Подростковая беременность – бич современной Индии: фото, обычаи

Приданое — бич современной Индии: о нелегкой судьбе женщин

Индия – не лучшее место для перерождения в женском обличии. В чем причина? О том, сколько нужно заплатить родителям возлюбленной, как индусы избавляются от нежеланных дочерей и к чему это приводит – читайте в сегодняшней статье.

Казалось бы, что плохого может представлять собой традиция приданого? Она прекрасно регулирует институт брака в исламском мире и во многих других сообществах. Но дело в том, что в рамках индуизма эта традиция создает множество проблем, нивелирующих позитивные изменения в социальной сфере Индии.

Приданое чуждо индуистскому институту брака, что можно подтвердить различными трактами VI-X вв. н.э. В них предписывалось выкупать невесту, так как молодая девушка являлась полноправным членом семьи, осуществляла работу по дому, поэтому жених был обязан выплатить компенсацию семье за то, что он отбирает у родителей пару рабочих рук. Конечно, обеспеченные семьи иногда отдавали дочерей с некоторым приданым, чтобы подчеркнуть свой статус, но это не было таким распространенным явлением, как сейчас.

Многое изменилось с приходом в Индию мусульман. Правящие династии завоевателей исповедовали ислам, большинство людей, занимавших высокие посты, тоже было мусульманами, и богатые индусы под их влиянием начали замещать традиционный для них выкуп выдачей дочери с приданым. Средний класс, который всегда пытается подражать высшему, поддержал данные изменения, тем более что для родителей дочери это стало шансом показать окружающим щедрость и богатство их семьи. В результате беднякам ничего не оставалось делать, как перенять новую для них традицию. С годами требования семьи жениха к приданому становились все выше и выше, и таким образом к XX в. в Индии наметился целый комплекс социальных проблем, неразрешенных по сей день. К чему же приводит эта на первый взгляд невинная традиция?

Во-первых, приданое представляет собой непосильную ношу для бедной семьи. Родители жениха вне зависимости от достатка родителей девочки требуют едва ли не килограммы золота или серебра вкупе с бытовой техникой, машинами, мотоциклами и попросту наличными. Более того, свадьбу оплачивает только семья невесты. Чем выше каста жениха, чем лучше его образование, тем больше имеют право требовать его родители. Поэтому, если представить, что бедные семьи с доходом в 600 долларов в год в среднем должны отдать с дочерью приданое на 3000 долларов (несложно подсчитать, что это составляет 5 годовых доходов!), то невозможно помыслить, сколько должно составлять приданое в богатых семьях. Если в семье есть мальчик, то этот провал в семейном бюджете еще можно покрыть, потребовав с его невесты подарков на такую же сумму, но что делать, если в семье рождаются только девочки?

Во всех азиатских странах мальчик – более желанный ребенок, но в Индии это доходит до крайности. Девочкам не рады во всех слоях индийского общества. Растить дочь, а тем более давать ей образование, совершенно невыгодно. До 16-ти лет ее нужно кормить и поить, а потом отдать навсегда в другую семью, да еще и заплатить той семье деньги. Поэтому с самого рождения девочек считают не полноценными членами семьи, а скорее собственностью будущего мужа. О них меньше заботятся, их меньше кормят, не водят в школу, даже если на это не требуется денег, заставляют работать по дому. В связи с этим во многих штатах предусмотрена программа, по которой при рождении девочки на ее имя открывается счет и кладется определенная сумма денег, которую только она по достижении определенного возраста может снять. Более того, для девочек образование вплоть до 10 класса (всего их 12) во многих государственных школах является бесплатным, им также предоставляется бесплатное питание.

Конечно, многие могут позволить себе оставить первую девочку, но от последующих индийцы зачастую избавляются. Так как УЗИ и аборты – слишком дорогостоящие процедуры для бедных, к тому же недоступные в деревнях, они избавляются от девочек уже после их рождения. Самый распространенный в сельской местности способ – добавить сок ядовитых ягод в молоко и напоить им новорожденную. На самом деле, таких «приемов» много. Наиболее жестокие из них: завернуть ребенка в мокрую простыню и оставить на сквозняке, утопить в колодце, заживо закопать. Социальные работники пытаются контролировать ситуацию: проводят беседы с родителями, следят за семьями, в которых недавно появился ребенок. Но в большинстве своем они бессильны, ведь если семья решит избавиться от новорожденной, они могут просто перестать ее кормить, а в социальной службе заявить, что ребенок отказывался от молока.

Рождение девочки в своем роде позор для матери. Семья мужа вправе выгнать невестку, если она рожает только дочерей. И даже родная семья может не принять обратно свою дочь, так как для них это станет еще большим позором и отразится на остальных детях и внуках. Поэтому для индийцев проще убить малышку, после чего невестка спокойно может вернуться в семью мужа.

Читайте также:
Горы Тянь-Шань, Казахстан — подробная информация с фото

Нам эта ситуация кажется абсурдной, однако в индуизме выдать дочь замуж – главный долг родителей. Таким образом получается, что для родителей убить новорожденную – меньший грех, чем не найти для нее достойного жениха. Стоит учесть, что у индуистов совершенно иное отношение к жизни и смерти, чем у европейцев. Убивая младенца, который является на этот момент безгрешным, родители рассчитывают на то, что в следующей жизни их дочь обретет счастье, которое ей не было суждено обрести в этой. Возможно, в следующий раз она родится мальчиком. Большинство таких матерей заявляли социальным работникам, что они знают, что значит быть женщиной в их среде, и не хотят, чтобы их дочери также страдали от невыносимого гнета семьи мужа.

Инфантицид в XIX в. был настолько распространен, что англичане, проводившие переписи населения, находили на севере Индии деревни с населением до 15 000 человек, где не было ни одной половозрелой девочки. Сейчас ситуация с инфантицидом во многом улучшилась, социальные работники смогли повлиять на эту тенденцию. Тем не менее, до сих пор в газетных статьях встречаются случаи убиения новорожденных девочек, особенно на юге Индии.

Средний же и высший классы, особенно в таких больших городах, как Мумбаи и Дели, избегают рождения девочек по-другому. Конечно, они легко могли бы выдать несколько дочерей замуж со вполне приличным приданым, но это не способствовало бы укреплению статуса семьи, в то время как сыновья – залог будущего процветания рода. Поэтому обеспеченные женщины прибегают к УЗИ для определения пола ребенка, чтобы избавиться от девочки еще до ее рождения. Количество абортов в 70-80-х годах XX в. было настолько велико, что пришлось запретить УЗИ и прочие тесты, целью которых является определение пола ребенка, а также сами аборты. Но индийцы ловко обходят этот запрет и назначают УЗИ по медицинским показаниям, а заключение пишут условленным цветом ручки (например, черный – девочка, синий – мальчик); аборты, естественно, делают подпольно.

В наши дни в Индии существует множество организаций, зачастую феминистических, которые помогают семьям и убеждают их сохранять девочкам жизнь и относится к ним так же, как к мальчикам. В случае если родители совсем не в состоянии прокормить ребенка, они убеждают отдать его, предварительно подыскав бездетную семью, готовую взять опеку над новорожденной. Такие меры поначалу тоже вызывали немало трудностей, так как индийцы считают неправильным отдавать своего ребенка в чужую семью, что связано с принципами кастовой чистоты, которые, несмотря на конституционный запрет, действуют до сих пор. Но все же стоит заметить, что за последние десятилетия в социальной сфере Индии наметились позитивные изменения: разрыв между количеством мальчиков и девочек значительно сократился, случаи инфантицида фиксируются все реже и реже, а в больших городах уменьшилось количество абортов. Хотя при всем при этом приданое так и остается непосильной ношей для многих семей и может обречь семью с небольшим, но стабильным доходом на несколько лет голода.

Существует еще одна социальная проблема, связанная с приданым. Мало того, что девушки с самого рождения обречены на пренебрежение родителей, но и после свадьбы семья жениха обращается с ними, как с личным имуществом. Свекровь и золовки зачастую издеваются над невесткой, бьют и эксплуатируют как могут. Случается так, что после свадьбы они требуют еще денег в качестве приданого. Если семья невесты вовремя не выплачивает свой «долг» или если девушка долго не может забеременеть (или рожает вместо сына дочь), они начинают угрожать невестке и ее семье расправой. Когда их терпению приходит конец, они обливают девушку керосином и поджигают, а в полицейском участке заявляют, что полы одежды невестки попали в очаг, и ее объяло пламя (такое и правда случается, но, учитывая количество таких смертей в год, вряд ли можно предположить, что все они произошли из-за несчастного случая). Затем, после смерти невестки, родители жениха могут спокойно подыскивать новую девушку и требовать новое приданое в надежде, что она подарит им долгожданного внука. В результате в Индии был принят закон, по которому, если в течение семи лет после свадьбы молодая невеста умерла или совершила суицид, на семью жениха должно быть заведено уголовное дело и проведено расследование.

Читайте также:
Настоящий классический испанский рецепт Паэльи (Paella), такого не найдете

Все же, несмотря на такие ужасающие традиции, индийский социум развивается, и отношение к женщине постепенно меняется: в больших городах дочерей любят так же сильно, как и сыновей, девушки получают высшее образование наравне с юношами, женщины, работающие в офисах – ту же зарплату, что и мужчины. Быть может, вскоре и в деревне рождение в женском обличии перестанет означать плохую карму.

Как в Индии женщинам живется (13 фото)

А кроме того, согласно древнему закону, только сын имеет право зажечь погребальный костер после их смерти и совершить священные ритуальные обряды.
Женский инфантицид (убийство младенцев женского пола) и дородовый выбор пола ребенка (в Индии это аборт плода женского пола) – прямые порождения института даури (традиционного приданого невесты) и повальной бедности вкупе с невежественностью. Инфантицид, выбор пола и даури запрещены законом, так же, как и кастовая система, кстати, но практикуются по-прежнему, сплошь и рядом.

Даури оговаривается до заключения брака и даже до официальной помолвки и т.п. Составляется список, в котором, помимо расходов на свадьбу и связанных с ней ритуалов и проч., неизбежно фигурируют граммы/килограммы серебра и золота, машины/мотоциклы/велосипеды, коровы/козы/бараны, посуда и др. домашняя утварь, подарки многочисленным родственникам жениха и невесты, дорогим гостям и т.д., — все это со стороны семьи невесты. И конкретная сумма денег (очень крупная), передаваемая родителями невесты семье жениха. Соответственно, если что-то из этого списка не материализуется в назначенное время, свадьба может отмениться уже во время собственно ее проведения (кстати, в последние годы зафиксированы и всячески разрекламированы СМИ случаи, когда девушка отправлялась в полицию прямиком с расстроившейся по этому поводу свадьбы, чтобы возбудить уголовное дело по факту требования даури против семьи бывшего жениха).

Более того, молодая жена зачастую терроризируется требованиями со стороны семьи мужа принести от родителей больше вещей/денег. В связи с этим, существует закон, по которому в случае смерти женщины, приключившейся в течение семи лет после свадьбы, полиция обязана расследовать причины на предмет требований даури/доведения до суицида/прямого ее убийства. При этом учитывается и пол рожденных ею детей. Потому что женщина, не способная произвести на свет мальчика – позор семьи. Наиболее распространенным способом уничтожения неугодной жены является сожжение ее заживо. Женщина обливается керосином и поджигается, а в полицию сообщают, что край ее одежды вспыхнул, попав в пламя керосинки во время приготовления пищи. Такие случаи тоже бывают, и довольно часто. Если женщина при этом умирает не сразу и в состоянии что-то сказать, полиция обязана завести уголовное дело по факту ее последних слов (т.н. dying declaration). С другой стороны, если у такой женщины при этом остаются дети (а если это мальчики, то они, скорее всего, будут жить дальше в семье мужа ), она может и не рассказать, что ее сожгли. И с третьей стороны, в настоящее время существует социальное движение, приверженцы которого требуют отменить пункт о dying declaration на том основании, что умирающая может попросту оговоритьсемью своего мужа.

Женщина, которая рожает только дочерей, переносит социальную стигму и на семью своих родителей. Если у нее есть сестры, выдать их замуж становится чрезвычайно трудно. «Ее сестра не может родить мальчика» — это клеймо. Кому в небогатых семьях хочется вкалывать всю жизнь, чтобы заработать на свадьбу дочери? А если их несколько? А если при этом нет сыновей, которые компенсируют потраченное собственной свадьбой? Контрацепция в бедных семьях не распространена, поэтому женщины продолжают рожать до тех пор, пока не появится наследник. А лучше два. И вообще, чем больше, тем лучше. Девочка же с самого рождения считается принадлежащей семье будущего мужа и причиной неимоверных расходов, и обращаются с ней соответственно.

Определение пола ребенка до родов у нас запрещено и является уголовным преступлением. Врачи обходят этот закон довольно просто. Наиболее распространенный способ – использование чернил разного цвета при подписи рецептов и проч. Если красной ручкой – врач на УЗИ видел девочку, если синей – мальчика. Родители платят за услугу и, если это девочка, отправляются на очередной аборт. Это в лучшем случае.
Что бывает в худшем. Рождается нежеланная девочка. Матери дают понять, что она опозорила семью и может быть отослана обратно в дом родителей. Не факт еще, что родители возьмут ее обратно. Потому что в этом случае клеймо ляжет не только на них, но и на всех остальных их детей. Поэтому младенца просто уничтожают, и неудавшаяся мама возвращается к мужу.

Читайте также:
Херес, Испания: достопримечательности и винодельни города

Убивают новорожденных девочек по-разному в разных штатах. На севере им ломают спинки или засовывают в глотку свернутые табачные листья. На юге – засовывают зерна определенных злаков или топят в ведрах с водой. Люди изобретательны. Младенцев закапывают живыми в землю. в каком-нибудь захолустном селении «акушерки» зарабатывают свои сто рупий (три доллара) тем, что душат девочек, или поят их соком ядовитых растений, или кладут в глиняный горшок и перекрывают доступ воздуха… Просто перестают кормить. Заворачивают в мокрые полотенца и кладут на сквозняк. А то и просто выбрасывают. И происходит это не только в сельской местности, но и в городах, и даже в мегаполисах. Говорят «Если родишь девчонку, не возвращайся домой». Количество женских суицидов на этой почве тоже неимоверно.

Разумеется, с этим пытаются бороться. Существует масса различных организаций и программ для распространения идеи контрацепции и планирования семьи в сельской местности. В отдельных штатах матерям, родившим девочек, платят определенную сумму и на имя девочки открывают счет в банке, куда кладутся деньги, снять которые сможет только эта девочка по достижении определенного возраста. Образование в государственных школах сделано бесплатным для девочек вплоть до десятого класса (классов у нас двенадцать)

И все же, согласно официальным данным, в Индии ежегодно совершается около 500 тысяч абортов, индийские же женщины знают, что это лишь верхушка айсберга, десятая доля реальной «бойни» девочек.

Тем временем же нехватка женщин в отдельных районах выливается в кражи женщин и насильственную полиандрию в рамках одной семьи. Потому что женщин элементарно не хватает.

За десять лет количество девочек на каждую тысячу мальчиков сократилось с 945 до 927, а в столице и вовсе до 800! Получается, что уровень образования и материального благосостояния не в состоянии преодолеть древние стереотипы!

Мальчик, особенно если речь идет о первом в семье ребенке, продолжает оставаться предпочтительнее. И ради него индианки готовы вновь и вновь жертвовать дочерьми. Не действует принятый парламентом закон 1996 года о запрещении дородового определения пола ребенка, если для этого нет медицинских показаний. Напрасно штрафуют гинекологические клиники. Без толку отлавливают подпольных «повивальных бабок». В Международный женский день 8 марта в Индии праздником и не пахнет.

Индийская деревня, в которой сексуальная эксплуатация детей является нормой (3 фото)

По данным индийской правозащитной организации Jan Sahas, в кастовом и гендерном рабстве находятся приблизительно 100 тысяч женщин и девочек. Фотография: Ребекка Конвей

Многие семьи в Индии до сих пор оплакивают рождение девочки. Но когда родилась Лина, все только обрадовались.

Родина Лины – деревня Сагар-Грам в центральной Индии – уникальна в этом отношении. Девочек здесь рождается больше, чем мальчиков. Когда женщина выходит замуж, приданое оплачивает семья жениха. В Сагар-Грам женщины являются кормилицами семьи. В подростковом возрасте – примерно с 11 лет – они считаются уже достаточно взрослыми, чтобы начать заниматься секс-работой.

Официально кастовую дискриминацию в Индии отменили почти 70 лет назад. Но тысячелетние традиции так легко не исчезают. Для большинства индусов каста по-прежнему определяет и то, на ком они женятся, и то, что они едят. Кастовая система также ловит миллионы людей в ловушку эксплуатации и насилия. Одним из наиболее тревожных примеров является сексуальная эксплуатация и торговля детьми в Сагар-Граме и десятке других индийских деревень.

“Это кастовое и гендерное рабство”, – говорит Ашиф Шейх из адвокатской группы Jan Sahas, которая работает с членами низших каст Индии, теми, кого называют “неприкасаемыми”.

“По нашим оценкам, в этой ситуации находятся 100 000 женщин и девочек. Но, по всей вероятности, это число выше. Эта проблема скрыта от глаз и замалчивается”, – говорит он.

Маленьким девочкам в Сагар-Граме рассказывают древнюю сказку. Когда-то в далеком прошлом один индийский царь влюбился в танцовщицу. Разгневанная царица поставила перед женщиной задачу: пройти по канату через реку. Если бы она сделала это, то смогла бы присоединиться к царской семье и навсегда поднять статус своей касты. Когда танцовщица уже почти добралась до противоположного берега реки, царица перерезала канат. “До сих пор мы заманивали ваших мужчин танцами, – услышала царица. – Отныне мы будем забирать их нашими телами”.

Рабочие у офиса адвокатской группы Jan Sahas в Девасе. Фотография: Ребекка Конвей

22-летней Лине тоже когда-то рассказывали эту сказку. Она помнит, как испугалась, когда у старших девочек из ее касты, Баккары, внезапно появились деньги на косметику и красивую одежду. Она помнит, что взрослые в деревне сказали ей, когда ей было 15 лет, а ее семья испытывала финансовые трудности.

Читайте также:
Отели Гостиницы Астаны, Казахстан. Какой отель выбрать Маршрут проложить

“Твои родители переживают такие тяжелые времена”, – сказали ей тогда. – Как ты можешь ходить в школу? Тебе нужно работать”.

Тогда она и начала работать. “Остальные девушки в моей деревне делали это, поэтому я чувствовала, что тоже должна, – говорит она. – Это была моя ответственность”.

Девушки в деревне Сагар-Грам, которая расположена рядом с шоссе, готовятся к такой жизни практически с рождения. Родители решают, какая из их дочерей сможет получить наибольшую цену. Старшие девочки учат их, как завлекать клиентов из проезжающих мимо грузовиков и автомобилей. Младшие иногда прячутся под кроватями, наблюдая старших “в деле”.

Лина, однако, мало что знала про секс. “Когда я была маленькой, самое важное было видеть деньги, которые предлагает клиент, – говорит она. – Я не понимала, что со мной будут делать. Я видела только одно: деньги”.

Ее девственность ценилась. В первую ночь она заработала 5000 рупий (70 долларов). После этого цена снизилась. Другая женщина из касты Баккара, которой 29 лет, говорит, что может заработать на клиенте максимум 200 рупий (примерно 200 рублей). За день у нее может быть пять-шесть клиентов.

Сложившееся в Индии предпочтение в отношении детей мужского пола создало серьезный гендерный дисбаланс. Однако в деревне Сагар-Грам, где живут представили касты Баккара, наблюдается дисбаланс в другую сторону: согласно последней переписи, в районе 3595 женщин и только 2770 мужчин.

Тем не менее, с наступлением темноты на улицах здесь почти не увидишь девушек или женщин. “Они все пошли в гостиницы или останавливать машины”, – говорит пожилой мужчина, указывая на близлежащее шоссе. И действительно – на обочине шоссе через каждые сто метров расположились девушки, которые машут рукой любому замедляющему ход транспортному средству.

Официальный возраст согласия в Индии – 18 лет. Мадхья-Прадеш, штат, в котором находится Сагар-Грам, недавно принял закон о смертной казни для всех, кто изнасиловал ребенка в возрасте до 12 лет, а также об увеличении сроков тюремного заключения за половые контакты с лицом, не достигшим 18 лет. Полиция сообщает, что в прошлом году в Сагар-Граме за преступления, связанные с сексуальной эксплуатацией детей, были арестованы семь человек, пятеро из которых – женщины, продавшие в сексуальное рабство своих несовершеннолетних дочерей. Закон есть, но он мало влияет на социальные обычаи и экономические проблемы.

“Это традиционный бизнес, – говорит заместитель суперинтенданта Нагендра Сингх Сикарвар в близлежащем полицейском участке в Джиране. – Даже девушки, которых мы пытаемся реабилитировать, позже возвращаются к этому занятию. Основная проблема в том, что у нас нет альтернативных рабочих мест для них. И поэтому их семьи хотят, чтобы они продолжали работать”.

Большинство мужчин касты Баккара не работают. В любом случае им доступны только самые низкооплачиваемые или самые унизительные рабочие места. Поэтому они полагаются на своих детей. И пока их дочери находятся в доме с клиентами, они ждут на крыльце вместе с остальными членами семьи.

Один из жителей деревни, Балрам Чаухан, должен был стать богатым человеком. У него пять дочерей. Но он не хочет идти на это. Он борется. 52-летний Чаухан – единственный отец в деревне, который отказывается принуждать своих детей к занятию проституцией.

Индия: где рождение дочерей – божье наказание. Бесчеловечные индийские обычаи, касающиеся новорожденных девочек

Жизнь женщин во многих странах абсолютно не ценится. Более того, существовали, а возможно и сейчас практикуются, ужасные бесчеловечные обычаи: избавление от девочек. С этим чудовищным обычаем Индии боролись англичане, но и у них не всегда получалось вовремя предотвратить расправу над детьми.

Рождение дочерей, особенно в бедных семьях воспринималось, как некое божье наказание, появление нового рта, и необходимость собирать деньги на приданое. Поэтому родители считали за благо, когда смерть уносила жизнь девочек. В противном случае прибегали к такому злодейству, как умерщвление собственного ребенка.

Женщины занимались домом и хозяйством, не участвовали в тяжелых работах, которые ложились на плечи мужчин. Одним словом, являлись балластом в семье.

Да и в настоящее время в стране передовых технологий – в Поднебесной – китайцы избавляются от рождения дочек. Правда сейчас есть возможность ограничить их рождение еще на стадии зародыша.

Если обратиться к истории, то она знает множество примеров, когда новорожденных девочек выбрасывали на помойки, топили в реках, не кормили, чтобы они сами умерли от истощения.

Такая практика особенно широко распространялась в сельских местностях. Она никого не удивляла и не вызывала бурю протестов против этих чудовищных действий. Люди спокойно проходили мимо плачущих малышей, не испытывая к ним чувство сострадания. Стоит просто удивляться, какими же черствыми людьми нужно быть, чтобы подвергнуть своих детей таким мучениям.

Читайте также:
Милан - Женева: как добраться, какое расстояние?

А в Индии и в настоящее время еще встречаются такие ситуации, когда богатые и бездетные люди удочеряют найденных на мусорках девочек. Таким детям невероятно везло, что их родители не задушили или не утопили их, а оставили живыми.

Сельский быт особенно способствовал укоренению такого обычая. Древнейшая традиция избавления от девочек продолжает существовать и практикуется в бедных семьях. Правда, сейчас родители избирают более изощренные методы, чтобы не попасть под букву закона. Их девочки умирают от простуд, которые устраивают для них их же родители, или давятся непонятно как попавшими в рот предметами. От бедняжек избавляются любыми способами.

Первыми забили тревогу по поводу такого варварства по отношению к девочкам англичане. Приезжающие в Индию для различных научных исследований, они обратили внимание на то, что в этой стране массово умерщвляют маленьких девочек. Естественно, что детоубийство имеет место в каждой стране. Но, это настолько редкие явления, которые вызывают большой резонанс, и осуждается общественностью. Причиной убийства младенцев, как правило, является появление на свет незаконнорожденного ребенка. При этом не имеет значения, кем является ребенок: мальчик или девочка.

Отправленный в Индию Джонатан Дункан, по служебным делам, отметил для себя странный факт: рождение в деревне, где он обосновался, исключительно мальчиков. Он заинтересовался этим вопросом. Как сообщили ему местные жители, в некоторых кланах не рождались девочки на протяжении столетий. Расследования ученого привели его в ужас. За дочерьми родители должны давать богатое приданое. А если нет дочери, то и тратиться не надо, деньги остаются в семейном бюджете.

Что характерно, это наблюдалось не только среди бедноты, но и в среде имущих кланов. Увеличивая свое богатство, они не желали расставаться с деньгами, отдавая их при выходе замуж дочери.

Самым чудовищным было то, что убийцей малышки должна была стать ее мать, которая использовала либо метод отравления ребенка ядом, либо душила младенца. Отец никогда не принимал участия в убийстве ребенка, хотя инициатором расправы над младенцем был именно он. Как правило, во время умерщвления младенца он находился где-нибудь в общественном месте, обеспечивая себе алиби.

Остается не совсем понятным вопрос: где же тогда брались жены для рождающихся мальчиков? Все решалось на удивление просто: их брали из небогатых кланов. Порой, богатые мужчины имели целый гарем наложниц. Их такое положение очень устраивало, ведь дети, родившиеся от наложниц, были бесправными и не претендовали на наследство. Их не было необходимости умерщвлять, раз не надо было за ними давать приданое.

Позднее выяснилось, что в Индии такой обычай практикуется повсеместно. Удивляет то, что бедные семьи просто не имеют возможности ни содержать ребенка, ни давать приличное приданое за девочкой. Но, ведь и могущественные кланы поступали подобным образом, не жалея своих дочерей. Жадность и нежелание расстаться даже с частью своего капитала, приводило к таким человеческим трагедиям.

Конечно, проще было бы отменить укоренившийся обычай давать за невестой приданое, ведь он погубил столько жизней девочек. Но, этим вопросом никто не занимается вплотную, не желая нарушать многовековые традиции.

Даже в наши дни, взрослые дочери, выдаваемые замуж, должны принести в дом мужа богатое приданое. В противном случае, жизнь их превратится в доме супруга в кромешный ад. Ее будут постоянно попрекать тем, что взяли в дом нищую, которую еще нужно и кормить.

Ее родителей тоже будут позорить на каждом углу, упрекая тем, что не смогли за всю жизнь собрать достойное приданое для дочери. Не каждый отец может перенести такой позор. Поэтому бывают случаи, когда вдруг заживо сгорает в доме взрослая дочь. А причина заключается не в ее неумении обращаться с огнем, а в том, что родители не могут дать за ней килограммы золота, и не хотят покрыть себя несмываемым позором.

Цивилизованные люди, видя такие зверства по отношениям к маленьким девочкам, все чаще задаются вопросом: неужели в Индии такие черствые матери, для которых ничего не стоит убить собственную дочь. Однако, все не так однозначно. Если женщина не сделает этого, то муж будет гнобить ее и дочь, упрекая, что они покроют его позором. А может произойти и двойное убийство: и матери, отказывающейся умертвить дочь, и самой малышки.

Для мужчины такая ситуация только на руки: он возьмет новую жену и получит за ней приданое.

Читайте также:
Так выглядят девушки в Кении (фото)

Шокирующие обычаи и традиции Индии

Они не могут знать пол будущего ребенка, говорят на разных языках и расписывают свою жизнь по звездам.

Они не знают пол будущего ребенка

Рождение ребенка в Индии — всегда сюрприз. Несмотря на то что за время беременности УЗИ плода делают четыре раза, пол младенца родителям не сообщают — запрещено законом. Врачу, который его нарушит, грозит тюремное заключение на срок от трех до десяти лет.

Возник запрет не на пустом месте: от девочек в индийских семьях многие предпочитали избавляться.

Причина сугубо меркантильная: сын в будущем остается в семье и приводит жену, а дочке надо и приданое собрать, и свадьбу оплатить. Невыгодно. В 2016 году Верховный суд Индии пошел еще дальше: запретил поисковикам Google, Yahoo! и Bing предоставлять информацию о народных методах определения пола.

Они чистят уши у специалистов

Если вас окликнет индиец в красном тюрбане и с металлическими палочками в руках, знайте — это чистильщик ушей! За то, чтобы избавить вас от лишних комочков серы, он может попросить как 5 рупий, то есть примерно 5 руб., так и 300. Профессия чистильщика ушей является одной из древнейших в Индии. Специалисты были в большом почете при дворе могольских императоров. Сейчас же держатся на плаву в основном за счет туристов. Искусству чистить уши не учат в университетах, эти навыки передаются по наследству.

Они считают астрологию наукой

Астрология в Индии — больше, чем область знаний. Свадьбы, участие в выборах, сделки — без совета со звездами индийцы решений не принимают. А сами астрологи имеют университетское образование. Так, дистанционное обучение премудростям предлагает университет SASTRA в штате Тамилнад. Дипломная учебная программа рассчитана на один год обучения, бакалавриат — на три года, а магистратура — еще на два.
Устои общества попыталась поколебать в 2011 году коммерческая организация «Джанхит Манч», поверившая прогнозам астрологов и чуть не прогоревшая. Она обратилась в Верховный суд Индии с требованием признать астрологов лжецами — на основании закона 1954 года. Согласно ему, публично выступать с ложными прогнозами запрещено. Суд иск отклонил на основании того, что «астрология — уважаемая наука, которая практикуется более 4000 лет». А ошибаться могут все, даже астрологи.

Они не соблюдают ПДД

«Зачем нужны правила дорожного движения, если есть гудок?» — считают индийцы и нажимают на него по любому поводу: надо ли совершить поворот, обогнать рикшу или отпугнуть зазевавшуюся корову. Разобраться во всем этом многообразии сигналов кажется невозможным. Но индийцы разбираются. В рейтинге стран по смертности в ДТП за 2018 год, который составил сайт WorldLifeExpectancy, Индия занимает 67-е место. К слову, Россия — на 102-м месте.

Они не знают, что такое пунктуальность

Если индиец предлагает встретиться через пять минут, будьте уверены: он придет не ранее чем через полчаса. Относится это и к деловым встречам. Журналист может договориться об интервью на полдень, но еще в час дня спокойно пьет кофе в офисе, зная, что его пока никто не ждет. По этой же причине не стоит надеяться, что магазин или парикмахерская откроются в 9 утра, как указано на вывеске.

Они придерживаются кастового деления

Хоть, согласно Конституции 1950 года, все жители Индии равны, это до сих пор не так. По крайней мере среди тех, кто проповедует индуизм. В каждом регионе существует своя иерархия каст. Но в любом случае низшую ступень занимают неприкасаемые, или далиты (ранее «Моя Планета» рассказывала о жизни индийской служанки из касты неприкасаемых). Сейчас им живется лучше. У далитов есть много преимуществ: для них резервируют места на госслужбе, их детей принимают бесплатно или за половину платы в школы, для них выделены места в институтах. Однако исполняются эти законы только в крупных городах. В деревнях, где сильны традиции, далиты по-прежнему занимаются «нечистой» работой: свежеванием павших животных, рытьем могил, проституцией и т. д. Тем показательнее, что в 2017 году президентом страны стал Рам Натх Ковинд из касты неприкасаемых.

Они говорят на разных языках

Согласно Конституции, государственными языками страны являются хинди и английский, но каждый штат может признавать в качестве официального свой язык. Так что представители старшего поколения, особенно в сельской местности, ваш английский могут не понять. Точно так же, как не поймут и представителя другого региона — ведь, помимо официальных языков, есть еще диалекты, которых насчитывается около 2000.

Они сажают в тюрьму за коров

Даже не пытайтесь найти в местном меню блюда, приготовленные из говядины — тем более, спрашивать их. Съесть священное животное — такое и в голову не должно приходить! Убийство крупного рогатого скота полностью запрещено в 20 из 36 штатов Индии, и за него предусмотрено пожизненное тюремное заключение. Помимо того, запрещается перевозка скота на бойню: в этом случае транспортное средство конфискуется, а виновнику придется заплатить около 100 000 рупий. Наказывают и самих любителей говядины. Кроме штрафа в 10 000 рупий съеденное мясо может стать причиной тюремного заключения на срок до пяти лет. И неважно, что мусульманам и христианам религия не запрещает говядину. Индуистов-то в стране больше!

Читайте также:
Saint Kitts and Nevis citizenship

Они отмечают Новый год в разные даты

В Индии праздник каждый день. Если не государственный, то религиозный, а если не религиозный, то народный. Более того, один и тот же праздник может отмечаться разного числа — в зависимости от штата. Например, Новый год. 1 января его празднуют в основном христиане. В Северной Индии он представляет собой некую смесь старого Нового года и Масленицы и отмечается 13–14 января. В этот день принято разжигать костры и колядовать. Во многих штатах настоящим считается «лунный» Новый год. Одни начинают праздновать его в день весеннего солнцестояния, то есть в конце марта, другие — в середине апреля. В любом случае веселье продолжается несколько дней, в течение которых принято устраивать карнавалы. А некоторые индийцы отмечают Новый год в октябре и называют его Дивали. На улицах загораются тысячи свечей, фонариков, практически непрерывно звучат фейерверки, и в течение нескольких дней, во время которых продолжается празднование, индийцы восхваляют богиню процветания Лакшми.

У них нет горячего водоснабжения

Может, конечно, оно им в +30 ºC не сильно-то и надо. Но, к примеру, после массажа, когда все тело намазано маслом, горячая вода не помешает. Да и мыть голову холодной — удовольствие не из приятных. Хотя местные жители привыкли и искренне не понимают, почему туристы жалуются на отсутствие горячей воды в гостиницах (в тех, что подороже, проблема решается наличием бойлера).

У них часто отключают электричество

В лучшем случае на час, в худшем — на весь день. Поэтому дома у индийцев обязательно есть свечи и фонарики. А в дорогих гостиницах — собственные мощные генераторы, которые приходят на помощь, как только выключается централизованное электричество. Возможно, частое отключение света — одна из причин, по которым индийские женщины готовят перед каждым приемом пищи.

Они едят острую пищу

Если в ресторане вы скажете, что в блюде один перец, повар обидится и резонно заметит: «Не один, а много». Перец здесь как песок в пустыне, то есть везде. Можно, конечно, попросить официанта приготовить вам «no spicy», но это вовсе не означает, что повар не добавит специй. Индийцы искренне не понимают, как можно есть пресную пищу, и стремятся угодить туристам по-своему.

Они ездят хоронить в Варанаси

Для приверженцев индуизма, которых в Индии большинство, смерть является переходом на другой уровень. Важно лишь правильно его организовать. У бедняков выбора нет. Они бросают тело в реку или закапывают. Те, у кого деньги есть, и в наши дни везут труп в Варанаси, чтобы развеять прах, сожженный на дровах из сандалового дерева, в водах реки Ганг. Впрочем, сжигать можно не всех. Например, в очищении огнем не нуждаются умершие от укуса кобры, беременные и женщины, погибшие во время родов. Их тела сразу сбрасывают в реку.

Пропавшие, замученные, “нежелательные”. Как выжить девушке в Индии

В 132 деревнях северного индийского штата Уттаракханд за три последних месяца не родилось ни одной девочки. Местные и федеральные чиновники недавно начали совместное расследование, почему так произошло, тут же осмеянное критиками. Причины гендерного дисбаланса в Индии, как и вопиющего неравенства полов и постоянно растущего числа преступлений против женщин и так давно и хорошо известны. Однако для радикального решения проблемы у правительства, в основном состоящего из консервативных мужчин-индуистов, очевидно, нет возможностей, а главное, желания.

Четыре года назад премьер-министр Индии Нарендра Моди с большой помпой запустил общенациональную кампанию под названием “Бети Бачао, Бети Падхао” (“Спасите дочь, обучите дочь”). Окруженный женщинами-министрами, писательницами и болливудскими актрисами Моди, выступая в одном из провинциальных городов севера Индии, произнес эмоциональную речь, призывая покончить с давно укоренившейся практикой абортов и убийств новорожденных детей по половому признаку.

Однако его слова, транслировавшиеся по национальным телеканалам и разнесшиеся по всем соцсетям во второй по численности населения стране мира, похоже, все равно мало кто услышал. В том числе и в штате Уттаракханд, где в этом году зафиксирован рекордный уровень гендерного дисбаланса при рождении детей во всей Индии. По данным местных властей, из 2160 детей, родившихся этим летом в 132 деревнях в одном из районов штата, ни одна не была девочкой. А в 16 из этих деревень ни одного рождения девочки не было зарегистрировано за последние шесть месяцев. Их либо не родили, либо убили сразу после родов, не записывая ни в какие реестры – при молчаливом или даже открытом попустительстве и одобрении и семей рожениц, и местных чиновников.

Читайте также:
Правила путешествия в самолете с ребенком

Историко-культурное предпочтение почти всех индуистских каст в отношении мальчиков приводит к непрерывному уменьшению числа рождений девочек – из-за селективных абортов по половому признаку, а также чрезмерной смертности женщин из-за отсутствия всякой заботы и жестокого обращения со стороны своих семей. Всех нерожденных, замученных, убитых и погибших от голода, холода, болезней и отсутствия элементарной помощи и гигиены женщин местные статистики называют “пропавшими без вести”. В 2017–2018 годах исследование, устроенное западными демографами, показало, что таким образом “пропали без вести” как минимум 63 миллиона индийских женщин. А еще примерно 21 миллион имеют в собственных семьях статус “нежелательных”, что прямо ведет как минимум к снижению их уровня питания, получаемой медицинской помощи и образования.

Всеобщая перепись населения Индии, проведенная в 2011 году, показала, что в этом крупнейшем в мире демократическом государстве, где живут, по приблизительным оценкам на сегодняшний день, уже более 1 миллиарда 367 миллионов человек, на каждую тысячу несовершеннолетних мальчиков уже тогда приходилось 919 девочек. В 2001 году их было 927 на 1 тысячу. Сколько девочек в Индии сегодня?

Все индийские правительства, сменявшие друг друга на протяжении последних 20–30 лет, пытались решить эту проблему, принимая все новые законы и запуская национальные кампании по повышению “осведомленности”. К примеру, закон 1994 года о пренатальных тестах на определение пола, запрещающий медицинским работникам раскрывать беременной женщине и ее родственникам пол плода. В этот закон недавно были внесены новые поправки, чтобы он не отставал от последних научных достижений и открытий, и теперь он называется “Законом о методах диагностики до зачатия и внутриутробной диагностики” (Pre-Conception and Pre-Natal Diagnostic Techniques Act).

Официальный сайт премьер-министра Нарендры Моди обещает усилить соблюдение этого закона, а также провести общенациональные кампании по информированию и защите интересов индийских женщин. Однако активисты местных правозащитных и феминистских организаций, борющихся за права женщин, предупреждают, что властям, действуя лишь таким путем, не удастся устранить суть и истоки проблемы, хотя законодательные меры, безусловно, необходимы и приветствуются. По их мнению, все принимаемые законы пытаются решать социальные беды чисто технически. В то время как сама суть отношения к женщинам и девочкам в Индии, к ценности их жизни и физического и душевного здоровья, остается неизменной и уходит корнями в глубочайшее прошлое, где тесно переплетается с древними обычаями.

Манифестация женщин в одной из отдаленных деревень против заключения отцами браков несовершеннолетних девочек:

Индия, когда речь заходит о правах и статусе женщин, как ни странно, представляет собой лабиринт поразительных противоречий. Например, расследование в штате Уттаракханд началось почти одновременно с запуском в июле 2019 года второй индийской автоматической межпланетной станции для исследования Луны. Во главе этого проекта стоят две женщины – инженер-электронщик Мутайя Ванита и специалист в аэрокосмической технике Риту Каридхал. Потрясающее разделение Индии на бесконечные классы, касты, этносы и конфессии сказывается и в том, что здесь есть, с одной стороны, миллионы “пропавших” женщин, а с другой – всемирно известные женщины – политики, ученые, писательницы и актрисы. Данный феномен объясняется, конечно, и чисто классовыми и географическими причинами: плохо образованные, живущие в нищете, подвергающиеся унижениям и преследованиям индийские женщины из отдаленной сельской глубинки живут в стократ хуже, чем их городские, более образованные и состоятельные сестры, добивающиеся огромных успехов. Несчастных и бедных в сотни раз больше, и их жизнь предопределена от рождения и до смерти – если они вообще появляются на свет.

Нарендра Моди объявляет о запуске программы “Бети Бачао, Бети Падхао” (“Спасите дочь, обучите дочь”)

Но есть причины и патриархально-экономические, главная из которых не меняется тысячелетиями: расходы на свадьбу в преимущественно индуистском местном обществе, как правило, несет семья невесты, и именно будущая жена должна выплатить приданое семье жениха. И хотя формально само понятие приданого в Индии законодательно запрещено, в действительности эта практика распространена широчайше. Причем в последние годы она умело адаптировалась к росту доходов среднего класса, модернизации и урбанизации – бытовые приборы, подарочные сертификаты, турпутевки и автомобили заменили золотые кольца, серьги и драгоценные камни.

Читайте также:
Пенсия в таджикистане в 2022 году: размер и возраст выхода

Девушки, которые “не существуют”. Китайцы в активном поиске

Постоянный рост и даже культ потребления среди богатеющих индийцев стал причиной все более расточительных и затянутых до немыслимых пределов свадебных торжеств. Жадное освещение местными СМИ самых экстравагантных брачных церемоний, организуемых все увеличивающимся классом “сверхбогатых”, тяжелейше давит на обычные семьи, которые с тревогой и раздражением задумываются о будущем девочки сразу после ее рождения.

Семья индийской невесты, по всем традициям, обязана обогатить семью жениха. В малообеспеченных и кастовых группах это означает, что семья жениха может семью невесты просто разорить. Именно эта причина, как говорят эксперты, в первую очередь и объясняет укоренившиеся предпочтения индийцев в отношении сыновей, а не дочерей и снижение ценности женщин.

Рост социальной мобильности мало повлиял на институт брака в Индии, как и на рост уровня грамотности среди женщин и уровня их трудовой занятости. Индийское общество остается в этом отношении невероятно консервативным: по разным оценкам, свадьбы по договоренности составляют от 80 до 90 процентов всех индийских браков. Причем почти все они эндогамны и заключаются внутри строго ограниченного набора кастовых групп, за чем по-прежнему внимательно, как и сто, и тысячу лет назад, следят все вокруг.

Новостные ленты индийских медиа почти ежедневно предоставляют всем девушкам и юношам, как и их семьям возможность задуматься о почти неизбежных тяжелейших последствиях “своеволия” при выборе будущего спутника жизни. В начале этого месяца, например, дочь одного ведущего политика из руководства правящей партии БДП разместила в социальных сетях видео с криком о помощи и просьбой обратиться за нее в полицию, поскольку ее отец угрожал ей после того, как она вышла замуж за далита (“неприкасаемого” уроженца одной из самых низших каст).

Видео с просьбой спасти от отца:

​Своеобразная индийская технологическая и экономическая современность сегодня вступает во все большее противоречие с глубочайшим бытовым консерватизмом и даже моральным регрессом местного общества, связанным во многом с внутренней политикой правящей правой индуистской националистической “Бхаратия джаната парти” все того же Нарендры Моди. Индийский премьер-министр много говорит об улучшении положения женщин и увеличении их вклада в социально-экономическую жизнь страны. Но критики Моди указывают на то, что он на самом деле ничего не сделал для защиты женщин от всевозможного патриархального изуверства, пропагандируемого религиозными ортодоксами и консервативными индуистами, которые и составляют основную базу его избирателей.

Ядерные клыки старых врагов. Чем опасен конфликт из-за Кашмира

В такой стране, как Индия, любые слухи и фейковые новости на тему отношений полов и браков между представителями “несовместимых” этносов, религий, групп и каст, а они появляются часто, становятся общественно опасными. Сам Нарендра Моди весьма неодобрительно не раз высказывался против так называемого “любовного джихада” – термина, придуманного индуистскими экстремистами. Они утверждают, что мусульманское меньшинство Индии участвует в некоем фантастическом заговоре, якобы с целью обратить индуистских женщин в ислам, и поэтому юноши-мусульмане целенаправленно соблазняют индусок. В последние годы радикальные индуистские религиозные группировки устроили несколько случаев линчевания мусульман-мужчин, обвиненных в “преступлениях против индуизма”.

Интересно, что индийские женщины, особенно средней и старшей возрастных групп, часто сами являются самыми твердыми сторонниками сложившихся консервативных патриархальных устоев – в тех же преступлениях на почве обвинений в “любовном джихаде” именно женщины среди всей толпы отличались необычайной жестокостью.

Неравномерное соотношение полов в Индии не только не повышает ценность женщин, которых становится все меньше и меньше, как могло бы случиться в других странах и обществах, но и подвергает их все большему риску. Сложившаяся ситуация и растущие показатели безбрачия в некоторых областях страны приводят уже к настоящей торговле молодыми женщинами из бедных семей. Некоторые девушки покупаются несколькими мужчинами, которые “делятся” ими с родственниками или продают и перепродают по несколько раз подряд. В ряде штатов северной Индии практика покупки и продажи жен уже настолько распространена, что женщины просто смиряются с тем фактом, что они будут проданы следующему мужу – после рождения сына.

Правительство же Индии во главе с Нарендрой Моди пока лишь усиливает риторику в сфере борьбы с нарушениями прав женщин и проблемой неравномерного соотношения полов – видимо, не желая признавать настоящие глубинные причины происходящего.

Александр Гостев

Редактор информационной службы РС, международный обозреватель, автор и редактор рубрики и подкаста “Атлас мира”

Читайте также:
Аэроэкспресс изменил график движения поездов в аэропорт Шереметьево

Туапсе в сентябре: погода, море и бархатный сезон

У вас были планы на лето, но поездка к морю сорвалась? Не стоит переживать, ведь впереди сентябрь – месяц, когда на юге России начинается бархатный сезон, жара отступает, море тёплое, а цены снижаются. Многие туристы говорят, что погода в Туапсе в сентябре самая благоприятная для отдыха у моря. Температура воды высокая, дождей мало и можно беззаботно проводить все дни на пляже, загорая и получая удовольствия не меньше, чем летом. Так будет и в 2022 году, ведь курорт расположен в зоне влажных субтропиков, поэтому осень тут тёплая и не очень дождливая.

Не секрет, что многие специально летом не едут на море, откладывая поездку на начало осени. Они знают, что в сентябре отдыхать будет приятнее, и дешевле. Юг нашей страны за лето прогревается настолько сильно, что почти до конца осени тут можно спокойно отдыхать на пляже, купаться в море и любоваться красивыми видами природы. Туапсе в сентябре – это место, где отдых будет почти идеальным. Почему почти? Ответ далее.

После жаркого лета температура воздуха немного начинает опускаться. Всё чаще термометры показывают отметку в +23 +25 градусов, но бывают и по-летнему жаркие дни с температурой до +30. К счастью, а может и, к сожалению, таких дней в сентябре немного, около 3-4. Но эти дни все запоминают навсегда. Ведь кто-то радуется жаре осенью, а кто-то не любит высокую температуру и проводит день в номере, скрываясь от солнечных лучей.

Ночи на курорте уже не такие тёплые, как несколько недель назад. Если после заката ещё можно погулять и насладиться относительным теплом до +18 +20 градусов, то уже в ночное время прогулки не так приятны. Ближе к полуночи воздух остывает до +15 +16, а под утро может и вовсе стать +14 градусов. Поэтому, собираясь смотреть закат или встречать рассвет, прихватите тёплые вещи, лишними они не будут.

Температура воды в Туапсе в сентябре

Если днём и ночью температура воздуха постоянно меняется, то температура воды весь сентябрь остаётся неизменной. Чёрное море не спешит остывать и ласкает туристов своим теплом. Вода в этом месяце до +25 градусов. Даже дожди и пасмурная погода не понижают её ни на градус. Поэтому купаться в море можно каждый день, и часто вода теплее воздуха.

Сентябрь хоть и осень, но большая часть месяца стоит солнечная погода. По статистики наблюдений почти 24 сентябрьских дня – это солнце с утра до вечера. Из этих дней 15-17 вообще безоблачные, а в остальные дни на небе небольшие облака.

Световой день уменьшается, и делает это достаточно быстро. Иногда день уменьшается на 3 минуты разом, поэтому нет ни чего удивительного в том, что в начале месяца длина дня равна 13,2 часа, а уже под конец месяца не более 11,8 часов. Но всё равно этого времени хватит, чтобы насладиться отдыхом на пляже, покупаться в море и весело провести время.

Хоть начало осени и называется на юге бархатным сезоном, совсем без дождей это время года обойтись не может. Как утверждает упрямая статистика дожди тут бывают 4 раз за сентябрь. Осенние дожди тихие, спокойные. Это не летние ливни, когда потоки воды смывают всё на своём пути. Сентябрьский дождик в Туапсе – это моросящий дождик, под который очень хочется спать в номере отеля. Он идёт так мелко и долго, что за весь месяц выпадает не более 60 миллиметров осадков.

Отзывы про погоду в Туапсе в сентябре

«Отдохнули в сентябре на славу. Дождей не было, только три дня была пасмурная погода. Но и в пасмурную погоду мы отдыхали у моря. Вода отличная и в ней замерзаешь. Когда светило солнце, то было жарковато, почти как летом. Зато цены низкие и ближе к октябрю они снижаются ещё больше».

«Заехали в отель 12 сентября и пробыли тут до 25 числа. Погода порадовала. Солнце было большую часть отдыха. Но были и пасмурные дни и дождливые. В дни, когда идёт дождик можно погулять по городу, побывать на выставках, зайти в музей. Тут много экскурсий, и если погода не очень, то спрос на них очень велик. В общем, отдых в бархатный сезон отличный и не очень дорогой».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: