Какие органы занимаются вопросами гражданства РФ, чья это компетенция

Какие органы занимаются вопросами гражданства РФ, чья это компетенция

По состоянию на 25 июля 2014 года

Положение о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации

I. Общие положения

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации (далее именуется – Комиссия) является совещательным и консультативным органом при Президенте Российской Федерации, обеспечивающим реализацию конституционных полномочий главы государства по решению вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища.

2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Положение о Комиссии утверждается Президентом Российской Федерации.

II. Основные задачи и функции Комиссии

3. Основными задачами Комиссии являются:

а) информационное и аналитическое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации по реализации возложенных на него Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» полномочий по решению вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) подготовка Президенту Российской Федерации предложений по совершенствованию государственной политики в области гражданства, развитию института российского гражданства;

в) подготовка Президенту Российской Федерации предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о гражданстве и предоставлении политического убежища, а также по разрешению возникающих в этой сфере проблем.

4. Основными функциями Комиссии являются:

а) предварительное рассмотрение заявлений о приёме в гражданство Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации, прекращении гражданства Российской Федерации, предоставлении политического убежища в Российской Федерации и подготовка по ним предложений Президенту Российской Федерации;

б) анализ и обобщение практики применения законодательства Российской Федерации о гражданстве и предоставлении политического убежища;

в) взаимодействие с международными организациями по вопросам гражданства;

г) участие в подготовке международных договоров Российской Федерации по вопросам гражданства, а также материалов для проведения международных мероприятий по этим вопросам;

д) участие в совещаниях, конференциях и иных мероприятиях по вопросам гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

е) подготовка ежегодных докладов о деятельности Комиссии и представление их Президенту Российской Федерации.

III. Обеспечение деятельности Комиссии

5. Комиссия в целях решения своих основных задач имеет право:

а) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также от учреждений, организаций и должностных лиц;

б) пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;

в) приглашать на свои заседания должностных лиц для выяснения обстоятельств, касающихся реализации законодательства Российской Федерации о гражданстве и предоставлении политического убежища;

г) направлять полномочным органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, рекомендации и разъяснения, касающиеся порядка применения законодательства Российской Федерации о гражданстве и предоставлении политического убежища;

д) привлекать в установленном порядке для осуществления отдельных работ учёных и специалистов, в том числе на договорной основе;

е) взаимодействовать в установленном порядке с Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, аппаратами Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а также с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах;

ж) взаимодействовать в установленном порядке с органами иностранных государств, зарубежными и международными организациями, занимающимися вопросами гражданства;

з) проводить совещания, конференции и иные мероприятия по вопросам гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища.

6. Информационно-аналитическое, организационно-методическое, документационное и правовое обеспечение деятельности Комиссии осуществляют Управление Президента Российской Федерации по вопросам гражданства и другие подразделения Администрации Президента Российской Федерации.

7. Комиссия формируется в составе председателя Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, заместителя председателя Комиссии, секретаря Комиссии и её членов.

Начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам гражданства и его заместители входят в состав Комиссии по должности.

Председатель Комиссии и её состав утверждаются Президентом Российской Федерации.

8. Председатель и члены Комиссии участвуют в её работе на общественных началах.

9. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нём присутствует её менее половины её членов.

Заседания Комиссии ведёт председатель Комиссии, а в случае его отсутствия – заместитель председателя Комиссии либо один из её членов по поручению председателя Комиссии.

10. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании.

Читайте также:
Отдых на Вануату в 2022 году – цены и достопримечательности

Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается членами Комиссии, присутствующими на заседании.

В исключительных случаях по поручению председателя Комиссии допускается принятие решения путём персонального опроса членов Комиссии. Решение оформляется протоколом в установленном порядке.

На заседания Комиссии могут приглашаться представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, средств массовой информации, а также учёные и специалисты.

Кто принимает решения по вопросам гражданства РФ: сфера полномочий государственных органов

Получение гражданства Российской Федерации – процесс длительный и хлопотный. Государственные органы проверяют кандидатов на соответствие требованиям российского законодательства. Не все иностранцы знают, кто осуществляет решение вопросов гражданства РФ в каждом конкретном случае. Президент или миграционные органы – откуда ждать ответа соискателю? И какую помощь в решении вопроса может оказать Министерство иностранных дел? На эти вопросы отвечаем в нашем материале.

Гражданство России: как его можно получить

Стать россиянином можно несколькими способами.

Мы перечислим лишь некоторые из них:

Для сегодняшних иностранцев, пожалуй, самый распространенный способ – натурализация. Процесс может проходить по общему и упрощенному алгоритму.

По первому пути – оформить гражданство на общих основаниях – может пройти любой желающий, нужно лишь выполнить предписанные законом условия:

  • квалификационный период (5 лет по ВНЖ);
  • знания языка и законов РФ;
  • отказ от предыдущего гражданства;
  • наличие легального дохода в РФ.

Второй вариант подходит для этнических русских, которые, например, имеют в России родственников или эмигрировали когда-то и теперь желают вернуться на родину. Это далеко не полный перечень категорий граждан, которые имеют право на упрощенную процедуру.

Все основания, а также ее алгоритм мы описывали в публикации о том, как получить гражданство России.

Как решаются вопросы гражданства РФ

Когда иностранный гражданин выполнил все установленные законодательством требования, он может обращаться в государственные органы с заявлением и комплектом документов.

Иностранцам следует знать, что решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища относится к компетенции Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее ГУВМ – МВД РФ).

Подача ходатайства и пакета бумаг – первый этап на пути к российскому паспорту. Далее дело передается в соответствующие органы в зависимости от процедуры приобретения гражданского статуса – общей или упрощенной. В первом варианте решение принимает Президент РФ, во втором – территориальные органы ГУВМ МВД.

Законодательное регулирование полномочий органов, решающих вопросы гражданства РФ

Основной нормативный акт, которым устанавливаются виды и компетенция государственных органов РФ в отношении изменений гражданского статуса, – это Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». В нем четко прописано, как может помочь Министерство иностранных дел, когда к решению вопроса привлекается Президент РФ, а когда иностранцы имеют дело только с территориальными органами ГУВМ МВД. Статья 28 данного закона определяет, как регулируются вопросы гражданства в РФ и кто выносит решение в каждом конкретном случае.

Функции ответственных государственных институтов рассматриваются также в ст. IV Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325).

Кроме того, отдельными распоряжениями вопросы гражданства в России регулирует Правительство РФ, например, именно главным органом исполнительной власти устанавливаются квоты на получение разрешений на временное проживание (как первого «шага» к статусу россиянина) и распределение их по регионам.

Полномочные органы власти и их роль в решении вопросов российского гражданства

Детальный анализ законодательной базы позволяет сделать вывод, что к полномочным органам, ведающим делами о гражданстве РФ, относятся:

  • Президент Российской Федерации и созданная при нем Комиссия;
  • Министерство внутренних дел РФ в лице Главного управления по вопросам миграции (включая все территориальные отделения);
  • Министерство иностранных дел РФ, а также дипломатические представительства РФ за рубежом;
  • Федеральная служба безопасности.

Что касается последнего ведомства: оно не относится к тем, кто решает вопросы о приеме в гражданство РФ непосредственно. Однако в разъяснительных документах указывается, что ФСБ осуществляет проверку всех поданных документов и дает заключение по каждому иностранцу, который желает стать россиянином на общих основаниях или в упрощенном порядке.

Далее рассмотрим конкретные полномочия каждого государственного института в процессе решения вопросов приобретения статуса.

Президент Российской Федерации

Описанные в Законе о гражданстве и Положении полномочия Президента РФ в этой сфере реализуются лишь в случае прохождения по общей процедуре, выхода из гражданства или его восстановления. Его подпись нужна также в случаях, когда необходимо отменить принятое решение о предоставлении статуса россиянина.

Читайте также:
Новый аэропорт Ростова-на-Дону открыл сайт

Глава государства, в силу своих функций, согласовывает деятельность всех иных органов, которые занимаются вопросами предоставления или лишения российского гражданства.

Для обеспечения качественной работы в данном направлении создается специальная Комиссия при Президенте РФ, которая осуществляет предварительное рассмотрение дел и готовит для него соответствующие предложения главе государства.

ГУВМ МВД РФ и его территориальные подразделения

Главное управление по вопросам миграции МВД – один из уполномоченных органов по вопросам гражданства, который непосредственно занимается вопросами предоставления статуса россиянина. Иностранцы, направляющие ходатайство на территории России, подают пакет документов именно в эти ведомства, причем независимо от конкретных оснований (общих или «льготных»). При общей процедуре дело человека передается в высшие инстанции вплоть до Президента РФ.

При наличии оснований для упрощенной схемы должностное лицо, принимающее решения по вопросам гражданства РФ, находится «на месте». Окончательное заключение выдается в таком случае именно региональными органами ГУВМ.

Итак, в сферу ответственности данного государственного органа входит:

  • прием заявлений у лиц, проживающих в РФ (по месту регистрации);
  • проверка документов на соответствие требованиям;
  • составление заключений на дела по общему процедуре и направление их в вышестоящие инстанции;
  • ведение базы данных обо всех иностранцах, которые подавали ходатайство об изменении гражданства (предоставления или лишения), и о принятых по каждому вопросу решениях;
  • сотрудничество с ФСБ и другими ответственными органами;
  • принятие решений относительно приема в гражданство по упрощенной схеме;
  • исполнение решений в отношении изменения гражданского статуса;
  • оформление отмены принятых решений при выяснении фактов нарушений.

МИД и дипломатические представительства РФ: для претендентов, проживающих за рубежом

Гражданам, которые ходатайствуют об изменении гражданского статуса из-за рубежа, все вопросы миграции и гражданства следует решать в дипломатических представительствах Российской Федерации в стране своего проживания: консульствах или соответствующих отделах посольств.

Именно на них, согласно российскому законодательству возложены такие функции:

  • прием и проверка заявлений и пакета документов от лиц, которые хотят получить российское гражданство или отказаться от него;
  • выдача заключений на ходатайство и отправка в МИД России для дальнейшего рассмотрения;
  • исполнение решений в отношении изменения статуса;
  • определение и засвидетельствование российского гражданства;
  • отмена своих решений, если всплывают дополнительные факты, подтверждающие неправомерность вынесенных вердиктов.

Что касается Министерства иностранных дел РФ, оно выполняет промежуточную функцию между теми, кто занимается вопросами российского гражданства непосредственно: передает дела от диппредставительств в Комиссию при Президенте РФ, а также ведет учет всех обратившихся лиц.

Юридические фирмы

Изменение гражданского статуса – процесс хлопотный и отнимающий немало времени. Поэтому у граждан возникает соблазн обратиться в частные юридические фирмы, которые обещают помочь с решением этого вопроса. Реклама таких организаций, как правило, пестрит словами «быстро», «недорого», «гарантированно».

В таких случаях важно помнить, что дела о гражданстве Российской Федерации уполномочены рассматривать только государственные органы, описанные нами выше в данной статье и только – в оговоренные законом сроки. И никакая частная организация не может повлиять на решение чиновников или на скорость прохождения конкретного пакета документов по всем инстанциям.

Единственный плюс – работники этих фирм берут на себя организационные хлопоты по оформлению документов и посещению государственных ведомств. Таким способом экономится время иностранного гражданина, но не деньги, ведь услуги таких «помощников» стоят очень даже недешево.

Краткие итоги

Знание описанных нами полномочий государственных органов, принимающих участие в решении вопросов гражданства, поможет иностранцу сориентироваться в основном алгоритме прохождения его заявления.

Заявления и документы соискателей рассматривают Министерство внутренних дел РФ (в лице Главного управления по вопросам миграции) и Министерство иностранных дел РФ (через дипломатические представительства). Решения о приеме в российское гражданство принимают территориальные органы ГУВМ и Президент РФ.

Как получить Российское Гражданство: Видео

Какие органы занимаются вопросами гражданства РФ, чья это компетенция

Какой срок оформления гражданства?

Срок оформления гражданства зависит от выбранной схемы оформления гражданства . А схема оформления гражданства зависит от конкретной ситуации человека и наличия оснований.

Минимальный срок оформления гражданства составляет 9 месяцев – это упрощенный порядок получения гражданства. Общий порядок оформления гражданства может занимать 8 лет и более.

Я родился в СССР, имею ли я право на оформление гражданства в упрощенном порядке?

Нет. Факт рождения в СССР не дает никаких оснований для упрощенного получения гражданства. СССР был большой страной и в него входило много республик, соответственно если человек родился во времена СССР на территории Украины, то это не дает никаких оснований.

Только факт рождения на территории РСФСР дает основание для упрощенного получения гражданства.

Кто считается близкими родственниками по закону?

Близкими родственниками, которые дают право на оформление гражданства в упрощенном порядке считаются: дети, родители, супруги – граждане РФ и родственники по прямой восходящей линии (родители, бабушки/дедушки, прабабушки/прадедушки. ) если они родились и жили на территории России.

Читайте также:
Кто имеет право начислять коммунальные платежи в 2022 году

У меня брат/сестра, тетя/дядя граждане РФ. Какие основание мне это дает?

Такие родственники как брат/сестра, тетя/дядя не дают никаких оснований для оформления гражданства.

Близкими родственникам по закону считаются дети, родители, супруги, бабушки/дедушки, наличие таких родственников граждан РФ является основанием для оформления гражданства в упрощенном порядке.

Какие документы необходимо собрать для оформления гражданства?

Здесь приводится расширенный перечень документов, которые необходимо собрать, если вы планируете начать оформление гражданства РФ:

1. Паспорта (внутренний и загранпаспорт, при наличии);

2. Свидетельство о рождении;

3. Документы о семейном положении: св-во о браке/разводе, решения суда, выписки из ЗАГСа;

4. В случае смены ФИО необходимо предоставить документы подтверждающий данный факт;

Пункты 1-4 являются обязательными независимо от схемы оформления гражданства.

5. Документы об образовании: аттестаты, дипломы, сертификаты;

6. Документы о трудовой деятельности: трудовая книжка;

7. В случае наличия родственников, которые родились и проживали на территории России, необходимы документы подтверждающие данный факт и факт родства с ними.

Пункт 5-7 предоставляются в зависимости от наличия оснований и выбранной схемы оформления гражданства .

Я знаю русский язык, имею ли я право на оформление гражданства в упрощенном порядке?

Нет. Одного знания русского языка, к сожалению, не достаточно для получения гражданства и это не дает никаких оснований.

В российском законодательстве есть понятие ” носитель русского языка ” который имеет право на получения гражданства в упрощенном порядке, но для этого необходимо чтобы кто-то из родственников по прямой восходящей линии родился либо жил на территории России.

Можно ли каждые 90 дней выезжать и заезжать обратно в Россию?

Ранее так было можно делать, но с 1 января 2015 года в миграционное законодательство были внесены изменения.

По новым правилам иностранный гражданин имеет право находится в России 90 дней, после истечения которых он обязан выехать и имеет право въехать обратно только через 90 дней.

За нарушение этого правила предусмотрено наказание в виде штрафа и запрета на въезд в Россию сроком от 3 лет.

Нужно ли отказываться от гражданства Украины при получении гражданства РФ?

Летом 2022 года в российское законодательство были внесены изменения и с того времени отказываться от своего предыдущего гражданства не нужно при получении российского.

По факту это означает, что у вас будет два гражданства.

Задать больше вопросов

в нашей группе Вконтакте

Получите бесплатную консультацию

Консультации проводят ведущие миграционные юристы

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

Или позвоните нам

Миграционное агентство «Мигрон» информирует о следующем: все решения о выдаче разрешения на временное проживание, вида на жительство, статуса носитель русского языка, свидетельства участника программы переселения соотечественников, гражданства Российской Федерации и паспорта гражданина РФ принимаются исключительно органами ГУВМ МВД России. Ни одна другая организация не обладает такими полномочиями. Все материалы, размещенные на сайте не являются публичной офертой и носят исключительно информационный характер.

Наша компания занимается юридической помощью и консультированием иностранных граждан в сфере миграционного законодательства с целью защиты их прав и получения законного статуса нахождения на территории РФ и приобретения гражданства РФ на основаниях, предусмотренных Федеральным законом “О Гражданстве Российской Федерации”.

Соблюдайте закон! Использование поддельных документов и незаконных методов приобретения гражданства РФ и паспорта гражданина РФ влечет уголовную ответственность!

Ежедневно с 09:00 до 21:00

Нажмите на иконку, чтобы написать в WhatsApp:

Получение российского гражданства: общий порядок

Как долго рассматриваются документы?

В общем порядке решение о предоставлении гражданства принимает Президент РФ, поэтому срок рассмотрения документов может достигать одного года.

Кто может обратиться за получением гражданства РФ в общем порядке?

Совершеннолетние дееспособные иностранцы либо лица без гражданства, непрерывно проживающие в России по виду на жительство не менее пяти лет. Они могут обратиться за гражданством не только для себя, но и для своих детей либо опекаемых недееспособных.

Кроме того, в общем порядке могут обратиться за предоставлением гражданства лица, имеющие особые заслуги перед РФ, а также граждане стран бывшего СССР, не менее трех лет проходящие военную службу по контракту в России.

Что нужно, чтобы претендовать на гражданство?

  • иметь законный источник средств к существованию;
  • отказаться от имеющегося гражданства (за исключением случаев, когда отказ от гражданства не требуется; в частности, это касается граждан Беларуси, Казахстана и Кыргызстана);
  • владеть русским языком;
  • соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации.
Читайте также:
Автобус 615: Расписание Маршрут, Москва Общественный наземный транспорт.

Какие документы нужны?

Совершеннолетним иностранцам, прожившим в России пять лет по виду на жительство (ВНЖ), для оформления гражданства в общем порядке понадобятся следующие документы:

  • заявление;
  • ВНЖ;
  • документы, подтверждающие наличие законного источника средств к существованию и величину дохода за период проживания в России с 1 января по 31 декабря года, предшествовавшего дате обращения с заявлением;
  • документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства (ВАЖНО: с 24 июлявступаетв силу закон, по которому для всех соискателей российского гражданства отменяется требование об обязательном отказе от иностранного);
  • документ, подтверждающий владение русским языком.

А если после получения ВНЖ прошло меньше пяти лет?

Необходимый срок проживания по ВНЖ может быть снижен до одного года, если претендующий на получение гражданства:

  • обладает высокими достижениями в области науки, техники и культуры;
  • обладает профессией либо квалификацией, представляющей интерес для РФ;
  • получил политическое убежище на территории России;
  • признан беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

И тогда понадобятся дополнительные документы:

  • для обладающих высокими достижениями в области науки, техники и культуры либо обладающих профессией или квалификацией, представляющей интерес для РФ, — мотивированное ходатайство заинтересованного федерального органа исполнительной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ о приеме заявителя в гражданство РФ;
  • для получивших политическое убежище — свидетельство о предоставлении политического убежища.
  • для беженцев — документ, подтверждающий признание его беженцем.

А что для военнослужащих?

При приеме в российское гражданство военнослужащих, проходящих не менее трех лет военную службу по контракту в ВС РФ, других войсках или воинских формированиях, понадобятся:

  • ходатайство центрального органа военного управления, ведающего вопросами комплектования ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;
  • обязательство о выходе из имеющегося иного гражданства, составленное в произвольной форме, с подписью заявителя, удостоверенной командиром воинской части;
  • документ, подтверждающий владение русским языком.

Органы, ведающие делами о гражданстве РФ. Их компетенция.

Федеральный закон “О гражданстве РФ” от 31.05.2002 N 62-ФЗ

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Оглавление

Глава VI. ПОЛНОМОЧНЫЕ ОРГАНЫ, ВЕДАЮЩИЕ ДЕЛАМИ
О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 28. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации

1. Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:

Президент Российской Федерации;

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

2. Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, определяются настоящим Федеральным законом.

Статья 29. Полномочия Президента Российской Федерации

1. Президент Российской Федерации решает вопросы:

а) приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона;

б) восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона;

в) выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке в соответствии с частью первой статьи 19 и частью первой статьи 26 настоящего Федерального закона;

г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

3. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в связи с исполнением настоящего Федерального закона.

4. Президент Российской Федерации издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации.

5. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами “г” – “и” части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, Президент Российской Федерации вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со статьями 13 – 15 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 151-ФЗ, от 12.11.2012 N 182-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 30. Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

Читайте также:
Гора Рашмор в США: фото, описание, кто изображён на горе, карта

(см. текст в предыдущей редакции)

а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

б) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;

в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

г) направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;

д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью второй статьи 15, частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 151-ФЗ, от 12.11.2012 N 182-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 12 и частями второй и четвертой статьи 26 настоящего Федерального закона;

и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

Статья 31. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации:

а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;

б) принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;

в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

г) направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;

д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;

е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частями второй и третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 151-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) ведут учет лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации, приняты решения об изменении гражданства;

з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 26 настоящего Федерального закона;

и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ВЕДАЮЩИХ ВОПРОСАМИ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хафизов Дим Халимович, Кузнецов Игорь Александрович

В данной статье представлена система государственных органов , ведающих вопросами гражданства в РФ. Приводятся некоторые отличия полномочий государственных органов по Закону “О гражданстве Российской Федерации” от 28 ноября 1991 г. и ныне действующим Федеральным законом “О гражданстве Российской Федерации” от 31 мая 2002 г. Анализируются дискреционные полномочия в области гражданства : Президента РФ , Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ , специализированных органов внутри страны (МВД), и за ее пределами (МИД).

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хафизов Дим Халимович, Кузнецов Игорь Александрович

Текст научной работы на тему «ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ВЕДАЮЩИХ ВОПРОСАМИ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ВЕДАЮЩИХ ВОПРОСАМИ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Читайте также:
Парковка для велосипедов, велопарковки Москвы Маршрут проложить

Хафизов Дим Халимович, Башкирский государственный университет, г. Уфа E-mail: super.hafizov@yandex.ru

Кузнецов Игорь Александрович, Башкирский государственный университет, г. Уфа E-mail: igor45-119@yandex.ru

Аннотация. В данной статье представлена система государственных органов, ведающих вопросами гражданства в РФ. Приводятся некоторые отличия полномочий государственных органов по Закону “О гражданстве Российской Федерации” от 28 ноября 1991 г. и ныне действующим Федеральным законом “О гражданстве Российской Федерации” от 31 мая 2002 г. Анализируются дискреционные полномочия в области гражданства: Президента РФ, Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ, специализированных органов внутри страны (МВД), и за ее пределами (МИД).

Ключевые слова: гражданство, система государственных органов, полномочия государственных органов, Президент РФ, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ, МВД РФ, МИД РФ.

Вопросы гражданства должны решатся уполномоченными на то государственными органами, поскольку только они имеют тот набор ограниченных государством прав по решению вопросов, разрешаемых в поле их деятельности. На эти органы возложены практические вопросы регулирования вопросов гражданства в соответствии с чем они занимаются правоисполнением, т.е. они выступают исполнительными органами по реализации законодательных положений о решении вопросов гражданства.

В России система государственных органов по решению вопросов гражданства и их полномочия закреплены в главе У1ФЗ “О гражданстве РФ” от 31.05.2002 г. которая называется “Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ”[1]. Закон о гражданстве РФ от 31 мая 2002 г. осуществляет широкое регулирование по вопросу о круге органов, занимающихся практикой

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

гражданства. В наименовании главы Закона РФ 2002 г. статус органов, занимающихся вопросами гражданства, сформулирован в большем соответствии с конституционными положениями. Стоит отметить, что в отличие от Закона о гражданстве СССР 1990 г [2]., где использовалась формулировка «органы, принимающие решения по вопросам гражданства» (гл. V), в Законах РФ 1991 г [3]. (гл. V) и РФ (2002 г.) [1] используется иное словосочетание: «органы РФ -России». На наш взгляд, новая формулировка имеет иную смысловую нагрузку. В ней предполагается, что круг органов, «принимающих решение о гражданстве», уже круга органов, «ведающих вопросами гражданства».

Согласно Конституции РФ 12 декабря 1993 г. (ст. 89 «а») [4] единственным органом в России, который, начиная с 24 мая 1991 г. со времени своей конституционной легитимации компетентен принимать решения по вопросам российского гражданства, является Президент России. Поэтому все другие органы могут «ведать» вопросами гражданства, но не «принимать решения» о гражданстве.

В соответствии с гл. VI ФЗ “О гражданстве РФ” от 31 мая 2002 г [1]. исполнительными органами, ведающими делами о гражданстве Российской • Федерации, являются Президент России, а также соответствующие федеральные органы исполнительной власти, которые являются специализированными. К ним относятся федеральный орган исполнительной власти,

ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы; -федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами РФ» (ст. 28 Закона РФ о гражданстве РФ 2002 г.). Стоит отметить, что деятельность этих органов должна осуществляться в правовых рамках полномочий Президента России по решению вопросов гражданства.

Органом номер один из числа занимающихся вопросами российского гражданства является Президент РФ. Следует обратить внимание на то, что в данном случае Президента Российской Федерации следует рассматривать не только как персонифицированный орган государственной власти, но и как совокупность государственных органов, выполняющих при нем консультативные и организационно технические функции применительно к решению вопросов российского гражданства. Весомая роль Президента РФ в решении вопросов гражданства обусловлена тем, что Президент РФ своим Указом утверждает Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации [5], который устанавливает административные процедуры, формуляры административных документов, которые служат руководством к действию соответствующих компетентных органов по решению вопросов

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Согласно Закону о гражданстве РФ 2002 г., Президент РФ решает следующие вопросы: – Президент РФ осуществляет прием в гражданство РФ в общем порядке (ч. 1 п. «а» ст. 29 Закона) [1]. Это означает, что в случаях «натурализации», т. е. приобретения гражданства РФ на основе соблюдения всей совокупности цензовых условий, предъявляемых к соискателям российского гражданства, решение о приеме в гражданство РФ выносится на самом высоком уровне государственно-властного представительства – Президентом РФ как главой государства. Согласно Закону 2002 г., восстановление в гражданстве (т. е. приобретение российского гражданства лицом, которое и раньше его имело, но по каким-то причинам утратило) относится также к компетенции Президента (ч. 1 п. «б» ст. 29).

По Закону о гражданстве от 31 мая 2002 г [1]. в отличие от Закона 1991 г [3], Президент России уже не «делит» полномочия по восстановлению в гражданстве с каким-либо иным государственным органом. Полномочия на восстановление в гражданстве РФ согласно Закону 2002 г. могут быть охарактеризованы как соответствующая исключительная компетенция • Президента РФ. В соответствии с Законом РФ от 31 мая 2002 г. к компетенции Президента РФ отнесено рассмотрение вопросов о приеме (восстановлении) в гражданстве РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, относительно которых имеется информация, которая, согласно ст. 16 Закона о гражданстве, дает основания для отклонения заявлений об приеме (восстановлении) в гражданстве Российской Федерации (ч. 5 ст. 29 Закона о гражданстве РФ 2002 г.).

Читайте также:
Балашихи — Реутов: Расписание электричек Как С Добром Добраться!

В соответствии с Законом 2002 г [1]., Президент РФ решает вопросы о всех выходах из гражданства РФ в общем порядке, т. е. на основе добровольного волеизъявления заявителя, когда требуется оценка наличия (отсутствия) оснований отказа в выходе из гражданства Российской Федерации. На уровне Президента РФ принимается также решение о прекращении гражданства РФ ребенка, усыновляемого (удочеряемого) иностранными гражданами (иностранным гражданином) (ч. 1 п. «в» ст. 29, ч. 3 ст. 19,ч. 1 ст. 26 ФЗ от 31 мая 2002 г.). К полномочиям Президента РФ относится отмена решений по вопросам гражданства в случаях, когда «данное решение принималось на основании предоставленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений», если эти факты установлены в судебном порядке (ч. 1 п. «г» ст. 29, ст. ст. 22-23 Закона о гражданстве 2002 г.).

В отличие от непосредственно предшествовавшего законодательства [3], Закон о гражданстве РФ 2002 г [1]. предусматривает полномочия Президента России, связанные не только с собственно производством по делам о гражданстве РФ, но и организационно и правотворческого характера. Так, в

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Законе о гражданстве РФ 2002 г. впервые зафиксировано, что «Президент РФ утверждает Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» (ч. 2 ст. 29).

Введение такой отсылочной нормы обоснованно в плане обеспечения гарантий соблюдения надлежащей правовой процедуры при осуществлении производства по делам о гражданстве РФ. Новелла Закона о гражданстве 2002 г. в части закрепления статуса Президента РФ заключается, далее, и в том, что впервые сформулированы полномочия Президента как координатора и арбитра в системе органов, ведающих делами о гражданстве РФ, обеспечивающего единство правоприменительной практики. Здесь сказано, что «Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ, в связи с исполнением Закона о гражданстве РФ (ч. 3 ст. 29 Закона 2002 г.). В плане сравнения отметим, что в Законе о гражданстве РФ 1991 г. предусматривался лишь частный случай осуществления полномочий по обеспечению «согласованного функционирования» органов, занимающихся вопросами гражданства, причем, соответствующая компетенция возлагалась не на Президента, а на Правительство РФ.

Немаловажно обратить внимание на то, что некоторые полномочия Президента, признаваемые за ним Законом 1991 г [3]., в Законе 2002 г [1]. отсутствуют. Так, в Законе 2002 г. за Президентом не закрепляются полномочия: разрешение гражданину Российской Федерации иметь одно- временно гражданство другого государства; предоставление почетного гражданства Российской Федерации. Причина этой новеллы в законодательстве о гражданстве обусловлена не умалением статуса Президента, а в том, что Закон о гражданстве РФ 2002 г. упразднил институт почетного гражданства, предусматривавшийся в Законе о гражданстве РФ 1991 г., а вместо принципа допустимости разрешения двойного гражданства гражданина РФ (ст. 3 Закона о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 г.) ввел принцип непризнания иного гражданства гражданина РФ (ст. 6 Закона о гражданстве РФ от 31 мая 2002 г.).

Обеспечение конституционных полномочий Президента РФ в сфере гражданства возложена на Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Стоит обратить внимание на то, что в отличие от Закона о гражданстве РФ 1991 г [3]., в Законе 2002 г [1]. среди органов, ведающих делами о гражданстве РФ, уже не упоминается Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Отсутствие в Законе о гражданстве РФ 2002 г. упоминание о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ не означает ее упразднения, а свидетельствует, очевидно, об ином – о стремлении законодателя как бы подчеркнуть, что Комиссия не является самостоятельным

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

государственным органом, имеющим собственные полномочия, а это подразделение механизма президентской власти, обеспечивающее подготовительную работу в процедуре решения вопросов российского гражданства.

Специальным нормативным актом, устанавливающим статус Комиссии, является Положение о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1318 (ред. от 25.07.2014)[6]. Кроме того, правовые основы статуса Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ устанавливаются и в таких актах, как Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации [5]. В настоящее время Комиссия в большей мере трансформировалась в научно- исследовательское и консультативное учреждение при Президенте, осуществляющее информационное и аналитическое обеспечение деятельности Президента РФ (п. 3Положения о Комиссии по вопросам гражданства 2002 г.).

Читайте также:
Изменение кадастрового номера земельного участка - в 2022 году

К функциям Комиссии по вопросам гражданства, согласно Положению от 14 ноября 2002 г. [6] относятся предварительное рассматриваемое заявление • о приеме в гражданство РФ, восстановлении в российском гражданстве, прекращении гражданства РФ, предоставлении политического убежища в РФ и подготовка по ним предложений Президенту РФ; подготовка Президенту РФ предложений по совершенствованию государственной политики в области гражданства, развитию института российского гражданства; подготовка Президенту РФ предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о гражданстве и предоставлении политического убежища, а также по разрешению возникающих в этой сфере проблем; взаимодействие с международными организациями по вопросам гражданства; участие в подготовке международных договоров Российской Федерации по вопросам гражданства, а также материалов для проведения международных мероприятий по этим вопросам; участие в совещаниях, конференциях, иных мероприятиях по вопросам гражданства РФ и предоставления политического убежища» (п. 4 Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ 2002 г.).

Согласно Закону о гражданстве РФ 31 мая 2002 г [1]., к специализированным органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, относятся: федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации. В

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

отличие от Закона о гражданстве 1991 г [3]., в Законе 2002 г [1]. отсутствует наименование соответствующих федеральных органов исполнительной власти, которыми, как и в период действия Закона о гражданстве 1991г. являются Министерство внутренних дел (МВД) РФ и Министерство иностранных дел (МИД) РФ и их территориальные органы.

Полномочия МВД РФ и его территориальных органов, с одной стороны, и МИД РФ и его заграничных подразделений (дипломатических представительств и консульских учреждений – с другой, предусмотренные Законом о гражданстве РФ 2002 г., в основном, сов- падают между собой с разницей, что МВД и его территориальные органы, осуществляющие одноименные полномочия во взаимоотношениях с лицами, проживающими на территории Российской Федерации, а МИД и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации в отношении лиц проживающих за пределами территории РФ. «Список» полномочий указанных органов в сфере решения вопросов гражданства стал значительно больше (многообразнее) в сравнении с перечнями, которые закреплялись за этими органами по Закону о гражданстве РФ 1991 г [3]. Закон о гражданстве РФ от 31 мая 2002 г [1]. • сформулировал следующие виды полномочий МВД, МИД РФ и их территориальных органов, аналогичные тем, что закреплялись и в Законе о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 г.: определение наличия гражданства Российской Федерации; прием заявлений по вопросам гражданства РФ; проверка фактов и представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документов; обращение, в случае необходимости, с запросом о дополнительных сведениях в соответствующие государственные органы; направление Президенту РФ заявлений по вопросам гражданства РФ, представленных для их обоснования документов и иных материалов, а также заключения на данные заявления, документы и материалы для принятия Президентом РФ решения о приеме в гражданство РФ или выходе из него в общем порядке, восстановление в гражданстве, либо отмене решений по вопросам гражданства Российской Федерации.

Оценивая последние из перечисленных полномочий федеральных органов исполнительной власти, заметим, что в формулировке Закона о гражданстве 2002 г [1]. статус полномочных федеральных органов исполнительной власти в сфере общего производства по делам о гражданстве РФ повышается, поскольку на них возлагается не только техническая функция – передачи заявления и документов Президенту РФ для принятия решения в общем порядке, но и представление, одновременно, своего «заключения на данные заявления, документы и материалы». Это означает, что роль компетентных федеральных органов исполнительной власти в общем порядке решения вопросов

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

гражданства Президентом РФ может быть достаточно весомой (но, конечно, на постпрезидентском уровне).

Помимо вышеперечисленных, согласно Закону о гражданстве 2002 г., к полномочиям МВД, МИД РФ и их территориальных органов можно отнести еще одно полномочие, однородное по содержанию с закреплявшимся в Законе о гражданстве 1991 г., но, по ряду новелл, также повышающее статус соответствующих федеральных органов исполнительной власти. В Законе 2002 г [1]. сказано, что: полномочные федеральные органы исполнительной власти (т. е. МВД, МИД, их территориальные органы) «рассматривают заявления по вопросам гражданства. и принимают решения по вопросам гражданства РФ в упрощенном порядке» во всех случаях упрощенных процедур, предусмотренных федеральным законом (п. «е» ст. ст. 30, 31 Закона о гражданстве РФ 2002 г.). Новая формулировка полномочий этих органов «принимают решения по вопросам гражданства» – превышает конституционные нормативы.

Читайте также:
Рейс U6 220, Сочи — Екатеринбург - самолет Маршрут проложить

Заметим, что в отличие от статусов МВД, МИД РФ и их территориальных органов, установленных Законом о гражданстве РФ1991 г., за МВД, МИД РФ и • их территориальными органами по Закону о гражданстве 2002 г [1]. зафиксирован, наряду с вышеперечисленными, ряд новых законодательных полномочий. Среди них следующие: исполнение принятых Президентом РФ решений по вопросам гражданства РФ; учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства; оформление гражданства РФ детей в случаях, установленных Федеральным Законом; отмена решений по вопросам гражданства РФ, если будет установлено, что «данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений», если факты использования подложных документов или ложных сведений установлено в судебном порядке, в случаях, если решение по вопросу гражданства было принято этим же федеральным органом исполнительной власти (п. «д», «ж» – «и» ст. 30-31 Закона о гражданстве РФ 2002 г.).

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

1. Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” от 31.05.2002 N 62-ФЗ (с посл. изм и доп. от 01.05.2016 N 124-ФЗ) // “Собрание законодательства РФ. 2002. N 22, ст. 2031. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru

2. Закон СССР от 23.05.1990 N 1518-1 “О гражданстве СССР” // “Ведомости СНД СССР и ВС СССР”, 1990, N 23, ст. 435 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www. consultant .ru

3. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 “О гражданстве Российской Федерации” // “Ведомости СНД РФ и ВС РФ”, 1992, N 6, ст. 243 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru

4. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с посл. изм. и доп. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ ) // Российская газета. 1993. 25 декабря. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http:// www.consultant.ru

5. Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (ред. от 04.08.2016) “Об • утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации” // “Собрание законодательства Российской Федерации”, 2002, N 46, ст. 4571 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru

6. Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1318 (ред. от 25.07.2014 N 529) “Об утверждении Положения о комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава” // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www. consultant .ru

Какие органы осуществляют решение по вопросам о приобретении гражданства РФ? Порядок приема и обжалования

Ряд категорий лиц, соответствующих определённым условиям, могут претендовать на получение российского гражданства.

Чтобы правильно реализовать свои права, необходимо разобраться, в какие государственные органы по какой процедуре следует обратиться для осуществления данной возможности.

К вопросам гражданства РФ относится его предоставление и прекращение, в том числе рассмотрение повторных обращений (о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ читайте тут). Кроме того, важным элементом действующей практики является процедура признания носителем русского языка.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Кто осуществляет данный процесс в России?

Законодательство устанавливает, что государственными органами, ответственными за решение вопросов гражданства РФ, принимает Президент, а также структуры, контролирующие миграционные аспекты (с апреля 2016 года это Главное управление по вопросам миграции МВД), ведающие внешними делами (Министерство иностранных дел), дипломатические и консульские учреждения.

Президент РФ обладает соответствующими полномочиями согласно п. «а» ст.89 Конституции. В законе уточняется, что он правомочен принимать решение о приеме в гражданство Российской Федерации, в том числе почетное:

  1. отменять эти решения;
  2. восстанавливать;
  3. позволять иметь двойное гражданство;
  4. давать разрешение на отказ.

Данные решения издаются в виде указов. Другие органы власти занимаются лишь подготовительной работой.

Государственные органы, ведающие делами

ГУВМ МВД

ГУВМ МВД контролирует, наблюдает и принимает решение по вопросам гражданства лиц, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации. Территориальные подразделения данного органа власти правомочны:

Читайте также:
Страховой полис для граждан СНГ (мигрантов) с РВП в СПБ

    Оформлять гражданство упрощенным способом, если заявитель имеет на это право. Упрощённая схема действует, если:

  • по праву рождения;
  • апатридами, ранее гражданами СССР, проживающими на территории одной из республик бывшего Советского Союза;
  • детьми граждан России;
  • детьми или недееспособным лицами, над которыми установлена опека российского гражданина;
  • бывшими гражданами СССР, которые родились в пределах РФ или имеют статус ветерана ВОВ;
  • лицами, состоящими в браке с российскими гражданами не менее трёх лет;
  • нетрудоспособными лицами, имеющими взрослого ребёнка – гражданина РФ.
  • Принимать ходатайства к президенту, если гражданство получается не по упрощенной схеме.
  • Проверять правильность поданных документов и сведений в них.
  • Проводить собеседования для приобретения статуса носителя русского языка.
  • МИД, консульские и дипломатические учреждения выполняют вышеуказанные функции относительно лиц, проживающих за пределами России.

    Комиссия при Президенте

    Комиссия при Президенте РФ является специальным консультационным органом, помогающим Президенту выполнять свои конституционные полномочия по вопросам гражданства. Президент назначает главу комиссии, а затем по его рекомендации – членов данного органа, работающих на общественных началах.

    Главными задачами комиссии являются:

      Содействие Президенту в рассмотрении вопросов по гражданству. Комиссия рассматривает ходатайства о получении или отказе от него, о возможности иметь двойное гражданство, предоставляя свои рекомендации главе государства.

    Важным аспектом является рассмотрение спорных ситуаций, например в случае выдачи российского паспорта без должного соблюдения всех необходимых процедур оформления гражданства, как это нередко происходило в начале девяностых годов.

  • Разработка единой политики по делам гражданства. Данный орган вносит на рассмотрение Президенту проекты решений по реформированию правовой базы, касающейся гражданства.
  • Контроль за выполнением данной политики.
  • Основные стадии приема документов

    1. Если человек имеет право на регистрацию гражданства по упрощенной схеме, он должен лично подать заявление в полномочные органы ведающие делами о гражданстве Российской Федерации по месту жительства.

    Форма данного документа официально утверждена в положении по вопросам российского гражданства 2002 года. Максимальный срок рассмотрения предоставленного пакета документов – шесть месяцев. В течение месяца со дня принятия решения о нем сообщается заявителю.
    Если лицо не может претендовать на упрощенное предоставление гражданства, оно пишет ходатайство Президенту и подает его через вышеупомянутые инстанции. Решение по данному ходатайству выносится не позднее, чем через девять месяцев после его подачи.

    Обжалование решений

    Предусматривается возможность обжалования неправомерных решений государственных органов или действий их представителей. Это касается также вопросов гражданства, о чем прямо говорится в профильном законе. Обжалование осуществляется путём подачи заявления в следующие органы.

    Вышестоящие или контролирующие инстанции в порядке субординации

    Имеют право в месячный срок выносить решения по действиям чиновников, в частности если было отказано в приёме документов на получение гражданства (ст. 40 закона № 62-ФЗ).

    Статья 40 Закона «О гражданстве РФ» №62-ФЗ. Обжалование действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации

    Отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации действия должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.

    Рассматривает иски как по неправомерным действиям, так и по противоречащим закону решениям (ст.39 закона №62-ФЗ). Обращаться можно в судебные инстанции по месту жительства истца или по месту нахождения ведомства, являющегося ответчиком.

    Как свидетельствует практика в Российской Федерации, большинство решений обжалования по вопросам гражданства осуществляется органами миграционного контроля. Они касаются таких вопросов, как отказ в регистрации гражданства, установление сроков проживания в России, отказ от рассмотрения документов из-за изменения законодательства.

    Имеются случаи обращения в Конституционный суд в случае, если подзаконные нормативные акты противоречат закону о гражданстве.

    Существующие законодательные нормы детально расписывают механизм обретения гражданства РФ путём подачи заявления / ходатайства в органы власти, уполномоченные по данному вопросу (Президент, ГУВМ МВД, МИД и зарубежные учреждения внешних сношений).

    В случае возникновения спорной ситуации наилучшим способом ее разрешения будет обращение в контролирующие инстанции, суд или Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

    8 (800) 350-29-87 (Москва)
    8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: