Фотографии мавзолея Арыстан-Баба

Мавзолей Арыстан-Баба

Большое фотопутешествие по Южному и Западному Казахстану состоялось в апреле-мае 2013 года. Двадцать три дня длился автопробег Алматы-Мангистау-Алматы. В ходе фотопутешествия были запечатлены многие природные памятники и в священные места. Первая серьёзная фотосессия состоялась в окрестностях мавзолея Арыстан-Баба.

Внимание! Фотоистория публикуется с сокращениями. Полная версия фотоистории >>.

Мавзолей расположен в 150 километрах города Шымкента, недалеко от городища Отрар и села Шаульдер Отрарского района Южно-Казахстанской области. Памятник архитектуры. Одно из главных мест поклонения мусульман региона. С 1982 года мавзолей Арыстан-Баба находится под охраной государства.

Согласно преданиям, Арыстан-Баб умер и похоронен в окрестностях Отрара в XII веке. Вероятно, тогда же был сооружен его мавзолей, о котором нет достоверных сведений.
Фотография № 01

28.04.2013, 19:42

Доподлинно неизвестно что стало с мавзолеем после отрарской катастрофы, когда войска Джучи после семимесячной осады полностью уничтожили близрасположенный крупный город Отрар вместе со всем его населением.

В XIV веке по приказу Тимура на месте разрушавшегося здания было возведено новое сооружение. Но и оно не дошло до наших дней.
Фотография № 02

28.04.2013, 20:04

Первая известная перестройка мавзолея относится к XIV—XV векам. От этой постройки сохранились резные деревянные колонны айвана.

В XVIII веке на месте древнего мазара, разрушенного землетрясением, было построено двухкупольное сооружение с айваном, опирающимся на две резные деревянные колонны.

Здание XVIII века разрушилось и в 1909 году было отстроено заново, о чём гласит надпись на одном из картушей фриза.

В 1971 году из-за высокого уровня грунтовых вод, приведших её к аварийному состоянию, мечеть была снесена и отстроена заново на средства местного населения.

Мавзолей представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть.
Фотография № 03

28.04.2013, 20:07

В настоящее время над могилой Арыстан-Баба стоит мавзолей площадью 35×12 м, сложен из жжённого кирпича на алебастровом растворе в лицевой кладке стен. Протяжённый главный фасад фланкирован двумя минаретами и украшен фигурной кирпичной кладкой. Сохранившееся здание строилось в первое десятилетие XX века, оно является многокамерным комплексом поперечно-осевой композиции. Сооружение состоит из двух частей — двухкамерной усыпальницы (гурханы) и поминальной мечети, объединенных большим сводчатым коридором. Гурхана перекрыта двумя одинаковыми высокими сфероконическими куполами. В первом её помещении установлено огромное надгробие Арыстан-Баба, во втором — помещены надгробия его учеников и последователей Хермет-Азыра, Карга-Баба, Лашын-Баба. Различные элементы сооружения поэтапно пристраивались к первоначальным помещениям, впоследствии гурхана и поминальная мечеть были объединены общей фронтальной стеной главного фасада с глубоким портальным помещением в центре, перекрытым стрельчатым сводом.

Портал отмечается как наиболее выразительный элемент архитектуры мавзолея, примечательно, что он не похож на типичный для Средней Азии пештак с арочной нишей в прямоугольном обрамлении, а выполнен в новой для этих мест архитектурной форме на основе декоративных элементов, заимствованных из европейского и русского зодчества XIX века.
Фотография № 04

28.04.2013, 20:13

Как говорится в легенде, по распоряжению Тамерлана над могилой Ходжа Ахмеда Ясави началось строительство мечети (1338—1405). Все попытки возвести стены терпели неудачу, сильная буря сносила их, по другой версии появление зелёного быка который все разрушал. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-Баба, а затем над могилой Ходжи Ахмеда Ясави. Что Тимур и сделал. Поэтому паломники первым посещают мавзолей учителя Арыстан-Баба, а потом мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави.

Предания называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Именно ему Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником (Сахаба) пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-Баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму». Согласно народным преданиям и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан-Баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Ясави и действительно передал ему косточку хурмы.
Фотография № 05

28.04.2013, 20:14

Реликвии

Сохранилась пара резных деревянных колонн, которые исследователи относят ко второму периоду строительства этого мавзолея (XIV—XV вв.).

В мавзолее под стеклом представлен Коран — великолепный образец средневекового каллиграфического искусства.
Фотография № 06

28.04.2013, 20:18

Все фотографии сняты и обработаны Ильёй Афанасьевым. © 2013. Все права защищены.
Фотоистория подготовлена и свёрстана Ильёй Афанасьевым. © 2013. Все права защищены.
При подготовке отчёта использована карта Google Earth.
Справочная информация предоставлена сайтом Википедия.

Читайте также:
Аушигерские термальные источники в селе Аушигер Кабардино-Балкарии

Как православные малый хадж совершали

«…Пророка есть такое завещание!

Нечаянно столкнувшись с иноверцем,

Зла не чини ему.

Людей с жестоким сердцем

За гробом наказание жестоких ждет…

Такой совет я слышал от мудрейших…»

(Ходжа Ахмед Яссауи)

«Бисмилляхи рахмани рахим» — сказали мы, перекрестились и отправились на юг Казахстана в священный город Туркестан. Приближающийся праздник Курбан байрам способствовал благочестивому настрою и наполнял наши православные сердца предвкушением вида исламских святынь, трехкратное посещение которых приравнивается к хаджу в Мекку. Только в отличие от Мекки Туркестан доступен и нам, неверным. Впрочем, одна мусульманка в нашей компании все-таки нашлась.

Расстояние от Алматы до Туркестана 862 километра. Наиболее дешевый способ туда добраться — купить тур выходного дня, куда входят дорога, гид и посещение нескольких музейных комплексов. Стоит такой тур около 10 тыс. тенге. Из неудобств… все, что может включать в себя групповая экскурсия. Для паломников организуют отдельные туры, с ночевками и чтением Корана на святых местах. Мы же искать легких путей не стали и решили ехать самостоятельно. «Все-таки находимся в родной стране» подумали мы. Такой наив.

Для самостоятельного путешествия есть несколько вариантов — такси (30–50 тыс. тенге в оба конца за машину), поезд (от 3600 до 11000 тенге в одну сторону с каждого) и автобус (4000 с каждого в один конец и 2500 в другой). На поезде ехать около 17 часов, на автобусе — 12. Выбрали автобус. Это было нашей первой ошибкой.

Нет, выехал автобус вовремя, был новым и довольно комфортным, дорога прекрасная бетонка, придорожные туалеты на удивление чистые. НО! Когда мы приобретали билеты на автовокзале, кассир заверила, что пересадок не будет, и нас доставят на автовокзал Туркестана, где у автобуса получасовая остановка перед последним рывком до Кызылорды. И вот, примерно в 4.30 утра нас растолкал водитель, высадил в степи, ткнул пальцем в приближающиеся фары, сказал: «С ним доедете», залез обратно и уехал. Подошедший автобус оказался дребезжащей развалюхой, воняющей внутри бензином и носками. Мест не было, так что оставшиеся полчаса до автовокзала мы тряслись стоя. Обратная дорога до Алматы также не порадовала, и ехать пришлось на 4 часа дольше, с двумя пересадками.

Вид огромных звезд, усыпавших небо, несколько улучшил наше настроение, и мы спокойно дождались таксиста, с которым договорились заранее (20000 тенге независимо от количества пассажиров в машине). Таксист, оказавшийся махровым националистом, стал нашей второй ошибкой. Ну да Бог с ним, соответствующий отзыв на его страничке я оставила.

Несмотря на оптимистичное празднование 1000-летия Алматы, Туркестан остается самым и по-настоящему древним городом Казахстана. По данным ЮНЕСКО ему 1500 лет, хотя на его территории находили и более давние поселения. Правда, письменных источников о раннем периоде нет. История у города богатая. На протяжении веков поселения Шавгар и Ясы, из которых и образовался город Туркестан, множество раз переходили из рук в руки, были завоеваны арабами, а затем без боя сдались монголам. Туркестан единственный город на Шелковом пути, где была разрешена работорговля. В 14 веке хан Тимур (Темирхан, Темирлан, Тамерлан, Амир Темур и т. д. и т.п., кому как нравится) завладел городом и начал строительство крепости, мечетей и мавзолеев.

Сейчас Туркестан не сказать, что большой, но симпатичный и чистый южный городок, преимущественно одноэтажный. Выше двух этажей здесь только общественные здания. Больше всего мне понравились построенные в узбекском стиле саманные дома из глины, сказывается близость границы с Узбекистаном. Приехали мы затемно, так что все фото города были сделаны днем перед отъездом домой.

Мавзолей Арыстан-Баба – фото, обзор, как добраться, отзывы

Мавзолей Арыстан-Баба — одна из почитаемых мусульманских святынь, которая находится в 150 км от города Шымкент, на территории южного Казахстана. Красивый погребальный комплекс – мазар – построен над могилой средневекового проповедника Арыстан-Баба. Он является популярным местом паломничества. Чтобы почтить память мусульманского святого, сюда приезжает много верующих из разных уголков Средней Азии.

Архитектурный комплекс возведен из жженых кирпичей, скрепленных алебастровым раствором. Он имеет размеры 35 на 12 м и высоту 12 м. Мавзолей Арыстан-Баба включает двухкамерную усыпальницу – гурхану и мечеть, которые объединены широким сводчатым коридором. Мечеть состоит из молитвенного зала с михрабом и подсобных помещений.

Гурхану перекрывают два приподнятых сферических купола. В одной из частей мазара находится большое надгробие суфийского мистика Арыстан-Баба, а в другом – могилы, где похоронены его ученики и последователи. Здесь покоятся Хермет-Азыр, Карга-Баб и Лашын-Баб.

Читайте также:
Особенности отдыха в Квартейра

Самой живописной частью мазара считается главный портал-пештак, декорированный фигурной кладкой из кирпича. Эта часть здания имеет два минарета, но не похожа на обычные для Средней Азии фасады мусульманских храмов. Дело в том, что при изготовлении портала архитекторы использовали декоративные элементы, традиционные для русского и западноевропейского зодчества XIX века.

Внутри здания можно увидеть фрагменты старых мазаров. От погребального комплекса XIV-XV веков сохранились сделанные из дерева колонны сводчатого зала или айвана. Еще одной достопримечательностью мавзолея Арыстан-Баба является прекрасный памятник средневековой каллиграфии – старинный рукописный Коран.

История мавзолея Арыстан-Баба

Арыстан-Баб жил в XII столетии в городе Отрар, который до монгольского нашествия был одним из самых крупных полисов Центральной Азии. По мусульманской традиции его считают легендарной личностью и одним из подвижников Мухаммеда. Арыстан-Баб был богатырем, садовником и учил пророка искусству садоводства.

Он являлся духовным наставником средневекового суфия Ходжи Ахмеда Ясави. Когда Арыстан-Баба не стало, его похоронили в окрестностях города, где он жил. На могиле поставили мазар, но как выглядел этот первый мавзолей, осталось не известным.

В XIV веке на месте погребения по воле могущественного и грозного Тамерлана возвели новый мазар. Однако, и эта постройка не сохранилась. На протяжении нескольких столетий погребальное здание перестраивали не один раз, поскольку его разрушали время и землетрясения. В 1971 году обвешавшую постройку снесли из-за поднятия грунтовых вод и на деньги, собранные жителями, построили заново.

С 1982 года место погребения охраняется государством. В двух километрах от него расположено древнее городище Отрар. Здесь можно увидеть каменные фундаменты и остаток городского рва.

Это все, что сохранилось от некогда процветавшего азиатского полиса. По традиции, после посещения мавзолея Арыстан-Баба паломники отправляются в казахстанский город Туркестан, чтобы почтить память его ученика – знаменитого суфия Ходжи Ахмеда Ясави.

Как добраться

Мавзолей Арыстан-Баба расположен неподалеку от селения Шаульдер, в Южно-Казахстанской области. Вначале на самолете или по железной дороге нужно попасть в Шымкент. Из этого города до архитектурного комплекса ходят маршрутки и такси.

Тем, кто путешествует на автомобиле, из Шымкента необходимо выехать на северо-запад по автотрассе Е-38, а после Тортколя повернуть на юго-запад – на дорогу Р-58. По ней через Шилик, Тимур, Шаульдер и Баялдыр примерно за час можно добраться до мавзолея Арыстан-Баба.

Мавзолей Арыстан-баба – это один из важнейших религиозных памятников на территории Южно-Казахстанской области. Эту достопримечательность Казахстана ежегодно посещают тысячи паломников со всего света, чтобы отдать дань уважения, похороненному здесь Арыстан-баба – легендарному мусульманскому святому. Его личность окутана легендами и сказаниями: считают, что Арыстан-баба был сподвижником самого пророка Мухаммеда.

Пророк дал святому семечко хурмы, которое следовало передать «мусульманину Ахмеду», который будет рожден лишь четырехстами годами позже. Так родилась легенда о том, что Арыстан-баба прожил 400 лет, пока не передал свои знания и семечку знаменитому суфийскому проповеднику и поэту Ходжи Ахмеду Ясави. Достоверно известно, что Арыстан-баба был его учителем и наставником, так что считается, что прежде чем ехать к мавзолею великого Ясави, необходимо посетить Мавзолей Арыстан-баба.

Мавзолей, как и практически все подобные ему здания на территории современного Казахстана, построен недавно, в начале XX века. Все постройки, возведенные до этого, а первоначальный мавзолей ученые датируют XII веком, с годами обветшали и пришли в негодность. Даже мавзолей, пришедший на замену самому первому, и тот не сохранился до наших дней. Мечеть же, входящая в состав мавзолейного комплекса, была заменена в 1971 году, так как ее предшественница не выстояла из-за непрочного фундамента.

Сегодня Мавзолей Арыстан-баба – это внушающих размеров усыпальница и поминальная мечеть. Фасад здания украшен орнаментом, фигурно выложенной плиткой и двумя минаретами. Внутри можно увидеть не только могилу самого Арыстан-баба, но и некоторых его учеников. Мавзолей же главного его ученика – Ходжи Ахмеда Ясави, находится не в Отраре, а в селе Сайрам, близ Шымкента.

Мавзолей Арыстан-баба расположен в городище Отрар, одним из самых крупных городов прошлого в этом регионе. Он находится в 150 километрах от Шымкента и чуть ближе к Туркестану. Добраться до него можно только на личном автотранспорте или же на такси.

Мавзоле́й Арыста́н-Ба́ба — (каз. Арыстан баба кесенеcі) мавзолей на могиле учителя и духовного наставника Ходжи Ахмеда Ясави религиозного мистика и проповедника Арыстан-Баба. Мавзолей расположен в 150 километрах города Шымкента, недалеко от городища Отрар и села Шаульдер Отрарского района Южно-Казахстанской области [1] . Памятник архитектуры. Одно из главных мест поклонения мусульман региона [2] [3] . С 1982 года мавзолей Арыстан-Баба находится под охраной государства.

Читайте также:
Лучшие отели в центре Минска с завтраком, список от 2021 года

None Доподлинно неизвестно что стало с мавзолеем после отрарской катастрофы, когда войска Джучи после семимесячной осады полностью уничтожили близрасположенный крупный город Отрар вместе со всем его населением.

None Первая известная перестройка мавзолея относится к XIV—XV векам. От этой постройки сохранились резные деревянные колонны айвана.

None Здание XVIII века разрушилось и в 1909 году было отстроено заново, о чём гласит надпись на одном из картушей фриза.

В 1971 году из-за высокого уровня грунтовых вод, приведших её к аварийному состоянию, мечеть была снесена и отстроена заново [1] на средства местного населения [4] .

Современный мавзолей

Мавзолей Арыстан баба

на памятной почтовой марке, посвящённой 1500-летию ТуркестанаМавзолей представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть и является местом паломничества мусульман.

В настоящее время над могилой Арыстан-Баба стоит мавзолей площадью 35×12 м, сложен из жжённого кирпича на алебастровом растворе в лицевой кладке стен. Протяжённый главный фасад фланкирован двумя минаретами и украшен фигурной кирпичной кладкой. Сохранившееся здание строилось в первое десятилетие XX века, оно является многокамерным комплексом поперечно-осевой композиции. Сооружение состоит из двух частей — двухкамерной усыпальницы (гурханы) и поминальной мечети, объединенных большим сводчатым коридором. Гурхана́ перекрыта двумя одинаковыми высокими сфероконическими куполами. В первом её помещении установлено огромное надгробие Арыстан-Баба, во втором — помещены надгробия его учеников и последователей Хермет-Азыра, Карга-Баба, Лашын-Баба [5] . Различные элементы сооружения поэтапно пристраивались к первоначальным помещениям, впоследствии гурхана и поминальная мечеть были объединены общей фронтальной стеной главного фасада с глубоким портальным помещением в центре, перекрытым стрельчатым сводом.

Портал отмечается как наиболее выразительный элемент архитектуры мавзолея, примечательно, что он не похож на типичный для Средней Азии пештак с арочной нишей в прямоугольном обрамлении, а выполнен в новой для этих мест архитектурной форме на основе декоративных элементов, заимствованных из европейского и русского зодчества XIX века [6] .

Легенды Арыстан-Баба

Придорожная надпись в Сайраме

(на узбекском)

«Здесь на этом ханском мосту Арыстан-Баб передал святому тюркского народа Хазрет Султану аманат пророка хурму

  • Как говорится в легенде, по распоряжению Тамерлана над могилой Ходжа Ахмеда Ясави началось строительство мечети (1338—1405). Все попытки возвести стены терпели неудачу, сильная буря сносила их, по другой версии появление зелёного быка который все разрушал. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-Баба, а затем над могилой Ходжи Ахмеда Ясави. Что Тимур и сделал. Поэтому паломники первым посещают мавзолей учителя Арыстан-Баба, а потом мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави [7] [1] .
  • Предания называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Именно ему Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником (Сахаба) пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-Баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму». Согласно народным преданием и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан-Баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Ясави и действительно передал ему косточку хурмы [5] .

Реликвии

  • Сохранилась пара резных деревянных колонн, которые исследователи относят ко второму периоду строительства этого мавзолея (XIV—XV вв.).
  • В мавзолее под стеклом представлен Коран — великолепный образец средневекового каллиграфического искусства.

Примечания

Мавзолей Арыстан-Баба – архитектурный памятник XII-ХІV веков, вблизи развалин древнего Отырара Южно-Казахстанской области, в 150 километрах от города Шымкента. Мавзолей был возведен над могилой известного религиозного мистика Арыстан-баба, жившего в ХІІ веке. Предания называют Арыстан-Бабу учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. По легенде, Арыстан-Баба был сподвижником пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-Баба ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму». Согласно народным преданием и письменным источникам, Арыстан-Баба через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Ясави и действительно передал ему косточку хурмы.Мавзолей представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть и является местом паломничества мусульман.
В настоящее время над могилой Арыстан-Баба стоит мавзолей площадью 35×12 м, сложен из жженого кирпича на алебастровом растворе в лицевой кладке стен. Протяжённый главный фасад фланкирован двумя минаретами и украшен фигурной кирпичной кладкой. Сохранившееся здание строилось в первое десятилетие XX века, оно является многокамерным комплексом поперечно-осевой композиции. Сооружение состоит из двух частей — двухкамерной усыпальницы (гурханы) и поминальной мечети, объединенных большим сводчатым коридором. Гурхана перекрыта двумя одинаковыми высокими сфероконическими куполами. В первом её помещении установлено огромное надгробие Арыстан-Баба, во втором — помещены надгробия его учеников и последователей Хермет-Азыра, Карга-Баба, Лашын-Баба.
С 1982 года мавзолей Арыстан-Баба находится под охраной государства.

Читайте также:
Нижний Новгород — Ереван: расписание и маршрут автобуса Маршрут проложить

Паломничество к святым местам Туркестана и южно-казахстанской области

Выпала мне честь отправиться на изучение родных мест силы, мусульманских святых мест Туркестана, что находятся примерно в 800 км на запад от родного города Алматы. 3 дня дороги, 2000 км, молитвы, дареты, минареты, мазары, и прочие радости сурового мусульманского юга, окруженного бесконечными степями, тонущими в красоте цветущих маков.

Дорога эта у казахстанских мусульман называется «малым Хаджем» и по легендам, 3 таких «малыша» приравниваются к одному великому (то бишь в Мекку). Оговорюсь сразу: я- не придерживаюсь никаких религиозных норм, не соблюдаю никаких обрядов, поскольку искренне верю в единого Бога с вариациями путей к нему. Недавние события несколько затуманили у меня восприятие мусульманских традиций, поэтому основной целью было — взглянуть на них с другой стороны, и, как следствие, принять их. (простите меня, все читающие это дорогие моему сердцу други-мусульмане).

Обновлено в 2017 году: удивительно вспоминать то, как меня вел путь к тому, что сегодня я называю удаленной работой.

Каждый казахстанец, в независимости от разреза глаз, религиозных убеждений, и цвета кожи, с детства помнит имена Эмира Тимура, Ходжа-Ахмета Яссауи (хотя и не всегда помнит, что делали эти товарищи), названия городов Туркестан, Сайрам (Ом-Саи-Рам=) ), ну и , конечно же Тараз («в котором тепло, и моя мама»). Последний многие казахстанцы знают еще и как кузницу лихих таксо-джигитов, с опознавательным номером «H» на госномере.

остановка в степях южно-казахстанской области

Дорожка выпала долгая, 16тичасовая, через бесконечные южные степи, горизонт которых резко делит пространство на землю и небо. Изредка попадаются поля маков, колокольчиков и низкорослых кустарников. Асфальт на трассе Алматы-Тараз заканчивается на полпути, остальная часть дороги больше похоже на «направление» с угадываемым рисунком некогда лежащего тут покрытия.

Но не зря же говорят, что паломничество в Туркестан — это своего рода аскеза, поэтому любые сложности на пути нужно рассматривать как возможности для внутреннего роста.

Приезд в Туркестан

В 12 ночи пребываем в Туркестан, где нас ожидает жертвенный баран, есть которого почему-то полезно даже вегетарианцам, поскольку баран якобы не прочь, чтобы его забили и съели. Я на компромисс не поддаюсь, ограничиваюсь чаем с молитвами, коих было прочитано много и искренне. (Все-таки, надеюсь, что барашка умерла не зря, и в следующей инкарнации ей быть уже как минимум конем или собачкой.)

Почему-то после поедания жертвенного барана у соучастников каравана случилось откровение, которое в 2 ночи нас повело смотреть на ночной мавзолей Ходжи-Ахмета Яссауи. Размеры и убранство его, конечно, поражают. Не зря так старался Эмир Тимур. (Для справки: Х.А.Яссауи — учитель-суфий, философ, религиозный деятель и просто хороший человек. Эмир Тимур (Тамерлан) — полководец, добивший-таки Золотую Орду, и организовавший большую империю , раскинувшуюся на территориях от Семиречья до Севера Индии)

мавзолей Хаджи Ахмеда Яссауи

Молитвы на благо всех живых существ, пожертвование и созерцание свастик(. ) на стенах мавзолея вводит в медитативное состоние. Чудом оказавшие рядом аборигены, при виде кучи европеоидов, молитвенно сложивших руки для молитвы, отшатываются в сторону. Слышны только смешки , да неудомленные перешептывания на казахском, типа «нифига се, русские молятся. » (моя славянская внешность и неплохое знание казахского языка уже несколько меня очень сильно выручали).

Это несколько напрягает и мотивирует лезть в ножны за мечом познания и просвящения, дабы не повадно было продолжать делить людей на тех кто с нами и тех кто против. Но приходится мириться с банальной истинной и свою страсть к всеобщему благу проживать все в той же молитве и самосозерцании. Тем более, что на часах 3 ночи, позади почти 800 км и подъем через 2 часа.

Рассвет над Туркестаном

Мавзолеи Арыстан Баб

Пока есть вдохновение, нужно писать, вербализировать прожитые опыты и состояния, дабы опосля осознать их с новой глубиной и под новым ракурсом. С этими мыслями, после двухчасового сна, на рассвете, я отправляюсь с группой к мавзолею Ходжи Асмета Яссауи.

Читайте также:
Рабочая виза в Португалию: документы, стоимость

Проклиная ранний подъем и того, кто его изобрел, в мою голову закрадывается просветляющая мысль: «а когда еще у меня будет возможность сфотографировать уникальное архитектурное создание в лучах рассветного солнца??». Через 15 минут я уже стоял на стене Любви (остатки былой цитадели Туркестана), пытаясь поймать свет.

Поскольку группа у нас собралась эзотерическая, народ всячески эзотерировал на лучи восходящего солнца, чем меня порой вгонял в тоску. Впрочем, вспоминая извечные «не суди», я отпустил свое раздражение, дабы сублимировать его в бесконечные потоки творчества, а именно — поиска того освещения, о котором писал ранее. Через каких-то несколько минут каждый занимался своим делом и я с радостью для себя отметил принятие восприятия окружающего пространства участниками группы.

Я был всем и ничем, перед величием входных порталов в мавзолей мудреца, которые бережно хранят его самадхи уже на протяжении веков. Мое эго растапливалось восходящим светилом, я сидел под стенами этого земного рукотворного великолепия с блаженной улыбкой паломника на лице. Только редкие щелчки затвора выводили меня из этой утренней медитации. Проходившие мимо пилигриммы местного разлива сочувственно бросали мне свои взгляды.

Впрочем, я отвлекся. После возвращения в гостевой дом, паломничество по святым местам Туркестана закончилось, но наш путь лег дальше. Я потерял всякие ориентиры движения. Названия поселков, городков и аулов на придорожных знаках мне ничего не говорили. Я просто был в дороге, без цели. В «здесь и сейчас», периодически разминая отекщие зад и конечности ерзанием на неудобном сидении микроавтобуса.

Где-то на идеально ровной поверхности горизонта замаячил купол мечети и двух минаретов — единственная часть пейзажа, за которую мог прицепиться ум, и ее обжевать. Как следствие, стали рождаться различного рода фантазии: древние караваны Великого Шелкового пути, вереницы верблюдов, палящее солнце, и бесконечно длинный путь из Китая в Византию.

По приезду, мечеть предстала вполне себе современным зданием, с медресе, гостиницами и куцей зеленью вокруг. Рядом расположился один из ключевых мавзолеев здешних мест — Арыстан-баб. (для справки: это учитель Ходжи-Ахмета Яссауи. По легенде, он является инкарнацией (так про это говорят сами мусульмане. ) одного из подвижников самого Пророка, которому выпал путь — принести Ислам в эти земли).

Вокруг — глинянные степи, и бесконечные кладбища, на все 4 стороны света. Много народу. Чем-то напоминает Индию с ее бесконечными базарами и вездесущей суетой, только просторы более лихие. Как обычно, молитвы у самадхи Святого на благо себя и всех живых существ, садака (пожертвование) на нужды молитвословам, чарочка минеральной воды (никогда не думал, что вода может иметь ТАКОЙ вкус) и дальше в путь.

Лирическое отсупление: Ислам без экстремальных точек кипения — суть мирная и скромная религия. Внешне помпезные мечети имеют более чем скромное убранство и подобных своему убстранству, служителей. Каждая молитва предворяется даретом — ритуалом омовения перед входом в храм Бога. Любое неосторожное движение со стороны твоего желудочно-кишечного тракта или мочеполовой системы карается повторным даретом, ибо нефиг с грязными частями тела ходить по святым местам. Удивительно

Домалак Ана

2 небольших минарета, аккуратный мавзолей, тонущий в зелени оазиса. Мы у хранительницы женского плодородия. После сурового, засвеченного Солнцем, и окруженного многочисленными мазарами Арыстан-Баба, здесь дышится легко. Поразил своеобразный ров вокруг основного здания мавзолея, в котором расположены ни то кельи, ни то комнаты для медитаций. Назначение сих странных помещений осталось для меня загадкой.

Зато, эстетика внутреннего убранства мавзолея теперь есть в моем фотоархиве. Хранитель любезно разрешил сделать 1 фотографию свода, за что ему низкий земной Рахмет, с искренними пожеланиями всех благ.

В очередной раз отмечаю, что напрочь перестал ориентироваться в пространстве, поэтому понять, в какую сторону мы едем, тяжело. Осознаю лишь сам факт движения. Останавливаемся в деревне, напоминающей дикие восточные базары Узбекистана, на которых нас встречают улыбчивые, как Вы догадались, узбеки.

Надо сказать, что пока я выбирал какие конфеты взять, продавщица меня так обкормила ими, что я засомневался в необходимости их приобретения. Но, восточное гостеприимство надо уважить, поэтому пару кил сладостей было приобретено на благо всех живых существ.

40 Ангелов, пристанище Ноя

Следующая точка «40 ангелов». По информации от всех Мандиров командира, место для моей особенной работы. Я, отключив критическое мышление, эту информацию благодарно принял и все положенные обряды на данном месте исполнил, что способствовало очистке кармы и положительным намерениям на будущее. Хотя, мой бунтующий скепсис периодически давал о себе знать, он совсем не помешал мне уйти в глубокую медитацию на скалах этого места силы.

скала «40 ангелов» через щель в которой надо пройти

Местный хранитель (у нас его называют Ширакши), правоверный мусульманин, возрастом за 50, рассказывал красивые легенды о тонких мирах, кармических долгах, и ковчеге Ноя, который на самом-то деле (. ) пришвартовался на горе Казыгурт, что в паре км отсюда. Приходится делать вид, что веришь)) А покуда, доказать, что Ноя тут быть не могло (как и вообще самого Ноя на Земле-матушке), вера начинает трансформироваться в принятие: «Пусть будет так. » Вон сколько народностей приютил Казахстан, для Ноя уж точно место найдем, чаем напоим, бешпармаком накормим, на самые мягкие корпешки спать уложим.

В прочем, я отвлекся. «40 ангелов» больше всего знамениты тем, что в этом месте находятся 2 почти вплотную стоящие друг к другу скалы – «Адам» и «Ева», пройти между которыми можно, но сложно. И коли твоя карма хороша, намерения чисты, а сердце открыто – Путь тебе и между камнями будет легок, ибо слов «не могу» для нас, как и для Бога, нет. Так уж вышло, что я прошел. Други, это было что-то. Я вышел пустым. Я никогда еще не был настолько пуст. Я никогда еще не был не мной. А тут стал. Какая же тишина может быть в голове и сердце. Что еще надо. Минут на 40 я растворился собственном отсутствии, сидел бы так вечно, если б пинка не дали))) потому как терять по дороге участников группы в планах у организаторов не было.

Дорога уходила к подножью пристанища Ноя, горе Казыгурт, на которую мы должны были подняться на следующее утро. Где-то среди невысоких гор, в поросшем зеленью ущелье мы остановились у мавзолея Акбура-аты, который по легенде, был очень хорошим человеком, и прововерным мусульманином, который принес свет Ислама на земли тогдашнего Дешт-ы-Кыпчака.

Читайте также:
Билеты на Мальдивы на самолет. Расписание рейсов. Как добраться до Мальдив

Не совсем оценен мною был строящийся мазар, поскольку было не ясно: строят его с нуля или реставрируют. Да еще и начал накрапывать дождик, который в перспективе мог превратиться в ливень и нафиг размыть глиняную дорогу, из-за чего торчать нам бы там пришлось еще 2-3 дня. Поэтому было решено лихо валить вниз, на поиск ночлега. И, надо сказать, не зря, потому как мелкий дождик превратился-таки в ливень, который шел всю ночь))

Остановились на ночлег мы в Саи-Раме, в гостевом доме у добрых стариков, которые пустив к себе 20 человек, так же по-доброму ворчали и возмущались вездесущей возней приехавших.

Мавзолеи Айша-биби, Баба-ханум

Следующий день обещал нам мавзолеи Айша-биби и Баба-Ханум, на которых по легенде просто невозможно не попросить себе любви и хорошего спутника жизни. По легенде, Айша-биби и Карахан полюбили друг друга, но родители были против этой любви.

Не смотря на строгий наказ опекуна, Айша-Биби все-таки поехала в Тараз к возлюбленному, но трагически погибла от укуса змеи. В ее честь Карахан на месте ее гибели построил мавзолей.

Лирическое отступление: туристическая инфраструктура цветет на маршрутах паломников буйным цветом, поэтому почти возле каждого мавзолея или памятника стоят лоточники с кучей различных сувениров. И почти каждый из них со знанием дела и внутренним убеждением рассказывает простым белолицым (и многим другим) об уникальных энергиях, каналах, чакрах и карме. (даже не смотря на явное противоречие с канонами ислама).

Я, имея уже положительный опыт общения с энергиями Айша-биби, все-таки поддался искушению, и купил несколько маленьких сувенирчиков для своих близких друзей, дабы и половинки им нашлись быстрей, и сердце открылось шире. Да и продавцы были искренне рады слышать от белобрысого славянина исконно восточное «Ассалауалейкум»)

Остальная часть дороги проходила в полном самосозерцании и нидра-йоге, во время которой снились причудливые картинки и формы. Редкие остановки на перекур были благословением, но только до того момента пока мы не подъехали к уникальнейшему месту силы, где можно не только молиться но еще и кушать.

Какой там лагман! Я, поправ свое табу на мясо, за обе щеки улепетывал восточное лакомство, которое нам подавали приветливые девушки в хиджабах (кафе- мусульманское). После такого ужина уже не были страшны ни оставшиеся 3 часа дороги, ни затекшие члены, ни аватары всяческих Шайтанов, из-за которых у меня разболелась щека.

Прибыли в город мы уже затемно. Я, довольный поездкой и собой, благополучно отправился спать.

Заключение

Степи Южно-казахстанской области

Как сказал однажды мой брат, стоя у дверей мечети: «Ну и чего мы все время делим?». Как-то, стоя на распутье, выборочно отметая те или иные учения, я часто погрязал в долгие умственные суждения. Тут же я открыл какую-то такую часть своего сердца, в которое уместилось все: и Сварог, и Род-Батюшка, и Лада-Матушка, и Аллах всемогущий, и Иисус всепрощающий, и Шива всемилостивый. В нем не было противоречий и метаний, в нем оказалось все и сразу.

Читайте также:
Погода в Анапе в апреле 2021 температура воды и воздуха. Отзывы, фото

Заставило задуматься обилие свастик на стенах мавзолея Яссауи. Так ли был прост Тимур, когда это строил? А сколького я еще не увидел? Более того, по возвращению, случился разговор с Димкой, который имеет в своем арсенале данные по большому количеству сакральных символов в здешних местах. (Жаль, что подобные встречи редко бывают априори). В случайности я более не верю, поэтому и отправляюсь копаться в истории и этнографии. Только теперь в той, что творилась на родной земле.

А за все остальное благодарю всех наставников, учителей, Светлых Богов, Будд прошлого, настоящего и будущего за прожитые опыты и грядущие дороги, которых в этом году у меня будет немало. Пусть все живые существа обретут счастье. «Ныне, присно и во веки веков», Оум!

10 исламских мест Казахстана

Для каждого человека есть определённые места, где его душа успокаивается и обретает гармонию с самим собой и нашим Создателем, так называемые «места силы». Именно здесь человек чувствует прилив сил, его душа обновляется, а сердце наполняется покоем. Есть такие священные места и в Казахстане, которые считает посетить своим долгом каждый местный мусульманин. О том, что это за места, чем они известны и как до них добраться, читайте в подборке Ислам Сегодня.

1. Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави

Ходжа Ахмед Ясави был великим учёным тюркских народов, поэтом, философом и проповедником, жившим в древнем Туркестане, который в те годы назывался Ясса. В своих проповедях он призывал мусульман к терпению и порицал привязанность к мирским благам. После смерти Ясави вокруг почитаемого места возник целый ряд построек, связанных с именем просветителя. Сам мавзолей стал архитектурным комплексом, в котором объединены функции мавзолея, мечети, ханаки (монастыря), помещений административного и хозяйственного назначения, и представляет собой величественный ансамбль из дворцов и храмов. Один из самых больших возведён в эпоху тимуридов.

Мемориал, ставший местом паломничества ещё в ХII веке, сегодня является одной из главных святынь мусульманского мира и наиболее посещаемым храмом Центральной Азии. В тюркском мире Яссауи особо почитается и считается одним из самых значимых просветителей и приверженцев Ислама. Архитектурный комплекс Ходжи Ахмеда Ясави (кон. XIV в.) — яркий образец архитектуры тимуридского времени. По своим масштабам мавзолей Ахмеда Ясави равен мечети Биби-Ханым в Самарканде (Узбекистан). Сегодня в Туркестан-Ясси приезжают туристы и паломники со всего мира, чтобы увидеть несравненный шедевр средневековой архитектуры – мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави. Находится в городе Туркестан.

2. Мавзолей Арыстан-Баба, ХII в.

По легендам, прожив сотни лет, Арыстан-Баба изучил основы тридцати трех религий и, признав верным ислам, стал одним из самых верных сподвижников самого пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Прославившись смелостью в битвах за веру, он получил свое прозвище — Лев (Арыстан). Направляясь в Туркестан, паломник обязательно сделает крюк через мавзолей учителя и духовного наставника Ахмеда Ясави Арыстан-Баба. Мавзолей на могиле учителя и духовного наставника Ходжи Ахмеда Ясави религиозного проповедника Арыстанбаба представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть и является местом паломничества мусульман.

Интересно, как появился сам памятник. По местной легенде, когда по приказу Тимура стали возводить стены туркестанского мавзолея, их снесла сильная буря. После вторичного возведения история повторилась. Тогда явившийся во сне Тимуру старец пояснил: сначала надо возвести мазар учителю и наставнику Ахмеда Арыстан-Бабу. Эмир Тимур так и поступил. Главная же легендарная миссия Арыстан-Баба заключалась в передаче аманата — тайного порученобязательства и благословения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) будущему подвижнику и святому Ахмеду Ясави. Арыстан-Баб вызвался выполнить завещание Пророка и передать сладкий плод (по разным данным — хурму, сушёный финик или инжир) мусульманину Ахмеду, который родится через 400 лет. Получив его, он сразу же отправился странствовать. Чтобы не потерять заветный плод, хранил его во рту, под языком. Спустя 400 лет в окрестностях древнего Отырара у берегов Сырдарьи он отдал его 11-летнему мальчику, пожелавшему стать учеником старца и потребовавшему у него то, что лежит у того под языком. Это и был будущий великий проповедник Ахмед Ясави, распространивший Ислам среди кочевых тюркских народов. Согласно преданиям, Арыстан-Баб умер и был похоронен в окрестностях Отырара в XII веке. Вероятно, тогда же был заложен мавзолей. В XIV веке по приказу Тимура на месте разрушавшегося здания было сооружено новое, которое, как и сайрамские мавзолеи, несколько раз перестраивалось и реставрировалось. Сегодня этот памятник XII-XX вв. является вторым по значимости памятником истории и архитектуры Южного Казахстана после мавзолея Ясави и одной из мусульманских святынь Центральной Азии. Здесь функционируют Центр паломничества и гостиница. Возле мавзолея находится колодец с очень солёной водой, которая обладает исцеляющими свойствами. Где находится: в 150 километрах от города Шымкента, недалеко от городища Отырар.

Читайте также:
Об аэропорте Пафоса (Кипр) PFO LCPH - официальный сайт, контакты

3. Подземная мечеть Бекет-Ата

Подземная мечеть Бекет-Ата занимает особое положение в мусульманском мире. Круглый год сюда стекаются паломники, чтобы обрести покой души и приблизиться ко Всевышнему. Бекет-Ата известен в мусульманском мире как целитель, как человек, знающий законы физики, математики, астрономии. По преданию жил Бекет-Ата родился в 1750 г. вблизи поселка Кульсары Атырауской области. Получил образование юноша в далёкой Хиве, в медресе. А достигнув возраста 40 лет принял решение обучать грамоте детей. По возвращению, после учёбы, он построил четыре мечети: первая в Кульсарах – её называют Ак-мечеть, вторая в меловых скалах в 20 километрах от поселка Бейнеу, третья – в местности Байшатыр, на плато Устюрт, и четвёртая подземная мечеть вырублена в массиве мелового скального мыса в урочище Огланды. Комнат – семь. В них прекрасная акустика. Построенная им подземная мечеть в Огланды стала научным центром, обсерваторией под открытым небом. При решении спорных вопросов он проявлял мудрость, приводившую обе стороны к согласию. В своих проповедях Бекет-Ата наставлял верующих жить по правде, быть справедливым и творить добро. Мудрец остался в памяти народной и как воин, совершивший подвиги в битве с калмыками. Он обладал богатырской силой и смелостью. Умер Бекет-Ата в возрасте 63 лет и похоронен в подземной мечети в местности Огланды на Мангистау. Некрополь Бекет-Ата – духовный, исторический и архитектурный памятник казахского народа.

4. Жаркентская мечеть

Мечеть была построена в 1895 году на деньги, собранные с переселенцев. За всё время своего существования она претерпела существенные изменения по сравнению с первоначальным проектом и несколько раз была на грани разрушения. В 1965 году мечеть устояла при сильнейшем урагане, что удивительно, ведь по преданию она строилась без единого гвоздя. В 1970-х годах от сноса её спас Динмухамед Кунаев. На сегодняшний день Жаркентская мечеть – это один из действительно уникальных памятников, соединивших в своей архитектуре традиционные элементы разных народов Средней Азии. Находится мечеть в городе Жаркент.

5. Мавзолей Ибрагим-Ата

Ещё одно историческое исламское сооружение, куда на поклонение приходили мусульмане ещё в средние века. С момента постройки мавзолей несколько раз разрушался и вновь восстанавливался. Этот мавзолей тоже связан с именем Ясави – здесь похоронен его отец, шейх Ибрагим. В сохранившихся сказаниях говорится о том, что он проповедовал Ислам. Своими благими деяниями он заслужил славу просветителя, получил широкую известность и почёт. Любой желающий сегодня может посетить мавзолей, расположенный на месте крупного центра исламской жизни в Средневековье, а сегодня – селе Сайрам Южно-Казахстанской области.

6. Мавзолей Баба Тукти Шашты Азиз

Посвящен ещё одному святому, Баба Тукти Шашты Азиз. Согласно легендам, он был одним из первых, кто активно способствовал распространению Ислама на территории современного Казахстана. И делал он это мирным путём, с помощью своих благих поступков и красноречия. Он также лечил людей и помогал всем страждущим. Вот почему и сегодня его мавзолей до сих пор почитается и значится одним из обязательных мест посещения. Находится рядом с аулом Кумкент Южно-Казахстанской области.

7. Мавзолей Машхур Жусуп Копеева

Машхур Жусуп Копеев – ещё одна историческая личность, оказавшая большое влияние на духовное, нравственное и религиозное становление общества в начале XX-го века. Он был не только исламским просветителем, но и поэтом, и этнографом. По слухам, он сам заранее выбрал место, где попросил установить ему мазар. Мавзолей объединяет в себе как исламские традиции, так и древнетюркские, и это делает могилу своего рода уникальным историческим местом. К мавзолею ведет лестница из 73-х ступеней: ровно столько прожил Копеев. Мавзолей можно посетить, отправившись в Баянаул, что неподалеку от Павлодара.

8. Мавзолей Хорасан-Ата

Мавзолей был создан в память о батыре Хорасан-Ата, который всю жизнь посвятил просвещению народа и распространению Ислама и представляет собой уменьшенную копию священной Каабы. Во сне ему приснилась Кааба, и там, куда упала её тень, и построили мавзолей. Расположен он в Жанакорганском районе Кызылординской области.

9. Комплекс Тектурмас

Неизвестно, кто спроектировал и построил этот мазар, но исторически мавзолей считается местом захоронения Султана Махмуд-хана – сына имама, который внёс большой вклад в распространение Ислама. Одним из его талантов было лечение людей, и этот навык позволил ему получить большую известность среди населения. Первоначальный мавзолей был разрушен в 1935 году и лишь в наше время заново отстроен. Комплекс высится на правом берегу реки Талас на вершине холма Тектурмас в городе Тараз.

Читайте также:
Москва — Махачкала: расписание и маршрут автобуса Маршрут проложить

10. Мечеть Кунанбая Ускенбаева

Мечеть была построена Кунанбаем Ускенбаевым, отцом Абая – главой каркалинских казахов, судьёй и примерным мусульманином. На строительство мечети он выделил свои собственные деньги, как и на постройку медресе, где многие дети смогли бы получить религиозное образование. В 1853 году мечеть была открыта для посещения мусульман, однако в советское время частично была разрушена и применялась не по назначению: одно время здесь даже расположилась конюшня… Сегодня же она отреставрирована и всё также принимает под свой кров верующих.

Ильмира Гафиятуллина / Ислам сегодня

Мавзолей Арыстан-Баба

Мавзолей Арыстан-бабаАрыстан баба кесенеcі) мавзолей на могиле учителя и духовного наставника Ходжи Ахмеда Ясави религиозного мистика и проповедника Арыстан-Баба. Мавзолей расположен в 150 километрах города Шымкента, недалеко от городища Отрар и села Шаульдер Отрарского района Южно-Казахстанской области[1]. Памятник архитектуры. Одно из главных мест поклонения мусульман региона[2][3]. С 1982 года мавзолей Арыстан-Баба находится под охраной государства.

История строительства

Согласно преданиям, Арыстан-Баб умер и похоронен в окрестностях Отрара в XII веке. Вероятно, тогда же был сооружен его мавзолей, о котором нет достоверных сведений.

Доподлинно неизвестно что стало с мавзолеем после отрарской катастрофы, когда войска Джучи после семимесячной осады полностью уничтожили близрасположенный крупный город Отрар вместе со всем его населением.

В XIV веке по приказу Тимура на месте разрушавшегося здания было возведено новое сооружение. Но и оно не дошло до наших дней.

Первая известная перестройка мавзолея относится к XIV—XV векам. От этой постройки сохранились резные деревянные колонны айвана.

В XVIII веке на месте древнего мазара, разрушенного землетрясением, было построено двухкупольное сооружение с айваном, опирающимся на две резные деревянные колонны.

Здание XVIII века разрушилось и в 1909 году было отстроено заново, о чём гласит надпись на одном из картушей фриза.

В 1971 году из-за высокого уровня грунтовых вод, приведших её к аварийному состоянию, мечеть была снесена и отстроена заново[1] на средства местного населения[4].

Современный мавзолей

Мавзолей Арыстан баба на памятной почтовой марке, посвящённой 1500-летию Туркестана

Мавзолей представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть и является местом паломничества мусульман.

В настоящее время над могилой Арыстан-Баба стоит мавзолей площадью 35?12 м, сложен из жжённого кирпича на алебастровом растворе в лицевой кладке стен. Протяжённый главный фасад фланкирован двумя минаретами и украшен фигурной кирпичной кладкой. Сохранившееся здание строилось в первое десятилетие XX века, оно является многокамерным комплексом поперечно-осевой композиции. Сооружение состоит из двух частей — двухкамерной усыпальницы (гурханы) и поминальной мечети, объединенных большим сводчатым коридором. Гурханаперекрыта двумя одинаковыми высокими сфероконическими куполами. В первом её помещении установлено огромное надгробие Арыстан-Баба, во втором — помещены надгробия его учеников и последователей Хермет-Азыра, Карга-Баба, Лашын-Баба[5]. Различные элементы сооружения поэтапно пристраивались к первоначальным помещениям, впоследствии гурхана и поминальная мечеть были объединены общей фронтальной стеной главного фасада с глубоким портальным помещением в центре, перекрытым стрельчатым сводом.

Портал отмечается как наиболее выразительный элемент архитектуры мавзолея, примечательно, что он не похож на типичный для Средней Азии пештак с арочной нишей в прямоугольном обрамлении, а выполнен в новой для этих мест архитектурной форме на основе декоративных элементов, заимствованных из европейского и русского зодчества XIX века[6].

Легенды Арыстан-Баба

Придорожная надпись в Сайраме (на узбекском) «Здесь на этом ханском мосту Арыстан-Баб передал святому тюркского народа Хазрет Султану аманат пророка хурму»

    Как говорится в легенде, по распоряжению Тамерлана над могилой Ходжа Ахмеда Ясави началось строительство мечети (1338—1405). Все попытки возвести стены терпели неудачу, сильная буря сносила их, по другой версии появление зелёного быка который все разрушал. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-Баба, а затем над могилой Ходжи Ахмеда Ясави. Что Тимур и сделал. Поэтому паломники первым посещают мавзолей учителя Арыстан-Баба, а потом мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави[7][1].
    Предания называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Именно ему Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником (Сахаба) пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-Баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму». Согласно народным преданиям и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан-Баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Ясави и действительно передал ему косточку хурмы[5].
Читайте также:
Погода в Анапе в апреле 2021 температура воды и воздуха. Отзывы, фото

Как добраться из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско

Расстояние от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско — 614 км на машине или автобусе, 550 км — по прямой на самолете.

Время в пути зависит от выбранного транспорта: прямой перелет — 1 час 15 минут, с пересадкой — от 2 часов 40 минут; на поезде — около 10 часов; на автобусе — 7–12 часов; на машине — 6–7 часов.

Поезд Лос-Анджелес — Сан-Франциско

Железнодорожный маршрут обеспечивается поездом «Берег звездного сияния» (Coast Starlight) американской железнодорожной компании «Амтрак» (Amtrak). Отправление из Лос-Анджелеса — с вокзала Union Station. Ж/д сеть разделена на шесть зон, стоимость билетов различается для каждой зоны.

Билеты лучше бронировать заблаговременно, так как в последний момент останутся только самые дорогие. Цены на билеты сильно зависят от уровня комфорта, времени отправления (днем или ночью) и продолжительности поездки (в среднем 10–11 часов).

Цена билета на поезд Лос-Анджелес — Сан-Франциско — от 54 долларов (эконом-класс). Расписание поездов от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско смотрите на официальном сайте.

Обратите внимание: поезда Coast Starlight прибывают в Окленд (около 16 км от берега Сан-Франциско), далее нужно добираться на пароме на поездах BART (также их нередко называют «метро»). Время в пути на этом участке — около 30 минут.

Автобус Лос-Анджелес — Сан-Франциско

Предпочитающим поездку на автобусе логичнее выбрать одну из крупный автобусных сетей. Например, Greyhound. Билеты на автобус из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско стоят от 45 долларов при ранней покупке и от 55 долларов на ближайший день, их можно приобрести на сайте компании, по телефону или в Greyhound терминале, который находится он на Union Station в центре Лос-Анджелеса.

Помимо Greyhound существуют и другие автобусные операторы: Hoang Exp, USAsia.

Рейсов автобусов из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско в течение дня несколько, время в пути составляет от 7 часов, и такой способ передвижения считается удобнее поездов.

Сравнить цены на подходящие рейсы нескольких автобусных компаний можно на сайте gotobus.com.

Самолет из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско

Отправиться в Сан-Франциско вам предстоит из международного аэропорта Лос-Анджелеса либо из аэропорта Лонг Бич. Прибытие — в расположенный в 21 км от города аэропорт Сан-Франциско.

Авиабилеты Лос-Анджелес — Сан-Франциско

Прямые рейсы до Сан-Франциско выполняются авиакомпаниями American Airlines, Delta Air Lines и другими. Вылеты осуществляются довольно часто.

Минимальное время в пути — 1 час 15 минут. Ориентировочная цена авиабилета — от 80 долларов в одну сторону, от 165 — туда и обратно.

Как добраться из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско на машине

Путешествие на машине даст вам абсолютную свободу в выборе маршрута. Трасса Калифорнии № 1 (State Route 1) и трасса по США № 101 (US Route 101) являются прибрежными дорогами, они дают отличную возможность посмотреть окружающие красоты за счет дополнительной длины дорог из-за изгибов и поворотов. Не стоит двигаться по скоростной трассе № 5 (Interstate 5), так как она не очень живописна и будет сложна из-за интенсивности движения.

Описание маршрута Лос-Анджелес — Сан-Франциско

Длина маршрута между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско: 614км

Приблизительное время в пути: 5ч 44м показать описание маршрута

Аренда авто в Лос-Анджелесе

Для поездок по США туристам из других стран не обойтись без сервисов аренды автомобилей. Найти машину напрокат по выборке от нескольких компаний можно с помощью агрегатора Rentalcars:

Поиск автомобиля в прокат

  • Поиск по 900 прокатным компаниям по всему миру
  • 60 000 пунктов выдачи
  • Простая отмена или изменение вашего бронирования

Поиск попутчиков

Если оформить аренду авто по какой-либо причине не представляется возможным, всегда есть шанс найти попутчика за сравнительно небольшое вознаграждение. Сервис для поиска водителей — Blablacar.ru:

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Египет до сих пор закрыт? Летим в 2021 через Белоруссию!.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: