Буддийский монастырский комплекс в Бурятии — Иволгинский дацан

Иволгинский дацан

Центр духовной и культурной жизни Бурятии, архитектурный памятник, ключевая достопримечательность республики — все это об Иволгинском дацане. Дацан — буддистский храмовый комплекс, включающий в себя монастырь, университет, а также другие религиозные объекты.

Иволгинский дацан занимает почетное первое место среди буддистских храмов в России. Его полное название на тибетском языке звучит так: «Риво Гандан Геже Даши Чойнхорлин», что переводится как «Обитель Совершенного Колеса Учения, Горы, Приумножающей Добродетели Тушиты». Все гости дацана отмечают, что на территории храма чувствуется успокоение, радость и положительные эмоции. Кроме того, стоит побывать в Иволгинском дацане хотя бы потому, что его архитектура уникальна, она имеет большое значение для культуры России.

Расписание хуралов в Иволгинском дацане

Богослужения в монастыре проводятся ежедневно в четырех храмах: Сочген дугане, Маани-дугане, Жуд-дугане и Гунриг-дугане. Обычно они начинаются утром, в 9 часов (иногда — в 8 часов), а после перерыва — в 14 часов. Есть и вечерние хуралы — они проводятся 1–2 раза в неделю.

Посмотреть, когда и какие хуралы Иволгинского дацана проводятся в 2021 году, можно в актуальном расписании на официальном сайте. Чтобы записаться на экскурсию, позвоните в Визитно-информационный центр при дацане по телефону +7-(30140)-2-33-77.

Нетленный хамбо лама Этигэлов

В 2002 году дацан в Иволгинске стал «домом» одного из величайших чудес всего света. Сюда было перевезено нетленное тело ламы Этигэлова (Итигэлова), которое почти сто лет не поддается разложению.

История гласит: в 1927 году лама достиг просветления, и перед уходом в нирвану велел ученикам 30 лет хранить свое тело. Учителя в позе лотоса поместили в деревянную бочку, а по истечении 30 лет извлекли его. Оказалось, что тлен совсем не коснулся просветленного! Позже его еще несколько раз «проверяли», а перед транспортировкой в Иволгинский дацан ученые провели исследования. Выяснилось: все ткани тела ламы не поддаются омертвению, а само тело нисколько не деформировалось и даже имеет собственную температуру, которая может незначительно изменяться.

Таким образом, хамбо лама Этигэлов до сих пор отчасти находится в мире живых. Посмотреть на чудо нетления может любой посетитель во время крупных буддистских праздников. Их насчитывается восемь: это Весак (конец мая — начало июня), День Дхаммы (полнолуние в июле), буддистский Новый год и другие.

Что посмотреть в монастыре

Традиционно знакомство с Иволгинским, да и любым другим дацаном начинают с гороо — обхода территории по часовой стрелке. Совершить его нужно нечетное количество раз и не торопясь: каждый объект имеет особое значение. Посетителям необходимо соблюдать простые правила приличия: разговаривать спокойно, не ругаться, не вставать спиной к статуям Будды и не указывать на них пальцем. А вот фотографировать можно — здесь это не возбраняется.

Если есть интерес к истории и назначению дуганов, ступ и других объектов, можно обратиться к ламам (священникам дацана): они с радостью проведут экскурсию и расскажут о традициях буддизма всем желающим. Другой вариант — подготовиться и не спеша осмотреть достопримечательности самостоятельно. Кстати: в каждом дугане проводятся хуралы (богослужения с молитвами), на них могут присутствовать все желающие.

Какие дуганы встретятся на пути экскурсанта:

  • Сочген дуган — главный и самый крупный храм комплекса;
  • храм-дворец хамбо ламы Этигэлова;
  • Чойра дуган — философский факультет, самое старое здание дацана;
  • храмы будд — Диважин дуган, Майдарин сумэ, Маниин дуган, Гунриг дуган, Сахюусан сумэ и др.;
  • храм богини Зеленой Тары — Ногоон Дара Эхын Сумэ;
  • и даже храм-оранжерея священного дерева Бодхи, под которым Гаутама Будда обрел просветление.

На территории монастыря есть и другие священные объекты: например, ступы-субурганы. Это архитектурные сооружения, ранее выступавшие хранилищем реликвий, а теперь являющиеся памятниками особым событиям.

По пути встретятся молитвенные барабаны хурдэ, один поворот которых заменяет чтение сотен мантр, камень богини Зеленый Тары (возле него загадывают желания), дворцы действующих лам и духовный университет.

Тем, кто пришел познакомиться с культурой Бурятии, можно заглянуть в музей и библиотеку. Также рекомендуется побывать в кафе и на рынке, чтобы приобщиться к национальной бурятской кухне и купить что-то у местных ремесленников.

Необычайная история дацана длиной в 70 лет

Удивительно слышать, что буддийский монастырь в селе Верхняя Иволга начал свое существование в советское время, а именно в 1945 году. Причем его строительство было одобрено властями и осуществлялось в открытую — поразительно, если учесть, что в СССР любые религиозные течения подвергались гонениям. Почему же для бурятских буддистов сделали исключение?

Существует версия, что верующие буддисты поддерживали советскую армию финансово, предоставляя баснословные по тем временам суммы. За эти заслуги по окончании войны строительство храма было официально разрешено. Первым был возведен Чойра дуган (храм ламы), впоследствии он преобразовался в факультет университета. Это одно из старейших зданий дацана.

Вплоть до 2014 года храмовый комплекс разрастался: в нем постепенно появлялись новые дуганы, ступы-субурганы и даже открылась оранжерея священного дерева Бодхи. Последним был возведен Гунриг дуган, но его облик отлично вписался в архитектурный ансамбль Иволгинского дацана в Бурятии.

Читайте также:
Серовский тракт. Трасса Р352 (Екатеринбург — Серов) Как С Добром Добраться!

Как доехать к дацану из Улан-Удэ

Добраться до Иволгинского дацана можно на общественном транспорте, такси или на личном автомобиле. На какой транспорт сесть: сначала необходимо попасть на остановку «площадь Банзарова», от которой ходит два автобуса в Иволгинск: № 104 и № 130. Они же, кстати, проходят через остановки «ТК Народный», «Площадь Советов» и «Виадук», так что можно сесть на этот транспорт на любой из остановок. Автобус № 130 едет до остановки под названием «Конечная» в Иволгинске, автобус № 104 останавливается там же, но продолжает движение дальше, так что будьте внимательны и не пропустите ее.

В Иволгинске прямо на остановке «Конечная» стоят маршрутные такси, которые не имеют номера, но на них есть табличка «До дацана». Именно на них можно доехать до села Верхняя Иволга и остановиться прямо у ворот храмового комплекса. Со всеми пересадками и ожиданием транспорта вы потратите не больше часа.

На такси поездка займет меньше времени — около получаса, стоимость поездки из Улан-Удэ составит около 500 рублей. На личном транспорте вы доберетесь так же — по мосту через реку Селенга выезжайте к трассе А-340, по ней следуйте до Иволгинска (около 35 километров), а затем направляйтесь севернее в сторону Верхней Иволги (около 8 км).

Видео об Иволгинском дацане

Иволгинский дацан

Дацан — монастырь-университет в буддийской традиции. Включает несколько храмов, учебное заведение и даже оранжерею со священными для буддистов растениями.

История дацана

Неожиданно для многих после окончания Великой Отечественной войны власти пошли на небольшие уступки. И хотя в восстановлении старинных дацанов XVIII века буддистской общине было отказано, власти выделили ей землю в болотистой местности, неподалеку от поселка Верхняя Иволга, в 30 километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ. Одна из зажиточных бурятских семей пожертвовала под храм собственный небольшой дом. Он обустраивался силами добровольцев и лам, также неожиданно амнистированных после войны. Именно из этой постройки впоследствии вырос Иволгинский дацан.

«…Он был построен, когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать ее…» — писал о дацане Далай-лама XIV.

«Түгэс Баясгалантай Үлзы Номой Хүрдын Хиид» — так полностью звучит название дацана на бурятском и переводится как «монастырь, где вращается колесо учения, полное радости и приносящее счастье». В тибетской традиции дацанами принято называть «факультеты» буддистских университетов, где изучают философию и медицину при монастырях. Однако в России — вероятно, из-за долгих периодов изолированности буддизма от внешних влияний — за дацаном закрепилось значение не только университета, но и монастыря.

На сегодняшний день в России около 3 миллионов буддистов — это третья по численности конфессия в нашей стране.

Сегодня, много десятилетий спустя, Иволгинский дацан — это монастырский комплекс из восьми сооружений, включающих храмы, библиотеку, а также единственный в России буддистский университет, в котором изучают философию и традиционную тибетскую медицину. Слава о нем распространилась далеко за пределами России. И связано это не только с современным духовным образованием, но и с именем Даши-Доржо Итигэлова, лидера буддистов России начала XX века, сподвижника далай-ламы XIV.

Итигэлов перед смертью в 1927 году обратил к монахам две просьбы: читать о нем особую заупокойную молитву и «навестить его тело через 30 лет». Монахи не решились читать подобную молитву при еще живом учителе. Тогда Итигэлов, заняв позу лотоса, сам начал ее читать и так ушел в лучший мир. Не меняя положения тела, его похоронили в кедровом саркофаге в Хухэ-Зурхэн, неподалеку от Улан-Удэ. В 1957 году, к тому моменту, когда покойного осмотрели в первый раз, на территории нынешнего Иволгинского дацана уже стоял небольшой храм-сумэ и несколько домов для лам. На теле Итигэлова не было следов тления. После проведения обрядов и смены одеяния тело снова захоронили. В следующий раз нетленное тело Итигэлова подняли в 1973 году и погребли вновь.

Дацан рос. Возникали новые храмы, росло количество монахов и лам. Буддизм в России стал возрождаться. В сентябре 2002 года саркофаг выкопали. Ученые, которые всегда скептически относятся к подобным историям, предложили сделать экспертизу тела. Она показала, что суставы Итигэлова остались подвижными, а кожа мягкой. Эксперты не смогли объяснить этот феномен. А монахи ответ знали и так. Они перенесли тело Итигэлова в дацан и вместе с добровольцами воздвигли для него специальную постройку, самую красивую во всем комплексе дацана.

Сегодня паломники из близлежащих регионов и из других стран приезжают специально, чтобы увидеть нетленное тело двенадцатого Пандито Хамбо-ламы. Считается, что Итигэлов помогает тем, кто его просит. А дацан продолжает развиваться, превратившись за несколько десятилетий из небольшого синего домика в монастырский комплекс — со своей рощей бодхи и живыми косулями, которые ежедневно слушают молитвы монахов, повторяющих слова Будды, сказанные 2500 лет назад.

Читайте также:
Сколько мостов в Венеции? Их названия и фото

Что необходимо сделать в Иволгинском дацане

— Обойти храм по часовой стрелке и покрутить барабаны «хурдэ».

Согласно традиции, прежде чем войти в буддистский храм, его следует обойти кругом. По пути вы увидите барабаны «хурдэ», внутри которых лежат свитки с мантрами. Буддисты считают, что прокручивание этих барабанов равносильно молитве.

В буддистских храмах ставят свечи особым образом. Внутри большой спирали благовоний закрепляют записку с именем, после чего ее поджигают и подвешивают к потолку. Когда бумажка колышется от дыма или ветра — это равносильно молитве.

— Поговорить с ламой.

Ламы очень приветливы и могут ответить на любой вопрос, который вы бы им ни задали. Следует знать заранее, что после разговора принято делать небольшое пожертвование.

— Сходить на прием к врачу.

В любом буддистском университете чаще всего обучают традиционной тибетской медицине. Врач продиагностирует болезни по пульсу, после чего сделает для вас лекарство из трав.

Нетленное тело Пандито Хамбо-ламы Итигэлова находится в отдельном здании дацана. Говорят, что если до него дотронуться, уходят недуги и сбываются желания.

Как нужно вести себя в дацане

Лама или монах вряд ли будут делать замечания посетителям относительно поведения или внешнего вида. Терпение — одна из основ буддизма. Тем не менее есть пожелания, выполнение которых позволит чувствовать себя в дацане комфортно и никого не смущать.

Сумки должны быть сняты с плеч. Руки и ноги прикрыты.

Не следует поворачиваться к статуям спиной и показывать на них пальцем

На выходе из дацана стоит аршан — сосуд с водой. Нужно зачерпнуть из него воду правой рукой и перелить ее в левую, сделать три глотка, а остальное вылить на голову. Этот ритуал символизирует очищение.

Символы буддизма

Ступа

Ступы (по-бурятски — «субурган») символизируют эпизоды из жизни Будды. Они могут иметь восемь различных форм, символизирующих рождение, этапы просветления и чудеса, которые творил Будда.

Шафрановый цвет

Символизирует мудрость, чистоту и божественное откровение. По преданию, в древности буддийские монахи одевались в белое. Однако после очередного купания их одежда сама собой стала цвета шафрана.

Дерево бодхи

Считается, что это реальный вид дерева, получивший в настоящее время название «фикус священный». Сейчас его можно увидеть в любом буддийском монастыре или храме. Именно под таким деревом, по легенде, Сиддхартха Гаутама достиг полного просветления.

Лань

Предание гласит, что, когда Будда читал пяти аскетам в лесу свою первую проповедь «Поворот колеса учения», из-за деревьев показались две лани. Они слушали Учителя, а после того, как проповедь была закончена, скрылись в лесу. С тех пор лань символизирует «принятие учения». Ее скульптурное изображение можно встретить на территории буддийских монастырей.

Зонт

Не исключено, что буддийский монах с зонтиком просто пытается защититься от жара или дождя. Однако зонт в буддизме символизирует еще и благие деяния, направленные на защиту от ударов судьбы.

Лотос

Лотос символизирует чистоту. В этом цветке заключается метафора буддизма. Лотос растет в мутной и грязной воде, тем не менее он всегда остается чистым.

Об этом объекте также читайте в разделе: Религиозное наследие

Колесо сансары: буддийская мудрость бурят

31 августа 2021

До прихода советской власти в Бурятии было 16 тысяч лам и множество дацанов. К концу Великой Отечественной войны лам оставалось всего пятьсот, дацаны были закрыты. В 1945 году началось строительство первого дацана при советской власти, в 1991 году при нём основали буддийский университет. Колесо сансары пошло на очередной оборот.

Под присмотром божеств

В главном соборном храме Иволгинского дацана — Согчен дугане — прохладно и спокойно. Через левую дверь входят верующие, направляясь вперёд, к алтарю, уставленному статуями Будды и бодхисатв. Перед алтарём — длинные столы, на которых горками насыпаны конфеты, печенье, монеты, стоят открытые пакеты с молоком. Над столом к стеклу, ограждающему алтарь, прикреплён лист бумаги, на котором крупно напечатано: “Рис, зерно, пшено и другие сыпучие продукты на стол не класть”.

В центре зала сидят за низкими столиками монахи в шафранно-бордовых одеждах. Они то ли читают, то ли поют мантры на старотибетском, тихонько перелистывая вытянутые в ширину страницы молитвенников, традиционно сделанных в форме листьев священного дерева бодхи. Каждый ведёт свою партию, их голоса наполняют храм, напоминая пчелиный гул в летний полдень.

00_aleksey_bushov_buddistskiy_lama.-417208.jpg

Статуи святых многочисленны и разнообразны — яркие, многоглазые, многоголовые, многорукие. В центре — большая золотая скульптура Будды Шакьямуни, изготовленная монгольскими мастерами в подарок Иволгинскому дацану. Слева от неё — Зелёная Тара. Человек успевает лишь моргнуть, а она уже тысячу раз облетела вокруг Земли, помогая каждому, кто её об этом просит. Справа — Белая Тара, символизирующая сострадание, богиня медитации и покровительница практик долгой жизни.

Пройдя вдоль всего алтаря и оставив подношения, нужно пятиться по направлению к правой двери, ведущей из храма. Поворачиваться к божествам спиной невежливо, это можно сделать, только отступив на несколько шагов. Центральные двери закрыты до особых случаев — в них входят ламы, проводящие молебны.

Тара в переводе означает Спасительница. По преданию, достигнув совершенства и освобождения, она отказалась от нирваны из сострадания к людям. Существует 21 воплощение этой богини, у бурят больше всего почитаются Зелёная Тара и Белая Тара.

Зелёная Тара восседает на лотосе, спустив с него правую ногу, чтобы по первому же зову прийти на помощь. Если человека одолевают демоны, достаточно прочитать её мантру “Ом Дари Дудари Дури Суха”, чтобы злые силы отступили. Причём мантра работает, даже если её не помнить целиком, достаточно произнести часть.

Читайте также:
Шерегеш, горнолыжный курорт – отзывы о зимнем отдыхе, советы новичкам

Белая Тара помогает спастись от болезней и других угроз жизни. Чтобы уберечься от беды, достаточно произнести её имя. Российские буддисты ассоциировали с нею двух императриц. Елизавета Петровна признала буддизм одной из государственных религий страны. Екатерина II в 1764 году учредила пост Пандито Хамбо-ламы. Первого из них — Дамба-Даржу Заряева она пригласила в Москву как делегата, когда нужно было составить новое религиозное уложение для последователей различных религий. С тех пор каждый Пандито Хамбо-лама давал особую клятву верности Белому царю, пока в стране не сменилась власть.

2560px-ivolginskiy_dacan_foto_wikipedia.org_arkadiy_zarubin.jpg

Очевидное-невероятное

Одна из главных святынь дацана — тело XII Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова, официально умершего в 1927 году. Сев в позу лотоса, он завещал собравшимся вокруг ученикам проверить его тело через 75 лет, а потом попросил читать ему молитву-благопожелание для умершего. Те стали отказываться, и лама сам приступил к чтению молитвы, так что ученикам пришлось присоединиться. Когда Итигэлов перестал подавать признаки жизни, его похоронили в той же позе в кубе, сделанном из кедрового дерева.

7 сентября 2002 года восьмидесятилетний Амгалан Дабаев, единственный, кто ещё помнил место захоронения ушедшего в нирвану ламы, указал это место XXIV Пандито Хамбо-ламе Дамбе Аюшееву. Три дня спустя тело Итигэлова перенесли в дацан. Ещё через шесть лет для него выстроили особый дворец, копию Деважин дугана, которую в своё время спроектировал для Янгажинского дацана сам Итигэлов. Там его можно навестить и попросить о помощи. Лама не ест и не пьёт, но за шесть лет после открытия саркофага набрал около десяти килограмм. Кроме того, он регулярно потеет. Смотритель Бимбо-лама, время от времени переодевающий тело, отмечает, что от него исходит благоухание.

hram_itigelova_foto_wikipedia.org_arkadiy_zarubin.jpg

Группа учёных во главе с профессором Виктором Звягиным провела исследования тела Хамбо-ламы и отметила отсутствие трупного запаха, эластичность кожи, подвижность суставов и тот факт, что белок в тканях Итигэлова по характеристикам не отличается от белка живых людей. При этом профессор не мог аттестовать ламу как живого — температура тела оказалась ниже 20 градусов, а это “абсолютный признак смерти”.

Во время восьми больших богослужений-хуралов тело Хамбо-ламы переносят в Согчен дуган, чтобы он мог принять участие в молебнах. Служители говорят, что в эти периоды Итигэлов особенно сильно потеет и его приходится постоянно протирать салфетками. Люди рассказывают о волшебных исцелениях и других чудесах, происходящих в непосредственной близости от Драгоценного тела.

d_itigelov.jpg

Впрочем, чудеса Итигэлов творил ещё при жизни. Так, он благословил триста янгажинских казаков, уходящих на Первую мировую войну. Все до единого вернулись целыми и невредимыми. Рассказывают, как Хамбо-лама спешил в дацан и раздвинул воды озера, чтобы не объезжать его, а проскакать к цели напрямую. В начале ХХ века, говорят, бурятские ламы умели многое — левитировали, становились невидимыми, телепортировались из одного места в другое. Когда буддизм в России пришёл в упадок, практики такого уровня исчезли. Но сейчас гонения на священников остались далеко позади. Спустя 75 лет Итигэлов вернулся, чтобы помогать тем, кому это нужно. В дацане вновь ламы проводят службы и обучают новых учеников.

Свет учения

В 1991 году Центральное духовное управление буддистов России решило учредить высшее учебное заведение. Его открыли при Иволгинском дацане, дав название “Даши Чойнхорлин”, что в переводе с тибетского означает “Земля счастливого учения”. Первых педагогов приглашали из Тибета и Индии, кроме того, было несколько бурятских лам, получивших буддистское образование в Монголии.

Первым в Буддийском университете открылся философский факультет. Одна из форм обучения — диспуты. Простые длятся одну минуту, сложные могут тянуться до нескольких суток. Великие ламы способны обсуждать вопросы философии несколько дней и ночей, не прерываясь. Кроме того, студенты изучают логику, общую философию, старомонгольскую письменность, тибетский и английский языки и другие предметы.

aleksandr_kiselev_ivolginskiy_dacan.-430468.jpg

Со временем открылись и другие факультеты: медицинский, буддийской живописи (танкописи) и тантрический. Сложнее всего даётся последний: чтобы поступить на этот факультет, необходимо сначала восемь лет обучаться философии в университете и ещё восемь — в Индии.

“Необходимо закончить шестнадцатилетний курс общефилософского образования, только после этого желающие могут перейти к обучению тантре. Она по силам далеко не всем, практики требуют большой дисциплины. Можно сравнить сутру и тантру как два пути на вершину горы. Первый — более пологий и безопасный, но он длиннее, за одно воплощение его не одолеть. Второй — крутой и быстрый, позволяет достичь просветления в течение одной жизни, но и риск сорваться очень велик”.

Дид Хамбо лама Буддийской традиционной Сангхи России по Республике Бурятия Дагба Очиров

Читайте также:
Цирк Сочи – представления и цены

Дид Хамбо-лама Дагба Очиров — один из первых выпускников университета, он окончил философский факультет. Судьбу ламы ему предрёк дед, который в 1911 году, шести лет от роду, уехал из России учиться в Монголию, а в 1930-е годы вернулся уже в Советский Союз. “Когда его отправляли из Монголии домой, все понимали, какая в стране ситуация, и предупреждали: “В храмы не иди”, — вспоминает Дагба-лама. — Он прошёл Великую Отечественную войну, потом женился. Когда я был маленький, дед мне говорил: “Ты станешь ламой”. Я не верил, конечно,советское время, какие ламы! Закончил педагогический институт по специальности “преподаватель химии и биологии”, преподавал, работал инженером-химиком, заведующим лабораторией, начальником очистных сооружений… А когда в 1990-е годы открылся наш университет, я приехал сюда учиться. Меня приняли, поставив условие: пройти обучение полностью с первого курса, отказавшись от привычной жизни. Так что сидел я, тридцатилетний усатый дядька, с четырнадцатилетними подростками в одном классе. Самая счастливая пора была!”

20210722-dsc_0004.jpg

В университете обучается около 120 хувараков — студентов. Стипендии не предусмотрено, но жильё и еду они получают бесплатно, за счёт пожертвований и подаяний прихожан. Выпускникам вручают дипломы государственного образца по специальности “философ”, “танкописец” или “эмчи-лама”, то есть лекарь.

В гостях у ламы

Чтобы обратиться к ламе за советом, нужно уточнить в информационном центре, кто из лекарей или астрологов принимает посетителей. В прихожей деревянного дома, где живёт Дид Хамбо-лама Очиров, стоят старенький потёртый диван и кресло для ожидающих своей очереди. Из комнаты доносятся тихие голоса, время от времени прерываемые постукиванием камушков — лама бросает их, прежде чем ответить на тот или иной вопрос. Через некоторое время из дверей выходит, прощаясь с ламой, пара молодых людей — можно заходить внутрь.

Перед посещением рекомендуется совершить гороо — ритуальный обход территории монастыря по часовой стрелке нечётное количество раз. По пути нужно по три раза вращать молитвенные барабаны хурдэ, установленные вдоль тропы. В каждом из них намотаны на ось от нескольких сотен до миллиона свитков с сутрами, так что, повернув барабан один раз, человек “читает” сразу множество молитв.

В знак уважения ламе можно поднести хадак — шёлковый шарф, символизирующий пожелание счастья и мира. Его подают на ладонях обеих рук, слегка придерживая сверху пальцами. Белый хадак означает чистые помыслы, святость, благополучие. Синий — гармонию, доброту и спокойствие. Жёлтый — веру, процветание, учение Будды, а также достаток и стабильность.

В благодарность за консультацию ламе делают пожертвование в любой форме — деньги, продукты, подарок.

20210722-dsc_0017.jpg

Дагба Очиров сидит за большим столом, заваленным книгами, сбоку стоит стул для посетителей. На табуретке у книжного шкафа в большой картонной коробке свернулась клубком бело-серая молодая кошка. Пока мы разговариваем с Дид Хамбо-ламой, она просыпается и отправляется совершать моцион по комнате, чувствуя себя там полной хозяйкой.

— До революции почти каждая семья отдавала одного из своих детей в монастырь на обучение, — рассказывает Дагба Очиров. — Дацан в то время был центром культуры, попавшие в него получали образование, недоступное другим. Дети начинали учиться в шесть-семь лет, после 16–17 многие защищались и заканчивали обучение с научной степенью. Они были элитой. Именно поэтому после революции лам безжалостно отправляли в ссылку — они пользовались очень большим авторитетом.

— А вам лично удалось встретить кого-нибудь из лам “старой закалки”?

— Да, мне довелось общаться с теми, кто получил дореволюционное образование. В 2003 году я провожал в последний путь одного из них и спросил его: “Что можешь сказать о своей жизни?” Он мне ответил: “Я счастливый. Я застал расцвет буддизма, видел великих лам — Даши-Доржо Итигэлова, Агвана Доржиева и других. Видел, как буддизм приходил в упадок, и дожил до его возвращения в Россию. Я больше полувека этого ждал”.

detali_ivolginskogo_dacana_foto_wikipedia.org_yana_krasnopevceva.jpg

— В Бурятии помимо буддизма распространён шаманизм. Они не противоречат друг другу?

— Буддизм — самая старая из мировых религий и самая демократичная. Как-то при мне великого Бабу-ламу спросили, как он относится к шаманизму, и он сказал: “Это благодатная благородная почва, прекрасно вспаханная. На ней хорошо всходят семена буддизма, христианства или ислама”. Рано или поздно люди дорастают до одной из мировых религий, многие шаманисты переходят в буддизм.

anna_rakhmanko_monahi_u_vhoda_v_dacan-383590.jpg

Беседу прерывает кошка, которая внезапно взвивается в воздух в погоне за пролетающей мухой. Промахнувшись, она пытается уцепиться за шкаф и с размаху шлёпается мне на колени. Пока я поглаживаю её по шелковистой спине, кошка вновь подбирается, прыгает и гордо уносит добытый трофей куда-то в уголок.

Читайте также:
Об аэропорте Аль-Мактума (Арабские Эмираты) DWC - официальный сайт

— Вот оно, счастье! — смеюсь я.

— В колесе сансары счастья нет, — улыбается в ответ Дид Хамбо-лама. — Только удовольствие. Знаете, в чём разница? Счастье непрерывно, а удовольствие — временное явление.

Колесо сансары — в буддийской религии бесконечный круг перерождений. В зависимости от накопленных душой хороших и плохих деяний она перерождается в одном из шести миров. В каждом из них есть страдания, но только в человеческом мире можно сознательно совершать благодеяния, что позволяет в конце концов вырваться из колеса и достичь вечного блаженства в нирване.

Бурятское чудо. Как российский лама стал божеством для иностранцев

УЛАН-УДЭ, 10 мая — РИА Новости, Антон Скрипунов. В России немало буддийских святынь, но, пожалуй, главная — это Иволгинский дацан в Бурятии. Корреспондент РИА Новости побывал в центре российского буддизма и выяснил, какие чудеса надеются увидеть паломники и почему сами монахи не особо в них верят.

Лама нетленный

Центр традиционной сангхи России (крупнейшей в стране буддийской религиозной организации) в Бурятии знают и глубоко почитают все, вне зависимости от национальности и вероисповедания. Стоит неправильно произнести название, местные незамедлительно поправляют: “Иволгинский (ударение на третью гласную. — Прим. ред.)!” Здесь любой знает дорогу к святыне.

Солнце только что появилось из-за гор, а у входа в дацан уже припарковалось несколько автобусов с монгольскими номерами. Паломники разного пола и всех возрастов выстраиваются возле небольшой кабинки. Через минуту-другую они преображаются — все в расшитых золотом национальных костюмах. Вот человек на костылях догоняет своих, а жена в спешке накидывает на его плечи тэрлэк, легкий монгольский халат. “Мы всю ночь ехали из Улан-Батора, чтобы пораньше сюда попасть. Для каждого из нас это место особенное”, — говорит она.

В дацане сообщают, что с 2015 года, когда ввели безвизовый режим с Монголией, из-за границы приезжают каждый день. О том, что монголы тут частые гости, свидетельствуют и стеклянные ящички для пожертвований, набитые рублями вперемешку с тугриками.

Главная святыня Иволгинского дацана — нетленное тело Пандито Хамбо-ламы (титул главы буддистов России) Даши-Доржо Итигэлова. Этот известный религиозный деятель, живший в начале XX века, очень много сделал для развития буддизма в России. В 1927 году он собрал своих учеников и завещал им проверять его могилу каждые 25 лет. Затем, как верят буддисты, сел в позу лотоса и медитировал до тех пор, пока не перестал подавать признаки жизни. В таком положении его и похоронили в специальном кедровом кубе. А в 2002 году тело обнаружили. “Оно было нетленным. На голове даже остались еще черные волосы”, — рассказывает один из монахов. Тело Итигэлова поместили в построенный для него дуган (храм-дворец).

У входа в дацан паломников ждут торговки: “Смотрите, какие четки! А это портрет ламы Итигэлова — повесите его дома и обретете благополучие”. Тут же можно купить подношения святому монаху — очень распространенный среди посетителей монастыря обычай.

“Приезжают из Европы, Америки, Австралии и очень много из Азии. Буддисты всего мира знают, что бурятский лама, наш современник, сохранился в таком феноменальном состоянии. А поскольку слово “феномен” мы часто ассоциируем со словом “чудо”, люди обращаются с какими-то просьбами. Многие потом рассказывают, что Хамбо-лама их выполнил”, — говорит пресс-секретарь Иволгинского дацана Алла Намсараева.

К ламе, подчеркивает она, приезжают буддисты совершенно разных направлений. А накануне чемпионата мира по футболу дацан даже посетили две съемочные группы крупнейших мексиканских телеканалов, “достаточно редкие для этих широт гости”.

Колыбель российского буддизма

Итигэлов был двенадцатым Пандито Хамбо-ламой, то есть духовным лидером российских буддистов. Этот титул в 1764 году даровала ламе Дамба-Доржо Заяеву сама Екатерина Вторая.

“Но прежде его спросили, какой титул он сам хочет получить. Заяев сказал, что глава буддистов — это “хамбо-лама” и попросил добавить к этому еще и “пандито” — “ученый” на санскрите. Тем самым он дал понять, что буддизм в России напрямую связан не только с Тибетом, но и с Индией”, — объясняет лама Иволгинского дацана Борис Балданов.

А началось с того, что императрица Елизавета Федоровна в 1741 году разрешила Заяеву проповедовать среди бурят.

До революции в Бурятии были сотни дацанов с тысячью лам. Но советская власть полностью запретила буддизм — монастыри разрушили, а их насельников либо расстреляли, либо отправили в лагеря. Лишь в 1945 году постановлением Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР в улусе Средняя Иволга было разрешено построить дугэн (храм). Монастырь же вновь открылся здесь шесть лет спустя, когда власти выделили землю под дома для лам. Сейчас здесь же находится резиденция двадцать четвертого Пандито Хамбо-ламы Дамбо Аюшеева “Хамбын Хурээ”.

Читайте также:
Замена имени в паспорте РФ: как происходит и сколько стоит?

Буддизм — крупнейшая религия в регионе. Его исповедуют, как сообщили РИА Новости в информационно-аналитическом управлении правительства Республики Бурятия, 39 процентов населения.

Духовный промысел

Кроме лидера российских буддистов, в Иволгинском дацане проживают десятки лам. Внутри есть небольшие деревянные домики, в которых монахи принимают посетителей. На окнах висят объявления: “Астрология”, “Лечение” и другие.

Марина стоит у входа в дом багши (учителя) Дымбрыла Дашибалданова. Она привела к нему сестру с племянником. На вопрос “Зачем?” отводит глаза, делая вид, что не слышит. Зато охотно рассказывает, к кому можно в случае чего обратиться: “В Бурятии многие приходят к ламам. По разным вопросам”. Ламам обычно жертвуют столько, “сколько могут, они не просят определенную сумму”.

По ее словам, ходят и к шаманам. Правда, среди них “много шарлатанов”. “Моя знакомая побывала недавно у шамана. Так он сказал, что у ее мамы скоро будет онкология. Но пообещал помочь, за тридцать тысяч”, — рассказывает Марина. Если не помог шаман, то обращаются еще к бабушкам. “Мы вообще тут избалованы — столько разных вариантов”, — улыбается она.

Лама Дыбрыла Дашибалданов считает, что из-за этого у людей формируется потребительское отношение к вере: “Обычно как бывает: обращается к тебе человек, рассказывает о своей проблеме. И в ходе беседы проговаривается, что до этого побывал у бабки, у шамана, да еще и в православный храм забежал свечку поставить. У людей возникает путаница в голове”.

Основная задача лам в этом случае — просвещать. “Лично я считаю, если человек обратился к ламе, то и должен впредь ходить к нему и слушать его советы — почитать мантры, например, и так далее. А не убегать к шаману. И наоборот — пошел однажды к шаману, то пусть только к нему и ходит. Мы не собираемся биться за паству, а просто хотим, чтобы у людей был порядок в голове и душе”, — подчеркивает лама.

Аккредитация в нирвану

На Дашибалданова возложена большая ответственность, ведь он еще и ректор единственного в стране буддийского университета “Даши Чойнхорлин”. В нем учатся около ста студентов из разных регионов страны. После окончания учебы они становятся ламами.

“Пока мы еще не прошли госаккредитацию, она ведь подразумевает, что мы должны будем преподавать тут предметы, базовые для светских вузов. Пока я не хочу сильно загружать ребят, они и так изучают философию, тибетский, старомонгольский, английский языки”.

Университет существует исключительно на пожертвования. Помимо обучения студентов, университет, как и вся традиционная сангха России, вместе с властями региона занимается сохранением бурятской культуры, проводя среди школьников конкурсы на знание бурятского языка, а также соревнования по бухэ барилдаан — бурятской борьбе на кушаках (поясах).

“Бывает, например, приезжает к нам учиться парень из Перми, а его тут недружелюбно встречают: мол, зачем приехал. И это вдобавок к тому, что его и там, на родине, порицают за то, что подался в буддисты. Мы стараемся учить молодых людей терпимости. На конкурсах по бурятскому языку ребята из разных частей региона могут пообщаться друг с другом на своем диалекте, а не сидеть во дворах и бездельничать, говоря, что буряты здесь бесправное меньшинство. То же самое с борьбой — у людей, занимающихся спортом, просто нет времени на всякую ерунду”, — объясняет лама.

Радна Ринчинов учится тут уже седьмой год. Говорит, когда решил стать ламой, вовсе не задумывался о таких сложных вещах, как “избавление от страданий”, “выход из цикла перерождений”, что считается целью как монахов, так и простых буддистов.

“Просто так случилось. У меня родители буддисты, хотя не сказал бы, что фанатики. Я случайно попал сюда — на стройку здания университета. Во время работы обдумывал поступление и решил один год здесь поучиться. Собирался после этого вернуться к мирской жизни, но прошел год, второй, а я до сих пор здесь”, — рассказывает он.

“Ничего удивительного”

Радна идет по периметру дацана: каждый, кто вошел на территорию монастыря, должен совершить его троекратный обход по часовой стрелке. По пути встречаются многочисленные хурдэ — молитвенные барабаны, на которые нанесены мантры. Их нужно крутить тоже по часовой стрелке. Тем самым верующие сочетают физическую активность с молитвой, согласно учению Будды, тело и душа тесно взаимосвязаны друг с другом.

Иволгинский дацан

Центр современного буддизма в России – Иволгинский дацан – сравнительно молодой монастырский комплекс, построенный сразу после Великой Отечественной войны буквально среди чистого поля.

«Хамбын Сумэ», или «Гандан Даши Чойнхорлинг» (в переводе с тибетского – Колесо учения, дарящее счастье и полное радости) располагается на окраине небольшого селения Верхняя Иволга в 36 км западнее столицы Бурятии Улан-Удэ.

За высоким забором монастыря – кустарники, увешанные химморинами – цветными ленточками с нанесённым на них текстом молитвы, да покрытая разнотравьем степь до самых предгорий Хамар-Дабана. С южной стороны дацана обустроен небольшой стадион для проведения соревнований по традиционным бурятским видам спорта – стрельбе из лука, борьбе. На востоке к монастырскому комплексу примыкает ипподром. А внутри ограды – целое местечко, включающее культовые религиозные сооружения, визитно-информационный центр, буддистский университет, домики для проживания монахов и студентов-хураваков, летнюю гостиницу для туристов, музей памятников буддистского искусства, библиотеку, оранжерею со священным фикусом, или деревом Бодхи, сувенирные лавки, вольеры для косуль – священных животных, согласно легенде – первых слушателей наставлений Будды, достигшего просветления.

Читайте также:
Город Фюссен, Германия: достопримечательности, как добраться

История строительства Иволгинского дацана

Буддизм проник в Забайкалье примерно в XVII столетии, потеснив шаманизм, православие и старообрядчество. До революции на территории современной Бурятии функционировало несколько десятков буддистских дацанов, уничтоженных большевиками наряду с храмами других религий.

С историей возведения первого в Советском Союзе дацана связывают известный факт крупной денежной помощи фронту в сумме 350 тысяч рублей, собранных верующими буддистами Бурятии. Когда ламам задают вопрос по поводу разрешения на строительство монастыря, они отвечают – Сталин позволил. За несколько дней до окончания войны Постановлением Совнаркома Бурят-Монгольской АССР в местности Ошор-Булаг Иволгинской долины разрешалось сооружение буддийского храма «Хамбийское Сумэ».

Верующие со всех ближайших окрестностей потянулись к месту строительства, чтобы помочь, кто физически, кто материально, многие приносили религиозную утварь, сохранённую после разрушения храмовых зданий. В конце декабря 1945 года возведён деревянный дом, которому позже придали вид дугана с традиционно загнутыми кверху уголками крыши. В нём прошли первые службы – хуралы, а первый Цогчен-дуган построен к 1948 году, который после сооружения второго храма стал Чойра-дуганом философского факультета.

В 1951 году за Иволгинским дацаном официально закреплён участок земли. Основные храмовые сооружения монастырского комплекса возводились в 70-е годы прошлого столетия, а в 1991 году при нём основан Буддийский университет, в котором сейчас обучаются на 4 факультетах около 100 студентов-хувараков, изучающих философию, восточную медицину, иконографию, тибетский язык, а также целый ряд светских предметов – логику, историю и прочие.

Осенью 2002 года в Иволгинский дацан переместили главную реликвию российских буддистов – нетленное тело Даши-Доржо Итигэлова, бурятского религиозного деятеля, одного из выдающихся буддийских подвижников.

В нём находится и резиденция главы Буддийской традиционной Сангхи России Пандито Хамбо-ламы Дамбы Бадмаевича Аюшеева.

Исторический и архитектурный памятник, Иволгинский дацан сегодня – обязательный пункт посещения всех экскурсионных и паломнических туров по Бурятии благодаря удобному месторасположению рядом со столицей и хорошей транспортной обеспеченности.

Структура монастырского комплекса

На территории Иволгинского дацана располагается 10 храмов-дуганов и 3 ступы-субургана: «Балдан Брайбун», «Найман Отоши» и Священный субурган с мощами Будды и Хамбо-ламы Е.-Д. Шарапова. Всем религиозным постройкам буддизма характерно многоцветие. Храмы монастыря Верхней Иволги не исключение – пёстрые и яркие.

Главный соборный храм комплекса Цогчен-дуган построен в 1976 году. У главного входа – скульптуры львов с устрашающим оскалом. Внутренний интерьер чрезвычайно богат украшениями изображений на шёлковых тканях, в алтарной части возвышается скульптура Будды Шакьямуни – духовного учителя.

Чойра-дуган, первый из храмов дацана, сейчас считается храмом философского факультета. После него возводился восьмистенный глинобитный (в отличие от большинства деревянных зданий) двухэтажный Деважин-Сумэ, или Рай Будды Амитабхи.

Одно из наиболее значимых сооружений монастырского комплекса – храм-дворец Хамбо-ламы Итигэлова, в котором хранится священное нетленное тело величайшего буддистского просветителя.

Дуган Зелёной Тары посвящён прародительнице всех Будд женской бонхисаттве Ногоон Дара Эхын сумэ. Гунрик-дуган и Майдарин-сумэ – храмы будды Вайрочаны и Майтреи, а Маанин-дуган с расположенным перед ним вольером с косулями – бонхисаттвы Арьяа-Баалы.

Тантрический храм Жуд-дуган соседствует с квадратным Сахюусан-сумэ, посвящённым гневным божествам дхармапалам, защищающим буддистское учение.

По периметру монастырского комплекса встречаются хурдэ – молитвенные барабаны. В каждый из них помещены свитки с мантрами – молитвами, в самом большом – 100000 мантр, в маленьких – от 6500 молитв.

Достопримечательности Иволгинского дацана и его окрестностей

Одна из достопримечательностей и, пожалуй, самая главная – нетленный старец, сидящий в позе лотоса практически 90 лет. Феномен, озадачивший всё научное мировое сообщество, не нашедшее объяснения тому состоянию, в котором сейчас пребывает Даши-Доржо Итигэлов.

Летом 1927 года хамбо-лама созвал своих учеников и сообщил, что уходит из жизни, но через 75 лет вернётся живым. Сел в позу лотоса и стал медитировать, а затем ушёл в нирвану. Ученики, увидев, что лама не дышит, поместили его в кедровый куб-саркофаг и опустили в подземную камеру на глубину больше 2,5 м. В 50-х и 70-х годах тело извлекали, меняли одежду, убеждались в том, что оно осталось прежним, без видимых признаков разложения, и опускали обратно.

В 2002 году, как и завещал Учитель, произвели эксгумацию трупа с соблюдением всех необходимых процедур. Все присутствовавшие судмедэксперты были поражены состоянием тела, выглядевшего просто спящим, но не дышащим. Все биохимические анализы кожи, ногтей и волос подтвердили увиденное – ткани не омертвели, а тело находится в неизвестном науке состоянии.

Итигэлова переместили в Иволгинский дацан, а вскоре соорудили для него храм. Ламы, ухаживающие за ним, говорят, что наблюдают изменение температуры тела, небольшие скачки веса в сторону увеличения и обратно, в дни особенного скопления народа он потеет.

Читайте также:
Церковь Святого Иоанна Алитургетоса в Несебре

Увидеть священное нетленное тело доступно каждому, но лишь 8 раз в году во время больших буддистских праздников. В остальные дни в храм к Итигэлову пропускают разве только высокопоставленных лиц.

Ещё одна важная святыня в Иволгинском дацане – камень с отпечатком ладони якобы самой Зелёной Тары, богини, спешащей на помощь к каждому. Говорят, если отойти от камня шагов на десять, закрыть глаза, вытянуть вперед руки, двигаться по направлению к камню и попасть своей ладонью в отпечаток Тары, то любое загаданное бескорыстное желание обязательно сбудется.

В окрестностях также находится несколько интересных мест, достойных внимания туристов и паломников. Несколько святых источников у окраин посёлка Верхняя Иволга с целебной студёной водой, говорят, наделяют силой и бодростью каждого испившего глоток влаги. Ошор-Булаг юго-западнее села ещё и связывают с легендой, рассказывающей о ламе-путешественнике, закопавшем на дне небольшого водоёма у этого источника камень силы – ошор. Из источника Булаг севернее посёлка берут воду ламы монастыря для совершения всех ритуальных служб. Ута-Булаг также обладает чистейшей студёной водой, оказывающей благотворное влияние на состояние желудочно-кишечного тракта.

В 12 км севернее Верхней Иволги находится Халютинский аршан с холодными гидрокарбонатными водами. Многие приезжают сюда подлечить своё здоровье.

В 10 км на северо-запад от селения на вершине Лысой горы располагаются святые места обо Улзытэй Ундэр. Летом к ним собираются ламы и жители ближайших деревень на обряд почитания, во время которого произносят молитвы с просьбой о дожде для хорошего урожая. А юго-западнее Верхней Иволги, примерно в 3 км от её окраины, проезжающие мимо туристы останавливаются, чтобы осмотреть трёхметровый субурган «Бунхан».

Посещения и экскурсии

Пройти на территорию Иволгинского дацана можно с 9 до 19 часов, в большие праздники – через главные ворота, в обычный будний день – через левую калитку, сразу возле которой начинаются торговые палатки с сувенирами и вязаной шерстяной продукцией – варежками, шалями, носками.

Посещение дацана обычно начинают с гороо – почётного обхода святых мест, который совершают неспешно по направлению часовой стрелки и обязательно нечётное количество раз. Для этого в монастыре по всему периметру оборудована специальная дорожка. По пути следует обязательно крутить хурдэ – молитвенные барабаны, также по часовой стрелке. Считается, сколько раз барабан обкрутился вокруг своей оси, столько же раз прочитаны и обращены к Будде молитвы.

Можно заходить в любой из открытых дуганов, общаться с ламами – они очень приветливы и доброжелательны, обязательно подскажут к кому обратиться со своим вопросом: к астрологу, если цель визита – узнать своё будущее, к ламе-медику, если беспокоят проблемы со здоровьем, а уж побеседовать о каких-то психологических состояниях организма сможет любой из монахов.

Посетителям рекомендуют заказывать экскурсии: их проводят ламы-гиды для групп или индивидуально. Стоимость экскурсии в зависимости от языка – бурятского, русского или английского для групп из 1-3 человек от 250 до 350 рублей, если количество посетителей в группе больше 3-х, то от 70 до 100 рублей с человека.

Посещение Иволгинского дацана входит в программу многих этнотуров по Байкалу и Бурятии.

Полезные подсказки для туристов

На территории Иволгинского дацана нельзя сквернословить, употреблять спиртные напитки и курить. Внутри дуганов запрещена видео и фотосъёмка, за их пределами – разрешена. Многие из туристов просят сфотографироваться вместе с ламами. Им не отказывают, но и особенной радости не испытывают, хотя и сохраняют приветливое выражение лица.

Женщинам внутри храмов не обязательно покрывать голову платком, как этого требуют правила посещения православных церквей, а вот надевать мини-юбки нежелательно.

Находясь в буддистском храме, не положено поворачиваться к статуям Будды спиной или показывать на них пальцем. В Иволгинском дацане во время выноса нетленного тела Итигэлова не разрешается к нему прикасаться.

Отправляясь в дацан, обязательно берут с собой сладости, чтобы положить в храме, многие покупают в подарок хадак – длинный ритуальный шарф в основном синего цвета, но бывает и белого, жёлтого, красного, как символ бескорыстия и гостеприимства дарящего.

Войдя в храм, снимают с плеч сумки и отключают мобильные телефоны. Находясь в храме, не следует во время службы скрещивать руки или ноги.

Лучшее время для посещения Иволгинского дацана – после 16 часов, когда большинство паломников уже уйдут. Вход на его территорию бесплатный.

Где остановиться

По поводу бронирования мест в летней гостинице дацана и их стоимости обращаются в визитно-информационный центр монастыря. Вблизи монастырского комплекса обустроено несколько гостевых домов, в которых можно остановиться за умеренную плату.

Большинство туристов предпочитают гостиницы столицы для кратковременного размещения, ведь одного дня вполне хватает на поездку в Иволгинский дацан. Вариантов поселения в Улан-Удэ много – больше ста гостиниц, отелей и хостелов, стоимость номеров в них от 300 рублей в сутки для одного человека.

Читайте также:
Компенсация за задержку чартерного рейса от туроператора: образец претензии

Как добраться

Россия, Республика Бурятия, Иволгинский район, село Верхняя Иволга

Из Москвы в Улан-Удэ добираются поездом или самолётом. Авиаперелёт продолжается в течение 6 часов, а билеты на самолёт обходятся в среднем 15800 рублей, но если повезёт, бывают и экономварианты с ценой 13400 рублей за 1 билет.

Путешествие поездом более продолжительное – около 4-х суток, но и стоимость билетов дешевле – от 8600 рублей для 1 пассажира в плацкартном вагоне.

От площади Банзарова в Улан-Удэ отправляется 130-й автобус, следующий до райцентра Иволгинск. Первый рейс в 6-50, до 19 часов автобусы отправляются каждые 10 мин, до 20 часов – каждые 20 мин, до 21 часа – каждые 30 мин. Время в пути – 50 мин, цена билета – 45 рублей. От Иволгинска до Верхней Иволги расстояние всего 8 км, его преодолевают, пересев на местную маршрутку и заплатив за проезд 15 рублей. По большим религиозным праздникам автобус доходит прямо до дацана.

Собственным автомобилем необходимо ехать по Кяхтинскому тракту, который ранее обозначался на картах как трасса А-165, а позже – А-340. Следуя через Сужу, Нур-Селение, Нижнюю Иволгу, райцентр Иволгинск и Верхнюю Иволгу, до храма можно добраться из Улан-Удэ за полчаса.

Часть5.1 Иволгинский дацан.

В магазине мы встретились с экипажем из Железногорска(Лена и Алена) и вместе с девочками двинули в сторону Иволгинского дацана.

На подъезде к дацану есть интересная сопка, склон которой украсила надпись из мраморной крошки “ом ма ни бад мэ хум” — это одна из самых известных мантр в буддизме, которая означает “О жемчужина, сияющая в цветке лотоса”.

Крыши буддийского монастырского комплекса видны издалека:

Припарковались мы на стоянке перед входом. Пока фотографировались и разглядывали ворота, к нам подошел человек и любезно предложил заказать экскурсию. Мы с радостью согласились.

Немного справочного материала(скомунижжено из интернета):

Иволгинский дацан
— самый известный дацан Бурятии и значимое место паломничества буддистов не только России, но и всего мира. Он носит название “Хамбын Сумэ”, и “Гандан Даши Чойнхорлинг”, в переводе с тибетского: “монастырь Колесо Учения, приносящее счастье и полное радости”. Это один крупнейших буддийских монастырских комплексов в Бурятии и духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России.
На территории дацана расположена резиденция Пандито Хамбо Ламы.
Дацан находится в Республике Бурятия, в селе Верхняя Иволга, он был основан в 1945 году.
За годы Советской власти, после проведения антирелигиозной политики в стране, Иволгинский дацан стал первым и единственным действующим буддийским храмом, теперь он является также памятником истории и архитектуры, музеем культового зодчества, который притягивает к себе не только буддистов-паломников, но и туристов из разных стран.
История: В 1945 году, в год окончания Отечественной войны, по многочисленным просьбам жителей “Постановлением Совета народных коммисаров Бурят-Монгольской АССР” было решено открыть “Хамбинское Сумэ” в Верхней Иволге. Местные буддисты начали собирать деньги на строительство и культовые предметы для храма, вскоре был построен деревянный дом, которому придали вид дацана. Узнавая о строительстве буддийского храма, все больше людей принимало активное участие. В том же году состоялась первая открытая служба, “Сахюусан хурал”, которую возглавил гэбши Галсан Хайдуб.
В 1951 году — власти выделили землю под создание монастырского комплекса, здесь построили несколько жилых домов для лам.
В 1970-1976 годах -происходило строительство храмов. Сначала в качестве Цогчен-дугана были Чойра-дуган и восьмистенный храм. Позже был построен другой, который стал выполнять функцию Соборного храма, Цогчен-дугана. А первоначальный восьмистенный храм преобразован в Деважин Сумэ, а в Чойра-дугане расположен факультет философии.
Современность: В XXI веке Иволгинский дацан приобрел совершенно особое значение, благодаря обретению буддийской святыни — Нетленного тела Пандито Хамбо Ламы XII Даши Доржо Итигэлова.
В настоящее время в монастырский комплекс входят:
Цогчен-дуган — центральный храм Иволгинского дацана, освящение его состоялось в 1976 году.
Майдарин-сумэ — небольшой деревянный храм Будды Майтреи, основанный в 1970-е гг.
Дэважин-сумэ — Рай Будды Амитабхи, глинобитное двухэтажное здание, возникшее в 1970-х гг., посвященное теме Чистой Земли, или Западного Рая, созданного Буддой Амитабхой, и называющегося Сукхавати на санскрите, или Дэвачен в тибетском языке.
Сахюусан-сумэ — деревянный дуган квадратной формы, посвященный Дхармапалам — защитникам Учения Будды. Он был построен в 1986 году.
Чойра-дуган — это здание было первым Цогчен-дуганом Иволгинского дацана, впоследствии преобразовано в факультет философии Чойра. Он был построен в 1947-1948 гг.
Ногоон Дара Эхын Сумэ, посвященный Зеленой Таре.
Этигэлэй Хамбо ламын Ордон — дуган, воссозданный по сохранившимся старым фотографиям, где пребывает Пандито Хамбо лама Итигэлов.
Оранжерея для cвященного дерева Бодхи.
Священные ступы-субурганы.
На территории дацана расположены здания резиденции нынешнего Пандито Хамбо Ламы Аюшеева, библиотека, а также учебные корпуса Буддийского университета Даши Чойнхорлин им. Дамба Даржа Заяева.
Здесь же находятся различные служебные помещения, дома лам и летняя гостиница.
При дацане действует визитно-информационный центр

Читайте также:
Город Фюссен, Германия: достопримечательности, как добраться

И конечно же, фото.
На заметку: внутрь храмов заходить можно, но фотографировать не разрешается. Убранство очень яркое и красивое, но мы не решились нарушить правила “ради кадра”, так что прошу поверить на слово — побывать там стоит! :)

Скажу сразу, с камнем не все так просто. По приданию к нему прикасалась Зеленая Тара и оставила на нем отпечаток своей кисти. Также по приданию, прикоснувшись к камню можно загадать желание. Загадывать обязательно не материальное, пройдя с закрытыми глазами от линии в 10-ти шагах (ну кому в 10, а кому и в 20) с вытянутой левой рукой. И надо попасть в камень не открывая глаз. Или в окружающий его. э… стенд, наверное (не знаю как назвать) и по нему уже добираться до камня все также с закрытыми глазами.
Сложность в том, что дорожка неровная и если идти медленно, то промахнуться — просто, что мы и сделали на первом круге. Сделав еще один круг по дацану, можно снова повторить попытку. Вот со второго раза я уже метко угодила в цель. ;)_

Государственное учреждение «Мемориальный комплекс „Брестская крепость-герой“»


Услуги для посетителей:

Обзорная экскурсия по территории мемориала и Музею обороны крепости

  • Экскурсия по экспозиции „Музей войны – территория мира“
  • Экскурсия по 5 форту
  • Экскурсия на Пограничный (Западный) остров
  • Тематические экскурсии
  • Музейно-педагогические занятия
  • Лекции и другие культурно-образовательные мероприятия
  • Посещение действующих выставок
  • Использование аудиогидов
  • Экскурсия-игра по территории мемориала для учащихся

История музея:


25 сентября 1971 года открыт мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой, составной частью которого стал Музей обороны Брестской крепости, открытый 8 ноября 1956 года.

С 1999 года филиалом мемориала стал 5 форт крепости.

С 22 июня 2014 года в состав мемориала вошла новая экспозиция в Юго-восточной казарме «Музей войны – территория мира».

В 2016 году исполняется 45 лет со дня открытия мемориала.

Экспозиция музея:


Мемориал расположен на Центральном острове Брестской крепости – Цитадели, и в восточной части Кобринского укрепления крепости. Его территория 70 га.

Произведения монументальной скульптуры и архитектуры гармонично сочетаются с руинами крепости.
Основные объекты:
– Главный вход
– Скульптурная композиция «Жажда»
– Главный монумент
– Штык обелиск
– Три яруса гранитных плит
Под плитами захоронены останки 1038 погибших при обороне крепости в июне-июле 1941 года, 276 имен увековечены на плитах, остальные похоронены как неизвестные.

На территории мемориала сохраняются фортификационные объекты старой крепости: Юго-восточная, Южная с Холмскими и Тереспольскими воротами. Юго-западная, Северо-восточная казармы крепости, пороховые погреба, Восточный форт на Кобринском укреплении, Восточный вал.


В день открытия мемориала был зажжен Вечный огонь крепости.
Брестская крепость и её объекты занесены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
С 1956 года здесь побывало более 23 миллионов посетителей из 140 стран мира.

Фонды музея:


Фонды музея насчитывают более 88 тысяч музейных предметов (на 01.01 2016). Они связаны с темой обороны Брестской крепости, историей ее строительства и модернизации, освобождением города Бреста в 1944 г. от немецко-фашистских захватчиков и сегодняшним днем мемориала.

Весь музейный фонд делится на коллекции: нумизматика, фотоснимки, негативы, книги, документы, вещи, искусство, оружие, оружие из раскопок.
Одними из первых экспонатов музея были комсомольский билет А. Наганова, найденный в 1949 г. во время разборки завалов у Тереспольских ворот; в 1956 г. в казематах Восточного форта было найдено боевое знамя 393 отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона.
В 1990 г. из архива г. Потсдама (Германия) поступили не менее важные документы: доклад командующего 4-й армией генерал-фельдмаршала фон Клюге о боях за крепость Брест-Литовск за 07.08.1941 г.; донесение о взятии Брест-Литовска за июнь 1941 г.
В фондах музея более полутора тысяч произведений искусства, из них около двухсот – заслуженного деятеля искусств Беларуси П.С. Дурчина.
Особая категория музейных реликвий – предметы из раскопок (предметы быта, оружие защитников крепости, оплавленный кирпич – как результат применения огнемётов, сплавы пуль, гильз, осколки снарядов).
Самыми ценными реликвиями являются воспоминания участников обороны крепости, записанные писателем С.С. Смирновым.

Основные направления научных исследований в музее:

  • Исследования по истории строительства Брест-Литовской крепости и совершенствование её укреплений в XIX в. нач. XX в.
  • Изучение межвоенного периода в истории крепости; обороны Брестской крепости в июне – июле 1941 года
  • Установление судеб защитников крепости, участников боёв в районе г. Бреста, событий, связанных с освобождением Беларуси летом 1944 г.
  • Научное описание фортификационных объектов крепости
  • Современная работа мемориала

Дополнительная информция:

На территории крепости находится музей «Берестье» (Волынское укрепление) и Художественный музей – филиалы Брестского областного краеведческого музея.


На Волынском укреплении действует Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь, в Цитадели – Св. Николаевский гарнизонный православный храм.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: