NO ENTRY. Храм Исэ.
Маленькое традиционное напоминание – начало было положено вот в этом посте NO ENTRY. И я уже вам рассказала об острове Суртсей, сентинельском народе, пещере Ласко и острове Кеймада-Гранди.
Сегодня мы поговорим о главной святыни Японии – храме Исэ. Одно из самых знаковых синтоистских мест в Японии. Это целый комплекс священных построек, разделённых на 2 половины: Найку (внутренний храм) и Гэку (внешний храм). Первый посвящён богине солнца Аматэрасу, а второй — Тоёкэ-Омиками, богине сельского хозяйства и урожая. Две части святилища удалены друг от друга на расстояние 6 км.
Известен храм прежде всего тем, что в нём хранится одна из трёх Священных императорских регалий — зеркало. Кроме важности для синтоистской религии, это зеркало — также символ государственности Японии.
Главный храм закрыт высоким деревянным забором. Пройти на его территорию могут лишь жрецы храма, а также представители императорской семьи, обычным путешественникам можно любоваться на религиозную святыню только издалека. Выглядит главный храм страны более чем скромно, он построен из дерева и оформлен в соответствии с вековыми традициями.
Основная молельня огорожена в общем счёте четырьмя заборами, и посетители могут увидеть только фрагменты крыши. Весь комплекс обслуживают около ста священнослужителей. В основную молельню имеют право входить только император и императрица.
Исэ-дзингу ещё называют просто Дзингу. От него отходит древняя тропа паломничества Кумано-кодо к синтоистским святилищам Кумано-Хонгу-тайся (яп. 熊野本宮大社)、Кумано-Хаятама-тайся (яп. 熊野速玉大社) и Кумано-Нати-тайся (яп. 熊野那智大社).
Первоначально святилища Аматэрасу и Окунитамы располагались в императорских покоях и кочевали вместе с императорской семьей. В IV веке император Судзин устрашился соседства с божествами и повелел вынести их святилища в деревню Касануи, расположенную поблизости от тогдашнего дворца. Унаследовавший от Судзина престол, император Суйнин задался целью найти место для постоянного святилища Аматэрасу. Поиск места был поручен принцессе Ямато-химэ-но-микото. Когда девушка достигла Исэ, к ней обратилась сама Аматэрасу и сказала, что именно здесь она и хочет обитать. Сама же принцесса стала первой из принцесс сайо исполняющих роль верховных жриц и медиумов одновременно.
Традиция назначать принцесс жрицами важнейших святилищ прекратилась в XII веке, вместе с упадком императорской власти. В 478 году, спустя почти 500 лет после основания святилища Аматэрасу, по воле богини в Исэ было перемещено и святилище богини Тоёукэ. Так как оно расположилось поблизости от реки Миягава, выступающей границой святой земли, святилище Тоёукэ стали именовать внешним святилищем или палатами Гэку. За святилищем Аматэрасу же закрепилось название внутреннего святилища Найку.
До 1945 года храм был отделен от остального мира рекой Миягава, исполняющей роль границы священной земли. Священникам запрещалось пересекать эту реку, дабы не нарушить необходимой для служения чистоты. Считалось, что от правильности и чистоты проводимых в Исэ обрядов, зависит судьба императорского рода, а вместе с ним и всей остальной страны. Никакие частные интересы не должны были мешать данному процессу и все ритуалы были направлены лишь на достижение блага государства в целом. Нарушение этого запрета, как считалось, навлечет на страну множество бед. Поэтому, храм Исэ содержался только на государственные деньги и никакие частные подношения не принимались.
До XII века, когда власть перешла в руки сёгунов, священники порой использовали этот запрет, шантажируя правительство, что в случае невыполнения их требований, пересекут священную реку и лично явятся в столицу.
С приходом к власти сёгунов и финансовая поддержка со стороны государства прекратилась. Это вынудило священников нарушить вековые традиции. Древние норито были изменены, а синтоистский обрядочищения хараэ был представлен, как необходимое условие для достижения буддийского просветления. Тем не менее, в условиях всеобщей нестабильности о материальном благополучии храма речи не шло. До начала XVII века, когда страна была объединена родом Токугава, финансовая поддержка сводилась к редким пожертвованиям сильных мира сего.
Из-за постоянных междуусобиц перестал собираться специальный налог на содержание храмов и в итоге денег не осталось даже на важнейший ритуал — обновление жилища бога. Традиция перестройки святилищ прервалась более чем на сотню лет. Перестройка внутреннего святилища не происходила с 1462 по 1585 годы и постепенно оно разрушалось из-за нехватки финансирования. Внешнее святилище было в последний раз перестроено в 1434 году и сгорело в 1487 году. Ходили слухи, что при этом сгорел и синтай соответствующего божества. Внешнее святилище было вновь отстроено лишь в 1563 году. Из-за отсутствия нужных сооружений часть ритуалов была сокращена, а часть и вовсе отменена. Когда в конце XV – начале XIV века власти взялись за восстановление храмового комплекса, его пришлось отстраивать практически с нуля.
С наступлением мира храм занялся активной пропагандой среди простого населения. Для этого были сформированы целые корпорации почтенных наставников (онси или оси), отправляющихся в провинции агитировать население совершить паломничество в храм. Раньше это было запрещено, а позже невозможно из-за постоянных междуусобиц. Однако, с наступлением мира данные паломничества стали крайне популярны. В своих странствиях наставники раздавали таблички, полоски бумаги или материи с именем Аматэрасу. К XIX веку такие амулеты, называемые дзингу таима и почитаемые как своеобразное вместилище духа ками получили 90 % семей.
Внутри огромного храмового комплекса размещены различные второстепенные святилища, а также подсобные хозяйства. В частности, в Исэ есть собственные сады, огороды, соляная мельница и производство сакэ. На этих полях и огородах производится пища для почитаемых на территории святилища ками. Вся она готовится в святилище Тоёукэ, на чистом огне добываемом исключительно трением. Посудой ками служат простые глиняные тарелки и чашки без какой либо росписи или эмали. Они также изготовляются на территории Исэ. Считается, что свою еду ками должны получать два раза в день.
Раньше Аматэрасу питалась вареным рисом, а также фруктами и овощами выращенными на территории храма. В период Мэйдзи, с возвращением власти императору, в рацион Аматэрасу добавились сушеный тунец, морской лещ, моллюски, водоросли и сакэ. При этом самому Мэйдзи до сих пор подносят лишь рис и воду.
К внутреннему святилищу ведет тянущаяся вдоль реки Исудзу паломническая дорога. Рядом с ней располагаются магазинчики и забегаловки, в которых усталый путник может купить различную снедь или сувениры на память. В былые времена поблизости от дороги можно было даже встретить район красных фонарей. Дорога в итоге выводит к мосту через реку Исудзу, ведущему на территорию внутреннего святилища. Раньше вместо пересечения моста, полагалось пересечь реку вброд, тем самым совершая обряд омовения. Теперь, однако, достаточно лишь вымыть руки и прополоскать рот.
От моста в самому святилищу ведет широкая дорога. Рекомендуется идти по её обочине, так как середина предназначена для ками. Однако, сейчас мало кто помнит об этом. В святилище ведут две пары тории. Рядом с первыми расположен павильон для омовений, тэмидзуя. Неподалеку от него можно найти спуск к речке, где можно совершить более полный обряд омовения.
Рядом с ним расположено святилище Такимацури ооками, божество истоков реки Исудзу. Пройдя вторые тории можно увидеть конюшни в которых живет синмэ — лошадь божества. Согласно древним традициям, во внутреннем святилище живет одна такая лошадь, а во внешнем – две. Также в святилище Исэ держат священных петухов синкэй. Данные петухи почитаются посланцами Аматэрасу.
Считается что ками любят все новое и чистое. И в соответствии с концепцией Синто о смерти и возрождении храм полностью разрушают каждые 20 лет и отстраивают заново, причём место постройки меняется. Отчасти, именно поэтому постройка отличается весьма скромными масштабами и внешним видом. Интересно, что этой традиции уже много веков. Следующая, 63-ая по счёту, запланирована на 2033 год.
Несмотря на свою недоступность, храм Исэ невероятно популярен у туристов. Он находится в красивейшей природной местности, в окружении покрытых густой зеленью холмов и нетронутых лесов. У путешественников будет возможность прогуляться по живописным местам и полюбоваться на святыню с одного из утесов. На территории национального парка, который окружает святыню, представлено множество интересных исторических объектов и других святынь. В отличие от Великого Храма, они доступны для посещения абсолютно всем.
По материалам: tabitabi, orangesmile, smileplanet, votpusk
Йозефов
Еврейский квартал Йозефов (Josefov)
Йозефов – самый таинственный район Праги, овеянный множеством легенд, преданий и мифов. До 1850 года представлял собой сердце еврейской общины Праги, поэтому его также называют еврейским кварталом. Район находится между правым берегом реки Влтавы и Староместской площадью. Название квартала Йозефов (Josefov) происходит от имени императора Йозефа II, реформы которого улучшили условия жизни евреев в Праге.
Сэкономь на путешествии!
История
Еврейское гетто возникло в XIII веке, именно в это время улицы с многочисленным еврейским населением были объединены в отдельный район – Еврейский город. Таким образом, внутри укреплений Старе-Места был образован обнесенный стенами анклав с воротами, служившими для евреев выходом, в нередко небезопасный христианский мир.
Вся деятельность населения за пределами Еврейского города строго регламентировалась множеством правил и указов. Так, если в предшествующие времена евреи могли заниматься любым видом деятельности, то теперь их ограничили небольшим набором профессий, прежде всего ростовщичеством. Период Средневековья носил на себе то явный, то более умеренный отпечаток нетерпимости по отношению к евреям, иногда принимавший характер откровенных гонений.
Несмотря на все гонения и притеснения, гетто на протяжении нескольких веков разрасталось и укрепляло свои позиции. После отмены еще в XVIII веке унизительной “черты оседлости”, наиболее состоятельная часть населения покинула еврейский квартал, чтобы обосноваться в предместьях, более безопасных в санитарном и социальном отношении, и постепенно гетто стало прибежищем бедняков и ортодоксальных иудеев, не желающих ассимилироваться с окружающим миром. К концу XIX века Еврейский город окончательно превратился в перенаселенные трущобы, где процветали пороки и болезни.
В период между 1883 и 1913 годами по инициативе городского муниципалитета в еврейском квартале в Праге была проведена полная реконструкция. В результате район изменился до неузнаваемости – на месте прежних грязных дворов, темных переулков и притонов были проложены широкие уличные магистрали и выросли роскошно декорированные дома в стиле “пражской сецессии”.
Стараниями пражской интеллигенции историческое ядро Йозефова было спасено от сноса, а пол века спустя шести старинным синагогам, Еврейской ратуше и Старому еврейскому кладбищу “посчастливилось” еще раз в мрачную эпоху гитлеровского протектората (1930-1945) нацисты, взявшиеся за “окончательное решение еврейского вопроса”, развернули на территории бывшего гетто “Музей исчезнувшей рассы”.
Еврейским ученым временно даровали жизнь и разрешили работать там с целью инвентаризации наиболее ценных предметов, доставлявшихся в Прагу из синагог оккупированной Европы. Благодаря их самоотверженности подавляющее большинство экспонатов удалось сохранить.
Еврейский квартал – легенда о Големе
Рабби Лёв в ночном мраке на берегу реки неподалеку слепил из глины фигуру, напоминающую человека, при помощи магической таблички-шема, на которой было написано секретное имя бога, он оживил свое детище. Голем стал послушным слугой рабби и помогал ему в служении в синагоге и по дому. Каждую субботу, когда наступал шабат, волшебная табличка изымалась из уст Голема и чудище становилось неподвижным. Но однажды любимая дочь раввина заболела и он забыл от огорчения вынуть табличку-шем из уст Голема. Монстр разбушевался и начал крушить все вокруг себя. Рабби услышал страшные вопли соседей, прибежал и вырвал табличку изо рта глиняного монстра. Голем рассыпался и превратился в кучу глины, которая и по сей день хранится где-то на чердаке Староновой синагоги.
Сказка о Големе существует в разных вариантах и в других еврейских кварталах Европы.
Достопримечательности
Старое еврейское кладбище
На старом еврейском кладбище хоронили евреев на протяжении нескольких столетий, а именно с 1439 года по 1787 год, до выхода указа императора, запрещающего захоронения в черте еврейского квартала. Всего там было захоронено более 80000 человек, но размеры кладбища невелики и поэтому на одном и том же месте хоронили иногда до 12 человек в разное время. Большинство захоронений стали безымянными, надписи стерлись под воздействием времени, многие надписи были утеряно еще в средние века, старые надгробные плиты выбрасывали, чтобы захоронить еще одно тело. Но надгробия некоторых известных людей сохранились. Например надгробие легендарного рабби Лёва (Иегуду бен Бецалеля). Он согласно преданию и создал знаменитого Голема, глиняного монстра.
Староновая синагога
Строительство этого сооружения было закончено около 1270 года и это одно из самых старых готических сооружений Чехии и самая старая действующая синагога в мире.
История строительства и само название Староновой синагоги окутаны мифами и легендами. Согласно одной из них, она была построена из камней, взятых из развалин Иерусалимского храма и после пришествия Мессии синагогу предполагалось перенести в Иерусалим.
Именно в этой синагоге служил раввин Иегуда бен Бецалель, легендарный создатель Голема, глиняного колосса, останки которого и поныне якобы хранятся в её недрах.
Скульптура Моисея
В 1905 году Франтишек Билек создал статую, изображающую Моисея, но лишь спустя 32 года статуя была установлена недалеко от Староновой синагоги, до этого времени она стояла на вилле выдающегося скульптора эпохи модернизма.
Памятник Францу Кафке
В 2003 году по случаю 120 годовщины со дня рождения Франца Кафки установлена необычная статуя высотой 3.5 метра. Её автора, скульптора Ярослава Рона, вдохновила ранняя новелла писателя “Описание одной борьбы”, повествующая о некоем мужчине, который бродил по Праге, сидя на плечах у другого человека. Скульптор решил изобразить Кафку на плечах у безголового великана-костюма. Эта парадоксальная композиция воскрешает в памяти легендарный образ Голема, и символизирует душевную боль и смятение, навсегда поселившуюся в душе великого писателя.
Кстати рядом с памятником как раз расположен билетный центр, можно купить один билет по всем объектам еврейского квартала. Сайт еврейского музея, на русском языке у них какой-то глюк, но оценить стоимость билетов и расписание можно в английском варианте.
Испанская синагога
Испанская синагога, построенная в 1864-1868 годах в весьма популярном в те годы неомавританском стиле, является одним из не многих вкладов XIX столетия в архитектуру Йозефова. В ее названии сохраняется память о евреях-сефардах, в XVI веке изгнанных из Испании, нашедших свое прибежище в Праге, а затем окончательно обосновавшихся в Нидерландах.
Высокая синагога
Высокая синагога имеет общую историю с еврейской ратушей: они были построены одновременно и долго составляли единое целое. Свое название она получила из-за того, что молельный зал, соединенный проходом с залом заседаний ратуши, размещался не на уровне земли, а на втором этаже. В XIX веке здания были разделены и синагога получила отдельный вход с лестницей.
Майзелова синагога
Построена в 1592 году для проведения семейных богослужений главой пражской еврейской общины Мареком Мордехаем Майзелем, оставшимся в народной памяти щедрым и справедливым обладателем несметных богатств. Эта синагога дважды серьезно пострадала от пожаров, восстанавливалась и наконец была перестроена в 1905 году в неоготическом стиле.
Монастырь Святой Анежки Чешской
Монастырь не входит в число еврейских музеев Праги, но расположен неподалеку, поэтому его тоже можно осмотреть.
Монастырь кларитисток, основанный в 1234 году королем Вацлавом I по настоянию его сестры Анежки (Агнессы) и ставший одним из лучших образцов готической архитектуры на чешской земле, ныне там находится коллекция средневекового искусства Национальной галереи.
На следующей фотографии хорошо видно, что монастырь стоит как бы в яме. Это связано с тем, что он был построен еще до принятия решения о подъеме уровня берегов в целях защиты от наводнений. Многие старинные здания в Праге или стоят в яме, или же их первый этаж был засыпан и стал великолепным подвальным помещением.
Церковь Святых Симона и Иуды
Эта церковь тоже не имеет отношения к еврейскому музею, но находится на территории еврейского квартала. И тоже как и монастырь Святой Анежки Чешской стоит в яме.
Квартал Йозефов
Квартал Йозефов — самая малая земельно-кадастровая единица в составе Праги. Однако это не мешает кварталу обладать богатой событиями историей. Он прошел путь от еврейского гетто до самого престижного района, с дорогой недвижимостью, шикарными ресторанами и сверкающими бутиками. Но смог также сохранить и памятники своей истории.
История
Квартал Йозефов появился еще в 11 веке, когда район, заселенный евреями, обнесли отдельной стеной. С тех пор они могли жить лишь в пределах этого участка. В районе Йозефов были своя школа, кладбище и даже ратуша. Имелось несколько синагог, на данный момент являющихся памятниками или музеями.
Узкие улочки еврейского гетто, разрушенные между 1893 и 1913 годами
В 1850 году стены были снесены по указу Йозефа II. В его честь и прозвали квартал. Но дома стояли очень близко друг к другу, улицы были узкие и грязные. Царила антисанитария. И тогда власти решили очистить район от такой планировки. Местные жители были против сноса. Даже Франц Кафка встал на защиту самобытности квартала. Но перестройка была осуществлена.
Здание городской ратуши и Староновой синагоги, 19 век
В то время к изменениям люди привыкали неохотно. Им не нравилось отхождение от традиционного стиля. Но роскошный внешний вид, художественная лепнина на стенах и украшение улицы деревьями сделали свое дело — сейчас эта улица считается одной из наиболее престижных в городе. В квартале соседствуют маленькие магазинчики и торговые комплексы, уютные кафе и респектабельные отели. А жилье здесь самое престижное и стоит немало.
Фото квартала Йозефов в канун Рождества
Как добраться до квартала Йозефов
Квартал Йозефов является частью района города под названием Старе Место. Расположен между Староместской площадью и рекой Влтава.
Добраться можно двумя способами:
Точный адрес: Josefov, 110 00 Прага 1, Чехия.
Метро:станция Staromestska (линия A).
Трамвай:остановка Staromestska (трамваи 17, 18, 53).
Квартал Йозефов на карте
Что посмотреть
До войны Йозефов населяли 180 000 евреев, а после — не более 3 000. Так что сейчас если квартал и называют еврейским, то скорее по старой памяти и из-за оставшихся синагог. Они и стали главной достопримечательностью квартала.
Парижская улица — главная улица еврейского квартала и самая дорогая в Праге
- Староновая синагога. Старейшая в районе. Сохранила планировку и оформление средневековой синагоги. До сих пор является действующей, поэтому, чтобы попасть внутрь, необходимо выглядеть и вести себя соответствующе. Молельное место расположено, как и полагается, ниже уровня улиц. Посетителям нужно спуститься по лестнице, чтобы попасть внутрь. В вестибюле и сейчас можно видеть старинный каменный сейф, в который еврейская община района Йозефов собирала налог в государственную казну. Также легенда говорит, что на чердаке находится тело Голема. Там же хранится и Гениза общины.
- Клаусова синагога. Является второй по значимости после Староновой. И более интересна посетителям района Йозефов, так как, благодаря выставке внутри нее, можно ближе познакомиться с еврейскими традициями, обрядами и национальными нарядами. В ней представлены древние рукописи, печатные издания, головные уборы, медицинские инструменты. Самые ценные экспонаты синагоги: синагогальный занавес 1753 года и синагогальные часы, созданные в Чехии в 1870 году.
- Майзелова синагога. Название идет от имени ее создателя Мордехая Майзеля. Еврейский Йозефов обладал автономностью, и руководил в нем Майзель. Будучи приближенным Рудольфа II, он был хорошо обеспечен. Большую долю своих денег отправлял на строительство школ, больниц, ремонт дорог. В Йозефове его любили и уважали. Поэтому против строительства личной синагоги имени Майзеля никто не возражал. На то время она была самой красивой, богато украшенной и просторной синагогой в районе. Однако в 1689 году она сильно пострадала от пожара: все ритуальные и ценные предметы, подаренные Мордехаем, и свидетельства жизни Майзеля были уничтожены. Синагогу отстроили заново, и все, что осталось в ней от прежней — название.
- Пинкасова синагога. Получила название не в честь своего основателя, а того, кто первым сделал ее общественной — Пинкаса Горовитца. Внешне выглядит довольно скромно. Выполнена в стиле готики, которая лишь недавно была дополнена элементами ренессанса. Синагогу приходилось часто реставрировать. Она регулярно подвергалась негативному воздействию сил природы. На фоне других эту выделяет то, что ее стены покрыты именами евреев, погибших в результате Второй Мировой Войны. Кроме того, на втором этаже есть выставка. Она демонстрирует рисунки детей, депортированных из концлагерей в Терезине.
- Высокая синагога. Также существует благодаря денежным средствам Мордехая Майзеля. Она расположена на втором этаже ратуши, прямо над залом заседаний. Такое местоположение для синагоги не характерно. Эту особенность и выделили с помощью названия. Внутри она имеет традиционное строение: своды, образующие восьмиконечную звезду, под ней — бирмы. Сейчас она представляет собой соединение действующей синагоги и еврейского музея.
- Испанская синагога. Среди других ее выделяют красота и относительная молодость. Также примечателен и стиль исполнения: в то время, как остальные синагоги района выполнены в стиле готики с примесью ренессанса или барокко, Испанская демонстрирует мавританский стиль. Особенность испанской синагоги в том, что она имеет нетипичное для еврейского молельного места внешний вид. Скорее она похожа на смесь мусульманских, христианских и еврейских традиций оформления. Также, как и другие синагоги района, не раз горела и была разрушена под воздействием природы. А во время войны использовалась как склад. После этого синагога была окончательно разрушена. В 1986 году ее хотели снести, но затем было принято решение передать синагогу государственному еврейскому музею. Здание удалось реконструировать, и сейчас она является действующей.
- Еврейская ратуша. Представляет собой небольшое здание, примыкающее к Высокой синагоге. До 19 века именно пройдя через него можно было попасть в синагогу. В 1907 году входы были разделены, к синагоге пристроили внешнюю боковую лестницу. В ратуше проходили заседания старейшин общины и раввинского суда района.
Сегодня Еврейская ратуша утратила свою первоначальную функцию и является резиденцией Совета еврейских религиозных общин Чешской Республики
- Старое еврейское кладбище. Один из самых важных еврейских памятников в мире. На нем захоронено около 200 000 человек, среди которых есть и известные личности. Например, Иегуда Лев бен Бецалел — создатель Голема.
Достопримечательности квартала Йозефов на карте
Где остановиться
Йозефов — один из самых благоустроенных, престижных и дорогих кварталов города. Он наполнен достопримечательностями, как и весь район Старе место. Поэтому отели для туристов есть и в районе Йозефов, и поблизости от него.
Самые популярные отели у гостей города:
- Mordecai Twelve, Maiselova 12, Prague 01;
Рядом с апарт-отелем Mordecai Twelve находятся популярные достопримечательности: Пражский Град, Карлов мост и Собор Святого Вита
- Zatecka № 14, Zatecka 14, Prague 01;
Отель Zatecka № 14, расположенный в самом центре еврейского квартала, находится всего в нескольких минутах ходьбы от всемирно известных астрономических часов на Староместской площади
- Prague Old Town Residence, Maiselova 15, Prague 01;
Хостел Prague Old Town Residence занимает историческое здание и находится в 600 метрах от Карлова моста
- Hostel Franz Kafka, Kaprova 13/14, Prague 01.
Всего в нескольких шагах от Hostel Franz Kafka находится романтическая Староместская площадь, а сам хостел окружен множеством отличных ресторанов, кафе, клубов, дискотек и магазинов
Где поесть
Также в районе есть и рестораны, и кафе, и бары. Но стоимость у блюд — самая высокая в Праге.
Пользующиеся наибольшей популярностью заведения:
- La Veranda, Elishky Krasnohorske 10/2 Prague 1 Josefov;
Ресторан La Veranda открыт для посетителей с 12:00 до 23:00
- Hangar Bar, Dushni 9/9;
Атмосферный Hangar Bar, расположенный в центре Йозефова
- Pastacaffe Vezenska, Vezenska 1;
Повара Pastacaffe готовят современную кухню из домашней пасты и свежих продуктов, а также традиционные итальянские блюда, домашние десерты и выпечку
- Nostress cafe restaurant, V Kolkovne 9;
Современное кафе Nostress предлагает широкий ассортимент завтраков, ежедневные специальные обеды и тщательно составленное меню, которые дополняются разнообразной выпечкой, десертами и другими домашними деликатесами
- AIdente Trattoria E Vineria, Vezenska 911/4 Praha 1 Old Town.
AIdente Trattoria E Vineria — это традиционная итальянская кухня с акцентом на свежую домашнюю пасту
Виртуальная экскурсия по кварталу Йозефов
Бывший когда-то еврейским гетто, сейчас Йозефов расцвел и стал самым дорогим кварталом города. Его главная улица, названная Парижской, действительно отдаленно напоминает Елисейские поля. Здесь соседствуют исторические сооружения, трогательные выставки и интересные экспозиции с шикарными ресторанами и отелями высокого уровня. Чтобы осмотреть все интересное, понадобится целый день. А потом можно прогуляться по Староместской площади или Злате улочке.
Еврейский город в Старой Праге
Я недавно узнала, что в последнее время пражские гиды стали исключать Йозефов из своих обзорных экскурсий. И мне захотелось написать несколько слов о Еврейском городе, чтобы туристы, приехавшие в Прагу, имели возможность самостоятельно познакомиться с его достопримечательностями.
Йозефов — один из самых таинственных районов Праги, овеянный множеством легенд, преданий и мифов. История Йозефова неразрывно связана с такими легендарными личностями как раввин Лев (Иегуда бен Бецалел) и староста еврейской общины Мордехай Майзел.
Для начала, я расскажу, о том, как попасть в Еврейский город.
Проще всего попасть в Йозефов со Староместской площади. Еврейский город находится справа от улицы Парижской (Pařížská). Для того чтобы оказаться в сердце Еврейского города надо свернуть с улицы Парижской (Pařížská) на улицу Широкая (Široká).
В рамках небольшого рассказа сложно уделить достойное внимание всем достопримечательностям квартала Йозефа. Поэтому я остановлюсь только на тех, которые расположены на маленьком пяточке — на пересечение улиц У старого кладбища (U starého hřbitova), Майзелова (Maiselova) и Червена (Červena).
Несколько слов об истории квартала…
На территории нынешнего Йозефова квартала иудеи поселись в 1-ой половины XII века. В средине XIII века была построена стена, отделившая Еврейский город, от остальной — христианской Праги. В те времена евреи были лишены права свободного расселения и участия в политической жизни государства. Так продолжалось до тех пор, пока в 1781 году австрийский император Иосиф II (Йозеф II) не издал указ об уравнивании евреев в правах с христианским населением. По указу Иосифа была снесена стена, отделявшая еврейское поселение от остальной Праги. Но прошло еще 70 лет, прежде чем указ императора окончательно вступил в силу и Еврейский город стал административной единицей Праги названной в честь императора — кварталом Йозефа. На рубеже XIX и XX веков квартал подвергся серьезным изменениям. В этот период были снесены многие жилые и общественные здания и на их месте появились новые строения, соответствующие архитектуре близлежащих пражских улиц.
Однако при перестройке квартала некоторые исторические объекты были сохранены и дожили до наших дней. В их числе находятся и те объекты, о которых будет мой рассказ. Это четыре синагоги, ратуша и старое еврейское кладбище.
Самой древней и самой главной из сохранившихся синагог является Староновая синагога. Основана она была около 1270 года. На сегодня это старейшая действующая синагога на территории Европы.
Расположена Староновая синагога на углу улиц Майзелова (Maiselova) и Червена (Červena).
Необычное название синагоги связно с тем, что когда ее строили, в Еврейском городе уже была синагога, поэтому вновь построенную стали именовать «новой». Со временем старую синагогу разрушили, а сохранившуюся новую стали называть «Староновой».
С этой синагогой связана одна из самых интересных легенд Йозефова — легенда о Големе и мудром раввине Леве …
По преданию на рубеже XVI — XVII веков в Еврейском городе жил мудрый раввин Лев, который при помощи каббалы создал из куска глины существо, обладающее огромной физической силой. Лев назвал свое творение Големом (слугой). Глиняный человек не подчинялся никому кроме своего создателя. По приказу своего господина Голем служил еврейской общине, выполняя грязную работу и защищая еврейский квартал от погромов. Но раввин Лев старел и понимал, что как только он умрет глиняный человек выйдет из-под контроля и уничтожит все живое вокруг. Поэтому Лев принял решение превратить Голема обратно в кусок глины. Ритуал был совершен на чердаке Староновой синагоги. Ком глины, некогда бывший Големом, прикрыли старыми книгами и одеждой и оставили на чердаке. На следующий день раввин объявил общине о строгом запрете подниматься на чердак синагоги. Говорят, Голем и по сей день находится на чердаке Староновой синагоги.
После смерти рабби Лев был похоронен не далеко от Староновой синагоги на старом еврейском кладбище.
Старое еврейское кладбище возникло в XV веке. Территория кладбища очень мала, однако на ней насчитывается около ста тысяч захоронений. Такое огромное количество могил на одном маленьком участке связано с тем, что в Еврейском городе было только одно кладбище, а уничтожение старых могил было запрещено. Вот и вынуждены были жители Еврейского города хоронить своих умерших «слоями». К настоящему времени на старом кладбище насчитывается от восьми до двенадцати «слоев» захоронений.
Кладбище обнесено мощной каменной стеной, т. к. расположенные на нем захоронения доходят на уровне 2-го этажа стоящей рядом Клаусовой синагоги. Когда смотришь на лес из надгробных плит и памятников, то в памяти всплывают образы из готических романов.
Упомянутая выше Клаусова синагога тоже является достопримечательностью еврейского квартала. Она является второй по значению после Староновой. Клаусова синагога была построена в 1694 году. Одна из многочисленных легенд, связанных с этой синагогой, гласит, что камни для строительства здания сюда принесли ангелы, которые покровительствовали ему на протяжении веков и помогли выстоять в двух пожарах.
Рядом с Клаусовой синагогой находится еще одно интересное здание. Это Церемониальный зал похоронного братства, построенный в 1906 году в стиле романского замка. Сейчас на его территории располагается музей.
Старое еврейское кладбище, Клаусова синагога и Церемониальный зал находятся по адресу: ул. У старого кладбища (U starého hřbitova), 1
Совсем недалеко от Клаусовой синагоги и старого еврейского кладбища, рядом со Староновой синагогой находятся еще три достопримечательности Еврейского города, которые связаны с легендарным еврейским старостой Мордехаем Майзелом ставшим финансовым советником императора Рудольфа II. Этот человек очень многое сделал для своего народа. На его средства в Еврейском городе были построены многие общественные здания, в том числе две синагоги и еврейская ратуша, о которых я хочу сказать несколько слов.
Еврейская ратуша была построена в конце XVI века. Это единственная еврейская ратуша за пределами Израиля.
К большому сожалению, здание XVI века до наших дней не дожило. Существующее здание было построено в XVIII веке в стиле рококо. Особый интерес представляют установленные на ратуше часы с двумя циферблатами — обычным и еврейским.
Стрелки на еврейских часах, согласно традиции, движутся в обратную сторону. Когда смотришь на эти часы, возникает чувство, что они обладают способностью отправлять людей в прошлое.
Также с именем Мордехая Майзела связана примыкающая к ратуше синагога. Эта синагога называется Высокой. Узнать ее можно по трем большим оконным проемам. Высокая синагога была построена одновременно с еврейской ратушей. В какой-то момент оба здания были объединены, благодаря общему входу на первом этаже, но в конце XIX века общий вход был замурован.
Название синагоги никак не связано с высотой здания, а связано оно с тем фактом, что молитвенный зал синагоги расположен на первом этаже, что необычно для традиции, существовавшей в XVI веке.
Высокая синагога, когда-то была местом встреч представителей еврейской общины. В наши дни она используется как выставочный зал Еврейского музея.
Ратушу и Высокую синагогу можно увидеть по адресу ул. Майзелова (Maiselova) 18
На средства Мордехая майзела в Еврейском городе выстроена еще одна синагога.
Мордехай Майзел на склоне своих дней приобрел земельный участок и решил построить на нем самую большую синагогу. Строительство было начато в 1590 году и завершено в 1592 году. По свидетельству летописцев получилось необычайно большое и красивое здание. Эта синагога носит имя Мордехая Майзела.
К сожалению, в наши дни мы не увидим Майзелову синагогу во всей ее красоте и величии т. к. ее сильно повредил пожар 1689 года, а последующая реконструкция 1891 года сильно изменила ее первоначальный облик. Тем не менее, эта достопримечательность заслуживает внимания.
Расположена Майзелова синагога по адресу ул. Майзелова (Maiselova), 10.
Прах Мордехая Майзела также как и прах раввина Лева покоится на старом еврейском кладбище.
В этом рассказе я коснулась только части достопримечательностей Йозофова квартала. Путешествуя по Еврейскому городу, стоит посмотреть на такие интересные объекты как:
Где находится Йозефов. Местоположение Йозефова на карте Праги и описание
Скачать схему Еврейского квартала.
Каждый год тысячи представителей еврейской нации посещают Еврейский квартал в Праге. Дело в том, что Еврейский квартал (Židovské Město), или «Йозефов» (Josefov) — один из старейших и масштабнейших центров еврейской культуры в Центральной Европе. Евреи здесь жили, начиная с эпохи Средневековья, и, несмотря на жестокие погромы и многочисленные попытки изгнания и истребления, пражской еврейской общине удалось сохранить самые ценные памятники готической, ренессансной, барочной и современной архитектуры в Еврейском квартале.
Еврейский квартал территориально относится к Старому городу, и расположился он на правом берегу реки Влтавы недалеко от Староместской площади. Занимает квартал всего 9 гектар, что в масштабах самой Праги – микроскопическая часть, но на его территории находится самый большой Еврейский музей в Европе.
Немного истории
История Еврейского квартала в Праге драматична, но крайне интересна. Первые евреи здесь поселились еще в 11 веке, а в 16 столетии сюда насильно были переселены все пражане, представители этой нации. Так образовалось гетто. Люди, проживавшие в Еврейском квартале, были очень ущемлены в правах: им запрещалось появляться в Новом городе, покупать дома за пределами гетто, евреи платили один из самых высоких налогов в городе, были обязаны носить специальные опознавательные знаки на одежде и на протяжении веков страдали от многочисленных антиеврейских погромов.
Лишь в середине 19 века жители Еврейского квартала были уравнены в правах с христианским населением Праги и получили право селиться в любом районе города. Еврейский квартал же получил новое название – «Йозефов» – в честь императора Йозефа II, проводившего либеральные реформы в отношении чешских евреев.
На рубеже 19 и 20 столетий большая часть Еврейского квартала была уничтожена в ходе расчистки еврейских трущоб, по территории которых должны были пройти новые магистрали, соединяющие друг с другом новые районы Праги. Однако большая часть архитектурных памятников Еврейского квартала была сохранена. Сохранились шесть синагог и такие важные для Праги достопримечательности, как Старое еврейское кладбище и Еврейская ратуша.
Еще одна печальная страница истории Йозефова открылась с приходом к власти нацистов: они планировали создать из Еврейского квартала музей исчезнувшей нации под открытым небом и собрать на его территории все о жизни, быте и культуре евреев.
Староновая синагога – пражская готика
Староновая синагога (Staronová synagoga) – один из ярчайших образцов готики в Праге (№1 на карте). Она была построена еще в 13 веке, сохранила до наших дней свой первозданный облик и является самой старой синагогой не только пражского гетто, но и всей Европы. Вскоре после постройки Староновая синагога стала центром еврейского города. Именно в ней жители Еврейского квартала искали убежища во времена погромов и расчистки трущоб. Изначально синагога была названа Новой, но когда в 16 веке были построены другие синагоги, и Новая синагога перестала быть новой, изменилось и ее название.
Староновая синагога функционирует в Еврейском квартале и сейчас и является религиозным центром пражских евреев. Ее внешнее и внутреннее убранство аскетично и пронизано духом иудаизма, своды украшены растительными орнаментами и скромной лепниной. У Староновой синагоги есть свое особое значение: в восточной стороне святилища хранится священная Тора – Пятикнижие Моисея, глубоко почитаемое евреями.
Именно Староновая синагога связана с легендарным Големом, защитником еврейского народа, искусственным человеком, предназначенным для исполнения поручений во благо еврейской общины. «Голем» в переводе с иврита обозначает «сырой материал» или «глина». Этого великана создал из глины раввин Лёв для защиты евреев от зла и несправедливости. Легенда гласит, что когда миссия Голема была выполнена, его останки были спрятаны на чердаке именно этой синагоги Еврейского квартала. Останки Голема искали не один раз, а последняя попытка была предпринята уже в конце 20 века с использованием геологического радара, но и она окончилась провалом.
Пинкасова синагога – строгая и элегантная
Пинкасова синагога (Pinkasova synagoga) – вторая из двух старейших синагог Еврейского квартала (№2 на карте). Она была построена в начале 16 века и строилась несколько десятилетий, и с течением времени перестраивалась, поэтому ее архитектурный стиль однозначно определить трудно. Здесь барокко смешалось с архитектурой Ренессанса, и это смешение создало очень элегантную синагогу.
Сейчас Пинкасова синагога – музей, здание используется в качестве выставочного зала для экспонатов, так или иначе связанных с историей еврейского народа. Одним из самых интересных и трагических экспонатов этого музея являются стены – на них нанесены имена почти 80 тысяч чешских евреев, погибших от нацистских репрессий в годы Второй мировой войны в концлагерях. Также в Пинкасовой синагоге находится постоянно действующая выставка рисунков еврейских детей из концентрационного лагеря «Терезин».
Старое еврейское кладбище
Еще одной не менее значимой достопримечательностью Еврейского квартала Праги является Старое еврейское кладбище (Starý židovský hřbitov) (№3 на карте). Это одно из наиболее хорошо сохранившихся еврейских кладбищ в мире. Вероятно, оно было основано в первой половине 15 века, старейшее надгробие датируется 1439 годом, последнее же захоронение состоялось здесь в конце 18 века.
Поскольку у евреев не было возможности увеличивать территорию кладбища, им приходилось хоронить своих соотечественников одних над другими, слой за слоем увеличивая количество могил на кладбище. За три столетия существования на старом еврейском кладбище, по оценкам исследователей, упокоились около 100 тысяч евреев, захороненных в 12 слоях. Здесь сохранилось несколько тысяч надгробий, относящихся к разным историческим периодам. Надгробия делались из песчаника, розового или белого мрамора, и на них все еще можно прочесть имена и профессии.
На Старом кладбище похоронены и выдающиеся личности: Давид Ганс (еврейский астроном), Йосеф Дельмедиго (астроном, писатель). Самый знаменитый еврей, похороненный здесь — рабби Лёв, общественный авторитет, мыслитель и ученый, известный также как Магарал. Считается, что именно он создал пражского Голема, о котором существует так много легенд.
Клаусова синагога – высокая и величественная
Клаусова синагога (Klausová synagoga) – одна из старейших в Еврейском квартале (№4 на карте). Еще в 16 столетии на месте современного здания располагались три небольших постройки с ритуальными функциями, уничтоженные пожаром в конце 17 века. После этого события было принято решение возвести новую синагогу. Это сооружение отличается от остальных храмов тем, что состоит всего из одного этажа, но «низкорослым» его назвать нельзя: внутри много свободного пространства, и высокие своды производят впечатление бесконечности и величественности.
В настоящее время богослужения в Клаусовой синагоге не проводятся, помещение используется как музей. Здесь можно побывать на выставке «Еврейские праздники, традиции и обычаи» и осмотреть другие экспонаты, имеющие непосредственное отношение к истории еврейской нации.
Майзелова синагога – грандиозная и изящная
Майзелова синагога (Maiselova synagoga) (№5 на карте) была построена в самом конце 16 века на средства богатого еврея Мордехая Мойзеля, местного мецената. Здание получилось грандиозным: изящным внешне и необычайно красивым внутри. Однако во время пожара в Еврейском квартале в конце 17 века Майзелова синагога сгорела дотла. В ходе перестроек и реставраций она уменьшилась в размерах и приобрела свой современный утонченный неоготический облик.
Функционировало религиозное сооружение до прихода к власти нацистов, после окончания войны здесь разместилась экспозиция «Древнейшая история евреев в Чехии и Моравии» Пражского еврейского музея. В синагоге также есть специально оборудованные места для выставок и залы-хранилища невыставляемых экспонатов. В Майзеловой синагоге хранится более 150 тысяч экспонатов, рассказывающих о тяжелой жизни чешских евреев: книги, предметы быта, ритуальная и обрядовая посуда, а также в залах музея выставляются талантливые произведения местных художников и скульпторов.
Испанская синагога — юная и роскошная
Испанская синагога (Španělská synagoga) была построена позднее всех остальных религиозных сооружений Еврейского квартала (№6 на карте), а именно во второй половине 19 столетия, строительство велось 25 лет. Но «долгострой» — не всегда плохо, синагога от этого только выиграла, она стала самой красивой в городе. В строительстве использовался изящный мавританский стиль, поэтому внешне синагога больше напоминает мечеть, нежели еврейскую церковь.
Сейчас Испанская синагога действующая, в ней проводятся богослужения и мессы. Кроме того, здесь можно посетить выставку, рассказывающую об истории еврейского народа, а также побывать на регулярно проходящих здесь концертах духовной музыки, и даже можно сыграть традиционную еврейскую свадьбу.
Еврейская ратуша
Еще одна достопримечательность квартала – Еврейская ратуша (Židovská radnice, №7 на карте) – место, служившее центром общественной и культурной жизни пражской еврейской общины. Ратуша была сооружена в начале 17 столетия, а современный вид здание получило лишь в 20 веке. Самое примечательное в этом здании – небольшая башня, увенчанная шестиконечной звездой Давида. На башне есть любопытные часы с еврейскими цифрами и стрелками, идущими в обратном направлении, ведь на иврите пишут не слева направо, а наоборот.
Ратуша сохранила свой первоначальный вид и уцелела после разрушительной Второй мировой войны, и сейчас здесь располагаются общественные и культурные организации, национальные, политические объединения и движения. Осмотреть эту достопримечательность Еврейского квартала внутри невозможно, она закрыта для посещения.
Еврейский квартал в Праге – музей, рассказывающий о нелегкой и многогранной жизни чешской еврейской общины и один из самых посещаемых музеев в Чехии, уникальность которого в том, что на его территории со всей Чехии собраны экспонаты, повествующие о культурном наследии еврейского народа.
И, в заключении, невозможно не упомянуть самую необычную достопримечательность Еврейского квартала в Праге — памятник Францу Кафке (№8 на карте). Он открылся в 2003 году. Литератор восседает на плечах костюма, совершенно пустого и куда-то идущего. Этот монумент, созданный скульптором Ярославом Роном, очень символичен — расположили его на границе, конечно уже не существующей, Еврейского квартала и христианского мира, а граница эта проходит между ног «костюма».
Первое впечатление от композиции – абсурд и неприятие. Но если вспомнить самого Кафку и его жизнь в Праге, то все становится на свои места: чудаковатый, абсурдный писатель, потерявшийся в родном городе, так и не нашедший ориентира, кроме своих очень оригинальных идей. Несмотря на странность композиции, памятник прекрасно вписывается в облик города и отражает многогранность Праги.
Как добраться:
150-200 м от Староместской площади по улице Pařížská. Ближайшая станция метро — Staroměstská (зеленая ветка). Ближайшая остановка трамваев (№17 и №18) с тем же названием — Staroměstská.
Где находится Йозефов. Местоположение Йозефова на карте Праги и описание
- + (7) 958 581 50 01
- + (420) 775 461 191
- + (38) 094 710 23 03
- + (420) 775 621 122
- + (1) 929 999 23 09
- + (972) 559 66 22 40
Общая стоимость: 0 €
Расписание зима 2019/2020
ТОП 16 популярных
Каталог экскурсий
Экскурсии по Праге
Экскурсии по Чехии
По Европе из Чехии
Экскурсии из Будапешта
Экскурсии из Карловых Вар
Экскурсии из М. Лазней
Экскурсии из Яхимова
Индивидуальные
Выгодные пакеты
Концерты и шоу
В мини-группах
Акции
- Главная
- Услуги
- Страховка
- Партнерская программа
- Справочник
- О инфоцентре
- Экскурсии
- CLUB CARD
- Прокат авто
- Аренда автобуса
- Трансфер
- Мед. страховка
- Гид консультант
- Shop Center
- Чешская косметика
- Мобильная связь
- Концерты
- Авиа
- Круизы
- Отели
- Туры в Чехию
- “Свой Выгодный Пакет”
- Контакты
- Вопросы
- Блог о Чехии
- Форум про Чехию
- Аннуляция заказа
- Общие условия использования сайта
- Политика конфиденциальности
- Секреты и советы
- Cookies
- Популярные вопросы
- Как забронировать?
- E-SHOP
Свежие посты
Памятник Ярославу Гашеку в Праге
Новый год в Швейцарии
Локет – готический замок XII века
Восхитительные дворцы Вены
Фольклорный вечер в ресторане «Garden» в Праге
Каковы достопримечательности еврейского квартала Йозефов в Праге
Еврейский квартал (Židovské Město) является одним из главных центральноевропейских средоточий еврейского наследия. Второе его название – “Йозефов” (Josefov). Невзирая на многочисленные репрессии, местным жителям удалось сохранить впечатляющие архитектурные памятники в стилях готики, ренессанса, барокко и модерна.
Река Влтава, правый берег, Староместская площадь – вот ориентиры, по каким можно отыскать квартал Йозеф Прага. Несмотря на то, что габариты квартала укладываются в 9 га, крупнейший европейский Еврейский музей расположен именно здесь. В XVI веке всех евреев чешской столицы переселили на эту территорию насильно и значительно ущемили в правах. Восстановили их равноправие лишь 300 лет спустя, и тогда же квартал обрел наименование “Йозефов” во славу того императора, который отважился на либеральные реформы.
С приходом ХХ века еврейские трущобы подверглись расчистке. К счастью, Еврейскую ратушу, Еврейское кладбище, 6 синагог и ряд других объектов удалось спасти.
Еврейский квартал в Праге: что посмотреть
К числу ярчайших достопримечательностей квартала относятся:
- Готическая Староновая синагога, выстроенная в XIII в.;
- Барочно-ренессансная Пинкасова синагога, ее строительство стартовало в XVI в.;
- Старое еврейское кладбище (древнейшее из надгробий датировано 1439 г.);
- Клаусова синагога;
- Майзелова синагога;
- Испанская синагога;
- Еврейская ратуша;
- Памятник Кафке.
Пятикнижие Моисея по сей день хранится в Староновой синагоге. Кроме того, якобы именно внутри этого исторического памятника, на чердаке, упокоились останки легендарного глиняного Голема.
В Пинкасовой синагоге выставлены рисунки, созданные юными пленниками концлагеря “Терезин”, а на стенах начертаны имена жертв нацистов в период Второй мировой.
Особенность кладбища заключается в том, что могилы там расположены многослойно, вплоть до 12 ярусов. В целом, здесь нашли свой последний приют примерно 100.000 представителей нации.
Ратуша любопытна тем, что на циферблате, размещенном на ее башенке, стрелки движутся в направлении, обратном привычному. Это логично: ведь на иврите тоже пишут не совсем так, как в большинстве алфавитов.
Наконец, монумент Кафке необычен тем, что писатель сидит на плечах у костюма… в котором никого нет. Шагает безликий костюм по границе, некогда отделявшей район евреев от основной Праги.
Как найти Еврейский квартал
На Староместской площади находите указатель в сторону Pařížská. По этой улице предстоит пройти около 200 м. Staroměstská – так называется трамвайная остановка и станция метро, где следует выйти, если вы планируете добираться из иных районов.
Прага, Еврейский город – Йозефов (Josefov)
В 1850 году, по распоряжению австрийского императора Иосифа II, евреев уравняли в правах с христианами и Пражское гетто официально стало одним из административных кварталов столицы Богемии. В честь Иосифа II квартал и называется – Йозефов.
Свидетелями истории старинного гетто остались только шесть синагог: Староновая синагога, Пинкасова синагога, Майзелова синагога, Клаусова синагога, Высокая синагога, Старое Еврейское кладбище и ратуша. Все остальные постройки стали жертвами «оздоровительной» реконструкции конца XIX века. В 1890 году там, где сегодня пролегают 10 улиц, было 31 кривых переулков; а там, где сегодня можно насчитать от силы 80 зданий, стояло в своё время около 290 домов.
Фашисты сначала планировали уничтожить все архитектурные памятники еврейской культуры квартала, но затем решили оставить их как напоминание будущим поколениям немцев о «исчезнувшей низшей расе».
Майзелова синагога (Maiselova synagóga)
Майзелова синагога, расположенная по адресу Maiselova, № 10, была построена в XVI веке. В ней размещена выставка, посвященная истории чешских и моравских евреев, в том числе балдахины (хупы) и занавесы (парохеты) пяти веков и драгоценные свитки Торы. Эти экспонаты (как и все экспонаты богатого Еврейского музея) были частью той коллекции, которую в 1906 году начали собирать пражские евреи и которую Адольф Эйхманн во времена Холокоста систематически пополнял предметами из уничтоженных общин – для задуманного им Музея исчезнувшей расы.
Пинкасова синагога (Pinkasova synagóga) и Старое Еврейское кладбище (Starý židovské hřbitov)
Пинкасова синагога находиться на Широкой (Široká) улице, здесь же расположен вход на Старое Еврейское кладбище. Оба объекта, равно как Майзелова и Клаусова синагоги, Испанская синагога и Церемониальный зал, относятся к Еврейскому музею (bidovské museum; вход по единому входному билету).
Пинкасова синагога после Второй мировой войны была превращена в памятник еврейским жертвам фашизма. На стене синагоги в алфавитном порядке написаны имена евреев из «протектората Чехия и Моравия», павших жертвами расистского геноцида, проводимого гитлеровской Германией. Это самая длинная в мире надгробная надпись, составленная из 77 297 имён с указанием принадлежности к общине, даты рождения, даты депортации и смерти. На втором этаже детские рисунки и дневники из концентрационного лагеря в Терезине (Terezín).
Рабби Пинкас основал синагогу в 1479 году. В её молельне есть подземные помещения, в том числе ритуальная купальня (миква) и родник. Археологи датируют их концом XI – началом XII века. В архитектурном плане интересен крестовый ребристый свод молельни, поддерживаемый опорами эпохи Ренессанса. Женские хоры, притвор и зал заседаний относятся к началу XVII века.
Старое Еврейское кладбище
Запрет на осуществление захоронений на Старом Еврейском кладбище , вышедший в 1787 году, стал ощутимым рубежом в истории гетто. На территории кладбища хранители насчитали свыше 12000 готических, ренессансных и барочных надгробий. Ввиду того, что еврейская религия запрещает вскрывать старые могилы, они из-за недостатка места покрывались новыми слоями земли для последующих захоронений; число таких слоев достигало 12. Этим объясняется холмистый рельеф кладбища. Еврейские надгробные надписи, помимо персональных данных, содержат и лирические стихи: чаще всего это хвалебные песни усопшим. Дополнительные указания на имена и профессии дают различные символы, как например, животные (медведь или олень), скрещенные руки, виноградная лоза, корона, ветви и т. п.
В лабиринте покосившихся, полуразрушенных надгробий в тени старых лиственных деревьев можно найти и могилы известных личностей: в 1439 году здесь был похоронен поэт Авигдор Кара; его могила считается самой старой на кладбище. Главный раввин Маркус Мордехай Майзл (1528–1601) был старостой еврейского города Йозефова и принадлежал к числу влиятельнейших людей того времени. Позднее синагога и одна улица были названы его именем. Могила учёного Рабби Льва (1609) раньше была местом паломничества. На его надгробие люди клали записочки с заветными желаниями, веря в необычайные способности создателя Голема. Класть камешек на могилу – это еврейский обычай, унаследованный с тех пор, как праотцы много поколений назад покинули Египет: ведь в пустыне песчаные могилы необходимо было защищать камнями.
Рудольфинум (Rudolfinum)
На площади имени Яна Палаха находиться Рудольфиниум – центральный концертный и выставочный зал (галерея) Праги. Рудольфиниум, открытый 7 февраля 1885 года, был назван в честь наследного принца Австро-Венгерской империи Рудольфа. Здание было возведено архитектором Йозефом Зитеком и Йозефом Шульцем.
Клаусова синагога (Klausova synagóga)
У выхода с кладбища стоит Клаусова синагога 1694 года постройки – самая большая синагога в гетто. Её название происходит от немецкого слова «клаузен» (скиты, небольшие жилища). Когда-то на этом месте были три таких здания, в том числе школа Талмуда. Сегодня здесь выставлены экспонаты, свидетельствующие о еврейских народных обычаях и религиозных еврейских обрядах.
Похороны и Пражское похоронное братство – это тема экспозиции в соседнем неороманском Церемониальном зале, к которому раньше примыкал морг.
Староновая синагога (Staronová synagóga) и Еврейская ратуша (Zidovské radnice)
Раннеготическая Староновая синагога, на Червеной (Červená), то есть Красной улице, возведена примерно в 1270 году. Это единственный храм в гетто, сохранившийся в оригинальном виде. С тех пор как нацисты разрушили синагогу в городе Вормс, Староновая синагога оказалась старейшим иудейским храмом в Европе. Здесь и по сей день проходят богослужения. Эта синагога не относится к Еврейскому музею — для входа нужен отдельный билет.
Еврейская ратуша (Zidovské radnice)
Один из двух циферблатов на Еврейской ратуше идут в обратном направлении: справа налево, стрелки показывают время «неправильно»: маленькая стрелка обозначает минуты, большая – часы. Сегодня в единственной за пределами Израиля еврейской ратуше находятся правление еврейской общины Праги и Совет еврейских общин страны. В прекрасно отделанном лепниной главном зале открыт еврейский ресторан «Shalom Kosher».
Высокая синагога (Vysoká synagóga)
Высокая синагога была построенная в 1570 году. Попасть в Высокую синагогу можно пройдя через двери, которые находятся практически напротив дверей Староновой синагоги. На первом этаже находится два помещения – сводчатый коридор с двойными крестообразными сводами и главное помещение с цилиндрическим сводом и люнетами. Отсюда можно подняться по ступенькам прямо к дверям основного зала. Женщинам придется подняться еще на несколько ступенек выше – на женскую галерею. Так же в синагогу можно попасть через главный вход ратуши, а потом по лестнице на второй этаж.
Испанская синагога (Španělska synagóga)
Испанская синагога на улице Vězeňská, № 1 была построена в 1868 году в Андалузском стиле. Позолоченные арабески и геометрические орнаменты – варианты изображения звезды Давида – сплошь покрывают стены и потолок синагоги. Дополняя тему Майзеловой синагоги, здесь отображение еврейской истории затрагивает роковые годы нацизма, когда циничные бюрократические указы издавались на немецком языке. Но немецкий язык одновременно был и языком таких великих еврейских писателей Праги, как Франц Кафка и Макс Брод. Их произведения тоже выставлены здесь, чтобы наглядно показать, какая цветущая культурная жизнь погибла вместе с пражским еврейством.
В 2003 году у Испанской синагоги состоялось торжественное открытие памятника Францу Кафке. Архитектор Ярослав Рона создал памятник в виде пустого пальто, на котором верхом сидит маленькая фигурка – намёк на новеллу Кафки «Описание одной борьбы».
Анежский монастырь (Anežský klášter)
К северо-востоку от бывшего гетто, возле Влтавы, находится бывший Анежский монастырь. Он относится к самым ценным раннеготическим архитектурным памятникам Чехии и был первым сооружением ранней готики во всей Праге. Великолепная крестовая галерея, окружающая монастырь, является своего рода историческим феноменом, потому что в этих стенах в 30-е гг. XIII века основали совместный монастырь два ордена – женский орден св. Клариссы и мужской орден миноритов.
Рядом с монастырем были открыты две церкви: Св. Варвары и Св. Франциска. В 1782 году монастырь попал под секуляризацию. Здания пришли в запустение, их использовали как склады. Сейчас в тщательно отреставрированных залах размещаются выставки Национальной галереи. В основном здесь представлены средневековые картины и литографии художников Центральной Европы (Альбрехт Дюрер и др.), а также чешская живопись и скульптура. Здесь проходят и временные выставки экспонатов из богатого фонда Музея прикладного искусства.
Юбилейная синагога (Jubilejní synagóga)
Синагога в мавританско-восточном стиле на Иерусалимской улице (Jeruzalémská) появилась в 1905–1906 годах, и по сей день используется еврейской общиной.