Почему не пускают в самолет с гипсом – и везде ли такие правила

Перелет со сломанной ногой

За шесть дней до свадебного путешествия моя жена сломала ногу. Решив не отменять поездку, мы готовились к худшему. Но оказалось, главное — вовремя позвонить и не упустить пару деталей.

Михаил Кенегесов, летал с костылями и с комфортом

Гипс или ортез

Мы входили на борт на костылях и в ортезе — это специальный носок со шнуровкой и железными вставками, которые жестко фиксируют стопу и не дают ей двигаться.

С гипсом было бы сложнее. У многих перевозчиков есть запрет на перелеты пассажиров с гипсом. Давление на высоте меняется, конечности опухают. А если ноге некуда расширяться, это может вызвать нарушение в кровообращении, острую боль и стать причиной образования тромбов. Поэтому перед полетом лучше сообщить авиакомпании про гипс и узнать ее реакцию.

Поговорив с врачом, мы первым делом позвонили в контактный центр авиакомпании Japan Airlines, которой летели — такие телефоны всегда указываются на билетах. Нам казалось, что ситуация из ряда вон, но оператор успокоил, сказав, что в день поступают десятки таких обращений. Он нашел наши билеты по коду бронирования и внес в них особые пометки. Для этого он уточнил, может ли человек с травмой идти без посторонней помощи, сгибать ноги в коленях, будет ли с ним сопровождающий.

Оператор объяснил, что онлайн-регистраций в таких случаях невозможна и точное место в самолете определят на стойке регистрации. В конце он поблагодарил нас за то, что мы позвонили заранее и подтвердил, что авиакомпания будет готова обеспечить нам комфортные условия полета.

Самое важное здесь — «авиакомпания будет готова». Важно предупредить ее о вашей ситуации заранее. В правилах некоторых перевозчиков часто даже устанавливается четкий срок — например, предупредить нужно за 36 часов до рейса, иначе компания может аннулировать билет. Предупредить нужно, чтобы вам заранее забронировали места с увеличенным пространством для ног, а также, чтобы персонал в аэропорту и в самом самолете был готов помочь вам во время полета.

Удобнее всего летать с алюминиевыми костылями — они складываются и спокойно помещаются на багажной полке

Аэропорт

В день вылета мы приехали в аэропорт, и жена сама доковыляла на костылях до стойки регистрации. Там сотрудник авиакомпании вызвал представителя специальной службы — Airport Assistance. Этот человек через несколько минут принес инвалидное кресло. Он провел нас коротким маршрутом сразу в специальный сектор, где предполетный досмотр и таможенный контроль проходят пилоты и бортпроводники. Проверка заняла несколько минут: жену не просили разуться и снять ортез — просканировали ногу вместе с ним. На посадку нас пригласили первыми. Сотрудник ассистанса сопровождал нас до дверей самолета.

Позже мы узнали, что после звонка в авиакомпанию нам стоило позвонить и в аэропорт. Служба ассистанса — это сервис аэропорта. И в случае нашего обращения, нас могли встретить прямо у входа в терминал и помочь с багажом. Сервис ассистанса в аэропорту прилета запрашивает уже авиакомпания, чьим ресом вы полетите.

Самолет

У нас был девятичасовой перелет, и авиакомпания повысила класс билета и жене, и мне. Теперь мы летели в премиум-экономе — это как бизнес, только кресла не раскладываются в полноценную кровать. У жены были раздвижные алюминиевые костыли, которые поместились на багажную полку в салоне. Если костыли больше 75 см, скорее всего, вам придется сдать их в основной багаж.

После посадки нас попросили подождать, пока все пассажиры покинут салон. Самолет остановился вдали от терминала и пассажиры спускались по обычному трапу: сделать то же со сломанной ногой сложно. Оставшись в самолете одни, мы увидели, как к нему подъезжает специальный автомобиль — смесь грузовика и скорой помощи. Оказалось, что его задняя часть поднимается, как лифт, до уровня дверей самолета и туда можно перейти, минуя ступеньки трапа.

Когда мы оказались на земле, нас снова встретил сотрудник аэропорта, который опять отвел нас в спецсектор, где мы быстро прошли паспортный и таможенный контроль. Он помог нам забрать багаж и проводил до стоянки такси. Еще никогда мы не путешествовал с таким уровнем комфорта.

Сервис ассистанса сопровождал нас по всему аэропорту — до самой посадки на самолет

Повышение класса билетов и помощь в аэропорту, в том числе использование специальной подъемной машины для высадки из самолета, ни стоили нам ни рубля. Помощь такого типа предоставляется практически всеми аэропортами и авиакомпаниями бесплатно всем пассажирам, которые в ней нуждаются.

В СМИ часто пишут о случаях, когда людей с гипсом или другими травмами вынуждали выкупить целый ряд сидений или доплатить за билеты бизнес-класса. Часто так происходит оттого, что авиакомпания узнает о проблеме только во время регистрации пассажира на рейс.

В этот момент авиакомпания уже мало что может сделать: она не может посадить человека с травмой у аварийных выходов, хоть там и больше места. А еще таких людей нужно разместить так, чтобы они не стали помехой при возможной эвакуации. Поэтому часто им проще отказать, пусть и ценой скандала, чем подвергать опасности жизни других пассажиров.

Читайте также:
Аппалачська стежка – ідеальний маршрут для справжніх туристів

Так что главный совет в такой ситуации: просто предупредите аэропорт и авиакомпанию заранее. И наслаждайтесь результатом.

Не привитых пустят в самолет и санаторий?

При угрозе возникновения эпидемий антипрививочников могут не пускать в некоторые страны или отказывать им в приеме в образовательные организации и оздоровительные учреждения. А как насчет ограничений для тех, кто не согласился на прививку против коронавируса?

«Мне 62 года. Я инвалид II группы. Планирую летом лететь в санаторий. Обязательно ли делать прививку от коронавируса? Не потребуют ли в самолете или санатории справку?» – с таким вопросом читательница обратилась в редакцию «АГ».

Сразу отметим, что нет закона, требующего предоставления справки о прививке против коронавирусной инфекции при путешествии воздушным транспортом и в санаториях. Но давайте обо всем по порядку.

Кого вакцинируют первым?

В декабре 2022 г. Михаил Мишустин провел заседание президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. По его итогам Минздраву и Минюсту России было поручено обеспечить разработку, принятие и государственную регистрацию приказа, предусматривающего включение вакцинации против коронавирусной инфекции в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям с учетом приоритетности.

Приказом Минздрава России от 9 декабря 2022 г. № 1307н прививка против коронавируса внесена в календарь. Лица, подлежащие обязательной вакцинации, разделены на три группы (приоритеты):

  • к приоритету 1-го уровня относятся работники медицинских и образовательных организаций и МФЦ; работники организаций соцобслуживания и проживающие в них лица; взрослые с хроническими заболеваниями, в том числе с сердечно-сосудистыми, заболеваниями бронхолегочной системы, сахарным диабетом и ожирением;
  • к приоритету 2-го уровня относятся вахтовики, работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов и государственных контрольных органов в пунктах пропуска через госграницу, военнослужащие, волонтеры, работники организаций сферы предоставления услуг;
  • к приоритету 3-го уровня относятся государственные гражданские и муниципальные служащие, совершеннолетние студенты профессиональных образовательных организаций и вузов, призывники.

С учетом эпидемической ситуации по решению исполнительных органов государственной власти субъектов РФ указанные уровни приоритета могут быть изменены. Официальных разъяснений по «приоритетной» новации пока не появилось.

Можно ли отказаться от прививки?

Для общего понимания – немного о календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Он утвержден Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. № 125н. Обратим внимание на некоторые положения Приложения № 2 к этому приказу («Порядок проведения гражданам профилактических прививок»):

  • прививки в рамках национального календаря профилактических прививок проводятся гражданам в медицинских организациях при наличии у таких организаций лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по вакцинации;
  • вакцинацию осуществляют медработники, прошедшие обучение по вопросам применения иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики инфекционных болезней, по вопросам организации и техники проведения вакцинации, оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме;
  • перед проведением прививки лицу, подлежащему вакцинации, или его законному представителю разъясняются необходимость иммунопрофилактики инфекционных болезней, возможные поствакцинальные реакции и осложнения, последствия отказа от прививки; затем оформляется информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии с требованиями ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ).

Согласно требованиями ст. 20 Закона № 323-ФЗ необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия на это гражданина или его законного представителя на основании предоставленной медработником в доступной форме полной информации о целях и методах оказания медицинской помощи, возможных вариантах медицинского вмешательства, риске и предполагаемых результатах.

Порядок дачи согласия на медицинское вмешательство и отказа от него, формы согласия и отказа утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (подп. 8 п. 2 ст. 20 Закона № 323-ФЗ).

Таким образом, поскольку вакцинация является медицинским вмешательством, осуществляется она только после разъяснения о возможных поствакцинальных реакциях и осложнениях. После получения информации человек предоставляет либо информированное добровольное согласие, либо отказ от медицинского вмешательства. Это очень важный момент, и им не стоит пренебрегать.

Что будет, если от прививки отказаться?

О последствиях такого отказа мы писали в статье «А если вакцинацию сделают обязательной?». Так, в ст. 5 Закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусмотрено право на отказ от прививок. И тут же определены последствия их отсутствия:

  • запрет на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами или международными договорами РФ требует профилактических прививок;
  • отказ в приеме на работу или отстранение от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями;
  • временный отказ в приеме в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий.

В письме, направленном «АГ», читательница интересовалась, не станет ли отсутствие прививки препятствием для ее пребывания в санатории. Отметим, что пока никого строго не обязывают делать прививки от коронавируса. Это все еще дело добровольное.

Читайте также:
Парковка в аэропорту города Уфа

В Рекомендациях Роспотребнадзора по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 нет требования о приеме граждан только после вакцинации 1 . В региональных приказах о вакцинации также не упоминается об ограничениях при отказе от прививки от коронавируса. И мне неизвестны случаи, когда из-за отсутствия прививок отказали в приеме в санаторий.

В целом можно отметить, что указанная выше ст. 5 Закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» является рабочей нормой в отношении образовательных учреждений. Но с санаториями дело обстоит иначе. Мне, например, не удалось найти судебные решения, которые подтверждают применение этой нормы закона в отношении учреждений здравоохранения.

Что делать, если после прививки что-то пошло не так?

О неэффективности вакцины от СOVID-19 или побочных действиях нужно сообщать в Росздравнадзор. В письме от 31 августа 2022 г. № 01И-1668/20 ведомство напомнило всем субъектам обращения лекарственных средств, что следует незамедлительно сообщать в его систему фармаконадзора о каждом факте развития нежелательной реакции и об отсутствии терапевтического эффекта лекарственных препаратов «Гам-КОВИД-Вак Комбинированная векторная вакцина для профилактики коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2» и «Гам-КОВИД-Вак-Лио Комбинированная векторная вакцина для профилактики коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2».

Лучше прислать электронное извещение в базу данных «Фармаконадзор 2.0» Автоматизированной информационной системы Росздравнадзора (http://external.roszdravnadzor.ru), в крайнем случае – по электронной почте на адрес npr@roszdravnadzor.ru.

Форма извещения доступна для загрузки на сайте Росздравнадзора: раздел «Лекарственные средства»/рубрика «Мониторинг эффективности и безопасности лекарственных препаратов»/«Справочная информация»/«Карта-извещение» – скачиваем ее, заполняем и направляем в ведомство.

Министр здравоохранения: «Прошедшим вакцинацию нужно носить маски»

15 января 2022 г. министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко сообщил: «Граждане, прошедшие вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, должны носить маски вне зависимости от титра антител до формирования популяционного иммунитета. Вакцинация надежно защищает от тяжелого течения и в абсолютном большинстве случаев от заболевания, но вакцинированный человек может передать инфекцию тем, кто не защищен. Маски в этом случае защищают ваших близких и окружающих от возможного инфицирования».

1 Методические рекомендации МР 3.1./2.1.0197-20 Изменения № 1 в MP 3.1./2.1.0182-20 «Рекомендации по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 23 июня 2022 г.).

В гипсе дороже: пассажирка со сломанной ногой поспорила с “Аэрофлотом”

“Аэрофлот” напомнил, как попасть в экономкласс самолета со сломанной ногой. При бронировании билета пассажир должен предупредить – сгибается конечность или нет (хотя при онлайн-заказе билета нет такой опции). Разъяснения понадобились после инцидента на рейсе Москва-Петербург. Молодую женщину в гипсе пустили на борт только после того, как она доплатила за место в бизнес-классе. Кто прав в этой ситуации – пассажир или перевозчик? Разбирается обозреватель “Вестей ФМ” Павел Анисимов .

Для Ольги Ломоносовой перелёт с Мальдивских островов в Петербург закончился скандалом. Во время пересадки в Москве женщину с загипсованной ногой и двумя детьми на руках не пустили на борт. У неё были билеты экономкласса. Представители “Аэрофлота” заявили, что она не поместится в обычное кресло. Ольга уверяет, что пыталась забронировать место попросторнее – в первом ряду. По телефону её заверили, что выбрать место можно только в аэропорту. Но на стойке регистрации выяснилось, что удобные места выкуплены другими пассажирами. Женщина была готова купить место в бизнес-классе для своего сына. Тогда освободилось бы соседнее кресло, и она положила бы ногу рядом. Но “Аэрофлот” отказал и в этом варианте – якобы по правилам безопасности нога в полёте должна “смотреть вперёд”. На видео Ольга пытается доказать, что в таком состоянии “Аэрофлот” без проблем перевёз её на курорт, а потом – обратно до Москвы.

В “Аэрофлоте” говорят, что до Москвы женщина добиралась самолётом большей вместимости. Там не было проблем с размещением. В Пулково летел борт поменьше. Ольге пришлось доплачивать за места в бизнес-классе. В этом виновата сама пассажирка, уверяют в авиакомпании. При бронировании она сообщила, что ходит на костылях, а не ездит в кресле. Иначе ей бы выделили другое место. Об это говорится в воздушных правилах и в видеоинструкции на сайте авиакомпании: при бронировании и покупке билета надо поставить галочку в графе “Требуется кресло-коляска”. Предупредить о том, что нога целиком в гипсе, можно только по телефону. При регистрации на рейс пассажиру должны предоставить место, соответствующее его пожеланиями, но только если оно свободно на момент обращения, объясняет сотрудник кол-центра:

КОЛ-ЦЕНТР : Эти места, прежде всего первого ряда экономического класса, предоставляются пассажирам, у которых запрошена услуга “Люлька”. То есть далее, если эти места свободны, уже распределяются между пассажирами с ограниченными возможностями, в порядке обращения на стойку регистрации. Поэтому стопроцентной гарантии, к сожалению, дать не могу.

Получается, человек в гипсе покупает билет в экономкласс, помечает, что ему нужно особое место, но это не гарантирует того, что он улетит именно этим рейсом или не придётся доплачивать за бизнес-класс. Отказ нужно обязательно документировать и дальше идти в суд, рассказывает адвока т Эдуард Шалоносов . Можно вернуть деньги за билет и получить компенсацию за испорченный полёт:

Читайте также:
Какая госпошлина положена за просроченный паспорт в 2022 году

ШАЛОНОСОВ : Самый простой вариант – игнорирование претензии или ответ на претензию – суд. У пострадавшего пассажира есть возможность взыскать деньги за неиспользованные кресла. Если бизнес-класс дороже, чем 2 выкупленных кресла, она вправе взыскать компенсацию за перелёт бизнес-классом. И если ей отказывают в возврате этих денежных средств, то значит – всё умножается трёхкратно.

По мнению экспертов, авиакомпания просто воспользовалась ситуацией и навязала клиентке бизнес-класс. В итоге Ольга переплатила за билеты 140 000 рублей и собирается потребовать деньги с перевозчика.

Популярное

“Фактически Украина оказалась в политической изоляции”

РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: Учитывая, что Украина, а значит и украинская власть находится фактически в политической изоляции, к ним даже поляки начинают относится с некоторым предубеждением, а выживать они самостоятельно не могут …. А каким-то образом привлекать к себе внимание и финансирование надо. А что у них осталось, кроме войны? Ничего.

Свою работу на Украине Нуланд уже сделала

РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: Думаю, что если Нуланд не совершила чего-то ужасного, о чем мы не знаем, потому что на то, что она уже совершила, можно глаза закрыть – она свою работу выполнила, то имеет смысл с ней встретиться и поговорить хотя бы для того, чтобы оценить уровень американской готовности к уступкам.

“Америка не верит в Европу как инструмент борьбы с Китаем”

МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ: Забавно, что диагноз Макрона о смерти мозга НАТО подтвердили США. AUKUS. О чем идет речь? Во-первых, они не хотят связываться с Россией, потому что реально не видят в России глобального противника. С другой стороны, США не верят в Европу как инструмент борьбы с Китаем.

В каких случаях могут не пустить в самолет по состоянию здоровья. Перечень заболеваний, нестандартных ситуаций, особенности для беременных

Состояние здоровья пассажиров всегда являлось важным пунктом организации полетов: человек с серьезными патологиями здоровья может просто не долететь до пункта назначения, а имеющий заразные заболевания – заразить других пассажиров на борту. Сейчас, в период распространения коронавирусной инфекции, контроль за состоянием здоровья пассажиров особенно усилился. Попробуем разобраться, с какими болезнями сегодня не пустят на борт и что делать, если лететь все же нужно?

  • Правовое регулирование допуска людей с заболеваниями на борт самолета
  • Особенности политики авиакомпаний в отношении людей с заболеваниями и беременных женщин
  • ❗ Нестандартные случаи
  • ‍✈️ Ответственность авиакомпаний перед пассажиром за возможные отрицательные последствия во время полета
  • ‍ Мнение эксперта: что делать, если есть заболевание, но лететь все-таки нужно
  • ❓ Часто задаваемые вопросы

Правовое регулирование допуска людей с заболеваниями на борт самолета

Однозначного запрета на авиаперевозку людей, которым нездоровится, не предусмотрено. Согласно п. 108 Приказа Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. №82«Об утверждении Федеральных авиационных правил. » (ФАП), пассажир должен самостоятельно определить возможность пользования воздушным транспортом с учетом состояния своего здоровья.

Но если заболевание или общее недомогание человека является очевидным, то работают уже другие пункты правил и Воздушного кодекса: п. 1 ст. 107 Воздушного кодекса, п. 230 ФАП – в этом случае перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира.

По нормам п. 109 ФАП перевозка недееспособного лица происходит только в сопровождении дееспособного пассажира, способного обеспечить безопасную перевозку. В п. 110 ФАП подчеркивается, что перевозка больного на носилках производится на борту самолета на условиях предоставления ему дополнительных мест с доплатой.

По нормам п. 227 ФАП болезнь пассажира или члена его семьи, совместно следующего с ним на борту самолета, может стать основанием для отказа пассажира от перевозки при условии медицинских противопоказаний к перелету на дату отправления воздушного судна.

Перевозчики могут устанавливать свои правила авиаперевозок, которые не должны противоречить общим правилам и ухудшать уровень обслуживания пассажиров. Это правило установлено п. 2 ст. 102 Воздушного кодекса.

Особенности политики авиакомпаний в отношении людей с заболеваниями и беременных женщин

Согласно Варшавской Конвенции от 1929 года, авиаперевозчик несет ответственность за состояние здоровья пассажиров, если ущерб был получен при нахождении на борту. По этой причине перевозчики разрабатывают собственные правила и могут ограничивать перемещение лиц с определенными патологиями здоровья.

*Лица с указанными заболеваниями в случае необходимости в перелете допускаются на борт специального воздушного судна в сопровождении врачей, при этом для полета необходимы весомые медицинские основания.

❗ Нестандартные случаи

Всегда ли пускают на рейс людей:

  • избыточно полных. Западные перевозчики несколько раз вводили правило о том, что избыточно полные люди должны приобретать два билета, или дают им возможность купить второй билет со скидкой. Но обычно такие нововведения сталкиваются с общественной критикой и воспринимаются, как стремление получить дополнительную экономическую выгоду на полных людях. Более того, не решен вопрос, кого можно считать избыточно полным;
  • с собакой-поводырем. Собака-поводырь, которая сопровождает пассажира с инвалидностью по зрению, проводится в пассажирский салон бесплатно сверх нормы провоза ручной клади. Чтобы пассажира пустили в салон с такой собакой, у него должен быть документ, подтверждающий инвалидность и прохождение собакой специального обучения.
  • с переломами. С переломами летать можно, но о проблеме необходимо предупредить перевозчика заранее. Например, в Аэрофлоте или S7 Airlines это нужно сделать за 48 часов до полета. Но если для перевозки не требуется создание специальных условий и переоборудования салона (например, если сломана рука, а не нога), то с посадкой не возникнет проблем. Однако пассажиры часто получают отказ в длительных перелетах при наличии гипсовой повязки, так как из-за перепада давления место под гипсом перестает нормально снабжаться кровью, и это может привести к необратимым последствиям. Пассажиру могут отказать в перелете, если с момента гипсования прошло менее суток: в данный период человек наиболее подвержен рискам тромбоза. Но его могут пустить при наличии медицинского заключения, разрешающего перелет.
  • инвалидов-колясочников. О возможности лететь инвалиду-колясочнику необходимо уточнить во внутренних правилах перевозчика. Одни авиакомпании нередко отказываются вести инвалидов, ссылаясь на отсутствие условий для их перевозки на борту, другие – разрешают провозить таких пассажиров с обязательным сопровождением. В 2022 году Верховный суд признал за авиаперевозчиками право не пускать инвалидов в самолет по указанному основанию.
Читайте также:
11 лучших отелей «Все включено» во Вьетнаме с собственным пляжем - 2022

‍✈️ Ответственность авиакомпаний перед пассажиром за возможные отрицательные последствия во время полета

Авиакомпании заранее предупреждают пассажиров с заболеваниями и беременных женщин относительно вероятных отрицательных последствий перелетов. В частности, о возможном ухудшении самочувствия и преждевременных родах. Поэтому перед авиаперелетом необходимо проконсультироваться с врачом и оценить возможные риски.

Но на самом деле такие предупреждения не снимают ответственности с перевозчика за состояние здоровья пассажиров. Именно поэтому авиакомпании предпочитают перестраховаться и не брать в самолет граждан, имеющих заболевания или особое состояние здоровья.

Как пройти контроль в аэропорту, чтобы не остаться дома

Я работаю в аэропорту и знаю все о видах предполетного контроля.

Если человек летит по России, ему достаточно сдать багаж, зарегистрироваться на рейс и пройти предполетный досмотр. Для международных рейсов список больше: дополнительно нужно пройти таможенный и пограничный контроль, а при необходимости — ветеринарный и фитосанитарный.

Типовая схема организации пропуска через границу есть в приказе Министерства транспорта, но каждый аэропорт дополняет или меняет ее: например, переставляет пункты контроля местами или утверждает дополнительные посты безопасности. При этом аэропорт не вправе отменять уровни государственного контроля.

Расскажу, как пройти контроль и спокойно улететь.

О чем расскажем

  • Контроль при входе в аэропорт
  • Ветеринарный контроль
  • Фитосанитарный контроль
  • Регистрация на рейс
  • Таможенный контроль
  • Пограничный контроль
  • Предполетный досмотр

Контроль при входе в аэропорт

Кто проводит: служба авиационной безопасности — САБ. На входе в аэропорт ее сотрудники осматривают пассажиров при помощи металлоискателей и интроскопов — рентгенов для багажа. Еще сотрудники САБ дежурят на выходах из аэропорта: их задача — не пропустить недосмотренного человека. Даже если пассажир только что вышел из этих дверей и никуда не отходил, его все равно не впустят и отправят ко входу.

Некоторые пассажиры считают, что сотрудники безопасности не имеют права проводить личный досмотр и досмотр вещей. Но это ошибка: федеральное законодательство позволяет им это делать. В большинстве случаев все проходит корректно, но иногда безопасникам приходится использовать специальные средства, задерживать людей и передавать их в полицию. Такое случается, например, если они прошли в аэропорт в обход досмотра.

Зачем: чтобы в здание аэропорта не прошел человек с опасными предметами и веществами.

Как проходит. Пассажиры должны сложить все электронные приборы и гаджеты в пластиковый контейнер, вынуть из карманов верхней одежды все металлические предметы, сложить все в интроскоп. Куртки лучше расстегнуть, а шапки — снять.

Металлоискатель может среагировать на титановую пластину или повлиять на работу кардиостимулятора. Если у пассажира есть эти приспособления, следует предупредить сотрудника САБ и показать ему справку. После этого человека досмотрят ручным контактным методом — просто ощупают. При этом сотрудники должны соблюдать принцип половой принадлежности, но так бывает не всегда.

Людей на инвалидных колясках досматривают ручным металлоискателем, а также применяют детектор паров взрывчатых веществ — газоанализатор. Пассажиры, которых переносят только на носилках, проходят процедуру досмотра в медицинском пункте аэропорта.

Тонкости. Некоторых пассажиров просят включить ноутбук даже после того, как осмотрели его в интроскопе, чтобы проверить, нет ли внутри техники взрывного устройства. Хотя на самом деле в нормативных документах нет ни слова о том, что нужно включать гаджеты. Если ноутбук разрядился, его дополнительно проверят газоанализатором — это безопасно. Меня однажды попросили открыть рюкзак: в нем рядом друг с другом лежали наушники и дезодорант, сотрудники САБ подумали, что это взрывное устройство.

Читайте также:
Как получить рабочую визу в Казахстане в 2022 году (видео)

Ограничения. Если вы провозите огнестрельное, спортивное, травматическое или пневматическое оружие, то у вас должно быть разрешение — его выдает Росгвардия. Для провоза пневматического оружия нужно показать технический паспорт, в котором указывают силу дульной энергии. Все оружие нужно разрядить и убрать в специальный кейс.

В зону транспортной безопасности запрещено проносить огнестрельное оружие, которое не предназначено для перевозки, яды, вирусы, взрывчатые, химические и радиационные вещества, другие опасные предметы. Например, если охранники с пистолетами сопровождают бизнесмена до гейта, их не должны пустить в аэропорт с оружием.

Ответственность. Если пассажир нарушит правила авиационной безопасности, его могут привлечь к административной ответственности по статье 11.15.1 КоАП РФ и выписать штраф от 3000 Р . Уголовная ответственность предусмотрена статьей 263.1 УК РФ — это может быть штраф до 80 000 Р , ограничение свободы до 4 лет либо лишение свободы на срок от 5 до 8 лет со штрафом до 1 миллиона рублей.

Как победить выгорание

Ветеринарный контроль

Кто проводит: сотрудники федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Зачем: чтобы защитить людей от болезней, общих для человека и животных, и не дать им распространиться по миру.

Как проходит. На ветеринарный контроль предоставляют живых животных, птиц и рыб, свежее, охлажденное или замороженное мясо, морепродукты, моллюсков, молоко, мед и многое другое. Полный перечень есть в решении комиссии Таможенного союза.

Чтобы оформить животное на рейс, необходимо предоставить в пункте ветеринарного контроля следующие документы:

  1. Ветеринарный паспорт. Для собак иногда требуют справку об отсутствии племенной ценности — такую оформляют кинологи в СКОР или РКФ.
  2. Ветеринарное свидетельство формы № 1 или ветеринарный сертификат Таможенного союза формы № 1. Его оформляют в государственной ветеринарной лечебнице за 3 дня до вылета.
  3. Обязательную отметку о прививке от бешенства. Животное вакцинируют минимум за 30 дней, максимум — за 12 месяцев до даты вылета.

Сотрудники проверят документы, осмотрят животное и заменят ветеринарное свидетельство на международный ветеринарный сертификат формы 5а, который придется показать при регистрации на рейс.

Тонкости. Перед тем как взять животное на рейс, рекомендую уточнить в авиакомпании, подходит ли питомец для перевозки. Например, «Аэрофлот» принимает для перевозки прирученных комнатных животных: кошек, птиц и собак, кроме бульдогов, мопсов и пекинесов. Еще не возьмут морскую свинку и крысу. Авиакомпания KLM перевозит кошек и собак, только если они старше 10 недель.

Авиакомпания сама определяет способ перевозки — в салоне или багажном отсеке, — тариф, ограничения видов и пород животных. Рептилий, пауков и диких животных, скорее всего, придется перевозить как груз и оформлять в грузовом терминале аэропорта.

Собак-поводырей, которые сопровождают пассажиров с отсутствием зрения или слуха, перевозят бесплатно при наличии соответствующей дрессировки — ее придется подтвердить сертификатом. Питомец должен быть в наморднике и ошейнике, его привязывают к креслу у ног владельца.

Важно знать, разрешает ли страна назначения ввозить определенный вид животных, — это можно уточнить в консульствах. Например, в Австрию нельзя ввозить птиц, а в Японию — некоторых грызунов. В Японии на каждое животное требуют предоставить сертификат Approval of Import Inspection of Animals от службы карантинного контроля.

Ответственность. Если у животного нет необходимых документов, его могут просто не пустить на рейс. О другой ответственности перед вылетом я не слышал. Но если что-то пойдет не так, питомца могут не впустить в страну назначения. Например, в Англии животных сажают на карантин или отправляют обратно. Все расходы оплачивает владелец. В Израиле животных без документов возвращают на родину за счет хозяина, а в некоторых случаях могут даже уничтожить.

Фитосанитарный контроль

Кто проводит: сотрудники Россельхознадзора.

Зачем: чтобы не допустить ввоза в страну карантинных растений. Для этой службы не так важно, какие растения вывозят из страны, если их не относят к редким.

Как проходит. Этот вид контроля редко проводят в аэропортах России перед вылетом. Пройти его — задача пассажира. Растения, которые он вывозит, должны отвечать условиям страны назначения. Все это необходимо подтвердить фитосанитарными сертификатами. Пассажир обязан получить их заранее.

В Москве сертификат выдают в управлении по ветеринарному и фитосанитарному контролю на проспекте Маршала Жукова. Необходимо приехать туда заранее с растением. У него возьмут материал для анализа и по итогу выдадут сертификат или откажут в нем. Сертификат предъявляют при прибытии за рубеж.

Тонкости. Фитосанитарные требования не распространяются на бананы, финики, дуриан, ананас, кокос. Все остальные растения можно провозить только с фитосанитарным сертификатом.

Ответственность за вывоз подкарантинной продукции из России — штраф от 300 до 500 Р . В других странах действуют свои правила, но в целом, если обнаружат нарушения, растения и продукцию из них могут уничтожить, каким-то образом переработать или отправить обратно. Все расходы несет владелец.

Регистрация на рейс

Кто проводит: за регистрацию отвечают сотрудники авиакомпании и аэропорта.

Читайте также:
Express Entry: регистрация в системе, создание и редактирование профиля

Зачем. На регистрации пассажиру выделяют место в салоне самолета, принимают багаж и взвешивают его, выдают посадочный талон, а иногда могут проверить визу.

Как проходит. Пассажиры проходят регистрацию в аэропорту или на сайте авиакомпании.

Самый популярный способ — подойти на стойку регистрации в аэропорту. У каждой стойки есть свой номер, его указывают на табло с информацией о рейсе. Если прийти не на свою стойку, человека просто не смогут зарегистрировать.

На стойке регистрации пассажир показывает заграничный паспорт или иной документ для выезда. Сотрудник должен убедиться в том, что пассажир приобрел билет на выбранный рейс и что летит именно этот человек.

Онлайн-регистрация удобна тем путешественникам, которые следуют без багажа: они самостоятельно распечатывают дома посадочный талон или показывают его в виде QR-кода на смартфоне. Если багаж есть, то пассажир сдает его на стойке регистрации. Потребуется только паспорт, отрицательный тест на ковид или справка о вакцинации — здесь правила зависят от конкретной страны. Требования можно посмотреть в карте для путешественников Т⁠—⁠Ж.

По итогу регистрации пассажир получает именной посадочный талон с указанием времени начала посадки, на который приклеят именную багажную бирку. Такая же будет на его багаже. Если человек летит с ребенком до двух лет, у него будет одно место на двоих, но два посадочных талона.

Тонкости. На стойках регистрации проходит первичный визовый контроль — в тех случаях, когда этого требует страна назначения. Авиакомпанию могут привлечь к ответственности, если она пустит на борт человека без визы, а его потом депортируют. Помимо визы, можно подтвердить свое право на пребывание с помощью дипломатического паспорта, вида на жительство или заграничного паспорта этой страны.

Ограничения. Авиакомпания имеет право не допускать на рейс пассажира с просроченными или недействительными документами, при отсутствии визы в другую страну или без теста на ковид.

Ответственность. Если человек не приходит или опаздывает на регистрацию, но не предупреждает об этом авиакомпанию, в большинстве случаев билет сгорает. С ним же пассажир теряет все остальные билеты на стыковочные рейсы и на обратную дорогу. Именно поэтому всем опаздывающим рекомендуют звонить в службу поддержки. Самолет из-за них не задержат, но расскажут, как максимально выгодно обменять билет.

Таможенный контроль

Кто проводит: сотрудники таможенной службы. В работе они руководствуются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.

Зачем: для контроля вывоза культурных ценностей, драгоценностей, дорогих и редких животных, рыбы, морепродуктов, икры, валюты за пределы России. По сути, он защищает ресурсы и ценности от нелегального вывоза за границу.

Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия входят в список стран — участниц Евразийского экономического союза. Это означает, что в рамках союза нет таможенного контроля. Другими словами, если из России лететь в Казахстан, пункта досмотра не будет. Для людей, которые отправляются в страны союза, существует отдельный вход.

Правила прохождения таможенного контроля одинаковы для таможенных органов всех государств союза. Например, если из России нельзя вывозить картины, которые относят к объектам культурного наследия, без особого разрешения, то этого нельзя будет сделать и из Киргизии.

Как проходит. Чтобы пройти таможенный контроль, необходимо отправиться в зеленый или красный коридор.

Через зеленый проходят пассажиры, которые как бы заявляют, что у них нет с собой вещей, которые нужно декларировать. Однако сотрудники таможенного органа имеют право выборочно досмотреть путешественников и их багаж.

Через красный коридор проходят пассажиры, которым необходимо декларировать вещи. Они должны предоставить инспектору заполненную таможенную декларацию. На ней поставят печать. Если вы собираетесь проходить через красный коридор, заложите на это дополнительные полчаса или час.

Бланк декларации есть на сайте Федеральной таможенной службы — советую рассмотреть его и заполнить заранее. Впрочем, в аэропорту тоже будут лежать чистые бланки. В декларации пассажир указывает данные о себе и товарах, способах перевозки. Подробнее о том, как заполнять документ, что можно и нельзя вывозить из страны, Т⁠—⁠Ж уже писал в отдельной статье.

Таможенный инспектор проверит декларацию, поставит в ней служебные отметки и зарегистрирует в базе ФТС. Теоретически сейчас можно отправить электронную декларацию через личный кабинет на сайте ФТС. Но на деле система не до конца отлажена и не ускоряет процесс прохождения таможенного контроля. Инспектор все равно будет сверять данные декларации с вывозимыми вещами. Если поставить галочку не туда, придется переписывать весь документ.

Тонкости. Обязательному декларированию подлежат вещи, которые стоят больше 10 тысяч евро. Их цену предстоит заверить чеками. Если чеков нет, товар могут забрать на оценку, а это займет время — скорее всего, пассажиру придется менять билеты. Для вывоза культурных ценностей придется дополнительно получить разрешение от Министерства культуры РФ. Если вы везете лекарства, которые содержат сильнодействующие, наркотические и психотропные вещества, вас попросят показать рецепт, справку от врача или выписку из истории болезни.

Ограничения. ФТС запрещает вывозить из России:

  • драгоценные камни и металлы до обработки;
  • живых соболей;
  • продукцию военного назначения;
  • органы человека, кровь и ее компоненты;
  • более 5 кг рыбы и морепродуктов, более 250 г осетровой икры.
Читайте также:
Авиакомпания Africa World Airlines. Гана Как С Добром Добраться!

Ответственность. Если попытаться скрыть вещи, которые нужно декларировать, то их конфискуют, а таможенники выпишут штраф в размере от половины до тройной стоимости этих товаров.

Если не указать вещи из списка обязательных, то их тоже конфискуют. Штраф — от половины до двойной стоимости товаров.

За недекларирование наличных выпишут штраф от половины до двойного размера незадекларированной суммы.

Пограничный контроль

Кто проводит: сотрудники отрядов пограничного контроля ФСБ России.

Зачем: чтобы контролировать выезд граждан России за рубеж.

Как проходит. Выехать можно по действующему заграничному, дипломатическому и служебному паспорту. Пограничник попросит предъявить один из этих документов и посадочный талон на рейс. Затем таможенник сверит пассажира по фотографии в паспорте, проверит документ и поставит в него оттиск штампа.

В аэропорту пограничный контроль проходят в специальных кабинах — в них пускают по одному человеку. На расстоянии 1,5 метра до кабин есть цветная линия — через нее нельзя переступать, пока пограничник не отпустит впереди стоящего человека. Такие строгие правила ввели, чтобы люди не могли бесконтрольно проходить через кабину, де-юре — через государственную границу. Исключения делают только для тех пассажиров, которые сопровождают людей с инвалидностью или летят с несовершеннолетними детьми.

Тонкости. Пассажир обязан предъявить паспорт без обложки и разных вложений: пограничники смотрят документ полностью, в том числе проверяют форзац паспорта, на котором указано государство и наименование документа. Еще обложка может скрывать следы порчи и износа документа, а иногда служит признаком подделки паспорта.

Для выезда за границу заграничный паспорт должен быть у взрослого и у ребенка. Но в некоторые страны пустят и по внутреннему паспорту или свидетельству о рождении, например в Беларусь, Казахстан, Киргизию. Для вылета в Армению взрослому будет достаточно обычного паспорта, а ребенку понадобится заграничный: это указано в соглашении между странами.

Если ребенок до 18 лет едет с родителями, пограничники не спрашивают свидетельство о рождении. Но я рекомендую на всякий случай взять его с собой. Если ребенок едет с другим человеком, понадобится нотариально оформленное согласие от родителей. В документе важно указать сроки выезда и названия стран.

Ограничения. Пограничная служба не выпустит пассажира, если он числится в базе людей, которым ограничили выезд. К ним относят:

  1. Должников с долгом от 30 000 Р , для алиментщиков — от 10 000 Р .
  2. Тех, кто допущен к гостайне: сотрудников службы внешней разведки, инженеров различных НИИ в области военного производства.
  3. Проходящих военную или альтернативную службу.
  4. Подозреваемых или обвиняемых в преступлениях.
  5. Осужденных. Но тем, кто отбыл наказание и освободился, выезжать можно.
  6. Тех, кто указал ложные сведения при оформлении загранпаспорта.
  7. Сотрудников и работников ФСБ, в том числе и тех, кто недавно уволился: по закону им нельзя выезжать за границу еще до 5 лет.
  8. Банкротов.

Перед вылетом советую проверить себя в базе должников на сайте судебных приставов. Если есть долг, его придется оплатить. После этого фамилию должника удалят из базы пограничников, но на это потребуется время — от нескольких дней до месяца и более. Все будет зависеть от того, как быстро приставы отправят в пограничную службу документы о снятии ограничения на выезд. На границе сотрудники службы смотрят только на базу — даже если у пассажира будет справка от приставов или решение суда о снятии ограничений, его все равно не выпустят.

Если пассажиру отказали в выезде, советую поступить так:

  1. Попросить письменное уведомление об отказе у пограничников согласно абзацу 4 пункта 35 Административного регламента ФСБ.
  2. Постараться вернуть деньги за билет, пока самолет не улетел. В таком случае возвратная цена билета может быть выше.
  3. Проверить свои данные на сайте приставов. Если пассажир значится в базе, на сайте укажут контактный телефон пристава, который ограничил выезд.
  4. Связаться с приставом в его рабочее время для решения вопроса о выплате долга. После погашения возможность вылета могут перенести на неопределенное время.
  5. В случае ошибки приставов можно требовать взыскать с них компенсацию.

Ответственность. При предъявлении на паспортном контроле просроченного или недействительного документа выпишут штраф от 2000 до 5000 Р .

Если вы пришли попрощаться с родственниками и дошли с ними до паспортного контроля, вам выпишут штраф от 300 до 1000 Р или вынесут предупреждение. Провожать вылетающих можно только до территории пограничных кабин.

Из-за чего женщину со сломанной ногой не пустили на рейс “Аэрофлота”

В аэропорту Шереметьево произошел неприятный случай. Мать двоих детей Ольгу Ломоносову с переломом колена не пустили на борт самолета компании “Аэрофлот”, выполнявшего рейс Москва – Санкт-Петербург. В авиакомпании пояснили, что женщина нарушила правила перевозчика, не указав при бронировании билета потребность в месте для размещения травмированной ноги. При этом сама пассажирка с этим заявлением не согласна. Разбираемся, почему сложилась такая ситуация и были ли нарушены права женщины.

Читайте также:
Брестская крепость — Брест, Белоруссия

Тяжелый перелет

“По телефону я попросила экстраспейс в экономклассе, чтобы можно было разместить ногу. Мне сказали, что это надо решать только на стойке регистрации. А там мне сообщили, что эти места уже заняты. Каким образом они могли это сделать, если мне еще по телефону сообщили, что эти места зарезервированы на всякий случай и их могут мне дать на стойке регистрации”, – рассказывает Ольга Ломоносова.

По словам женщины, она предложила за мили повысить статус билета ее старшего 13-летнего сына до бизнес-класса, чтобы она смогла положить несгибающуюся ногу на соседнее освободившееся сидение. Но ей якобы отказали, сообщив, что ногу запрещено размещать таким образом.

“Но я уже дважды так летала самолетами компании “Аэрофлот”! Только через два часа мне сказали, что можно улететь бизнес-классом за 140 тысяч рублей. В итоге мне поменяли три билета за 26 тысяч рублей и еще за 30 тысяч миль меня посадили с двухлетним ребенком в бизнес-класс. Но это было уже в 12 часов ночи, перелет был только в пять утра”, – пожаловалась Ломоносова.

Место с увеличенным пространством

Женщину на костылях не пустили в самолет

В компании “Аэрофлот” прокомментировали случившееся. “При регистрации из-за отсутствия в бронировании информации о том, что в полете требуется особое положение для размещения травмированной ноги, авиакомпания не смогла заблаговременно зарезервировать место с увеличенным пространством. Шаг между креслами самолета А321, который выполнял рейс, меньше, что не позволило размещение пассажира на любом месте в салоне экономкласса”, – говорится в сообщении перевозчика.

В авиакомпании также уточнили, что не смогли сразу предоставить Ломоносовой и детям места в бизнес-классе, так как они все уже были забронированы другими пассажирами. Сотрудники перевозчика тогда предложили перебронировать билеты на следующий рейс, но женщина отказалась.

Представитель “Аэрофлота” отметил, что Ломоносова действительно уже летала рейсами компании с травмированной ногой, но при этом она либо пользовалась бизнес-классом, либо заранее оформляла услугу extra seat. Например, в билете на рейс с Мальдивских островов в Москву было указано, что пассажирка будет на костылях, но не говорилось о том, что нога не сгибается. Тогда пассажирку пустили на рейс лишь потому, что в лайнере было много пространства для ног.

Были ли нарушены права пассажира?

Фото: Москва 24/Александр Авилов

Главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров в разговоре с Москвой 24 отметил, что если Ломоносова действительно должным образом не проинформировала перевозчика о своем положении, то действия сотрудников “Аэрофлота” были законными.

При этом эксперт усомнился, что в кол-центре женщине действительно могли посоветовать решать вопрос на стойке регистрации. “С аналогичными вопросами пассажиры обращаются ежедневно. Все операторы знают, именно они должны получать информацию и ставить соответствующую пометку в бронь, даже если пассажиры сами этого не сделали. Если надо, потом сотрудник авиакомпании сам свяжется с человеком и все выяснит”, – пояснил он.

Однако Гусаров уточнил, что если пассажирка действительно заблаговременно звонила перевозчику, а ей такое ответили, то это можно очень быстро установить, так как “все разговоры кол-центра записываются”. Гусаров советует во избежание подобных ситуаций внимательно читать правила перевозок авиакомпании, а не “просто ставить галочку в графе “я согласен с условиями” при бронировании билетов”. “Но есть правила, которые компания не имеет права нарушать. Это зачастую вопросы жизни и смерти”, – подчеркнул собеседник Москвы 24.

В свою очередь, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов заявил телеканалу Москва 24, что авиакомпания, по его мнению, должна выплатить женщине компенсацию за то, что ей “были навязаны дополнительные сервисы”, и Ломоносовой пришлось доплатить за перелет.

Зотов также добавил, что общественники обратились в Роспотребнадзор с просьбой дать правовую оценку действиям сотрудников авиакомпании и будут добиваться увольнения людей, не пустивших женщину на борт.

Заблаговременно предупредить

Главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров рассказал, что во избежание неприятных ситуаций перед вылетом самый важный шаг для любого пассажира – во время покупки билета внимательно почитать правила перевозки, а не просто ставить галочку в графе “я принимаю условия”. Все авиакомпании подробно “расписывают все возможные ситуации, в том числе и как перевозят лиц с ограниченными возможностями”.

По словам эксперта, маломобильному человеку может потребоваться сопровождение, специальные приспособления для транспортировки, возможно, придется переоборудовать салон. Кроме того, экипаж должен понимать, в чем нуждается человек, возможно, в особом питании или кислородной маске. “При этом таких пассажиров никогда не размещают у аварийных выходов, хотя там больше места. Они не должны быть помехой при возможной эвакуации других пассажиров. Речь здесь идет о безопасности, в которой заинтересованы все”, – подытожил Гусаров.

Согласно правилам перевозки пассажиров “Аэрофлота”, ограниченный в передвижениях пассажир обязан указать свое состояние при бронировании билета “не позднее чем за 36 часов до вылета”. В случае, если он этого не сделал, авиакомпания вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор о перевозке.

Читайте также:
Почта Австрии: как отследить посылку, официальный сайт Austrian Post

“А если пассажир все выполнил, но ему не предоставили место на борту, то авиакомпания обязана принести свои извинения и возместить расходы. Если же человек нарушил правила перевозки, не предупредил о своих сложностях компанию, то компенсировать ему ничего не должны, только предоставить варианты решения проблемы”, – пояснил Москве 24 председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.

Ссуда и запрет процентов — Рибит

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Запрет взимать проценты распространяется не только на заимодавца, но и на должника. Тора запрещает не только предоставлять ссуду под проценты, но и возвращать одолженную сумму денег с процентами, даже если это происходит добровольно.

Общие сведения

Тора запрещает нам давать ссуду под проценты.

Написано (Шмот 22:24): «Когда даешь деньги в долг, бедным у тебя, то не становись для него лихоимцем и не налагай на него лихвы (процентов)».

И еще (Ваикра 25:35-36): «Если обеднеет твой брат и постигнет его нужда, то поддержи его… Не бери с него лихвы и роста, бойся своего Всевышнего — и оживет у тебя твой брат».

Таким образом, один из 613 основных законов Торы повелевает давать еврею деньги в долг (если он в них нуждается и просит об этом) без взимания процентов.

В данном случае лихвой— или процентами мы называем любое превышение суммы долга при его возврате.

Торе противна сама идея использования займа для получения финансовой выгоды.

Более того, поскольку цель Торы — морально возвысить евреев, закон о процентах с этой точки зрения занимает особое место в общей системе моральных правил, ибо помогает человеку достигнуть более высокого уровня сострадания и сопричастности к нуждам и чувствам окружающих людей.

Еврей всегда обязан помочь своему ближнему. Если можно оказать безвозмездную помощь (цдака) — то надо оказать ее, исходя из своих возможностей. Когда другой еврей просит дать ссуду и мы можем ее дать, то нельзя отклоняться от этой заповеди.

Ссуда не унижает достоинства человека, поэтому часто она предпочтительней цдаки.

Но нельзя ни давать, ни брать ссуду под проценты. Важно, что запрет взимания процентов распространяется на все случаи, независимо от материального состояния обеих сторон!

И даже если берущий деньги в долг добровольно предлагает вернуть взятые деньги с процентом, заимодавцу запрещено принимать его условие.

Тонкости и детали запрета

Процент с долга запрещен Торой, процент от покупки или от продажи в кредит запрещен постановлениями мудрецов.

Даже если один человек заявляет, что он может одолжить другому сумму, сняв ее с банковской программы, но тот должен компенсировать ему потерю прибыли, — даже такой случай называется лихвой, запрещенной нашими законами!

В среде религиозных евреев даже простое «спасибо» за одолженные деньги считается содержащим намек на выдачу процентов. Поэтому предпочтительная форма благодарности — «Да удостойся ты новой заповеди!»«Тизке лемицвот!»

Только если оба участвуют в совместном предприятии, деля между собой его прибыли и потери, им разрешается получать проценты с вложенных денег.

Это правило (которое называется «иска») позволяет нам брать ссуды в израильских банках, считающих нас своими компаньонами.

Исходя из этого правила между сторонами заключается специальный договор о партнерстве — этер-иска, на основе которого работают многие бизнес-компании как в Израиле, так и компании, принадлежащие евреям во всем мире.

Законам, регламентирующим все виды ссуд, посвящена целая глава Талмуда в трактате «Бава Мециа», а также специальный раздел в Шульхан Арухе.

Указанная заповедь наглядно иллюстрирует высокую этику законов Торы, в которой сказано (Дварим 4:8): «У какого другого великого народа законы так же справедливы!»

Запрет взимания процента относится ко всем сторонам, участвующим в финансовой операции

Запрет взимания процента распространяется на всех лиц, участвующих в выдаче ссуды (займа, кредита): на заимодавца, получателя ссуды, гарантов сделки, свидетелей, составителей документа и всех прочих, которые помогают в получении ссуды.

Особенно об этом надо помнить нерелигиозным участникам операций по займу: светскому адвокату и его секретарям; лицам, работающим в еврейских кредитных компаниях, и т.д.

Если взята процентная ссуда

Допустим, некий еврей взял в долг (или дал в долг) деньги под процент, не зная, что так поступать запрещено. Как только он узнает об этом запрете, ему нельзя платить (или принимать) проценты.

Прежнее обязательство выплаты процента автоматически аннулируется. Возвратить можно только сам капитал минус уже уплаченный процент.

Возврат полученного процента

Если еврей успел получить процент от предоставленной им ссуды, то возникает вопрос, должен ли он его вернуть или нет.

Вещевые займы и процент

Запрет взимания процента распространяется не только на денежные ссуды, но и на вещевые займы (продукты питания, промтовары и пр.), т.е. на все те случаи, когда вещи или полностью используются должником (обещавшим вернуть замену), или подлежат возврату.

Читайте также:
Амнистия из-за коронавируса в России - как повлияет на мигрантов?

Женщина, одолжившая крупу у соседки, или торговец, взявший товар взаймы у другого торговца разрешенным способом, не обязаны возвращать большее количество товара, чем они заняли.

Ссуда, взятая на очень короткое время

Запрет взимания процента распространяется также и на те ссуды, которые были взяты на очень короткое время, буквально на несколько часов.

Дополнительные выплаты в случае сомнения

Если вы не помните точный размер своего долга, вам разрешается вернуть более крупную сумму. Проблема взимания процента здесь не возникает, даже если затем выяснится, что в действительности вы выплатили больше, чем взяли.

Ссуда под проценты

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Разрешено ли прикрепить долг к курсу доллара?

Рав Моше Гекрайтер

Тора и бизнес. Этер-иска — партнерство при займе

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Запрет Торы получать проценты прекрасно уживается с современной экономикой. Две стороны могут заключить между собой договор этер-иска , который позволяет получать плоды от прибыли и защищает от нарушения заповеди.

Как работает ГМАХ?

Рав Бенцион Зильбер

. как работает Гмах, НЕ с точки зрения потребителя?

Тора и бизнес. Закон о беспроцентной ссуде

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Запрет взимать проценты распространяется не только на заимодавца, но и на должника. Тора запрещает не только предоставлять ссуду под проценты, но и возвращать одолженную сумму денег с процентами, даже если это происходит добровольно.

Можно ли рассматривать предоставление потребительского кредита как вложение в бизнес?

Рав Яков Шуб

Можно ли брать ссуду на личные нужды, если не имеешь доходного предприятия?

Как правильно одалживать людям деньги, чтобы потом не остаться «без штанов»?

Рав Яков Шуб

Давать деньги взаймы — обязанность?!

Если кто-то несет тяжесть, помогите ему. Ки теце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться.

Тора и бизнес. Ссуда с косвенной выгодой для заимодавца

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Нельзя обуславливать выдачу ссуды каким-либо действием. Например, просить получателя походатайствовать за заимодавца, либо требовать предоставить подарок третьей стороне.

Я одолжил банковские сбережения племяннику, нарушил ли я запрет брать процент?

Рав Бенцион Зильбер

Как же тогда одалживать?

Учитель должен быть уверен, что ученики его понимают. Мишпатим

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Нельзя игнорировать нужды отстающих учеников. Примеры из жизни великих раввинов.

Тора и бизнес. Покупка в кредит

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

В век кредитных карт приобретение товаров в рассрочку стало повседневным явлением. Если цена при оплате в кредит выше обычной, считается, что в данной ситуации нарушается запрет Торы на взимание процентов.

Тора и бизнес. Определение понятия запрещенного процента (рибит)

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Процент — это не только сумма, возвращаемая сверх займа. Под это понятие подпадают и излишняя вежливость, проявленная по отношению к заимодавцу, продажа ему товаров по сниженным расценкам и многое другое.

Тора и бизнес. Заповедь давать в долг

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.

Можно ли брать ипотеку на дом или кредит в банке?

Рав Бенцион Зильбер

Ведь в Торе есть запрет брать в рост…

Можно ли одалживать деньги, которые я положил в копилку для благотворительной организации?

Рав Яков Шуб

А разменивать деньги из копилки?

Законы «рибита» (процента на ссуду). Ваикра 62

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»

Тора запрещает обманывать при продаже. Беар

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Запрещено красть даже самую мелкую монету, а также незаслуженно хвалить свой товар. Нельзя рассказывать ближнему о покупке той же вещи подешевле, чтобы не расстраивать его.

Ита Минкина

Отказ нищего

Рав Реувен Пятигорский

Хочешь не быть бедным? Давай людям деньги
  • Толдот.Ру — всё про иудаизм и евреев
  • Еврейская женщина — Толдот

Иудаизм и евреи

Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru
после каждого процитированного материала

Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен

Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: