Форты Кронштадта: «Шанец», «Тотлебен» и другие

Форты Кронштадта — самый полный обзор всех фортов в 2021

Ф орты Кронштадта — это морские крепости, расположенные рядом с Санкт-Петербургом, в водах Балтийского моря, близ острова Котлин. Величественные сооружения несколько столетий хранят неприступность и не подпускают врага своим грозным видом.

Краткое описание

Форты были возведены для обороны. Эта функция давно утратила актуальность и сейчас крепости используют как исторические памятники. Они относятся к ценностям РФ и включены в перечень памятников ЮНЕСКО.

Строительство фортов началось в 1704 году, под руководством Петра Первого. Он разработал проект укреплений Кронштадта — систему фортов, расположенных с юга, запада и севера острова.

Большая часть фортов построена на морских островах, которые создали люди. Несколько сооружений расположено на берегу Финского залива. Комплекс Кронштадтских крепостей постепенно разоружили и забросили. Они продолжают разрушаться от воздействия человека и времени.

Как строили форты Кронштадта

Чтобы окунуться в другую эпоху и почувствовать мощь крепостей, нужно посетить их с экскурсией. Турфира «Кронштадские Истории» — организует как автобусные экскурсии в Кронштадт из Петербурга, так и индивидуальные и групповые прогулки по фортам Кронштадта на катере и теплоходе. Подробнее на сайте: kronstory.com

Всего было построено 19 крепостей, на сегодняшний день их осталось 17. Это единый оборонительный комплекс, который на протяжении двух веков защищал Санкт-Петербург от вторжений врагов.

Форты строили в разное время, поэтому внешне они отличаются. По местоположению различают 3 группы сооружений:

  • северные;
  • островные;
  • южные.

Первая группа создана для защиты Санкт-Петербурга с северной стороны залива. Раньше на этом участке было мелководье. Экскурсии в эту часть комплекса не проводятся, но самостоятельно можно добраться до них на общественном транспорте или автомобиле.

Южную часть строили основательно, поскольку это место было наиболее опасно из-за глубоководности. Здесь и был возведен первый форт Кроншлот в 1704 году.

Для посещения крепости открыли недавно, поскольку многие из них использовали как объекты военного назначения. Также вызывало затруднения добраться до комплекса, ведь сделать это можно было только по воде.

Кроншлот

Является первым из южных фортов, возведен в 1704 году. Памятник истории и архитектуры построен с целью защиты узкого пролива, по которому могли пройти вражеские корабли. В то время шведы активно атаковали Санкт-Петербург, но прорваться через оборону Кроншлота им не удалось.

Попасть на территорию крепости сейчас нельзя, поскольку она до сих пор является режимным объектом. Но можно осмотреть его с моря, если заказать экскурсию по Кронштадту.

Шанец

Форт находится в полуразрушенном состоянии. Его можно посетить и осмотреть. Рядом проходит дорога, которая ведет к Финскому заливу и пляжу.

Сооружение расположено на западе острова и относится к государственному заказнику «Западный Котлин». Во время Северной войны там же возводилось укрепление, а позже его дополнили долговременными батареями.

Сейчас на севере форта расположен штаб связи, другая часть запущена. Но любители приключений с интересом посещают его. Особенно их привлекает возможность добраться до крепости пешком.

Рядом с Шанецем протянулась песчаная отмель. Несмотря на холод Финского залива, в этом месте купаются в жаркие дни. Летом вода достаточно нагревается и туристы могут окунуться в море.

Форт Петра

Возведен в 1721 году, а стал функционировать с целью защиты через 3 года. В 1870 к крепости пристроили мост, дамбу и пристань.

Сооружение подверглось наводнению в 1824 году, что отразилось на его перекрытиях. После ремонта там оборудовали лабораторию по борьбе с чумой.

Форт Петра охраняется государством, но закрыт для посетителей. Он постепенно разрушается.

Форт Константин

Основан в 19 веке, в 1808 году, но открыт только в 1834. Это одно из самых крупных сооружений Кронштадта. Целью строительства было укрепление обороны при подготовке к войне с Англией. Война так и не состоялась, но крепость построили быстро. Первоначально она была деревянной, позже реконструирована в каменную.

В Великую отечественную войну форт использовали для обороны Ораниенбаума. Через 20 лет его разорили, а в 80-е годы создали там автобазу. В начале третьего тысячелетия на территории крепости организовывали фестиваль «Fortdance».

В настоящее время Константин является туристической базой, в которой открыт каток и яхт-клуб. Можно также прогуляться по помещениям с экскурсией.

Чумный — Александр 1

Строительство форта началось в 1836 году, открытие состоялось в 1845. Он полностью оправдывает представления людей о крепостях, как о таинственных и мистических сооружениях. Когда устарели орудия для обороны, используемые на базе форта, он перестал действовать как объект военного назначения.

Крепость стала секретной лабораторией для работ с возбудителем чумы. Она идеально подходила для этого, поскольку располагалась вдали от берега. Учёные проводили опыты со смертельно опасным веществом, пытаясь разработать вакцину.

Туристы, посещавшие это место, утверждают, что находили в подземельях пробирки с каким-то веществом и что там погибли люди. Это не доказано, но в одиночку не стоит пытаться исследовать подземные маршруты.

В конце прошлого столетия крепость использовали для проведения дискотек. Также интересно, что на территории этого форта снимали сериалы «Фаворский» и «Морские дьяволы». Позднее был разработан проект реставрации крепости для создания развлекательного комплекса, но он оказался слишком затратным для воплощения в жизнь. В 2011 году постройка стала доступна для посещения с экскурсией. К сожалению, на момент лета 2021 года форт закрыт для экскурсий, но увидеть его возможно на водной экскурсии по Фортам Кронштадта. Заказать ее можно на сайте турфирмы «Кронштадские Истории» https://kronstory.com/jekskursii-po-fortam-kronshtadta/

Тотлебен

Это крупное оборонительное сооружение, возведенное в Финском заливе, дальше, чем остальные от острова. Оно не пригодилось в Первую мировую и Гражданскую войну, зато участвовало в ВОВ, защищая Сестрорецк.

В послевоенные годы форт эксплуатировался как военная база. Затем был заброшен и сейчас находится в полуразрушенном состоянии. Посетить его сложно, только если разрешит МЧС. Самостоятельно подплывать к крепости опасно, поскольку она окружена мелью с острыми камнями и металлическим мусором.

Обручев

Это последняя постройка из фортов Кронштадта. Расположена рядом с Тотлебеном, многократно подвергалась модернизации до середины прошлого века. Использовалась для обороны во время финской и Великой Отечественной войны.

Читайте также:
Страховка в Непал: стоимость и заказ онлайн полиса медицинского страхования

После этого крепость забросили, она начала разрушаться. Вандалы разобрали металлические конструкции и обшивку казематов. От форта остались руины, окружающая местность заросла густой растительностью. Попасть на него нельзя, туристических маршрутов нет, поскольку форт расположен в отдаленной и опасной местности.

Милютин

Крепость спроектирована известным инженером Тотлебеном во второй половине 19 века. Она быстро заняла позицию самого значимого сооружения Кронштадта.

Форт назван в честь политика Дмитрия Милютина. Также примечательно, что здесь впервые установили пушки в специальные башни.

Эту крепость можно посетить с туристической экскурсией. Можно осмотреть пушки в стенах, фасад, казематы и подземные переходы. Интересно понаблюдать со специальной крыши за Большим Кронштадтским рейдом. Это мероприятие подходит для развлечения взрослых и детей.

Первый Северный Форт

Форт основан в 1866 году. Расположен на севере от Котлина, добраться до него удобнее, чем до остальных. На его месте сначала располагались оборонительные деревянные постройки. Внешне он схож с остальными крепостями Кронштадта — со множеством резных элементов на фасаде для украшения, как дворец.

Сооружение эксплуатировалось как оборонительное до конца Отечественной войны. Затем там оборудовали военные склады. Когда необходимости в них не стало, крепость забросили.

Экскурсии на Первый не проводятся, посетить его можно только самостоятельно. Но сейчас это место выглядит непривлекательно — отсутствуют двери и металлические элементы, повсюду мусор, исчерченные стены.

Второе название форта — «Александровская батарея». Расположен на западе Кронштадта. В военных действиях участия никогда не принимал.

Закладка крепости произошла в 19 веке. Но ее разобрали, чтобы построить новые укрепления, по общей технологии конструкции, принятой в стране. Строительство завершилось в начале 20 века. После ВОВ на территории форта было хранилище боеприпасов. Позже Риф разворовали и вынесли все металлические элементы.

С 2014 по 2017 годы Риф был открыт для свободного посещения. Сейчас его можно осмотреть с экскурсией, по предварительной записи. Самостоятельно увидеть форт можно только с моря. Крепость привлекает туристов таинственным подземельем, камерами утилизации боеприпасов.

Риф находится в 2.5 км от Шанца, но дороги для автомобилей там нет. Пройти это расстояние можно пешком за полчаса.

Павел 1

По размерам превосходит любые другие форты Кронштадта, построен в 1801 году. Подвергался наводнению в 1824 году, после чего к нему пристроили второй этаж. К середине 19 века Павел 1 перестроили из камня.

В 1923 году форт практически полностью уничтожили, сохранившийся блок использовали для укрытия в период ВОВ. На сегодня уцелела лишь 1 башня, которую можно осмотреть с экскурсией. В теплый период года до форта добираются по воде.

Зверев

К северному форту удобнее всего добраться на автомобиле — есть хорошая дорога и удобная парковка. К нему ходит и общественный транспорт.

Зимой можно дойти до крепости на лыжах.

Зверев — красивейший форт Кронштадта, хотя и был построен для военных целей. Его назначением было не допускать врага по Северному фарватеру. Оснащение вооружением позволяло отражать натиск с центральной части и с фланков.

Боевое предназначение сохранилось и по окончании ВОВ. На его территории проводили учебные стрельбы.

Красная горка

Это оборонительное сооружение было создано в 1909 году, участвовало в войнах. После 1960 года утратило первоначальные функции и стало мемориальным комплексом. Чтобы его не разграбили, военные историки организовали охрану.

В начале 21 века муниципальные власти возродили и открыли Красную горку для посетителей. Заработал музей с экспозициями из подземелья морской крепости. Посетить его можно самостоятельно или с экскурсией.

Программа реставрации

Совет по сохранению культурного наследия одобрил реставрацию фортов Александр 1, Кроншлот, Петр 1. Планируется подготовить и воплотить проект к 2024 году. Крепости входят в список ЮНЕСКО. Идея реставрации включена в госпрограмму Министерства культуры.

Средства уже найдены на 80%, чтобы восстановить форты как памятники архитектуры. Это будет единый комплекс «Остров фортов», который займет десятки гектаров.

Самостоятельное ознакомление с фортами — дело опасное и бесполезное. Многие находятся в разрушенном состоянии. Но, если заказать экскурсию, прогулка станет настоящим приключением. Опытный гид расскажет подробности истории, военные заслуги, раскроет тайны величественных построек.

Три форта Кронштадта (1-ый, Шанц и Риф)

В мае погода была тёплой и сухой. Ребята хотели на шашлык, но не как обычно, а после прогулки. Чтобы съедено было всё и быстро.
Так мы отправились в форты. После запланировали визит на сёрфстанцию, но кое-что пошло нет так.

В самом Кронштадте мы были не раз. А вот в окружающих его бастионах — ни разу.

Первым делом (абсолютно не по плану) я заехал в Первый форт (1N). Их на самом деле два. Северный и южный. Дорога с острова Котлин ведёт на северный.

Северный форт 1 (Северная батарея 1)
Построен в 1855—1856 годах (Э. И. Тотлебен), перестроен в 1861—1869 годах (К. Я. Зверев). Тогда остров, на котором находился форт, был соединён с островом Котлин дамбой.
Этот форт подвергся наиболее заметной перестройке в 1899 году.
Здесь к 1901 году построили батарею для 12 9-дюймовых мортир, дальномерный павильон и прожекторную станцию с автономным дизель-электрическим генератором.
До 2002 года форт использовался как склад патронов, а затем брошен.

Подъехали по дороге, “мощеной” булыжниками и гравием. Слева от дороги тянется нарезанная клочками под “огород” земля. Покрытие так себе, трясёт. При неосторожном вождении можно царапнуть бампер или днище. Судя по отсутствию запчастей на пути, здесь ездят внимательные водители. Поэтому дорога вполне проходима. Проехал пустую сторожевую будку с поднятым шлагбаумом. Охраны или военных не видно.
Авто оставил на площадке при въезде. Позади авто — битое стекло щедрой россыпью. Но вокруг куча нормальных мест, для тех, кто приедет позже. Мне попался ненормальный. Забегая вперёд, выложу этого товарища. На авто ни сигнализации с ОС, ни номера телефона.

Убрав опасные осколки и немножко поёрзав туда-сюда, выбрался из плена. Вредить машине не стал, пусть карма шандарахнет или бумеранг.

Форт выглядит как обычная заброшка. Воображение поражают лишь масштабы и то, как быстро природа отвоёвывает пространство. А люди… Всё, что можно было, украли. После мародёров пришли вандалы. А ведь такой объект пропадает! Непонятно, почему армия его забросила. Силами стройбата очистили бы, восстановили и сделали интерактивный парк развлечений.

Читайте также:
Музей истории искусств, Вена, Австрия: основные экспозиции

Под ногами мусор, внутри темно, тоскливо. Плесень доедает кирпич. Редкие граффити разбавляют серую муть стен.

Периодически попадается ржавая колючая проволока на столбах

На крышу бастиона можно попасть по крутым тропинкам.

Немножко поснимал авто на тропинке. Вышло так себе, потому что пассажиры хотели ехать дальше. Два снимка “от пуза” как в вестерне:

Форт «Шанц»
Построен в 1700-х годах, 1788 — реконструкция, перестроен в 1855—1856, 1863, 1898—1913.
Отбитая батареей полковника Ф. С. Толбухина попытка шведов высадить десант на Котлинской косе острова привела Крюйса к мысли о необходимости построить на месте Толбухинской батареи крепость, в чём ему удалось убедить Петра. В результате возникла крепость “Св.Александр” (впоследствии «Александр-шанец»), работы по созданию которой были закончены летом 1706 года. Длительное время эта крепость была основным укреплением на острове.

Затем некоторое время укрепления были заброшены.

9 декабря 1807 оборона берегов и границ Российской империи на Балтийском, Белом и Чёрном морях возлагалась на Морского министра Чичагова П. В. Работы по укреплению обороны велись тогда, главным образом на суше. Был восстановлен Александр-шанец, а на судоходных глубинах к северу от острова затопили 25 устаревших кораблей, гружёных камнем. Пока они не были разрушены волнением и подвижками льда, это было весьма серьёзное препятствие прорыву даже вражеских галер. Восстановленное укрепление, находящееся на расстоянии 6 км от городских стен было после падения Севастополя дополнено ещё одной линией защиты на расстоянии 3 км. Некоторые укрепления получили имена строителей: редут генерала Дена, люнеты генералов Политковского и Швебса, батареи адмирала Литке и генерала Граббе. Все они были оборудованы тяжёлой артиллерией.
Летом 2014 г. на форте «Шанц» и близлежащем пляже проходили съёмки фильма «Батальонъ»

Место у людей очень популярное, парковку искал минут пятнадцать. Наконец нашел маленькое место как раз для гетца. Заехал в тень и, паркуясь, удивился мягкой педали тормоза.

Скажу честно, сам Шанц не был нашей целью, он просто был на пути.
Кстати, не первый раз вижу занимательные плакаты, рассказывающие про флору и фауну места.

За шлагбаумами обнаружилась старенькая асфальтированная дорога.

Идти по ней удобно. Но останавливаться категорически не рекомендую — комары только этого и ждут! Были б они городские, кусали бы в полёте. А эти, деревенские, ленивы.

Примерно на трети пути обнаружился биотуалет около волейбольной площадки. Но, судя по специфическим бумажкам вокруг, народ чихать хотел на цивилизацию.

Пройдя всего 1,47 км, мы упёрлись в границы форта “Риф”

Форт «Риф» (бывшая Александровская батарея)
Построен в 1898—1912 годах (В. П. Лебедев).
Находится на западной оконечности косы острова Котлин. Здесь в 1704 году высадился шведский десант, отбитый солдатами под начальством полковника Федота Толбухина в июне — июле 1705 года во время Северной войны. Затем здесь была расположена временная дерево-земляная батарея 11″ орудий, которая была ликвидирована в 1890 году. На месте батареи был организован полигон для испытания стойкости фортификационных сооружений на основе нового для того времени материала — портландцемента. Испытания велись в течение шести лет и их результаты были учтены при дальнейшем строительстве оборонительных сооружений по всей территории России. В частности, было установлено, что слишком толстая грунтовая подушка на заглубленном бетонном сооружении не увеличивает его стойкости против действия снарядов, а ухудшает её, поскольку возникающий при этом камуфлет не даёт возможности разгрузить давление газов в образовавшейся газовой каверне путём выброса грунта и образования воронки.

Здесь же был построен экспериментальная башнеобразный каземат для 57-мм крепостного орудия, которое поднималась и опускалось посредством системы рычагов под действием сил отката при выстреле.

Затем с использованием сохранившихся бетонных сооружений в 1909—1915 годах здесь была построена батарея под стандартную для того времени комбинацию из четырёх 10″ орудий Бринка и восьми 6″ пушек Канэ.

Гарнизон форта принимал активное участие в революционной смуте. В 1919 году он подвергся обстрелу с форта «Красная Горка», а при подавлении Кронштадтского восстания в ночь на 18 марта 1921 года отсюда уходили по льду от расправы в Финляндию оставшиеся защитники крепости.

В 1953 году здесь была проведена капитальная перестройка и на месте 10″ орудий были установлены 130 мм орудия Б-13-3С.

В конце 90-х годов XX века большая часть металлических конструкций была сдана в металлолом.

В начале зимы 2014 года охрана с форта снята. Находится в свободном доступе.
По состоянию середины 2017 года форт снова охраняется, свободный доступ закрыт.

Итак, границы.
Дорожка уперлась в забор с воротами. Семейная пара, вышедшая откуда-то справа, подсказала, что по берегу можно пройти.
Замечательно! На берегу и впрямь обнаружился поваленный морской стихией небольшой участок забора из арматуры, непонятных цистерн и колючей проволоки.

Как только мы перебрались, из кустов нас окликнул сердитый дядечка. И пояснил, что зона закрытая и мы должны её покинуть тем же путём, каким пришли. Пришлось подчиниться.
Когда мы подходили к воротам, за которыми стояла будка охранника, то заметили парня и девушку по ту сторону ворот. Их мы видели раньше, по дороге к форту! Также углядели денежку, перешедшую от парня в руку охранника. Мы не успели подойти, пока все трое были близко.

Мы тщетно призывали охранника подойти и объяснить, почему это по закрытой зоне гуляют посторонние. Он спрятался обратно в кусты. Коллегиально мы решили, что если коррупция тут цветёт, то нам можно и забесплатно. Вернулись на берег, перелезли через дыру в заграждении и пошли по сыпучему песку в сторону форта.

Идти эти 500 метров было неудобно, песок засасывал ступни. Хорошо, что комаров не было.

Добравшись до места, встретили еще людей, проникших через пробоину. Никто из них не был вандалом.
Впрочем, всё, что можно было сломать (и украсть), сломали до нас.

Сейчас здесь царство чаек, травяные ковры укрывают стёсанные временем и вандалами части укреплений. Местами виднеются остовы поворотных башен и иных сооружений. Почти всё, что можно было открутить и продать на металлолом — вынесено. Но масштабы сооружений и их продуманность завораживают. Надеюсь, что цель реконструкции не распил денег, а ремонт и приведение в порядок зданий.
И через несколько лет всё будет иначе.

Читайте также:
На чем удобнее всего добираться из Шанхая в Гуанчжоу и обратно?

Обратно идём той же дорогой. Навстречу нам идет полуголый немного обгоревший мужик. Удивлённо на нас косится. И перекладывает типичного вида штаны на другое плечо. Мы догадываемся, что это напарник взяточника. Проходит немного времени и мимо нас, в направлении КПП проносится на жигулёнке наполовину одетый в униформу охранник.

Мы еще помним про вход воспрещен! Поэтому заготавливаем легенду про отданные за проход 5 тысяч рублей. Небольшая такая ложь, основанная на реальных событиях ;)

Но никакой стрельбы в воздух и спецназа не наблюдается. Спокойно проходим сквозь прорыв. Тишина. У КПП по ту сторону забора стоит жигуль. Ни водителя, ни любителя халявных денег нет. Ну и ладно.

Опять дорога по комариным угодьям. Комаров можно даже не бить. Достаточно просто не стоять, а ходить кругами. Такое себе развлечение для взрослого человека, зато не кусают!

Наконец у машины. За время нашего отсутствия тень только выросла. И хорошо. Мясо, уложенное в сумку-холодильник и обложенное аккумуляторами холода и на жаре бы не испортилось, но так психологически комфортнее.

Сажусь, пристёгиваюсь и жду пока пассажиры устроятся поудобнее и пристегнутся. Завожу, снимаю с ручника, переключаю передачу и понимаю, что педаль тормоза какая-то не такая [продолжение следует].

Про форты, до которых надо добираться по воде, хорошо написано и отснято у известного промышленного туриста по имени Golovach в заметке Форты Кронштадта.

Как всегда, оставляю ссылки на ресурсы:
Википедия

Как добраться до самых интересных Фортов Кронштадта

Несколько лет назад правительство Санкт-Петербурга сказало, что на реставрацию фортов нет денег, и любой желающий может взять форт в аренду за 1 рубль, отреставрировать его и использовать как хочет. Форт Константин — это первая такая попытка и самый знаменитый сегодня форт Кронштадта, самый знаменитый только потому, что находится на КАД и к нему проще всего добраться.

Я сделал жене и ребенку сюрприз и мы летали над фортами на самолете, вы Прочитать мой отзыв о полете над фортами Кронштадта , там я описал сколько это стоит и как организовать самостоятельно.

Форт Константин — единственный официально открытый и убранный

Самый популярный форт, потому что в свое время его в аренду взяла частная фирма и превратила в музей. Точнее как превратила — заколотила все опасные входы, убрала колючую проволоку и начала брать плату за вход.

Я там откровенно скучал, хотя с экскурсоводом возможно будет интересно.

Александр I Чумной (можно зимой по льду)

Самый впечатляющий форт в бухте. Во время его строительства было применено несколько интересных технических решений, а также с ним связано большое количество легенд.

Фото Андрея Василискова

Форты, куда приятно съездить на пикник

Это то, о чем даже мало местных знает, потому что все сворачивают с кольцевой в сторону Кронштадта, и никто не знает — что же за небольшой поворот в другую сторону.

На самом деле там расположены одни из лучших пляжей в округе с оборудованными площадками для пикников, а также проложенными по лесу деревянными дорожками.

Также там расположены 3 форта с оборудованной парковкой и поддерживаемые в хорошем состоянии.

Форт Шанец — можно на машине

До форта Шанец легко можно доехать и на машине и на автобусе, потому что это последняя остановка перед заказником “Западный Котлин” и началом пляжей. Фактически парковка сделана во внутреннем дворе форта.

Насколько знаю, Шанец служил испытательным фортом. Нужно было выяснить — какие укрепления самые прочные.

Инженеры строили их сначала из камней, выводили эскадру в море и расстреливали то, что построили. Оказалось, что большие камни обстрелом вырывает целиком, а самые прочные — это смесь бетона и мелких камешков. На форте вы сможете увидеть, что он очень многослойный и сделан из разных комбинаций бетона и камня.

Права видно парковку у форта Много поясняющих надписей, про виды бастионов.

Форт Риф — закрыт на реставрацию

В 2019 году закрыт на реконструкцию, вся территория обнесена забором и стоят собачьи будки, поэтому мы идти не рискнули.

До недавнего времени он являлся закрытым военным объектом, что позволило ему хорошо сохраниться. Это один из фортов, который реально участвовал в боевых действиях. Ведь некоторые из фортов так и стояли, не сделав ни одного выстрела.

Какое-то время спустя форт служил как склад для военного хлама. Но уже к нашим временам там ничего не осталось – весь металл растаскан, военных нет. Всё, что там есть сейчас – традиционный для таких мест беспорядок.

Пройти можно, но везде много плакатов, поэтому мы не рискнули

Батарея «Демидов» — можно на машине

Можно добраться на машине. Скажу честно — я о ней узнал, только готовя эту статью, потому что это совершенно неприметный поворот куда-то в грязь. Но, если верить местным экскурсионным сайтам — ее отреставрировали в 2017, поставили пушки, зенитные установки и вообще сделали много всего интересного.

Повторюсь — я сам там не был, поэтому все фото из интернета.

Фото Олега Зырянова

Северный форты

С севера находится 7 фортов, до двух из них можно доехать на машине, поэтому на них остановлюсь чуть подробнее, еще на некоторые летом возят индивидуальные экскурсии, а зимой можно дойти пешком.

Северный форт № 1 — можно на машине

После того как военные ушли, форт стал туристической помойкой, коей сейчас и остается. Выломаны двери, вывезен металл, на стенках ужасные граффити и везде мусор. Кажется, изменений не ожидается. Можно добраться на машине, но лучше выбирайте другие форты. Главное – соблюдать все меры безопасности, решив посетить это старинное место.

Северный форт № 2

Достаточно хорошо сохранился до наших времен. По краям острова располагались пулеметы, а сверху артиллерийская батарея. Оттуда было отлично видно весь Кронштадт! Сейчас же всё там находится в запустении. Можно доехать на машине, но советую остановить свой выбор на другом форте.

Читайте также:
Автостанция Сибирский, Алтайский край. Расписание автобусов Маршрут проложить

Северный форт № 4 “Зверев”

Тут есть ощущение, что столкнулись сразу несколько эпох. Летом форт очень зарастает, из-за чего напоминает какой-то необитаемый остров. При заходе на катере, здесь сразу видно перекошенный пулеметный дот. Пристани у форта нет, а рядом затоплено несколько кораблей.

Сюда можно поехать на индивидуальную экскурсию. Летом это позволит увидеть не только этот форт, но и многие другие морские достопримечательности.

Каземат с расплавленными кирпичными стенами. Здесь сжигали ГСМ Фото Олега Зырянова

Южные форты

Проезжая по Дамбе со стороны Петергофа можно видеть Южные форты. Добраться до них самостоятельно не получится, да и смотреть там нечего — скорей это только для любителей сталкера.

Южный форт №3 («Граф Милютин», «Башенная»)

Сюда возят экскурсии. Главным достоинством форта считались бронированные башни, рассчитанные на прямое попадание главного калибра английского броненосца, в то время они считались самыми мощными в мире.

Второй гордостью форта был поворотный механизм башен — они вращалась с помощью паровых машин. Всего машин было 6 и они располагались в казематах под батареей, а пар подавался из двух котельных по краям. Такая система поворачивала башню на 360 градусов всего за 1 минуту, в то время обычные пушки поворачивались за 3.

Южный форт 2 “Дзичканец”

Форт защищается каменными молами, а на берегу, почти утонувшая в песке, виднеется старая пушка с разорванным стволом. Во времена Великой Отечественной тут проводилась противовоздушная оборона.

Южный форт 1

Как и предыдущий форт, был построен с целью обезопасить территорию от наступления англо-французских судов. Вплоть до Великой Отечественной солдаты несли тут службу.

Форт защищал Малую дорогу жизни – ту самую единственную ниточку, которая соединяла Ленинград и Большую землю. Сейчас он закрыт для посещения.

Самые современные форты Кронштадта

Это форты “последней волны”, когда уже появились нарезные стволы, что сильно увеличило дальность стрельбы.

Так все северные форты находятся на расстоянии примерно километра от берега, а орудия с нарезными стволами могли стрелять на 15-20 км. Поэтому в начале XX построили 2 форта, которые бы держали противника на расстоянии с севера.

Сегодня на каждый из них возят индивидуальные экскурсии.

Форт Граф Тотлебен (быв. Первомайский)

Этот форт был одним из самых больших и служил обороной во время англо-французского наступления. Во время Великой Отечественной на серых бетонных стенах бойцы рисовали звезды, соответствующие количеству сбитых самолетов. До настоящего времени эти рисунки не дожили.

Когда-то здесь был и музей, и летний лагерь. А сейчас царит запустение. Рушится бетон, стираются все материальные подвиги нашей страны.

Подплыть к нему самостоятельно вряд ли получится – вокруг большое количество острых камней и металлолома. Посетить Тотлебен без предупреждения МЧС нельзя, это опасно для жизни.

Форт Обручев (быв. Красноармейский)

Территория этого форта использовалась для обстрела участников мятежа. В годы войны он принимал активное участие против немцев и финнов. После этого был брошен военными на произвол судьбы. Сейчас он активно приходит в негодность из-за туристов, которые явно не стремятся уберечь память о прошлом.

Обручев и Тотлебен – так называемые «близнецы». Наиболее поздние оборонительные постройки. Дальность стрельбы с Обручева с помощью десятидюймовых орудий составляла 18 км! Это особенно было важно во времена Великой Отечественной. Очень жаль, что сейчас этот форт представляет собой одну большую помойку… Все металлические конструкции были разобраны любителями легкой наживы.

Экскурсии сюда не проводятся, т.к. остров густо зарос травой и мхом, а его месторасположение опасно и слишком удалено от цивилизационных мест.

17 фортов располагалось на островах, созданных руками человека, а 3 – на берегу Финского залива. Все эти творения появились благодаря Петру I, который мечтал превратить Россию в крупную морскую державу. Как жаль, что сейчас все эти старания разрушены вандалами и прежней величественности уже не увидеть. Теперь можно только увидеть старинные фото, где мощные постройки защищают нашу землю от наступления врагов…

Форты главного залива

Помимо описанных выше фортов Александр I и Константин в главном заливе можно увидеть 3 форта. Они все сейчас в полуразрушенном состоянии, да и фото их у меня только из интернета, поэтому отнес в самый конец статьи, чтобы вы знали что это

Форт Рисбанк

Это один из самых больших фортов. После того, как там случилось наводнение, остался один бастион. Потом его решили перестроить, но размеры уже стали другими. На месте одного Рисбанка могло поместиться два таких форта как Александр I.

Во дворе форта чего только не было – и колодец с артезианской водой, и печи, и жилые дома. Была даже баня, пекарня и прачечная. А затем форт стали использовать в учебных целях и в итоге, сейчас там почти ничего не осталось.

Кроншлодт

Самый первый форт, с которым связана интересная история: Петр I уже собирался строить Петербург, но на острове Колин (нынешний Кронштадт) еще оставался Шведский гарнизон. Петр собрал войска и неожиданно высадился на остров.

Форт Петр I (под охраной)

Немного таких фортов, к которым не подобраться. Этот – именно такой. Его территория отгорожена от посторонних колючей проволокой, а также на объекте несет службу часовой.

Еще недавно казематы форта были складом для минно-трального снаряжения. Даже сейчас можно увидеть электромагнитные тралы, похожие на небольшие подводные лодки.

К форту Пётр I от острова Котлин идет дамба. Это единственное место в Кронштадте, где еще имеется железнодорожное полотно.

Форум Винского

Поиск дешевых авиабилетов
Бронирование отелей, вилл, апартаментов
Аренда квартир, апартаментов, домов у собственников
Аренда автомобиля за границей и в России

Сравнение цен аренды авто у разных прокатчиков. Вы задаете параметры поиска – сайт находит вам автомобиль в заданном месте по самой низкой цене

Цены в рублях и оплата в рублях – для тех у кого только рублевый счет

Цены в Евро и оплата в Евро – для тех у кого счет в Евро и аренда в Европе

Читайте также:
Расстояние Екатеринбург - Ярославль. Маршрут проложить. Как доехать
Страхование для туристов
Сайт Винского
Реклама на форуме Винского
  • Список форумовЭкс-СССР форумРОССИЯ форумОтдых в выходные. Короткие путешествия по России отзывы
  • Изменить размер шрифта
  • Smartfeed
  • Блоги
  • Правила
  • Инструкции
  • FAQ
  • Галерея
  • Регистрация
  • Вход

Форты Кронштадта. Описание. Краткий путеводитель. – Обновляется.

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Форты Кронштадта. Описание. Краткий путеводитель. – Обновляется.

ishanin » 25 авг 2014, 11:31

Всем привет!
Моя работа тесно связана с Кронштадтом, Финским Заливом и окружающими его фортами. Знаю что это тема интересует многих, а толковых описаний мало. Внесу свою лепту и поделюсь чем могу.
Итак – здесь будет собирательный образ Фортификационных сооружений окружающих город Кронштадт. Все почёрпано из личного опыта, увиденного своими глазами. Плюс для интересности будут вставки из исторических справочников и книг.

Убедительная просьба если соберетесь воспользоваться данным путеводителем, относитесь бережно к этим уникальным памятник истории!

Еще одно предупреждение: Посещение данного района, данных мест связано с большой потенциальной опасностью. Чуть позже я перечислю отдельно все что вас там может поджидать. Будьте бдительны!

Краткий экскурс – Фо́рты Санкт-Петербу́рга — комплекс долговременных оборонительных сооружений, в разное время возведённых с целью защиты столицы государства от нападения со стороны моря. В годы своего существования они представляли собой памятник фортификационного искусства мирового значения. С точки зрения истории военного искусства и мировой истории в целом комплекс рассматриваемых оборонительных сооружений уникален тем, что здесь на всё ещё сохраняющихся объектах можно проследить ход всё ускоряющегося соревнования между средствами нападения с моря и защиты от него, между совершенствованием фортификации и прогрессом в создании артиллерийских систем как с целью обороны, так и её преодоления. Это соревнование длилось более двухсот лет, в течение которых оборона Петербурга ни разу не была прорвана. (честно скопировано с википедии).

Помимо уже упомянутых мною фортов Кронштадта существуют еще и форты с двух сторон Финского залива, но к ним мы вернемся отдельно.

Своим появление укреп.район обязан в первую очередь географическому положению. Остров Котлин (где располагается Кронштадт) находится в самом узком месте Финского Залива, в непосредственной близости от Санкт-Петербурга (около

20км), остров расположен практически посередине залива. Также в этом месте чрезвычайно малые глубины, и всего два фарватера. На следующий же год после основания Петербурга (в 1704 г.) Петр Первый основывает первый форт Кроншлот. Так начинается долгая и увлекательная история этих удивительных мест.

Перечислим все форты Кронштадтского района:
С Южной стороны:
– Форт 1(Южная Батарея 1)
– Форт 2 (Южная Батарея 2 – «Дзичканец»)
– Форт 3 («Граф Милютин», «Башенная»)

С Северной стороны:
– Форт 1 (Северная батарея 1)
– Форт 2 (Северная батарея 2)
– Форт 3 (Северная батарея 3)
– Форт 4 – “Зверев” (Северная батарея 4)
– Форт 5 (Северная батарея 5)
– Форт 6 (Северная батарея 6)
– Форт 7 (Северная батарея 7)
– Форт “Обручев” (Форт Красноармейский
– Форт “Тотлебен2 (Форт Первомайский)

Форты Острова Котлин:
– Форт “Шанец”
– Форт “Риф”
– Форт “Константин”
– Батараея “Князь Меньшиков”

Форты близ острова Котлин:
– Форт “Император Александр 1” (Чумной)
– Форт “Кроншлот”
– Форт “Император Петр 1″ (Цитадель”)
– Форт «Император Павел I» («Рисбанк»)
– Форт “Пороховой” (вспомогательное сооружение)
==========

    Начнем с самого первого.

Форт “Кроншлот” ( 59.979455, 29.747477 ) – Первый форт Кронштадта (основан 7 мая 1704). Построен по собственноручному макету Петра Первого. Многократно перестраивался, естественно что от первого сооружения уже не осталось и следа. Участвовал в сражениях, как и с о шведскими, так и с английскими эскадрами. Также на нем была построена первая в России морская астрономическая обсерватория. В во второй половине дватцатого века здесь разместили станцию по размагничиванию кораблей.

К проекту форта, также, приложил руку знаменитый архитектор Доменико Трезини. Во время катастрофичного наводнения 1824 года, форт сильно пострадал, был практически полностью разрушен, а в 1896 был выведен из состава оборонительных сооружений. Нынешний вид форт приобрел уже в 20 столетии, во время Первой Мировой Войны ему сделали кирпичную надстройку, которая и сохранилась до наших времен.


Вид с “Кроншлота” на Главный Южный фарватер и Купеческую гавань.

С форта открывается красивый вид на фарватер и проходящие мимо корабли. Также форт имеет хорошо защищеную бухту и относительно хорошо сохранился.
В данный момент форт охраняем сторожевыми собаками и людьми. Доступа на форт для экскурсий нету. Но в то же время часто используется, как место для корпоративных пьянок, разного уровня чиновников.
Также к “Кроншлоту” примыкают два маяка – Нижний и Верхний Николаевский.

Вид на форт “Кроншлот” с форта “Александр Первый”, внизу проходит фарватер.

Форты Кронштадта

Форты Кронштадта – система долговременных укреплений для защиты Санкт-Петербурга со стороны Балтийского моря. К ним относятся оборонительные сооружения на 17 насыпных островах в Финском заливе и 4 береговых форта на острове Котлин.

Эти памятники – наглядные пособия по истории развития морской артиллерии и способов защиты от нее. Старейшие из них планируется восстановить в Кронштадте в рамках проекта «Остров фортов». Посетить ряд фортов Кронштадта можно на водных и пешеходных экскурсиях.

История фортов Кронштадта

Для защиты устья Невы от шведов между островом Котлин и Южным фарватером в Финском заливе построили первый форт – «Кроншлот». Для его возведения с помощью дерева и грунта нарастили искусственный остров. Уже летом 1704 года благодаря огневой поддержке Кроншлота удалось остановить шведскую эскадру.

Со временем строится еще один форт – «Цитадель» («Петр I»), укрепляется западная часть острова Котлин. При жизни царя Петра заложена Кронштадтская крепость.

Развитие морской артиллерии требует модернизации фортов. На смену дерево-земляным сооружениям приходят гранитные стены и каменные казематы. К югу от Котлина вырастает мощный форт «Император Александр I», позднее названный «Чумным».

К концу XIX века первые форты Кронштадта выводят из строя из-за их устаревания. Другие укрепления в годы Великой Отечественной войны активно участвуют в противовоздушной обороне Кронштадта и Ленинграда.

Читайте также:
С 2021 года Украина начинает выдачу биометрических паспортов

В послевоенные годы форты разоружили и постепенно забросили. Некоторые из них сегодня восстановлены, другие еще ждут своего часа.

Островные форты Кронштадта

Старейший из фортов Кронштадта построен по проекту Доменико Трезини при участии Петра I. Чтобы создать искусственный остров, на дно Финского залива опускали «ряжи» – сосновые срубы, заполненные глиной, камнями и песком.

Изначально Кроншлот представлял восьмигранную деревянную башню в три яруса. Современный облик форт приобрел при императоре Николае I. Во второй половине XX века здесь разместили первую в СССР лабораторию по размагничиванию военных кораблей.

Посетить охраняемый форт можно только по предварительной договоренности в составе экскурсии.

Еще один современник Петра I носил гордое название «Цитадель», а позднее был переименован в честь царя.

В годы Крымской войны между фортами «Петр I» и «Кроншлот» по дну залива проложили первое в мире минное заграждение. План англо-французской эскадры пройти по фарватеру до Санкт-Петербурга был сорван.

В XIX веке здесь разместили минную лабораторию и соединили с Котлином железнодорожной дамбой. Как режимный объект, форт закрыт для посещения.

«Император Александр I» – единственный многоярусный форт среди кронштадтских укреплений. До конца XIX века «нес» военную службу, а затем был превращен в лабораторию для производства вакцины от чумы. Отсюда второе название форта – «Чумной».

Сегодня о непростой судьбе сооружения напоминают копченые стены, которые для дезинфекции здания поджигали при помощи горючего. Сохранились на территории форта изящные чугунные лестницы и лифт для перемещения подопытных животных.

Попасть сюда и прогуляться по таинственным казематам можно на водной экскурсии с высадкой на форт.

«Тотлебен» входит в группу северных фортов. Как и его «брат» – форт «Обручев» – был построен уже в начале XX века. На его долю выпала защита города Сестрорецка во время Великой Отечественной войны. На данный момент сооружение находится в руинах и открыто для осмотра только с разрешения МЧС.

Форт «Обручев» стал последним морским укреплением, построенным в ходе модернизации Кронштадтской крепости. Крупнейший островной форт Санкт-Петербурга составляет в длину почти километр. Активно участвовал в боях с финской и немецкой армией в 1930-е и 1940-е гг. В послевоенное время его разоружили и забросили.

Посетить «Обручев» и «Тотлебен» можно на отдельной экскурсии по северным фортам.

Островные форты Кронштадта

«Шанц» или «шанец» (от немецкого “schanze”) – отдельное земляное укрепление для защиты артиллерии. Подобное сооружение возвели в западной части острова Котлин еще в начале XVIII века.

С развитием морского вооружения «Шанц» неоднократно перестраивали и укрепляли. Бетонные и земляные сооружения, которые сохранились до наших дней, относятся к концу XIX столетия.

Северная часть форта занята военными и закрыта для посещения. Остальное можно увидеть самостоятельно или в составе экскурсии.

История самого западного форта на острове Котлин началась еще в 1704 году, когда русская армия разгромила здесь шведский десант.

Дерево-земляную батарею в конце XIX века сменил полигон для испытания фортификации. Чтобы установить новые орудия, в начале XX столетия здесь возвели бетонные казематы.

В 1921 году отсюда в Финляндию по льду залива бежали оставшиеся участники Кронштадтского мятежа. В Великую Отечественную войну форт защищал небо Кронштадта.

Сегодня форт «Риф» частично музеефицирован. Посетить его можно самостоятельно или на тематической экскурсии.

Островные форты Кронштадта

Восстановить старейшие форты Кронштадта и включить их в музейно-общественную среду – такова цель проекта «Остров фортов».

Сегодня открыт музейно-исторический парк, посвященный Российскому флоту. Среди объектов – Аллея героев российского флота, Маяк Памяти, веревочный городок, панорамные качели и зоны для отдыха.

Согласно проекту, к 2025 году планируют отреставрировать форты «Кроншлот», «Петр I», «Александр I», а к последнему провести всесезонную канатную дорогу.

На протяжении нескольких столетий кронштадтские форты, как верные стражи, «несут службу» на подступах к Санкт-Петербургу. Ни разу вражеские корабли не смогли пройти через эту мощную линию обороны. Хочется верить, что форты Кронштадта будут бережно восстановлены как уникальные памятники военно-морской славы России.

  • Кэшбэк
  • Для партнеров
  • О нас
  • Акции
  • Блог
  • Росреестр

Я, субъект персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152 «О персональных данных» предоставляю ООО Палитра-СПб (далее – Оператор), расположенному по адресу Санкт-Петербург г, наб. канала Грибоедова 5, офис 206, согласие на обработку персональных данных, указанных мной в форме веб-чата и/или в форме заказа обратного звонка на сайте в сети «Интернет», владельцем которого является Оператор.
Состав предоставляемых мной персональных данных является следующим: ФИО, адрес электронной почты, номер телефона, серия, номер паспорта/свидельства о рождении, дата рождения.
Целями обработки моих персональных данных являются: обеспечение обмена короткими текстовыми сообщениями в режиме онлайн-диалога и обеспечение функционирования обратного звонка.
Согласие предоставляется на совершение следующих действий (операций) с указанными в настоящем согласии персональными данными: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение, осуществляемых как с использованием средств автоматизации (автоматигированная обработка), так и без использования таких средств (неавтоматизированная обработка).
Я понимаю и соглашаюсь с тем, что предоставление Оператору какой-либо информации о себе, не являющейся контактной и не относящейся к целям настоящего согласия, а равно предоставление информации, относящейся к государственной, банковской и/или коммерческой тайне, информации о расовой и/или национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни запрещено.
В случае принятия мной решения о предоставлении Оператору какой-либо информации (каких-либо данных), я обязуюсь предоставлять исключительно достоверную и актуальную информацию и не вправе вводить Оператора в заблуждение в отношении своей личности, сообщать ложную или недостоверную информацию о себе.
Я понимаю и соглашаюсь с тем, что Оператор не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых мной, и не имеет возможности оценивать мою дееспособность и исходит из того, что я предоставляю достоверные персональные данные и поддерживаю такие данные в актуальном состоянии.
Согласие действует по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласие может быть отозвано мною в любое время на основании моего письменного заявления.

Читайте также:
Автовокзал Краснощеково, Алтайский край. Расписание автобусов Маршрут проложить

Договор-оферта о реализации туристского продукта

Форты Кронштадта: как съездить на экскурсию?

Возведение первых фортов в Кронштадте начал ещё Пётр I, вдохновившись идеей одного из своих подданных.

Император прекрасно понимал их важность, поэтому в городе одно за другим возникали эти сооружения.

Первые из них были созданы для обороны в период Северной войны.

Форт – оборонительное сооружение открытого или закрытого типа для защиты государства, имеющее стратегическое значение. Не является полноценной крепостью, лишь входит в её состав.

Форты Кронштадта строили с 1704 по 1914 годы. Их оборона ни разу за всё время существования не была прервана.

Береговые: фото и описание

Константин: как доехать через дамбу и официальный сайт

Именуется также Великий Князь Константин, название дал император Николай I в честь своего сына. Форт Константин построен в 1808 году для обороны города от британской флотилии. В то же время построена деревянная батарея, которая частично разрушена наводнением в 1824 году, однако в том же году её восстановили.


В начале пятидесятых годов девятнадцатого века было принято решение о ликвидации всех устаревших деревянных сооружений с целью их замены на каменные. Крымская война, начавшаяся в 1853 году, внесла коррективы в эти планы, поскольку строителям пришлось экстренно возводить временную деревянную батарею.

Всевозможным изменениям Константин подвергался вплоть до семидесятых годов XIX века – были построены казармы, дамба с железной дорогой и многое другое.

Реконструкция, благодаря которой площадь сооружения была увеличена, проводилась с 1896 по 1901 год. После Великой Отечественной войны форт был разграблен. В 80-ые сооружение превращено в автобазу, а в начале двухтысячных использовалось в качестве площадки для музыкальных фестивалей.

Форт Константин доступен к посещению ежедневно, в любое время года. Он находится в хорошем состоянии, поскольку с 2006 года является культурно-историческим центром. На территории, кроме батареи Шведе, орудий Канэ, Паукера и Троицкой расположены отель, яхт-клуб, веревочный парк и музей маячной службы. Информацию о посещении всех объектов смотрите на официальном сайте.

На фото: причал на форте Константин

Петр I (Цитадель)

Был построен в 1721 году по приказу первого императора для защиты кораблей от обстрелов с моря.


После наводнения в 1824 году решено перестроить пострадавший деревянный форт в камне. Проектом занимался военный инженер Карбоньер, родившийся во Франции, но всю жизнь проживший в России. Николай I дал имя Петра Великого после его обновления, в 1833 году.

Близ бывшей Цитадели впервые использованы подводные мины во время Крымской войны. Во время Великой Отечественной из форта доставляли снаряды и вооружение в Ленинград, за что все работники позже получили медали «За оборону Ленинграда».

Недоступен для туристов, поскольку является охраняемым режимным объектом, на территории которого хранятся боеприпасы.

Шанец


Он же Щанц, Александровская батарея или Александр и Николай Шанцы. Создан в 1706 году, для обороны города во время Северной войны, долгое время являлся основным укреплением острова.

В конце XIX века проведена реконструкция форта, в ходе которой укрепление было модернизировано. С 1930 года не несёт оборонную функцию, во время Второй Мировой являлся базой одной из артиллерийских батарей. Участвовал в съёмках фильма «Батальонъ» в 2014 году.


На фото: экологический маршрут на форте Шанц

Сейчас Шанец заброшен, но состояние удовлетворительное. Необходимо внимательно следить за детьми во время прогулки: на форту расположены заброшенные вентиляционные шахты, которые можно не заметить. Форт находится в Государственном природном заказнике “Западный Котлин”. Кроме старых укреплений можно пройтись по живописной экологической тропе, маршрут которой составляет 1.5 километра. Часть маршрута проходит по красивым дюнам.

На фото: экологическая тропа заповедника “Западный Котлин”

На фото: ворота на форте Шанц, ведущие к форту Риф

Форт Риф, он же – Александровская батарея, самая западная точка Кронштадта. Никогда не участвовал в военных действиях.


Первые укрепления на месте будущего форта появились в XIX веке, но позже они были разобраны для проведения строительства новых, экспериментальных укреплений, по типу которых в будущем строились укрепления по всей стране.

В начале XX века форт всё же был возведён и стал именоваться Александровским. После Великой Отечественной войны использовался в качестве хранилища для боеприпасов, которые позже были там же и ликвидированы. В то же время Риф разграбили, были уничтожены все металлические конструкции.

В 2014 году был открыт для посетителей, однако в 2017 году его вновь закрыли. Риф интересен своими подземными ходами и взрывными камерами, где утилизированы боеприпасы.

Посетить Риф сейчас можно, но только по предварительной записи на экскурсию на официальном сайте. Если ехать самостоятельно, то увидеть Риф можно только с моря.

К береговым относятся еще Северные форты №1, 3 и 7, но о них пойдет речь позже.

Южные

Александр I (Чумной)


Форт Александр I располагается на искусственном острове. Строился с 1838 по 1845 годы.

В боевых действиях форт не участвовал. Название Чумной получил за то, что эксплуатировался в качестве лаборатории во время Третьей пандемии чумы, пережил две вспышки данного заболевания на своей территории. В начале двухтысячных участвовал в съёмках сериалов «Морские дьяволы» и «Фаворский».

Самостоятельно посетить Александр I нельзя. Это можно сделать в составе организованной экскурсии на теплоходе в период навигационного сезона.

Кроншлот

Кроншлот – первый форт Кронштадта, был создан по эскизу императора Петра I в 1704 году для обороны во время Северной войны.

После перестройки, которая закончилась в 1853 году, Кроншлот участвовал в Крымской войне. Перестал использоваться по назначению после изобретения дальнобойных орудий. Во время Великой Отечественной войны Кроншлот служил хранилищем для зенитных орудий и базой «Малых охотников».

Сегодня охраняется государством, в хорошем состоянии. Посмотреть на форт можно только с воды.

Батарея Князь Меншиков

Решение о её создании было принято в 1826 году, но строительство началось почти двадцать лет спустя, в 1843 году, и продолжалось семь лет.

Батарея Князь Меншиков активно использовалась вплоть до 1896 года, когда стала бесполезной из-за модернизации орудий. После этого служила хранилищем. После Великой Отечественной войны была разобрана.

Читайте также:
Как проверить паспорт через сервис Госуслуги, что если не прошел

Недоступна для посещения. На экскурсиях её предлагают рассмотреть с моря.

№3 Южная батарея (Граф Милютин)

Форт Граф Милютин построен в 1855-1856 годах, назван в честь соратника Александра II, графа Дмитрия Алексеевича Милютина. Другое название – Башенная батарея.

Внутри раньше располагались казематы и склады, фасад его напоминал замок, а не военную постройку. Перед Первой мировой Граф Милютин был обновлён. Принимал активное участие и во Второй мировой войне.

На фото: вид на Граф Милютин с форта Константин

Форт №3 Южная батарея разрушен в советское время, однако постепенно восстанавливается и доступен для туристов. Добраться можно на экскурсионном теплоходе.

Император Павел I


Император Павел I – cамый крупный форт Кронштадта, по своим размерам не сравнится ни с одной крепостью. Другое его название – Рисбанк. Построен в 1801 году. После наводнения в 1824 году увеличен и обрёл второй этаж. Двадцать лет спустя был перестроен в камне, тогда же по приказу Александра I, был переименован в честь отца императора.

Император Павел I практически стёрт с лица земли в 1923 году, однако его уцелевшую часть использовали как укрытие во время блокады Ленинграда. Сегодня от него осталась одна башня в полуразрушенном состоянии. Экскурсии в форт совершаются.

Южные №1 и №2 (Дзичканец)

Оба форта Южный были созданы в 1855-1856 годах на искусственном острове. В №2 Южный (его еще называют Дзичканец) сохранились предметы XIX века: пушка, котёл.


Форт Дзичканец

Оба форта сейчас заброшены, не рекомендуются для самостоятельного посещения. Добраться до них можно только, используя водный транспорт.

В форме поиска ниже можно подобрать вид жилья, который вас устроит:

Северные

Обручев


Другие названия форта Обручев – «В» и Красноармейский. Был создан в 1896 году. В 1913 году проведена реконструкция артиллерийских батарей. В 1919 году участвовал в подавление восстания против советской власти, а также в советско-финской и Второй Мировой войнах.

В пятидесятых годах прошлого века был заброшен и разграблен, в этом же состоянии находится и по сей день. Доступен для туристов только в составе организованной экскурсии на прогулочном катере.

Тотлебен

Форт Тотлебен построен в период с 1897 по 1913 год. Изначально именовался фортом «А», позже назван в честь героя обороны Севастополя, графа Тотлебена. В советское время переименован в Первомайский. Тотлебен принимал участие в советско-финской войне в 1939-1940 годах. Не используется в качестве укрепления с 1958 года.

До 2008 года у форта был неофициальный смотритель, Владимир Ткаченко, который следил за состоянием построек и даже создал музей истории на территории Тотлебена. Однако всё было разрушено вандалами, которые украли или уничтожили всё, что могли, разбили даже стёкла в окнах.

Сегодня Тотлебен заброшен, медленно разрушается. Можно посетить только на прогулочном катере.

Здесь вы найдете самые выгодные цены на гостиничный номер:

Северные с №1 по №7

Северные форты были созданы для преграждения Северного фарватера, чтобы защищать территории империи с моря во время войны со Шведами. Первый, второй, третий, пятый, шестой и седьмой форты строились в 1855-1856 годах , а четвёртый – в 1864-1869 годах.

Форт Северный №1

Четвертый Северный является интересным, поскольку именно на его территории впервые было использовано асфальтовое покрытие. После начали асфальтировать улицы Петербурга.

Форты прошли реконструкцию под новые орудия в шестидесятые годы девятнадцатого столетия. Сейчас заброшены и разрушены. Четвёртый, пятый и второй Северный доступны для посещения на водном транспорте. До Седьмого Северного можно добраться самостоятельно на автомобиле. Остальные Северные форты закрыты для посещения.

Как добраться? Экскурсии на катере

Чтобы добраться до фортов, необходимо доехать до Кронштадта, воспользовавшись любым подходящим видом городского транспорта или личным автомобилем. Перед поездкой стоит узнать, доступны ли форты для посещения, некоторые из них закрывают в определенное время года.

Форты Константин, Шанец, Риф и Северный №7 можно посетить самостоятельно, добравшись до них по дамбе на собственном автомобиле, такси и иногда на автобусе из Кронштадта.

Для посещения остальных фортов стоит воспользоваться групповой экскурсией на катере, пароме или теплоходе , которые отправляются из Санкт-Петербурга и Крондштадта. Интересно совершить индивидуальную поездку с гидом, где Вы узнаете исторические факты о фортах.

Также морскую прогулку по фортам можно осуществить, направляясь из Кронштадта в форт Константин или обратно (посетите форты Милютин, Павел I, Чумной, Петр I и Кроншлот). Летнее расписание можно посмотреть здесь.

Зимой можно добраться до некоторых фортов пешком по льду, но этот способ не является безопасным.

Наш опыт

Мы самостоятельно посетили на автомобиле два форта, которые находятся недалеко друг от друга: Шанц и Константин. Делюсь впечатлениями и наблюдениями.

Шанц:

  1. Форт Шанц находится в полуразрушенном состоянии, но даже в таком виде он интересен для посещения. Особенно понравится детям залезать в укрепления и осматривать их изнутри.
  2. Шанц находится в красивейшем заповеднике. Обязательно пройдитесь по экологической тропе, которая проходит по живописным дюнам. На всем пути нам встречались таблички с интересной информацией о форте и природе заповедника.
  3. С Шанца можно пешком попасть на форт Риф. Необходимо пройтись через арку со шлагбаумом и пройти 2 километра. Но близко к Рифу сейчас не подойти – он закрыт на реставрацию. Можно посмотреть со стороны пляжа.

Константин:

  1. От Шанца до Константина 5 минут на машине. Вход в форт платный, сумма приемлемая. Можно за деньги заехать на территорию на автомобиле, но мы оставляли его на стоянке.
  2. Территория форта ухоженная, но еще закончены не все реставрационные работы. Было интересно побродить внутри батареи Шведе и представить, как она выглядела раньше.
  3. В бывших казармах открыт музей маячной службы (мы не ходили).
  4. С причала форта Константин открывается прекрасный вид на форты, на которые можно попасть только по морю: Чумной, Цитадель, Милютин, Павел I и Кроншлот. Собственно, достаточно их увидеть с причала, чтобы создать свое впечатление о них.

На фото: мы изучаем форт Шанц в Кронштадте


На фото: Карта фортов Шанц и Риф

На фото: территория форта Шанц

На фото: навигационный знак левой границы фарватера на форте Константин

Карта с названиями

На карте указаны все форты Кронштадта, фото и описание которых указаны в статье. Скачать карту можно здесь.

Читайте также:
Заповедники Алтайского края

Полезное видео

Посмотрите небольшое обзорное видео о фортах:

За многовековое существование почти все форты были разрушены при разных обстоятельствах. Те, что уцелели, делятся сегодня на доступные и недоступные для посещения. Посетив первые, можно прикоснуться к истории и ощутить себя героем войны тех времён, когда форты выполняли свои основные функции.

Бюджетное путешествие: 12 секретов экономии

Нет ничего сложного в том, чтобы сделать свое путешествие бюджетным. Немного планирования и знание нескольких секретов экономии — все, что для этого нужно. Авиабилеты, отели, визы, транспорт, питание, связь — по всем этим пунктам можно снизить расходы, если немного постараться. MAKE-TRIP делится с вами дюжиной полезных советов, как путешествовать дешево. Поспешите узнать!

Содержание:

1. Путешествуйте самостоятельно!

Первый (и самый главный) закон: не бойтесь путешествовать самостоятельно. Это просто, это интересно, это дешево. Некоторые люди даже не представляют, что ездить за границу можно без привлечения агентств и иных организаций — они считают, что только так можно гарантировать себе безопасность. А в итоге они получают либо скучный отдых преимущественно в лежачем положении, либо тратят немыслимые суммы на более-менее нестандартный отдых. Путешествовать самостоятельно не только можно, но и нужно! Только самостоятельную поездку можно считать настоящим путешествием, все остальное — это туристический отдых. Организовать себе отличное путешествие может каждый, нужно лишь проявить немного самостоятельности. Посмотрите наши советы по планированию самостоятельных путешествий в разные страны и города.

На наш взгляд, особенно интересно путешествовать на автомобиле (личном или арендованном) — полная свобода передвижений! Если заинтересовались этим вариантом, читайте наши советы о путешествиях на машине. Путешествовать на мотоцикле тоже просто потрясающе!

Отправляясь на отдых по путевке, вы себя ограничиваете и едва ли получите столько же впечатлений и воспоминаний, как от самостоятельного путешествия. Но мы понимаем, что многие люди не готовы решиться на самостоятельную поездку (особенно за границу). Так или иначе, путевка — это лучше, чем совсем никуда не ездить! Отдых по турпакету тоже может быть бюджетным. Если повезет найти выгодный горящий тур, можно слетать на отдых всего за 5-10 тысяч рублей на человека. Чтобы научиться находить такие предложения и бюджетно отдыхать, почитайте наши советы по поиску недорогих туров.

2. Находите самые дешевые авиабилеты

Умение находить и бронировать авиабилеты по минимальной цене — это самый нужный навык для бюджетных путешествий. Главное правило, которое нужно помнить всегда — чем раньше делается покупка, тем больше шансов найти привлекательный по цене вариант. Стать настоящим мастером поиска самых дешевых авиабилетов вам помогут наши 15 джедайских советов. Имеет смысл отслеживать актуальные акции авиакомпаний на нашем сайте и посмотреть наши спецобзоры самых дешевых способов добраться в ту или иную страну или город.

Также обязательно прочитайте о том, как дешево путешествовать в Европу — в этом материале мы рассказали о схемах бюджетного попадания в страны Шенгена через приграничные России европейские страны. Кроме того, советуем узнать про авиакомпании-лоукостеры, которые позволяют летать за суммы, близкие к нулю (приобрести билеты за 20/30/40 евро не составит проблем).

Лучше всего искать авиабилеты на метапоисковике Skyscanner — он отыщет для вас самые выгодные предложения по любому направлению. Это хороший помощник самостоятельных путешественников, так как билеты он ищет среди сотен авиакомпаний и не берет ни рубля комиссии с покупателя. Поисковик дает возможность смотреть стоимость билетов в любую страну сразу из всех городов России (или любой другой страны) — очень удобная функция для бюджетных путешественников, позволяет найти вариант по лучшей стоимости.

Также всем любителям путешествий рекомендуем обзавестись банковской картой “Тинькофф-Банка” All Airlines (в подарок: первый год обслуживания бесплатный). Со всех покупок вы будете получать кэшбэк в виде миль, которыми потом можно оплатить авиабилеты, купленные у любой авиакомпании! Особенно высокий кэшбэк начисляется с бронирования билетов и отелей (до 10%). Также владельцу предоставляется бесплатный страховой полис для поездок по всему миру. Это действительно отличная карта — мы ей с удовольствием пользуемся и получаем приятные бонусы (например, в 2017 году бесплатно слетали в Стамбул и на Пхукет). Узнайте больше в моем отзыве о карте Тинькофф >>

(Фото by Rennett Stowe. Лицензия cc by. www.flickr.com)

3. Делайте визы самостоятельно

Зачем прибегать к помощи посредника и платить ему за это вдвое или втрое большую сумму? Вы же не обращаетесь к помощи агентов, если хотите что-то купить в супермаркете, вот и здесь не надо. Мы ведь собрались путешествовать экономно, а не повышать благосостояние посторонних людей.

Найдите в интернете информацию о ближайшем к вам консульстве или визовом центре нужной страны, соберите все требуемые документы и отправляйтесь к ним. Многие считают, что делать через агенство надежнее, якобы так ниже вероятность отказа в визе. Это заблуждение, так как вся миссия этих посредников заключается в том, что они вместо вас отнесут документы в консульство. Советы о том, как правильно собрать документы, чтобы повысить свои шансы на получение визы, легко найти в интернете. На нашем сайте тоже есть раздел о визах для ряда популярных направлений.

4. Правильно ищите и бронируйте жилье

Чтобы сделать путешествие дешевым, нужно найти недорогое жилье. Можно воспользоваться отличным метапоисковиком Roomguru.ru и выбрать нужную гостиницу по своим критериям и разумной цене. Этот ресурс сравнивает цены среди разных агентств бронирования и находит самые выгодные предложения. Большая база отелей, хостелов, гостевых домов и так далее. Рекомендуем прочесть наши советы о том, как бронировать отели дешевле.

Альтернатива отелям — популярный сервис аренды частного жилья Airbnb.ru. Попробуйте найти для своей поездки квартиру или дом. Это намного комфортнее и зачастую дешевле (особенно если ехать компанией или семьей). На сервисе огромный выбор уникального жилья (красивые квартиры, виллы и даже жилые лодки и замки!), проживание в котором сделает ваше путешествие намного более приятным и запоминающимся.

Читайте также:
Переезд в Уфу на ПМЖ: отзывы переехавших, цены на недвижимость и зарплаты

А для тех, кто вообще хочет жить бесплатно, жизненно необходим ресурс Каучсерфинг, где после регистрации и создания личного профиля вы можете найти людей, готовых приютить путешественников у себя. Сеть охватывает миллионы пользователей по всему свету.

  • Как снимать деньги за границей без комиссии
  • Куда поехать за границу в первый раз — 12 идей

(Фото by Phillip Pessar. Лицензия cc by. www.flickr.com)

5. Путешествуйте налегке

Берите только то, что по-настоящему необходимо — не обременяйте себя излишним багажом. Как итог — целый ряд преимуществ: нет необходимости долго ожидать выдачу багажа, нет угрозы его потерять, не придется платить за перевес (а у лоукостеров вообще любой багаж всегда оплачивается отдельно и может стоить вам до сотни евро), да и передвигаться по аэропорту и в месте назначения будет гораздо легче и приятнее, если вам не придется тащить за собой огромные чемоданы и сумки. Мы даже в Азию на полугодовые зимовки улетаем лишь с одним рюкзаком на человека.

Почитайте также наши советы по сбору вещей в поездку и формированию туристической аптечки. Кстати, рекомендуем делать покупки на Алиэкспресс (мы заказываем там и туристическое снаряжение, и технику, и многочисленные аксессуары) — получается намного выгоднее, чем отовариваться в обычных магазинах. Обращайте внимание на отзывы, чтобы выбрать лучший товар. Еще один хороший магазин спортивных и туристических товаров — Декатлон (там мы покупали палатку, походную одежду и прочее снаряжение для поездок на Алтай и Кавказ).

6. Заранее узнайте о трансфере из аэропорта

Такси — это всегда самый затратный способ передвижения, гораздо выгоднее воспользоваться общественным транспортом: автобусом, метро, поездом. Почитайте о всех возможных вариантах добраться из аэропорта в город еще до вылета — так вы сэкономите немало средств.

Однако иногда удобнее и дешевле пользоваться индивидуальным трансфером — например, когда вы путешествуете большой компанией и заказываете многоместный автомобиль. Для этих случаев можем порекомендовать надежный сервис KiwiTaxi. Еще лучше — взять сразу в аэропорту напрокат автомобиль (найти лучшее предложение можно на Rentalcars.com).

(Фото by martinak15. Лицензия cc by. www.flickr.com)

7. Ночной переезд вместо отеля

Ночные переезды на поездах и автобусах сделают путешествие более дешевым. Это хорошая возможность одновременно сэкономить время и деньги на отеле. Лучше брать билеты первого класса — придется немного переплатить, но зато вам будет комфортно и вы хорошо выспитесь. В автобусах ездить не столь удобно, поэтому лучше с этим не перебарщивать и не планировать себе ежедневные ночные переезды — ваш организм будет ругаться. Однако кое-где существуют автобусы-слипперы, особенность которых — лежачие мягкие полки вместо стандартных кресел (мы на таких не раз совершали ночные переезды во Вьетнаме). Это точно отличный вариант для бюджетного путешествия без потери комфорта.

По России тоже удобно путешествовать на поездах на короткие расстояния, подбирая ночные переезды. Например, мы так ездили из Санкт-Петербурга в Москву, из Перми в Казань — путь занимал ровно ночь, отлично высыпались. Вариантов маршрутов много. Найти и забронировать билет на поезд можно на tutu.ru.

(Фото by Don McCullough. Лицензия cc by. www.flickr.com)

8. Используйте скидки

Groupon дает возможность купить купоны со значительной скидкой на самые разные вещи и мероприятия: рестораны, магазины, развлечения, аттракционы, активный отдых и т. д. Если вы студент, молодой преподаватель или вам просто еще меньше 30 лет, то есть смысл оформить себе карту ISIC, ITIC или IYTC. В Европе и Северной Америке по ним можно получить хорошие скидки в самых разных местах — от кафе до музеев.

9. Экономьте на связи

Используйте Skype или Viber для связи с Россией. Подключайтесь к местным операторам для местных звонков и 3G-интернета. Кстати, по Skype можно позвонить и на любые стационарные и мобильные телефонные номера — эти звонки платные, но недорогие (например, мы использовали эту возможность, чтобы позвонить из Вьетнама в Россию и разблокировать карту Сбербанка).

10. Пользуйтесь проездными билетами

Разузнайте о системе проездных билетов на городской транспорт. Как правило, существует множество типов проездных в зависимости от вида транспорта, срока действия и зон перемещения. Подумайте над тем, какой тип билета для вас наиболее подходящий. Если хотите сэкономить и решили перемещаться зайцем, учитывайте, что во многих странах (особенно в Европе) штрафы для безбилетников очень велики.

Также во многих популярных туристических городах есть специальные музейные карты, которые предоставляют скидки на посещение достопримечательностей и позволяют не стоять в очередях.

11. Организуйте экскурсии самостоятельно

Всегда дешевле добраться до интересующего вас места без участия агентств и гидов, к тому же вы сами составляете свою программу посещения — нет нужды подстраиваться под заданный график и ритм.

(Фото by Moyan_Brenn. Лицензия cc by. www.flickr.com)

12. Питайтесь в заведениях для местных

Питайтесь в путешествиях одновременно и дешево, и вкусно! Рестораны, рассчитанные на туристов, всегда заламывают цены. А в местах, которые предпочитают сами жители, вы найдете настоящую национальную кухню, минимальные цены и самые вкусные блюда. Если в каком-то ресторане или кафе вы видите много посетителей из местных, значит, там отлично кормят — смело заходите и вы!

Чтобы найти хорошее заведение, а также узнать о самых вкусных блюдах местной кухни и ценах на еду, обратитесь к нашим гастрономическим обзорам для разных городов и стран: Абхазия, Болгария, Греция, Кипр, ОАЭ, Черногория, Амстердам, Барселона, Париж, Санкт-Петербург.

Следуйте этим советам, читайте MAKE-TRIP.RU и путешествуйте бюджетно!

А чтобы моментально узнавать об акциях на авиабилеты и о появлении новых полезных материалов для путешественников, подпишитесь на нашу страницу ВКонтакте — новости там появляются одновременно с публикацией на сайте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: