Общественный транспорт Риги

Транспорт в Риге

В одной из статей я уже немного рассказывала о транспорте Риги в общем, но мне хочется поговорить о транспорте Риги отдельно.

Весь городской транспорт Риги очень современный и оборудован кондиционерами, даже несмотря на умеренный климат, и системой обогрева салона. Как и во многих троллейбусах, автобусах и трамваях — в начале салона висит табло с бегущей строкой, на которой транслируются названия остановок. Каждая остановка обязательно объявляется. В рижском транспорте не принято разговаривать по телефону или шуметь между собой, за это могут сделать замечание.

Какой транспорт есть в Риге

В Латвийской столице — Риге есть несколько видов доступного внутригородского транспорта: имеется 9 трамвайных, 19 троллейбусных и 53 автобусных маршрута. Практически все они сходятся в районе Центрального Вокзала, потому там очень удобно делать пересадку.

Весь общественный транспорт Риги ходит с 6 утра до 24 часов вечера. Однако, ночью с пятницы на субботу и с субботы на воскресение каждый час по основным маршрутам катается ночной автобус.

Кроме основного городского транспорта, обслуживающегося компанией Rīgas satiksmes, есть бело-голубые минибусы, которые, как и ночной автобус, принадлежат компании Rīgas mikroautobusu satiksme. Они обслуживаются по другому тарифу.

Сколько стоит такси в Риге?

Отдельно хочется сказать о такси — цены на такси в Риге достаточно высокие. Заниматься частным извозом запрещено. Поэтому перевозкой пассажиров занимаются всего несколько кампаний: комфортные зеленые BalticTaxi, Alviksa, красные LadyTaxi с водителями-женщинами и рижский таксомоторный парк.

Стоимость такси в Риге примерно такая: 2€ за посадку и 0,7€ за каждый км пути. За каждый час ожидания клиенту придется доплатить около 7€, а в праздничные дни можно смело прибавить еще 30%

Как узнать на чем и когда ехать

На каждой остановке установлена табличка с расписанием транспорта Риги. Периодичность маршрутов будних и выходных дней может немного отличаться. Транспорт ходит каждые 10-15 минут с погрешностью в две-три минуты. Очень удобно сфотографировать расписание, например, на телефон, чтобы заранее рассчитывать, когда выходить из дома.

Для тех, у кого смартфон имеет операционку Android, есть программа, которая называется Transport in Riga, где можно посмотреть все доступные вашему местоположению маршруты.

Схему маршрута транспорта Риги можно так же изучить на официальном сайте рижского транспорта http://saraksti.rigassatiksme.lv/. Как и предыдущий, он рассчитает удобный маршрут и отметит возможные пересадки.

Хочется сказать, что практически все латыши понимают русский язык, потому всегда можно спросить у прохожего как добраться до того или иного места.

Как расплачиваться в рижском транспорте

Городской транспорт оплачивают специальными одноразовыми и многоразовыми талонами, которые называются E-talons – такие талоны продаются рядом с остановкой в газетных киосках, маленьких лавочках и даже банкоматах.

Существуют талоны количественные, временные и билеты по отдельному тарифу на минибус и ночной автобус.

  • Количественные билеты приобретаются на определенное количество поездок. Ими можно оплатить и минибус. Е-Талоны бываютна оплату от 1 до 20 поездок (причем тут не действует правило «больше-дешевле»). Для, примера стоимость одной поездки в любом транспорте Риги 1.15€ , а четырех — 4.60€ . Можно оплатить проезд водителю, но заплатить придется 2 € за одну поездку.
  • Для тех, кто планирует ездить много, выгодно взять временной билет на месяц или на определенное количество дней (1, 3 и 5), но они не действуют в минибусах и ночных автобусах. Стоимость суточного е-Талона 5€ для любого городского транспорта (опять же кроме Rīgas mikroautobusu satiksme)
  • Минибусы оплачиваются только билетами на определенное количество поездок либо прямо водителю. 1.15€ за единичный проезд или 2€ водителю в руки.
  • Ночной автобус — 2€ и только водителю.

Напомню, что за ценами всегда можно следить на официальном сайте транспорта Риги https://www.rigassatiksme.lv/ru.

Еще раз уточню, что если вы не нашли где купить билет или опаздываете, можно оплатить поездку деньгами, но это обойдется дороже. К тому же водители принимают плату только «подрасчет».

Школьники и неработающие пенсионеры Латвии ездят бесплатно, инвалиды — тоже. Инвалиды вообще отдельная тема: весь транспорт оборудован специальными опускающимися пандусами. И, если водитель видит человека в коляске, он останавливается, выходит, закатывает по этому пандусу пассажира, пристегивает и спрашивает на какой остановке он выходит. При выходе ситуация повторяется в обратном порядке опять же водителем. И это при том, что транспорт никогда не опаздывает.

Как пользоваться eTalons в транспорте

Поехали! В транспорте нужно поднести свой талон к специальному аппарату, обычно он находится на поручне в салоне автобуса, троллейбуса или трамвая возле входа. Такой аппарат отмечен голубой буквой «e», изображенной на любом e-Talons.

Читайте также:
Что такое ФИАС в анкете на загранпаспорт и как его записать?

Билет нужно поднести к автомату и он издаст короткое «пип», загорится зеленая лампочка и оповещение о количестве оставшихся поездок. Если поездка не засчиталась, звучит протяжное «пииип». Кстати, при поломке транспорта — все честно — пересадка бесплатно. Пробивать талон снова не надо.

Проехать зайцем в транспорте Риги тоже не получится, вагон часто проверяется контроллерами и за нарушение порядка вам выпишут штраф до 40€.

Общественный транспорт Риги

Как и в других городах Европы, в Риге общественный транспорт является неотъемлемой частью города, и им здесь пользуются все слои населения. В этой статье я расскажу обо всех видах общественного транспорта столицы Латвии, стоимости проезда, и о том, как пользоваться общественным транспортом.

Чтобы лучше понять специфику города, вам понадобится следующая информация:

  • Население Риги: 724 000 человек
  • Виды общественного транспорта: трамвай, троллейбусы, автобусы, микроавтобусы или маршрутки, поезда
  • Название главного аэропорта Риги, адрес: Международный аэропорт Рига (Starptautiskā lidosta Rīga)
  • Центральный железнодорожный вокзал, адрес: Rīgas Centrālā stacija
  • Главный автовокзал, адрес: Rīgas Starptautiskā autoosta
  • Порт: Rīgas pasažieru termināls

Стоимость проезда и типы билетов

В Риге существует всего несколько видов билетов: обычный бумажный билет на одну поездку и специальные электронные карты э-талоны, которые можно пополнять на разное количество поездок или использовать как проездной.

Количество загруженных талонов можно проверять в специальных автоматах. Использовать поездки нужно в течение 12 месяцев.

Как пользоваться э-талоном? Первое, что нужно — это купить э-талон и добавить на него поездки. При посадке в любой вид общественного транспорта необходимо провести регистрацию э-талона (через электронный компостер)

Э-талон необходимо регистрировать всем пассажирам, в том числе и тем, кто пользуется месячным билетом или ездит в общественном транспорте по бесплатному тарифу. Зеленый сигнал считывающего устройства сообщит вам, что поездка зарегистрирована, а красный говорит о том, что регистрация не удалась, и пассажиру необходимо приобрести билет на одну поездку у водителя.

Бумажный билет на 1 поездку

Бумажный билет на 1 поездку, приобретенный у водителя стоит 2 Евро. Продается в общественном транспорте и на ночных маршрутах. Действителен на время поездки на одном маршруте на одном транспорте, где был приобретен.

Желтый э-талон

Желтый э-талон – карточка с чипом, изготовленная из картона. Вы можете купить временной, групповой билет или билет на определенное количество поездок. Такой тип проездного можно приобрести в следующих пунктах продаж: билетные кассы, киоски Narvesen, Preses apvienība, рижские отделения Latvijas Pasts, в местах продажи билетов Rīgas satiksme.

Проездной подойдет всем тем, кто редко ездит на транспорте, а также туристам. Такой тип билета необходимо использовать в течение 12 месяцев с момента приобретения.

Э-талон предназначен для регистрации поездки одного пассажира. Если требуется билет для нескольких лиц, то в таком случае необходимо приобрести групповой билет для двух или трех пассажиров.

Синий э-талон

Существует два типа такого вида пластикового талона. Единственное отличие данного вида карты заключается в том, что персонализированный талон может использовать только 1 человек. Эта карта изготовляется с фото, и на ней указывается адрес владельца. В случае утери данную карту можно заблокировать и восстановить.

Персонализированный э-талон – выдается бесплатно, при потере или замене взимается плата 2,85 Евро.

Неперсонализированный э-талон – делается без фото, за выдачу необходимо внести залог 2,85 Евро, который при возврате карты можно вернуть. Могут использовать несколько человек одновременно.

Э-талоны можно пополнить следующими типами билетов:

  • Проездной на 24 часа на все маршруты: 5,00 Евро
  • Проездной на 3 дня на все маршруты: 10,00 Евро
  • Проездной на 5 дней на один маршрут: 9,00 Евро
  • Проездной на 5 дней на все маршруты: 15,00 Евро
  • 5 билетов на 24 часа на все маршруты, используемый в течение 15 дней: 25,00 Евро. Загружаются только на синие э-талоны, а также активируются, только если на э-талон не загружены другие виды билетов.
  • Билет на 1 час: 2,30 Евро. Билет загружается только на желтые э-талоны.
  • Билет на 1 поездку: 1,15 Евро
  • Билет на 2 поездки: 2,30 Евро
  • Билет на 4 поездки: 4,60 Евро
  • Билет на 5 поездок 5,75 Евро
  • Билет на 10 поездок: 10,90 Евро
  • Билет на 20 поездок: 20,70 Евро
  • Билет на 50 поездок: 50,60 Евро. Билет можно загрузить только на синий э-талон и Карту рижанина.

Все вышеописанные билеты действительны на всех видах транспорта на маршрутах, обслуживаемых компанией Rīgas satiksme, а также в маршрутках.

  • Проездной на 1 месяц на 1 маршрут: 35,00 Евро
  • Проездной на 1 меся на рабочие дни (понедельник-пятница) на 1 маршрут: 30,00 Евро
  • Проездной на 1 месяц: 50,00 Евро
  • Проездной на 1 месяц на рабочие дни (понедельник-пятница): 10,00 Евро
  • Проездной на 1 месяц на 1 маршрут для студентов: 35,00 Евро
  • Проездной на 1 месяц для студентов на все маршруты: 16,00 Евро
  • Групповой билет на 2 поездки, для 2 человек: 4,6 Евро.
  • Групповой билет на 2 поездки, для 3 человек: 6,9 Евро.
Читайте также:
Аэропорт Иркутск. Расписание рейсов Как С Добром Добраться!

Билет можно загрузить только на желтый э-талон, с помощью одной регистрации оплачивается проезд установленного билетом числа пассажиров.

Билеты действительны только на маршрутах, обслуживаемых компанией Rīgas satiksmes (в автобусах, троллейбусах, трамваях).

  • Билет на 1 поездку для животного стоит 1,5 Евро. Собаку следует всегда перевозить на поводке и в наморднике. По такому билету можно перевозить одновременно двух собак. При перевозке животного в клетке поездка бесплатная.
  • Ребенок до 7 лет перевозится бесплатно.
  • В общественном транспорте Риги разрешатся бесплатная перевозка велосипеда, животного в клетке или в личных вещах, багажа, если сумма 3 измерений не превышает 300 см, а длина — максимально 180 см.

Проезд в общественном транспорте можно оплачивать только наличными.

Где купить билеты на проезд в Риге

  • Билетные автоматы. На них я бы не особо рассчитывал, их в городе крайне мало — примерно штук 30, и расположены они в очень нетривиальных местах.
  • Центры обслуживания клиентов общественного транспорта Риги.
  • Места продажи билетов: ELVI, супермаркеты Narvesen, Rimi, Latvijas Balzams. Во время поездки в Ригу я заметил, что мест продаж билетов очень мало, большинство из них находится в неочевидных местах, и время работы не указано.
  • Пополнение электронных карточек проездных возможно через Интернет.
  • Билеты на 1 поездку можно приобрести у водителя, как говорилось ранее, но цена будет выше.

Штраф за безбилетный проезд

Проверку билетов в общественном транспорте осуществляют контроллеры. Штраф за безбилетный проезд составляет 20 Евро при оплате на месте и доходит до 50 Евро при оплате спустя какое-то время. Поэтому всегда покупайте и компостируйте нужный тип билета.

Сайт общественного транспорта

У Рижского городского общественного транспорта есть свой современный сайт Rigassatiksme.lv, т.к. Латвия идет в ногу со временем. На сайте можно получить всю информацию о пассажирских перевозках города, о времени движения всех видов транспорта, стоимости проезда. Главная удобная фишка сайта – это прокладывание маршрута из любой точки города в нужное вам место. Мобильная версия сайта не очень удобная, лучше используйте десктопную версию.

Трамвай в Риге

Трамвай – очень популярный вид общественного транспорта Риги, т.к. метро в городе нет, а в трамваях очень комфортно передвигаться. История трамваев Риги началась в 1882 году с конных трамваев, затем сеть была электрифицирована, а количество маршрутов с каждым десятилетием росло. Во времена СССР основным трамваем была Tatra T3, которая так хорошо нам знакома.

В настоящее время эти трамваи не очень эффективно использовать, и постепенно они заменяются на современные низкопольные и более тихие трамваи Škoda 15T чешского производства.

На 2021 год маршрутная трамвайная сеть Риги состоит из 8 маршрутов (1, 2, 3, 5, 7, 9, 10, 11) и 1 ретро-маршрута, на которых трудится 267 подвижных составов.

Расписание движения трамваев: круглый год без выходных примерно с 5 утра до 23:00. Интервалы движения трамваев: от 10 минут в рабочие дни до 30 минут в выходной день вечером.

Троллейбусы Риги

В Риге довольно хорошо развито троллейбусное сообщение. Всего на 19 маршрутах бегает 354 троллейбуса. Большинство маршрутов проезжает через ключевую остановку – Железнодорожный вокзал, также троллейбусы соединяют центр города с отдаленными районами Риги.

Троллейбусный парк преимущественно состоит из современных низкопольных троллейбусов Škoda Solaris Trollino.

На каждой троллейбусной остановке вы найдете расписание и маршрут троллейбусов, проходящих через эту остановку. Некоторые маршруты, как мне показалось, едут очень нелогично, и туристы должны быть внимательны и следить за тем, куда направляется тот или иной троллейбус.

Троллейбусы ездят без выходных, и, в зависимости от номера маршрута и времени суток, можно ориентироваться примерно на следующее расписание: с 5 утра до 23 вечера. Интервалы движения: от 5 минут в часы пик до 30 минут в выходной день и в вечернее время.

Автобусы Риги

Автобусы в Риге являются главным перевозчиком пассажиров в городе. На 53 автобусных маршрутах ходит 476 автобусов, длина маршрутов составляет 883 км. Автобусные маршруты пересекают весь город и соединяют Ригу с пригородами, кстати, автобус – это единственный способ добраться из аэропорта Риги в центр.

На автобусных маршрутах в нынешние времена работают современные чистые автобусы Solaris, Mercedes-Benz Citaro, Mercedes-Benz O345, которые вытеснили старые вонючие отсталые Икарусы.

Каждая остановка общественного транспорта Риги, в том числе и автобусные остановки, оборудована расписанием маршрутов, картой и указателем с номерами маршрутов.

Читайте также:
Всю интересующую информацию лучше узнавать в консульстве страны

Автобусы ходят без выходных, в зависимости от номера маршрута и времени суток можно ориентироваться примерно на следующее расписание: с 5 утра до 23 вечера. Интервалы движения автобусов: от 10 минут в часы пик до 1 часа в выходной день на непопулярных маршрутах.

Маршрутки

Как и в российских городах, в Риге один из видов общественного транспорта – это маршрутные такси или минибусы. Всего в городе работает 21 маршрут минибусов. Маршрутки ходят по расписанию по установленному маршруту. Интервалы движения и время работы маршруток почти такие же, как и у автобусов. Есть два маршрутных такси, которые ездят из центра в аэропорт Риги. Стоимость проезда такая же, как и на других видах общественного транспорта.

Ночные маршруты

Любители ночной жизни, а также гости города, которые прибыли в Ригу ночью и поселились не в центре, будут рады узнать, что в Риге работают ночные автобусные маршруты. Ночных маршрутов мало, всего 9, и охватывают они не весь город. Расписание движения ночных автобусов примерно такое: 1 раз в час с 24:00 до 5:00. Билет, купленный в предварительной продаже, – 1,15 Евро, при покупке у водителя – 2,00 Евро.

Железнодорожный транспорт Риги

Кроме стандартного городского транспорта Риги, в городе развито железнодорожное сообщение. В Ригу приезжают как междугородние и международные поезда, так и пригородные электрички.

Главный железнодорожный вокзал называется Рига-Пассажирская (Rīgas Pasažieru stacija). Адрес вокзала: Stacijas laukums 2, Centra rajons, Rīga. И именно сюда приезжают поезда из Москвы, Санкт-Петербурга и Минска. На главном железнодорожном вокзале есть всё необходимое для путешественников: супермаркет, камеры хранения в виде ячеек, аптека, всевозможные магазины, кафе, ресторан с самообслуживанием Lido, табло отправления и прибытия поездов. Сам центральный вокзал небольшой и состоит из 5 платформ и 12 путей. Всего в Риге 19 железнодорожных станций.

Расписание движения поездов и электричек можно посмотреть на официальном сайте Латвийских железных дорог Pv.lv.

Кстати, об электричках. На электричке можно добраться до Юрмалы. Поездка из Риги до курорта занимает около 40 минут. Стоит учесть, что в Юрмале имеется несколько железнодорожных станций, но нет станции «Юрмала». Самыми популярными станциями являются Лиелупе, Булдури, Дзинтари, Майори (Majori – центр города) и Дубулты. Стоимость билета до Юрмалы составляет 1,40 Евро. Поезда ходят примерно каждые 30 минут, но при планировании маршрута лучше посмотреть расписание движения электричек заранее.

Центральный автовокзал Риги

Главный автовокзал Риги – это Рижский международный автовокзал (Rīgas Starptautiskā Autoosta) по адресу Prāgas iela 1, Latgales priekšpilsēta, Rīga, Латвия. Автовокзал находится недалеко от центрального железнодорожного вокзала – примерно в 300 метрах от него. На этот автовокзал прибывает большинство международных автобусов из Европы и России следующих компаний: Ecolines, Simple Express, Lux Express. Автовокзал простой, и в нем легко разобраться и найти нужную автобусную платформу.

Такси в Риге

Такси в Риге относится к общественному транспорту, это означает, что на проезд действуют определенные тарифы, такси имеет право ездить по выделенным полосам для автобусов и парковаться в специально отведенных местах.

Стоимость проезда на такси утверждена государством, и не может превышать следующие суммы: посадка 2,13 Евро; 1 км проезда 0,71 Евро; 1 минута ожидания или простой в пробке 0,14 Евро.

Таким образом, стоимость проезда не зависит от того, вызвали ли вы такси по телефону, взяли такси на стоянке, или поймали такси на улице, цена за проезд не должна быть выше установленных норм.

За время поездок на такси по Риге заметил, что в городе ездит много старых грязных автомобилей, а особенно наглые и старые такси кучкуются у вокзала и автовокзала, а также около исторического центра. Многие водители не соблюдают правила дорого движения, и порой мне было реально страшно, когда водители ехали на красный свет или совершали обгон по встречке. За время пребывания в Риге мне понравились две компании такси:

  • BalticTaxi: в такси Балтика работает вежливый персонал, автомобили чистые. Максимальный тариф за посадку 2,13 Евро; стоимость 1 км 0,64-0,71 Евро; тариф простоя 0,13-0,14 Евро за 1 минуту. Телефон вызова такси: (+371) 20008500
  • Panda Taxi: самое дешевое такси, которое мне встречалось в Риге. Сервис нормальный, водители адекватные, машины подаются быстро. Максимальный тариф за посадку 0,71 Евро; стоимость 1 км 0,36 Евро; тариф простоя 0,13 Евро за 1 минуту. Телефон вызова такси Панда: (+371) 67 000 000

Любители комфорта, например при поездке в аэропорт или в другой город могут заказать такси трансфер заранее в русской компании. И вы точно в назначенное время приедете в отель, аэропорт, Юрмалу или другой пункт назначения.

Читайте также:
Семейный отдых с детьми в Воронежской области

Rīgas satiksme

Городской автобус
  • 1 Abrenes iela – Upesciema iela
  • 1a Upesciema iela – Berģuciems
  • 2 Abrenes iela – Vecmīlgrāvis
  • 3 Daugavgrīva – Pļavnieki
  • 4 Abrenes iela – Piņķi
  • 4z Abrenes iela – Zolitūde
  • 5 Abrenes iela – Mežciems
  • 6 Abrenes iela – Biķeri
  • 7 Abrenes iela – Stīpnieki
  • 8 Stacijas laukums – Zolitūde
  • 9 Abrenes iela – Mežaparks
  • 10 Abrenes iela – Brūkleņu iela – Jaunmārupe
  • 11 Abrenes iela – Jaunciems – Suži
  • 12 Abrenes iela – Kooperatīvs “Ziedonis”
  • 13 Babītes stacija – Kleisti – Preču 2
  • 14 Abrenes iela – Zvēraudzētava
  • 15 Dārziņi – Jugla
  • 16 Abrenes iela – Papīrfabrika “Jugla”
  • 18 Abrenes iela – Dārziņi
  • 20 Pētersalas iela – Pļavnieku kapi
  • 21 Imanta – Jugla
  • 22 Abrenes iela – Lidosta
  • 23 Abrenes iela – Baloži
  • 24 Abrenes iela – Mangaļsala
  • 25 Abrenes iela – Mārupe
  • 26 Abrenes iela – Katlakalns
  • 28 Jugla – Langstiņi
  • 29 Mežciems – Bukulti – Vecmīlgrāvis
  • 30 Stacijas laukums – Daugavgrīva
  • 31 Dārziņi – Jugla
  • 32 Abrenes iela – Piņķi
  • 34 Centrāltirgus – Saulīši
  • 35 Abrenes iela – Pleskodāle
  • 36 Imanta – Vakarbuļļi
  • 37 Esplanāde – Imanta
  • 38 Abrenes iela – Dzirciema iela
  • 39 Abrenes iela – Lāčupes kapi
  • 41 Esplanāde – Imanta
  • 43 Abrenes iela – Skulte
  • 44 Ziepniekkalns – Zolitūde
  • 46 Ziepniekkalns – Zolitūde
  • 47 Abrenes iela – Šķirotava – Getliņi
  • 48 Pļavnieku kapi – Sarkandaugava
  • 49 MAN TESS – Rumbula
  • 50 Abrenes iela – TEC 2
  • 51 Abrenes iela – Ulbroka
  • 52 Abrenes iela – Pļavnieku kapi
  • 53 Esplanāde – Zolitūde
  • 54 Abrenes iela – Voleri
  • 55 Abrenes iela – Jaunmārupe
  • 56 Daugavgrīva – Ziepniekkalns
  • 57 Abrenes iela – Ķīpsala
  • 58 Brīvības gatve – Vecmīlgrāvis
  • 59 Latvijas Universitāte – Televīzijas centrs
  • 60 Ķengarags – Ziepniekkalns
  • 300 Stacijas laukums – Vecdaugava
  • 303 Jugla – Pļavnieki
  • 304 Stacijas laukums – Ķengarags – Jugla
  • 309 Ķengarags – Purvciems
  • 314 Centrālā stacija – Dreiliņi
  • 316 Centrs – Ķengarags
  • 333 Centrs – Ziepniekkalns
  • 336 Centrs – Zolitūde
  • 338 Imanta – Pļavnieki
  • 346 Centrs – Daugavgrīva
  • 363 Mežciems – Šampēteris
  • 370 Imanta – Pļavnieki
  • 371 Mežciems – Paula Stradiņa slimnīca
  • 5432 Rīga – Rāmava – Baloži
  • 5433 Rīga – Jaunmārupe
  • 5435 Rīga – Mārupe
Троллейбус
  • 3 Centrāltirgus – Sarkandaugava
  • 4 Jugla – Ziepniekkalns
  • 5 Daugavas stadions – Paula Stradiņa slimnīca
  • 9 Stacijas laukums – Iļģuciems
  • 11 Centrālā stacija – Ieriķu iela
  • 12 Āgenskalna priedes – Šmerlis
  • 13 Centrāltirgus – Ieriķu iela
  • 14 Esplanāde – Mežciems
  • 15 Latvijas Universitāte – Ķengarags
  • 16 Pļavnieki – Šmerlis
  • 17 Centrālā stacija – Purvciems
  • 18 Centrālā stacija – Mežciems
  • 19 Pētersalas iela – Ziepniekkalns
  • 22 Centrālā stacija – Pļavnieki
  • 23 Centrālā stacija – Purvciems
  • 25 Brīvības iela – Iļģuciems
  • 27 Stacijas laukums – Ziepniekkalns
Трамвай
  • 1 Imanta – Jugla
  • 2 Centrāltirgus – Tapešu iela
  • 3 Jugla – Ķengarags
  • 5 Iļģuciems – Mīlgrāvis
  • 7 Ausekļa iela – Ķengarags
  • 9 Aldaris – Ķengarags
  • 10 Centrāltirgus – Bišumuiža
  • 11 Ausekļa iela – Mežaparks

1188 рекомендует – Oтдых

Если твоего предприятия нет в нашей базе данных, заполни простую форму .

Полное или частичное распространение или копирование информации из баз данных 1188 в любой форме строго запрещено. Также запрещается автоматическое скачивание информации. Перепубликация любого материала, опубликованного на сайте 1188 , возможна только с согласия редакции сайта 1188.

Служба помощи портала: э-почта – info@1188.lv
Разработано SIA Helio Media 2004-2021

Общественный транспорт в Риге

Общая информация

Перемещаться по Риге можно на автобусе, троллейбусе или трамвае. Желающие могут арендовать велосипед.

Все маршруты общественного транспорта начинаются у Рижского центрального вокзала (Rīgas Centrālā dzelzceļa stacija). Вокзал находится в центре города, в 10 минутах ходьбы от Старой Риги. Узнать его можно по башне с часами и торговому центру Origo.

Удобный сервис для планирования маршрута и поиска ближайшей остановки здесь .

Карты всех маршрутов общественного транспорта Риги можно посмотреть здесь .

На каждой остановке в Риге висит табло с расписанием и QR-кодом. Просканировав его, можно посмотреть перечень и расписание всего общественного транспорта, который здесь останавливается.

Билеты в Риге

Билеты на общественный транспорт можно приобрести в кассах автостанции или в билетном автомате. Также проезд всегда можно оплатить у водителя при посадке, но цена будет выше.

Стоимость билета:

1 поездка (в кассе) – 0,6 €
1 поездка (у водителя) – 1,2 €

В Риге действуют два вида билетов: бумажный (можно купить только у водителя, действителен для текущей поездки) и электронный Е-талон.

Читайте также:
Виза в Россию для граждан Мальты - Как получить дешево?

Е-талон

Это единый электронный проездной, которым можно расплачиваться во всех видах общественного транспорта. На Е-талон загружается билет. Для оплаты проезда необходимо прислонить Е-талон к электронному считывающему устройству при посадке в автобус, троллейбус или трамвай.

Е-талон можно купить в автоматах по продаже билетов, в почтовых отделениях (Latvijas Pasts), торговых киосках Narvesen и Preses apvienība, в местах продажи билетов Rīgas satiksme.

Все точки продажи на карте здесь .

Пополнение проездного происходит в местах продажи Е-талонов и в специальных автоматах – посмотреть на карте .

Автобусы в Риге

Автобусы курсируют с 5:30 до 23:30 в зависимости от маршрута. Интервал движения 15 – 20 минут.

При посадке можно заходить в любую дверь. Билет, если он не был приобретен у водителя, нужно приложить к электронному считывающему устройству.

Ночные автобусы в Риге

В часы, когда общественный транспорт не работает, передвигаться по Риге можно на ночных автобусах. Они курсируют с 00:00 до 5:00.

Билет на такой автобус можно купить только у водителя. Цена 1,5 €.

Ночные автобусы ездят по десяти маршрутам. Их описание можно посмотреть здесь .

Экскурсионные автобусы в Риге

В центре Риги часто можно встретить зазывал, предлагающих автобусные экскурсии по городу за 10-15 €. Большинство этих предложений – «одноразовая» часовая или полуторачасовая поездка без аудиогида.

Автобусные экскурсии привычного для туристов формата «hop-on hop-off» (по одному билету можно садится на автобус неограниченное количество раз в день) предлагают фирмы City Tour и Riga Sightseeing.

Начало маршрута всех автобусов — Памятник латышским стрелкам на Ратушной площади.

Автобусы City Tour

Красные двухэтажные автобусы ходят по трем маршрутам: Старый город, Новая Рига, Деревянная Рига.

Билет стоит 15 € и действует 48 часов для всех маршрутов. В цену входят наушники, аудиогид на десяти языках и карта с обозначением остановок.

Автобусы отходят с Ратушной площади каждый час. Билет можно купить при посадке.

Схема маршрутов здесь . Расписание движения можно посмотреть здесь .

Автобусы Riga Sightseeing

Желтые двухэтажные автобусы-кабриолеты ездят по двум маршрутам: голубому и зеленому. Остановки и расписание можно посмотреть здесь . Время может меняться в зависимости от сезона.

Взрослый билет на 48 часов стоит 15 €, детский (12-15 лет) – 7,5 €, дети до 11 лет – бесплатно.

Трамваи в Риге

Карта трамвайных маршрутов.

Расписание движения можно посмотреть здесь .

При посадке в трамвай заходить можно в любую дверь. Билет, если он не был приобретен у водителя, нужно приложить к электронному считывающему устройству.

Ретро-трамвай в Риге

С мая по сентябрь в выходные и праздничные дни можно прокатиться на ретро-трамвае. Он был построен в 1982 году по чертежам первого рижского электрического трамвая, запущенного в 1901 году.

Трамвай следует по одному маршруту: от улицы Аусекля до Межапарка и обратно.

Билет стоит 1,5 € и покупается при посадке у водителя.

Также трамвай можно арендовать целиком экскурсий и праздников. Стоимость одного часа аренды – 85 €. В этом случае за дополнительную плату предлагается выбрать из нескольких экскурсионных маршрутов.

Подробнее об аренде трамвая здесь .

Троллейбусы в Риге

Рига – единственный город Латвии, по которому ходят троллейбусы. На данный момент обслуживаются 24 маршрута.

Для проезда в троллейбусе действуют все те же билеты и правила, что и для остального общественного транспорта.

Расписание движения троллейбусов здесь . Там же можно посмотреть карту маршрутов.

Как пользоваться общественным транспортом в Риге: полная инструкция

Чтобы осмотреть достопримечательности Риги, достаточно общественного транспорта и пеших прогулок. А если хочется туристических впечатлений, то для гостей города работает экскурсионный транспорт: ретро-трамваи и двухэтажные автобусы. Я расскажу, как ориентироваться и как купить билеты.

Виды билетов и стоимость проезда

В рижском транспорте действует единый билет — э-талон. Это специальная электронная карта, которую пополняют на нужное время или количество поездок. При посадке на общественный транспорт билет прикладывают к валидатору, который регистрирует поездку: зеленый — зарегистрирована, красный — отказано.

Э-талоны бывают синие и желтые. Синие подходят только для местных и для тех, кто приехал надолго: они продаются по документам и требуют залог, зато потом их можно пополнять.

Для туристов подходит одноразовый Э-талон желтого цвета. Он действует 12 месяцев, а для регистрации не нужны документы. Карточка с чипом изготовлена из картона. Ее нельзя сгибать, ломать, мочить пока активна. Если билет на несколько поездок, каждый раз его надо подносить к валидатору.

Э-талон

Читайте также:
Недорогие горнолыжные курорты Австрии, список и цены на катание

Один э-талон предназначен для проезда одного пассажира. Если нужно зарегистрировать поездку нескольких человек, для этого подойдет групповой проездной.

Групповые э-талоны — билеты на двух или трех пассажиров. С их помощью можно пробивать сразу несколько поездок на одном билете. По цене не отличаются от обычных. Продаются только на две поездки: на двух пассажиров — 4,60 €, на троих — 6,90 €.

Существует несколько вариантов билетов:

  • проездной на количество поездок: 1, 2, 4, 5, 10, 20, 50;
  • проездной на несколько часов: 1, 2, 3 и 5 часов;
  • проездной на несколько суток: 24 часа, 2, 3 или 5 дней.

Увеличить количество или время поездок на э-талоне желтого цвета нельзя. Синий э-талон пополняют через Интернет или в специальном автомате.

Где и как купить билет?

Э-талоны есть почти во всех торговых точках латвийской столицы, в сувенирных лавках. Все продавцы понимают на русском языке.

Где купить э-талон:

  • у водителя транспорта (только наличными);
  • в сети магазинов Narvesen;
  • на кассах Rimi, Maxima, Elvi;
  • на заправочных станциях KOOL;
  • в почтовых отделениях Latvijas Pasts;
  • в билетных автоматах (принимает карты).

Автомат по продаже э-талонов

Дневной транспорт (трамвай, автобус, троллейбус) обслуживает компания Rīgas satiksmes. Минимальная стоимость поездки 1,15 €. Микроавтобусы и ночной транспорт обслуживает компания Rīgas mikroautobusu satiksme.

Весь транспорт в Риге оплачивается одним эталоном по одинаковым ценам. Проезд на минибусах и ночных автобусах тоже оплачивают э-талоном или наличными водителю. Тариф тот же, что на автобусах.

Цены на э-талоны:

  • на одну поездку у водителя стоит 2 €, в автоматах и на кассах в магазинах — 1,15 €
  • часовой проездной — 2,3 €
  • суточный проезд — 5 €.

В рижском транспорте не действуют скидки на количество поездок. Например, билет на один проезд 1,15 €, билет на 5 поездок — 5,75 €. Скидки действуют на временной билет.

Лучше заранее покупать билет. Это поможет сэкономить деньги и не отвлекать водителя от работы. Оплатить водителю можно только без сдачи.

Как разобраться в маршрутах?

Расписание дневного городского транспорта можно посмотреть в планировщике на сайте Rīgas satiksmes. Нужно ввести стартовую точку, затем адрес или название конечной остановки. В центре Wi-Fi доступен почти везде, сделать это будет несложно.

На остановках общественного транспорта в Риге есть расписание и маршруты. Автобусы курсируют каждые 10—15 минут, трамваи — 7—10 минут. В салоне на электронное табло отображается текущая и следующая остановка. Дополнительно остановки озвучивает программа.

Если возникнут сложности с транспортом и маршрутами, можно обратиться к местным жителям. Рижане понимают и говорят на русском языке. Любые названия нужно произносить с ударением на первый слог (например, МЕркела, не МеркЕла). Слово iela — это улица. Так проще понять друг друга.

расписание трамвая и его маршрут

Трамваи в Риге

Современные трамваи в Риге стильные, раньше их украшали тематическими фото. Сейчас чаще реклама, но от этого они не менее привлекательны.

Новые трамваи курсируют по маршруту 1, 11. На любой маршрут можно сесть в центре Риги. Первый рейс отходит в 4:30—5:00, последний в 0:15. Точное расписание на сайте: время меняется в зависимости от сезона.

У трамваев Tatra T3 со старыми вагонами 8 направлений (1 и 11 рейсы смешанные). Маршруты 1, 2, 5, 7 10 и 11 ходят часто, 3, 9 -раз в два часа. Недавно все рельсы обновили, поэтому разница между старыми и новыми трамваями не ощущается.

Современные трамваи Старые трамваи

Ретро трамваи

В выходные дни в Риге ходит старинный трамвай. Рейс доступен только с 1.05. по 30.09. Транспорт отходит от остановки Radio iela и двигается 90 минут. Конечная остановка — Ezernallas iela. Рядом Mežaparks — обширная парковая территория с развлечениями для взрослых и детей.

Билет в одну сторону 2 €, продается у вагоновожатого. В вагоне 18 сидячих мест, 10 стоящих. Внутри установлен экран, на котором рассказывают историю трамвая (это копия, которую воссоздали по образцу 1909—1910 года).

Расписание ретро-трамвая

Троллейбусы

У троллейбусов в Риге 17 маршрутов, поэтому они охватывают значительно больше районов города. Расписание и маршрут всегда можно посмотреть на остановке и на портале Rīgas satiksme. На сайте можно проложить любой путь с одной части городу в другую.

Большая часть маршрутов проходит рядом с железнодорожным вокзалом Риги. Перед посадкой стоит уточнить, правильно ли выбрано направление: некоторые маршруты останавливаются в обоих направлениях на одной остановке.

По расписанию первый троллейбус отправляется в 5 утра, последний — в 23:00. Перерыв между рейсами от 5 до 30 минут. В ночное время троллейбусы курсируют с 0:00 и до 4 утра с перерывом в полчаса.

Читайте также:
Каршеринг в аэропорту Домодедово: машины каких операторов доступны для аренды

Троллейбус в Риге

Автобусы в Риге

Самое большое число маршрутов в Риге обслуживают автобусы — 53 направления. Именно этот транспорт доставляет туристов из аэропорта и обратно. Все автобусы новые, оборудованы табло с информацией о текущих остановках и ходят круглосуточно.

Дневной транспорт начинает движение в 5 утра. Последний рейс уходит около 23:00. Маршруты и расписание доступно на портале транспортной компании. Ночные рейсы 1—7 и 10 отправляются от центральной ж/д станции с 0:00 до 4:00 раз в час.

Автобусы в Риге

Минибусы: рижские «маршрутки»

Маршрутное такси охватывает 21 направление из центра Риги на окраину или через весь город. Транспорт ходит с 6:30 до 20:00. Некоторые рейсы доставляют туристов в аэропорт и обратно. Расписание на портале транспортной компании и на остановках. В выходные дни часть маршрутов не работает.

Оплатить проезд на минибусе можно тоже с помощью э-талона. Тариф тот же: одна поездка — 1,15 €, наличными водителю — 2 €. В этом транспорте работает бесплатный интернет.

минибусы в Риге

Экскурсионные автобусы

Поездка на двухэтажных экскурсионных автобусах красного цвета стоит 15 €. Время в пути — 1 час. На сайте можно заранее скачать аудио-гид и выбрать направление.

Всего у автобуса три направления:

  • Старый город;
  • Новая Рига;
  • Историческая Рига.

Экскурсионные автобусы курсируют с 10:00 до 16:00. Всего четыре рейса по каждому направлению. Билет можно забронировать на сайте.

Экскурсионный автобус в Риге

Региональные поезда

В Риге выгодно и удобно пользоваться региональными поездами, когда нужно быстро добраться до пляжа Юрмалы, Вецаки и Балта Капы: в сезон на рижских дорогах пробки начинаются во второй половине дня. Единственный минус поезда — станции находятся чуть дальше.

Билет на поезд можно купить в кассе (доступна оплата картой) и у кондуктора в вагоне (только наличные). Внутри просторно, есть вендинг с кофе, подставки под велосипеды. Нет кондиционера, что в сезон может быть некомфортно.

Региональный поезд из Риги в Вецаки

Составы уходят с главного вокзала Риги. Кассы располагаются рядом. Расписание доступно на портале. Поезда, курсирующие по популярным направлениям (пляжи) ходят с 5:30 до 23:40. В Цесис или Сигулду реже. На оборотной стороне билета все станции и направления.

Если планируется маршрут туда-обратно, билет в обе стороны лучше покупать в Риге. Например, в Вецаки касса закрывается в 17:00. Если с собой нет наличных, могут возникнуть проблемы. Наличными можно оплатить контролеру в вагоне.

В Риге удобное транспортное сообщение, нет проблем с покупкой билетов. В любой момент можно добраться до пляжа или уехать из города, чтобы исследовать его окрестности с богатым историческим прошлым.

ТОП-5 экскурсий в Риге

  1. История, архитектура и легенды Старой Риги (€59 за экскурсию)

Очароваться узкими улочками и деталями фасадов

Проникнуть в тайны площадей, подземелий и секретных уголков Старого города

Открыть все лучшие стороны Риги и полюбить ее по-настоящему

Проследить эпохи развития города и его архитектуры на большой прогулке по центру

Изучить городские фасады и открыть их сюжеты на экскурсии по Старому городу

Впервые в Риге?

Получите бесплатный путеводитель с подборкой наших советов и рекомендаций:
мы тщательно отобрали лучшие в Риге рестораны, гидов, отели, достопримечательности и многое другое.

Транспорт Риги

Что может быть увлекательнее написания поста? Конечно же написания поста о транспортной структуре какого-нибудь города, с которого стоит брать пример! В этот раз поговорим о Риге.

Итак, чем богата Рига? Я поведаю о:
1) Автобусах, троллейбусах и маршрутках;
2) Трамваях;
3) Остановках и билетах;
4) Велосипедах;
5) Электричке;
6) Такси;
7) Машинах;
8) А тут будет неожиданный поворот.

1. Автобус, троллейбус и маршрутка

Нерельсовый транспорт в городе на хорошем уровне, это факт. Практически весь подвижной состав новый и в хорошем состоянии:

Внутри всегда чисто, толп за всё время замечено не было, вход, естественно, во все двери. Валидируют билеты люди самостоятельно, контролёров встречали лишь однажды, хоть сделали поездок 6 где-то, то есть шанс нарваться довольно велик, поэтому безбилетников мы не встречали:

Весь подвижной состав, который я видел, низкопольный, но кроме этого, автобусы с троллейбусами ещё и приседают на остановках к тротуару. Функция эта давно известная, и даже в России многие модели так умеют, но в Риге, в отличие от нас, это делается на каждой остановке:

Также, в Риге распространено самостоятельное открывание дверей пассажирами. Вещь также не новая в мирововй практике, но в России такое видел лишь в метро и на новых трамваях, при этом, все двери по-старинке открываются водителем:

Читайте также:
Как добраться до аэропорта Шри-Ланки из Коломбо и курортов острова

Маршрутки, в отличие от наших, ходят по расписанию, принимают общие билеты и, естественно, не гоняют. Вообще же, их доля в городе не велика, как я заметил:

Ну и про инфраструктуру. Выделенные полосы для наземного транспорта есть, при этом, они никак не изолированы от других полос. Вообще, особой надобности в них я не заметил- в городе пробок практически нет и никто не мешает ездить:

Хоть и не Прага, но в Риге трамвай тоже хороший. Практически все пути вымощены камнем, качество самих рельс отличное (нам до такого далеко):

Пути не изолированы от основного потока, но даже если встречается пробка, то на них никто не лезет (вот бы нам такое. ):

Все стрелки автоматизированы- ведь на дворе 21 век, а не середина прошлого:

Переключаются они из кабины дистанционно:

Подвижной состав, как вы могли заметить на фотографиях выше, можно смело разделить на старый и новый. Старый, это типа такого или знакомых нам Татр:

Но, несмотря на возраст, их состояние смело можно назвать достойным:

Новые же трамваи это Шкода, такие же сейчас закупает Прага:

Естественно, вход во все двери и оплата самостоятельно, но при этом, в них стоят автоматы по продаже билетов:

Есть пандус для инвалидов:

А кабина водителя похоже на кабину космического корабля (отдельный респект за то, что стенка полностью прозрачная):

3. Остановки, билеты и типа того

Остановки обычные, но хорошие и чистые:

Хотя железные сидушки и отсутствие спинок не есть хорошо:

Рядом с остановкой всегда будут висеть листы с расписанием движения маршрутов, которое соблюдается:

В чём проблема сделать такие же у нас и следить за графиком- большой-большой секрет. Думаю, никто не хочет запариваться просто:

Купить билеты можно в автоматах, которые, как мы выяснили, есть в новых трамваях, а также на некоторых остановках:

Пугаться их не стоит, они говорят по-русски:

Билетное меню представляет из себя врем енные билеты и разовые. Есть вариант купить на отдельных вид транспорта абонемент, который будет дешевле универсального, но для туриста такой вариант не очень подходит, я думаю:

Кстати, если вас несколько, то берите для каждого отдельный билет! Взять один на 10 поездок и кататься вдвоём 5 раз не выйдет- там временное ограничение (не наступайте на наши грабли).

Разовый же билет можно купить у водителя, при этом, не отвлекая его и давая деньги без сдачи:

Из хорошего- в государственные праздники общественный транспорт бесплатный:

Стоимость штрафа за безбилетный проезд не знаю, и знать не хочу, а также не советую вам проверять- судя по всему очень большой (повторюсь, зайцев мы не видели, вообще).

Как и в любом нормальном городе, велосипед в Риге это не вид спортивной активности, а средство передвижения. Велопарковки:

Велодорожки есть разные, начиная от самых простых:

Иногда можно встретить и на тротуаре, но это скорее как исключение:

Велосветофор. Обратите внимание, что даже для велосипедистов есть кнопка вызова зелёного сигнала:

Подставка, на которую можно облокотиться/ подержаться:

Есть в городе и городской велопрокат:

Точек, правда, маловато:

Когда-то общий велопрокат был и в Юрмале, то есть можно было доехать оттуда до Риги, но, как я прочитал в интернете, дело это прикрыли, но на картах до сих пор рисуют.

Гениально было прописывать условия на уровне 20 см. от асфальта- жутко неудобно (да и велосипеды упираются в лицо). Плюс, когда я начал читать, пошёл дождь, поэтому рассказать что да как не смогу:

А ещё в городе есть велорикши, которые выполняют чисто туристическую функцию, но которые нужно регистрировать:

5. Электрички
Пригородные сообщение осуществляется, в основном, электричками:

Хоть внешне они и выглядят неказисто, зато внутри всё хорошо:

Есть также вагоны, которые были обновлены по европейской программе, в них даже есть веловагоны:

На практике, правда, оказалось, что в них просто есть места для велосипедов. Обратите внимание на откидные сидения- как раз там крепления и установлены (цепляется за заднее колесо кверху):

Стоимость от Юрмалы до Риги- 1.60 Евро в одну сторону, но есть абонементы.

6) Такси
Скажу честно, на такси не ездили, но в Риге точно есть специальные стоянки для них:

Как я понял, есть несколько крупных компаний, где машины оборудованы всем, включая Wi-Fi, но есть и частники с таксометрами. Цвет такси может быть разный (или за этим просто не следят).

Как и в любом хорошем городе, автомобилистов в Риге притесняют. Заметно это и в ограниченных условиях (как я писал, много дорог из брусчатки и так далее), но основной сдерживающий фактор, конечно, это платная парковка по будням с 08.00-20.00 и в субботу с 09.00-17.00:

Читайте также:
Отдых и погода в Анталии в июне 2021 температура воды и воздуха

Тарифных зон несколько:

Дело это дорогое:

Есть, кстати, и исключения, где парковка платная каждый день/ в другое время:

Оплатить можно либо через паркомат с помощью кредитки/специальной парковочной карты:

Проверяется оплата парковочной полицией вручную, поэтому номера тут никто не прячет. Если платили через паркомат, то чек нужно положить под лобовое стекло:

Иногда, в качестве исключения, парковка может быть лимитирована по времени, или быть только для для разгрузки товара:

8. Тусовочный велосипед

Не мог обойти стороной бар на колёсах:

Привод у него педальный, мощностью 12 пьяных человеческих сил, в комплекте идёт барменща, водитель и кегель пива. Жалко, что в Москве такого нет (кстати, это идея для бизнеса!):

Подводя итог, хотел бы сказать, что в Риге нет крупных пробок (или они имели удивительное свойство прятаться от нас), город не захламлён машинами и вообще живёт хорошо. Почему? А всё просто, чтобы решить транспортные проблемы нужно совместить два фактора: сделать удобный и быстрый общественный транспорт, на котором можно будет добраться гарантированно в любое место и согласно расписанию, при этом его имидж должен быть таким, чтобы директору банка/мэру не стыдно было в нём проехать; и сделать автомобилепользование экономически не выгодным, то есть создать ситуацию, когда людям будет дешевле пересесть на удобный и качественный общественный транспорт из автомобиля. Соблюдая эти два простых правила, транспортную ситуацию в городе можно улучшить за пару лет. Примеров в мире море, Рига- один из них.

Посты по теме: таких много, советую почитать соответствующий тэг :)

Отношения и связи Китая и Англии в первой половине XVIII века

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 277 281
  • КНИГИ 654 075
  • СЕРИИ 25 022
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 423

ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:

академик А.О. ЧУБАРЬЯН (главный редактор)
член-корреспондент РАН В.И. ВАСИЛЬЕВ (заместитель главного редактора)
член-корреспондент РАН П.Ю. УВАРОВ (заместитель главного редактора)
доктор исторических наук М.А. ЛИПКИН (ответственный секретарь)
член-корреспондент РАН X.А.АМИРХАНОВ
академик Б.В. АНАНЬИЧ
академик А.И. ГРИГОРЬЕВ
академик А.Б. ДАВИДСОН
академик Д.П. ДЕРЕВЯНКО
академик С.П. КАРПОВ
академик Д.А. КОКОШИН
академик В.С. МЯСНИКОВ
член-корреспондент РАН В.В. НАУМКИН
академик Д.Д. НЕКИПЕЛОВ
доктор исторических наук К.В. НИКИФОРОВ
академик Ю.С. ПИВОВАРОВ
член-корреспондент РАН Е.И. ПИВОВАР
член-корреспондент РАН Д.П. РЕПИНА
академик В.Д. ТИШКОВ
академик А.В. ТОРКУНОВ
академик И.X. УРИЛОВ

Редакционная коллегия:

А.Б. Каменский, С.Я. Карп (ответственный редактор), М.С. Мейер, М.А. Петрова (ответственный секретарь), Н.Ю. Плавинская, ИМ. Смилянская, А.В. Чудинов

доктор исторических наук С.А. Мезин,

доктор исторических наук А.Л. Рябинин

ВВЕДЕНИЕ: ВОСТОК И ЗАПАД В XVIII ВЕКЕ

Мир искони делился на две части — Восток и Запад. Это не только географическое деление, но также и порядок вещей, обусловленный самой природой разумного существа (…) На Востоке мысль, углубившись в самое себя, уйдя в тишину, скрывшись в пустыне, предоставила общественной власти распоряжаться всеми благами земли; на Западе идея, повсюду распространяясь, вступаясь за все нужды человека, алкая счастья во всех его видах, основала власть на принципе права; тем не менее, и в той, и в другой сфере жизнь была сильна и плодотворна; там и здесь человеческий разум не имел недостатка в высоких вдохновениях, глубоких мыслях и возвышенных произведениях.

Противопоставление Востока Западу не только ошибочно, но и контрпродуктивно. Чем меньше мы будем использовать это противопоставление для описания захватывающей истории различных интерпретаций и конфликтов, тем будет лучше. (…) Одно из важных достижений современной теоретической мысли заключается именно в осознании того почти общепризнанного факта, что культуры гибридны и неоднородны, что (…) цивилизации настолько связаны друг с другом и настолько взаимозависимы, что их своеобразие не поддается никакому схематическому и упрощенно-разграничительному толкованию.

На самом деле привычное разделение мира на Запад и Восток, характерное для XIX и XX вв., не было столь очевидной данностью для европейцев XVIII столетия. Судя, например, по фреске Дж. Б. Тьеполо «Аполлон и континенты», украшающей епископскую резиденцию в Вюрцбурге, их воображению представлялись скорее четыре части света или четыре континента — Европа, Азия, Африка, Америка. На этой фреске, созданной в 1752–1753 гг., Европа восседает, как ей и подобает, на троне, опирающемся на быка, в окружении символов литературы и искусства, эмблем христианства и воинской славы. Азию символизирует женщина в тюрбане, утонувшая в складках широких одежд; она сидит на слоне, ее окружают мудрецы, воины и рабы. Африка предстает пышногрудой чернокожей красавицей, расположившейся на лежащем верблюде в окружении слуг, торговцев, диковинных животных и птиц. Америка изображена роскошной индианкой в головном уборе из перьев, сидящей верхом на аллигаторе. У нее за спиной — лук; у ее ног — коленопреклоненный бородач, поддерживающий огромный рог изобилия — символ природных богатств.

Читайте также:
Туры в Грецию в августе 2021, цены на отдых все включено

В Европе XVIII в. аллегории четырех континентов встречались повсюду — в скульптурных ансамблях площадей, садов и парков, на живописных полотнах, гравюрах, географических и игральных картах, в фарфоровых статуэтках, украшениях салонных часов, среди прочих элементов интерьера и архитектурного декора в стиле барокко или рококо и даже в театральных дивертисментах. Разумеется, все они соответствовали определенным иконографическим нормам, которые позволяли немедленно распознать континенты и имели свою традицию, восходившую к эпохе Великих географических открытий. О ней напоминали современникам и версальские росписи Ш. Лебрена и Ш. де Ла Фосса, и глобусы В. Коронелли, и, конечно же, грандиозные римские памятники, символизировавшие вселенский триумф христианства (католической Реформы), — плафон иезуитской церкви Сант-Игнацио, расписанный А. Поццо, или фонтан «Четырех рек», воздвигнутый Дж. Л. Бернини на площади Навона.

Эти образы отражали сформировавшийся к тому времени у европейцев взгляд на мир, и взгляд этот был определенно европоцентристским. Америка и Африка олицетворяли в глазах наших предков дикость и могли похвастаться в лучшем случае своей экзотической красой и естественными ресурсами; за Азией признавалась некоторая сила и мудрость, но и она не могла равняться с великолепной царственной Европой. Имела ли подобная картина мира хоть какие-то реальные основания или же была лишь негативной умозрительной конструкцией, служившей идеологическим обоснованием колониальной экспансии?

Некоторые ученые склоняются сегодня к последнему мнению, хотя и признают, что вынуждены оперировать весьма приблизительными и фрагментарными статистическими данными, опираясь при этом на далеко не бесспорные методики их реконструкции. Так, английский политолог Дж. Хобсон, ссылаясь на выкладки швейцарского историка экономики П. Бэрока, утверждает, что в 1750 г. совокупный ВВП стран Востока составлял 220 % от совокупного ВВП стран Запада, в 1830 г. — 124 % и что Западу удалось «догнать» Восток по этому показателю только к 1870 г. Правда, категорию «Запад» упомянутые авторы толкуют весьма расширительно и включают в него Европу, обе Америки, Россию и Японию. Несколько иная картина складывается при попытке определить ВВП на душу населения, но даже и в этом случае П. Бэрок настаивает, что к 1750 г. по этому показателю страны Востока и Западной Европы мало чем отличались друг от друга. На основании этих и других подобных данных Дж. Хобсон и его единомышленники готовы сделать вывод, что традиционное представление об отсталости стран нынешнего «третьего мира» связано не столько с историческими реалиями, сколько с колониальным мышлением.

Другие авторы оспаривают приведенные цифры (так, британский экономист А. Мэддисон полагает, что страны Западной Европы превзошли страны Востока по подушевому ВВП уже в XVI в.) и особенно их интерпретацию, призывая к сравнительному изучению развития упомянутых регионов в гораздо более широких хронологических рамках. Подобный подход позволяет увидеть, что к началу II тысячелетия Китай, Индия, страны Ближнего Востока в результате длительной эволюции, внедрения множества технологических и организационных инноваций, использования сравнительно эффективной «природной машины», активизации внутренней и внешней торговли существенно опережали страны Западной Европы во многих сферах хозяйственной и культурной жизни: урожайность зерновых и подушевое производство железа (в Китае) были в 3–5 раз выше, уровень урбанизации и ВВП в расчете на душу населения в среднем в полтора-два раза превышали западноевропейские аналоги, а показатели грамотности, отражающие степень развития человеческого потенциала, на Востоке оказались в 5-10 раз выше, чем на средневековом Западе. Более того, некоторые важные атрибуты расширенного воспроизводства обозначились впервые не в западноевропейских странах, как это нередко до сих пор считается, а на Востоке, в Китае, на рубеже I–II тысячелетий, т. е. за многие сотни лет до начала «промышленных рывков» в странах Запада. Затем, с XII в. началась стагнация или даже некоторое снижение (в отдельные периоды) подушевого ВВП стран Востока (при абсолютном росте объемов ВВП). Причины стагнации восточных экономик требуют дальнейшего изучения, однако уже сейчас ясно, что замедление темпов их развития не было инициировано западноевропейской экспансией и колонизацией, ибо началось раньше.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: