Историография американской иммиграции второй половины XX века, все концепции

Изучение Гражданской войны и Реконструкции. Возникновение прогрессивной негритянской историографии.

Внешнеполитическая экспансия и основные направления в изучении внешней политики США.

Социалистическое направление в американской историографии.

Историческая наука в США 1918 – 1945 гг. Подъем прогрессистской школы

Основные тенденции общественно-политического развития США в межвоенный период. Состояние исторической науки. Деятельность исторических обществ. Историческая периодика. Публикация источников. Создание сводных трудов по истории США.

Эволюция прогрессистской историографии в трудах Ч.О.Бирда, А.М.Шлезингера-старшего, Дж.Т.Адамса, К.Ван Вудворда, В.Л.Пар-рингтона и др. Вклад историков-прогрессистов в исследование проблем основных периодов американской истории.

Консервативные направления в изучении американских революций XVIII – XIX вв. Работы Ч.М.Эндрюса, Э.Чаннинга, У.Б.Филлипса и др.

Развитие и начало упадка коммонсовско-висконсинской школы. Социал-реформистское направление историографии рабочего движения.

Развитие негритянской историографии. Исследования К.Г.Вуд-сона и У.Дюбуа и их последователей.

Историография внешней политики и дипломатии США: основные тенденции и направления исследований. Работы Д.Перкинса, С.Ф.Би-миса, Т.Бейли, Дж.У.Прэтта, Т.Деннета, С.Ниринга, Дж.Фримэна и др. Консервативный, либеральный и радикальный подходы к истории внешней политики. Сдвиги в ее изучении в 30-х гг.

Американская историография первой мировой войны: апологетическое и ревизионистское направления.

Марксистское направление в межвоенной историографии США.

Историография США во второй половине ХХ в. (1940–1950-е гг.)

Особенности, условия и этапы развития исторической науки в США после второй мировой войны. Влияние холодной войны на состояние американской исторической мысли. Организация исторической науки и исторического образования, крупнейшие центры исторических исследований. Профессиональные организации американских историков. Периодические издания. Публикации источников. Обобщающие труды по американской истории.

Особенности первого этапа развития послевоенной историографии США. Изменения философско-теоретических и методологических основ исторической науки. Кризис и упадок прогрессистского направления. Формирование теории консенсуса, ее основные положения и их воздействие на интерпретацию основных событий американской истории. Консервативное направление в консенсусной историографии и его трактовка главных проблем истории США. Работы Л.Хартца, Д.Бурстина, Р.Е.Брауна, М.Дженсена, Э.Дугласа, Р.Николса и др.

Неолиберальное направление школы консенсуса. Основные черты неолиберальной историографии 1940–50-х гг. Труды Р.Хофстедтера, А.М.Шлезингера-младшего

Историография внешней политики США. Школы “политического идеализма” и “реальной политики”, их теоретико-методологические основы. Взгляды и работы С.Бимиса, Д.Перкинса, Г.Моргентау, Р.Осгуда, Дж.Кеннана и др. Причины холодной войны и советско-американские отношения в работах американских историков 1940–50-х гг.

Марксистская историография США в 1940–50-х гг

Историография США во второй половине ХХ в. (1960–1990-е гг.)

Кризисные явления в развитии американского общества 60–70-х гг. и их влияние на развитие исторической науки в США. Воздей­ствие на американскую историографию концепций У.Ростоу, Д.Белла, З.Бжезин-ского, Дж.Гэлбрейта. Кризис школы консенсуса, развитие но­вых исторических школ и концепций. “Идеологическая (“интеллек­ту­альная”) школа. Э.С.Морган. Б.Бейлин и его последователи. Г.Вуд. У.Э.Уильямс и формирование школы “новых левых” историков. Об­щественно-поли-тическая и научная ориентация “новых левых”, их роль и место в американской историографии 1960–70-х гг. Ведущие представители “новой левой” историографии, сферы их интересов и оценка научных работ.

Зарождение и развитие “новой исторической науки” (“новой на­учной истории”), ее теоретико-методологические основы, классифика­ция основных направлений.

“Новая экономическая история”, ее методологические особенности и отличие от “традиционной” истории. Клиометрия. Основные направ­ления исследований историков-клиометристов. Консервативное и либе­ральное направления клиометрии, их основные представители. Исполь­зование гипотетико-дедуктивных моделей и контрафактного моделиро­вания в трудах представителей “новой экономической истории”.

“Новая политическая история”. Использование междисциплинарных и количественных методов исследований. Клиополитология. Контент-анализ и его роль в изучении политической и интеллектуальной истории. Консенсусная история и зарождение “конфликтологии” как отдельного направления в социально-политической истории. Направления исследований и работы ведущих представителей “новой политической истории”.

“Новая социальная история”. Основные направления, объекты, цели и задачи исследований в рамках “новой социальной истории”. Методологические принципы. Развитие и изучение истории семей в Америке; основные направления. Регионально-локальная и урбанистская история. Феминистские и гендерные исследования. Развитие теории “социальной морфологии” и исследования пуританской Америки.

Психоистория. Зарождение и основные этапы развития. Влияние концепций З. Фрейда и неофрейдизма. Основные направления применения психоистории. Влияние социально-психологических теорий на историографические школы США.

Необходимость “нового исторического синтеза” и возникновение направления “генерализации” истории.

Новейшие тенденции в развитии историографии США (1980 – 1990-е гг.). Влияние неоконсерватизма. Повышение роли новой социальной истории в американской историографии, ее дальнейшее размежевание в 1990-х гг. Развитие микроистории, поворот к изучению “культурной истории”. Демографическая история, “иммигрантоведение”, мульти­национальная история на современном этапе. Их основные представи­тели.

Изучение истории внешней политики США в 1970 – 1980-е гг. Радикально-демократическое направление. Работы У.Э.Уильямса, Г.Алпровица, Л.К.Гарднера, У.Лафибера, Д. Горовица, Т.Маккормика, Г.Колко и др. Внедрение междисциплинарных методов в изучение истории внешней политики. Упадок радикального направления в 1980-х гг., рост консервативных тенденций. Попытки формирования “постревизионистского синтеза”. Работы Дж.Гэддиса, Т.Патерсона и др.

Отечественная историография истории США

Становление отечественной американистики. Проблемы истории США в трудах П.Г.Мижуева, А.В.Бабина, М.М.Ковалевского, М.Я.Острогорского и др. Первые переводы на русский язык книг по Соединенным Штатам.

Начальный этап складывания школы советской американистики. Характеристика работ А.В.Ефимова, Л.И.Зубока, В.И.Лана.

Развитие отечественной американистики в 1950–1980-х гг. Ос­новные центры изучения истории США. Периодические издания. Обобщающие труды по истории Соединенных Штатов. Проблемы ко­лониальной истории, истории Войны за независимость и становления американской государственности в работах Л.Ю.Слезкина, Г.Н.Се-востьянова, А.А.Фурсенко, В.В.Согрина, Н.Н.Болховитинова, Б.А.Ши-ряева, Б.М.Шпотова, В.А.Ушакова, Н.Е.Покровского и др. Проблемы Гражданской войны и Реконструкции в исследованиях Р.Ф.Иванова, С.Н.Бурина, А.И.Блинова, М.Н.Захаровой, П.Б.Уманского и др. Вопросы внутриполитического и социального развития США в XIX – начале ХХ вв. (работы Г.П.Куропятника, С.М.Аскольдовой, Б.Д.Козен-ко, А.Н.Шлепакова, И.А.Белявской, В.В.Согрина и др.). Внешняя политика США и российско-американ­ские отношения в трудах Н.Н.Болховитинова, А.А.Фурсенко, Р.М.Бродского, С.Б.Горелик, Г.П.Куропятника, Д.Д.Тумаркина, В.В.Лебедева, Р.Ш.Ганелина и др. Исследования проблем внутриполи­тического развития США в ХХ в. в работах В.Л.Малькова, Н.Н.Яковлева, Н.В.Сивачева, Е.Ф.Язькова, А.А.Фурсенко, В.О.Печатнова, В.А.Никонова, А.С.Маныкина, И.В.Галкина и др.

Читайте также:
Почему в Москве есть станция Аэропорт, хотя аэропорта по близости нет

Основные тенденции и направления российских исследований по истории США в 1990-х гг. – начале XXI в.

Поделись статьёй в социальной сети, чтобы не потерять

Учебное пособие Кемерово 2006 ббк

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Тема 12. Историография США. Подъем и упадок прогрессизма

Развитие «прогрессистского» направления

в американской исторической науке

После завершения Первой мировой войны США фактически становятся крупнейшей державой западного мира. В политическом и особенно экономическом отношении США выиграли от войны, но американская элита в первые годы после её окончания не представляла, как использовать с выгодой для себя плоды своей победы. В американской внешней политике началась новая волна изоляционизма. К тому же вскоре внутренние проблемы развития страны отодвинули на второй план проблемы внешней политики. 20 – 30-е годы в истории США XX столетия характеризовались обострением социальной и политической борьбы. Эра просперити, Великая депрессия, новый курс Ф.Д. Рузвельта в корне изменили облик американского общества.

Историческая наука США остро реагировала на эти изменения основных параметров развития американской цивилизации. В 20-е – 30-е годы значительно возросли социальная функция и престиж исторической науки в глазах общественного мнения США. Как и другие национальные историографии Запада в межвоенный период историческая наука США переживала кризис позитивистской методологии истории. Большое распространение получил релятивизм. Согласно теории релятивизма историческое знание относительно и объективно невозможно. В американскую историческую науку стали проникать идеи немецкого неокантианства.

Тем не менее, позитивистская методология продолжала оставаться доминирующей в трудах американских историков. Это было связано с тем, что американская историческая наука несколько позднее европейской приняла идеи позитивизма. Свою роль также сыграла специфика позитивистской методологии истории в историографии США. С формированием на рубеже XIX – XX веков прогрессистского направления с его акцентом на социальную и экономическую историю, научно-познавательные возможности позитивистской историографии США значительно расширились. Прогрессистское направление становится ведущим в американской историографии межвоенного периода. Среди крупнейших его представителей следует назвать имена Ф. Д. Тёрнера, Ч.О. Бирда (1874 – 1948) А. М. Шлезингера-старшего (1888 – 1965), Дж. Т. Адамса (1878 – 1949) и ряда других историков.

После Первой мировой войны прогрессистское направление становится господствующим в американской историографии. Историки-прогрессисты попытались в своих трудах выявить внутреннюю логику, общие закономерности исторического развития США. Они выделили три крупных периода американской истории: 1) ранний – от образования колоний в Северной Америке до конца XVIII столетия; 2) средний – до 1860-х годов; 3) поздний – от Гражданской войны до современных им событий. В основе каждого периода находились социальные конфликты между народом и правящей элитой. Кульминацией первого этапа исторического развития США была Война за независимость 1775 – 1783 гг., которую историки-прогрессисты характеризовали как социально-политическую революцию, второго – Гражданская война 1861 – 1865, охарактеризованная как вторая американская революция, в качестве финала третьего этапа признавалась победа антимонополистических и демократических сил.

Историки-прогрессисты первыми в историографии США дали всесторонний анализ революционной, леворадикальной и демократической тенденций в американской истории, обратили внимание на историю борьбы фермеров и антитрестовских движений, исследовали методы социального господства элиты на различных этапах истории США. Ведущую роль в социальной борьбе историки прогрессистского направления отводили среднему классу и его либерально-демократической идеологии. Они верили в бесконечную возможность развития демократии в США и восприняли новый курс Ф.Д. Рузвельта как антимонополистическую революцию.

Историки-прогрессисты пришли к выводу о том, что американская история в своих основных этапах схожа с европейской. И в Европе, и в США общество развивалась путем социальных конфликтов. Тем не менее, теория «американской исключительности» все же наложила свой отпечаток на их работы.. В частности, они выделяли следующие специфические черты американской истории: отсутствие феодальной аристократии, наличие свободных земель, устойчивость мелкобуржуазных слоев населения. Эти условия создавали более благоприятную почву для развития капитализма и индустриализма, а также демократических институтов американского общества.

Лидером прогрессистского направления был Ч.О. Бирд. После войны он пишет большое количество статей и рецензий, но новая большая работа Бирда выходит только в 1927 году – двухтомный труд «Подъём американской цивилизации, написанный совместно с женой Мэри Бирд. В этой книге концепция американской истории Бирда приняла законченный вид.

По мнению Бирда, развитие США происходило посредством политических и социальных конфликтов, корни которых находились в экономике. Главными проводниками общественной борьбы являлись либеральные мыслители и политические реформаторы. На соотношение сил в политической борьбе оказывало влияние изменение базиса американской экономики, то есть её эволюция. В колониальный период, указывал Бирд, феодальные и капиталистические элементы существовали в американской экономике параллельно. В период войны за независимость, Бирд отмечает наличие внутреннего конфликта в лагере сторонников независимости США, борьбу между бедными и богатыми. Главное содержание американской истории первой половины XIX века заключалось, по мнению Бирда, в борьбе народа против новой аристократии. Касаясь гражданской войны 1861 – 1865 годов, Бирд впервые в исторической науке назвал её второй американской революцией. Рассматривая развитие США в период империализма, Бирд в очередной раз критиковал всесилие американских монополий. Развитие США после Первой мировой войны вызывало у Бирда определённый оптимизм, так как, по его мнению, социальные конфликты в американском обществе были смягчены либеральными реформами начала XX века, проведенными Т. Рузвельтом и В. Вильсоном.

Читайте также:
Восточнокарибский доллар

Работа «Подъём американской цивилизации» стала последним значительным трудом Бирда, написанным с позиции экономического детерминизма. Под влиянием усиления роли государства в экономике в 20 – 30-х годах (плановая экономика в СССР, экономическая система фашизма, новый курс Ф.Д. Рузвельта) Бирд отходит от экономического детерминизма и приходит к выводу о том, что в западном обществе после Первой мировой войны не экономика определяет политику, а наоборот политика стала определять экономику.

Отход Бирда от экономического детерминизма и рассмотрения истории с точки зрения экономических и социальных факторов означал его фактический отход и от прогрессистской школы. В 30-е годы он как учёный-историк переходит на методологические позиции неокантианства и выступает с критикой принципов классического позитивизма. Работы Бирда, написанные с новых методологических позиций, не имели такого признания как его работы «прогрессистского» периода. Несмотря на это, Бирд до конца своей жизни сохранял авторитет выдающегося американского историка как среди коллег-профессионалов, так и среди широкой общественности.

В 30 – 40-е годы вслед за Бирдом от прогрессистского направления начинают постепенно отходить и другие его видные представители. Это было обусловлено пересмотром их теоретико-методологических позиции и подходов к американской истории. В частности, отказом от теории социального конфликта как движущей силы истории США. Вместо социального конфликта основой исторического развития США провозглашалась деятельность президентов-реформаторов от Т. Джефферсона до Ф.Д. Рузвельта. Упадок прогрессистского направления был также обусловлен и внутриполитическими причинами. Вступление США во Вторую мировую войны сплотило американскую нацию и привело к усилению консервативных умонастроений в стране. Социальные конфликты в истории и обществе стали восприниматься весьма негативно.

В.Л. Паррингтон и радикальное направление в историографии США

Другим видным американским историком межвоенного периода был Вернон Луис Паррингтон (1871 – 1929). В советской исторической науке Паррингтона долгое время причисляли к представителям прогрессистской школы. Между тем, исторические и политические взгляды В.Л. Паррингтона были гораздо радикальнее, чем взгляды историков-прогрессистов, которые являлись либералами-реформаторами и выступали за социальное сотрудничество классов. Паррингтон и ряд других историков занимали более радикальные антимонополистические позиции, поэтому следует выделить в историографии США того периода леволиберальное направление (это также признаёт современная отечественная американистика).

Паррингтон не был профессиональным историком. Он был известным американским литературоведом. Однако его крупнейшая работа «Основные течения американской мысли» (3 тома, 1927 – 1930 гг.) является одной из первых попыток в гуманитарной науке США создать синтетическую картину эволюции американской общественной мысли и американского духа в их различных проявлениях от политических доктрин до развития литературы. Паррингтон использовал обширный исторический материал и делал соответствующие выводы. Поэтому «Основные течения американской мысли» также оказали серьезное влияние на американскую историографию. Какова же была историческая концепция В.Л. Паррингтона?

Основная детерминанта американской истории, согласно Паррингтону, заключалась в борьбе сторонников права собственности с приверженцами идеи прав человека. Обе эти тенденции проявились уже на этапе формирования американского государства. Традиция защиты прав человека воплотилась, по мнению Паррингтона, в американском либерализме, у истоков которого стоял Т. Джефферсон. Традиция защиты права собственности в умеренно-консервативном направлении американской общественной мысли. Паррингтон противопоставлял «Декларацию независимости», написанную Т. Джефферсоном, и конституцию США, созданную сторонниками умеренно-консервативного курса. Рассуждая о борьбе двух тенденций в американской общественно-политической мысли, Паррингтон не принимал в расчёт того обстоятельства, что в буржуазном обществе право собственности является главным правом человека. Он явно перепутал буржуазно-либеральную традицию в истории США, ведущую своё начало от Т. Джефферсона и ряда других деятелей эпохи образования США, и мелкобуржуазную аграрную традицию, носившую определённый антисобственнический характер, представленную в период создания США восстанием Даниэла Шейса, а в XIX веке различными так называемыми «третьими партиями» большей частью популистского толка. В таком подходе к американской истории и заключается мелкобуржуазный радикализм взглядов Паррингтона. Он приписывал «третьим партиям» антибуржуазные идеалы, считая их сторонников поборниками чистой демократии, которые боролись ради того, чтобы поднять человека над собственностью.

Из исторической концепции Паррингтона, его взглядов на роль мелкобуржуазной традиции в истории США вытекает его периодизация социальной борьбы в американской истории, стержнем которой были социальные движения мелкобуржуазных, и в первую очередь аграрных слоёв населения. Борьба демократической и консервативной традиции в США представлялась Паррингтону как борьба аграрной Америки (фермерства) и капиталистической Америки (городских буржуазных слоёв), но Паррингтон упускал из вида тот факт, что до гражданской войны 1861 – 1865 годов главными выразителями идеалов аграрной Америки были плантаторы-рабовладельцы. Однако, в итоге, мелкобуржуазная интуиция не изменила Паррингтону-исследователю. Он одинаково осуждал как буржуазию Севера, так и рабовладельцев Юга. Как полагал Паррингтон, после гражданской войны в США окончательно утверждается буржуазное общество, а «золотой век» американской аграрной демократии в духе Т. Джефферсона и Э. Джексона навсегда уходит в прошлое.

Читайте также:
Совет-Квадже 2022, Сочи — отдых, пляжи, информация, фото, как добраться

Раздел IV . Историческая мысль и историческая наука во второй половине XX столетия

Тема 13. Историография ФРГ. От немецкого историзма к структурной истории

Послевоенная дискуссия о причинах «немецкой катастрофы» 1945 года. Ф. Мейнеке, Г. Риттер

«Немецкая катастрофа» 1945 года вновь, как и после Первой мировой войны, повергла немецких историков в состояние идейного и политического шока. Однако на этот раз ситуация была гораздо хуже, чем в 1918 году. Под вопрос было поставлено само существование Германии как государства. Стало очевидно, что концепция германской истории, которая доминировала в немецкой исторической науке в XIX – первой половины XX веков безнадёжно устарела и в научном плане полностью обанкротилась. Коренного пересмотра также требовали традиционные теоретико-методологические и мировоззренческие основы немецкого историзма.

Первым из видных немецких историков, кто предпринял попытку проанализировать исторический момент и оценить нацизм, стал Ф. Мейнеке. Зимой 1945/46 годов 84-летний патриарх немецкой историографии написал книгу «Немецкая катастрофа», которая в 1946 году вышла в Швейцарии. Впоследствии заглавие книги стало хрестоматийным определением в историографии и публицистике послевоенного состояния Германии.

В своей новой и последней значительной работе Мейнеке задался целью выявить исторические и идеологические причины «немецкой катастрофы». Для того, чтобы понять происхождение гитлеризма он обратился к истории Германии XIX столетия. Мейнеке считал, что прусско-германский милитаризм несёт главную ответственность за создание Третьего рейха. Он также подверг критике немецкую буржуазию за её приверженность идеалам национализма и шовинизма, за её отвержение идей демократии и либерализма. Мейнеке осудил реакционно-консервативные силы Германии за их отрицательную роль в немецкой истории.

С другой стороны, Мейнеке попытался отыскать истоки нацизма в европейской истории. К феноменам европейской истории, которые способствовали, по его мнению, возникновению нацизма, он причислял империализм и социализм. Гитлеризм был синтезом социализма и империализма, осуществлённый преступниками. Самого Гитлера Мейнеке назвал злым духом немецкой истории. Будущее Германии Мейнеке видел в решительном разрыве с прусско-милитаристскими традициями. Новое немецкое государство необходимо создать на принципах социальной справедливости, на классовом компромиссе между буржуазией и рабочим классом. Во внешней политике Ф. Мейнеке выступал как сторонник тесного союза с западными державами.

По словам известного отечественного специалиста по истории Германии А.И. Борозняка, Ф. Мейнеке в своей книге сформулировал основной вопрос общественного сознания будущей ФРГ «был ли нацистский режим органическим продолжением германского прошлого или же случайным выбросом в истории страны». Однако в условиях консервативного господства в западногерманской исторической науке во второй половине 40-х – 50-х годах проблема континуитета и дисконтинуита в германской истории первоначально была решена в консервативном ключе. Инициатором «расчёта с прошлым» с консервативных позиций выступил Риттер.

В 1948 году он выпустил работу «Европа и германский вопрос», имевшую подзаголовок «Соображения относительно исторического своеобразия немецкого государственного мышления». Центральной проблемой книги стал вопрос, сформулированный Риттером: «Должны ли мы рассматривать гитлеризм как закономерный этап развития прусско-германского государственного мышления?»

В отличие от Мейнеке, Г. Риттер делал акцент на выявление общеевропейских корней фашизма. Он полагал, что фашизм был «несчастным случаем» в истории Германии, разрывом с прусско-германскими традициями, который произошел вследствие воздействия на немецкое общество и государство чуждых идей западной демократии. Фашизм являлся результатом демократического «восстания масс» 20 – 30-х годов как в Европе в целом, так и в Германии. Победу национал-социализма Риттер также связывал с демонизмом личности Гитлера, с иррациональным характером нацизма. Тем не менее, немецкие консерваторы после окончания Второй мировой войны прекрасно понимали, что восстановление прусско-германской государственной традиции целиком не возможно. Поэтому Риттер, как и Мейнеке, выступал за либерализацию внутренней политики в будущем германском государстве и сближение с Западом во внешней. Ещё до образования ФРГ он был тесно связан с верхушкой Христианско-демократического союза и поддерживал политику К. Аденауэра.

Тема изучения истории фашизма была продолжена Риттером в работе «Карл Гёрделер и немецкое движение Сопротивления», вышедшей в двух томах в 1954 году. В новой книге он опять повторил свои, высказанные ранее, взгляды относительно места национал-социализма в германской и европейской истории. Нацизм, по его мнению, возник в результате разрыва с прусскими традициями и кризиса либерализма в Европе. Подлинными героями сопротивления нацистской диктатуре являлись представители консервативного крыла немецкого движения Сопротивления, с которыми Г. Риттер в годы войны был лично связан. Они были единственными носителями прусской государственной традиции в тоталитарной и нацистской Германии.

Прогрессистская историография

Следующая эпоха в развитии американской идеологии, оказавшая заметное воздействие на историографию, приходится на фазу индустриализации и превращения США в мировую державу – то есть на последние десятилетия XIX – первую половину XX вв. В этот период в жизни американцев произошли фундаментальные изменения, связанные, прежде всего, с резко ускорившейся динамикой экономического развития, которое «потащило за собой» и политику, и социальную структуру и повседневные практики. Новые вызовы калейдоскопично сменяли друг друга, традиционные ценности постоянно подвергались проверке на прочность. Ответом американского общества на эту ситуацию стало сложное «реформистское» движение, внутри которого можно было обнаружить и реальных реформаторов, призывающих к радикальной перестройке социально-политических оснований американской государственности, и скрывающихся под реформистскими лозунгами консерваторов, нацеленных на укрепление пошатнувшихся традиционных устоев и ценностей американской демократии. Таким образом, под общей вывеской «прогрессизма» объединились силы, стремящиеся активно противостоять негативным социальным процессам.

Читайте также:
Каким транспортом можно добраться из Брюсселя в Антверпен?

Для исторической мысли подобные эпохи обычно оказываются достаточно плодотворными, они требуют от историков пересмотра устоявшихся подходов и генерации свежих идей. Успех такого пересмотра сильно зависит от степени разочарования в результатах труда предшественников – он не должен быть абсолютным, подавляющим стремление к творчеству. В США историки-романтики подготовили хороший плацдарм для дальнейшего развития историографии – последователи если и критиковали некоторые их подходы, то лишь после выражения самого искреннего уважения и даже восхищения.

Переходный период от романтизма к прогрессизму совпал с интенсивным внедрением в историографию научной методологии. Определяющим же и наиболее характерным мотивом прогрессистской историографии стало рассмотрение американской истории как непрекращающегося социально-экономического конфликта, постоянной борьбы «богатых» и «бедных», «верхов» и «низов». Самое яркое выражение этот подход нашел в знаменитой книге Ч. Бирда (1874—1948) «Экономическая интерпретация американской конституции» (1913)12, в которой автор обвинил отцов-основателей американского государства в попытке прикрыть красивыми фразами о свободе и республиканизме свои корыстные экономические мотивы.

Установка на поиск экономических оснований исторических событий доминировала в американской историографии до конца 1940-х гг. Еще одной чертой, привнесенной прогрессистами в историческую литературу, можно считать т. н. «презентизм», стремление использовать историческое знание для решения насущных проблем современности. При этом сам Бирд признавал, что инструментальный подход к прошлому неизбежно ставит его в зависимость от сознания историка, субъективирует историю – но принесение научной объективности в жертву казалось прогрессистам оправданной платой за возможность исторически-обоснованного политического действия. Кстати говоря, в презентизме прогрессистов нетрудно усмотреть сходство с практически ориентированными трудами историков-рационалистов времен американской Войны за независимость.

Завершение длинной «эпохи реформ» в американской истории можно связывать с Второй мировой войной, окончательно покончившей с Великой депрессией и закрепившей достижения рузвельтовского Нового курса, а также с началом «холодной войны», которая потребовала от американского общества концентрации сил уже на совершенно другом, внешнеполитическом направлении.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Историография

Историография Крупные археологические открытия и дешифровка клинообразных надписей дали возможность учёным приступить к изучению истории и культуры древней Месопотамии. Так как внимание исследователей на первых порах было главным образом обращено на древнюю Ассирию,

Историография

Историография Общие исторические представления о создании единого Русского государства формировались уже у современников. Складывание общерусской государственности и рост международного престижа России привели к возникновению официальных политических идей о

ИСТОРИОГРАФИЯ

ИСТОРИОГРАФИЯ Особенно сильное влияние «азианизм» и вообще риторика оказали на историографию. И содержание, и форма исторических сочинений проникнуты стремлением ошеломить читателя, вызвать в нем сострадание или гнев, воспеть или очернить того или иного героя

ИСТОРИОГРАФИЯ

ИСТОРИОГРАФИЯ Пример Катона Старшего который первым решился написать историю Рима по-латыни, подействовал ободряюще на многих римских нобилей. Уже в эпоху Гракхов появился целый ряд произведений под названием «Анналы», представлявших собой добросовестные летописи

ИСТОРИОГРАФИЯ

ИСТОРИОГРАФИЯ На закате Римской республики ритм политической жизни стал иным — нервным, пульсирующим, поспешным, и это повлияло на характер тогдашних исторических трудов. Напрасно искали бы мы в то время людей, способных, как некогда Квинт Валерий Антиат, не спеша

ИСТОРИОГРАФИЯ

ИСТОРИОГРАФИЯ Высшим достижением римской прозы эпохи Августа явились 142 книги обширного исторического труда Тита Ливия, вместившие в себя почти восемь веков истории Рима «от основания города» (так обычно и называют это сочинение) до 9 г. н. э. Дидактическую и морали

ИСТОРИОГРАФИЯ

ИСТОРИОГРАФИЯ Писать историю с независимых, объективных позиций стало уже при первых римских императорах делом весьма небезопасным. Пример историка Кремуция Корда, который за восхваление последних защитников республики — Брута и Кассия заплатил вынужденным

Историография

Историография Вопреки широко распространенному в научной литературе мнению, деятельность Г. А. Потемкина вовсе не обойдена вниманием историков. Из всей когорты «екатерининских орлов» отдельных монографий удостоились только Потемкин и Безбородко. (В данном

Историография

Историография Исследований, посвященных периоду Чуньцю, очень много. Практически все специалисты, занимавшиеся чжоуским Китаем, уделяли и продолжают уделять этому периоду огромное внимание. В некотором смысле Чуньцю — центральная часть, стержень чжоуской истории, так

Историография

Историография Слухи, их механизм и общественную роль достаточно давно изучает как историческая наука, так и социология, социальная психология и отчасти фольклористика. Краткий обзор литературы по указанной тематике приведен Игорем Васильевичем Побережниковым<1165>. К

Историография

Историография В дворянской историографии проблема опричнины исследовалась преимущественно в плане оценки личности Грозного и его деятельности. Идеолог абсолютизма В. Н. Татищев оправдывал Грозного и опричнину, укрепившую «монаршеское правление», и с крайним

1. Историография

1. Историография В феодальном обществе многое стимулировало интерес к прошлому. В религии священными книгами являлись книги исторические; ее праздники были воспоминанием об определенных событиях, в самых популярных формах ее питали легенды о древних святых; наконец,

США во второй половине XX века — начале XXI века

Борьба за лидерство

Из Второй мировой войны Соединенные Штаты Америки вышли, значительно усилив свое политическое и экономическое влияние в мире. На территории США не велись боевые действия, гораздо меньшими, чем у других участников войны, были людские потери (около 300 тыс. человек). Поставляя союзникам вооружение, боеприпасы, продовольствие и т. д.; США поддерживали свою промышленность и сельское хозяйство и одновременно становились кредитором многих государств. Получив в свое распоряжение атомное оружие, американские руководители использовали его для демонстрации силы, рассчитывая, что это также поможет им диктовать свои условия при устройстве послевоенного мира. В конце 1945 г. президент США Г. Трумэн заявил о том, что на американский народ легло бремя ответственности «за дальнейшее руководство миром».

Читайте также:
Стоп, кадр! Что запрещено фотографировать в разных странах

Укрепление политического, экономического, военного лидерства в мире стало ведущей идеей политики США во второй половине XX — начале XXI в. Этому способствовало, с одной стороны, ключевое положение США в ООН (в составе 5 государств — членов Совета Безопасности), а с другой — активное участие в создании НАТО, сети других военно-политических блоков.

В стране была проведена реорганизация военной отрасли. В 1947 г. были подчинены единому управлению все военные ведомства, для руководства ими вводился пост министра обороны, создавался Совет национальной безопасности при президенте. Тогда же начало свою деятельность Центральное разведывательное управление (ЦРУ). В условиях начавшейся «холодной войны» концепции «позиции силы» и «сдерживания» государств «восточного блока» дополнились планами «передового базирования» — американского военного присутствия в разных странах и регионах мира. Была развернута сеть военных баз и объектов США в Европе (в государствах — участниках НАТО), на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана, в Латинской Америке и зоне Карибского бассейна, на Ближнем Востоке и т. д. К 80-м гг. XX в. США имели почти 1600 военных баз и объектов на территории 34 государств, где находились свыше 500 тыс. американских военнослужащих. В начале XXI в. американские военные базы появились даже в бывшей советской Средней Азии, Афганистане, Ираке.

В послевоенные годы США получили широкие возможности для утверждения экономического лидерства в индустриальном мире. Благодаря экспорту товаров и капиталов (особенно в виде займов и кредитов) североамериканские транснациональные корпорации (ТНК) создали финансовую империю, не уступавшую по доходности тому, что получали раньше метрополии от своих колониальных владений. Но сохранить лидерство оказалось непросто. Если в конце 40-х — начале 50-х гг. оно было бесспорным, то в последующие десятилетия серьезную конкуренцию Соединенным Штатам стали составлять государства Западной Европы и сделавшая резкий рывок вперед Япония.

В середине 80-х гг. Япония вытеснила США с первого места в мировом экспорте капитала, а ФРГ — с первого места в экспорте товаров. Тогда же (впервые за период с 1914 г.) иностранные вложения капиталов и импорт товаров в США превысили вывоз капитала и товаров из страны. В 80-е гг. иностранные монополии, прежде всего японские, поставляли 25% продаваемой на внутреннем рынке США стали, 30% автомобилей, а по отдельным видам электронной техники этот показатель достигал 60%. В конце XX — начале XXI в. все более серьезной проблемой для экономики США становится конкуренция со стороны Китая, поставляющего на американский рынок свои товары. Конкуренция доходила до своего рода торговых войн. Для того чтобы отстоять свои позиции в индустриальном мире, с 80-х гг. в США были значительно увеличены расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), принят курс на развитие наукоемких отраслей промышленности.

ДОЛЯ США В ПРОМЫШЛЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ РАЗВИТЫХ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН (в %)

ДОЛЯ МОНОПОЛИЙ США В ЭКСПОРТЕ КАПИТАЛА ВЕДУЩИМИ ИНДУСТРИАЛЬНЫМИ СТРАНАМИ (в %)

Изменения политического курса

Одна из определяющих особенностей политического развития США состоит в том, что здесь сочетаются приверженность политическим традициям и гибкое реагирование на происходящие в мире изменения. Это проявилось и в истории второй половины XX — начала XXI в., показавшей, как консерватизм все же может преодолеваться высшей властью или в результате массовых выступлений американцев.

Чем определялось и в чем заключалось развитие политического курса в США в рассматриваемый период? Широкие полномочия президента страны, совмещающего функции главы государства и главы правительства, верховного главнокомандующего и руководителя внешней политики, назначающего (при согласии сената) и смещающего членов кабинета министров, делают его ключевой фигурой в принятии и осуществлении решений по всем вопросам внутренней и внешней политики. Вместе с тем действия президента страны, возглавляющего исполнительную власть, уравновешиваются так называемой системой «сдержек и противовесов». Это означает, что органы законодательной власти (конгресс, состоящий из сената и палаты представителей) и судебной власти (Верховный суд) имеют возможность в установленном конституцией порядке приостановить или отменить выполнение реше­ний президента, выдвинуть свои инициативы.

Две основные партии США, выдвигающие кандидатов на высшие государственные посты, — демократическая и республиканская — отличаются от большинства известных партий тем, что являются не столько представителя­ми интересов определенной социальной группы — крупных предпринимателей или мелких собственников, рабо­чих или фермеров, сколько частью избирательной машины. Их главная задача — борьба за власть во время выборов. Общенациональные съезды партий, как правило, созываются в год президентских выборов, чтобы утвер­дить предвыборную программу и кандидатов на посты президента и вице-президента (при этом партия выставля­ет только по одному кандидату на каждый пост). Большую роль в исходе борьбы играет личность выдвинутого кандидата, американцы нередко голосуют не столько за партию, сколько за будущего лидера страны. Отсутствие у демократов и республиканцев централизованных пар­тийных структур, обязательного членства обостряет борь­бу за «среднего избирателя». В ход идут все средства — от неограниченных предвыборных обещаний и рекламы своих кандидатов до обличения соперников во всевозможных проступках. Скандальную известность приобрело Уотергейтское дело, связанное с проникновением респуб­ликанцев в штаб-квартиру демократической партии во время предвыборной кампании 1972 г. Расследование по этому делу и серия других разоблачений вынудили президента-республиканца Р. Никсона уйти в 1974 г. в отставку.

Читайте также:
Промышленность Канады в 2022 году: ведущие отрасли, уровень развития

В момент окончания Второй мировой войны президен­том был демократ Г. Трумэн (1945—1953), в 1953 — 1961 гг. — республиканец Д. Эйзенхауэр, в 1961 — 1969 гг. — демократы Дж. Кеннеди, Л. Джонсон, в 1969—1977 гг. — республиканцы Р. Никсон, Дж. Форд, в 1977—1981 гг. — демократ Дж. Картер, в 1981 — 1993 гг. — республиканцы Р. Рейган, Дж. Буш, в 1993 — 2001 гг. — демократ У. Клинтон. На последних в XX в. выборах в ноябре 2000 г. сложилась уникальная ситуация: разрыв голосов, поданных за кандидатов в президенты республиканца Дж. Буша-младшего и демократа политика администрации Рейгана способствовала оживлению производства после тяжелейших кризисов 1974 — 1975 гг. и 1980—1982 гг., структурной перестройке экономики в ходе технологической революции. К концу 80-х гг. уровень безработицы в стране снизился до 5,4% от всего активного населения (в годы кризиса начала 80-х гг. он составлял около 10%).

Как и все неоконсерваторы, Рейган выступал за усиление военных позиций своей страны в мире. Его администрация выдвинула задачу модернизации стратегических вооружений США, а затем «стратегическую оборонную инициативу» (СОИ), названную программой «звездных войн». Соответственно возросла доля военных расходов в государственном бюджете — с 23% в 1980 г. до 27% в 1985 г. Однако со второй половины 80-х гг. курс неоконсерваторов стал изменяться. Решающую роль в этом сыграла выдвинутая руководителем СССР М.С. Горбачевым концепция «нового политического мышления» в международных отношениях. Р. Рейган, ранее называвший советскую страну «империей зла», в результате серии встреч и переговоров с Горбачевым согласился заключить договоренности об уничтожении обеими державами части своих ядерных вооружений. Начавшийся в тот период поворот в советско-американских отношениях сказался в дальнейшем и на отношениях между Российской Федерацией и США.

На годы президентства У. Клинтона пришлась самая длительная в послевоенной истории США полоса экономического подъема (в 2000 г. количество безработных составляло около 4% всего активного населения, был преодолен дефицит государственного бюджета). Специалисты стали говорить о «новой экономике информационной эры». Распад СССР и «восточного блока» создал новую геополитическую ситуацию, что дало возможность некоторым американским аналитикам утверждать: «Сегодня США могут позволить себе делать во внешнем мире все, что они сочтут нужным, не опасаясь нанести ущерб своим внутренним интересам». Подобными подходами США руководствовались при президенте Дж. Буше-младшем.

На пороге XXI в. серьезным испытанием для США стали террористические акты 11 сентября 2001 г. Совершенные террористами-смертниками с помощью угнанных самолетов атаки на здания в Нью-Йорке и Вашингтоне унесли жизни более 3 тыс. человек. Эти события заставили США предпринять действия против международного терроризма. Под предлогом борьбы с международным терроризмом войска США и их союзников вторглись в 2001 г. в Афганистан, а в 2003 г. в Ирак. Однако установить полный контроль над этими странами США не смогли.

С 2008 г. США стали центром мирового экономического кризиса. Надежды на выход из него многие связывают с первым чернокожим президентом США Б. Обамой, избранным в 2008 г.

Общественные движения

Во второй половине XX в. в Соединенных Штатах Америки было сделано немало для того, чтобы укрепить экономическую и военную мощь страны, сохранить внутреннюю стабильность, повысить жизненный уровень населения. И все же оказалось, что у многих граждан были и есть проблемы, побуждающие к протесту против существующего положения вещей, к борьбе за свои права. В разные периоды на первый план выступали различные проблемы и соответственно движения. Во второй половине 40-х гг. в ответ на принятие закона Тафта-Хартли, который значительно ограничивал права профсоюзов, прошли массовые выступления рабочих, в забастовках участвовали 4 млн 130 тыс. человек.

В 50-е гг. во многих штатах страны развернулась борьба темнокожих американцев против расовой дискриминации, за гражданские права. В 1955—1956 гг. в городе Монтгомери (штат Алабама) чернокожие жители провели бойкот городского транспорта, в котором были раздельные места «для белых» и «для черных». Возглавил акцию протеста молодой священник Мартин Лютер Кинг. После года упорной борьбы власти вынуждены были отменить сегрегацию в городском транспорте.

Новая волна борьбы чернокожего населения за гражданские права поднялась в середине 60-х гг. В это время уже не удалось удержать ее в рамках кампании гражданского неповиновения, сторонником которого был М. Л. Кинг. Массовые беспорядки в одном из населенных черными жителями пригородов Лос-Анджелеса летом 1965 г. вылились в стычки с полицией, разрушение домов, магазинов, уничтожение автомобилей и т. д. 34 человека были убиты, 899 ранены, 4 тыс. арестованы. Материальный ущерб составил 45 млн долларов. В 1968 г. был убит М. Л. Кинг. В середине 60-х гг. возникла организация боевиков «Черные пантеры», призывавшая к вооруженной борьбе против белых. В 1966 г. волнения черного населения произошли в 42 городах, в 1967 г. — в 114 городах.

Читайте также:
Автобус 718К: Расписание Маршрут, Москва Общественный наземный транспорт.

Во второй половине 60-х гг. значительный размах приобрело движение за прекращение войны во Вьетнаме, главным участником которого стала студенческая молодежь. Протест против войны выражался в отказе призывников идти в армию, публичном уничтожении призывных повесток, демонстрациях. По призыву Комитета за мораторий во Вьетнаме осенью 1969 г. 250 тыс. человек провели демонстрацию в Вашингтоне с требованиями скорейшего вывода войск из Вьетнама. Весной 1970 г. треть уни­верситетов и колледжей выступила с протестами против вторжения американских войск в Камбоджу. В студенческом городке университета в городе Кенте национальные гвардейцы открыли огонь по студентам (4 человека были убиты, 10 ранены). В ходе антивоенных выступлений высказывалось недовольство внутренней политикой правительства, появились группы молодежи, называвшие себя «новыми левыми». В начале XXI в. происходили выступления против войны в Ираке.

В целом социальные выступления и движения в США во второй половине XX — начале XXI в. показали, что высокий уровень развития, богатство и демократические основы общества сами по себе не устраняют все жизненные противоречия и проблемы людей.

Ильюшин Ил-112

Самолет Ил-112 является проектом легкого транспортного самолета, который разработало конструкторское бюро Ильюшина. Основной задачей данного аппарата была замена старых самолетов типа Ан-26. В планах конструкторов было создание двух модификаций для гражданской авиации и для перевозки военных грузов.

В 90-х годах был проведен мониторинг рынка авиатехники, который показал, что внутренний рынок СНГ требует самолетов типа Ил-112 в количестве от 300 до 1 тысячи машин. Преимуществом данного аппарата является то, что его можно использовать на малооборудованных и коротких взлетных полосах даже с грунтовым покрытием. Система эксплуатации предусматривает использование машины без капитального ремонта, нужно только поддерживать уровень годности. По прогнозам создателей Ил-112 его эксплуатационный срок службы должен составить 35 лет.

История создания самолета Ил-112

К разработке проекта приступили в начале 90-х годов, изначально планировали изготовить пассажирский аппарат. Финансированием проекта занималась компания «Ил-Башкирия». К серийному производству хотели приступить в 1994 году в Кумертауском АПО. Данные планы так и не были реализованы. В итоге серийное производство было перенесено на воронежское АСО.

Министерству обороны РФ данный проект был представлен в 2004 году, после чего планировали создание рабочего самолета на 2006 год. Но это тоже не было реализовано из-за дальнейшей задержки развития проекта. Финансирование осуществляло ОКБ Ильюшина, и данный аппарат был внесен в гособоронзаказ до 2015 года.

Министерство обороны летом 2010 года приостановило финансирование, несмотря на то, что уже были частично построены четыре Ил-112. Для полной доработки этих машин недостает 800 млн рублей.

В конечном итоге ВАСО подготовило четыре образца самолета, и два из них являются летными. В планах изготовителей достичь выпуска 18 таких машин в год. Еще одной проблемой стал отказ Министерства обороны от транспортных вариантов Ил-112 в 2011 году в пользу Ан-140. По этой причине разработки транспортного самолета Ил-112 были прекращены.

Зимой 2014 года компания Ильюшина заключила новый договор с Министерством обороны, в котором идет речь о дальнейшей разработке транспортной машины Ил-112. Изготовить ее планируют в 2016 году, а серийный выпуск планируют начать с 2018 года.

Особенности конструкции самолета Ил-112

Машина изготовлена по схеме моноплана, на котором высоко расположены крылья прямой формы. Машиной должны управлять два пилота. Пассажирский вариант самолета Ил-112 вмещает в салоне 44 человека, а грузовая модель имеет возможность подъема 6 тонн груза. Нормальная масса аппарата при взлете должна достигать 20,4 тонны. Топливные баки имеют возможность вместить 7,9 тысяч литров топлива.

Силовая установка состоит из двух двигателей турбовинтового типа, которые обозначаются как ТВ7-117СТ. Каждый двигатель выдает мощность в 2800 лошадиных сил. На самолете Ил-112 установлен воздушный винт, состоящий из шести лопастей, размещенных в одном ряду, с обозначением АВ-112. Общая тяга силовой установки составляет 3645 кгс. При форсажном режиме полета тяга достигает значений в 4145 кгс. При нормальной крейсерской скорости в 480 км/ч самолет Ил-112 расходует 500 килограммов топлива в час.

Пассажирский лайнер Ил-112 может развивать максимальную скорость в 550 км/ч, а максимальная дальность полета составляет одну тысячу километров. При перегоне аппарата дальность полета может составлять 5,2 тысячи километров за счет установки дополнительных топливных баков. Максимальная высота, на которую может подняться самолет, − 7,6 километров. При взлете самолет нуждается в 870 метрах взлетной полосы. При посадке аппарату достаточно всего лишь 600 метров для полной остановки.

Ил-112 характеристики:

Максимальная полезная нагрузка, кг 6000

Максимальная дальность полета, км 6000 Крейсерская скорость, км/час 550-600

Длина самолета, м 20,65

Высота самолета, м 7,90

Размах крыла, м 23,45

Поперечное сечение грузовой кабины, м 2,4×2,4

Самолет ИЛ-112: история создания, характеристики и фото

Знаменитое конструкторское бюро имени Ильюшина разрабатывало новый проект самолета с названием Ил-112 в качестве транспортного летательного аппарата. Он должен был заменить устаревшую модель воздушного судна Ан-26, используемого для транспортных перевозок.

Читайте также:
Работа поваром в Канаде для русских: сколько зарабатывает повар

Конструкторы планировали создать две модификации данного типа. Одна предназначалась для перевозок в сфере гражданской авиации, а другая была направлена на военную отрасль в виде грузового самолета.

Планы по проектировке

В девяностые годы прошлого века специалисты провели мониторинг авиационного рынка, согласно которому было выявлено, что для обновления самолетного грузового парка с помощью самолета Ил-112 понадобится минимум триста машин, а максимум тысячи. Отчего такой разнос? Все дело в том, что данное воздушное судно имеет одно большое преимущество перед тем же Ан-26 – его можно сажать на грунтовые и короткие, а также плохо оборудованные взлетно-посадочные полосы.

Еще одним огромным плюсом Ил-112 является его использование без проведения капитального ремонта. То есть техническому составу достаточно следить за уровнем годности судна. Согласно прогнозам конструкторов, срок эксплуатации самолета Ил-112 должен был составить тридцать пять лет.

История создания

Разработкой проекта занялись еще в начале девяностых прошлого века. Согласно первоначальному плану и описанным техническим характеристикам самолета Ил-112, должны были выпустить аппарат для пассажирских перевозок. Основные финансы поступали от компании “Ил-Башкирия”, и, согласно договоренностям, производство должно было начаться в 1994 году, но этого не случилось. Тогда серийный выпуск Ил-112 отдали Воронежскому акционерному самолетостроительному обществу.

Министерство обороны Российской Федерации получило разработки проекта только в 2004 году. Тогда сборку первого нового Ил-112 назначили на 2006 год, однако и эти планы провалились. Воплощение чертежей в жизнь все затягивалось, и в итоге ситуация привела к передаче проекта для дальнейшего финансирования конструкторскому бюро имени Ильюшина, а сам аппарат внесли в список государственного оборонзаказа до 2015 г.

Дальнейшие попытки выпуска

Но несчастливая череда событий не оставила самолет Ил-112, и уже в 2010 году Министерство обороны Российской Федерации перестало осуществлять денежное финансирование, хотя к этому моменту были частично собраны четыре борта, а для полноценного вида машинам недоставало 800 миллионов рублей.

В итоге Воронежское авиационное самолетостроительное общество приготовило два летающих образца, а два оставались недоделанными. По планам изготовителя годовой выпуск должен был составить восемнадцать машин, но тут же появилась еще одна проблема. Министерство обороны отказалось от первого Ил-112 в варианте транспортного борта в 2011 году и поддержало выпуск Ан-140. Из-за этого все дальнейшие разработки транспортного самолета прекратились.

В начале 2014 года конструкторское бюро имени Ильюшина вновь заключило контракт с Министерством обороны, согласно которому дальнейшие разработки по Ил-112 должны были возобновиться, так как в обслуживании “Антоновых” начались технические проблемы из-за украинского политического кризиса. Серийный выпуск “Ильюшина” планировали на 2018 год.

Особенности конструкции

Согласно схеме воздушного судна, Ил-112 – это моноплан с высоко расположенным крылом в форме прямой линии. Кабина пилотов рассчитана на двух членов летного экипажа. Согласно характеристике самолета, Ил-112 как гражданское судно должно было вмещать сорок четыре пассажира, а грузовое – иметь возможность поднимать до шести тонн груза единовременно.

Имеющиеся данные указывают на то, что подъемная масса при взлете не будет превышать двадцати с половиной тонн, а максимальное количество литров авиационного керосина, вмещаемое топливными баками самолета, составляет 7900 литров.

На крыле имеются:

  • двухщелевые закрылки;
  • дефлектор, который хорошо зафиксирован;
  • тормозные щитки;
  • элероны и интерцепторы.

Закрылки могут отклоняться на максимально допустимый угол, равный сорока градусам. Элероны с 30-процентным размахом расположены на концах крыльевых консолей, они могут отклоняться на 25 градусов вверх и 17 градусов вниз. Тормозные щитки находятся над закрылками, собственно, как и интерцепторы, имеющие одну секцию.

Крыльевые тормозные щитки отклоняются на сорок градусов. Необходимость в использовании интерцепторов возникает в случае отказа одного из двигателей при взлете или уходе на второй круг. В таких ситуациях происходит автоматическое парирование крена машины. На земле же они используются для сокращения пробега после посадки. Отклоняться интерцепторы могут на двадцать градусов в элеронном режиме и при торможении – до сорока градусов.

Силовая установка

Технические характеристики Ил-112 по силовой установке включают два турбовинтовых двигателя, обозначенных как ТВ7-117СТ. Помимо этого, под силовой установкой понимается специальный воздушный винт, имеющий шесть однорядных лопастей, обозначенных как АВ-112.

Мощность каждого двигателя Ил-112 определяется в 2800 лошадиных сил, а тяга вспомогательной винтовой установки составляет 3645 килогерц. Если наступает форсажный режим во время полета, то тяга дополнительной силовой установки может достигнуть значения 4145 килогерц.

Скоростные возможности

По описанным характеристикам Ил-112 расходует до 500 килограммов керосина за один час при средней крейсерской скорости 480 километров в час. Максимальная скорость, которую может развить воздушное судно, – 550 километров в час при максимальной продолжительности полета в тысячу километров. Размах крыла составляет 23 метра 43 сантиметра, высота машины – 7 метров 90 сантиметров, длина самолета от носа до хвостового оперения – 20 метров 65 сантиметров.

Однако в случае перегонки самолета на борт устанавливаются дополнительные топливные баки, и тогда дальность увеличивается до 5200 километров. Максимальный потолок высоты, которую самолет может занять, – 7600 метров. Для взлета Ил-112 требуется всего 870 метров взлетно-посадочной полосы, а для посадки достаточно и шестисот с учетом торможения и полной остановки воздушного судна.

Читайте также:
Банки Кипра: список государственных и российских в 2022 году

Госзаказ со стороны Министерства обороны

В 2012 году Главкомат Военно-воздушных сил Российской Федерации в своем докладе отразил все положительные моменты по возобновлению проектировок по легкому военно-транспортному самолету и передал его Сергею Шойгу, действующему министру обороны РФ.

Созданный проект Ил-112 очень впечатлил руководителей Вооруженных Сил Российской Федерации настолько, что они, посовещавшись, решились на возобновление заказа по разработке военной модели данного самолета. За эту идею мгновенно зацепились работники конструкторского бюро Ильюшина. Известно, что модель, разрабатываемая для Вооруженных Сил, носит кодовое название Ил-112В – это полностью определяет ее военно-технические характеристики.

Отличие моделей

В свою очередь, гражданской модели присвоили букву “Т”. Конструкционные особенности каждой модели будут различаться в строении бортового оборудования, а вот остальные системы планируется создавать одинаковыми. Более того, такой образец самолета имеет прекрасные данные для разработок других модификаций, например, на примере военной машины можно создавать разведывательные модели или машины для проведения борьбы с радиацией, а также воздушные суда для научных исследований.

По некоторым данным, “Почта России” планирует приобрести транспортную модель для своих нужд, однако подробности договора неизвестны. Разработка Ил-112 – это одна из самых длительных программ отечественного авиапрома.

Первый полет

Учитывая последние новости, связанные с Ил-112, первый полет должен был состояться еще в январе 2018 года, однако пошли очередные задержки. Плюс о коммерческом выпуске никакой речи уже и не идет, соответственно, ожидается только две модели – гражданская и военная.

Изначально сроки по выполнению первого полета были определены на 2017 год, а планы по серийному выпуску – на 2019-й, и, согласно данным Министерства обороны, цифра ежегодной скупки самолетов снизилась с отметки восемнадцати на неизвестную.

По некоторым источникам, задержки пошли из-за предоставления плохо оформленной документации по проекту – чертежи были буквально напичканы ошибками. Хотя авиационные строители осмелились заявить о трехстах машинах, запланированных на производстве.

Военные самолеты Ил-112

Модель, заказанная Министерством обороны, идеально подходит для выполнения десантирования не только личного состава, но и военной техники. В этой части Ил-112В намного превосходит в работоспособности украинский “Антонов” 140-й модели (с которым имеется долгосрочный договор на поставки воздушных судов), так как у последнего нет в наличии специализированной рампы, являющейся вспомогательным средством для перевозки военной техники и крупногабаритных грузов.

Плюс ко всему у российского самолета имеется огромное преимущество – он способен выполнять полеты при любых климатических изменениях и в разных погодных условиях как в дневное время, так и в ночное. Он может использоваться для приземления на плохо подготовленных аэродромах со слабыми радиотехническими системами.

Для того чтобы понизить уровень вибрации и создать небольшую шумоизоляцию в грузовом отсеке, в части, где расположены винты, конструкция уплотнена. Обе стороны борта снабжены обтекателями, закрывающими узлы, к которым крепятся опоры для стоек шасси. Туда же, в обтекатели, была спрятана вспомогательная силовая установка и блоки остальных самолетных систем.

Сравнение с Ан-26

Главным соперником Ил-112 является Ан-26, однако при более детальном сравнении оказывается, что первый превосходит в качественном плане своего украинского собрата. Так, у “Ильюшина” силовая установка в разы мощнее, да и сам планер с авионикой превосходят антоновскую машину.

В целом тут нет ничего удивительного, ведь Ан-26 был разработан полвека назад. У “Ильюшина” все используемые в конструкции материалы намного современнее. Например, двигатели российского “долгостроя” имеют большую эффективность в расходе авиационного керосина почти в два с половиной раза.

Секретные дополнения

Военная модификация будет оснащена рядом секретных систем, но оно и понятно, иначе в современном, полностью военизированном мире не прожить. Правда, из-за данных установок иностранным государствам заказать ее не представится возможным. Предположительно имеется в виду модернизированная система связи и новый комплекс, способный противостоять ракетам, пущенным из зенитных установок.

Хотя есть и некоторые эксперты, утверждающие, что с заданными целями сможет справится и уже имеющийся военный вертолет – Ми-38.

Ил-112В будет иметь большую грузовую кабину с возможностью полной герметизации. Внутри нее должен быть оборудован бытовой отсек, два аварийных выхода и уже упомянутая рампа.

Относительно хвостового оперения можно сказать, что вертикальный стабилизатор будет состоять из двухлонжеронной конструкции. Шасси, имеющее пять опор, сможет выдержать тяжесть самолета при посадке в грунт с плотностью шесть килограммов на квадратный сантиметр.

Плюс ко всему на военной модели будет система автоматов, реагирующих на высоту и способных совершать автоматическое снижение до предпосадочного уровня выравнивания при максимальной дальности видимости взлетно-посадочной полосы не менее 400 метров, а высота принятия решения будет равна тридцати метрам.

А вот согласно планам по выпуску гражданских бортов, никаких секретных систем туда внедрять не собираются, поэтому конструкторы будут ожидать поступления заказов и со стороны зарубежных авиапредставителей.

Технические характеристики и ожидаемая дата полета самолета Ил-112

Ил-112 — новый легковесный транспортный самолет авиационно-конструкторского комплекса С.В. Ильюшина. Находится в стадии проектирования.

Особенности самолета Ил-112

Проектируемый легкотранспортный авиалайнер Ил-112 можно считать полностью отечественным, так как все детали, комплектующие, узлы и части самолета производятся у нас в стране. Это дает надежду на работу по созданию авиа машин без опоры на зарубежных производителей и выходу отечественного конструирования на новый технологический уровень.

Читайте также:
Санкт-Петербург на Чемпионате Европы по футболу 2022

Аэродинамические особенности самолета характеризуют его как моноплан с нормальной схемой. Крылья Ил-112 имеют высокое расположение. Самолет снабжен двумя турбовинтовыми двигателями марки ТВ7—117СТ мощностью до 2800 л.с. Управлять самолетом будет экипаж из двух пилотов.

Модификации

На сегодняшний день известно о планировании двух модификаций самолетов Ил-112

  • Пассажирский — будет вмещать в себя 44 пассажирских места;
  • Грузовой — предназначен для транспортировки грузов весом до 6 тонн.

История разработки

В начале 1980-х годов Советская Армия нуждалась в создании нового транспортного легкого самолета, который совершал перевозки грузов и подразделений на расстояния средней протяженности. Считалось, что такой самолет заменит уходящие из моды и устаревающие в летно-техническом плане самолеты Ан-26 и Ан-12.

Ставя перед собой цель создания такой машины, конструкторская компания С.В. Ильюшина взялась за проектирование нового легкого транспортного самолета Ил-112, который должен был превзойти все имеющиеся грузовые и транспортные лайнеры того времени. Но тогда задумку не удалось воплотить в жизнь из-за тяжелой ситуации в стране и о проекте на время позабыли.

К идее создания легковесного транспортировщика Ил-112 конструкторы вернулись лишь в начале 90-х годов и в 1994 году должны были развернуться работы по сборке первого экземпляра. Но кризис и тяжелое финансовое состояние страны не позволяли снабдить проект средствами из бюджета страны, и он был затянут до 2000 года.

Несмотря на то, что в 2004 году авиационно-конструкторская компания С.В. Ильюшина выиграла конкурс проектов легких транспортных самолетов, ввиду отказа в финансировании дальнейших разработок и создания самолета Ил-112, работы над проектированием лайнера прекратились вплоть до 2013 года.

Именно эта дата считается переломной. С приходом на пост министра обороны Сергея Шойгу проекту был дан новый старт. После подписания договора о доработке и продолжению сборки Ил-112 быстрыми темпами началась подготовительная работа.

В июле 2015 года на защиту перед Министерством обороны были представлены проработанные данные по самолету. Была предоставлена документация по техническим данным Ил-112, представлен макет его конструкции и кабины экипажа, включавший все современные системы навигации и раскрывающие удобство работы с системами регулирования.

На 2017 год были запланированы испытания первых экземпляров транспортных лайнеров. При успешном окончании опытных работ, в 2022 году планируется вывести самолет Ил-112 в серийное производство. По оглашенным данным, Министерство обороны планирует сделать заказ на строительство 48 самолетов.

Конструированием первого экземпляра лайнера модели Ил-112В занималась авиастроительная компания в городе Воронеж. Известно, что самолет снабдили двигателями ТВ7—117СТ.

Технические характеристики и летные данные

Число пассажирских мест — 44

Максимальная грузоподъемность — 6 тонн

Длина корпуса — 23,4м

Размер крыльев — 25,6м

Высота конструкции — 8,85 м

Масса: снаряженного — 15 000 кг

взлетная — 20 400 кг

максимальная — 21 000 кг

Энергоемкость- 7900 литров

Двигатели — 2х ТВ7—117СТ (2800 л.с.)

Максимальная скорость полета — 550 км/ч

Средняя скорость — 480км/ч

Дальность полета: при максимальной загрузке — 1000 км

при загрузке в 3 500 кг — 3 400 км

Высота полета — 7, 6 км

Когда будет выпущен в эксплуатацию

По сегодняшним данным, самолет находится в стадии разработки и проверок. Уже выпущены первые опытные экземпляры, которые удачно показали себя в полете с технической и аэродинамической стороны. Дальнейшее производство лайнеров намечено на начало 2022 года. В эксплуатацию самолет выйдет предположительно после этой даты.

Оказывается, что сборка самолета не такое уж быстрое дело. Для полного конструирования одного экземпляра уходит по времени примерно 13-15 месяцев.

Последние новости

Проект легкого транспортного самолета Ил-112 настолько впечатлил высокопоставленных представителей Вооруженных Сил страны, что по их мнению он мог бы с успехом использован как военный самолет. Известно, что разрабатываемая модель Ил-112 носит обозначение «В», что доказывает о его соответствии военно-техническим целям. Другая же версия самолета, которая находится в стадии конструирования, получит название Ил-112Т и будет служить в гражданских целях. Отличие этих двух модификаций будет состоять в особенностях строения бортового оборудования. Остальные же показатели лайнеров: силовые установки, системы управления, техника — останутся одинаковыми. Кроме того, самолет обладает хорошими характеристиками, которые позволят создать ряд модифицированных экземпляров для ведения радиационной борьбы, разведки, научного исследования.

По неуточненным данным, перспективой использования самолета Ил-112Т заинтересована «Почта России». Но эти слухи не доказаны, и подробности возможного подписания этого договора не раскрыты.

Несмотря на долгий путь проекта авиационно-конструкторской компании С.В. Ильюшина к строительству Ил-112, есть надежда на то, что проект больше прерываться не будет.

Заключение

Удачное внедрение нового самолета Ил-112 в отечественные авиа парки дает надежду на расширение авиастроительного потенциала страны. Усовершенствованный и доработанный лайнер может оказаться полезным для нужд армии. Но существует небольшое опасение, что за долгие 25 лет разработок самолет может устареть в ближайшие годы и потребуется создать более модернизированные авиа машины.

Скидки и полезные ссылки для путешественников

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: