Спас-Угол, Талдомский район — музей Салтыкова-Щедрина и другие объекты

Салтыкову-Щедрину — 195 лет: Поездка на родину в Спас-Угол

«КП» побывала в местах, где вырос великий писатель

Одному из самых известных русских писателей Михаилу Салтыкову-Щедрину 27 января исполнилось бы 195 лет. Актуальность его цитат сохраняется уже более полутора столетий, сегодня они звучат по-прежнему остроумно.

«Неизменным предметом моей литературной деятельности был протест против произвола, лганья, хищничества, предательства, пустомыслия и т.д. Ройтесь, сколько хотите во всей массе мною написанного, — ручаюсь, ничего другого не найдете», — писал Михаил Евграфович.

Искать интересные факты о жизни писателя и его родине мы отправились в село Спас-Угол Талдомского округа Московской области. Два года назад там открыли музей М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Деревянные дома с наличниками

Путь из Москвы в родные места писателя занял около двух часов. На въезде в село Спас-Угол видно, что известным земляком здесь гордятся — вывеска гласит: «Здесь родился великий русский писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин». Деревушка небольшая — около 50 деревянных домов. Рассматриваем наличники, а вокруг — такая тишина. И вдруг лай собак.

Вывеска, встречающая туристов при въезде в село Спас-Угол.
Фото: Алиса ТИТКО

— Гости к нам. Из Москвы поди приехали? — вышел во двор местный житель Николай. — Людей почти нет. Улица одна, живут всего 16 человек, летом чуть больше народу приезжает, а зимой здесь делать нечего.

— А почему название Спас-Угол? — спрашиваю.

— Так вон церковь Спаса-Преображения, а угол — мы стоим на сходе (углу) Московской, Тверской и Ярославской областей.

— А где дом-усадьба писателя?

— Сгорела еще после Октябрьской революции. Говорят, если попадет она в федеральную программу на 2026 год, то, может, построят заново, там же один фундамент остался.

Сотрудники музея мечтают восстановить усадьбу Салтыкова-Щедрина, пока есть только макет.
Фото: Алиса ТИТКО

Новый музей

Воспоминания о писателе сохранили в музее. Изначально он был прямо в трапезной сельской церкви, где и картофель хранили, и предметы из быта писателя. Так было 32 года, пока в 2019-м не построили красивый современный музей. Со второго этажа белоснежного здания «выглядывает» сам Салтыков-Щедрин. Его портрет на стекле так умело создан, что писатель «смотрит» на вас и со двора, и с внутренней части музея.

Писатель «смотрит» на вас и со двора и из самого музея.
Фото: Алиса ТИТКО

— Проходите. Откуда узнали о нашем музее? — спрашивает смотрительница.

— В интернете увидели модное белоснежное здание. Внешне напоминает музейный комплекс «Зоя» в Петрищево, — говорю.

В музее оправдываются, что экспозиция небольшая, но отражающая пребывание писателя именно в Спас-Углу. Хотя сам Михаил Евграфович здесь жил до 10 лет, потом учился на чиновника в Санкт-Петербурге.

В музее воссоздали быт семейства писателя, на портретах — родители Михаила Евграфовича.
Фото: Алиса ТИТКО

— Салтыков-Щедрин довольно подробно описывал быт в родовом имении в романе «Пошехонская старина». Последний раз он бывал здесь на похоронах матушки в 1874 году. Дом достался Дмитрию — старшему брату, — рассказали в музее.

Обращаем внимание на стул с колесиками. Оказывается, именно так «подкатывали» раньше к девушкам. Когда барышня в пышном платье хотела уже посидеть, то она складывала веер, чем давала знак мужчинам: «подкатывайте стул».

На таких стульях с колесиками раньше «подкатывали» к девушкам.
Фото: Алиса ТИТКО

Литературные чтения с яблоками

С малых лет Михаил Салтыков (еще тогда без приставки псевдонима Щедрин) хотел стать писателем, но маменька Ольга Михайловна Забелина решила, что лучше чиновником. Дослужившись до вице-губернатора в Рязани, а после в Твери, в Туле, Михаила Евграфовича все больше тянуло к литературе. После службы он написал главные произведения: «История одного города», «Пошехонская старина», «Дневник провинциала в Петербурге».

Читайте также:
В Дубае будут проводить экскурсии для транзитных пассажиров

Его творчество разобрали на цитаты. Вспомните хотя бы эту фразу: «Для пользы науки нам чужих денег не жалко» (из книги «Современная идиллия»).

Перечитывают произведения писателя здесь и сейчас — коллективно. Для литературных чтений создали веранду с видом на парковую территорию усадьбы, летом ее открывают и угощают гостей чаем с яблочным вареньем.

Литературные чтения проходят в уютном зале с видом на парковую территорию усадьбы.
Фото: Алиса ТИТКО Летом на территории музея можно отдыхать на лавочках или в амфитеатре.
Фото: Алиса ТИТКО

— Если пойдете прогуляться, то увидите пруды, но сейчас они припорошены снегом. Оттуда вылавливали карпов и подавали к столу семьи Салтыковых. Источник Иорданка — там же. В прошлом году были крещенские купания, 30 человек было. В этом году не делали купель, — говорят в музее. — Еще две наши достопримечательности — часовня во имя Корсунской Божьей Матери и верстовой столб «Отъ Москвы 135 верстъ».

​В Подмосковье открылся новый музей М.Е. Салтыкова-Щедрина

27 января, в день 193-летия со дня рождения писателя, в селе Спас-Угол Талдомского городского округа Подмосковья состоялось открытие нового музея М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Об этом пишет сайт Годлитературы.рф со ссылкой на пресс-службу Талдомской городской администрации.

Обновленный музей в Спас-Углу

Музей в родном селе писателя был открыт еще в 1986 году. Долгие годы музей занимал половину исторического здания — родовой церкви дворян Салтыковых, Спасо-Преображенского храма, построенного в XVIII веке бабушкой писателя, Надеждой Нечаевой.

Работы по созданию нового музея начались в 2018 году по инициативе главы Талдомского городского округа Владислава Юдина.

«Для нас было важно создать такой музей, которого еще не было нигде, для того чтобы придать уникальность нашей территории, — рассказал он в беседе с корреспондентом телеканала 360̊. — И если мы добились результата, это в последующем сделает возможным привлекать сюда туристов. Это одна из главных наших задач».


См. видеосюжет об открытии нового музея:

Заместитель директора по научной работе Талдомского историко-литературного музея Сергей Балашов в комментарии для «Радио 1» рассказал, что после разорения и почти полного уничтожения усадьбы в годы Гражданской войны сохранилась лишь небольшая часть подлинных вещей, принадлежавших Салтыковым.

«Среди подлинных вещей Салтыковых уцелели документы и книги, сохранилась мебель. Доподлинно мы не можем утверждать, что она из усадьбы Салтыковых. Но про одну вещь так можно сказать совершенно точно — это ломберный стол, за такими играли в карты. Известно, что многие писатели сочиняли за ними свои произведения», — приводит издание его слова.

По словам С. Балашова, экспонаты для экспозиции специалисты подбирали очень тщательно. «У нас все оригинальное, но какие-то вещи точно принадлежали семье Салтыковых, другие просто из той эпохи. Все подбиралось очень тонко. Такая практика нормальная для большинства музеев. У нас сохранились описания Салтыковской усадьбы, по которым мы подбирали предметы. Известно, какие были каминные часы, два года назад мы купили примерно такие в антикварном магазине», — рассказал он.

В селе рядом со Спасским храмом возвели новое двухэтажное здание, на первом этаже которого разместились кабинеты для сотрудников и помещение для мастер-классов, а второй заняла основная экспозиция. В ее составе — фотографии, предметы интерьера, книги, посуда, предметы быта помещиков и крепостных, личные вещи писателя. Богатым источником для экспозиции стал родовой архив Салтыковых, часть которого в 1930-х годах была вывезена в Пушкинский Дом в Москву. Всего музею удалось собрать около 200 экспонатов.

Читайте также:
Где расположен город Адлер и как доехать до Адлера из Москвы

Накануне торжественного открытия, 26 января 2019 года, благочинный церквей Дубненско-Талдомского церковного округа протоиерей Павел Мурзич совершил чин освящения нового музея.

Этим летом при музее откроют кафе, в котором посетителей будут кормить блюдами по семейным рецептам Салтыковых.

Спас-Угол. Родина Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

Спас-Угол — бывшее родовое имение предков М.Е. Салтыкова-Щедрина, который родился здесь 15 января 1826 года и жил до 1836 года. Позднее писатель неоднократно посещал родное село, в последний раз он был здесь в 1874 году на похоронах матери. Возле церковного алтаря были похоронены родственники М. Е. Салтыкова-Щедрина — отец, брат и две сестры писателя.

Через год после Октябрьской революции усадьба Салтыковых в Спас-Углу была конфискована, а потом сгорела. Сельская Спасо-Преображенская церковь до 70-х годов служила хранилищем для картофеля.

Идея возникновения музея М.Е. Салтыкова-Щедрина на его родине в селе Спас-Угол относится к 60-м годам ХХ века. В честь 150-летия со дня рождения писателя ЮНЕСКО объявило 1976 год годом М.Е. Салтыкова-Щедрина. Распоряжением Совета министров РСФСР и решением Мособлсовета от 1976 года было предусмотрено «восстановить историко-мемориальную усадьбу писателя в селе Спас-Угол».

Однако это решение было реализовано лишь 10 лет спустя. 27 июля 1986 г., в год 160-летнего юбилея великого писателя-сатирика, в родовой церкви господ Салтыковых был открыт музей М.Е. Салтыкова-Щедрина и состоялся II Щедринский праздник.

Помимо церкви, где крестили будущего писателя, в Спас-Углу сохранились лишь парк, липовая аллея и каскад прудов.

Свои воспоминания о жизни в Спас-Углу Салтыков-Щедрин перенес на страницы своей последней книги «Пошехонская старина», где усадьба называется Малиновцем. В трех километрах от Спас-Угла и поныне существует деревенька Малиновец, которая прежде также входила в состав поместья Салтыковых.

Усадебный дом Салтыковых в Спас – Угле. 1998

УСАДЕБНЫЙ ДОМ САЛТЫКОВЫХ В селе СПАС – УГОЛ

Может ли музей М.Е. Салтыкова-Щедрина в селе Спас-Угол, ютящийся ныне на птичьих правах в храме Спаса-Преображения, продолжать и дальше влачить столь жалкое существование на родине великого русского писателя-сатирика.

Любой непредвзятый исследователь, любой россиянин, гордящийся своей отечественной литературой, творческим наследием писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина, ответит однозначно: «Нет!». Но для того, чтобы музей писателя занял достойное место, необходимо возродить усадебный дом Салтыковых, который был построен отцом писателя Евграфом Васильевичем.

Располагаем ли мы на сегодня необходимыми материалами и чертежами для восстановления дома Салтыковых? Этот вопрос был задан лет девять тому назад (примерно в 1989-м году) на одном из заседаний Щедринской комиссии в Союзе писателей России, проходившем под председательством С.В. Михалкова при участии представителей министерства культуры, известных щедриноведов: С.А. Макашина, Д.П. Николаева, редактора газеты «Заря» В.П. Саватеева и автора этих строк.

Тогда никто не смог дать на него утвердительный ответ. И начался кропотливый поиск…
Оказалось, что сам писатель рассказывает нам о своём доме уже в первой главе «Гнездо» романа «Пошехонская старина» (1889): «Господский дом был трехэтажный /третьим этажом считался большой мезонин/, просторный и тёплый. В нижнем этаже, каменном, помещались мастерские, кладовые и некоторые дворовые семьи; остальные два этажа занимала господская семья и комнатная прислуга, которой было множество. Кроме того, было несколько флигелей, в которых помещалась застольная, приказчик, ключник, кучера, садовник и другая прислуга…».

И в дальнейших главах встречаем мы описание отдельных деталей дома: «дети проворно сбегают на мезонин в детскую», «бегают по длинной террасе, выстроенной вдоль всей лицевой стороны дома»; приехавшие тётеньки «взбираются по крутой и тёмной лестнице наверх в мезонин», где «прочие комнаты стояли пустые и разделялись на две половинки длинным тёмным коридорам, в который вела снизу крутая тёмная лестница», а «коридор обоими концами упирался в чердак». «Гостиная выходит на запад», при этом дедушка «сидит на балконе, выходящем из гостиной в сад». «Форточек в доме не водилось, и комнатная атмосфера освежалась только при помощи топки печей».

Читайте также:
В Китае планируют построить экологичный город из бамбука на 20 000 человек

А вот как описывает свой дом писатель далее: «…дом был двухэтажный, с четырьмя мезонинами, собственно говоря третий этаж, потому что мезонины имели общий коридор, который и сообщал между собой, просторный и тёплый; в нижнем этаже, каменном, помещались мастерские, кладовые и несколько дворовых семей. Верхний этаж и мезонины занимали господа…»
«…хотя в нашем доме было достаточно комнат больших, светлых и с обильным содержанием воздуха, но это были комнаты парадные; дети же постоянно теснились: днём – в небольшой классной комнате, а ночью – в общей детской, тоже маленькой, с низким потолком…»

«Отец сидел безвыходно в своём кабинете…; мать в своей спальне…».

Существует несколько изображений дома писателя. Первое дано в книге священника Ф.Ушакова «Село Спасское, что на углу (Калязинского уезда) Тверской губернии» (Тверь, 1914), где на странице 6 помещена подпись: «…дом, где родился М.Е. Салтыков». (Здесь прилагается современный вид этого дома, исполненный с любительской фотографии).

От краеведа С.Е. Лысова в 1926 году в Талдомский музей поступило письмо того же Фёдора Ушакова «Воспоминание о доме в Спас-Углу» (ТИЛМ, о.ф. №785) с чертежом, где изображены «вышка», «нижний» и «второй» этажи с обозначением на одной из комнат, рядом с детской: «М.Е. родился».

Приведём здесь также полностью «Воспоминание…» – описание Фёдором Ушаковым дома Салтыковых (опубликовано В. Киселёвым в книге «Салтыков-Щедрин в Подмосковном крае» (М., «Московский рабочий», 1970, стр. 6):
«Дом, в котором родился М.Е. Салтыков, был больших размеров (приблизительно) длиною в 36 аршин, а шириною 20 со множеством комнат. Нижний этаж был сложен из кирпича, второй и вышка из дерева, но оштукатурены, и окрашен весь дом белою краскою. Нижний этаж был предназначен для помещения служащих. Во втором этаже, разделяемом коридором на две неравные половины, были следующие комнаты. При входе с так называемого парадного крыльца налево: часовня при большом количестве предметов, необходимым для служения, далее – небольшой кабинет, столовая, гостиная, спальня прислуги, спальня хозяев и кухня. На другой стороне тоже от входа с крыльца больших размеров комната, заставленная книжными шкафами и этажерками; следующая комната – самая большая в доме, служила для зала, здесь стояла прекрасная рояль, на которой играли во время танцев, помимо её были и другие музыкальные инструменты. За означенной комнатой была комната под названием детской. Здесь дети Салтыковых спали, а в зимнее время и ненастное осеннее время предавались со своими няньками разным играм.

Последняя комната, в которой родился в 1826 г. 27 января писатель М.Е., за последнее время ничего она из себя не представляла. Стояла там кровать, небольшой столик со стулом для расположения на ночлег кого-нибудь из приезжающих гостей. На вышке было три комнаты, но они не имели особого значения и за последнее время здесь складывались домашние вещи, вышедшие из употребления. Вообще дом поражал своей величественностью и богатством, в нём было много высокой ценности картин, мебели и шкафов».

Читайте также:
10 лучших отелей Пхукета по отзывам туристов

Интересно, что ещё одно изображение – рисунок дома Салтыковых с надписью «Дом в с. Спас-Угол, где родился М.Е. Салтыков», аналогичный фотографии дома в книге Ф.Ушакова, помещено в книге А.Н. Вершинского «Салтыковская вотчина в XIX веке» (Тверь, 1929) на стр. 14 (автор рисунка не указан).

Имеется описание усадьбы Салтыковых и дома в публикации Л.М. Нешумовой, уроженки спасских мест, создателя щедринского школьного музея в с.Ермолино, руководителя краеведческого кружка («Заря» №144-146, декабрь 1975 г.) «По следам господской усадьбы»: «…В сельце на открытом месте стоял господский дом, длиною в 36 аршин, а шириной в 20 аршин, со множеством комнат различного происхождения. Дом имел 2 этажа. Нижний цокольный каменный этаж занимали дворовые, обслуживающие усадьбу… Второй, господский этаж имел 14 комнат.
В одной из них, маленькой, угловой, и родился писатель. Уже позже, при Василии Дмитриевиче, племяннике писателя, она считалась комнатой для гостей.
Рядом с этой комнатой была детская, затем – большая гостиная, потом – огромный зал и библиотека ( при Василии Дмитриевиче она стала кладовой). Исключая маленькую угловую комнату, все они соединялись между собой. А вдоль шёл длинный коридор. С одной стороны его была приёмная – передняя, вход в которую – по внутренней лестнице с первого этажа, выход в угловую комнату для гостей. С другой стороны – спуск в парадный выход.

Противоположную сторону от коридора занимали с южной стороны домовая часовня (изолированная), спальня Евграфа Васильевича Салтыкова, кабинет, огромная столовая, комната для гостей, комната нянь, спальня Ольги Михайловны Салтыковой, кухня. Из коридора вела лестница на мезонин с тремя комнатами.
Из дома был выход через балкон в палисадник, через другой балкон – в сад. Обе лестницы вели наружным ходом во второй этаж. Был чёрный ход и парадный ход с широкой лестницей в два пролёта, по фасаду с угла – вход в крыльцо и затем подъём на второй этаж.

Дом был окрашен в белый цвет, балкон в палисадник был с колоннами; лестница на балкон из сада очень высокая с резными перилами.
В доме мебели не очень много, но добротная, с претензией на красоту.
Описание дома и комнат… дали старожилы села Спас-Угол» [и окрестных деревень].

Но, пожалуй, самым подробным и детальным было описание дома Салтыковых, сделанное Владимиром Николаевичем Депарма, правнучатым племянником писателя (инженером-механиком по образованию) с подробным чертежом и схемой расположения комнат.

С ним читатель может ознакомиться в публикациях газеты «Заря» (31.01. и 2.02.1976 г.) и в статье В.П. Саватеева «Летописи Салтыковой вотчины», помещенной в этом сборнике.

Иллюстрация дома Салтыковых помещена также в сборнике «Литературное наследство» (т.13-14. Щедрин. II часть. М., 1934) в разделе «Семейный архив Салтыковых» на стр.447 с подписью: «Дом (ныне не существующий) в селе Спас-Угол, Калязинского уезда, Тверской губернии, в котором родился Салтыков. Вид дома в начале 1990-х гг. Рисунок взят из «Трудов Тверского Педагогического Института» 1929 г., №5».

Этот же вид дома Салтыковых помещен в книге С. Макашина «Салтыков-Щедрин».Биография, том I.(М.,Худ.лит.,1949) на стр.77 со следующей подписью: «Дом (ныне не существующий) в селе Спас-Угол, в котором родился и провел свои детские годы М.Е. Салтыков. Картина художника Б.В. Грозевского по фотографии 1890-х гг. Государственный литературный музей. Москва.
«Та же иллюстрация помещена в книге К.И.Тюнькина «Салтыков-Щедрин» (М., «Мол.гвардия», 1989 г.) между стр.128-129 с подписью: «Дом Салтыковых в селе Спас-Угол. Акварель Д.Н. Афанасьева по рисунку начала 1900-х годов».

Эта же иллюстрация – в книге «М.Е. Салтыков-Щедрин в портретах, иллюстрациях, документах» (Л., «Просвещение», 1968 на стр.19 с подписью: «Село Спас-Угол. Дом Салтыковых. Акварель Д.Н. Депарма по рисунку начала 900-х годов» (ГЛМ).

Читайте также:
Необычные ванные комнаты жителей Англии: без смесителей - для экономии воды.

У В. Депарма хранилась и другая фотография дома Салтыковых начала 1900-х годов, изображение с которой было напечатано в газете «Заря» от 31.01.76 г.
Таким образом, среди известных сегодня на сегодня изображений дома Салтыко-вых к.19-н. 20 века фактически только два отличаются между собой: фото, впервые опубликованное Ф.Ушаковым в 1914 году из фото архива В.Депарма (нач.1900-х г).

И всё-таки мысль найти подлинные чертежи дома Салтыковых и, возможно, новые изображения дома, не оставляла автора этих строк. С этой целью в мае 1991 года я побывала в Санкт-Петербурге, в рукописном отделе Пушкинского Дома (ИРЛИ РАН), где находится родовой архив Салтыковых (фонд № 366), насчитывающий свыше 2000 единиц хранения. Правда, До меня в нем работали уже многие исследователи – щедриноведы… А вдруг.

И вот, просматривая опись № 12, я обратила внимание на единицу хранения № 485: «1859. Салтыков Дмитрий Евграфович. Планы его дома».
Вспомнив, что к этому времени Д.Е. Салтыков стал владельцем родового имения Салтыковых после смерти отца, Е.В.Салтыкова в 1851 году, а к 1859 году вполне уже мог заняться составлением планов теперь уже его собственного дома в с. Спас-Угол, с нетерпением заказала этот материал.

И наконец, держу его в руках, читаю надпись: «Фасад Дома, находящегося в усадьбе Тверской губернии Калязинского уезда в селе Спасском, что на углу, принадлежащего Действительному Статскому Советнику и Кавалеру Дмитрию Евграфовичу Салтыкову. Фасад и план с натуры снимал и составлял частный землемер Василий Тюменев в 1859 г.» И далее надписи под чертежами дома: «фасад с девичьего крыльца (8 саженей 1/3)», «фасад с лица сада (18 сажень и 5 вершков)», «фасад сзади сада» (14 саженей ;)», фасад с парадного крыльца (8 саженей 1/3)».

Ниже на чертеже помещен план комнат, мезонина, верхнего и нижнего этажа (впервые сведения об этой находке были опубликованы мной в статье «В Щедринском Лениграде» («Заря» № 63 от 25.05.1991).

На чертеже мезонина обозначены номера комнат с 1-го по 7-й, к 7-й и 6-й комнатам прилегают комнаты с надписью на чертеже «темная», между ними «коридор2, к которому также прилегает сзади «темная» комната. Перед мезонином к 4-й и 5=й комнатам прилегает балкон.

На чертеже нижнего этажа стоят номера комнат с 1-го по 12-ю, некоторые имеют надписи-названия комнат или какие-то обозначения:4-подвал, 9-молочная, 11=?.12-пекарня; а также между 1-6 и 7-12 комнатами – «коридор» и два прилегающих к нему чулана.

На чертеже верхнего этажа стоят номера комнат с 1-го по 13-й:
1-для горничных. 2-уборная, детская, между 2-й и 3-ей-надпись «спальня», между 3-й и 4-й – надписи «гостиная», «столовая», 4-зала. 5-кухня, коридор; рядом – крыльцо, 6-спальня, подвал, 7-кабинет, детская, 8-спальня, детская, 9-столовая, кабинет, 10-спальня, 11-часовня, между 10-й и 11-й надпись: «часовня», 12 – прихожая, 13-?
Между 12-й и 13-й комнатой длинный «колидор», к которому прилегают три «темных» комнаты и лестница наверх. К 8-й и 9-й комнате прилегает балкон, к 11-й и 12-й парадное крыльцо.

Исходя из вышеизложенного, можно предположить следующее: двойное название некоторых комнат свидетельствует о том, что новый хозяин дома Салтыковых –Дмитрий Евграфович Салтыков – задумал провести его перепланировку или изменить назначение комнат.

Сравнивая планы дома Салтыковых 1859-го года с описанием этого дома и чертежом В.Н.Депарма, можно найти в них много общего. Но это, пожалуй, уже предмет отдельного исследования тех архитекторов и проектантов, с помощью которых, как мы надеемся, возродится из пепла дом Салтыковых – колыбель великого русского писателя-сатирика М.Е.Салтыкова – Щедрина.
Да будет так!

Читайте также:
Офшор или оффшор: как правильно писать слово vne-berega.ru

Татьяна Хлебянкина, член Союза писателей и Союза журналистов России
(публикация из щедринского сборника «На взгляд неравнодушного потомка», Талдом, 1998, стр.66-71) из архива автора, с автографом «Татьяне Александровне Хлебянкиной с благодарностью за стремление обрести документы и план дома Салтыковых, за разыскание их в Пушкинском Доме. Да сбудется наша мечта о восстановлении усадьбы в Спас – Углу! Л.А.Соболева. 5 октября 1998 год»).

Дом-музей Салтыкова-Щедрина в селе Спас-Угол

Музей расположен в родовом поместье Салтыковых, на родине писателя Салтыкова-Щедрина, в селе Спас-Угол Московской области, и был открыт 27 июля 1986 г. Экспозиция «Пошехонская старина» развернута в единственном из сохранившихся памятников архитектуры XVIII в. — церкви Спас-Преображение (1797 г.). Спас-Угол — старинное русское село, ранее принадлежавшее Тверской губернии, теперь находится в Талдомском районе Московской области. Впервые упоминается в писцовой книге в 1627 году.

М. Е. Салтыков жил в Ермолине в 50-е годы, а детство его прошло в селе Спас-Угол, затерявшемся в лесной глуши, «совсем где-то в углу, среди болот и лесов», вследствие чего жители его по-простонародному назывались «заугольниками» и «лягушатниками», как говорится в «Пошехонской старине». Представленное в этой хронике поместье Затрапезных Малиновец как раз и выглядит как вотчина Салтыковых — село Спасское, что оказалось в углу уезда и губернии одновременно. Малиновцем называлась одна из близлежащих деревень, возникшая на том месте, где был богатый малинник в лесу. «Лягушатниками» называли жителей салтыковского поместья у реки Жабни. «Текучей воды было мало. Только одна река Перла, да и то неважная»,- пишет Салтыков-Щедрин, переименовывая Нерль, а Вьюшку обозначая Юлой в «Пошехонской старине».

Упоминает он и пруд, где водились большие караси, имея в виду действительное озеро Золотая вешка в деревне Бревново, и стекольные заводы, «которые в немного лет без толку истребили громадную площадь лесов». Подобная история произошла на самом деле с арендованными матерью писателя у князей Волконских заводами.

Все земли, примыкавшие к селу Спас-Угол, после революции принадлежали крупному птицеводческому совхозу. В восьмидесятых годах Совхоз «Спутник» был единственный в районе, где работала экспериментальная бригада, чей труд оценивается по конечному результату. На центральной площади благоустроенного современного села были выстроены новые дома, в здании сельсовета размещалась библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина и небольшой музей.

Спасо-Преображенская церковь — памятник конца XVIII века, в котором смешались классицизм и барокко. С ней была тесно связана вся жизнь семьи Салтыковых, крестили здесь и Михаила Евграфовича, впоследствии ставшего яростным противником религиозного ханжества (писателю, например, доводилось видеть скандалы набожного отца с крепостным попом и репетицию похорон своего папеньки). На Спасо-Преображенском кладбище находится усыпальница Салтыковых: могила деда писателя — поручика лейб-гвардии Семеновского полка, возвысившего род Салтыковых при Екатерине II, отца сатирика, ставшего прототипом старика Головлева в «Господах Головлевых», Василия Порфирьевича Затрапезного в «Пошехонской старине» и Игнатия Кузьмича Кро-шина в «Противоречиях», а также младшего брата Михаила Евграфовича — Дмитрия, воплотившегося на страницах «Господ Головлевых» в Иудушке — образе, в котором заклеймены ханжество и предательство.

От усадьбы сохранился лишь частично сад. Въезд в нее украшали некогда белые ворота, от них к дому вели две аллеи, просматривающиеся и сейчас. Дом, где родился писатель,- большая беспорядочная постройка в два этажа с мезонином и двумя террасами, воздвигнутая, как иронически замечал Салтыков-Щедрин, по правилам «ярославской архитектуры», — сгорел в 1919 году. В нижнем, полуподвальном этаже размещались кладовые, мастерские и жили некоторые дворовые. Остальные два этажа занимали господа и комнатная прислуга. Вокруг дома располагались флигеля, хозяйственные постройки, затем шли парк, сад, оранжереи и теплицы, а далее — каскад прудов. Вспоминая о своем детстве здесь, Салтыков-Щедрин говорил: «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем. Детство и молодые годы мои были свидетелями самого разгара крепостничества».

Читайте также:
Программисты в Финляндии: сколько зарабатывают специалисты в области IT

С окраины парка открывается вид на деревню. Построена она, в основном после войны, но расположилась там же, где находилась во времена Салтыкова-Щедрина. Крестьянский вопрос был решен в России лишь спустя 29 лет после смерти писателя. Когда в стране началась массовая коллективизация, в Спас-Угле организовали сельхозартель, которой по решению местных крестьян, присвоили имя великого земляка. В память о писателе на территории усадьбы, в парке напротив школы, открыт памятник (скульптор Л. А. Бернштам).

Со Спас-Углом связано еще одно имя. В конце лета 1887 года тут приземлился воздушный шар Д. И. Менделеева, взлетевшего в Клину для наблюдения солнечного затмения. Ученого радушно принял племянник писателя — новый владелец Спас-Угла В. Д. Салтыков.

…Снова по обе стороны дороги разворачивается пошехонский ландшафт — обширные поля, заболоченные низины, редкие перелески, сменяющиеся серыми труднопроходимыми лесами. Когда-то земли, лежащие по берегам Шехоны — так называли в старину Шексну,- именовали «Пошехонье». Это слово с давних пор стало нарицательным, обозначая захолустье, дикость, а пошехонцы сделались героями анекдотов о темноте человеческой. В Петербурге даже вышла книга «Анекдоты, или Веселые похождения старинных пошехонцев», которые-де с высокой ели пытались московские диковинки разглядеть, а другой раз толокном реку замесили.

«Прошу читателей,- писал Салтыков-Щедрин,- не принимать Пошехонья буквально. Я разумею под этим названием вообще местность, аборигены которой, по меткому выражению русских присловий, в трех соснах заблудиться способны». Роман «Пошехонская старина» навсегда останется лучшим путеводителем по окрестностям Талдома.

Спас-Угол

56° 51.4217 ′N , 37° 55.9895 ′E
56.85703N, 37.93316E
56°51′25.30″N, 37°55′59.37″E

3 материалa, 70 фотографий

  • Карта
  • Заметки 3
  • Фотографии 70

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о городе Спас-Угол.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Спас -Угол — родина М.Е. Салтыкова-Щедрина

Материал понравился:

На дороге между тверскими городами Калязин и Кимры, но уже в Талдомском районе Московской области находится село Спас-Угол. Небольшое это сельцо навсегда связано с историей нашей литературы: здесь в 1826 году родился М.Е. Салтыков, позже присоединивший к своей фамилии псевдоним Щедрин.

Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.

Ну, у нас, брат, не так. У нас бы не только яблоки съели, а и ветки-то бы все обломали! У нас, намеднись, дядя Софрон мимо кружки с керосином шел — и тот весь выпил!

У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте!

Нет, видно, есть в божьем мире уголки, где все времена — переходные.

— Mon cher, — говаривал Крутицын, — разделите сегодня все поровну, а завтра неравенство все-таки вступит в свои права.

Увы! Не прошло еще четверти часа, а уже мне показалось, что теперь самое настоящее время пить водку.

— Нынче, маменька, и без мужа все равно что с мужем живут. Нынче над предписаниями-то религии смеются. Дошли до куста, под кустом обвенчались — и дело в шляпе. Это у них гражданским браком называется.

Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд.

. Крупными буквами печатались слова совершенно несущественные, а все существенное изображалось самым мелким шрифтом.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей – платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид – горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. – точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета – Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Спас-Угол, Талдомский район — музей Салтыкова-Щедрина и другие объекты

Телефон: (49620) 6-05-42

Адрес: 141923, Московская область, Талдомский район, с. Спас-Угол

Режим работы:* См. здесь

Входная плата:* См. здесь

Интернет:
www.museum.ru/M3022 – официальная страница
Талдомский районный историко-литературный музей – W847, официальный сайт museum-taldom.mo.muzkult.ru/

афиша, события и экскурсии

27 июля 1986 г., в год 160-летнего юбилея великого писателя-сатирика, в родовой церкви господ Салтыковых Преображения Господня (ХVIII в.) был открыт музей М.Е. Салтыкова-Щедрина и состоялся II Щедринский праздник.

Экспозиция “Пошехонская старина” уникальна. Она созвучна с последним романом писателя “Пошехонская старина”, написанным по воспоминаниям “деревенского детства” (первые 10 лет жизни будущий писатель провел в родовом имении в с. Спас-Угол). “Я вырос на лоне крепостного права… Все ужасы этой вековой кабалы я видел в их наготе”. В экспозиции представлены предметы барского и крепостного быта, воссоздающие картины жизни Салтыковской вотчины. Богатым источником является родовой архив Салтыковых ( часть его в 1930-х годах была вывезена в Пушкннский Дом)

Основные экскурсии:
Обзорная экскурсия по музею, родовой усадьбе и родовому кладбищу господ Салтыковых
Тематические экскурсии
Автобусная экскурсия “Талдом – Спас-Угол”
Автобусная экскурсия “Спас-Угол – Маклаково”

Образовательные услуги:
Цикл лекций и краеведческих уроков с показом видеороликов о музее, о М.Е. Салтыкове-Щедрине, мультфильмов по сказкам и художественных фильмов по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина
Викторины о жизни и творчестве писателя

Местные достопримечательности:
Храм Преображения Господня (ХVIII в.)
Святой источник Иорданка с целебной водой
Усадебный парк с сохранившимися липовыми аллеями и каскадом прудов
Родовое кладбище господ Салтыковых
Восстановленная часовня во имя Корсунской Божией Матери
Верстовой столб “135 верст до Москвы”
Аллея Памяти
Памятный камень в честь легендарного полета Д.И. Менделеева на воздушном шаре из Клина в Спас-Угол

профессионалу

Основные должностные лица:*
Директор: Бондарева Ольга Владимировна, тел. (49620) 6-05-42
Заведующий: Комлева Анна Николаевна, тел. (49620) 6-05-42
Научный сотрудник: Гущина Татьяна Михайловна, тел. (49620) 6-05-42

Тел. дирекции:
(49620) 6-05-42, Факс: (49620) 6-05-42

Адрес дирекции:
141900, Московская область, г. Талдом, ул. Салтыкова-Щедрина, 41

Даты открытия и основания:
основан: 05.02.1976
открыт: 27.07.1986

Бюджетный статус:
Муниципальный

Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение

Тип организации:
культурно-массовая, исследовательская

Площади организации:
экспозиционно-выставочная 125,8м 2
временных выставок 11,7м 2
парковая 12га

Количество сотрудников:
4, из них 2 научных

Среднее кол. посетителей в год:
4200

Единиц хранения:
2000

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Коллекции предметов дворянского, церковного и крепостного быта
Личные вещи господ Салтыковых, рукописи М.Е. Салтыкова-Щедрина

Виртуальные ресурсы:
см. выше сайт(ы) музея

Примечание:
Официальное название организации: Музей М.Е. Салтыкова-Щедрина – филиал Талдомского районного историко-литературного музея.

информация от: 20.01.2019
данные заверены

Заметили неточность? Есть изменения или дополнения? Пишите нам .
Для полного обновления информации заполните форму и .

при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на “Музеи России” обязательна

Сортировка мусора в Германии. Тонкости

Теме защиты окружающей среды в Германии отводится особое место: к 2022 году запланирован максимальный (практически полный) отказ от пластика. Всё более популярными в Германии, да и вообще в Европе, становятся BIO-магазины и BIO-продукция. А также сортировка мусора и её вторичная переработка являются важной составляющей защиты окружающей среды.

Поэтому одно из первых, с чем вам придётся столкнуться в Германии — это правильная утилизация своего бытового мусора. И не важно, находитесь вы в общественном месте или у себя дома: мусор немцы сортируют всегда и везде (ну, или почти везде). А соседи (особенно пожилые) всегда на чеку: если кто-то выносит мусор, то они тщательно наблюдают из своих балконов и окон, в правильный ли контейнер этот сосед кладёт (выбрасывает) те или иные отходы. В случае обнаружения нарушителя, бдительный сосед чувствует своим долгом перед Отечеством, если не отчитать злостного нарушителя, то написать письмо управляющей компании с «явками и паролями», как говорится, а именно: с фамилией соседа-нарушителя, с датой и даже временем «происшествия». После этого нарушитель получает в лучшем случае письмо-предупреждение от управляющей компании со всеми «ата-та» и «ай-йай-йай», а в худшем случае — штраф на приличную сумму. Так что для сохранения своего личного или семейного бюджета важно знать о тонкостях и правилах сортировки мусора в Германии.

Было также немало случаев, когда служба по вывозу мусора отказывалась забирать мусор, если, открыв контейнер с биологическими отходами, работники обнаруживали картон или стеклянные банки. От этого уже страдал весь дом, поэтому каждый житель дома всегда старается соблюдать все правила утилизации тех или иных бытовых отходов.

Так, куда же и что выбрасывать, — спросите вы. Давайте разбираться вместе.

В каждом дворе, магазине, торговом центре и т.д. мусорные контейнеры имеют свой цвет, а зачастую и подпись: био-мусор, бумага, пластик и так далее. Каждый жилой дом в Германии имеет свои отдельные контейнеры для мусора, которые огорожены либо забором с замком (естественно, ключи от этого замка имеет каждый житель дома) либо «спрятаны» за кустами или вот таким незамысловатым ограждением, как это:

Как правило, контейнер с био-мусором чёрного цвета и имеет коричневый цвет крышки. К биологическим отходам относятся те отходы, которые могут разлагаться в природе и при этом не наносят ей ущерб. Сюда также следует выбрасывать отстриженные ногти, волосы и белые бумажные салфетки (не бумагу), так как на них нет химии, как на цветных салфетках или салфетках с рисунками, к примеру.

❌Сигаретные окурки, золу, оболочку от колбасных изделий и сырные корки сюда выбрасывать ни в коем случае нельзя.

Синим цветом в Германии обозначают мусорные контейнеры, предназначенные для бумажных отходов, а именно для обычной бумаги, картона, книг, газет, бумажной упаковки из-под яиц и бумажного упаковочного материала. И здесь есть также свои нюансы, ведь в синий контейнер нельзя бросать цветные салфетки (это было для многих открытием), многослойные пакеты из-под напитков и молока, фотографии и вощёную бумагу.

Мусорные контейнеры, предназначенные для таких отходов как пластиковые пакеты, упаковочная плёнка, упаковки из-под йогурта или маргарина, жестяные банки и крышки, упаковки из-под напитков, йогурта или маргарина и пр. обычно в Германии обозначены жёлтым цветом. В жёлтый мусорный контейнер нельзя бросать стекло, картон, бумагу, аудио- и видеокассеты, такие изделия из пластмассы, как ведра, лейки, тазики, и различные вредные (химические) вещества.

Ещё один чёрный контейнер, но уже широкий и с чёрной крышкой предназначен для смешанного мусора – Restmüll, то есть таких бытовых отходов как обои, небольшие предметы из дерева, ведра, мешки от пылесоса, канцелярские папки, предметы гигиены, подгузники, лампочки, зола, аудио- и видеокассеты.

Но этот контейнер не предназначен для телевизоров, одежды, обуви и батареек.

В каждом продуктовом супермаркете Kaufland, Aldi, Lidl, Penny, Rewe, Globus, Norma, Netto и т.д. возле зоны, где можно разобрать свои покупки (обычно у выхода или возле касс), есть специальные ячейки для каждого вида мусора, в том числе для батареек. Именно в магазинах можно избавиться от батареек. Это очень удобно, так как немцы закупаются минимум 2 раза в неделю.

Стекло в Германии не только сортируют отдельно от общего мусора, но и ещё разделяют по цвету: белый, зелёный и коричневый.

Стеклянные банки и бутылки перед тем, как выбросить в контейнер соответственно цвету стекла, необходимо помыть и отделить от крышки.

Для утилизации одежды и обуви также предусмотрен отдельный контейнер. Как правило, он располагается либо возле контейнеров для стекла, либо возле крупных супермаркетов или детских садов и школ.

Сдаётся (выбрасывается) всё желательно в чистом виде и обязательно в завязанном пакете.

Вот ещё один пример уличного контейнера для одежды и обуви:

Возле таких контейнеров не редко оставляют старые детские коляски, бра и люстры, красивые вазы и даже стулья и автомобильные кресла для детей.

Хотелось бы ещё отметить, что каждый вид мусора в определенные дни вывозит отдельная, предназначенная именно для этого вида мусора, машина. К примеру, если мусоровоз приехал за стеклом белого цвета, то он опустошит именно контейнеры с белым стеклом. Контейнеры с зелёным и коричневым стеклом, стоящие рядом с контейнером для белого стекла, останутся ждать «своего» дня и часа.

На тему сортировки мусора в Германии можно говорить ещё много и долго. Хочу лишь добавить, что я была очень удивлена, когда увидела, как аккуратно сносят (а я бы применила другой глагол — разбирают) заброшку напротив нашего дома. Мало того, что эту самую, мозолящую глаз не первый год, заброшку сносили больше недели, так строительный мусор ещё и сортировали в три-четыре строительных контейнера: под кирпичи, ветки, металл, стекло (от окон)… а ещё два дня раскапывали землю на месте «сноса» и просеивали её для обнаружения кирпичей, металла и стекла, случайно оставленных при разборе заброшки. Зрелище, конечно, то ещё!

А как относятся к сортировке мусора в вашей стране?

Буду рада почитать об этом в комментариях и первых, как говорится, уст.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: