Храм Пура Лемпуянг
Храм Пура Лухур Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang, или Lempuyang Temple) считается древнейшим на острове Бали. Он входит в девятку главных святынь, которые поддерживают духовное равновесие острова. Находится в восточной части, недалеко от Агунга, на вершине одноименной горы. Представляет собой комплекс из семи храмов, самый главный расположен на высоте 1058 м над уровнем моря, к нему ведут больше 1500 ступенек.
ИСТОРИЯ ХРАМА
Согласно легенде, святыня на месте современного храма существовала еще 2000 лет назад, до прихода индуизма. По более достоверным сведениям, Лемпуянг был основан в XI столетии. Летописи начинают упоминать его в 1072 году.
В это же время возводились другие горные храмы. Тогдашние правители и священники утверждали, что все вершины острова образовались из священной горы Меру (обиталища богов в индуизме), которая раскололась на несколько частей.
Существует еще одна легенда, которая касается священных гор острова. Когда Земля была совсем молодой, бог Pacupati увидел, что Бали страдает от постоянных землетрясений. Он отправил трех своих детей сюда, чтобы те поселились на самых высоких вершинах — Dewi Danu на Батуре, Hyang Putra Jaya на Агунге, а Hyang Gni Jaya на Лемпуянге. Своим присутствием они должны были принести равновесие на остров. Потом в этих местах люди построили храмы.
До 50-х годов прошлого века храмовый комплекс Пура Лемпуянг практически полностью разрушился. На месте святилищ остались груды камней, вокруг них росли густые деревья. Но через десятилетие он был полностью отстроен. Так что все здания, которые вы здесь увидите, современные. Некоторые храмы и сейчас ремонтируются, старые архитектурные элементы иногда полностью заменяются на новые. Это абсолютно не умаляет их красоты и святости.
ОПИСАНИЕ ХРАМА
Архитектурный ансамбль Пура Лемпуянг состоит из семи храмов. Гора, на которой он построен, условно разделена на три части. Нижняя посвящена богу Брахме, средняя – Вишну, верхняя – Шиве. Храмы соединены между собой лесными тропами и каменными лестницами. По разным сведениям, к главной святыне ведет 1600, 1700 или 1850 ступеней. Пока никому не удалось их подсчитать с абсолютной точностью.
На вершину можно попасть несколькими маршрутами:
Короткий ведет прямо к главной святыне, дорога занимает около 2-3 часов.
Длинный путь петляет сквозь джунгли, по дороге можно посетить все храмы комплекса. Займет он 4-6 часов (в зависимости от вашей физической подготовки, частоты привалов).
На самом деле по дороге есть еще несколько развилок, позволяющих сократить путь. Поэтому многие пишут, что к храму ведет 4 маршрута.
Как уже было сказано, комплекс состоит из 7 храмов:
- Pura Penataran Agung Lempuyang
- Pura Telaga Mas
- Pura Telaga Sawangan
- Pura Lempuyang Madya
- Pura Pucak Bisbis
- Pura Pasar Agung
- Pura Lempuyang Luhur
Теперь я хочу подробнее рассказать о каждом из них.
Pura Penataran Agung Lempuyang
Первый храм, который встречается на пути. Многие туристы поднимаются только сюда и не идут к самой вершине. Святыню проходят и на коротком, и на длинном маршруте. Паломники останавливаются здесь, чтобы помолиться, очистить душу и помыслы перед дальнейшим восхождением.
Строения расположены на склоне горы Лемпуянг, на высоте 600 метров над уровнем моря.
Территория храма состоит из трех дворов:
Внешний (jaba pisan, или nistaning mandala)
Сюда ведут расколотые ворота – Чанди Бантар. Их половинки символизируют добро и зло, главные энергии Вселенной, которые должны находиться в равновесии. Ворота белого цвета, украшены красивой резьбой. Если войти внутрь и посмотреть через них, вы увидите священную гору Агунг и храм Бесаких. Здесь получаются потрясающие фотографии. Из некоторых точек кажется, что ворота просто парят в воздухе над холмами. Во внешнем дворе есть несколько павильонов. В одном из них хранятся гамеланы – традиционные балийские музыкальные инструменты. В другом — гонг, с помощью которого верующих приглашают к молитве.
Средний (jaba tengah, или madya mandala)
В среднюю часть святыни ведут три высокие лестницы. Они заканчиваются белыми арочными порталами с воротами. Левая лестница служит для входа, правая – для выхода. Центральные ворота чаще всего закрыты. Через них могут входить только священнослужители во время больших праздников. Отсюда выносят храмовые реликвии. Лестницы украшены резными скульптурами мифических змеев Нагов, сценами из Рамаяны.
Внутренний (jero, или utamaning mandala)
Во внутреннем дворе находится высокая статуя Кришны (одно из воплощений Вишну). Также здесь можно увидеть несколько многоярусных пагод-меру, посвященных разным божествам. Есть Падмасаны и изображения Sang Hyang Widhi Wasa. Входить в центральную часть храма разрешено только индуистам.
Pura Telaga Mas
Название Pura Telaga Mas переводится как «Золотое озеро». К этому храму можно подняться по асфальтированной дорожке пешком или на байке. Он расположен на 100 м выше, чем Penataran Agung Lempuyang. Должен вас разочаровать, но золотого озера здесь нет. Святыня – это просто несколько алтарей, сделанных из цемента.
В лесу есть пара небольших водоемов. В них живут золотистые лягушки. У жаб очень красивые голоса. Когда подходишь к храму, кажется, что рядом поют птицы. Вид встречается только в этом районе острова. Рядом с храмом есть небольшой варунг, здесь можно купить прохладительные напитки, кофе, закуски (лапшу, рис, бутерброды). Сразу за Pura Telaga Mas будет развилка. Если вы пойдете по левой тропинке, подниметесь непосредственно к главному храму Лемпуянг. Свернув вправо, увидите другие святыни комплекса.
Pura Telaga Sawangan
«Храм волшебной воды», так переводится на русский название этой святыни. Здесь действительно есть источник, который не пересыхает даже в сухой сезон. Вода стекает прямо из горного склона в небольшой бассейн, поросший лотосами. На территории есть несколько скромных алтарей. Это еще одно место очищения на пути паломников.
В бассейне тоже водятся «поющие» лягушки. Кроме того, на территории есть много макак. Они не такие наглые, как в Улувату или Убуде, но все равно внимательно следите за своими вещами. Кормить и притрагиваться к обезьянам не рекомендуют, чтобы избежать агрессии с их стороны.
Pura Lempuyang Madya
Этот храм находится рядом с Pura Telaga Sawangan, на крутом склоне. С него открываются очень красивые виды на окрестности – горный хребет, поросший лесом, рисовые террасы, морское побережье.
Храмовый двор выглядит немного неухоженным. Он выложен плиткой, из-под которой выбивается трава. В центре стоят два алтаря. Территория окружена несколькими пагодами с одним, двумя и тремя ярусами. На территории храма можно купить воду и закуски, если вы не сделали этого раньше.
Pura Lempuyang Madya иногда называют храмом молодоженов. Дело в том, что внутри есть две статуи новобрачных. Сюда нередко приходят помолиться о счастливой семейной жизни. Кроме того, вы увидите здесь камень со свастиками. Они не имеют никакого отношения к нацистской символике. В индуизме этот знак означает Космос, движение небесных светил.
Pura Pucak Bisbis
Дорога к этому храму становится все более крутой и неровной. Когда вы подниметесь, увидите перед собой небольшие расколотые ворота. Внутри пространство разбито на три части, как и в других храмах. Дворы совсем крохотные, во внутреннем стоит маленький алтарь. Рядом с храмом нередко можно увидеть разбросанные обезьянами подношения. Перед входом стоит вполне современная табличка с названием Pura Pucak Bisbis.
Pura Pasar Agung
Последний небольшой храм перед подъемом в главную святыню. Совсем недавно он перестраивался. Представляет собой белый резной алтарь на каменной возвышенности с несколькими ступеньками. Сюда паломники приходят, чтобы помолиться и забыть всю мирскую суету перед посещением главной святыни. Дорога между Pura Pasar Agung и Pura Pucak Bisbis идет через джунгли, во время дождей тропу подтапливает. Так что идти по ней довольно трудно.
Pura Lempuyang Luhur
От последнего храма сюда нужно идти еще 800 метров. Большая часть пути – каменные ступени. На такой высоте нередко бывают туманы, иногда мимо даже проплывают облака. Поднявшись на самый верх, вы увидите традиционный балийский храм с расколотыми воротами. Внутри есть беседка для медитации, алтари для подношений и пагоды. Отсюда открывается потрясающий вид: с одной стороны — на гору Агунг и храм Бесаких, с другой – на город Амлапура и океан. Внизу под вами простираются тропические джунгли, за ними – рисовые террасы и пальмовые рощи. Перед глазами открывается почти вся восточная часть острова.
Возле входа в храм растет бамбуковая роща. Деревья накапливают в своем стволе воду. Она считается священной и носит название Tirta Pingit. Во время праздничных церемоний священник срезает бамбук и окропляет всех верующих святой влагой. Остатки собирают в большие емкости, они хранятся в здании Pingleih Tirta Pingit на территории храма.
ЗНАЧЕНИЕ ХРАМА
Полное название храма Лемпуянг — Pura Sad Kahyangan Lempuyang Luhur. Самый популярный его перевод – «Небесное головокружение» (Luhur – небесный, Lempuyang – головокружение). В справочнике Управления культуры острова (1998 год издания) имя святыни расшифровывается по-другому: Lampu переводится как «сияние», а Hyang – как «обожествляемый дух предков». Общий смысл – «свет Бога, который ослепительно сияет и освещает все вокруг».
Посвящен храм единому Богу Ишвара (Dewa Iswara) – создателю вселенной. Иногда его знают под именем Sanghyang Widi Wasa или Sang Hyang Widhi Wasa (Всемогущественный Бог). Его нередко изображают в виде обнаженного человека в окружении языков пламени. Традиционные Падмасаны (лотосовые троны), которые можно увидеть почти в каждом балийском храме, также являются символом Ишвара. Для того, чтобы вы лучше поняли его значения, нужно объяснить некоторые особенности индуистской философии, а также ее местную интерпретацию.
Особенности балийского индуизма
В индуистской монотеистической философии бог Ишвара является единственным. Все остальные – это только его проявления, воплощения, или аватары. Такую концепцию признает лишь часть философских школ, включая балийскую. Также понятие единого бога (Творца Вселенной) присутствует в буддизме.
Балийский вариант индуизма называется Agama Hindu Dharma. Он является смесью монотеистического шиваизма, буддизма и местных верований.
Основные постулаты религии:
Существует один высший бог, от которого произошел весь мир.
Концепция тримурти (трех богов) – Брахма (создатель), Вишну (жизнь) и Шива (разрушитель). Все они являются воплощениями Всемогущественного Бога. Отвечают за бесконечные рождения и смерти на Земле, поддерживают мировое равновесие. Концепция также разделяет Вселенную на миры богов (живут в горах и на небесах), людей (на равнинах) и демонов (обитают в море).
Душа, или атма – универсальный принцип жизни и сознания.
Карма – совокупность человеческих деяний, которые влияют на последующие жизни.
Сансара – круговорот бесконечного цикла жизни и смерти.
Мокса – избавление от сансары.
Усиление идеи индуистского монотеизма и Единого Бога произошло на острове сравнительно недавно, хоть в местной религии она присутствовала уже несколько столетий. После войны независимая республика Индонезия приняла принцип свободы вероисповедования. Но религии, которые признавались государством, должны были быть монотеистическими. В перечень вошли ислам, христианство (католицизм и протестантизм), буддизм, индуизм.
Семь храмов комплекса Pura Luhur Lempuyang на острове Бали
Храм Пура Лемпуянг находится рядом с деревней Тирта Гангта, в восточной части острова, неподалеку от Агунга. Это, по мнению местных жителей, самый важный и самый древний храмовый комплекс на Бали. Этот храм — одна из основных святынь, поддерживающая духовное равновесие острова Бали.
Считается, что Pura Luhur Lempuyang защищает остров от злых духов, поэтому называют это необыкновенное место «лестницей в небо», «Дорогой в облака» или «Небесное правосудие».
Первое упоминание о храме в летописях – с 1072 года
По легенде, бог Pacupati решил уберечь Бали от землетрясений и бедствий, для этого он отправил своих с детей на три самые высокие вершины — Hyang Putra Jaya на Агунге, Dewi Danu на Батуре, а Hyang Gni Jaya на Лемпуянге. Они должны были обеспечить равновесие на острове. Затем в этих местах были построены храмы.
В храмовый комплекс входят 7 храмов, каждый из которых называется по-своему, по расположению каждый последующий выше предыдущего. Гора, на которой он находится, условно поделена на три части. Богу Брахме посвящена самая нижняя часть, богу Вишне – средняя, а богу Шиве — самая верхняя часть.
Между собой эти храмы соединены лестницами и лесными дорожками. По разным версиям количество ступенек, которые ведут к главному храму разное от 1500 до 1800. Точно их сосчитать еще никому не удавалось.
Обзор и подробности
— Пура Лемпуянг — это самый нижний первый храм, к нему можно подняться по трем параллельным лестницам. Центральная лестница (средняя) предназначена исключительно для священников, а левая и правая для посетителей. Лестницы украшены скульптурами змеев Нагов из мифов и сценами из Рамаяны. Расколотые ворота означают своеобразный баланс (равновесие) сил как в природе, так и в жизни. Ворота украшены изумительной резьбой, создается впечатление, что они парят в воздухе над холмами. Здесь паломникам предстоит помолиться и очистить душу перед восхождением. Территория поделена на три двора.
— Pura Telaga Mas – в переводе означает «храм золотого озера». Поднимаясь выше — оказываемся на развилке. До верхнего храма можно добраться, если идти по большому кругу сквозь джунгли, по пути будет еще три храмовых сооружения, дорога займет около 6 часов. Можно сократить время подъема в половину и подниматься по ступеням. «Золотого озера» здесь нет, есть несколько алтарей, изготовленных из цемента. В лесу есть водоемы с золотистыми лягушками. Этот вид лягушек встречается только в этом месте на острове.
— Pura Telaga Sawangаn – «храм волшебной воды» здесь находится источник, который никогда не пересыхает. Вода стекает по горному склону в бассейн с лотосами и «поющими» лягушками. На территории находятся несколько алтарей — это места для очищения паломников перед дальнейшим восхождением.
— Pura Lempuyang Madya – это четвертый храм, который находится на крутом склоне, также его называют храмом молодоженов (из-за расположенных внутри двух статуй новобрачных), здесь можно помолиться о счастье в семейной жизни.
— Pura Pucak Bisbis – поднимаясь к этому храму дорога становится все круче. Как и в других храмах, территория делится на три маленьких двора.
— Pura Pasar Agung — шестой храм, который представляет собой алтарь белого цвета на возвышенности из камня перед главной святыней. Дорога в главный храм (800 метров!) довольно сложная, по джунглям, а в сезон дождей ее размывает, и она становится почти непроходимой.
— Pura Sad Kahyangan Lempuyang Luhur – седьмой храм, он необыкновенной красоты, находится на горе Лемпуянг (высота над уровнем моря – 1058 метров). Здесь часто бывают туманы и низкие облака. На самом верху находится величественный храм с расколотыми воротами. С высоты открывается потрясающий вид на пальмовые рощи, рисовые террасы, храм Бесаких и гору Агунг. Возле храма растет бамбуковая роща. Из бамбука добывают воду, и по мнению верующих эта вода святая. Ею во время церемоний священник окропляет всех, кто приходит в храм.
Туристам, прежде чем идти в храм, следует ознакомиться с правилами поведения
Важно соблюдать:
— нужно проявлять уважение к традициям местного населения, это является ключевым моментом на пути к пониманию — заходить в святилище следует в специальном одеянии (саронг), по сути это кусок хлопчатобумажной ткани. Мужчины обматываются вокруг пояса, а женщины — выше груди. Традиционную одежду можно на месте взять напрокат или привезти с собой.
Как добраться?
Проще всего добраться до храма на автомобиле из Амлапуры в сторону Амеду. Затем повернуть (согласно дорожным указателям) в сторону Ngis, проехав 2 километра поднимаемся по горному серпантину на KEMUDA, едем еще 2 километра. Ну, а до храма идем пешком в гору.
Храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang) – уникальнейшая святыня, вокруг которой первозданная природа. Восхождение поможет вам понять, прочувствовать и оценить балийскую культуру.
Храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang)или Небесное головокружение
Просмотров статьи: 28 236
Я хочу вам рассказать об одном чудесатом месте острова Бали, где мы любим бывать. Это храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang), который находится на высоте 1058 над уровнем моря, на горе Лемпуянг. Гора находится на востоке острова Бали, в провинции Карангасем. Эта провинция богата на красивые достопримечательности Бали. Я вам уже рассказывала про водные дворцы Уджунг и Тирта Ганга. А сегодня приглашаю прогуляться с нашей семьей в сакральное место острова Бали, на гору Лемпуянг!
Храм в Облаках.
«Лестница в небо», «Дорога в облака» — так называют это невероятно волшебное место. Оно погрузило нас в другую реальность, другое измерение, наполнило вдохновением. Представьте себе, даже имя храма Лухур Лемпуянг, по одной из версий, можно перевести, как «небесное головокружение». «Luhur» обозначает «небесный», а «Lempuyang» головокружение. Так оно и оказалось.
Поход был наш чудесный. Мы словно путешествовали в мире добрых духов. Среди духов гор, деревьев, ветра и дождя. Дух тумана обволакивал нас своим дымчатым покрывалом, дождь накрапывал мягко и заботливо, оберегая нашу маленькую принцессу от лишней влаги. Дух земли вел нас нежно по тропинкам и указывал правильное направление, поддерживал на скользких ступеньках, рассказывал истории о древних событиях, происходивших здесь.
Мы шли по ступенькам, тропинкам, дорожкам вверх, вниз, и опять вверх. Мы попадали в разные реальности, где-то был дворец бракосочетания, где-то волшебный пруд, где-то портал в невидимое пространство. Попав в конечную точку, мы находились в храме, где рос священный бамбук, который рождается в святой воде, копит её в своем стволе и выливается целительной влагой на людей, нуждающихся в ней.
Впрочем, давайте расскажу все сначала. Я проведу вас по горе Лемпуянг вместе с нами. Думаю, вы получите удовольствие от путешествия. И ощутите энергию этого пространства. Сопровождать нас будут духи горы, деревьев, дождь, ветер и туман. Ветер будет петь песни. Солнце выглядывать и радовать своей улыбкой. Великий Агунг будет наблюдать за нами, на протяжении всей дороги, подмигивая с хитринкой в глазах.
Внизу горы Лемпуянг сидит улыбчивый хранитель пути, рассказавший нам о разных возможностях подъема, о храмах горы, дал карту и добрые пожелания.
Оказывается, путь будет интересный. Помимо главного храма Лемпуянг, нам на пути встретятся ещё шесть храмов.
Расколотые вотора с видом на вулкан Агунг.
Путь к вершине горы Лемпуянг начинается с деревенского храмика. Поднимаемся дальше по лесенке наверх и попадаем в необыкновенно красивый многоуровневый храм под названием Pura Penataran Agung. Я влюбилась в его ворота! Чанди Бентар — традиционные расколотые ворота Бали. Они символизируют равновесие сил в мироздание, в природе, в жизни.
Ворота Чанди Бентар символизируют космическую гору знаний, расколотую на две части. Половинка «добра» и половинка «зла» — силы, символизирующие основополагающие энергии Вселенной.
Этот Чанди Бентар невероятный. Можно стоять между половинками ворот и смотреть на великую гору Агунг, мимо которой проплывают облака, а на них сидят ангелы и насмешливо улыбаются. Проходишь через волшебные ворота и (у меня есть подозрение) я словно прохожу некий портал, магический круг, где выдают мне карту, одевают специальную одежду, где меня записывают в сакральный журнал, и я попадаю в некую библиотеку знаний.
Возможно, те храмы, которые мы видим физическим зрением, выглядят немного иначе на самом деле. На некоем невидимом уровне, в который кто-то верит, а кто-то нет — можно увидеть не храм, а сияющий купол, например, внутри которого кипит бурная деятельность. Думаю, это касается не только храмов, а многих природных объектов.
Поэтому, мы попадаем в храмы, которые могут кому-то показаться очень похожими друг на друга. Это, как обложка книги, её название, заголовок. Да, ведь все книги немного похожи своей обложкой, не правда ли? Только названия отличаются. Но вот содержимое? Оно разное. И не открыв книгу, невозможно познать её содержание.
Я не храмовый человек, скажу вам честно. Я люблю природу. Люблю взаимодействовать с землей, разговаривать с деревьями, обнимать солнце, петь песни вместе с морем. Я люблю общаться с невидимым миром, с пространством, с духами гор и озер. Так, как умею. Не скажу, что я мастер в этом вопросе. Скорее, подмастерье, а мой мастер — это природа и мир вокруг.
Но когда мы изучаем и проникаемся пространством, где путешествуем (а сейчас это Бали) — мы стараемся пройти по всем изведанным и неизведанным тропинкам, куда нас тянет внутренний голос. Храмы, балийская религиозность, балийцы — это некое триединство. Нельзя понять пространство Бали, не соприкоснувшись с их духовностью, храмовостью, ритуальностью. Их пониманием невидимого мира. Поэтому эти энергии посетили и наше пространство, переплелись в общем танце, заинтересовали нас.
Общение балийцев с невидимым миром меня завораживает. С молоком матери они впитали взаимодействие с духами острова, с энергиями стихий природы, энергиями духов предков. Часто, они делают это автоматически, бессознательно, но согласитесь, какая чудесная бессознательность, больше бы такой.
И находясь в таком пространстве, ты словно находишься в сказке, начинаешь в ней жить и хочешь дочитать эту историю до конца, понять её, прочувствовать, рассмотреть подробнее.
Я одета в традиционную балийскую одежду, которую мы купили специально для посещения храмов, различных церемоний и торжеств. На мне белоснежная кебайя — приталенная красивая блуза. Она бывает разных цветов — желтая, ярко-розовая, красная, зеленая. В белых кебайях женщины часто приходят в храм. Я купила именно белую кебайю — это мой любимый цвет, помимо желтого и оранжевого.
Обязателен пояс, которым подпоясываешь кебайю, и который, в то же время, слегка поддерживает саронг. Саронг — полоса хлопчатобумажной ткани, которая обертывается вокруг пояса. Когда все элементы балийской традиционной одежды вместе, в комплекте, это выглядит красиво. Всем женщинам очень к лицу балийский традиционный костюм, они выглядят в нем невероятно женственно, несмотря на комплекцию или возраст. Волосы балийские женщины закалывают в пучок или конский хвост, украшают цветами франжипини.
Здесь, на Бали, франжипани — любимый всеми цветок. Франжипани, он же плюмерия, он же Лилавади в Таиланде, он же цветок дерева Чампа в Индии. На Бали его называют Джепун. Это главный цветок для всех церемоний, им украшают дом, он обязателен в корзиночках для подношений, им украшают волосы. Цветок франжипани держат в руках при молитвах. Даже мужчины носят эти цветы за ухом. Дерево франжипани тут популярное, его сажают в садиках домов. Цветы собирают, и никогда не выбрасывают, а всегда преподносят «божественному» вокруг.
Так вот, я иду в балийской одежде, и лица встречающихся балийцев озаряются искренними улыбками.
– Ты выглядишь, как балийская девушка. У тебя муж балиец?
Спасибо! Нет, не балиeц?.
– У тебя есть муж? (балийцам очень важно знать, что человек — не один, что у него есть семья).
– Да, есть, вон он (показываю на Сашу, который фотографирует церемонию)
– А как долго будете ещё жить?
– Не знаю, может быть еще год.
– Но почему ты в кебайе?
– Но туристы редко одевают кебайю, только саронг. Ты хинду?
– Нет. Просто уважаю ваши традиции.
– Ты молодец, красивая в этой одежде, носи её всегда.
И так всю дорогу, все делают комплименты. Уважение к традициям народа, куда ты приехал в гости — это всегда ключ понимаю и хорошему настроению. Всем рекомендую, если решите посетить остров Бали одевать в храмы местную, традиционную одежду. Балийцы радуются и духи острова довольны.
Прощаемся с прекрасными воротами «Чанди Бентар» и направляемся к трем роскошным лестницам, ведущих нас к следующему балийскому храму. Кстати, три лестницы вверх символизируют «тримурти» — единство души, мира физического и духовного.
три лестницы вверх символизируют «тримурти»
Красота балийских храмов
Поднимаемся по лестнице. Оборачиваемся назад. Какая красота осталась там позади. Великий Агунг украсил себя облачками и приветливо улыбается. Хочется стоять и непрерывно любоваться этой умиротворяющей картиной. Но нужно идти вперед. Эх, иногда так трудно расстаться с тем, что уже прошло. Особенно, когда оно такое волшебное. Есть мудрость, которую мы постигаем каждый день — уметь отпустить и пойти дальше. Поэтому, идем дальше.
1700 ступеней вверх к храму в облаках.
Вулкан Агунг на горизонте
Мы прошли несколько храмов по пути.
И продолжали идти дальше, а природа вокруг начинает менять свои очертания. Появились необычные для горной местности мангровые деревья, с множественными воздушными корнями.
Отовсюду стал появляться туман. Он стал приходить и клубиться вокруг нас, как неоткуда, внезапно, неожиданно. Он концентрировался нежно вокруг, обволакивал и подталкивал идти дальше. Он вился белыми кольцами вокруг, оседал седым снежком на плечах, он пах влагой и свежескошенной травой, которой тут не было в помине. Мы любим туман, он придает сказку пространству. Он навевает загадку, окружает таинственностью.
Ветерок тоже оживился. Начал играть с нами, радуюсь гостям. Он шевелил и раскачивал деревья, шумел и свистел, привлекая к себе наше внимание. Он окроплял дождем и летал вокруг нас, перебирая наши волосы.
«Мы в сказке, мы в сказке» — говорила я, смеясь. — Здесь живут лепреконы, определенно. Они варят свое вино из одуванчиков, и дают выпить его странникам, чтобы наполнить их эликсиром удачи. И ты будешь чувствовать уверенность во всем, действовать во всем правильно, верно. В нужное время, в нужном месте».
Pura Luhur Lempuyang или храм в облаках.
Лепреконы застенчиво прятались и прикидывались местными жителями, которые возникали перед нами, после некоторых крутых восхождений, скользких тропинок, мокрых дождинок, неожиданно продавая горячий балийский кофе и булочки.
Конечно, мы не отказывались. Спасибо, добрые человеки. После вкусной булочки и горячего кофе (у балийцев это самый популярный напиток, чая не найдешь, а вот кофе будет продаваться везде, даже… на высокой горе в малолюдном месте) можно идти дальше.
Последние несколько сот метров. И мы на вершине. Вот она, конечная точка нашего маршрута, храм Лемпуянг. Не просто храм Лемпуянг, а Pura Sad Kahyangan Lempuyang Luhur. А знаете, почему такое длинное название, откуда взялось загадочное «Sad Kahyangan». Это обозначает, что этот храм входит в шестерку самых сакральных и почитаемых храмов Бали. Вот какой он непростой, храм Лемпуянг!
А мы окутаны туманом, мы смотрим на облака, которые плывут сквозь нас с огромной скоростью. Мы слушаем шум ветра и шорох деревьев вокруг. Что они нам расскажут?
А вот и священный бамбук. Он мил, изящен и грациозен. Он вырос в святых балийских водах и вобрал в себя эту святость. В специальные церемониальные дни педанта (священнослужитель) открывает бамбук и окропляет пришедших людей этой водой, находящейся внутри него. Этим и знаменит этот храм. Святой водой из священного бамбука!
Мы сидели около бамбука, отдыхали после 1700 ступенек +. Мы смотрели на проплывающие сквозь нас облака. Вернее сказать, не проплывающие, а проносившиеся. Они неслись, как дикие кони. Ветер гнал их на всей скорости и показывал нам завораживающие 3D картинки, когда облака летят сквозь тебя, а ты не можешь отвести взгляд от этого зрелища.
Как красиво. Как вдохновляет. Благодарим тебя ветер! Благодарим вас облака! Благодарим вам духи природы, духи горы за водопад энергий, который мы чувствуем сейчас!
В таких местах вдохновение бьет ключом, разливается озерами, течет широкими реками. Моя фантазия уже строчит истории, идущие из глубины подсознания. «Дайте перо и бумагу, я услышала сказку, хочу её записать» — кричу я в подобных ситуациях. Но бумаги и ручки, конечно, нет.
И ты просто пытаешься уловить послания, отчетливо приходящие изнутри. Запомнить и восполнить на бумаге можно и позже, что получается, однако, не всегда. Как белые облака, проплывающие мимо, так и сказочные послания стираются из памяти. Надеюсь, немного я смогла передать атмосферу и настроение волшебной горы Лемпуянг, друзья. Хочется, передать вам частичку волшебства, чтобы вы посетили нашу сказку!
Храм в облаках: полезная информация.
Для восхождения на вершину горы Лемпуянг к храму Лемпуянг вам нужно 2-3 часа по короткому пути, напрямую от основания горы к храму. Либо 3-5 часов, если вы решите пойти длинным путем, обходя все храмы по пути. Вход – донейшн. Гугл-координаты: храм на вершине -8.395321, 115.648112, парковка -8.390814, 115.629556
Вы можете посетить головокружительный “Храм в Облаках” в составе организованной экскурсии на Восток остова (нажмите на картинку ниже).
С любовью и благодарностью, автор блога про остров Бали – Наталия Любимова
Храм Лемпуянг на Бали
Храм Лемпуянг — старейшее религиозное строение на Бали, которое входит в десятку главных храмов острова. Найти его можно на востоке Бали на вершине горы, которая называется также как и сам храм. На знакомство с комплексом у вас уйдет несколько часов, но эмоции, полученные здесь, вряд ли удастся с чем-то сравнить. Сегодня я расскажу, что собой представляет данная святыня и как до нее можно добраться.
Описание
Современный религиозный комплекс Лемпуянг включает 7 отдельно стоящих святынь. Как я уже отметила, находятся все они на горе, которая носит имя храма. Условно расположение храма подразделяется на три отдельных части. Самый нижний ярус посвящен богу Брахме, следующий – Вишну, а самый верхний – Шиве. Между храмами проложены лесные тропинки, либо же каменные лестницы, что облегчает перемещение между ними. Чтобы добраться до самой главной святыне, придется преодолеть высокую лестницу. По разным источникам в ней от 1600 до 1850 ступеней. Когда будете подниматься, попробуйте посчитать, может быть, у вас получится. Я этот момент упустила.
Чтобы попасть к вершине храмового комплекса, можно воспользоваться двумя маршрутами:
- Короткий. На его преодоление потребуется не менее 2-х часов, но он ведет прямо к вершине.
- Длинный. Проложен через джунгли, что позволяет на пути познакомиться со всеми святынями комплекса. Будьте готовы, что на его преодоление потребуется от 4 и более часов. Точное время будет зависеть от вашей физической выносливости.
По дороге, которая ведет к храму, существует еще несколько ответвлений, с помощью которых можно немного сократить время в пути. Именно поэтому в некоторых источниках можно встретить информацию, что к храму существует 4 маршрута.
Давайте посмотрим, что представляет собой каждый из 7 храмов комплекса:
- Пура Пенатаран Агунг Лемпуянг находится в самом начале пути. Его вы сможете увидеть, не зависимо от того, какой путь выберете дальше. К сожалению, многие туристы, добравшись сюда, возвращаются и не желают продолжать свое путешествие, решив, что и этой красоты им вполне достаточно. Для паломников данное место играет очищающую роль, они здесь задерживаются, чтобы помолиться и очиститься и только после этого они продолжают свое восхождение. Данный храм включает в себя внешний, внутренний и средний двор. Во внутреннем дворике расположены статуя бога Кришну и пагоды.
- Pura Telaga Mas – название данного храма имеет дословный перевод «золотое озеро». Благодаря тому, что к нему ведет асфальтированная дорога, сюда можно добраться, как на байке, так и пешком. Храм представляет собой пару алтарей, выполненных из цемента. Находятся они немного выше предыдущего храма. Вблизи святыни работает небольшое местное кафе, где можно приобрести прохладительные напитки и легкие закуски. Обратите внимание, что именно здесь дорога разделяется на две части. Если на развилке вы свернете налево, то прямой дорогой направитесь к главному строению храмового комплекса. Если решите воспользоваться правой тропинкой, то сможете увидеть и остальные святыни Лемпуянга.
- Pura Telaga Sawangan будет следующим строением, которое встретится на вашем маршруте. На его территории находится родник, вода в котором сохраняется даже в период засухи. Из родника вода попадает в небольшой пруд, покрытый лотосами. Здесь многие паломники также проходят этап очищения. В пределах храма вы сможете встретить большое количество макак. Несмотря на то, что они не настолько наглые, как в других аналогичных местах Бали, близко приближаться к ним не стоит.
- Pura Lempuyang Madya – данный храм расположен буквально в нескольких шагах от предыдущего. С его территории открывается панорамный вид на окрестные территории. В нем находится 2 статуи новобрачным, благодаря чему святыню часто именуют «храмом молодоженов». Территория Lempuyang Madya не очень ухоженная. Несмотря на то, что она выложена плиткой, во многих местах виднеются участки, поросшие травой. На территории храма много пагод, состоящих из 2-х или 3-х ярусов.
- Pura Pucak Bisbis. К данному храму ведет уже более крутая дорожка. Территория его небольшая, тем не менее, она также подразделяется на три отдельных дворика. На входе установлены ворота. Внутри есть алтарь.
- Pura Pasar Agung – предпоследний храм. Его территория также небольшая, недавно здесь проводились строительные работы. Храм представляет собой резной алтарь белого цвета, установленный на возвышенности. Чтобы сюда попасть, придется идти через джунгли. Обратите внимание, что во время дождя дорожка часто размывается, что затрудняет проход по ней.
- Pura Lempuyang Luhur. Чтобы попасть к нему, придется пройти еще около километра. Большая часть пути будет состоять из ступенек. Не удивляйтесь, если вам придется пройти через облака или столкнуться с туманом. Для такой высоты это явление считается нормальным. На самой вершине вы увидите храм, выполненный в традиционном для Бали стиле. Вход в него украшают расколотые ворота. Во внутреннем дворе расположена беседка для медитаций, установлены пагоды, а также есть места для подношений. В хорошую погоду отсюда можно наслаждаться великолепными видами на гору Агунг и город Амлапура. Если посмотреть вниз, то вы увидите джунгли и рисовые террасы. Около храма растет плантация бамбука.
История храма
Как гласит легенда, святыня в этих местах находилась еще до того, как на остров пришел индуизм, то есть примерно 2 тысячи лет тому назад. Более достоверные сведения сообщают, что строительство храма Лемпуянг происходило примерно в XI веке. Первые упоминания о нем были найдены в летописях 1072 года.
В тот период велось активное строительство храмов в горной местности, а именно на вершинах холмов. Давние правители в один голос утверждали, что все горные вершины на Бали образовались в результате раскола священной горы Меру.
На острове есть еще одна легенда, касающаяся горных пиков. Совсем давно бог Пакупати заметил, что территория Бали регулярно подвергается мощнейшим земным колебаниям. Он послал 3-х своих сыновей, чтобы те расположились на высочайших горных вершинах острова – Агунге, Батуре и Лемпуянге. Их присутствие должно было установить равновесие на Бали. Спустя какое-то время во всех этих местах были возведены храмовые комплексы.
До середины ушедшего столетия Лемпуянг практически полностью был разрушен. В местах, где когда-то были святилища, остались каменные груды, со всех сторон заросшие густыми деревьями. Но спустя какое-то время практически все строения восстановили. Следовательно, практически все здания, расположенные в пределах комплекса, являются современными, а над некоторыми до сих пор продолжаются реконструкционные работы. Во время проведенных работ некоторые строения пришлось заменить на новые, но это никак не отразилось на роскоши и изяществе храма. Он даже в таком виде выглядит великолепно.
Время работы и цены на билеты
Для посещения территория храма открыта с 8 утра до 5 часов вечера. На входе вы можете взять карту с детальным описанием его территории. Гулять по комплексу нужно в саронгах, его можно привести с собой либо взять в аренду за 10 тысяч рупий на месте.
Вход в сам храм является бесплатным, но, как и во всех других аналогичных местах, посетителей просят оставлять пожертвования. Данная сумма не контролируется и зависит от личных предпочтений. Первые храмы для гостей открыты постоянно, а вот самый главный во время больших религиозных мероприятий закрывается, на его территорию могут попасть только паломники.
Как добраться?
Попасть в Лемпуянг можно двумя способами:
- Автобус отправляется ежедневно в 7 часов утра с Куты. Компания-перевозчик – Перама. Стоимость билета 150 тысяч рупий.
- Собственный транспорт. Это один из самых удобных вариантов. Во-первых, получается достаточно экономно, во-вторых, вы не от кого не зависите по времени. Комплекс находится в 10 километрах от водного дворца Тирта Ганга. Выехав в северо-восточном направлении по Jl. Abang, вам достаточно будет двигаться по указателям. Они доведут вас до нужного места. От Денпасара храм отдален на 75 километров, будьте готовы потратить на дорогу не менее 2-х часов.
- Такси. Удобный, но довольно дорогой вариант.
- Поехать вместе с экскурсией. Если вы выберите этот вариант, то кроме храма Лемпуянг увидите водные дворцы, Гоа Лавах, посетите шоколадную фабрику и многое другое. Заказать экскурсию на восток Бали можно на этом сайте.
Храм Лемпуянг на карте
На этой карте я отметила расположение данного храма.
Мы с вами познакомились с еще одним удивительным храмом на Бали. Включите его в список обязательных для посещения мест. Несмотря на то, что на знакомство с ним вам придется потратить большую половину дня, оно того стоит. Мало того, что здесь красивая архитектура, так еще и с вершины открываются потрясающие виды на окрестности.
Топ-12 храмов Бали: Лемпуянг, Пура Танах Лот, Улун Дану и другие
Бали считается островом храмов и на нём действительно находится до 11 тыс. таких строений, от небольших и скромных до богатых и крупных. Они представлены самыми разнообразными видами: домовые, королевские, речные, деревенские, островные.
С ними связано множество легенд и примет. В статье описаны популярные храмы на острове Бали, которые пользуются огромной популярностью как среди туристов, так и среди местного населения.
Особенности храмов острова Бали
Местные храмы представляют несколько религиозных течений:
- буддизм;
- индуизм;
- ислам.
Это хорошо прослеживается в их отделке, архитектуре, украшениях и посвящениях божествам. На Яве в большей степени господствует ислам, а Бали все ещё сохраняет верность индуизму, брахманизму и традициям язычества.
Балийские храмы имеют отличительную особенность — они представляют собой не цельное помещение, а алтарь под открытым небом с огражденной площадкой вокруг. Также для них характерна ступенчатая структура, отделяющая части, принадлежащие богам и уровни, относящиеся к людям.
И если посмотреть на карту с храмами острова Бали, то картинка будет усыпана отметками место-расположений этих достопримечательностей.
Некоторые строения закрыты для туристов, в них могут входить только верующие.
Мировую известность имеют храмы на Яве: Прамбанан, Боробудур.
Обзор самых популярных священных мест с фото
Из множества храмовых комплексов острова можно выделить наиболее посещаемые и интересные для туристов.
Пура Лемпуянг
Temple Lempuyang один из 6 основных сакральных балийских храмов. Для входа в него нужно подняться на 1500 ступеней, строение расположено на горе Bisbis высотой в 900 метров.
Не каждый турист решится на такой подъём, но Пура Лемпуянг не зря зовётся «Дорогой в небеса» — тяжёлое испытание приносит ценную награду. В комплекс входит 7 небольших построек. Нижний ярус прославляет бога Брахму, средние здания относятся к Вишну, а верхний уровень посвящён Шиве.
Места молений здесь закрыты для туристов, а также существует дресс-код: необходимо надевать саронг. Специальный элемент одежды можно арендовать у входа за 10 тыс. рупий.
- Адрес: On top of Mt. Lempuyang, Карангасем 80852, Индонезия.
- Часы работы: 7:00-17:00. Но можно посетить святыню и в 5 утра.
- Вход бесплатный, при желании можно оставить пожертвования служителям.
Индонезия известна всем своими действующими вулканами: Мерапи, Бромо, Кракатау (координаты, извержение).
Смотрите храм Лемпуянг на видео:
Пура Улун Дану на озере Бератан (Братан)
Индуинская святыня, стоящая на озере Бератан (Братан), часть строения располагается прямо над водой. Постройка возведена примерно 400 лет назад и посвящена богине воды Дану. По легенде, купание в озере дарует вечную молодость.
На территории комплекса имеются:
- магазин сувенирова;
- лодочный прокат (прогулка по озеру 150 тыс. рупий);
- ресторан;
- детская площадка.
Улун Дану также изображён на купюре местной валюты в 50 тысяч.
- Адрес: Jl. Raya Candi Kuning, Табанан 82191, Индонезия.
- Часы работы: 8:00-18:00.
- Билет стоит 100 000 рупий. Для большой компании возможна значительная скидка.
Путешественникам по Индонезии рекомендуем посетить: остров Сулавеси, Бандунг, Убуд на Бали, парк Комодо, достопримечательности районов Бали, Джакарта.
Улун Дану показан на любительском видео:
Бесаких
Большой комплекс, состоящий из 22 построек, называют «Матерью храмов». Он раскинулся у основания вулкана Агунг.
Если происходит извержение, то святыня на некоторое время закрывается для туристов, проводится очистка территории от осевшего пепла. Комплекс Pura Besakih был практически разрушен после выплеска лавы в 1963, но его смогли восстановить. Всего история святилища насчитывает 2 тыс. лет. Оно создано из лавовой породы и имеет 6 террас разного уровня.
У некоторых зданий также присутствует многоярусные крыши. Изначально это были строения-мегалиты, но с 1286 года здесь начали проводить ритуалы и молебны.
Большое скопление скульптур представляет местных божеств, которые, по легенде, строили этот храм. Уровень строения определяет его значимость. Верхнее белое святилище прославляет Шиву.
- Адрес: Jl. Raya Besakih, Карангасем, Индонезия.
- Часы работы: 7:00-22:00.
- Стоимость билета: 60 000 рупий (включено само посещение строения, доставка до входа от парковки и саронг). Услуги гида стоят 5 тыс. рупий.
Гоа Лавах
Святилище считается пристанищем летучих мышей, лабиринты пещер густо населены этими крылатыми созданиями. Балийцы считают этих животных священными и приносят им подношения.
Храмовые лабиринты породили большое число легенд. Считается, что в них спрятаны немыслимые сокровища, которые охраняются ужасными змеями. Так же ходят слухи о существовании туннеля, ведущего в храм Бесаких.
В запутанных пещерных коридорах периодически пропадали люди, в результате власти Индонезии установили запрет на их исследование.
- Адрес: Jl. Raya Goa Lawah | Pesinggahan, Dawan, Индонезия.
- Часы работы: 8:00-17:00.
- Стоимость билета: 50 тыс. рупий.
Пура Лухур Улувату
Храмовая постройка на юго-западе полуострова Букит стоит на небольшой скале. Название переводится как «на краю камня». Входит в шестёрку охранных святынь острова и посвящён богу Рудре.
На территории водится большое количество обезьян, поэтому во время экскурсии следует тщательнее смотреть за мелкими личными вещами и гаджетами, иначе можно остаться обворованными.
Раньше святилище могли посещать только представители королевской семьи, но в начале XX века оно было открыто для местных жителей, а к концу столетия — туристам.
Но путешественникам доступен только передний двор с видом на океан, остров и внутреннюю территорию, где совершаются ритуалы.
Перед закатом проходит шоу с балйиским традиционным танцем Кечак, которое также могут посетить заинтересованные гости.
- Адрес: Jl. Raya Uluwatu | Southern part of Bali, Пекату 80361, Индонезия.
- Часы работы: 8:00-18:00. Рекомендуется выбрать время ближе к заходу солнца.
- Стоимость входа: 20 000 рупий (саронги дают бесплатно).
Полюбоваться закатом с храма Улувату вам поможет видео:
Гоа Гаджах
Другое название «Слоновая пещера», святыня, начавшая свою историю в IX в. Считается, что строительством святыни занимались коренные островные народы Бали ага.
Здание маленькое, с небольшим парком для медитаций. Дорожка из камня спускается по парку до входа в пещеру, оформленного в форме головы злобного духа.
В пещере стоит индийский лингам (обозначение детородности Шивы) и статуя божества Ганеши, принимающего образ слона.
- Адрес: Jl. Raya Goa Gajah | Desa Bedulu, Убуд 80581, Индонезия.
- Часы работы: 8:00-17:00.
- Стоимость билета: для взрослых посетителей — 30 тыс.; для детей — 15 тыс. рупий (до 3 лет можно проводить ребёнка бесплатно).
Свое видео сняли туристы при посещении храма Гоа Гаджах:
Пура Лухур Батукару
Еще одно древнее святилище IX века. Название означает «скалу из скорлупы кокоса».
Строение возведено в честь богини Маха-Дэви, защитнице острова от злых сил. Удивительно, что после постройки, район действительно не затрагивают извержения и землетрясения.
Комплекс окутан зеленью и напоминает красивый сад. В центре расположено главное святилище с пагодой в 7 ярусов, по периметру расставлены усыпальницы и башни.
- Адрес: Jl. Penatahan-Wongayagede, Penebel 82152, Индонезия.
- Часы работы: 8:00-17:00.
- Стоимость: 40 000 рупий за вход и 10 000 за аренду саронга.
Пура Кехен
Посвящён божеству огня — Брахме. Привлекает внимание громадный баньян, произрастающий на территории. На ветви дерева прикрепляются традиционные колокольчики kulkul против злых духов.
В комплексе присутствуют три храмовые зоны:
- внешняя — свободна для посещения;
- средняя — место приготовления к ритуалам;
- внутренняя — доступна лишь верующим.
Самая крупная башня, состоящая из 11 ярусов, воздвигнута в дар Шиве.
На площади комплекса также есть множество беседок для совершения ритуалов, 43 резных алтаря, бесчисленное количество статуэток.
- Адрес: Jl. Raya Bangli | North part of Bangli City, Кинтамани 80513, Индонезия.
- Часы работы: 7:00-18:00.
- Цена за вход: 30 000 рупий.
Тирта Эмпул
Святилище бога Индры или «святой воды», основанное в X веке. На территории расположены источники, которые, по преданию, имеют целебную силу. Местные жители проводят купания в их водах не менее двух раз в год.
В комплексе Tirta Empul Temple есть скрытые от туристов зоны для ритуалов, но вход к источникам свободен для всех. В них даже можно совершить омовение при желании, но для этого нужно взять с собой специальный саронг.
Пройдя по всем источникам, следует сменить одежду на сухую и надеть запасной саронг для дальнейших прогулок.
- Адрес: Тампаксиринг 80552, Индонезия.
- Часы работы: 7:00-18:00.
- Цена посещения: взрослым 15 тыс.; детям — 7,5 тыс. рупий. Платить нужно только за саронг для купания (10 тыс.), обычный выдаётся бесплатно.
Пура Таман Аюн
Красивый индуистский храмовый комплекс, называемый ещё как «великолепный сад», построен в первой половине XVII века специально для династии Менгви.
До окончания IXX века святилище считалось основным на Бали, входить в него могли только представители королевской четы. Попасть в храмовое помещение можно только по мостику, идущему через ров, наполненный водой.
На площади есть 4 зоны на разных уровнях, олицетворяющие ступень людей, божества и духовности. Здесь находит отражение вероисповедание балийцев. Два раза в год внутренний двор открывается для принятия церемониального шествия.
Начальный дворик доступен для всех, здесь демонстрируют свои работы местные художники и проводятся мастер-классы по балийской традиционной живописи.
- Адрес: Jl. Ayodya No.10, Менгви 80351, Индонезия.
- Часы работы: 8:00-18:00.
- Цена входа: 20 000 рупий.
Совершить прогулку по храмовому парку Таман Аюн вам поможет видео:
Гунунг Кави
Пещерный индуистский храм, высеченный в скале в XI веке. Также в монолите скалы вырезаны погребальные башни и барельефы, посвящённые правящей династии.
В восточной части установлены краны с водой, вытекающей из горных озёр. Она также считается святой и исцеляющей.
- Адрес: Sebatu, Тегалаланг 80511, Индонезия.
- Часы работы: 8:00-17:00.
- Цена билета: 15 000 рупий (включает аренду саронга).
Смотрите видео-обзор пещерного храма Гунунг Кави:
Пура Танах Лот
Культурное наследие ЮНЕСКО — известнейший храм Пура Танах Лот (Pura Tanah Lot Temple на Bali), располагающийся в юго-западной части острова. У коренных балийцев бытует мнение о том, что хотя бы раз в жизни каждый из них обязан посетить местную достопримечательность.
Местные жители уважают, чтут и невероятно гордятся своим наследием. Храм является действующим, здесь регулярно проходят службы и чтение молитв.
Возможность посещения храма регулирует сама природа. Дело в том, Tanah Lot Temple Bali располагается на скале, находящейся в 50 метрах от берега.
Любоваться достопримечательностью с берега возможно в любое время, а вот приблизиться к манящей красоте удаётся лишь во время отлива. К слову, и перевод названия с балийского означает «храм на острове среди моря».
История этого невероятного сооружения насчитывает более 5 веков. Исторический памятник сыграл особую роль в становлении религии на острове. Строение включает в себя несколько многоярусных башен, центральная из которых посвящена морскому божеству. Балийцы убеждены, что море — хранилище злых духов, поэтому священная постройка в море служит неким оберегом.
Другая башня возведена в честь священника Нирарта. Местные жители очень любят связанные с этим легенды и охотно делятся ими с любопытствующими туристами.
Одна из них поведает о выборе места строительства. Прибыв в эти места с целью укрепления индуистской веры (хотя на острове проповедовался и активно распространялся ислам).
Нирарта однажды прогуливался вдоль берега. Неожиданно он заметил луч света, исходящий из скалы неподалёку. Подойдя поближе, он наткнулся на родник. Сочтя это знаком, священник повелел построить храм именно здесь. Он существует и сейчас, и >каждый верующий, входящий в храм, должен испить отсюда.
Другое предание гласит, что постройку охраняют гигантские змеи, которых создал сам Нирарта для защиты от вандалов и воров. В пещерах под скалой, действительно, были обнаружены змеи. Правда, они считаются безобидными, но кто знает, что скрывается под легендой?
Существует версия, что инициатором постройки храма является не Нирарта, а обычные рыбаки. Молясь всё тому же морскому божеству, они просили у него благосклонности и хорошего улова, защиты от напастей и спокойного моря.
Местные жители устраивают здесь множество праздников, один из которых посвящён дате возведения храма и празднуется целых несколько дней. В это время туристам выпадает уникальная возможность полюбоваться богатым украшением Пура Танах Лот. В течение пяти дней подряд здесь звучит изумительная музыка, а яркие цветы и роскошные ткани, используемые в качестве украшений, вводят любого в эстетический восторг.
В период празднования принято доставлять храму богатые подношения. Несут их исключительно женщины и, как правило, на головах, так как, согласно поверью, намокнуть они ни в коем случае не должны.
Застать праздник достаточно проблематично, так как чёткой даты нет. Всё дело в том, что балийский календарь состоит из 210 дней. Но многие, пользуясь Интернетом, намеренно планируют путешествие под это грандиозное событие.
К сожалению, за последние десятилетия священное место стало изрядно обветшать, ветер и вода разрушили значительную часть постройки. Власти Бали не могли себе позволить дорогостоящую реставрацию ввиду бедственного экономического положения, но позже воспользовались щедрым предложением займа от Японии. Храм был восстановлен, но значительная его часть теперь состоит из искусственного камня. Тем не менее, вид хуже ни сколько не стал.
Священное место пользуется огромным спросом и является платным к посещению. Учитывая даже тот факт, что внутри могут находиться лишь священнослужители для несения службы и чтения молитв, туристы рвутся сюда, чтобы насладиться великолепием местных красот.
Другие интересные места
- Пура Батуан — возведён в XI веке, рядом есть статуя черепахи Бедаванг, олицетворяющая основу Вселенной.
Советы туристам
- Планируя посетить храм, узнайте заблаговременно, нет ли в этот день какого-либо праздника. Во время торжеств собирается очень много народа, и спокойно изучить древние строения не получится.
- Обязательно следует собрать в дорогу легкие закуски и чистую воду для питья.
- Стоит помнить, что женщинам нельзя приходить в святилище в период критических дней.
- Большую часть святилищ не допускается посещать без саронга.
- Не стоит спешить с приобретением билета для ребёнка. Часто местные не берут оплату за детей.
- В большинстве случаев гид для изучения достопримечательностей не потребуется, но можно нанять англоговорящего сопровождающего, если вы сами не знаете язык.
Заключение
Посещение сакральных древних храмов Бали позволит проникнуться историей и самобытностью острова, ощутить веяние культуры этого народа. Конструкции и строения из вулканических материалов хранят отпечатки веков, тайны и легенды древности, к которым интересно прикоснуться.
Венера
Школа Кундалини йоги
Храм Pura Lempuyang
Pura Lempuyang – храм на Бали, расположенный на вершине горы Bisbis в области Карангасем. Он считается одним из старейших на Острове. Ученые выяснили, что храм был построен еще в до-индуистскую и до-буддийскую эпоху на Бали. Поэтому можно предполагать, что в те времена он выглядел как скопление мегалитов.
Pura Lempuyang является святилищем Бога Ишвары (Dewa Iswara), хранителя и покровителя восточного направления Вселенной и места, откуда встает Солнце. Поэтому Ишвару еще называют Дева Савитри – Бог Солнца. Люди молятся Dewa Iswara, чтобы получить духовное руководство, куда двигаться дальше. Балийцы просят привнести в их жизнь Божественный свет, с помощью которого можно освободить свою Душу из тьмы невежества. Лишь тогда можно проживать настоящую жизнь, осознавая истину и привнося в мир гармонию. Вот почему на Бали наиболее часто можно услышать молитву именно Dewa Iswara. В книге, изданной Министерством культуры Бали в 1998 году, указано, что название Pura Lempuyang переводится как «священный Божественный свет» или «искра» Dewa Iswara.
Что касается самого храма, то Pura Lempuyang имеет очень высокий статус среди всех религиозных сооружений на Бали. В некоторых древних лонтарах (священных текстах) говорится всего лишь о трех сакральных храмах Бали – Пура Бесаких, Улун Дану Батур и Pura Lempuyang.
В 1950 году на месте храма можно было найти только древние развалины и фрагменты старинного сооружения. На Бали помимо времени, в разрушении древних построек играют роль ливневые дожди и частые землетрясения. Поэтому ясно, что тот храм, который мы видим сейчас – это реконструкция, начатая еще в 1960 году. Тем не менее, когда вы приедете в Pura Lempuyang, вы ощутите необыкновенную атмосферу этого места.
Сам комплекс состоит из семи храмов. Ближайший к парковке храм, до которого проще всего добраться, называется Penatarang Lempuyang. Он знаменит своими разделенными воротами «Чанди Бентар», сквозь которые в хорошую погоду виден великий Агунг. Обычно все туристы ограничиваются посещением этого храма и продолжают свое путешествие по востоку Острова Бали.
Наиболее же значимый из семи храмов, который называется Pura Lempuyang Luhur, находится на высоте более 1000 м. Это – самое, пожалуй, мистическое место на Бали, где мне приходилось побывать. Дорога пролегает через настоящий сказочный лес – огромные папоротники, орхидеи, свисающие с деревьев лианы, облака, со страшной скоростью несущиеся прямо через тебя, обезьяны, которые как храмовые стражи, следят за тобой десятками глаз. Я чувствовала себя как ежик в тумане. Но ни страха, не беспокойства не было. Было ощущение дома, я – дома, я здесь, я – на Бали. Я почувствовала, что весь Остров обнимает и принимает меня через этот храм.
На территории Pura Lempuyang Luhur, обернутый в специальный саронг, растет священный бамбук. Настоятель храма собирает воду с этого бамбука, которая используется в основных церемониях. Когда я пришла в Pura Lempuyang, там были уже три балийца. Я попросила разрешения присоединиться к их молитве, и мы все вместе медитировали под шелест листьев сказочного бамбука. После церемонии мужчины рассказали мне, что приехали специально с другого конца острова за этой водой. Она была нужна им для церемонии кремации их родственника. Эти люди потратили часов 6 в дороге, потом еще часов 5, чтобы взобраться на гору по 1800 ступеням, и получить эту чудесную воду. Это нормально, это – балийцы и их Вера.
Есть несколько правил, которые нельзя нарушать, поднимаясь в Pura Lempuyang Luhur. Настоятель храма – Jero Mangku Gede Wangi рассказывает, что прежде, чем совершить восхождение к храму, вы должны очистить свои мысли, слова и действия. Не думайте дурно, не произносите бранные слова. Также нельзя есть свинину перед походом в храм и надевать золотые украшения. Паломничество в Pura Lempuyang – это некое духовное восхождение. Только люди с чистыми помыслами и действительно сильным внутренним намерением могут легко добраться до Pura Lempuyang. Бесцельность или неискренность могут стать препятствиями, например, вдруг на вас нахлынет волна необъяснимой слабости, или вы упадете на тропинке. Поэтому, пожалуйста, четко формулируйте свое намерение – зачем вам нужно в Pura Lempuyang. Если вы идете с открытым сердцем и с благой целью, то не сомневайтесь, что Боги Бали обязательно ответят вам.
Фрукты и овощи
Материалы по теме:
Самые вкусные и спелые фрукты и овощи продают не в супермаркетах, а на рынках!
Персики/melocotón
Сезонность: с конца мая по начало октября.
Важно: в Испании ценятся хрустящие фрукты, а не мягкие. Персики тоже будут хрустящими, но при этом – спелыми и сладкими.
Пост по теме: как мы ездили на персиковую плантацию и где купить самые вкусные в Аликанте персики.
Гранаты/granada
Сезонность: с октября по начало января.
Косточки в свежих гранатах мягкие, легко жуются, нет необходимости их выплевывать.
Черимойя/cherimoya
Сезонность: осень и весна, в летние месяцы нет. В зимние – есть, но подороже, помельче и похуже.
Тропический фрукт, малоизвестный за пределами зон, где растет черимойя, так как он очень плохо поддается транспортировке. Удивительная штука: фрукт, чей вкус описывают как смесь вкусов мороженого, банана, манго.
Зеленая шишка, белая мякоть и черные косточки (косточки есть нельзя, они внутри ядовиты). Фрукт должен быть чуть-чуть мягким. Если очень твердый, то надо дать полежать пару дней. Если чуть-чуть начинает темнеть – нестрашно, но совсем мягкий и потемневший – уже испортился.
Инжир/higo
Сезонность: первый местный инжир появляется обычно в конце июня. Это особый местный сорт, очень крупный, нежнейший (что делает невозможной транспортировку), потрясающе вкусный. Продается пару недель.
Затем до конца августа идут более поздние и более мелкие сорта, как темного, так и зеленовато-белесого цвета.
Можно найти и в другое время года, но будет привозной.
Потрясающий фрукт, вкусный и полезный, особенно хорош с козьим сыром, медом и орехами, как на фото. Можно добавлять в каши, десерты и салаты.
Земляника/fresa de bosque
Сезонность: март
Честно сказать, земляника в марте ассоцициируется со сказкой про 12 месяцев:) Но это не совсем местная, хоть и испанская: данную землянику везут к нам из удивительных лесов Тенерифе. Она не такая ароматная, как привычная лесная в России, но очень вкусная. Можно купить на центральном рынке в Аликанте в отделе экзотических фруктов и овощей. Кстати, там же можно иногда встретить, например, красную смородину:)
Виноград/uva
Сезонность: сбор винограда в провинции Аликанте начинается с августа. Последний виноград снимают в 20х числах декабря, выдерживая его на лозе до этого момента правдами и неправдами, ведь все дело в новогодней традиции: под бой местных курантов при смене года положено есть виноград, по ягоде на каждый удар, итого – 12 загадывая желание на каждую.
Имеется виноград белый, красный, розовый, с косточками, без косточек. на любой вкус!
Пост по теме: поездка на сбор винограда на закате.
Цитрусовые
Мандарины провинции Аликанте:
Сезонность:
- лимоны – круглый год.
- апельсины – круглый год, но лучше всего – с октября по февраль.
- мандарины – с октября по февраль. В остальное время года в наличии очень странные их представители.
Цитрусовые являются одной из существенных статей дохода (как при экспорте, так и на внутреннем рынке Испании): апельсины, мандарины, лимоны являются важной частью знаменитой средиземноморской диеты. Особенно лимоны, которые используются в очень многих блюдах и поэтому всегда найдутся на кухне любой испанской хозяйки.
Хурма/Kaki
Сезонность: октябрь-декабрь
Хурма растет в нашей местности просто отлично, получается крупной и невяжущей. Когда-то продавали плоды столь нежные, что мякоть практически можно было выпить, прокусив кожицу, но здесь больше ценятся хрустящие фрукты, чем мягкие, поэтому хурма перед продажей сейчас проходит специальную обработку, позволяющую дольше сохранить это хрустящее состояние. То есть твердый плод – не значит “неспелый”.
А самое удивительное зрелище – дерево хурмы с опавшими уже листьями (в декабре), но висящими ярко-оранжевыми шариками плодов, такие можно увидеть по пути из Аликанте в Валенсию, например.
Миндаль/almendra
Сезонность:
- в магазинах/на рынках в продаже – круглый год;
- цветение – в феврале;
- сбор урожая – август-сентябрь.
Миндаль является одним из важных составляющих т.н. “средиземноморской диеты”, активно используется во многих рецептах, а также из него делают местную рождественнскую сладость – “туррон” (который можно попробовать на нашей экскурсии “сладкий день”).
Цветение миндаля – сказочное зрелище, достойное того, чтобы приехать в феврале, в нетуристический сезон. Но понадобится транспорт: миндальные плантации притаились в горах. Выбираете дорожку поуже в сторону от моря – и вперед! Горные склоны, укутанные бело-розовыми облаками, вы запомните надолго.
Несобранный миндаль легко провисит на ветках до следующего урожая, поэтому возможность сорвать орешки с дерева (даже с цветущего), разбить камнем с дороги и съесть тут же, в горах, – отличное развлечение для туриста, а орешек может показаться вам самым вкусным миндалем, который вы ели!
Мушмула японская/níspero
Сезонность: апрель – июнь.
Это довольно любопытный фрукт, который культивируется в наших краях в долине Callosa del Sarría (легко найти по одноименному городу). В этой же долине расположены популярные у туристов водопады Альгар и парк динозавров, так что у вас немало шансов увидеть своими глазами вечнозеленые сады мушмулы. Чаще всего внимание путешественников привлекают, в первую очередь, сетки, которыми покрыты плантации с целью защиты от птиц, сильных ветров и града, ведь этот фрукт – крайне деликатный, легко повреждается. Именно поэтому его практически не экспортируют.
Это растение происходит из Японии и Китая, но прекрасно чувствует себя и в этой долине, благодаря климатическим условиям, наличию достаточного количества воды отличного качества (из реки Альгар, чьи кристально чистые воды издавна считаются лечебными) и человеческому фактору – бережному уходу.
Мушмула – небольшой овальный фрукт размером с крупную сливу, желтого цвета, с кисло-сладким вкусом.
Имеет сертификат, подтверждающий наименование по происхождению: D.O. Nisperos de Callosa del Sarriá (по ссылке – объяснение термина) c 1992 u.
Абрикосы/Albaricoque и нектарины/nectarina
Сезонность: с мая по август
К нектаринам еще можно отнести, пожалуй, загадочный фрукт, который называется тут “paraguayo”, а на русском – “плоский” или “инжирный” персик (еще встречалось название “донат”, то есть “пончик” с английского). Фото, к сожалению, нет, но вы наверняка знаете, о чем речь. Так вот, практически все лето на рынке можно накупить сияющих персиков, абрикосов, парагвайо. и наслаждаться жизнью. А если еще вприкуску с сыром маскарпоне, ммм.
И еще раз напомним: тут ценят хрустящие, а не мягкие фрукты, так что это совершенно нормально и нестрашно, если указанные фрукты будут твердыми – все равно вкусно! Просто чуть другие сорта.
Клубника/fresa
Сезонность: с февраля по май, хотя еще в июне можно что-то найти, а также во второй небольшой урожай, в сентябре. Остальное время года – привозная или тепличная, хуже.
Черешня/Cereza
Сезонность: с апреля по июль.
Отличная черешня, что тут еще скажешь.
Арбуз/sandía
Сезонность: с мая и по октябрь
Конечно, это не астраханские сахарные арбузы, а вариант попроще, но тем не менее, достаточно вкусные. Отличительная особенность: многие сорта – без косточек, не придется отплевываться, очень удобно.
Дыня/melón
Сезонность: дыни минимум 3-4 сортов (есть летние и зимние) представлены в магазинах и на рынке практически круглый год, хотя сезоном считаются летние месяцы и начало осени.
Овощи
Томаты
Сезонность: круглый год
Хочется начать именно с этого привычного, казалось бы, овоща, ведь именно на него мы чаще всего слышим жалобы от клиентов: “у вас невкусные помидоры!”
Это так и не так.
Конечно, если купить самые дешевые в супермаркете, они будут “пластмассовыми”. И не стоит ждать от них вкуса, как от тех, что выращивает Ваша бабушка: это массовое производство.
Покупать помидоры стоит на рынке, а если нет, то хотя бы выбирать другие сорта:
- черри,
- помидоры на веточке и с запахом парника,
- томаты Raff – на фото, зеленоватые, заметно дороже (до 3-4 евро за кг). Они должны быть именно такого цвета, не нужно оставлять их “дозревать”!
- kumato – помидоры черно-зеленого цвета.
Артишоки/Alcachofa
Сезонность: с октября по апрель
Непривычного вида зеленая шишка, очень вкусный и полезный овощ. Готовить очень просто, но надо быть совершенно безжалостным и твердым человеком, чтобы иметь силы отрезать с него все лишнее: 1/2-2/3 – сверху, плюс все наружные листья. Остается только нежная серединка, которую можно отварить в подсоленой воде или пожарить на гриле.
Авокадо/Aguacate
Сезонность:
В магазине – круглый год. При этом есть свои – помельче и посветлее – и латиноамериканские – обычно покрупнее, зелено-коричневые, более морщинистые. Обычно свои – летом и осенью, подешевле. Можно своими глазами увидеть авокадо на дереве у парковки и входа на территорию водопадов Альгар.
Авокадо, кстати, это фрукт! Важный нюанс: он не созревает на дереве, не становится мягким, дозревает уже будучи собранным, так что купить твердый авокадо – это нормально, дайте ему долежать. Спелые авокадо очень вкусны, чаще всего его просто нарезают, посыпают солью и перцем и едят с хлебом. Можно намазать на бутерброд вместо масла – под колбасу, хамон или кусочек красной рыбы.
Аликантийский огурец/Alficoz
Сезонность: весна, лето
Вот это нечто длинное и зеленое на фото называется alficoz, в простонародье – аликантийский огурец.
По вкусу – как нежный негорький огурец, отлично идет в овощной салат или на закуски.
С точки зрения ботаники – и того интереснее, это . дыня!
Перевода слова “alficoz” на русский не существует, а если помучить википедию (найти термин на испанском и перейти на русский язык), то можно доиграться до названия “бешеный огурец” (который, кстати, уже не дыня, а тыква), он в испаноязычном просторечии называется тем же словом alficoz, хотя, судя по картинке, все же представляет собой другой овощ. Или фрукт. Или ягоду . слушайте, как сами ботаники в этом разбираются?:)
Эта штука продается летом на рынках и в магазинах провинции Аликанте и близлежащих окрестностей (но не по всей Испании. Например, в Барселоне с этим овощем . или фруктом. в общем, с этим аликантийским огурцом мало кто знаком!). Будете в наших краях – рискните, попробуйте!
Баклажаны/berenjena и кабачки/calabacin
Сезонность: на рынках можно найти круглый год. Вот такие пестрые баклажаны – обычно местные, валенсийские.
Фенхель
Сезонность: в целом, круглый год, хотя зимой найти легче.
Фенхель – отличный заменитель сельдерея для тех, кто его не любит. Или дополнение для тех, кто любит:) В сыром вине имеет ярко-выраженный анисовый вкус, в обжаренном – очень нежный, анис уходит. Великолепно идет в зажарку для супа, отдельно обжаренный – в супы-пюре, иногда добавляется в пироги, также его можно тушить и запекать, используя в качестве гарнира (особенно – к белой рыбе). Штука довольно экзотическая.
Где купить: на рынке (но обычно надо побегать и поискать), в крупных гипермаркетах типа Carrefour, Alcampo.
Грибы
Сезонность: есть круглый год, но лучший выбор – с октября по январь.
Обычно ассортимент довольно широкий. Шампиньоны, конечно, есть везде. Но также можно встретить опята, лисички, рыжики, шиитаке и еще довольно много грибов, о которых мы ничего не можем рассказать, так как просто не представляем, что это. Так что – на свой страх и риск:)