Древний город Куня-Ургенч, Туркменистан — подробная информация с фото

Кёнеургенч (Куня-Ургенч)

Кёнеургенч (Куня-Ургенч)

Куня-Ургенч располагается на земле древнего Хорезма, в 480 км к северу от Ашхабада вблизи старого русла Амударьи, он был одним из крупных городов Великого шёлкового пути.

Дата его основания неизвестна, но остатки старейшей крепости города «Кыркмолла» (туркм. Kyrkmolla — Сорок мулл) относят к античному периоду (II—V вв. до н. э.). Город упоминается в священной книге зороастрийцев — Авесте под названием «Урва», «Урга»; а в китайских источниках о нем писали уже в I в. н. э.

В кангюйский период город известен под названием «Хангирд», «Хаджирд».

В середине VIII века город попадает под власть арабов. После арабской экспансии получает название Гургандж. В X веке на правобережье Амударьи правили наместники Саманидов, постепенно отмежевавшиеся от сюзеренов. Так возникло северохорезмское государство Ургенчский эмират, столицей которого и являлся этот город. В Саманидской империи он уступал по величине лишь Бухаре. В 995 году эмир Мамун ибн-Мухаммад победил Южный Хорезм, убив последнего афригида Абу-Абдаллаха Мухаммада. Объединив под своей властью весь регион, он стал править из южнохорезмской столицы Кята. В 1017 году Хорезм был завоёван Махмудом Газневи.

С возвышением новой хорезмской династии Ануштегинидов, город возвращает столичный статус и при Алауддине Мухаммаде оказывается центром огромной империи на территории Средней Азии и Среднего Востока. XII и начало XIII века были периодом расцвета Ургенча, превосходившего по численности населения и известности все города Средней Азии. В 1221 году город, носивший название «сердце ислама», Куня-Ургенч восстал против жестокого Чингизхана и был разрушен монголами.

После похода Чингисхана Ургенч был включён в состав улуса Джучи, а затем в 1359 году стал независимым в системе золотоордынского ханства. Особую роль в его развитии в первой половине XIV века сыграли местный правитель Кутлуг-Тимур и его жена Тюрабек-ханым.

Очередное разрушение города в 1388 году в ходе завоевательных походов Тамерлана, а в XVI веке неожиданное изменение направление русла Амударьи на север вынудили его жителей покинуть это место навсегда. В 1646 году после построения на территории Узбекистана нового города Ургенч старый Ургенч стал называться Кенеургенч (Старый Ургенч). После этого на долгие годы Ургенч попадает в забвение, пока в 1831 году, при строительстве оросительного канала Хан-Яб, сюда снова не приходят люди. Поэтому многие великие памятники Куня-Ургенча дошли до наших дней в сильно разрушенном состоянии.

Первые археологические раскопки в старом городе были проведены Александром Якубовским в 1929 году. К этому времени большинство памятников Кёнеургенча были полностью или частично разрушены.

Древнейшим сооружением городища является крепость «Кыркмолла», на месте которой в XI веке была построена так называемая «Академия» султана Мамуна ибн-Мамуна, где обучались энциклопедист Абу Рейхан аль-Бируни (973—1048) и естествоиспытатель, врач и философ Абу Али ибн-Сина, известный на Западе как Авиценна (980—1037). По народной легенде, во время нашествия Чингисхана в этом здании спряталось сорок мулл и в результате их молитв оно перевернулось вверх дном.

В древнем городе находится ряд памятников, относящихся в основном к периоду XI—XVI веков, включая мечеть, ворота караван-сарая, крепости, мавзолеи и минарет. Они свидетельствуют о выдающихся достижениях в архитектуре и ремеслах, влияние которых проявилось в Иране и Афганистане, а позднее, в ХVI веке — и в архитектуре империи Великих Моголов в Индии.

В настоящее время на территории города расположены три небольших мавзолея XII века и более совершенный мавзолей Тюрабек-ханым XIV века, который был почти полностью восстановлен в 1990-е годы. Наиболее известным мавзолеем «Старого Ургенча», прежде всего среди исламских паломников, является мавзолей Наджм ад-дин ал-Кубра (наджм ад-дин (араб.) — «Звезда религии (веры)») — суфийского подвижника XIII века, который считается основоположником суфизма в Хорезме.

Главная достопримечательность Куня-Ургенча — 60-метровый минарет Кутлуг-Тимура, построенный в середине XIV века. В настоящее время это самый высокий кирпичный минарет в Средней Азии. Следует также отметить самый старый из уцелевших памятников — мавзолей Иль-Арслана (1157—1172), который увенчан 12-гранным коническим куполом, облицованным глазурованным кирпичом.

К северу от города находится обширный средневековый некрополь «360 святых». По одной народной легенде, в нём находятся тела 360 исламских святых, в основном учеников пророка Мухаммеда, которых он послал во все концы света для проповедования ислама и велел вернуться обратно в Ургенч. По другой легенде, эти тела принадлежат исламским святым, принявшим мученическую смерть во время разрушения города войсками Чингисхана.

К другими памятниками Куня-Ургенч относятся:

  • Мавзолей Тюрабек-ханым
  • Минарет Мамуна (X—XI вв. н. э.)
  • Мавзолей Кыркмолла (II в до н. э. — III в н. э.)
  • Медресе ибн-Хаджыба (XIV—XVI вв.)
  • Мавзолей Арслан II (самое старое здание в городе — дата его закладки ориентировочно оценивается XI веком)
  • Мавзолей Фахр ад-Дин Рази (XIII в.)
  • Мавзолей Азизан Аль-Раматани (XIII—XIV вв.)
  • Мавзолей Сейд Ахмеда (XII—XIV вв.)
  • Мавзолей Пирярвели (XIV—XVII вв.)
  • Мавзолей Гулигердан (XII в.)
  • Мавзолей Хорезимбаг (XIII—XVIII вв.)
  • Мавзолей Дашгала (XIV—XVI вв.)
  • Мавзолей Маткарим-Ишан (XIX—XX вв.)
  • Мавзолей Султан Али (1580 г.)
  • Мавзолей Текеш-Хорезмшах (XIII в.) с минаретом XIV века
  • Мавзолей Дашмеджет (1903—1908 гг.)
  • Крепость Ак-Кала (Акгала, I—XIII вв.)
Читайте также:
Погода в Сиде в ноябре 2022 температура воды и воздуха. Отдых в Сиде осенью

Архитектурные шедевры Куняургенча внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2005 году.

Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках

  • В поисках приключений
  • Далеко и ещё дальше

Кёнеургенч, Небольшой город с большой историей

Город на севере Туркменистана, имеющий два лица — современное скромного, небольшого населенного пункта, и славное, знаменитое, представленное находящимся рядом Государственным историко-культурным музеем-заповедником, объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь охраняются и реставрируются строения XII—XVI вв. древнего Ургенча — одной из столиц Хорезма, могущественного государства Центральной Азии в Средние века.

Точка на карте Туркменистана, именуемая сегодня Кёнеургенч, имеет две ипостаси — небольшой провинциальный город и комплекс выдающихся памятников древнего города Ургенч.

Кёнеургенч, или Куня-Ургенч (Старый Ургенч), — городок ничем не примечательный, похожий скорее на большой поселок. Его обитатели живут в основном работой на ближайших хлопковых плантациях и продажей того, что выращивают на своих земельных участках, или перепродажей других товаров. А вплотную к нему находится объект Всемирного наследия ЮНЕСКО — созданный в 1985 г. историко-культурный музей-заповедник «Ургенч» на месте столицы Хорезма в X—XIII и XIV вв., и вот этот Ургенч имеет уже совершенно иной масштаб в истории и в искусстве.

Когда возник древний Ургенч, точно неизвестно. Развалины крепости Кырк Молла на холме, на северо-востоке Кёнеургенча, датируются V-II вв. до н. э. Известно упоминание о городе здесь, правда, беглое. Оно принадлежит Горго Прокопию из Кесарии (Палестина), сановнику и историку Юстиниана I, императора Восточной Римской империи (VI в.). Первое пространное упоминание об Ургенче в письменных источниках относится к X в., и описывается он как уступавший только Бухаре богатый ремесленный и торговый город, главный в Ургенчском эмирате на левом берегу Амударьи. Там правили наместники Саманидов с середины VIII в.

Ургенч, который арабы называли Гургандж (Джорджаниэ), стоял на перекрестке торговых путей и на Великом шелковом пути. Столицей же Саманидов был Кят. В 995 г. эмир Ургенча Мамун ибн-Мухаммед завоевал правобережный Кят и объединил северный и южный Хорезм. В начале XI в. его на престоле сменяет сын, Мамун ибн-Мамун, просвещенный и гуманный правитель. В 1017 г. он погиб, когда город завоевал Махмуд Газневи. Еще через 25 лет Газневидов победили сельджуки. В 1096 г. приходит к власти самая яркая из династий хорезмшахов Ануштегениды. Время их правления считается самым блестящим периодом Ургенча, столицы Хорезма.

Это счастье обрушили в 1221 г. орды Чингисхана (около 1155 или 1162-1227 гг.). Город был разрушен, а его жители проданы на рынках как рабы. Вскоре Ургенч был включен в состав улуса Джучи, а затем, в 1359 г., в состав Золотой Орды, но уже на положении почти независимого города. Как мудрые и деятельные правители эмиры Ургенча проявили себя в первой половине XIV в., самую добрую память о себе оставили Кутлуг-Тимур и его жена Тюрабек-ханым. Очередной жестокий удар по Ургенчу нанесли в 1388 г. воины монгольского полководца Тамерлана, или Тимура (1336-1405 гг.). Ургенчем первые стали называть Гургандж монголы, а за ними и тюрки.

Короля, как известно, играет свита. В театре это — правило, для сильных мира сего — мировоззрение. Властители Востока всегда стремились держать при своем дворе лучшие умы и таланты своего времени. В столичном Ургенче жили и творили такие столпы интеллектуальной элиты Центральной Азии, как энциклопедист Аль-Бируни, естествоиспытатель, врач и философ Абу Али ибн Сина, или Авиценна (980-1037 гг.), путешественник-купец Ибн Баттута (1304-1377 гг.), математик, создатель алгебры Мухаммад ибн Муса Хорезми, астроном и географ Ахмад Фергани, одним из первых доказавший, что Земля имеет форму шара, ученые-богословы Бухари и Термези.

В 1598 г. Амударья изменила свое русло, и ее воды потекли уже не в Каспийское, а в Аральское море, на север. Для Ургенча это стало катастрофой. До реки, некогда протекавшей у стен крепости Ургенча, теперь было почти 40 км. Одни жители города, влиятельные и богатые, перебрались в Хиву, новую столицу Хорезма, другие — примерно на 150 км севернее, к холму, на котором стояла небольшая крепость, а рядом был торговый кишлак. Переселенцы назвали его Ягди-Ургенч (Новый Ургенч). Оттуда до Амударьи 12 км. Теперь это просто Ургенч, административный центр Хорезмской области Узбекистана.

Город Кёнеургенч (Старый Ургенч) находится на севере Туркменистана, на окраине пустыни Каракумы, вблизи от границы с Узбекистаном, в 40 км от реки Лмударъи и в 105 км на северо-запад от Дашогуза, административного центра Дашогузского велаята (области). Рядом с Кёнеургенчем расположен Государственный историко-культурный музей-заповедник «Ургенч».

Читайте также:
ВВП на душу населения. Рейтинг стран по ВВП. Доход на душу населения. Маршрут проложить

ОСТАВЛЕННЫЙ, НО НЕЗАБВЕННЫЙ

Памятники древнего Ургенча, сохраненные или частично реставрированные, производят грандиозное впечатление, свидетельствующее о высочайшей культуре Центральной Азии в эпоху Средневековья.

В XIX в. Ургенч возродился, точнее, не тот, прежний, блистательный Ургенч, что был столицей Хорезма в 1097-1220 гг., владения которого в этот период простирались от Аральского моря и низовьев Сырдарьи на севере до Персидского залива на юге, от Памира на востоке и до Ирана на западе, а просто небольшой поселок, добавивший к своему названию приставку Куня. Произошло это благодаря тому, что от Амударьи в 1836 г. русскими инженерами был проведен оросительный канал Хан-Яб. В середине XIX в. хивинский хан Мухаммед Эмин попытался перенести сюда столицу своего государства и даже начал возводить стены крепости, но пал в сражении с туркменами, и все в Куня-Урген-че опять замерло. Развитие его началось уже при советской власти, в 1924 г. В 1986 г. поселок Куня-Ургенч получил статус города. Рассказывать о заповеднике древнего Ургенча можно, кажется, бесконечно, его настоящее исследование началось только в XIX в., и до сих пор здесь остаются еще неисследованные курганы, развалины и культурные слои. Самый знаменитый его объект — минарет Кутлуг-Тимура (XIV в.) — самый высокий в Центральной Азии (60 м). На его вершину ведет винтовая лестница из 145 ступенек, по ней можно подняться до отметки на высоте 51 м, где оборудована смотровая площадка.

Мавзолей хорезмшаха Иль-Арслана, называемый также мавзолеем Фахред-дина Рази, — другое знаменитое здание заповедника, одно из первых монументальных строений Центральной Азии, возведенное во второй половине XII в., известное также своим великолепным рельефным орнаментом главного фасада, вырезанным по терракоте, и уникальным шатром с 12 гранями. Фахреддин Рази был ученым-богословом.

Другое здание домонгольского периода в заповеднике — мавзолей хорезмшаха Текеша (Султан-Текеша), сына Иль-Арслана, именуемый также Шереп-Баба и Гёк-Гумбез (вторая половина XII в. — начало XIII в.). Ала ад-Дин Текеш был талантливым и удачливым полководцем. Это при нем Хорезм кардинально расширил свою территорию; дело отца продолжил сын Текеша. Этот мавзолей считается символом абсолютной власти хорезмшахов.

Мавзолей Наджметдина Кубры (XIII в.), основателя дервишского ордена «кубравийа» в исламе, суфийского шейха, — главный памятник и объект паломничества на некрополе «360 святых», где, по преданию, захоронено 360 праведников, учеников Кубры, оказавших героическое сопротивление монголам. По преданию, Кубра проклял Хорезм, после того как шах Мухаммед II наказал его ученика без вины, по ложному доносу. И проклятие сбылось, считали в Ургенче: пришли монголы. В XX в. частично обрушился купол этого мавзолея, сейчас он отреставрирован.

Самым изящным памятником заповедника считается мавзолей Тюрабек-ханым (XIV в.), дочери правителя Золотой Орды Узбек-хана и супруги наместника Золотой Орды в Хорезме Кутлуг-Тимура. Тюрабек-ханым была красива, добра, умерла молодой, и народ Хорезма считал ее святой, что отразилось и в облике мавзолея. Он не очень хорошо сохранился, разрушился его глазурованный купол бирюзового цвета, но даже по сохранившимся фрагментам внутренней отделки купола — а это тонкая мозаика со звездами и цветами — видно, какой любовью народа пользовалась эта женщина.

На территории заповедника есть и еще памятники, в том числе мавзолеи, минареты, ворота караван-сарая, мечети и другие строения. Археологические раскопки здесь были начаты в 1929 г., до этого все исследования велись в основном по древним рукописным источникам, что тоже позволило сделать немало интереснейших открытий, касающихся того, чем был в художественном отношении и какую роль в истории сыграл древний Ургенч.

■ Когда речь заходит об ариях, первое, что вспоминается, — это теория времен нацистского Третьего рейха об «истинных арийцах» с «историческими данными», фальсифицированными для того, чтобы обосновать «чистоту расы» наследников по крови и духу благородных ариев, к которым были отнесены северные европейцы, прежде всего немцы. Это была далеко не первая подобная попытка в истории, начиная с античности. Опираясь на Авесту, собрание священных текстов зороастрийцев, дошедшее до нашего времени (в неполном варианте), эпохи Сасанидов (III-VII вв.), многие историки пробовали выстроить неопровержимую систему доказательств того, откуда точно происходят арии, вернее, арии-индоиранцы; само понятие «арии» — гораздо шире. Безупречной системы доказательств так и не сложилось. И все же древний Хорезм наряду с Согдианой (Хваиризем и Гава-Сугду) остается не единственным, но одним из самых вероятных мест, где, согласно списку Авесты, точнее, ее гимну «Михр-яшт», находилась Айрьянемваэджо — страна ариев, а ее город Урга или Урва — это впоследствии Ургенч. К такому выводу пришел на основе анализа многих древних текстов виднейший австрийский специалист XIX в. К. Э. Захау.

■ В июне 1998 г. в 5 км от Кёнеургенча упал один из самых больших астероидов, посетивших Землю в XX в. Образовалась воронка диаметром 6 м, небесное тело врезалось в землю на глубину 4 м. Судя по найденным осколкам (а найдены не все), общая его масса могла составлять около 1000 кг.

Читайте также:
Как иностранцу открыть счет в банке США

■ В крепости Кырк Молла, что означает «40 мулл», размещались Академия и библиотека эмира Мамуна ибн-Мамуна. По местному преданию, во время монгольского нашествия там забаррикадировались 40 ученых мулл, моля Аллаха о спасении древних рукописей. Как только враги подошли к холму, здание Академии перевернулось и ушло под землю. У подножия холма расположен старинный некрополь, место паломничества. Опять же по преданию, здесь похоронено 360 праведников. На холме бесплодные женщины молят Аллаха о ниспослании им детей. Произнеся молитву, они, закутавшись с головой в покрывало, скатываются с холма вниз.

■ Аль-Бируни, врач и мыслитель, автор фундаментальных для раннего Средневековья трудов по философии, истории, географии, языкознанию, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии и другим наукам, когда умирал и понимал это, призвал к себе друзей. Спокойно попрощался со всеми, а последнего попросил: «Напомни, пожалуйста, что ты толковал мне однажды о методах подсчета неправедных прибылей». «Как вы можете думать об этом сейчас?» — изумился тот. «Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой. » — произнес тихо Бируни.

■ Холм Кырк Молла, развалины крепости и мавзолея Кырк Молла (II в. до н. э. — В. п. Э.)
■ Минарет Кутлуг-Тимура (XIV в.).
■ Мавзолей Иль-Арслана (XII в.).
■ Мавзолей Тюрабек-ханым (XIV в.).
■ Минарет Мамуна (X-XI вв.).
■ Медресе ибн-Хаджыба (XIV-XVI вв.).
■ Мавзолей Арслана II (самое старое здание в городе, дата его закладки — ориентировочно XI в.).
■ Мавзолей Гулигердан (XII в.).
■ Мавзолей Фахреддина Рази (XIII в.).
■ Мавзолей хорезмшаха Текеша (XIII в.) с минаретом XIV в.
■ Мавзолей Дашгала (XIV-XVI вв.).
■ Мавзолей Азизан Аль-Раматани (ХIII-XIV вв.).
■ Мавзолей Сейд Ахмеда (XII-XIV вв.).
■ Мавзолей Пирярвели (XIV-XVII вв.).
■ Мавзолей Хорезимбаг (XIII-XVIII вв.).
■ Мавзолей Султан Али (1580 г.).
■ Мавзолей Маткарим-Ишан (XIX-XX ввb).
■ Мавзолей Дашмеджет (1903-1908 гг.).
■ Некрополь «360 святых».

Население Кёнеургенча: 36754чел. (2014г.).
Территория музея-заповедника: занимает в целом площадь около 640 га, самые известные памятники — около 24 га.
Расстояние до Ашхабада: 480 км.

Город в Туркменистане, административный центр Кёнеургенчского этрапа (района) Дашогузского велаята (области) и примыкающий к нему историко-культурный музей-заповедник. Другие названия древнего Ургенча — Урва, Урга, Хангирд, Хаджирд, Гурганч, Гургандж, Джурджания (Джорджаниэ).
Предположительное время основания древнего Ургенча: I тысячелетие до н. э.
Язык: туркменский.
Этнический состав: туркмены, узбеки.
Религия: ислам (суннитского толка).
Денежная единица: туркменский манат.
Ближайший аэропорт: Ургенч, в Узбекистане (международный), в 150 км.

Куня-Ургенч. Легенды старого русла.

Середина апреля. Каракумы еще не раскалились. Ветрено, солнечно, тепло. Едем в Куня-Ургенч – маленький туркменский городок, несущий в своём названии память о некогда величественном Ургенче, древней столице Хорезма.

Когда-то здесь пролегало русло Амударьи. Через Ургенч шли караваны, велась бойкая торговля, процветали ремесла. Великий Авиценна жил в этом городе. Ургенч разрушали дважды. Первый раз при Чингисхане: монголы полгода осаждали город, а потом открыли речную плотину, и хлынувший поток смыл всё. Городу удалось подняться, и он даже вновь стал столицей после освобождения Хорезма от Золотой Орды. Но появился новый полководец Тимур (Тамерлан), который так возненавидел Ургенч, что приказал сравнять его с землёй и засеять ячменем. Так и сделали, но какие-то крупицы былого величия всё же уцелели. Кстати, “куня” – это русское произношение туркменского “коне” – “старый”. Старый Ургенч, потому что в середине XVIIв. на территории Узбекистана построили новый город с таким же названием. Всё отняли у Ургенча, даже имя.Идём к так называемому архитектурному ансамблю мавзолеев.

Двое из них расположились входами один напротив другого, причём, пештаки (порталы) слегка наклонены, будто кланяются. Левый мавзолей носит имя Наджмаддина Кубры, правый – Султана Али. По легенде один из учеников Кубры был казнён по ложному доносу. За это разгневанный святой проклял весь Хорезм, и проклятие сбылось: вскоре случилось нашествие монголов. Тогда Кубра вместе с учениками встал на защиту города. В бою ему отсекли голову, и на месте гибели был возведён мавзолей. Захоронений здесь вообще очень много, на поклон сюда приезжает множество паломников.

Всех подробностей рассказа гида сейчас и не упомнить, ходили, смотрели, слушали. Здания, конечно, реставрируются. Это и хорошо, и плохо: хорошо, потому что памятники сохраняются от разрушения, с другой стороны – исчезает что-то настоящее, древнее, что и пробуждает фантазию.

У какой-то могилы лежат плоские округлые камушки. Говорят, надо положить окатыш на пальцы, сложенные щепоткой, и загадать желание. Если камень начнёт вращаться, желаемое исполнится. Некоторые пробовали, и камень у них действительно поворачивался! Мистика, короче! Мужчины немедленно отвергли всякую сверхъестественность и стали искать рациональное объяснение: магниты там, железо. Ну, т. е. равнодушным не остался никто.Подходим к мавзолею Тюрабек Ханум.

Читайте также:
На каких видах транспорта можно добраться из Милана в Верону?

Если пересказывать историческую справку, то всё получится сухо и лаконично: Тюрабек была дочерью золото-ордынского хана, потом её отдали замуж за Кутлуг-Тимура, правителя Хорезма. Умерла она молодой, и безутешный правитель повелел воздвигнуть мавзолей, достойный красоты безвременно ушедшей возлюбленной.Но народные предания окутали имя Тюрабек легендами, и одна из них выглядит так.Жил в этих землях мастер-строитель Гулгардан. И не повезло бедняге – влюбился он в прекрасную Тюрабек. Не находя себе места, признался ей в своих чувствах. И лукавая красавица пообещала выйти за него замуж, если он построит для неё здание, прекраснее которого нет на всём белом свете. Обнадёженный Гулгардан старался изо всех сил, но когда работа была закончена Тюрабек посмеялась над ним и не выполнила обещания. Тогда обманутый и несчастный Гулгардан поднялся на строение рук своих и. (тут мы все ждали, что произойдёт какое-нибудь чудо, но нет) бросился вниз и разбился.И, вроде бы как, отец пожурил дочь за такое нехорошее поведение, но делать нечего – отдал за богатого и знатного. Прожила в замужестве Тюрабек-Ханум недолго, и её похоронили в том самом мавзолее, который построил влюблённый мастер.Сооружение это выглядит необычайно легким, несмотря на внушительные размеры.Находясь внутри, в струящемся сквозь резные окна свете, устремляешь взгляд кверху – там под сводами сказочная красота: волшебные звёзды,

изящные орнаменты – от них невозможно отвести взгляд, а чуть повернешься, чувствуешь легкое головокружение – купол начинает как будто парить в воздухе. Это надо видеть своими глазами, фотографии даже отдаленно не передают настоящее восприятие воздушности, цвета, света.

Есть в Куня-Ургенче и небольшой крытый музей. Среди его экспонатов: макет, воспроизводящий близлежащие окрестности, старинные предметы быта, восковые фигуры.

“Кузня” Фотографировать в музее запрещено. Терпеливая женщина-экскурсовод неоднократно просила нас прекратить безобразия, но народ всё равно поцыкивал фотиками. Тогда служительница, придав лицу самое суровое выражение, вновь попросила остановить съёмку. И в повисшей недоброй тишине щёлкнул затвор фотоаппарата. После такой наглости туркменка махнула на нас рукой.Во дворе музея под открытым небом лежал ковровый портрет великого нашего Пушкина: не только узоры умеют ткать туркменские рукодельницы, работа на ковре очень искусна, даже и не верится, что такое можно сотворить из шерсти.

“Ковротканный Александр Сергеевич”Не торопясь вышагивает верблюд.

и мы не спеша бредём в сторону Кутлуг-Тимура, самого высокого (62м!) древнего памятника всей Центральной Азии. Стоит он, стройный и чуть изогнувшийся, останавливает на себе взгляд, и всё рядом с ним мельчает.

Когда был построен этот минарет, точно не известно: разброс дат по разным источникам с XII по XIV век, некоторые утверждают, что закладка велась аж в XI веке. А завершили строительство при правителе Кутлуг-Тимуре, ему-то и досталась вся слава (и красавица жена в придачу). Ну, разбираться в точных датах – удел специалистов, а мы просто туристы, приехавшие за впечатлениями.Древнюю кладку минарета всё-таки подправили, оставили лишь небольшую зону. Видно, конечно, что время делает своё дело, но учитывая возраст, сохранилось строение великолепно.

На огромном пространстве вокруг минарета раскиданы небольшие мавзолеи и захоронения. Ко всем подойти – дня не хватит. О чём-то издалека рассказывали, по чему-то просто скользнули взглядом.

Самое сложное в рассказе о путешествии передать атмосферу, в которой ты находился. Можно выложить фотографии, пересказать какие-то истории. Но как описать запах пустыни? Как рассказать о прохладе ветра на лице сквозь жгучие лучи солнца?Однажды женщина, побывавшая в поездке в другой части Туркмении, рассказала мне, что самыми ценными для неё оказались всего несколько минут: в одиночестве стояла она на вершине холма, из-за бархана выплыл погонщик с верблюдами. и сознание так слилось с видимым, что на мгновение утратилось ощущение настоящего, она будто окунулась в глубину веков. На одном из пригорков замечаем запылённый джинсовый мешок. Оказывается, здесь существует традиция скатывания с горки, а мешок нужен, чтобы не запылиться. По результатам скатывания определяют на каком духовном уровне находится человек: если докатился до конца извилистой дороги – значит очень умный и мудрый ; если покатился направо – надо больше обращаться к опыту мудрецов, а если налево – почаще навещать могилы предков. Было у меня желание покувыркаться, но услышала, как одна женщина из группы предложила молодому мужчине: “Может скатимся?” А тот ей отвечает: “Я ещё не сошёл с ума, чтобы по пылище валяться”. Ну, я и постеснялась.

Идём смотреть на руины домонгольского городища, на останки караван-сарая, стен.

Заставляет задуматься о бренности всего сущего кирпичная кладка, в нишах которой виднеются человеческие кости: так здесь было принято хоронить в далёкие времена. Сухой климат не позволяет останкам полностью разложиться, и восприятие места становится жутковатым. Если присмотреться, то земля вокруг- это сплошное кладбище из человеческих костей и обломков кирпичей, покрытых голубой глазурью, цветом больше похожей на бирюзу. Легенда рассказывает, что стояла здесь огромная мечеть. Во время нашествия Чингиз-Хана укрылись в ней сорок мулл, усердно молились и мечеть перевернулась, как чаша.Гид рассказал, что поначалу пытались расчистить территорию от человеческих останков и захоронить их в другом месте. Но вывозить приходилось тоннами, и решено было оставить всё как есть. Время и песок уже совершили всё необходимое.Кто-то из паломников складывает крохотные пирамидки у древних развалин и уходит дальше – жить.

Читайте также:
Автобус 433 Как С Добром Добраться!

Жизнь продолжается: туркменки возвращаются с паломничества,

А за каналом для нас уже накрыли дастархан. Угощение было щедрым, подавались блюда не сразу, а по мере продвижения трапезы. Великолепна была шурпа, и шашлык таял во рту, да и все кушанья были очень вкусными. Вокруг дастархана всё было устлано туркменскими коврами, на которых народ вначале сидел довольно скромно. Но еда была столь обильна и продолжительна, а беседа столь дружественна, что люди постепенно размякли, разомлели и прилегли. Неспешный среднеазиатский дух проник внутрь нас. И было это очень приятно . А потом приползла черепаха и, напуганная излишним вниманием, опровергла устоявшееся мнение о своей медлительности.

novotor

Прогулки по малым городам

с любовью из Средневековья

Туркменский посёлок Куня-Ургенч – это не просто посёлок, а бывшая столица всего Хорезма, известная под именем Гургандж.

В истории хорезмской столицы чётко выделяются три периода:
1) империя хорезмшахов, 995-1221;
2) вассальное ханство Золотой орды, 1221-1388:
3) удельное узбекское ханство, 1388-1598.

При этом, на каждом этапе размеры и влияние Гурганджа не возрастали, а наоборот, сокращались. Хорезмшахам в 11-12 веках удалось создать сильное государство и объединить под своей властью огромные территории, а их столица, через которую проходил Великий шёлковый путь, стала большим и процветающим городом. Однако, в 1218-21 годах, империи и династии положил конец Чингисхан, разгромив тогдашнего правителя Хорезма в войне. Взяв Гургандж после осады, Чингисхан попросту затопил город вместе со всеми его жителями.

Земли Хорезма были включены в состав монгольской империи, а позже – Золотой орды. Древняя хорезмская цивилизация служила источником культуры, ремесленных и торговых навыков для варварского государства, и поэтому Гурганджу удалось снова возродиться на 150 лет. К концу 14 века в Средней Азии возвысился Тамерлан, а хорезмский хан вёл себя весьма недальновидно по отношению к могущественному соседу, и был в конечном итоге за это жестоко наказан. Тамерлан взял Гургандж в 1388-м, а всех его жителей угнал к себе в Самарканд.

После смерти Тамерлана, Средняя Азия надолго погрузилась в феодальные дрязги, а Хорезмское ханство, хоть и автономное, прозябало в изоляции и безвременье.

А в 1598 году состоялась экологическая катастрофа. Где-то выше по течению Амударьи превысили расход на орошение, и река, которая до того текла по Дарьялыкскому руслу в озеро Сарыкамыш, внезапно поменяла течение и ушла от Гурганджа севернее, к Аральскому морю. Поскольку вместе с рекой исчезла и основа жизни, хорезмский хан перенёс столицу в Хиву, а обитателей постепенно переселил в новый город, который назвали Новый Ургенч. Двухтысячелетний Гургандж перестал существовать, и люди вернулись туда только в 1830 году, когда провели новую оросительную систему.

На древнюю землю Хорезма я, в буквальном смысле, десантировался. В те годы рейс Аэрофлота Баку – Алма-Ата делал промежуточную посадку в Нукусе, чем я и воспользовался. Рейс и так был малозагруженным, а в Нукусе я вообще выходил один. В кромешной темноте (рейс был вечерним) меня выгрузили прямо на лётное поле, а минут через пять выбросили и велик с рюкзаком. На авиалиниях никогда не обращались бережно с багажом, а тут такая хрупкая вещь: немудрено, что кое-что сломалось и рассыпалось. На ощупь собрав и наладив, я прямо со взлётной полосы поехал в город искать ночлег. Главная и единственная гостиница столицы Каракалпакии оказалась довольно своеобразной: удобства находились на улице, чуть ли в деревянной будочке. Номера были тоже под стать, но деваться всё равно было некуда. Опасаясь клопов, я так и лёг в спортивном костюме, а с первыми лучами солнца поспешил оттуда убраться.

Нукус – город новый, поэтому осматривать я его не стал вовсе, а двинулся по направлению к Амударье. Довольно скоро, слева от дороги показался город Ходжейли, похожий на большое село. Надо сказать, что в Средней Азии дома с виду выглядят, мягко говоря, невзрачно: их главная задача – беречь хозяев от солнца, а не красоваться фасадами. Однако, с непривычки, вид приземистых глинобитных мазанок-сарайчиков меня не вдохновил, и я даже проехал город без остановки. На выезде, к городу примыкало огромное кладбище. Могилы и надгробья на нём выглядили намного помпезнее и наряднее жилых домов – со стороны казалось, что настоящий город именно тут – старинный, красивый, величественный:

Читайте также:
Автобус 840 Как С Добром Добраться!

Кладбище и впрямь оказалось древним городищем, или некрополем Миздакхан. За две тысячи лет Миздакхан разросся, и по размеру (160 га) и впрямь не уступает иным городам (впрочем, до нашествия монголов 1220 г. тут действительно был и город, и крепость Гяур-Кала). Подлинную историю этого места, весьма популярного среди мусульманских паломников, никто не знает, и оно обросло множеством легенд и суеверий. Захоронения здесь древнее самого ислама – возможно, принадлежали зороастристам. По обычаям кочевых народов, над могилами сооружались прочные склепы или башни с куполом – мавзолеи, или гумбазы, и некоторые из них сохранились здесь ещё с 9-го века. Похоже, что кладбище так и не стало музейным объектом, а до сих пор используется по назначению (на более чётком, чем мой слайд, снимке видны новые могильные ограды):

Дорога шла не вдоль, а поперёк Амударьи; в районе моста удобных подъездов не оказалось, так что искупаться в ней не удалось. Для спасения от жары приходилось применять креативные методы: примерно каждый час спешиваться и окунаться в мутные воды арыков, попадавшихся иногда вблизи обочины. Так себе удовольствие, но позволяло продолжать путь. А вдоль арыков паслись вовсе не привычные нам коровы и лошади, а самые настоящие верблюды:

Вообще, жара под 40 была не самым большим злом: главной жестью стали мошки, тучами залетавшими в глаза при езде. Очков, конечно, не имелось, и пришлось завязать чалму из майки. Вот так, с шутками и прибаутками, пересёк границу Туркмении и доехал до Куня-Ургенча.

От славной эпохи здесь остались отдельные памятники – в основном, мавзолеи и минареты. Территория древней столицы, что южнее современного посёлка, оформлена в музейно-архитектурный заповедник. До разрушения Тамерланом, город занимал примерно вдвое большую площадь, чем в свой последний период, поэтому создалась необычная структура: внутри городища и остатков крепостных стен 15 века находятся более новые памятники, а те, что старше – располагаются севернее, чуть ли не в чистом поле. Создаётся впечатление, что древние сооружения возникают ниоткуда, словно миражи в пустыне:

Безусловной доминантой пейзажа является самый высокий в Средней Азии 64-метровый минарет Кутлуг-Тимура – ордынского правителя начала 14 века:

Ещё были свежи в памяти вчерашние миниатюрные бакинские минареты, а тут вдруг такое чудо – заворожило и впечатлило. Рядом с минаретом примостилось небольшое (по сравнению с ним, конечно), но более древнее сооружение – мавзолей Текеша (1200-е гг), с удивительно гармоничной геометрией форм портала и конического купола. Именно при шахе Аладдине Текеше в конце 12 века государство Хорезма достигло пика своего могущества, образовав империю от Аральского моря до Персидского залива. Снимок из Википедии:

Вернёмся к первому слайду. Слева на нём виднеется комплекс из двух мавзолеев: Наджметдина Кубры – исламского теоретика и основателя суфийской секты (13 в.) и Солтана Али – правителя Ургенча конца 16 века. Современное фото крупным планом:

Ещё левее, за кадром, а на местности – прямо у дороги, стоит полуразрушенный мавзолей ордынской принцессы Турабек-Ханум 14 века:

Несмотря на отсутствие купола, этот мавзолей обладает целым рядом архитектурных достоинств, а его арки и мозаики из плиток символизируют 12 месяцев и 365 дней года, соответственно. Как обычно, смотрим поближе:

Мою фотосессию внезапно прервал музейный охранник, не поленившийся для этого примчаться на мотоцикле:

Я даже не сразу понял, что он хочет, настолько неуместно выглядел этот гонщик на фоне вечности. Это сейчас подобный рэкет у туристических мест никого не удивляет, а в советское время такие предъявы были в диковинку. Никаких денег я, конечно, не дал, но съёмку пришлось на этом закончить. Отмечу, что долгие годы этот инцидент оставался единичным, пока в 2010-м мне вторично не запретили фотографировать, на сей раз здание почтамта в польском Торуне.

Но вернёмся к последнему слайду: в его правой части можно разглядеть ещё один замечательный мавзолей – Таджаддина иль-Арслана (хорезмшаха в 1156-72 гг.), или как его иногда ошибочно называют, Фахраддина Рази в честь известного философа и теолога 12 века. В отличие от мавзолея его сына Текеша, купол мавзолея иль-Арслана не конический, а пирамидальный,12-гранный. Для наглядности, современный вид на оба памятника (но с обратной стороны):

Впрочем, всё равно пора было двигаться в путь: перспектива заночевать у какого-нибудь арыка совершенно не прельщала. К наступлению темноты, мне всё-таки удалось доехать до областного центра – города Ташауз, но цивилизацией там явно не пахло. Выросшему в благополучной советской стране, мне, к примеру, было дико видеть, как люди массово валяются прямо на газонах, причём не пьяные (мусульмане же), а просто решившие таким способом переночевать. Я так не умел, и попробовал выяснить у прохожих, как попасть в гостиницу. Но не тут-то было! Никто из местного населения не владел русским языком, и пришлось искать самому. Спустя полчаса до меня дошла ужасная правда жизни: кроме Дома колхозника, других гостиниц в городе нет. Дальше ничего не помню, но судя по слайдам, на следующий день я благополучно возвратился в Узбекистан, но уже в Хорезмскую область. Там меня ждала древняя Хива.

Читайте также:
Tax Free в Италии в 2022 году: от какой суммы, проценты, возврат

Кёнеургенч

Кёнеургенч [1] , Куня-Ургенч [2] (туркм. Köneürgenç — Старый Ургенч, перс. کهنه‌ گرگانج ‎ Kuhne Gurgānj, узб. Koʻhna Urganch , перс. کُهنه‌ اورگَنج ‎ Kuhne Urganj)— город с населением 37 тыс. жителей, административный центр Кёнеургенчского этрапа (района) Дашогузского велаята (области) Туркмении.

К его южной окраине примыкает территория национального историко-культурного музея-заповедника, располагающегося на месте древней столицы Хорезма IX—XVI вв. — города Ургенч. В 2005 года памятники города включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Содержание

История

Куня-Ургенч располагается на земле древнего Хорезма, в 480 км к северу от Ашхабада вблизи старого русла Амударьи, он был одним из крупных городов Великого шёлкового пути. Дата его основания неизвестна, но остатки старейшей крепости города «Кыркмолла» (туркм. Kyrkmolla — Сорок мулл) относят к античному периоду (5-2 вв. до н. э.). Город упоминается в священной книге зороастрийцев — Авесте под названием «Урва», «Урга». В кангюйский период город известен под названием «Хангирд», «Хаджирд».

В середине VIII века город попадает под власть арабов. После арбской экспансии получает название Гургандж. В X веке на правобережье Амударьи правили наместники Саманидов, постепенно отмежевавшиеся от сюзеренов. Так возникло северохорезмское государство Ургенчский эмират, столицей которого и являлся этот город. В саманидской империи он уступал по величине лишь Бухаре. В 995 г. эмир Мамун ибн-Мухаммад победил Южный Хорезм, убив последнего афригида Абу-Абдаллаха Мухаммада. Объединив под своей властью весь регион, он стал править из южнохорезмской столицы Кята [3] [4] . В 1017 г. Хорезм был завоёван Махмудом Газневи. С возвышением новой хорезмской династии Ануштегинидов, город возвращает столичный статус и при Алауддине Мухаммаде оказывается центром огромной империи на территории Средней Азии и Среднего Востока. XII и начало XIII в. были периодом расцвета Ургенча, превосходившего по численности населения и известности все города Средней Азии, кроме Бухары, он дает приют Авиценне, Аль-Бируни, Ибн-Баттуте и другим известным мыслителям того времени. В 1221 г город, носивший название «сердце ислама», Куня-Ургенч восстал против жестокого Чингизхана и был разрушен монголами.

После похода Чингисхана Ургенч был включен в состав улуса Джучи, а затем в 1359 году стал независимым в системе золотоордынского ханства. Особую роль в его развитии в первой половине XIV в. сыграли местный правитель Кутлуг-Тимур (туркм. Kutlug Timur — святой Тимур) и его жена Тюрабек-ханым.

Очередное разрушение города в 1388 году в ходе завоевательных походов Тамерлан, а в XVI веке неожиданное изменение направление русла Амударьи на север вынудило его жителей покинуть это место навсегда. В 1646 году после построения на территории Узбекистана нового города Ургенч старый Ургенч стал называться Кенеургенч (Старый Ургенч). После этого на долгие годы Ургенч попадает в забвение, пока в 1831 году, при строительстве оросительного канала Хан-Яб, сюда снова не приходят люди. Поэтому многие великие памятники Куня-Ургенча дошли до наших дней в сильно разрушенном состоянии.

Исследования

Первые археологические раскопки в старом городе были проведены Александром Якубовским в 1929 году К этому времени большинство памятников Кёнеургенча были полностью или частично разрушены.

Достопримечательности

Древнейшим сооружением городища является крепость «Кыркмолла», на месте которой в 11 в. была построена т. н. «Академия» султана Мамуна ибн-Мамуна, где обучались энциклопедист Абу Рейхан аль-Бируни (973—1048) и естествоиспытатель, врач и философ Абу Али ибн-Сина, известный на Западе как Авиценна (980—1037). По народной легенде, во время нашествия Чингисхана в этом здании спряталось сорок мулл и в результате их молитв оно перевернулось вверх дном.

В древнем городе находится ряд памятников, относящихся в основном к периоду ХI-ХVI вв., включая мечеть, ворота караван-сарая, крепости, мавзолеи и минарет. Они свидетельствуют о выдающихся достижениях в архитектуре и ремеслах, влияние которых проявилось в Иране и Афганистане, а позднее, в ХVI в. — и в архитектуре империи Великих Моголов в Индии.

В настоящее время на территории города расположены три небольших мавзолея XII в. и более совершенный мавзолей Тюрабек-ханым 14-го в., который был почти полностью восстановлен в 1990-е гг. Наиболее известным мавзолеем «Старого Ургенча», прежде всего среди исламских паломников, является мавзолей Наджм ад-дин ал-Кубра (араб. — «Звезда религии») — суфийского подвижника XIII в., который считается основоположником суфизма в Хорезме.

Главная достопримечательность Куняургенча — 60-метровый минарет Кутлуг-Тимура, построенный в середине XIV в. В настоящее время это самый высокий кирпичным минарет в Средней Азии. Следует также отметить самый старый из уцелевших памятников — мавзолей хорезмшаха Иль-Арслана (1157—1172), который увенчан 12-гранным коническим куполом, облицованным глазурованным кирпичом.

Читайте также:
Ключевые отличия нового биометрического паспорта от обычного в 2022 году

К северу от города находится обширный средневековый некрополь «360 святых». По одной народной легенде, в нем находятся тела 360 исламских святых, в основном учеников пророка Мухаммеда, которых он послал во все концы света для проповедования ислама и велел вернуться обратно в Ургенч. По другой легенде, эти тела принадлежат исламским святым, принявшим мученическую смерть во время разрушения города войсками Чингисхана.

К другими памятниками Куня-Ургенч относятся:

  • Мавзолей монгольской принцессы Торебег-Ханым (Турабекханум, XII—XIV вв.)
  • Минарет Мамуна (X—XI вв. н. э.)
  • Мавзолей Кыркмолла (II в до н. э. — III в н. э.
  • Медресе ибн-Хаджыба (XIV—XVI вв.)
  • Мавзолей Арслан II (самое старое здание в городе — дата его закладки ориентировочно оценивается XI веком)
  • Мавзолей Фахр ад-Дин Рази (XIII в)
  • Мавзолей Азизан Аль-Раматани (XIII—XIV вв.)
  • Мавзолей Сейд Ахмеда (XII—XIV вв.)
  • Мавзолей Пирярвели (XIV—XVII вв.)
  • Мавзолей Гулигердан (XII в.)
  • Мавзолей Хорезимбаг (XIII—XVIII вв.)
  • Мавзолей Дашгала (XIV—XVI вв.)
  • Мавзолей Маткарим-Ишан (XIX—XX вв.)
  • Мавзолей Султан Али (1580 г)
  • Мавзолей Текеш-Хорезмшах (XIII в) с минаретом XIV в
  • Мавзолей Дашмеджет (1903—1908 гг.)
  • Крепость Ак-Кала (Акгала, I—XIII вв.)

Архитектурные шедевры Кенеургенча внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Древний город Куня-Ургенч, Туркменистан — подробная информация с фото

Куня-Ургенч. Дахистан. Каспийское море.

Туркменистан, как никакая другая среднеазиатская республика богат памятниками истории древних государств. Разрушенные временем и войнами, некогда процветающие города, давно превратившиеся в руины, разбросаны по всей территории Туркменистана.

На севере страны сохранились архитектурные памятники столицы государства Хорезм, Куня-Ургенч (Старый Ургенч).

Куня-Ургенч был столицей Хорезма, начиная с конца X века. Территория площадью почти 640 га сегодня является историческим заповедником. Там активно ведутся работы по раскопкам и реставрации мавзолеев, время постройки которых датируется X-XIV веками, когда Хорезмом правили хорезмшахи.

Есть среди восстановленных памятников и могилы святых, к ним приезжают паломники и, совершая странные, на взгляд постороннего человека, ритуалы, молятся о здоровье и благополучии.

Кто-то обходит шест старой могилы, причем против часовой стрелки и определенное количество раз, кто-то скатывается с холма, под толщей земли которого погребены, согласно преданию, сорок священнослужителей Куня-Ургенча.

Холм этот, называемый Кырк-мулла, некогда был библиотекой хорезмского халифата – филиала Багдадской библиотеки. В ней хранились бесценные рукописи, и сорок мулл молились о сохранности фолиантов, когда на город напали монголы. Аллах услышал молитвы и при приближении монголов библиотека вместе с муллами. перевернулась.

Сегодня женщины (говорят, что мужчины тоже принимают участие в этом ритуале, но я не видела), накинув на себя старый плащ, помолившись, ложатся на вершине холма и катятся вниз, останавливаясь у самых могил кладбища, окружающего это святое место. Таким образом, женщины как бы принимают на себя страдания святых, сливаясь с ними душой. Не знаю про слияние душ, но сразу встать после скатывания женщины не могут. Это и понятно, голова кружится, да и больно, наверное, катиться по утрамбованной сотнями “катающихся” земле.

Раскопки в этом месте пока не велись. Кто знает, возможно, под холмом действительно до сих пор лежат древние рукописи и останки их стражей.

А вот многие мавзолеи – усыпальницы хорезмшахов, их жен и детей – уже сегодня доступны для посещения.

Это мавзолей Ала-ад-Дина Текеша, XII век, мавзолей Тюрабек-ханым, жены Кутлуг Тимура – в нем захоронения XII-XIV веков.

Мавзолеи интересны не только фактом захоронений, но и необычной архитектурой и украшением, как внутренних покоев, так и куполов и стен снаружи.

Но все же самым впечатляющим остается минарет Кутлуг-Тимура – правителя Хорезма в XIV веке.

Этот минарет на сегодня является самым высоким из всех сохранившихся подобных сооружений. Его высота 60 метров, диаметр в основании 12 метров. И он наклонен в сторону на 2.5 метра. Некогда его украшал деревянный фонарь, который не сохранился, как и мечеть, стоявшая рядом. Интересно то, что с крыши той мечети на верх минарета вела лестница со 145 ступенями.

Но, если старая столица Хорезма восстанавливается и охраняется, то не менее старинному городу Дахистан или Мисриян, как его называли раньше по названию оазиса, в котором он был построен, грозит полное разрушение. Причем, от рук людей, живущих сегодня. Жители кишлака, расположившегося недалеко от городища, не одно десятилетие рушат здания Дахистана, чтобы из добротных кирпичей, сделанных в VIII-IX веках, строить свои дома и подсобные помещения.

В Дахистане сохранились два минарета, высотой по 25 метров, часть портала дворца, некоторые здания, еще покрытые толстым слоем земли.

К своему удивления, рассматривая дальний минарет, мы обнаружили аккуратно сложенные кирпичи, выбитые из его. основания. И это несмотря на то, что Дахистан объявлен ЮНЕСКО объектом культурного наследия и охраняется государством.

Читайте также:
Экскурсии в Олимпийский Сочи, цены и программа

Некогда Мисриян был важным городом на Великом Шелковом Пути. Караваны, идущие в Персию, Турцию, Мерв, Самарканд, Бухару, Хорезм, находили здесь приют и защиту.

На картине, украсившей холл одной из гостиниц курорта Аваза, изображены развалины Дахистана, мимо которых протекает река. Даже разрушенный временем, этот город оставался на караванном пути. Кстати, Дахистаном его стали звать по названию народа, живущего в этом городе – дахи. Дахистан – город дахов. Сегодня реки нет, но еще есть минареты, еще есть дома и дворец, и крепостная стена, которая, увы, не может защитить город от дальнейшего разрушения.

Как правило, люди, живущие простой жизнью в селах, заняты своим хозяйством. Что и говорить, найти в песках строительный материал невозможно, а для покупки нужны деньги. Да и зачем тратиться, если рядом есть разрушенные здания, вроде как никому не нужные.

В любой стране, кроме памятников и природы, конечно, очень интересны люди – их быт, их настроение. За полмесяца пребывания в Туркменистане мы собрали небольшую портретную галерею. На фотографиях – простые люди, живущие в городах и селах Туркменистана, занимающиеся своим трудом, живущие своей жизнью. Кто-то охотно фотографируется, кто-то стесняется и отворачивается. Кто-то просит подождать и зовет своих внуков и детей, чтобы запечатлеть на память свою семью.

Жаль, но вручить фотографии этому дедушке с внуками, и этому парню, продающему козла, видимо, любимого, мы не сможем. Но, глядя на их лица, я снова вспоминаю те места, где повстречалась с тем или иным человеком, и думаю о том, чтобы все у них было хорошо.

Сегодня Туркменистан живет новой жизнью. Но, как бы ни благоустраивалась страна, как бы ни богатела за счет газа и нефти, главным ее сокровищем являются люди. Именно они строят новые здания, возводят немыслимые небоскребы, пасут овец, выращивают хлопок, добывают газ, ткут ковры.

В конце своего путешествия мы добрались до Каспийского моря. Таким я увидела его впервые:

Каспийское море — величайшее на Земле бессточное море. По своему географическому положению, замкнутости и своеобразию вод Каспий относится к особому типу водоемов “море-озеро”.

Море простирается с севера на юг на 1200 км при средней ширине около 300 км.

Свыше 130 рек приносят в море около 300 км 2 воды ежегодно. Основной сток дает Волга (более 80%).

Каспийское море — солоновато-водный бассейн. Основная часть фауны — средиземноморская, оставшаяся от того периода, когда море имело связь с Мировым океаном. К ней присоединились более молодые формы из северных морей. Сегодня в Каспийском море водится свыше 70 видов рыб. Это осетр, сельдь, севрюга, белуга, судак и другие. Обитает в водах Каспия и тюлень.

Каспийское море имеет также транспортное и нефтепромысловое значение.

Каспийское море омывает берега пяти прибрежных государств: России, Казахстана, Туркменистана, Ирана, Азербайджана.

Туркмения владеет 1200 км побережья Каспийского моря (третье место после России и Казахстана).

Основным городом на нем остается Красноводск или Туркменбаши, как его называют сегодня.

На окраине Туркменбаши совсем недавно построен курортный город Аваза. Мы посетили его в конце ноября, и погода, к сожалению, была пасмурной, но все же удивиться чему было. Это современные пятизвездочные отели, канал, проведенный от моря по всей территории курорта, песчаные пляжи, феерическое шоу поющих фонтанов и то, что на курорте имеют возможность отдыхать жители Туркменистана. Министерство нефти и газа, военное ведомство оплачивают своим сотрудникам отдых и лечение на курорте Аваза.

Вот и все, что я хотела рассказать о своем путешествии по Туркменистану, о древнем оазисе Средней Азии, который испокон веков, несмотря на суровую природу, дарит людям свои богатства и хранит тайны давно ушедших цивилизаций.

Древний город Куня-Ургенч

II—V век до н.э. Туркменистан

Куня-Ургенч (Старый Ургенч) расположен на севере Туркменистана, южнее реки Аму-Дарья. Он являлся столицей Хорезма – области, входившей в империю Ахеменидов. В древнем городе находится ряд памятников, относящихся в основном к периоду ХI-ХVI вв., включая мечеть, ворота караван-сарая, крепости, мавзолеи и минарет. Они свидетельствуют о выдающихся достижениях в архитектуре и ремеслах, влияние которых проявилось в Иране и Афганистане, а позднее, в ХVI в. – и в архитектуре империи Великих Моголов в Индии.

Критерии: ii, iii(объект культурного наследия).

Год включения в Список Всемирного наследия: 2005.

На самом севере Туркменистана, примерно в 40 км южнее Аму-Дарьи и в 100 км северо-западнее Дашховуза (Ташауз), на северном пределе обширной песчаной пустыни Каракумы, располагается небольшой город Куня-Ургенч (в современной туркменской транскрипции – Кёнеургенч), с населением более 30 тыс. человек. К его южной окраине примыкает территория Государственного историко-культурного музея-заповедника, созданного в 1985 г. и занимающего площадь около 640 га. Здесь, на месте расположения древнего Ургенча – столицы средневекового государства Хорезм – уцелело несколько замечательных архитектурных памятников (минарет, мавзолеи), а также остатки отдельных строений (мастерские, лавки, жилые дома), крепостных стен и валов. Однако множество памятников все еще не раскопано и не обследовано – это разрушенные временем и войнами дворцы, мавзолеи, мечети, медресе, караван-сараи и т.д.

Читайте также:
Мир наизнанку — Латинская Америка, 5 серия: Знакомство с Мексикой (6 сезон)

Древний Ургенч (известный и как Гурганч, Гургандж, Джурджания) существовал, очевидно, на протяжении более двух тысяч лет: со времен античности и до позднего средневековья, причем его наибольший расцвет пришелся на середину XIV в.

Первые достоверные упоминания в письменных источниках об этом поселении относятся к X в., – тогда Ургенч являлся столицей северного Хорезма и был крупным центром торговли и ремесел. В конце Х в., после присоединения южного Хорезма к северному, Ургенч стал столицей объединённого государства Хорезмшахов. В 1221 г. город был взят и разрушен монголами, а с середины XIII в. он находился в составе Золотой Орды. В середине XIV в. Хорезм освобождается от власти Золотой Орды, и Ургенч снова становится его столицей. В 1388 г. город захватывается и разрушается Тимуром. И хотя через несколько лет после этого Ургенч был уже частично восстановлен, в дальнейшем город так и не достиг своего былого величия. В XVII в. Ургенч, пришедший в окончательный упадок, был покинут своими жителями, причем произошло это не только из-за разорений в ходе междоусобиц, но и по причине изменения природных условий (опустынивание местности).

В древнем Ургенче до наших дней сохранились: мавзолей Фахраддин-Рази (2-я половина XII в., кубовидный объём с шатровым 12-гранным куполом на 12-гранном барабане, главный фасад украшен резной терракотой); мавзолей Текеша (конец XII- начало XIII вв., прямоугольный в плане, с шатрово-коническим куполом на “гофрированном” барабане); минарет Кутлуг-Тимура (между 1321 и 1336 гг., с конически сужающимся высоким стволом, украшенным поясами узорной кирпичной кладки и лентой надписи); ханака с мавзолеем Наджмеддина Кубра (1-я треть XIV в., трёхкупольное портальное сооружение; надгробия были покрыты многоцветными глазурованными плитками с богатым цветочно-растительным орнаментом и каллиграфической вязью); портал караван-сарая XIV в. с поливными многоцветными облицовками; мавзолей династии Суфи – т.н. Тюрабек-ханым (1360-е гг., сложный по композиции, с порталом и высоким тройным куполом на барабане с мозаичным плафоном).

Минарет Кутлуг-Тимура, считающийся самым высоким во всей Средней Азии, – это сооружение, чей подлинный возраст, да и само название, продолжают составлять предмет научных дискуссий. Предполагается, что возведение его началось в XI в. при хорезмшахе Абу-л-Аббас Мамуне. По неизвестным причинам на длительный период строительство было прервано, и завершилось лишь в 1330-е гг. при наместнике Золотой Орды Кутлуг-Тимуре, именем которого и названа эта 62-метровая башня. Ее стройный, сильно сужающийся кверху круглый ствол (диаметр основания – около 12 метров, а на самом верху – около двух) расчленен узкими поясами вертикально поставленных кирпичей, которые создают особый архитектурный ритм, и широким поясом арабской надписи. В прошлом минарет был увенчан деревянным фонарем, от которого сохранились балки, радиально выступающие из кладки. К нему ведет винтовая лестница в 145 ступеней, попасть на которую можно было только с крыши не существующей ныне мечети.

Мавзолей Тюрабек-ханым, датируемый серединой XIV в. и относимый к временам правления династии Суфи – другая «жемчужина» Хорезма. В нем выделяется высокий и светлый шестигранный зал площадью около 100 кв. м., стены которого обильно украшены цветной мозаикой. Над залом словно парит в воздухе перевернутая сфероидная чаша, на которую нанесено мозаичное панно тончайшей работы – интенсивный по цвету и сложный по геометрии орнамент из звезд и многогранников с цветочно-растительным рисунком. Из этого зала можно спуститься в склеп, где покоится прах нескольких представителей династии. Над всем зданием когда-то возвышался синий глазурованный шатер, от которого сохранился небольшой, но очень выразительный фрагмент. Наружный купол мавзолея имел, судя по всему, форму, подобную соседнему мавзолею Текеша, т.е. в виде конуса.

Древний Ургенч – это яркая иллюстрация тех выдающихся достижений в архитектуре и ремеслах, которых достигла древняя цивилизация хорезмшахов. Влияние этой культуры проявилось в Иране и Афганистане, а позднее, в ХVI в., – и в архитектуре империи Великих Моголов в Индии.

В наши дни это место является не только известным туристическим центром, но и важным объектом паломничества мусульман. С 1999 г. здесь осуществляется совместный проект Правительства Туркменистана и Программы развития ООН (UNDP), получивший название “Развитие культурной сферы Куня-Ургенча”. Основная цель данного проекта – консервация выдающихся архитектурных памятников древнего города.

Ссылка на источник: http://heritage-institute.ru/vn/the-world-heritage-list/foreign-objects-in-the-list-of-world-heritage/item/907-%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4-%D0%BA%D1%83%D0%BD%D1%8F-%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%87

Нелёгкий путь к успеху: советы опытных людей

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: