Лучшая достопримечательность Балаклавы: музей подводных лодок

Балаклавский подземный музейный комплекс

Балаклавский музейный комплекс является филиалом Военно-исторического музея фортификационных сооружений. Его местоположение довольно специфично — в 17 километрах от Севастополя, в подземельях горы Таврос, на территории бывшего подземного завода.

На площадке музея расположены производственные помещения завода по ремонту субмарин 825 ГТС, ядерный арсенал 820 РТБ ВМФ, морской судоходный канал. Все объекты на территории комплекса были засекречены во время холодной войны.

Закрытый город

Еще пятьдесят лет назад Балаклаву невозможно было найти на карте. Засекреченный город был превращен в район Севастополя, а вход туда был возможен только по специальным пропускам.

Во время холодной войны И. Сталин отдал приказ о строительстве базы обслуживания советских подводных лодок, которые могли бы использоваться для нанесения ядерного удара. Подземный военно-морской комплекс расположился в бухте «Балаклава», в горе Таврос. Объекту дали имя — гидротехническое сооружение (ГТС) № 825. Помимо ремонтно-технического отдела, здесь располагался штаб для подготовки и тестирования ядерных ракет и хранилище с топливом на 9,5 тысяч тонн.

На территории комплекса соорудили еще одну базу — объект № 820. В этом месте собирались и выдавались силам Черноморского флота ядерные боевые части. Бункер ввели в строй в 1959 году.

Подводные лодки были укрыты в водном канале, там же их выводили в открытое море. Вход и выход были надежно замаскированы и защищены затворами (батопортами), которые буквально выдвигались из скалы.

Интересно, что жители города узнали о настоящем назначении комплекса только в 1993 году.

Последний раз из военно-морской базы лодки выводились в 1994 году. Спустя 9 лет здесь построили Балаклавский подземный военно-исторический музей.

Музей подводных лодок в Балаклаве

Балаклавский музей расположен настолько глубоко в скалах, что даже атомная бомба не способна разрушить его стены. От поверхности горы до места, где размещались лодки, — 126 метров.

Притом площадь сооружения — более 5000 квадратных метров. Включает подземную часть завода, морской причал, несколько зданий и арсенал. К осмотру доступна транспортная потерна, сухой и подземный док длиной 505 метров и арсенал, в помещении которого хранились боевые части ракет.

Потерна представляет транспортный коридор, ведущий в производственные помещения. Раньше его использовали для доставки торпед и оборудования, в качестве убежища для персонала. Сегодня здесь располагается выставка «Подводные силы России».

Подземный док — это помещение, где обслуживались подводные лодки. Сухой док был отгорожен от канала, а перед входом субмарины он быстро наполнялся водой. На преддоковой площадке посетители могут увидеть сверхмалую подводную лодку проекта «Титон 1 М».

Арсенал музея подлодок бетонирован со всех сторон. Раньше он выступал как место для хранения торпед, боевых и ядерных частей. Это было самое секретное место на всей территории. Теперь здесь можно осмотреть макеты крылатой ракеты, торпеды с ядерной боеголовкой, атомохода проекта 941 «Акула».

Маршруты экскурсий

Экскурсия по первому маршруту длится около часа и предполагает 12 остановок. Посетителям нужно обойти подземные лабиринты протяженностью 900 метров. В программу входит посещение базы укрытия лодок от атомного взрыва, судоходного канала длиной в 600 метров и арсенал ядерного оружия. Помещения объектов сегодня переоборудованы под музейные экспозиции, в основе которых — историческое погружение в строительство подземного комплекса, создание атомного флота и подводных сил.

Второй маршрут более емкий, экскурсия проводится в течение получаса. Передвигаться приходится на катере по подземному каналу, поэтому такой маршрут больше подойдет пожилым людям или посетителям с детьми. Программа включает в себя знакомство с батопортами и местами стоянок подводных лодок. Во время экскурсии освещается история создания объектов № 820 РТБ ВМФ и 825.

Пешеходная экскурсия доступна в любое время, а на катере — только с мая по октябрь.

Стоимость любой экскурсии по музею подводных лодок в Балаклаве для взрослого — 700 рублей, для учащихся в школе и в вузе — 350 рублей. Дети 5 — 7 лет допускаются в музей бесплатно. Притом брать с собой детей до 5 лет нельзя.

Возможны также индивидуальные лекции на группы до 10 человек. В зависимости от сезона стоимость разнится от 3000 до 15000 рублей.

Как добраться

Проехать от железнодорожного или автовокзала Севастополя до промежуточной остановки «5-й километр» можно на маршрутке или автобусе № 17, 20, 26 или троллейбусе № 17, 20. Схему маршрутов можно посмотреть здесь.

Затем пересесть на автобус № 9, 94, 99 и доехать до остановки «Оболонь».

Далее, от остановки повернуть налево и идти 10–15 минут до западного берега Балаклавской бухты.

Если не хотите долго добираться на общественном транспорте, можно воспользоваться такси. В Балаклаве есть местные таксопарки «Ананас», «Балаклавское такси», «Капитан», «Форвард».

Читайте также:
Москва и Петербург попали в список 100 самых лучших городов мира для жизни

Музей подводных лодок в Балаклаве (Севастополь): Объект 825 ГТС и 820. Где находится, как добраться, что посмотреть

Знаменитый музей подводных лодок в Балаклаве — одно из самых посещаемых мест в районе Севастополя. Целью создания этого сооружения (Объекты 825 ГТС и 820) стала защита морского подводного флота от бомбардировки с воздуха.

Где находится музей подводных лодок в Балаклаве (Севастополе)?

Музей военной истории морского флота находится в южной части города, а именно, в Балаклавской бухте. Находится город Балаклава всего в 17,5 км от городе-героя Севастополь. Добраться до музея можно как на своей машине, так и на общественном транспорте.

Расположился Военно-морской исторический комплекс «Балаклава» в скальном массиве на территории Балаклавской бухты. Протяженность бухты составляет около 1500 метров, а ширина колеблется от 45 до 400 метров. Со стороны моря эта бухта не просматривается, а благодаря скалам расположенным с обеих сторон, ей не страшны штурмовые ветра.

Все вышеперечисленные условия сыграли решающую роль при выборе засекреченного места для строительства подземного завода ремонта и обслуживания подводных лодок.

База подводных лодок расположена в западной стороне города, рядом с Таврической набережной. Рядом с музейным комплексом находится живописная Балаклавская бухта, посмотреть ее можно в Гугл-панораме места:

Музейный комплекс был открыт для посещения в 2003 году. Коллекция данного музея уникальна, ведь здесь можно увидеть тематические залы, цехи, мастерские, склады для хранения боеприпасов и снарядов, помещения для подготовки мин и торпед к бою, а также склады для хранения топлива.

Как приходило строительство Балаклавской подземной базы?

Появление ядерного оружия в США несло прямую угрозу СССР. По этой причине Советский Союз также занялся разработками атомного оружия. А пока этим занимались ученные, военные занимались вопросом создания специализированных комплексов, которые бы позволили пережить удар сверхмощного оружия и сохранить свою военную технику.

Место для строительства базы было не случайным. Балаклавская бухта глубокая, даже для прохождения подводных лодок, а выход из нее не просматривается с моря. Сама гора Таврос, в недрах которой было решено соорудить комплекс, представляла собой серьезную защиту от врага.

Как только было выбрано место для будущей базы, город Балаклава стал закрытым. Строительство объекта длилось целых 8 лет (с 1953 по 1961 год).

Всего за это время было изъято более 120 тысяч тонн скальной породы. Если принять в учет, что о строительстве фортификационного сооружения местные жители не ведали ни сном, ни духом, это был грандиозный объект. Породу вывозили ночью на баржах и вываливали в открытом море.

Прокладкой туннелей занимались строители метро, которые знали как производить бурение горных пород. Работали по три смены.

По расчетам, подземный завод был способен противостоять прямому попаданию атомной бомбы силой в 100 килотонн. Официальное название объекта — 825 ГТС. Для непосвященных слово ГТС означало «гидро-техническое сооружение»

Чем интересен музей подводных лодок сегодня?

Современный музейный комплекс знакомит посетителей с событиями, о которых сегодня мало кто помнит, тем более молодые люди. Экспозиции музея подводных лодок в Балаклаве передает дух того времени, рассказывают о подвигах Черноморского флота, совершенных во время Великой Отечественной Войны. Представленная экспозиция должна воспитать чувство гордости за свою страну и ее героев и привить патриотизм.

Сегодня База подводных лодок Севастополя является уникальным в своем роде объектом, подобных которому нет во всем мире. Здесь будет интересно каждому, не зависимо от возраста.

С развалом Советского союза секретный объект перешел Украине и стал невостребованным. Как стратегический объект он прекратил свое существование в 1993 году. Как только его прекратили охранять, сюда тут же устремились грабители, которые выносили цветной металл и все что представляло хоть какую-то ценность. А жаль, так как арсенал ядерного орудия период «Холодной войны», представленный здесь, единственный из сохранившихся до наших дней на территории Европы.

Спустя 10 лет после развала СССР администрация Балаклавы (Севастопольский округ) приняла решение перевести комплекс в статус музея и уже в 2014 году, после Референдума, музей подводных лодок в Балаклаве стал южным филиалом Военного музея фортификации РФ.

Что посмотреть в Музее подводных лодок в Балаклаве (Севастополь)

Сразу стоит отметить, что посетителям музея предлагаются два разных маршрута.

Маршрут №1 . По этому маршруту проходит экскурсия продолжительностью 2 часа. Экскурсовод проводит группу по туннелю длиной 600 метров до самого выхода из комплекса, который находится в восточной части. Всего на маршруте находится 12 остановок, о которых я расскажу чуть ниже.

Читайте также:
Индонезия. Полезные заметки для самостоятельных путешественников

Маршрут №2 предлагается людям пожилого возраста, детям и лицам с ограниченными физическими возможностями. Специально для них предусмотрен маршрут экскурсии, которая проводится на катере по каналу. В ходе экскурсии посетителям показывают схему расположения помещений и объектов комплекса, рассказывают о технологии погрузки боеприпасов на подводные лодки и историей базы.

В ходе экскурсии туристов ожидает прогулка по большому искусственному туннелю, который проходит вдоль канала наполненного морской водой. Сквозной канал проходит через всю гору. Во время экскурсии экскурсовод покажет цехи, жилые помещения, медицинские кабинеты и макеты подводных лодок и снарядов. Среди прочего, можно увидеть, в какой форме работал обслуживающий персонал.

Макеты подводных лодок нужно интерпретировать в соотношении 1:1000. Например, в музее находится макет лодки 4-го поколения. Ее форма обтекаемая, а корпус имеет прорезиненное покрытие, благодаря чему обнаружить ее на радарах было практически невозможно, за что она и получила название «Черная дыра». Эта модель использовалась на съемках российского фильма «72 метра».

Во время проведения осмотра музея экскурсоводы включают аудиозвуки, записанные еще во время работы подземной базы. Можно услышать шум работы различных механизмов, стуки, голоса людей. Все это позволяет окунуться а атмосферу того времени и представить себе, как здесь обстояли дела.

Экскурсия по комплексу длится около двух часов. За это время посетители могут осмотреть только половину музейного комплекса. В дальнейшем администрация города планирует расширить территорию современного музея и пополнить его новыми экспонатами.

При входе в тоннель можно посмотреть размещенные на стендах фотографии и ознакомиться с историей базы подводных лодок.

В Минно-торпедной части на подводке лодках проверялось состояние боеприпасов. В эту часть торпеды подвозили на специальных тележках, которые перемещались по колеям.

Сухой док был отведен для ремонтных работ, в которых нуждались подводки.

Арсенал. В этом помещении находились снаряды, которые развозили на специально предназначенных для этого контейнерах. Сегодня здесь располагается самая большая часть экспонатов музейного комплекса.

Открытая площадка на выходе из арсенала служила платформой для загрузки и выгрузки.

Интересные факты о музее

Поскольку строительство объекта проходило тайно, то отсутствие информации порождало множество слухов и домыслов. По этой причине местные жители могли лишь догадываться, что происходит на территории объекта.

Один мой знакомый из Балаклавы рассказывал, что его отец работал на базе в течение многих лет, но все это время семья не знала, что он был рабочим на базе и обслуживал подводные лодки. Только после того как объект был рассекречен, отец семейства рассказал, где он работал на самом деле и какую работу выполнял.

Выше в статье я уже говорила о том, что местные жители думали, что этот объект был городской телефонной станцией. Итак, теперь немного интересных фактов об этой самой «станции»:

  • Если в городе исчезало электричество, это означало, что в штольню заходила подводная лодка. Прибывали подводки только в темное время суток.
  • Для придания прочности стенам доков и тоннеля в бетон добавляли жидкое стекло.
  • Подземная база могла выдержать удар ядерной бомбы, который бы в 5 раз превышал по мощности удар, который пришелся на Хиросиму.
  • Дверь, преграждающая попадание в тоннель, весит около 24 тонн.
  • Горная порода, которую вывозили из недр горы, могла бы заполнить пирамиду Хеопса изнутри.
  • При выкачивании воды из дока, когда в него заходила подводка, на его дне оставалось много рыбы, которую матросы собрали и коптили. Если над Балаклавой появлялся запах коптящейся рыбы, это означало, что на ремонте в доке стоит очередная подлодка.
  • В 2007 году на базе подводных лодок снимали египетский фильм «Таймур и Шафика».
  • Раз в два месяца с рабочими цеха проводилась беседа в КГБ. После этого, люди шутили, говоря «Хочешь жить — потеряй память».
  • Гражданских, работающих на заводе, не работу сопровождали вооруженные матросы.

Музей подводных лодок в Севастополе: как добраться ?

До 1957 года Балаклава имел статус города, но с появлением засекреченной базы, город был перенесен в Севастопольский район. От Севастополя Балаклаву отделяют всего 7,5 км.

Добраться из Севастополя к Музею подводных лодок можно несколькими способами:

  • На своей машине или на такси
  • На прогулочном катере
  • на маршрутном такси или на рейсовом автобусе №9 и №24, которые отходят от остановки 5-й км Балаклавского шоссе. Ехать нужно до остановки Оболонь. Если вы едете на маршрутном такси, можно заблаговременно попросить водителя остановиться на повороте к музею, а дальше пройти пешком. Тротуар проходит мимо ЖД станции.
Читайте также:
10 стран, в которые не стоит ехать в 2021 году (+ альтернативный выбор)

На своей машине доехать до музея подводных лодок от центра Севастополя можно так:

Режим работы объекта

Музей подводных лодок открыт не только в высокий сезон. Попасть на экскурсию по базе можно в любое время года. Однако по решению администрации время работы музейного комплекса может меняться в зависимости от сезона.

  • Понедельник, вторник — музей работает без проведения организованной экскурсии.
  • Среда — воскресенье — с 9:30 до 166:00. Перерыв на обед в кассе длится с 12:55 до 13:25

Цена билета

Стоимость билетов в музей подводных лодок в Балаклаве варьируется.На цену экскурсии влияют различные факторы, приведенные в таблице ниже:

Услуги Цена билет, руб
Экскурсии:
взрослые 300
дети, студенты (при наличии студенческого билета) 100
Индивидуальная экскурсия:
летом (до 10 человек) 15 000 (с группы)
зимой, осенью (до 5 человек) 3 000 (с группы)
Профессиональная фото- и киносъемка без прекращения работы музея 10 000/час
Профессиональные кино- и фотосъемка с прекращением экскурсионного обслуживания
весна — лето 75 000/час

Кому предоставляются льготы при посещении музея:

  1. Герои СССР и России;
  2. Герои Социалистического труда;
  3. инвалиды и ветераны ВОВ;
  4. узники концлагерей;
  5. кавалеры Ордена Славы;
  6. инвалиды;
  7. переводчики и руководители туристических групп;
  8. многодетные семьи;
  9. ветераны боевых действий;
  10. военные курсанты и военнослужащие;
  11. суворовцы, нахимовцы, кадеты;
  12. дети до 7 лет;
  13. музейные работники;
  14. студенты ВУЗов и лица до 18-летнего возраста каждую вторую пятницу месяца.

На территории музея ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • Проводить видеосъемку и аудиозапись экскурсии, использовать фотовспышку.
  • Проносить предметы, рюкзаки, сумки и свертки размером более чем 55х 35 х 25 см, или длинномерные предметы, сумма измерений которых по длине, ширине и высоте превышает 110 см.
  • Проходить за ограничительные линии и прикасаться к витринам и экспонатам.
  • Проносить оружие, огнестрельные, взрывчатые, ядовитые и радиоактивные вещества, колющие и режущие предметы.
  • Проходить на территорию в нетрезвом состоянии, проносить и распивать спиртные напитки, в т.ч. и слабоалкогольные. Проносить на территорию любые напитки в стеклянной таре.
  • Курить и использовать любые пожароопасные средства и устройства.
  • Проводить домашних животных.
  • Нарушать общественный порядок и тишину.

По материалам: http://muzey-sevastopol.com/820/pravila-poseshcheniya

Информация для посетителей:

  • Адрес: Таврическая набережная, 22, Балаклава, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 44.500724, 33.596329.
  • Официальный сайт: http://muzey-sevastopol.com/
  • Телефоны: +7-8692-63-75-90 (офис), +7-978-889-10-56 (экскурсии).
  • Группа в ВКонтакте: https://vk.com/club64899617
  • Электронная почта: vimfs@mail.ru

Музей подводных лодок в Балаклаве

Балаклава музей подводных лодок

Город Балаклава находится на южной окраине Крыма, недалеко от большего города-порта Севастополя. В мировую историю попало Балаклавское сражение 1854 года, одно из самых жарких сражений Крымской войны. Именно здесь 25 октября, Британская империя «Легкая Бригада» сделала свою знаменитую, обреченную на провал, высадку морского десанта для последней отчаянной попытки войти в порт Севастополя.

Географические координаты музей подводных лодок в Балаклаве на карте Крыма GPS: N 44.497362, E 33.596749.

Хотя сама Балаклава функционирует в качестве военного порта в течение многих столетий, база подводных лодок была построена в 1957 году. Это было во время холодной войны, на фоне бряцания оружием между США и СССР, Сталин издал директиву о создании парка атомных подводных лодок в Черном море. С этого указа и началось монументальное строительство подземного парка. Поскольку объект был секретный ему присвоили название «Объект 825 ГТС»

Эта идея стала главным атомным проектом СССР Лаврентия Берии. По приказу Берии провели растянувшиеся на годы исследования Крыма, прежде чем в конечном итоге решили остановиться на тихой бухте Балаклавы. Бухта врезаясь в береговую линию делает поворот почти под углом 90 градусов, что с моря делает ее практически незаметной, а шторм и непогода разбиваются о прибрежные скалы, делая бухту абсолютно тихой.

Началось грандиозное строительство секретного объекта. Этот объект строили четыре года, более 120 тонн породы были вырезаны и кропотливо удалены, чтобы сформировать огромные подземные камеры, открытые для воды помещения.
После окончания строительства было рассчитано, что база подводных лодок в Балаклаве практически не поддается разрушению: ее доки и коридоры защищены оболочкой из бетона и стали, способны выдержать прямой ядерный удар до 100 килотонн.

Между тем, сам город Балаклава стал одним из самых закрытых мест в СССР. Вход в Балаклаву был так ограничен, что даже родственники рабочих не смогли посетить город, не предоставивших обширную документацию, подтверждающую их обоснованность для въезда.
База подводных лодок в Балаклаве интенсивно использовалась в течение всего периода холодной войны. В тесном сотрудничестве с Черноморским флотом, дислоцированного в Севастополе. Во время кубинского ракетного кризиса, размещение США ракет «Геркулес» в Турции, спровоцировали СССР ответить ядерным вооружением в Кубе, а также привести в боевую готовность подводные лодки в Балаклаве в ожидании приказа о контратаках на Турцию.
Вплоть до распада Советского Союза, объект в Балаклаве оставался одним из сильнейших сдерживающих факторов СССР, чтобы играть против своих врагов в Европе.

Читайте также:
Крупные торговые центры Адлера: адреса и фото, список, на карте

В отличие от многих подобных объектов, секретный объект базирования подводных лодок в Балаклавской бухте пережил распад СССР. Он оставался в использовании до 1993 года. Последняя русская подводная лодка выплыла из Балаклавской бухты в 1996 году. В течении долгого времени комплекс был не охраняемым, подвергался постоянному разграблению.

В Балаклаве Военно-морской музейный комплекс был основана Министерством обороны Украины 30 декабря 2002 года и открыт для посещения 1 июня 2003 года. План музея включает части 600-метрового центрального тоннеля, пустое хранилище ядерного арсенала, а также ряд жилых кварталов и подсобных помещений, доки подводных лодок.
Военно-морской музейный комплекс находится на западной стороне бухты, которая проходит практически через весь город. Комплекс пещер объекта, тянется на расстояние более 600 метров, до входа из второго отверстия на противоположной стороне горы Таврос.
Военно-морская база, та часть которая относится к музею – это примерно 30% всего комплекса. Эта часть сейчас отремонтирована и поддерживается при постоянной температуре 15 градусов Цельсия.

Весь комплекс состоит из изогнутых тоннелей и огромных отсекающих дверей, которые были нацелены в случае ядерного удара гасить ударную волну.
На базе не только размещались подводные лодки, а еще были влажные и сухие доки, ремонтные мастерские, торпедные склады и конечно же арсенал ядерных боеголовок. Хотя база подводных лодок Балаклава была предназначена для размещения и защиты всех сотрудников доков, но в случае необходимости в ней могли укрыться и жители всего города.
В музее находится целый зал посвященный истории подводных лодок и морскому флоту, макеты кораблей, части вырезанные из подводных лодок и много всего прочего.

В одной из частей музея осталась надпись на стене той эпохи: «Не все говори что знаешь, но всегда знай, что говоришь!»

Музей подводных лодок в Балаклаве одна из потрясающих воображения достопримечательностей Крымского полуострова, один из самых посещаемый музеев Севастополя и Балаклавы.

Музей подводных лодок в Балаклаве на карте Крыма

Музей подводных лодок в Балаклаве

В истории Балаклава известна кровопролитным и горячим сражением 1954 года в Крымской войне. В 1957 году на территории города с военным портом построили базу подводных лодок.

Монументальный парк располагался под землёй и принадлежал к категории секретных, поэтому ему дали неброское название «объект 825 ГТС». Сейчас на территории этой базы оборудован музей, привлекающий в Балаклаву тысячи любителей военной истории.

  • Музей на базе секретного объекта
  • История создания подземной экспозиции
  • Интересные экспозиции
  • Правила посещения и цена экскурсий
  • Как добраться до Музея подлодок в Балаклаве
  • Музей подводных лодок на карте Крыма

Музей на базе секретного объекта

Музей подводных лодок находится в южной части Крымского полуострова. Исторический и культурный объект разместился в тонком перешейке Балаклавской бухты.

Напротив него, на другом берегу залива, находятся интересные места, которые тоже рекомендуется посетить туристу — руины фортификации Чембало и красивая набережная Назукина.

Подземный музейный комплекс испещряет собой внутреннюю часть горы Таврос и имеет 2 выхода: к Балаклавской бухте и морю. Он был открыт в 2003 году, спустя 10 лет после ликвидации подземной базы. Сейчас музей подводных лодок является одним из наиболее необычных мест в Крыму и включает в себя сразу несколько любопытных объектов:

  • — ремонтно-технический цех;
  • — топливные хранилища для хранения сырья объёмом 9.5 тысяч тонн;
  • — заводской цех по ремонту кораблей с доком на суходоле;
  • — отсек для сборки и испытаний ядерных ракет;
  • — укрытия для субмарин.

Сегодня экскурсии по бывшей секретной базе подводных лодок проводятся на отдельных участках. Тем не менее, у посетителей есть возможность оценить впечатляющие масштабы этого места.

Раньше с воздуха военный комплекс не был виден совсем. Можно было заметить только бетонированные участки, на которых сооружались муляжи жилых домов и зелени.

Сегодня бывшие арсеналы и цеха переоборудованы под тематические и экспозиционные залы. Действует 2 экскурсионных маршрута.

  • — Один из них — пеший, по лабиринтам бывшей подземной базы с посещением судоходного канала, коллекции ядерного оружия ВМФ СССР, знакомством с советскими и современными подводными субмаринами.
  • — Вторая экскурсия предусматривает путешествие на катере по подземному водному каналу длиной 600 м с посещением сухого дока, расположенного на глубине 8 м под уровнем моря.
Читайте также:
Швейцарские банки: 4 условия для открытия счёта в 2021 году

Курортный комплекс «Азовский»: 4 аквазоны – 2 аквапарка и 2 бассейна с подогревом воды, «шведский стол», просторный пляж, анимация, детские и спортивные площадки, бесплатная парковка.

Отдых в Крыму «всё включено». Подробнее

Звоните: 8 800 775 15 41 (бесплатно по России)

История создания подземной экспозиции

Музей подводных лодок в Балаклаве, Крым, был создан на месте засекреченной советской базы. Строительство объекта началось в 50-е годы XX столетия, а крымский город был выбран для него неслучайно. Именно здесь дислоцируется Черноморский флот, охраняющий государственные границы.

После окончания Великой отечественной войны в СССР создали новое оружие разрушительной силы — ядерные боеголовки. Их успешно протестировали, а затем руководство государства задумалось о строительстве военной базы, которая могла бы защитить от последствий ядерного взрыва.

Вопросами ядерного вооружения в то время занимался Лаврентий Берия. Именно ему Сталин поручил подыскать место для сооружения секретной базы. Берия сделал акцент на Балаклавской бухте, которая была скрыта от посторонних глаз и располагалась вблизи севастопольской военно-морской базы Черноморского флота.

Строительство подземного объекта в Балаклаве начали в 1953 году. В этот период город уже получил статус закрытого. Строительный процесс был закамуфлирован под сооружение ГТС, а впоследствии эта аббревиатура стала частью названия секретной военной базы.

В 1961 году объект ввели в эксплуатацию. На его площадях размещали и ремонтировали подводные лодки, хранили боезапасы для них, занимались сборкой субмарин. В течение 30 лет здесь базировалась 155 бригада подлодок.

В 1993 году военный объект закрыли и ликвидировали. Только после этого местные жители узнали, что здесь располагалась военная база, а не городская телефонная станция. В 2003 году на месте военного секретного объекта открыли Балаклавский музей подводных лодок.

Интересные экспозиции

Музей подводных лодок представляет большой интерес для гостей Балаклавы. Здесь размещено много ценных военных экспонатов, в числе которых есть даже настоящая подлодка. Она пришвартована около подземного причала в центральной штольне.

Сооружения бывшего секретного объекта являются центральными достопримечательностями музея и оформлены в виде тематических экспозиций. Подземные коммуникации занимают площадь около 5 тысяч кв.м. и представляют собой настоящий лабиринт внутри горы. Аварийное состояние многих залов базы не позволяет заходить туда даже сотрудникам музея.

Экскурсионный маршрут пролегает через центральный тоннель протяжённостью 500 м. В его центре есть проходной канал для подводных субмарин. В этом же тоннеле разместился и сухой док, в котором раньше ремонтировали подводные лодки.

С обеих сторон тоннеля есть ответвления, где располагаются ремонтные мастерские и цеха. Входы в некоторые из таких помещений оборудованы противоатомными дверями с гидрозатвором. В их основе находится армированный бетон, способный выдержать ядерный удар.

Находясь в музее подводных лодок в Балаклаве, обязательно посетите следующие интересные объекты:

  • — главная вентиляционная установка на входе в объект 820 РТБ;
  • — техническая зона объекта 820 РТБ с пультами управления вентиляцией и климатом, понижающей подстанцией, кладовой, агрегатной, учебными классами, прочими служебными помещениями;
  • — макет дизель-электрической подводной лодки;
  • — макет ядерной торпедной боеголовки;
  • — экспозиция «подводные силы Черноморского флота СССР»;
  • — экспозиция «Подводные силы Черноморского флота в Великой отечественной войне»;
  • — хранилище торпед с макетом тяжёлого авианесущего крейсера «Киев»;
  • — мостик через морской канал;
  • — придоковая площадка;
  • — батопорт сухого дока;
  • — потерна завода по ремонту подводных лодок;
  • — экспозиция «краткая история строительства фортификационных сооружений Севастополя»;
  • — экспозиция «карта подземных сооружений Севастополя и стенды с фамилиями строителей объекта».

Посетив подземные экспозиции и сооружения музея, вы можете выйти в арсенальный дворик, где размещены образцы торпед и мин, а также находится стоянка самолёта ЯК-38 с вертикальным взлётом и посадкой.

Правила посещения и цена экскурсий

Посещение музея подводных лодок — платное. Стоимость билета составляет:

  • — 300 рублей — для взрослых;
  • — 100 рублей — для студентов (при наличии подтверждения) и детей;
  • — Бесплатно — для детей возрастом 5-7 лет.

В соответствии с правилами посещения на военный объект нельзя заходить детям младше 5-ти лет.

График работы музея: среда-воскресенье. Обеденный перерыв здесь начинается в 1255 и заканчивается в 1325. В ноябре-апреле музей открыт для посетителей с 1000 до 1600. На протяжении всего лета и первой половины осени учреждение работает с 1000 до 1700.

Ходить по объекту без экскурсовода нельзя. Экскурсии проводятся группами от 10-ти человек, поэтому нужно ждать, когда наберётся достаточное количество людей.

Внутри запрещено вести профессиональную фотосъёмку и видеосъёмку.

Поскольку бункер находится в горной скале, в залах довольно прохладно. Поэтому возьмите с собой на экскурсию тёплую одежду.

Читайте также:
Рай на земле или где находится Тосса де Мар на карте Испании

Как добраться до Музея подлодок в Балаклаве

Место расположения достопримечательности — Балаклавская бухта, что в 17 км от центра Севастополя. Добраться сюда можно на общественном и личном транспорте.

  • — От железнодорожного или автовокзала в Севастополе нужно доехать к конечной остановке «5-й километр Балаклавского шоссе».
  • — Сюда также ходят троллейбусы №№ 17 и 20, автобусы №№ 26, 20 и 17.

Добравшись к данному пункту, нужно пересесть на маршрут №№ 99, 94 или 9, проехать до остановки «Оболонь», повернуть вправо и дойти к западной части Балаклавской бухты. Пеший путь занимает 10-15 минут.

Аналогичное путешествие можно совершить на собственном автомобиле, ориентируясь на координаты карты или автомобильный навигатор.

Музей подводных лодок в Балаклаве 🌊 объект 825ГТС

Обновлено: 2 июля 2021 / 2 комментария

База подводных лодок в Балаклаве

Балаклава располагается в одноименной бухте, представляющей собой узкую полоску моря длиной 1,5 км и довольно большой глубиной – до 36 м. Это место упоминалось ещё в «Одиссее» Гомера, главный герой которой останавливался в бухте со схожим описанием.

С античных времён бухта использовалась в ходе военных действий, подтверждение чему можно найти в трудах Птоломея, Плиния, Страбона и других древних авторов. В средневековье бухту активно использовали генуэзцы, а в XVIII веке в годы русско-турецкой войны здесь состоялось крупное морское сражение, закончившееся для турецкого флота сокрушительным поражением.

Так, одной из главных достопримечательностей Балаклавы считается музейный комплекс, расположенный под землёй, на ранее действующей базе подводных лодок. Уникальный комплекс засекреченных объектов периода «холодной войны», широко известный в наши дни как «Объект 825 ГТС», является одним из филиалов Военно-исторического музея фортификационных сооружений.

Туры и путевки в Крым

Рекомендуем сравнивать цены на туры на сайтах: Travelata или Level.Travel. В стоимость тура включены: авиаперелёт, трансфер из аэропорта до отеля и обратно, проживание и питание в отеле и медицинская страховка.

Объект 825 ГТС — немного истории

В послевоенные годы СССР и США, стремительно наращивали свой ядерный потенциал, при этом угрожая друг другу нанесением сокрушительных ударов.

После осуществлённых Вооружёнными силами США атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки (Япония) в августе 1945 г., СССР была принята программа, предусматривающая проведение ряда мероприятий с целью укрытия мирного населения и важнейших объектов как города Севастополя, так и флота.

Для этого руководством СССР было принято решение найти в Крыму такое место, где атомные подлодки могли бы базироваться для нанесения ответных ударов противнику. Выбрано было уникальное природное место – глубоководная Балаклавская бухта, которая не видна с моря и надёжно защищена от штормов.

В 1947 г. проект сложнейшего фортификационного сооружения – противоатомного подземного комплекса, спроектированного институтом «Гранит», расположенным в Ленинграде, был лично завизирован И.В. Сталиным. Строительство началось в 1954 г. и круглосуточно осуществлялось военными строителями и профессиональными метростроевцами подземным способом в толще горы.

Общая площадь комплекса составила 15000 м 2 . По проекту, в его состав планировалось включить несколько автономных объектов: топливное хранилище, ёмкость которого 9500 тонн; минно-торпедную часть; «гидротехническое сооружение» — тот самый объект 825 ГТС; ремонтно-техническую базу (ныне известную как объект 820).

Объект 825 ГТС, как сооружение противоатомной защиты первой категории был создан с целью укрытия, ремонта и обслуживания подлодок, а также для хранения боеприпасов. Ширина подземного канала составляет на некоторых участках до 22 м, глубина – 8 м, длина – более 500 м. В нём могло свободно разместиться до 7 небольших подлодок.

База способна выдержать взрыв до 100 килотонн, а при атомном конфликте заводом мог быть принят весь рабочий персонал, руководство и экипажи с обеспечением питьевой воды, питания и жилья более чем на 30 дней.

Интересно! Название объекта было зашифровано кодом 825 ГТС, где «ГТС» для непосвящённых в целях конспирации могло означать «городская телефонная станция».

Пункт базирования подлодок использовался до 1993 г. Именно в этом году жителям города и стало известно о настоящем назначении засекреченного комплекса. После распада СССР Украиной было заявлено, что нужды у государства в данном объекте нет. Комплекс почти не охранялся, в результате чего был разграблен мародёрами. Всё ценное оборудование вскоре было вывезено в неизвестном направлении.

Позже «морским собранием» Севастополя в обращении к Балаклавской мэрии было предложено сделать на заброшенном объекте музей морской техники и подводного флота. Его открытие состоялось в 2003 г.

Официальный сайт

С актуальной информацией о базе подлодок можно ознакомиться на официальном сайте объекта.

Читайте также:
На каком виде транспорта удобно добираться из Токио в Киото?

Где находится?

  • Популярная у туристов достопримечательность расположена в горе Таврос в западной части Балаклавы.
  • Местоположение: Таврическая набережная, 22, Балаклавский р-н, г. Севастополь.

На карте

Как добраться?

Добраться до музейного комплекса можно несколькими способами.

От севастопольского ж/д вокзала и автовокзала г. на троллейбусах №17 или №20, либо на автобусах №№17, 20, 26 необходимо доехать до конечной остановки «5-й километр». Далее – пересесть на маршрутку или автобус №№9, 94, 99 и доехать до остановки «Оболонь», после чего – повернуть в правую сторону, на западный берег бухты. Пешая прогулка займёт около 15 минут.

От восточного берега бухты нужно проехать одну остановку на автобусах №№9, 94, 99 (ост. «Оболонь»), после чего повернуть в левую сторону, к западному берегу бухты.

Таже из любой точки в Балаклаву можно доехать на такси. Такси и трансферы удобно заказывать на Kiwitaxi.ru — это онлайн-система поиска такси и бронирования индивидуальных трансферов. Из плюсов:

  • фиксированная стоимость
  • встреча с именной табличкой
  • круглосуточная поддержка

Подводный музей

Музей открыл свои двери для посетителей в начале июня 2003 г., как часть Музея военно-морских сил Украины.

В его состав включены памятники приморской фортификации, создававшиеся в сложнейших природных условиях: судоходный канал, ядерный арсенал объекта 820 РТБ ВМФ СССР и производственные помещения секретного объекта 825 ГТС.

Посетителям доступны далеко не все помещения бывшего подземного музея, что связано с тем, что многие из них остаются в аварийном состоянии, из-за чего передвижение по некоторым участкам может быть опасным. Осмотреть можно зоны вокруг канала, проходящего насквозь через гору Таврос, несколько заводских цехов и арсенал.

Для посетителей организованы экспозиции, рассказывающие:

  • Об истории ВМФ;
  • О подводных силах Черноморского флота СССР;
  • Об аспектах «холодной войны».
  • Действует также выставка, в экспозиции которой представлены раритеты Восточной войны (1853-1856 гг.).
  • Посетители музея могут ознакомиться с образцами вооружения и военной техники, несколькими моделями боевых судов.

Цены на билеты

Стоимость билетов на посещение основного маршрута музейного комплекса с аудиогидом:

  • входной билет для взрослых с 14 лет700 ₽.,
  • для учащихся средних школ, студентов очных форм обучения (7-13 лет) – 350 ₽.
  • для детей с 3 до 6 летвход бесплатный.

Возрастных ограничений для входа в музей нет. Билеты можно приобрести в кассе музея (наличный и безналичный расчет) или на официальном сайте по ссылке выше.

Для военнослужащих по призыву, ветеранов войны, участников боевых действий, воспитанников Суворовских и Нахимовских училищ, кадетских корпусов, курсантов военно-учебных заведений, многодетных семей, детей с 5 до 7 лет, детей-сирот, работников музейных учреждений России, инвалидов второй группы, руководителей экскурсионных групп вход в комплекс свободный.

Экскурсии

Посещение разрешается только в сопровождении экскурсоводов. Экскурсионные группы формируются из числа индивидуальных посетителей (до 70 человек) в день посещения.

  • Последняя часовая экскурсия начинается в 19-30.
  • Стоимость индивидуальной лекции-экскурсии для группы до 1 до 10 человек – 20.000 ₽.

Существует два варианта экскурсий:

  1. Первый – пешеходный маршрут, позволяет ознакомиться со всеми действующими экспозициями музея, арсеналом и моделями подлодок. Его протяжённость составляет около 1 км, а продолжительность экскурсии – чуть меньше полутора часов. Вход и выход на территорию находятся в разных частях набережной.
  2. Второй маршрут экскурсии проходит через подземный канал, а передвижение осуществляется на катерах. Минусом этого варианта является некоторая ограниченность в информативном плане. Экскурсанты лишены возможности осмотреть музейные тематические экспозиции, но могут увидеть места ремонта и стоянок лодок, систему погрузки боеприпасов и затворные системы.

Стоимость билетов на катерную экскурсия по каналу:

  • взрослый (с 14 лет) — 600 ₽;
  • детский (7-13 лет) — 300;
  • с 3 до 6 лет — бесплатно.

Также мы советуем увлекательные экскурсии для отдыхающих и путешественников здесь: Tripster.ru – сервис необычных экскурсий от местных жителей и гидов, которые могут рассказать о самом интересном в своих городах.

Режим работы

  • Музей работает ежедневно с 9:00 до 21:00. (начало последней экскурсии в 19-30)
  • Кассы открыты с 8:45 до 19:00.
  • Санитарный день (выходной) — последний понедельник месяца.

Описание — что вы найдете на территории?

В рамках пешеходного маршрута экскурсанты делают 12 остановок. Наибольший интерес для посетителей представляют два транспортных зала, минно-торпедная часть, транспортная потерна, сухой док, арсенал и запирающие конструкции подземного канала.

Важно! Видеосъёмка и аудиозапись на территории подземного комплекса запрещены. Непрофессиональная фотосъёмка осуществляется бесплатно, без права публикации в электронных и печатных изданиях.

В первом транспортном зале находится экспозиция, рассказывающая об истории строительства, представлены образцы оборудования, фотоматериалы. Второй зал служил местом проведения обслуживания, контроля и подзарядки торпед. Именно отсюда они по рельсам транспортировались на подлодки или в арсенал.

Читайте также:
Авиакомпании России: Редвингс WZ - официальный сайт компании

Арсенал, по отзывам посетителей, является самой интересной частью маршрута. В его помещениях с точностью воссоздана обстановка периода «холодной войны», а также представлен ряд экспонатов, посвящённых истории советского флота. Не меньший интерес представляют помещения, предназначенные для сборки и проверки боеприпасов, склады и транспортные пути.

Транспортная потерна представляет собой протяжённый подземный ход, проложенный в твёрдых горных породах, служивший для перемещения между подразделениями объекта. Одними из самых интересных для посетителей объектов, являются модели подлодок, размещённые в сборочном цеху.

Сухой док использовался ремонта подводных лодок, а над производственной площадью были оборудованы кабинеты руководителей, медицинский пункт и столовая.

Запирающие конструкции – батопорты, использовались для изоляции базы от внешнего мира со стороны Чёрного моря.

Смотреть видео

Завод по ремонту подводных лодок

За время существования базы, в ней побывало 155 экипажей подлодок, а в цехах подземного завода трудились лучшие специалисты. Оборудование, предназначенное для ремонта, парк станков и установки для зарядки аккумуляторов располагались на смежных с сухим доком площадках.

Странная история Музея подводных лодок в Балаклаве: разграблен или создан?

«Военные строители восстановили разграбленный Украиной музей подводных лодок» – заголовок такого содержания прочитал в последнем майском номере в одной из местно-столичных газет. Новые журналисты могут и не разбираться в истории Севастополя.

Главное печатать, печатать и ещё раз печатать. Бросился перечитывать. Знал наверняка, что Украина не могла разграбить музей в Мурманске или на Тихоокеанском флоте, в Штаты её бы к музеям не подпустили для разграбления. В Киеве и Львове таких музеев я не помню. Где же тот музей?

Газету нашел, почитал. Классная статья, высокопрофессиональная. Но некоторые неточности есть. Когда ельциновская клика сдала без боя в полное владение Украине Крым и Севастополь, на их территории не было музеев подводных лодок. Были воинские части и объекты Черноморского флота. Среди них и штольни в Балаклаве. Вот они и были брошены на произвол судьбы и разграбление. Передача объекта городу подразумевала и передачу денежных средств на его содержание. Такой передачи не было, а город жил на «подсосе», без достаточных дотаций из столицы, которую Севастополю «назначили» партийные чиновники. Уникальный и очень разнообразный станочный парк был вывезен в неизвестном направлении. Местные «металлурги» несколько лет с опаской смотрели на золотые горы черного металла штолен, думая, что на охрану напороться можно. Первые сталкеры робко вырубали люки канализационных колодцев. Чуть позже взялись за стальные двери кабинетов и подсобных помещений, за лестничные марши. В товар пошли трубы коммуникаций и вентиляционные магистрали. Самой ценной добычей были кабельные трассы, содержащие огромное количество меди.

И только в 2003 году власти смогли договориться об остановке разграбления ворьем наследия укрытия. Первоначально о музее и речи не было. Но огромный интерес к подземному объекту привел к решению о создании подземного музея фортификационных сооружений. Открыт он был 1 июня 2003 года.

В газетной статье есть слова «…с доков вывезли всё… оборудование с драгметаллами», которые вызывают вопрос о количестве доков. Док был и остался единственным. О наличии на нем драгметаллов можно только догадываться.

Июньская прогулка под землей

Купил билет за 700 рублей (при пенсии в 14000 р.) и получил наушник и брелок электронного гида. Решение оригинальное. Стоишь при входе – слышишь комментарий о входных дверях. Шаг ступил в коридор – прошлое позади, слушай про коридор. Назад ни шагу. Звуковые эффекты инсталляции, пыхтелки, кряхтелки, стрелялки, взрывалки, скрежеталки просто оглушают. Авторы этого деяния явно перестарались, отвлекая гостей от основной информации.

Исчезла экспозиция о создателях этого уникального подземного сооружения. О строителях Строительного управления №528 упоминает только траурная косая доска до входа в подземелье. На ней перечень фамилий и ни слова о трудовом подвиге сотрудников. Будто их и не было. Трудно было найти сведения о проходчиках? Нов фондах музея они были вплоть до 2021 года. А потом пропали? Или новые «хозяева музея» сочли их излишне сентиментальными. Короче, зал о строителях демонтирован уже в 2021 году.

За минувший год до неузнаваемости преобразилась шлюзовая камера. Масштаб объекта сразу потерялся. Транспортный коридор стал вестибюлем присутственного места в столице отдаленной волости. Удивляет обилие клеток и решеток, которыми младые авторы экспозиции решили закрыть от возможных вандалов среди посетителей музея самые ценные экспонаты – пачки с печеньем, сгущенку, тушенку, воздушный фильтр. Эти раритеты из середины прошлого века охраняются особо от голодных экскурсантов. А сытые гости чувствуют себя слегка озадаченными: «Печеньки от нас директор музея спрятал за решетку»? Реально в заводе таких решеток не было. Это – болезненная фантазия нынешних историкотворцев о голодном прошлом наших отцов и дедов.

Читайте также:
Страны с самой большой и маленькой женской грудью

Коли музей назвали музеем подводных лодок, то нужно хотя бы несколько из них показать. Но лодок в музее пока еще нет. Для очарования гостей сделали черные коробки с малюсенькими модельками, подсветили их с соответствующей скромностью. Может гриф секретности лежит на советских подводных лодках? Нет. Хотелось новаторам что-то свое в истории подводного кораблестроения сказать. Вот и создали экспозиции не лучше прежней, но явно дороже.

На придоковой площадке появился кинозал с размазанной картинкой на экране. Гости внимания ему не оказывают. Рассмотреть и услышать что-то очень сложно. Есть спускаемый модуль космического аппарата «Союз», обгоревший и облупившийся. Какое отношение он имеет к музею подводных лодок? Никакого! А внимание экскурсантов уже отвлечено.

Прогулка вдоль подземного канала входит в программу экспозиции. Есть помещения, куда ординарных посетителей музея не пускают. Залы для избранных. Есть туалет с фотографиями подводных лодок 14-й дивизии. Это самое лучшее для них место?

От прежней экспозиции сохранился зал-коридор «Преступление перед человечеством». Содержательная и важная экспозиция, за несколько лет тщательно собранная по крупицам из различных источников, сегодня забита какофонией жутких звуков.

Исчезла необъяснимым образом экспозиция, посвященная героическому ратному пути 14-й дивизии подводных лодок, базировавшейся в Балаклаве. А штольня-укрытие создавалась как раз для неё. Может нет экспонатов? Но ветераны 14-й бригады передали в музей огромное количество экспонатов, приборов с подводных лодок, личных вещей, наград, фотографий и документов. И они раньше экспонировались, но внезапно стали «старьем» и, в лучшем случае, перекочевали в запасники.

В звуковом тексте сопровождения диктора электронного экскурсовода есть ошибки. Нужно было вычитать тексты, а потом прослушать исполнение диктора? С числительными и их склонениями творится ерунда на уровне начальной школы. В титрах фильма про подводную лодку 644-го проекта есть строки: «При скорости в 10 узлов запас хода уменьшался до 10 миль». А как это следует понимать?

Заслуживает похвалы наличие туалетов на входе и выходе из музея, в придоковом зале. В этом же зале под потолком висит чей-то винт. Может быть, Карлсон штанишками зацепился за балку, пролетая над каналом, но не вернулся за ними?

Назначение зала у выхода из подземелья, в котором размещена экспозиция с оригами под потолком и плошками-свечками вдоль стен, объяснить трудно. Едва ли это лучший символ памяти о подводниках.

Бесплатным правом посещения музея теперь может пользоваться большая группа людей от Героев Советского Союза до детей от 3 до 7 лет. Таких категорий посетителей, как пенсионеры и школьники в списке льготников нет. Есть сомнения, что кто-то из местных пенсионеров с пенсией в 14 тысяч рублей с большой радостью отдаст 700 рублей за входной билет. Это 120 часть месячной пенсии или полуторосуточное довольствие севастопольского пенсионера. Да и вопрос о патриотическом воспитании севастопольских школьников путем приобщения к истории подводного флота отпал сам собой по причине дороговизны билетов. Нет никакого послабления и для местного населения.

Главный вывод: Герой романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова Фагот так оценил высказывание другого героя: «Поздравляю вас, гражданин соврамши!» За адвоката Украины меня не держите. С ней у меня особые счеты. Вернемся к заголовку статьи. Как Украина могла разграбить музей подводных лодок, если до её прихода такого музея не было? Если при властвовании Украины такой музей был создан и передан в полной сохранности стараниями его сотрудников российским властям? В статье упоминается Виктор Ющенко, при президентстве которого, якобы, был разграблен «музей». Но он руководил Украиной с 2005 по 2010 года и не имел к подземному заводу никакого отношения. К его приходу музей уже функционировал и активно пополнял экспозиции. Современниками разорения штолен были президенты Леонид Кравчук (1991-1994гг.) и Леонид Кучма (1994-2005гг.). При втором из них музей и создавался. Автор газетной статьи не удосужился даже эти даты сопоставить. А зря!

Лечение рака мочевого пузыря в Германии

Рак (карцинома) мочевого пузыря — злокачественная опухоль, растущая, как правило, из эпителия мочевого пузыря (уротелия). Это одна из частых онкологий, с которой обращаются за лечением в Германию наши пациенты. По частоте заболеваемости рак мочевого пузыря занимает 5-е место среди онкологических заболеваний. Поражает чаще всего мужчин старше 72 лет и женщин старше 74 лет. В большинстве случаев определяется на ранних стадиях.

Читайте также:
Где находится Ват Кеу. Местоположение Вата Кеу на карте Краби и описание

Причины и симптомы рака мочевого пузыря

Основным фактором риска возникновения рака мочевого пузыря считается курение. Работа с вредными веществами и химическими субстанциями также значительно повышает риск заболевания.

К факторам риска относят также прием высоких доз фенацитина (обезболивающее сегодня не применяется), цитостатиков в рамках другого онкологического заболевания, а также лучевая терапия в области мочевого пузыря и малого таза.

На ранних стадиях рак мочевого пузыря практически не вызывает жалоб. 8 из 10 заболевших отмечают в моче наличие крови, а также темный цвет мочи. Частые позывы к мочеиспусканию при малом количестве мочи также могут указывать на рак мочевого пузыря.

Подробнее о причиная и симптомах рака мочевого пузыря в раделе Диагностика рака мочевого пузыря –>

Лечение опухолей мочевого пузыря

Важным фактором для планирования лечения рака мочевого пузыря у мужчин и женщин является стадия развития онкологии. Показатели, которые имеют особое значение:

  • размер опухоли;
  • расположение новообразования;
  • распространение онкологии;
  • степени злокачественности опухолевых клеток;
  • скорость разрастания.
Эндоскопическая операция (TUR) — удаление опухоли

Примерно 70% от всех опухолей являются поверхностными. Это означает, что новообразование располагается только в слизистой мочевого пузыря, не проросло в мускулатуру, и может быть удалено во время цистоскопии с помощью электрической петли. После операции проводится гистологическое исследование, которое должно показать полное удаление опухоли. В рамках диагностики рака мочевого пузыря это играет важную роль в профилактике рецидива заболевания и возможных осложнений.

  • Локальная химиотерапия послеTUR
    Чтобы не допустить рецидива рака, многие пациенты сразу по окончании операции получают профилактические химиотерапевтические медикаменты. Их вводят непосредственно в мочевой пузырь (инстилляция, интравезикальная терапия). Такую химиотерапию получают пациенты с небольшим или средним риском рецидива.
  • Локальная иммунная терапия послеTUR
    При более высоком риске рецидива возможно использование противотуберкулезной вакцины БЦЖ (Сacillus СalmetteGuérin), которая также вводится напрямую в мочевой пузырь. Вакцина вызывает в организме интенсивную иммунную реакцию, которая должна подавлять рост клеток опухоли. Иммунную терапию, направленную на лечение рака мочевого пузыря, начинают примерно через две недели после операции. Длительность послеоперационного лечения составляет, как правило, 6-8 недель. Процедуры проводятся один раз в неделю, амбулаторно. В некоторых случаях в течение последующих месяцев или даже лет пациенты получают так называемую поддерживающую терапию, когда также амбулаторно, один раз в месяц в мочевой пузырь вводятся медикаменты.
Удаление мочевого пузыря (Цистэктомия)

В случае прорастания опухоли глубоко в стенку мочевого пузыря, необходимо обширное оперативное вмешательство, при котором пораженный орган удаляется частично или полностью (цистэктомия). Удаляются также окружающие его лимфатические узлы. Это уменьшает опасность распространения заболевания через возможно пораженные лимфоузлы. У мужчин одновременно удаляется простата и семенные пузырьки, а также мочеточники при их поражении. У женщин в прогрессивной стадии рака мочевого пузыря удаляют матку, яичники, часть влагалища и мочеточники.

При полном удалении мочевого пузыря, во время операции формируют искусственный выход для мочи. Самой простой формой является имплантация обоих мочеточников в тонкий или толстый кишечник.

Еще одной возможностью реконструкции является искусственный мочевой пузырь. При этом из части кишечника образуют мешок, который соединяется с мочеточником. Условием является отсутствие злокачественных клеток на переходе от пузыря к мочеточнику. В противном случае требуется удаление последних. Преимуществом этого варианта является возможность мочеиспускания нормальным способом. Пузырь освобождается с определенными интервалами натуживанием, в зависимости от количества жидкости каждые 3-4 часа.

При невозможности реализации обоих вариантов восстановления, оба мочеточника соединяются с частью толстой кишки (уретросигмостомия). В таком случае моча выделяется со стулом.

Прочие методы лечения рака мочевого пузыря

При подтверждении во время прохождения диагностики в Германии симптомов злокачественной опухоли мочевого пузыря у мужчин и женщин и постановке официального диагноза может быть назначено лечение, не требующее оперативного вмешательства.

Химиотерапия

В некоторых случаях удаление мочевого пузыря невозможно или пациент отказывается от оперативного вмешательства. В таких случаях применяется химиотерапия, действующая на опухолевые клетки во всем организме (системная терапия).

Химиотерапия используется и в случаях прорастания опухоли в лимфатические узлы брюшной полости или другие органы. Терапия уменьшает жалобы и помогает продлить срок жизни пациента.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: