Море Беллинсгаузена Как С Добром Добраться!

Как была открыта Антарктида: история экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева в 1820 году

В семидесятых годах восемнадцатого века установить наличие материка в районе южного полюса пытался великий британский мореплаватель Дж. Кук. И когда он оказался в самой южной точке своего путешествия, находившейся на 71 градусе ю. ш., он посчитал, что никакой Антарктиды нет либо добраться до неё невозможно. Путь дальше на юг ему перекрыли так называемые паковые льды (многолетние морские льды толщиной не меньше трёх метров). Авторитетное мнение Кука во многом стало причиной того, что на долгое время мореплаватели отказались от поиска Антарктиды.

Подготовка и начало экспедиции

Однако 12 апреля 1819 года (здесь и далее — все даты по новому стилю) Иван Крузенштерн написал министру Российской Империи Ивану де Траверсе записку о том, что необходимо исследовать «страны Южного полюса» и восполнить возможные пробелы в данной части карты Земли. Главная цель планирующейся российской экспедиции была очевидна: подтвердить или не подтвердить гипотезу о шестом материке — Антарктиде. И спустя несколько месяцев, в июне 1819-го, проведя серьёзные приготовления, два военных шлюпа — «Мирный» и «Восток» — выдвинулись из Кронштадта и отправились в долгое и опасное плавание. «Востоком» руководил капитан Фаддей Беллинсгаузен, а «Мирным» — Михаил Лазарев.


Портреты Беллинсгаузена и Лазарева

Существенным недостатком этой экспедиции стало то, что шлюпы очень сильно отличались по своим характеристикам. «Мирный», созданный по проекту отечественных инженеров Курепанова и Колодкина, и укреплённый дополнительно, значительно превосходил второе судно. «Восток», спроектированный английскими инженерами, так и не удалось сделать столь же устойчивым, как и «Мирный». Корпусная часть «Востока» оказалась недостаточно прочной для путешествия среди твёрдых льдов. И его пришлось неоднократно чинить в период экспедиции. В конечном счёте состояние «Востока» оказалось таким плачевным, что Беллинсгаузен решил прервать экспедицию ранее положенного срока и вернуться домой. Оба её руководителя постоянно выражали своё недовольство тем, что в их распоряжении находятся два очень различающихся корабля, в частности, по параметру скорости движения.

Первая долгая остановка была сделана в английском портовом городе Портсмуте. Здесь корабли экспедиции находились чуть ли не целый месяц. Данная остановка нужна была для того, чтобы запастись продовольствием, купить хронометры и различное мореплавательное оборудование.

Осенью, дождавшись попутного ветра, «Восток» и «Мирный» поплыли через Атлантику к экзотическом бразильским землям. С самого начала плавания члены команды стали вести научные наблюдения. Все эти наблюдения Фаддей Беллинсгаузен и его подчинённые аккуратно отображали в соответствующем журнале. На 21 сутки плавания корабли оказались у одного из Канарских островов — Тенерифе.

Следующая остановка была уже после пересечения экватора — судна Беллинсгаузена и Лазарева встали в порту Рио-де-Жанейро. Заполнив трюмы продовольствием и сверив хронометры, суда покинули этот населённый пункт, выбрав курс на пока её неизведанные участки холодного Южного океана.

Главные открытия команды Беллинсгаузена и Лазарева

В последние дни 1819 года шлюпы приблизились к субантарктическому острову Южной Георгии. Здесь уже судна неспешно двигались вперёд, лавируя между льдин. Чуть позднее Анненков, один из членов экспедиции, открыл и сделал описание маленького, до этого неизвестного острова. Кроме того, он дал острову в качестве названия свою фамилию.

Также известно, что несколько раз Беллинсгаузен пытался измерять водную глубину, но ни разу не смог достать дна. На судах, совершающих длительные плавания, моряки в те времена часто мучились от нехватки свежих запасов пресной воды. В ходе описываемой экспедиции российские мореплаватели придумали, как получать её из льдов айсбергов.

В самом начале 1820-го года российские шлюпы проплыли рядом с неведомым островом, покрытым полностью льдами и снежными сугробами. На следующий день члены экспедиции увидели ещё два новых острова. Их тоже отметили на путевых картах, назвав фамилиями членов команды (Лескова и Завадовского). Кстати, остров Завадовского, как выяснилось позже, является действующим вулканом. А всю новую группу островов стали называть островами Траверсе — по фамилии уже упоминавшегося российского министра.

Продвинувшись далее на юг, корабли наткнулись ещё одну группку островов, которые тут же были наименованы островами Сретения. Далее экспедиция подплыла к Сандвичевым островам, описанных некогда Джеймсом Куком. Оказалось, что Кук посчитал одним большим островом целый архипелаг. Данную неточность российские мореплаватели пометили на своих картах. Всему архипелагу в итоге Беллинсгаузен дал название Южные Сандвичевы острова.

В третьей декаде января 1820 года перед шлюпами возник густой побитый лёд, которым было покрыто пространство до самого горизонта. Экспедиция решила обогнуть его, свернув на север. Суднам из-за такого манёвра вновь пришлось пройти около Южных Сандвичевых островов, а затем наконец ушли за полярный круг.

Читайте также:
10 величайших городов прошлого, в которых интересно побывать.

Наиболее значимое событие произошло 28 января 1820-го года. Как раз в этот день наши мореплаватели открыли Антарктиду, приблизившись вплотную к ней в месте со следующими координатами 2° 14′ 50″ з. д. и 69° 21′ 28″ ю. ш. Это район нынешнего шельфа Беллинсгаузена у так называемого Берега Принцессы Марты. Описывается, что сквозь туман путешественники смогли рассмотреть настоящую стену льда, которая тянулась так далеко, насколько хватало взгляда.


Беллинсгаузен и Лазарев впервые увидели Антарктиду

2 февраля участники экспедиции вторично увидели берега Антарктиды. Близко к береговым обрывам самого южного материка шлюпы экспедиции были также 17 и 18 февраля, но пристать им там так и не удалось. Ближе к концу антарктического лета климатические условия стали сложнее, и суда экспедиции двинулись вдоль ледяных глыб и айсбергов по Тихому океану — здесь дополнительно было открыто ещё несколько неизвестных ранее островов.

21 марта 1820 года в том же Индийском океане команды шлюпов столкнулись с сильным штормом, который длился не один день. Для изнурённых долгим путешествием моряки это стало суровым испытанием, которое они, впрочем, выдержали.

В один из апрельских дней судно «Восток» встало на якорь в гавани населённого пункта Порт-Джексон (сейчас это австралийский Сидней). И лишь через неделю туда же пришёл корабль «Мирный». На этом первый этап экспедиции завершился.


Шлюпы «Восток» и «Мирный»

Второй этап антарктической экспедиции

В последующие зимние месяцы российские шлюпы бороздили спокойные тропические широты Тихого океана. Члены экспедиции в это время выполняли полезные географические работы: уточняли местоположение уже известных островов и их контуров, определяли высоту гор, наносили на карты 15 новых встретившихся им на пути географических объектов и т. д.

Вернувшись в Порт-Джексон, команды шлюпов начали вести подготовку к заплыву в полярные широты. Такая подготовка длилась примерно два месяца. Приближалось очередное антарктическое лето (а в южном полушарии времена года устроены «наоборот»: декабрь, январь, февраль — самые тёплые месяцы, а июнь, июль — очень холодные), и в середине ноября шлюпы вновь оказались в антарктических водах, двигаясь по компасам на юго-восток. А вскоре шлюпам удалось зайти дальше 60 южной параллели.

В начале 1821 года, огибая Антарктиду с западной стороны, Беллинсгаузен и Лазарев осуществили ещё некоторое количество открытий. 22 января был обнаружен достаточно крупный (154 квадратных километра) остров Петра I — то есть его назвали именем императора, основавшего отечественный военный флот. Однако подобраться к нему помешали льды, поэтому на него было решено не высаживаться. А позднее члены экспедиции увидели ещё один остров с протяжённым гористым берегом, который не был покрыт льдом. Его назвали Землёй Александра I. Впоследствии оказалось, что это крупнейший остров Антарктики, его площадь составляет больше 43 тысяч квадратных километров.


Земля Александра I отмечена на карте красным

Затем экспедиция добралась до Южных Шетландских островов (они были открыты чуть ранее британским моряком Смитом) и нанесла их на географические карты. Дальше корабли двинулись в северо-восточном направлении, и в результате была обнаружена очередная небольшая группка из трёх островков. Им придумали весьма поэтичное название — Три Брата, однако на нынешний момент эти острова называются иначе. Картографированные в ходе этого же плавания острова Михайлова, Шишкова, Мордвинова и Рожнова, также были впоследствии переименованы (в современной картографии эти географические объекты называют Корнуэлс, Кларенс, Элефант и Гиббс).


Путь шлюпов Беллинсгаузена и Лазарева на карте

Результаты путешествия длиною в два с лишним года

Под давлением обстоятельств и в связи с выполнением большинства поставленных задач, экспедиция от Шетландских островов двинулась на Рио, а оттуда — по Атлантическому океану к европейским берегам. «Восток» и «Мирный» возвратились в Россию пятого августа 1821-го года — их путешествие длилось ровно 751 сутки. Встречал экспедицию в Кронштадте сам правитель Александр I. Многие участники этого выдающегося плавания были поощрены наградами, новыми званиями и т.д.


Почтовая марка, посвящённая антарктической экспедиции 1820 года

Результаты путешествия Лазарева и Беллинсгаузена трудно переоценить. Заветный материк был обнаружен, а вместе с ним и ещё и 29 островков и островов. Шлюпы экспедиции фактически обошли вокруг всей Антарктиды. Кроме того, были собраны удивительные коллекции (этнографическая и естественно-научная), которые и сейчас находятся в Казанском университете, и сделаны отличные эскизы пейзажей Антарктики и живущих в тех местах животных. Первое опубликованный отчёт о путешествии, созданный непосредственными его участниками, составил два тома с атласом карт и прочих дополнительных материалов.

Читайте также:
Особенности отдыха в Анджуне в 2022 году

В дальнейшем, конечно, Антарктида подверглась широкому изучению со стороны специалистов различных стран. Сейчас Антарктида является нейтральной землёй, не принадлежащей никому. Здесь запрещено строительство объектов военного назначения, запрещён заход вооружённых и боевых судов. Все эти детали прописаны в договоре об Антарктике, подписанном в далёком 1959 году.

В восьмидесятые Антарктиду дополнительно признали безъядерной зоной. Такая формулировка предполагает жёсткий запрет на появление в антарктических холодных водах атомоходов, а на суше — атомных блоков. Сегодня участниками договора об Антарктике являются более 50 стран и ещё несколько десятков государств обладают статусом наблюдателей.

Фаддей Беллинсгаузен – первооткрыватель Антарктиды

Российский военно-морской деятель Фаддей Беллинсгаузен прославился на весь мир благодаря открытию Антарктиды. Что интересно, Беллинсгаузен только лишь в последний момент возглавил экспедицию, которая прославила его на весь мир.

В начале 1819 года Иван Крузенштерн начал подготовку экспедиции в страны Южного полюса. Она должна была заполнить имеющиеся пробелы в исследовании Великого океана. Начальником экспедиции планировалось назначить вице-адмирала Василия Головина. Однако в 1819 году он совершал собственное кругосветное путешествие и физически не мог отправиться исследовать Антарктиду. В итоге на должность начальника утвердили Макара Ратманова. Но и ему было не суждено покорить Антарктиду. Незадолго до начала экспедиции он потерпел кораблекрушение, которое перечеркнуло все его планы. В итоге начальником экспедиции был назначен Фаддей Беллинсгаузен.

Открытие Антарктиды

В целях экспедиции были снаряжено два корабля – «Восток» и «Мирный». Беллинсгаузен не единожды жаловался на то, что в его распоряжении оказались судна, которые существенно отличаются по скоростным показателям. Несмотря на все проблемы, Беллинсгаузен, возглавлявший шлюп «Восток», 4 июля 1819 года отправился на покорение Антарктиды. Спустя 4 месяца судно Беллинсгаузена добралось до берегов Бразилии. Оттуда экспедиция пошла на юг, достигнув Земли Сандвича. Учитывая, что это был архипелаг, Беллинсгаузен принял решение дать своему открытию новое имя – Южные Сандвичевы острова.

16 января 1820 года экспедиция Беллинсгаузена достигла Антарктиды. Эта дата считается днём открытия Антарктиды, Беллинсгаузен официально является первооткрывателем ледового материка. Русские мореплаватели добрались до современного Берега Принцессы Марты. На пути экспедиции стал большой шельфовый ледник, который впоследствии был назван в честь Фаддея Беллинсгаузена.

Исследования антарктических берегов

5 февраля 1820 года мореплаватели практически вплотную приблизились к ледовому материку, однако осложнение погодных условий не позволило дальнейшее изучение антарктических берегов. Экспедиции пришлось целый год ждать антарктического лета для возвращения в полярные широты. Наконец, в январе следующего года, вернувшись к ледовому материку, экспедиция совершила ещё ряд географических открытий. В течение нескольких месяцев были открыты острова Петра I, Три Брата, Шишкова и Рожнова. Кроме того, гористый берег Антарктиды, не покрытый льдом, был назван Землёй Александра I.

Экспедиция вернулась в Россию 5 августа 1821 года. Беллинсгаузену удалось совершить одно из самых значимых географических открытий. Кроме того, в ходе исследований антарктических берегов были сделаны уникальные зарисовки видов Антарктиды. По возвращении из путешествия Фаддей Фаддеевич получил чин капитана-командора.

Увековечивание памяти

Именем Фаддея Беллинсгаузена были названы:

  • Море. Находится в западной части Антарктики.
  • Шельфовый ледник. Расположен на Берегу Принцессы Марты.
  • Мыс. Расположен на восточном побережье острова Сахалин.
  • Остров. Небольшой вулканический остров находится в архипелаге Южные Сандвичевы острова.
  • Залив Фаддея в море Лаптевых на северо-восточном побережье Таймыра.
  • Антарктическая станция. Российская полярная станция на острове Ватерлоо.
  • Кратер. Южная приполярная область на обратной стороне Луны.

Памятник Беллинсгаузену в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

В 2016 году Фонд «Диалог Культур – Единый Мир» при содействии Института Беринга-Беллинсгаузена передал в дар народу Уругвая памятник Фаддею Беллинсгаузену. Монумент установлен в Монтевидео на площади Вирхилио. Бронзовый Беллинсгаузен «смотрит лицом на юг», туда, где простирается открытый им материк.

Копия памятника была установлена на территории Культурно-образовательного туристического центра «ЭТНОМИР». Среди гостей парка есть традиция: если потереть пуговицы его шинели, тогда удача великого путешественника будет сопутствовать и вам!

Один день в Антарктиде: рассказ путешественницы

Международная компания

Круглый год в Антарктиде работают пять российских полярных станций: «Восток», «Мирный», «Новолазаревская», «Прогресс» и «Беллинсгаузен». Последняя — самая доступная с Большой земли.

Она находится на острове Кинг-Джордж под 62 градусами южной широты, в 1000 км от Чили. Помимо «Беллинсгаузена», на этом клочке суши разместились базы еще восьми стран: Чили, Аргентины, Уругвая, Китая, Южной Кореи, Польши, Перу и Бразилии. Так что, если вы включите здесь мобильный телефон, он может сойти с ума и периодически поздравлять вас с прибытием в одну из этих стран.

Читайте также:
Как выйти замуж в Египте: заключение брака и виза резидента (личный опыт)

— «Беллинсгаузен», «Беллинсгаузен», это парусная яхта «Леди Мэри», прием.

— «Беллинсгаузен» на связи!

После шести дней пути через пролив Дрейка, самый опасный на земле, мы встаем на якорь напротив российской полярной станции. Шлюпка утыкается в пологий берег, пингвины любопытно заглядывают в находящееся почти на их уровне лицо юнги. А вот и первый полярник — радист Алексей. Он приветствует нашу маленькую команду и ведет к основным строениям полярной станции — прямоугольным параллелепипедам на сваях. Бежевые щитовые дома — это российские Дом радио, Дом дружбы и госпиталь, гараж, склад, экологический комплекс. А красные дома за ручьем — чилийские. Неподалеку от нашей дизельной электростанции «Роскосмос» устанавливает новые антенны ГЛОНАСС. Чуть дальше через ручей переброшен мостик на чилийскую станцию «Фрей».

Фото: Марина Клочкова

Когда в 1968 году СССР основал станцию «Беллинсгаузен», Чили, ближайшая к Антарктиде страна, спохватилась: «А мы чего? Так весь остров Кинг-Джордж расхватают!» И на следующее лето на противоположном от «Беллинсгаузена» берегу ручья возник чилийский домик.

Благодаря близости своей страны к Антарктиде, чилийцы основательно пустили здесь корни. Сдвоенные станция «Эдуардо Фрей» и «Вилла Лас-Эстрелас» образуют полярный поселок с единственными на острове аэропортом, рядами прямоугольных домов, крытым стадионом, госпиталем и почтой. Открытки с печатями Антарктиды из местного почтового отделения доставляются на материк военным кораблем.

В нашу православную церковь Святой Троицы приходят полярники всех соседних станций, а потому службу ведут на русском и испанском языках

Российские полярники называют станцию «Беллинсгаузен» курортом за самый мягкий среди всех антарктических баз климат, теплую компанию и регулярную связь с Большой землей. Зимой здесь редко бывает ниже –10 °С, а летом случается и +6 °С. Как принято на курортах, летом сюда приезжают туристы, чиновники и исследователи. Каждый день из аргентинского города Ушуайя через пролив Дрейка отправляются круизные суда, везущие от 50 до 100 пассажиров. Десяток парусных яхт привозят группы по шесть-восемь человек. Остров Кинг-Джордж — первая из нескольких остановок такого путешествия. Круизы длятся две-три недели, их стоимость начинается от $7000. Попасть на «Беллинсгаузен» можно и самолетом авиакомпании DAP из чилийского города Пунта-Аренас. Билет в оба конца стоит $5000. Регулярных рейсов из аэропорта на континент нет. В туристический сезон с декабря по февраль самолеты могут взлететь и пять раз в день, а зимой самолета может не быть от месяца до трех.

На чилийской базе есть все, даже банк и школа, но, в отличие от «Беллинсгаузена», нет круглогодичного храма. В нашу православную церковь Святой Троицы приходят полярники всех соседних станций, а потому службу ведут на русском и испанском языках. Самый южный постоянно действующий храм мира построили в 2004 году из алтайского кедра. Чтобы выдерживать ураганные ветры, сруб церкви усилен цепями. Такая подвижная конструкция более надежна, чем жесткий каркас, и во время штормов стены немного качаются. Теплый хвойный запах и тапочки, в которые нужно переобуться, делают визит в храм очень домашним.

“Славу такого предприятия не должны мы допускать отнять у нас”

16 июля 1819 года из Кронштадта отправились в путь два русских шлюпа “Восток” и “Мирный”. “Сия экспедиция, кроме главной её цели – изведать страны Южного полюса, должна особенно иметь в предмете поверить всё неверное в южной половине Великого океана” – так сформулировал в своей служебной записке основные задачи плавания И.Ф. Крузенштерн. Русские моряки не подкачали, и на карте появились острова Петра I и Александра I , очертания шельфовых ледников Антарктиды и все Южные Шетландские острова.

1280px-f.f._bellinsgauzen_i_m.p._lazarev.jpg

Но прежде, чем это произошло, “неверного” в суждениях об Антарктике накопилось немало: после безуспешной попытки Джеймса Кука пробиться сквозь льды к неведомому континенту экспедиции туда никто не снаряжал целых полвека. Прославленный англичанин категорично утверждал, что материка либо вовсе нет, либо он недоступен для мореплавателей. А если вдруг кому-то и удастся обнаружить землю на Южном полюсе, польза от этого вряд ли будет.

i._ayvazovskiy._bolshoy_reyd_v_kronshtadte._1836_aivazovsky_-_large_raid_in_kronstadt.jpg

Тем временем русские корабли раз за разом огибали Землю, открывая всё новые и новые острова в тихоокеанских широтах, – с 1803 по 1818 год они совершили семь кругосветных плаваний. Вопрос об Антарктиде вновь привлёк пристальное внимание первооткрывателей. В начале 1819 года морской министр маркиз де Траверсе собрал подробные материалы для подготовки рискованного путешествия: свои соображения на этот счёт изложили руководитель первой русской кругосветной экспедиции адмирал Иван Крузенштерн и видный гидрограф, основоположник полярной археологии Гавриил Сарычев. Ещё один документ, “Краткое обозрение плана предполагаемой экспедиции”, опирался на опыт брига “Рюрик”, 3 августа 1818 года вернувшегося из научного путешествия вокруг земного шара. Судя по всему, анонимная заметка принадлежала перу командира судна Отто Коцебу.

Читайте также:
UNED (национальный дистанционный университет) в Испании

fridrih_georg_veych-portret_i._f._kruzenshterna-800px-zentralbibliothek_zurich_-_portrat_von_adam_johann_von_krusenstern_-_500000049.jpg

Все в один голос утверждали, что необходимо пройти как можно дальше на юг. “Как Сандвичевой земли осмотрена одна северо-западная часть, то должно обойти её с восточной и с южной стороны и осмотреть пределы её. По исполнении сего плыть к юго-востоку или востоку, стараясь подойти к Южному полюсу сколько возможно ближе”, – набрасывал примерный маршрут Гавриил Сарычев. Ему вторил Отто Коцебу: “Оба судна направляют путь к Сандвичевой земле, которую должны стараться исследовать далее к югу, нежели удалось капитану Куку, может оная есть часть твёрдой земли”. Иван Крузенштерн тоже писал, что идти к югу надо “далее, нежели что было возможно для Кука...” И настойчиво добавлял, торопя снарядить корабли: “Славу такого предприятия не должны мы допускать отнять у нас; она в продолжении краткого времени достанется непременно в удел англичанам или французам”. На подготовку адмирал предлагал отвести год, назначив отплытие на 1820 год.

fryxellsee_opt.jpg

Однако события стали разворачиваться гораздо стремительнее. В январе 1819 года император Александр I заинтересовался проектом, а весной выделил на него финансирование в размере 100 000 рублей. Приказ подписал государь 12 апреля, после чего подготовка пошла в чрезвычайной спешке – до начала экспедиции оставалось всего три месяца.

neizvestnyy_hudozhnik_ermitazh_aleksandr_i.jpg

Строить специальные корабли, предназначенные для плавания во льдах, времени уже не было. Для спуска на воду начали готовить подходящие для кругосветного путешествия шлюпы, только сошедшие со стапеля. Назначенный 27 марта командир “Мирного” Михаил Лазарев тут же приступил к укреплению своего корабля перед встречей с полярными льдами. Корпус обшили дюймовыми досками, сосновый руль заменили прочным дубовым, подводную часть судна защитили медными листами, чтобы на неё не нарастали водоросли.

mihaylov_pavel_nikolaevich_-_vid_ledyanyh_ostrovov_1820.jpg

С назначением начальника экспедиции вышла заминка. Иван Крузенштерн видел в этой роли капитана 2-го ранга Василия Головнина, которого очень высоко ценил. Но на тот момент капитан находился в кругосветном путешествии, и адмирал предложил министру кандидатуру Фаддея Беллинсгаузена: “Наш флот, конечно, богат предприимчивыми и искусными офицерами, однако из всех тех, коих я знаю, не может никто, кроме Головнина, сравняться с Беллинсгаузеном”. Де Траверсе, однако, придерживался другой точки зрения: он назначил на пост командира Южной дивизии капитан-командора Макара Ратманова. Но капитан попросил не отправлять его в дальнее плавание: когда пришло назначение, он лечился в Копенгагене после кораблекрушения, которое его судно потерпело у мыса Скагена. Вместо себя Макар Ратманов советовал взять капитана второго ранга Фаддея Беллинсгаузена. 4 мая вышел приказ о его назначении, и Беллинсгаузен спешно отправился в Петербург из Севастополя, где командовал фрегатом “Флора”. 23 мая он был на месте, а 26 июня вступил в командование.

marshrut_pervoy_russoy_antarkticheskoy_ekspedicii_bellinsgauzena_i_lazareva_v_1819-1821_godah._800px-first_russian_antarctic_expedition_route_-_ru.svg_.png

Доставшийся ему “Восток”, в отличие от “Мирного”, оказался не слишком удачным судном. Прочность корпуса оставляла желать лучшего, румпель был неисправен, рангоут (система установки парусов) слишком высок. Малая вместительность и теснота помещений дополняли список недостатков. “Таковые и другие встречающиеся ошибки в построении происходят более от того, что корабельные мастера строют корабли, не быв никогда сами в море, и потому едва ли одно судно выйдет из их рук в совершенстве”, – укоряет Фаддей Беллинсгаузен корабельного инженера Ваниамина Стоке, спроектировавшего “Восток”. К счастью, в Кронштадте успели скрепить и обить снаружи медью подводную часть шлюпа. Но исправлять конструктивные недостатки было некогда, работы по мере надобности велись уже в ходе экспедиции.

lednik_baranovskogo_na_ostrove_king-dzhordzh_vaterloo_acaro_1280px-baranowski_glacier_king_george_island.jpg

Команды формировались из добровольцев. Чтобы стать участником путешествия, нужно было пройти жёсткий отбор: например, от матросов требовалось идеальное здоровье, возраст не старше 35 лет и навык какого-нибудь корабельного мастерства плюс к своей основной специальности. А ещё умение стрелять. Хотя военные стычки в экспедиции не предполагались, наоборот, Александр I особо оговаривал в специальном указе: “Чтобы во время пребывания у просвещенных, равно и у диких народов снискивали любовь и уважение; сколь можно дружелюбнее обходились с дикими народами и без самой крайности не употребляли огнестрельного оружия”. Для подарков вождям и предводителям племён подготовили ножи и украшения, а кроме того, специально отчеканили медали из серебра и бронзы с изображением императора.

moneta_banka_rossii_1994_g._1024px-rr5415-0010r_pervaya_russkaya_antarkticheskaya_ekspediciya.gif

К середине июля экипажи были укомплектованы, корабли оснащены, трюмы заполнены провиантом, а каюты – книгами и научными приборами. “Восток” и “Мирный” вышли из гавани, чтобы добраться до Антарктиды.

Читайте также:
Святой Вацлав памятник в Праге адрес, на карте, как добраться

Так началось открытие шестого континента, принесшее славу отечественному флоту.

Чтение на 15 минут: «Открытие Антарктиды»

В январе 1820 года русские моряки Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный» открыли новый материк. К открытия Антарктиды в издательстве Paulsen выходит переиздание атласа Беллинсгаузена — собрания рисунков, сделанных участником экспедиции Павлом Михайловым, — книга «Открытие Антарктиды». Помимо рисунков, в ней есть и другие материалы, например карты и чертежи. Arzamas публикует фрагмент из вступительной статьи — про саму экспедицию и историю атласа

4 июля 1819 года корабли «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадт и взяли курс на Рио-де-Жанейро.
2 ноября 1819 года корабли прибыли в Рио-де-Жанейро.
15 декабря 1819 года «Восток» и «Мирный» вошли в антарктические воды.
16 января 1820 года корабли подошли к побережью Антарктиды (ныне Берег Принцессы Марты).
5–6 февраля 1820 года «Восток» и «Мирный» вновь подошли к берегам открытого ими материка (ныне Берег Принцессы Рагнхилль).
Февраль 1820 года — плавания у берегов Антарктиды и заход в Порт-Джексон (ныне Сидней).
8 мая 1820 года корабли вышли из Порт-Джексона в тропическую часть Тихого океана.
9–10 сентября 1820 года «Восток» и «Мирный» вернулись в Порт-Джексон.
31 октября 1820 года после ремонта вышли из Порт-Джексона в западную часть Антарктики.
30 января 1821 года корабли покинули воды Антарктики.
27 февраля 1821 года «Восток» и «Мирный» прибыли в Рио-де-Жанейро.
23 апреля 1821 года суда вышли в обратный путь.
24 июля 1821 года кругосветное плавание было успешно завершено, корабли прибыли в Кронштадт.

Экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. 1819–1821 годы

Шестой материк был открыт во время кругосвет­ного плавания капитана 2-го ранга Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и лейтенанта Михаила Петровича Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» в 1819–1821 годах. Гипотезу о существовании Терра аустралис инкогнита («Неведомой Южной земли») выдвинули еще географы древнего мира, ее поддерживали и средневековые ученые. Начиная с XVI века эту землю помещали на картах в районе Южного полюса, а поиски ее безуспешно вели морепла­ватели в XV–XVIII веках. Знаменитый путешест­венник Джеймс Кук утверждал после своего кругосвет­ного плавания 1772–1775 годов, что он «…неоспо­римо отверг возможность существова­ния здесь материка, который, если и может быть обнаружен, то лишь вблизи полюса, в местах, недоступных для плавания…» Цит. по: Я. Свет. Вступительная статья // Второе кругосветное плавание капитана Джемса Кука. Плавание к Южному полюсу и вокруг света в 1772–1775 гг. М., 1964. .

Несмотря на безусловный авторитет Кука, русские мореплаватели мечтали открыть новые земли и планировали новые экспедиции в Южный океан. Морской министр И. И. де Траверсе и вице-адмирал Г. А. Сарычев были в числе инициаторов экспедиции. Они, а также И. Ф. Крузенштерн и О. Е. Коцебу изложили свои соображения и дали инструкции Беллинсгаузену. Эти до­кумен­ты касались как задач экспедиции, так и рекоменда­ций по сохранению жизни и здоровья экипажа.

Основной задачей экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева было пересечь все меридианы в южной приполярной зоне на максимально высоких широтах, выяснить, существуют ли там земли, и по возмож­ности пройти к Южному полюсу.

Ф. Ф. Беллинсгаузен командовал шлюпом «Восток», а М. П. Лазарев — шлюпом «Мирный». 4 июля 1819 года корабли покинули Кронштадт и взяли курс на Рио-де-Жанейро, куда пришли 2 ноября того же года.

Павел Михайлов. Вид города Сент-Себастьяна в Рио Жанейро. Иллюстрация из атласа Беллинсгаузена. Санкт-Петербург, 1831 год Научная библиотека Русского географического общества / Издательство Paulsen­

15 декабря «Восток» и «Мирный» оказались в антарктических водах и произ­вели гидрогра­фическую опись юго-западных берегов острова Южная Георгия. Были открыты мысы, заливы и группа островов, названные именами участ­ников экспедиции. Следуя курсом на юг, русские корабли 16 января 1820 года подошли к побережью Антарктиды (ныне Берег Принцессы Марты). Об этой важной для мировой истории дате Ф. Ф. Беллинсгаузен написал следующее: «Продолжая путь на юг, в полдень в широте 69° 21′ 28″, долготе 2° 14′ 50″ мы встретили льды, которые представились нам сквозь шедший тогда снег в виде белых облаков. Ветер был от NO уме­ренный, при большой зыби от NW; по причине снега зрение наше далеко не прости­ралось; я привел в бейдевинд на SO, и, пройдя сим направлением две мили, мы увидели, что сплошные льды простираются от востока чрез юг на запад; путь наш вел прямо в сие льдяное поле, усеянное буграми» Ф. Ф. Беллинсгаузен. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 гг., совершенные на шлюпах «Восток» и «Мир­ный» под начальством капитана Беллинс­гаузена, командира шлюпа «Востока», шлю­пом «Мирным» начальствовал лейтенант Лазарев. М., 1960. .

Читайте также:
Башня Амбулувава: уникальное место на Шри-Ланке

Выдающийся океанограф Н. Н. Зубов отметил в своей монографии: «В первый раз люди видели эти берега, но подойти к ним было невозможно, льды преграждали путь. Русские моряки добросо­вестно отметили все признаки земли, но ничего больше не стали утверждать. Ведь даже человек, который прошел бы пешком по этому берегу, и тот мог усомниться — земля ли это или льды, ее окружающие. Так скромно в летопись великих открытий вошла новая дата 16 января (ст. ст.) — день, когда русские открыли Антарктиду — шестой материк земного шара» Н. Н. Зубов. Отечественные мореплаватели — исследователи морей и океанов. М., 1954. .

Павел Михайлов. Вид ледяных островов. Иллюстрация из атласа Беллинсгаузена. Санкт-Петербург, 1831 год Научная библиотека Русского географического общества / Издательство Paulsen

Несмотря на тяжелые льды и штормовую погоду, 5–6 февраля «Восток» и «Мирный» вновь подошли к ледяным берегам открытого ими материка (ныне Берег Принцессы Рагнхилль). Плавание продол­жалось до середины февраля, затем шлюпы направились к берегам Австралии.

После ремонта и пополнения запасов в Порт-Джексоне (ныне Сидней) 8 мая 1820 года корабли вышли в тропическую часть Тихого океана, где в северной области архипелага Паумоту (Туамоту) открыли группу островов Россиян, которым дали имена известных русских полководцев и мореплавателей. В группе островов Лайн (Центральные Полинезийские Спорады) был открыт остров Восток (назван в честь флагманского корабля), в группе островов Кука — остров Александра, в районе островов Фиджи — острова Михайлова и Симо­нова. Большинство этих островов нанесено в настоящее время на карты под местными названиями.

9–10 сентября 1820 года «Восток» и «Мирный» вернулись в Порт-Джексон и после ремонта 31 октября вновь направились в Антарктику, на сей раз в ее западную часть. Лавируя среди льдов и айсбергов, шлюпы дважды пересекли Южный полярный круг. 9 января 1821 г. моряки увидели остров, которому присвоили имя основателя Российского флота Петра I, a 17 января — гористый берег, получивший название Земля Александра I. Во время двух плаваний Беллинсгаузен и Лазарев в нескольких местах достигли берегов Антарктиды (в Восточном и Западном полушариях) и обошли вокруг всего материка.

Затем оба судна отправились к Южным Шетландским островам, где были открыты и описаны два архипелага, острова которых были названы в честь побед Русской армии в Отечественной войне 1812 года, а также именами адмиралов и офицеров Российского флота.

Павел Михайлов. Вид на остров Лескова, Высокий остров и остров Завадовского. Иллюстрация из атласа Беллинсгаузена. Санкт-Петербург, 1831 год Научная библиотека Русского географического общества / Издательство Paulsen­

30 января 1821 года корабли покинули воды Антарктики. 27 февраля «Восток» и «Мир­ный» прибыли в Рио-де-Жанейро. После двухмесяч­ного пребывания в Бразилии 23 апреля они вышли в обратный путь и, зайдя по пути в Лиссабон и Копенгаген, 24 июля 1821 года успешно закончили кругосветное плавание, прибыв в Кронштадт. Важно отметить, что за два с лишним года плавания экспедиция потеряла лишь двух матросов (обычная смертность была гораздо выше). Заслуга в сохранении жизни и здоровья своих подчиненных принад­лежит командирам кораблей и их офицерам.

Говоря о сделанных географических открытиях, командир экспедиции упоминает о том, что «в продолжение плавания нашего обретено двад­цать девять островов, в том числе в южном холодном поясе два, в южном умерен­ном — восемь, а девятнадцать — в жарком поясе; обретена одна коральная мель с лагуном» Ф. Ф. Беллинсгаузен. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 гг., совершенные на шлюпах «Восток» и «Мир­ный» под начальством капитана Беллинс­гаузена, командира шлюпа «Востока», шлю­пом «Мирным» начальствовал лейтенант Лазарев. М., 1960. . Помимо этого, экспедиция выполнила большой объем исследо­ваний в самых разных областях — океанологии, зоологии, ботанике, клима­тологии, физической географии и других. Морская опись всех изученных районов, а также исправление контура берегов земель, уже нанесенных на карту, были настолько точными, что карта Южных Шетландских островов, составленная Беллинсгаузеном, использовалась как основа английскими картографами вплоть до середины XX века. Рисунки экспедиционного худож­ника П. Н. Михайлова даже спустя век не потеряли своей ценности и были опублико­ваны в английской «Лоции Антарктики», изданной в 1930 году.

Читайте также:
Где получить кадастровый номер на земельный участок - в 2022 году, учёт документов, узнать стоимость, оформить сведения

Результаты работ экспедиции в свои трудах Ф. Ф. Беллинсгаузен опубликовал лишь десять лет спустя после окончания плавания. Вышли также и книги профессора Импера­торского Казанского университета И. М. Симонова и записки П. М. Новосильского В советское время их работы были опубли­кованы в сборниках: «Плавание шлюпов „Восток“ и „Мирный“ в Антарктику в 1819, 1820 и 1821 годах» (М., 1949) и «Русские открытия в Антарктике в 1819–1820–1821 годах» (М., 1951). .

История издания результатов экспедиции

Участники Первой русской антарктической экспедиции совершили одно из выдающихся географических открытий в истории: нашли шестой конти­нент — Антарктиду, а также 29 ранее неизвестных островов. «Экспедиция провела громадную научную работу. Сущест­венная заслуга экспедиции состояла в точном определении географических координат островов, мысов и других пунктов и составлении большого числа карт, что являлось излюб­ленной специальностью самого Беллинсгаузена» Е. Е. Шведе. Первая Русская антарктическая экспедиция 1819–1821 гг. // Ф. Ф. Беллинс­гаузен. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 годов, совершен­ные на шлюпах «Востоке» и «Мирном» под начальством капитана Беллинсгаузена, командира шлюпа «Восток», шлюпом «Мирным» начальствовал лейтенант Лазарев. М., 1949. .

Все материалы экспедиции, согласно инструкции, полученной при отправ­лении, следовало передать в Адмиралтейский департамент. Беллинсгаузен прилагал много усилий для публикации итогов путешествия. В 1824 году он представил Адмиралтейскому департаменту описание, карты и рисунки. Первоначально предполагалось выпустить «Описание» в количестве 1200 экземпля­ров с 19 картами и 51 рисунком» М. П. Лазарев. Документы. Т. 1. М., 1952. . Однако, по всей видимости, в связи со смертью Александра I в 1825 году и вступлением на престол Николая I, ходатайство не было удовлетворено и рукопись осталась неопубликованной.

В 1827 году Беллинсгаузен повторно обратился с просьбой об издании: «По открытии Ученаго Комитета главнаго Морскаго Штаба Его Импера­тор­скаго Величества, в октябре 1827 года, Г. Вице-Адмирал Беллинсгаузен просил Комитет, употребить свое ходатайство о напечатании, для сокращения издержек, 600 экземпляров, присовокупляя, что обращение издания в его пользу он не просит, а желает токмо, чтобы труды его были известны» Ф. Ф. Беллинсгаузен. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 гг., совершенные на шлюпах «Восток» и «Мирном» под начальством капитана Беллинс­гаузена, командира Шлюпа Востока. Шлюпом «Мирным» начальствовал лейтенант Лазарев. Т. 1. СПб., 1831. . Его поддерживает председатель Ученого комитета Главного морского штаба Л. И. Голенищев-Кутузов. В своем пред­ложении в Морской ученый комитет он писал: «Может случиться и едва ли уже не случилось, что учиненные капитаном Беллинсгаузеном обретения, по неизвест­ности оных, послужат к чести иностранных, а не наших мореплавателей» Там же. .

В результате книга «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжении 1819, 20 и 21 годов, совершенные на шлюпах „Восток“ и „Мирном“ под начальством капитана Беллинсгаузена, командира шлюпа „Восток“. Шлюпом „Мирным“ начальствовал лейт. Лазарев» вышла в свет только в 1831 году, через десять лет после экспедиции.

Фундаментальный труд представляет собой подробный текстовый отчет о подготовке, ходе и результатах экспедиции. Начав с описания снаряжения, перечня участников, оснастки шлюпов, Беллинсгаузен затем рассказал о сложных физико-географических явлениях, коралловых рифах и полярных льдах, о неизведанных местах и невиданных растениях и животных.

Павел Михайлов. Хохлатый пингвин. Иллюстрация из атласа Беллинсгаузена. Санкт-Петербург, 1831 год Научная библиотека Русского географического общества / Издательство Paulsen­

Издание вышло в свет в двух томах, карты и рисунки вышли как приложение отдельным атласом. «Атлас» состоит из 19 карт и 45 лито­графий с изобра­жением видов островов и поселений, портретных зарисовок аборигенов, образцов экзоти­ческой флоры и фауны.

Карты для «Атласа» были составлены, , самим Ф. Ф. Беллинс­гаузеном. Первой представлена «Генеральная карта Южного полушария с показанием вновь открытых островов…», также включена карта острова Георгия, карта Южных Сандвичевых и Южных Шетландских островов, карта о. Петра I, берега Александра I и карты группы небольших тихоокеанских коралловых островов М. И. Белов. О картах Первой русской арктической экспедиции 1819–1821 гг. //Первая Русская антарктическая экспедиция 1819–1821 гг. и ее отчетная навигационная карта. Л., 1963. .

В основе литографий — рисунки, выполненные художником экспедиции Павлом Николаевичем Михайловым (1786–1840), выпускником Академии художеств. В 1815 году Михайлов был удостоен звания академика как портретист Н. Соломатина. Художник П. Н. Михайлов — участник кругосветных экспедиций. СПб., 2012. . Для выполне­ния экспедиционных задач требовался не живописец, а рисовальщик. И «Михайлов-портретист с готовностью взялся за освоение новых, иных изобразительных задач — документальной зарисовки самого разного рода (анималистической, ботанической, видовой, жанровой, портретной) в технике акварели» Там же. .

Читайте также:
Отдых в Ираке в 20228 году - цены, курорты и достопримечательности

Павел Михайлов. Берега кораллового острова Великого Князя Александра Николаевича. Головы туземцев. Лодка. 1820 год Государственный Русский музей

Академия художеств снабдила его подробной инструкцией, согласно которой рекомен­довалось ничего не рисовать «по одной памяти» Там же. . «Фиксируя во время экспедиции «все заслуживающие любопытства предметы», Михайлов создал сотни рисунков и акварелей. Почти все они, заботливо собранные самим художником, хранятся в собрании Русского музея. Это не изобразительный дневник или хроника более чем двухлетнего вояжа на борту шлюпа «Восток». На старые паспарту наклеены беглые наброски и законченные зарисовки растений, рыб и птиц, виды далеких поселений и городов, необитаемых мест, портреты аборигенов Австралии и островов Тихого океана. Историческая и художественная значимость этих графических работ не всегда совпадают. Небольшой рисунок, представляющий берег Александра I Набросок хранится в ГРМ. В атласе — берег Александра I под № 59. , датированный 17 января 1821 года, — одно из первых изображений открытой Антарктиды, и его значение как исторического документа невозможно переоценить. Но без этой надписи изоб­ражение шестого континента ничем не отлича­лось бы от десятков удивительно похожих, на беглый взгляд, листов с нагро­мо­ждениями льдов и айсбергов» Н. Соломатина. Художник П. Н. Михайлов — участник кругосветных экспедиций. СПб., 2012. .

Павел Михайлов. Берег Александра I. 1821 год Государственный Русский музей

Атлас, изданный в 1831 году тиражом 600 экземпляров, никогда не переизда­вался и является библиографической редкостью. Основной тираж был напе­чатан в черно-белом варианте.

Беллинсгаузен и Лазарев в поисках Антарктиды

В 1819 году из Кронштадта вышли шлюпы «Восток» и «Мирный». Экспедиция открыла Антарктиду, несколько десятков островов и коралловый риф.

«Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта летом 1819 года. Первым судном командовал Фаддей Беллинсгаузен, вторым — Михаил Лазарев. Оба они к тому моменту уже зарекомендовали себя как опытные моряки: Лазарев, например, с командой корабля «Сувоворов» добирался до Сиднея, а Беллинсгаузен участвовал в кругосветном плавании. Теперь перед ними стояла сложная задача — наконец обнаружить южный материк, о существовании которого географы того времени лишь догадывались.

Предположения о том, что у южного полюса должен находиться большой кусок земли, начали появляться у моряков ещё в 16-м веке. Впрочем, вплоть до начала 19-го столеия считалось, что доказать его существование фактически невозможно из-за невероятно сложных погодных условий. «Холод был так силён, что никто из нашей флотилии не мог переносить его», — писал флорентийский путешественник Америго Веспуччи, предположительно оказавшийся на острове Южная Георгия, который лежит в полутора тысячах километров от Антарктиды. Вторая причина, по которой долгое время никто не пытался достичь Атлантиды, заключается в том, что эту землю — для того времени весьма закономерно — считали практически бесполезной.

Тем не менее определённые попытки исследовать материк всё-таки предпринимались: англичане, например, направляли к Южному полярному кругу экспедицию во главе с Джеймсом Куком. Его корабли, уходя все дальше на юг, столкнулись с непроходимым ледовым покровом, из-за чего были вынуждены развернуться. Кук тогда решил, что никакого материка в тех землях попросту не существует.

В России идею об исследовании Южного полярного круга в первую очередь продвигал известный путешественник и мореплаватель Иван Крузенштерн. Есть даже данные о том, что Крузенштерн сам хотел возглавить экспедицию, однако всё-таки отказался от этой идеи, ссылаясь на свой преклонный возраст и проблемы со здоровьем. В правительстве идея первой антарктической экспедиции понравилась ответственным министрам: в спешке — нельзя было допустить, чтобы другие страны опередили российских моряков — началась подготовка к плаванию.

Корабли «Восток» и «Мирный», которые получили в распоряжение Лазарев и Беллинсгаузен, не были предназначены для плавания во льдах. Хоть это и были относительно новые судна, команды постоянно сталкивались с протечками и поломками корпуса. Экипаж сформировали исключительно из добровольцев — их, к слову, нашлось немало, около 200 человек. Также на борт взяли профессора университета, художника и иеромонаха.

Задачу экспедиции сформулировали очень коротко и точно: мореплавателям предписывалось «продолжать свои изыскания до отдалённой широты, какой только можно достигнуть». «Восток» и «Мирный», проследовав через Портсмут и Рио-де-Жанейро, достигли острова Южная Георгия — он лежит на расстоянии двух тысяч километров к востоку от аргентинского побережья. Команда занялась исследованием и сделала опись берега, открыв подспудно ещё одни небольшой остров — его впоследствии назвали в честь мореплавателя, одного из лейтенантов корабля «Мирный» Михаила Анненкова. Вообще члены экспедиции взяли за правило называть открываемые острова в честь своих товарищей: таким образом ещё несколько встреченных вулканических островов получили названия по фамилиям офицеров корабля «Восток».

Читайте также:
Бизнес виза в Венгрию – Как получить бизнес визу в Венгрию

«В сей бесплодной стране скитались мы или, лучше сказать, блуждали, как тени, целый месяц; беспрестанный снег, льды и туманы были причиной столь долгой описи», — писал своему товарищу Михаил Лазарев. Экспедиция, действительно, затягивалась, а климатические условия становились всё более пугающими. Небольшие деревянные судна прокладывали путь — зачастую в кромешной тьме или тумане — через гигантские айсберги и льдины. В конце января 1820 года мореплаватели всё-таки достигли берегов Антарктиды, в следующем месяце смогли подойти к ним практически вплотную, однако высадиться так и не получилось. Из-за нехватки провизии и заканчивающихся дров экспедиция решила добраться до Австралии, чтобы пополнить все запасы.

После передышки в Сиднее команда вновь отправилась покорять берега южного материка: подплывая к нему, экспедиция неожиданно наткнулась на американский бот — люди на нём занимались тем, что охотились на морских котиков. Команда «Востока» и «Мирного» нанесла на карту множество новых островов: их называли либо в честь битв недавно минувшей Отечественной войны 1812 года, либо в честь правителей Российской империи — так, например, появился остров Петра I и земля Александра I.

Поскольку мореплаватели так и не смогли высадиться на берег и провести полноценные исследования, то ни Беллинсгаузен, ни Лазарев не отчитывались о том, что обнаружили материк. Хотя это, безусловно, было именно так. Описание всего путешествия, которое длилось 751 день и заставило команду преодолеть почти 100 тысяч километров, подтолкнуло исследователей вплотную заняться изучением Антарктиды. Первая антарктическая экспедиция привела к тому, что со временем шестой континент из белого пятна на карте превратился в арену политических баталий — сегодня территориальные притязания на Антарктиду, помимо России, выдвигают США, Чили, Аргентина, Австралия, Норвегия, Великобритания и другие страны.

Тарифы ОСАГО в 2022 году

Главная цель реформы ОСАГО — сделать цену полиса более справедливой. Сейчас все платят плюс/минус одинаково. Есть лишь пять факторов, влияющих на стоимость: регион регистрации, мощность двигателя, возраст водителя, его стаж за рулем, и как часто он попадает в аварии.

Этот набор факторов не менялся с 2003 года. И за это время многое изменилось. Самое главное — страховщики накопили статистику и могут пользоваться системами больших данных. То есть привязать стоимость полиса к реальному риску попадания конкретного водителя в аварию. Чтобы лихачи платили за полис больше, а аккуратные водители — меньше.

Основные изменения в тарифах ОСАГО

Взять и сразу поменять всю систему было бы неправильно. Тогда стоимость полиса стала бы резко меняться. Поэтому в ЦБ все делают постепенно. В частности, пошагово расширяют коридор тарифных ставок. За последние годы он расширился на 30% и вверх, и вниз.

— Банк России планирует расширить тарифный коридор ОСАГО, чтобы страховые компании могли назначать более низкий тариф аккуратным водителям и более высокий тариф — тем, кто водит рискованно и нарушает правила дорожного движения, — говорится в сообщении ЦБ¹.

Сейчас минимальная базовая ставка ОСАГО для физических лиц — 2471 рублей, а максимальная — 5436 рубля. Для юридических лиц и таксистов с лицензией свои ставки.

— В связи с высокой аварийностью, значительной разницей между уровнем водителей и существенной недооцененностью тарифов наибольшее расширение коридора предусмотрено для такси. Более широкий коридор позволит эффективно воздействовать рублем на недисциплинированных таксистов и снижать тариф аккуратным водителям, — пояснили в пресс-службе Центробанка.

Базовая ставка и тарифный коридор ОСАГО в 2022 году в Москве (руб.):

Базовая ставка и тарифный коридор ОСАГО в 2022 году в остальных регионах и городах РФ* (руб.):

Что изменилось в системе ОСАГО в 2022 году

  • Сняли запрет на работу электронного договора ОСАГО в день заключения (ранее нужно было ждать 72 часа). Однако страховщики вправе решать, какой временной лимит устанавливать.

Можно дистанционно расторгнуть или внести коррективы в договор автогражданки (в стадии тестирования).

  • Продажа полисов не зависит от прохождения техосмотра — действует только для физлиц.
  • Какие именно факторы влияют на цену ОСАГО

    Подорожают ли полисы ОСАГО

    В Центробанке считают, что актуальные тарифы сбалансированные. Сейчас на них влияет не только обозначенный коридор, но и страховые компании. Тем не менее завышать цены вряд ли будут. Рынок очень конкурентный. За хороших водителей идет борьба.

    Читайте также:
    Особенности и цены пляжного отдыха в Куала Лумпур для туристов

    Тем не менее, чтобы избежать завышения цен, для страховых компаний установили потолок стоимости полиса. По этим правилам цена ОСАГО не может превышать базовый тариф с учетом региона более чем в три раза. К примеру, если вы живете в Москве (где региональный коэффициент — 1,9) и страховщик рассчитал базовый тариф для вас в 4000 рублей, то максимальная стоимость полиса для вас составит 22 800 рублей (4000 х 1,9 х 3). Минимальная — около 2 тысяч рублей (если вы старше 60 лет и аккуратно водите малолитражку).

    Какие еще коэффициенты изменятся

    Ранее в Центробанке внесли изменения и в другие действующие коэффициенты. В частности, по возрасту и стажу за рулем. Небольшие корректировки, исходя из статистики, были по всем возрастам. Всего в новой системе автомобилисты делятся на 58 категорий в зависимости от возраста и стажа вождения.

    При этом региональный коэффициент пока трогать не стали. Его планируют отменить позже — на следующем этапе реформы в 2022 — 2022 годах. Как выяснилось, на основе многолетней статистики, место жительства на степень риска если и влияет, то только косвенно. Персональные качества водителя играют гораздо большую роль. Но быстро отказаться от нынешней системы будет сложно.

    — Мы будем аккуратно и постепенно отходить от этих коэффициентов, — пояснил Владимир Чистюхин.

    По его словам, это нужно, чтобы избежать резких колебаний стоимости. После отмены регионального коэффициента цена полиса в среднем будет снижаться для жителей тех регионов, где этот коэффициент высокий. И будет, наоборот, повышаться для жителей тех регионов, где он низкий. Напомним, сейчас максимальный региональный коэффициент составляет 1,99; минимальный — 0,64.

    Осенью 2022 в Госдуме еще раз рассмотрят факторы, которые влияют на цену ОСАГО. В планах:

    • не принимать во внимание износ запчастей при расчете выплат;
    • отменить привязку цены ОСАГО к региону;
    • отменить привязку цены ОСАГО к мощности двигателя;
    • поднять суммы выплат при причинении вреда жизни и здоровью до 2 млн рублей;
    • еще одно расширение тарифного коридора.

    Отметим, что по итогам рассмотрения законопроекта часть нововведений может отвалиться.

    Новые правила техосмотра в 2022 году

    Чтобы купить ОСАГО теперь не нужно показывать диагностическую карту. Но это касается только частного транспорта — физлиц. Связано это с тем, что не везде в России исправно работают пункты техосмотров. К тому же аварий по причине неисправного состояния машин в общем числе ДТП мизерный процент (0,1% по данным ГИБДД).

    Однако теперь страховые вправе продавать полисы дороже тем автовладельцам, которые не прошли техосмотр. При этом послабления в законе не освобождают от обязательства все равно проходить процедуру. С 1 марта 2022 года штраф за управление авто, которое не прошло осмотр, составит 2000 рублей (до этого максимум 800 рублей). К тому же его смогут выписывать камеры.

    Популярные вопросы и ответы

    Какая минимальная премия по полису ОСАГО?

    Какие документы нужны для оформления полиса в 2022 году?

    Чтобы купить ОСАГО приготовьте:

    • заявление (пишут в страховой);
    • паспорт;
    • документы на автомобиль;
    • водительские права;
    • договор купли-продажи (для тех, кто только приобрел машину).

    Как рассчитать размер полиса ОСАГО?

    Для этого используйте формулу:

    БТ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС = цена полиса ОСАГО.

    Базовый тариф: 2471 — 5436 рублей (для физлиц).

    Коэффициент территории: от 0,64 до 1,99.

    Коэффициент бонус-малус: от 0,6 до 2,45 (чем больше стаж безаварийной езды, тем выше скидка, а при получении прав он равен 1).

    Коэффициент возраста и стажа: от 0,9 до 1,93 (полный список в приложении к указу ЦБ⁴).

    Количество водителей авто: 1 или 1,94 (если указан четкий перечень лиц или страховка открытая).

    Коэффициент мощности двигателя: от 0,6 до 1,6 (чем больше л.с., тем выше, максимум начинается со 151 л.с.)

    Коэффициент сезонности: от 0,5 до 1 (сколько месяцев в году используется авто, если более 10, то 1).

    Также встречается редкий коэффициент КП — нужен для машин, которые зарегистрированы за рубежом, но используются в РФ, а также когда купили машину в одном регионе и погнали ее на регистрацию в другой. К тому же страховые вправе использовать свои коэффициенты, например, для семейных людей или тех, кто не предоставил диагностическую карту техосмотра.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: