Лизинг самолетов: виды, особенности и стоимость

Лизинг АВИАТЕХНИКИ

Минимум условий – максимум возможностей

Структурирование сделок финансового или операционного лизинга
любой сложности с участием российских и иностранных компаний

Неограниченная сумма финансирования

Лизинговая компания года III Международная премия LEADER LEASING STAR AWARDS 2019

в сегменте авиатехники

FITCH RATINGS 2018

Высокий уровень финансовой надежности

Эксперт РА 2020

по чистым инвестициям
в лизинг

Эксперт РА 2019

Авиапарк ВТБ Лизинг

Пассажирские

Грузовые

Бизнес-джеты

Вертолеты

Персональный менеджер ВТБ Лизинг подготовит предложение для Вас

Заполните форму и мы перезвоним вам в ближайшее время

Спасибо, Петр Петрович!

Менеджер ВТБ Лизинг перезвонит вам в ближайшее время

Обработка персональных данных

В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» я выражаю согласие на обработку АО ВТБ Лизинг (обслуживает сайт http://vtb-leasing.ru, ИНН7709378229, ОГРН 1037700259244, местонахождение: 109147, Москва ул. Воронцовская д. 43, стр. 1) своих персональных данных без оговорок и ограничений, совершение с моими персональными данными действий, предусмотренных п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных», и подтверждаю, что, давая такое согласие, действую свободно, по своей воле и в своих интересах. Согласие на обработку персональных данных дается мной в целях получения услуг, оказываемых АО ВТБ Лизинг.

Перечень персональных данных, на обработку которых предоставляется согласие: фамилия, имя, отчество, место пребывания (город, область), номера телефонов, адреса электронной почты (E-mail), а также иные полученные от меня персональные данные.

Я выражаю свое согласие на осуществление со всеми указанными персональными данными следующих действий: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление или изменение), использование, получение рассылки рекламно-информационного характера, распространение (в том числе, передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, передача, в том числе трансграничная передача, а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством. Обработка данных может осуществляться как с использованием средств автоматизации, так и без их использования (при неавтоматической обработке). При обработке персональных данных АО ВТБ Лизинг не ограничено в применении способов их обработки.

Настоящим я признаю и подтверждаю, что в случае необходимости АО ВТБ Лизинг вправе предоставлять мои персональные данные третьим лицам исключительно в целях оказания услуг технической поддержки, а также (в обезличенном виде) в статистических, маркетинговых и иных научных целях. Такие третьи лица имеют право на обработку персональных данных на основании настоящего согласия.

Я подтверждаю согласие на получение рекламы и любой иной информации от АО ВТБ Лизинг, в том числе от партнеров АО ВТБ Лизинг, по любым каналам связи, в том числе посредством использования телефонной и подвижной связи, смс–оповещения, почтового письма, телеграммы, голосового сообщения, сообщение по электронной почте. При осуществлении рассылки АО ВТБ Лизинг разрешается использовать любую контактную информацию, указанную в настоящем электронном письме. Право выбора компаний, осуществляющих рассылку, предоставляется АО ВТБ Лизинг без дополнительного согласования с получателем такой рассылки.

Данное согласие действует до даты его отзыва мною путем направления в АО ВТБ Лизинг подписанного мною соответствующего письменного заявления, которое может быть направлено мной в адрес АО ВТБ Лизинг по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо вручено лично под расписку надлежаще уполномоченному представителю АО ВТБ Лизинг.

В случае получения моего письменного заявления об отзыве настоящего согласия на обработку персональных данных, АО ВТБ Лизинг обязано прекратить их обработку и исключить персональные данные из базы данных, в том числе электронной, за исключением сведений о фамилии, имени, отчества.

Особенности лизинга в авиаотрасли

С учетом большой капиталоемкости и длительного срока службы самолетов именно лизинг является наиболее оптимальным финансовым инструментом пополнения и обновления парка для авиакомпаний. О том, какие особенности существуют в этом виде деятельности, расскажем в этой статье.

Полезный срок

В авиаотрасли экономически обоснованным сроком службы одного самолета в среднем считается 25 лет – после него расходы на обслуживание вырастают так, что эксплуатация судна становится для авиакомпании нерентабельной. При этом, как правило, первая сделка по новому самолету заключается на 12 лет – спустя это время большинство моделей воздушных судов проходят тяжелую форму обслуживания (D-check), когда резонно заняться его перекраской и сменой конфигурации салона под требования новой авиакомпании без дополнительных затрат. Следующая сделка лизинга зачастую заключается уже на более кроткие сроки.

Следить за техническим состоянием парка – важная составляющая в деятельности авиакомпании. Затраты на восстановление ресурса (летной годности) в определенные периоды могут составлять до 40-50% стоимости судна. Предположим, новый самолет стоит 40 млн долларов (стоимость, как правило, фиксируется в долларах США). Через пять лет его рыночная цена будет 35 миллионов, но лишь с учетом полного ресурса, который авиакомпания использует при эксплуатации воздушных судов.

Читайте также:
Автобус Рубцовск — Славгород Как С Добром Добраться!

Чтобы восстановить его, перевозчику придется осуществить плановое обслуживание, стоимость которого в нашем примере составит 15 млн долларов. Если реализовывать самолет, не проводя обслуживание, за него заплатят не более 40% от его рыночной цены. Именно для этого при лизинге самолетов, кроме лизинговых платежей, запрашиваются технические резервы. Обычно они предоставляются в виде денежных средств, отчисляемых лизингополучателем вместе с лизинговым платежом, или в форме аккредитивов с определенным лимитом на стоимость обслуживания для каждого периода лизинга. Такая мера является рыночной практикой и обеспечивает привлеченное финансирование.

Только операционный лизинг

Классическим видом лизинга в авиации считается международный операционный лизинг, потому что речь идет об аренде техники, востребованной по всему миру и достаточно легко перемещаемой из одной страны в другую. Это заметно расширяет рынок для лизинговых компаний, финансирующих сделки авиализинга. Причем востребован именно операционный лизинг, поскольку при финансовом лизинге или кредитовании авиакомпаниям пришлось бы выплачивать полную стоимость воздушного судна за сравнительно короткий срок (до 10-15 лет). В отличие от финансового, при операционном лизинге авиакомпания будет выплачивать только часть стоимости самолета за период, в котором будет его эксплуатировать, что более выгодно для лизингополучателя с точки зрения ежемесячной нагрузки. При этом в операционном авиализинге самолет не переходит в собственность авиакомпании, а остается у лизингодателя.

Финансовый лизинг в авиационной отрасли в основном представлен в России в отношении самолетов местного производства. Авиакомпании в этом случае регистрируют воздушное судно в местном реестре, понимая, что оно весь свой жизненный цикл проведет в нашей стране. Лизингодатель при этом, осознавая связанные риски (невозможность реализовать самолет впоследствии за пределами РФ), ищет гарантии полной выплаты стоимости судна авиакомпанией.

Три подхода к сделкам

Еще одна особенность лизинга для авиакомпаний – возможность оперативно пополнять флот при сезонных скачках спроса на перевозки. Авиакомпания может взять судно в аренду на законтрактованный период, после чего отказаться от него без каких-либо последствий. А поскольку потребность в самолетах у авиакомпании может возникнуть внезапно при росте спроса на перевозки, она может взять в лизинг самолет, законтрактованный лизингодателем. Ниже более детально описаны основные варианты оформления лизинговых сделок:

1. Прямое размещение авиакомпанией заказа на партию самолетов у производителя с последующей переуступкой контракта лизингодателю. Например, авиаперевозчик размещает заказ на производство 50 самолетов в течение ближайших десяти лет, вносит предоплату и получает определенные выгодные условия за объем. А ближе к сдаче воздушного судна в эксплуатацию и сопутствующей этому оплате основной части его стоимости переуступает контракт лизинговой компании по рыночной цене. То есть в этом случае авиакомпании удается еще и заработать на разнице в цене. Этот тип сделок является аналогом возвратного лизинга (sale-leaseback) с той лишь разницей, что имущество переходит сразу и напрямую лизингодателю от продавца.

2. Спекулятивные заказы. Лизингодатель в этом случае сам размещает заказ на крупную партию самолетов, не сообщая, кто впоследствии будет их эксплуатантом. А спекулятивность заключается в том, что, беря на себя обязательства по последующему выкупу борта у производителя, лизингодатель де-факто не имеет возможности его эксплуатировать. Очевидно, что для лизингодателя этот вариант сделок является рискованным: на момент подписания контракта с продавцом эксплуатант еще не определен, однако этот риск впоследствии может принести лизингодателю повышенный доход, так как данный вариант лизинга популярен среди перевозчиков, желающих оперативно пополнить свой парк.

3. Переуступка действующего договора лизинга. Размещенное в операционный лизинг воздушное судно не имеет ограничений по его дальнейшей продаже в любой момент (при сохранении условий лизинга). Такое условие, как правило, содержится в договоре. То есть один лизингодатель может реализовать действующий договор лизинга другому.

Мекка авиализингеров

Более 90% лизингодателей, занимающихся авиацией, зарегистрировано в Ирландии. Здесь же базируется более половины всех авиакомпаний, в парке которых находятся коммерческие самолеты. Причин тому несколько. В этой северной стране с выгодным с точки зрения полетной активности расположением комфортное законодательство в области авиации и всяческие преференции от государства. Так, принадлежащие ирландским лизингодателям воздушные судна можно напрямую регистрировать в странах Евросоюза и на Бермудах – эти страны оптимальны для сохранения ликвидности имущества (ведение записей о полетах и обслуживании в соответствии с международными стандартами).

Отдельный блок привлекательных аспектов касается налогообложения. Ирландия заключила соглашения об отказе от двойного налогообложения с 72 странами, а налоговая амортизация активов здесь происходит за 8 лет. При покупке самолетов нерезиденты не облагаются НДС, а налог на прибыль предприятий равен 12,5%.

Специфика лизинга воздушных судов

Покупка самолетов и вертолетов большинству компаний не по карману — это дорогостоящая авиационная техника, стоимость которой может достигать миллионов долларов. Оптимальным решением для большинства компаний, желающих приобрести данный вид транспорта, является лизинг.

Читайте также:
Как происходит обучение языков в детских в чешских детских лагерях

Определение

По своей сути это долгосрочная аренда, которая дает возможность выкупить лизинговый предмет в собственность в будущем. Авиализинг часто подразумевает получение в распоряжение не только техники, но и дополнительной инфраструктуры, комплектации и оборудования.

Компания-лизингополучатель имеет возможность приобрести новый или бывший в употреблении самолет/вертолет, а также выбрать марку и модель авиационной техники.

Изначально услугами компаний-лизингодателей пользовались только авиаперевозчики, которые нуждались в расширении или обновлении парка авиатехники. Теперь авиализинг популярен также среди компаний, желающих приобрести самолет для личных потребностей.

Однако частные лица не имеют право приобретать авиатехнику посредством лизинга.

Лизингом авиатехники занимаются не все современные компании-лизингодатели. Те, которые специализируются на данном виде аренды, предлагают различные условия, и изучать их нужно до подписания договора. Обратите внимание на:

Особенности основных компаний-лизингодателей

У данного лизингодателя имеется собственный парк авиатехники. Компания предлагает приобрести новые самолеты. Специализация — магистральные воздушные судна.

Компания предлагает авиационную технику в финансовую аренду на срок до 120 месяцев, с первоначальным платежом 30% от стоимости предмета лизинга. Предельная сумма финансирования 500 млн рублей. Специализация — малогабаритные воздушные судна.

Лидер в авиасегменте лизингового рынка России. Поставляет технику для крупнейших компаний-лизингополучателей.

Минимальный размер аванса составляет 10%, максимальный срок договора до 120 месяцев. Удорожание предмета лизинга составит от 5,4%. Компания предлагает широкий выбор самолетов для деловой авиации, воздушную технику для сельского хозяйства и других нужд.

Виды лизинга воздушных судов

Авиализинг развивается намного динамичнее, чем остальные направления, ведь стоимость данной техники высока, и купить ее за счет собственных финансовых средств способно небольшое количество компаний. Однако авиатехника имеет свои особенности оформления, регистрации, регулярного техобслуживания, поэтому авиализинг разделяют на три вида:

Практика показывает, что после лизинга подержанные самолеты часто продаются на условиях рассрочки.

Отличается от оперативного усложненной схемой оформления и длительным сроком лизингового договора. Финансовый авиа-лизинг обходится дешевле, но при этом компания, получившая в аренду самолет/вертолет, несет ответственность за эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт воздушного судна.

Это форма долгосрочной финансовой аренды, поэтому лизингополучателя более тщательно проверяют на платежеспособность. Финансовый лизинг часто доступен только крупнейшим авиакомпаниям с высоким кредитным рейтингом. При расторжении договора раньше срока компанию ждут серьезные штрафные санкции.

Данный вид авиализинга не столь популярен как предыдущие. Это сравнительно новый формат, который пока не прижился в России. Суть в том, что компания-лизингополучатель должна самостоятельно договариваться с авиапроизводителем о выгодных условиях поставки воздушных судов.

После подписания договора, компания передает права на заказанную у производителя авиатехнику лизинговой фирме для получения финансирования. При этом компания-лизингополучатель дает обязательство взять в долгосрочную аренду заказанные самолеты на ранее оговоренных условиях.

Преимущество возвратного авиализинга — скидки от компании-производителя на воздушные суда и заказ техники с необходимыми параметрами. Данный формат подходит для крупнейших авиаперевозчиков, которых устраивает длительный срок аренды.

Часто на практике лизингополучатели выбирают лизинговые компании на конкурсной основе, чтобы получить максимально выгодные условия возвратного лизинга.

Плюсы приобретения авиатехники в лизинг

Лизинг дает возможность оперативно и на выгодных условиях получить в долгосрочную аренду необходимую авиатехнику. При этом нужно собрать сравнительно небольшой пакет документов и нет необходимости беспокоиться об остаточной стоимости воздушного судна (самолета/вертолета).

Достоинства лизинга особенно оценят авиакомпании-новички, которые еще не успели приобрести достаточную известность. С помощью арендованной техники они могут расширить географию присутствия на рынке авиаперевозок. Оперативный авиализинг позволяет авиаперевозчикам обновлять парк раз в 6-7 лет, а вот финансовый дает серьезные налоговые преференции.

Требования к компании-лизингополучателю

Чтобы оформить в лизинг магистральный самолет, компания-лизингополучатель должна обладать сертификатом эксплуатанта и быть финансово стабильной.

Коммерческую авиатехнику могут приобрести компании среднего размера. Но здесь есть обязательные условия — не менее одного года деятельности и наличие финансовой прибыли.

Требования к авиатехнике

Самыми жесткими будут требования при оформлении операционного лизинга, а при финансовом лизинге они практически отсутствуют.

Особенности

Лизингополучателю придется смириться с тем, что страхование авиатехники по КАСКО будет дорогим. Также придется выполнять ремонт самолета при его возврате.

Виды авиационного лизинга и его особенности в РФ

Рубрика: 7. Отраслевая экономика

Опубликовано в

Дата публикации: 27.03.2017

Статья просмотрена: 3204 раза

Библиографическое описание:

Нор, С. А. Виды авиационного лизинга и его особенности в РФ / С. А. Нор. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/221/12117/ (дата обращения: 07.10.2021).

На сегодняшний день существует несколько моделей финансирования авиакомпаний для обновления парка воздушных судов: собственные средства, кредитование, лизинг. Наибольшее распространение получил авиационный лизинг. В статье описываются особенности рынка авиационного лизинга в России, основные виды лизинга и их характеристика.

Ключевые слова:гражданская авиация, авиационный лизинг, лизинговый платеж, воздушные суда

Основным инструментом обновления парка воздушных судов авиакомпаний, как в России, так и за рубежом является лизинг. Применительно к предприятиям гражданской авиации лизинг — это долгосрочная аренда воздушных судов (ВС) через лизинговую компанию посредством выплаты возмещаемой стоимости ВС и лизингового процента.

Читайте также:
Набережные Челны — Альметьевск Как С Добром Добраться!

В денежном выражении сумма новых лизинговых сделок в сегменте авиации за первое полугодие 2016 г. составила 49,8 млрд. руб. при общем объеме сделок в 275 млрд.руб. [1]

Выделяя особенности авиализинга в РФ, стоит отметить, что около 2/3 сделок заключается по поводу иностранных самолетов, как новых, так и бывших в эксплуатации. Данная тенденция существует, потому что уровень безопасности на иностранных воздушных судах выше, чем на отечественных, они соответствуют международным требованиям. Высокая зависимость российских авиакомпаний от западных поставщиков так же обусловлена тем, что иностранные суда более экономичны, особенно по двигателям, а также они являются более комфортными и привлекательными для пассажиров. Практика показывает, что большая часть лизинговых сделок на поставку ВС в России заключается по поводу подержанных самолетов, приобретаемых у западных перевозчиков. Лишь крупнейшая четверка российских авиакомпаний способна пополнять парк новыми судами.

Лизинг, который предполагает, что авиакомпания из-за недостатка денежных средств и отсутствия желания иметь дело с воздушными судами по истечению их эксплуатационного срока будет обращаться к лизинговой компании с предложением приобрести ВС у производителя на определенный срок, и предоставить его в пользование за вознаграждение.

В 2011 году Группа компаний «РЕГИОН» начала развивать направление бизнеса по предоставлению услуг финансовой аренды лизинга вертолетов и иной авиационной техники. Универсальная лизинговая компания «РЕГИОН Лизинг».

Можно выделить основные принципы организации лизинга: срочность, платность и экономичность, опираясь на которые можно сформулировать сущность авиализинга: авиационный лизинг — это комплексные экономико-правовые отношения между тремя субъектами: лизингодателем, лизингополучателем и продавцом, при которых инвестирующая лизинговая компания приобретает в собственность определенное ВС или иное авиационное имущество у определенного производителя и предоставляет это имущество за плату в виде регулярных лизинговых платежей во временное владение и пользование для выполнения коммерческих полетов с возможностью перехода права собственности.

В сумму лизинговых платежей входят:

– возмещение затрат лизинговой компании на приобретение ВС;

– возмещение затрат лизинговой компании на техническое обслуживание и ремонт самолета, если это предусмотрено договором, страхование и пр.;

– доход лизинговой компании от передачи имущества в лизинг авиакомпании.

Самыми распространенными формами лизинга на предприятиях гражданской авиации являются финансовый и оперативный, а также возвратный.

Финансовый лизинг, при котором авиакомпания находит самолет у завода-изготовителя и обговаривает стоимость и условия поставки. Но авиакомпания не подписывает контракт на покупку самолета, а этим занимается лизинговая компания или банк. После того, как все переговоры завершены, лизингополучатель вместе с лизингодателем производит покупку самолета и подписывает лизинговый договор с лизингодателем. [2, с. 99]

Договор финансового лизинга заключается на длительный срок (10-20 лет), и по своей экономической природе финансовый лизинг похож на долгосрочное кредитование, поэтому взять ВС в финансовый лизинг могут позволить себе только крупные платежеспособные авиакомпании.

Данный лизинг не предполагает досрочного прекращения договора, и расторгается такая сделка, как правило, с уплатой огромных штрафов.

Эксплуатацией и техническим обслуживанием воздушного судна занимается лизингополучатель, отсюда следует, что всю прибыль от операционной деятельности и риски берет на себя эксплуатант.

Обязательства по лизингу (лизинговый процент и стоимость авиатехники) отражаются в балансе в качестве долгосрочной задолженности.

Финансовый лизинг характеризуется тем, что вначале лизингополучателем выплачивается аванс, а впоследствии на протяжении срока договора — лизинговые платежи. По окончании срока лизинга ВС могут перейти в собственность авиакомпании с выплатой остаточной стоимости.

Механизм ускоренной амортизации так же может применяться по соглашению сторон. Согласно п.2 ст. 259.3 НК РФ, налогоплательщик вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга). [3]

Операционный лизинг, или в некоторых источниках употребляется термин «эксплуатационный лизинг» или «лизинг с неполной амортизацией», широко распространен в России как наиболее гибкая форма аренды ВС.

Обычно, при данном варианте лизинга, договор заключается на срок до 5-7 лет, то есть на период меньший срока амортизации самолета, что является весьма удобным для авиакомпаний при формировании и маневрировании парком ВС. Авиакомпании могут так же досрочно прекратить договор лизинга и возвратить самолет лизингодателю.

Расходы по операционному лизингу так же относятся на себестоимость, однако в данном случае не ставятся на баланс и не амортизируются, а указываются в забалансовых обязательствах. Эта особенность является особенно важной для компаний, имеющих задолженности, которые не хотят обременять себя чрезмерными долгами.

Читайте также:
Город Шаффхаузен, Швейцария: что посмотреть и как добраться

Техническое обслуживание и ремонт ВС и различные консультации по финансовым вопросам осуществляет лизингодатель, расходы на которые включаются в платежи по лизинговому договору.

По окончании срока договора самолеты обычно возвращаются лизинговой компании, но по соглашению сторон может быть осуществлено продление срока лизинга или продажа ВС авиакомпании по остаточной стоимости.

Практика показывает, что большинство сделок операционного лизинга в России заключаются по поводу иностранной авиационной техники, в том числе для выполнения сезонных полетов, краткосрочных работ. Это так же происходит потому, что авиакомпании, арендуя ВС уже бывшие в эксплуатации, как и лизинговые компании, сдавая в аренду, сталкиваются с проблемой отсутствия вторичного рынка авиации в России.

Новых ВС российского производства не так много и история сделок по ним небольшая, поэтому спрогнозировать остаточную стоимость авиатехники достаточно проблематично, учитывая так же, что самолеты изменяют свою стоимость неравномерно: находится он в активной эксплуатации или на хранении.

Именно прогнозируемая стоимость на протяжении периода лизинга и при выходе из сделки является ключевым параметром для участников сделки. Чтобы эффективно управлять остаточной стоимостью, нужно, прежде всего, понять, насколько велики затраты по владению воздушным судном и обеспечением его готовности к эксплуатации. [4, с. 87]

В 2011 году Группа компаний «РЕГИОН» начала развивать направление бизнеса по предоставлению услуг финансовой аренды лизинга вертолетов и иной авиационной техники. Универсальная лизинговая компания «РЕГИОН Лизинг».

Возвратный лизинг (SLB-сделка) представляет собой такую схему, при которой авиакомпания продает свои ВС банку, инвестору, страховой или лизинговой компании, в тоже время заключая договор лизинга на эти же суда, обычно на 10-12 лет. Сумма лизинговых платежей при этом составляет полное возмещение расходов лизинговой компании на покупку самолета с процентами.

Крупные авиакомпании даже могут устраивать различного рода тендеры для лизинговых компаний, что дает возможность сэкономить. Заключив договор возвратного лизинга, и освободив денежные средства, авиаперевозчик может их направить на решение других более неотложных задач.

Относительной мерой стоимости лизинга служит так называемый лизинговый фактор (lease factor) — величина месячной лизинговой ставки, выраженная в процентах от цены самолета. При финансовом лизинге характерная величина лизингового фактора в настоящее время составляет 1,1-1,2, при операционном авиакомпания в зависимости от своей финансовой состоятельности может добиться 0,8 и даже 0,78. При сделках SLB характерный лизинговый фактор составляет 0,8-0,93, это ближе к операционному лизингу. [5]

Возвратный лизинг используется компаниями, находящимися в затруднительном финансовом положении, он позволяет авиакомпаниям высвобождать капитал за счет продажи ВС, но при этом продолжать его эксплуатацию. После выплаты всех лизинговых платежей самолет может вернуться в собственность авиакомпании.

По количеству участников договора лизинга можно выделить три вида лизинга: прямой, косвенный, леверидж-лизинг.

Прямая сделка характерна для участия двух сторон: поставщика самолета и авиакомпании. Из этих экономико-правовых отношений выпадает лизинговая компания, что не позволяет назвать эту сделку классическим договором лизинга.

Если поставщик самолета и авиакомпания прибегают к помощи посредника — лизинговой компании, то этот договор между тремя сторонами носит особенности косвенного лизинга.

Леверидж-лизинг представляет собой договор между несколькими инвесторами, которые решат объединить свои капиталы с цель снижения риска.

По объему предоставляемых услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту лизинг подразделяется на «сухой» или «мокрый».

Большинство российских авиакомпаний заключают договор «сухого» лизинга, т. е. арендует ВС без экипажа и наземного обслуживания. В этом случае авиакомпании самостоятельно эксплуатируют воздушные суда, обеспечивают летную годность. Однако лизингодатель вправе осуществлять технический контроль над правильностью обслуживания ВС.

При «мокром» лизинге ВС передается вместе с экипажем и техническим обслуживанием обычно на срок от 1 месяца до 2 лет. Расходы по содержанию экипажа несёт лизингополучатель. Российские эксперты прогнозируют развитие практики «мокрого» лизинга и считают его положительной тенденцией в области российского авиационного лизинга. Авиакомпании получают высокопрофессиональные услуги по организации и содержанию ремонтно-технической базы, оказываемые лизинговой компанией с участием производителя ВС. Стоимость этой сделки формируется, исходя из минимального налета часов в месяц и самой стоимости летного часа эксплуатации самолета.

Схема и виды лизинга: их классификация и преимущества

Лизинг – это простой и удобный финансовый инструмент, с помощью которого компания может получить в пользование (а позже – и в собственность) нужное имущество. Это хорошая альтернатива кредиту, когда клиент закредитован или не хочет собирать огромные пакеты документов, и покупке за наличные, если разом отвлекать из бизнеса большие деньги нельзя.

Разбираемся, как работает лизинг, в чем его преимущества и недостатки, и какие виды лизинга вообще бывают.

Читайте также:
Как устранить засор в домашних условиях в раковине, 17 способов

Как работает лизинг и в чем его особенности

Взять имущество в лизинг – значит, заключить с лизинговой компанией (лизингодателем) сделку. Работает это следующим образом: лизингодатель покупает оговоренное имущество под клиента (лизингополучателя), а затем передает его в лизинг – финансовую аренду. Это похоже на рассрочку, ведь выплаты, как правило, растянуты по времени, и клиент не ощущает на себе сильной нагрузки.

После всех обязательных выплат и окончания срока договора лизингополучатель может выкупить имущество за символическую стоимость и получить его в собственность. А может и не выкупать – условия получения имущества детально прописаны в договоре лизинга.

В чем преимущества лизинга?

Получить имущество с помощью лизинга корпоративным клиентам зачастую проще, выгодней и удобней, чем взять кредит, оформить аренду или сделать разовую покупку. И вот почему:

  • запрос на имущество в лизинг одобрят охотней кредитной заявки

В отличие от банков, лизинговые компании не так скованы жесткой риск-политикой в принятии решений. Лизинговую компанию не беспокоит закредитованность клиента, ведь в рамках договора лизинга имущество все равно останется у нее в собственности. Лизингодатель оценивает лишь реальный бизнес клиента, его способность обслуживать платежи. Кроме того, пакет документов для заявки на лизинг гораздо проще, чем тот же пакет для кредитной заявки.

  • график платежей составляется индивидуально

Лизингодатель может составить график платежей, учитывая пожелания клиента. Например, ему удобно платить равными частями, или же его бизнес привязан к определенному сезону. Тогда лизинговая компания предлагает оптимальный вариант, подстроенный под особенности бизнеса.

  • нет залога, как и возможных претензий от кредиторов

Чаще всего лизинговые компании не требуют никакого обеспечения в качестве имущественного залога, ведь им уже является лизинговое имущество. А тот факт, что имущество находится на балансе у лизингодателя, гарантирует – имущество не арестуют и не изымут, даже если у клиента возникнут экономические споры.

  • уплаченный НДС можно вернуть

Лизинговая сделка облагается НДС, который можно вернуть как вычет на общих основаниях. Учитывая размер сумм, на которые обычно заключают лизинговый договор, эта возможность серьезно снижает клиенту налоговую нагрузку. Кроме того, это хорошая экономия – вернуть можно до 30-40% от стоимости имущества.

  • клиент получает лучшее предложение и экспертизу

Лизинговая компания – это оптовый клиент многих поставщиков. Например, Газпромбанк Автолизинг работает с автодилерами на исключительных условиях и получает для своих клиентов лучшие предложения вместе со скидками. Ко всему прочему, сделку сопровождают сотрудники лизинговой компании – опытные и экспертные специалисты.

  • можно применить механизм ускоренной амортизации

Это позволяет в быстрые сроки списать стоимость имущества и снизить на него налог. Механизм ускоренной амортизации (с коэффициентом до 3) позволяет списать траты, связанные с покупкой имущества с учетом нагрузки на внеоборотные активы. С помощью него можно снизить налог на собственность (по лизинговому имуществу) и на прибыль, и он же дает возможность выкупить имущество за символическую сумму.

  • лизинговые платежи полностью относятся на затраты

И это автоматически уменьшает налог на прибыль. В отличие, например, от кредита, где одним из источников погашения частично является начисляемая амортизация, и выплаты, которых не хватает, нужно производить за счет других источников.

Кроме этого, все дополнительные услуги (например, страхование имущества или его обслуживание) включаются в общие лизинговые платежи. Это значит, что клиент платит за все «под ключ» лишь один раз в месяц.

Всем ли подходит лизинг?

Сейчас лизинг преимущественно подходит клиентам, которым имущество нужно для пополнения / обновления производственных мощностей или для расширения бизнеса. Для физических лиц лизинг невыгоден за счет НДС, который нельзя вернуть.

Кроме того, лизинг не подойдет клиентам, которых смущает, что на протяжении всего срока договора имущество остается в собственности у лизинговой компании. Хотя этот факт не мешает предприятию зарабатывать с помощью имущества, а по итогу и вовсе получить его в собственность.

Также лизинговое имущество может стать кредитным залогом – если лизинговая компания окажется неплатежеспособной, имущество изымут, несмотря на договор лизинга. Это вопрос к надежности лизинговой компании – недостаток нивелируется, если выбрать лизингодателя в периметре крупного банка.

Какое имущество можно взять в лизинг?

Предмет лизинговой сделки – это непотребляемое имущество, которым можно пользоваться по назначению даже по мере его изнашивания. Чаще всего в лизинг берут:

  • транспорт – спецтехнику, автомобили, воздушные суда
  • оборудование – от промышленного до офисного
  • недвижимость, в том числе и жилую

В лизинг нельзя взять сырье, строительные материалы или продукты питания – ими нельзя пользоваться после изнашивания. ГК РФ также запрещает брать в лизинг природные объекты (земли, леса, водоемы), военную технику и оборудование без заводских номеров. Зато можно взять спецтехнику в лизинг для своего производства, пополнить транспортный парк города или установить в компании современное IT-оборудование.

Читайте также:
Пенза - Екатеринбург, как доехать и проложить маршрут на карте

Лизинговая сделка: виды, стороны и этапы

Чаще всего на практике пользуются 3 видами лизинговых сделок по категории выплат:

  • чистыми – все расходы клиент берет на себя
  • мокрыми – обслуживание и ремонт имущества происходят за счет лизингодателя
  • частичными – стороны заранее договариваются о выплатах, и лизинговая компания берет на себя лишь часть расходов

В лизинговой сделке участвуют 3 стороны. Это сама лизинговая компания, клиент и поставщик, у которого лизинговая компания купит нужное клиенту имущество. Кроме того, сам лизингодатель сотрудничает со множеством других компаний – например, страховыми и юридическими, которые оказывают свои услуги и сопровождают сделку.

Лизинговая сделка с надежным лизингодателем обычно безопасна для всех сторон. Выделяют несколько степеней риска:

  • необеспеченный

В этом случае клиент лизинговой компании не предоставляет никаких гарантий, кроме пакета обязательных документов: не платит залог и ничем не обеспечивает финансирование.

  • частично обеспеченный

Это сделка, при которой клиент вносит залог. Лизинговая компания, в свою очередь, замораживает его на своем счету и возвращает потребителю по окончанию договора, если клиент выполнил все условия сделки. Залог могут удержать, если клиент, например, единолично решил заменить запчасти на автомобиле или изменить его технические характеристики.

  • гарантированный

Полностью обеспеченный лизинг, когда все риски распределяются между страховыми компаниями, которые страхуют имущество и возврат платежей. Для лизинговой компании такая сделка является идеальной.

Лизинговая сделка состоит из 3 этапов – от подачи заявки на выбранное имущество до фактической передачи прав собственности клиенту.

1. Предварительное согласование

Начальная стадия, в ходе которой клиент ищет нужное имущество, подбирает лизингодателя и подает ему запрос на финансирование. По итогу лизинговая компания составляет для клиента индивидуальное коммерческое предложение.

2. Оформление сделки

Этап, на котором клиент заключает договор лизинга с лизинговой компанией, а та, в свою очередь, покупает у поставщика нужное имущество и передает его клиенту в аренду. Дальше клиент может спокойно использовать имущество на условиях договора и зарабатывать на нем.

3. Завершение сделки

В большинстве случаев на этом этапе имущество переходит к клиенту в собственность. Когда договор лизинга заканчивается, клиент вносит выкупной платеж и получает все права на имущество. Если же клиент не хочет выкупать имущество и этот вариант предусмотрен в условиях договора, лизинговая компания может повторно сдать его в лизинг или реализовать на вторичном рынке.

Виды лизинга: их отличия и особенности

Кроме вышеперечисленных видов лизинговых сделок лизинг бывает с частичной выплатой, когда клиент выплачивает неполную стоимость имущества, или полный, когда по договору клиент оплачивает всю стоимость.

Сам по себе лизинг делится на несколько видов – от выбора зависят условия и детали в схеме работы.

Оперативный лизинг

Оперативный или операционный лизинг похож на обычную аренду – имущество передается клиенту в пользование без права выкупа. Лизингополучатель пользуется имуществом, зарабатывает на нем, но по окончании срока договора возвращает лизинговой компании. Срок договора в этом случае составляет не более года, чтобы имущество вернулось к лизингодателю в «рабочем» состоянии.

Такой срок установлен, чтобы имущество не было полностью самортизировано.

Амортизируемое имущество – это собственность налогоплательщика, которую он использует для получения прибыли. Чтобы предмет лизинга считался таким, его нужно использовать не менее года, а стоить он должен порядка 100 000 рублей.

Отличительные особенности оперативного лизинга:

  • пользование, а не владение
  • сокращенный срок договора (не более года)
  • разовая сделка под проект
  • высокий % платежей

По окончании договора лизинга клиент может обновить его, продлив аренду, или просто вернуть имущество лизингодателю. В некоторых случаях рассматривают и покупку имущества по остаточной стоимости, но это исключение из правил.

На что обратить внимание при заключении договора оперлизинга

Лизинговая компания с именем не оставляет в договоре лизинга места для подводных камней. И все же мы рекомендуем проверять документ на наличие:

1. Дополнительных услуг

Некоторые из них автоматически зашивают в договор – например, услуги страхования имущества, помощи на дорогах или ТО. Но некоторые услуги могут быть лишними и ненужными.

2. Размытых сроков и условий

Клиент должен знать четкие сроки договора лизинга, даты оплаты и детали возврата. В договоре не должно оставаться двусмысленных положений, зато должны быть зафиксированы все права клиента – например, право расторгнуть договор, если имущество окажется непригодным для использования.

Финансовый лизинг

Финансовый лизинг – это классический вид лизинга, который чаще всего используется на практике. В этом случае лизингополучатель получает имущество в пользование, а по окончанию договора лизинга имеет право выкупить его в собственность. Возможность выкупа здесь ключевая – к концу действия договора имущество, как правило, почти полностью самортизировано, поэтому выкупной платеж представляет собой символическую сумму. Например, выкупить автомобиль в собственность за 1000 рублей – вполне реальная перспектива.

Читайте также:
Рейс Y7 401, Сочи — Москва — Норильск Как С Добром Добраться!

Отличительные особенности финансового лизинга:

  • пользование с дальнейшей возможностью владения
  • длительный срок договора (от 2-3 лет)
  • ответственность клиента за сохранность предмета лизинга
  • возможность выбора лизинговой компании и имущества

По окончании договора финансового лизинга клиент вправе выкупить имущество в собственность, отказаться от выкупа (в зависимости от условий договора) и взять в лизинг новое имущество, либо и вовсе передать долг по договору третьей стороне.

На что обратить внимание при заключении договора финансового лизинга

Как мы уже сказали, финансовый лизинг – это самый популярный вид лизинга, поэтому договор здесь редко вызывает вопросы. Но мы рекомендуем учитывать следующие особенности:

1. Расходы на обслуживание имущества – ответственность клиента

Лизингодатель просто передает имущество в пользование – на этом его обязательства заканчиваются. Клиент сам должен содержать имущество в рабочем состоянии, как и платить за его обслуживание. Как правило, эти расходы уже включены в лизинговые платежи.

2. Риски, связанные с индексом инфляции – риски клиента, а не лизингодателя

Договор финансового лизинга не учитывает рисков, связанных с индексом инфляции. Если цены вдруг «взлетят» вверх, это скажется на финансовой нагрузке лизингополучателя.

Международный лизинг

Международный лизинг – это один из подвидов финансового лизинга, где в сделке участвуют несколько иностранных государств. Причем представителем такого государства может быть и лизинговая компания, и клиент, и продавец имущества.

Международный лизинг предполагает 3 схемы сделки:

  • прямой лизинг

Сторонами являются юридические лица разных стран, которые в ходе сделки либо покупают импортный товар, либо передают отечественное имущество в пользование иностранному клиенту.

  • косвенный лизинг

Сторонами являются граждане одного государства, но капитал лизинговой компании частично принадлежит иностранным компаниям.

  • раздельный лизинг

В этом случае в сделке участвуют более 4 сторон – несколько клиентов, лизингодателей и продавцов имущества. Такой тип лизинга практикуют, чтобы реализовать масштабные проекты – например, запустить буровую платформу или выпустить авиационную технику.

Возвратный лизинг – еще один подвид финансового лизинга. В ходе этой сделки лизингодатель покупает имущество у поставщика, после чего сдает ему это же имущество в пользование. По сути, поставщик одновременно является и клиентом лизингодателя, получая финансирование, но при этом оставляя имущество у себя.

Клиент заключает с лизингодателем договор сроком от года до 5 лет и вносит порядка 30% от стоимости имущества. Такая сделка рассчитана на длительный срок, который может увеличиваться в зависимости от ценности имущества.

Схема возвратного лизинга предполагает:

  • снижение налога на прибыль

Если лизинговые платежи можно отнести на затраты, клиент сэкономит и снизит себе налоговую нагрузку.

  • получение финансирования на развитие бизнеса

Возвратный лизинг подходит компаниям, которые хотели бы расширить производство или открыть новые направления для бизнеса. Разово изыскать средства на это не всегда возможно. В этом случае клиент получает финансирование, продав свое имущество, на котором по-прежнему может зарабатывать.

  • снятие предмета лизинга с баланса компании

Лизингодатель становится собственником имущества клиента, поэтому оно автоматически снимается с баланса предприятия. Несмотря на это, клиент продолжает пользоваться имуществом, постепенно выплачивая за него лизинговые платежи.

Договор лизинга: как оформляется и что содержит

Подробности оформления договора лизинга и нюансы в его содержании мы же описывали в этой статье. Здесь же перечислим его особенности, знание которых пригодится лизингополучателю:

  1. 1. Договор сроком более одного года нужно регистрировать в Регпалате
  2. 2. Срок договора лизинга обговаривается между клиентом и лизингодателем на этапе согласования
  3. 3. Схема лизинга регламентируется статьей 655 ГК РФ, а также федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)»
  4. 4. Все существенные изменения в имуществе нужно согласовывать с лизингодателем – менять внешний вид и характеристики предмета лизинга можно лишь после письменного разрешения
  5. 5. Лизинговое имущество можно передать третьему лицу с помощью договора сублизинга. Это еще один вид схемы участников лизинга, в ходе которой клиент передает имущество в пользование другому лицу на срок нового договора. С помощью сублизинга клиент может выйти из сделки, если ему больше не нужно имущество или же он не в состоянии вносить лизинговые платежи.

Подробнее о требованиях и условиях, а также о необходимом пакете документов можно прочитать в этой статье, где мы разбираем вопрос на примере лизинга автомобиля.

Лизинг и авиация. Разложим по полочкам.

Оценка эффективности лизинга с учетом состояния финансового рынка

С результатами годового показателя ROI 12-15%, при эксплуатации воздушных судов, лизинг, как средство вложения денежных средств, является одним из наиболее прибыльных сегментов. Аренда коммерческих пассажирских самолетов с учетом применения первого и второго циклов, наиболее подходит инвесторам и кредиторам из-за более стабильных условий, минимального риска и получения постоянной прибыли.
Тем временем, операции с грузовыми самолетами обычно осуществляются по второму варианту, с показателем ROI около 12%. Поэтому оценка эффективности эксплуатации воздушных судов должна, проводится с учетом понимания тенденций развития авиационной индустрии.

Лизинг — вид финансовых услуг, форма кредитования при приобретении основных фондов предприятиями или очень дорогих товаров физическими лицами.

Финансовый анализ

Точный расчет возврата вложенных денежных средств (ROI) должен опираться на индивидуальные показатели эффективности эксплуатации воздушного судна, его размеры и тип. А стоимость некоторых моделей самолетов колеблется от 48 млн. долларов (Boeing 737-800) до 210 млн. долларов (Airbus A380), а также годового показателя ROI, который находится в пределах от 3% до 15% соответственно.

.

Лизинг и авиация

Средний показатель долговой нагрузки находится в промежутке от 70% до 85%, что обуславливает денежные затраты инвестора в размере до 40 млн. долларов на Boeing 737-800, в то время как оставшаяся часть средств, должна быть погашена в зависимости от договоренности между сторонами. В некоторых случаях уровень обеспеченности сделок падает до 50-65%, так как инвесторы стремятся снизить риски вложения средств, за счет покупки воздушного судна ранее находившегося в эксплуатации или покупателей имеющих определенные финансовые затруднения.

Важную роль в определении цены сделки играет остаточная стоимость самолета. С учетом данных специализированных компаний, базовая стоимость авиалайнера снижается приблизительно на 4-9% в год. Кроме того следует учитывать амортизационные расходы. Следовательно, после 5 лет эксплуатации, самолет будет стоить около 70%, через 10 лет – 50%, 15 лет – 35%, в конечном итоге через 25 лет остаточная стоимость будет равна 10%. Произойдет списание остаточной стоимости полностью с возможностью выручить денежные средства при продаже запасных частей при разборке самолета.
При участии в лизинговых операциях необходимо постоянно отслеживать состояние воздушных судов их техническое состояние и остаточную стоимость. При достижении порога экономической эффективности принимать срочное решение о дальней шей эксплуатации самолетов.

Изменение законодательства

В то время как ООН, Международная организация гражданской авиации (ИКАО) поддерживают и способствуют развитию современных стандартов регулирования эксплуатации воздушного флота. Национальные и региональные организации продолжают играть важную роль в создании условий эксплуатации воздушных судов. Это касается, прежде всего, коммерческих воздушных судов, их эксплуатации с учетом различных законодательных актов регламентирующих возможность осуществления полетов в зависимости от срока использования самолетов. Например, в Китае, Индии, Индонезии и Турции введены ограничения на импорт коммерческих пассажирских и грузовых воздушных судов со сроком эксплуатации свыше 10 и 15 лет, в то время как в других развивающихся странах к эксплуатации допускаются самолеты со сроком свыше 15-20 лет.

Лизинг и авиация

Другой важный фактор, который необходимо учитывать – это разнообразная поддержка, предоставляемая предприятиями местной авиационной промышленности и органами государственной власти. Характерным примером, может служить решение правительства России в марте 2014 года, отменить налог на импорт некоторых моделей самолетов (Boeing 737, Airbus 320) для местных перевозчиков, что позволило им сократить затраты на 40% (около 1 млрд. долларов). При проведении регулирования, следует учитывать не только действующее законодательство, но и геополитическую ситуацию в различных странах мира. Существует множество факторов влияющих на развитие авиационной промышленности. Целесообразное проведение регулирующих мер в сочетании с национальными и региональными правилами, а также тесное сотрудничество с местными органами власти и управления авиацией, позволяет свести к минимуму влияние рисков и обеспечить максимальную эффективность работы.

Выбор оператора

Поскольку оператор является главной составной частью в процессе эксплуатации и обслуживании воздушного судна, инвестор должен тщательно подходить к выбору оператора, от работы которого зависит эффективность эксплуатации воздушных судов, их сервисного обслуживания и ремонта. Поскоку правильная эксплуатация воздушного судна, позволит экономить на внеплановых капитальных ремонтах. Самолеты при правильном использовании и обслуживании после окончания срока аренды, должны иметь максимально возможную остаточную стоимость, позволяющую заключить новый договор аренды на выгодных условиях. Поэтому перед подписанием договора аренды, инвестор должен тщательно оценить потенциал оператора, его финансовые и оперативные возможности.

Институты гражданской авиации в России

Авиация — это не только удобство перевозки, высокотехнологичный транспорт и путешествия по всему миру; это призвание. В современных российских авиапредприятиях наблюдается острая нехватка квалифицированных кадров. Времена, когда в училищах и институтах не хватало преподавателей и техники, давно позади. Сегодня каждый может получить всестороннее образование в сфере авиации, обучаясь на современных самолетах и тренажерах. Каждое учебное заведение, кроме того, оснащено лабораториями, мастерскими и современными аудиториями. Институты гражданской авиации и летные училища имеются во многих регионах России. Рассмотрим их подробнее.

Высшие авиационные учебные заведения в России

Чтобы получить высшее образование в авиационной сфере, следует поступать в высшее летное училище гражданской авиации или соответствующий институт гражданской авиации. В России их немало. Наиболее престижные вузы расположены в следующих городах:

  • Ульяновск;
  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Самара;
  • Казань;
  • Челябинск.

Сегодня программы обучения в вузах включают проверенные годами методики и современные европейские технологии преподавания. В списке предметов, с которыми предстоит столкнуться будущим выпускникам, находятся общие и гуманитарные дисциплины, иностранные языки, физическая подготовка, а также узкопрофильные предметы.

Ульяновский институт гражданской авиации (УИ ГА) — один из наиболее престижных вузов страны.

Получить образование здесь могут будущие специалисты, бакалавры, аспиранты. Здесь обучаются как на очной форме в течение 5 лет, так и на заочной (5,5 лет). Студенты, уже имеющие за плечами среднее специальное авиационное образование или высшее образование, обучаются на сокращенной форме. В институте представлен широкий спектр специальностей, включающий пилотирование, техническое обслуживание, управление полетами и менеджмент, а также обеспечение безопасности. Курсантам предоставляется питание и общежитие; в институте функционирует военная кафедра. Филиалами УИ ГА являются несколько училищ, расположенных в Сасово, Омске и Красном Куте.

Московский авиационный институт (МАИ) — это крупный научно-исследовательский вуз. Здесь происходит не только обучение студентов, но и конструирование и разработка новейших достижений авиационной и ракетно-космической сферы. Обучаться можно платно или бесплатно на очной и заочной форме. Для абитуриентов организованы курсы специальной подготовки к поступлению.

Факультеты МАИ включают не только специализированные дисциплины и направления: здесь имеются возможности для обучения социальному инжинирингу, иностранным языкам, прикладной математике и физике. Остальные факультеты выпускают специалистов в сфере радиоэлектроники, управления, информатики, авиационных компонентов и т. д. Для иногородних студентов создано общежитие. Военная кафедра в вузе также присутствует.

Государственный технологический институт им. Циолковского, или МАТИ, занимается обучением студентов разработке и эксплуатации техники для космонавтики, а также гуманитарным направлениям. В текущий момент вуз объединяется с МАИ. Формы получения образования соответствуют предыдущим институтам, имеются курсы подготовки для школьников и выпускников, военная кафедра.

Государственный аэрокосмический университет в Самаре имеет статус исследовательского учебного заведения. Здесь обучаются будущие конструкторы летательных аппаратов и их компонентов, инженеры и технологи, специалисты в области печати, экономики, энергетики и пр. У вуза имеется филиал, расположенный в городе Тольятти. В университете имеется возможность получения заочного образования, а также функционируют подготовительные курсы.

В Санкт-Петербурге расположено сразу два маститых университета, один из которых посвящен, в основном, аэрокосмическому приборостроению, а второй — гражданской авиации. Списки факультетов и специальностей здесь схожи с подобными вузами страны.

Стоимость платного обучения зависит от конкретного института и факультета. В МАИ, к примеру, первый курс учебы обойдется в минимум 144 000 рублей на очном отделении и 59 000 рублей на заочном. В Петербурге очное обучение стоит от 2000 у. е. и от 1000 у. е. стоит заочное.

Как поступить в авиационный вуз

Правила поступления в авиационные институты и университеты в некоторых аспектах похожи на поступление в гражданские заведения. Абитуриенты сдают ЕГЭ по нужным предметам (чаще всего это русский язык, математика и физика). Кроме этого требуется прохождение летной медкомиссии, в рамках которой производится детальное обследование состояния здоровья будущего студента. Пройти отбор возможно только при пройденной комиссии и успешном психологическом собеседовании.

При одинаковых баллах претенденты отбираются на основании успехов в сдаче профильных предметов. Не прошедшие на бюджет абитуриенты могут подать заявление на платную учебу. Обучаться в вузах могут и девушки, однако их часто не принимают на обучение пилотированию летательных аппаратов.

Льготы при поступлении могут предоставляться сиротам и представителям социально незащищенных слоев населения. Широко распространена практика целевого направления, кода предприятие предоставляет абитуриенту гарантию трудоустройства по окончании вуза.

Средне-специальные учебные заведения в сфере авиации

Помимо университетов или институтов, возможность получения образования предоставляют многочисленные авиационные училища гражданской авиации в России. Они расположены в разных городах, располагают вариантами поступления на базе 9 или 11 классов и имеют различные списки специальностей обучения. Ведущие ССУЗЫ в авиационной сфере находятся в следующих городах России:

  • Красный Кут;
  • Омск;
  • Бугуруслан;
  • Сасово.

Омский летно-технический колледж, Краснокутское училище и училище города Сасово входят в состав филиалов Ульяновского института ГА, а Бугурусланское училище функционирует под управлением Санкт-Петебургского института ГА. Такие слияния учебных заведений помогают выпускникам училищ поступить на сокращенной основе в институты или же устроиться на работу в ведущие российские компании и предприятия.

Летные училища гражданской авиации России после 9 классов обучают курсантов в течение 3 лет 10 месяцев. Такую возможность предоставляет Омский летный колледж. В нем представлено несколько специальностей: пилот самолета и вертолета (одно из немногих заведений, где имеется вертолетная подготовка), бортмеханик, авиамеханик, инженер по работе с навигационным и радиооборудованием.

В училище обучается около 1000 человек, среди них есть и очники, и заочники. Отбор в колледж весьма строгий: как правило, его успешно проходит лишь половина абитуриентов. Курсанты тренируются на самолетах, вертолете Ми-8. Для успешного освоения учебно-методической программы на территории колледжа расположен аэродром, ангары, склады, лаборатории и мастерские — все для теоретических и практических занятий.

Летные училища гражданской авиации России после 11 классов представлены в более широком спектре вариантов. Омский колледж, упомянутый выше, предоставляет возможность поступления и после 11 классов. Кроме него, в России функционирует Краснокутское училище — школа пилотов гражданской авиации. Обучение на базе 11 классов длится в течение периода 2 лет и 10 месяцев. Будущие пилоты тренируются на 5 видах самолетов и различных тренажерах. Всего в Красном Куте учится около 300 человек. Курсантам предоставляется общежитие, питание и форма. Есть возможность обучения на платной основе, стоимость которого за весь период составит более 100 000 рублей.

В Бугуруслане очно обучаются будущие коммерческие пилоты. Срок учебы стандартный для специальности. Каждый год в училище набирают около 320 человек; большая часть курсантов учится бесплатно, оставшиеся — за счет собственных средств. Колледж обладает масштабным парком самолетов, тренажерами и прочими элементами современного оснащения. Платное обучение здесь стоит немало, более 2,7 миллионов рублей за все время.

В Сасово также проводится подготовка пилотов гражданской авиации и техников информационного оборудования. Ранее это училище считалось особенно престижным из-за близости к столице. Сегодняшнее его состояние также неплохое: училище хорошо оснащено всем необходимым. Обучаться можно платно и бесплатно.

Все училища России в сфере авиации, помимо общего курса обучения курсантов, предоставляют платные услуги. Это может быть переподготовка кадров, различные курсы, включающие преподавание английского языка. Каждое из них оборудовано столовой и пищеблоком; курсанты трижды в день питаются на безвозмездной основе. Кроме того, колледжи оборудованы актовыми залами, спорткомплексами с разнообразными залами и секциями, общежитиями.

Курсанты на территории училищ обязаны соблюдать строгий распорядок дня и правила поведения, покидать территорию в установленное время на определенный период, соответствовать требованиям в учебе и быту. Сиротам и социально-незащищенным курсантам предоставляется материальная помощь, соцстипендия, пособия на покупку необходимых для учебы вещей. Учащиеся бюджетных отделений получают стипендию.

Как поступить в летное училище гражданской авиации

Правила поступления в средне-специальные учебные заведения однообразны. В первую очередь, учитывается средний балл аттестата после 9 или 11 классов. Среди них особую важность имеют математика, физика, русский и иностранный язык именно в таком порядке. В случае спорных ситуаций оценки по этим предметам станут решающим фактором поступления. Проходные баллы в каждом колледже могут отличаться. Высокие они в Сасово, Омске и немного ниже в Красном Куте и Бугуруслане.

Не менее важным фактором того, как поступить в летное училище России, является психологическое собеседование и врачебная комиссия. Сроки ее проведения строго установлены, так как длительность каждой из справок может быть различной. Прохождение комиссии осуществляется платно. Обычно ее можно пройти либо в самом учебном заведении, либо в другом приспособленном для этого медучреждении. Исследования включают комплексный осмотр врачей: стоматолога, психиатра, нарколога, венеролога, рентгенолога, хирурга и пр. Кроме того, сдаются анализы крови, мочи, кала, делается рентген, ЭКГ и т. д. Успешное прохождение комиссии — одно из важнейших условий зачисления в любое авиационное училище.

Для поступления как в колледж, так и в вуз России требуется само заявление абитуриента, документы, удостоверяющие его личность, аттестат, результаты ЕГЭ при высшем образовании. Кроме этого, понадобится страховое удостоверение, военный билет и медицинский полис.

Трудоустройство после окончания институтов и училищ

Выпускники авиационных учебных заведений имеют шанс устроиться работать по специальности в авиакомпании, заводы в сфере производства самолетной, вертолетной и космической техники и авиаузлы. Шансы трудоустройства в качестве пилотов увеличиваются при достаточном количестве часов налета и высоком уровне владения иностранным языком.

Трудоустройство по окончании училища может быть затруднено, несмотря на то, что предприятиям России требуются сотрудники. Как правило, каждый ССУЗ сотрудничает с рядом организаций и компаний, которые регулярно присылают списки вакансий. Многие выпускники предпочитают продолжить профильное обучение в институте или отправиться на военную службу.

Статистика трудоустройства выпускников тщательно ведется каждым училищем и может быть выложена в открытый доступ. Регулярно проводятся встречи с выпускниками и представителями компаний.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: