О заключении об установлении личности лица без гражданства: заявление

Федеральный закон от 24.02.2022 г. № 22-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства

Принят Государственной Думой 9 февраля 2022 года

Одобрен Советом Федерации 17 февраля 2022 года

Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032; 2003, № 46, ст. 4437; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 30, ст. 3286; 2007, № 2, ст. 361; № 49, ст. 6071; № 50, ст. 6241; 2008, № 19, ст. 2094; № 30, ст. 3616; 2009, № 19, ст. 2283; № 23, ст. 2760; № 26, ст. 3125; 2010, № 21, ст. 2524; № 30, ст. 4011; № 31, ст. 4196; № 40, ст. 4969; № 52, ст. 7000; 2011, № 1, ст. 29; № 13, ст. 1689; № 17, ст. 2321; № 27, ст. 3880; № 49, ст. 7043, 7061; № 50, ст. 7342, 7352; 2012, № 31, ст. 4322; № 47, ст. 6396, 6397; № 50, ст. 6967; № 53, ст. 7640, 7645; 2013, № 19, ст. 2309, 2310; № 23, ст. 2866; № 27, ст. 3461, 3470, 3477; № 30, ст. 4036, 4037, 4057, 4081; № 52, ст. 6949, 6951, 6954, 6955; 2014, № 16, ст. 1828, 1830, 1831; № 19, ст. 2311, 2332; № 26, ст. 3370; № 30, ст. 4231, 4233; № 48, ст. 6638, 6659; № 49, ст. 6918; № 52, ст. 7557; 2015, № 1, ст. 61, 72; № 10, ст. 1426; № 21, ст. 2984; № 27, ст. 3951, 3990, 3993; № 29, ст. 4339, 4356; № 48, ст. 6709; 2016, № 1, ст. 58, 85, 86; № 18, ст. 2505; 2017, № 11, ст. 1537; № 17, ст. 2459; № 24, ст. 3480; № 31, ст. 4765, 4792; № 50, ст. 7564; 2018, № 1, ст. 77, 82; № 27, ст. 3951; № 30, ст. 4537; № 53, ст. 8433, 8454; 2019, № 18, ст. 2224; № 23, ст. 2904; № 25, ст. 3164, 3165; № 30, ст. 4134; № 31, ст. 4416; № 52, ст. 7821; 2022, № 6, ст. 595; № 9, ст. 1122; № 15, ст. 2242; № 17, ст. 2713; № 31, ст. 5027, 5064; № 42, ст. 6516; № 50, ст. 8057; 2022, № 1, ст. 56) следующие изменения:

1) в пункте 1 статьи 2:

а) дополнить новым абзацем седьмым следующего содержания:

“временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации – документ, выданный лицу без гражданства в подтверждение его личности и временного пребывания в Российской Федерации. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации не может быть выдано в форме электронного документа;”;

б) абзацы седьмой – девятый считать соответственно абзацами восьмым – десятым;

в) абзац десятый считать абзацем одиннадцатым и изложить его в следующей редакции:

“временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, находящееся в Российской Федерации на основании визы или прибывшее в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации, либо временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;”;

г) абзацы одиннадцатый – двадцатый считать соответственно абзацами двенадцатым – двадцать первым;

2) пункт 1 статьи 5 дополнить абзацем следующего содержания:

“Срок временного пребывания в Российской Федерации лица без гражданства, получившего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, определяется сроком действия временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, лица, ходатайствующего о признании беженцем, – сроком действия свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, беженца – сроком действия удостоверения беженца, лица, получившего временное убежище, – сроком действия свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.”;

3) дополнить статьей 52 следующего содержания:

“Статья 52. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации

1. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства в случае отсутствия у такого лица документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и в случае отсутствия государства, в которое лицо без гражданства может выехать из Российской Федерации при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении его решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или реадмиссии (далее – государство, готовое принять лицо без гражданства).

2. Заявление о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, заявление о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации подаются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел после завершения процедуры установления личности лица без гражданства в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона.

Читайте также:
Где остановиться в Белостоке: бюджетные гостиницы и доступные отели — Лайфхак

Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства в течение десяти рабочих дней со дня подачи им заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации или заявления о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.

Направление лицом, содержащимся в специальном учреждении, заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации и выдача временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации такому лицу осуществляются через администрацию специального учреждения.

3. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства на десять лет.

В случае истечения срока действия временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, изменения лицом без гражданства фамилии, имени, отчества (последнее – при наличии), сведений о дате (число, месяц, год) и (или) месте рождения либо непригодности временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин, обнаружения неточности либо ошибки в произведенных во временном удостоверении личности лица без гражданства в Российской Федерации записях ранее выданное временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации подлежит замене.

Лицо без гражданства не позднее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия имеющегося у него временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации обязано обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с заявлением о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, а при наличии иных условий, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, в течение тридцати дней со дня их наступления.

4. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации содержит следующие сведения: фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), написанные буквами русского алфавита, дату и место рождения, пол, соответствующую запись о том, что владелец является лицом без гражданства, срок действия временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, фотографию владельца временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, наименование территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выдавшего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации.

5. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации лицу без гражданства не выдается, а ранее выданное ему временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации аннулируется при установлении факта сообщения лицом без гражданства заведомо ложных сведений о себе либо представления поддельных или подложных документов при подаче заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, при установлении наличия у данного лица гражданства иностранного государства или при установлении государства, готового принять лицо без гражданства, либо в случае, если указанное лицо без гражданства имеет либо получило разрешение на временное проживание или вид на жительство.

При аннулировании временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации в связи с установлением наличия у данного лица гражданства иностранного государства или в связи с установлением государства, готового принять лицо без гражданства, данному лицу в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона выдается справка для следования в дипломатическое представительство соответствующего иностранного государства в Российской Федерации, а в случае аннулирования временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации в связи с установлением факта сообщения лицом без гражданства заведомо ложных сведений о себе либо представления поддельных или подложных документов в отношении данного лица проводится процедура установления личности иностранного гражданина, предусмотренная статьей 101 настоящего Федерального закона.

При аннулировании временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации в связи с установлением наличия у данного лица гражданства иностранного государства либо в связи с установлением государства, готового принять лицо без гражданства, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган уведомляет об этом в течение трех рабочих дней уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган, вынесший решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и (или) решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.

В случае, если временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации аннулировано в связи с установлением наличия у данного лица гражданства иностранного государства либо в связи с установлением государства, готового принять лицо без гражданства, данное лицо обязано выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати календарных дней. Иностранный гражданин, не исполнивший такой обязанности, подлежит привлечению к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Лица, указанные в настоящей статье, не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, незаконное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации или нарушение иммиграционных правил, если такие нарушения были выявлены в связи с подачей данными лицами заявления об установлении личности, предусмотренного статьей 101 настоящего Федерального закона, или заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.

7. Форма и описание бланка временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, являющегося бланком строгой отчетности, порядок выдачи, замены, аннулирования временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, форма заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации и форма заявления о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Читайте также:
Как заработать на Ютубе: подробный обзор с конкретными суммами

8. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший решение о выдаче лицу, в отношении которого принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения уведомляет об этом с приложением копии такого решения орган прокуратуры в целях опротестования постановления суда об административном выдворении за пределы Российской Федерации, а также территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов, и должностных лиц.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший решение о выдаче лицу, в отношении которого принято решение о депортации, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения уведомляет об этом с приложением копии такого решения федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган, принявший решение о депортации данного лица, в целях отмены решения о депортации.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший решение о выдаче лицу, в отношении которого принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения уведомляет об этом с приложением копии соответствующего решения федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган, принявший решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, в целях отмены соответствующего решения.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший решение о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации или решение о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации лицу, в отношении которого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации или решения о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации уведомляет об этом с приложением копии соответствующего решения федеральный орган исполнительной власти, принявший решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, в целях приостановления действия соответствующего решения или продления приостановления действия соответствующего решения.”;

4) статью 6 дополнить пунктом 31 следующего содержания:

“31. Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано лицу без гражданства, имеющему временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации.”;

а) пункт 12 после слов “в Российской Федерации” дополнить словами “, в том числе в случае приостановления действия такого решения,”;

б) дополнить пунктом 21 следующего содержания:

“21. В случае аннулирования ранее выданного лицу без гражданства разрешения на временное проживание данному лицу выдается временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 52 настоящего Федерального закона.”;

а) пункт 2 после слов “в Российской Федерации” дополнить словами “, в том числе в случае приостановления действия такого решения,”;

б) дополнить пунктом 82 следующего содержания:

“82. В случае аннулирования ранее выданного лицу без гражданства вида на жительство данному лицу выдается временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 52 настоящего Федерального закона.”;

7) пункт 2 статьи 10 дополнить подпунктом 21 следующего содержания:

“21) временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации;”;

а) пункт 3 после слова “формы” дополнить словами “с фотографией”;

б) пункт 4 дополнить подпунктом 5 следующего содержания:

“5) направлять запросы в дипломатические представительства или консульские учреждения иностранных государств в Российской Федерации, международные организации.”;

в) пункт 12 изложить в следующей редакции:

“12. По результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем указанного территориального органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются иностранному гражданину. Копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел об установлении личности иностранного гражданина вручается (направляется) данному иностранному гражданину в течение трех рабочих дней со дня составления этого заключения.

Иностранному гражданину, не имеющему действительных документов, удостоверяющих личность, при установлении наличия у данного лица гражданства иностранного государства либо при установлении государства, готового принять лицо без гражданства, выдается справка установленной формы с фотографией для следования в дипломатическое представительство соответствующего иностранного государства в Российской Федерации.

Форма заявления о выдаче справки для следования в дипломатическое представительство иностранного государства в Российской Федерации, форма такой справки и порядок ее выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.”;

Читайте также:
Автобус 647 Как С Добром Добраться!

дополнить предложением следующего содержания: “В случае непоступления из дипломатических представительств или консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, международных организаций ответов на запросы территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина может быть однократно продлен по решению руководителя указанного территориального органа, но не более чем на три месяца.”;

дополнить абзацем следующего содержания:

“В случае непоступления ответов в течение времени, на которое продлен срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина, заключение об установлении личности иностранного гражданина выносится на основании данных, имеющихся ко времени истечения этого срока.”;

9) пункт 4 статьи 13 дополнить подпунктом 13 следующ

Статус иностранных граждан и апатридов, находящихся в РФ без документов, урегулирован

Вступили в действие поправки в Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ и отдельные законодательные акты в части регулирования правового статуса апатридов (Закон от 24 февраля 2022 г. № 22-ФЗ, вступил в силу спустя 180 дней после подписания).

Как ранее писала «АГ», соответствующий законопроект (№ 948528-7) был разработан с целью урегулирования правового статуса лиц без гражданства, длительное время находящихся на территории России и не имеющих документа, удостоверяющего личность.

В пояснительной записке указывалось, что ст. 101 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ, появившаяся в 2013 г. и предусматривающая специальную процедуру установления личности иностранного гражданина или апатрида, не имеющего действительного удостоверяющего личность документа, значительно облегчила урегулирование правового статуса иностранных граждан в России. Однако после идентификации на основании указанной нормы лицо без гражданства не получает документ, удостоверяющий личность.

При этом в Постановлении Конституционного Суда РФ № 14-П/2017 по делу Ноэ Мсхиладзе указано, что законодатель вправе установить специальный миграционный статус лица без гражданства, в отношении которого постановление о принудительном выдворении за пределы России не может быть исполнено в связи с отсутствием государства, готового его принять, а также предусмотреть создание механизма надзора (контроля) со стороны уполномоченных органов за лицами, в отношении которых применение обеспечительной меры в виде содержания в специальном учреждении отменено.

Содержание поправок

Так, п. 1 ст. 2 Закона дополнен абз. 7 о том, что временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ – документ, выданный апатриду в подтверждение его личности и временного пребывания в России. Он не может быть выдан в форме электронного документа. Абзац 10 был скорректирован. Согласно новой редакции временно пребывающий в России иностранный гражданин – лицо, находящееся в РФ на основании визы или прибывшее в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту (за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ), либо временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории России, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Кроме того, теперь это абз. 11.

В п. 1 ст. 5 внесено дополнение, касающееся срока временного пребывания в России указанных категорий лиц, который определяется сроком действия соответствующего документа.

Закон также дополнен ст. 5.2 о временном удостоверении личности лица без гражданства в РФ. Статья содержит 8 пунктов. В частности, установлено, что временное удостоверение личности выдается в случае отсутствия у апатрида документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Россией в этом качестве, а также при отсутствии государства, в которое апатрид может выехать из России при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении него решения об административном выдворении, депортации или реадмиссии. Такой документ может быть выдан в том числе в форме карты, которая также содержит электронный носитель биометрической информации, и может использоваться госорганами для идентификации лица без гражданства с помощью биометрии. Срок действия документа – 10 лет.

Определены также порядок выдачи временного удостоверения личности, а также основания для замены и аннулирования. Так, удостоверение не выдается (аннулируется) при установлении факта сообщения апатридом заведомо ложных сведений о себе либо представления поддельных или подложных документов при подаче заявления, а также при установлении наличия у данного лица гражданства иностранного государства или государства, готового принять его, либо в случае, если апатрид имеет или получил разрешение на временное проживание (вид на жительство).

Также отмечается, что указанные лица не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение иммиграционных правил, а также незаконное осуществление трудовой деятельности в РФ, если такие нарушения были выявлены при подаче ими заявления об установлении личности или о выдаче временного удостоверения личности.

Статья 6 Закона дополнена п. 3.1 о том, что без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано лицу, имеющему временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, а также лицу без гражданства, постоянно проживавшему на территории Украины, признанному беженцем либо получившему временное убежище на территории России.

В ст. 10.1 об установлении личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, включен п. 12. В нем указано, что по результатам проверок, опроса свидетелей и опознания территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем указанного органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются ему. Копия заключения об установлении личности вручается (направляется) данному иностранному гражданину в течение трех рабочих дней со дня составления заключения.

Читайте также:
Сумма налогов составляет не менее 24% от зарплаты

Статья 31 дополнена п. 12.1 о том, что в случае выдачи лицу временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ решение о его депортации подлежит отмене уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня поступления информации о выдаче временного удостоверения.

Скорректирован п. 4 ст. 35.1 об основах содержания иностранных граждан в спецучреждениях. Поправками установлено, что такое лицо содержится (пребывает) в спецучреждении до его административного выдворения за пределы РФ, депортации или отмены соответствующего решения, передачи иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии или прекращения реадмиссии, до его выезда за пределы России в порядке, предусмотренном законодательством РФ, либо до выдачи ему в порядке, предусмотренном ст. 5.2 Закона, временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ.

Корреспондирующие изменения внесены в законы о порядке выезда из РФ и въезда, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ и о полиции.

Адвокаты оценили значимость изменений

По мнению адвоката КА г. Москвы «Минушкина и партнеры» Анны Минушкиной, комментировавшей «АГ» поправки на стадии проекта, вступивший в силу закон является более конкретным по отношению к внесенному в Госдуму проекту: конкретизированы основания для получения временного удостоверения личности лица без гражданства, указан порядок подачи заявления о выдаче временного удостоверения личности в случае, если лицо находится в административном учреждении, более детально прописан порядок установления личности в ситуации, если в установленные сроки не поступили ответы на запросы, – в таком случае установление личности происходит по имеющимся документам. «В числе существенных изменений – увеличение срока действия временного удостоверения личности лица без гражданства до 10 лет, указаны новые основания для аннулирования ранее выданного документа», – пояснила она.

Адвокат отметила, что такое основание, как предоставление ложных сведений о себе и предоставление поддельных и подложных документов при предъявлении заявления о выдаче временного удостоверения лица без гражданства, на практике порождает огромное количество проблем и злоупотреблений. «Поэтому крайне важно, что согласно принятому закону по данному основанию удостоверение личности может быть аннулировано только при установлении у лица гражданства иной страны. Однако не конкретизировано, каким образом данный факт должен быть установлен (в судебном порядке или нет)», – обратила внимание Анна Минушкина.

Также, отметила она, принятый закон содержит норму, запрещающую привлекать к административной ответственности при выявлении нарушения при предъявлении лицом заявления об установлении личности: «Безусловно, это положительный момент, поскольку лица, не имеющие документов, “боятся” начинать легализовываться именно по причине возможного привлечения к ответственности и неблагоприятных последствий». В то же время Анна Минушкина обратила внимание, что закон не содержит порядка отмен постановлений судов об административном выдворении. По ее мнению, наиболее правильным представляется внесение изменений в КоАП РФ по данному вопросу, и, как он будет решаться на практике, станет понятно позже.

«Почти 30 лет прошло с момента распада СССР. По разным причинам наши бывшие соотечественники не смогли урегулировать свое правовое положение в новом государстве – Российской Федерации, – заметила адвокат АП Ивановской области Ирина Соколова. – Длительное время, десятки лет, такие лица проживали в России без каких-либо документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих право на пребывание или проживание здесь. Они абсолютно не имели возможности реализовать никакие человеческие права: ни право на труд, ни на социальное и пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, образование, заключение брака, совершение сделок по приобретению имущества, открытию банковского счета и пр. По той же причине они часто подвергались задержанию сотрудниками полиции для установления личности».

Адвокат добавила, что в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан апатриды приравниваются к иностранным гражданам. На них распространяются в том числе обязанности покинуть Россию по истечении установленного законом общего срока пребывания. «Такая обязанность для лиц без гражданства невыполнима в силу объективных причин, так как ни одно государство не готово их принять», – подчеркнула Ирина Соколова. Госорганы и суды, пояснила она, не учитывали данные обстоятельства и принимали решения о высылке в любой форме, руководствуясь исключительно формальными положениями закона, помещая их в спецучреждения камерного типа для временного содержания иностранных граждан.

«Если иностранные граждане имели возможность в достаточно короткие сроки покинуть ЦВСИГ и вернуться на родину, то апатриды задерживались там и на год, и на два. Причем задержания могли повторяться неоднократно в разных регионах страны, если такое лицо вдруг решило путешествовать по стране, съездить в гости к родным и знакомым. Отсутствие у них документа, удостоверяющего личность и право пребывать в РФ, серьезно ограничивало их право на свободу передвижения – они не имели возможности купить билет на автобус, поезд, самолет, поселиться в гостинице, – рассказала адвокат. –Принятие указанных поправок разрешило значительную часть проблем лиц без гражданства».

Во-первых, пояснила она, теперь такие лица получат временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, которое предотвратит необоснованные задержания со стороны сотрудников полиции под предлогом установления их личности.

Во-вторых, лицо, получившее временное удостоверение лица без гражданства, подлежит немедленному освобождению из спецучреждения для временного содержания иностранных граждан, подлежащих выдворению. «В отношении такого лица почти незамедлительно отменяются всякие решения о высылке: об административном выдворении, депортации, реадмиссии, нежелательности пребывания и неразрешении въезда. Нет необходимости обращаться в судебные органы о признании их незаконными и отмене. Судебные процедуры очень длительные и затратные. Лица без гражданства в силу своего бесправного положения не в состоянии нести такие расходы, – подчеркнула Ирина Соколова. – Законодатель упростил процедуру отмены таких решений, установив для госорганов, их принявших, обязанность отменить их в пятидневный срок».

Читайте также:
Визовый центр Латвии в Москве официальный сайт Пони Экспресс, латвийский визовый центр адрес

В-третьих, наличие удостоверения позволит таким лицам свободно передвигаться по территории России.

В-четвертых, они смогут получить разрешительные документы на осуществление трудовой деятельности в РФ, а также разрешение на временное и постоянное проживание здесь.

«Полагаю, в будущем, после внесения соответствующих поправок в другие законы – например, в Закон об актах гражданского состояния, – временное удостоверение лица без гражданства РФ позволит таким лицам заключать браки, внести сведения о них как о родителе в свидетельство о рождении ребенка и пр. Пока таких поправок не внесено, и эта сфера личной и семейной жизни для апатридов недоступна, как и многие сферы жизнедеятельности человека», – обратила внимание адвокат.

Конечно, добавила она, данных поправок недостаточно, но появилась надежда, что они повлекут другие, более существенные изменения в урегулировании положения апатридов. «Уже сейчас они очень активно проявляют инициативу в получении временного удостоверения лица без гражданства, обращаясь в миграционные органы. Последние пока еще не готовы провести необходимые процедуры по установлению личности, установлению наличия или отсутствия гражданства (подданства) иностранного государства, поскольку в настоящее время не принято никаких подзаконных актов в виде административных регламентов МВД России, не определены сроки и порядок проведения процедуры по выдаче удостоверения. Предполагаю, что на практике реализация поправок будет затягиваться территориальными органами в сфере миграции», – заключила Ирина Соколова.

Определение № 5-37/2017 от 9 февраля 2017 г. по делу № 5-37/2017

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

09 февраля 2017 года город Торжок

у с т а н о в и л:

Ознакомившись с протоколом об административном правонарушении и другими материалами дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьёй Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении > Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении” target=”_blank”>29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.

В порядке пункта 2 статьи Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств > Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении” target=”_blank”>26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 28. Возбуждение дела об административном правонарушении > Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении” target=”_blank”>28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

В частности, согласно ст. 10.1 указанного федерального закона личность иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, может быть подтверждена заключением об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, выданным территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Такое заключение составляется по форме, утвержденной приказом ФМС России от 8 ноября 2013 г. № 473 «Об утверждении форм бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению, протокола опроса свидетеля при установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства», и содержит сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) иностранного гражданина или лица без гражданства, месте его жительства (месте пребывания, фактического проживания), краткие биографические и иные сведения, фотографию.

Административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не может быть исполнено в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, личность которого не установлена, в связи с чем в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 18. Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации > Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации” target=”_blank”>18.8 КоАП РФ, совершенном иностранным гражданином или лицом без гражданства, должны быть указаны сведения, позволяющие его идентифицировать, в том числе фамилия, имя, отчество – при наличии (написанные буквами русского алфавита в транскрипции), дата и место рождения, пол, гражданство. При этом к протоколу об административном правонарушении должна быть приложена копия документа, удостоверяющего его личность, оформленного в соответствии с требованиями нормативных правовых актов (например, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства).

Читайте также:
Отдых в Кабардинке 2022: достопримечательности, развлечения, пляжи, цены

Протокол об административном правонарушении *** в отношении ***. составлен ***.

В то время как заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства *** в отношении *** датировано ***.

Таким образом, протокол об административном правонарушении был составлен в отношении *** до фактического установления данных о его личности иностранного гражданина, с его слов.

В протоколе об административном правонарушении *** от *** место временного проживания *** указано: ***.

Вместе с тем из справки *** от ***, выданной 17 отделом полиции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по ***, следует, что *** проживает по адресу: ***.

Данные, указанные в справке отдела полиции и установленные со слов *** не проверены.

В соответствии с частью 2 статьи Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 24. Общие положения > Статья 24.2. Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях” target=”_blank”>24.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, *** являющемуся иностранным гражданином – гражданином Республики ***, право, предусмотренное частью 2 статьи Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 24. Общие положения > Статья 24.2. Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях” target=”_blank”>24.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не разъяснено. В протоколе об административном правонарушении в графе о том, что *** русским языком владеет, в услугах переводчика не нуждается, его подпись отсутствует.

В протоколе об административном правонарушении *** от *** имеется указание на то, что к нему прилагается справка ЦБДУИГ, однако представленные материалы данной справки не содержат.

Кроме того, следует отметить, что из заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства *** в отношении ***. от *** следует, что по сведениям АС ЦБДУИГ *** *** не значится.

Вопреки разъяснениям, содержащимся в ответе на вопрос 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ***, в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 18. Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации > Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации” target=”_blank”>18.8 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина *** не указан пол лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Согласно приложению № 6 к приказу Федеральной миграционной службы от 08 ноября 2013 года № 473, предусматривающему форму бланка заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, данное заключение должно содержать две печати территориального органа Федеральной миграционной службы (во вводной части (перед словом «установил») и в резолютивной (рядом с датой составления заключения).

Вопреки указанному требованию, приложенное к протоколу об административном правонарушении заключение об установлении личности иностранного гражданина не содержит печати территориального органа Федеральной миграционной службы рядом с датой составления заключения.

Заключение, приложенное к протоколу об административном правонарушении, вопреки требованиям приложения № 6 к приказу Федеральной миграционной службы от 08 ноября 2013 года № 473, в установочной части не содержит кратких биографических сведений об иностранном гражданине, его образовании, профессии, роде занятий, периоде проживания на территории Российской Федерации, месте жительства, выездах за пределы Российской Федерации, сроках выездов; особенностей личности иностранного гражданина или лица без гражданства, источнике средств к существованию, семейном положении, кратких сведений о родственниках; результаты проверок личности по учетам ФМС России, органов внутренних дел Российской Федерации и при необходимости других государственных органов, государственной дактилоскопической регистрации, опроса свидетелей, опознания, фактического проживания иностранного гражданина или лица без гражданства.

Из заключения следует, что личность *** установлена по совокупности имеющихся документов: заявления-анкеты с фотографией для подтверждения личности и дальнейшего оформления сертификата на возвращение в Республику *** от ***, выданной сотрудником консульства, объяснения *** с указанием на то, что по сведениям АС ЦБДУИГ *** не значится.

Данные о паспорте *** указанные в анкете – заявлении, не проверены, доказательств обратного к протоколу об административном правонарушении не приложено.

Читайте также:
Отдых и погода в Адлере в октябре: температура воды, отзывы, фото туристов

Вместе с тем, все документы, на основании которых выдано заключение об установлении личности иностранного гражданина, фактически составлены со слов *** так как анкета – заявление содержит указание ***. предупреждён, что предоставление ложных сведений может повлечь за собой отказ в выдаче сертификата на возвращение в Республику ***.

Заявление – анкета от ***, заполненная со слов *** не содержит даты её принятия в посольстве Российской Федерации, а также не содержит фамилии, имени, отчества консульского сотрудника, её принявшего.

Факт действительного обращения ***. в посольство Российской Федерации за сертификатом на возвращение в Республику ***, не устанавливался и не проверялся.

Сведений о том, выдавался ли *** сертификат на возвращение в Республику *** Посольством Российской Федерации, представленные материалы дела не содержат, данное обстоятельство не проверено должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.

Не проверено утверждение ***., содержащееся в его объяснении и зафиксированное в заключении об установлении личности иностранного гражданина *** от *** о том, что он с сентября 2016 года осуществлял трудовую деятельность на строительном объекте на территории *** по патенту.

Сведения о том, выдавался ли *** патент, не проверены должностным лицом административного органа.

При таких обстоятельствах данные, на основании которых возможно было установить личность лица, привлекаемого к административной ответственности, из указанного дела должностным лицом не представлены, не может быть таковым доказательством и заключение об установлении личности иностранного гражданина *** от *** в отношении *** поскольку оно составлено с нарушением установленных требований к его составлению.

К числу сведений о лице, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, относятся обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность, предусмотренные статьями Раздел I. Общие положения > Глава 4. Назначение административного наказания > Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность” target=”_blank”>4.2 и Раздел I. Общие положения > Глава 4. Назначение административного наказания > Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность” target=”_blank”>4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вместе с тем ни протокол об административном правонарушении, ни иные материалы дела не содержат сведений об установлении указанных обстоятельств либо об отсутствии таковых, в том числе о привлечении к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений и уголовно наказуемых деяний.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что личность иностранного гражданина, привлекаемого к административной ответственности, должностным лицом не установлена должным образом, что не позволяет суду на стадии принятия дела к рассмотрению определить наличие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

При рассмотрении дела указанные в настоящем определении недостатки восполнены быть не могут, поскольку установление личности лица, привлекаемого к административной ответственности, возлагается на должностное лицо, составляющее протокол об административном правонарушении.

При изложенных обстоятельствах следует признать, что протокол об административном правонарушении не соответствует требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отсутствие в материалах дела доказательств, устанавливающих личность лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, сведений о привлечении к административной ответственности либо об отсутствии таковых, расцениваю как неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, полагаю необходимым материалы дела об административном правонарушении в силу пункта 4 части 1 статьи Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении > Статья 29.4. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении” target=”_blank”>29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат возвращению должностному лицу, его возбудившему.

о п р е д е л и л:

возвратить дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи Раздел II. Особенная часть > Глава 18. Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации > Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации” target=”_blank”>18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении *** в межмуниципальный отдел МВД России «Торжокский» в связи с неполнотой представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, и неправильным составлением протокола об административном правонарушении.

Бланки документов

Вид на жительство:

  • Заявление о выдаче вида на жительство;
  • Заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства;
  • Бланк Уведомления о подтверждении проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации;

Патент на работу

  • Заявление на выдачу патента на работу иностранного гражданина
  • Заявление на переоформление трудового патент

Миграционный учет

  • Бланк уведомление о прибытии иностранного гражданина (действует с 13.06.2020)

Для работодателя:

  • Порядок заполнения форм для получения квоты на привлечение мигрантов
  • Форма заявления работодателей об увеличении/уменьшении размера определенной на текущий год потребности в привлечении иностранных работников и размера утвержденных квот
  • Форма заявления работодателя о потребности в рабочей силе

Уведомления от работодателя

  • Уведомление МВД о заключении трудового или гражданско-правового договора с иностранным гражданином
  • Уведомление МВД о расторжении трудового или гражданско-правового договора с иностранным гражданином

Разрешение на временное проживание

  • Заявление на выдачу РВП (разрешения на временное проживание)
  • Бланк Уведомления о подтверждении проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации

Установление личности:

  • Форма бланка заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства.
  • Форма бланка справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению.
  • Форма бланка протокола опроса свидетеля при установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства.
  • Форма бланка протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства.
  • Форма бланка протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии.
  • Форма бланка заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства.
Читайте также:
Страны, входящие в Центральную Азию

Гражданство РФ:

  • Заявление о признании носителем русского языка.
  • Заполненное заявление о признании носителем русского языка.

Разрешение на работу (Визовые мигранты):

  • Заявление о выдаче разрешения на работу;
  • Заявление на продление разрешения на работу;
  • Заявление о внесение изменений в сведениях разрешения на работу;
  • Ходатайство на въезд в РФ: для частного лица, для организации;
  • Реквизиты для оплаты гос пошлины за выдачу разрешения на работу иностранным гражданам;
  • Анкета на продление и изменение визы;
  • Ходатайство для продления или изменения визы;
  • Гарантийное письмо для работодателя;
  • Ежемесячный отчет работодателя в Центр Занятости (пока не получено разрешение на привлечение иностранца);
  • Ходатайство на медицину.

Разрешение на работу (ВКС):

  • Ходатайство на въезд высококвалифицированного специалиста;
  • Гарантийное письмо для работодателя

2010-2021(с) Alliance-Migration | копирование материалов разрешено только при указании автора и прямой ссылки на сайт www.all-migration.ru

Оставляя свои данные на сайте при заполнении форм «Заказать обратный звонок», «Заказать услугу», «Подписаться на миграционные новости», а также находясь на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации , принятой на сайте в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Установление личности. Кому требуется и для чего

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» содержит нормы, регулирующие процедуру установления личности иностранного гражданина.

Согласно закона, эта процедура проводится по заявлению гражданина либо по инициативе МВД в отношении иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории России и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях.

Кому нужна процедура установления личности

Фактически эта процедура необходима:

  • иностранным гражданам, незаконно находящимся в России без паспорта;
  • лицам без гражданства, проживающим без документа удостоверяющего личность;
  • гражданам России, если они никогда не получали паспорт гражданина Российской Федерации.

Последние две категории лиц – это так называемые лица с неурегулированным правовым статусом, то есть те, кто длительное время проживают на территории России, не являются иностранными гражданами, либо никогда не документировались иностранным паспортом и паспортом гражданина России.

Чтобы легализовать свое положение в России, такому человеку требуется первоначально установить свою личность. Проходит эта процедура в подразделении по вопросам миграции территориального органа МВД России (ранее – в миграционной службе).

Как проводится установление личности.

Гражданин заполняет бланк заявления, в котором сообщает сведения о себе и обстоятельствах своего прибытия в Россию и предоставляет имеющиеся у него документы: свидетельство о рождении, недействительный паспорт, или сохранившийся паспорт СССР, трудовую книжку, военный билет, аттестат, диплом, водительское удостоверение, пенсионное удостоверение, документы о заключении или расторжении брака, перемене имени, справка об освобождении из мест лишения свободы и иные документы.

После этого гражданину выдается справка с описью принятых документов. Срок проверки составляет до 3 месяцев.

После 24 августа 2022 года вступят в силу изменения, согласно которых срок будет продлеваться еще на 3 месяца в случае непоступления ответов о гражданской принадлежности из консульских учреждений.

Затем в ходе проверки проводится дактилоскопирование, у гражданина может быть запрошена дополнительная информация о его биографии, сотрудники МВД проводят проверки по имеющимся учетам (базам российских паспортов, регистрации, информационной системе миграционного учета и т.д.), опрашивают свидетелей, направляют запросы в различные государственные органы, а также дипломатические представительства и консульские учреждения

Если по результатам проверки подтвердится достоверность персональных данных иностранного гражданина, то составляется заключение об установлении личности, копию которого выдают гражданину.

Заключение об установлении личности не признается документом, удостоверяющим личность. С ним нельзя заключить брак или поступить в университет.

Для чего проводить установление личности

Эта процедура дает возможность определиться с дальнейшим порядком урегулирования своего правового статуса.

  • В ходе установления личности могут быть выявлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии у лица гражданства России. В таком случае проводится проверка также принадлежности его к гражданству России, и в случае подтверждения человек получает российский паспорт.
  • В случае если подтвердилось гражданство иностранного государства, то человек получает справку для следования в посольство, обращается в консульское учреждение для получения свидетельства на возвращение.
  • Может быть установлено, что человек является лицом без гражданства. Тогда будет решен вопрос о возможности получения гражданства Российской Федерации, либо получения разрешения на временное проживание или вида на жительство.

Для тех, лиц без гражданства кто не может получить разрешительные документы, например в связи с наличием судимости или по иным причинам, после 24 августа 2022 года можно будет получить временное удостоверение личности сроком на 10 лет.

Утверждены формы бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства

24 апреля 2017 года в Министерстве юстиции Российской Федерации зарегистрирован приказ МВД России от 28 марта 2017 г. № 154 «Об утверждении форм бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению, протокола опроса свидетеля при установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства» (регистрационный № 46472).

Читайте также:
Музей секса в Амстердаме: материализация чувственных идей

Приказ разработан в соответствии с пунктом 14 статьи 101 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно которому федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции утверждаются формы бланков заявления об установлении личности, справки о приеме заявления об установлении личности к рассмотрению, протокола опроса свидетелей, протокола опознания и заключения об установлении личности иностранного гражданина в целях установления личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность.

Так, установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа (далее – орган внутренних дел) либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.

Установление личности иностранного гражданина осуществляется на основании решения руководителя органа внутренних дел.

Иностранный гражданин в заявлении об установлении личности, оформленном на бланке, указывает свои персональные данные (фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), дату и место рождения), а также цель, обстоятельства и дату въезда в Российскую Федерацию.

В целях проведения процедуры установления личности вместе с указанным заявлением представляются имеющиеся у иностранного гражданина подлинники документов, содержащих его персональные данные, и (или) их копии. К таким документам относятся недействительный документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении, документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени и (или) отчества либо иных персональных данных, документ о заключении (расторжении) брака, документ об образовании, военный билет, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, водительское удостоверение, справка из места лишения свободы об освобождении, иные документы, содержащие персональные данные заявителя.

О принятии к рассмотрению заявления иностранного гражданина об установлении личности иностранному гражданину выдается справка установленной формы вместе с описью приложенных к заявлению документов.

В целях установления личности иностранного гражданина орган внутренних дел вправе:

1) требовать от иностранного гражданина предоставления в письменной форме информации, необходимой для установления его личности;

2) проводить соответствующие проверки, опрашивать лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, по месту жительства или месту пребывания иностранного гражданина, а также проводить его опознание по свидетельским показаниям;

3) использовать сведения об иностранных гражданах, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;

4) использовать дактилоскопическую информацию, полученную при проведении государственной дактилоскопической регистрации.

Опрос лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, проводится сотрудником органа внутренних дел.

Результаты опроса оформляются протоколом опроса свидетеля, в котором указываются место и время проведения опроса, должность, фамилия, имя, отчество лица, проводившего опрос, персональные данные свидетеля, а также документ, удостоверяющий личность свидетеля.

Протокол опроса свидетеля предъявляется для ознакомления участвовавшему в опросе свидетелю. Свидетель может вносить в протокол замечания о его дополнении и уточнении, которые удостоверяются его подписью. Протокол подписывается составившим его сотрудником органа внутренних дел и участвовавшим в опросе свидетелем. В случае отказа свидетеля подписать протокол сотрудник органа внутренних дел вносит в протокол соответствующую запись и удостоверяет ее своей подписью.

Для опознания иностранного гражданина сотрудник органа внутренних дел предъявляет его свидетелям, которые предварительно сообщают сведения о себе, а также об обстоятельствах знакомства с данным иностранным гражданином.

Иностранный гражданин предъявляется для опознания вместе с другими лицами, по возможности внешне сходными с ним. Общее число лиц, предъявляемых для опознания, должно быть не менее трех.

Перед началом опознания иностранному гражданину предлагается занять любое место среди предъявляемых для опознания лиц, о чем в протоколе опознания делается соответствующая запись.

В случае невозможности опознания иностранного гражданина непосредственно может быть проведено опознание по его фотографии, предъявляемой одновременно с фотографиями других лиц, по возможности внешне сходных с опознаваемым. Количество фотографий должно быть не менее трех. Если опознающий указал на одно из предъявленных для опознания лиц или на одну из фотографий, то ему предлагается объяснить, по каким приметам или особенностям он опознал данное лицо, а также сообщить фамилию, имя и отчество опознанного.

По результатам опознания составляется протокол опознания, в котором указываются место и дата проведения опознания, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, фамилии, имена, отчества участвовавших в опознании лиц, а при необходимости адреса их места жительства (места пребывания) и другие сведения о них.

Протокол опознания предъявляется для ознакомления всем участвовавшим в опознании лицам. Указанные лица могут вносить в протокол замечания о его дополнении и уточнении, которые должны быть удостоверены их подписями.

Если по результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания подтвердится достоверность персональных данных иностранного гражданина, указанных им, органом внутренних дел составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем территориального органа.

Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются иностранному гражданину. Копия заключения органа внутренних дел об установлении личности иностранного гражданина вручается данному иностранному гражданину по его просьбе.

Срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина не должен превышать три месяца.

Кроме того, приказом признан не подлежащим применению приказ ФМС России от 8 ноября 2013 г. № 473.

Получение гражданства РФ лицу без гражданства

К лицам без гражданства (ЛБГ, апатридам) относят людей, не имеющих подданства ни одного из государств. В России такие лица чаще всего являются выходцами из СССР, не оформившие после распада страны гражданство ни одного из образовавшихся государств, а также их дети. Другие категории, в частности, соотечественники и иностранцы, лишенные гражданства принудительно за серьезные правонарушения, а также еще до въезда в РФ отказавшиеся от предыдущего подданства, встречаются намного реже.

Читайте также:
Автобус 646 Как С Добром Добраться!

Правовое положение лиц без гражданства в РФ

Всех апатридов с точки зрения законодательства РФ можно разделить на две группы. Первые, имеющие документ, подтверждающий их личность (например, удостоверение личности лица без гражданства, РВП или ВНЖ), приравниваются с законодательной точки зрения к иностранцам. Вторые, такого документа не имеющие, считаются нелегалами со всеми вытекающими последствиями. Таким образом, правовое положение лиц без гражданства в РФ зависит исключительно от наличия у них удостоверения личности.

Что ожидает нелегала в России?

Такие люди лишены абсолютно всех прав: они не могут устроиться на работу, обратиться за медицинской помощью, устроить детей в сад или школу, оформить пенсию или пособие, купить квартиру и так далее.

Более того, при проверке документов любой полицейский вправе забрать ЛГБ, не имеющее документа, в отделение до установления личности, а затем передать документы на него в суд.

Суд может как выписать штраф, так и направить апатрида в специальное заведение, в котором находятся нарушители миграционных правил в ожидании депортации. Однако депортировать лицо без гражданства по факту некуда. Поэтому такие личности могут находиться в данном заведении до 2 лет. Затем их выпускают в прямом смысле слова на улицу и все начинается сначала – до тех пор, пока апатриду все же не удастся оформить гражданство.

Получение гражданства РФ лицом без гражданства и удостоверения личности

Лицо, не способное удостоверить свою личность, может получить гражданство РФ, если оно подходит под несколько условий, в частности:

  • является дееспособным;
  • имело гражданство СССР по состоянию на 05.09.1991 года;
  • прибыло в РФ до 01.11.2002 года;
  • не имеет подданства или вида на жительство в другой стране.

Также под эту процедуру подпадают как несовершеннолетние, так и взрослые дети претендента, соответствующего перечисленным требованиям, и лица, лишенные дееспособности, – если они находятся под опекой такого негражданина. Данные категории апатридов не могут быть привлечены к ответственности за нарушение миграционных правил, то есть, за нелегальные въезд и проживание и даже за осуществление трудовой деятельности без документов. Этот нюанс особо оговорен в статье 41.1 Федерального Закона 62 «О гражданстве Российской Федерации».

Установление личности апатрида

Чтобы претендовать на подданство РФ, ЛГБ должно пройти через процедуру установления личности. Для этого нужно предоставить в МВД по месту нахождения документы, которые содержат личные данные, а также написать заявление.

Сотрудники МВД проведут проверку, сделают необходимые запросы, опросят свидетелей, при необходимости – назначат экспертизу по отпечаткам пальцев, а затем выдадут апатриду копию Заключения об установлении личности. При этом оригинал этого документа остается у инспектора.

Проверка личности не может длиться более 3 месяцев.

При наличии на руках данной копии выдача гражданства РФ лицам без гражданства, перечисленным ранее, становится возможной. Вместе с процедурой установления личности процесс занимает от 6 до 9 месяцев.

Обратите внимание: получения РВП, ВНЖ и подтверждения доходов в этом случае не понадобится, ЛБГ может сразу же претендовать на натурализацию с выдачей гражданского внутреннего паспорта РФ.

Стоит отметить, что Заключение об установлении личности может быть использовано исключительно для получения лицом без гражданства подданства РФ. Никаких иных прав этот документ не дает: если апатрид не обратился с данной бумагой в соответствующий орган и не подал документы на натурализацию, он так и останется пораженным в правах нелегалом.

Как стать получить гражданство РФ лицу без гражданства с удостоверением личности?

В этом случае процесс проще и вариантов больше. Можно оформить гражданство:

  • на территории России – в общем порядке: встать на миграционный учет, получить разрешение на временное проживание, через определенное время оформить вид на жительство и прожить по ВНЖ на территории РФ не менее 5 лет. Покидать пределы страны в этот период можно не более, чем на 90 суток в год;
  • также на территории России – по упрощенной процедуре, сразу же после получения вида на жительство. В таком формате стать подданными могут выходцы из СССР и некоторые их родственники, родители, дети и супруги граждан России, лица, получившие профессиональное образование в РФ, предприниматели, ведущие бизнес в этой стране, инвесторы, носители русского языка, ветераны ВОВ и некоторые другие категории соискателей;
  • через консульство или дипломатическое представительство в другой стране. Такая процедура доступна для взрослых дееспособных бывших граждан СССР, на сегодняшний день подпадающих под статус лица без гражданства РФ или иного государства, но при этом находящихся за пределами страны, на территории любой из бывших республик Советского Союза.

Важно: лицам, не имеющим гражданства, которые оформляют подданство России с территории другого государства, получать РВП и оформлять ВНЖ нет необходимости.

Таким образом, получить лицу без гражданства гражданство РФ, хоть и непросто, но вполне возможно. Скорее всего, придется воспользоваться помощью высококвалифицированных юристов. Зато после получения внутреннего паспорта бывший апатрид получит все те же права и возможности, которыми пользуются граждане РФ по рождению. При этом ему необходимо будет выполнять обязанности, которые государство возлагает на своих граждан, например, платить налоги и сборы, проходить службу в армии, подчиняться нормам закона.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: