Где находится Пои-Калян. Местоположение Пои-Каляна на карте Бухары и описание

Комплекс Пои-Калян

Пои-Калян (XII-XVI вв.) – центральный архитектурный комплекс Бухары, расположенный на парадной площади Регистан. Комплекс Пои-Калян, что в переводе означает “подножие великого”, находится у минарета Калян и включает в себя три сооружения XII-XVI веков: мечеть Калян, минарет Калян и медресе Мири Араб.

Минарет Калян. Большой бухарский минарет или минарет Калян – древнейшее здание парадной площади и главный символ Бухары. Возраст минарета составляет почти 9 веков, и за все это время он ни разу не был в реставрации. Минарет Калян, построенный полностью из жженого кирпича, был воздвигнут в 1127 году Караханидом Арслан-ханом. Высота минарета составляет 46,5 метров при диаметре цоколя в 9 метров. Наверху величественного массивного столба конической формы возвышается цилиндрический фонарь. Фонарь украшают 16 сквозных арочных проемов, которые венчает сталактитовый карниз – шараф. Надпись на карнизе гласит, что он был сооружен в 1127 году восточным зодчим Бако. А вот купол фонаря не сохранился. Через минарет Калян перекинут мостик, который соединяет его с крышей мечети Калян. Отсюда по крутой и узкой кирпичной винтовой лестнице со 105 ступеньками можно подняться в ротонду (верхняя часть) минарета. С ротонды минарета Калян можно наблюдать потрясающую панораму Бухары.

Мечеть Калян. Мечеть Калян или Большая мечеть была построена при Убайдулле-хане в 1514 г. на месте разрушенной мечети караханидов. Мечеть Калян, считающаяся второй по размеру в Узбекистане после самаркандской мечети Биби-Ханым, одновременно вмещала в себя 12 000 молящихся. Все пять столетий своего существования мечеть Калян является главной соборной мечетью Бухары. Мечеть построена в традициях архитектуры эпохи Тимуридов – по традиционному прямоугольному плану с четырьмя айванами. Главный или Восточный вход украшает большой мозаичный портал, расположенный на возвышении. Пройдя вниз по нескольким ступенькам, можно попасть во двор мечети. По бокам главного здания мечети возвышаются два купола голубого цвета. Периметр внутреннего двора мечети украшают крытые сводчатые галереи с 288 куполами, основанием которых служат 208 столбов. Цветная облицовка фасадов создана при помощи кирпичей, покрытых лазурью и мозаикой.

Медресе Мири Араб. Напротив мечети Калян находится действующее медресе Мири Араб («Эмир Арабский»), построенное в 1535-1536 гг. на средства племянника Шейбани-хана – Убайдуллы-хана для шейха Абдуллы Йеменского, духовного наставника ранних шейбанидов. Чтобы построить медресе Мири Араб, Убайдулле-хану пришлось продать в рабство три тысячи пленных персов. По другим сведениям, медресе было простроено на средства от трофеев, завоеванных Убайдуллой-ханом во время его военных походов. Хан отдал их главе мусульман Бухары и своему наставнику – “Князю арабов” – Абдулле Йеменскому.

Здание, являющееся вторым после медресе Кукельдаш крупным медресе Бухары, включает в себя два этажа со 114 худжрами вокруг четырехайванного двора и два крестообразных зала. Первый зал представлял собой мечеть и лекционный зал, второй – усыпальницу Убайдуллы-Хана, Абдуллы Йеменского и других знатных особ. В центре гурханы (усыпальницы) расположено надгробие Убайдуллы-хана, выполненное из дерева. В его изголовье находится гробница Мири-Араба. К главному фасаду медресе примыкают двухъярусные лоджии. Медресе декорировано наборной резной мозаикой и многоцветной стилизованной орнаментацией. Сегодня на территории медресе располагается действующее духовное училище, где будущие муфтии обучаются тонкостям мусульманства.

Фотографии:

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала – только с разрешения автора.

Пои Калян: узбекистанское чудо

На днях на международном форуме Шанхайской организации сотрудничества в Душанбе состоялась очередная презентация проекта «Восемь чудес ШОС», куда были включены по одному объекту от каждого государства-члена. Отмечается, что проект направлен на развитие сотрудничества в области туризма и расширение ознакомления народов региона с историческим и культурным наследием каждой страны. В список чудес от Узбекистана вошёл уникальный архитектурный ансамбль Пои Калян в Бухаре.

Читайте также:
Диагностика, лечение и оздоровление в Польше

Пои-Калян – это центральный исторический архитектурный комплекс Бухары, расположенный на парадной площади Регистан. Название комплекса в переводе означает «подножие великого». Он включает в себя три сооружения XII-XVI веков: мечеть Калян, минарет Калян и медресе Мири Араб.

Большой бухарский минарет, или минарет Калян несомненно является главным символом Бухары, а также древнейшим сооружением на её парадной площади. Несмотря на то, что возраст минарета составляет почти девять веков, за все это время в нём ни разу не проводились ремонтные и реставрационные работы.

Минарет Калян был воздвигнут в 1127 году по приказу Караханида Арслан-хана и построен полностью из жженого кирпича. Высота сооружения составляет 46,5 метров, а диаметр цоколя – 9 метров. На вершине величественного массивного конического столба расположен фонарь цилиндрической формы. Фонарь украшают 16 сквозных арочных проемов, которые венчает шараф – сталактитовый карниз. Надпись на шарафе гласит, что он был сооружен в 1127 году восточным зодчим по имени Бако. К сожалению, не сохранился до наших дней купол над фонарём.

Минарет Пои Калян / Источник: old.xs.uz

Между минаретом и мечетью Калян перекинут мостик, объединяющий крыши двух построек. Далее посетители могут пройти ровно 105 ступенек по узкой, крутой кирпичной винтовой лестнице, чтобы подняться в ротонду – верхнюю часть минарета. С ротонды минарета Калян открывается потрясающий панорамный вид на Бухару.

Мечеть Калян, или Большая мечеть была построена в 1514 году при Убайдулле-хане на месте разрушенной мечети караханидов. Мечеть Калян считается второй по величине в Узбекистане после самаркандской мечети Биби-Ханым, она одновременно может вместить до 12 000 верующих.

Все пять веков своего существования мечеть Калян является главной соборной мечетью Бухары. Здание возведено в традициях архитектуры эпохи Тимуридов: в соответствии с традиционным прямоугольным планом с четырьмя айванами (так в исламской архитектуре обозначают сводчатое помещение с трех сторон обнесённое стеной и открытое с четвёртой стороны).

Мечеть Пои Калян / Источник: gotosilkroad.com

Главный, или Восточный вход мечети украшен масштабным мозаичным порталом, расположенным на возвышении. Далее, если пройти вниз несколько ступеней, можно выйти во двор. По сторонам главного здания мечети возвышаются два голубых купола. Периметр внутреннего двора мечети украшают крытые сводчатые галереи с 288 небольшими куполами, основанием которым служат 208 столбов. Необычная цветная облицовка фасадов создана при помощи кирпичей, покрытых лазурью и мозаикой.

Прямо напротив мечети Калян расположено легендарное действующее медресе Мири Араб («Эмир Арабский»), построенное в 1535-1536 гг. на средства племянника Шейбани-хана – Убайдуллы-хана для шейха Абдуллы Йеменского, духовного наставника ранних шейбанидов. По преданию, для того, чтобы построить медресе Мири Араб, Убайдулле-хану пришлось продать в рабство три тысячи пленных персов. По другим сведениям, медресе было простроено на средства от трофеев, захваченных Убайдуллой-ханом за время его военных походов. Хан отдал их главе мусульман Бухары и своему наставнику – «Князю арабов» – Абдулле Йеменскому.

Медресе Мири Араб / Источник: Источник: tourpedia.ru

Здание Мири Араб является вторым крупным медресе Бухары и включает в себя два этажа со 114 худжрами (кельями) вокруг четырёхайванного двора и два крестообразных зала. Первый зал служит в качестве мечети и лекционного пространства. А во втором зале находятся усыпальницы Убайдуллы-хана, Абдуллы Йеменского и других деятелей. В центре гурханы (усыпальницы) расположено надгробие Убайдуллы-хана, выполненное из дерева. В его изголовье находится гробница Мири-Араба. К главному фасаду медресе примыкают двухъярусные лоджии. Здание декорировано наборной резной мозаикой и многоцветными орнаментами. Сегодня на территории медресе по-прежнему функционирует действующее исламское учебное заведение.

Читайте также:
Лучшие места для рыбалки на Алтае в 2021 году

Первая презентация «Восьми чудес ШОС» прошла в июне в Пекине. Помимо узбекистанского комплекса Пои Калян в список уникальных достопримечательностей включены Статуя Единства в Индии, археологический комплекс «Тамгалы» в Казахстане, Императорский дворец Дамин в Китае, озеро Иссык-Куль в Кыргызстане, наследие Великих Моголов в пакистанском Лахоре, Золотое кольцо в России и дворец «Навруз» в Таджикистане.

Отзыв: Архитектурный ансамбль Пои-Калян (Узбекистан, Бухара) – Как же это было красиво – и мечеть, и минарет и медресе!

В Бухаре есть несколько старинных исторических объектов, объединенных в один единый архитектурный ансамбль. В их состав они включаются по территориальному расположению (так называемому соседству друг с другом) и логической связи объектов между собой. Симбиоз этих двух направлений лег в основу архитектурного ансамбля Пои-Калян, находящегося на одной из главных площадей города.

У него очень красивое название, в переводе означающее «подножие Великого». К его наименованию я еще вернусь, только сначала немного коснусь общих характеристик ансамбля. В комплекс входит три сооружения – мечеть Калян, минарет Калян и медресе Мири-Араб.

История у этого ансамбля обширная, скажу лишь, что в течение нескольких сотен лет (12-16 век) объекты в силу разных обстоятельств разрушались, вновь восстанавливались, перестраивались, и те архитектурные сооружения, которые мы увидели во время своего посещения города, являются результатом проведенных работ по их преобразованию.

Специалистам, наверное, не составит особого труда определить характерные черты и особенности восстановительных работ, относящихся к тому или иному временному периоду. Нам же, не обладающими столь глубокими познаниями в истории архитектуры, визуально они кажутся объектами, возведенными в одну историческую эпоху.

Ансамбль находится на парадной площади Регистан. Во время нашей экскурсии на ней шли приготовления к торжественным мероприятиям по случаю проходящего в городе международного фестиваля. Поэтому перемещения туристов по площади были ограничены и на фото будут встречаться некоторые моменты, связанные с этим событием.

Начну обзор с главного объекта ансамбля – минарета Калян (“Великий”), который виден издалека. Он гордо возвышается над всеми городскими строениями и считается самым высоким сооружением Бухары. Его высота составляет около 47 метров, диаметр нижней части – 9 метров, а сужающая верхняя – 6 метров, фундамент уходит в 10-метровую глубину. Под карнизом минарета расположены 16 открытых арочных проема:

На него привлекательнее смотреть издалека, чтобы оценить его красоту, монументальность и высоту. Это настолько прочное сооружение, что его не ремонтировали почти 900 лет. Чуть сзади за ним виднеется купол медресе Амира Алим-хана (последнего эмира Бухары) постройки начала 20 века.

Минарет Калян был возведен из жженого кирпича в 1127 году по проекту зодчего Бако, вблизи можно рассмотреть его «кружевную одежду». Говорят, что рисунки на обрамляющих торс минарета поясах редко повторяются и можно даже сосчитать количество поясов, если постепенно отступать от его основания:

Минарет с мечетью соединен воздушным переходом с арочным проемом под ним. Винтовая лестница с 105-ю ступенями внутри минарета ведет на самый верх сооружения на площадку (ротонду), откуда муэдзин созывал верующих на молитву:

Символично и величественно звучит название комплекса: с высоты минарета два остальных объекта ансамбля – мечеть Калян и медресе Мири-Араб – действительно, будут смотреться как подножие Великого. К сожалению, это зрелище можно сейчас представить только мысленно, смотровая площадка для туристов теперь недоступна.

Уменьшенную копию минарета Калян построил архитектор Усто Ширин Мурадов в составе другого бухарского архитектурного ансамбля – Боло-Хаус.

В главную соборную мечеть Калян, возведенную в начале 16 века, ведет проход через сквозной портал, выходящий сначала на территорию просторного внутреннего дворика. Эта ныне действующая мечеть Бухары в Центральной Азии уступает по размерам лишь мечети Биби-ханум в Самарканде:

Читайте также:
Топ-10 самых красивых железнодорожных вокзалов

В дни мусульманских праздников молящиеся мусульмане размещаются в основном помещении внутри мечети и в крытых галереях, опоясывающих периметр внутреннего дворика:

Арочно-купольные галереи состоят из 288 куполов, опирающихся на 208 колонн:

Оригинальная восьмигранная кафедра-площадка для проповедника предваряет вход в основное помещение мечети, за порталом которой высится массивный синий купол:

В отделке кафедры использована мозаика и обработанный бесцветной глазурью кирпич:

Мечеть Калян действующая, открыта для осмотра туристами, правда, с ограничением для фото и видео съемок. Главное молельное помещение мечети рассчитано на 12 тысяч молящихся. Нижняя часть стен декорирована поливной мозаикой, верхняя часть стен и потолок ослепляет белизной. Главные элементы помещения – михраб (ниша, указывающая направление в сторону Каабы, к которой должен быть устремлен взор молящихся) и кафедра священнослужителя:

Нам хотелось бы, конечно, рассмотреть отделку михраба, но к этой святыне ближе подходить не разрешается, поэтому довольствовались увиденным:

На выходе из мечети во внутренний дворик открывается живописная панорама, в которой просматриваются элементы всех трех объектов ансамбля – виднеются синие купола и часть входного портала медресе Мири-Араб, залита солнечными лучами восьмигранная кафедра мечети, возвышается минарет Калян:

Остается только еще раз сожалеть о том, что не работает смотровая площадка минарета. Посмотреть на панораму подножия Великого – мечеть с ее многочисленными куполами и просторным внутренним двориком и медресе было бы очень любопытно.

Третий объект ансамбля Пои_Калян – медресе Мири-Араб (“Эмир Арабский”)- расположен напротив мечети:

Это ныне действующее духовное учебное заведение, обучение в котором прошли большинство имамов государств постсоветского пространства. Оно было построено в первой трети 16 века. Инициатором его строительства был шейх Абдаллах Йамани (из Йемена) – духовный наставник Убайдаллах-хана – пятого правителя (1533-1540 гг.) из династии Шейбанидов Бухарского ханства.

К главному входному порталу пристроены двухэтажные жилые помещения для студентов с примыкающими к ним невысокими башенками. На территории медресе находятся усыпальницы Убайдаллах-хана и его наставника – шейха Мири-Араба. Экскурсии внутрь медресе не проводятся, а в этот день мы даже близко к нему подойти не смогли.

Все три объекта исторического ансамбля в составе цельного архитектурного комплекса являются символом Бухары и важнейшим памятником старины древнейшего города Узбекистана. Сильное впечатление произвел минарет Калян и крытые галереи мечети со своими куполами. Все значимые памятники старинной архитектуры города находятся в шаговой доступности друг от друга. Не исключаю, что даже самостоятельно прогуливаясь по Бухаре, вы обязательно повстречаете на своем пути ансамбль Пои-Калян.

Архитектура и Проектирование | Справочник

Вы здесь

Пои Калян в Бухаре: Мечеть и минарет Калян. Медресе Мир-и Араб

Наиболее значительные памятники зодчества эпохи правления династии Шейбанидов и становления государственности узбеков (XVI—XVII вв.) сохранились в Бухаре, ставшей с середины XVI в. столицей государства. Город был окружен новой стеной, построены торговые ряды, купола на перекрестках, медресе и мечети. В архитектуре XVI в. продолжали развиваться традиции предшествовавшего времени, но бухарские зодчие внесли оригинальные черты в традиционные по своему облику монументальные здания. Для Бухары этого времени характерны ансамбли из двух противолежащих, разделенных улицей или площадью монументальных построек. Особенно многочисленны кош-медресе — сдвоенные медресе, обращенные пештаками одно к другому. По этому принципу создан и центральный ансамбль Бухары — Пои Калян («подножие Великого»), состоящий из большой соборной мечети Калян (нач. XVI в.), и медресе Мир-и Араб (1530—1536 гг.), между которыми высится минарет Калян (Великий), возведённый в 1127 г.

На подходе торговой улицы к главному перекрестку шахристана сложился центральный ансамбль Бухары, формирующий ее неповторимый силуэт — Пои Калян. Это историческое место. К югу от Арка традиционно, с 713 г., строились, рушились, восстанавливались после пожаров и войн, перемещаясь с места на место, здания главной соборной мечети города. Последнее такое здание, предшествующее существующей мечети Калян, на этом месте было возведено в 1121 г. караханидским правителем Арслан-ханом; она сгорела во время захвата Бухары Чингиз-ханом (по другим сведениям мечеть была одним из немногих сооружений в городе, которые не сгорели, поскольку были сооружены из кирпича). От ансамбля XII в. сохранился величественный минарет, возведенный в 1127 г. перед главным фасадом несохранившейся мечети Арслан-хана.

Читайте также:
Hungary — это что за страна, где находится и каково её официальное название

Минарет Калян

Минарет Калян воздвигнут Караханидом Арсланханом. Новый минарет строили целиком из жженого кирпича. Высота его 46.5 м, а вся его фундаментальная часть уходит на глубину до 10 м. Диаметр у цоколя достигает 9 м. Мощный конический утончающийся кверху массивный столб завершается цилиндрическим фонарём-ротондой на сталактитовом венце. Фонарь имеет 16 сквозных арочных проёмов, над которыми выведен венчающий сталактитовый карниз. На карнизе имеется надпись о его сооружении в 1127 г. и упомянуто имя зодчего — Бако.

Минарет Калян соединен мостиком-переходом с крышей соборной мечети Калян, откуда можно попасть внутрь минарета и подняться наверх в ротонду по узкой и крутой кирпичной винтовой лестнице, насчитывающей 105 ступенек.

Мечеть Калян

Мечеть Калян (Маджид-и калан) равна по масштабу мечети Биби Ханум в Самарканде, под её сводами собиралось до 12 тысяч человек, здание занимает площадь 1 га. При едином типе здания — это совершенно различные произведения зодческого искусства. Строительство её было завершено в 1514 г. Мечеть по своей архитектуре относится к типу четырехайванных, с большим двором и окружающей его арочно-купольной галереей. Опорой многокупольного перекрытия галереи, обходящей двор мечети Калян, служат монументальные пилоны.

Прямоугольный двор обрамлен галереями, состоящими из 288 куполов. Основанием им служат 208 колонн. Продольная ось двора завершается максурой — портально-купольным объемом здания с крестообразным залом, над которым возносится голубой массивный купол на мозаичном барабане. Здание хранит много любопытных архитектурных находок. Например, круглое отверстие в одном из куполов. Внизу, через него можно видеть основание минарета Калян. А отступая шаг за шагом, можно сосчитать все пояса узорной кладки минарета и упереться взором в его ротонду.

Главный вход — Восточный — украшен большим порталом, оформленным мозаикой. Портал находится на возвышении, и во двор мечети ведут несколько ступенек. С каждой ступенькой вниз раздвигаются своды парусов и открывается вид на главное здание мечети. По бокам её возвышаются два голубых купола.

На центральной оси у внутреннего портала мечети находится восьмигранный киоск, игравший роль кафедры. Цветная облицовка фасадов создана с помощью мозаики и кирпичей, покрытых глазурью.

Медресе Мир-и Араб

Строительство медресе Мир-и Араб (1535-1536) приписывается шейху Абдаллаху Йамани (из Йемена), духовному наставнику ранних шейбанидов, более известному под именем Мир-и Араба. Шейх Абдаллах имел большое влияние на Убайдулла-хана (Муизз уд-Дин Абу-л-Гази УбайдУлла-хан, сын Махмуд-султана, султан Бухары 1512—1533, хан Мавераннахра 1533—1539), оставившего значительный след в истории Бухары. Современники рисовали его суровым воином. Он шесть раз водил свои войска в опустошительные набеги на Хорасан. Воспитан был правитель в духе суфистского миросозерцания и само имя «Убайдулла» было ему дано отцом в честь знаменитого шейха XV века Убайдуллы-ходжи Ахрора, родившегося под Ташкентом.

Медресе Мири-Араб построено на деньги, которые Убайдулла-хан выручил от продажи в рабство более трех тысяч персидских пленников. Вырученные деньги он передал Мир-и Арабу на постройку медресе.

К тридцатым годам XVI века прошли те времена, когда правители воздвигали для себя и своих сородичей парадные усыпальницы. Значение религии было столь велико, что даже государь должен был довольствоваться погребением под боком у шейха в одном из помещений его медресе. В трех углах здания медресе расположены учебные классы, в четвертом – некрополь. В центре гурханы (усыпальницы) высится деревянное надгробие хана Убайдуллы. В его изголовье – гробница Мири-Араба. Рядом с ним погребен Мухаммад Касым – мударрис (старший преподаватель), умерший в 1047 году хиджры.

Читайте также:
Отдых в Бауске в 2021, Латвия – цены, развлечения и достопримечательности

В свое время Мир-Араб было единственным духовным мусульманским учебным заведением на территории СССР. В числе знаменитых выпускников, называют муфтия Азербайджана Ааяло-шукура Падшах-заде, бывшего муфтия Казахстана Ратбека Нысанбайулы, главу российских мусульман Равиля Гайнуддина и погибшего недавно президента Чечни Ахмада Кадырова, бывшего до этого муфтием. Медресе Мири-Араб является вторым самым крупным по размеру (после Медресе Кукельдаш) медресе в Бухаре. В нем имеется 114 келий по числу сур в Коране.

Медресе Мир-и Араб, тоже четырехайванное, имеет ставшее типичным для Бухары членение фасада глубокими стрельчатыми нишами, расположенными симметрично по обе стороны от портала. Архитектура медресе исполнена большого мастерства. Порталы во дворе здания обладают стройными пропорциями и прекрасной мозаикой. В медресе Мир-и Араб, так же как и во многих других бухарских постройках XVI в. (медресе Кукельташ, загородный ансамбль Чар-Бакр и др.), очень оригинальны нарядные сводчатые и купольные перекрытия. Оформленные в виде сетчатых парусов, снабженные световыми проемами, эти своды придают интерьеру особую художественную выразительность.

Четырехайванный двор полуквадратной формы обведен двумя этажами худжр(келий). Аркады раскрываются четырьмя пештаками. Когда-то пештаки были очень высокими; они как бы ввысь уносили площадь двора. В первоначальном виде сохранился южный пештак, интересный по своей конструкции, с богатой художественной разделкой. В рисунках орнамента усматриваются астральные мотивы. Такой сюжет рисунка роднит медресе Мири-араба с медреме Улугбека, которые отделены между собой временем немного больше одним столетием.

Главный фасад в центре подчеркнут порталом-пештаком с полувосьмигранным сводом, к которому примыкают двухъярусные лоджии. За двухъярусными лоджиями фасада размещаются мечеть и гурхана с куполами на высоких цилиндрических барабанах. Фасад фланкирован с двух сторон башенками гульдаста. Портал-пештак Медресе Мири-Араб, располагается строго на одной оси с порталом мечети Калян, однако приподнят из-за некоторого понижения площади на восток на возвышенную платформу. Во внешнем декоре медресе использованы резные кашинные мозаики с преобладанием растительных орнаментов и сложной вязи почерка сульс. План и система расположения помещений в медресе те же, что и в медресе Улугбека. Только на месте дасханы находится усыпальница (гур-хана).

Вместе с минаретом и мечетью Калян медресе составляет цельный архитектурный ансамбль, наиболее величественный и художественный уголок всего города («Бухарский форум»)

Марторана

Кафедральный собор Марторана (Ла Марторана)

Марторана — живописная церковь в сицилийском городе Палермо, которая пользуется большой популярностью у новобрачных. Храм был возведен в XII веке в популярном на острове арабо-норманнском стиле и позже перестраивался в традициях барокко. Из-за этого эклектичную церковь часто называют «архитектурным коллажем». В Марторане сохранились уникальные византийские мозаики. С 2015 года палермский храм включен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Марторана

Основные моменты

Марторана принадлежит итало-албанской католической церкви и имеет статус одного из кафедральных соборов местной епархии. Жители города не слишком жалуют название «Марторана» и чаще называют храм Санта Мария дель Аммиральо, потому что раньше он был посвящен Деве Марии.

Несмотря на многочисленные реконструкции, церковь сохранила форму греческого или равновеликого креста. Первоначальный облик имеет только южный фасад – та часть храма, которая выходит в сторону внутреннего двора и недоступна для обычных туристов. Церковь увенчана полусферическим куполом, лежащим на восьмиугольном барабане. Каждая из сторон барабана имеет небольшое окно, поэтому внутри Мартораны достаточно света, чтобы красочные византийские мозаики были видны во всем великолепии.

Читайте также:
Отдых в Пафосе осенью (сентябрь-октябрь)

Рядом с основным зданием возвышается кампанила или звонница. Стройная четырехъярусная конструкция раньше была покрыта отдельным куполом. Благодаря умелой работе строителей, высокое здание выглядит очень утонченно. Отдельные элементы декора позволяют предположить, что звонница – дело рук строителей, приехавших на остров из королевства крестоносцев в Иерусалиме.

История церкви Марторана

Храм построили в 1143 году на средства адмирала Георгия Антиохийского, поэтому долгое время его называли Адмиральским. Базилика имела форму греческого креста, три апсиды, притвор и двор со звонницей. Вначале она была домовой церковью, возле которой стоял дворец адмирала. Несколько веков Марторана относилась к греческому приходу, и церковные службы в ней проходили по византийскому канону.

Современное название храм приобрел в 1431 году, когда король Альфонсо V Великодушный передал его в ведение бенедиктинского монастыря Марторана. После этого служить в храме начали по латинскому обряду. Сама обитель до наших дней не сохранилась, так как была уничтожена в годы Второй мировой войны, когда войска союзников бомбили Палермо.

В XVII веке талантливый зодчий Андреа Палма выстроил красивый северный фасад, а на месте одной из разрушенных апсид Мартораны возвел барочную капеллу. В 70-е годы XIX века в храме прошли серьезные реставрационные работы, в ходе которых часть барочных наслоений удалили. В 1935 году по воле итальянского диктатора Бенито Муссолини палермский храм стал принадлежать албанской общине, и в нем возобновили церковные службы по византийскому канону.

Мозаики

Все мозаики Мартораны имеют характерный золотистый фон. Самыми ценными их них считаются те, на которых изображены основатели церкви. На одной мозаике храмоустроитель Георгий Антиохийский лежит у ног Богоматери, а на другой Христос символически коронует сицилийского правителя Роджера II.

В католической традиции короновать правителя может только папа или его наместник, поэтому автор старинной мозаики стремился показать, что власть в Сицилии дается непосредственно от Бога и не нуждается в земных посредниках. Купол Мартораны украшает великолепная мозаика, на которой изображен Христос в окружении четырех апостолов.

Как добраться

Марторана находится на Piazza Bellini, 3, в исторической части Палермо, в 1,8 км от берега моря. От железнодорожного вокзала до храма за 12-15 минут нетрудно дойти пешком. При желании, к церкви можно подъехать на городских автобусах или такси.

Отзыв: Церковь Марторана La Martorana или Santa Maria dell’Ammiraglio (Италия, Палермо) – Как это вообще могли создать люди 800 лет назад?

Приветствую всех читателей и авторов полезного сервиса Отзовик!
Столица Сицилии меня манила не только пищей реальной, но и духовной. Одним из сокровищей и настоящих жемчужин в моей коллекции стала стариннейшая церковь Ла Марторана, которая расположена на приятной площади недалеко от Пьяцца Претория.

Вообще, название у этой церкви Сан Никола де-гречи, но она во всех картах и путеводителях называется Марторана. И, несмотря на свой небольшой размер, в памяти остаётся почему-то именно она!

Когда в самолете я спросила свою спутницу, что у нее осталось в памяти от Палермо, она назвала первой эту церковь. И добавила – такую красивую с синим небом!
Действительно, церковь расположена крайне удачно: на одной из центральных площадей, в историческом центре города, рядом с самой оживленной и одной из самых древних улиц города, а ныне Виа Витторио Эммануила!

Даже издалека, стоя на лестница церкви Святой Екатерины, можно поразиться ее эклектике: барочный фасад, как будто прилеплен к древним стенам с грубо отесанными камнями и колокольней из арабской сказки! А это действительно так: церковь повторила судьбу всего острова! Тут все смешалось воедино и приобрело настолько уникальный вид, что этот замес обозначили норманн-арабским стилем в архитектуре.

Читайте также:
Динамика иммиграции немцев в США и расселение по штатам

Рядом виднеются массивные стены бывшего монастыря, который основала жена полководца Марторана, именно в ее честь уже сейчас и называют эту церковь.

Также сицилийцы эту церковь называются адмиральской, когда я спросила почему так, то практический каждый житель столицы мог мне это объяснить, что церковь построил самый выдающийся адмирал войска Рожера Второго, первого норманнского короля Сицилии – вот же память народная!

Поэтому можно видеть эти массивные стены и арабские арки, которые были позаимствованы от изгнанных отсюда этих народностей. Но, самое интересное, что церковь была построена до разъединения церквей на Западную и Восточную, и еще несколько веков спустя тут велись службы по греческому обряду!

Вход в церковь платный, 2,5 евро. Но, если сохранить входные билеты, то при дальнейшем предъявлении получить скидку на посещение других красивых церквей в размере 1 или 1,5 евро. Безналичного расчета нет, с ним вообще проблема на Сицилии, зато при входе сидит милый дедушка, который может немного что-то объяснить на английском языке.
Когда проходишь эти толстые стены, то попадаешь в какой-то другой мир! Тут сразу перед глазами предстают прекрасные картины в стиле барокко!

Год основания церкви Георгием Антиохийским около 1150 года, об этом даже есть официальный документ – хартия и этому событию посвящена одна из мозаик собора!

Барокко – это один из стилей, которым славится Сицилия, но в этой церкви смешали действительно два настолько противоположных стиля, что получился прекрасный в своей противоположности образец!
Вестибюль выполнен, по- моему мнению, в 16 веке, так как присутствуют совершенно иные конструктивные решения, которые отсутствуют в зданиях 12 века.

Вот эти великолепные и богато украшенные хоры второго этажа я уже видела в церкви Святой Екатерины, они были необходимы, чтобы во время службы красивых монахинь не видели миряне, а эти особы – мужчин. Так как в 15 веке это уже был бенедектинский женский монастырь, и сюда принимали девушек из приличных семей.

Все изображения барочного периода выполнены на высоком уровне: детали прорисованы до мелочей, присутствуют большие полотна с множеством действующих лиц. В общем, я там минут 15 ходила с задранной головой вверх и все разглядывала!

Вообще данная церковь отличается от большинства барочный строений Палермо, так как вообще знакомые нам православная церковь в форме креста и венчающего его купола, но так как в течение 800 лет были порядка трех перестроений, то крест узнать сложно!

По площади церковь небольшая, но довольно высокая, порядка 5 метров, поэтому фотографировать ее так, чтоб все помещалось в один кадр, у меня получалось сложно!

Удивительно, как мозаики 12 века вот так соседствуют с барочными изображениями 16 и 17 веков! Причем, меня потрясло конструкционное решение – как изящно опирается потолок на 2 ряда тонких колонн! Подобное архитектурное решения я видела уже в Палантинской капелле в Палаццо Норманни !

И вот ы прохожу в центральную часть церкви и перед глазами предстают мозаики 12 века! Представляете, весь потолок, стены выложены красивейшим мозаичным полотном!

Мозаики в центральной, купола, западной и восточной частей церкви – это все, что осталось после череды перестроек последующих веков! Но, и этого вполне хватает, чтобы глаза радовались такому “остатку”!

В центре купола находится огромнейшая мозаика Христа Пантократора (Вседержителя), который находится в окружении архангелов: Михаила, Гаврила. Стоять под ним крайне эмоционально, так как я чувствовала такие сильные вибрации, что просто ощущала это всем телом!

Читайте также:
Сколько по времени делается виза в Финляндию в 2021 году

Также архитекторы в куполе разместили два ряда окон, свет которых наполняет церковь и так сильно играет на позолоченных мозаиках, что мне приходилось приноравливаться для съемки.

Работы по нанесению мозаики, по моему мнению, просто колоссальная! Я даже не представляю, сколько тут было рабочих, которые подготавливали материал, наносили лекала, а потом его заполняли! Но всю работу закончили спустя 10 лет!

Находясь в этой церкви, у меня перехватывало дыхание и немного кружилось голова. Поскольку ощущения нахождения внутри нее нереальные! Да, она небольшая, но сколько помещается внутри нее человек. Каждый заходит, видит это чудо и замолкает. Именно тут всем хочется помолчать и жадно смотреть эти мозаики!

А вот и это синее небо, которое так потрясло мою спутницу! Действительно получается, что по задумке авторов проекта, центральную часть с Христосом Пантократом и Богородицей обрамляет нереальной синевы и глубины небо со звездами! Также в церкви под потолком есть ряд вот таких узеньких окошек, которые являются уникальной находкой в архитектуре и их наличие – это прямое свидетельство и конструктивная находка местных мастеров.

Алтарная часть была полностью изменена в 16 или 17 веках по модному стилю барокко, поэтому тут уже нет этих роскошных мозаик, а главенствует мрамор и скульптуры из этого материала.
На самом деле, алтарная часть – это эдакий новодел, который появился вместе с вестибюлем.

Как рассказали мне местные, сейчас тут продолжаются службы, но в двух направлениях – католического и византийского обрядов.
Также на Сицилии сильна традиция венчаться в храмах, и в этой церкви очередь на обряды расписана на полгода вперед! Причем, стоимость этого удовольствия может доходить до 3 тыс евро!

Конечно, алтарная часть изумительна! Вот оно восхитительное барокко, которое всем либо безумно нравится либо нет! Но, оно прекрасно! Тут соединяются все стихии: земля, воздух, огонь и вода!

Вот эти миленькие ангелочки будут еще мне встречаться довольно часто! Но, опять же сколько тут вложено труда каменщиков, скульпторов и декораторов, так как это все абсолютно ручная работа!

Мозаики по правую и левую сторону от алтарной части поистине прекрасны, так как это оригинальные части с 12 века!
Вот Моя покровительница – Святая Анна. В Византийской традиции она почитаема, но на Сицилии, в частности в Палермо, есть свои покровительницы – Святая Агата, Нинфа и Лючия.

И конечно, же куда без райского сада с зелеными деревьями, это роскошную зелень привнесли на золотые мозаики мастера 12 века!

Я ранее писала, что купольное пространство меня поразило, но вот такого конструктива я не видела нигде: получается, что купол установлен на укрепленное основание четырехугольника с вписанными полуарками по углам. Опять же как это все могли просчитать и выполнить восемь веков назад!

На мозаиках можно найти Петра и Павла, остальных апостолов, но они все изображены на византийский манер, поэтому достаточно сильно отличаются от изображений в католических храмах.

Пол выложен великолепной мозаикой из разноцветного мрамора, причем рисунок немного схож с Капаллой Палантин в Королевском Дворце. Но, от этого он не утрачивает свою привлекательность и красочность!

В церкви расставлены сидения, на которых мы сидели и переваривали эмоции, так как уходить из нее не хотелось категорически. Рядом был отрыт портал на Площадь Беллини. Виды солнечного Палермо и церкви напротив прекрасны!

Где-то еще в этой церкви есть колонна с арабской вязью, которую нанесли восточные мастера при строительстве, но я сколько не присматривалась найти ее не могла. Зато полюбовалась этими стройными изящными сводами!

Читайте также:
Казань — Красноярск Как С Добром Добраться!

Вот это колонны тут установлены с момента строительства, они немного отличаются от своих более поздних соратниц: ибо стоят на месте первоначальной алтарной части. И я подошла к ней, чтоб опереться и внимательно поизучать купол.

Сложные узоры настенной мозаики никого не оставляют равнодушными – много кто тут останавливается и пытается что-то увидеть или найти внутренний код этого узора. Но, по мне, так это необычайно кропотливая, требующая внимания и усердия работа!

А это очень значимая мозаика, которая показывает, что Рожер Второй получил право на королевство Сицилия от господа, а не от иного владыки или через войну. Причем, выполнена в греческой традиции. Кстати, в Палаццо Норманни сейчас идет роскошная выставка о приходе норманн на Сицилию, в том числе можно увидеть настоящие буллы 12 века, которые давались на право управления или постройку замков или церквей!

Когда-то 8 веков назад Сицилия представляла собой единственное место на земле, где смешивались народы и культуры, а также верования и религии, которое позволило воплотить за короткое время и построить очень многие памятники, которые сохранились и сейчас входят в так называемый Арабо-норманнский маршрут Палермо. О нем я еще буду рассказывать в отзывах!

Церковь действительно потрясающая своей архитектурой и интерьером. Она поражает количеством деталей, а также количеством лет, сколько она стоит на этом месте!
Буду ли я рекомендовать ее посетить – конечно же ДА! И дело не в вере или религии, а это уникальное место смеси востока и запада, севера и юга! А также множества направлений и влияний!
Эти мозаики 12 века – абсолютная уникальная для Европы и наверное, для мира находка, которая пережила столько правителей и династий!
Что теперь эта церковь – уникальное на атмосфере и воздействию церковь!

Всем новых открытий и приятный путешествий!

Марторана в Палермо — подробная информация с фото

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Previous Entry
  • Next Entry
  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends’ Entries
  • Profile
  • Memories

Вслед за королем Рожером II, построившим Собор в Чефалу и Палатинскую капеллу, свою церковь решил построить и самый важный чиновник – эмир эмиров Сицилийского Королевства – Георгий Антиохийский (у него очень интересная биография, описанная Норвичем).
Несмотря на перестройки, в церкви сохранилась внушительная часть первоначального мозаичного цикла.

Первоначальная постройка считалась многими современниками одним из самых великолепных греческих храмов в Италии. Применялись самые передовые идеи византийской архитектуры, а сразу после постройки (еще при жизни Георгия) стены были покрыты мозаиками. От тех времен в экстерьере осталась лишь небольшая часть (на фото -слева) и колокольня.

1.

В конце XII в. представителями семьи Марторана рядом с церковью был основан бенедиктинский монастырь. Через 300 лет храм передали этому монастырю, с тех пор прижилось второе название – Марторана.
Храм был перестроен под монастырские нужды: снесли западную стену, на месте двора соорудили большую пристройку, объединив тем самым основной объем с кампанилой. Уже в XVIII в. у пристройки появился барочный фасад – проект Николо Пальмы. Тогда же зачем-то снесли греческую апсиду с мозаиками и на ее месте построили барочную капеллу. Современный экстерьер, после всех перестроек, выглядит довольно странно.

2.

Самое интересное снаружи – это колокольня. Она была построена сразу после возведения храма. Греческой традиции колоколен тогда не было, поэтому кампанила имеет романский вид.

3.

Но далеко не каждая романская колокольня может похвастать таким количеством окошек, колонн, инкрустаций и прочих украшений. Венчал кампанилу купол, до наших дней не уцелевший (разрушен землетрясением в XVIII в.).

Читайте также:
Замок принцессы Ольденбургской, Россия — подробная информация с фото

4.

Заходим. Сначала попадаем в барочную часть. Фрески на сводах были написаны в XVII-XVIII вв. популярными тогда местными живописцами: Виллемом Борремансом и Оливио Соцци.

5.

Теперь самое главное – мозаики. Предполагается, что тут работали местные мастера, византийские мозаичисты участвовали в украшении только королевских церквей.
Начнем с купола.

Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8:12)

6.

Работавшие здесь мастера, разумеется, видели Патрократора в Чефалу и изобразились тут такую же прядь волос, падающую на лоб.

7.

Архангелы: Гавриил, Рафаил, Уриил и Михаил. Обычно принято считать, что им достались короткие ноги из-за ошибки мастеров. В плоскости – так и есть (на увеличенных фото ниже это видно), а вот в перспективе – нет (см. фото выше). И ножки у них короткие из-за того, что купол невысокий и сам храм небольшой – прихожанину, смотрящему на купол невооруженным глазом, эти фигуры кажутся пропорциональными. Предполагать, что мастера, исполнявшие местные мозаики, не смогли пропорционально изобразить фигуру в поклоне, по-моему, некорректно.

Обратите внимание (на фото под Уриилом и Михаилом) виден частично сохранившийся деревянный фриз с арабской вязью – здесь написаны фрагменты из Серафимской песни и Великого Славословия.

8.

В барабане изображены пророки.

Даниил и Закария.

9.

10.

В нишах по углам квадратного основания восьмиугольного барабана изображены евангелисты. На фото Лука.

11.

В центре нефа расположена триумфальная арка. С одной стороны у нее изображена сцена Благовещения: обращенные в пол-оборота друг к другу фигуры архангела Гавриила и Богородицы.

12.

Напротив, с другой стороны купола, размещена сцена Сретения: Младенец Христос и Симеон Богоприимец тянутся друг к другу.

13.

На своде триумфальной арки изображены архангелы и портреты святителей. На фото Гавриил…

14.

…а на этом Михаил

15.

На своде нефа с другой стороны от купола изображены сцены Рождества и Успения Богородицы

16.

На сводах рукавов креста (с центром в куполе) изображены 8 апостолов.

17.

18.

19.

Симон Зилот и Варфоломей

19.

На южной стене изображены бессеребренники Кир и Иоанн Александрийские (в полный рост) и Ермолай Никомидийский (в медальоне). Мозаики северной стены существовали (Косма, Дамиан и Пантелеимон), но были утрачены.

20.

В конхах боковых апсид – Св. Иоакин (отец Богородицы)…

21.

… и Св. Анна (мать Богородицы)

22.

В уничтоженной центральной апсиде, вероятно, была изображена Оранта. Но с XVII в. здесь барочная капелла с современной иконой. Проект – Паоло Амато.

23.

У входа сохранилось еще две мозаики. Первая – поклонение основателя храма, Григория Антиохийского, Богородице, вторая – коронация Христом Рожера II.

24.

В храме очень красивые мозаичные полы (кликабельны).

25.

Palermo_Martorana_24, Palermo_Martorana_26, Palermo_Martorana_30

Напоследок – несколько мозаик поближе.

26.

Архангел и Рожер II.

27.

28.

Саломея и Гелома, апокрифические повитухи, присутствовавшие при Рождестве Христовом.

29.

Рождество. Смотрите, даже здесь прядка волос на чело младенцу падает, как у Пантократора :)

30.

31.

Георгий Антиохийский. Завоевал половину северной Африки, держал в страхе Византию и все торговые флоты тогдашнего мира, а после себя оставил такой прекрасный храм. Передаем ему спасибо через века :)

32.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: