этом под резидентом понимается любое лицо, которое по законодательству одного или обоих договаривающихся государств подлежит там налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера.

Например, согласно п.2 ст.207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК), российским налоговым резидентом признается физическое лицо, фактически находящееся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 последовательных месяцев.

Кроме того, положениями СИДН устанавливается порядок определения места взимания налога на доходы и капитал в отношении физических лиц, которые являются резидентами обоих договаривающихся государств.

Например, такое лицо считается резидентом того договаривающегося государства, в котором оно располагает постоянным жильем. Если гражданин располагает постоянным жильем в обоих государствах, то он будет считаться резидентом той страны, в которой он имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов). Если человек обычно проживает в обоих государствах, или ни в одном из них, он считается резидентом того государства, национальным лицом которого он является. Если он является национальным лицом обоих государств, или ни одного из них, то вопрос, в какой стране взимать налог, решается в особом порядке.

Юридические лица признаются налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.246.2 НК. В частности, налоговыми резидентами являются:

1) российские организации;

2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с «международным договором» Российской Федерации по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;

3) иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Не признается налоговым резидентом РФ иностранная организация, ликвидированная до 01.03.2019.

Если лицо, не являющееся физическим лицом, является резидентом обоих договаривающихся государств, оно считается резидентом того Государства, где находится его место эффективного управления.

Читайте также:
Цены на отдых на Тенерифе 2021: туры, продукты, отели

Налоговое планирование: применение СИДН

Налоговая оптимизация, налоговое планирование и структурирование групп компаний и сделок активно применялись транснациональными компаниями с конца прошлого века. Осуществление транснациональными компаниями деятельности в разных странах и применение ими положений СИДН, в частности, о месте взимания налогов, пониженных (льготных) ставках, позволяли им достигать значительной экономии на налогах.

В двухтысячных годах такая налоговая оптимизация стала признаваться недобросовестным поведением. Использование положений СИДН в целях налоговой экономии было признано злоупотреблением в случаях, когда сделки не были связаны с активной и реальной деятельностью ее сторон и позволяли искусственно переводить прибыль в низконалоговые юрисдикции из стран, где ведется реальная экономическая деятельность. За последнее десятилетие многие транснациональные гиганты обвинялись в агрессивной оптимизации налогообложения за счет перевода прибыли в офшоры и экономически необоснованном распределении прибыли внутри группы (Apple, Starbuks, Facebook, Google, Amazon и пр.).

Российские налоговые органы за последние десять лет тоже выработали подход, в рамках которого осуществляется налоговый контроль трансграничных операций. При этом активно используются концепции, в том числе имплементируются в Налоговый Кодекс, мероприятия и руководства, разрабатываемые Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Так, в НК включены положения о лице, имеющим фактическое право на доход (ст.7), о контролируемых иностранных компаниях (гл.3.4), о трансфертных ценах и международных группах компаний (раздел V.1), автоматическом обмене финансовой информацией и страновыми отчетами (гл.20.1 и 20.2), о тонкой капитализации (ст.269), и пр.

С точки зрения налогового контроля, необоснованным признается применение пониженных ставок, предусмотренных СИДН, лицами, не имеющими фактическое право на доход (ФДП) и не ведущими реальной хозяйственной деятельности помимо получения доходов и их дальнейшего перечисления по цепочке другим лицам. Несмотря на значительные успехи налогового контроля в части применения концепции ФДП (бенефициарного собственника), необоснованное, по мнению фискальных органов, применение льгот по СИДН наносит существенный вред бюджету России.

Соглашение с Кипром об избежании двойного налогообложения

25 марта 2020 года президент Владимир Путин в обращении к гражданам России сообщил о необходимости корректировки СИДН в части увеличения ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов. Он отметил, что если другие стороны не примут условия РФ, то необходимо выйти из соглашений в одностороннем порядке.

Так как Кипр до сих пор является низконалоговой юрисдикцией, участие резидентов Республики Кипр все еще активно используется в трансграничных сделках и в мультинациональных компаниях. Объем вывода капитала из России на Кипр по оценке Центробанка РФ в 2018 году составил больше половины выводимых из России средств. В 2019 году объем выведенных средств по официальны данным составил 1.9 трлн.рублей. Поэтому Кипр стал первым государством, которому Россия направила запрос на внесение изменений в СИДН.

В начале августа Министерство Финансов РФ заявило о намерении денонсировать соглашение с Кипром в случае отказа от предлагаемых изменений. Но денонсировать СИДН с Кипром не пришлось, предложенные Россией изменения были приняты. 8 сентября 2020 года был подписан Протокол «О внесении изменений в соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал».

Поэтому Соглашение с Кипром, заключенное 05.12.1998, продолжает действовать. Однако, ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов по займам будут увеличены.

Увеличение налоговых ставок на дивиденды и проценты на Кипре

Согласно изменениям, внесенным в СИДН с Кипром, выплачиваемые из России дивиденды и проценты по займам будут облагаться по единой налоговой ставке 15 %.

Льготная ставка будет действовать только для ограниченного круга резидентов, являющихся фактическим получателем дохода (например, для страховых компаний, пенсионных фондов, а также компаний, акции которых торгуются на бирже и пр.). В Протоколе от 08.09.2020 нет уточнений, являются ли любые иностранные биржи удовлетворяющими условиям получения льгот по СИДН. Также отсутствует понятие «свободного обращения» акций и т.д. Предполагается, что в дальнейшем Минфином России будут даны разъяснения относительно данных понятий.

Сейчас дивиденды, выплачиваемые компанией — резидентом России резиденту Кипра могут облагаться налогом в России, но ставка не может превышать 10%. При этом если размер вложений в компанию составляет более 100 000 долларов, ставка налога не может превышать 5%. При выплате из России процентов по займам налог взимается только на Кипре.

Читайте также:
Погода на Тенерифе в декабре 2021 температура воды и воздуха. Отзывы, фото

Если бы СИДН с Кипром был денонсирован, российские компании, выплачивающие дивиденды и проценты в адрес кипрских резидентов, были бы обязаны удержать и уплатить как налоговые агенты налог на прибыль по ставке 20%, а если получатель физическое лицо — НДФЛ по ставке 13 % (если получатель налоговый резидент России) или 30 % (если получатель не является налоговым резидентом РФ).

Таким образом, внесенные изменения в СИДН касаются только доходов в виде дивидендов и процентов; режим налогообложения иных видов доходов не претерпел изменений. Как и ранее, доходы от отчуждения ценных бумаг будут взиматься в государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество. Роялти за использование объектов интеллектуальной собственности будут облагаться налогом только в государстве получателя дохода. Общие положения СИДН о подтверждении фактического права на доход и статуса налогового резидента также будут действовать в текущей редакции.

Аналогичные «кипрским» изменения внесены и в СИДН с Мальтой.

01.10.2020 года был подписан соответствующий Протокол, который устанавливает условия, аналогичные тем, что были изложены в «кипрском» Протоколе от 08.09.2020 года. Изменения в СИДН с Мальтой также касаются только доходов в виде дивидендов и процентов; режим налогообложения иных видов доходов не претерпел изменений.

Для вступления в силу изменений необходима их ратификация. Предполагается, что изменения как по Кипру, так и по Мальте вступят в силу с 1 января 2021 года. Следовательно, до указанной даты возможно использование порядка и льготных налоговых ставок по СИДН с Кипром и Мальтой при перечислении из России доходов в виде дивидендов и процентов.

Номер опубликования: 0001202009040004 — Кипр,

Номер опубликования: 0001202009110056 — Мальта.

Распоряжение Правительства РФ о подписании Протокола с Люксембургом

08.10.2020 года было опубликовано Распоряжение Правительства РФ о подписании Протокола о внесении изменений в СИДН с Люксембургом.

Согласно предлагаемым изменениям, выплачиваемые из России в Люксембург дивиденды и проценты по займам будут облагаться по единой налоговой ставке 15 %.

Льготная ставка в 5% будет действовать только для ограниченного круга резидентов, являющихся фактическим получателем дохода (например, для страховых компаний, пенсионных фондов, а также компаний, акции которых торгуются на бирже и пр.).

Предполагается, что данный Протокол будет подписан в ближайшее время и ратифицирован до конца 2020 года. Таким образом, изменения вступят в силу с 1 января 2021 года. Следовательно, до указанной даты возможно использование порядка и льготных налоговых ставок по СИДН с Люксембургом при перечислении из России доходов в виде дивидендов и процентов.

Номер опубликования:0001202010080016 Люксембург.

Россия в настоящий момент проводит переговоры об аналогичном изменении СИДН в части повышения ставки налога у источника выплаты дивидендов и процентов до 15% с Нидерландами. Аналогичные запросы направлены в Швейцарию и Гонконг.

С Кипра возьмут по-новому

Правительство одобрило новую редакцию налогового соглашения с островом

Белый дом одобрил и опубликовал проект протокола об изменении соглашения с Кипром об избежании двойного налогообложения. Минфину поручено завершить переговоры с кипрской стороной и подписать уже согласованный с ней документ. О главном изменении — повышении до 15% ставки налога на дивиденды и проценты — уже было объявлено ранее. В пятницу же стал известен точный перечень исключений из этой общей нормы. По словам экспертов, сохранение части льгот стало уступкой не только Кипру, но и крупному бизнесу, прежде всего российскому.

Новые налоговые условия соглашения с Кипром принесут бюджету РФ до 150 млрд руб., а исключения из них, которых добивался остров, выгодны предпринимателям обеих стран

Фото: Bloomberg via Getty Images

Новые налоговые условия соглашения с Кипром принесут бюджету РФ до 150 млрд руб., а исключения из них, которых добивался остров, выгодны предпринимателям обеих стран

Фото: Bloomberg via Getty Images

В пятницу правительство опубликовало распоряжение, в котором говорится об одобрении проекта протокола о внесении изменений в налоговое соглашение между РФ и Кипром. Минфину поручено провести переговоры с кипрской стороной и подписать фактически новое соглашение.

Читайте также:
Недорогой отдых на Черном море летом 2021

Напомним, в марте Владимир Путин объявил курс на пересмотр таких налоговых соглашений, с тем чтобы доходы, уходящие за рубеж в виде процентов и дивидендов, облагались по тем же ставкам, что и внутри страны, то есть 15%. Юрисдикциям, которые не пойдут на пересмотр, был обещан односторонний выход из соглашений. В начале августа Минфин начал реализовывать эту угрозу — было объявлено о старте процедуры денонсации соглашения с Кипром (см. “Ъ” от 4 августа). Уже через неделю условия российской стороны были приняты (см. “Ъ” от 11 августа). Сторонами при этом был анонсирован ряд исключений.

По информации директора департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Александра Токарева, исключения были включены в протокол по просьбе кипрской стороны.

В ходе переговоров, в частности, обсуждалось распространение льгот на инвестиционные фонды и на компании, ведущие реальную предпринимательскую деятельность. В итоге, по словам эксперта, наибольшую выгоду получили публичные компании: им льготы могут быть доступны и по дивидендам, и по процентам. Правда, в отношении последних полного освобождения нет, но ставка будет не 15%, а 5%. «Вероятно, протокол с Кипром послужит основой для переговоров с другими странами: с Мальтой, Люксембургом и Нидерландами»,— говорит он.

Как Минфин вывел Кипр в офшоры

Партнер по международному налогообложению «Кроу Экспертиза» Рустам Вахитов существенным послаблением называет сохранение ставки 5% по дивидендам для компаний с котируемыми на биржах акциями (не менее 15% в свободном обращении) — для собственников с долей от 15% и периодом владения более года. «Их не так много, и появление новых компаний, подпадающих под эти условия, будет тестироваться с точки зрения Конвенции БЕПС, но это существенное облегчение для крупных групп с холдингами на Кипре»,— говорит эксперт.

Также протокол фиксирует сохранение нулевой ставки по процентам на банковские кредиты, корпоративные облигации и еврооблигации. Налог 15%, таким образом, придется платить при займах у компании и у физлица (последнее — редкость). Если кредитор — кипрская компания, у которой 15% акций обращается на бирже и которая имеет в собственности 15% акций / долей российского заемщика, то ставка будет 5%. Рустам Вахитов отмечает, что российским предпринимателям записанные в протоколе исключения интересны не меньше, чем кипрской стороне:

«Можно предположить, что крупный бизнес смог обосновать целесообразность сохранения льготных ставок, но киприоты, несомненно, все эти льготы также поддерживали».

В русской версии проекта протокола используется довольно широкая терминология, обращает внимание партнер налоговой и юридической практики PwC Екатерина Лазорина. «Под исключения попадают выплаты процентов по облигациям, которые котируются на зарегистрированной фондовой бирже. При этом не совсем понятно, должны ли такие облигации быть допущены к обращению или фактически торговаться на бирже, какие котировки имеются в виду и будет ли определение котировки зависеть от правил конкретной биржи,— говорит эксперт.— В зависимости от того, какие будут применяться правила, мы получим потенциально более широкий список тех, кто получит льготу. Интересно посмотреть греческий и английский тексты договора. При расхождении толкования текстов на русском и греческом языках будет применяться текст на английском языке».

Как российская сторона убедила переговорщиков Кипра изменить соглашение об избежании двойного налогообложения

«Положения подобных соглашений двусторонние, и сложно говорить о том, кто добился больших преференций,— говорит партнер практики налоговых споров МЭФ PKF Александра Амбрасовская.— Кипр, судя по сообщениям Минфина этого государства, настаивал на сохранении льгот для страховых компаний и пенсионных фондов, а также компаний, акции которых торгуются на бирже. Это нашло отражение в опубликованном тексте, равно как и освобождение от налога на процентные платежи по корпоративным облигациям, государственным облигациям и еврооблигациям».

По оценке Минфина РФ, при применении нового соглашения ежегодные дополнительные поступления в российский бюджет составят до 150 млрд руб.

Как ранее сообщал зампред правительства Алексей Оверчук, проект протокола должен быть подписан уже в сентябре 2020 года. Его ратификация должна состояться до конца года, дата вступления в силу — 1 января 2021 года.

Денонсация факта: чем закончится разрыв налогового соглашения с Кипром

Договор об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром будет разорван — с таким заявлением 3 августа выступил Минфин. Как пояснили налоговые юристы, после завершения так называемой процедуры денонсации — аннулирования соглашения — бизнес будет во всех случаях платить 15% налога при переводе дивидендов в республику и по 20% — при перечислении процентов по займам и роялти. Сейчас в некоторых случаях возможно даже их обнуление. О планах повысить ставки на вывод капитала за рубеж 25 марта объявил Владимир Путин. Дополнительные доходы, которые бюджеты получат от пересмотра этих соглашений, президент поручил направить на выплаты семьям с детьми, безработным и временно нетрудоспособным лицам. Эксперты ожидают массовой перерегистрации резидентов Кипра — впрочем, не только в РФ, но и в другие юрисдикции — по месту рынков сбыта.

Читайте также:
Погода в Лазаревском на июль 2021. Самый точный прогноз

Вынужденное решение

Решение расторгнуть соглашение с Кипром было вынужденным — сторонам не удалось найти консенсус, объявил журналистам замглавы Минфина Алексей Сазанов. По его словам, РФ предложила партнерам в республике скорректировать договоренности с учетом обновленного российского законодательства. Поправки предусматривали выплаты налогов по ставке 15% с дивидендов и процентов по займам, которые переводятся из России на Кипр. В республике на инициативу РФ ответили отказом и выступили с встречным предложением. Однако концепция Кипра была слишком расплывчатой и содержала возможности для вывода капитала за рубеж без уплаты налогов по новой ставке, отметил Алексей Сазанов.

В результате 3 августа была запущена денонсация соглашения с республикой — для выполнения поручения президента, сообщили в Минфине.

Заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов

По словам замминистра, структурировать цепочку юрлиц для российских холдингов через Кипр станет невыгодным. Более привлекательный вариант — возвращаться в российскую юрисдикцию, отметил он. Для этого будут улучшены условия в специальных административных районах (САР) — российских аналогах офшоров на островах Русский в Приморском крае и Октябрьский в Калининградской области.

Замглавы Минэкономразвития Илья Торосов на просьбу «Известий» подтвердить планы повышения привлекательности САР заявил, что предполагается расширить список стран, из которых компания может совершить так называемую редомициляцию в Россию — перевод бизнеса в отечественный офшор. Кроме этого, резидентов районов освободят от налогов на доходы иностранных филиалов и от валютной курсовой разницы. Международным компаниям будет предоставлена возможность выпускать разные типы акций, добавил Илья Торосов.

По данным Минэка, на островах Русский и Октябрьский сейчас зарегистрировано 32 международных компании и один фонд. В начале года их было 23, писали ранее «Известия».

25 марта Владимир Путин в обращении к гражданам анонсировал повышение ставки налога на вывод дивидендов за рубеж до 15%. Формально она и сейчас установлена на этом уровне. Однако благодаря соглашениям об избежании двойного налогообложения (заключены РФ примерно с 100 странами) бизнес может оптимизировать уровень платежей до 5%, а в ряде случаев и до 0%.

Дополнительные доходы, которые бюджеты разных уровней получат от пересмотра этих соглашений, президент поручил направить на выплаты семьям с детьми, безработным и временно нетрудоспособным лицам.

За время действия российско-кипрского соглашения этой юрисдикцией воспользовались многие компании РФ, отметили в Минфине. По разным оценкам, в республику было выведено в 2018 году более 1,4 трлн рублей, а в 2019-ом — более 1,9 трлн.

Не самоцель

Впрочем, в конечном счете до бесповоротного разрыва налоговых отношений с Кипром может не дойти, сообщил «Известиям» знакомый с ситуацией источник. По его словам, в данном случае расторгнуть соглашение — не самоцель. Важно продемонстрировать серьезность намерений. Кипру крайне невыгодно идти на разрыв, поэтому республика может изменить свою позицию и согласиться на российские условия: тогда либо нынешний договор будет расторгнут и вместо него заключен новый, либо скорректирован действующий. Аналогичную информацию «Известиям» сообщил и другой источник, близкий к правительству.

Многие предприниматели пользовались кипрской пропиской фактически для оборота капитала по кругу — применяли так называемый сквозной подход, отметил партнер практики услуг в области международного налогового планирования PwC в России Михаил Филинов. В частности, дивиденды перечислялись компании – резиденту республики и затем, по цепочке, эти деньги возвращались в Россию конечному бенефициару, пояснил специалист. Это легальная схема, и ей можно будет пользоваться и впредь, так как она предполагает полную уплату налога по внутрироссийским ставкам и не подразумевает вывода средств. В целом для тех, кто прибегал к сквозному подходу, ничего не поменяется, хотя Минфин уже планирует изменить его правила в Налоговом кодексе, резюмировал Михаил Филинов.

Читайте также:
Кохем в Германии: описание и фото замка Райхсбург на горе

Разрыв соглашения для резидентов Кипра хуже, чем те условия, которые ранее республике предлагал Минфин: ведомство направляло обновленную версию договора, где предусматривалось обложение как дивидендов, так и процентов по займам по ставке 15%.

Если договор будет расторгнут, то бизнес будет перечислять в бюджет 15% с выплат дивидендов и 20% — с процентов и роялти: таковы стандартные ставки в российском законодательстве, отметил управляющий партнер Борениус Россия Андрей Гусев.

Также возникнет риск, что компанию или физлицо одновременно признают резидентом двух государств и, как следствие, оно будет подлежать двойному налогообложению. Кроме этого, разрыв соглашения может привести к остановке обмена налоговой информацией между РФ и Кипром. Несмотря на то что такая обязанность закреплена также в международной Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, ее положения носят общий характер, поэтому у республики появится больше возможностей для затягивания с ответами на запросы российских налоговых органов, резюмировал эксперт.

Кроме этого, в некоторых ситуациях расторжение соглашения поставит под угрозу устоявшиеся практики. Например, через кипрские компании иногда размещаются евробонды российских эмитентов. Если соглашение будет денонсировано, то возникнет российский налог на суммы, выплачиваемые отечественными заемщиками кипрским компаниям – эмитентам облигаций, с которыми они технически связаны. В конечном счете это повысит стоимость заимствования через евробонды для российских групп.

Так или иначе, в случае денонсации кипрское резидентство потеряет экономический смысл для бизнеса с российскими корнями, уверен эксперт РАНХиГС Николай Милоголов. Для большинства предпринимателей это исключительно транзитная юрисдикция, связующее звено между РФ и основными рынками сбыта: прописка на Кипре имела смысл только с этой точки зрения, пояснил он. Теперь, когда условия, очевидно, ухудшатся, будет выгоднее вести бизнес напрямую: через компании, зарегистрированные, например, в США, европейских юрисдикциях, резюмировал специалист. Разумеется, это простимулирует возвращать бизнес в том числе и в Россию.

Россия выйдет из соглашения о двойном налогообложении с Кипром

Процедура денонсации соглашения запускается с 3 августа

Москва. 3 августа. INTERFAX.RU – Россия денонсирует соглашение об избежании двойного налогообложения с Кипром после того, как его не удалось скорректировать в соответствии с поручением президента Владимира Путина путем переговоров. Об этом сообщила пресс-служба российского Минфина.

Ведомство обсуждало с Минфином Кипра изменение соглашения в части увеличения налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов.

Проанализировав встречные предложения Кипра, “Минфин России пришел к заключению, что по сути они размывают и делают недостижимым предполагаемый российской стороной эффект от принимаемых мер по поддержке национальной экономики и социальных программ, а также будут способствовать безналоговому выводу с территории РФ через кипрскую юрисдикцию значительных финансовых ресурсов российского происхождения”.

С учетом тесных экономических и исторических связей между странами, российская сторона предложила в течение этой недели обсудить компромиссные варианты решения вопроса, но получила отказ, отметил Минфин. Процедура денонсации соглашения начнется 3 августа.

Путин в телеобращении 25 марта предложил ввести повышенный налог в 15% на дивиденды, которые выводятся на зарубежные счета, для чего, в частности, нужно будет скорректировать все соглашения об избежании двойного налогообложения с другими странами. Он связал это с необходимостью пополнять бюджет на фоне увеличения мер по поддержке населения. Путин предложил начать со стран, “через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения, что является наиболее чувствительным для нашей страны”. На следующий день премьер-министр Михаил Мишустин дал Минфину месяц на пересмотр всех соглашений с другими странами об избежании двойного налогообложения.

Кипрская юрисдикция очень популярна у российских компаний. По оценкам, которые приводит Минфин, на Кипр было выведено в 2018 году более 1,4 трлн рублей, а в 2019 году – более 1,9 трлн рублей.

До сих пор действовавшее налоговое соглашение с Кипром предусматривало привлекательные условия с точки зрения налогообложения. Ставку при выплате дивидендов на Кипр можно снизить до 5% или 10%, а на проценты по займам – до 0%.

Минфин предложил Кипру поднять ставки до 15% как по дивидендам, так и по процентам, однако переговоры не увенчались успехом: “партнеры пытались максимально размыть эффект от инициативы для российской казны различными исключениями”, пишет ведомство. Переговоры проходили в июне и июле, но результатов не дали. Поэтому Минфин был “вынужден начать процедуру по внесению в Госдуму федерального закона о денонсации”.

Читайте также:
Россия и ближайшие соседи — куда поехать отдыхать в октябре

“Реструктурирование своих холдинговых структур через Кипр, конечно, станет невыгодным. И выгоднее будет все переводить это обратно в Россию. Мы сейчас будем совершенствовать законодательство в части административных районов с тем, чтобы сделать эти юрисдикции более привлекательными для перевода соответственно структур холдинговых в Россию обратно”, – сообщил журналистам статс-секретарь, замминистра финансов Алексей Сазанов.

Предложение повысить на 15% налог на дивиденды, которые выводятся на зарубежные счета, прозвучало как часть “антикоронавирусного” пакета мер по поддержке экономики. Однако эта мера по сути она заработает только с 2022 года (то есть начнет действовать в отношении доходов за 2021 год). Для этого, в частности, нужно скорректировать соглашения об избежании двойного налогообложения с так называемыми транзитными юрисдикциями. Путин заявил о возможности выхода РФ из соглашений в одностороннем порядке, если иностранные партнеры не примут предложения российской стороны.

Дополнительные доходы, которые бюджеты разных уровней получат от пересмотра соглашений с транзитными юрисдикциями, президент поручил направить на выплаты семьям с детьми, безработным и временно нетрудоспособным лицам.

Первыми о внесении изменений в двусторонние соглашения в части повышения ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов российский Минфин письменно известил министерства финансов Кипра, Люксембурга и Мальты. В конце июня Минфин объявил о начале разработки законопроекта о денонсации конвенции между правительствами России и Мальты.

Ernst & Young на фоне этих шагов, которые стали неприятным сюрпризом для многих компаний, рекомендует клиентам изучить российскую юрисдикцию, комментировала партнер EY Марина Белякова.

“Мы как эксперты в любом случае предлагаем достаточно серьезно рассмотреть вариант перевода иностранных компаний в Россию, потому что представляется, что это удобно, и в целом это тренд нашего времени”, – сказала она, напомнив, что теперь в России есть механизм редомициляции в специальные административные районы (САР).

“Фундаментально есть два пути, каким образом иностранные компании могут быть трансформированы в налоговом смысле в российские. Первый вариант, который предлагается, это редомициляция, когда иностранная компания полностью – и в налоговом, и в юридическом смысле – превращается в российскую. Такой вариант существует при переходе в специальные административные районы. Второй вариант – это некая гибридная структура, когда иностранная компания в корпоративном смысле остается иностранной, сохраняет свои корпоративные атрибуты иностранного государства, при этом в налоговом смысле становится российским налоговым резидентом”, – поясняла Белякова.

По мнению партнера EY, такое решение российских властей хоть и стало неприятной неожиданностью для многих, имеет вполне понятные и логичные предпосылки. “Любое соглашение, в том числе и налоговое, должно работать только тогда, когда оно приносит выгоды обеим сторонам. Есть впечатление, что многие российские налоговые соглашения не приносили адекватных выгод нашей стране. Возьмем в качестве примера кипрское соглашение. Когда доходы перераспределялись из России на Кипр, то бюджет получал налог по пониженной ставке, то есть в некотором смысле недополучал. В то же время, когда шел переток доходов с Кипра в Россию, то Кипр ничего не терял, там просто нет налогового источника. Да и масштабы перетоков из России на Кипр, как мне представляется, в разы больше, чем противоположный поток”, – поясняла она.

По данным Банка России, объем накопленных входящих остатков прямых иностранных инвестиций в банки, финансовые и нефинансовые организации РФ по итогам 2019 года вырос на 21%, до $492,1 млрд, в том числе через инструменты участия в капитале – до $433,2 млрд. В том числе через участие в капитале резидентов Кипра объем накопленных остатков ПИИ составил $147,4 млрд (34% от общего объема), Бермудских островов – $37,8 млрд (9%), Нидерландов – $35,4 млрд (8%), Люксембурга – $6,3 млрд (1%).

Денонсация договора с Кипром об избежании двойного налогообложения: как жить дальше?

В апреле 2020 года В.В. Путин в своем обращении анонсировал пересмотр положений договора в связи с оттоком капитала из страны.

03 августа 2020 года Минфин РФ объявил о начале денонсации договора с Кипром об избежании двойного налогообложения.

Читайте также:
Автобус 857: Расписание Маршрут, Москва Общественный наземный транспорт.

Немного истории

Итак, чем был выгоден договор бизнесу? Еще десять лет назад можно было практически беспрепятственно вывести деньги из России на Кипр. Скажем, проценты по займам, которые уплачивались от лица российской компании в пользу кипрской компании, облагались налогом у источника по ставке 0%. Дивиденды, уплачиваемые в пользу материнской кипрской компании, облагались налогом у источника по ставке 5 %. Далее кипрская компания распределяла полученный доход в пользу своих акционеров — юридических лиц, зарегистрированных в классических оффшорных зонах (Панама, Белиз и др.). После этого оффшорная компания перечисляла своим бенефициарам средства на их личные счета, открытые в зарубежных банках. Таким образом, российские бенефициары выводили заработанные средства за рубеж при минимальной налоговой нагрузке.

Эта отработанная схема впервые дала сбой в 2011 году, когда ВАС по делу № А27‑7455/2010 выступил на стороне налоговой инспекции и обязал ОАО «Северный Кузбасс» доплатить в бюджет 144 млн рублей, признав дивидендами проценты, уплаченные в пользу кипрской компании.

Это был первый звоночеко том, что налоговая инспекция всерьез решила перекрыть отток российских капиталов на Кипр.

Развитие событий

ФНС России стала широко применять понятие«фактическое право на доход».Налоговая инспекция, не имея права ограничить или запретить предпринимателям пользоваться льготами, тем не менее фактически заблокировала для них вышеописанные схемы налоговой оптимизации.

Согласно пункту 2 статьи 7 НК РФ, лицом, имеющим фактическое право на доходы, признается лицо, которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией.

В 2014 году Минфин берет на вооружение зарубежную концепцию кондуитной компании, то есть компании, которая не имеет фактического права на доход, а создана исключительно для того, чтобы пользоваться льготами договора об избежании двойного налогообложения.В Письме № 03-00-РЗ/16236 от 09.04.2014 даются следующие ориентиры для проверяющих лиц. Так, кондуитная компания может иметь следующие особенности:

-Компания перечисляет всю сумму дивидендов или процентов, полученных из России,иной компании.

– Компания, предоставившая заем российскому юридическому лицу, сама получила его от третьих лиц.

– Компания, которая зарегистрированана территории государства-партнера, получающая доходы от авторских правот источниковвРФ по сублицензионному договору, по соглашению направляет их компании, которая зарегистрирована в стране, не имеющей с Россией соглашения об избежании двойного налогообложения.

В 2017 году ФНС выпускает письмо № СА-4-7/9270, в котором перечисляет все признаки кондуитной компании, а именно:

  • отсутствие самостоятельности принятия решений директорами иностранных компаний;
  • отсутствие полномочий по распоряжению доходом;
  • наличие персонала, офиса, общехозяйственных затрат;
  • неполучение экономической выгоды от дохода (неиспользовании в предпринимательской деятельности);
  • отсутствие коммерческих рисков в отношении активов;
  • наличие юридических и фактических обязательств по дальнейшему перечислению дохода;
  • системность транзитных платежей.

Признавая компанию кондуитной, налоговая инспекция применяет сквозной подход, устанавливает в качестве получателя дохода бенефициара или же оффшорную компанию и доначисляет налоги.

Сабстенс как решение проблемы

Налоговые инспекции при поддержке судов сделали проблематичным применение договоров об избежании двойного налогообложения. Многие предприниматели приняли новые правила игры и начали активно создавать т.н.сабстенс — экономическую составляющую деятельности своих кипрских предприятий. Они арендовали офисы, нанимали специалистов и др. К сожалению, мы не можем сказать, что эти попытки существенно снижают риск доначисления налогов.Скорее наоборот,ониповысят общую предвзятость налоговой инспекции и судебных органов к кипрским предприятиям в составе холдинга.

В 2019 году группа «Полимертепло»попыталась отстоять самостоятельность своей кипрской компании. Некоторые основания для этого имелись: при компании действовал консультационный совет, состоящий из высококвалифицированных иностранных специалистов. Тем неменее Верховный суд отказал в рассмотрении дела в Судебной коллегии по экономическим спорам, тем самым поставив точку в долгих разбирательствах «Полимертепла»с налоговой инспекцией. Компании было отказано в применении пониженной льготной ставки, и предприятию пришлось доплатить налоги в бюджет.

К апрелю 2020 года сложилась ситуация, когда мало кто из специалистов порекомендовал бы применять старые схемы по выводу денег из России. И объявление о намерении пересмотреть, а затем и денонсировать договор, — это логичный шаг. Россия отходит от приоритета норм международного права и демонстрирует отсутствие желания международного сотрудничества.

Начало денонсации

Как быть бизнесменам, которые хотят воспользоваться льготами в 2020 году? С какого момента они лишатсяправа воспользоваться льготами, предоставленными договором?

Читайте также:
Расстояние Екатеринбург - Новокузнецк. Маршрут проложить. Как доехать

Согласно условиям самого соглашения, любое государство может прекратить действие соглашения, направив уведомление другой стороне по дипломатическим каналам. Соглашение будет считаться прекратившим свое действие с первого января следующего года. Вопрос о том, можно ли будет в 2021 году воспользоваться льготами договора применительно к прибыли, полученной за 2020 год, остается открытым. Однако, если компания планирует перечислять дивиденды за 2020 год, то, вероятно, имеет смысл перечислить дивиденды по итогам первого полугодия в самое ближайшее время.

Чего ожидать в будущем?

Россия уже предложила Нидерландам пересмотреть условия соглашения об избежании двойного налогообложения. Вероятно, будут денонсированы договоры с Люксембургом и Мальтой.

Как быть бизнесу?

Прежде всего, стоит отметить, что денонсация договора с Кипром вовсе не стала неожиданностью для российских бизнесменов. Однако Кипр как юрисдикция для создания иностранной компании все еще может быть привлекательной. Низкая налоговая нагрузка, наличие значительного количества русскоязычных резидентов, относительно невысокая стоимость обслуживания компании — все это продолжает вызывать интерес предпринимателей. Поэтому если вдруг на Кипре имеется компания, то срочно закрывать ее совершенно необязательно.

Однако корпоративную структуру можно и нужно периодически пересматривать, и сейчас именно тот момент, когда сделать это весьма желательно.

Пути развития холдинга с иностранными компаниями

Очевидным вариантом решения проблемы может стать поиск более подходящей юрисдикции для регистрации зарубежной компании. Можно присмотреться к Гонконгу в качестве юрисдикции.

В 2016 году Россия и Гонконг подписали договор об избежании двойного налогообложения. Это было сделано в разгар борьбы с оттоком капитала, то есть в какой-то мере можно рассчитывать на то, что договор не будет денонсирован в ближайшее время. Полученные гонконгской компанией дивиденды не облагаются налогом в Гонконге, также в Гонконге нет налога у источника на дивиденды, которые распределяет гонконгская компания своим зарубежным акционерам.

Договор сГонконгом предоставляет право применить пониженную ставку налога у источника при условии, что процент владения дочерней компании составляет 15 % и более. В данном случае налог у источника составит 5 %. При этом размер вложения в уставный капитал дочерней компании не оговаривается. Такие условия даже лучше, чем предоставлял практически денонсированный договор с Кипром.

К сожалению, ФНС будет продолжать применять концепцию фактического права на доход, и все вышеописанные риски будут сохраняться и в случае открытия гонконгской компании.

Россия предложила владельцам кипрских компаний (и не только кипрских) возможность редомицилировать компании на остров Октябрьский или остров Русский.Это может быть неплохим выходом из сложившейся ситуации. Однако минусов в таком решении может быть больше, чем плюсов. Самый очевидный — это повышение юрисдикционных рисков. Проще говоря, далеко не все бизнесмены готовы держать свои средства только в одной стране.

На просторах интернета встречается совет не делать ничего, а посмотреть, как будут развиваться события. Этот совет не так уж плох, если предприниматель готов свернуть деятельность своих зарубежных компаний на неопределенный срок.

На данный момент очевидно одно: любые схемы оптимизации налогообложения нужно применять предельно аккуратно, учитывая все особенности бизнеса.

P . S . Пока материал готовился, Минфин РФ и республика Кипр сумели прийти к соглашению. Согласно официальным данным, стороны договорились повысить ставку по налогу у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов. Изменения не коснутся публичных компанийю Дополнительный протокол пока не опубликован, и его текст в свободном доступе отсутствует.

Хорошо ли это для бизнеса? Сложно сказать. Эксперты полагают, что можно будет применять т.н. “сквозной подход”, Это означает, что налог у источника будет рассчитываться согласно ставкам, которые применялись бы, если бы получателем средств было физическое лицо-бенефициар холдинга или же компания, которая имеет фактическое право на доход. Такая практика уже начала формироваться. Другое дело, что экономить на налогах так, как раньше, уже не представляется возможным. В каком-то смысле повышение налоговых ставок по налогу у источника равносильно денонсации договора.

Россия и Кипр: денонсация и новое налоговое соглашение

Почему разорвали соглашение

25 марта 2020 года Президент России Владимир Путин выступил с обращением к россиянам в связи с пандемией коронавируса и предложил ряд мер, в том числе экономического характера.

В частности, он заявил, что все выплаты доходов в виде процентов и дивидендов, уходящие из России за рубеж – в офшорные юрисдикции – должны облагаться адекватным налогом – не менее 15% (столько взимают с физлиц-нерезидентов в РФ). С этой целью он поручил скорректировать соглашения об избежании двойного налогообложения с некоторыми странами. И начать с тех, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения.

«Все выплаты доходов (в виде процентов и дивидендов), уходящие из России за рубеж, в офшорные юрисдикции, должны облагаться адекватным налогом.

Сейчас 2/3 таких средств – а по сути это доходы конкретных физических лиц – в результате разного рода схем так называемой оптимизации облагаются реальной ставкой налога лишь в 2%. Тогда как граждане даже с небольших зарплат платят подоходный налог в 13%. Это, конечно, мягко говоря, несправедливо.

Читайте также:
Кохем в Германии: описание и фото замка Райхсбург на горе

Поэтому предлагаю для тех, кто выводит свои доходы в виде дивидендов на зарубежные счета, предусмотреть ставку налога на такие дивиденды в 15%. Естественно, это потребует корректировки наших соглашений об избежании двойного налогообложения с некоторыми странами. Прошу Правительство организовать такую работу. Если же иностранные партнёры не примут наши предложения, то Россия выйдет из этих соглашений в одностороннем порядке. И начнём с тех стран, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения, что является наиболее чувствительным для нашей страны.»

Дополнительные доходы, которые бюджеты разных уровней получат от пересмотра этих соглашений, Президент поручил направить на выплаты семьям с детьми, безработным и временно нетрудоспособным лицам.

За время действия Российско-кипрского соглашения по налогам этой юрисдикцией воспользовались многие российские компании. По разным оценкам, на Кипр было выведено:

  • в 2018 г. – более 1,4 трлн. рублей;
  • в 2019 г. – более 1,9 трлн.

Для выполнения поручения Президента Путина о налогообложении доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых с территории Российской Федерации в республику Кипр по ставке 15%, Минфин России 03.08.2020 начал процедуру денонсации соглашения.

Суть действующего на 2020 год соглашения

Существующее налоговое соглашение с Кипром предусматривает очень привлекательные условия с точки зрения налогообложения. Так, ставку можно снизить:

  • при выплате дивидендов на Кипр – до 5 или 10%;
  • на проценты по займам – до 0%.

Это более чем в 2 раза меньше, чем соответствующая ставка в России (13-15%).

Переговоры о новом соглашении 2021 с Кипром

Минфин предложил коллегам на Кипре поднять ставки до 15% как по дивидендам, так и по процентам. Однако сначала переговоры не увенчались успехом: киприоты пытались максимально размыть эффект от инициативы для российской казны различными исключениями.

В ходе переговоров Кипр выдвинул свои предложения, проанализировав которые Минфин России пришел к заключению, что по сути они:

  • размывают и делают недостижимым предполагаемый российской стороной эффект от принимаемых мер по поддержке национальной экономики и социальных программ;
  • будут способствовать безналоговому выводу с территории РФ через кипрскую юрисдикцию значительных финансовых ресурсов российского происхождения.

В итоге, российский Минфин был вынужден начать процедуру внесения в Госдуму федерального закона о денонсации налогового соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром.

Однако, принимая во внимание тесные экономические и исторические связи между двумя государствами, российская сторона сформулировала варианты компромиссного решения данного вопроса и предложила оперативно провести очные переговоры на Кипре, чтобы выйти на решение. Но получила отказ.

Затем Минфином России всё-таки провёл у себя переговоры с Минфином Кипра по внесению изменений в российско-кипрское соглашение в части увеличения налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов.

В рамках этих переговоров Кипр согласился на условия Российской Федерации по внесению изменений в соглашение в части увеличения налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов.

Заместитель председателя Правительства РФ А.Л. Оверчук:

«Кипрская делегация полностью согласилась с условиями Российской стороны. Мы парафировали проект протокола, который должен быть подписан в сентябре 2020 года.»

Так как состоялось парафирование протокола, Россия остановила процесс денонсации соглашения.

Сроки

Известно, что ратификация протокола должна состояться до конца 2020 года. Он вступит в силу с 1 января 2021 года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: