Начало научных исследований Гренландии, экспедиции и их данные

Новые исследования Гренландии

В 1921 г. исполнилось 200 лет датской колонизации Гренландии, и этот год совпал с новым поворотом в истории датских полярных исследований. Картографическая съемка страны была вчерне закончена юбилейной экспедицией, которая под руководством Лауге Коха в 1921—1923 гг. прошла от Туле вдоль северного побережья, обогнула Землю Пири и вернулась по ледниковому покрову. Эта работа пополнила картографические данные, собранные экспедицией на пароходе «Дания», и теперь не осталось ни одного участка побережья громадного острова, который не был бы исследован датчанами. В том же 1921 г. под руководством Кнуда Расмуссена была предпринята крупная пятая Тулеская экспедиция с целью изучения предистории эскимосов и их кочевых путей. Трехлетний поход от Гренландии до Берингова пролива положил начало продолжающимся с тех пор датским археологическим раскопкам в далекой Аляске.

Как юбилейная экспедиция, так и пятая Тулеская экспедиция в известном смысле являются «устаревшими» полярными экспедициями, ибо они опирались на эскимосскую санную технику, усвоенную и развитую Пири и Кнудом Расмуссеном; но вместе с тем обе экспедиции делали шаг вперед, так как ставили своей задачей провести подробные геологические и этнографо-археологические исследования, которые раньше могли осуществляться лишь на обитаемом западном побережье.

Новейший период исследования Гренландии

Для новейшего периода характерно как раз то, что оно проходит под знаком детальных исследований, которые удалось осуществить лишь благодаря усовершенствованной технике, в частности, в связи с развитием авиации и радио. На западном побережье новое проявилось прежде всего в составлении подробных карт в связи с широким применением триангуляции, о чем более подробно сказано в следующей главе. Более интенсивно происходили также и геологические работы, а в 1946 г. было основано особое учреждение для геологического изучения Гренландии, производящее исследования как на западном, так и на восточном побережье.

Наряду с изучением животного мира Гренландии были осуществлены практические исследования возможности расширения рыболовства. Начало этому было положено уже в 1908—1909 гг. двумя экспедициями на судне «Тьялфе» под руководством Ад. Иенсена; результаты этих экспедиций имели громадное значение для экономической жизни Гренландии и заложили основу рационального исследования рыбных богатств побережья. Не была забыта также история страны. Под непосредственным руководством Национального музея и в тесном сотрудничестве с ним было предпринято большое количество раскопок, которые пролили свет на жизнь и деятельность в древние времена как скандинавов, так и эскимосов. Попытка спасти последние остатки древней культуры от забвения осуществлена музеем в 1948 г. путем организации четырехлетнего исследования всего западного побережья.

Однако в новейшее время наиболее интенсивно проводились исследования на восточном побережье. До тех пор вся работа там в большей или меньшей степени носила характер предварительных разведок, за исключением работ в районе Ангмагсалика, где уже через 10 лет после его открытия была создана торговая фактория, ввиду чего стало возможно более глубокое изучение района. В новейшее время этому способствовало не только улучшение технических средств, но и то, что вопрос о восточном побережье внезапно приобрел актуальность из-за выдвинутой Норвегией претензии на суверенитет над ненаселенными местностями Восточной Гренландии. Это, естественно, привело к значительному увеличению активности со стороны Дании. В первую очередь вновь был заселен район залива Скорсби, и в связи с этим первая экспедиция, организованная Комитетом залива Скорсби в 1924—1925 гг. под руководством Эйнара Миккельсена, предприняла новое исследование этого района. Участок к северу от этого района до Датской гавани, обследованный до этого датчанами лишь поверхностно, явился целью новых экспедиций под руководством Лауге Коха в 1926—1927 гг. и затем в 1929—1930 гг.

Экспедиции 30-х и 40-х годов

В следующее десятилетие число экспедиций достигло высшей точки. Были периоды, когда летом на побережье от мыса Фарвель до крайнего севера работало по несколько сот участников экспедиций. Каждый из них выполнял часть большой работы, в результате которой должна была быть создана общая картина всей этой страны. Кнуд Расмуссен взял на себя руководство исследованиями южной части восточного побережья. Прежде всего он произвел в 1931 г. опасную рекогносцировку района на моторной лодке от мыса Фарвель до Ангмагсалика (так называемая шестая Тулеская экспедиция), а в течение летних месяцев двух последующих лет осуществил исследование более крупного масштаба, совершив седьмую Тулескую экспедицию, в которой участвовало более 20 геодезистов и ученых, подсобные работники из гренландцев и др.; экспедиция была снабжена пароходами, моторными лодками, самолетами. В 1932 г, была предпринята вторая экспедиция Комитета залива Скорсби, возглавлявшаяся, как и первая, Эйнаром Миккельсеном, которая исследовала чрезвычайно труднодоступное побережье между Ангмагсаликом и заливом Скорсби, и, наконец, в 1931—1934 гг. в более северной части побережья работала так называемая Трехлетняя экспедиция под руководством Лауге Коха. Эта экспедиция, являвшаяся по числу участников наиболее крупной из когда-либо организовывавшихся в Дани», имела постоянные базы на острове Элла и у мыса Эскимонес, где зимовали небольшие группы ученых и техников; кроме того, каждое лето прибывало большое количество участников экспедиций, число которых было наибольшим летом 1933 г., когда не менее 109 человек работало в этой местности. В этом же году были побиты также все рекорды плавания в восточногренландоиих водах; судно экспедиции благодаря необычайно благоприятным ледовым условиям проникло севернее 79° с. ш., находясь лишь в 1 000 км от Северного полюса, и отсюда Лауге Кох предпринял два больших разведочных полета, частично над Землей Мюлиуса-Эриксена и Землей Хольма, частично вдоль берега до южного побережья Земли Пири. Район работ Трехлетней экспедиции охватывал территорию вокруг двух крупных фьордов — фьорда Короля Оскара и Франца-Иосифа, — весьма интересную с геологической точки зрения; впоследствии эта территория стала полем деятельности Коха, где он работал в 1936—1939 гг. с группой сотрудников. Кроме того, в 1938 г., имея исходной точкой Шпицберген, Кох предпринял полет над Землей Пири. Датско-английская экспедиция в составе Курто, Уэгера, Эббе Мунка и др. находилась в 1935—1936 гг. в местности у Кангердлугсуака и поднялась на высшую точку Гренландии — гору Гунбьёрна, представляющую собой Нунатак. Северная же часть восточного побережья, которую в свое время посетила экспедиция на пароходе «Дания», вновь стала объектом исследований во время экспедиции 1938—1939 гг. во главе с Эббе Мунком и Эйгилем Кнутом.

Читайте также:
Какие три вокзала расположены на площади Комсомольской в Москве

После перерыва, вызванного второй мировой войной, работа возобновилась с новой силой. Лауге Кох в 1948—1949 гг. вновь вернулся к геологическим исследованиям на участке к северу от залива Скорсби и намеревается продолжать их в дальнейшем. Уже за год до этого экспедиция по исследованию Земли Пири под руководством Эйгиля Кнута начала устройство базы на побережье против острова Клаверинг, откуда был осуществлен разведывательный полет на Землю Пири, а летом 1948 г. здесь создана база экспедиции у фьорда Брёнлунн, откуда, собственно, и происходит исследование этого наиболее северного в мире участка земли.

Однако научные работы в широких масштабах в Восточной Гренландии проводились не только Данией, но и другими странами. Вполне понятно, что в таких исследованиях приняла участие Норвегия — как в силу славных традиций этой страны в области полярных исследований, так и в силу политических интересов, которые Норвегия считала возможным отстаивать до решения международного суда в 1933 г. В 1929—1933 гг. по инициативе Комитета по исследованию Северного Ледовитого океана и Свальбарда в связи с промыслом норвежских рыбаков в Восточной Гренландии здесь было произведено много ценных наблюдений, главным образом между заливом Скорсби и Датской гаванью.

Наряду со скандинавами необходимо особо упомянуть вклад англичан. В десятилетие 1926—1936 гг. работало по крайней мере шесть различных британских экспедиций на восточном побережье, из которых половина была снаряжена Кембриджским университетом, в связи с чем имена И. М. Уорди, А. Курго, Л. Р. Уэгера и др. получили известность в арктических кругах. Франция также принимала участие в исследовательской работе, в особенности экспедициями в залив Скорсби и окружающие воды. Эти экспедиции осуществлялись в 1925 г. на судне «Пуркуа Па», которым руководил И. Б. Шарко вплоть до своей трагической гибели в 1936 г. во время кораблекрушения у берегов Исландии.

Исследование ледникового покрова Гренландии

Со времени юбилейной экспедиции на северном побережье Гренландии не было крупных экспедиций, однако в районе Туле производился ряд стационарных исследований как датчанами, так и иностранцами. Наряду с этим был сделан гигантский шаг вперед по исследованию ледникового покрова; стимулом для этого исследования послужило его значение для авиационного сообщения между Америкой и Европой. Именно с этой целью в 1930—1931 гг. была организована английская экспедиция во главе с Уоткинсом. Имея исходным пунктом Ангмагсалик, экспедиция произвела в 1930 г. измерения побережья и краевой зоны материкового ледника, а также соорудила на значительном расстоянии от его края станцию, где в течение зимы производились метеорологические наблюдения. Две группы участников экспедиции в следующем году пересекли материковый ледник от Ангмагсалика до Ивигтута и Холстейнсборга. В 1932 г. Уоткинс трагически погиб во время работ новой экспедиции в Восточной Гренландии. Форсирование ледника от Уманака до фьорда Франца-Иосифа норвежскими студентами Хейгордом и Мереном, предпринятое в 1931 г., имело скорее спортивное значение, чем научное. В то время как экспедиция Уоткинса была связана с установлением летных трасс, исследованию самого ледникового покрова была посвящена экспедиция, проходившая в 1930—1931 гг. под руководством А. Вагенера, ветерана экспедиции на пароходе «Дания», и экспедиции через материковый ледник И. П. Коха в 1913 г. В то время как два отряда этой экспедиции работали у западного и восточного побережий, третий организовал на материковом леднике в 300 км к востоку от фьорда Уманак станцию, где в течение зимы собирался важный материал, послуживший основанием для изучения природы ледника. Однако и на этот раз оказалось, что природа Гренландии, несмотря на современную технику, еще в состоянии нанести удар тому, кто пытается раскрыть ее тайны; весною на льду нашли труп Вегенера, смерть которого, по-видимому, произошла от паралича сердца вследствие переутомления. В 1934 г. две экспедиции пролагали свой путь по белой пустыне, одна из них французская, под руководством П. Э. Виктора, которая прошла от бухты Диско до Ангмагсалика, другая — английская, под руководством Мартина Линдсея, одного из участников первого путешествия Уоткинса, которая, выйдя из бухты Диско по направлению к заливу Скорсби, затем повернула к юго-западу и двигалась по труднопроходимой краевой зоне материкового ледника до Ангмагсалика, совершив поход на протяжении свыше 1 600 км, то есть наиболее длинный путь, пройденный в арктических районах без промежуточных складов.

Знамением нового времени являются перелеты через Гренландию. Они начались полетом немца Гронау от залива Скорсби до Готхоба в 1931 г. и полетом американца Крэмера от Холстейнсборга до Ангмагсалика в том же году. За ними последовали и другие, а во время последней войны полеты в Гренландию стали весьма частыми. Нельзя не упомянуть также и о том, что и море, окружающее Гренландию, время от времени являлось целью датских экспедиций. Выше уже говорилось о походах судна «Тьяльфе» в 1908—1909 гг.; список всех экспедиций настолько длинен, что придется ограничиться лишь упоминанием названий судов, которые принимали участие в этих исследованиях: «Ингольф» в 1879 и 1895 гг., «Фюлла» в 1884, 1886 и 1889 гг., «Дана» в 1925 и 1933 гг., «Исландс-Фальк» в 1926 г. и «Готхоб» в 1928 г. Все они внесли свою долю в изучение естественных условий, флоры и фауны гренландских вод.

Отличительной чертой современных полярных изысканий является, помимо улучшения технического оснащения, особенно тщательное, глубокое и детальное исследование, опирающееся на систематическое сотрудничество специалистов-смежников. Такую работу вполне можно охарактеризовать как коллективную. Это относится и к работе участников одной экспедиции и к сотрудничеству нескольких экспедиций между собой, что наблюдалось, например, во время Международного полярного года в 1932 г., когда датские метеорологи производили наблюдение у Туле, Годхавна и Юлианехоба, в то время как французская группа находилась у залива Скорсби, а голландская — у Ангмагсалика.

Читайте также:
Образование и обучение в Монголии

Честь исследования Гренландии принадлежит прежде всего Дании. Нельзя, однако, забыть, что и датская наука, со своей стороны, глубоко обязана Гренландии. Ее дикая, своеобразная природа и особенности ее населения в самом полном смысле слова раздвинули объем исследований, придав им такую перспективу и глубину, каких было бы трудно достигнуть в маленькой стране. То, что уже сделано, нельзя забыть, несмотря на то, что еще многого не хватает для действительно полного познания страны и народа. Хотя современная техника дает в наше распоряжение такие средства, которыми нельзя было располагать никогда ранее, все же мощь арктической природы еше не побеждена и еще много нерешенных задач ждет нас в стране, расположенной в далеком Заполярье.

Экспедиции в Гренландию

Первая Гренландская экспедиция 1906 – 1907 гг.

Как было отмечено ранее, еще со студенческих лет Альфред Вегенер мечтал заняться исследованием острова Гренландия и наукой о погоде — метеорологией, в то время делавшей практически первые шаги [2].

Так, в 1906 – 1907 годах Вегенер был включен в состав датской полярной экспедиции, где он участвует как метеоролог в своей первой экспедиции в Гренландию. Цель экспедиции, состоявшей из 12 учёных, одного художника и 13 матросов, проходившей под руководством полярника и писателя Людвига Мюлиус-Эриксена, – изучить северный берег Гренландии. Вегенер влюбляется в красоту ледяной природы Гренландии и связывает свою жизнь с этой страной. Экспедиция длится почти два года, учёные борются с жестокой природой и одиночеством, но молодой учёный упорно проводит свои исследования по физике и погоде верхних слоёв атмосферы. В марте 1907 года Вегенер участвует вместе с Мюлиус-Эриксеном, Гагеном и Бронлундом в исследовательской поездке дальше на север страны. В то время, как Вегенер по плану возвращается в мае на базу, остальные продолжают свою поездку [3].

Результатом многочисленных исследований, проведенных во время экспедиции, становится монография «Термодинамика атмосферы», написанная в 1911 г. По сведениям из литературы, данный научный труд был одним из первых исследований подобного рода. Более того, метеорологи считают эту книгу главным научным достижением Вегенера и ссылаются на нее по сей день, но и о теории дрейфа континентов тоже не следует забывать [4].

Вторая Гренландская экспедиция 1912–1913 гг.

Вернувшись в Германию, Вегенер преподает метеорологию, становится доцентом в Марбургском университете [3]. Там он написал интересную работу о том, как ведёт себя тепловая энергия в атмосфере [2]. В 1911 году он обручается с Эльзе Кёппен, 19-летней дочерью своего старшего друга, своего коллеги, известного учёного и немца российского происхождения Владимира Петера (Петровича) Кёппена, директора Отдела метеорологических исследований Морской обсерватории в Гамбурге [2]. После возвращения из второй гренландской экспедиции в 1913 году Вегенер женится на ней [3].

А в 1912 г. — новая экспедиция в Гренландию. Собранные данные по метеорологии и гляциологии (науке о льде и снеге) заполнили множество томов [2].

Когда Петер Кох, попутчик Вегенера в первой экспедиции, предлагает ему участвовать во второй поездке, учёный соглашается и откладывает свадьбу с Эльзе Кёппен на 1913 год. В июле 1912 года Вегенер, Кох и два их помощника высаживаются с 16 исландскими пони в Гренландии, где в сентябре достигают места для лагеря и готовятся к зимовке. Во время разведывательной поездки Вегенер неудачно падает на лёд, из-за чего надолго прикован к постели и очень страдает от своей беспомощности. После выздоровления Вегенера четверо исследователей первыми в мире проводят зимовку в вечных льдах Гренландии при температурах ниже минус 45 градусов. После этого группа впервые пересекает Гренландию в её самом широком месте, межу 76 и 73 градусом северной широты. Экспедиция оказывается крайне тяжёлой: из-за голода путешественникам пришлось убить последних лошадей и собак, а конечности их почернели от мороза [3].

В 1912 году, на съезде Германского Геологического общества во Франкфурте-на-Майне, Альфред Вегенер выступает с докладом, озаглавленным «Образование крупных форм рельефа земной коры континентов и океанов». В нем на основании комплекса научных данных ученый впервые публично излагает свою концепцию дрейфа континентов, ставшую фундаментом современной геологии [5]. Однако его доклад был провальным, реакция ученых на высказанную им точку зрения, была резко отрицательной [6]. Об этой теории будет сказано несколько позже [2].

После возвращения из второй экспедиции молодая семья Вегенеров переезжает в Марбург. Но уже в 1914 году началась Первая мировая война, в связи с этим Альфред Вегенер был призван в армию и отправлен на фронт. Раненный в руку, он прибыл домой, но через две недели вернулся на фронт, где в 1915 году был снова ранен, на этот раз в шею [3]. Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война прервала научную работу, и Вегенер становится младшим офицером германской армии [2].

После войны Альфреда Вегенера ждет профессура в Гамбурге, помимо этого, он пишет книги совместно с коллегой по гренландским экспедициям И. Кохом «Через белую пустыню» и «Климаты геологического прошлого» в соавторстве с В. Кёппеном, в свет выходит второе издание «Термодинамики атмосферы» [4].

Несмотря на неудавшуюся попытку в 1912 году донести до научного сообщества гипотезу дрейфа континентов, в 1915 году Альфред Вегнер опубликовал свою книгу «Возникновение материков и океанов», обложка которой представлена на рисунке 2 в Приложении. Сразу после войны выходит второе (1920 г.), а затем третье (1922 г.) издания книги, она переводится на английский, французский, испанский и шведский языки, дважды издается в Советской России – в 1922 и 1925 гг. (переводы со 2-го и 3-го немецких изданий, соответственно). По тем временам – не иначе, как научный блокбастер. Да и по сей день вряд ли какая-нибудь научная монография переиздавалсь и переводилась столь интенсивно [4]. В ней на основе анализа огромного фактического материала из географии, геофизики, геологии, зоологии, ботаники, палеонтологии и палеоклиматологии Вегенер изложил гипотезу формирования современного вида нашей планеты, произведя реконструкцию облика планеты, за период, приблизительно в 250 миллионов лет [6].

Читайте также:
В рынке недвижимости Новой Зеландии может возникнуть "пузырь"

Далее в 1922 году ученого ждет экспедиция в Центральную Америку на предмет испытаний метеорологического оборудования. Чуть позже с 1924 г. Вегенер становится профессором геофизики и метеорологии в университете г. Граца, расположенном в Австрии. Кроме всего прочего, там же Альфред Вегенер получает известность как спортсмен-горнолыжник [4].

Начало научных исследований Гренландии

Таким образом, в XVIII в. западное побережье вновь было открыто и его исследование шло полным ходом, а восточное побережье было открыто, о его исследование не было начато. В XIX столетии исследования расширились. В первой половине столетия исследования проходили в основном еще под знаком поисков северо-западного морского прохода и древнего поселения Естербюгден, хотя всем было ясно, что поиски этого поселения не могут иметь практического значения. В это время начались научные полярные исследования: первый шаг в этом направлении был сделан Англией. Англия стала после разгрома Наполеона более могучей, чем когда бы то ни было раньше, в то время как Дания была ослаблена отделением от нее Норвегии и государственным банкротством. Англия была владычицей морей и намеревалась насладиться триумфом открытия Северо-западного морского прохода. Поэтому в 1818 г. Джон Росс направился к северу через пролив Смита. Его суда в связи с тяжелыми ледовыми условиями не дошли даже до того пункта, которого в свое время достиг Баффин, и все же он сделал важное открытие. Баффин не установил, что страна населена. Джон Росс нашел у мыса Йорк небольшое неизвестное до того племя — полярных эскимосов.

В последующие годы англичане прокладывали курс между арктическими островами к западу от Гренландии, и поэтому их походы не имели значения для этой страны. Лишь с середины столетия эти морские путешествия косвенно способствовали исследованию Гренландии. В это время погибла экспедиция знаменитого исследователя Арктики — Франклина, имевшая целью открытие Северо-западного морского прохода. Никто не знал, где и когда имела место катастрофа, и поэтому спасательные экспедиции посылались одна за другой в районы, расположенные к северу от американского материка. Но все было напрасно. Тогда неутомимые поиски были продолжены в местах, где по существу было очень мало надежд на успех, и таким образом воды к северо-западу от Гренландии вновь стали посещаться исследователями. Начало положил Инглфилд. В 1852 г. он проник дальше, чем это удалось сделать Баффину и Россу. В последующие годы американцы Кейн (1853 г.), Хейс (1860—1861 гг.) и Холл (1870—1873 гг.) проникли еще дальше, достигнув Северного Ледовитого океана. Таким образом, могла быть составлена карта всего западного и северо-западного побережья от мыса Фарвель до конца пролива Робсона.

Восточное же побережье, кроме его самой южной части, к началу столетия было практически совершенно не изучено. Здесь исследование также начали англичане. В 1822 г. Скорсби удалось форсировать лед и в основных чертах исследовать значительный участок побережья между 69 и 75° с. ш. Вдохновленная этим Англия в следующем году послала Клаверинга и Сабине, которые проникли еще севернее, чем их предшественники. Клаверинг встретил нескольких эскимосов. Это был первый и последний случай обнаружения людей в этой местности. После этой экспедиции исследования северной части восточного побережья надолго прекратились. Южная же часть явилась целью похода датского лейтенанта Гро в 1828—1831 гг. Гро, используя опыт Ханса Эгеде и Валле, проводил свои экспедиции на туземных многоместных весельных лодках. Несмотря на голод и ледовые препятствия, он пробился до пункта несколько севернее 65°30′, где лед заставил его повернуть обратно. Гро является единственным датчанином, который в этот период предпринял более или менее значительную экспедицию.

На западном побережье исследования непрерывно продолжались. Работы Отто Фабрициуса имели место в конце XVIII столетия, и его вклад в науку как зоолога и лингвиста является выдающимся, а как этнограф он приближается к духу современности. Немецкий геолог и горный инженер Гизеке работал в другой области. В 1806—1813 гг., когда англичане во время войны почти полностью отрезали Гренландию от метрополии, он объездил все западное побережье от мыса Фарвель вплоть до Упернавика на севере и положил основание нашим знаниям о минералогии страны. Новый путь для систематического исследования Гренландии проложен, однако, геологом и этнографом X. Ринком, чьи путешествия по Северной Гренландии в 1848—1851 гг. и последующее изучение материкового ледника стали решающими для изучения некоторых вопросов палеогеографии Европы в ледниковый период. Позже он заложил основы научного исследования эскимосов.

Новые времена настали в конце XIX столетия, и новое состояло в том, что началось систематическое исследование Гренландии при главенствующем положении Дании; исследование стало вестись не только на западном и восточном побережьях, но и на совершенно неизвестном до этого времени северном побережье, а также в громадной внутренней ледяной пустыне.

Комиссия для ведения геологических и географических исследований в Гренландии

Поворотным пунктом для датских полярных исследований явился 1878 г. В этом году правительство назначило Комиссию для ведения геологических и географических исследований в Гренландии, которая действовала до тех пор, пока в 1931 г. она не была заменена значительно большей Комиссией для ведения научных исследований в Гренландии. До 1921 г., который в известных отношениях означал начало нового периода исследований, комиссия организовала свыше 50 экспедиций в Западную Гренландию. Кроме того, Дания приняла участие в так называемом Международном полярном году (1882/83 г.), организовав метеорологические исследования у Готхоба, и в 1906 г. основала постоянную биологическую станцию на острове Диско. В 1902/03 г. «Литературная экспедиция», состоявшая из Л. Мюлиуса-Эриксена, Кнуда Расмуссена и Харальда Мольтке, произвела фольклорные исследования в Западной Гренландии, но наибольшее значение придается этой экспедиции в связи с предпринятым ею впервые пересечением на санях залива Мелвилла и последующей зимовкой на острове Саундерс, что дало толчок к возобновлению сношений между полярными эскимосами и жителями Западной Гренландии.

Читайте также:
Особенности и тенденции турецкой экономики

На восточном побережье оживленная деятельность началась еще за несколько лет до создания упомянутой Комиссии. Так, в 1869—1870 гг. немецкая санно-вьючная экспедиция под руководством Кольдевея посетила местности, расположенные немного севернее районов, нанесенных на карту Клаверингом. Однако вскоре Дания здесь заняла руководящее положение. В 1883 — 1884 гг. была предпринята экспедиция на туземных многоместных весельных лодках во главе с морскими офицерами Хольмом и Гарде, избравшая исходным пунктом западное побережье. Основным результатом экспедиции явилось, однако, не то обстоятельство, что она проникла севернее, чем Гро, но то, что ей удалось более основательно узнать страну, а также то, что Хольм проник к совершенно неизвестному до тех пор племени эскимосов у Ангмагсалика и дал классическое описание их жизни и культуры. Помимо этого, было также установлено, что на восточном побережье нет развалин Естербюгдена, за исключением местности у мыса Фарвель. В 1891—1892 гг. Рюдер нанес на карту комплекс фьордов залива Скорсби вплоть до его мелких извилин. Во время экспедиции, предпринятой на средства фонда Карлсберга в 1898—1900 гг., Амдруп предпринял тщательно подготовленную и превосходно проведенную экспедицию на лодках вдоль чрезвычайно опасного участка между заливом Скорсби и Ангмагсаликом, в то время как другой отряд экспедиции работал на побережье к северу от залива Скорсби. За год до этого шведской экспедицией во главе с Натхорстом здесь был открыт большой фьорд, названный фьордом Короля Оскара. В 1905 г. эти северные места посетил также герцог Филипп Орлеанский. Однако значительная часть северо-востока страны все еще оставалась белым пятном на карте. Как известно, лишь экспедиция на пароходе «Дания» во главе с Мюлиусом-Эриксеном дала возможность полностью зарисовать контуры берегов Гренландии. В 1906—1908 гг. эта экспедиция, используя пароход в качестве базы, предприняла ряд смелых санных походов вплоть до северного побережья, которые, к сожалению, привели к гибели Мюлиуса-Эриксена и двух его товарищей. При чрезвычайно драматических обстоятельствах Эйнару Миккельсену, участнику экспедиции на пароходе «Алабама» в 1909—1912 гг., удалось найти часть записей Мюлиуса-Эриксена.

Исследования северного побережья Гренландии

На северном побережье, так же как и на восточном, Дания лишь спустя некоторое время заняла руководящее положение. Англичанин Бомонт был первый, которому удалось во время экспедиции Нерса в 1875—1876 гг. нанести на карту участок побережья, обращенного к Северному Ледовитому океану. В 1883 г. американец Локвуд на собачьих упряжках проник еще севернее. В 1891—1892 гг. Роберт Э. Пири, открывший Северный полюс, начал свои походы по Северной Гренландии; проникнув на собачьих упряжках через материковый ледник к северо-восточному побережью, он открыл громадный полуостров, который носит его имя. Подобный поход он предпринял также в 1895 г. В 1900 г. он избрал путь вдоль собственно северною побережья, оставив позади себя точку, достигнутую американцем Локвудом, и дошел таким образом до северной оконечности Гренландии. Затем наступила очередь Дании. По инициативе Кнуда Расмуссена в 1909 г. была основана миссионерская станция поблизости от мыса Йорк, а в следующем году в этом же месте была основана торговая фактория Туле, которая одновременно должна была служить базой для научных исследований. С этих пор руководство исследованиями в этом районе перешло в руки датчан. Кнуд Расмуссен и Петер Фройхен предприняли смелый, блестяще осуществленный поход на санях — первую Тулескую экспедицию — пересекли материковый лед и установили, что Земля Пири является частью Гренландии, а не островом, как полагал Пири. К этому выводу, впрочем, пришел уже Мюлиус-Эриксен, однако он не смог представить решающих доказательств своего предположения. Во время следующего крупного похода Кнуда Расмуссена — второй Тулеской экспедицией в 1915—1918 гг., предпринятой им совместно с Лауге Кохоми шведским ботаником Торильдом Вульфом, — были исследованы большие фьорды на северном побережье, внутренняя часть которых до тех пор была совершенно не исследована. Возвращение происходило с большими трудностями через материковый лед; к сожалению, смерть Вульфа и одного из гренландцев омрачили радость крупных достижений.

Говоря об исследовании берегов Гренландии до начала нашего столетия, мы почти не касались истории открытия материкового ледника. Уже в XVIII столетии было предпринято несколько не особенно удачных попыток раскрыть тайну ледникового покрова. В 1878 г. Н. А. Д. Енсен произвел смелую рекогносцировку; однако первое действительно серьезное проникновение было осуществлено не кем иным, как покорителем Северо-восточного морского прохода Н. А. Э. Норденшельдом, который в 1883 г. проник на санях вглубь острова на 117 км и от достигнутой точки выслал вперед еще на значительное расстояние двух лапландцев на лыжах. Первым, кто пересек остров от одного побережья до другого, был, однако, Фритьоф Нансен. Он правильно понял, насколько важно избрать концом путешествия именно западное побережье, и в 1888 г. на лыжах прошел от южной части восточного побережья до Готхоба. Он окончательно установил, что внутренняя часть Гренландии является сплошной ледяной пустыней. Выше уже упоминались походы Пири и Кнуда Расмуссена через материковый ледник. В связи с поисками записей погибшего Мюлиуса-Эриксена по материковому леднику прошел также Эйнар Миккельсен. Кроме того, большое значение имел переход швейцарской экспедиции в 1912 г. под руководством А. Кервена, который прошел от залива Диско до Ангмагсалика. Наиболее важной в этот период является все же датская экспедиция под руководством И. П. Коха. Вместе со своим товарищем по экспедиции на пароходе «Дания» немецким гляциологом А. Вегенером он высадился на северо-восточном побережье в 1912 г., перезимовал в том же году у края ледникового покрова, где произвел ряд важных наблюдений, и на следующее лето предпринял продолжительный переход через Гренландию в самом широком месте, по направлению к Упернавику.

Читайте также:
Продление временного убежища в России

Начало научных исследований Гренландии, экспедиции и их данные

Физическая география материков и океанов

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА: АМЕРИКАНСКИЙ СЕКТОР АРКТИКИ И СУБАРКТИКИ

Географическое положение. Гренландия — величайший остров Земли, площадью более 2 млн км 2 . Очевидно, в западном полушарии она была первой сушей, открытой европейцами. В конце IX в. ее посетили норманны, приплывшие из Исландии.

Исследование Гренландии началось в XVIII в. датскими колонистами. В начале XIX в. научные работы вели англичане, а затем их продолжали главным образом исследователи из Скандинавии. Впервые южная часть Гренландии была пройдена в 1888 г. Ф.Нансеном, а затем в конце XIX-начале XX в. Гренландию пересекли экспедиции, организованные учеными разных стран. Немецкий исследователь А. Вегенер провел первую зимовку во внутренней части Гренландии (станция Айсмитте), в результате были собраны ценные данные по метеорологии и гляциологии острова. Большие исследования ведутся в Гренландии и в настоящее время, главным образом американцами.

Гренландия вытянута с севера на юг почти на 24°. Ее южная оконечность — мыс Фарвель (Уманарссуаг) — располагается на 59° 47′ с.ш., т.е. на широте Южной Скандинавии, а крайняя северная точка находится менее чем в 8° широты от Северного полюса (смотрите карту физико-географического районирования Северной Америки со ссылками на фотографии природы данного региона). Близость к полюсу, с одной стороны, и влияние холодного течения, с другой, обусловливают суровые природные условия Гренландии.

Геологическое строение. В структурном отношении большая часть Гренландии представляет собой древнюю платформу. На севере и юге выступает основание этой платформы, образующее высокие мощные кристаллические массивы. По восточной и северной окраинам протянулись горы Восточно-Гренландской и Иннуитской складчатых систем палеозойского возраста с широким развитием сбросово-глыбовых форм рельефа.

Значительные пространства на восточных побережьях Гренландии покрыты базальтами палеогенового возраста, изливавшимися при раскрытии Северной Атлантики.

Рельеф. Более 80 % поверхности острова покрыто толщей материкового льда. Ледники занимают центральную часть Гренландии, но местами выходят и к самому побережью. Почти 2/3 поверхности льда имеет высоту более 2000 м над уровнем моря; с высоты 1100 м начинается область аккумуляции многолетних льдов, по площади почти в 5 раз превышающая нижележащую область их разрушения (абляции). Средняя мощность ледового покрова составляет 2300 м, а максимальная достигает 3400 м. Внутренняя часть материкового льда представляет собой равнинную поверхность, края его сильно расчленены и волнисты. Поверхность льда на окраинах прорезана трещинами и каньонообразными долинами, по которым происходит его интенсивное дробление.

Край материкового ледяного покрова или круто обрывается, образуя уступы до 100 м высотой, или полого спускается к берегу, давая начало гигантским долинным ледникам. Самый большой из ледников Гренландии — ледник Петермана — находится на северо-западе острова. Ежегодно в Гренландии создается 13-15 тыс. айсбергов, уносящих около 200 км 3 льда и дрейфующих на юг; в Атлантическом океане они встречаются почти до 40° с.ш. Причиной образования материкового ледяного покрова Гренландии следует считать ее общее поднятие и похолодание климата в северном полушарии на границе неогена и четвертичного периода. Установлено, что в настоящее время льды Гренландии, как и вообще в северном полушарии, находятся в относительно стабильном состоянии или даже несколько отступают в связи с общим потеплением климата.

Поверхность Гренландии под покровом льда равнинна и несколько вогнута к центру. Ее центральная часть располагается ниже уровня океана. По окраинам острова, частично свободным от льда, поднимаются горные цепи высотой до 2000 м. В некоторых местах горы прорывают покров материкового льда, образуя нунатаки. Свободная от ледяного покрова поверхность достигает различной ширины в разных частях Гренландии. На юго-западе она равна примерно 190 км, на северо-востоке — 300 км, но здесь имеются многочисленные изолированные ледники.

Под влиянием древнего и современного оледенений рельеф гор Гренландии приобрел альпийские черты даже на сравнительно небольших высотах. На юге кристаллические горные хребты имеют высоту 1600 м, на востоке отдельные вершины поднимаются до 3000 м, а самая высокая — Гунбьёрн, названная по имени первооткрывателя острова, — достигает 3700 м.

Побережье Гренландии глубоко изрезано фьордами. Особенно сильно расчленены юго-западное и восточное побережья, где длина фьордов достигает 180 км, а глубина — 500 м. На восточном и северном побережьях большинство фьордов являются приемниками ледников, стекающих по трогам и частично заполняющих сами фьорды. Фьордовое расчленение побережья острова связано с переуглублением речных долин в ледниковую эпоху и их затоплением при повышении уровня моря в послеледниковое время.

Полезные ископаемые. Недра Гренландии богаты полезными ископаемыми. В районе Ивиггут, на крайнем юге, добывают криолит — породу, играющую большую роль в алюминиевой промышленности и в производстве эмалей. Кроме того, на Гренландии имеются самородное железо, графит и торф, недавно выявлены значительные залежи урановых руд, а на шельфе — небольшие месторождения нефти и газа.

Климатические условия. Климат Гренландии крайне суров, но не везде одинаков. Над центральной частью ледникового покрова в течение всего года господствует антициклон, и температура колеблется от -12 °С в июле до -46 °С в январе. Зимой постоянно бывают понижения температуры до -60 °С, и даже в июле возможны морозы до -28 °С. Выше 0 °С температура никогда не поднимается.

Читайте также:
Гонолулу, США — все о городе с фото

Западное побережье Гренландии омывает море Баффина, над которым зимой происходит интенсивная циклоническая деятельность. Поэтому климат там значительно мягче, чем в других частях Гренландии, выпадают обильные осадки — 1000-1200 мм в год. Температура зимних месяцев от -4 до -20 °С, а летняя температура — около 8 °С. На юге острова есть пункты, где и зимой температура выше 0 °С.

На восточном побережье, находящемся под воздействием холодного Гренландского течения, климат гораздо суше и холоднее. Годовое количество осадков там несколько выше 200 мм, средняя зимняя температура доходит до -30 °С, лето холодное и сырое. У берегов Восточной Гренландии воды Гренландского моря и Датского пролива, соединяющего его с Атлантикой, не освобождаются от льда даже в теплое время года.

Растительность. Господствующий тип растительности на свободных от льда участках Гренландии — тундра. В северных частях она крайне бедна видами. Там преобладают лишайники и мхи, которых в Гренландии насчитывается до 600 видов. Среди травянистых растений наиболее распространены полярный мак, камнеломка и крупка. Встречаются лютик, мытник, манжетка. В более южных частях, особенно защищенных от сильных ветров, растительность богаче и разнообразнее. Там растут береза и ольха высотой 2-3 м, можжевельник и черничник. Часто встречаются яркие зеленые луга. Именно их увидели первооткрыватели острова, давшие ему название «зеленая земля», что мало соответствует суровому облику природы Гренландии.

Животный мир. В Гренландии, особенно в пределах Гренландского национального парка (биосферного заповедника ЮНЕСКО), основанного на северо-востоке острова в 1974 г., сохранились животные, которые почти исчезли на материке: овцебык и олень карибу. На побережье водится много белых медведей, исключительно разнообразны птицы — гага, белощекая казарка, гусь Росса, белая сова и др. Прибрежные воды богаты морским зверем и рыбой. Охране природы Гренландии уделяется большое внимание — здесь существует 14 охраняемых территорий, занимающих около 1 млн км 2 , что составляет более 45 % общей площади острова.

Население и экологические проблемы. В конце XX в. на острове Гренландия (с 1953 г. в составе Дании) постоянно проживало более 55 тыс. человек. Население, 80 % которого составляют эскимосы, живет в небольших, разбросанных по побережью селениях и занимается охотой, рыболовством и переработкой рыбы. Немногочисленные здесь европейцы и американцы живут в более крупных населенных пунктах, в частности в административном центре Готхоб (Нук) на юго-западе острова. В последнее Десятилетие остров ежегодно посещают до 6000 туристов, которых привлекают сюда экстремальные природные условия и суровая красота ледников.

Посмотреть фотографии природы различных материков и стран мира (с географическими и биологическими смысловыми подписями к фотографиям) можно в разделах: Европа, Азия, Африка, Северная Америка, Центральная и Южная Америка, Австралия и Новая Зеландия и Антарктика секции “Природные ландшафты мира” нашего сайта.

Познакомиться с описаниями природы России и стран бывшего СССР можно в разделе “Физическая география России и СССР” нашего сайта.

История освоения Арктики. Справка

Арктика – северная полярная область Земли, включающая Севеpный Ледовитый океан и его моpя: Гpенландское, Баpенцево, Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и Атлантического океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, Hовую Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и Северная Америка.

Слово “Арктика” имеет греческое происхождение и означает “страна большого медведя” – по созвездию Большой Медведицы.

Арктика занимает примерно шестую часть поверхности Земли. Две трети арктической территории приходится на Северный Ледовитый океан, самый маленький по размерам океан мира. Большая часть поверхности океана на протяжении всего года покрыта льдом (средней толщиной 3 м) и несудоходна. На этой гигантской территории проживают около 4 млн человек.

История освоения Арктики

Северный полюс издавна привлекал внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту.

Это были представители разных народов мира: американцы Джон Франклин и Роберт Пири, голландец Вильям Баренц, норвежцы Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен, итальянец Умберто Нобиле и многие другие, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей. Среди них и наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов.

Русские поморы и землепроходцы уже в середине XVI века, используя притоки сибирских рек, совершали плавания в Северный Ледовитый океан и вдоль его берегов. В 1648 г. группа мореходов во главе с “торговым человеком” Федотом Поповым и казачьим атаманом Семеном Дежневым обошла на кочах (старинное поморское палубное одномачтовое парусно гребное судно) Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан.

В 1686-1688 гг. торговая экспедиция Ивана Толстоухова на трех кочах обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 г. землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков впервые посетили Большой Ляховский остров, положив начало открытию и исследованию всей группы Новосибирских островов.

В 1733-1742 гг. в водах Северного Ледовитого океана и на его побережье работала Великая Северная экспедиция. По существу, она объединила несколько экспедиций, в том числе вторую Камчатскую экспедицию под руководством Витуса Беринга, выполнивших огромный комплекс исследований северной территории Сибири от устья Печоры и острова Вайгач до Чукотки, Командорских островов и Камчатки. Впервые были нанесены на карту берега Северного Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы, побережье острова Хонсю, Курильские острова. Более грандиозного географического предприятия до этой экспедиции не было.

Исследованию северо-восточных окраин Российской земли посвятил всю свою жизнь Семен Челюскин. 10 лет (1733-1743 гг.) служил он во второй Камчатской экспедиции, в отрядах известных исследователей Василия Прончищева, Харитона Лаптева.
Весной 1741 г. Челюскин прошел пешком по суше западного побережья Таймыра, произвел его описание. Зимой 1741-1742 гг. проехал и описал северное побережье Таймыра, где выявил северную оконечность Азии. Это открытие было увековечено через 100 лет, в 1843 г. северная оконечность Азии была названа мысом Челюскина.

Читайте также:
Рыбацкое ж/д станция. Санкт-Петербург. Расписание Маршрут проложить

Значительный вклад в изучение восточного участка Северного морского пути внесли русские мореплаватели Фердинанд Врангель и Федор Матюшкин (лицейский друг Александра Пушкина). В 1820-1824 гг. они обследовали и нанесли на карту материковый берег от устья Колымы до Колючинской губы и совершили в этом районе четыре беспримерных похода по дрейфующим льдам.

Вошел в историю как крупный исследователь Арктики Федор Литке. В 1821-1824 гг. Литке описал берега Новой Земли, сделал много географических определений мест по берегу Белого моря, исследовал глубины фарватера и опасных отмелей этого моря. Описал эту экспедицию в книге “Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан в 1821-1824 гг.”.

В 1826 г. Литке на шлюпе “Сенявин” отправился в кругосветное плавание, продолжавшееся три года. По результатам это одна из наиболее успешных экспедиций первой половины XIX столетия: в Беринговом море определены важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу; описаны до того неизвестные острова Карагинские, остров Матвея и берег Чукотской Земли; определены острова Прибылова; исследованы и описаны архипелаг Каролинский, острова Бонин-Сима и многие другие.

Совершенно новый этап в исследовании и транспортном освоении Северного Ледовитого океана связан с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала Степана Макарова. По его идее в 1899 г. в Англии был построен первый в мире мощный ледокол “Ермак”, который предполагалось использовать для регулярного сообщения с Обью и Енисеем через Карское море и для научных исследований океана до самых высоких широт.

Плодотворной по результатам была русская “Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана” 1910-1915 гг. на ледокольных пароходах “Таймыр” и “Вайгач”. Базируясь во Владивостоке, она за три года выполнила детальную гидрографическую опись от мыса Дежнева до устья Лены и соорудила на побережье навигационные знаки.

В 1913 г. перед экспедицией была поставлена задача – продолжить гидрографическую опись до Таймырского полуострова и при благоприятных условиях совершить сквозное плавание по Северному морскому пути до нынешнего Мурманска. Но мыс Челюскина оказался блокированным тяжелыми неизломанными льдами.

В 1912 г. с проектом санной экспедиции к Северному полюсу выступил гидрограф и полярный исследователь Георгий Седов. 14 (27) августа 1912 г. судно “Святой Фока” вышло из Архангельска и у Новой Земли из-за непроходимых льдов стало на зимовку. К Земле Франца-Иосифа экспедиция подошла только в августе 1913 г., но из-за отсутствия угля стала в бухте Тихой на вторую зимовку. 2 (15) февраля 1914 г. Седов и сопровождавшие его матросы Григорий Линник и Александр Пустошный на трех собачьих упряжках вышли к Северному полюсу. Не дойдя до о. Рудольфа, Седов умер и был похоронен на мысе Аук этого острова. Именем Седова названы два залива и пик на Новой Земле, ледник и мыс на Земле Франца-Иосифа, остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде.

Исследователь Арктики, океанолог Николай Зубов (1885 1960) в 1912 г. произвел гидрографическую съемку губы Митюшихи на западном побережье Новой Земли.

В 1932 г. он руководил экспедицией на судне “Н. Книпович”, впервые в истории обогнувшей с севера Землю Франца-Иосифа. Позже Николай Зубов выдвинул и разработал проблему ледовых прогнозов в арктических морях, заложил основы учения о вертикальной циркуляции вод и о происхождении холодного промежуточного слоя в море, разработал способ вычисления уплотнения вод при их смешивании и сформулировал закон дрейфа льдов по изобарам.

Несмотря на целый ряд экспедиций в начале ХХ века, многие из которых сделали крупные географические открытия, Северный Ледовитый океан оставался малоизученным.

В советское время исследованию и практическому освоению Северного морского пути было придано значение государственной важности. 10 марта 1921 г. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно исследовательского института. Районом деятельности этого института стал Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР.
Начиная с 1923 г. в течение всего лишь десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций.

Вскоре Россия стала лидером в освоении и исследовании Северного полюса.

В 1929 г. известный полярный исследователь Владимир Визе выдвинул идею создания первой полярной научной дрейфующей станции. В те годы Арктический бассейн площадью 5-6 млн кв. км еще оставался неисследованным “белым пятном”. И только в 1937 г. идея изучения Ледовитого океана с дрейфующих льдов стала реальностью.

Особое место в истории занимает период советских исследований Арктики в 1930-1940-х гг. Тогда были проведены героические экспедиции на ледокольных судах “Г. Седов”, “Красин”, “Сибиряков”, “Литке”. Их возглавляли известные полярники Отто Шмидт, Рудольф Самойлович, Владимир Визе, капитан Владимир Воронин. В эти годы впервые в одну навигацию была пройдена трасса Северного морского пути, совершены героические перелеты через Северный полюс, которые создали принципиально новые возможности для достижения и изучения Северного полюса.

С 1991 по 2001 год в Арктике не было ни одной российской дрейфующей станции (советскую станцию “Северный полюс 31” закрыли в июле 1991 г.), ни одного ученого, который бы занимался на месте сбором необходимых научных данных. Экономическое положение России заставило прервать более чем полувековой цикл наблюдений с дрейфующих льдов Арктики. Только в 2001 г. была временно открыта экспериментальная новая дрейфующая станция “Северный полюс”.

Сейчас в Арктике с участием России работают больше десятка международных экспедиций.

7 сентября 2009 г. начала работу российская дрейфующая станция “Северный полюс – 37”. На СП-37 работают 16 человек – специалистов Арктического и Антарктического научно-исследовательского Института (ААНИИ), начальником станции назначен Сергей Лесенков.

Читайте также:
Путешествие в Камбоджу: озеро Тонлесап и невнятный закат

Научные программы российских исследований разрабатываются ведущими научными организациями и ведомствами, к которым относятся Гидрометеорологический научно – исследовательский Центр Российской Федерации (Гидрометцентр России), Государственный Океанографический Институт (ГОИН), Всероссийский научно-исследовательский Институт Гидрометеорологической Информации – Мировой Центр Данных (ВНИИГМИ МЦД), Арктический и Антарктический научно-исследовательский Институт (ААНИИ) – старейшее и наиболее крупное научно-исследовательское учреждение России, проводящим комплексное изучение Полярных регионов Земли; и др.

Сегодня ведущие мировые державы приготовились к переделу арктических пространств. Россия стала первым арктическим государством, подавшим в 2001 г. заявку в ООН на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Заявка России предполагает уточнение территории арктического шельфа площадью более миллиона квадратных километров.

Летом 2007 г. стартовала российская полярная экспедициия “Арктика-2007”, целью, которой было изучения шельфа Северного Ледовитого океана.

Исследователи поставили целью доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, геологически могут являться продолжением Сибирской континентальной платформы, это позволит России претендовать на огромную территорию Северного Ледовитого океана в 1,2 млн кв. километров.

Экспедиция 1 августа достигла Северного полюса. 2 августа глубоководные обитаемые аппараты “Мир-1” и “Мир-2” спустились на дно океана в районе Северного полюса и выполнили комплекс океанографических, гидрометеорологических и ледовых исследований. Впервые в истории был осуществлен уникальный эксперимент по взятию образцов грунта и флоры с глубины 4 261 метр. Кроме того, на Северном полюсе на дне Северного ледовитого океана был водружен флаг РФ.

Как заявил тогда президент России Владимир Путин, результаты экспедиции в Арктику должны лечь в основу позиции России при решении вопроса принадлежности этой части арктического шельфа.

Уточненная заявка России на арктический шельф будет готова к 2013 г.

После российской экспедиции тема принадлежности континентального шельфа начала активно обсуждаться ведущими арктическими державами.

Целью миссии стал сбор сведений, которые помогут определить протяженность континентального шельфа США в Северном Ледовитом океане.

7 августа 2009 г. стартовала вторая американо-канадской арктическая экспедиция. На ледоколе береговой охраны США Healy и корабле береговой охраны Канады Louis S. St-Laurent ученые двух стран собирали данные о морском дне и континентальном шельфе, где, как предполагается, находятся богатейшие месторождения нефти и газа. Экспедиция работала в районах от севера Аляски до хребта Менделеева, а также к востоку от Канадского архипелага. Ученые провели фото- и видеосъемку, а также собрали материалы о состоянии моря и шельфа.

Интерес к участию в активном освоении арктической зоны проявляют все больше государств. Это связано с изменением глобального климата, открывающим новые возможности для налаживания регулярного судоходства в Северном Ледовитом океане, а также больший доступ к полезным ископаемым этого обширного региона.

История изучения Арктики

Арктика представляет собой уникальный историко-географический регион, который вызывает огромный экономический и научный интерес у многих ученых, бизнесменов, политических элит.

В ранние времена он привлекал промышленников, купцов и даже настоящих авантюристов, готовых отправиться в неизведанное плавание ради богатств Арктики.

Арктика всегда манила путешественников, людей авантюрных, исследователей.

Первоначально важную роль в освоении северных территорий играл Великий Новгород, один из могущественных центров древнерусских земель. Еще в 1032 году один новгородский посадник отправился в поход на пролив Карские ворота.[1] Новгородцы активно вторгались на территорию Югры, зная о том, что северные края богаты пушниной, мехом.[2]

[1] Белов М. И. История открытия и освоения Северного Морского пути. В 4 т. Т. 1. М.: Морской транспорт, 1956. С.34

Поход князя Улеба на «Железные ворота»

Храбрые, бесстрашные поморы и новгородцы не боялись бескрайных арктических просторов, устремляясь все дальше на север.

Пустозерский острог

После же присоединения Новгорода к Москве походы в эти северные районы стали осуществлять московские власти.[1] В 1499 году был основан Пустозерский острог, который на долгие года стал важным форпостом российского влияния и торговли в Заполярье.[2] Уже в первой половине 16 века появился первый русский чертеж северных земель, который был составлен Герасимовым.[3]

[2] Пустозерск – первый русский город Заполярья. 19.07.2018. [Электронный ресурс] // Go Arctic: Регионы. URL:https://goarctic.ru/regions/pustozersk-pervyy-russkiy-gorod-zapolyarya/ (дата обращения: 17.03.2021)

[3] Белов М. И. История открытия и освоения Северного Морского пути С.41

Пустозерский острог был одним из первых форпостов Руси в Арктике.

Поморы

Активную роль в освоении арктических пространств играли поморы, которые жили на берегу Студеного (Белого) моря.[1] Постепенно они начали продвигаться на восток, используя для передвижения Мангазейский морской путь, который связывал устье Северной Двины с устьем реки Таз.[2] Название этого пути ассоциируется с названием одного из важнейших населенных пунктов в Заполярье-Мангазеей. Это поселение было основано в 1601 году в результате похода Василия Мосальского и Савлука Пушкина для более лучшего контроля за сбором пушного налога с местного населения, однако позже оно пережило много пожаров и в 1671 году было оставлено горожанами по царскому указу.[3]

[1] «Батюшко Океан, Студеное море». Традиции поморов в сказках и былинах. [Электронный ресурс] // Культура.РФ: Традиции. URL:https://www.culture.ru/materials/134756/batyushko-okean-studenoe-more-tradicii-pomorov-v-skazkakh-i-bylinakh ( дата обращения: 17.03.2021)

[2] Гумелёв В. Ю., Елистратов В. В., Рагозин А. Н. Северный морской путь: характеристика, история освоения, перспективы развития и необходимость защиты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 8. С.5

[3] Мангазея – история, основание, развитие и исчезновение. 29.11.2020. [Электронный ресурс] // Первая информационная газета: Прогнозы, аналитика в мире финансов, экономика, бизнес, новейшие технологии, тренды, факты, авто, игры: Факты. URL:https://investbrok.ru/fakty/mangazeya-istoriya-osnovanie-razvitie-i-ischeznovenie.html (дата обращения:17.03.2021)

Мангазея

Мангазея – важнейший торговый узел в Заполярье.

Открытие пролива между Евразией и Америкой

Важным и знаменательным событием XVII века было открытие двумя первопроходцами Семеном Дежневым и Федотом Поповым пролива между Евразией и Америкой. Однако, интересно, что данное открытие не стало известно власти и широкой аудитории, так как попросту затерялось в архивных документах.[1]

Читайте также:
Как подтвердить польское происхождение

[1] Филин П. А. История исследования и освоения Арктики: основные этапы осмысления и белые пятна истории. М.: Наука, 2016. С.164

Экспедиция С. Дежнева и Ф. Попова позволила определить наличие пролива между Азией и Америкой.

Семен Дежнев

Семен Дежнев (1605-1673). В конце XVII века примечательна экспедиция Ивана Толстоухова, которая пожелала обогнуть полуостров Таймыр, но подобно судьбе многих полярных исследований исчезла без следа.[1]

[1] Пропавший бесследно Иван Толстоухов. [Электронный ресурс] // ВикиЧтение: тайны пропавших экспедиций.URL: https://history.wikireading.ru/18608 (дата обращения: 17.03.2021)

Сам по себе смелый замысел и авантюрный характер подобных экспедиций был присущ многим арктическим исследованиям и путешествиям.

Экспедиция Ивана Толстоухова

Экспедиция Ивана Толстоухова навсегда осталась во льдах Арктики и на бескрайных пространствах Таймыра.

В XVIII веке исследования Арктики российскими исследователями продолжались. Создаются карты с изображением очертаний северных и северо-восточных регионов России. Так, в 1701году Ремезов создал чертеж сибирских земель,[1] в 1734 году появился Атлас России, созданный Иваном Кирилловым, где также были отображены северные окраины России.[2]

[1] Серикова У. С. История освоения Арктики //История и педагогика естествознания. – 2016. – №. 4.С.36

[2] Белов М. И. История открытия и освоения Северного Морского пути С.234

Первый атлас Российской империи

Крайне плодотворными были экспедиции под началом Витуса Беринга, когда было картографировано и тщательно изучено почти все российское побережье Северного Ледовитого океана.[1] Тогда же состоялось повторное открытие пролива между Азией и Америкой, который в будущем получит название Берингова, что связано с именем этого знаменитого датчанина на русской службе. [2]

[1] История освоения Арктики. Справка. 15.04.2010. [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL:https://ria.ru/20100415/220156203.html (дата обращения:17.03.2021)

[2] Потатуров В. А. Арктика: история ее изучения и освоения. М.: Московский университет им. С.Ю.Витте, 2016. С.290

Витус Беринг

Витус Беринг (1681-1741) – русский мореплаватель, руководитель двух Камчатских экспедиций, Великой Северной экспедиции.

В XIX век продолжилась работа по открытию Арктики. Экспедиция Ф. Матюшкина и Ф. Врангеля позволила лучше изучить чукотское побережье.[1] Стоит отметить заслуги Федора Литке-известного арктического исследователя того времени. Под его началом были исследованы берега архипелага Новая Земля, полуострова Канин.[2]

[1] История освоения русской Арктики: от поморских кочей к атомным ледоколам. 05.02.2020. [Электронный ресурс] // Arctic Russia. URL:https://arctic-russia.ru/article/istoriya-osvoeniya-russkoy-arktiki-ot-pomorskikh-kochey-k-atomnym-ledokolam/ (дата обращения: 17.03.2021)

[2] Федор Литке – русский исследователь Арктики. 20.09.2017. [Электронный ресурс] // Военное обозрение: История. URL:https://topwar.ru/125214-fedor-litke-russkiy-issledovatel-arktiki.html (дата обращения:18.03.2021)

Федор Литке

Федор Литке (1797-1882) – один из полярных исследователей и исследователей Арктики, всю жизнь посвятивший этому региону.

В этом же веке иностранцы начинают более активно обследовать арктические просторы. Так, в 1873 году австрийская экспедиция К. Вайпрехта и Ю.Пайера открыла один из архипелагов в Северном Ледовитом океане – Земля Франца-Иосифа, который и был назван в честь австрийского императора. [1] В 1893 году норвежцы Ф. Нансен и Я. Йохансен пытались добраться на санях до Северного полюса, чтобы понять, есть ли вблизи этой географической точки материк. Однако добраться до него у них не получилось, что не отменяет того факта, что они провели по дороге различные исследования, в частности, объясняющие причину дрейфа льдов.[2]

[1] Потатуров В. А. Арктика: история ее изучения и освоения.С.291

[2] АРКТИКА : ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ : Труды международной научной конференции. 20–21 апреля 2016 г. Санкт-Петербург / отв. ред. доктор исторических наук, проф. С. В. Кулик. – М. : Издательский Дом «Наука», 2016. – С.179

Фритьоф Нансен

Фритьоф Нансен (1861-1930). Российские полярные исследователи на рубеже веков начали применение нового типа корабля, который подходит лучше для полярных исследований – ледокол.

Так, уже в это время на ледоколе «Ермак» полярные исследователи пытались добраться до Северного полюса.[1]

[1] Потатуров В. А. Арктика: история ее изучения и освоения. С.291

Ледокол «Ермак»

Ледокол «Ермак» – первый арктический ледокол.

В начале XX века в результате экспедиции Бориса Вилькицкого были исследованы более тщательно Новосибирские острова, а также открыт новый архипелаг – Северная Земля, на одном из островов которых был торжественно установлен российский флаг.[1]

[1] Неизвестная «Экспедиция века». 03.04.2018. [Электронный ресурс] // Go Arctic: Экономика. URL:https://goarctic.ru/work/neizvestnaya-ekspeditsiya-veka/

Борис Вилькицкий

Борис Вилькицкий (1885-1961) – исследователь Арктики, первооткрыватель архипелага Северная Земля.

Одним из многочисленных исследователей Арктики того времени, который как и многие другие грезил мечтами исследовать эти таинственные просторы, был Георгий Седов. Он принимал участие в ряде экспедиций по Арктике, в частности на Новую Землю и проходил по Северному морскому пути.[1] Однако, наверное, наиболее известен он своей попыткой добраться до Северного полюса, что, к сожалению, не было осуществлено, так как во время тяжелого плавания во льдах и при сильных, пронизывающих ветрах Седов заболел и скончался.[2]

[1] Полярный исследователь. Георгий Яковлевич Седов. 05.03.2014. [Электронный ресурс] // Военное обозрение: История. URL:https://topwar.ru/40797-polyarnyy-issledovatel-georgiy-yakovlevich-sedov.html (дата обращения: 18.03.2021)

Георгий Седов

Георгий Седов (1877-1914) – знаменитый исследователь Арктики, стремящийся добраться до Северного полюса.

В советский период исследования Арктики продолжались. Одним из таких шокирующих своим мужеством исследованием была экспедиция советского полярного исследователя Георгия Ушакова, который вместе со своей командой детально обследовал острова архипелага Северной Земли, преодолевая тяжелые условия арктической погоды, находясь продолжительное время в ледяной воде на архипелаге во время экспедиции.[1]

Другой не менее героической экспедицией было плавание парохода «Челюскин», целью которого была необходимость понять, возможна ли навигация по Северному морскому пути. Однако, данную экспедицию ждала нелегкая судьба, когда в результате столкновения с огромной льдиной корабль ушел ко дну.[2] «Челюскинцы», которые успели спастись с корабля, были вынуждены остаться в океане на льдах, где они переносили многочисленные тяжести и лишения.[3]

[1] Полярник Ушаков. О людях и о гвоздях. [Электронный ресурс] // История. РФ: Главная: Статьи. URL:https://histrf.ru/biblioteka/b/poliarnik-ushakov-o-liudiakh-i-o-ghvozdiakh (дата обращения: 18.03.2021)

[2] Полярное расстройство: пароход «Челюскин» погиб не зря. Почему Отто Шмидт ожидал смертного приговора. 13.02.2019. [Электронный ресурс] // Известия: Общества. URL:https://iz.ru/844792/georgii-oltarzhevskii/poliarnoe-rasstroistvo-parokhod-cheliuskin-pogib-ne-zria (дата обращения: 18.03.2021)

Читайте также:
Карта Кампхэнгпхета, где находится Кампхэнгпхет на карте мира

«Челюскин»

«Челюскин» испытал на себе горькую участь плавания в арктических водах.

Активно используется авиация в освоении Арктики, перевозке людей и товаров, спасательных экспедициях.[1] Полеты В. Чкалова и М. Громова через Северный полюс были символом советских успехов в изучении арктических пространств.[2]

[1] Тимошенко А. И. Советский опыт мобилизационных решений в освоении Арктики и Северного морского пути в 1930—1950-е гг //Арктика и Север. – 2013. – №. 13. С.7

Перелет В. Чкалова

В советский период времени Арктика приобрела важное промышленное значение. Норильская экспедиция 1930-х годов показала, что на Таймыре и к югу от этого полуострова находятся большие запасы важных полезных ископаемых, прежде всего никеля.[1]

В последующие годы Арктика активно застраивалась: строились города (Тикси, Диксон), открывались месторождения газа и нефти (Уренгойское, Штокмановское).[2] Проводились многочисленные геологические исследования и различные научные экспедиции, в ходе которых были открыты месторождения полезных ископаемых, исследовалось дно Северного Ледовитого океана.[3]

[1] Тимошенко А. И. Советский опыт мобилизационных решений в освоении Арктики и Северного морского пути в 1930—1950-е гг. С.11

[2] История освоения российской Арктики. 09.04.2019. [Электронный ресурс] // ТАСС. URL:https://tass.ru/info/6311508 (дата обращения: 18.03.2021)

[3] Тимошенко А. И. Советский опыт мобилизационных решений в освоении Арктики и Северного морского пути в 1930—1950-е гг. С.11-14

Штокмановское месторождение

Штокмановское месторождение было открыто в 1980-х годах в Баренцовом море.

Таким образом, Арктика на протяжении веков составляла интерес многих исследователей и пытливых умов, привлекая своими таинственными и опасными ледяными просторами. Российские исследователи, на роли которых в освоении Арктики в данной статье сделан акцент, внесли существенный вклад в арктические изучения. Арктика – одно из интереснейших мест планеты, богатое различными ресурсами. Арктика – одно из интереснейших мест планеты, богатое различными ресурсами.

Транспортный налог в Германии

Налоги на машину в Германии до 2014 года собирала налоговая служба (Finanzamt), а сейчас этим занимается таможня (Zollamt). В этой статье мы расскажем, какова стоимость налога в Германии на автомобиль, как его правильно рассчитать и оплатить.

Машина облагается налогом в Германии, если:

  • автомобиль зарегистрирован в Германии;
  • машина зарегистрирована за границей, но постоянно находится в Германии;
  • транспортное средство используется на немецких дорогах незаконно.

Иностранцы, которые переехали жить в Германию, обязаны зарегистрировать свой автомобиль на немецкие номера и платить налог сразу по приезде. При этом, если срок пребывания в Германии заведомо меньше года (рабочий контракт, стажировка), то можно не регистрировать машину, но заплатить налог, тем не менее, необходимо. На туристов, приезжающих на своей машине, эти правила не распространяются.

Студенты-иностранцы освобождаются от уплаты автомобильного налога до конца обучения. Если владелец машины, зарегистрированной в другой стране ЕС, живёт не в Германии, то он освобождается от уплаты налога в течение 12 месяцев. Инвалиды, имеющие немецкое свидетельство Behindertenausweis, освобождаются от налога на машину полностью или получают скидку 50%.

Общая площадь 310 м² Площадь земли: 1 390 м²

Общая площадь 126 м² 3 спальни

Общая площадь 79 м² 2 спальни

Расчёт налога на авто в Германии

Определить, какой налог на автомобиль в Германии придётся заплатить, нелегко. Величина налога зависит от нескольких факторов, в первую очередь, от объёма двигателя и количества вредных выбросов в атмосферу.

Факторы, от которых зависит величина транспортного налога:

  • Вид транспортного средства и год его выпуска.
  • Тип двигателя: бензин или дизель.
  • Объём выброса в атмосферу СО² (углекислого газа). Все машины в Германии делятся на эмиссионные классы от Евро-1 до Евро-6.
  • Объём двигателя.

Наименьший налог владельцы платят с бензиновых малолитражек. Так, авто с бензиновым двигателем объёмом 1 400 см³ и эмиссией СО² 90 грамм на километр пробега облагается сбором в 30 евро в год. Новая BMW X5 с трёхлитровым шестицилиндровым двигателем и количеством вредных выбросов 190 грамм на километр пробега обойдётся в 250 евро в год.

Машины на дизеле при равных характеристиках с автомобилями на бензине облагаются значительно более высоким налогом: как правило, придётся заплатить в 2 раза больше. Сбор за гибриды оказывается в полтора раза меньше за счёт небольшой эмиссии CO².

Налог для электромобилей, прицепов и грузовиков определяется по массе транспортного средства, также учитывается количество вредных выбросов, если машина тяжелее 3 500 килограмм. Электрокары тяжелее 3,5 тонн облагаются сбором в 60 евро. Снижение веса авто сопровождается плавным уменьшением налога. При этом владельцы электрокаров в Германии освобождены от уплаты транспортного налога в течение 5 лет после первой регистрации авто.

Владельцы большегрузов, используемых с целью грузоперевозок, платят дорожный налог в Германии — LKW-MAUT (аналог российской системы «Платон»). Этот сбор взимается за каждый пройденный километр по определённым трассам. Минимальная масса большегруза для уплаты налога — 7,5 тонн. Налог платится за все транспортные средства для грузоперевозок, которые весят больше. Сбор составляет от 0,12 до 0,24 евро за 1 км пробега в зависимости от пройденного километража, количества осей большегруза и его эмиссионного класса.

Калькулятор налога на авто в Германии

В Германии большинство автомобилей относятся к классам экологичности Евро-3 и выше. Такая машина на бензине, если она была впервые поставлена на учёт до 30 июня 2009 года, облагается налогом в размере 6,7 евро на каждые 100 см³ объема двигателя. Если же на ней установлен дизельный двигатель, то придётся заплатить гораздо больше — 15,4 евро.

Ставки налога для автомобилей, впервые зарегистрированных до июля 2009 года, в зависимости от класса экологичности и типа двигателя

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: