Малайзия или Таиланд? Где лучше

Форум Винского

Поиск дешевых авиабилетов
Бронирование отелей, вилл, апартаментов
Аренда квартир, апартаментов, домов у собственников
Аренда автомобиля за границей и в России

Сравнение цен аренды авто у разных прокатчиков. Вы задаете параметры поиска – сайт находит вам автомобиль в заданном месте по самой низкой цене

Цены в рублях и оплата в рублях – для тех у кого только рублевый счет

Цены в Евро и оплата в Евро – для тех у кого счет в Евро и аренда в Европе

Страхование для туристов
Сайт Винского
Реклама на форуме Винского
  • Список форумовАЗИЯ форумТАИЛАНД форумТайская изба-читальня. и писальня
  • Изменить размер шрифта
  • Smartfeed
  • Блоги
  • Правила
  • Инструкции
  • FAQ
  • Галерея
  • Регистрация
  • Вход

Тайланд-Малазия любопытные сравнения

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Тайланд-Малазия любопытные сравнения

lantopcri » 14 фев 2009, 15:48

Малазия-Тайланд. Дурацкие и любопытные сравнения

Две соседствующие страны но между ними есть любопытные различия.

1. АВТОМОБИЛИ. В малазии я так понял большинство местного производства, по виду очень напоминают модели известных брендов. Если так прищурившись взглянуть то их большинство в общем потоке машин, даже складываеться впечатление что почти все. Очень много не новых машин, непонятного года выпуска. Такси тоже мелкое все какое то уж выжившие из света модели автомобилей.

В тайланде я заметил противоположное, хоть страна и беднее. Количество Новых тойот изуцу и тп на квадратный метр дороги гораздо превышает малайзию. И я не говорю о каой то столице.. в зачуханой деревне большинство ездят на новых тачках. Дом разваливаеться грязнущий но тачка новая зато. Я так думаю
сказываеться то что тут все на показ делаеться и новая тачка для того чтоб пустить пыль в глаза соседям. Потом таки эти машины думаю пополняют бесчисленный ряды автосалонов где продаются почти новые тачки от тех кто не смог выплатить кредит до конца. немного б.у тачек там такое же немереное количество как и на дорогах.

2. МЕЖДУГОРОДНИЕ АТОБУСЫ. В малазии они очень уж скромны с виду.. никакой пестрой раскраски только какая нибудь кривая напись типо Екпресс. Все автобусы простые и ВИП не имеют туалета в салоне ( непонятно почему ) бесплатной еды тож там нет, зато кандер шпарит на всю, и даже мне закаленному сибирскими морозами вытерпеть такое не подсилу. Модельный ряд бусиков тож довольно скромный.

В тае все автобусы расписаны аэрографом от души. прям странствующие картины такие. приятно наблюдать новенькие
бусики когда один краше другого.. да еще разноцветных диодом напихают в моторный отсек.. вечером там прямо диско шоу, тока что девушки не танцуют Внутри есть туалет ураа это удобно.. везде есть туалет и бесплатная жрачка да еще есть стюардесса и телеки и кином

3. МОТОБАЙКИ. В малазии все байкии вдобавок к заднему номеру клеймятся еще и спереди на крыле чтобы сбоку было видно,
конечно это не очень выглядит с эстетической точки зрения. В огромном количестве все скутерки обрудованы пластиковыми
боксами бардачками позади, + еще дурацкий бардачок из проволки между рулем и седушкой. ну ей богу дакой дурацкий и убогий кто тока его придумал.

В тае заметить пластиковый бокс не так легко их встречаеться очень мало мало. Дурацкого бардачка нету.. бывают маленькие тоже из проволки корые крепяться к стенке воозле руля. выглядет симпатичней гораздо. Да еще все байки оснащены корзиной
впереди.

4. НОМЕРА МАШИН. Млазиия выпендилась.. везде номера как номера а у нее из черного акрила на который вырезаються и клеються белые
акриловые буквы.. незнаю насколько дешево такое производство. но и номера не так надежны как жестянка

В тайланде все нармально, простая штампованная жестянка.

5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТУАЛЕТЫ. В малазии грязновательно довольно в туалетах. бумаги нет.. вяляеться обрывок шланга на котрый все
писают, потом ты должен взять его в руки ну и использовать по назначению

В тае шлангов нет и показалось почище. Стоит емкость с водой и ковшик. А шланги ну с дозатором которые встречаються в
приличных туалетах конечно, их можно использовать как душ если кто не брезгует. Пару раз использовалось в сильную жару как
душ ну знаете это луче чем потным и грязным ходить

6. ОБМЕН ВАЛЮТ. Малазия напичкана обменниками.. вернее их можно назвать авторизированная обменная будка Стоит будка там каой то небритый тип обменят вам ваши килобаксы.

В тае попрличней как то все.. будок нет все цивильно в банках или мелких обменникх от банка, но нет такой самодеятелности как в малазии.

7. ДЕВУШКИ. Мусульманская страна.. никакого разврата.. даже в книжном магазине вся нагота прикрыта спец скотчем. девушки воспитанные и обчень образованные. Высокий уровень английского поражает, можно мило побеседовать и не просто ниочем а на довольно интересные темы. На улице на тебя необращают никакого внимания, добиться контакта глазами очень сложно. Но эта скромность все таки подкупает и девушки очень интересны хоть и не такие как тайки.

В тае конечно когда идеш по улице на тебя падают куча томных взглядов. Познакмиться с девушкой можно за секунду, все очень просто. английский конечно похуже гораздо, поговорить тоже особо не поговриш на серьезные темы, ведь у них в голове оно как выйти за вас замуж или срубить с вас бабла. Но мы то с вами знаем за что любим тайских девушек

Читайте также:
Этапы перепланировки трехкомнатной квартиры в панельном доме в 2021 году

кто дополнит или подправит буду признателен

Почему стоит поехать в Малайзию вместо Таиланда

Осень подходит к концу, вы, наверное, уже задумались о тёплом зимнем направлении для зарубежной поездки, вспомнили о Таиланде и Вьетнаме. Лайф советует не зацикливаться на привычном, а познакомиться с неизведанной Малайзией этой зимой. Рассказываем, как добраться, что посмотреть и сколько это стоит.

Малайзия — страна, состоящая из двух частей, разделённых Южно-Китайским морем. На одной расположена столица государства Куала-Лумпур и другие футуристические города, на другой сосредоточены чистые пляжи и, соответственно, курорты на любой кошелёк. Разница между этими частями колоссальная: жизнь мегаполиса с небоскрёбами на западе и джунгли с орангутангами и дикими племенами на востоке.

Малайзия российским туристам не так хорошо знакома, как Таиланд или Вьетнам, а зря. Во-первых, здесь всегда жара. Самое холодное время с ноября по январь — температура в эти месяцы может опуститься до +26 °C . Во-вторых, здесь дешёвое жилье, а в-третьих, виза ставится бесплатно на 30 дней по прилёте в местный аэропорт.

Как добраться

К сожалению, прямых рейсов до Малайзии ни из Москвы, ни из других городов России нет. Самый выгодный и быстрый способ — рейс с пересадкой в Алма-Ате. Стоимость билетов зависит от сезона. Например, если лететь летом, это может обойтись в 40—50 тыс. рублей туда-обратно, но если взять билеты, например, в декабре, то можно найти перелёт Москва — Куала-Лумпур туда-обратно за 21 тыс. рублей.

Между островами можно перемещаться на автобусах, теплоходах и самолётах. По нашим подсчётам, по воздуху выходит дешевле и быстрее. В стране хорошо развиты внутренние перелёты, и аэропорт есть почти на каждом острове, даже маленьком. Средняя цена перелётов по Малайзии от 500 рублей до 3 тыс. рублей.

Лучшие пляжи Малайзии

Остров Лангкави

Пляжи на этом острове считаются одними из самых живописных в мире. К сожалению, большинство из лучших бухт являются частными и попасть в них не получится.

По прибытии отправляйтесь на самый известный пляж — Пантай Сенанг. Вдоль побережья много отелей и другой инфраструктуры, необходимой для туристов. Пусть этот пляж и считается самым многолюдным, но это не так заметно, потому что он огромный. И что самое главное, море и само побережье очень чистые, так что не надо смотреть под ноги, чтобы не наступить на какую-нибудь банку, как в том же Таиланде.

Если хотите уединиться, тогда вам на пляж Пантай Тенгах . Умиротворённая атмосфера, отсутствие людей, дикие джунгли вдоль пляжа, голубое море и мелкий песок под ногами — что может быть лучше?

Как добраться до острова: Самый простой и быстрый способ — на самолёте. От малайзийской столицы лететь всего час, а стоимость такого билета примерно 1 тыс. рублей.

Где остановиться: На острове много гостиниц и хостелов, и стоят они недорого. Например, двухместный номер можно найти за 5 тыс. рублей на неделю. Для большой компании можно снять отдельный домик на 8—10 человек, обойдётся это в 2—3 тыс. рублей в день. На самом деле дешевле всего будет найти апартаменты прямо на месте, а не в Интернете.

Остров Тиоман

Тиоман — один из самых красивых островов в Малайзии, отличное место для любителей природы, гольфа и особенно любителей подводного плавания. На Тиомане золотые песчаные пляжи соседствуют с тропическими джунглями, поэтому будьте внимательны и следите за агрессивными варанами вблизи джунглей и обезьянами, ворующими очки и телефоны.

Имейте в виду, что остров является заповедной зоной и при въезде вам необходимо заплатить 5 ринггит в фонд сохранения дикой природы — это примерно 70—80 рублей.

Как добраться: На острове есть небольшой аэропорт, куда можно прилететь из Куала-Лумпура за 1 тыс. рублей, потратив в дороге 1 час 15 мин. Если предпочитаете водный транспорт, тогда вам нужно добраться до города Мерсинг, где находится пристань, а затем на пароме из Мерсинга отправиться на Тиоман. Автобус до Мерсинга обойдётся вам в 500 рублей, а паром — в 700 рублей, в итоге выйдет дольше по времени и дороже по стоимости.

Где остановиться: Не каждый турист, приезжающий сюда, предпочитает остаться на ночь, так как отели здесь дорогие. Самый дешёвый номер можно найти за 2—3 тыс. рублей в сутки, но до моря придётся заказывать такси.

Остров Борнео

На этом острове полно пляжей на любой вкус. Есть скалистые побережья, которые так любят дайверы, есть белоснежные пляжи, где получаются лучшие селфи и фотографии ног на фоне моря.

Обязательно посмотрите на “Красный прилив”, который выглядит невероятно. В вечернее время вода окрашивается в розовато-малиновый цвет. Происходит так называемое цветение воды, при котором активно размножаются микроорганизмы (планктон). Зрелище красивое, но не вздумайте заходить в воду. В море в этот момент выделяются токсичные элементы, которые вредны для нашего организма.

Как добраться: До Борнео можно только долететь, путь на теплоходе займёт 2—3 дня, и ходят такие паромы довольно редко. А вот на самолёте из столицы страны вы потратите два часа и 1,5 тыс. рублей.

Где остановиться: Уж с этим проблем здесь нет. В социальных сетях есть много групп с названием этого острова, где русские делятся впечатлениями, как они зимуют на Борнео. Никто из таких путешественников не бронирует отель — они летят на остров и уже на месте ищут квартиру или дом. Здесь можно снять трёхкомнатный дом за 13—17 тыс. рублей в месяц. Но если вам нужно комфортное размещение и уборка номеров, то отель обойдётся вам от 500 рублей в сутки.

Читайте также:
Парк Цитадели – зелёный уголок Барселоны

Рекомендуем посетить

Камерон Хайлендс — место, где всегда найдётся время для чая

Наверное, это самое невероятное и красивое место на всём полуострове. Если бы в Малайзии не было никаких других достопримечательностей, то эту страну стоило бы посетить ради Камерон Хайлендс. Километры чайных плантаций раскинулись в горах на высоте полутора тысяч метров.

С первого вздоха лёгкие наполняются ароматным воздухом лучших сортов чая, клубники и эвкалипта. Туристы, которые бывали в этих краях, рассказывают, что если остаться здесь на ночь, все внутренние тревоги и переживания улетучиваются, сознание становится ясным и чистым. Обязательно прогуляйтесь по местным тропам, которые приведут вас к лесным водопадам.

Малакка — исторический центр Малайзии

Малакка издревле была одним из крупнейших торговых портов Юго-Восточной Азии. Сейчас здесь можно прогуляться по шумному ночному рынку, увидеть архитектуру Средневековья и посетить исторический центр города, который, кстати, находится под охраной ЮНЕСКО. Здесь построен самый древний христианский храм в Малайзии — Церковь Святого Павла — и самый древний китайский храм — Ченг Хун Тенг.

Сепилок. Главные здесь — орангутанги

Сепилок — это реабилитационный центр для орангутангов, который был открыт ещё в 1964 году с целью помочь осиротевшим обезьянам. В те годы был пик незаконной охоты в местных лесах. Детёнышей сначала искали в джунглях волонтёры, а позже и местные стали приносить их в Сепилок. Маленьким и беззащитным животным помогали выжить до определённого возраста, а потом снова отпускали на волю.

Заповедник орангутангов находится на востоке острова Борнео, в городе Сандакан. До города можно долететь из столицы Малайзии за 2 тыс. рублей, а дальше на автобусе за 60—70 рублей или на такси за 200—300 рублей. Вход в заповедник стоит всего 70 рублей.

Небоскрёб “Башни Петронас” — вся Малайзия на ладони

88-этажный небоскрёб входит в десятку самых высоких зданий в мире. Только представьте: вы стоите на смотровой и видите всю красоту полуострова с высоты птичьего полёта.

Однако попасть сюда не так просто — нужно прийти рано утром, когда открывается продажа билетов, число которых ограничено. Стоимость входного билета 1200 рублей. Однако можно сэкономить и подняться в SkyBar — бар при отеле, где можно выпить кофе и полюбоваться таким же видом, это точно будет дешевле.

Таиланд или Малайзия – что выбрать для отдыха

Близость Малайзии к Таиланду вызывает у туристов сомнения по поводу того, куда лучше отправить отдыхать. К Таю Малайзия прилегает с южной стороны. Граница между двух стран разделяет на две равные части полуостров Малакку.

Разница в климате

Таиланд обладает более контрастными сезонами. Там ярко выражены сезон дождей и сезон засухи, который многие не привыкшие к такой погоде туристы переносят очень тяжело.

А вот в экваториальной зоне, в которой находится Малайзия, климат практически не изменяется. В стране есть два сезона, между которыми нет четкой границы – это относительно сухой и влажный сезоны. Различия по влажности практически незаметны.

Устройства стран

Малайзия

Данная страна является конституционной монархией, в которой есть действующий парламент. Здесь нет различий между людьми по их цвету кожи, так как государство интернациональное. Основная религия – ислам. Из-за этого в стране действуют более строгие порядки. Например, в пляжной одежде появляться можно только в развитых центрах туризма. Также здесь полностью пресекается уличная преступность, проституция и наркоторговля. В отличие от Таиланда на дорогах Малайзии соблюдают правила дорожного движения.

Туристам, которые знают английский язык, довольно удобно пребывать в стране, так как здесь их все поймут. А вот на русском там не говорит никто.

Если на улице вам кто-то улыбается, вы можете быть уверены, что человек проявляет к вам симпатию.

Таиланд

Таиланд очень разнится с выше описанной страной. Начинается все с того, что в королевстве действует абсолютная монархия. Страна моноэтническая, все, кто переехал сюда (фаранги), не зависимо от их финансового состояния, будут всегда иметь статус более низкий, чем у коренного жителя. И даже если в стране вы проживете 10 лет, вы все-равно останетесь фарангом, для которого все цены будут в несколько раз выше.

Религия, которую здесь исповедует большинство жителей – буддизм. Он учит толерантно относиться ко всем вольностям людей.

Проституция фактически запрещена законом, но на деле все мы слышали об известных тайских массажных салонах и девушках легкого поведения. Уличная преступность также процветает.

В государстве большинство людей не могут общаться на английском. А те, кто им владеет, коверкает его так, что туристы с трудом могут понять сказанное. Зато в туристических центрах многие тайцы знают русский язык.

Если на улице вам улыбнулись, то это совершенно не значит, что человек вас искренне рад видеть, так как улыбка в Таиланде – это всего-лишь дань вежливости.

Читайте также:
Законы Латвии на русском языке в 2021 году: рассказываем во всех подробностях

Постоянное жительство

В отличие от Таиланда, в Малайзии на государственном уровне поддерживается благожелательное отношение к приезжим людям. Там вы сможете найти и устроиться на работу за пару дней. К тому же, вы сразу же получаете визу, которая действует в течении трех лет. Здесь не заведено отдавать приоритеты в трудоустройстве гражданину страны.

А вот в Таиланде вам нужно будет пройти несколько кругов “ада”, связанного с бюрократией. И вам будет выдан список профессий, должности на которых вы не сможете занимать, так как вы чужак.

Для пенсионеров в обоих государствах существуют специальные программы, которые позволяют получить долгосрочную визу при внесении на счет определенной суммы денег. В Малайзии сумма должна составлять около 4-х млн рублей, а в Таиланде – 800 000 бат (значительно меньше).

Трудность для приезжих в Таиланд состоит и в том, что все дела и переговоры ведутся исключительно на национальном языке. Если при покупке квартиры вы допустите малейшую ошибку, это может вам очень дорого стоить. В Малайзии же допускается ведение переговоров и документации на международном английском языке.

Лучшие страны ЮВА для жизни: мой опыт

Анна Ященко
15 лет в SEO

Мои контакты:

Skype: topbase.ru
E-mail: topbase@yandex.ru

Пишите — я всегда рада обратной связи!

Пишите, если у вас есть вопросы по самостоятельному продвижению сайтов, если нужны скидки на лицензионный SEO-софт, если нужно посоветовать хорошее обучение или с другими вопросами.

SEO-услуг я сейчас не оказываю, на заказ не продвигаю!

Мои другие проекты:

ТОП База — профессиональная масштабная база для эффективного продвижения сайтов, товаров и услуг.

Включает в себя все существующие виды сайтов для бесплатного продвижения, все тематики и все регионы:

— каталоги фирм
— сайты для размещения пресс-релизов
— форумы
— соцсети и блоговые системы
— доски объявлений
— сервисы отзывов
— сервисы вопросов ответов
— трастовые сайты
— каталоги статей
— каталоги сайтов
— много других видов сайтов для самостоятельного размещения.

Все инструкции и помощь в работе от меня — тоже бесплатно.

Лучше всего идет в комплекте с Allsubmitter, но можно работать и вручную.

Собирается около 10 лет. Всегда была и остается лучшей в Рунете базой для качественного и безопасного, бесплатного самостоятельного продвижения.

Allsubmitter + ТОП База — лучший и единственный инструмент для самостоятельного бесплатного продвижения

SEO-Topshop — Все лицензионные SEO-программы со СКИДКАМИ — все для автоматизации и удобства работы по продвижению в интернете

Мои бесплатные комплексные курсы по SEO — вы получите 20 больших моих подробных уроков по всем процессам SEO

Мои бесплатные курсы по бесплатному продвижению в разных видах сайтов — это все сайты, которые входят в ТОП Базу, т.е. все, какие есть в Рунете для бесплатного продвижения: каталоги сайтов, статей, доски объявлений, каталоги фирм, форумы, соцсети, блоговые системы, сервисы закладок, трастовые ресурсы, сервисы вопросов-ответов и прочее.

SEO-скидки на все от меня

Экономьте на важнейших инструментах для продвижения сайтов!

Рубрики

  • E-mail маркетинг
  • SEO
  • SEO-аудит
  • SEO-программы
  • SMM — соцсети
  • SMM-программы
  • Uncategorized
  • Анализ конкурентов
  • Англоязычное SEO
  • Бесплатные SEO-курсы
  • Бесплатные видео-записи
  • Веб-аналитика
  • Внутренняя оптимизация
  • Заработок в интернете
  • Интервью
  • Интернет-магазины
  • Интернет-маркетинг
  • Книги
  • Контекстная реклама
  • Контент
  • Крауд-маркетинг
  • Личное
  • Лучшие Youtube-каналы
  • Лучшие ближайшие мероприятия
  • Лучшие статьи других авторов
  • Мобильный поиск
  • Мои эксперименты
  • Новости SEO
  • Новости поисковых систем
  • Нужно помочь
  • Онлайн-сервисы
  • Поведенческие факторы
  • Полезно
  • Программы, сервисы и базы
  • Продвижение интернет-магазинов
  • Путешествия и жизнь
  • Региональное продвижение
  • Рекомендуемые курсы
  • Саморазвитие
  • Семантическое ядро
  • Создание сайтов
  • Соцсигналы
  • Ссылочное продвижение
  • Только мои статьи
  • Фильтры поисковых систем
  • Юзабилити

Свежие записи

  • Управление SEO-проектом: 7 самых важных моментов! Стратегия, чек-листы и рабочие шаблоны.
  • Мой бесплатный интенсив «Порядок в голове — порядок в жизни». 3 дня. 26 августа
  • Мой обзор на модуль «Проекты» от Пиксель Тулс + ТОП10 SEO-инструментов + база знаний и коммьюнити
  • Летняя распродажа моих курсов по планированию, личной эффективности, саморазвитию [от 690 рублей ТОП-7 курсов]
  • Evergreen: как получать много трафика на сайт из «неизменно актуального контента»

Архивы

  • Август 2021
  • Июль 2021
  • Июнь 2021
  • Март 2021
  • Февраль 2021
  • Январь 2021
  • Декабрь 2020
  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Декабрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Ноябрь 2017
  • Октябрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Январь 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Сентябрь 2016
  • Август 2016
  • Июль 2016
  • Июнь 2016
  • Май 2016
  • Апрель 2016
  • Март 2016
  • Февраль 2016
  • Декабрь 2015
  • Ноябрь 2015
  • Октябрь 2015
  • Сентябрь 2015
  • Август 2015
  • Июль 2015
  • Июнь 2015
  • Май 2015
  • Апрель 2015
  • Март 2015
  • Ноябрь 219

Метки

Обязательно каждому, у кого есть сайт:

Новый Учебник «SEO-МОНСТР 2020» — на 716 страниц — лучшее, что есть на рынке обучения среди руководств по продвижению сайтов.

Самый фундаментальный труд по SEO, «от и до», никакой воды, много скриншотов и SEO-хаков. От известного автора с очень большим опытом.

«Управляй своей жизнью!» — моя месячная программа

С 4 августа — 5-ти недельная углубленная программа «Управляй своей жизнью!» — как мягко и постепенно, но гарантированно построить вашу жизнь. Именно ту самую жизнь, которую ВАМ хотелось бы проживать.

Читайте также:
Перехватывающие парковки в Москве Как С Добром Добраться!

Буду давать ВСЕ мои ЛУЧШИЕ личные фишки и лайфхаки, рабочие инструменты, концепции и техники. С моей личной поддержкой.

Не пропустите лучшие курсы по контекстной рекламе!

Пока с большой СКИДКОЙ 7000 рублей по ПРОМО-КОДУ!
«Весь контекст за 4 месяца». На выходе ПРАВИЛЬНО настроенные рекламные кампании как в Яндекс.Директ, так и в Google Ads. Много всего по увеличению конверсии, аналитике, пресонализации сайта и его элементов. Трафик и продажи без слива бюджета. Временное предложение. Записывайтесь сейчас!

Лучшие SEO-курсы:

Всё, что вы будете делать, неоднократно проверено на практике и гарантированно даёт результат.

Вы сможете хорошенько продвинуть выбранный сайт за 2 месяца и в целом научитесь это делать грамотно и результативно.

Хотите научиться продвигать и монетизировать англоязычные сайты?

Лучший курс по продвижению англоязычных сайтов — «SEO-Шаолинь» от Михаила Шакина — запись на 9й поток стартовала! На лучших условиях, со скидками до 8000 рублей и без всякой очереди, записаться можно прямо сейчас.

Что ждало русских женщин, попавших в плен к татаро-монголам

Совершить один из самых страшных грехов для русских женщин было предпочтительнее, чем попасть в плен к татаро-монголам. То, что ждало пленниц в Золотой Орде, было гораздо хуже смерти.

Культ Евпраксии

Сегодня для иллюстрации героического выбора русских женщин, которые предпочитали смерть татаро-монгольскому плену, обычно используется образ княгини Евпраксии Рязанской. Ее муж, князь Федор Юрьевич, в 1237 году отказался прислать в Орду по приказу Батыя самых красивых рязанских девушек (в другой интерпретации – отказался отдать красавицу-жену) – за что и был казнен. Узнав о гибели благоверного, о том, что татары подходят к городу, и не желая попасть в плен, Евпраксия вместе с малолетним сыном покончила жизнь самоубийством. По одной версии – бросилась с крыши терема, по другой – с колокольни церкви Св.Николая.

Впрочем, историки склоняются к мнению, что Евпраксия – образ мифологический. Во-первых, ее трагическая судьба описана всего несколькими фразами в «Повести о Николе Заразском». Индивидуального жизнеописания Евпраксии летописцы не оставили. Во-вторых, русскую княгиню называют византийской принцессой, хотя в годы ее жизни Византийской империи еще не существовало. В-третьих, не сохранилось летописных свидетельств и о браке рязанского князя. Всё это приводит к мысли, что Евпраксия – не реальная женщина, а вымышленный собирательный образ, олицетворяющий решительность всех русских женщин, не желающих сдаваться в плен. К слову, Русская Православная Церковь канонизировала всю семью мучеников: и князя Федора Юрьевича, и Евпраксию, и их сына Ивана-Постника.

«Достойны всякой жалости»

Захват пленников был обычной практикой для всех кочевых народов. Только воины Батыя во время похода на Северо-Западную Русь в 1237-38 гг. угнали, по неточным оценкам, до 90 тысяч человек. Большинство из них были женщины и дети, ведь мужчин, кроме ремесленников, татары убивали на месте.

Один из первых посетивших Орду европейцев, итальянец Джованни Карпини писал, что татарские пленники «мало едят, почти не пьют и весьма скверно одеваются». «Те, которых держат в качестве рабов дома, «достойны всякой жалости». Свои впечатления итальянец описал в «Книге о Татарах» и «Истории Монгалов, именуемых нами Татарами». В частности, путешественник упоминает, что большинство пленников оказалось у настолько плохих хозяев, что им не оставляют времени ни на что, кроме выполнения господских поручений. К вечеру они буквально валятся с ног, причем, поспать им удается, в лучшем случае, 3-4 часа.

Бесчинства и поругания

Правила поведения с жителями очередного покоренного города у татаро-монголов не менялись. Так, Ибн аль-Асир описывает, что в 1120 году воины Чингиз-хана вывели всех уцелевших жителей Бухары на площадь, убили тех, кто не представлял ценности или являлся угрозой (стариков, старух, молодых парней), а затем разделили «всех ценных пленников» между собой. При этом матерей разлучали с детьми, и нередко члены одной семьи оказывались у разных хозяев. После дележа добычи «совершили они с женщинами грех великий», при этом остальные пленники были вынуждены смотреть на бесчинства и поругания, не будучи в силах помешать.

Персидский историк Шараф Ад-дин Язди в одном из своих трактатов описывал, как воины Тимура только для своего господина отобрали из пленников в очередном городе 5 тысяч «подобных гуриям девушек и красивых отроков». Почти месяц войско оставалось на месте, чтобы вдоволь насладиться «живой добычей». Затем двинулось в путь. На телеги поставили шатры с пленными девушками. Историк пишет, что воины, не прекращая движения, перепрыгивали с коней в шатры и «предавались любовным утехам». И таких повозок было так много, пишет Язди, что потерявший свою добычу потратил бы на поиски месяца два.

Пытки

Обычно пленникам не удавалось избежать пыток, особенно если к татарам попадали явно знатные особы. Мужчин и женщин пытали там, где поймали, до тех пор, пока они не выдавали все места, где спрятаны деньги, и не показывали, где закопаны драгоценности. Пытки могли продолжаться и в плену, если татары хотели поточнее определить размер выкупа. Как писал в мемуарах историк и дворянин С. Броневский, некоторые женщины крестьянского сословия усложняли собственное положение, выдавая себя за родовитых княжон. Таких подвергали еще большим мукам, пытаясь выяснить реальный размер состояния семьи.

Читайте также:
Экскурсионные туры в Марокко — 6 лучших уникальных маршрутов

Молва о подобных жестокостях быстро разлеталась, поэтому в каждом городе на Руси знали – если под татарским натиском падут стены, умри, но в плен не сдавайся. Тут уместно вспомнить о еще одной русской княгине – Агафье Всеволодовне, жене князя Юрия Всеволодовича. Когда зимой 1238 года татары подошли к стенам Владимира, княгиня вместе с дочерью и другими жителями укрылась в Успенском соборе. Все они предпочли заживо сгореть в огне, нежели угодить в лапы захватчиков.

Невольничьи рынки

Другой путь для русских пленниц, захваченных в плен, – невольничий рынок. Но стать рабыней могла только миловидная женщина знатного сословия. При наличии физического изъяна и отсутствии родовитых родителей пленницу фактически превращали в скот. Как пишет историк А.Бахтин, женщине могли отрезать уши, вырвать ноздри, заклеймить раскаленным железом лоб или щеки. Закованные в кандалы пленницы днем выполняли самую тяжелую работу. Ночью их скидывали в темницу, швыряя следом червивое мясо, которое даже собаки есть отказывались. За любую провинность – секли плетьми так, что многие молили о смерти.

Русских красавиц на рынках Сарай-Бату и Сарай-Берке, а затем и в Крыму весьма ценили. Несмотря на то, что «московитянки» отличались своенравием и непокорностью. Многие пленницы перепродавались неоднократно, оказываясь в результате в отдаленных землях вроде Египта или Сирии, возврата откуда не было. Понятно, что за знатную княжну, умеющую играть на музыкальных инструментах или знающую грамоту, работорговцы выручали больше. Нередко простых девушек перед продажей специально обучали игре на арфе или другом инструменте, затем наряжали в дорогое платье и выдавали за русских княжон, продавая по завышенной цене. Не забудем, что рабыня, особенно красивая и знатная, была прекрасным подарком, поэтому пленница могла только за год сменить до пяти хозяев.

В гарем или услужение

Если плененных мужчин татары часто использовались в качестве «хашара» (штурмовой толпы) при захвате очередной крепости, то красивые женщины отправлялись в гарем или становились прислужницами знатных татарок и ханских жён. Как пишет А. Бахтин в статье «Плен и рабство в период монгольского завоевания и в Золотой Орде», ханскую жену-хатуню по традиции сопровождала большая свита. Особенно среди сопровождающих выделялась группа из восьми юных девушек-бенат – каждая отменной красоты. Шесть из них сидели по обе стороны от госпожи, а на двоих девушек ханская жена опиралась во время поездки на арбе. Еще полсотни девушек, постарше и не столь красивых, скакало рядом с арбой. За повозкой, на которой восседала ханская жена, ехало еще сотня арб. И в каждой – по пять прислужниц. Знатные татарки использовали пленниц в качестве мебели, для развлечения, демонстрации своего статуса. Так, одежды жены эмира могли нести до 30 прислужниц. Женам татар рангом пониже прислуживало до 3-4 женщин. При этом не стоит забывать, что в случае если госпожа умирала, прислужниц (всех или выборочно) могли похоронить вместе с хозяйкой.

Не менее «сладкой» была жизнь и в гареме. Строгая иерархия и неоспариваемые правила были меньшими из зол. Стоило только чем-либо не угодить господину, и женщину казнили. Самыми распространенными видами казни было удушение, отравление змеиным ядом или утопление. Зачастую количество наложниц исчислялось тысячами, при этом все девушки были рабынями, которых угнали в плен, вручили в качестве подарка или купили на невольничьем рынке. К слову, отдельные исследователи считают, что русский терем – аналог восточного гарема, в котором женщина ведет изолированный образ жизни и не может принимать самостоятельных решений. Интересно, что С. Аверкиев в книге «Влияние татар на жизнь русского народа» подмечает, что до татаро-монгольских завоеваний русские женщины обладали почти такими же правами, как и мужчины. Возникшая позднее традиция затворничества в теремах на Руси была позаимствована у татар из-за желания спрятать, уберечь женщин от посторонних глаз.

Для чего татаро-монголы увозили русских женщин и как можно было вернуть обратно узниц Золотой Орды

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Распад Древнерусского государства на отдельные княжества, случившееся в 12 веке, сделал русские земли слишком легкой добычей, потому захват татаро-монголами можно назвать вполне закономерным. Столь же закономерным было и то, что два века под влиянием чужой, принципиально различной культуры, не могли не отразиться на всех сферах жизни. Особенно сильно изменилось положение женщин в русском обществе. Многие из них погибали во время захватнических боев, становились жертвами насилия, овдовели, потеряли детей, жилье. А многие еще и свободу.

В этом снова сыграло свою роль отсутствие единства, мелкие княжества не могли выполнять государственную роль и защитить свое население даже не от захватчиков, а в плане соблюдения прав тех или иных категорий населения. Больше всего в правах потеряли женщины. Да и до прав ли было, когда на плечи всего народа неподъемным бременем легла дань, теперь каждая семья должна была отдавать около 10% своих доходов Золотой Орде и это помимо тех феодальных повинностей, которые существовали до этого.

Русские невольницы, зачем их увозили в таком количестве

Пожалуй, самым тяжелым обстоятельством для русских женщин была потеря права на свободу. Их угоняли массово, в последующем продавая на невольничьих рынках. Причем женщин там покупали куда охотнее, чем мужчин. Учитывая, что чаще всего угоняли молодых женщин и даже совсем юных девочек, не сложно догадаться ради каких целей увозили русских девушек.

Читайте также:
Где отдохнуть с палатками в Воронеже: советы путешественников

В 13 веке центром работорговли становится Кафа (Феодосия), он находился под игом золотоордынцев и они привозили сюда рабов, среди которых было очень много женщин. Этот рынок работал вплоть до 15 века, по подсчетам историков через него прошли 6,5 млн человек, большинство из них девочки и девушки 8-24 лет.

Найти след увезенных девушек было практически невозможно, они могли так и умереть в неволе. Но девушки из знатных родов стали выкупаться за большие суммы. В последующем это даже было введено в практику и стало частью сбора, мол, если не хотите чтобы вашу дочь-жену-сноху увезли и продали в рабство, будьте любезны за это заплатить. Но, впрочем, и это не могло гарантировать неприкосновенности, если девушка приглянулась кому-то из захватчиков.

Кочевники практиковали захват заложников повсеместно, однако в таком количестве как это произошло с русскими, это не происходило больше нигде. Только хан Батый за год своего нашествия угнал до 90 тысяч человек. Все последующие военные операции сопровождались захватом заложников. Если учитывать, что за вторую половину 16 века татаро-монголы совершили 48 набегов и каждый из них оканчивался угоном десятков тысяч человек, то общее количество узников просто зашкаливает. Многие историки сходятся во мнении о том, что угнано было в общей сложности до трех миллионов человек.

Стоит заметить, что узник был узнику рознь. Золотая Орда активно развивалась, и им очень нужны были мастера, которые бы знали свое дело. Им не просто сохраняли жизнь, но и берегли их здоровье, обеспечивая охрану. Русские женщины, для татаро-монголов, обладающие достаточно экзотичной внешностью, тоже высоко ценились. Их увозили не только в качестве рабынь, но и в качестве товара, понимая, что продадут их дорого.

Именно спасаясь от плена многие, особенно богатые семьи, уезжали на Север, труднодоступные районы обеспечивали им укрытие, захватчики предпочитали не углубляться настолько.

Положение угнанных рабов было плачевным, в Золотой Орде они жили впроголодь, очень много работали и зависели только от своих господ, которые могли обращаться с ними так, как душе угодно. Учитывая особое отношение к мастерам, со временем происходит расслоение среди русских пленников. Мастера имеют возможность купить или построить дома, то время как те, кто не обладал полезными навыками, остаются бесправными.

Большинство пленников использовалось для строительства кораблей, городов. Работа была тяжелой, а питание скудным, для большинства это было губительным. Женщины часто работали при гаремах в качестве служанок, либо увозились дальше, чаще в Среднюю Азию или в Египет.

Многое изменилось, после того как в Золотой Орде ислам стал государственно религией. Русские пленники могли получить свободу, если соглашались принять ислам, с другой стороны те, кто не соглашался на это, подвергались дополнительным гонениям. Тем временем на Руси активно пытаются вернуть своих пленников, пытаясь их выкупить. Чаще, конечно же, речь шла о представителях знати, но и многие простолюдины смогли вернуться домой.

Для этого, уже после того как Золотая Орда распалась, был введен дополнительный налог, он предназначался для выкупа пленников и воинов. Однако к этому времени, по мере того как крепла Москва и возвращалось единение, отношения русских и татаро-монгол стали больше походить на сотрудничество, особенно в межличностных отношениях. Уже никто не удивлялся тому, что некоторые возвращаются с женами, привезенными из Золотой Орды, которые к тому же принимали христианство.

Гендерное разделение по татаро-монгольскому принципу

Однако, влияние татаро-монгольского нашествия оказалось куда более разрушительным для русского сообщества, нежели угон пленниц. Поменялись обычаи, устои, роль женщины в обществе. Перенялся восточный менталитет и отношение к женщине как к существу низшего порядка. К тому же, у кочевников всегда была самая жесткая форма патриархата, мужчина единолично владел всем своим имуществом, куда входили и женщины.

Больше всего это влияние заметно по высшим представителям знати, именно князья и прочая аристократия были вынуждены наиболее тесно общаться с захватчиками, а значит и перенимать их обычаи и нравы.

Ордынцы придумали принцип, который практически разрушал до основания русскую культуру. Например, любой князь должен был получить ярлык – документ, который позволял ему править в своем княжестве. А чтобы тот был лояльнее, у него забирали детей. Фактически это был живой залог, несмотря на то, что юные княжья не содержались как рабы, а даже получали образование, о них заботились, приезжали на родину они уже чужими людьми, носителями чужой культуры. Являясь преемниками своего отца они правили на местах в последующем, способствуя распространению именно такой культуры и менталитета.

Именно поэтому в высшие сословия глубоко проникло восточное отношение к женщинам, это не могло не сказаться на правоприменительной практике, несмотря на то, что свод законов и правил продолжал действовать, фактически женщины не получали никакой защиты. Причем ранее они имели позиции равные с мужчинами. К тому же, мелкие князья были и законом, и правдой на своих местах, потому трактовали свод как им угодно, чаще всего не в пользу женщин.

Церковь, которая являлась еще одной силой, даже не предпринимала попыток отстоять интересы верующих женщин. Согласно православным догмам они были покорны судьбе и властям. Но была и более прагматичная причина. Завоеватели дали широкие возможности церкви, понимая ее большое влияние на население. Никто не покушался на церковные земли и владения, золото, деньги, здания – все осталось в целостности. К тому же, эта система была освобождена от дани и налогов. Ну и с чего бы им роптать и жаловаться?

Читайте также:
Страховка в Кению: стоимость и заказ онлайн полиса медицинского страхования

Исходя из этого можно сказать, что татаро-монгольское иго наиболее существенно отразилось на положении русских женщин, они потеряли права, свободу на многие последующие годы, ведь речь идет о том, что изменился менталитет. Глубинный патриархат, о котором принято говорить в контексте царской Руси имеет именно татаро-монгольские корни. С приходом татаро-монгол женщин стали прятать в темницах, причем зачастую не потому что так были принято по традициям, а для того чтобы их не угнали в плен.

Выкуп пленных как государственная задача

Чести ради русских княжеств стоит заметить, что со своей стороны они искали самые различные способы для того чтобы вызволить своих узников. Первое упоминание о выкупе пленных и порядке проведения процедуры встречается еще в 911 году, это соглашение было подписано между Киевской Русью и Византией.

Что касается ордынского плена, то он финансировался из казны, причем забирали всех, кого татары готовы были продать, будь то великий князь или простой селянин. Однако это влияло на цену, захватчики старались максимально эффективно продать любого. В 16 веке цена колебалась от 40 до 600 рублей. Исходя из этого же назначалась примерная цена, которая выделялась с бюджетных денег на эти цели.

Нет точных данных, сколько пленников удалось выкупить обратно за периоды тюркских набегов и как работала система определения и доставки выкупленных пленников. К тому же, очень многое зависело от того куда уже попал угнанный раб. Если славянская девушка приглянулась кому-то из знатных мужчин, то ее совершенно точно не возвращали обратно, свои дни она оканчивала в гареме в качестве наложницы. Впрочем, это была не самая плохая участь. Ведь продажа могла быть и в страну, с которой у русской стороны нет никаких торговых отношений, а значит и вероятность того, что удастся вернуться на родину – ничтожно мала.

Караван Хотунского

В 1949 году посланник Тимофей Хотунский привез больше тысячи пленных или как их тогда называли полоняников с Крыма. В списке больше 850 имен, но он сохранился не полностью, видно, что в нем были еще имена и, что это лишь половина списка. Хотунский смог вывезти столь обширную группу, поскольку имел дипломатический статус, его до московской границы сопровождал крымская охрана. Поэтому все, кто был в этом караване, находились в относительной безопасности. Это было весьма кстати, ведь в списке было огромное количество женщин и детей.

В списке есть некоторые биографические данные о тех, возвращался домой. К примеру, девушка Анна, боярова дочь, имени отца и города своего не помнит, полных 20 лет. Как на основании этих данных искать родных девушки – не понятно, но такое количество информации было примерно у всех бывших пленников. Иванов, которые не помнили ни имен отца, ни города, ни своего возраста было огромное количество.

Однако те, кто пробыл в плену относительно недолго, тоже терялись, особенно это касалось детей. Например, в списке есть упоминание об Онтошке, шести лет от роду, имени отца не помнит. Большинство детей из-за переживаний забывали даже ту информацию, которую знали до этого и единственным шансом найти их родителей была возможность увидеть их лично. Случаи, когда ребенок мог вернуться к своему роду – единичны, остальные начинали новую жизнь.

В списках было огромное количество женщин, которые были с детьми, но они не значатся в списках, у них нет имен, лишь указано происхождение, мол, прижит в татарах. А значит, русское государство разрешало возвращение пленниц вместе с детьми, чьи отцы являлись захватчиками и мусульманами. Впрочем, это же означает, что это позволила и противоположная сторона, допустив вывоз своих детей.

Однако выкуп пленников был половиной дела, теперь перед государством стояла новая задача – создание нового социального статуса. Если с теми, кого угнали относительно недавно не было особых проблем и они просто вернулись к своей прежней жизни, то те, кто пробыл в плену несколько десятилетий, были совершенно одиноки. Большинство из них не помнили своего родства, либо уже были одиноки, ведь на самой Руси жизнь тоже была не сахар.

Предстояло каждого полоняника привязать к новой социальной группе, городу и уезду, озаботиться поисками его родных, если таковые остались. Иван Грозный приказал, чтобы пленники жили «в покое и без слез», в этой короткой и емкой фразе были определены основные направления социальной политики применительно к пленникам. Основных целей было две: им должны были выплачивать определенное довольствие, для того чтобы поддержать их, причем с учетом их изначального социального статуса. Без этих мер многие бы и не выжили, ведь куда должна была пойти мать с малолетним ребенком на руках?

Во-вторых, нужно было определиться с социальным статусом – подтвердить прежний или присвоить новый. Эти меры могли привести к появлению новой социальной группы, которая бы могла рассчитывать на более ощутимую государственную поддержку и защиту.

Читайте также:
Пересечение границ с паспортом Болгарии

Возвращение пленников становилось причиной разборок, скандалов и даже покушений. Так, Савва Гоголев вернулся из плена в 1620 году, где пробыл шесть лет. К этому моменту его супруга Маврица уже успела выйти замуж за другого. Это было, кстати, не запрещено, но следовало дождаться пяти лет с момента взятия в плен, чтобы повторно связать себя узами брака. Маврица же успела выскочить замуж спустя год. Савва кстати пришел не с пустыми руками, а можно сказать даже разбогател.

Савва не особенно оскорбился тем, что супруга его не дождалась, а просто забрал ее и детей обратно. Причем речь шла обо всех детях, даже тех, что были нажиты во втором браке. Возможно, на этом бы история и закончилась, если бы все углы треугольника не встретились на пиру. К концу празднования нашелся труп Саввы, убийцей оказался второй супруг.

Законодательство того периода никак не регулировало подобные ситуации и отдавало все на откуп местным властям. Изначально предлагалось и вовсе запретить супругам пленников заключать повторные браки, но, в конце концов, сошлись на пяти годах ожидания. Это ограничение давало возможность требовать свою жену или мужа назад, если вернувшийся из плена узнавал, что пять лет ожидания не были соблюдены.

Причем это, как правило, было мужской прерогативой. Именно мужчины требовали возвращения жен, скандалили с ее нынешним супругом и устраивали разборки. Тогда как женщины этим правом не пользовались. Это не дает возможности проверить гипотезу об отношении к бывшим пленницам Золотой Орды как к обесчещенным и падшим женщинам.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Крымский полон

Крымский полон. О судьбах русских людей, уводимых в XVI веке в плен крымскими татарами


В.В. Верещагин. Продажа ребенка-невольника. Холст, масло. 1872 год.

Словосочетание «крымский полон» появилось в обиходе жителей Москвы в 1521 году и просуществовало более 200 лет. В тот год крымский хан Магмет-Гирей в союзе с ногайскими и казанскими татарами, грубо нарушив договоренности (как сказано в летописи, «забыв своей клятвы «правду»), предпринял неожиданный набег на московские земли. 28 июля татары переправились через Оку.

К столице они подошли на расстояние 15 километров, сын хана Салтан остановился в селе Остров. Не имея возможности взять город, хан удовольствовался грамотой от Великого князя Василия, что тот будет его вечным данником. Австрийский дипломат С. Герберштейн (1468—1566) писал, что крымцы увели 800000 человек в плен. Вероятно, эта цифра преувеличена, но полон, несомненно, был велик. Летописец свидетельствует: «И людей много и скоту в полон поведоша бесчисленно».

Основной целью набегов татар явились именно пленники, которых они продавали в рабство. Один из самых крупных невольничьих рынков находился в Кафе (Феодосия), откуда пленники попадали в Египет, Сирию, Персию, Индию и другие страны. «Они тем живут», говорил крымский хан Казы-Гирей русскому послу Щербатову, оправдывая разбойничьи нападения князей и мурз на московские земли.

Михалон Литвин, побывавший в 1540-х годах в Крыму в качестве секретаря литовского посольства, сообщал: «И хотя владеют перекопские [татары] скотом, обильно плодящимся, все же они еще богаче чужеземными рабами-невольниками, почему и снабжают ими и другие земли. Ведь к ним чередой прибывают корабли из-за Понта и из Азии, груженные оружием, одеждой, конями, а уходят от них всегда с невольниками». Дж. Флетчер подтверждает это сообщение. Он пишет, что главная добыча татар во всех войнах — пленные, особенно мальчики и девочки, которых они продают туркам и другим соседям; татары берут с собой большие, похожие на хлебные, корзины, чтобы возить пленных детей; ослабевших или заболевших убивают и бросают на дороге.

Количество русских, захваченных в плен крымскими татарами в XVI веке, исчислялось сотнями тысяч. А ведь были еще пленники из Польши и Украины. По подсчетам историков, в первой половине XVII века в Крым из Московского государства было уведено не менее 150000 человек. Пленных брали не только в больших походах крымского хана, но и в набегах его князей. В «Новом летописце» под 1592 годом читаем: «Приидоша на государеву украину царевичи крымские безвестно (неожиданно. — О. И.) на Рязанские, и на Каширские, и на Тульские места; и воеваху те места и разоряху, и многих людей побита и села, и деревни многие пожгоша; дворян и детей боярских с женами и с детьми, и многих православных крестьян в полон поймали и сведоша, а полону много множество, яко старые люди не помнят такие войны с погаными».

Пленников собирали по нескольку тысяч и гнали в Крым, связанных веревками или закованных в цепи и кандалы. Конная стража подгоняла их ударами палок и нагаек. Как писал доминиканский священник Де Асколи, живший в Крыму в 1620—1630-х годах, татары родственников разлучали, развозя по разным городам Крыма на продажу. Михалон Литвин повествует о торге на невольничьем рынке. На многолюдной площади связанных за шеи по десять человек несчастных продавали с аукциона. Торговцы, набивая цену, громогласно возвещали, что новые невольники — простые, бесхитростные, из королевского (то есть польско-литовского) народа, а не из московского.

Род москвитян как «хитрый и лживый» ценился весьма дешево. «Хитрость и лживость» заключалась в непокорности москвитян и постоянной угрозе для хозяина потерять не только раба, но и свою жизнь. Участью многих русских мужчин становились каторги — гребные суда.

Читайте также:
Великобритания: история объединения и административное деление

Пленники на торге проходили унизительную процедуру детального осмотра. «И если у кого, — пишет далее М. Литвин, — обнаруживают родимое пятно, опухоль, шрам или иной скрытый порок или недостаток, то такого возвращают». Красивых мальчиков и девушек, чтобы продать подороже, хорошо кормили, одевали в шелка, румянили. Молодых женщин, обученных игре на арфе или кифаре и танцам, татары приводили на пиршества для развлечения гостей.

Остальных ждала незавидная участь — их оскопляли или отрезали уши, вырывали ноздри, прижигали раскаленным железом щеки и лбы. Днем, закованные, они выполняли тяжелые работы, а на ночь отправлялись в темницу. Кормили пленников гнилым мясом околевших животных, которое не ели даже собаки. Посланник польского короля Стефана Батория М. Броневский, побывавший в Крыму в 1578 году, рассказывал, что положение пленных очень печально: их мучают голодом, наготою, а простого звания людей бьют плетьми так, что несчастные сами желают себе смерти. Подобную жестокость по отношению к невольникам крымские татары проявляли и в XVII веке. Об этом свидетельствует сохранившаяся челобитная вдовы служилого человека Ксении Кологривовой, поданная в середине января 1683 года на имя царей Ивана и Петра Алексеевичей. Муж Ксении — Андрей Кологривов, старый воин, служивший еще при Михаиле Федоровиче, в 1659 году в бою под Конотопом попал в плен к татарам.

Ксения пишет, что муж «был на многих ваших великих государей службах: на полевых боях и на приступах, в осаде сидел и бился с неприятельми государскими, и от многих ран кровь проливал, не укрывая лица своего». Попавши к одному из мурз, Андрей Кологривов провел у него семь лет. Татарин, добиваясь выкупа, жестоко мучил пленника: его «по всем составам разженным железом терли и мучили всякою жестокою мукою». Не выдержав пыток, пленник пообещал за себя выкуп в 1000 золотых. Ксения, как сказано в челобитной, «по-житченки и всякое рухледишко испродала и займывав покупала золотые дорогою ценою». Деньги были переданы мурзе через русского посланника в Крыму Якова Якушкина, но об этом узнал крымский хан. Он приказал заключить Кологривова в «земляную тюрьму», а потом подверг жестоким пыткам, требуя выкуп в 20000 золотых.

От пыток Андрей Кологривов скончался. Его жена, потратившая большие деньги не только на выкуп, но и на содержание мужа в течение семи лет плена, просила царей Ивана и Петра: «За службу, и за кровь, и за смерть, и за полонное терпение мужа моево пожалуйте рабу свою и з детишками моими чему вам государем Господь Бог по сердцу известит».

С. Герберштейн рассказывал, что стариков и немощных татары побивали камнями, бросали в море или отдавали «для военных упражнений» молодежи, не проливавшей еще человеческой крови. Эти сведения подтверждал побывавший в Крыму в 1573 году Блез де Виженер. Для пожилых и больных существовали возможности освободиться из плена — выкуп или обмен на пленных татар. Поэтому пленники нередко пытались представить себя важными персонами, часто этим осложняя свое положение. М. Броневский сообщает, что таких пленников, желая увеличить выкуп, татары подвергали еще большим мукам, разными путями стараясь разузнать о действительном их состоянии.


Турецкая галера. Миниатюра.

Русские не были безразличны к судьбе находившихся в плену соотечественников. По решению церковно-земского собора 1551 года («Стоглав»), «полоняничные» деньги стали постоянным всеобщим налогом. Постановили «всех пленных окупати из царевы казны. А которых пленных приводят, православных хрестьян, окупив, греки и турчане, и армени, или иные гости, да, быв на Москве, восхотят их с собою опять повести, ино их не дава-ти и за то крепко стояти, да их окупати из царевы же казны. А сколько годом того пленного окупу из царевой казны розойдется, и то роскинути на сохи по всей земле, чей кто не буди, всем ровно, занеже таковое искупление общая милостыня порицается, и благочестивому царю и всем православным великая мзда от Бога будет»и.

В «Соборном уложении» 1649 года глава с названием «О искуплении пленных» шла восьмой, что показывает озабоченность властей этой проблемой. Собираемые на выкуп суммы в то время были уже четко определены и поставлены в зависимость от социальной принадлежности пленника: за дворян — пропорционально их поместному окладу (сумма выкупа уменьшалась в четыре раза, если дворянина пленили не в бою); за московских стрельцов — по 40 рублей; за пограничных стрельцов и казаков — по 25 рублей; за посадских людей — по 20 рублей; за пашенных крестьян и боярских людей — по 15 рублей. Эти деньги собирал Посольский приказ. Согласно Г. Котошихину, в год сумма сбора составляла около 150000 рублей.

Деньги на выкуп нередко получали родственники пленного. Случалось, «полоняничные окупные деньги» отдавали тем, кто сам вырвался из плена.

Выкупом занимались разные люди, как правило, купцы, о чем свидетельствуют многочисленные архивные документы. Сохранилась челобитная 1676 года грека Ивана Дмитриева о выплате ему денег за русских, выкупленных по царскому указу в Константинополе. Македонский купец Михаил Иванов выкупил русских рейтар в Крыму. Целая драма развернулась в 1683 году, когда от «торгового иноземца Ивана Максимова Сербина» бежал выкупленный из плена Петр Кузьмин, не захотевший возвращаться в Россию без своей семьи, оставшейся в Крыму. Однако большинство пленников пропадали без вести.

Читайте также:
Так выглядят настоящие африканские мужики (фото)

В 1548 году царь Иван Васильевич Грозный вместе с митрополитом Макарием установили «общую память благоверным князем и боляром и христолюбивому воинству, и священнеческому и иноческому чину, и всем православным Христианом, от иноплеменных на бранех и на всех побоищех избиенных и в плен сведенных, гладом и жаждою, наготою и мразом и всяческими нуждами измерших, и во всех пожарех убиенных и огнем скончавшихся, и в воде истопших, всех православных християн». Царь повелел по всей стране во всех церквах «до скончания мира» служить по ним панихиды и обедни.

Власти поощряли людей, пытавшихся возвратиться домой. «Судебник» 1550 года включал статью, согласно которой холоп, взятый в результате набега в плен и бежавший из него, становился свободным. В «Соборном уложении» 1649 года это право распространялось и на его ближайших родственников: «А буде чьего холопа возьмут в полон в иную в которую землю, а после того тот холоп ис полону выйдет, и он старому боярину не холоп, и жену его и дети для полонского терпения отдати ему».


Н.Д. Дмитриев-Оренбургский. Переговоры о мире ханского посла Казы-Гирея и князя Хворостинина на мосту реки Сосны в 1593 году. Конец XIX века.

До родины добирались единицы. Их подробно, обстоятельно расспрашивали о пережитом. Интересовались, в частности, не принял ли человек в плену чужую веру, что в ряде случаев имело место. Так, в 1623 году житель Можайска Гаврила Великопольский рассказал, что 35 лет назад его в бою при Ливнах взяли в полон крымские татары. Из Крыма продали в Кафу, а из Кафы — в Царьгород (Константинополь), где он на каторге проплавал около тридцати лет. В плену Гаврила «по средам и по пятницам и в великие посты ел мясо, но не басурманен», то есть ислам не принял. Житель же Каширы Степан Терпугов признался, что перешел в «татарскую веру».

17 лет провела в полоне Анна Судакова, вернувшаяся на родину в начале 1620-х годов. «У турка» она тоже была вынуждена принять «татарскую веру». Некоторых повторно крестили. С пленными порой происходили самые невероятные случаи. Вот лишь один пример.

В 1643 году группа невольников во главе с калужским стрельцом Иваном Семеновичем Мошкиным, перебив охрану и захватив каторгу, бежала из турецкого плена. Иван, согласно его челобитной царю, был взят крымскими татарами на сторожевом посту на реке Усерди и продан в Турцию на каторгу. После семи лет мучений, усугублявшихся тем, что Иван не хотел изменять своей вере, он решил поднять бунт и с товарищами-невольниками бежать из плена. Их каторга в составе большой флотилии участвовала в турецкой экспедиции 1641 года под Азов, взятой ранее (1637) донскими казаками. После неудачной осады Азова и возвращения в Константинополь многие военачальники были казнены султаном Ибрагимом I. Хозяин наших заговорщиков Апты-паша успел ночью сбежать на своем судне. Каторга, на которой находился Мошкин, перевозила порох, и заговорщикам удалось похитить 40 фунтов. В ночь «на Дмитриеву субботу» Мошкин подложил порох в место, где спали паша и 40 янычар, и поджег импровизированную «мину» горящей головней. «От той, государь, головни, — пишет в челобитной Иван Мошкин, — порох загорелся и турских людей, янычар, которые спали с пашой, в море половину побросало». Оставшиеся в живых турки бросились на невольников, но получили достойный отпор. «И проколол я, холоп твой, того Апты-паша саблею в брюхо». В результате 210 турок было убито, 40 взято в плен.

Восставшие подняли паруса и через семь дней прибыли в Мессину, находившуюся под властью испанцев. Хитростью их завели в дом, где посадили под стражу. Мошкин весьма выразительно характеризует отношение к ним испанцев: «И воду нам, холопам твоим, продавали». Иван настойчиво просил местные власти отпустить его с товарищами на родину — «в православную христианскую веру».

В конце концов русские получили «вольный лист». Челобитная Ивана кончалась словами: «И шел я, холоп твой Ивашка, с товарыщи своими через многие земли наг и бос, и во всяких землях призывали нас на службу и давали жалованье большое, и мы, холопы твои, христианския веры не покинули и в иных землях служить не хотели, и шли мы, холопы твои, на твою государскую милость. Милосердый государь царь и великий князь Михаил Федорович всея России! Пожалуй меня, холопа своего, с моими товарищами за наши службишки и за полонское нужное терпение своим царским жалованьем, чем тебе праведному и милосердому государю об нас бедных Бог известит».

Не все пленники, получив свободу, возвращались в Россию. Некоторые оставались в Крыму и тех местах, куда забросила их судьба. Кое-кто продолжал служить своей родине, выполняя секретные задания. Побывавший в Крыму послом князь Щербатов, докладывая об источнике своей осведомленности царю Федору Ивановичу, писал: «У нас полоняники старые прикормлены для твоего государева дела».

Олег Александрович Иванов

Источник материала: журнал «Московский журнал», № 5 (281), май 2014 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: