Гекатомпедон — один из самых древних храмов афинского Акрополя

Гекатомпедон — один из самых древних храмов афинского Акрополя

Звёздные храмы богов

г. Москва, январь 2017 г.

дополн. август 2020 г.

Два храма – в Афинах и Баальбеке

Есть 2 очень похожих друг на друга храма – храм Парфенон в Афинах и храм Юпитера – в Баальбеке. Похожи и их стиль, и обособленные возвышенные места установки, и циклопические размеры, и величие колоннад, и громады фундаментных каменных блоков, и многие другие черты.

И исследователи постоянно сравнивают их, но до сих пор не могут прийти к общему мнению: кто же их построил, когда они возведены и, главное, – для чего? Т.е. каково их функциональное предназначение?

Оба храма – это мегалитические сооружения, а мегалиты – это основная тема моих работ. Вот и подумалось: не пора ли взяться за раскрытие и этих перечисленных вопросов?

Храм Парфенон в Афинах

Афины. Из мифологии известно, что имя богини мудрости — Афины — город получил после спора Афины с владыкой морей Посейдоном. Спора, в котором победила Афина.

Афины были крупным и могущественным городом, одной из колыбелей греческой культуры. Во времена золотого века Греции (около 500 – 300 гг. до н. э.) город стал важным культурным центром.

Древние Афины считались главным городом в Аттике (Средняя Греция). Городские поселения располагались в нескольких километрах от моря. Группировались они вокруг высокого холма с возвышающейся над ним цитаделью.- Акрополем. Местность эта была чрезвычайно живописной, а Акрополь украшали великолепные здания, первым из которых был храм Парфенон.

Первоначально город занимал только верхнюю площадь крутого, доступного только с запада холма Акрополиса, служившего одновременно крепостью, политическим и религиозным центром, ядром всего города. По преданию, пеласги, это догреческое население местности, сравняли вершину холма, окружили её стенами и построили на западной стороне внешнее укрепление с 9 воротами, расположенными друг за другом. Здесь возвышался древний храм, посвященный Афине Палладе, вместе с которой также почитались боги Посейдон и Эрехтей.

Афинский акрополь и его храмы (коорд. 37.971511°, 23.726589°)

В центре самой древней части столицы Греции, Афин, есть скалистая, крутая возвышенность, поднимающаяся над городом на высоту более 150 м. Первые поселения на этой возвышенности относятся к эпохе каменного века, т.е. нескольким тысячелетиям до нынешней эры. В период, так называемой, микенской культуры, во втором тысячелетии до н. э., здесь была возведена крепость.

По преданию, построил её пришедший из Египта правитель Кекроис. Эта крепость, следы которой сохранились по сегодняшний день, была сооружена из тщательно подобранных и подогнанных друг к другу, в форме неправильных многоугольников, камней, не скрепленных каким-либо раствором. На возвышенности сохранились также и остатки крепостных стен X века до н. э. Но лишь в V веке до н. э. здесь были воздвигнуты строения, которые прославили название этой возвышенности на весь мир.

Возвышенность, о которой идёт речь, называется Акрополь, а по-гречески название её звучит «Акрополис», в буквальном переводе означающее укрепленное поселение на возвышенности.

Монументальная застройка афинского акрополя была начата в VI веке до н. э., во времена правления Писистрата. По его приказу были возведены пропилеи, служившие парадным проходом. Был также построен храм в честь богини Афины, названный, благодаря своим размерам, Гекатомпедоном, то есть — храмом в сто стоп. Оба эти строения были разрушены в следующем столетии, во времена греко-персидских столкновений.

Восстановление и расширение застройки Акрополя проводилось при Перикле, знаменитом афинском политическом деятеле и военачальнике. Во время его правления (443 — 429 гг. до н.э.) Афины достигли наибольшего своего могущества и великолепия. Тогда же были воздвигнуты сооружения, превратившие Акрополь в один из прекраснейших во всем мире архитектурных ансамблей.

Афи́нский акро́поль – 156-метровый скалистый холм с плоской (

Гекатомпедон, древнейший храм Акрополя

С древности символом Афин и центром почитания покровительницы города Афины был Парфенон. Однако у Парфенона был предшественник. Ранее центральное место на Акрополе занимал Гекатомпедон, самый древний храм афинской цитадели.

Читайте также:
Где находится Йозефов. Местоположение Йозефова на карте Праги и описание

Гекатомпедон располагался прямо напротив входа на Акрополь – Пропилей. Некогда это было первое здание, которое видел каждый, кто поднимался на скалу. Гекатомпедон переводится, как «стофутовый» или «длиной в сто ступней». Греческая мера длины, стопа, или аттический фут, равнялась 30,8 см Этому прозвищу храм Афины был обязан размерам целлы, внутреннего помещения – длина 30, 8 метров (сто футов), ширина – 15,4 м. (50 футов). Это был классический образец греческой архитектурной планировки. Интересно, что впоследствии название «Гекатомпедон» перешло к восточной целле Парфенона.

Раскопки на Акрополе позволили установить, что Гекатомпедон находился на месте древнейшего святилища Афины, входившего в комплекс царского дворца микенской эпохи. Самые ранние постройки здесь относятся к XIV веку до н. э. Само здание Гекатомпедона было построено в VI веке до н. э., в правление тирана Писистрата (560-527 гг. до н. э.). Судя по остаткам фундамента, здание представляло собой классический греческий периптер (буквально «оперённый», четырёхугольное здание, окружённое колоннами).

Гекатомпедон простоял лишь несколько десятилетий. В 480 году до н. э. в Грецию вторглись персидские войска, возглавляемые царём Ксерксом. Большая часть афинян покинула город и переправилась под защиту флота на остров Саламин, однако небольшой отряд остался защищать Акрополь. Долгое время персы ничего не могли поделать с упорными защитниками города, однако один из перешедших на службу к персам афинян показал тайную тропинку. Персы скрытно поднялись на Акрополь и сломили сопротивление немногочисленных защитников цитадели.

Разъярённый сопротивлением Ксеркс приказал разрушить все постройки Акрополя, в первую очередь главный храм Афин – Гекатомпедон. По злой иронии судьбы, изменником, указавшим персам путь в крепость, был один из сыновей Писистрата.

После победы над персами храм восстанавливать не стали. Более того, то немногое, что от него оставалось, пострадало ещё больше во время расчистки площади под постройку Парфенона.

Остатки храма были найдены в 70-е годы XIX века Вильгельмом Дёрпфельдом, немецким археологом, соратником знаменитого первооткрывателя Трои Шлимана. Дёрпфельд обнаружил основания двух колонн, фрагменты скульптурных изображений и сумел частично расчистить фундамент. Позднее археологи нашли многочисленные фрагменты метоп (рельефных изображений, пояс которых располагался над колоннами) и скульптур фронтона.

Статуи, украшавшие фронтон Гекатомпедона, представляют особый интерес. Они были сделаны из мягкого известняка, пороса, и окрашены в яркие цвета. Помимо чисто художественной функции, краска сглаживала шероховатость поверхности камня. До этих находок считалось, что греческие скульпторы не раскрашивали свои статуи.

Левую часть фронтона занимала скульптурная группа, изображавшая борьбу Геракла и морского чудовища Тритона. Фигуры значительно отличаются от более ранних скульптур своей выразительностью, экспрессией и мастерством исполнения. Изображён финал схватки – Геракл уже повалил Тритона и прижимает обессилевшего противника к земле.

Правая скульптура фронтона – Тритопатор, древний добрый бог, почитавшийся в Аттике. Три человеческих торса переходят в змеиные тела, которые сплетаются между собой. Тритопатор словно выползает из угла фронтона. Лица божества спокойны и добродушны. Тритопатор представлял единство трёх элементов, поэтому он держит язык пламени, волнистую ленту, изображавшую воду, и птицу, олицетворявшую воздушную стихию.

Хорошо заметна краска, которой была покрыта фигура Тритопатора. Волосы и бороды были окрашены в синий цвет, глаза – в зелёный, а губы, щёки и уши – в красный. Человеческие торсы были окрашены розовой краской, а змеиные хвосты разрисованы синими и красными полосами.

Отлично сохранилась центральная метопа. Рельеф изображает льва, терзающего быка. Эта классическая для Ближнего Востока «сцена терзания» для греческого искусства достаточно редка. Очевидно, что работавшие над фронтоном Гекатомпедона мастера были знакомы с искусством Ассирии и её наследников – Вавилона и Персии.

В конце правления Писистрата храм был перестроен, был сооружён второй фронтон. Его скульптуры сохранились хуже, однако сюжет группы понятен – это битва богов с титанами. Лучше всего сохранилась фигура Афины, занимавшая, вероятно, центральную часть фронтона. Богиня изображена величественной и спокойной, её противник повержен и лежит у её ног.

К сожалению, учёные не могут с полной достоверностью установить, как выглядел Гекатомпедон. Однако его замечательные скульптуры, представленные в Музее Акрополя, в полной мере дают понять, что у великих ваятелей V века, «золотого века» греческого искусства, были не менее выдающиеся учителя в веке предыдущем.

Читайте также:
Святой Стефан - остров-отель в Черногории, обзор, фото, история

Гекатомпедон — один из самых древних храмов афинского Акрополя

Гекатомпедон – один из самых древних храмов Афин, славящий имя Афины Паллады. Такое имя храм получил благодаря своему точному размеру длины в 100 футов (32,8 метра) – «стофутовый», что в переводе с греческого и звучит как Гекатомпедон. В ширину храм ровно в два раза меньший по размеру.

История Гекатомпедона

Храм Афины воздвигнут в VI веке до н.э., предположительно на месте дворца Микен во времена тирана Писистрата, захватившего Акрополь. Писистрат не только возвел на Акрополе храм, но и сделал Гекатомпедон главной святыней города. Соорудив еще и Храм Зевса, Писистрат сделал Афины одним из главнейших храмовых центров Древней Греции.

Считается, что Гекатомпедон — первый храм, посвященный Афине, который стал предшественником античного Парфенона в Акрополе. Но прежде Гекатомпедон стал предшественником храма Афине, Посейдону и царю Эрехтею – Эрехтеону.

Предположительно Гекатомпедон состоял из 12 колонн в длину и 6 колонн в ширину.

Впервые в строительстве зданий Акрополя применялся мрамор. Из него выполнены фронтонные фигуры, изображающие Афину в борьбе с гигантами.

Внутри Гекатомпедона располагалась деревянная статуя Афины.

В Персидском мусоре в XIX веке немецким археологом Вильгельмом Дерпфельдом обнаружены остатки фронтона и деталей храма, который был разрушен в 480 году до н.э. после того, как персы во главе с царем Ксерксом захватили и разрушили Акрополь.

После разрушения персами, Гекатомпедон был частично возрожден и использовался до 406 года до н.э. Затем остатки храма были перенесены в новый храм – Эрехтеон. Неподалеку от фундамента Гекатомпедона расположены могилы Кекропа – первого царя Аттики.

Красочные метопы Гекатомпедона

На сегодняшний день представлены лишь руины Гекатомпедона. Обнаружена часть фундамента, состоящая из основания и колонн мегарона, найдены скульптуры храма, изображающие истории греческой мифологии.

Метопы – это плиты, заполняющие пространства между торцами балок перекрытия или триглифами с рельефными изображениями. Несколько метоп Гекатомпедона из мягкого известняка пороса были обнаружены при археологических раскопках, и теперь они выставлены в Новом музее Акрополя.

Левое изображение – Геракл, побеждающий морское чудовище Тритона.

Примечательная правая метопа – Тритопатор – символ стихий воздуха, воды и огня, изображаемый в виде крылатого божества с тремя человеческими телами и хвостами змей. Одно тело держит в руках язык пламени, второе – ленту волны, а у третьего на ладони сидит птица. Центральная метопа демонстрирует быка, раздираемого львом.

Все метопы сохранили разноцветные краски, и можно с уверенностью сказать, что украшения Гекатомпедона были достаточно яркими. Одно из скульптурных изображений носит название «Синяя Борода» благодаря синей краске на бороде.

Как добраться к Гекатомпедону?

Расположен Гекатомпедон к северу от Парфенона рядом с Эрехтеоном. Добраться к античному храму Афины можно любым автобусом, ведущим к символу города – возвышенному Акрополю. Станция метро – «Акрополис».

До наших дней сохранилась лишь небольшая часть храма Гекатомпедона. Но все же, посещая Афинский Акрополь, возможность увидеть и потрогать руины древнейшего храма завораживает.

Посещение Гекатомпедона: рекомендации

Посещение в Акрополе для детей бесплатно, пенсионерам и студентам (стран ЕС) – 6 евро, для остальных — 12 евро за вход.

Этот билет, кроме всего прочего, дает возможность бесплатного посещения в течении четырех дней следующих достопримечательностей – Библиотека Адриана, Храм Зевса, Древняя и Римская агоры, Керамиком и Театр Диониса. Это позволит немного сэкономить, ведь посещение данных достопримечательностей платное (от 2 евро).

Рекомендуется в самом начале афинского туристического маршрута посетить сначала Театр Диониса и сразу Акрополь, при чем покупать не отдельно билет в театр за 2 евро, а сразу билет на Акрополь за 12 евро, в который включена стоимость посещения многих досторимечательностей.

Остальные места, входящие в стоимость билета, можно посетить в другие дни.

Читайте также:
Все об отдыхе в Саудовской Аравии

Вход с сумками на Акрополь запрещен, и вас попросят оставить сумки на входе. Учитывайте это при планировании экскурсий.

Лучшее время для посещения

Лучшее время для посещения – с самого открытия, в 8:00. После 9:00 Акрополь начинают посещать сотни туристов в группах, кроме того, погода может быть достаточно жаркой.

Режим работы: с 8.00 до 18.30 в будни и в сокращенном режиме (с 8.00 до 14.30) в праздники.

Выходные дни – 1 января, 25 марта, 1 мая, день Пасхи, день Святого Духа, Рождество.

Шесть дней в году Акрополь не берет плату за вход: 6 марта, 5 июня, 18 апреля, 18 мая и последние суббота-воскресение сентября.

Афинский Акрополь: ТОП-5 «секретных» мест и храмов, неизвестных большинству туристов

Такие сооружения и храмы Афинского Акрополя, как Парфенон, Эрехтейон, Пропилеи известны каждому со школьной скамьи, и с ними чаще всего фотографируются туристы. Но есть на Акрополе руины и других чрезвычайно значимых для древних афинян строений, о которых неизвестно большинству путешественников. В этой статье мы расскажем о 5 таких храмах и сооружениях, а также их значении для древних греков.

  1. Святилище Зевса Полиея
  2. Гекатомпедон
  3. Храм Ромы и Августа
  4. Бравронейон
  5. Халкотека

Ранее Grekoblog уже посвящал Акрополю отдельную статью [ссылка], из которой Вы узнаете о времени работы комплекса, билетах и возможностях для бесплатного посещения. Рекомендуем ознакомиться с ней при планировании своего визита.

Также обязательно скачайте наше приложение с аудио гидом по Афинам для iPhone в Appstore или для Android в Google Play. При посещении города оно сэкономит Вам кучу денег на обзорной экскурсии и позволит увидеть самое главное в центре греческой столицы.

Святилище Зевса Полиея

Вершина холма украшена сложенными осколками мраморного фундамента и колонн с резными капителями.

На месте этих руин когда-то возвышалось святилище Зевса Полиея, которое считалось важнейшим на территории древнего Акрополя.

Этот храм возвели в середине V века до нашей эры в честь Зевса Полийского, который, наравне со своей дочерью Афиной, считался покровителем города. Участок для строительства выбрали неслучайно — самая высокая точка Афинского Акрополя была идеальным местом для поклонения верховному олимпийцу.

Храм Зевса Полиея на Афинском Акрополе

В святилище регулярно проводились ритуалы. При этом отдельное внимание уделяли жертвоприношениям быков. Согласно греческой мифологии, Зевс часто принимал облик этого животного, и афиняне стремились задобрить божество с помощью ритуального убийства быка.

Святилище Зевса Полиея состояло из двух огороженных участков, которые соединялись дверью. В южной части располагался бронзовый жертвенник, а чуть поодаль — алтарь. Здесь же находилась и небольшая «часовня», куда помещали пепел, оставшийся после жертвоприношений.

Гекатомпедон

Между Парфеноном и Эрехтейоном можно увидеть фундамент древнейшего храма Акрополя – Гекатомпедона. Дословно его название переводится как «стофутовый», что указывает на внушительные размеры постройки.

Первый храм, прославлявший Афину Палладу, появился на месте Микенского дворца в VI веке до нашей эры. Инициатором строительства выступил тиран Писистрат, который сделал Гекатомпедон главной святыней столицы.

Первый храм в честь богини Афины располагался между Парфеноном и Эрехтейоном

Мраморное здание украшали фронтонные фигуры, изображавшие богиню в борьбе с титанами. В святилище же возвышалась деревянная статуя Афины.

Гекатомпедон не пережил разграбления Афин персами — по приказу царя Ксеркса храм разграбили и сожгли.

При раскопках Афинского Акрополя археологи обнаружили скульптурные композиции святилища, изображавшие героев античных мифов: Геракла в сражении с Тритоном и аттического божества Тритопатора. Их краски не выцвели до наших дней и сейчас радуют посетителей Нового музея Акрополя.

Храм Ромы и Августа

Отдельного внимания среди всех сооружений Афинского Акрополя заслуживает храм Ромы и Августа, примечательный уже тем, что единственное римское святилище на священном холме.

Храм был сооружен в нехарактерном для Греции стиле и был жестом лояльности афинян римскому императору Октавиану Августу. Сооружение имело вид цилиндра, накрытого крышей конической формы и окруженного ионическими колоннами.

Храм Ромы и Августа больше напоминал римское строение, чем греческое

Читайте также:
Фотографии Большой Покровской улицы

Здесь отсутствовала целла со скульптурой божества, а посвятительная надпись гласила: «От людей богине Роме и Цезарю Августу».

Главный жрец святилища мог похвастать высоким положением в обществе: даже в театре за ним было закреплено отдельное место.

Бравронейон

Справа от Пропилей можно заметить остатки Бравронейона — строения П-образной формы, служившего святилищем Артемиды Бравронской, покровительницы беременных женщин, незамужних девушек и молодых матерей.

Архитектурное сооружение возвели в эпоху афинского тирана Писистрата, в VI веке до нашей эры. До наших дней здание не сохранилось.

Святилище Артемиды представляло собой четыре портика, у которых женщины оставляли щедрые подношения и молили покровительницу о семейном благополучии.

Многие находки со священного холма можно посмотреть в Музее Акрополя

Существует версия, что здесь располагался и храм с алтарём, но официальные подтверждения в ее пользу так и не были обнаружены.

От центрального портика отходило два крыла. В западном возвышался деревянный тотем Артемиды — ксоан. Его одевали в подаренную одежду из шёлка или шерсти.

Гораздо позже Пракситель создал каменную копию ксоана. Её голова ныне покоится в Музее Акрополя, а вот деревянный ксоан, к сожалению, не сохранился.

Халкотека

Здание Халкотеки использовалось для хранения оружия и жертвенной утвари. Сейчас на месте сооружения виднеются лишь небольшие блоки и устроенная в камне котловина.

Не осталось ни следа и от портика, который примыкал к зданию с северной стороны и служил для демонстрации военных трофеев и щитов.

О функциях этого строения узнали не сразу. Его предназначение удалось воссоздать из источника, датируемого IV веком до нашей эры, который содержал перечень предметов Халкотеки. Среди них были бронзовые жаровни, подносы, светильники и даже шлемы от статуй!

Далеко не все строения Акрополя сохранились также хорошо, как Парфенон

В документе было указано установить стелу перед входом в здание, выбив на ней список всех вещей Халкотеки. Греки основательно подошли к исполнению данного указа и возвели трёхколонную стелу, которая, к сожалению, не сохранилась.

Точная дата завершения строительства Халкотеки неизвестна. Согласно одной из версий, это произошло в V веке до нашей эры.

Однако некоторые историки утверждают, что здание появилось столетием позже и стало последним крупным дополнением к архитектурному ансамблю Афинского Акрополя.

Другие полезные статьи об Афинах и Акрополе

  • Акрополь в Афинах: история, часы работы, билеты
  • Экскурсии в Афинах на русском языке
  • Все об аренде авто в столичном аэропорту Греции

Последнее изменение статьи: 29 Апрель 2020

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Акрополь

Акрополь ( от греческого слова » акрополис» — что в переводе означает » верхний город») — представляет собой укрепленную часть города, находящуюся на возвышенности и предназначенную для обороны города в военное время. Акрополь был местом изначального поселения людей, а уже значительно позже вокруг него был построен нижний город, не имеющий значительных защитных сооружений.

Окруженные стенами города строились обычно вокруг холма или высокой скалы. На скале возводились внутренние укрепления. Такая цитадель в Древней Греции называлась Акрополем. Однако постройка выполняла не только роль внутренней крепости — греки хранили в глубине своего сознания представления о доисторических временах, и поднятая на скале площадь символизировала для них небесную сферу, священные очищающие душу силы и бессмертие.

Бесстрашные воины и мудрые военные инженеры укрепили вход в Акрополь лишь при приближении врага. Порог священного участка представлялся грекам своего рода границей бессмертия и земных прозаических дел. На акрополе были расположены храмы, посвященные древнегреческим богам. Одним из выдающихся памятников мировой архитектуры является Акрополь в Афинах.

Афинский акрополь занимает скалистый холм высотой более 150 метров. Его вершина пологая, и храмы построены на нем в восходящем порядке. Холм в ширину достигает размеров 170 метров, а в длину — около 300 метров.

Структура акрополя в Афинах.

Ансамбль Афинского Акрополя имеет в своем составе несколько храмов и других важнейших объектов, среди которых можно назвать следующие:

  • Парфенон — это центральный и самый главный храм Акрополя, посвященный покровительнице городе, богине Афине. Построен храм в середине 5 века до нашей эры архитектором Калликратом.
Читайте также:
Расстояние Ярославль - Тула. Маршрут проложить. Как доехать

  • Гекатомпедон — один из древнейших храмов в составе Акрополя, который был построен в честь богини Афины, который был построен значительно раньше Парфенона.
  • Эрехтейон — храм в составе Акрополя, расположенный севернее Парфенона, который также имел важное религиозное и культовое значение. Эрехтейон был посвящен богине мудрости Афине, богу морей Посейдону, а также легендарному афинскому царю Эрехтею.

  • Статуя Афины Промахос — огромная бронзоая статуя богини Афины — покровительницы города — полиса. Ее автором стал скульптор Фидий, который воздвиг статую в 465 — 455 годах до нашей эры на возвышенном постаменте между храмами Парфеноном и Эрехтейоном.

Афина держит в руках щит и копье, а на голове статуи красуется золотой шлем. Копье также было сделано из чистого золота. В лучах солнца они сверкали, и их свет был виден на многие километры. Именно поэтому статуя Афины Промахос служила своеобразным маяком для моряков — по ней они ориентировались и успешно достигали берегов Эллады.

  • Пропилеи — представляют собой проход, ограниченный колоннадой, который предназначен для торжественных шествий. Пропилеи не случайно стали визитной карточкой Акрополя — их стройная колоннада оформляет вход в ансамбль.

  • Храм Ники Аптерос — посвящен богине Нике — победительнице. Храм расположен в юго — западном направлении от Пропилей. Он построен на выступе скалы, и поэтому дополнительно укреплен опорной стеной высотой в 8 метров. Храм Ники был построен архитектором Калликратом в 427 — 424 годах до нашей эры.

  • Элевсинион
  • Бравронейон — это святилище богини Артемиды Бравронской, которое было расположено в углу Акрополя рядом с Халькотекой. Богиня Артемида покровительствовала беременным женщинам и роженицам. Архитектура храма отличается простотой и изяществом.

  • Халькотека — специальное здание, в котором были собраны для хранения оружие, ритуальные предметы и утварь для совершения жертвоприношений. Именно здесь хранились принадлежащие городу копья, щиты, панцири, катапульты, а также трофейное оружие, добытое в честном бою у неприятеля.

  • Пандросейон — это храмовая постройка — святилище, построенное в честь дочери первого царя Аттики Кекропса, которую звали Пандроса. Двор святилища имеет трапециевидную форму. На его территории расположен алтарь бога Зевса Геркея — покровителя семейного очага.

  • Аррефорион — это сооружение небольшого размера, служащее для проживания четырех аррефор — молодых девушек знатного происхождения, которые ткали пеплос, предназначенный в подарок богине Афине во время проведения ежегодных Панафинейских игр.
  • Афинский алтарь — специальное место во дворе Акрополя, на котором было принято совершать ритуальные жертвоприношения в честь древнегреческих богов. Обычно жертвы необходимо было приносить во время проведения торжественных мероприятий и праздников.

  • Святилище Зевса Полиея
  • Святилище Пандиона — на сегодняшний день представляет собой руины разрушенного здания, которое в древности находилось в юго — восточной части Афинского Акрополя. Это небольшое сооружение было храмом легендарного древнегреческого героя Пандеониса, одного из афинских царей.
  • Одеон Герода Аттического — представляет собой постройку в виде древнегреческого театра, рассчитанного для посещения 5 тысяч зрителей. Здание было построено в 165 году нашей эры по заказу греческого оратора и философа Герода Аттика в память о своей умершей супруге Регине. На сегодняшний день здание сохранилось практически полностью, и в нем проводятся спектакли и концерты.

  • Стоя Эвмена — это двухэтажное здание, в экстерьере которого присутствуют колонны дорического ордера. Внутри сооружения расположены ионические колонны, а верхний ярус украшают капители, выполненный в пергамонском стиле. Впереди Стои находятся остатки фундамента памятника Никию. Стоя Эвмена была построена на склоне холма, и свое название получила по имени архитектора Эвмена II Пергамского.
  • Асклепион — это древнегреческий храм, построенный в честь бога врачевания Асклепия. Святилище имело не только религиозно — культовое значение, но и выполняло функции лечебного учреждения. Асклепионы способствовали развитию медицинской науки в Древней Элладе.

Лечением больных занимались жрецы бога врачевания — асклепиады. Поначалу выполнялись только определенные ритуальные действия, но позже жрецы стали использовать различные целебные травы и снадобья. Это помогало излечению больных, а также способствовало накоплению специальных медицинских знаний.

Читайте также:
Автостанция (остановка) метро Молодёжная Как С Добром Добраться!

  • Театр Диониса
  • Одеон Перикла
  • Теменос Диониса
  • Святилище Аглавры

Пропилеи.

Этой границей служили колоннада под названием Пропилеи. Греки усовершенствовали ордер, заимствованный из традиционной египетской архитектуры. Колонны Пропилеи выполнены в дорическом ордере, который греки считали воплощением силы и мужества.

Экстерьер Пропилеи не характеризуется симметричными линиями. Правое крыло постройки словно сжалось, чтобы освободить место для мраморного храма. Четыре колонны храмика, более тонкие и изящные, стоят на точеных подставках и завершаются двумя упругими завитками. Это колонны ионического ордера — воплощение изящной женственности.

Храм Ники Аптерос.

Богиня победы Ника изображена безоружной, ибо настоящая победа выше оружия. Победа непостоянна, поэтому Ника имеет орлиные крылья. После греко — персидских войн греки утверждали, что поселившись в их городе, Ника никогда уже его не покинет, и поэтому изображали победу без крыльев, а сооружение назвали храмом Бескрылой Победы — Ники Аптерос. Таким образом, Победа стала для Афин домашней богиней.

И, как доказательство того, что она чувствует себя уверенно и уютно, на одном из барельефов храма она неторопливо поправляет завязку сандалии. Храм Ники расположен непосредственно перед входом в Акрополь. Левое крыло Пропилеи — просторный мраморный павильон, в котором был устроен первый в мире музей живописи — Пинакотека.

Статуя Афины Промахос.

Подобно тому, как другие города являлись отдельными друг от друга полисами, Акрополь был особенным миром, противопоставленным городу — миром, в котором реальность сливалась с вымыслом. Пришедших на Акрополь встречала огромная фигура в чешуйчатом панцире, отлитая из бронзы.

В борьбе за независимость было осознанно единство между людьми и землей. Грек беззаветно служил отечеству. Завоеванный мир мог оказаться непрочным, и Афины в любой момент могли снов обратиться к войне. Вооруженный мир существовал в обличии покровительницы полиса в доспехах и шлеме. Бронзовая фигура, опирающаяся на копье, была для афинян самой богиней Афиной.

Греческие скульпторы не придерживались раз и навсегда установленных стандартов, они постоянно находились в творческом поиске. Художник стремился придать фигуре более выразительную позу или новый жест. Каноны греческого искусства не были неизменны и за их строгим соблюдением жрецы не следили. Каждый мастер вносил свои изменения. Также греческому искусству были неведомы раз и навсегда установленные сюжеты.

Мир представлялся грекам в постоянном циклическом движении. Пластическое воплощение богов и героев было утверждением совершенства. Скульптура считалась главным из искусств, и работы над созданием скульптурных композиций возглавлял гениальный древнегреческий скульптор Фидий — творец бронзовой статуи Афины.

Как гласил миф, на роль покровителя города — полиса претендовали два божества — Афина и бог морей Посейдон. Во время спора Афина слегка коснулась скалы копьем, и на этом месте выросла олива. В свою очередь, Посейдон ударил трезубцем о камень, и из него забила вода.

Однако боги единодушно признали чудо, сотворенное Афиной, более полезным, и отдали город под ее покровительство. Свое название город также получил по имени богини.

Бог морей Посейдон был еще и богом богачей, в то время как богиня мудрости Афина покровительствовала труженикам. Миф о победе Афины над Посейдоном запечатлен в скульптурной композиции на западном фронтоне Парфенона — главного храма Акрополя.

Большинство фигур изображены обнаженными. Идеалом греков была гармония внешней и внутренней красоты, единство тела и духа. Греческие боги, непоседливые, пылкие и деятельные по своему характеру были похожими на самих греков.

Акрополь : 1 комментарий

Греческая архитектура пережила много веков и считается классической во всем мире. На ее образцах и сейчас учатся молодые архитекторы. И дело не только в грациозности и четком совершенстве линий построек эллинистического периода. Древнегреческое зодчество — это настоящее искусство, дошедшее до наших дней в храмовых постройках.

Гекатомпедон. Храм Афины-Полиады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:30, реферат

Читайте также:
Велосипеды в Амстердаме: прокат и маршруты
Краткое описание

Первоначально акрополь служил местом, где городское население скрывалось во время набегов воинственных захватчиков. Для защиты сооружения в 3 в. до н. э. скалы Афинского Акрополя укрепили каменными стенами толщиной 5м. Малая часть этих стен, возводимых, по преданию, мифическими циклопами, сохранилась и в настоящее время (например, за южной стеной Пропилей).

Вложенные файлы: 1 файл

афинский акрополь.doc

Афинский Акрополь.

Прообраз средневековых замков, т.е. возвышенная и укрепленная часть городского поселения, в античные времена носил название акрополь. В переводе с греческого это слово означает «высокий город». Практически каждый древнегреческий город-государство имел свой акрополь, на самым знаменитым, из дошедших до наших дней, является акрополь афинский – шедевр мировой скульптуры и архитектуры, символ величия Древней Греции и ее столицы – Афин.

Первоначально акрополь служил местом, где городское население скрывалось во время набегов воинственных захватчиков. Для защиты сооружения в 3 в. до н. э. скалы Афинского Акрополя укрепили каменными стенами толщиной 5м. Малая часть этих стен, возводимых, по преданию, мифическими циклопами, сохранилась и в настоящее время (например, за южной стеной Пропилей). Впоследствии военная составляющая отошла на второй план, и акрополь стал культурным и теологическим центром города. Именно здесь возводились посвященные богам храмы, статуи, свершались жертвоприношения. Афинский Акрополь – сложный архитектурно-пространственный комплекс, гениально вписанный зодчими в ландшафт и окружающую природу. Согласно мифологии, именно здесь, на крутом скалистом холме с пологой вершиной, сошлись эллинские боги Посейдон и Афина в споре на право покровительствовать местному, пока безымянному поселению. Посейдон своим трезубцем вывел из вершины холма источник морской воды, а богиня мудрости при помощи копья подарила людям оливковое дерево. Дар Афины был признан более полезным, и она стала покровительницей города, получившего ее имя. Именно на этом холме, высотой 156м над уровнем моря и 60м над уровнем земли, на площади, напоминающей собой сильно вытянутый усеченный ромб, размерами 300 на 170м и был построен афинский «высокий город».

Первые укрепления и сооружения выросли на этом месте задолго до наступления классического периода расцвета Древней Греции. В 15-13 вв. до н. э. здесь располагался дворец тирана. В 7-6 вв. до н. э. на холме развернулось активное строительство. Во времена правления тирана Писистрата (560-527) на месте демонтированных царских покоев был возведен древнейший на территории акрополя храм, посвященный, разумеется, Афине. Богиня Афина имела в греческих верованиях две ипостаси. Одна Афина-Полиада была покровительницей сил земли, заведовала плодородием и рождаемостью. Вторая более известная в России ипостась, Афина-Паллада, была воинственной и девственной защитницей города. Храм посвящался Полиаде. Он имел сто шагов в длину, поэтому назывался Гекатомпедон.

Гекатомпедон. Храм Афины-Полиады.

Остатки фундамента этого некогда центрального сооружения афинского акрополя вместе со скульптурными композициями, украшавшими фронтон здания, были обнаружены археологами при раскопках в конце 19 века. Скульптуры выполнены из мягкого известняка, их яркая раскраска хорошо сохранилась до наших дней. Сюжеты изображений имеют мифологическую подоплеку, характерную для древнегреческой культуры.

Сохранившаяся левая половина западного фронтона изображает битву Геракла с Тритоном, чешуйчатым морским чудовищем, получеловеком-полурыбой. Правая половина фронтона изображает неопознанное сказочное существо с тремя человеческими торсами, крыльями и змеиными хвостами. В своих многочисленных руках существо держит язык пламени, развивающуюся волнистую ленту и фигуру птицы. Есть гипотеза, что фигура объединяет символические изображения трех основных элементов мироздания древних греков – огня, воды и воздуха.

Поражает яркость колера, которыми раскрашена скульптура. Мускулистые мужские тела расписаны теплыми оттенками, от желтоватого до коричнево-красного. Бороды, усы и волосы выполнены в цвете морских глубин – темно-синим с прозеленью, а заполняющие все оставшееся пространство фронтона змеиные хвосты получили окраску синюю и красную.

Гекатомпедон знаменит тем, что его архитектор сказал своим сооружением новое слово в греческом храмостроении. В храме Афины-Полиады впервые в местной архитектуре было применено фронтонное обрамление (завершение фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания).

Читайте также:
Гимн Беларуси

В 6 веке до н.э. храм подвергается значительному перестроению, увеличиваются его размеры, пристраивается второй фронтон и колоннада. Около 525 до н. э. святилище было практически полностью перестроено. Примерно тогда же на Акрополе появляются первые мраморные статуи. До наших дней дошли Мосхофор (тельценосец), статуя изваяна ок. 570 до н. э., а также многочисленные Коры (архаические статуи юношей и девушек). Все перечисленные находки хранятся в музее Акрополя.

Храм Афины-Паллады.

После знаменитой победы греков над персами при Марафоне, в Акрополе было решено возвести храм во имя второй ипостаси богини мудрости – Афины-Паллады. Про это строение известно только то, что храм содержал 6 колонн и не был возведен из-за нашествия персов.

Вехи в истории Акрополя.

В 480 – 479 гг. до н.э войско персидского царя Ксеркса захватило Афины. Все храмы и скульптуры акрополя были уничтожены. Движение по освобождению Эллады от захватчиков возглавил легендарный афинский стратег Перикл, а афиняне поклялись не начинать восстановительных работ на акрополе, пока враг не будет изгнан с греческой земли. Таким образом, заново отстроенный акрополь стал своеобразным памятником освобождения от персидского господства.

В 478 до н.э. афиняне вернулись в родной город и в истории Акрополя началась новая эра, позднее названная золотой классической эрой Перикла. В это время была возведена южная стена Акрополя, частично восстановлен храм Афины-Полиады и увидела свет новая статуя, занявшая центральное место на территории комплекса. Отлитая из бронзы колоссальная скульптура Афины Промахос (Воительницы) была создана знаменитейшим афинским архитектором Фидием в 465-455 до н.э.

Статуя Афины.

Статуя изображала богиню, облаченную в боевой шлем и вооруженную копьем и щитом, причем шлем и острие копья были отлиты из золота. Скульптура имела настолько впечатляющие размеры, что сверкающий на солнце наконечник копья служил кораблям на море своеобразным ориентиром, т.к. виднелся издалека. Сработал статую, как вообще многое в обновленном Акрополе, «главный архитектор проекта» Фидий (ок. 490 — ок. 430 до н.э.) – выдающийся и самый известный в наши дни представитель классического искусства Древней Греции.

Фидий руководил всеми строительными и зодческими работами Акрополя. По его эскизам, а зачастую при активном участии, мир увидели, за исключением уже упомянутой Афины Промахос, такие шедервы греческого искусства как 92 метопы и 159-метровый фриз с панафинейской процессией и скульптуры фронтонов Парфенона. Скульптора ждала судьба более типичная для России, чем для Эллады. Во-первых, главный строитель храмов Афин был обвинен в безбожии. Во-вторых, крупная культурная стройка не обошлась без растрат драгоценных строительных материалов, в которой тоже обвинили Фидия. За эти преступления скульптор был навечно изгнан из города, и эпоха «Афин Фидия» закончилась. Но остался величайший памятник, напоминающий об освобождении земли от персов, ставший впоследствии живым свидетельством филигранного классического древнегреческого искусства и великого мастерства архитектора Фидия. Афинский акропольный ансамбль Фидия, в виде живописных и величественных руин дожил до наших дней. Композиционно он начинается парадными воротами, через которые на территорию входили и въезжали во время праздников люди и всадники, вводились жертвенные животные и т.д. Этот торжественный вход был построен архитектором Мнесиклом в 437-432 до н.э., находится в западной части Акрополя, и называется Пропилеи.

Пропилеи.

Пропилеи представляют собой два дорических портика (портик – крытая галерея, перекрытие которой опирается на поддерживающие её колонны) пентеликонского мрамора. Один портик обращен в сторону города, другой выходит на вершину Акрополя. Первоначально сюда вела 80-метровая тропа. В 1 веке, во времена правления императора Клавдия, римляне, для удобства восхождения, выстроили на этой тропе ступени. Потолки обоих портиков имели внутри украшения, представляющие собой квадратные кессоны, выкрашенные золотыми звездами по синему фону.

В месте резкого повышения крутизны акропольского холма, была выстроена еще одна составная часть Пропилей – поперечная стена с пятью проходами в ней. Центральный проход предназначался исключительно для торжественных мероприятий. В обычные дни его перекрывали запертые бронзовые ворота. Внутреннею часть Пропилей делят на участки, установленные там в два ряда по три штуки, колонны. По сторонам западного портика располагались неравные по размерам павильоны – крылья Пропилей. В более крупном крыле находилась картинная галерея, меньшее же было отдано под библиотеку.

Читайте также:
Калелья – почему выбирают этот курорт для недорогого отдыха в Испании

С северо-запада от Пропилей возвышается еще одна достопримечательность Акрополя – постамент Агриппы, изготовленный из пепельно-голубого мрамора. В прежние времена здесь была установлена квадрига, возничим которой выступал сначала царь Эвмен II, позднее замененный на скульптуру римского императора Августа Агриппа. С юго-запада к Пропилеям примыкал храм Ники-Аптерос.

Храм Ники-Аптерос.

Проект храма предложил в 450г до н.э. архитектор Калликрат. Однако его осуществлению помешала разразившаяся Пелопоннесская война между Афинами и Спартой. Строительство началось только в 427г до н.э. и продолжалось шесть лет.

Здание святилища возвышается на трехступенчатом постаменте, вписанном в скалу. Храм Ники – самый маленький и одновременно с этим наиболее изящное сооружение Акрополя. Посвящение богине победы – Нике содержит намек на то, что Афины, в конце концов, одолеют Спарту, а для дополнительной уверенности, обычно изображаемую крылатой богиню, лишили этих самых крыльев, чтобы не дать возможности покинуть Акрополь.

Храм выстроен в ионическом стиле, с двумя рядами колонн по двум фасадам. Со всех сторон фриз храма богато украшен батальными сценами побед греков над персами и фигурами греческих богов – Зевса, Афины и Посейдона. Окружающая храм скала также была убрана множеством барельефов. Самый знаменитый из которых – Ника, завязывающая сандалии. Сегодня ее, вместе с другими изображениями, можно увидеть в музее Акрополя.

Поскольку афиняне ни в одном деле не могли обойтись без небесной покровительницы города, даже в храме, посвященном другой богине, возвышалась статуя Афины. Афины-победы, как ее тогда называли. Статуя держала в одной руке свой шлем, а в другой – символ победоносного мира – плод граната. В 1687 году турки, владевшие в ту пору Афинами, разобрали храм на мраморные составляющие, чтобы укрепить ими свои бастионы. Спустя много лет, греки отыскали почти все блоки и реконструировали древний храм.

Справа от центрального входа в Акрополь располагался Бравронейон – храм Артемиды Бравронской, богини-покровительницы беременных женщин и рожениц. Здание было выстроено покоем, т.е. в плане имело вид буквы «П». В святилище хранились ксоан (архаичное культовое изображение) Артемиды и ее статуя, изваянная знаменитым древнегреческим скульптором Праксителем. До наших дней храм не сохранился.

Также лишены мы возможности увидеть другое некогда находившееся на территории Акрополя святилище – храм Ромы и Августа, построенный на пороге новой эры, в 27г, во времена римского господства. (прим. Рома – покровительница города Рим и римского владычества над вселенной). В греческих городах возводили храмы для прославления Ромы совместно с божественным римским императором Августом.

Недалеко от этого храма, в самой высокой точке Акрополя располагалось также несохранившееся святилище Зевса Полиея. Это был один из самых важных храмов Акрополя. Именно здесь, в дни торжественных ритуалов, в жертву богу приносили быка.

Главные же реликвии Акрополя – Парфенон и Эрехтейнон в той или иной степени сохранности до наших дней дошли.

Эрехтейнон.

Эрехтейнон был возведен за величественной статуей Афины Промахос, ближе к монументальному ограждению комплекса. История не донесла до нас имени скульптора, возведшего этот храм в самом конце 5в до н.э. Названием храм обязан легендарному афинскому царю Эрехтею, которому, совместно с Посейдоном и, разумеется, Афиной здание и было посвящено.

Сооружение выстроено как раз на том месте, где происходил мифический спор бога морей с Афиной. Рядом с храмом, в открытом дворике святилища нимфы Пандросы, произрастало знаменитое оливковое дерево – дар Афины городу, а внутри самого храма эллины обнаружили следы трезубца Посейдона.

Необычной для всего комплекса выглядела архитектура Эрехтейона, особенно его разноуровневая планировка, учитывающая особенности рельефа местности. С трех сторон сооружение украшали расположенные на разной высоте портики. Одним из них был дошедший до наших дней Портик кариатид. Заперсами пожара Акрополя, но после освобождения города, успешно возродипадная часть храма посвящена Посейдону, а более высокая восточная – Афине Полиаде. Именно здесь хранилось старейшие изображение богини из дерева. По легенде, эта скульптура упала на территорию Акрополя с небес. Именно этой деревянной Афине предназначались ритуальные одеяния «пеплос», изготавливаемое жрицами и приносимое во время празднования дней, посвященных покровительнице города.

Читайте также:
Автостанция (остановка) метро Молодёжная Как С Добром Добраться!

Приложение N 1. Описание образца водительского удостоверения

Информация об изменениях:

Приложение 1 изменено с 1 декабря 2020 г. – Приказ МВД России от 28 сентября 2020 г. N 676

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 6 сентября 2012 г. N АКПИ12-905, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17 января 2013 г. N АПЛ12-731, настоящее приложение признано не противоречащим действующему законодательству

(с изменениями от 9 января 2014 г.)

Описание образца водительского удостоверения

С изменениями и дополнениями от:

9 января 2014 г., 28 сентября 2020 г.

Водительское удостоверение (далее – удостоверение) соответствует требованиям к национальному водительскому удостоверению, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении 1968 г. Размеры удостоверения составляют 85,6 x 54 мм (с закругленными углами).

Удостоверение изготавливается на пластиковой основе по образцу, утвержденному в установленном порядке*. Степень защищенности от подделок бланка удостоверения – “Б”.

Удостоверение имеет лицевую и оборотную стороны.

Лицевая сторона содержит защитную фоновую сетку, имеющую плавный цветовой переход из голубой цветовой гаммы (левая часть) в розовую (правая часть).

В верхней части лицевой стороны расположены надписи: “ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ”, “PERMIS DE CONDUIRE”, “DRIVING LICENCE”, выполненные сиреневым цветом, размещенные в три строки в указанной последовательности.

В левой части лицевой стороны расположена цветная фотография владельца размером 21 x 30 мм.

Над фотографией владельца помещено изображение отличительного знака Российской Федерации “RUS”.

В нижней части лицевой стороны серым цветом выполнено стилизованное изображение дороги с линиями горизонтальной разметки.

На лицевой стороне в соответствующих разделах указываются следующие сведения:

2. Имя, Отчество (если имеется);

3. Дата и место рождения;

4a) Дата выдачи удостоверения;

4b) Дата окончания срока действия удостоверения;

4c) Наименование подразделения Госавтоинспекции (в кодированном виде), выдавшего водительское удостоверение;

5. Номер удостоверения;

6. Фотография владельца;

7. Подпись владельца;

8. Место жительства;

9. Категории, подкатегории транспортных средств, на право управления которыми выдано удостоверение.

Оборотная сторона содержит защитную фоновую сетку, имеющую плавный цветовой переход из розовой цветовой гаммы (левая часть) в голубую (правая часть).

В левой части оборотной стороны содержится поле размером 10 х 42 мм для нанесения штрих-кода, необходимого для автоматизированного учета.

В нижней правой части оборотной стороны красным цветом выполнены четырехзначная цифровая серия и шестизначный номер удостоверения.

В нижней левой части оборотной стороны размещены выходные данные предприятия-изготовителя.

Оборотная сторона содержит таблицу, в которой представлены следующие сведения:

в крайнем левом столбце таблицы – категории, подкатегории и соответствующие пиктограммы транспортных средств, на право управления которыми может выдаваться удостоверение;

в столбце раздела 10 – дата получения права на управление транспортными средствами соответствующей категории, подкатегории;

в столбце раздела 11 – дата окончания срока действия удостоверения для соответствующей категории, подкатегории транспортных средств;

в столбце раздела 12 – ограничения права на управление транспортными средствами соответствующей категории, подкатегории транспортных средств.

В разделе 14 указываются общие для всех категорий, подкатегорий транспортных средств ограничения в действии удостоверения, а также информация, касающаяся владельца.

Лицевая сторона удостоверения (эскиз)

Оборотная сторона удостоверения (эскиз)

* Приказ МВД России от 27 апреля 2002 г. N 390 “О разработке и утверждении образцов специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении”, зарегистрирован в Минюсте России 18 мая 2002 г., регистрационный N 3451, с изменениями, внесенными приказом МВД России от 8 августа 2005 г. N 655 (зарегистрирован в Минюсте России 2 сентября 2005 г. регистрационный N 6978).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: