Ганкаджима (Хасима) город-призрак в Японии: фото, описание, карта

Хасима — заброшенный остров в тихом океане (58 фото)

Сегодня остров-призрак Хасима – объект интереса искателей приключений, влекомых таинственно-пугающей романтикой заброшенных городов. Здесь снимали некоторые кассовые киноленты, например, одну из частей Бондианы («Координаты Скайфолл»). Хашима официально открыт для туристов, им предлагают отправиться безопасным маршрутом по наиболее сохранившейся части острова. Экстремалы, готовые на все ради острых ощущений, часто пренебрегают официальными рекомендациями.

История таинственного места

Хашима расположен недалеко от побережья печально известного города Нагасаки. Их отделяет всего 15 километров. Возможно, в близости двух городов с тяжелой судьбой скрыт особенный смысл, пока недоступный человеческому пониманию.

Многие века Хашима отличался от острова в привычном понимании: просто скала в море, где причаливали местные рыбаки во время своих «выездов». Все изменилось к началу 19 века. 1810 – обнаружены первые месторождения угля. Остров стал разрастаться на глазах. Переработанную породу использовали в качестве строительного материала для расширения острова. Укрепляли берега, искусственно выращивали зеленые насаждения. Перед началом Второй мировой войны открывает военные заводы. Оборонная деятельность – второе основное направление промышленности Хасимы.

Исторические документы свидетельствуют о следующем: в 1944-45 годы среди рабочих завода большинство являлись пленными китайцами, корейцами. Последние сгинули без вести, пострадав из-за невероятно тяжелых условий работы.

Остров Хашима

Остров Хашима (Hashima Island) – покинутый людьми кусочек суши, что находится в Восточно-Китайском море, примерно в 15 км от города Нагасаки. В Японии остров получил прозвище «Гункандзима», переводящееся как «крейсер», потому что из-за построек он напоминает с моря военный корабль.

До начала XIX века он представлял из себя обычный обломок скалы, слегка поросший зеленью, на котором гнездились морские птицы и который иногда использовали в качестве временного прибежища лишь рыбаки из Нагасаки и с соседнего острова Такасима.

Остров заселили в 1810 году, когда на нём нашли месторождения угля. Изначально это были просто скала в море и остров размером в 1 км², который создали искусственно, когда копали шахты. К 30-м годам XX века Хашима стал серьёзным промышленным центром: кроме шахт, там появились военные заводы. В период с 1943 по 1945 год для принудительной работы на подводных угольных шахтах Mitsubishi Corporation сюда привозили китайцев и корейцев. Многие из них умерли от тяжелых условий труда.

Последующие 50 лет Хашима был самым густонселённым местом на планете: в 1959 году население острова насчитывало 5259 человек. Но ископаемые стали постепенно иссякать и с каждым годом шахт становилось всё меньше. К 1974 году люди полностью покинули рабочий городок и он остался одиноко стоять посреди неспокойной воды.

На протяжении многих лет посещение острова было запрещено и каралось депортацией из Японии. Эти меры были приняты для защиты Хашимы от чёрных копателей. Предметы из города-призрака пользовались спросом у богатых коллекционеров. Но ни депортация, ни недобрые слухи о неупокоенных душах погибших там работяг не останавливали сталкеров, хотевших разжиться своеобразными артефактами.

У охотников за трофеями были свои поверья. Одно из них гласило, что остров нужно покидать до наступления полночи, дабы не накликать беду. Некоторые смелые сталкеры пользовались покровом тьмы как защитой от посторонних глаз, и многие из них погибали или травмировались по весьма банальным, на первый взгляд, причинам. Но когда альпинист со стажем, пытавшийся влезть в окно заблокированного этажа одного из зданий, сорвался с крыши и разбился, не смотря на страховочный трос, то в приметы пребывающие здесь чёрные копатели стали верить более охотно.

В настоящий момент посещение заброшенного шахтерского городка разрешено, но доступ туристам открыт только к специально оборудованной для безопасного пребывания части острова из-за аварийного состояния большинства строений. Любой шаг в сторону от известного маршрута — шанс испытать свою удачу…

Хашима также оставил свой след и в киноиндустрии. В 2009 году в сериале «Жизнь после людей» остров был показан как пример того, что случится с городом, покинутом людьми 35 лет назад. А в 2011 году на нём снимались некоторые эпизоды из фильма «007: Координаты «Скайфолл»».

Больше фотографий этого места вы можете увидеть в нашей HD-галерее.

Видео – Заброшенный город-остров Хашима

Возможно вам будет интересно: Зона отчуждения — территория покинутая людьми.

> Загадочные места планеты Читайте также: Профессия: японские ныряльщицы за устрицами

Расцвет и упадок

Угольные шахты уходили глубоко под Хашиму и окружающую его морскую гладь. Объемы добываемого сырья сделали город одним из лидеров угольной промышленности Японии. Тесные улицы полнились людьми, открывались магазины, школы, собственная больница для шахтеров. Большое значение имел синтоистский храм, ставший центром общественной жизни острова. Большинство жителей работали в шахтах, поэтому непременно посещали храм для молитвы, в поисках божественной поддержки во время непростых рабочих будней.

Читайте также:
В течении десяти месяцев в недвижимость Черногории было вложено 123,8 млн евро

Питьевая вода, продукты питания, необходимые бытовые вещи – все поставляли с «большой земли». В таких условиях, казалось, неизбежным был дефицит некоторых необходимых вещей. Однако жители Хасимы нужды в чем-то не испытывали. Многие молодые шахтеры стремились получить место среди работников шахт «Мицубиси».

Резкий поворот, положивший начало концу Хасимы, случился в конце 60-х годов прошлого столетия. Тогда все большие обороты набирала нефтепромышленность. Добыча угля постепенно становилась менее рентабельной. Японцы обратили все промышленные мощности на добычу «черного золота» – нефти. Несколько лет Хасима еще держалась на плаву, но снижались объемы угледобычи, зарплаты, желание руководства вкладываться в бесперспективный проект.

20 апреля 1974 года последний паром покидает Хашиму. История не сохранила свидетельств, кто был последним жителем, оставившим собственное пристанище. Официально с того момента Хасима перестает существовать. Теперь остров стремительно разрушается, покинутый местными. На долгие 35 лет его аборигенами становятся вездесущие чайки.

Корабрь-призрак: история Гункандзимы

Еще не так давно путешествия на остров Хасима были запрещены. Попасть сюда можно было только нелегальным способом. Но после того как в 2009 году Гункандзима попал в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, доступ к памятнику открыли для туристов. Добраться можно из порта Нагасаки всего лишь за полчаса.

Когда наш паром обогнул остров, экскурсовод рассказал его историю. Раньше тут ничего не было, кроме группы скал. Примерно в 1810 году на Хасиме открыли залежи угля. Впоследствии землю приобрела промышленная группа Mitsubishi за 100 тысяч иен. Уже в 1890 году на острове началась полномасштабная работа по добыче угля. Твердое топливо с Хасимы высоко ценилось за качество. В ходе производственной деятельности береговая линия острова значительно увеличилась за счет искусственных насыпей и дамб, которые отважно принимали на себя удары волн. Общая площадь Гункандзимы выросла до 6,5 гектаров. Длина острова составила 1,2 километра, а ширины — 480 метров.

Ближе к середине прошлого века Гункандзима превратился в настоящий человеческий муравейник. Возможность заработать деньги привлекала все больше и больше людей, которые не могли найти работу на материковой части. В то время железобетонные конструкции жилых домов возвышались на 50 метров над уровнем моря. На столь компактной территории проживали около пяти тысяч человек. Хасима того времени представляла собой оживленную и дружную общину. Взрослые здесь зарабатывали себе на жизнь, дети весело игрались, катались на качелях, а на балконах дружных обитателей острова по-хозяйски сушилась стирка. На острове были открыты бассейн, баня, кинотеатр, спортзал, буддийский и синтоистский храмы, в которых местные молились о помощи шахтерам. Конечно же, тут функционировали начальная и средняя школа, больница, было и отделение местной полиции. Экскурсовод рассказал, что самым распространенным правонарушением было пьянство в общественных местах, за что некоторых местных сажали на ночь в тюрьму. Любители Джеймса Бонда часто сравнивают этот остров с логовом Рауля Сильвы, хотя на самом деле ни одна из сцен фильма здесь не снималась.

Когда я ступил на остров, у меня сложилось впечатление, что я попал на руины разбомбленного города. Трудно представить, что когда-то здесь проживали более 5 тысяч человек. Плотность населения на острове превышала плотность населения в центре Токио в девять раз! Трудно даже представить, как люди, жившие здесь, могли уединиться на столь ограниченном пространстве, как они могли рожать здесь детей и заниматься любовью… Складывается впечатление, что каждый сантиметр был кем-то занят. Сейчас полноправными владельцами острова считают себя деревья и кустарники, которые уже облюбовали крыши домов и дворики.

Из-за опасности возникновения оползней экскурсии разрешены только по юго-западной части острова. Здесь можно увидеть остатки шахты, кирпичной бани, в которой мылись шахтеры после рабочей смены, а также жилые многоквартирные дома, построенные из железобетонных конструкций, которые сейчас считаются старейшими во всей Японии. Честно сказать, в этом месте как-то не по себе.

Мне очень хотелось отстать от группы и отправиться в самое сердце острова. К сожалению, туда экскурсии возможны лишь по специальному разрешению властей Нагасаки. Те, кто не хочет ждать долгого рассмотрения заявления на допуск в центр острова, может посмотреть множество фотографий и видеоматериалов об острове в интернете. С их помощью можно увидеть остров в том виде, в котором он был в 1974 году, когда его оставили люди.

Читайте также:
Пенсия Участникам Боевых Действий В Чечне В 2022 Году — Ведущий Юрист

Заброшенный остров Хасима как туристический объект

Официально туристическим местом остров стал в 2009 году. Сталкеров и любителей «заброшек» не останавливала нелегальность поездок сюда. Не могла их остановить также уголовная наказуемость проникновения в Хасиму и угроза депортации из страны. Местные дельцы из Нагасаки хорошо поживились на искателях приключений, организовывая незаконные поездки.

Черный рынок полнился артефактами с острова-призрака. Мародеры за 35 лет разворовали почти все оставленные жителями Хасимы предметы быта. «Расхитители гробниц» рассказывали друг другу байки и впечатления о посещении этого места. Постепенно Хашима оброс множеством легенд. По одной из них, здесь все еще бродят духи погибших в шахтах копателей, готовые растерзать каждого, кто потревожит их покой.

Другое поверье утверждало, что после наступления темноты остров становится сосредоточием проклятых сил зла. Лучше не испытывать судьбу, иначе будешь наказан. Некоторые смельчаки пренебрегали этим, за что поплатились жизнью. Известен случай разбившегося альпиниста: он сорвался со страховочного троса, пытаясь забраться в высокое здание.

Как попасть на остров Хасима

Остров Хасима (端島, Гункандзима), в Японии — одна из локаций, которая появлялась в фильме о Джеймсе Бонде. Остров можно увидеть в фильме «007. Координаты: Скайфолл».

Добраться на остров Хасима в Японии можно на лодке только в составе организованной экскурсии. Дорога из порта Нагасаки на Хасиму составляет менее часа. В Нагасаки есть несколько туристических компаний, которые организовывают поездки на остров.

Самостоятельно на Гункандзиму добраться невозможно. Иные способы пробраться на остров нелегальны.

На самом деле, на острове Хасима ничего не снимали

Ганкаджима – остров призрак в Японии

” class=”wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_11330″>

Все мы хоть немного, но слышали о призраках, скоплениях энергии неясного происхождения и необъяснимых явлениях. Наша планета регулярно дает пищу пытливым умам, подогревает интерес к необычным местам и явлениям, заставляет отправляться в самые отдаленные ее уголки. Если вы питаете слабость к тем местам, где когда-то бушевала жизнь, а сегодня нельзя встретить ничего живого, если любите испытывать на собственной коже холодок от пребывания в местах скопления призраков, и готовы лично проверить на прочность местные легенды – вам придется по вкусу наше сегодняшнее путешествие. Собираем чемоданы! Нас ждет остров-призрак Ганкаджима (Хасима).

Подобных мест на планете немало, но история у каждого своя. Вспомните, об украинском городе-призраке под названием Припять, который опустел из-за страшной катастрофы, но Ганкаджиме не было суждено пережить столь страшные страницы истории. Город стал считаться «призраком» вовсе не из-за катастрофы или смертоносной болезни. Он просто опустел в один миг, словно из его стен выбили последние признаки жизни.

Мёртвый остров

Япония всегда была окутана завесой тайн и необычных легенд. Эта страна подарила миру немало чудесных открытий, а пытливый ум и трудолюбие японцев уже давно стали эталонами человеческих качеств. Далеко не все туристы отправляются в Страну восходящего солнца, чтобы познать тонкости здешней культуры и окунуться в дивный мир традиций цвета сакуры. Многие приезжают на край Земли, чтобы хоть издали посмотреть на небольшой остров, что расположился неподалеку от её западного побережья. Это забытый Богом и людьми маленький мирок под названием Ганкаджима (Хасима), в истории которого было не так мало «светлых» пятен.

История острова

Если разобраться, то Ганкаджиму и островом назвать нельзя. На самом деле это риф, который долгое время был непригоден для обитания людей и вообще не входил в сферу интересов японского правительства. Никто не обращал внимания на этот выступающий над поверхностью воды клочок суши до того самого момента, как здесь не нашли залежи угля.

Случилось это в далеком 1810 году. И с того момента за право владеть островом и всеми его богатствами началось настоящее противостояние, которое завершилось внушительной победой гиганта Mitsubishi. Именно эта компания получила право добывать уголь на острове и именно ее заслугой является все то, что было создано на острове.

Угольная промышленность развивалась огромными темпами, требовались все новые рабочие. Соответственно, началось и полномасштабное строительство жилых домов для всех тех, кто был занят в горнодобывающей отрасли.Существует мнение, что дома на Ганкаджиме получились очень крепкими, поскольку застройщик хотел обезопасить их от возможного цунами. Эта же роль отводилась и внушительным по размерам стенам, которые опоясывают остров по всему его периметру. Кроме этого, остров стал расширяться, тут и там создавались искусственные насыпи, а его площадь хоть и немного, но все же увеличилась.

Читайте также:
Троллейбус 20К Как С Добром Добраться!

Когда же потребность в угле сократилась и почти исчезла (связано с появлением нефти), население острова стало постепенно сокращаться. Если верить официальным источникам, последний житель японского городка покинул его в 1974 году.

Остров сегодня

Сегодня Ганкаджима напоминает корабль, который пришвартовался вблизи берега Японии. До него не более 15 километров. Раньше взгляды всех тех, кто смотрел на остров, могли пересечься с взглядами островных жителей. Но сегодня в сторону японского берега смотрят лишь пустые окна многоэтажных домов.Огромный лабиринт бетонных конструкций уже давно полностью лишен жизни. Еще несколько десятилетий назад местные обитатели с гордостью хвастались своим городом-крепостью, который больше напоминал маленькое королевство. У них было все, что необходимо для полноценной, долгой и счастливой жизни, а сегодня об острове мало кто вспоминает.

Интересен он лишь тем, кто жаждет новых, острых ощущений. Тысячи туристов ищут способ оказаться по ту сторону бетонных стен, лично прогуляться по некогда многолюдным улочкам и заглянуть в чью-то квартирку.

Сегодня попасть на остров невозможно. Для посетителей, туристов и прочих жаждущих своими глазами увидеть необычный город-призрак, его двери плотно закрыты. Но это не значит, что вам не удастся увидеть хоть одним глазком все то, что находится за этими стенами. Не так давно на экраны вышел фильм «Королевская битва», многие эпизоды которого были отсняты именно на острове Ганкаджима.

По официальной версии местных властей, поездки на остров могут быть опасны для жизни и здоровья. За долгие годы, пока единственным хозяином города оставалась природа, многие здания и стены пришли в негодность, были разрушены под действием природных стихий. Хотя многие специалисты утверждают, что, установив запрет на посещение острова, японцы хотят обезопасить это место от так называемых «черных искателей», которые успели нанести непоправимый вред многим местам на карте мира, где им удалось побывать. Ведь в мире не так мало любителей разного рода раритетов и экспонатов с подобных мест. А на «черном» рынке даже безделушки, привезенные из города-призрака, могут стоить целое состояние.

Немного поразмыслив о перспективах, власти Японии все же решили попытаться наладить туристические экскурсии на остров. Пока это возможно лишь небольшими группами и исключительно в ту часть острова, которая была специально реставрирована. В планах чиновников нередко проскальзывает мысль о том, чтобы превратить остров в полноценный музей, который бы рассказывал о быте и жизни японских шахтеров прошлого века. Но на реализацию таких задумок требуются немалые финансовые вложения, ведь практически все строения города находятся в критическом состоянии.

Для получения официального разрешения на посещение острова, придется договариваться с местными властями Нагасаки. А вот незаконное путешествие может быть чреватым. Пробраться на остров незамеченным не удастся, а всех, кто будет пойман полицией, ждет немалый штраф и лишение визы.

Те, кто впервые ступает на остров, ощущают некую напряженность в здешней атмосфере. Создается впечатление, что многотысячное население города просто исчезло за одну ночь. Люди исчезли, но дух и следы их пребывания остались навечно за высокими стенами города. Если вам однажды удастся стать членом экспедиционной группы, каким-то образом попасть внутрь города-призрака, поверьте, вы сможете испытать непередаваемые ощущения. Только представьте, вы лично прикоснетесь к истории, сможете ощутить на себе ее многовековое дыхание, станете счастливым обладателем редких и уникальных фотографий. Возможно, скоро каждый турист получит такую уникальную возможность, а город-призрак пополнит список мест на планете, рекомендованных для посещения.

Как добраться

Наиболее простой маршрут, по которому можно быстро добраться до острова-призрака Ганкаджима, пролегает самолетом до столицы Токио, откуда – до города Нагасаки. Далее придется пересесть на автомобиль и преодолеть примерно 20 км пути строго на юг, к ближайшему к острову месту на побережье. Остаток пути преодолеть можно лишь на катере.

Ганкаджима (Хасима) на карте

Также рекомендую к изучению полезную информацию о самых интересных достопримечательностях Японии.

Япония: остров-призрак Хасима

Сложно поспорить, что заброшенные места обладают особой притягательностью. Особенно, если это целый остров-город! Сегодня нас ждёт заброшенный остров Хасима в Нагасаки. Когда-то самое густонаселённое место на планете опустело буквально за один день.
А вы когда-нибудь бывали в городе-призраке?

Как попасть на остров Хасима

Остров Хасима (端島, Гункандзима), в Японии — одна из локаций, которая появлялась в фильме о Джеймсе Бонде. Остров можно увидеть в фильме «007. Координаты: Скайфолл».

Читайте также:
Виза в США безработным: дадут ли ее и как получить в 2022 году

Добраться на остров Хасима в Японии можно на лодке только в составе организованной экскурсии. Дорога из порта Нагасаки на Хасиму составляет менее часа. В Нагасаки есть несколько туристических компаний, которые организовывают поездки на остров.

Самостоятельно на Гункандзиму добраться невозможно. Иные способы пробраться на остров нелегальны.

На самом деле, на острове Хасима ничего не снимали 🙂 Так как попасть сюда можно лишь в составе тура, для съёмочной группы исключение не сделали.

Однако, мрачный японский остров так вдохновил создателей бондианы, что они воссоздали в павильоне студии Pinewood постапокалиптические заброшенные здания Хасимы. В итоге Гункандзима появилась в фильме «007. Координаты: Скайфолл».

Сегодня попасть на остров Хасима в Японии можно с помощью круиза. Довольно долгое время действовал запрет на посещение острова, но с 2009 года это снова стало возможным.

Мы брали круиз на остров Хасима у компании, которая называется Gunkanjima Cruise. Надо иметь в виду, что ни у одной из круизных компаний нет нормального английского сопровождения, так что придётся слушать японский язык и любоваться видами 🙂

Делаем небольшую остановку на островке Такасима (高島).

Здесь есть выставочный зал с небольшой экспозицией, посвящённой острову Гункандзима. Можно посмотреть на макет острова. Именно по ближней к зрителю части острова-призрака мы будем гулять.

Вот, наконец, кораблик подходит к острову Хасима:

Своё прозвище Гункандзима получила из-за схожести по форме с gunkan — военным кораблём. Любители японской кухни знают, что есть такой вид суши. 🍣

Итак, что же такого мрачного произошло с островом Хасима и почему люди покинули его?

Остров-призрак Хасима

История острова Хасима довольно печальная.

В XIX веке Хасима была самым густонаселённым местом на планете! Всё началось с того, что в 1890-м году остров выкупила компания Mitsubishi, после чего здесь началась добыча угля в промышленных масштабах. На Гункандзиме построили целый город для шахтёров, которые здесь жили, проводили досуг, рождались и умирали, и конечно, много и очень тяжело работали.

Количество шахт росло, росла и площадь острова Хасима. Территория густо застраивалась домами, чтобы вместить всех рабочих. Это здорово экономило деньги корпорации: не нужно было тратиться на транспортировку шахтёров туда-сюда из Нагасаки. Люди жили в настоящих муравейниках.

На Хасиме трудились не только японцы, но и пленные корейцы и китайцы, которых полегло тут довольно много. Об этом на экскурсии рассказывать не любят.

После того, как мир узнал о нефти, добыча угля стала убыточным делом и потихоньку сошла на нет. В 1974 году Mitsubishi официально закрыла шахты Гункандзимы. Остров Хасима опустел.

Сегодня здания обветшали и находятся в аварийном состоянии. Причин тому несколько: время, влажный климат, частые тайфуны, налетающие на Японию и на эти места в том числе.

Шахтёры и их семьи покинули остров Хасима довольно быстро, бросив многие вещи и мебель, вероятно, из-за дороговизны перевозки.

На Гункандзиме были построены 2 школы, детский сад, храмы, 2 бассейна, кинотеатр. Каждый метр пытались использовать с толком: например, на крышах домов были разбиты огороды и скверики. Квартиры у шахтёров, понятное дело, были крошечные.

Вот так остров Хасима выглядит сегодня:

Думаю, ночью среди развалин и зияющих пустотой глазниц окон должно быть довольно жутко.

Здания совсем обветшали, и легко могут обрушиться. Поэтому туристы могут пройтись лишь по огороженной дорожке в южной части Гункандзимы, где территория более-менее открытая и нет опасности обрушения. Гиды зорко наблюдают, чтобы никто не лез куда не надо.

В 2008 году был поднят вопрос о том, чтобы отнести остров Хасима к списку всемирного наследия ЮНЕСКО, но южнокорейские власти воспротивились. Тем не менее, в 2015 году это всё-таки было сделано.

Несмотря на то, что на Хасиме никто не живёт ввиду её музейного статуса, сюда приплывают рыбаки и ловят рыбу. Говорят, лишь у некоторых рыбаков из Нагасаки есть на это разрешение.

Когда-то жилой многоэтажный дом на острове Хасима:

Сейчас все эти здания находятся в аварийном состоянии. Смотря на чёрные дыры окон, я задалась вопросом: возвращался ли кто-то из бывших жильцов Хасимы на остров? Даже посторонний посетитель испытывает грустные и странные ощущения. Что думает человек, у которого прошло на Хасиме, например, детство? Что он должен чувствовать, глядя на эти развалины?

Читайте также:
Погода в Омане в январе 2022 температура воды и воздуха. Отзывы, фото

Остров-призрак Хасима: взгляд изнутри

Конечно, нам тоже стало любопытно, как выглядит заброшенный город-призрак изнутри. В 2013 году Google отснял панорамы по всему острову Хасима — везде, где только можно пролезть. И в квартирах, и в узких улочках Хасимы, и в длинных коридорах забытых полуразвалившихся зданий. Понятия не имею, как им удалось получить разрешение 🙂

Предлагаем вам прогуляться по опустевшему городу вместе с нами. Все фотографии Хасимы открываются по клику в большом разрешении.

Как видите, мебели совсем нет — или растащили мародёры, или же жители Хасимы всё-таки смогли увезти вещи с собой. Состояние зданий совсем аварийное, я бы не стала повторять такой подвиг.

Вам тоже интересно заглянуть в заброшенную квартиру на Гункандзиме? Кликайте на панораму:

Вот такой он, заброшенный город Хасима в Японии. А нам пришло время возвращаться с острова-призрака на большую землю и в реальную жизнь.

Как раз новая партия туристов подоспела:

Так выглядит остров Хасима в Японии сверху. Скрин сделан в google maps. Здесь видна форма острова и становится понятно, почему его называют гункан.

А вот кадр из Скайфолл:

Сложно представить, что на этом клочке земли у кого-то проходила вся жизнь.

Если вы окажетесь на острове Кюсю и в Нагасаки, любите необычные места или фильмы про Джеймса Бонда, обязательно поезжайте на остров Хасима. Место интересное и неоднозначное. В особенности остров Хасима в Японии понравится сталкерам и любителям заброшенных мест.

Если вы едете на экскурсию на остров Хасима, Япония

  • Круизы на остров Хасима отправляются с пирса Мотофунамати в Нагасаки. Бронировать круиз надо заранее.
  • Экскурсия на остров Хасима проходит на японском языке.
  • Имейте в виду, что самостоятельно погулять по Гункандзиме не получится. Туристы могут пройтись лишь по паре дорожек под зорким присмотром гидов.
  • Ввиду частых больших волн посещение острова Хасима при покупке круиза не гарантировано. В случае дождя, плохой погоды, беспокойных волн велик шанс (более 50%), что придётся разворачиваться и плыть обратно в Нагасаки.
    Нам повезло с погодой. Удачи и вам!

Напоследок — карта острова Хасима с расположением построек. Красным цветом на схеме выделена территория, которую можно посетить в экскурсии на Хасиме — от пирса до бассейна и обратно.

Фотография с сайта www.gunkanjima-museum.jp

Хасима: история заброшенного Японского города-острова

Хаси́ма — яп. 端島, «пограничный остров»

Покинутые помещения, раскиданные по ним обрывки былой жизни,
что кипела в опустевших бетонных комнатах, меня всегда тянуло
к чарующим «заброшкам».
Хочу вас познакомить с историей одной из таких «заброшек» — островом «Хасима» или как его ещё называют «Гункандзима», покоящегося в водах Восточно-Китайского моря, поэтому заваривайте кофе или чай и присаживайтесь поудобней. ( o˘◡˘o)

История острова дошедшая до нас началась в 1810-м году, когда японские рыбаки плававшие недалеко от него решили прогуляться по берегу обрубка заросшей скалы посреди моря, которую по-видимому ранее касались лишь волны Восточно-Китайского моря и птицы, что на нём гнездились.
К своему удивлению нашли они на поверхности острова уголь,
как добропорядочные хозяйственники они конечно же прихватили немного угля с собой по возвращению домой, а как водится в тесной общине где все в деревне знают всех — известие об острове, на поверхности которого лежит драгоценный уголь быстро разлетелось.
Ну как быстро.
Чтобы об этом острове узнали достаточно влиятельные люди понадобилось пол века, а до того рыбаки так и плавали на остров за гостинцем, за что их в народе и прозвали «роющими в море».

Где-то в 1869-м году некий клан, название которого я не смог установить, заметив, что уголь так и не кончается уходя в глубь, взял дело в свои мохнатые руки.
Однако 4 компании по добыче угля провалились, не знаю с треском ли, но видимо убытки были велики, а цель не оправдывала средства, потому что среди всех попыток только первая смогла продержаться около года под ударами волн, что нёс привычный для этих вод тайфун.
Японцы тогда всё ещё придерживались построек из дерева, которые показали себя хорошо в случае с землетрясениями, но это явно не подходило в случаях, когда ты на клочке земли 220 на 120 метров и с разных сторон надвигаются волны, которые могут достигать и 10-ти метров. Звучит не очень безопасно, правда? Только вот в этих условиях надо было не просто жить, но и копать шахты, которые преспокойно затапливало унося жизни рабочих.

Читайте также:
Автобус Москва — Узловая Как С Добром Добраться!

Попытки добыть здесь уголь бросили почти на 10 лет, пока в начале 1880-х годов на остров не приплыл клан «Фукахори», посмотреть,
что за чудо уголь тут зарыт, который яро защищает бушующее море.
Усилием клана здесь, к 86-му году завершится раскопка первого ствола будущей шахты, глубина его — 36 метров.
Конечно же это не уйдет от взора и слуха более сильных кланов,
а точнее Компании «Мицубиси», что была основана в 1870-м году неким Ивасаки Ятаро. Мицубиси выкупает остров в 90-м году забирая под свой контроль добычу угля на нём, а денег у Компании было достаточно, чтобы развернуть куда более масштабные раскопки угля.
Здесь начинается поистине грандиозная застройка острова, настолько грандиозная, что к 1891-му году на остров будет налажена регулярная поставка питьевой воды, а в 93-м откроется начальная школа для детей шахтёров, что переезжают сюда семьями.

Пройдёт ещё два года и остров пробурят в глубь на 200 метров добывая уголь,
а к 1898-му году прорубят третий и последний ствол, который
в будущем достигнет глубины в 600 метров.
Стоит ли говорить, что Мицубиси явно получала хороший доход
с разработки угля на Хасиме, что способствовало как увеличению острова в размерах: ненужную породу выкопанную из недр острова свозили на берег и разравнивали, получая новые территории для застройки острова, так и развитию самого острова: по его периметру, начиная с 1900-го года стали расти железобетонные стены, призванные защитить от сокрушительности морских волн.

Территория острова так и продолжала расширяться, а сам остров застраиваться домами для шахтёров и их семей, уголь казалось не заканчивался, а шахты углублялись, в связи с чем Компании требовалось всё больше людей, для работы в шахте.
Понадобилось нанять рекрутёров, или по-простому «зазывал», которые приглашали честный народ на остров, работать в шахте, конечно же условия описанные зазывалами вряд ли можно было назвать реальными, отчасти поэтому вновь прибывшие сюда, после увиденного, быстренько приходили в игорные заведения и притоны, которые Мицубиси так щедро выстроила к их приплытию заселив проститутками, а склады забив добротным сакэ. Ну не рай ли на земле?
Вот и Компания так думает, поэтому уже к 1916-му году завершится постройка первого многоэтажного железобетонного строения в 7 этажей — теперь это жильё семей шахтёров нового для Японии типа, раньше в Японии были постройки из дерева, тут как раз, по всей видимости, пришёлся опыт зарубежных коллег приплывших совсем недавно в Японию на пмж после «Ансэйских договоров» 1858-го года (в «Стране восходящего солнца» стали появляться «Европейские кварталы»).
Деревянные постройки стали потихоньку сносить, переселяя всех
в железобетонные новостройки, среди которых была вторая визитная карточка острова: комплекс зданий 16-19 в 9 этажей, построенный к 1918-му году , который напоминает букву «Е» с ещё одним горизонтальным делением, где вертикаль, это коридор на всех 9-ти этажах соединяющий сами дома и защищающий эти самые дома от ненастной погоды со стороны моря.

В 1921-м году один из журналистов, что приплывёт посмотреть
на чудо-остров-город, который по добыче и качеству угля занимает лидирующие позиции, подплывая к нему отметит схожесть острова с новым военным линкором Мицубиси. Так в народе укоренится прозвище «Гункандзима» — остров-военный корабль. (я, честно, так и не понял, по всей Японии Хасима занимала лидирующие позиции в добыче угля или только среди остальных островов, на которых добывался уголь, одним из таких был как раз ближайший сосед Хасимы — «Такасима»)
Жизнь на острове между тем кипит, открываются магазины, публичная душевая, кинотеатр, медпункт, а вот уже и Компания готовит рабочим социальные пакеты, которые те получат к 1927-му году. Ройте и дальше уголь, а если что, то тут вам и медицинское страхование теперь полагается, образование, если захотите, ну а там и остальные льготы недалеко.

Как вы наверное знаете, в 1937-м году Япония, окрылённая успехами в первой японо-китайской и русско-японской войнах, в очередной раз вторгнется в Китай, начиная вторую японо-китайскую войну, отсюда начинается самый жестокий период жизни острова.
Часть этого периода вы можете посмотреть в очень добротном южно-корейском фильме «Кунхам. Пограничный остров».
Очень скоро шахтёров Хасимы на самых тяжелых позициях начинают сменять военнопленными китайцами и корейцами, а сам остров сильно военизируется. Конечно же эти хорошие восточные соседи на счету у японцев как расходный материал, о чем мы можем понять по увеличивающейся смертности на острове в 40-ых, когда за год могло погибнуть несколько тысяч человек. В 1945-м году проплывающая мимо американская подлодка собьёт поставленный на якорь у острова перевозчик угля «Сирасу Мару».
А пролетавший мимо бомбардировщик скинет пару-тройку бомб
на электростанцию задев второй вал шахт, из-за чего тот останется навсегда погребён и затоплен вместе с не успевшими выбраться шахтёрами.
На этом закончится история Хасимы как острова, куда отправляют пленных и те больше не возвращаются.

Читайте также:
Фотографии казино Монте-Карло

Остров довольно быстро восстанавливается после войны и уже
в 1946-м году будет основан профсоюз угледобывающих предприятий «Цусима», который после продолжительных конфликтов с Компанией Мицубиси сможет добиться повышения условий труда
и заработной платы для шахтёров, чем вызовет новую волну миграции на остров, уже добровольную.
Дома продолжают строиться, а сам остров заполняться жёнами и детьми шахтёров.Условия жизни на острове набирают обороты, всё меньше шахтёров по отношению к населению и всё больше дополнительного персонала поддерживающих жизнь острова. Дети учатся в школе, а после занятий идут на крыши домов, по которым раскинулись сады с дозревающими огурцами и помидорами, а там смотри и праздник скоро или спортивное мероприятие, теперь тут есть и такое.
Уже к 1960-му году население острова достигнет своего пика — 5267 жителей города-острова Хасима, которым нравится тут жить, у них есть практически всё, а чего нет на острове, привезут торговцы из самой Японии как на заказ.
Но по иронии в этот период человечество активно переходит с угля на нефть, а сам уголь на острове казалось бы начинает иссякать, из-за чего развитие острова прекратится к 1970-му году, когда будет достроено последнее здание на острове, к этому моменту население успеет уменьшиться до 3000 лениво покидающих остров день за днём бывших жителей оного.В 1974-м Хасиму покинут последние люди, задачей которых было подорвать мины, завалив тем самым до сих пор не исчерпанные запасы угля, судя по понятному мной из японского сайта посвящённого острову.

Ещё много раз в СМИ Японии их соседей будет подниматься вопрос гуманности происходившего на острове в 40-ые годы, но все они так или иначе поутихнут с течением времени, а ЮНЕСКО включит сам остров в список Всемирного наследия в 2015-м году, чему будут противиться уже известные вам соседи Японии.
Сейчас остров открыт к посещению, к нему ходят редкие туристические лодки, конечно по всему острову вам не дадут просто так прошвырнуться, но хотя бы одну тропу на безопасном удалении от рушащихся построек сделали, и на том спасибо.

А вам спасибо за ваше время, надеюсь, вы получили удовольствие
от этой статьи, и если вам этого не хватило, прошу проследовать
на мой сайт посвящённый острову, где я постарался визуализировать застройку острова по годам, расписав и показав где, что и как.
На сайте, к слову, ещё больше информации в разделе «статья»
про быт на острове и его устройство, а так же в разделе «проект»
вы можете узнать про то, как я делал этот проект, куда смотрел
и что читал, там же ссылки на интересные статьи, сайты и прочие материалы посвященные всё тому же острову-военному кораблю.
( ´ ∀ `)ノ~❤

Хасима: шахтерский остров-призрак в Тихом океане

На протяжении полувека Хасима был самым густонаселенным местом на планете. На территории в 3,5 гектара здесь жило больше пяти тысяч человек: город и его подземелья в буквальном смысле кишели людьми. 20 апреля 1974 года последний местный житель ступил на палубу теплохода, уходившего в Нагасаки, и вот уже без малого 40 лет в построенных еще в начале XX века многоэтажках живут лишь редкие чайки. Onliner.by рассказывает об индустриальной истории и печальном настоящем шахтерского острова-призрака, острова-линкора, японской Хасимы, мекки всех любителей покинутых человечеством городов.

«Пограничный остров», именно так с японского переводится Хасима, расположен на юге страны, в Восточно-Китайском море в 15 километрах от печально известного Нагасаки. Его второе название, наверное даже более популярное в Японии, — Гункандзима, «остров-линкор».

Так его прозвали еще в 1920-е годы. Журналисты местной газеты заметили, что силуэт Хасимы напоминает огромный линейный корабль Tosa, строившийся в то время корпорацией Mitsubishi на верфи в Нагасаки. Линкор длиной 234 метра должен был стать флагманом Императорского военно-морского флота Японии, однако стал жертвой «Договора пяти держав», соглашения, подписанного в 1922 году в Вашингтоне и ограничивавшего морские вооружения. Тем не менее «корабельное» прозвище к Хасиме приклеилось прочно, тем более что в конечном итоге остров, по сути, повторил судьбу линкора.

Читайте также:
Какие крупы едят в разных странах и сколько они стоят

Хасима не всегда выглядел так внушительно. До конца XIX века это был один из великого множества малопригодных для разумных форм жизни скалистых островков в окрестностях Нагасаки, популярных только среди местных птиц да изредка посещаемых рыбаками.

Все изменилось в 1880-е годы. Япония переживала мощную индустриализацию, ценнейшим ресурсом при которой становился уголь. Грандиозный успех шахт соседнего острова Такасима способствовал освоению альтернативных источников сырья, способных обеспечить бурно развивающуюся металлургию Нагасаки. В 1887 году первую шахту на Хасиме основал семейный клан Фукахори, а в 1890-м остров за 100 000 иен выкупил Mitsubishi, один из самых крупных японских промышленных конгломератов. На снимках конца века Хасима выглядит уже обитаемым, человек активно приступил к освоению его природных богатств.

А угля стране требовалось все больше и больше. Рост большой индустрии сопровождался и увеличением аппетитов, как это принято было раньше говорить, агрессивной японской военщины. Успех в китайско-японской (1894—95) и русско-японской (1904—05) войнах лишь разогрел экономику империи. Концерн Mitsubishi, обладавший практически неограниченными финансовыми средствами, разработал проект подводной добычи угля на Хасиме. В 1895 году компания открыла новую шахту глубиной 199 метров, еще одну — в 1898 году. В конечном итоге под Хасимой и окружающим его морем образовался настоящий лабиринт из подземно-подводных выработок глубиной до 600 метров ниже уровня моря.

Пустую породу, извлекаемую из шахт, Mitsubishi использовала для увеличения территории острова. Менеджмент компании уже разработал план строительства на Хасиме целого города для шахтеров и обслуживающего их персонала. Этого требовали растущий масштаб угледобычи и соображения экономии, ведь в таком случае можно было отказаться от ежедневной доставки новых рабочих смен морем из Нагасаки.

В конечном итоге площадь Хасимы, во многом отвоеванная у Тихого океана, составила 6,3 га. С запада на восток длина острова составляет 160 метров, с севера на юг — 480 метров. В 1907 году Mitsubishi окружила свою собственность железобетонной стеной, препятствовавшей размыванию ее территории морем и частыми здесь тайфунами.

В 1916 году, когда на Хасиме уже добывалось 150 000 тонн угля ежегодно, а его население составляло около 3000 человек, Mitsubishi начала здесь масштабное строительство. За 58 лет корпорация возвела тут около 30 многоэтажных жилых домов, госпиталь, школы, детсад, плавательные бассейны, храмы, кинотеатр и клуб для шахтеров. Одних магазинов на острове работало 25 штук. Его силуэт наконец начал напоминать линкор Tosa, Хасима получил свое прозвище.

На плане отмечены основные объекты острова-линкора, речь о которых пойдет в дальнейшем. 1 — госпиталь, 2 — дом №65, 3 — школа, 4 — комплекс Nikkyu, 5 — «Дом Гловера», 6 — детская площадка, 7 — зона шахт, 8 — кинотеатр.

Первым крупным зданием Хасимы стал т. н. «Дом Гловера» (на фото ниже под цифрой 1), названный в честь будто бы проектировавшего его шотландского инженера Томаса Гловера. Семиэтажный жилой дом для шахтеров с магазином на цокольном этаже и садом на крыше сдали в эксплуатацию в 1916 году. Это было первое в Японии железобетонное здание таких масштабов. Хасима в принципе стал полигоном для испытания нового для страны строительного материала, позволявшего возводить сооружения невиданных ранее масштабов.

Квадратное в плане здание с внутренним двором служило одной цели — дать жилье как можно большему количеству рабочих. Стандартная квартира напоминала скорее келью: одна комната площадью 10 квадратных метров с окном и небольшой прихожей. Кухня, ванная и туалет были общими на этаж. По сути это было общежитие в современном его понимании.

Спустя два года в центральной части острова появился еще более масштабный комплекс, получивший название Nikkyu. Девятиэтажный колосс в форме буквы E насчитывал 241 столь же скромную, как и у предшественника, комнату.

Любое свободное пространство в условиях крайне ограниченной территории старались использовать с толком. В чрезвычайно узких двориках между зданиями и склоном скалы были организованы небольшие скверики для отдыха жильцов.

Строительство жилых домов здесь продолжалось даже во время Второй мировой войны, когда в других районах страны оно было заморожено. Топливо по-прежнему было необходимо воюющей империи. В 1941 году на Хасиме установили рекорд — добыли 410 000 тонн угля, а в 1944-м Mitsubishi закончила возведение крупнейшего здесь жилого комплекса — т. н. «здание №65», 9-этажное П-образное здание на 317 квартир, единственный дом в своем роде, построенный в Японии в первой половине 1940-х.

Читайте также:
Огни и пепел - три дня на вулканах Явы: Бромо и Иджен

Рядом с ним находится т. н. «перекресток соленых дождей» — одно из немногих мест на острове, которое не достигали волны Восточно-Китайского моря во время тайфунов. Здесь население жилого квартала могло переждать непогоду, прежде чем пересечь открытое ветрам и морю пространство.

Неподалеку еще один культовый объект Хасимы — «Лестница в ад». Казавшийся бесконечным местным жителям подъем вел к храму Senpukuji. Непонятно, что казалось обитателям острова более адским — необходимость преодолевать сотни крутых ступенек или последующий спуск в узкие лабиринты улочек города, часто не видевших солнечного света.

К храмам на Хасиме относились серьезно — шахтерский труд и сейчас, а в первой половине XX века в особенности, остается крайне опасным занятием. Во время Второй мировой многие из молодых горняков острова были призваны в армию, Mitsubishi заменила их гастарбайтерами из Китая и Кореи. По разным подсчетам жертвами беспощадной эксплуатации на шахтах и полуголодного существования стали 1300 привезенных сюда пленников. Кто-то погибал в забое, кто-то умирал от истощения и болезней, бывало даже несчастные бросались с островной стены в отчаянной, в большинстве случаев тщетной попытке добраться до «большой земли». И ими, конечно, число погибших на Хасиме за 87 лет горных разработок тут не ограничивалось. На совести у острова и Mitsubishi тысячи жизней.

После окончания войны уголь Хасимы по-прежнему был востребован. Экономика Японии начала бурное восстановление уже в мирном русле. 1950-е стали «золотым десятилетием» острова: компания-владелец стала вести бизнес куда более цивилизованно. В шахтерском городке была построена больница, а в 1958 году открылась огромная 7-этажная школа, ставшая последним крупным зданием, возведенным здесь.

С первого по четвертый этаж комплекса занимала начальная школа, выше располагались старшие классы. На самом верхнем уровне находились спортивный и актовый залы.

Своего пика население Хасимы достигло в 1959 году. На шести с небольшим гектарах острова, из которых только 60% были жилыми, жило 5259 человек. Плотность населения здесь составляла 1391 человек на гектар — в этом смысле у Хасимы конкурентов не было. Это было самое густонаселенное место на планете — жилые кварталы были буквально забиты людьми.

Автомобилей здесь, разумеется, не было. Как поговаривали местные жители, из одного конца в другой остров можно было пересечь быстрее, чем выкурить сигарету. Не нужны были даже зонты: запутанный лабиринт крытых лестниц, коридоров и галерей объединял практически все постройки жилых кварталов, позволяя в случае необходимости в принципе не выходить на открытый воздух.

Остров Хасима, Япония

Этот очень небольшой островок, его береговая линия не превышает одного километра. Он является наглядным доказательством того, как быстро разрушается всё, построенное руками людей, а затем по каким-либо причинам заброшенное ими.

Остров находится всего в 15 километрах от японского города Нагасаки. Его второе название — Гункандзима, что на японском означает «крейсер». С моря укрытые бетоном берега и высокие здания острова действительно похожи на мощный, но мрачный корабль. История освоения острова, который до этого представлял собой обычную скалу, покрытую зеленью, началась в 1810 году.

Именно тогда на Хасиме нашли уголь и начали его активно добывать. Занималась добычей известная далеко за пределами Японии корпорация Mitsubishi. Своего расцвета остров достиг к 50-м годам прошлого столетия. Плотность населения здесь в 1959 году достигала рекордного показателя — 5239 человек на квадратный километр! Сложно представить, как такое огромное количество людей помещалось на столь небольшом острове, особенно с учётом того, что он далеко не весь представлял собой жилую зону. На Хасиме тогда работали и школы, и кафе, было своё кладбище и даже два плавательных бассейна.

Однако, всё когда-нибудь заканчивается. Закончились и запасы угля, который, кстати, добывали в весьма сложных условиях. Делать на Хасиме оказалось больше нечего и население стало массово покидать остров, переезжая в другие части Японии. К 1974 году все шахты были закрыты, и остров стал полностью безлюдным.

Первоначально японские власти полностью запретили посещение острова, опасаясь, что он станет местом притяжения для мародёров и чёрных копателей. Однако, такое интересное в своей мрачности место не могло остаться без внимания туристов. Например, Хасима стал местом съёмок документального фильма «Жизнь после людей», а также отличными декорациями для одного из эпизодов киноленты «007: Координаты «Скайфолл».

Читайте также:
Бухта Дадунхай на острове Хайнань: как добраться и где отдохнуть

Карта

Расположение на карте. Координаты: 32°37′39″ сш 129°44′18″ вд

View 360°

Панорама, прогулка по острову.

Сейчас туристические корабли привозят всех желающих увидеть, как может выглядеть покинутый более 40 лет назад город, на Хасиму из Нагасаки. Но большая часть зданий острова уже сейчас находится в аварийном состоянии и туристам разрешено посещать только особую, самую безопасную зону. Чтобы превратить остров в музей быта и культуры японских шахтёров требуется немало вложений, поэтому Хасима постепенно приходит всё в больший упадок.

Фотографии острова

ВИДЕО

Путешествие на остров. Hashima — Gunkanjima, Japan.

Заброшенный город Ганкаджима

Острова Хашима (что переводится с японского как Пограничный остров) – один из 505 необитаемых островов в префектуре Нагасаки, приблизительно в 15 километрах от Нагасаки непосредственно. Также он известен как Ганкандзима, что означает Остров линейного корабля – причиной тому силуэт острова с высокими обрывами в море.

Все началось в 1890 году, когда компания Mitsubishi выкупила остров и начала добывать уголь со дна моря. Работы потребовали множества людей, и вскоре на острове были построены жилые комплексы, значительно более прочные, чем дома на материке, предназначенные для защиты от частых ураганов и непогоды

К 1959 году плотность населения на острове составляла 835 человек на гектар – это если в среднем по острову, а на гектар жилого района – 1391 человек, одна из самых высоких плотностей населения, когда-либо фиксировавшаяся в мире. Но в 60-е годы нефть пришла на смену углю, угольные шахты начали закрываться, и в 1974 году Mitsubishi официально объявила о закрытии месторождения. Сегодня остров пуст и гол, и даже туристические поездки туда запрещены.

По версии Википедии & Google Earth такие мощные укрепления берегов необходимы были для защиты острова от тайфунов – он ведь в открытом море.

Добраться до Ганкаджимы не только сложно, но еще и практически невозможно, так как в последние годы доступ на остров запрещен. Запрет объясняется по разному, но в принципе существуют две основные причины – это опасность нахождения на острове из-за ветхости построек, а также попытка таким образом спасти остров от черных искателей, разоряющих его строения. Доплыть до острова незамеченным вряд ли получиться. Главное помните, что с законом в Японии строго – если Вас поймают, то кроме наказания в виде штрафа или каких-либо других санкций, Вам могут отказать в дальнейшем в выдаче визы и тогда Вы уже больше не сможете посетить эту удивительную страну.

Правда не исключена возможность посетить остров легально, если при этом Вы сумеете договориться с администрацией Нагасаки и получите от них разрешение.

Вообщем решайте сами, а если что, то добраться до Ганкаджимы можно самолетом из Москвы через Токио до Нагасаки. Далее от Нагасаки по трассе на юг до самого близкого места к острову на побережье (примерно 20 км). Далее катером (лодкой) на запад до самого острова (около 5 км).

Гунканджима (Gunkanjima) в переводе с японского означает «крейсер», назван так потому, что из-за построек, остров с моря напоминает военный корабль.

Изначально остров это была просто скала в море размером в 1 км2, который создали искусственно, когда копали шахты. К 30-м годам XX века Хасима стал серьезным промышленным центром: кроме шахт, там появились военные заводы. В течение 50 лет он был самым густонаселенным местом на земле — пять тысяч двести пятьдесят девять человек (1959)[1] при береговой линии острова около 1 км. К 1974 году все жители покинули остров ввиду иссякших ископаемых, и город превратился в город-призрак. Долгое время посещение острова было запрещено, так японское правительство попыталось обезопасить остров от «черных копателей» — предметы быта из мертвого города становятся объектом охоты богатых коллекционеров. В настоящий момент посещение острова разрешено, но доступ туристам открыт только к специально оборудованной, для безопасного пребывания, части острова. Также есть планы по превращению острова в своеобразный музей культуры и быта шахтеров, но для реализации этих планов требуются громадные финансовые вложения (почти все постройки на острове находятся в аварийном состоянии).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: