Для тех, кто любит рисковать: топ-10 заброшенных мест в Москве и Подмосковье

Заброшенные места Московской области

Заброшенные места Московской области – магнит для любителей экстрима и адреналина. Благо, мест таких в Московской области предостаточно, и гиды сайта знают дороги к ним. Здания, которые были покинуты людьми по разным причинам, живут своей жизнью – тут растут деревья и кусты, ютятся собаки и бездомные, развлекается молодёжь. Туркомпании предлагают туры по заброшенным местам, которые выглядят иногда грустно, иногда романтично, а иногда просто жутко.

  • Достопримечательности Московской области
    • Историко-культурное Заброшенное
    • Природа
    • Активный отдых
    • Автотуризм
    • Купание
    • Базы отдыха
    • Отдых с палатками
    • Велоспорт
    • Пещеры
    • Альпинизм
  • Экскурсии Московской области
  • Частные гиды Московской области
  • Карта Московской области
  • Рассказы туристов про Московскую область
Экскурсии

1,5-2часа 2000 руб

2.5-3 часа 2500 руб

3-4 часа 2500 руб

Смотрите также:

Москва, Московская область

Лыткарино, Московская область

Зеленоград, Московская область

Москва, Московская область

Подольск, Московская область

Красногорск, Московская область

Котельники, Московская область

Москва, Московская область

Москва, Московская область

Щелково, Московская область

Москва, Московская область

Балашиха, Московская область

Москва, Московская область

Москва, Московская область

Москва, Московская область

Домодедово, Московская область

Москва, Московская область

Зеленоград, Московская область

Москва, Московская область

Щелково, Московская область

Добро пожаловать в заброшенное место!

Открыть неведаные тайны истории помогут заброшенные объекты Московской области. В таких местах можно повидать множество невиданных, будоражащих нервы, вещей или организовать уикенд в неформальном стиле. Ведь ваша задача – побывать там, пощекотать себе нервы, сделать яркие фото и вернутся домой невредимым. Без опытного гида можно сделать много ошибок, и, как минимум, попасться полиции, а максимум – оказаться на больничной койке. Поэтому стоит обратиться к турфирмам на нашем сайте – у них есть опытные специалисты, которые обеспечат вам безопасность и покажут легальный маршрут.

Туристические компании сейчас активно развивают это направление туризма. Если вы хотите попасть на заброшенные военные объекты Московской области – гид проведет вас на территорию законно, цена на такую услугу будет приемлемой. Помните: заброшенных военных зон в регионе не так уж и много, и найти объект без охраны будет довольно сложно. Кроме того, они не обозначаются на карте, так что без профессионала их будет сложно даже просто найти.

Добраться до некоторых предлагаемых экскурсоводами мест можно только на машине. В основном речь идет о заброшенных пионерлагерях, санаториях, частных усадьбах, кладбищах. Также можно посетить заброшенные больницы, школы, склады, театры, гостиницы, таящие в себе не менее интригующие истории. Сделайте себе или друзьям необычный подарок – посетите настоящие комнаты страха. Такая «психотерапия» поможет разбавить серые будни и избавиться от повседневных стрессов.

Правила посещения заброшенных мест

Существует несколько общих правил, которых стоит придерживаться, особенно если вы новичок и не знаете, что вас ждет в старом доме. Гид поможет вам:

  • добраться до места и без проблем уехать домой по окончанию экскурсии;
  • избежать встречи с обитателями заброшенных зданий, которые собираются там в темное время суток: бродячими животными, бездомными;
  • узнать историю места, его особенности, безопасно осмотреть все помещения;
  • не забыть фонарик, еду и воду.

Гид проследит, чтобы вы ступали осторожно, не прислонялись к стенам и колоннам, не поранились, не упали в дырку в полу. Ведь многие заброшенные места Московской области стоят без людей уже довольно давно и находятся в аварийном состоянии. Опытный профессионал обеспечит вашу безопасность.

Незаурядная Москва: 10 заброшенных мест, где вам никто не помешает

В эти здания когда-то вкладывали силы и средства, там жили и работали люди, а теперь они выглядят, как призраки. Но такие объекты, безусловно, привлекают своей загадочностью и придают городу определенный шарм

Читайте также:
Путеводитель по местам силы в Красноярском крае и Хакасии

Редакция портала «ЗаграNица» подобрала коллекцию самых оригинальных «заброшек» Москвы.

Завод имени Лихачева

ул. Автозаводская, 23

Не все знают, что ЗИЛ изначально назывался АМО и задумывался как место для производства автомобилей Fiat. Однако после революции завод был национализирован и несколько лет занимался только ремонтом автомобилей, а уже потом переквалифицировался на грузовики отечественного производства. Лихачев развил обороты завода до 100 000 автомобилей в год, а в 1970-х ЗИЛ выпускал ежегодно 200 000 авто. В 1990-х объемы производства упали, и сейчас завод практически заброшен. На неиспользуемую территорию в почти 300 га теоретически никого не пускают, но практически она, конечно же, не охраняется настолько хорошо, чтобы желающие не могли туда попасть.

Адронный коллайдер «Ускоритель»

Симферопольское шоссе, 97 км

В Протвино, городе физиков-ядерщиков, на 60-метровой глубине расположился единственный в России тоннель-коллайдер. «Ускоритель» начали сооружать в 1980-х и почти закончили строительство в 1991-м, однако забросили на завершающем этапе. За 25 лет многие конструкции разрушились. Судьбу коллайдера обсуждают — некоторые хотят искать средства на возобновление строительства, другие настаивают на разрушении. Ученые утверждают, что утилизация «Ускорителя» может вызвать серьезные экологические последствия.

Двор на Малой Сухаревской площади

Малая Сухаревская площадь, 6, с. 4

Довольно необычно, что двор в самом центре Москвы до сих пор не перестроили и не использовали. Постройка 1873-го когда-то была существенным украшением Малой Сухаревки, но 9 лет назад там случился пожар, и внутренний двор очень пострадал. Теперь это излюбленное место любителей пофотографироваться в мрачных тонах.

Аквапарк «Аквадром»

Аминьевское шоссе, рядом с метро Кунцевская

В конце 1990-х здесь был запланирован масштабный аквапарк. Однако из-за разногласий застройщиков и инвесторов строительство прекратилось. Позже московские власти выкупили право владения недостроенным помещением и в 2007 продали его на аукционе. Здесь планируют построить большой торговый центр, однако пока дальше планов дело не ушло. Зато в помещении любят проводить время москвичи, фотографируясь и разрисовывая стены граффити. Говорят, здесь даже снимали некоторые эпизоды «Бригады». Из-за аварийного состояния помещения зафиксированы несчастные случаи во время его посещений.

Лаборатория ВИЭВ

ул. Кузьминская, 10

Всероссийский НИИ экспериментальной ветеринарии существовал 85 лет в районе Кузьминок. Позже учреждение перенесли на Рязанский проспект, а старое здание запустело. Есть мнение, что за годы работы лаборатории здесь многократно проводили опасные опыты над животными. Были ли правильно утилизированы трупы и используемые химические вещества, достоверно неизвестно. В настоящее время лабораторию подвергают проверке и готовят к сносу.

Школа Зои и Александра Космодемьянских

ул. Зои и Александра Космодемьянских, 3, с. 1

Здание школы имени Космодемьянских, открытой в 1956 году, в начале 2000-х перенесли в более новое помещение. Старое здание собирались реконструировать, однако дело до этого не дошло. В школе спокойно располагались люди без определенного места жительства, дважды даже устроив там пожар. Если не бояться их встретить, в школе даже можно интересно провести время, находя забытые учениками вещи.

Подъемник на Воробьевых горах

90-метровый подъемник должен был служить еще одним выходом со станции «Воробьевы горы» (тогда еще «Ленинские»). Причины его закрытия и запустения точно неизвестны. Говорят об оползнях, недостатке финансирования и т.д. Сейчас это всё более разрушающаяся «заброшка», с которой на данный момент ничего не планируют делать.

Фото: moscowalk.ru 8

«Синий зуб» — бизнес-центр «Зенит»

Проспект Вернадского, 82

«Синий зуб», «айсберг», «ледышка», «кристалл» — всё это неофициальные ассоциативные названия недостроенного бизнес-центра «Зенит» с оригинальным дизайном. Это довольно мрачное здание с лифтовыми шахтами и торчащей арматурой. Бизнес-центр сейчас находится в собственности государства и ждет своего нового хозяина.

Читайте также:
Отели и пансионаты Абхазии с системой «всё включено» и шведским столом

Ховринская больница

ул. Клинская, 2 корпус 1

Строительство Ховринской больницы длилось 5 лет в первой половине 1980-х. О причинах его прекращения ходят разные слухи — в основном говорят о приостановлении финансирования. Планировка здания довольно оригинальна — больницу построили в виде звезды с тремя лучами. Периодически появлялась информация о том, что в здании собирались сектанты и сатанисты. В начале 1990-х на ее территории нашли убитую девушку. В данный момент попасть в Ховринскую довольно сложно — охрану больницы существенно усилили.

Кинотеатр «Ереван»

Дмитровское шоссе, 82

В Москве довольно большое количество заброшенных кинотеатров, один из них — «Ереван». Последний раз здесь смотрели кино в начале 90-х. Потом искусство потихоньку было «подвинуто» хозяйственным магазином и подсобками. Уже 10 лет здание «Еревана» пустует, его реконструкцию обсуждают, но воплощать в жизнь пока не начали.

Фото: mybb2.ru

САЙТ О ПУТЕШЕСТВИЯХ И ТУРИЗМЕ

Самые популярные заброшенные места Московской области

С каждым годом посещение покинутых мест приобретает все большую популярность. Туристов притягивают здания, в которых некогда кипела жизнь и творилась история.

Сегодня мы расскажем Вам про пятерку наиболее известных заброшенных сооружений в Подмосковье, которые обязательно стоит посетить.

6 самых красивых заброшек Подмосковья

Рассказываем про 2 достопримечательности, которые можно посетить за 1 день. Обе расположены по шоссе к Волоколамску.

Храм Казанской иконы Богоматери в Яропольце

Этот храм является православным и относится к Волоколамскому благочинию Московской епархии. Был возведен в конце восемнадцатого столетия на территории усадьбы Ярополец по указу ее хозяина, графа Захара Чернышева. Уникальность конструкции здания в том, что оно представлено двумя симметричными объемами-близнецами.

Располагается храм на территории села Ярополец близ города Волоколамск. Основной престол его освятили в честь Казанской иконы Богоматери. В наши дни, к большому сожалению, некогда красивое и могучее здание оставило после себя лишь руины.

Генератор Аркадьева в Истринском районе (Башни Тесла)

Это фантастическое место своим видом напоминает декорацию к фильму о будущем-настолько футуристично и инородно выглядит генератор электрических импульсов высокого напряжения. Он был построен во времена правления советской власти и был назван генератором Аркадьева-Маркса.

Данное сооружение было создано для испытаний различных объектов на сопротивляемость к воздействиям электрических и магнитных полей. Именно здесь многие конструкторские бюро тестировали фюзеляжи своих самолетов в условиях полета в грозовом фронте. Пройти на территорию не составит никакого труда: охрана без проблем пропустит любого желающего за символическую сумму, а также при желании могут провести мини-экскурсию.

Следующие 2 достопримечательности можно посетить за 1 день, поехав в сторону Лобни и Дмитрова.

Заброшенный пионерлагерь “Сказка”

Подавляющее большинство детских летних лагерей однообразны и состоят как правило из двухэтажных кирпичных корпусов. Но не в случае пионерского лагеря Сказка. Он имеет необычную, запоминающуюся фантастическую архитектуру. На территории лагеря установлены красивые скульптуры представителей подводного мира: морских звезд, водорослей и кораллов. Один из корпусов лагеря оплетен щупальцами огромного осьминога, а в другом корпусе на лестничной клетке находится гигантская ракушка. Ходят слухи, что в семидесятых годах двадцатого века пионерский лагерь Сказка предназначался для глухонемых, однако это всего лишь байка. В действительности же сюда приезжали на летний отдых дети работников фабрики “Детская книга”.

Кроме необычного оформления экстерьера корпусов, вас также может впечатлить и внутреннее убранство покинутых помещений: старые детские кровати, оставленная одежда, куклы и игрушки.

Читайте также:
Фото достопримечательностей Кувейта (30 фото) в хорошем качестве

Заброшенный замок мафиози

Этот дом вполне мог стать дворянской усадьбой, к тому же рядом расположен парк. Усадьба наверняка бы носила название Никульское — ибо построена она на месте бывшего села 16 века.

По словам местных жителей, строил его некий мафиози, убитый в 2001 году. После этого неизвестными были начаты работы по восстановлению дома, однако ввиду нестабильной экономической ситуации в стране в те времена, эти работы были прекращены. На протяжении последних лет замок пришел в полное запустение и со временем постепенно разрушается.

И ещё 2 достопримечательности, расположенные по дороге в Ступино.

Усадьба Семеновское-Отрада в Ступино

Этим местом владел известный род Орловых. Само имение было построено в восемнадцатом веке и выполнено по канонам английского стиля. Оно было украшено фонтанами, оранжереями и павильонами. На территории также располагался парк и помещения для проживания обслуживающего персонала. На сегодняшний день, к сожалению, от былой роскоши не осталось и следа. В период жизни усадьбы в местном парке обитали олени, а прелестью усадьбы были восхищены многие популярные поэты, проводившие здесь выходные. После прихода к власти большевиков в начале двадцатого века усадьба, увы, была разграблена, как и гробница с останками знаменитого рода. В разные времена здесь базировались военные части, школа НКВД, детский сад и пионерский лагерь. С начала девяностых годов двадцатого века эта крупнейшая усадьба в Московской области ждет своей очереди на реставрацию.

Заброшенный лыжный спуск в Дубинино

Между сёлами Дубинино, Троицкое и поселком Любучаны с дороги можно увидеть нечто, похожее на гигантского металлического монстра. На самом деле это «замороженный» лыжный склон с подъёмниками. Когда-то в этих местах была усадьба «Отрада», знаменитая тем, что здесь бывали Лев Толстой и Чехов. Затем территория усадьбы была продана новому русскому, который решил не ездить в Альпы, а кататься на горных лыжах у себя во дворе. На сегодняшний день склон практически готов к работе, но на территорию попасть очень сложно.

Заключение

На этом наш путеводитель по заброшкам Московской области завершен. Мы узнали 3 варианта, как добраться до самых красивых заброшенных зданий области за 1 день, и прочитали о покинутых достопримечательностях Московской области с фото и с названиями.

Пишите в комментариях свои вопросы, если они остались, и делитесь этой статьёй со своими друзьями в социальных сетях.

Не забудьте оформить страховку от коронавируса

А также посмотрите нашу статью про лучшие онлайн-экскурсии с гидами

Заброшенные места Москвы и Подмосковья

Экстремальный туризм становится все более популярным. Посещение заброшенных зданий и объектовпрекративших свое функционирование. Представляем вашему вниманию подборку самых посещаемых и самых интересных заброшенных мест в Москве и Московской области.

Описание

Заброшенные дома в Москве на Андроньевской площади

Андроньевская площадь — площадь в Центральном административном округе города Москвы на территории Таганского района. Площадь расположена на пересечении улиц: Николоямской, Сергия Радонежского, Большой Андроньевской, Андроньевского проезда, Александра Солженицына и Добровольческой. Площадь названа в XIX веке по Спасо-Андроникову монастырю, возле которого она находится. В 1923 площадь была переименована в честь комиссара ЧК Рогожско-Симоновского района Н. Н. Прямикова. С 1994 года вновь стала называться Андроньевской площадью.

Завод имени Лихачёва — АМО ЗИЛ

Завод имени Лихачёва — старейшая российская автомобилестроительная компания. Завод основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. В рамках этой программы предполагалось построить в России шесть новых автомобильных заводов.

Храм Казанской иконы Божией Матери в селе Ярополец

Храм Казанской иконы Божией Матери — православный храм Волоколамского благочиния Московской епархии, который был построен в конце XVIII века в усадьбе Ярополец по инициативе её владельца, графа Захара Чернышева. Уникален в истории русской архитектуры тем, что состоит из двух симметричных объемов-«близнецов». Расположен в селе Ярополец Волоколамского района Московской области. Главный престол освящён в честь Казанской иконы Божией Матери; приделы в честь пророка Захарии, в честь праведной Анны (не сохранились). Храм находится в руинированном состоянии.

Читайте также:
Карта Сан-Мигел-дас-Мисойнс, где находится Сан-Мигел-дас-Мисойнс на карте мира

Заброшенное здание на Земляном Валу

Если идти от станции метро «Курская» по Садовому, дойдете до здания EnglishFirst. Буквально за ним найдете заброшенное здание, вероятно, довольно давно служившее РЖД (но это лишь догадки). Не охраняется, не обваливается, людей особо нет, зато есть куча хлама, не слишком крепкая лестница, яркие (и не очень) граффити и красивый свет.

Ховринская заброшенная больница

Ховринская заброшеннаябольница (ХЗБ, Ховринка, Амбрелла, Недострой) — здание в Северном округе Москвы в районе Ховрино, недалеко от одноимённой железнодорожной станции. Сооружение больницы было начато в 1980 году и приостановлено в 1985 году. С этого момента здание остаётся недостроенным.

Заброшенная железнодорожная ветка в Лосином Острове

Ветка берёт своё начало от стрелки № 29 у ст. Белокаменная Малого Кольца Московской железной дороги, проходит мимо путей станции, затем плавно поворочаивает в виде дуги к территории лесного массива и прямой линией (около 1, 5 км) устремляется на север, через «Лосиный Остров», по пути встречая лишь бывший переезд через Абрамцевскую просеку и пешеходную дорожку через просеку ЛЭП.

Заброшенный молокозавод

Заброшенныймолокозавод. Точное название – Молочно-товарная ферма «Пёсье». Визитной карточкой объекта являются 14 силосных башен высотой с 7-9 этажный дом.

Заброшенная эскалаторная галлерея метро на Воробьёвых горах

В январе 1959 года на мосту, соединяющему Лужники и Ленинские горы, была открыта станция метро «Ленинские горы» (ныне «Воробьёвы горы»). Она является первым самостоятельным проектом известного архитектора Н. А. Алёшиной, которая исполнила здание в стиле эпохи модерн конца 1950-х годов.

Cистема А-135

Cистема А-135 ПРО Москвы предназначена для «отражения ограниченного ядерного удара по российской столице и центральному промышленному району». В данный момент военной тайны не представляет и заброшена.

Усадьба в Покровское-Стрешнево

Покровское-Стрешнево – бывшая подмосковная дворянская усадьба с прилегающим к ней парком, ныне на северо-западе Москвы. Другие названия – Покровское-Глебово и Глебово-Стрешнево. После революции усадьба вместе с дачами была реквизирована и превращена в санаторий ЦК, потом передана в ведение дома отдыха текстильщиков.

Недостроенный бизнес-центр «Зенит» или «Синий зуб»

Недостроенное 22-х этажное здание изначально замышлялось как учебно-деловой центр (3-й учебный корпус) Академии народного хозяйства, затем — как крупнейший бизнес-центр в столице, включающий в себя пятизвёздочный отель.

Заброшенный пионерский лагерь «Сказка»

Сказка – заброшенныйпионерский лагерь. Бывший специализированный лагерь для глухонемых детей. На территории лагеря имеется несколько корпусов, библиотека, бункер.

Город-призрак Детройт: что с ним случилось?

Детройт представляет собой самый известный город-призрак Соединенных штатов.

Не смотря на то, что его так называют, в нем все еще проживает более полумиллиона человек.

В настоящий момент Детройт находится в упадке и числится в рейтингах страны как самый неблагополучный город. Практически 100% населения относятся к афроамериканцам.

Где находится Детройт

Детройт расположен на севере США в штате Мичиган на побережье озера Сен-Клер.

Неподалеку проходит граница с Канадой.К югу граничит со штатами Индиана и Огайо.

Что произошло с Детройтом

Когда то Детройт был крупным городом, специализирующимся на автомобильной промышленности.

Читайте также:
Сколько зарабатывают ведущие "Орёл и Решка": от чего зависит их оклад

В нем располагались предприятия самых популярных марок авто. Это была середина прошлого века, и на тот момент население приближалось к отметке в два миллиона.

Все изменилось, когда вышла конвенция об отмене расовых различий и афроамериканцы стали активно занимать рабочие места наравне с белыми.

Стали происходить стычки среди консервативно мыслящих людей и многие светлокожие люди стали переезжать в пригород.

Так как именно они были основной частью платежеспособного населения,в городе резко снизился спрос на многие товары и услуги.

Вследствие этого Детройт стали покидать держатели крупных фирм и предприятий, которые переносили свои заведения в более платежеспособные населенные пункты.

Особым ударом для города стало полное прекращение автомобильной деятельности – фундамента городской промышленности.

Из-за потери рабочих мест средние и бедные классы белых людей стали так же спешно покидать Детройт.

От былого населения осталось всего 30%. Были покинуты целые районы.

Решающую точку в судьбе города поставили открытые беспорядки между белыми и черными, которые продолжались несколько дней.

Погибло много людей, еще больше были ранены. Были сожжены и разрушены целые кварталы.

Это были восьмидесятые года, и именно тогда чернокожее население стало значительно преобладать в Детройте.

Образовывались преступные банды, стала активно развиваться сеть торговли оружием и наркотиками.

Население Детройта

На данный момент Детройт все так же остается самым опасным и неблагополучным городом Соединенных Штатов.

При этом он является крупнейшим населенным пунктом штата. Практически все население относится к афроамериканцам, живущим за чертой бедности.

Населенные районы города разбросаны по всей территории, а между ними образовались настоящие пустоши.

Никто не желает покупать там недвижимость. Население продолжает сокращаться.

Прогнозы для Детройта

Официально считается, что Детройт умирает, и у него уже нет будущего.

Правительство США отошло от его проблем и предпочитает игнорировать происходящее там. За город борются только местные власти.

Было решено полностью снести четверть построек, чтобы сосредоточить жизнь в одном месте.

Решение проблемы удаленности жилых районов друг от друга поможет мобилизовать ресурсы и значительно снизить финансовую нагрузку.

Города-призраки США

Хотя Детройт и является самым известным покинутым городом в Соединенных штатах, он далеко не единственный.

Такой же статус имеют Боди, Тексола, Централия, Риолит, Гленрио и Рождество.

Во времена своего расцвета Боди был одним из самых опасных городов в Калифорнии.

Именно здесь обитали ковбои и преступные группировки, регулярно устраивавшие перестрелки.

На данный момент этот городишко – один из самых хорошо сохранившихся, так как его старательно обходят стороной из-за местных легенд о призраках.

Тексола – еще один заброшенный город США, расположенный в Оклахоме. Основной расцвет пришелся на 20-е годы прошлого века из за проходившей здесь железной дороги.

В Пенсильвании среди городов-призраков числится Централия, некогда славившаяся своими шахтами.

Более полувека здесь не затухает подземный пожар, ставший причиной опустения региона.

Находиться здесь опасно из-за постоянно появляющихся расколов в земле.

Риолит в Неваде процветал в начале двадцатого века во времена золотой лихорадки, но быстро опустел из-за случившегося финансового кризиса.

Более чем за сто лет практически все здания развалились и ныне имеют достаточно жуткий вид.

Гленрио располагается между Нью-Мексико и США. В свое время город был популярен благодаря проходившим здесь железнодорожным и автомобильным путям, но после появления новой магистрали вдалеке от населенного пункта, он стал быстро приходить в упадок и в итоге был полностью заброшен.

Рождество – еще один заброшенный шахтерский городок, располагающийся в Аризоне.

Детройт — живой призрак

нет, это не кадры из пост апокалиптического фильма “Побег из Нью-Йорка”, и не скриншоты к Fallout. Это Детройт, автомобильная столица Америки…
Город на границе с Канадой в штате Мичиган. Еще 50 лет назад он считался богатейшим городом США, однако сейчас это место ассоциируется с преступностью, безработицей, сокращением численности населения, коррупцией и запустением.

Читайте также:
Автобус 807 Как С Добром Добраться!

Детройт, что в переводе с французского означает «устье», был основан как форт в 1701 г. французским офицером Антуаном Ломе де Ла Мот-Кадильяк (да-да, отсюда и “Каддилак”). Изначально город принадлежал Канаде, однако в 1796 г. перешел под власть США. Удачное географическое расположение способствовало возвышению Детройта как важного транспортного узла. С 30-х годов 19 века начинается стабильный рост городской промышленности, что способствует стремительному росту населения.
В 1899 г., в окрестностях будущей автомобильной столицы мира, Генри Форд построил свой первый завод по производству автомобилей, а через 4 года основал Форд Мотор Компани. Вслед за Фордом свои заводы в Детройте открыли братья Додж, Дюран, Крайслер, Понтиак и Паккард, превратив город в мировую столицу автомобилестроения.

Здесь же появляются первые в США профсоюзы и скоростные автотрассы. Во время Второй мировой войны в Детройте производят огромные объемы поставляемого на фронт союзникам вооружения. Но экономический бум способствует еще и тому, что в город съезжается самая дешевая рабочая сила — бедняки со всей страны (причем, в основном — чернокожие). Детройтский средний класс, изначально привыкший ездить на собственных автомобилях, и поэтому не привязанный к центру города, в числе которых были квалифицированные рабочие и инженеры, не особо обрадовались перспективе соседства с резко возросшим чернокожим населением, и начало перебираться из самого Детройта в его пригороды. В результате оттока платежеспособного населения в городе начались первые финансовые трудности, недвижимость начала стремительно дешеветь. Далее последовали сокращения рабочих, переезд банкиров, владельцев магазинов, врачей в места, где есть платежеспособное население (то есть, опять-таки, в пригороды). А еще нужно отметить, что налог жители пригорода Детройта платили уже совершенно иной — по месту проживания.

В самом Детройте, тем временем, все больше оставалось малоимущих (в основном, это были афроамериканцы) — у них попросту не было денег на переезд за город.
Среди них из-за бедности и безработицы процветала преступность, так что Детройт быстро приобрел дурную славу как один из самых «чёрных» и опасных городов США. В это время в США отменили расовую сегрегацию, в результате афроамериканцы все чаще сталкивались с белыми, и это привело к межрасовому конфликту. Кульминация произошла в 1967 году, когда в июле конфронтации вылились в одни из самых жестоких в истории США беспорядков, продолжавшихся в течение пяти дней и известных как «Волнения на 12-й улице».
Город постепенно теряет платежеспособное население и его начинает покидать малый и средний бизнес. Администрация недосчитывается налогов и в середине 1970-x у города начинаются первые серьёзные проблемы.

Окончательно Детройт был нокаутирован уже в 80-е. И виноваты в этом американские производители автомобилей, привыкшие делать большие и прожорливые машины.
После нефтяного кризиса 1973 года и резкого скачка цен на топливо, американские автомобилисты начинали массово пересаживаться на более экономичные европейские и японские марки. С течением времени этот тренд становился всё актуальнее, но американские автомобили менялись слишком медленно. За этим ударом последовал энергетический кризис 79-го года, и, наконец, финансовый кризис 2008-2009 годов, который чуть не добил американскую автомобильную промышленность. Заводы закрывались один за другим, и рабочие вместе с семьями массово покидали город.

Читайте также:
Автовокзал Рубцовск. Расписание автобусов Как С Добром Добраться!

Богатые жители тоже уезжали, так как Детройт не был приспособлен к жизни на автомобиле. В центре Детройта просто в какой-то момент не хватило места всем желающим ездить на машине. Одна из причин гибели Детройта – несоответствие его “доавтомобильной” градостроительной структуры и поставленной суперцели “Каждой семье – по отдельному автомобилю”. Город небоскрёбов при всём желании не может жить без мощного общественного транспорта. В итоге центр города начал умирать, магазины и культурные заведения закрывались, так как в них перестали заезжать покупатели.

Сейчас в Детройте осталось менее 700 000 человек. В общей сложности после Второй мировой войны город покинули 1,4 млн белых жителей. Большинство осело в относительно благополучных пригородах, но многие вообще уехали из региона. К 2013 году не работала почти четверть населения (23,1%) Детройта, а более трети горожан (36,4%) жило за чертой бедности.

Столь стремительный отток жителей превратил Детройт в город-призрак. Множество домов, офисов, промышленных цехов было заброшено. Многие пытаются продать свои дома и другую недвижимость по бросовым ценам, но покупателей на жильё и офисы в депрессивном городе часто просто не находится.

Центр, с его типичными для США небоскребами, выглядит устрашающе безлюдно, а на окраинах можно увидеть поистине постапокалиптические пейзажи.

К примеру, в Детройте есть настолько огромные заросшие травой пустыри, что местные в шутку называют их прериями. А главное развлечение местной молодежи на Хэллоуин — это поджигать заброшенные здания.

Для сегодняшнего Детройта совершенно обычная картина, когда на одной стороне улице живут люди, а на другой — обгорелые стены пустых домов медленно, но уверенно зарастают кустами и деревьями.

По обилию руин с Детройтом трудно конкурировать — в нем примерно 80 000 полуразрушенных и заброшенных зданий. В центре города стоят пустые небоскребы с выбитыми стеклами. Их не сносят главным образом потому, что у города на это просто нет денег. Кроме того, некоторые владельцы зданий предпочитают сохранять ветхие постройки в надежде, что земля в центре рано или поздно подорожает. Что касается преступности, то когда одного кандидата в мэры попросили объяснить, почему в Детройте в последние годы сокращается число убийств, тот мрачно пошутил: «Просто больше некого убивать».

Все последние десятилетия правительство штата и федеральные власти не оставляют попытки оживить город, в особенности его центральную часть. Одной из последних инициатив 2000-х годов стало создание и строительство нескольких казино, которые всё равно не смогли укрепить экономику Детройта. В декабре 2012 года дефицит городского бюджета составил 30 млн. долларов, общий же долг в начале того же года перевалили за 12 миллиардов.
18 июля 2013 года власти Детройта официально объявили о банкротстве города из-за неспособности выплатить долги на сумму $20 000 000 000.

К 2014 году из города уехали самые активные, остались иждивенцы. На 6 пенсионеров в Детройте приходится 3-4 человека работоспособного возраста.

На сегодняшний день Детройт — город с самым высоким уровнем преступности и с самым низким уровнем образования. И самыми высокими налогами на недвижимость в США. Налогами, которые сотни тысяч жителей города не платят. И от бедности, и по причине того, что куда проще выкупить за несколько долларов свой же дом с аукциона после ареста недвижимости.

Если в прошлом веке 70% населения было белым, то сейчас 84% жителей — афроамериканцы, которые, кажется, стали одной большой бандой, добивающей этот город. Увы, не очень образованной: только 7% детройтских школьников, по данным американских исследований, умеют бегло читать и считать. Как следствие, в Детройте самый высокий в США уровень преступности, совершается больше всего убийств, причем большинство их (70%) связано с наркотиками. Массовые грабежи, убийства и почти открытая торговля наркотиками – это ныне обыденная действительность Детройта.

Читайте также:
С какого именно возраста ребенку нужно делать отдельный загранпаспорт в 2022 году

Скорейшему разрушению города здорово способствует вандализм, которому подвергаются оставленные людьми предприятия и дома. Именно в Детройте афроамериканцы придумали отмечать поджогами и разрушениями «Ночь Дьявола». Иногда полыхало до 800 зданий одновременно. Потом громить все и вся в ночь перед праздником Хэллоуин вошло у них в традицию, которую подхватили и другие города США.

Детройт все больше похож на каменные джунгли, дикие и малообитаемые. Травоядные в этих джунглях – бомжи, которые занимают брошенные дома, а хищники – многочисленные банды.

С наступлением ночи запустение охватывает весь город — передвигаться по нему просто опасно: криминал и неработающее на 70% городское освещение убивают цивилизованность этого города с последними лучами солнца.

Однако несмотря на всё вышеизложенное центр Детройта во вполне сносном состоянии — здесь по прежнему находятся штаб-квартиры Форд, ДжиЭм и Крайслер. Фактически, это градообразующие предприятия, дающие хоть какое-то будущее этому городу.

Что убило Детройт и почему все вдруг заговорили об урбанистике?

Марина Анциперова

Половина населения Земли живет в городах, которые занимают около 1% поверхности нашей планеты — эти цифры знакомы многим, но вот о сокращении городов говорят не так много, как стоило бы. Пугающе красивые фотографии заброшенного Детройта — когда-то четвертого по величине города США — даже спровоцировали новый вид туризма: наблюдение за умирающим городом. В том, почему так происходит, попытались разобраться «Теории и практики».

Статьи по урбанистике принято начинать с трагических цифр — половина населения (59%) Земли живет в городах, которые занимают около 1% поверхности нашей планеты. 50 новых человек приезжают в города каждый день, а это значит, что каждому городу понадобится 50 новых рабочих мест, спальных мест, обедов, ужинов. На фоне 50 дополнительных ужинов небольшое сокращение соседнего города, откуда часть этих людей приехала, не выглядит таким пугающим. О сокращении городов вообще говорят не так много, как стоило бы. Здравый смысл подсказывает, что раз одни города приобретают население, то другие его теряют. В глобализационной гонке точь-в-точь как в жизни — кто-то выигрывает, остальные проигрывают.

Что мы знаем о проигравших? Мы знаем, что так называемых «бум-городов» значительно меньше, чем их неудачливых собратьев. Более 370 городов с населением, превышающим 100 000 человек, потеряли свыше 10% своего населения за последние 50 лет. Четверть пустеющих городов расположена в США, в основном на среднем востоке.

Что время делает с американскими городами

Город Население, 1950 г. Население, 2010 г.
Бостон 801 444 617 594
Чикаго 3 620 962 2 695 598
Детройт 1 849 568 713 777
Новый Орлеан 570 445 343 829
Питсбург 676 806 305 704

Детройт потерял больше всех: с 1950-х население сократилось на 61,4%. Процветающий мегаполис превратился в , целые кварталы опустели, предприятия теперь заброшены. История известна и печальна: зажиточный, но в целом довольно ординарный американский городок на фоне автомобильного бума 20-х переживает свой расцвет и к тридцатым полностью перестраивается — до того масштабно, что количеству небоскребов соперничает с Нью Йорком и Новым Орлеаном. Упадок происходит так же стремительно, как и расцвет — еще в 1960-е город производит впечатление в целом благоприятного города с еле заметными признаками будущих финансовых неурядиц, а уже в 1970-х город почти опустел.

© Robert Frank. Детройт, 1950-е

© Robert Frank. Детройт, 1950-е

© Robert Frank. Детройт, 1950-е

Что послужило причиной таких изменений? Традиционно принято винить крах автомобильной промышленности. В начале века Детройт привлек сотни тысяч мигрантов, предоставив им рабочие места. Потом была война, потом война закончилась, технологии двинулись дальше, произошел переход к автоматизированному производству, и спрос на неквалифицированную рабочую силу сократился. Тысячи и тысячи рабочих остались не у дел. Индустриальное развитие и связанное с ним сокращение рабочих мест проходило на фоне острых конфликтов между белыми и черными. Детройт был городом, опасным для проживания, что не могло не способствовать оттоку населения. Еще одним фактором была тотальная ориентация на индустриальную культуру — в городе не было ни крупного университета, ни художественной галереи. Здесь же стоит упомянуть об отсутствии культурной преемственности. Из-за бесконечных перестроек Детройта о сохранении исторических зданий даже не задумывались: жилые площади расчищались, чтобы построить стоянки, памятники архитектуры сносились ради офисов, а если какие-то здания сохранялись, то только потому, что не хватало средств на снос.

Все заброшенные города похожи друг на друга, а все процветающие красивы по-своему. Как некогда Детройт, это были успешные города с развитой инфраструктурой, которые население покинуло по тем или иным причинам. И если раньше эти города приносили доход, то теперь представляют собой серьезную экономическую проблему.

Чем больше людей уезжает, тем дороже становится жить оставшимся. Основные причины этого связаны с городской инфраструктурой: несмотря на то, что население сократилось, она осталась неизменной. Из этого следует простая математика: инфраструктура осталась та же, следовательно, затраты на нее остались те же, но население сократилось, и это значит, что расход на душу населения увеличился. Следующее соображение связано с плотностью населения: чем больше заселен его город, тем плотнее население, тем дешевле различные муниципальные услуги (грубо говоря, сокращается длина водопроводной трубы). Города редеют, население рассредотачивается, водопроводная труба удлиняется. Жилье резко дорожает, что становится еще одной причиной покинуть город.

Решение пока не найдено. Одно из предложений — искусственное повышение плотности населения с уничтожением избыточной инфраструктуры — представляется многим более чем спорным решением.

Манчестер и Иваново

Детройт стал классической иллюстрацией феномена заброшенных городов и универсальным материалом его исследования. В 2002 году немецкий культурный фонд запускает крупный проект на эту тему с участием художников, журналистов, культурологов и социологов. Помимо автомобильной столицы США в списке фигурируют английский Манчестер и российское Иваново. Заявленной целью исследования был всесторонний анализ феномена, выявление зон риска и поиск путей спасения.

На экономику и демографию Манчестера, некогда «хлопковой столицы мира», негативно повлияла первая мировая война и последовавший за ней экономический кризис. Население Манчестера достигло 900 000 человек в расцвет индустриальной эпохи, и город потерял примерно половину своих жителей, когда началась деиндустриализация. Производство продолжалось до 50-х годов, а в 60-х британский хлопок полностью прекратил существование. Следующие 20 лет город захлестнула тотальная безработица (150 000 человек оказались без рабочих мест). Упадок сильнее всего ощущался в центре города, где осталось не более 1000 жителей (70-80-е гг).

По счастливому стечению обстоятельств, доступность местных заведений стала привлекать студентов и талантливую молодежь, что способствовало зарождению известной субкультуры. Именно в период экономического спада здесь возникает особая музыкальная культура, искусство, архитектура, что наряду с разумной политикой по поддержанию бизнеса становится одним из факторов городского возрождения. Население перемещается в сферу обслуживания, где сегодня занято 70% городских жителей, и безработица сокращается с 19% в 1995 до 10% в 2001. Сегодня, через 20 лет после острого кризиса, Манчестер бурно развивается. По данным 2010 года, по популярности для бизнеса город занимает второе место в Великобритании и 12-е в Европе. Манчестер рассматривается как символ городского возрождения, хотя некоторые эксперты, указывая на продолжающуюся убыль населения (потери 9,2% с 1991 по 2001 годы) называют город «самый бурно развивающийся из пустеющих городов мира» .

Иваново часто фигурирует в различных исследованиях как «российский Манчестер». В начале XX века молодой город (статус присвоен в 1871 году) становится одним из крупнейших индустриальных центров, а после революции превращается в «третью пролетарскую столицу республики». Население Иваново растет огромными темпами: 1870 год — 17 тыс. человек, в 1917-м — уже 170 тысяч. Город становится крупнейшей площадкой для экспериментальной советской архитектуры. После прихода к власти Сталина экономический курс меняется, легкая промышленность отступает на второй план, и жизнь города приостанавливается. Начинается экономический спад, меняется гендерный состав населения (Иваново превращается в «город невест»). Без модернизации регион теряет свое экономическое значение. Об упадке не говорят — цензура.

60% населения вынуждено заниматься сельским хозяйством, чтобы прокормить семью, и так, по иронии судьбы, в 50-е годы город реализует утопическую мечту урбанистов о . Во время перестройки Иваново переживает свои самые тяжелые времена: фабрики останавливаются, безработица достигает пика (потеря 58% рабочих мест). В 1998 году производство сокращается еще в 5 раз (производится 22% от объема 1989 года). После кризиса 1998 года ситуация начинает понемногу улучшаться, однако регион остается одним из беднейших в России — с соответствующими качеством жизни и демографической ситуацией.

Последний проект группы исследователей, занимающихся пустеющими городами, — Венеция. За последние 40 лет ее население наполовину сократилось. Экономика города функционирует исключительно за счет туризма, чей приток увеличился за эти годы трижды, упрощая многоликую Венецию и превращая ее в туристический аттракцион наподобие Диснейленда. Жизнь на острове становится все сложнее — так, например, на площади Сан Марко намного легче купить маску, чем пакет молока. Цены на недвижимость растут, и ежегодно город покидают 2500 жителей. Население стареет. К 2030 году Венеция может полностью опустеть.

Причины кризиса связываются с перемещением инфраструктуры за пределы города и последующим смещением центра городской жизни. В 1966 году случилось одно из наиболее крупных наводнений, 16 000 человек потеряли крышу над головой. Число крупных наводнений продолжает расти. Туристический наплыв привел к тому, что большая часть городской недвижимости превращается в гостиницы или скупается иностранцами. Здесь уместно поднять так популярный сегодня вопрос о праве на город — Венеция это город для туристов или для своих жителей?

По данным одной только благополучной Великобритании, в мире насчитывается более 3000 городов, которые потенциально могут опустеть. Люди, имеющие финансовые возможности, востребованные специальности и соответствующие личностные качества стремятся покинуть места, трудные для проживания. Что приводит города к упадку? Существует множество причин, последствия одних — незамедлительны, другие проявляют себя спустя длительное время. В целом, говоря о том, что приводит к опустению городов, можно выделить два исторических фактора: деиндустриализация и большая динамика жизни за пределами покидаемого города.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: