Самостоятельно в Марокко: маршрут путешествия
Поехать в Марокко самостоятельно очень просто! Мы разработали для вас подробное описание маршрута путешествия по Марокко с проработанным бюджетом поездки. Цель — объехать всю страну, не упустив ничего интересного.
Марокко — это отличный вариант для самостоятельного путешествия. Во-первых, для россиян открыт безвизовый въезд. Во-вторых, это очень безопасная и политически спокойная страна, которая, ко всему прочему, считается самым европеизированным арабским государством. Ну и в-третьих, в Марокко столь много того, что нужно увидеть, что ехать туда по путевке абсолютно бессмысленно. Если Марокко — то только самостоятельно!
Курс валют: 1 марокканский дирхам (MAD) ≈ 8 RUB.
Представляем вам сценарий наиболее глубокого погружения в эту удивительную страну.
Советуем также прочесть наш материал о МАРОККО — ценные сведения о стране для тех, кто едет в Марокко самостоятельно. Есть у нас и отдельная заметка о пляжном отдыхе в Марокко.
Марокко: как добраться
Самый простой способ добраться до Марокко из России — это авиаперелет. Вариантов возможно множество. Это и прямые рейсы Royal Air Maroc из Москвы в Касабланку, и целый веер возможных комбинаций перелетов со стыковками в разных европейских городах (Париж, Брюссель, Мадрид, Рим и т. д.). Есть даже вариант попадания в Марокко по морю: сначала необходимо будет прилететь в Испанию, а уже оттуда, из одного из южных портов, на пароме переправиться в Марокко. Плавание продлится от 1 до 2 часов. Однако два последних варианта предполагают наличие шенгенской визы. К тому же они излишне утомительны и отнимают много времени.
Чаще всего самый легкий и дешевый способ добраться до Марокко — лететь рейсами Turkish Airlines. Рейс из Москвы доставит вас в Касабланку с пересадкой в Стамбуле. При желании можно будет выбрать не минимальную продолжительность пересадки в два часа, а взять, к примеру, 8-часовую или более, чтобы успеть на несколько часов выбраться в центр Стамбула, немного там прогуляться и посмотреть главные достопримечательности (мы так и поступали). Читайте, как добраться в центр Стамбула из аэропорта.
Так или иначе, чтобы найти лучший вариант и по цене, и по удобству, нужно сравнить все возможные варианты. Поиск билетов по всем авиакомпаниям осуществляют сервисы Авиасейлс и Skyscanner. Чтобы научиться находить и бронировать авиабилеты по минимальной цене, изучите наши советы.
И, конечно же, всегда имеет смысл отслеживать на нашем сайте новые акции авиакомпаний.
Также рекомендуем прочесть наш крайне полезный материал про то, как летать дешево. А если вы все-таки решили добираться в Марокко через Европу, то рекомендуем статью о том, как дешево путешествовать в Европу через Прибалтику и Финляндию.
Если вы чувствуете, что не готовы организовать самостоятельную поездку в Марокко, но поехать в эту прекрасную страну хочется, то летите по туру. Найти путевку тоже можно онлайн. Туры в Марокко →
Отели в Марокко
В популярных туристических местах найти отель не проблема. Большой выбор гостиниц на любой вкус и кошелек есть в Шефшауне, Касабланке, Агадире, Эссуэйре, Рабате, Марракеше, Уарзазате и во многих других городах.
Лучше бронировать жилье заранее, особенно в разгар сезона.
Рекомендуем искать отели на сервисе Roomguru.ru. Это поисковик, он сравнивает цены на отели по всем популярным системам бронирования (Букинг, Агода, Озон, Островок и др.) и находит лучший вариант. В общем, он и предоставляет широкий выбор, и позволяет сделать бронь по лучшей цене. Обращайте внимание на отзывы и рейтинги отелей — их формируют сами туристы, это полезно использовать при выборе хорошего отеля.
Также рекомендуем обратить особое внимание на сервис Airbnb.ru (опытные путешественники наверняка его знают). На нем можно забронировать очень интересное жилье от хозяев. Вместо банального отеля можно заселиться в аутентичные риады, квартиры или дома — а это, согласитесь, намного интереснее, а также комфортнее и зачастую даже дешевле. Выбор жилья на Airbnb.ru очень широкий — тысячи вариантов. Посмотрите, точно что-то понравится!
Касабланка
Итак, наше самостоятельное путешествие по Марокко началось — мы в Касабланке!
Некоторые путешественники, побывав в Касе (именно так сокращенно называют этот город сами марокканцы), отговаривают сюда ехать, мол, город не аутентичный и делать тут нечего. Не верьте — врут. Ехать во второй по площади город Африки сто процентов стоит. Город прекрасен тем, что представляет собой гремучую смесь из самых разнородных элементов: здесь есть и колоритные трущобы, напоминающие отчасти трущобы Рио, отчасти негритянские кварталы американских мегаполисов, есть здесь и дух Майами и что-то от южноевропейских портовых городов вроде Марселя, ну, и конечно же, своя жизнь течет в медине.
Остановиться в Касабланке можно на два-три дня — этого вполне достаточно, чтобы осмотреть город.
Как добраться из аэропорта до Касабланки
Аэропорт Касабланки находится в изрядном удалении от самого города — примерно в 40 километрах. Такси будет стоить нереально дорого — 300 дирхамов. Поэтому самый простой способ дешево (и при этом комфортно и быстро) доехать из аэропорта в Касабланку — это поезд. Станция находится прямо под аэропортом, поезда ходят каждый час. Билет второго класса будет стоить 40 дирхамов. Едем до центрального вокзала города — Gare Casa Voyageur.
Отели в Касабланке
Самые дешевые отели можно найти в медине. Двухместный номер можно взять за 100 дирхамов. Но приготовьтесь к тому, что в номере не будет туалета и душа, а за горячую воду нужно будет заплатить дополнительные 10 дирхамов с человека.
Отели с более высоким уровнем комфорта будут стоить около 150-200 дирхамов. Их можно найти в центральном районе города. Посмотрите также варианты жилья на сервисе Airbnb.ru.
Общественный транспорт Касабланки
Гордость города — это ультрасовременный трамвай, который связывает между собой два спальных района, центр города и пляж. Билет стоит 7 дирхамов и покупается в специальных автоматах, которые стоят рядом с каждой остановкой. Купив билет, вы проходите через турникет и садитесь на трамвай. Этот вид транспорта считается дорогим и пользуются им только представители среднего класса. Но это действительно комфортный и быстрый вид транспорта.
Билет на рейсовые автобусы стоит дешевле — 3 дирхама. Но учтите, что автобусы зачастую забиты под завязку.
Пти-такси (маленькое такси) отвезет вас в зависимости от расстояния за 10-20 дирхамов. В машину могут садиться не более трех человек. Можно просить включать счетчик, а можно договориться о цене заранее.
Гранд-такси (старые мерседесы) перевозят до 6 пассажиров. Проезд будет стоить около 6 дирхамов.
Асила
Обходив Касабланку вдоль и поперек, можно отправляться дальше. С уже знакомого нам вокзала Casa Voyageur мы поездом отправляемся в небольшой курортный городок Асила, который находится почти на самом северо-западе страны на берегу Атлантического окена. Билет лучше брать в первый класс, взяв билет второго класса, вы рискуете остаться без сидячего места и провести пять с половиной часов в душном вагоне либо стоя на ногах, либо сидя в тамбуре или даже туалете вагона с плотностью четыре-пять человек на квадратный метр. Цена билета 1 класса — 164 дирхама.
Кстати, вот сайт марокканских ЖД, где можно посмотреть все маршруты, расписание и цены на билеты.
В Асиле богатый выбор мест, где можно недорого остановиться. Можно даже найти безымянные отели-хостелы, проживание в которых будет стоить по 40 дирхамов на человека.
Асила — это не просто классический курортный городок, где вы найдете все, что нужно для спокойного пляжного отдыха, это также и очень красивое место, известное своей очаровательной мединой. А в дополнение ко всему этому еще и большой выбор морепродуктов в местных ресторанах.
Лараш
При желании из Асилы можно съездить в соседний Лараш. Этот город живописно расположился на скалах у самого океана. В первую очередь он известен своими древнеримскими руинами, которые расположены недалеко от города на небольшом холме. доехать до Лараша из Асилы можно на рейсовых микроавтобусах за 15 дирхамов. Отправление с автостанции Асилы, что находится на востоке города. Чтобы доехать непосредственно до руин, нужно заранее попросить водителя высадить вас у руин, не доезжая до города. Время в пути — около часа. Погуляв какое-то время в Лараше, возвращаемся на микроавтобусе в Асилу.
Шефшауэн
Из Асилы опять-таки на микроавтобусе за те же 15 дирхамов едем в Танжер, некогда город международного статуса, интерзона и притягательное место для европейских и американских писателей и художников, маргиналов и аутсайдеров.
Сейчас город уже не тот, поэтому задерживаться здесь смысла нет. На автовокзале покупаем билет до Шефшауэна за 50-60 дирхамов и после 2-3 часов поездки по горным дорогам мы в одном из самых известных и красивых городов Марокко.
Шефшауэн — один из самых антуражных городов Марокко. Сюда на протяжении многих столетий не пускали иностранцев, так как место считалось священным. Времена изменились — теперь здесь все наоборот, нескончаемый поток туристов. А потому будьте готовы, что ежеминутно ваш покой на улицах города будут нарушать приставучие хелперы каждый со своим предложением: отель, ресторан, кафе, гашиш.
К слову о последнем, Шефшауэн расположен в горах Риф, которые знамениты своими конопляными плантациями. Поэтому гашиш предлагает чуть ли не каждый встречный, да и курят его местные жители прямо сидя на улице.
Красота Шефшауэна обусловлена двумя вещами: во-первых, живописным расположением в горах Риф, во-вторых, красочно раскрашенной в различные оттенки синего мединой. Гулять по витиеватым улочкам медины лучше всего рано утром — ни в какое другое время такого удовольствия вы не получите. Утром нет ни торговцев, ни назойливых хелперов, ни бесчисленных туристов со своими фотокамерами.
При желании можно заняться трекингом — от небольших прогулок до многодневных походов. В горах к северу от Шефшауэна есть даже небольшие водопады, горные озера и реки.
Марракеш
Из Шефшауэна едем в Тетуан (25 дирхамов), чтобы там пересесть на другой автобус и поехать в Марракеш (225 дирхамов у СТМ). Дорога будет дальней — почти 10 часов поездки с двумя остановками, чтобы перекусить.
Автовокзал Марракеша находится прямо у стен медины. Поселиться лучше именно в медине, желательно поближе к главной площади Джама Эль Фна. Так будет легче не заблудиться, ведь улицы старого города — настоящий лабиринт. Ночь в бюджетном отеле будет стоить 100-180 дирхамов за номер на двоих.
Марракеш — самый популярный для туристов город Марокко, поэтому будьте готовы к той же проблеме, что и в Шефшауэне: к назойливости и желании любым способом вытянуть из вас деньги.
При посещении Марракеша стоит посвятить пару дней поездке в близлежащие Атласские горы. Можно даже взойти на вершину самой высокой горы Северной Африки — Джебель Тубкаль (4064 метра). Сделать это по силам любому здоровому человеку, так как подъем весьма прост и не требует никакой специальной подготовки. Чтобы осуществить это, необходимо воспользоваться гранд-такси, которое из Марракеша отвезет вас в горную деревню Имлиль, откуда и начинается восхождение. После покорения вершины возвращаемся назад в Марракеш.
Уарзазат
Из Марракеша наш путь лежит в Уарзазат. Город известен как африканский Голливуд, потому что здесь снимали множество фильмов — от “Лоуренса Аравийского” до “Гладиатора”. Билет на автобус компании CTM стоит 80 дирхам, у других перевозчиков — около 60-70. Время в пути четыре с половиной часа.
Дорога между Марракешем и Уарзазатом проходит через Атласские горы и считается одной из самых живописных в мире. Именно здесь, с юго-восточной стороны Атласских гор, начинается пустыня Сахара.
Самая главная достопримечательность Уарзазата — ксар (глинянная крепость) Айт-Бен-Хадду, находящийся в 30 километрах от города. Он считается самым красивым в Марокко. Чтобы попасть туда, стоит воспользоваться услугами гранд-такси.
Ущелье Тодра
Из Уарзазата едем на восток, в небольшой городок Тангир (цена билета — 70 дирхамов). В самом городке делать и смотреть нечего. Зато рядом с ним находится великолепный оазис, а еще чуть дальше — ущелье Тодра. Фантастическое место с невероятно высокими (до 300 метров!) отвесными скалами. Здесь можно заниматься альпинизмом, а можно просто наслаждаться пейзажем. В ущелье есть множество отелей и ресторанов, поэтому остановиться можно прямо здесь.
Фум-Згид и Эрг Шигага
Из Тангира возвращаемся в Уарзазат, где пересаживаемся на другой автобус, следующий до Фум-Згида. Билет на последний будет стоить 60-70 дирхамов.
Фум-Згид — это маленький поселок на юге Марокко, недалеко от границы с Алжиром. Он привлекателен тем, что отсюда можно поехать к песчаным дюнам Эрг Шигага. Для этого нужно будет искать людей, осуществляющих эти поездки к дюнам, и договариваться об экскурсии. Увы, только так (если, конечно, у вас нет своего внедорожника). Как правило, в дюнах люди проводят ночь в небольшом поселении туарегов, встречают закат и рассвет, а днем возвращаются обратно во Фум-Згид.
Выбор дальнейшего пути
Во Фум-Згиде садимся на утренний 9-ти часовой проходящий автобус и едем в Гуэльмим (билет стоит около 90-100 дирхамов). Путь долгий, поэтому выезжать лучше именно в 9 часов утра. В Гуэльмим автобус приедет во второй половине дня. И здесь вам предстоит сделать важный выбор по поводу дальнейшего маршрута.
Дахла. Западная Сахара
Самые отчаянные могут двинуться на юг, в непризнанную Западную Сахару, которая реально подконтрольна правительству Марокко. Западная Сахара — это более тысячи километров однообразных пустынных пейзажей. Если вы к этому готовы, то добро пожаловать в Дахлу — город, находящийся на перепутье между самой настоящей Африкой и Марокко.
Смотреть в городе по большому счету нечего, но зато здесь можно ощутить себя на самом краю Земли. Ведь с одной стороны от вас — бескрайняя пустыня, уходящая на тысячи километров вглубь материка, а с другой — еще более бескрайний Атлантический океан. Ради этого, безусловно, стоит вытерпеть многочасовую поездку на автобусе. Еще Дахла известна своими волнами и потому является своего рода меккой для серфингистов. Географическое расположение Дахлы тоже необычно: город находится на узком вытянутом на 40 километров полуострове.
После знакомства с Дахлой нужно будет той же дорогой возвращаться в Гуэльмим.
Сиди-Ифни
В Гуэльмиме задерживаться не имеет смысла, поэтому мы сразу же берем гранд-такси и отправляемся на север, в портовый городок Сиди-Ифни, расположенный в 60 километрах от Гуэльмима.
Сиди-Ифни — место, где наконец можно будет по-настоящему расслабиться после трудных поездок через пустыню. Здесь есть отличный пляж и большой выбор морепродуктов.
А в 15 километрах к северу находится главная жемчужина этих краев — Легзира, известная на весь мир своими удивительными арками. Это место нельзя пропустить. Съездить туда можно на гранд-такси за 20-30 дирхамов в зависимости от договоренности.
Эссуэйра
Чтобы добраться до Эссуэйры, нужно будет для начала доехать до Тизнита (на автобусе CTM за 25 дирхамов), а уже оттуда садиться на автобус до Эссуэйры (80-100 дирхамов).
В Эссуэйре можно будет расслабиться еще больше, чем в Сиди-Ифни. Здесь тоже есть отличнейший пляж, изобилие морепродуктов, а также большое количество клубов, дискотек и даже музеев. В Эссуэйре отличная медина, где лучше всего и селиться (приличный номер для двоих можно найти и за 100 дирхамов). Еще одна гордость Эссуэйры — чудесный порт, пойти осматривать который лучше всего рано утром.
Финиш
Эссуэйра станет конечной точкой марокканского путешествия. Все ключевые города, места и достопримечательности осмотрены — теперь можно возвращаться назад в Касабланку, а оттуда уже лететь домой.
Автобус из Эссуэйры до Касы будет стоить около 100 дирхамов. В Касабланке мы садимся на поезд, следующий до аэропорта (40 дирхамов), и через несколько часов прилетаем в Россию.
На этом наше самостоятельное путешествие в Марокко закончится. Но нет сомнений, что осуществив этот фантастический трип, вы вновь захотите его как-нибудь повторить. Поверьте, воплотить в жизнь это удивительное путешествие — не многим труднее, чем прочесть этот текст. Честное слово. Просто сделайте это.
Варианты самостоятельного путешествия из Агадира в Марракеш
Путешествуя по Марокко или только собираясь в поездку, туристы сталкиваются с вопросом, как добраться из Агадира в Марракеш самостоятельно, удобно ли это и на каком виде транспорта лучше доехать.
Google Карты / google.ru
Вариантов того, как добраться из одного города до другого, три – поезд, автобус и автомобиль. Железнодорожное сообщение между Марракешем и Агадиром появилось не так давно, ранее при путешествии на поездах приходилось доезжать до Касабланки и там пересаживаться, что было неудобно для большинства туристов. Сейчас существует прямое железнодорожное сообщение.
Автобус
Расстояние от Агадира до Марракеша можно преодолеть и на автобусе. Перевозки пассажиров осуществляются компанией «CTM», а отправляются рейсы с автовокзала Агадира ежедневно по следующему расписанию:
Отбытие из Агадира | Прибытие в Марракеш |
00:30 | 03630 |
03:00 | 06:10 |
04:00 | 08:15 |
06:30 | 10:00 |
08:00 | 11:30 |
08:30 | 12:15 |
11:30 | 15:00 |
13:30 | 16:30 |
16:30 | 19:45 |
19:15 | 22:30 |
20:30 | 23:45 |
23:45 | 03:00 |
Длительность путешествия зависит от количества остановок и времени, которое автобусы стоят. В каждом автобусе предусмотрены все удобства для пассажиров – регулирующиеся кресла, доступ к беспроводному интернету, розетки, индивидуальная подсветка и кондиционирование салона.
Стоимость проезда составляет 120 дирхамов, билеты можно приобрести в кассах и на портале перевозчика – www.ctm.ma, там же можно уточнить расписание движения и длительность остановок.
Различий между ценами в кассах автостанции и на интернет-ресурсе перевозчика нет, но оплата напрямую водителю при посадке в автобус, которая тоже возможна, обойдется дороже на 20%. Кроме более дорогой стоимости, неудобство оплаты в самом автобусе еще и в отсутствии возможности рассчитаться картой.
Видео: от Агадира в Маракеш и Легзиру.
Автомобиль
Доехать из одного города в другой можно арендовав автомобиль, например, через Economybookings . Стоимость проката машины в Марокко составляет от 220 до 340 дирхамов в сутки. Сложностей с ориентированием на местности не возникает даже у тех, кто впервые приехал в Марокко, содержимое бортового навигатора или бумажного атласа дорог в этой стране полностью совпадает с действительностью.
Bob Broglia / flickr.com
Первое, что интересует каждого автомобилиста, садящегося за руль в другой стране, это не то, как ехать по нужному маршруту, а то, сколько стоит бензин. Стоимость горючего в Марокко составляет от 10 до 12 дирхамов за литр. Расстояние от Агадира до Марракеша по автомобильной трассе составляет 252 км.
Ехать в Марракеш нужно по трассе «А7». Привычных к скоростным автобанам Евросоюза водителей эта дорога удивит – здесь действует ограничение на максимально допустимую скорость, разгонятся нельзя более чем на 120 км/ч. Однако это обусловлено ландшафтом, отдельные участки трассы проходят в гористой местности и обладают достаточно крутыми поворотами, проложенными впритык к обрывам.
На трассе все обозначения выполнены на двух языках – французском и арабском, как и повсюду в Марокко. Однако сложностей с пониманием не возникает, поскольку графические составляющие знаков идентичны европейским.
Трасса наполнена полицейскими постами, оборудованными радарами. Штраф за превышение скорости составит 400 дирхамов, не зависимо от того, насколько именно она была превышена.
Niels Broekzitter / flickr.com
Чтобы арендовать автомобиль и выехать из Агадира, самостоятельно путешествовать по Марокко, достаточно предъявить водительские права международного образца и внести оплату аренды и стоимость залога. Залог, как правило, составляет не более 500 дирхамов.
Все способы проезда из Агадира в Марракеш удобны для туристов, поэтому можно выбрать именно тот, который больше соответствует личным предпочтениям. А для тех путешественников, которые привыкли пользоваться авиаперелетами, существует возможность долететь из одного города в другой через аэропорт Касабланки. Общая протяженность такого полета составит от 3 до 5 часов, а стоимость будет варьироваться от 300 до 400 дирхамов.
Что сделать чтобы не сгореть на солнце или если уже сгорели.
До 15 августа: скидки на туры с детьми в любую страну и на туры в Доминикану.
Агадир – Марракеш
Стоимость проезда и время в пути
Ниже приведена информация о том, сколько часов вам потребуется, чтобы добраться от Агадира до Марракеша, а также приведена примерная стоимость проезда (средняя цена билета) на том или ином виде транспорта.
Агадир — Марракеш — маршрут на карте
Расстояние от Агадира до Марракеша
Расстояние между Агадиром и Марракешем составляет 126 километров или 78 миль по прямой и 245 километров или 152 мили по автодорогам.
Интересные факты
- Если вы решите проехать его на велосипеде, то потратите 12 часов и 66 141 калорию 😊
- Чтобы пройти его пешком Вам понадобится 1 день.
- Ваша собака преодолеет это расстояние за 1 день.
Куда поехать из Марракеша?
Если вы планируете длительное путешествие, где Марракеш — это лишь один из этапов, то вам будут полезны следующие маршруты.
Подробнее о Марракеше и его достопримечательностях вы можете прочитать в статье Марракеш.
Билеты Ж/Д и автобусы Агадир – Марракеш
Авиабилеты Агадир – Марракеш
Побывать в Марокко мне захотелось после рассказов моих друзей. Несколько лет обстоятельства складывались так, что поездка постоянно откладывалась. И вот в этом году я наконец-то купила билет и отправилась в путешествие по Марокко. Отель находился в Агадире, но обратный рейс на самолет был из Марракеша.
На машине
Расстояние между Агадира и Марракешом 252 км. Дорога проходит по шоссе национального значения А-7.
Максимально допустимая скорость на трассе А-7 – 120 км/ч. На шоссе довольно много полицейских, а штраф за превышение скорости достигает 40 долларов. Кстати, в отличие от многих европейских стран полиция в Марокко к иностранцам относится строже, чем к местным водителям.
Практически все дорожные указатели написаны на арабском и французском языках, но графические изображения такие же, как и в других странах, поэтому особых проблем с ориентированием на местности возникнуть не должно. Возле крупных достопримечательностей указатели обычно продублированы еще и на английском языке.
Если вы неуверенно чувствуете себя за рулем, то лучше не рисковать. Дорога проходит по гористой местности, и порой шоссе делает очень резкие повороты.
Арендовать автомобиль в Марокко несложно. Нужно иметь при себе международные водительские права и кредитную карту. Особенность аренды машины в этой стране состоит в том, что авто выдается клиенту полностью заправленным. Перед возвратом машины в агентство ее нужно заправить топливом.
Сколько стоит?
В Марокко аренда автомобиля обойдется примерно в 20 евро в сутки. В стоимость аренды входят все дорожные сборы, страховка, но сюда не входит прокат детских сидений или навигаторов. За это нужно будет доплатить на месте.
В качестве залога блокируется стоимость полного топливом бака, которая будет разблокирована после возврата автомобиля в агентство.
Бензин в Марокко стоит около 10,5 марокканских дирхама, то есть чуть меньше, чем 1 евро. На топливо вы потратите 20-24 евро.
На самолете
Добраться из Агадира в Марракеш на самолете можно только с пересадкой. В пути вы проведете 2,5 часа, пересадку нужно сделать в Касабланке. Учитывая 200-километровое расстояние и стоимость билета почти 300 долларов, я не вижу особого смысла лететь в Марракеш на самолете.
На поезде
Все пассажирские перевозки по железной дороге совершаются компанией ONCF. Вообще в Марокко достаточно хорошо развита сеть железных дорог. Ежедневно с железнодорожного вокзала Агадира в Марракеш отправляется 12 составов. Первый поезд отправляется в 00.45, последний – в 19.45. В пути нужно провести около 3,5 часов.
Поезда, курсирующие между городами, скорые. Они довольно-таки комфортны, во всех вагонах есть кондиционеры. Это немаловажно, так как вокруг одна пустыня и ехать без системы кондиционирования будет очень тяжело.
Вокзал в Агадире очень хороший. Здесь есть и чистые залы ожидания, и камеры хранения, и кафе, и электронные табло с данными по всем маршрутам. Вся информация представлена на французском и арабском языке. Вообще и поезда, и вокзалы в Марокко мало напоминают африканские общественные места, все достаточно цивилизованно.
Сколько стоит?
Билет на поезд стоит 110 марокканских дирхама (примерно 10 евро). Для тех, кто путешествовал по странам Европе, цена не покажется слишком высокой.
Где купить?
Приобрести билет на поезд можно в кассе вокзала, в интернете или в поезд. Я бы посоветовала приобретать билет на сайте марокканских железных дорог http://www.oncf.ma/, который имеет англоязычную версию.
Если покупать билет у кондуктора, то придется заплатить еще и комиссию, достигающую 20% общей стоимости билета.
На автобусе
Из Агадира в Марракеш несложно добраться и на автобусе. Они отправляются в рейс каждые 1,5-2 часа. Первый автобус отправляется в 00.30, последний – в 23.45. Таким образом, уехать в Марракеш на автобусе можно круглосуточно. В дороге вы проведете 3 часа.
Все междугородние автобусы не только оснащены кондиционерами, но и имеют бесплатный wi-fi.
Сколько стоит?
Билет на автобус стоит 120 марокканских дирхамов (около 11 евро).
Где купить?
Билет на автобус можно приобрести на сайте http://www.ctm.ma/ либо в кассе автостанции.
Итоги
И автобус, и поезд достаточно комфортабельны и быстры. Цена на проезд практически одинакова, поэтому выбирать транспорт только вам.
Площадь Джемаа-эль-Фна в Марракеше: самостоятельная поездка из Агадира
Площадь Джема-Эль-Фна (Jemaa el Fna) привлекает туристов со всего мира необычной атмосферой, владычествующей после заката солнца. Площадь имеет несколько названий: “Место, где царит смерть” и “Площадь отрубленных голов” из-за своего прошлого.
В X веке на соборной площади проводилось линчевание разбойников, убийц, воров и других законопреступников. После оглашения приговора в течение недели обвиняемого подвергали жутким пыткам, отрубали руки, выкалывали глаза, волокли по всей площади, и только потом изуродованного и измученного разбойника линчевали. В те времена закон был строг и не особо справедлив, поэтому такая участь могла коснуться даже правоверного человека.
Сейчас Джема-Эль-Фна – место безудержного празднования после заката солнца. Здесь собираются не только туристы, но и марокканские семьи от мала до велика, чтобы ради увеселения посмотреть национальные танцы, актерские представления и отведать шедевров кулинарии по низкой стоимости.
Путь от Агадира до Марракеша
Мы отправились изучать красоты Марракеша, в том числе взглянуть на площадь Джема-Эль-Фна, самостоятельно, без привлечения гидов. Покупали билеты на автовокзале в Агадире (пересечение av. Abderrahim Bouabid/av. Hassan 1er). Можно купить сразу билеты туда-обратно, а также в другие города Марокко. Стоимость билета от автокомпании СTM – 105 дирхамов. Автобус приезжает на автовокзал CTM Gare Voyage (недалеко от железнодорожного вокзала), от него и отправляется обратно.
От автостанции добраться до Медины можно на такси (50 дирхамов, можно еще поторговаться) или на автобусе (4 дирхама). Вы за 15 минут доехали до площади на автобусе №14.
Где остановиться: отели
Мы останавливались в отеле Hotel Ichbilia, который выходит прямо на главную площадь Джема-эль-Фна, бронировали на букинге. Правда, фотографии, представленные на сайте, не соответствуют действительности. Также будьте готовы к отсутствию в отелях полотенец, шампуня, геля для душа. Стоимость одной ночи в номере на троих – 225 дирхамов. Единственный плюс – близость к Медине, площади и большому рынку, поэтому остановиться здесь на одну ночь можно.
Конечно, есть варианты симпатичнее, но по цене выше как минимум в два раза.
Что творится на площади Джема-эль-фна?
Площадь Джема-эль-фна для местных – место встречи друзей и родственников, для туристов – кладезь национальных традиций и особенностей местной кулинарии. Днем здесь стоит неприятное зловонье, из трущоб к вечеру постепенно выходят попрошайки, слепые, безногие, бабушки, дети, беженцы из Сирии, сумасшедшая местная проститутка с обнаженной грудью. Выглядит всё это жутко, пока дойдешь до площади по главной улице мимо всех юродивых и бессовестных вымогателей, затоскуешь по вполне европеизированному Агадиру.
Запомните важное правило: не берите в руки ничего, даже если говорят, что это “present”. Потом начнут просить оплату и могут даже устроить скандал, обвинив вас чуть ли не в воровстве. Будьте приветливы, но не позволяйте себя обмануть. Это не значит, что все марокканцы плохие люди и мошенники, большинство местных с радостью вам помогут найти дорогу, некоторые с удовольствием доведут до пункта назначения, сделав ремарку “я помогаю вам не из-за денег”. В Марокко проживают не только арабы, но и афроамериканцы и цыгане, вот многие из них занимаются разбойничеством и обманом.
Одна из дам схватила за руку и начала задавать вопросы о татуировках, тут же начала рисовать хной, что даже не успеваешь опомниться. Говорит, что нарисует очень маленький рисунок, в итоге разрисовывает всю ладонь непонятными некрасивыми узорами и присыпает разноцветными стразами. Ты ей говоришь, что не просил разрисовывать руку, и этот рисунок совершенно не нужен, она начинает рассказывать, что потратила много хны. Мы даем ей дирхам и уходим, она в гневе возвращается к своим цыганкам-подружкам в парандже и жалуется на жадность туристов.
Другой, когда ты проходишь, сажает голубя на плечо и начинает тянуть руку, также суют змей, ящериц и всяких других представителей местной фауны. Нужно иметь железные нервы, чтобы отражать нападения назойливых арабов, берберов, африканцев, цыган.
[dropshadowbox align=”none” effect=”lifted-both” width=”auto” height=”” background_color=”#f8caca” border_width=”1″ border_color=”#dddddd” ]Старайтесь не фотографировать арабов, заклинателей змей, актеров, музыкантов, иначе может начаться конфликт, с криками и даже дракой. [/dropshadowbox]
Многие путешественники приезжают специально на площадь Джема-эль-фна, чтобы отведать национальные блюда по низкой стоимости.
Мы попробовали кус-кус, вегетарианский тажин, легендарный суп Harira, кебаб-микс, марокканский салат. Более менее вкусным оказался только кус-кус, в тажине была одна морковь, пара картофелин и стручков гороха, а суп оказался совершенно невкусным. Ужин обходится примерно в 70-100 дихрамов на троих, учитывая, что в агадирском суке мы трапезничали за 30 дирхам максимум, а удовольствия от вкуса получили гораздо больше. Но обязательно попробуйте вареных улиток со специями (5 дирхамов) – отменные!
Во многих путеводителях пишут, что вы сможете поесть за 1-2 дирхам, не знаю, в каких это временах было, но сейчас самое дешевое – это улитки и невкусный суп (5 дирхам), все остальное от 30 дирхам.
На площади можно еще посмотреть на народные танцы, послушать песни, наслаждаясь апельсиновым (4 дирхамов) или бамбуковым соком (6 дихрамов). Для сравнения в Агадире на рынке оба эти вида по 5 дирхамов. Мы провели на площади около двух часов, конфликтуя с назойливыми официантами, заклинателями змей, гадалками, волшебниками, музыкантами, продавцами и отправились в отель.
На следующий день утром на площади царила тишина, мы позавтракали в кафе рядом с нашим отелем достаточно дешево (чай, кофе – 10 дирхамов, булочки, круассаны – 3-5 дирхамов). Рядом с площадью множество кафе, где можно полакомиться европейской кухней, национальными лепешками и марокканскими сладостями.
Обязательно прогуляйтесь до рынка, который начинается прямо на площади и проходит через весь город.
Не забудьте загрузить в гаджеты навигатор, который будет работать без интернета, потому что в кварталах Souk можно заблудиться, самостоятельно без помощи карты или навигатора вы однозначно не выйдете. Souk – будто город в городе! Здесь можно выгодно купить изделия из кожи (сумки, рюкзаки, куртки, обувь), специи, фрукты, национальные наряды, платки.
Общественный транспорт Марракеша
Общественный транспорт Марракеша можно назвать развитым только с натяжкой, и представлен он только автобусами и такси. А вот сколько стоит проезд, какие маршруты существуют вы узнаете из этой статьи.
Автобусы Марракеша
Городские автобусы в Марракеше старые и подубитые. Иногда попадаются новые, но очень редко. Автобусы в час пик переполнены. Кондиционирования в них нет, поэтому поездка на таком автобусе, как вы понимаете, — то еще удовольствие. Автобусы курсируют по городу примерно с 6 утра до 21:30 или 22:00.
Основные автобусные маршруты, которые могут вам пригодиться:
- Автобус № 1 Kasbah – Guéliz – Bab Doukkala (через Djemaa El Fna и Ave Mohammed V);
- Автобус № 8 и № 10 Djemaa El Fna – ж/д вокзал;
- Автобус№ 11 Bab Doukkala – Djemaa El Fna – Menara Gardens;
- Автобус№ 12 Jardin Majorelle – Bab Doukkala – Hivernage (Музей Ив Сен Лорана);
- Автобус№ 16 Djemaa El Fna – Bab Doukkala – Guéliz – северо-западные пригороды
Автобусы курсируют каждые 15-20 минут, однако из-за постоянных пробок они опаздывают. Остановки четко не обозначены, и их можно вычислить только по большим скоплениям людей. Билеты покупаются напрямую у водителя с оплатой наличными (только дирхамами, никаких евро или долларов). Стоимость одной поездки составляет 4 дирхама.
Автовокзал в Марракеше
С автовокзала в Марракеше (Gare Routiere) вы можете добраться до других крупных городов Марокко – Касабланки, Феса, Агадира и не только. Автовокзал Марракеша расположен у остановки городского транспорта Gare routière по адресу: Boulevard 11 Janvier, Marrakech .
В Марокко наибольшей популярностью пользуются 2 самых приличных автобусных перевозчика: CTM и Supratours. На веб-сайтах перевозчиков можно посмотреть маршруты следования автобусов и купить билет. Веб-сайты переведены на английский, французский, арабский. Обращаю ваше внимание на то, что перевозчик Supratours в Марракеше отправляется не с автовокзала, а с центрального ж/д вокзала (ONCF). На автобусах Supratours можно доехать и за границу – во Францию и Испанию.
Нам на междугородних автобусах в Марокко не довелось поездить, так как во все города на нашем маршруте ходили поезда. Автовокзал Марракеша мы видели издалека и отметили для себя, что это грязь, суета, попрошайки, хаос.
Время в пути и стоимость проезда до крупнейших городов и туристических центров Марокко из Марракеша я указала в таблице ниже.
Название города | Время в пути | Стоимость проезда |
---|---|---|
Агадир | 3 часа 15 минут | 110-130 MAD |
Фес | 8-9 часов | 175-250 MAD |
Касабланка | 3 часа | 90-130 MAD |
Танжер | 10 часов | 230 MAD |
Эссуэйра | 2,5 часа | 80 MAD |
Бени-Меллаль | 3,5 часа | 65 MAD |
Рабат | 4,5 часа | 150-190 MAD |
Главный железнодорожный вокзал Марракеша
Главный железнодорожный вокзал Марракеша (Gare de Marrakech) находится на бульваре Ave Mohammed VI в центральной части города в пределах 15 минут ходьбы от района Gueliz. С вокзала вы можете уехать на поезде до крупных марокканских городов.
Вокзал Марракеша оставил у нас приятные впечатления. Современный чистый комплекс, где билеты продаются в автомате или в кассах. Нет попрошаек и прочей нечисти. Перед отправлением поезда можно выпить кофе в McDonalds. Поезда ходят европейские, сиденья комфортные, удобные. В поездах есть 1 и 2 класс. Вагоны 1 класса состоят из нескольких купе, по 6 сидений в каждом (по 3 с каждой стороны). Вагоны 2 класса бывают двух видов: общий вагон с сидениями по два человека в ряд или купе с 8 сидениями (по 4 с каждой стороны).
Единственный минус – в поездах довольно пыльно и грязно. А в туалет не хочется заходить совсем. Поэтому лучше ехать в вагоне 1 класса, на который иногда можно приобрести билеты чуть дороже, чем во 2 класс. Например, при покупке билетов Касабланка – Фес на четверых мы узнали, что билеты на всех в 1 класс обойдутся дороже всего на 20 дирхам (2 евро). При покупке билета вам присваивается конкретное место, которое вы должны занять в поезде. Во всех поездах есть верхние багажные полки.
В статье «Путешествие по Марокко на поезде» мы более подробно рассказали об особенностях местных железных дорог.
Аэропорт Марракеша
Единственный маршрут автобуса, на котором нам довелось передвигаться в Марокко – это автобус L19 в аэропорт Марракеша. Об этом я подробно рассказала в статье «Как добраться до аэропорта Марракеша». Автобус ходит примерно 3 раза в час, но зачастую приезжает с опозданием, поэтому если поедете на нем в аэропорт, заложите дополнительное время на ожидание автобуса.
Аренда авто в Марракеше
Если не хотите осматривать только Марракеш, а планируете посетить другие города Марокко и пустыню? Тогда арендуйте автомобиль. При аренде автомобиля в Марокко существует некая специфика. Ввиду загруженности трафика и постоянных пробок туристам не рекомендуется выезжать в центр городов на машине, а использовать ее только как средство передвижения между крупными городами страны: Марракеш – Касабланка, Касабланка – Танжер и т.д. Движение на дорогах в Марокко зачастую хаотичное: тут и там выскакивают мотоциклисты, затрудняющие движение как машин, так и пешеходов.
Машину рекомендуется арендовать не в местных, а в международных прокатных конторах – Avis, Hertz, Sixt через сайт Rentalcars. Хоть с вас с высокой долей вероятности и попросят более высокую цену за аренду, зато вы будете иметь полное страховое покрытие на случай непредвиденных обстоятельств. При аренде автомобиля убедитесь в наличии в нем кондиционера.
Чтобы арендовать машину в Марокко, вы должны быть старше 18 лет, иметь международное водительское удостоверение и действующую кредитную карту. Во время поездки не нарушайте скоростной режим – на большинстве дорог скоростной режим до 50 км/ч, и повсюду дежурят полицейские, которые очень любят штрафовать туристов.
Такси в Марракеше
Поскольку автобусы в марокканских городах находятся в плачевном состоянии, местные жители предпочитают передвигаться на такси. По сути, для них такси – это то же самое, что для русского человека маршрутка. Вышел на дорогу, махнул рукой, договорился о том, куда ехать, и вперед. Специфика марокканских такси также заключается в том, что таксисты по пути следования могут подсаживать в машину пассажиров, которым с вами по пути, поэтому не удивляйтесь этому.
В Марокко не работает ни Uber, ни Taxify. Зато здесь есть сравнительно недорогое такси. В Марокко и в Марракеше в частности существует два типа такси: petit и grande. Эти такси в разных городах страны раскрашены в разный цвет: например, в Касабланке – в красный, в Шефшауэне – голубые, в Марракеше – желтые. Petit или малые такси предназначены для перевозки до 3 человек, такси grande – до 6 человек. Всегда требуйте у таксиста включить счетчик или оговаривайте точную цену до начала поездки. Правда по счетчику поездка обойдется вам дешевле. Проезд в пределах центра Марракеша (от площади Джамаа-эль-Фна до торгового центра Menara Mall) на такси не должен обойтись вам дороже 15-25 дирхамов.
Примерные тарифы в такси Марракеша следующие:
- Стоимость посадки: 2 MAD
- Проезд каждых 80 метров: 0,2 MAD
- Минимальная стоимость проезда: 7,5 MAD
- 1 минута простоя/остановки: 0,2 MAD
Учтите, что в аэропорт Марракеша petit такси не ездит и вам придется договариваться о стоимости поездки с представителями grande такси, а они по официальному тарифу в 70 дирхамов не ездят и требуют с туристов 200-800 дирхамов (20-80 евро). Поэтому, если вы не хотите трепать себе нервы, заранее закажите такси-трансфер в надежной русской компании. Вас не подведут и по фиксированной цене довезут до аэропорта, отеля или другого города Марокко.
Двухдневная экскурсия в Эс-Сувейру и Марракеш из Агадира. Часть 1.
“Это страна, где жизнь подчиняется ритму солнца. Где никто никуда не спешит и все происходит само собой. здесь вам рады!”
Как я уже писала, 2-дневная экскурсия из Агадира в Эс-Сувейру и Марракеш с ночевкой в отеле Марракеша стоила в 2014 году мне 700 дх (70 евро).
Выезд ранний — в 7.30 утра. Меня встретил Хассан.
Я была первой, кого забрали, и поэтому заняла в салоне удобное место. Потом забрали 2 кенийцев, потом компанию из 2 польских девушек и парня, а потом парня с девушкой и пожилым мужчиной — англичан. У меня возник вопрос: «Где русские?» Сначала еще оставалась надежда, что меня отвезут куда-то и пересадят в другой автобус.
Но мы уже выехали из Агадира и Хассан начал экскурсию на английском языке. «Что за дела, где Джамал?» Но не решаюсь прервать Хассана, чтобы не мешать другим слушать. «Так, ладно, когда остановимся, попрошу его позвонить, а пока буду слушать так». Суть рассказа я понимала, но не дословно.
Первая остановка была на обочине дороги — просто полюбоваться океаном с высоты. Сегодня ясная погода, голубое небо и синий океан, а волны здесь еще серьезнее, чем в Агадире. Что, конечно же, совершенно не передает фотоаппарат.
Оказывается, автобус с русскими и Джамалом едет сзади. Тот на остановке спросил у меня, почему я в другом автобусе.
«Это я у тебя хотела бы узнать» — подумала я.
— В Эс-Сувейре и Марракеше ты будешь ходить с нами, но ехать придется в «английском» автобусе, потому что в «русском» нет мест.
Мы ехали по побережью: слева — океан, справа — вот такой пейзаж. Это уже начинаются Атласские горы.
Следующая остановка была возле пасущихся коз…на деревьях. На самом деле, ничего удивительного. Кто был в горах и видел, куда эти животные способны забираться, не будет сильно удивлен козам, сидящим на ветках дерева и поедающих плоды арганы. Деревья арганы — эндемики и растут только на этом участке между Агадиром и Эс-Сувейрой.
Пастух за просмотр этого «аттракциона» подходил к каждому туристу и просил монетку.
Следующая остановка была в кооперативе, где из этих самых плодов арганы производят аргановое масло и другую косметическую продукцию. В небольшой комнате на полу сидят женщины и целый день занимаются тем, что раскалывают камнями твердую скорлупу орехов, извлекают из них ядра, которые другая женщина ручным жерновом перемалывает в коричневую массу.
Ну и потом, по классике туристических экскурсий, нас завели в магазин, где можно было купить все, что понравится. Цены выше, чем на рынке. Также была дегустация масла с хлебом, ореховой пасты и мятного чая.
Это кстати, был первый раз, когда я его попробовала. Теперь же для меня мятный чай — то, без чего не обходится ни один день пребывания в Марокко.
Наконец мы доехали до Эс-Сувейры. Надо сказать, часть пути пролегала уже по серпантину и пожилому дядечке стало плохо. Его потом пересадили на переднее сидение третьим, рядом с водителем и гидом. Так что, если вас укачивает в дороге, запаситесь пакетиками и средствами от тошноты.
Медина окружена стенами, внутрь ведут арочные ворота.
От Джамала в русской группе особо никакой информации мы не слышали, он просто вел нас за собой, заводя в деньговынимающие места, как например, ювелирная лавка.
Дома Эс-Сувейры — белые, а двери и другие детали экстерьера часто синего цвета.
Главной достопримечательностью медины является португальская крепость, на самостоятельное изучение которой (опять же без всякой информации) нам выделили 20 минут.
Португальская крепость была построена в 18 веке французским архитектором, а на одной из ее стен стоят испанские пушки.
За стенами крепости начинается океан, волны которого разбиваются о прибрежные скалы.
Город очень живописный — есть порт, по всей округе летают чайки, узкие улочки медины полны жизни, а точнее велосипедов, мопедов и осликов с поклажей. Наверняка, местные жители терпеть не могут группки туристов, которые глазеют по сторонам и мешают проходу.
Есть и относительно большая площадь.
А сразу за портом начинается широкий пляж.
После крепости Джамал отвел нас в дорогое кафе на крыше соседнего дома. Сказал, что здесь даже Джулия Робертс обедала, но моему кошельку на этот факт наплевать, поэтому я и все остальные, кроме 4 человек, решили поесть в другом месте, выбранном самостоятельно.
Понятное дело, Джамал от приведенных туристов как минимум — сам питается в том кафе бесплатно, как максимум — получает процент. Поэтому он обиделся на нас, отвел на площадь, сказал, что будет ждать всех через час.
Я на одной из улочек медины набрела на маленькое кафе, в котором играла приятная музыка. Официант был очень вежлив, женщина-повар лично выходила и желала гостям «Bon appetit».
Тажин стоил 60 дх (по тогдашнему курсу — 250 руб), чай — 8 дх (32 руб).
Тарелочку с двумя видами оливок и корзину хлеба приносят бесплатно. Жаль, что я так и не полюбила оливки, каждый раз пробую в надежде, что вот сейчас понравятся, но нет — не понимаю я их.
Потом официант принес чай и, спросив, сколько мне положить сахара (удивительно, обычно сахар добавляется сразу при приготовлении), размешал кубик прямо в чайничке, и налил по всем правилам — высоко подняв чайник над стаканом, тонкой струйкой, чтобы образовалась пенка.
То, что марокканцы не разбрызгивают при этой процедуре ни капли — неправда, на меня пара капель попала. Мятный чай не только спасает от жары, но и улучшает пищеварение, да и просто безумно вкусный и ароматный напиток. И хотя я дома пью чай без сахара, в Марокко пью только сладкий.
Тажин готовится в одноименной посуде — глиняной тарелке с глиняной же конусообразной крышкой, благодаря которой еда получается тушеной в собственном соку. Подается в этой же посуде. Мясо, сверху овощи, оливки и… кусочки апельсина. Все в кучу — сладкое, соленое, кислое, но мне очень понравилось, было вкусно.
Также можно поесть рыбу прямо в порту. Можно купить любую свежевыловленную рыбину и отдать повару, чтобы вам ее приготовили. Но лично мне этот запах просто убивает весь аппетит, хотя рыбу и морепродукты я люблю.
Русский автобус уехал раньше, мне пришлось еще ждать моих англичан. Хассан посадил меня в уличное кафе, а сам пошел собирать людей по медине. Cтранно, почему приехали вместе, а одна группа гуляет больше, другая — меньше? Полагаю, дело в желании побыстрее отделаться от работы у одного из гидов.
Хассан, напротив, всегда улыбчив, общается со всеми в группе и по отдельности с каждым. Да и все в нашей группе оказалась очень приветливыми и вежливыми людьми. Я оценила нахождение не среди русских.
По дороге из Эс-Сувейры в Марракеш все дремали — устали от прогулки по жаре. Да и пейзажи за окнами были непримечательными.
Банкноты США
Федеральная резервная система Соединенных Штатов Америки ежедневно печатает около 35 млн. долларовых банкнот разных номиналов. Преимущественное большинство (порядка 95%) вводится в обращение взамен ветхих изношенных денег.
Специфические особенности долларов
- Все современные банкноты Америки независимо от номинала одинакового размера – 15,59 х 6,62 см, весят они тоже одинаково – 1 г. Вес может колебаться на сотые доли из-за добавляющихся элементов защиты.
- Формула красок, состав бумаги, детали защитных элементов и другая информация, касающаяся производства, строго засекречена.
- Современные купюры доллара США изготавливаются из спрессованных и плотно переплетенных волокон хлопка и льна (соотношение 75 на 25). Древесина при их производстве не используется.
- В процессе печати деньги подвергаются воздействию высокой температуры и давления – таким способом им придают вид бумаги.
- У каждого номинала – свой срок использования. Быстрее всего изнашиваются купюры 1, 5 и 10 – их хватает максимум на 20 месяцев. Остальные американские банкноты находятся в обращении в среднем 5 лет.
- На долларовых купюрах написана фраза «In God we trust» («На Бога уповаем»).
- Бракованные денежные знаки банки Соединенных Штатов сдают в фермерские хозяйства. Фермерам они заменяют органическое удобрение почвы. Так что овощи и фрукты в США прямом смысле растут на долларах.
Банкноты в обращении
В настоящее время эмитируются и находятся в свободном обращении следующие номиналы:
- 1;
- 2;
- 5;
- 10;
- 20;
- 50;
Базовое оформление большинства перечисленных купюр утверждено еще в 1928 году. С тех пор кардинальных изменений в дизайне не было: лицевую сторону украшают портреты американских президентов, государственных деятелей.
1 доллар
Младший номинал из находящихся в обороте банкнот США. Срок эксплуатации – 1 год 10 месяцев.
На аверсе – рельефный портрет Джорджа Вашингтона, занимавшего пост президента в 1789-1797.
На реверсе – номинал прописью «One», по бокам – большая печать с головой и пирамидой, лозунг «На бога уповаем» и надпись «The United States of America».
Год выпуска этого образца – 1935. Эмиссия 1 доллара проводилась по распоряжению Рузвельта, который в то время занимал президентский пост в США.
2 доллара
Купюра крайне редко встречается в обращении, на ее долю приходится меньше 1% в общем объеме печатаемых денежных знаков.
На лицевой стороне изображен Томас Джефферсон. Он был третьим президентом Соединенных Штатов и соавтором Декларации независимости.
На оборотной стороне – сюжет картины «Декларация независимости». Ее автор – Джон Трамбулл.
В настоящее время в обороте находится образец 2003 года выпуска.
5 долларов
Выпущены в честь 16-го главы государства Авраама Линкольна. Он руководил страной в 1861-1865 – в период кровопролитной Гражданской войны.
Линкольн вошел в историю как талантливый руководитель, который:
- отменил рабство;
- сумел предотвратить развал государства;
- реформировал банковскую систему;
- провел другие реформы.
14 апреля 1865 политик погиб от выстрела в голову. На реверсе купюры изображен мемориальный комплекс в Вашингтоне. Он построен в 1922 году в его честь и олицетворяет свободу американского народа.
Срок службы 5$ — 16 месяцев.
10 долларов
На «десятке» изображен первый министр финансов Александр Гамильтон. Он инициировал создание Центробанка Америки. На реверсе – здание Министерства финансов.
Купюра рассчитана на 18 месяцев использования.
20 долларов
«Двадцатка» посвящена 7-му главе государства Эндрю Джексону. Он дважды занимал этот пост и вошел в историю как политик, вернувший государство к золотому стандарту, способствовавший расцвету экономики.
На лицевой стороне изображен его портрет. На обороте – фасад Белого дома.
Купюра изнашивается примерно через 2 года.
50 долларов
На купюре – Уиллис Грант, 18-й президент. Годы его правления – 1869-1877. Его портрет появился на купюре в 1913 году. На оборотной стороне – здание Капитолия.
В этом оформлении банкнота 50 долларов находится в обращении с 2006-шл. Срок ее службы составляет 4,5 года.
100 долларов
«Сотня» — крупнейший номинал в повседневных расчетах. Ее оформление посвящено ученому, политику, писателю Бенджамину Франклину. Франклин участвовал в подписании Версальского мира, Конституции и Декларации независимости. Все три перечисленных документа – основополагающие в американской истории.
На обороте – Индепенденс-холл. В этом здании политики утверждали Конституцию и Декларацию.
Срок использования «сотни» — 7,5 лет.
Портрет женщины
В 2022 году Минфин планировал выпуск обновленной «десятки» с женским лицом. Выпуск хотели приурочить к 100-летию со дня принятия конституционной поправки, наделившей женщин правом голоса.
Неизвестно, чей портрет украсил бы денежный знак – кандидата должна была выбрать общественность. Независимые организации провели неофициальный конкурс, по итогам которого первое место заняла Гарриет Табмен, второе – Элеонора Рузвельт, а третье – Роза Паркс.
Однако Министерство финансов отказалось от выпуска обновленной банкноты. Пока на «десятках», как и ранее, будет портрет Александра Гамильтона.
Какие банкноты доллара существуют еще?
Редкими считаются номиналы 500, 1000, 5000, 10 000 и 100 000 долларов. Первые четыре выпускались до 1945 года, а с 1969, когда банки страны массового перешли на электронные платежи, они изымаются из обращения.
100 000 эмитировались в 1934 и в свободное обращение никогда не поступали. Этот номинал использовали исключительно для внутренних расчетов и в казначействах.
Аукционная цена редких денег превышает номинальную в 3-5 раз. Чем меньше купюр остается в обращении, тем выше стоимость.
Номинал активно используется Федеральной резервной системой и Казначейством для взаиморасчетов. На руках таких экземпляров – не более 350 единиц.
На аверсе изображен 25-й глава государства Уильям Мак-Кинли. На реверсе – цифра «500» в фигурной окантовке.
Денежный знак используется в крупных межбанковских переводах. Многомиллионный тираж этого номинала выпустили еще во времена Великой депрессии. На сегодняшний день у населения остается больше 150 тысяч купюр.
В дизайне использовался портрет 22-го и 24-го президента Стивена Кливленда, абстрактные узоры.
Основной элемент оформления – портрет Джеймса Мэдисона. Он был 4-м главой Америки, соавтором Билля о правах и Конституции. Мэдисон вошел в историю и как руководитель, действия которого привели к военному обострению и войне с Англией 1812 года.
На оборотной стороне изображений нет – только фраза «The United States of America» и стоимость денежного знака прописью.
В обращении встречается редко. Три экземпляра можно увидеть в музеях, а 183 находятся в частных коллекциях.
10000
Этот денежный знак уникален уже потому, что до наших дней сохранилось несколько экземпляров:
- один – из эмиссии 1918 года;
- не больше пяти – из тиража 1934.
На аверсе – Салмон Портленд Чейз. Политик, государственный деятель, сенатор штата Огайо, верховный судья, он вошел в историю как ярый противник рабства, добивавшийся его отмены. Салмон Чейз активно боролся с влиянием богатых землевладельцев, использовавших труд рабов.
100000
Этот денежный знак оформлен в нестандартных цветах для американской валюты. Он серо-оранжевый. На лицевой стороне размещен портрет 28-го главы Америки Томаса Вильсона.
Центр оборотной стороны занимает число «100 000». Также указан номинал прописью и надпись «The United States of America».
Общий тираж денежного знака составил 42 тысячи единиц – это за всю историю США. Ни одна купюра не выпускалась в обращение – номинал предназначен для банковских взаиморасчетов.
1 000 000
Банкнота в 1 миллион долларов – абсолютный эксклюзив, так как государственные органы никогда ее не эмитировали. Но она существует и соответствует всем критериям оформления и безопасности, действующим в стране.
Создание миллионной банкноты – идея американского миллионера Теди Стюарда. Печаталась она как пропуск в закрытый клуб для VIP-персон. Этот клуб был организован в 1987 году и назывался «Международная ассоциация миллионеров».
Полтора года потребовалось инициатору, чтобы разработать дизайн денежного знака и согласовать формальности с Министерством финансов. В итоге долгожданный тираж вышел в 1989-м. Общее количество – 820 тысяч экземпляров.
Идея с клубом оказалась провальной, а миллионные ассигнации превратились в сувениры, которые сложно отличить от настоящих денег.
Их лицевую сторону украшает статуя Свободы – национальный символ Соединенных Штатов.
Особой ценности ассигнации не представляют – приобрести их можно за 50-100 долларов. Был период, когда коллекционеры готовы были заплатить за новинку 9000-10000$, но он быстро прошел.