Фотографии Тамгалы-Тас

Тамгалы-Тас, Чарынский каньон, Ясеневая роща или места силы древней земли Алматы

Сакральные петроглифы с буддийскими существами, загадочные каменные пещеры и гроты, фантастические природные пейзажи и даже «Лунный каньон»! Все это и многое другое поклонники истории и эзотерики, любители фотографии и фанаты активных видов спорта найдут в Казахстане.

Точнее, в Алматинском регионе, историческое и природное наследие которого достойно отдельной многостатейной википедии. О том, что можно увидеть на древней земле Алматы – в специальном обзоре «Вестника АТОР».

ТАМГАЛЫ-ТАС – ДОСТОЯНИЕ КАЗАХСКОГО НАРОДА

Алматы – крупный и динамичный финансовый и культурный центр современного Казахстана. Но немногие знают, что недалеко от мегаполиса есть настоящие «места силы» – уникальные природные и археологические объекты, история которых и разнообразна и загадочна, и оттого – еще более притягательна.

Всего 120 км от Алматы – и вот мы уже в Тамгалы-тас, в скалистой местности, где найдены древние мистические знаки, датируемые вторым тысячелетием до нашей эры. Изображения скифо-сакского «звериного» стиля оставлены на скалах, что, собственно, и дало название месту. «Тамгалы-тас» в переводе означает «Писаные скалы». По значимости этнографической ценности у Тамгалы тас в Казахстане нет равных, так что недаром этот исторический объект признан настоящим достоянием казахского народа.

“Расписанные камни” Тамгалы Тас

Но вернемся к загадкам. В наскальной галерее Тамгалы Тас есть и буддистские надписи и рисунки. По одной из версий, в этих краях около пяти веков назад проходили буддисты, которые и оставили на черных скалах множество свидетельств, среди которых – изображения Будды Безграничного Света Амитабха, Будды Шакьямуни и бодхисаттвы Бесконечного Сочувствия Авалокитешвара. Стиль рисунков для буддийской культуры признан необычным: ученые бьются над этой загадкой более 150 лет, но к однозначному мнению эксперты так и не пришли.

Урочище Тамгалы Тас покорит и поклонников активного отдыха: живописные скалы «провоцируют» попробовать свои силы в альпинизме и маунтин-байке, а также погонять на квадроциклах. Те, кто любит просто спокойный отдых, приезжают сюда на пикник, гуляют, рыбачат в реке Или, и, конечно же, делают фотографии. Изобилие живописных скал, причудливый природный рельеф и прозрачный воздух гарантируют качество фото в любую погоду. Так что тем туристам, кто активно выкладывает фото в соцсетях, однозначно надо приехать в Тамгалы Тас: это место обеспечит качественный фотоконтент на долгий период.

ЧАРЫНСКИЙ КАНЬОН – ПРИРОДНОЕ «ФЕНТЭЗИ»

Все знают про Гранд-Каньон в США, но найти подобное природное образование можно и гораздо ближе к России – в Казахстане! В 200 км от города Алматы есть свой каньон, Чарынский, который еще называют «младшим братом» американского. Только представьте: ему целых 12 миллионов лет!

Размеры алматинского «красавца» тоже впечатляют: в длину 200 м, в высоту от 100 до 300 м! Причем его поклонники обращают внимание на такой интересный факт: тектоническая особенность этого образования проступает не сразу. Она, будучи в центре зеленой равнины, открывается постепенно, что еще больше усиливает эффект первооткрывательства и общее впечатление от этого объекта.

Легенд и преданий хватает и здесь: стоит только услышать местные названия. «Долина замков», «Ведьмино Ущелье», «Зиндан». В древние времена Чарынский каньон был местом силы: энергетика этой территории работает и сегодня. Оттого приезжают в каньон «подзарядиться» как самостоятельные туристы, так и путешественники в составе туристических групп.

Витиеватые отроги, изрезанные временем и ветрами скалы, неизведанные гроты, красная почва – чем не площадка для съемок фантастических фильмов про другие планеты или для фентези про непобедимых героев? Найти сегодня такую нетронутую природную фактуру непросто, так что в Алматы регулярно приезжают киногруппы из разных стран, чтобы поснимать в Чарынском комплексе.

Маунтин-байкеры в каньоне

Как и в Тамгалы тас, природа в Чарынском каньоне создала все условия для занятия экстримом: сюда регулярно наведываются маунтин-байкеры, лихие заезды которых также не оставляют равнодушными приезжающих сюда туристов. Так что сюжетов для фото и видеосъемки в каньоне хватает.

Еще одна удивительная и географическая особенность этой местности: приток реки Чарын, река Темирлик, делит территорию на несколько отдельных небольших каньнов, благодаря чему видна разница в грунте. Эта «фишка» делает путешествие еще более увлекательным: из Долины Замков можно перейти в Лунный каньон. Свое название это природное образование получило из-за необычного белого грунта. Еще здесь глиняная 30-метровая пещера и родник с чистой водой. Так здесь можно почувствовать себя «астронавтом», высаживающимся на Луну, и испить вкусной природной воды.

Реликтовый согдийский ясень

Кстати, есть еще одно сравнение этой местности Алматинского региона с США. В Чарынском комплексе расположена Ясеневая роща. Ее «говорящее» название сообщает о том, что здесь произрастает ясень. Причем ясень реликтовый – согдийский. Его высота составляет 10-15 метров, толщина стволов может достигать 10 «обхватов». Очевидцы говорят, что кора на стволах этого ясеня похожа на «морщины».

Так вот. Природных мест, где растет согдийский ясень, на земле только два. Одно из них как раз на территории США, а второе – это в Казахстане, в каньоне Чарын. Опытные путешественники говорят, что Ясеневая роща на древней алматинской земле производит гораздо более сильное и цельное впечатление, чем ее американский аналог. В верованиях многих народов ясень – дерево возрождения и обновления, помогающее объединить прошлое и будущее.

Читайте также:
Все о работе в Щецине: от поиска вакансий до стоимости проживания

Катание на квадроциклах в каньоне

Продолжая эту ассоциацию, можно сказать, что Алматинский регион – это прекрасный пример такого путешествия – из прошлого в будущее.

Рыбалка в Чарынском каньоне

Ознакомившись с культурно-этнографическим наследием предков, подзарядившись энергетикой от древних скал и камней, можно прекрасно спокойно отдохнуть на природе или наоборот, заняться активным отдыхом. Чего редакция «Вестника АТОР» всем российским туристам, собирающимся в Алматы, и желает!

Путь к загадочному Будде на реке Или

В сотне километров от Алматы расположено урочище где на скалах сохранилось множество петроглифов, изображений таинственных божеств, поздних буддистских надписей. Наиболее известными являются изображения Будды, священный текст под которыми гласит на санскрите: «Да будет благословен рождённый из лотоса».

На центральной скале урочища Тамгалы-Тас изображён образ бодхисаттвы Арьи Авалокитешвары, которому посвящена одна из самых известных буддийских мантр «Ом Мани Падме Хум». Около него надпись, означающая в переводе: «Поклоняюсь святому Авалокитешваре». Справа от него на высоте четырёх метров изображён Будда Шакьямуни, возле него другая надпись: «Поклонюсь Будде Шакьямуни». А слева высечен образ бурхана Мангла — божества врачевания.

География

Урочище Тамгалы-Тас расположено в 100 км к северу от Алматы, на берегу крупнейшей реки Семиречья Или. Ниже Капшагайского водохранилища русло реки проходит по скалистому каньону глубиной в некоторых местах до 300 м. По левому берегу Или простирается степь, к югу переходящая в пустыню Мойынкум. На правом, недалеко от урочища Тамгалы-Тас, начинается хребет Малайсары — ранней весной любимое у алматинцев место сбора белых степных грибов.

Климат, или Когда ехать?

Климат резко континентальный. Среднегодовая температура около + 4 °С, самого холодного месяца (январь) — 6 °С, самого тёплого (июль) около + 30 °С. Продолжительность безморозного периода в воздухе — 200 дней, атмосферной засухи около 60 дней. Снежный покров неглубокий (10–20 см), держится около 50 дней. Снег ложится в среднем 20 декабря, тает к 20 февраля. Общая сумма осадков около 160 мм в год.

Наиболее благоприятное время посещения Тамгалы-Тас — весна и осень, когда уже тепло, но и не жарко. Кроме того, в марте-апреле и октябре-ноябре в воздухе нет надоедливой мошкары.

История

Вокруг изображений Будды существует множество легенд. Одна из них гласит, что в X веке, когда одна из буддистских миссий остановилась на берегу реки Или во время похода в Семиречье, произошло землетрясение и большой кусок скалы упал на землю. Это явление было расценено как знамение о необходимости возвращения путников в Индию. На отколовшемся куске скалы ими было высечено три изображения Будды.

Центральный камень, где несколько изображений Будды

Другая легенда рассказывает, что при нанесении петроглифов был использован стиль, созданный буддийским монахом Заей Пандитой Огторгуйном в 1648 году, тодорхой номын бичиг (дословный перевод — «ясное литературное письмо»).

Есть и ещё одна версия появления изображений Будды на скалах урочища. Якобы в 50-х годах прошлого века по заказу Гостелерадио СССР снималась документальная лента, ради которой и были высечены изображения на камнях. Но вряд ли это так на самом деле. Ведь о петроглифах упоминалось задолго до создания киностудии «Казахфильм» в частности и Гостелерадио СССР в целом. Об этом говорят и исследования рисунков.

Исследования петроглифов

Первое исследование петроглифов Тамгалы-Тас провёл в 1875 году Шокан Уалиханов. А в 1897–1898 годах монголовед Алексей Позднеев в бюллетене «Известия Русского географического общества» дал подробное описание надписей и рисунков.

Уже в ХХ веке, в 1947 году, профессор Мариковский срисовал эти величественные изображения, впоследствии включив их в свою книгу о Семиречье.

Как правильно говорить?

Правильное название урочища должно было бы звучать как «танбалы тас», что в переводе на русский означает «заклеймённые камни». Слово «тамга» является искажением слова коренного населения «танба» («клеймо»), которое в течение многих веков употребляли племена, населявшие территорию Казахстана. В народе также часто данное место называют Писаными скалами.

Кстати, не стоит путать Тамгалы-Тас с другим историческим памятником Казахстана Танбалы, расположенным в другой стороне Алматинской области. Там тоже есть петроглифы, относящиеся к бронзовому веку.

Идеальное место

Отлично подходит путешествие для семейного отдыха. Можно погулять по окрестностям, полазать по скалам, половить рыбу в реке Или, летом купаться.

На чём ехать?

Дорога до Тамгалы-Тас проходима для всех машин. Последние 10 км — грунтовка, но она хорошо укатана в связи с высокой популярностью маршрута у туристов. Колеи нет, ям тоже, потому преодолима на любом легковом автомобиле.

Дорога

От Алматы большую часть предстоит ехать по автомагистрали, на которой разрешена скорость 140 км/ч. Это великолепие завершится при въезде в город Капшагай. Дорога потеряет две полосы и из шестиполосной превратится в четырёхполосную. По городу Капшагаю ограничение скорости 60 км/ч. За выполнением этого требования следят внимательно. Не превышайте!

После Капшагая проедете плотину и пост ДП, далее — развязка, где надо будет уйти налево, в сторону села Баканас. По хорошему асфальту баканасской дороги надо преодолеть пару десятков километров до указателя, информирующего, что слева примыкает грунтовка, ведущая к Писаным скалам. Сворачиваем на грунтовку и едем до берега Или, где на развилке перед пирамидальной горой надо повернуть снова налево. И далее до упора, до скал.

Читайте также:
Амнистия в связи с коронавирусом в России: будет ли в 2022 году?

Легенда маршрута

Начало отсчёта находится в начале микрорайона Первомайка, от камер фиксаций скорости.
(Километраж списан с одометра автомобиля, возможна небольшая погрешность)

10.5 км — пункт оплаты за проезд по автомагистрали.

37.7 км — мост через речку Каскелен, сразу за ним — АЗС, несколько кафе.

53.5 км — контрольный пункт, фиксирующий проезд автомобиля по платному участку.

54.5 км — начало города Капшагая.

62 км — конец города Капшагая.

63.9 км — пост ДП на плотине.

67.5 км — развязка: сразу за мостом поверните направо, чтобы попасть на развязку.

87.6 км — слева примыкает укатанная грунтовая дорога, стоит указатель «Кербулак». Сворачиваем налево.

93.3 км — развилка у Пирамидальной скалы. Уходим налево.

Наскальные изображения Тамгалы и Тамгалы Тас

  1. Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы
  2. Как добраться
  3. Урочище Тамгалы-Тас
  4. Как добраться

Наскальная живопись на территории современного Казахстана появилась в глубокой древности. Разглядывая уникальные рисунки, можно познакомиться с обычаями наших предков, их верованиями и увидеть сцены из повседневной жизни. Два самых известных скопления петроглифов находятся в 120 и 170 км и от Алматы.

Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы

В 170 км от Алматы находится самое большое собрание древних рисунков Казахстана, внесенное с 2004 года в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Рядом с озером Балхаш в горном массиве Арнахай можно увидеть уникальные изображения – «Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы».

В древности тут проходил путь мигрировавших животных, затем дороги народов Азии. На их перекрестке появилось примерно 3000 лет назад святилище. Природа создала для древних художников необычное полотно – скалы каньона Тамгалы покрыты «пустынным загаром». Наносить на него изображения намного проще, чем на неподготовленные камни.

Пустынный загар — это защитная корка толщиной обычно от 0,5 до 2 мм, которая возникает на выступах скал. Слой образован из смеси оксида марганца и железа с примесью кремнезема и глинозема.

Наши предки поклонялись своим богам, совершая магические обряды и ритуалы. В этой местности исследователи обнаружили кроме петроглифов более 100 других древних памятников – тут найдены могильники, жертвенники и следы древних поселений. На небольшой территории можно познакомиться с историей Казахстана на протяжении нескольких тысячелетий.

Предполагают, что на этой территории жили племена скотоводов и земледельцев, их происхождение связывают с индоиранцами. Каждое новое поколение вносило свою лепту в освоение территории, строило новые жилища и оставляло послания будущим поколениям – петроглифы. Здесь жили саки, усунеи, тюрки и казахи. Каждые новые завоеватели пытались подчинить себе местных жителей, это нашло отражение и в творчестве.

Древние художники наносили изображения на «пустынный загар» с помощью камней или специальных металлических орудий. Спустя время новые слои природной корки покрывали сделанные человеком рисунки. Одна из особенностей живописи Тамгалы – созданные в разное время картины перекрывали друг друга, изображения получались многослойными. Самые древние рисунки из обнаруженных рядом с озером Балхаш предположительно относят к концу XIV века до н. э.

По цвету изображений можно догадаться о возрасте петроглифов. Чем темнее картина, тем она старше.

Еще одна особенность древней живописи – специфическая манера изображения животных, которую исследователи называют «звериным стилем». Также здесь можно увидеть надписи на разных языках – древнетюрские рунические, ойратские и казахские.

Древние художники изображали быков, оленей, кабанов, волков и лошадей. Главная тема – охота на животных. Много антропоморфных фигур – конных и пеших воинов с топорами и палицами, пастухов, чудовищ в звериных шкурах и богов с нимбами вокруг головы.

Во время возникновения первых государств, распространения письменности и религий у древних художников появились новые герои. Самая популярная фигура – воин-победитель, который не боится вступить в схватку с природой или другими людьми. Один из самых необычных рисунков – наездник на слоне.

Открыты петроглифы Тамгалы были в 1957 году А.Г. Максимовой. В 70-80-ые годы урочища обследовали геологи А. Г. Медоев и Б. Ж. Аубекеров, археологи А. Н. Марьяшев, А. С. Ермолаева и А. Е. Рогожинский. С 2003 года создан заповедник «Тамгалы».

Как добраться

Добраться можно двумя способами:

  • На экскурсионном автобусе.
  • На собственном автомобиле, преодолев 170 км от Алматы на северо-запад. Скопление петроглифов находится в 5 км от села Карабастау.

Урочище Тамгалы-Тас

На берегу реки Или в 120 км от Алматы находится второе известное в Казахстане скопление петроглифов, которое называют «Камни со знаками» и «Писаные скалы». На темной поверхности скал в урочище Тамгалы-Тас древние художники нанесли множество талантливых рисунков, среди которых можно увидеть и изображения Будды.

Исследователи выдвинули немало теорий о происхождении наскальной живописи в этом месте. По легенде, здесь проходила дорога, по которой в древности ехали буддистские миссионеры. На берегу реки уставшие путники решили сделать привал. Однако внезапно произошло явление, напоминающее по описаниям землетрясение, после чего внезапно рядом с путниками рухнула огромная каменная глыба.

Читайте также:
Сады Ватикана - история, фото, описание, как добраться, карта

Путешественники решили, что это знак и продолжать путь дальше им не нужно. На части отколовшейся скалы они оставили рисунки и отправились на родину в Индию. По другой версии, наскальные рисунки сделали калмыки. Название «Камни со знаками» закрепилось за этим местом в конце XIX века с легкой руки кочевников.

Исследование петроглифов началось еще в 1856 году. Казахский ученый Чокан Валиханов начал их изучение во время служебной командировки. Изображения Будд привлекли его внимание, он сделал на память зарисовки пером в путевом дневнике. В 1884 году познакомиться с древней живописью приехал хранитель музея Петербургского Университета А. М. Никольский.

Путешествие к петроглифам Казахстана совершил в конце XIX века известный востоковед А. М. Позднеев. Во время этой поездки были сделаны подробные описания рисунков и фотографии. В советское время рисунки изучали А. Медоев, А. Маргулан А. Марьяшев, С. Потапов и П. Мариковский.

Изумленные гости могут увидеть в урочище Тамгалы-Тас изображения Будд и бодхисаттвы, а также высеченные на скалах мантры. Среди петроглифов расположены рунические письмена, нанесенные предположительно половцами. Рисунки выполнены в разные эпохи. Древние художники изобразили животных: лошадей, верблюдов, быков и козлов. В Тамгалы-Тас есть как отельные рисунки зверей, так и сцены охоты на них.

Местные жители считают место уникальным буддистким храмом под открытым небом, в котором можно не только познакомиться с творчеством наших предков, но и зарядиться энергией. Считается, что стоит прикоснуться к изображению Будды на скале, как отступит любая болезнь.

Как добраться

Доехать в Тамгалы-Тас можно двумя способами:

  • На экскурсионном автобусе из Алматы.
  • На собственном автомобиле. Путь из Алматы составит 2 часа. Двигаться нужно по Капчагайской трассе на север. Перестройтесь в левый ряд, когда увидите указатель, что осталось 500 м до развилки Баканас-Талдыкорган. Поверните на съезд, поверните налево и следуйте по трассе А355. Ориентир – зеленое здание. После него поверните снова налево на проселочную дорогу. Через 750 м будет поворот направо, после чего нужно проехать еще 3 км. Поверните направо еще раз и продолжайте движение до скал.

Исследование петроглифов Казахстана продолжается и в наши дни. Современным ученым предстоит ответить на немало вопросов, которые до сих пор ставят исследователей в тупик. Например, разгадать кем точно были сделаны рисунки урочища Тамгалы-Тас.

Тамгалы-Тас — памятник буддизма и джунгарской письменности в Казахстане

Недавно на одном из семинаров, которые я проводил меня спросили, зачем я на каждых выходных куда-то выезжаю. Если совсем точно, то вопрос звучал так: “С какой целью вы так много куда-то ездите?” Отвечаю на такие вопросы я всегда примерно так: “Я, если честно, не совсем понимаю людей, которые постоянно сидят в своём городе. Чтобы понять свою страну, нужно в первую очередь стараться узнать её историю, даже если нет времени или возможности ездить в другие города, то никто не мешает хотя бы раз в некоторое время выбираться за город. Благо, что достопримечательностей в стране хватает”.

Мне приятно, что многие мои друзья разделяют мою любовь к исследованию родного края, и когда появляется свободное время мы выезжаем хотя бы по местам недалеко от Алматы. На 7 мая мы съездили в урочище Тамгалы-Тас, что всего в 120 км от города на берегу Или, чтобы посмотреть петроглифы на скалах, являющиеся редким памятником буддизма на территории Казахстана.

Уточню на всякий случай, что многие путают Тамгалы-Тас (изображения Будды), который находится на берегу Или, с Тамгалы (сакские петроглифы эпохи бронзы), который в Жамбылском районе Алматинской области, о котором я писал года полтора назад: http://yvision.kz/post/383549

Добраться до Тамгалы-Таса несложно. Нужно проехать Капчагай, мост, затем повернуть налево на дорогу, ведущую в Баканас. Дальше чуть сложнее. Нужно не пропустить поворот налево, который изображён ниже на фото (откуда едет машина). Руководству управления туризма Алматинской области однозначно необходимо продумать и установить на этом повороте хоть какой-то указатель.

Далее заблудиться невозможно. Дорога много раз “раздвояется”, “разтрояется”, снова сходится в одну, но в итоге все дороги ведут именно в урочище.

На въезде в урочище стоят ворота. Тут часто проводятся различные фестивали, мероприятия. В этот раз мы случайно застали чемпионат Казахстана по туристскому многоборью.

В Алматинской области в этом мае очень много маков, украшающих и без того симпатичное ущелье.

Палатки участников чемпионата Казахстана по туризму вдоль реки Или.

Среди дисциплин чемпионат Казахстана по туристическому многоборью нет количества посещённых городов и районов, иначе мы бы смогли в нём легко принять участие и победить. Участники соревнуются в скалолазании, сплаве на лодках и других дисциплинах.

В свободное время многие купаются на реке Или. Молодёжь чувствует себя, как взрослые – сидят, общаются, через каждое слово маты.

Посмотрев немного на чемпионат, мы пошли исследовать местность. Некоторые камни зависают так, как будто вот-вот упадут.

Дорога в небольшую пещеру.

В пещере краской изображена свастика. Причём очевидно, что не фашисткая, а символизирующая солнце. Общий вид пещеры выкладывать не буду, потому что кто-то то ли из туристов, то ли из участников чемпионата прямо там справил все свои нужды.

Читайте также:
Авиакомпания Якутия, дешевые авиабилеты онлайн

В 2010 году на скале, которую называют Висячий камень установили православный крест в честь девушки Диляры Абсалямовой, которая совсем в молодом возрасте умерла от рака. Она участвовала в секции альпинизма и скалолазания, пока боли не дали о себе сильно знать. Я видел несколько раз Диляру, когда она участвовала в студенческих дебатных турнирах, но то, что крест был установлен в её память узнал только, когда начал искать информацию о том, что его установил. Ходили слухи, что на соседней скале собираются установить и полумесяц в память погибших альпинистов.

Живности в урочище великое множество. На первом месте, по количеству, конечно, же стоит мошкара, а, на втором – соколы, которые буквально везде.

Главная цель поездки – эти скалы. Именно тут и расположены все петроглифы.

Самыми известными изображениями в урочище являются рисунки Будды Шакьямуни, Будды Безграничного Света Амитабха и бодхисаттвы Бесконечного Сочувствия Авалокитешвара.

Есть две версии происхождения рисунков. По первой, буддистская миссия в Семиречье столкнулась с землетрясением, и отколовшийся камень от скалы был принят как символ необходимости возвращаться в Индию. На камне и были высечены рисунки. Другая версия – более правдоподобная – то, что рисунки здесь были оставлены джунгарами, что подтверждается тем, что надписи на камнях оставлены на “ясном литературном письме”, которое было создано в 17 веке и использовалось монголами-кочевниками.

Вокруг изображений много ленточек, в том числе с надписями на хинди.

Есть и множество более мелких надписей.

Надписи на камнях есть не только джунгарские, но и тюркские, но их фотографии у меня не очень получились, поэтому не выкладываю их в посте.

Изображение Будды поменьше.

И совсем небольшое.

Тем временем на Или идет сплав на лодках.

Многие проходят только к камням с изображениям Будды и не замечают очень большого камня всего метрах в 50, на котором изображены тамги казахских родов.

Чуть выше камня с тамгами – новодел под сакские петроглифы, как в Тамгалы.

Есть и другие тюрские петроглифы. Архары.

На другой стороне Или – декорации фильма “Кочевник”. Туда заезжать не стали, хотя может кому-то и эта имитация будет интересна.

П.С. Спасибо за внимание!

Всё интересное также в моём Твиттере: @ YakovFedorov

Тамгалы Тас

В марте — апреле, когда в горах повышенная лавиноопасность, снега по колено, по пояс, а внизу слякотно и грязно, внимание многих туристов Алматы переключается на наши степные достопримечательности. В степи в это время тепло, нет палящего летнего зноя, начинается весна…

В этом плане, замечательное место для посещения — урочище Тамгалы Тас, что в переводе с казахского означает — «Камни со знаками».

Как доехать до Тамгалы Тас из Алматы? Сначала доезжаем до Капчагая, до поста ГАИ Рубеж — это 65 км от пересечения улиц Северное кольцо и Бурундайская(пос. Первомайка). От Рубежа до Писаных скал надо проехать еще 30 км. Дорога до Капчагая отличная, шестиполосная трасса, двигаясь в среднем ряду, можно спокойно ехать со средней скоростью около ста км/ч. После поста ГАИ сначала переезжаем мост, а потом уходим налево, по развязке, на Баканас. Баканаская трасса очень не плохого качества. После того как проедем от Рубежа 19 км, издалека, справа, увидим здание зеленого цвета — кафе Кербулак, здесь сворачиваем налево, на грунтовую дорогу, проходимую для любого вида транспорта, включая «низколетов».

Через 8.5 км после съезда на хорошо укатанную грунтовую дорогу, будет развилка, там поворачиваем налево и проехав еще 2.5 км, выезжаем на берег реки Или, где увидим живописные скалы и ворота — въезд в Тамгалы Тас.

Оставив машину на удобной стоянке, направляемся к Писаным скалам. Для этого надо пройти примерно 400 метров, вверх по течению Или. Надписи, петроглифы, изображения божеств и животных, а их около 1000, расположены на камнях, мощного скального массива. Существует две версии происхождения буддистких рисунков, 1-ая — рисунки оставила буддистская миссия в 10 веке, 2-я — джунгары (калмыки), в 17-м веке. Вторая, как-то правдоподобнее, ведь земли Жетысу, в то время принадлежали джунгарам. Странно, что существуют разные мнения об авторах надписей и рисунков, неужели до сих пор, ученые не произвели анализ?Изображение Будды крупным планом, хорошо видны повреждения, слышал, что какой-то варвар даже стрелял по нему из ружья. Настоящий последователь дела талибов в Афганистане, где эти вандалы взорвали статуи Будды, высеченные в скалах. Кстати, сейчас японские и западные ученые восстанавливают их.

Вызывает восхищение работа древнего мастера, это вам не просто взять и намалевать баллончиком с краской — «Семей» или «Здесь был Данияр» (это надписи на скалах, оставленные современными «мастерами»). Когда Шокан Валиханов в 19-м веке зарисовал изображения Будд, длинная трещина слева, уже наметилась, а вот других повреждений еще не было.

Если пройти вдоль скал дальше, можно увидеть множество более без хитростных изображений животных и людей. Их видимо оставили простые кочевники. Вообще, довольно-таки увлекательное занятие, лазить вдоль скал и выискивать все новые и новые наскальные рисунки и надписи.

Читайте также:
Двойное гражданство: понятие, виды, способы предотвращения

Конечно наскальные петроглифы, надписи и рисунки, не столь древние как те же древнеегипетские или на юге Франции, но для Казахстана, где не так много памятников старины — это очень интересное и ценное явление.

Охотник с луком, охотящийся, видимо на буйвола.

Древние оставили нам замечательные исторические памятники, а наши современники — горы мусора на берегу Или. Даже если бы пришли пешком сюда, и то должны были бы унести мусор с собой, а так ведь, все приезжают на машинах, какие проблемы убрать за собой? Что взять с таких людей — это просто дикари!Но в целом, Тамгалы Тас — очень живописное место и недаром люди прошлого выбрали его для своих наскальных галерей. Просто прекрасны скалы, начинающая зеленеть степь, холмы на противоположном берегу и конечно же, красавица Или медленно катящая свои прозрачнейшие, синие воды!Надо обязательно подняться на Писаную скалу, высотой 502 метра. Перепад высоты от берега реки около 70 метров, зато виды открываются еще более прекрасные! Подниматься надо, обогнув скалы слева. Подъем не очень крутой и пролегает в основном по осыпям, поэтому желательно обуться в кроссовки.Мест, где можно поставить палатки — много. Можно расположиться прямо на берегу реки, рядом с беседками. Также очень удобное место для бивака — ущелье, слева от ворот, там много ровных удобных площадок. Если хотите вечером развести костер, то дрова лучше привезти с собой, еду готовить удобно на газе. Скалы этого небольшого ущелья облюбовали скалолазы, их фигурки видны на этом фото, также виден наш маленький красный Nissan «Жук».По этому ущелью, поднявшись по дороге, переходящей в тропу, увидите небольшую пещеру. Здесь оставили свои письмена и знаки наши современники. Есть и буддистская правая свастика.Побывав на писаных скалах, надо обязательно съездить в сторону «Древнего города» — декораций, построенных в 2004 году для съемок фильма «Кочевник». Для этого надо проехать еще 2.7 км, по дороге вдоль левого берега реки. После съемок «Кочевника» здесь были сняты эпизоды еще нескольких фильмов, поэтому город поддерживается в хорошем состоянии. Чтобы доехать до него, надо повернуть на поселок Казахстан и проехав еще 20-21 км повернуть направо, в сторону левого берега Или.Чем еще можно заняться в урочище? Конечно же треккингом, кругом натоптано не мало троп. Можно полазить по безопасным скалам, подняться на другие сопки, примыкающие к Или. Мы например, нашли самую высокую точку ущелья в этом месте — 607 метров над уровнем моря.

Панорама кликабельная

На втором плане, скала Висячий камень, мы ее между собой, назвали — гора Тюбитейка. Неустойчивость «тюбитейки» на вершине, кажущаяся. Этот камень лежит на макушке горы очень прочно.
Мы не преминули залезть на Висячий камень. Поднимались по левой, обозначенной красной линией, тропе, спускались по правой, синей. По правой, идущей от туалета, идти по гладким, не крутым скалам, удобней чем по осыпям, слева. После того как поднимаешься к подножью скалы, надо подниматься на нее, все время огибая ее слева. Натоптанная тропа выводит к месту, где в самом конце пути, метра два-три необходимо подняться по натянутой там веревке.

Вид с Висячего камня, высота побольше, чем на верхушке Писанной скалы.

Урочище Тамгалы Тас — привлекает к себе тысячи туристов, рыбаков, скалолазов. В мае здесь проводится ежегодный фестиваль бардовской песни. Сюда хорошо приехать с палаткой и заночевать на берегу Или, рядом с загадочными наскальными рисунками и надписями. Этот место, где отдыхаешь душой. Так тянет туда опять! Хочется приехать, и даже просто сесть и смотреть, и смотреть в даль голубую.

Трек GPS от Алматы (пересечение улиц Северное кольцо-Бурундайская, до Тамгалы Тас

Скачивание треков только для зарегистрированных пользователей. Войти, или Зарегистрироваться

Карта Google с треком от Алматы до Тамгалы Тас

Капчагай и Тамгалы-Тас. От казино до будды.

Самая красивая часть Казахстана – это, на мой взгляд, Семиречье, то есть Алматинская область, где Природа словно отыгралась за монотонность степных пространств исключительным разнообразием пейзажа. По Семиречью я поездил немало, к нему относятся и небезызвестные моим давним читателям Джунгарские ворота, где осенью 2012 года имел место весьма неприятный инцедент с отъёмом у меня всех отснятых флешек местными “органами”. Копий тех фотографий не было, и год спустя я вновь ездил в Казахстан в буквальном смысле слова воссоздавать свой маршрут. Не охваченным тогда остался лишь один пункт – Капчагай (42 тыс. жителей), “маленький Лас-Вегас” у ГЭС на реке Или в полусотне километров севернее Алма-Аты, близ которого находится урочище Тамгалы-Тас, то есть Расписаные камни, представляющие собой давно покинутый буддийский храм под открытым небом.

Туда я съездил на пол-дня, вернувшись в Алма-Ату с показанных в прошлой части руин древнего Акыртаса. Ну а так-то я тут отдыхаю между двумя путешествиями в Узбекистан – обзор первого вот, а во второе отбываю завтра.

Читайте также:
Автобус Барнаул — Панкрушиха Как С Добром Добраться!

От Алма-Аты до Капчагая – часа полтора-два езды, из которых немалая часть – по бесконечным улицам Нижней части города-на-склоне. Шоссе, ведущее в Талды-Курган и далее в Семипалатинск и Сибирь, ныне реконструируется по проекту Нового Шёлкового пути, и в перспективе превратится в настоящий автобан, ну а пока – лишь бесконечные объезды строек по занесённому их пылью асфальту. Зато луга вокруг усеяны красными маками – как всё-таки жаль, что я не увидел подобного весной-2012 в диких степях! Вот маки на фоне Заилийского Алатау и безбожно дымящей Алматинской ГРЭС (1959-65) в посёлке Отеген-Батыр:

Сущность Капчагая же предсказывают вот такие рекламные щиты вдоль дороги:

Капчагай был основан в 1970 году у строившейся с 1965 года ГЭС на реке Или – крупнейшей и собственно первой от Алма-Аты из “7 рек”, которые я когда-то пересекал по трассе из Учарала. Ему готовилась судьба промышленного спутника Алма-Аты, и один из памятников той эпохи – руины несостоявшегося завода промышленных роботов: подобные предприятия (ещё вспоминается, например, столь же несостоявшийся Кишинёвский компьютерный завод), такая отчаянная поытка СССР догнать научно-техническую революцию, строили уже в перестроечные годы на окраинах СССР и большинству из них (если не всем) даже просто заработать было уже не суждено.

Но судьба постсоветского Капчагая сложилась несколько интереснее. Дело в том, что Капчагайская ГЭС создала внушительных размеров (до 80 километров в длину) водохранилище, а в Казахстане любой водоём крупнее лужи непременно превращается в пляжный курорт, обслуживающий ближайший крупный город, и Капчагаю тут особенно повезло с соседством – летом по выходным на его пляжи выезжает пол-Алма-Аты. К концу 2000-х годов кому-то пришла в голову идея учредить здесь игорную зону – так в степи и появился “маленький Лас-Вегас”. очень, наверное, маленький, и всё же из виденных мной “игорных зон” постсоветских стран вид у него наиболее завершённый. Вдоль прошивающего город шоссе стоит десяток казино (по-казахски “ойынхана”) разной степени аляповатости, и помню, как в 2012-м гопомажористого вида паренёк близ одного из них стрелял у меня денег на билет до родного Бишкека – проиграл, мол, всё до последней копейки.

Казино и труба недостроенного завода – в этом весь Капчагай:

Труба эта видна тут отовсюду. но у её подножья буквально только что достроена солнечная электростанция – никогда прежде таких не видел:

Глядишь, и до промышленных роботов дело дойдёт лет через 5-10:

Между тем, я прибыл на симпатичный автовокзал, который после 2012 года, кажется, окончательно перестал использоваться по назначению – теоретически, на алматинском “Саяхате” (внутриобластная автостанция) есть автобус до Капчагая раз в полчаса, но никого кроме бомбил на минивэнах и “Газелях” я тут в этот раз не увидел. До Тамгалы-Тас решил ехать на такси, и если в 2012-м сторговался на 4000 тенге за дорогу, ожидание и остановки, то в этот раз согласился и на 5000. Рубль с тех пор, впрочем, упал, выходили эти суммы мне в 800 и 1300 рублей соответственно, и мне это, конечно же, казалось расточительством. но знаете, я как-то стал в последнее время привыкать к комфорту, и ещё по дороге понял, что мне проще раскошелиться, чем мудрить с поиском попуток в степи. Зато в этот раз водитель попался интеллигентного вида и явно понимающий путешественника – останавливался, где я скажу, он как мало какой таксист охотно.

Между тем, на северном выезде из города за вот такими вот придорожные фигурами:

Трасса уходит в глубокое ущелье – такие вообще в Семиречье не редкость, и я помню, как по дороге в Чунджу дорога ныряет в Чарынский каньон, достойный иных перевалов (не путать с самой красивой скалистой частью каньона в 20км от трассы!). Собственно, не будет даже преувеличением сказать, что это тот же самый каньон, ведь Чарын – главный приток Или:

По мосту грузовик куда-то везёт лошадей:

А я фотографирую с моста святая святых этого города – Капчагайскую ГЭС (1965-71), один из главных проектов предыдущего “отца нации” Динмухаммеда Кунаева.

Вернее, “святыя святых” тут за вот этим забором – ГЭС очень красиво лежит в глубоком и узком ущелье. В 2012-м забор тут был прозрачный, защищённый от разного рода шпионов лишь грозным табличками “Фотографировать запрещено!”. Нынешний глухой забор я увидел с маршрутки ещё в 2013-м, и мне сделалось очень смешно, когда я представил, как отобравший у меня флешки гопочекист пишет рапорт о необходимости безотлагательного оснащения Капчагайской ГЭС глухим забором, прилагая в качестве аргумента мои фотографии. А вообще-то жаль – за забором действительно очень красиво, причём же тут увековеченная на камне налоговая служба – я так и не понял:

А с другой стороны – расширяющийся понемногу бирюзовый простор Капчагайского водохранилища, залив которого в каньоне ограничивает длинный железнодорожный мост. Виды с него, в том числе оставшиеся в этот раз за кадром порт, “ривьера” и странная деревянная мельница на холме, я показывал в самом начале поста про Турксиб:

Читайте также:
Купчино ж.д станция. Санкт-Петербург. Расписание Как С Добром Добраться!

Каньон, превратившийся в залив, очень красив, и более всего напоминает, пожалуй, какие-нибудь крымские бухточки близ Судака и Нового Света. Особенно радует глаз цвет воды. Также обратите внимание на “ватерлинию” скал и берегов, показывающую, сколько воды тут бывает:

Где-то там покоится местная Молога – Илийск, основанный в 1852 году как переселенческое русское село у древнего брода, разумеется с церковью Илии Пророка. Ещё до революции село Илийское было главным портом на этой реке, в советское время стало ПГТ Илийск, и даже Капчагай при проектировании назывался Новоилийском.

Почти сразу за ущельем налево уходит пустынная степная дорога в аул Баканас – этим словом в Семиречье называют высохшие речные русла, а в данном случае древнюю дельту Или, бывшую когда-то земледельческим оазисом. Но до Баканаса – полторы сотни километров, и по дороге будет ещё пара небольших пустынь (их в Семиречье, подальше от гор, между речных долин очень много), а за Баканасом – богатые рыбой плавни на южном берегу Балхаша. Мы же километрах в 20 от Капчагая свернули на грунтовочку – по ней до Тамгалы-Тас ещё 7-10 километров, которые идти пешком туда-обратно мне совсем не хотелось. Самый, наверное, удобный по сочетанию цены и усилий вариант – доехать до поворота автостопом и попросить водителя за деньги отвезти к реке.

А ровная травянистая степь опять же как-то очень внезапно сменяется скалистым каньоном. Чрезвычайно семиреченский пейзаж:

Красивый и очень восточный по духу край. Семиречье – всё-таки часть Восточного Туркестана, так и не превратившаяся в китайский Синьцзян:

Тамгалы-Тас за три года явно изрядно подраскрутилось. На склонах повыкладывали столь популярные в Средней Азии геоглифы из белых камней:

А непосредственно перед Тамгалы-Тас поставили уже успевшие обветшать ворота:

На сопку зачем-то водрузили крест, тут как ни странно уместный – ведь в домусульманские времена основной религией Семиречья было несторианство:

У скал же раскинулся огромный и шумный лагерь – на майские праздники я попал сюда на соревнования по скалолазанию всея Казахстана:

Но всё же первое, на что тут образаешь внимание – не скалы (кого здесь ими удивишь?), а Или, одна из четвёрки главных рек Казахстана, пересекающих степную страну по углам – Яик (Урал), Сырдарья и Иртыш. По расходу воды (480 кубометров в секунду) она одного порядка с реками типа Сухоны или Волхова, то есть не потерялась бы и в наших краях, но как и многие степные реки – очень длинна, однако из 1439 километров её течения на Казахстан приходится лишь чуть более восьмисот, включая устье на Балхаше.

А остальное, в том числе исток в горах Восточного Тянь-Шаня – уже в Китае, и главный город на Или – Кульджа по ту сторону границы. Ныне это ма-а-а-аленький такой китайский городок (430 тысяч жителей), в 1864-71 годах бывший центром Илийского султаната – квазигосударства, созданного восставшими против Китая таранчи (земледельцы-мусульмане Синьцзяна – уйгуры и дунгане) и в 1871-81 годах от греха подальше оккупированного Российской империей. Потом китайцы наконец “пришли, порядок навели”, и Илийский край им великодушно вернули, но наследством тех событий стали как внушительные общины дунган и уйгуров в Семиречье и Киргизии (в последней я квартировал в 2013-м как раз-таки в дунганском селе), так и русская община Кульджи, пополнившаяся в 1920-х годах спасшимися от Гражданской войны семиреченскими казаками и вроде бы существующая до сих пор – помнящая Мао, но не помнящая Брежнева. Окрестности Кульджи и вовсе слагают Или-Казахский автономный округ, откуда вряд ли удалось зазвать сколько-нибудь много оралманов. Когда-нибудь доеду и туда. Вид вниз по течению, в сторону Балхаша:

Ну а вот собственно и наша цель у скалистого кряжа – на камнях, когда-то упавших со склона, даже на фото можно различить буддийские рисунки и надписи:

В принципе, буддийское наследие в Восточном Казахстане не такая уж редкость – когда-то, например, я уже показывал развалины дацана в Кентских горах, да и “семь палат” Семипалатинска – руины пагод города Доржинкит. Ведь здесь больше века шла с попеременным успехом война казахов с джунгарами, у нас более известными как калмыки. Собственно, разрозненные ойратские (то есть западно-монгольские) племена в 1640 году на большом курултае приняли единый закон Степное Уложение и официальную религию – буддизм, а затем начали делать то, что монголы лучше всего умели – завоёвывать мир. Подробную историю джунгар я рассказывал в посте о Кентском дацане, скажу лишь, что это были последние настоящие степняки, грозные кочевники-завоеватели, пусть измельчавшие, но всё-таки наследники Атиллы и Чингисхана. По казахской степи они доходили до Ташкента и Аральского моря, основательно трепали и казахов, и китайцев, и даже русских в Сибири, но потом, когда в Джунгарии умирал очередной хан и начиналась борьба за власть – казахи неизменно брали реванш. И кажется, джунгары были единственными степняками, поднявшими на щит “самую миролюбивую на свете религию”.

Читайте также:
Актуальные цены в Чехии на продукты, развлечения, алкоголь, товары

В принципе, Тамгалы-Тас – не единственные подобные петроглифы в Семиречье: например, в Киргизии есть ещё Иссык-Ата в Чуйской долине и Тамга-Таш на Иссык-Куле, до которых я так и не добрался (хотя они, прямо сказать, намного скромнее). Более того, и джунгарская гипотеза – не единственная, и кто-то увязывает эти рисунки с индийскими миссионерами, а кто-то – с ходившими по Великому Шёлковому пути купцами и паломниками. А может быть отметились и те, и другие, и третьи, слоем за слоем на камнях. Над лестницей встречает бурхан с рогатыми змеями за спиной, выполнявший тут роль химер на европейских соборах – отпугивал злых духов и недобрых людей:

Будды словно сидят на упавших камнях – такое ощущение, что изначально они были просто на “фасаде” кряжа, со временем обвалившемся. Главная группа слегка подреставрирована и потому хорошо заметна – Шакъямуни, Авалакитешвара и Мангла:

На центральной вертикальной скале размером 6 на 8 метров в середине изображен Бодхисаттва Арья Авалокитешвара. Ему посвещена мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Он высотой 2,5 метра, сидит в алмазной позе на цветке лотоса с четырьмя руками. Передняя пара рук сложена для молитвы, в правой задней – он держит хрустальные четки, а в левой – цветок лотоса с длинным стеблем. На голове корона. Бодхисаттва украшен серьгами, ожерельями, браслетами. Все они имеют по три драгоценных камня. Возле него – надпись переводимая: «Покланяюсь святому Авалокитешваре».
Справа от него на высоте четырех метров – Будда Шакьямуни размером 1 метр с надписью: «Поклонюсь Будде Шакьямуни». В левой руке у него чаша для подаяния, правая опущена вниз ладонью к себе. Этот жест призывает Землю в свидетели.
Слева – бурхан Мангла, божество врачевания. Размер рисунка тоже метр. Он сидит на троне из лотоса, в левой руке держит шкатулку, наполненную лечебным нектаром, а опущенная к низу правая рука ладонью к зрителю в жесте отдачи держит плод Золотого миробалана. Это растение – «индийский миндаль», дерево – пагода, царь всех лечебных препаратов от психических и физических недугов. Снизу подпись: «поклоняюсь будде Мангла»
. (с) отсюда.

Увы, буддизм из трёх мировых религий мне наименее понятен, хотя и случалось бывать в буддийских храмах Бурятии (Иволгинский, Улан-Удэнский), Калмыкии (в Элисте) и Петербурга.

Одна из самых запоминающихся их черт – разноцветные (по стихиям) ритуальные флаги гирляндами:

Тут же и надпись, если я не ошибаюсь, тибетским письмом:

Ещё несколько камней на склоне мне показал таксист – как уже говорилось, в этот раз водитель попался на удивление интеллигентный, и я был далеко не первым путешественником, которого он сюда привозил. Соответственно, от других гостей он и знал, где находится несколько менее известных рисунков – на валунах у подножья основной группы:

Здесь тоже надписи – но уже вертикальным “ясным письмом”, созданным для ойратов тибетским монахом Зая-Пандидо в 1648 году. Но и тут не ясно, всё же были ли джунгары создателями Тамгалы-Тас или просто отметились на святыне своей веры в мусульманском краю. Чуть выше и будда с заглавного кадра.

Ещё один будда вроде бы есть на высоких обрывах кряжа, и водитель помнил, что видел его своими глазами. но сколько мы с ними не вглядывались в красноватые скалы – ничего углядеть не смогли. Может, впрочем, его поводит память.

Ещё одну группу рисунков мне подсказали скалолазы, назвав ориентиром камень с собачьей головой:

Там тоже надписи и более типичная для жанра петроглифов первобытная сцена охоты (этого в Семиречье тоже хватает – хоть Саймалуу-Таш под киргизской Чолпон-Атой, хоть не достигнутые мной “просто” Тамгалы, без “тас”, где-то в степи под охраной ВКН ЮНЕСКО). Правда, здесь всё же есть у меня подозрение, что это подделка:

Тамги казахских племён отрицать свою новодельность и не пытаются, а от человечка на самом верху на меня и вовсе повеяло Лисьей бухтой:

Выше по течению за Или-рекой глиняная крепость – это декорации к фильму “Кочевник”, символизирующие древний город Отрар, место смерти Тамерлана, расположенный на самом деле в абсолютно ином пейзаже.

В общем, красивый уголок благословенного Семиречья (а дословный перевод тюркского “Жетысу” не совсем верен, скорее это слово значит “Многоводье” или “Благодатный край”), и подобных уголков найдётся мне и на следующий приезд, а может и не на один.

Пока же едем обратно в Капчагай:

Напоследок я решил сходить к водохранилищу – благо, главная улица ведёт вниз от автовокзала. Капчагай, построенный в самые брежневские времена, невзрачен настолько, насколько это только возможно:

По дороге – мечеть. Вообще же русских тут почти столько же, сколько казахов – где-то по 1/3 населения, а ещё треть слагает дичайший евразийский интернационал, в котором ни один народ не набирает даже 3%.

На главной площади (дело было позавчера) готовились ко Дню Победы, пару кадров отсюда я показывал здесь.

За колоннадой с памятником Кунаеву начинает парк, в парке воинская стела:

А дальше – ужасающе замусоренный берег водохранилища:

Читайте также:
Можно ли летать на самолете после инсульта или инфаркта

Капчагайская “ривьера” лучше видна не отсюда, а с туркибовских поездов. Но в принципе мини-отели и шезлонги на пляже различимы и так:

Я, тем не менее, открыл купальный сезон, причём как для себя, так и видимо для Капчагая – хотя вода тут на мелководье уже достаточно тёплая, местные начинают купаться не раньше июня. Мусор, что интересно, весь на берегу, а вода хотя и мутноватая, но чистая – вот только мелководье по колено тянется куда-то очень далеко. Но мне и этого довольно, тем более что я вырос на большой реке и потому купальщик пресноводный.

Ну а этим постом я почти окончательно преодолел последствия своего инцедента на Джунгарских воротах, воссоздав всё, что отснял тогда в Казахстане. Осталсь, впрочем, ещё один пункт – Орск в Оренбургской области, через который мне в последний день мая ехать обратно.

Но сначала. завтра я выдвигаюсь на Самарканд – город, о котором мечтал с самого начала своих путешествий. Ещё Кашкадарья и Сурхандарья, и снова Ташкент. где снова не находится, кому меня встретить. Надеюсь, Самаркандом не разочуруюсь.

Тамгалы Тас – “Писаные скалы”. Как доехать, карта, туры. Легенды и история Тамгалы Тас

Хотите посетить Тамгалы Тас, но не знаете, как доехать? Ищите в Тамгалы Тас туры или экскурсии? Интересуетесь историей и легендами о происхождении петроглифов Тамгалы Тас? Подробный маршрут, информация о турах выходного дня из Алматы, легенды, история и версии появления Тамгалы Тас (наскальные рисунки), а также как одеваться в дорогу, что брать с собой, цена тура, где заказать, программа и многое другое вы найдете в нашей статье.

Всего в 120 км к северу от Алматы, в урочище на берегу р. Или находится загадочное и сакральное место – Тамгалы Тас. «Камни со знаками». Или, как их чаще называют «Писаные скалы». Здесь около пяти веков назад на черной поверхности скал неизвестные мастера высекли множество рисунков, среди которых – изображения Будды Безграничного Света Амитабха, Будды Шакьямуни и Бодхисаттвы Бесконечного Сочувствия Авалокитешвара.

Вот уже более полутора веков ученые ломают голову, тщетно пытаясь разгадать тайну Тамгалы Тас. Кто были те безымянные резчики? С какой целью они оставили потомкам эти рисунки на скалах? Ответов на эти вопросы нет… Но интрига лишь подогревает интерес к загадочным петроглифам, и тысячи туристов ежегодно устремляются в урочище Тамгалы Тас, чтобы своими глазами увидеть буддистских божеств и прикоснуться к вечности.

Тамгалы Тас – как доехать самостоятельно?

Добраться до Тамгалы Тас можно двумя способами: на экскурсионном автобусе и на собственном автомобиле. В первом случае вам придется позаботиться только о покупке тура. А если вы решили отправиться в Тамаглы Тас самостоятельно, то вопрос «как доехать?», будет стоять на первом месте.

Урочище Тамгалы Тас находится на берегу реки Или. Доехать туда из Алматы можно за 2 часа (длительность маршрута от черты города – около 85 км):

  • Выезжать из города следует по Капчагайской трассе (автодорога Алматы-Талдыкорган). Двигайтесь прямо на север по направлению к области (около 64 км). Дорога идет мимо г. Капчагай, поста ГАИ и через мост на другой берег реки Или. После указателя, что до развилки Баканас-Талдыкорган осталось 500 м, нужно перестроиться в левый ряд.
  • На транспортной развязке поверните на съезд, проехав по кольцу, плавно поверните налево и следуйте по дороге еще 12,5 км по трассе А355 (нужную дорогу показывает указатель на учебный полигон МЧС).
  • Увидев зеленое здание и бетонные плиты (с левой стороны), поверните налево на проселочную дорогу, через 750 м плавно поверните направо и, проехав 3 км (почти до реки), резко поверните направо и двигайтесь вдоль берега Или. Дополнительный ориентир для поворота – указатель на учебный полигон МЧС.
  • Приблизительно через 3 км вы увидите скалы. Это и есть урочище Тамаглы Тас.

Тамгалы Тас – легенды и гипотезы

Как известно, если ученые не могут предложить какой-либо достоверной версии происходящему, на свет появляются множество легенд и самых фантастических гипотез. Из века в век люди старались найти приемлемое объяснение всему, что видели вокруг себя. Есть несколько таких предположений и по поводу петроглифов Тамгалы Тас.

Наиболее «красива» легенда о буддистской миссии, которая еще в 10 столетии, следуя в Семиречье, сделала привал на берегу реки Или. Однако силы природы не дали путешественникам насладиться отдыхом – земля содрогнулась, задрожала и грозные скалы не смогли сохранить свою невозмутимость и величие – огромная каменная глыба с грохотом рухнула на землю. Мудрые буддисты решили, что это неспроста, и, восприняв это как знак, сочли необходимым вернуться назад, в родную Индию. А на отколовшейся части скалы оставили после себя изображения Будд и бодхисаттвы. Что, правда, эта легенда так и не объясняет цели, с которой были высечены эти наскальные рисунки.

Вторая гипотеза приписывает авторство петроглифов калмыками, которые сделали на скалах рисунки и надписи на тодо бичиг – языке, созданном в середине 17 века буддийским монахом Зая-Пандитой. В пользу этой версии говорят и исследования Николая Пантусова. Он делает такое предположение, ссылаясь на рассказы кочующих по этим местам кочевников, которые пересказывали ему то, о чем слышали от своих предков. Однако эта информация также была скупа и недостаточна, так что «калмыцкая» версия так и остается в разряде предположений и неподтвержденных гипотез.

Читайте также:
Кенгурята на воспитание: семья взяла себе 60 кенгурят после пожара в Австралии

«Камни со знаками»

Название Тамгалы Тас – «Камни со знаками» – дали урочищу те самые кочевники, которые пришли в эту местность во второй половине 19 века. Что же представляют собою загадочные петроглифы урочища Тамгалы Тас?

Самые важные и значительные – это конечно, изображения Будд и бодхисаттвы. Кроме того, помимо рисунков на скале высечена и шестисложная мантра Ом мани падме хум – непременный и один из самых главных атрибутов Авалокитешвары, из-за которой бодхисаттву сострадания называют «Господом Шести Слогов» – Шадакшари.

Имеющая глубокий сакральный смысл, эта известнейшая в буддизме мантра буквально означает: «О, жемчужина, сияющая в цветке лотоса!». Однако ее значение практически не интерпретируется дословно – мантра трактуется в соответствии со смыслом каждого из слов, которые олицетворяют чистоту тела, речи у ума Будды (Ом), стремление к состраданию, любви и пробуждению (Мани), мудрость (Падме) и единство мудрости и практики (Хум).

Также, среди множества петроглифов (а их около 1000) есть и нанесенные на каменную «страницу» скалы древнетюркские рунические письмена, датируемые 8-9 вв. Их, как считают ученые, оставили другие кочевники – половцы.

А также многочисленные наскальные рисунки. Это настоящая древняя художественная галерея! Древние художники нескольких исторических эпох оставили здесь свои творения. Примитивные, незатейливые наскальные рисунки древних авторов, а их ученые насчитали более 4 000 рисунков, были отнесены к Бронзовой, Тюркским эпохам и периоду ранних кочевников.

На ровных сланцевых поверхностях вы можете увидеть и животных: козлов, маралов. Лошадей, быков, верблюдов, собак, сцены охоты, фигуры мужчин, женщин. Здесь есть и изящные миниатюрные изображения, а есть и целые полотна.

Особое место – Тамгалы Тас

Как правило, изображения буддистских божеств оставляли в «особых местах» – там, где аккумулировалась особая энергетика. Такие места еще называют «места силы». Издавна люди чувствовали какой-то необыкновенный подъем энергии и жизненных сил в определенных точках Земли. Так было и здесь, на берегу реки Или, в урочище Тамгалы Тас. Еще древние люди приходили сюда, чтобы получить заряд бодрости и здоровья. Да и сейчас живо предание, что стоит лишь прислониться к высеченному на скале Будде, как недуг отступит.

Об уникальности Тамгалы Тас говорят и археологи. По их мнению, это не только редчайший памятник истории, но и священный буддистский храм под открытым небом, где молились и медитировали, похожий на те, что были обнаружены археологами в Индии, Китае, Киргизии, Пакистане и Тибете.

Тамгалы Тас – туры выходного дня из Алматы, экскурсии, цены

Близость Тамаглы Тас к Алмате сделало этот маршрут одним из самых популярных туров выходного дня. Начиная с апреля по октябрь сюда устремляются и скалолазы, бросающие вызов практически отвесным скалам, и любители природы, которым по душе живописная панорама долины Или и самого урочища, и, конечно же, те, кто интересуется историей родного края и археологией.

Приобрести тур выходного дня в Тамаглы Тас предлагают многие турфирмы Алматы.

В частности, экскурсии к «Писаным скалам» предлагают:

  • www.almaty-info.net/1156
  • http://www.keremettour.kz/tvd
  • http://discoverylife.kz/goods/Tamgaly-Tas?mod_id=191805752

Подробности тура:

Место сбора: сообщает продавец тура.
Длительность автомобильной части – 4 часа (в обе стороны).
Стоимость на человека: от 5 500 – 6 000 тенге.

В стоимость входит:

  • проезд;
  • услуги гида-экскурсовода;
  • экологические сборы.

В стоимость не входят:
– питание, напитки.

Примерный план экскурсии:

Сбор группы: 8.30.
Выезд из Алматы: 9.00.
Прибытие на стоянку автобусов: 11.00.
Экскурсия (наскальные рисунки, «Пещера Дураков», смотровая площадка): 11.00-14.00.
Пикник на берегу р. Или: 14.00-15.00.
Прогулка по берегу Или: 15.00-16.00.
Сбор группы для отъезда:
16.00.
Выезд в Алматы: 16.30.
Прибытие:
18.30

Нужно взять с собой:

  • питание, напитки,
  • солнцезащитный крем и очки,
  • плед (для пикника).

Как одеваться:

  • головной убор, ветровка или курточка,
  • удобная обувь для ходьбы (сланцы и шлёпанцы не одевать), спортивные брюки.
  • дождевик (по погоде).

Если вы приедете сюда самостоятельно на автомобиле, то обязательно съездите в «Древний город», который находится на расстоянии где-то 3 км. от Тамгалы Тас. Это огромная декорация, построенная в 2004 году к съемкам фильма «Кочевник», город содержится в хорошем состояний. Для того чтобы добраться до «Древнего города» поверните в поселок Казахстан и, проехав еще 20-21 км повернуть направо, в сторону левого берега Или.

А в мае в этих местах проходит международный туристический фестиваль с одноименным названием. Фестиваль «Тамгалы Тас» – это фестиваль активного отдыха, экстремального туризма и прогрессивного спорта.

Урочище Тамгалы Тас – привлекает к себе тысячи туристов, скалолазов. Места здесь красивые, обладают особенной энергетикой.

Возможно, вам будут интересны:

Количество просмотров статьи – 36 991

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: