Карта Острова Танна, где находится Остров Танна на карте мира

Остров Танна

С восточной стороны остров омывается Тихим океаном, с других сторон – Коралловым морем.

Длина острова составляет 40 км, ширина – 19 км. Общая площадь 555 км². Высшая точка острова – гора Тукосмера (1 084 м).

Танна имеет вулканическое происхождение и расположен в зоне высокой вулканической активности, где сталкиваются Тихоокеанская и Австралийская литосферные плиты. Вулкан Ясоур, расположенный на юго-восточном побережье острова, является наиболее доступным в мире действующим вулканом.

Климат на Танна влажный тропический. Среднегодовое количество осадков составляет около 1500 мм дождя. Остров подвержен вулканическим извержениям, землетрясениям и циклонам.

Точное время колонизации южных островов архипелага Новые Гебриды неизвестно. Вполне возможно, что они были заселены людьми с западной части Соломоновых островов. Остров Танна был колонизирован, по крайней мере, 2500 лет назад.

Европейским первооткрывателем острова стал английский путешественник Джеймс Кук, открывший остров в 1774 году и назвавший его «Танна». Высадившись на острове, Кук спросил у местных жителей, как называется остров, при этом подняв горсть земли, на что один островитянин ответил: «Tanna» (в переводе с языка нуфаи «почва»).

Традиционное же назваие острова – «Parei». Мореплаватель также попытался взобраться на вулкан Ясоур, однако ему помешали местные жители. Исследовав остров Танна, корабль Джеймса Кука взял курс на север, к островам Малекула и Эспириту-Санто, а затем – на Новую Зеландию.

На протяжении XIX века частыми посетителями Танна стали китобои, торговцы сандаловым деревом. В 1839 году преподобный Джон Уильямс из Лондонского миссионерского общества высадил на острове троих самоанских миссионеров. Однако их деятельность была безуспешной.

Впоследствии местные жители убили миссионеров. В 1842 году представители Лондонского миссионерского общества выкупили у островитян небольшой участок земли на месте современного поселения Порт-Резольюшн.

Но спустя семь месяцев миссионеры были вынуждены покинуть Танна из-за враждебности островитян. Впоследствии на острове появились первые пресвитерианские миссионеры, однако островитяне очень долгое время не хотели принимать христианство: только к 1910 году 2/3 населения было христианизировано.

Постепенно на острове стали появляться и плантаторы. Первым из них стал Росс Льюин (англ. Ross Lewin), поселившийся на Танна в 1868 году.

С 1860 по 1900 года на острове процветала работорговля: до 5000 местных жителей было вывезено на плантации Фиджи и штата Квинсленд в Австралии. В эти же годы было отмечено резкое сокращение численности населения острова (до 75 %) из-за эпидемий кори и дизентерии.

В марте 1906 года Танна, как и другие острова Новых Гебрид, стали совместным владением Франции и Британии, то есть архипелаг получил статус англо-французского кондоминиума. В годы Второй мировой войны на Танна появились первые культы карго, которые до сих пор сохраняют своё влияние в обществе.

30 июня 1980 года Новые Гебриды получили независимость от Великобритании и Франции, и остров Танна стал территорией Республики Вануату.

В 1979 году численность населения острова Танна составляла 15 397 человек. Основное занятие местных жителей – сельское хозяйство (копра, кофе). Развивается туризм.

Танна – один из наиболее населённым островом в провинции и один из самых населённых в стране. На острове располагается административный центр провинции – город Исангел, который находится рядом с крупнейшим городом острова – Ленакелом.

Основными языками общения на острове являются бислама, французский и английский, хотя также используются местные языки:
квамера (2500 носителей в 1989 году; распространён в юго-восточной части острова),
ленакел (6500 носителей в 1989 году; распространён в западной части острова),
уайтсэндс (3500 носителей в 1988 году; распространён в восточной части острова),
северный танна (2000 носителей в 1988 году; распространён в северной части острова),
юго-западный танна (2000 носителей в 1988 году; распространён в юго-западной части острова).

На острове большое количество приверженцев культа карго, появившегося на Танна в годы Второй мировой войны. Наиболее известными из них является движение Джона Фрума, а также движение Принца Филиппа (в нём поклоняются Филиппу, герцогу Эдинбургскому).

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Прочитал такую информацию и что то сразу удивительно знакомым повеяло. Это же мы встречаем постоянно вокруг себя несколько в другой форме :-) Вот почитайте !

Один из самых странных культов существует у жителей острова Танна. Эти люди поклоняются американскому лётчику Второй мировой войны Джону Фруму – «королю сказочной Америки, спустившемуся на землю меланезийского народа с чудесным карго» (то есть «с грузом» в переводе с английского). Местное население одевает на себя некое подобие американской военной униформы и строит фальшивые взлётно-посадочные полосы с фальшивыми самолётами. Они верят, что однажды Джон вернётся и привезёт с собой грузовики, кока-колу, радио и другие «бесценные сокровища».

А давайте узнаем подробнее что такое Культ карго – религия самолетопоклонников

Во времена Второй Мировой войны на некоторых островах Меланезии (совокупность тихоокеанских островных групп) зародились интересные культы – так называемые «культы карго» (cargo – груз, перевозимый на судне), которые появились у местных аборигенов в результате контакта с цивилизованными пришельцами, в основном с американцами.

Американцы, воевавшие с японцами, размещали на тихоокеанских островах свои военные базы. Они строили там взлетно-посадочные полосы, на которые садились самолеты. Иногда самолеты не садились, а просто сбрасывали груз и улетали обратно. В общем, с неба прилетал или падал груз.

Островитяне раньше никогда не видели белых людей, поэтому с интересом наблюдали за ними. Тем более, что у них было так много интересных вещей: зажигалки, фонарики, красивые жестяные банки с джемом, стальные ножи, одежда с блестящими пуговицами, обувь, палатки, красивые картинки с белыми женщинами, бутылки с огненной водой и так далее. Туземцы видели, что все эти предметы доставлялись в виде груза с неба. Всё это было так удивительно!

Понаблюдав некоторое время, аборигены обнаружили, что для получения всех этих сказочных благ американцы не работали. Они не растирали в ступках зерно, не ходили на охоту и не собирали кокосы. Вместо этого они размечали на земле загадочные полосы, надевали наушники и кричали непонятные слова. Потом они светили в небо кострами или прожекторами, махали флажками – и с неба прилетали железные птицы и привозили им груз – все эти чудесные вещи, которые американцы давали островитянам в обмен на кокосы, раковины и благосклонность юных туземок. Иногда бледнолицые строились в ровные колонны и зачем-то стояли рядами и кричали разные неведомые слова.

Читайте также:
6 параметров, по которым вас оценивает бортпроводник в самолете

Потом война закончилась, американцы свернули палатки, дружески попрощались и улетели на своих птицах. И больше неоткуда было взять фонарики, варенье, картинки и особенно огненную воду.

Туземцы не были лентяями. Но сколько они не трудились, у них не получались ни брезентовые палатки, ни красивые одежды с рисунком, ни жестянки с тушенкой, ни фляжки с дивным напитком. И это было обидно и несправедливо.

И тогда они задались вопросом: почему бледнолицым падало с неба добро, а им нет? Что они делают не так? Они денно и нощно крутили жернова и копали огороды – и им ничего с неба не упало. Наверно, для получения всех этих дивных вещей надо делать то же, что и бледнолицые. А именно – надеть наушники и кричать слова, а затем проложить полосы, зажечь костры и ждать. Наверно, всё это – магические ритуалы и волшебство, которым овладели бледнолицые. Ведь было совершенно очевидно, что все прекрасные вещи появлялись у них в результате магических действий, и никто никогда не видел, чтобы американцы их делали сами.

Когда, спустя несколько лет, до острова добрались антропологи, они обнаружили, что там возник совершенно невиданный ранее религиозный культ. Везде были натыканы столбы, соединенные между собой пеньковыми веревками. Одни туземцы прокладывали в джунглях просеки, строили плетеные вышки с антеннами, махали флажками из крашеных циновок, другие в наушниках из половинок кокосов кричали что-то в бамбуковые микрофоны. А на проложенных просеках стояли соломенные самолеты. Смуглые тела аборигенов были раскрашены под военную форму с буквами USA и орденами. Они старательно маршировали, держа плетеные винтовки.

Самолеты не прилетали, но туземцы считали, что они, наверное, недостаточно молятся, и продолжали кричать в бамбуковые микрофоны, зажигать посадочные огни и ждать богов, которые наконец-то привезут им заветный груз. Появились жрецы, которые лучше других знали, как следует правильно маршировать и яростно поносили тех, кто уклонялся от выполнения всех ритуалов. За этими занятиями им совсем уже стало некогда толочь зерно, копать батат и ловить рыбу. Ученые забили тревогу: племена могли вымереть с голоду! Им стали оказывать гуманитарную помощь, что окончательно убедило туземцев в правильности их воззрений, ведь чудесный груз наконец-то опять стал падать с неба!

Приверженцы культа карго обычно не знают производства или коммерции. Их понятия о западном обществе, науке и экономике весьма туманны. Они твердо верят в очевидную для них догму – иностранцы имели особую связь со своими предками, которые были единственными существами, кто мог производить такие богатства, которые невозможно изготовить на Земле. А значит, надо соблюдать ритуалы, молиться и верить.

Похожие друг на друга карго-культы независимо зародились на островах, далеких друг от друга не только географически, но и в культурном плане. Антропологи зафиксировали два отдельных случая в Новой Каледонии, четыре – на Соломоновых островах, четыре – на Фиджи, семь – на Новых Гебридах и более сорока – в Новой Гвинее. Причем, как правило, они возникали совершенно независимо друг от друга. В большинстве этих религий утверждается, что в день апокалипсиса вместе с «грузом» прибудет некий мессия.

Независимое зарождение такого числа никак не связанных, но схожих культов указывает на определенные особенности человеческой психики в целом. Слепое подражание и поклонение – в этом суть культов карго – новоявленных религий нашего времени.

Многие культы карго сошли на нет, но некоторые существуют и в наши дни. Например, культ мессии Джона Фрума на острове Танна.

Один хорошо известный культ карго на острове Танна архипелага Новые Гебриды (с 1980 года носящем название Вануату) существует до сих пор. Центральная фигура культа – мессия по имени Джон Фрум. Первые упоминания о Джоне Фруме в официальных документах датированы 1940 годом, однако, несмотря на молодость этого мифа, никому не известно, существовал ли Джон Фрум на самом деле. Одна из легенд описывает его как одетого в пальто с блестящими пуговицами невысокого человека с тонким голосом и белесыми волосами. Он делал странные пророчества и прилагал все усилия к тому, чтобы настроить население против миссионеров. В конце концов он возвратился к предкам, пообещав свое триумфальное второе пришествие, сопровождаемое изобилием «груза». В его видении конца света фигурировал «великий катаклизм»: упадут горы и засыплются долины, старики вновь обретут молодость, исчезнут болезни, белые люди будут навеки изгнаны с острова, а «груз» прибудет в таких количествах, что каждый сможет взять сколько захочет.

Но более всего правительство острова было обеспокоено пророчеством Джона Фрума о том, что во время второго пришествия он принесет с собой новые деньги с изображением кокосового ореха. В связи с этим все должны избавиться от валюты белого человека. В 1941 году это привело к повальной трате денег среди населения; все бросили работать, и экономике острова был нанесен серьезный ущерб. Администрация колонии арестовала зачинщиков, но никакие действия не могли искоренить культ Джона Фрума. Церкви и школы христианской миссии опустели.

Чуть позже распространилась новая доктрина, гласившая, что Джон Фрум – король Америки. Как нарочно, приблизительно в это время на Новые Гебриды прибыли американские войска, и – о чудо из чудес – среди солдат были чернокожие люди, которые не бедствовали, подобно островитянам, но имели «груз» в таком же изобилии, как и белые солдаты. Волна радостного возбуждения захлестнула Танну. Апокалипсис неизбежно должен был вот-вот наступить. Казалось, все готовятся к прибытию Джона Фрума. Один из старейшин объявил, что Джон Фрум прилетит из Америки на самолете, и сотни людей принялись расчищать кустарник в центре острова, чтобы его самолету было куда приземлиться.

Читайте также:
Дания ужесточила правила получения гражданства

На аэродроме установили диспетчерскую вышку из бамбука, в которой сидели «диспетчеры» с деревянными наушниками на головах. На «взлетно-посадочной полосе» соорудили макеты самолетов, призванные заманить на посадку самолет Джона Фрума.

В пятидесятые годы молодой Дэвид Аттенборо приплыл на Танну вместе с оператором Джеффри Муллиганом, чтобы исследовать культ Джона Фрума. Они собрали много фактов об этой религии и в конце концов были представлены ее первосвященнику – человеку по имени Намбас. Намбас по-приятельски называл своего мессию просто «Джон» и утверждал, что регулярно говорит с ним по «радио» («радиохозяин Джон»). Это происходило так: некая старушка с обмотанными вокруг талии проводами впадала в транс и начинала нести околесицу, которую Намбас затем толковал как слова Джона Фрума. Намбас заявил, что знал о приезде Дэвида Аттенборо заранее, потому что Джон Фрум предупредил его «по радио». Аттенборо попросил разрешения взглянуть на «радио», но ему (по понятным причинам) отказали. Тогда, сменив тему, он спросил, видел ли Намбас Джона Фрума.

Намбас страстно закивал:
– Моя видеть его куча раз.
– Как он выглядит?
Намбас ткнул в меня пальцем:
– Похож как твоя. У него белый лицо. Он высокий человек. Он жить в Южная Америка.

Это описание противоречит упоминавшейся выше легенде о том, что Джон Фрум был небольшого роста. Так эволюционируют легенды.

Считается, что Джон Фрум возвратится 15 февраля, но год его возвращения неизвестен. Ежегодно 15 февраля верующие собираются на религиозную церемонию, чтобы поприветствовать его. Возвращение еще не состоялось, но они не падают духом.

Дэвид Аттенборо как-то сказал одному приверженцу Фрума по имени Сэм:
– Но, Сэм, прошло уже девятнадцать лет с тех пор, как Джон Фрум сказал, что «груз» придет, а «груз» всё равно не приходит. Девятнадцать лет – не слишком ли долго вы ждете?
Сэм оторвал глаза от земли и посмотрел на меня:
– Если вы можете ждать Иисус Христос две тысячи лет, а он не приходит, то я могу ждать Джон Фрум больше, чем девятнадцать лет.

В 1974 году острова посетили королева Елизавета и принц Филип, и принц был впоследствии обожествлен в рамках культа «Джон Фрум – дубль два» (и снова заметьте, как быстро меняются детали в религиозной эволюции). Принц – импозантный мужчина, без сомнения выглядевший впечатляюще в белой форме военно-морских сил и шлеме с плюмажем, и, пожалуй, неудивительно, что объектом почитания стал именно он, а не королева, – особенности местной культуры не позволяли островитянам принять в качестве божества женщину.

Карго-культы Южной Океании представляют крайне интересную современную модель зарождения религии почти на пустом месте. Что особенно важно – они указывают на четыре особенности происхождения религий вообще, которые я кратко изложу здесь.

Во-первых, это поразительная скорость, с которой может возникнуть новый культ.

Во-вторых, с поразительной скоростью теряются подробности возникновения культа. Джон Фрум, если он вообще существовал, жил совсем недавно. Несмотря на это, трудно установить, жил ли он вообще.

Третья особенность – независимое возникновение похожих культов на разных островах. Систематическое изучение этого сходства может обнаружить новые данные о человеческой психике и ее подверженности религиозной вере.

В-четвертых, карго-культы похожи не только друг на друга, но и на более ранние религии. Можно предположить, что христианство и другие древние религии, ныне распространенные по всему миру, зародились как местные культы, подобные культу Джона Фрума. Некоторые ученые, например, профессор еврейской культуры Оксфордского университета Геза Вермес, высказывали предположение о том, что Иисус был одним из многих появившихся в то время в Палестине пылких проповедников, которых окружали похожие легенды. От большей части этих культов не осталось и следа. Согласно данной точке зрения, сегодня мы имеем дело с тем из них, которому удалось выжить. В течение столетий в результате дальнейшей эволюции он преобразился в сложную систему – или даже в разветвленный набор потомственных систем, господствующий в настоящее время на большей части земного шара. Гибель таких обаятельных фигур современности, как Хайле Селассе, Элвис Пресли и принцесса Диана, также позволяет исследовать быстрое возникновение культов и их последующую меметическую эволюцию».

Когда он зародился, с абсолютной точностью сказать нельзя. Некоторые исследователи полагают, что в 1774 году, когда на меланезийский остров Танна высадился знаменитый путешественник Джон Кук. Для местных жителей, живших в изоляции и веками добывавших пропитание ловлей рыбы, выращиванием свиней и огородничеством, визит Кука стал настоящим потрясением. Белые люди, с точки зрения аборигенов, ничего не делали, но имели запасы продовольствия, удобной одежды, оружия, которыми охотно делились с ними за мелкие услуги.

Вслед за Куком на острове стали появляться и другие европейцы, также привозившие с собой всевозможные полезные предметы. Но затем, не найдя для себя на острове ничего интересного, европейцы перестали приезжать.

Для жителей острова это стало новым шоком. Почему добрые боги, присылавшие к ним белых с прекрасными и полезными вещами, вдруг прогневались на них?

Решив, что вернуть «манну небесную» можно только при помощи правильных молитв, аборигены стали пытаться повторять поведение белых, полагая, что именно эти «обряды» сулят благополучие. Нечто подобное переживали жители и других меланезийских островов, где побывали европейцы. Европейские исследователи отметили существование подобных странных верований ещё в конце XIX века.

Читайте также:
Сроки погашения судимости

Однако в полную силу они проявились как мы уже говорили в годы Второй мировой войны.

Для поклонников нового культа приход американских военных был равносилен «второму пришествию». Они правильно молились, и белые вернулись, теперь уже не только с кораблями, но и с летающими «железными птицами», которые привозят вкусные продукты, одежду, медикаменты, а также совсем уж невиданные вещи вроде фонариков и радиоприёмников.

Белые люди охотно и щедро платили за помощь в строительстве, за услуги проводников, и жизнь меланезийцев стала, в их понимании, счастливой и беззаботной. Но затем война кончилась, и белые ушли. Больше не прилетали «железные птицы», не было щедрых «даров богов». Жрецы новой религии, у которой теперь появилось огромное количество поклонников, объясняли — меланезийцы недостаточно хорошо молятся богам, именно поэтому они более не присылают им «даров небес». И меланезийцы принялись ещё усерднее упрашивать богов о «ниспослании железных птиц».

Другой взгляд

Те, кто впервые слышит о «культе карго», зачастую понимающе улыбаются — вот как портит людей «халява». Однако это не совсем так.

Чтобы понять поведение меланезийцев, нужно посмотреть на мир их глазами. Белые люди, приходящие на острова, сами ничего не делают и не производят, но у них всё есть. Откуда же у них всё? Конечно, они всё получают от богов. А почему боги щедры к белым людям? Потому что они знают правильные молитвы и ритуалы. И если их повторить, то «железные птицы» с подарками прилетят снова.

Аборигены начали строить взлётно-посадочные полосы, диспетчерские вышки, надели самодельные наушники, стали кричать в бамбуковые микрофоны, но самолёты не появлялись. Значит, недостаточно точно мы всё повторяем, сказали жрецы. Меланезийцы упорно воспроизводили действия белых, даже стали проводить своеобразные парады, но эффекта не было.

Но у новой религии появилось объяснение и на этот случай: «железные птицы» на самом деле летят, просто их перехватывают белые люди на других островах (некоторые аэродромы продолжали функционировать, так как там остались американские поселения). И вообще, те «железные птицы», что были сначала, присылались богами для аборигенов, а подлые белые попросту «крали чужое».

Чем Джон Фрум хуже Иисуса?

Когда учёные-антропологи через пару десятилетий добрались до островов с научной миссией, то пришли в ужас от увиденного.

«Культ карго» (поклонение грузу) настолько захватил меланезийцев, что их традиционные отрасли хозяйствования пришли в упадок. Островитянам стал грозить самый настоящий голод. Антропологи и психологи попытались переубедить меланезийцев, объяснить им их неправоту, однако аборигены встретили эти объяснения в штыки. По их мнению, белые, перехватывающие «подарки богов», попросту захотели ещё раз их обмануть.

Поняв, что справиться с «культом карго» не так-то просто, учёные призвали хотя бы оказать островитянам гуманитарную помощь.

Но появление этой помощи для адептов «культа карго» стало подтверждением их правоты, отчего новая религия только укрепилась.

Ситуация стала меняться тогда, когда выходцы из местных племён стали чаще бывать в цивилизованном мире, где стали понимать, что и как происходит на самом деле.

«Культ карго» пошёл на убыль, однако совсем не умер и процветание культа Джона Фрума тому подтверждение.

Ричард Докинз (из книги «Бог как иллюзия»)

А вот вам еще немного интересной информации про далекие уголки нашей планеты: вот тут например Туземцы убивают всех, кто к ним приплывает или например знаете ли вы Кто съел сына Рокфеллера? ,а вот вы с вами Разоблачаем ! Существует ли феномен племени хунза ?

Танна (остров)

Танна (англ. Tanna ) — остров в архипелаге Новые Гебриды в Тихом океане. Принадлежит Вануату, входит в состав провинции Тафеа.

Содержание

  • 1 География
  • 2 История
  • 3 Население
  • 4 В кино
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

География

Остров Танна находится в южной части архипелага Новые Гебриды, в Тихом океане, примерно в 1100 км к северо-востоку от Австралии [1] . К северу от острова расположен остров Эроманга, юго-востоку — Анейтьюм, к северо-востоку — остров Анива, к востоку — остров Футуна.

С восточной стороны остров омывается Тихим океаном, с других сторон — Коралловым морем.

Длина острова составляет 40 км, ширина — 19 км. Общая площадь 555 км². Высшая точка острова — гора Тукосмера (1084 м).

Танна имеет вулканическое происхождение и расположен в зоне высокой вулканической активности, где сталкиваются Тихоокеанская и Австралийская литосферные плиты. Вулкан Ясур, расположенный на юго-восточном побережье острова, является наиболее доступным в мире действующим вулканом.

Климат на Танна влажный тропический. Среднегодовое количество осадков составляет около 1500 мм дождя [1] . Остров подвержен вулканическим извержениям, землетрясениям и циклонам.

История

Точное время колонизации южных островов архипелага Новые Гебриды неизвестно. Вполне возможно, что они были заселены людьми с западной части Соломоновых островов. Остров Танна был колонизирован, по крайней мере, 2500 лет назад [2] .

Европейским первооткрывателем острова стал английский путешественник Джеймс Кук, открывший остров в 1774 году и назвавший его «Танна». Высадившись на острове, Кук спросил у местных жителей, как называется остров, при этом подняв горсть земли, на что один островитянин ответил: «Tanna» (в переводе с языка нуфаи «почва»). Традиционное же название острова — «Parei» [3] . Мореплаватель также попытался взобраться на вулкан Ясоур, однако ему помешали местные жители [4] . Исследовав остров Танна, корабль Джеймса Кука взял курс на север, к островам Малекула и Эспириту-Санто, а затем — на Новую Зеландию.

В 1809 году остров посетила русская кругосветная экспедиция на шлюпе «Диана» под командованием лейтенанта В. М. Головнина. В 2009 году на главной набережной столицы Вануату города Порт-Вила был открыт памятник в честь 200-летия прибытия сюда первого русского корабля.

Читайте также:
Иммиграция в Новую Зеландию по постоянной визе Skilled Migrant Category

На протяжении XIX века частыми посетителями Танна стали китобои, торговцы сандаловым деревом. В 1839 году преподобный Джон Уильямс из Лондонского миссионерского общества высадил на острове троих самоанских миссионеров. Однако их деятельность была безуспешной. Впоследствии местные жители убили миссионеров [5] . В 1842 году представители Лондонского миссионерского общества выкупили у островитян небольшой участок земли на месте современного поселения Порт-Резольюшн. Но спустя семь месяцев миссионеры были вынуждены покинуть Танна из-за враждебности островитян [3] . Впоследствии на острове появились первые пресвитерианские миссионеры, однако островитяне очень долгое время не хотели принимать христианство: только к 1910 году 2/3 населения было христианизировано [6] . Постепенно на острове стали появляться и плантаторы. Первым из них стал Росс Льюин (англ. Ross Lewin ), поселившийся на Танна в 1868 году [3] .

С 1860 по 1900 года на острове процветала работорговля: до 5000 местных жителей было вывезено на плантации Фиджи и штата Квинсленд в Австралии [6] . В эти же годы было отмечено резкое сокращение численности населения острова (до 75 %) из-за эпидемий кори и дизентерии [3] .

В марте 1906 года Танна, как и другие острова Новых Гебрид, стали совместным владением Франции и Британии, то есть архипелаг получил статус англо-французского кондоминиума [7] . В годы Второй мировой войны на Танна появились первые культы карго, в частности, культ «Джона Фрума», которые до сих пор сохраняют своё влияние в обществе [6] .

30 июня 1980 года Новые Гебриды получили независимость от Великобритании и Франции, и остров Танна стал территорией Республики Вануату.

Население

В 2009 году численность населения острова Танна составляла 28 779 человек [8] . Основное занятие местных жителей — сельское хозяйство (копра, кофе). Развивается туризм [1] .

Танна — один из наиболее населённых островов в провинции и один из самых населённых в стране. На острове располагается административный центр провинции — город Исангел, который находится рядом с крупнейшим городом острова — Ленакелом.

Основными языками общения на острове являются бислама, французский и английский, хотя также используются местные языки:

  • квамера (2500 носителей в 1989 году; распространён в юго-восточной части острова),
  • ленакел (6500 носителей в 1989 году; распространён в западной части острова),
  • уайтсэндс (3500 носителей в 1988 году; распространён в восточной части острова),
  • северный танна (2000 носителей в 1988 году; распространён в северной части острова),
  • юго-западный танна (2000 носителей в 1988 году; распространён в юго-западной части острова) [9] .

На острове большое количество приверженцев культа карго, появившегося на Танна в годы Второй мировой войны. Наиболее известными из них является движение Джона Фрума, а также движение Принца Филиппа (в нём поклоняются Филиппу, герцогу Эдинбургскому [10] ).

Культ принца Филиппа: Почему на острове Танна супруга Елизаветы II считают божеством

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Согласно местной легенде, главное божество народа Танна появилось из недр вулкана и отправилось в дальние края, где решило жить в теле белого мужчины. Этот мужчина взял себе в жены лучшую из женщин, и теперь он правит миром. Когда в 1974 году королева Елизавета II и принц Филипп лично посетили Вануату, один из жителей острова Танна увидел принца Филиппа и моментально узнал в нем то самое божество. Так у божества народа Танна появилось имя.

Несколько лет принц Филипп пребывал в неведении относительно этого движения, однако узнав о нем в 1980-м году, принц отослал на остров свою официальную фотографию с личной подписью. В ответ народ Танна послал принцу дубинку «нал-нал», которую местные аборигены используют для религиозного ритуала — забоя свиньи, и попросили принца сфотографироваться с этой дубинкой. Принц охотно сделал такую фотографию и отослал ее на остров.

«Мы отослали нал-нал принцу Филиппу и сказали, что если он принадлежит народу Танна, пусть он сфотографируется с ней и пришлет нам фотографию. Так он и сделал. Это самое лучшее доказательство того, что принц Филипп действительно принадлежит нашему народу» , — говорит Сико Натван, вождь народа Танна.

В 2007 году британский телеканал организовал визит пяти жителей острова Танна в Букингемский дворец. Встреча с принцем Филиппом проходила за закрытыми дверями, но известно, что обе стороны обменялись подарками, и островитяне увезли в Вануату новую фотографию — на ней все пять мужчин стоят бок-о-бок со своим божеством. Более того, лично побывав во дворце, увидев его богатство, все пятеро остались в твердом убеждении, что именно принц Филипп на самом правит Великобританией (и всем миром).

«Когда я смотрю на его фотографию, мне кажется, будто я смотрю на своего родственника», — говорит о принце Филиппе один из жителей острова. «В Англии очень холодно, и чтобы там выжить, нужно быть белым. Если бы жил там, я бы тоже стал белее. Там гораздо холоднее, не так как здесь, — рассказывает один из старейшин местным детям о принце Филиппе. — Несмотря на то, что он белый, а мы черные, цвет кожи ни о чем не говорит. У него такая же кровь, как и у нас».

Мировоззрение местного племени прочно связано с образом принца Филиппа. Так, любые мировые новости, которые становятся известны на острове, вождь всегда связывает с принцем. Именно благодаря принцу Филиппу, как уверены на острове, в США выбрали президентом темнокожего мужчину. Именно благодаря принцу Филиппу Америке удалось найти и устранить Осама бин Ладена. Когда в 2015 году сильный циклон прошелся по Тихому океану, местные жители увидели в этом знак, что принц Филипп скоро вернется домой на остров. Вернется ли он в физическом обличье или в качестве невидимого духа, еще не ясно, но что он вернется, в этом никто не сомневается.

Читайте также:
Отдых в Сочи в январе 2021, цены, чем заняться, лучшие отели

Возвращение принца Филиппа ждут на острове Танна каждый день. Каждое утро здесь поднимают на флагшток британский флаг и на всякий случай украшают свои дома — ведь принц может прибыть в любой момент. В крайнем случае, он точно вернется, когда ему исполнится 89 лет, уверены жители Танна.

Стоит вспомнить также другой культ, гораздо менее дружелюбный, который практикуется и сегодня. Читайте об этом культе нашу статью “Как вуду стал разновидностью католицизма”.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Остров Танна

1 материал, 45 фотографий

  • Карта
  • Заметки 1
  • Фотографии 45

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы об Острове Танна.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

К вулкану на Вануату

Материал понравился:

Какие причины могут побудить россиянина отправиться на затерянный в Тихом океане архипелаг Вануату? В нашем случае их было две. Меня влекла давняя мечта увидеть действующий вулкан. Мой супруг Дмитрий и его друг Михаил отправились в это путешествие для того, чтобы посетить страну, в которой они ещё не были. Так как дорога в этот регион довольно долгая, было решено охватить ещё Новую Каледонию (бонус к вулкану).

И вот после длинного перелёта мы в столице Новой Каледонии . Берём в аэропорту машину. Мне очень нравится путешествовать с Мишей . Он одинаково легко управляется с любым автомобилем, вне зависимости от того, где расположен руль и сколько педалей под ногами (завидую, для меня “три педали- две ноги” — это запредельно) . И поскольку наличие машины даёт полную свободу действий, первым делом мы поехали в отель спать.

Дальнейшее освоение Новой Каледонии происходит под присказку “а что вы хотите, ведь это же Франция”. Не могу не согласиться. Не смотря на то, что Французская Полинезия и Французская Гвиана также имеют статус заморских французских территорий, они проигрывают по сравнению с Новой Каледонией.

Мне очень понравилась столица: ухоженный, чистый город. Но если отъехать километров за десять, начинаешь понимать, что это все таки не совсем Франция.

Благодаря Мише и его водительским навыкам за два дня мы посмотрели много интересных мест.

Мы увидели Национальный парк, форт и насладились потрясающим закатом.

Туристов ожидали с десяток внедорожников с открытым кузовом, один из них был предназначен для нас. Самый хорошо расположенный и близкий отель оказался на другой стороне острова. Минут сорок на машине, потом на лодке около часа.

Добрались. На территории самого лучшего отеля две хижины и ресторан, который вы видите на фото. Хижины со всеми удобствами, вот только в них уже до нас заселились восьми и шестиногие обитатели.

Мягко говоря, условия проживания нас не очень устроили, но деваться было некуда: лодка уплыла, а наш темнокожий хозяин искренне не понимал, чем мы недовольны. На самом деле это неудивительно, потому что сами местные жители обитают практически на улице, назвать их жилища домами нельзя даже с самой большой натяжкой. Негативные впечатления помогла скрасить бутылка виски и шикарный закат.

Теперь позвольте небольшое отступление. Примерно с этого момента начинается маленький детектив. Во время нашего путешествия из кошельков Димы и Миши пропали деньги. Причём украдены были не все купюры, а приблизительно половина. Увы, я не Агата Кристи, и не знаю кто и на каком этапе поездки помог нам расстаться с нашей наличностью. Может быть вы догадаетесь, прочитав эти заметки.
Продолжая свой рассказ, могу сказать, что благодаря виски мы неплохо выспались, а утро порадовало приятным сюрпризом.

После завтрака, состоявшего из поджаренного хлеба с вареньем, мы начали обсуждать дальнейшие планы. Было понятно, что провести ещё одну ночь в этом месте никто не хочет. Долго думали как бы поделикатнее сказать об этом хозяину, но могли не напрягаться. Он сам предложил отвезти нас в другой отель, ближе к вулкану, а по дороге посетить ещё одну достопримечательность острова — голубую пещеру. Отказаться от такого предложения Миша не мог. Бодро собрав вещи, мы тут же выехали. На этот раз весь путь нам предстояло преодолеть на машине. Но когда мы захотели посмотреть по навигатору, сколько километров впереди, выяснилось что никакой дороги на карте нет. До этого момента я думала, что самый экстремальный драйвинг — на улицах Дели. Оказалось, что это не так. Дорога представляла собой просеку, проложенную в гористой, покрытой лесом местности. Более того, утром прошёл дождь! Я ехала в кабине и могла наблюдать как перед особенно крутым спуском водитель останавливается и переключает какой-то рычаг рядом с переключателем скоростей. Миша и Дима, которые ехали в кузове, думали, что он молится.

До голубой пещеры мы добрались достаточно быстро. Там нас уже встречали местные гиды.
Отправляясь вместе с ними в пещеру, мы оставили все наши рюкзаки в кабине водителя и попросили его закрыть машину.

По очень ненадежной лестничке мы спустились к воде, после чего гид поинтересовался есть у нас с собой маска и трубка. Оказывается, чтобы попасть в пещеру надо нырнуть. Мы с Димой не раздумывая отказались от этой сомнительной перспективы, ну а Миша конечно же согласился. Гид выдала ему трубку и они вместе нырнули. Мы с Димой поднялись чуть выше, чтобы увидеть, как они заплывают в пещеру.

Заплыв удался, Миша был счастлив и мы отправились дальше по супердороге. По пути мы ненадолго остановились на очень живописном пляже с чёрным песком.

И вот после изнурительной тряски мы прибыли в столицу Танны, в город с романтическим названием — Блекмен (Blackman), на местном наречии, на картах он отмечен как Lenakel, где хозяин недоотеля передал нас другому чёрному товарищу, на чьей машине было написано название отеля — “Jungle Oasis”, что означает оазис в джунглях. И почему меня это не насторожило? Возможно, потому что мы спросили, хороший ли отель. Ответом было, что отель прекрасный, нам обязательно все понравится. Не понравилось!

А вот попасть на вулкан не так то и просто. Сначала надо заплатить почти по сто долларов с человека за вход, потом прослушать немалое количество информации и посмотреть представление.

И только после всего этого мы расселись по машинам и поехали на вершину. Вулкан извергается постоянно и имеет пять степеней активности. В день нашего посещения была вторая. Жаль, что не третья, но и хорошо, что не четвёртая, потому что при сильной активности туристов не пускают. Пыхтение и ворчание вулкана мы слышали ещё в отеле, а по мере приближения эти звуки становились отчётливее и громче. Был виден дым.

Мы поднялись по лестнице и нам открылся кратер вулкана.

Наиболее эффектно извержение смотрится, когда темно.

После завтрака, опять состоявшего из хлеба с вареньем, хозяин оазиса предложил отвезти нас в город. Других вариантов времяпрепровождения не было и мы поехали.Попрощались с вулканом. В городе посмотрели рынок и паромную переправу.

Больше делать там было абсолютно нечего, а до рейса ещё оставалось время. И вот тут выяснилось, что на Танне все же есть приличные отели. Так как наш провожатый, видимо испытывая большое желание поскорей избавиться от нашего общества, отвёз нас в один из них. Там мы встретили большинство туристов, вместе с которыми любовались вулканом. И очень странно, что нас не насторожило то, что все они дружно уезжали в аэропорт. Уверенные, что наш рейс в четыре, мы расслабились, пообедали, посмотрели, как прилетел, а затем улетел самолёт, приехали в аэропорт и увидели, что там абсолютно пусто. Ни пассажиров, ни обслуживающего персонала. Лишь пара местных жителей сидела на травке. Они то нам и объяснили, что единственный в день самолёт уже улетел и других рейсов сегодня не будет. Вероятно, наши абсолютно расстроенные физиономии их разжалобили и один из них позвонил в авиакомпанию. После долгих объяснений это добрый человек сказал, что за нами пришлют маленький самолёт. Я не поверила, а зря!

И вот уже ближе к вечеру мы прибыли в Порт Вила. Взяли машину и поехали в отель, который показался раем, хотя бы из-за наличия душа. Отмылись, отужинали, отдохнули и решили на следующий день объехать остров вокруг. Эта поездка прошла без всяких приключений. Главная достопримечательность острова- водопады.

Ребята воспользовались возможностью искупаться. Я рискнула зайти только по колено.
Следуя дальше, мы посетили несколько видовых точек.Вдоль дороги растут огромные баньяны.

Это был выходной день и мы могли наблюдать, как отдыхают местные жители. Нам даже повезло увидеть свадьбу.

На следующее утро мы вылетели в Брисбен. На этот раз никаких сюрпризов не было, долетели, погуляли по вечернему городу. На следующий день съездили в курортный город Голден Кост.

Мы не использовали в Австралии наличные деньги (везде можно расплатиться картой). Поэтому о том, что содержимое кошельков без нашего ведома уменьшилось наполовину, мы узнали лишь в самолете, уносящем нас в Абу Даби. Мы долго думали, на каком же этапе это произошло, но так и не смогли определиться. Возможностей было множество. Двери в недоотелях не запирались, да и чем занимались ребята, пока Миша плавал в голубую пещеру тоже не известно. Конечно обидно, но даже этот инцидент не испортил наше впечатление о прекрасных островах в Тихом океане.

Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует ( за конский процент с отелей – платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней Букинга.

Знаешь Трипстер ? это эволюция городских экскурсий. Вип-гид – горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь ! Цены от 600 р. – точно порадуют

Луший поисковик Рунета – Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты!

Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.

Карта Острова Танна, где находится Остров Танна на карте мира

Подобно грекам и римлянам, генуэзских и венецианских колонистов влекли в северное Причерноморье и Приазовье не «идеалы» итальянских купцов, воспетые в коммерческих трактатах, а выгоды торговли, следствием чего и явилось основание на месте будущего гор. Азова крупного торгового поселения – Таны, стоявшей на пути, по которому осуществлялись связи между Европой и Востоком (от устьев Дона, где находилась Тана, шел караванный торговый путь через Туркестан в Персию, Китай и Индию). Так через несколько столетий после гибели Танаиса и вслед за Саркелом на Дону возникает новое большое торговое поселение городского типа. Географическое положение Подонья-Приазовья еще раз, на новом этапе его общественно-экономического развития, обусловило появление и развитие здесь крупного торгового центра.

Танаис, Тана, Азов, а затем и Ростов неслучайно возникли именно в дельте Дона, на берегу судоходной реки, у выхода в Азовское море. Экономические центры Танаис – Тана – Азов были как бы предвестниками, далекими предшественниками будущего крупного торгово-промышленного центра, города Ростова-на-Дону, отмечающего в 1949 году двухсотлетие своего существования (1749-1949).

На старинных картах местоположение Таны указывается иногда на правом, иногда на левом берегу южного Дона. Однако наиболее старые и наиболее достоверные карты Пьетро Висконти (1318 г.), братьев Пицигани (1367 г.) и другие указывают Тану именно на левом берегу Дона, что и является правильным.

Ранние сведения о Тане восходят к концу XII века. Известно, в частности, о договоре, заключенном тогда между Венецией и Трапезунтским царством, согласно которому Венеция получила право иметь в Тане своего консула.

Посылаемые в Тану представители Венеции снабжались специальными наказами. Так, в документе, датированном 3 ноября 1343 г., мы читаем:

«Помянутые Райнерио и Барбазелла, прибыв на место (в Тану), сами представят дожеские грамоты и исполнят в Тане все поручения, которые будут на них дожем возложены. Окончив это дело, они отправится прямо в местопребывание хана, или императора Чани-бека (Джани-бека) и употребят возможные старания для точнейшего исполнения возложенных на них поручений. Ежели же они оба, по воле Божией, достигнут своего назначения и узрят хана, тогда обязываются ходатайствовать у него о выдаче охранительной грамоты для послов, каких правительство дожа намеревается к нему отправить. Если который нибудь из обоих товарищей пропадет или умрет на пути, а другой достигнет хана и получит от него охранительную грамоту, тогда ему должно возвратиться в Тану и остаться там. На место же товарища, коему следовало отправиться в Венецию, он пошлет на свой счет гонца с донесением, описывая все, что он совершил. » ( «Записки» Одесского Общества истории и древностей, т. IV, Отд. 2-е, Одесса, 1858).

Такими же наказами напутствовала своих представителей в Тане и Генуя:

«Во имя господа, аминь. Лета от Его Рождества тысяча триста шестьдесят первого, первого Февраля, по Генуэзскому счислению – тринадцатого индикта, превосходительный и велелепный Симон Буканигра, милостию Божиею, Дож Генуэзцев и, защитник народа, наместник и адмирал императорский, для сохранения любви, благорасположения и мира между велелепным господином Иоанном Дельфино, тою же милостию Дожем Венеции и проч. и обществом Венецианским с одной стороны, и между им же, господином Дожем, и обществом Генуэзским другой, и во избежание соблазнов между обеими сторонами, вместе со своим советом, торжественно и согласно во всех отношениях с законами – постановил, повелел и решил написать от имени своего письма и присовокупить их к наказам, данным Генуэзскому консулу в Тане и байлу, пребывающему в Константинополе, и всем консулам и сановникам своим в империи Хазарской, настоящим и будущим: чтобы эти консула, байл и сановники, властию и в силу предписания, данного им теперь самим Дожем и обществом Генуэзским, обнародовали в Тане, в Константинополе и во всем Хазарском царстве: что всякий Генуэзец, и считающийся Генуэзцем, должен с Венецианами и с теми, кои за Венециан почитаются, жить в мире, спокойно, в добром братстве, благорасположении и в искренней любви, и воздерживаться от взаимных ссор и драк. А если, от чего, да избавит Бог, произойдет спор или драка между Генуэзцами и Венецианами или между почитающимися за Генуэзцев и Венециан, то ни один Генуэзец или считающийся за Генуэзца не должен трогаться с места и браться за оружие, или бежать туда, где происходит смятение, не имея на то ясного позволения или приказания со стороны консула или сановника, или байла Генуэзского, который теперь там находится, или со временем будет находиться в Тане, в Константинополе и во всем царстве Хазарском. Впрочем, в помянутом случае драки или ссоры между Венецианами и Генуэзцами, или между почитаемыми за Венециан и Генуэзцев, консул или сановники Генуэзские, которые находятся или будут находиться в Тане, обязуются приложить общее усилие с консулом и чиновниками Венецианскими, там же находящимися, для прекращения спора или драки. Этому же примеру должны следовать и Венецианские сановники во всем Хазарском царстве» ( «Записки» Одесского Общества истории и древностей, т. IV, Отд. 2-е, Одесса, 1858).

Приведенная выше выдержка из наказа генуэзским представителям в Тане любопытна и с точки зрения взаимоотношений между пребывавшими в Тане генуэзцами и венецианцами.

Городу Тане был посвящен специальный обширный раздел в уставе для генуэзских колоний в Черном море, изданном в Генуе в феврале 1449 года:

«1449 г., в последний день Февраля (28).

Людовик де Кампофрегозо, Божиею милостию светлейший и высокий Дож Генуэзский, и восемь достопочтенных гг. чиновников комитета попечительного Романского общины-города Генуи, с четырьмя гражданами, присоединенными к ним, собравшись в полном составе. § 1. Постановляем и повелеваем, что в Тане должен быть Консул, которому ассигнуется и сим назначается однопроцентная пошлина за ввоз и таковая же за вывоз товаров. Эта пошлина, установленная и определенная в упомянутом месте, должна взиматься согласно со статьями о ее продаже, может быть продаваема только на год и назначается как жалованье Консулу и его приставу. § 3. Приехав на место, Консул обязан избрать двух управляющих из лучших жителей, с которыми должен отдать на откуп прочие сборы, существующие в том месте, оставляя их за тем, кто на публичных торгах предложит большую откупную сумму. Управляющие взимают деньги с откупщиков сборов каждые три месяца, наблюдая тот же срок при сборе платы за землю общины и штрафов, назначаемых Консулом. Они должны иметь книгу, в которой записывают и отмечают все доходы и расходы того места. § 5. А дабы упомянутое место расширялось и укреплялось, постановляем и предписываем, чтобы после уплаты жалованья и других расходов на праздник Рождества Христова и тому подобных, деньги, находящиеся в остаток у управляющих от разных сборов, податей и штрафов, выдаваемы были ими на починку стен, начатых священником Соломоном Терамо со стороны Зихии. Таковых денег не могут употребить управляющие ни на какие издержки, кроме упомянутой починки, под опасением заплатить в наказание столько же своими собственными деньгами» ( «Записки» Одесского Общества истории и древности, т. V. Одесса, 1863).

Как уже было отмечено, Тана являлась одним из объектов длительной борьбы за Восток между Венецией и Генуей.

Владея монополией в сношениях с юго-востоком современной территории СССР, Венеция имела здесь город и порт Тану в числе основных своих баз. Тана обслуживалась венецианской эскадрой, обеспечивавшей связь Венеции с Эгейскими островами, Сирией, Константинополем, побережьями Черного и Азовского морей и доставлявшей в Венецию хлеб, вино, соль, меха, шерсть, восточные ткани и другие грузы, и, кроме того, – рабов.

Война, начатая в XIII в., привела к преобладанию Генуи в черноморской торговле. С этого времени начала расти зависимость Таны от генуэзцей, продолжавших вытеснять военную и торговую конкуренцию Венеции. Дальнейшие попытки Венеции изменить положение дел в свою пользу также не имели успеха. Не претендуя более на главенствующую роль, венецианские купцы, однако, на протяжении почти всего этого времени продолжали участвовать в тортовых операциях, которые велись через Тану, и вновь заняли в них важное место, когда Венеция, после многолетних усилий, все же добилась в 1380 году перевеса над Генуей.

В числе других документов большое значение для истории Таны и прилегающих к ней местностей Дона с монголо-татарским населением имеют мемуары уроженца Венеции – Иосафата (Джозафата) Барбаро ( О Барбаро см. Э. Крусман. – Джозафат Барбаро и Помпоний Лэт и их путешествие по югу России, «Записки» Одесского Общества истории и древностей, т. XXXIII, Одесса, 1917; также в кн. М. А. Полиевктова – Европейские путешественники XIII-XVIII вв. по Кавказу, Тифлис, 1935). В 1436 году Барбаро приехал в Тану, где прожил 16 лет, занимаясь торговлей.

Барбаро сообщает ценные сведения касательно характера ведшихся через Тану торговых операций. Как он, так и другие итальянцы занимались в Тане рыбным промыслом. Вблизи Таны располагались места, где солились рыба и икра ( Вообще же, при татарах-кочевниках рыбные промыслы Приазовья пришли в упадок. Сами татары были плохими рыболовами, потребляли главным образом конину, верблюжатину, коровье мясо и баранину. Тем не менее, рыбные богатства Приазовья-Придонья и тогда бросались в глаза. Характерны в этом отношении названия Азовского моря у кочевников: Карбарук («рыбное пристанище») – у команов, Чабак-денгис («море, изобилующее лещами») – у татар в эпоху итальянской колонизации, (откуда и итальянское – «Забахское море»), Балук-денгис («рыбной море»)).

У степных жителей закупали скот, лошадей и быков, при чем животные иногда перегонялись в Италию на бойни далеким путем – через Польшу, Трансильванию и Германию. Несмотря на большие расходы по перегонке скота, дело это было прибыльным. Выгодной была и охота, поскольку окрестности Таны были богаты дичью.

Барбаро сообщает также о высоких урожаях хлеба в степях (пшеница – нередко сам-пятьдесят, а просо – сам-сто), но о торговле хлебом он не распространяется, упоминая, что татары хлебопашеством занимались мало. Среди лавок на городской площади в Тане отмечается лавка продавца стрел.

Татары доставляли в Азак-Тану своих пленников, в том числе русских. Так, некий Эдельмуг подарил Барбаро восемь русских из числа захваченных им в плен на Руси.

Как совместить нахождение в одном и том же пункте золотоордынского Азака и генуэзско-венецианской Таны?

Сосуществование Азака и Таны основывалось на определенных договорных отношениях между татарами, с одной стороны, генуэзцами и венецианцами, с другой. Известны письменные памятники, текст которых определяет место и размеры территории, отводимой в городе для поселения генуэзских и венецианских колонистов, размер уплачиваемых последними пошлин и порядок разрешения возникающих споров – по соглашению консулов с татарским старшиной.

Таким образом, Тана – это не что иное как часть татарского Азака, населенная генуэзцами и венецианцами. По свидетельству жившего в Тане Иосафата Барбаро, венецианские кварталы представляли собой отдельное поселение, с площадью и лавками, обнесенное стенами и башнями. Ворота запирались и отпирались по распоряжению консула. Кварталы Таны, в свою очередь, разделялись еще на кварталы венецианцев и генуэзцев.

Только совместным существованием Азака и Таны можно объяснить то обстоятельство, что, например, арабские писатели Ибн-Батута, Абульфеда и другие географически показывают Азак именно на том месте, на котором итальянские карты показывают Тану.

Интересно, что на Каталонской карте 1373-1375 гг. из библиотеки французского короля Карла V (собрания Лувра), где города обозначены башнями с развевающимися знаменами, Тана обозначена под мусульманским знаменем Орды с тамгой и полумесяцем, тогда как на карте 1367 года, состав ленной венецианцами Франческо и Доминико Пиццигано, Тана фигурирует под знаменем с венецианским львом.

Подобное сосуществование поселений, а в них – представителей различных народов, характерно для ряда золотоордынских городов, в частности, – поволжских. В городских поселениях Золотой Орды татары нередко не составляли большинства населения, они были представлены лишь стоявшей у власти военной знатью и воинскими отрядами.

Эксплоататорская верхушка татар была кровно заинтересована в существовании Таны. В сферу торговых операции, проводившихся через Тану, входила не только караванная торговля, но и постоянный товарообмен с кочевой половецкой степью. Население степей, в частности кочевники, поставляло городу скот, мясо, шерсть и др. Использование караванных путей для покупки и дальнейшего продвижения товаров создавало Золотой Орде благоприятные условия для привлечения иностранного капитала и использования связанных с ним торговых рынков. Караванная торговля, проходившая через Тану, охватывала самые различные товары и изделия и обслуживала весьма значительный рынок.

Сохранилась грамота хана Узбека от 1333 года, в латинском тексте, с разрешением венецианцам селиться в Тане.

По данным этой грамоты, пошлины с товаров в пользу монголо-татарских властей устанавливались в размере 3% с цены товара, при чем нереализованные товары могли вывозиться обратно без оплаты пошлины. Характерно, что от пошлин освобождались драгоценные камни, жемчуг, золото и серебро.

В грамоте хана Узбека специально указано, что для поселения венецианцев в Азаке отводится место позади госпитальной церкви – здания, построенного европейцами (несомненно, итальянцами же) и существовавшего уже до 1333 года.

Что отношения между татарами и итальянцами были достаточно напряженными, свидетельствует случай, когда оскорбленный азакским жителем генуэзец убил татарина и тем самым вызвал острую вражду между населением Азака и Таны. Дело завершилось тем, что сын Узбека – хан Джанибек изгнал итальянцев из Таны и предал их дома разграблению. Взаимную выгоды от торговли были, однако, столь велики, что вскоре же (в 1344 г) генуэзцы вновь были допущены в Тану, а спустя два года отдельное от генуэзцев место в городе (вблизи от баней Сахфадии) было отведено для венецианцев при условии уплаты 5% пошлин с продаваемых товаров.

Уполномоченный хана по сбору пошлин с товаров жил непосредственно на территории Таны.

Стремясь к господству на Черном море, генуэзцы выговорили себе право, чтобы никто, кроме них, не жил в Тане. К тому же в 1352 году Генуя заключила договор с византийским императором. Этим договором было обусловлено, что никакие греческие корабли не будут заходить в Азовское море и в Тану без сопровождения генуэзских судов. Все это, разумеется, наносило удары по интересам Венеции. Однако в 1358 году хан Бердибек, сын Джанибека, вновь позволяет венецианцам поселиться в Тане на старых местах.

В периоды расцвета Азака и Таны поселения не ограничивались одной только городской чертой, они существовали и вне самого Азака и Таны, в частности, – на правом берегу Дона.

Наряду с генуэзцами в Черном и Азовском морях вели торговые операции и пизанские купцы, не представлявшие, однако, серьезных конкурентов для Генуи. Пиза имела в Приазовье недалеко от Таны свою колонию – Пизанский порт («Порто-Пизано»). Первая карта с обозначением Порто-Пизано относится к 1318 году. Пеголотти отмечает Порто-Пизано как первый пункт, встречающийся морякам, плавающим от Таны вдоль берега.

Трудно сказать, когда Пизанский порт прекратил свое существование. В 1373 году он еще функционировал. Предполагают, что Пизанская колония на северном берегу Азовского моря существовала и в первой половине XV в. Название же «Порто-Пизано» продолжает встречаться на картах XVI и даже XVII веков На многих подробных картах этого периода Пизанский порт показан расположенным в северо-восточном углу Азовского моря, на его северном побережье у восточного основания неизвестного мыса ( Примерно в районе современного Таганрога помещают Порто Пизано и карты 1375 г. и 1497 г.). Именно так указано место Порто-Пизано на одной из карт знаменитого атласа Герарда Меркатора, 1554 г. Этот атлас и текст к нему («Космография») впервые был издан полностью Иоссией Гондием в Амстердаме в 1606 г. и послужил основным источником для составления многих карт последующего времени. На русский язык «космография» была переведена в 1630 году с латинского языка. Кстати сказать, благодаря Меркатору название «атлас» и стало в России общеупотребительным, заменив собой прежние названия: «зрелище вселенной», «Театрум всего света» и т. п.

Но где искать точное место нахождения Порто-Пизано? Вопрос этот и сейчас остается открытым. Много оснований, однако, усматривать возможное место Порто-Пизано в остатках древнего поселения на Петрушиной Косе, примерно в 6 км к западу от Таганрога. Археологами установлено, что на всем протяжении восточного берега косы попадаются следы протекавшей тут некогда человеческой жизни. Наряду с фрагментами архаической (доскифской) керамики и керамики периода существования древнего Танаиса здесь находят много обломков средневековой посуды времен итальянской колонизации. Особенно выразительны сосуды, покрытые ярко-зеленой поливой, а также поливой белой, коричневой и желтой. Такая посуда вполне соответствует посуде, известной из находок та месте бывшей Таны. Но это не дает еще основания для окончательных выводов о местонахождении Порто-Пизано.

Генуэзские и венецианские купцы и посредники проникали в Причерноморье и Приазовье в качестве хищных и жадных предпринимателей, жестоко эксплоатировавших иноплеменных людей из коренного местного населения и своих неимущих соотечественников, не брезгуя даже торговлей живым товаром и прямым разбоем.

Внешняя политика Генуи и Венеции была связана «с насильническим грабежом, морским разбоем, похищением рабов, порабощением колоний» ( К. Маркс. – Капитал, том III. гл. 20, Маркс и Энгельс, Соч., том XIX, ч. I).

В Каффе, Тане и других колониях генуэзцы и венецианцы составляли привилегированное полноправное меньшинство. Большинство же горожан находилось в прямой зависимости от этого меньшинства. Устав генуэзских колоний прямо Обязывал избирать в органы местного «самоуправления» наиболее богатых и знатных генуэзцев, и власть в колониях всегда принадлежала предпринимательской верхушке.

Как в самой генуэзской республике, все население ее колоний делилось на знать и простонародье. Это последнее не было однородным, оно, в свою очередь, распадалось на богатых и бедных. В генуэзских колониях шла жестокая борьба низов и средней прослойки горожан против торгово-ростовщической эксплоататорской верхушки. Наряду с классовой борьбой, там шла упорная борьба антиколониальная, вызванная стремлением коренного местного населения освободиться от иностранного владычества. В известной мере борьба местного населения против генуэзской власти объясняется также генуэзско-венецианскими отношениями, на что указывает донесение генуэзского консула в 1471 г. о «непокорных жителях» окрестных деревень, с которыми, якобы, сговаривается о нападении на генуэзский замок венецианский консул Таны.

Остров Саона в Доминикане: фото с экскурсии и описание

Остров Саона настолько красив, что именно его выбрали для съемок рекламы шоколадок “Баунти”.

Многие читатели помнят рекламный слоган “Баунти – райское наслаждение” и видеоряд с тропическим островом, кокосовыми пальмами и красивой девушкой в бикини, это именно остров Саона. Именно тут снимали эту рекламу.

Если вы смотрели эту рекламу и хотели попасть в это райское место, то в Доминикане у вас будет возможность это сделать. Мы не гарантируем, что вы попадете именно на этот пляж из рекламы, но пейзаж будет узнаваем.

В программу экскурсии входят прогулка на катере вдоль острова, купание на отмели и нахождение на пляже. Можно сказать, что у экскурсии есть и образовательная и развлекательная составляющие.

Остров Саона находится недалеко от курорта Ля Романа. В Ля Романа не так давно построили новый пассажирский терминал, специально для туристов, отправляющихся на острова или на дайвинг. Новые доки в порту стоили Доминикане 12 миллионов долларов. Порт Ля Романа называется Каса де Кампо (Casa de Campo International Tourist Port). Отправляться на остров Саона вы будете с комфортом.

Остров Саона является национальным парком, вернее входит в национальный парк, под названием “восточный”. На острове Саона есть много животных и растений эндемиков, то есть животных и растений, которые водятся только тут. Для россиян я приведу пример озера Байкал, в котором водятся такие эндемики как омуль (рыба) или нерпа (котик). Очень забавно наблюдать в магазинах консервные банки с надписью “омуль байкальский”, так как кроме Байкала он нигде не обитает. О животных и растениях на острове Саона мы поговорим позже.

Как только вы отплывете из порта Ля Романа, ваш путь до острова составит около получаса. Расстояние от порта до острова около 15 километров. От курорта Пунта Кана расстояние до острова Саона немного больше, около 20 километров, но туристов на лодках из Пунта Кана возят редко, подавляющее большинство экскурсий с острова выплывают из Ля Романа.

В порту Ля Романа много судов, которые возят туристов на остров Саона, предсказать, какая именно лодка будет у вас, невозможно, размер судна будет зависеть от размера вашей туристической группы. Это именно лодки, небольшие суда, крупные суда около острова просто сядут на мель. Слева вы видите фото одной из туристических лодок.

Большая часть побережья острова скалистая, многие скалы имеют причудливые формы. На острове Саона очень много пещер, которые активно использовались индейцами-таино (Араваками) для жилья, а впоследствии как укрытие от европейцев.

Никто не вырубает тропические леса на острове Саона, это строго запрещено, тропический лес тут, буквально, пытается отвоевать пространство у моря.

Проплыв вдоль берега, насладившись видами красивой природы тропического леса и скалистых берегов, вы попадете в район пляжа. Тут многих туристов ждет сюрприз, вас не повезут на пляж, а предложат искупаться в сотне метров от него. На самом деле, это очень весело, в некоторых местах острова Саона около пляжа находится отмель с глубиной около одного метра. Туристов традиционно возят сюда купаться, море в этом месте имеет красивый голубой цвет, купаться одно удовольствие.

После купания и традиционного принятия спиртных напитков, а именно рома и коктейлей, вас повезут на пляж. Мы не знаем, как образовалась эта традиция во время этой экскурсии, употреблять ром и коктейли во время купания, но она точно есть, об этом нам говорили все туристы, которые на ней побывали.

Если честно, то пляжем мы были немного разочарованы, так как песок оказался не таким белоснежным, как в рекламе шоколадок “баунти” и в рекламных проспектах.

Поговорив с гидом, мы выяснили, что тот пляж, на которые прибыли мы, самый популярный, но не самый “белый”. Есть и другие пляжи, где песок белее, но туристов туда не возят. Там встречаются опасные виды животных, и экскурсии туда официально запрещены.

На острове Саона живут люди, тут есть несколько рыбацких деревень. Они уже были тут в момент образования национального парка.

Природа острова очень разнообразно, тут можно встретить сразу несколько видов тропических лесов с разным набором флоры и фауны. Выше мы говорили, что лес пытается отвоевать пространство у моря. Такие леса называются “мангровые”. Это очень редкое зрелище, мангровые леса встречаются не так часто, и во время прогулки на лодке вдоль побережья острова Саона вы их увидите.

Самыми знаменитыми животными, которые встречаются около острова Саона, являются морские звезды. Они обитают тут целыми колониями.

Морские звезды бывают разных размеров, форм и окраса. Морская звезда не обязательно имеет пятиконечную форму. Самый частый окрас у морских звезд – это красный, но встречаются желтые, оранжевые и фиолетовые экземпляры.

Эти организмы очень чувствительны к температуре, им нужна теплая вода. На отмелях острова Саона их множество, так как условия для морских звезд тут идеальные.

Мы категорически не рекомендуем их трогать голыми руками, большинство из них “жгутся”, встречаются даже ядовитые экземпляры.

Остальное разнообразие природы вы не сможете посмотреть во время экскурсии, время, которое вы сможете провести на пляже острова Саона ограничено, и в джунгли ходить экскурсоводы запрещают. Их можно понять, они не хотят заниматься поисками туристов, если те потеряются в джунглях.

Возможно, на пляже вы встретите ящеров или птиц. В море можно часто увидеть дельфинов, хотя их появление во время экскурсии не гарантировано. На острове Саона водится много черепах, на пляжах острова они откладывают яйца, но на эти пляжи туристов не возят.

Экскурсия на остров Саона очень интересна, так как дает возможность посмотреть мангровые леса, искупаться на отмели и побывать на тропическом чистом пляже.

О других экскурсиях в Доминикане читайте в наших статьях (ссылки ниже).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: