История Волгограда на карте

История города Волгограда и его переименований. Справка

Волгоград – город на юго-востоке европейской части России, административный центр Волгоградской области. Город-герой, место битвы за Сталинград. 12 июля 2009 года город отмечает 420-летия со дня своего основания.

Волгоград располагается в междуречье Волги и Дона, которое с древнейших времен являлось перекрестком водных и сухопутных торговых путей. Здесь находились наиболее удобные перевозы и волоки между реками.

Частые нападения кочевников на торговые суда, поход турок и крымцев через Переволоку на Астрахань в 1569 году в надежде изгнать русских из Нижнего Поволжья вынудили Ивана Грозного и бояр заняться преобразованием станичной и сторожевой службы на юге страны. В кратчайшие сроки были построены крепости (остроги) Царевококшайск, Санчурин, Самара, Царицын, Саратов, Терки, Царев-Борисов.

Датой же основания самого города принято считать 12 июля 1589 года. Именно этим числом датирована грамота царя Федора Иоанновича воеводе князю Григорию Осиповичу Засекину, которому было поручено строить новый город.

Воевода Засекин избрал для города “Царицын остров” против устья реки Царицы, название которой связано вероятнее всего с тюркским “Сары-су” (“желтая, мутная вода”). По одной из версий название города возникло от имени реки Царицы, по другой, от тюркского слова “Сары-чин” (“желтый остров”). Сам город закономерно получил название Царицын.

Царицыну отводилась роль сторожевой крепости для защиты русской земли и великого волжского пути от набегов кочевников на юго-восточных границах русского государства.

В 1606 году при Лжедмитрии I городом завладели волжские казаки, провозгласившие здесь одного из своих товарищей царевичем Петром, сыном царя Федора Иоанновича. Отсюда казаки намеревались идти на Москву, но смерть Лжедмитрия изменила их решение.

Несколько лет спустя Царицын был почти полностью уничтожен пожаром. В 1615 году город был отстроен заново, но уже на правом берегу Волги. В те годы под защиту крепости становились торговые и посольские суда Персии, Бухары, Индии и других стран.

В 1691 году в Царицыне была учреждена таможня, здесь шла оживленная торговля солью и рыбой.

В 1723 году город посетил Петр I.

В 1727 году Царицын был снова уничтожен пожаром. В 1731 году его заново отстроили и укрепили. Город стал центром военной линии от Волги к Дону. В 1774 году город два раза был осажден Емельяном Пугачевым, но без успеха.

В 1708 году Царицын был приписан к Казанской губернии; в 1719 году – к Астраханской; в 1773 году – к Саратовскому наместничеству.
В 1780 году Царицын стал уездным городом Саратовского наместничества, а затем и губернии.

В начале XIX века в городе стали появляться первые промышленные предприятия. Были построены три кирпичных, два свечных, один горчичный и пивной заводы. Через Царицын пролегли пять почтовых дорог: московская, астраханская, саратовская, черкасская и царевская.

В 1862 году вступила в строй Волго-Донская железная дорога. Поезда двигались по маршруту “Царицын – Калач-на-Дону”. С 1879 года появилось также направление “Царицын – Грязи – Москва”; с 1897 года – “Царицын – Тихорецк”, с 1900 года – “Царицын – Донбасс”.

В конце XIX века в городе заработали несколько представительств крупных пароходных компаний.

В 1880 году вступил в строй нефтеперерабатывающий комплекс фирмы “Нобель”, были построены крупнейшие в России нефтехранилища.

В начале XX века в городе действовали свыше 230 фабрик и заводов (пятнадцать лесопильных, две мукомольных, четыре чугунолитейных и механических, пять горчичных и солемольных и др.), банки, банкирские конторы. Город был телефонизирован.

В 1913 году в Царицыне появился трамвай, в центральной части были установлены первые электрические фонари. Также были открыты десять православных церквей и одна лютеранская, православный женский монастырь, мужская и женская гимназии, ремесленное и городское училища, две общественные библиотеки, пять типографий, две больницы, две амбулатории, земская лечебница для животных, общество врачей, бактериологическая лаборатория, метеорологическая станция.

Каждое лето в городе проводились три крупных ярмарки. Торговля носила транзитный характер: с Волги шли грузы по железным дорогам в Центральную Россию, на Дон и Предкавказье.

Во время Гражданской войны в 1918-1920 годах в Царицыне происходили ожесточенные бои.

Гражданская война нанесла большой урон городу: были разрушены жилые и культурно-бытовые здания, выведены из строя городская электростанция, водопровод и канализация, почти полностью разрушены многие промышленные предприятия. Восстановление Царицына началось с металлургического, лесопильного и деревообрабатывающего заводов. Постепенно возрождались предприятия пищевой, мукомольной, кондитерской промышленности, строились новые.

В 1920 году Царицын стал центром Царицынской губернии.

В 1925 году Царицын был переименован в Сталинград. В 1928 году город стал центром округа в составе Нижневолжской области, в 1932 году – центром Нижневолжского края.

В 1934 году, после разделения Нижневолжского края на Саратовский и Сталинградский, Сталинград стал центром последнего.

В 1936 году Сталинградский край был преобразован в Сталинградскую область. В годы первых пятилеток были реконструированы старые и построено свыше 50 новых заводов, в т.ч. первый в стране тракторный (1930 год), СталГРЭС, судоверфь. В 1940 году в Сталинграде насчитывалось 126 предприятий.

С первых дней Великой Отечественной войны город стал одним из крупнейших арсеналов на юго-востоке страны. Сталинградские заводы производили и ремонтировали танки, артиллерийские орудия, суда, минометы, автоматы и другое вооружение.

С весны 1942 года начались регулярные налеты фашистской авиации на Сталинград.

C 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года на подступах к городу и в самом городе происходила одна из важнейших битв Второй мировой войны (1939-1945 годы) – Сталинградская, ставшая ее переломным этапом.

Читайте также:
Каньоны Украины: Популярные направления на майские праздники.

Первоначально наступление на Сталинградском направлении вела 6-я немецкая армия, а с 31 июля 1942 года и 4-я танковая армия. В оборонительной операции советские войска ослабили главную группировку противника под Сталинградом и создали условия для перехода в контрнаступление. Сосредоточив дополнительные силы, советское командование осуществило наступательную операцию, в результате которой были окружены и разгромлены немецко-фашистские 6-я и 4-я танковая армии, румынские 3-я и 4-я армии, итальянская 8-я армия.

Сталинградская битва продолжалась 200 дней. Фашистский блок потерял в ней убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около 1,5 миллиона человек, что составляло примерно четверть всех своих сил, действовавших на советско-германском фронте.
После Сталинградской битвы в Сталинграде не оставалось ни одного целого здания, среди руин трудно было определить даже направление улиц. В послевоенные годы город был выстроен заново.

1 мая 1945 года за выдающиеся заслуги перед Родиной Сталинград был удостоен почетного звания города-героя, а 8 мая 1965 года был награжден орденом Ленина и медалью “Золотая Звезда”.

В 1958 году Указом Президиума ВС РСФСР Сталинград был назначен городом областного значения и административным центром Сталинградской области.

В 1961 году из Сталинграда город-герой был переименован в Волгоград.

В 2005 году Законом Волгоградской области Волгоград был наделен статусом городского округа. День города отмечается ежегодно во второе воскресенье сентября.

Современный Волгоград занимает площадь в 56,5 тысячи гектаров. Эта территория разделена на 8 административных районов: Тракторозаводский, Краснооктябрьский, Центральный, Дзержинский, Ворошиловский, Советский, Кировский и Красноармейский и несколько рабочих поселков. Согласно Всероссийской переписи 2002 года, население города составляет чуть более 1 млн человек.

Город является крупным промышленным центром. Здесь работают более 160 крупных и средних промышленных предприятий, обслуживающие такие отрасли промышленности как электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, оборонно-промышленный комплекс, лесная промышленность, легкая и пищевая промышленности.

Через город проходит Волго-Донской судоходный канал, сделавший Волгоград портом пяти морей.

Город имеет развитую инфраструктуру, в которую входят около 500 образовательных учреждений, 102 медицинских учреждения и 40 культурных организаций и др.

В городе насчитывается 11 стадионов, 250 залов, 260 приспособленных для занятий физкультурой и спортом помещений, 15 плавательных бассейнов, 114 спортивных площадок, футбольных полей, футбольно-легкоатлетический манеж.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Настоящая и великая история города Царицына

Настоящая и великая история города Царицына

В настоящее время Царицын носит название Волгоград и располагается на юго-востоке Российской Федерации.

Возникновение названия

История Царицына начинается в 1555 году. Царицын был основан на левом побережье реки Волга. Но спустя некоторое время был перенесен на правый берег в месте впадения в Волгу реки Царица, из-за чего и получил свое название.

Название же реки произошло от тюркского «Сары-су», что переводится как желтая или красивая вода, так как в тюркском слова «красивая» и «желтая» синонимы.

До возникновения Царицына

На месте, где в дальнейшем расположился Царицын, по данным археологических раскопок, находилось поселение орды, название которого не сохранилось. Жители Руси того времени называли его руины «Мечётным городищем». Современным ученым и археологам не удалось основательно исследовать эти руины, так как их остатки растаскивались на строительные материалы начиная с самого основания Царицына.

Последняя направленная на это исследование экспедиция не состоялась из-за начала Гражданской войны, в ходе которой окончательно были уничтожены следы этого поселения. Изначально предполагалось, что название, которое дали русские люди происходит от слова «мечькъ» — медведь, но поскольку медведи в этой области не водились, то название скорее всего произошло от существовавшей в поселении мечети. Ордынское поселение завершило свое существование за несколько сот лет до организации Царицына.

Начиная с 15 века, орда начала делиться на отдельные, самостоятельные ханства в результате «Великой замятней». Естественно, что сопровождающийся кровопролитием распад значительно ослабил Золотую Орду, Русское же княжество на этом фоне значительно окрепло и централизовалось. Именно это и помогало захватывать разрозненные ханства одно за другим.

В то время, когда основывался Царицын лишь одно ханство избежало захвата – Крымское и оно представляло большую опасность для южной части России. Земля между реками Волга и Дон была опасна для мирного поселения из-за постоянных крымско-ногайских нападений, но после появления военизированной охраны речного пути возобновился торговый путь Нижний Новгород – Казань – Астрахань. Данный речной путь имел огромное значение не только для России, но и для международной торговли.

Первое документальное упоминание начала истории Царицына встречается в письме Христофора Бэрроу, который являлся купцом Московской компании. Российских источников, упоминающих это событие, к сожалению, не сохранилось из-за пожаров 17 века в Москве, в которых сгорел архив Казанского Приказа.

Основание Царицына

В письме английского торговца Христофора Бэрроу о проходившем в Персию и Мидию путешествии, написанном в 1579 году, упоминается Царицын. В этом письме говорилось о том, что русский царь держал там стрельцов, целью которых была охрана дороги. К концу 16 века в Царицыне была организованна постоянная крепость в гарнизон которой входило около 150 воинов. Возведена крепость была мирно, без каких-либо боев, так как к тому времени хан Ногайской орды, претерпевший череду поражений, признал себя вассалом Русского царства.

Помимо прочего, в обязанности этой крепости входила охрана территории между Волгой и Доном, длина которой составляла около 70 километров. День окончательного устройства Царицынской крепости, а именно июль 1589 года и принято считать официальной датой зарождения города Царицын.

Читайте также:
Туры в Швейцарию. Цены на отдых в Швейцарии; покупка путевки онлайн

На карту России город нанесли в 1614 году под названием «Царица» и располагался он на ненанесенном на карты того периода острове «Царицын». В последствии, на уточненных и измененных картах его перенесли на территорию в месте слияния Царицы и Волги.

Изначально организованный город выполнял лишь военно-оборонительные функции, так как располагался на территории Большой Ногайской орды. Ближайший от Царицына населенный пункт, находившийся на расстоянии в 530 километров, назывался крепость Воронеж.

Во время «Смутного времени», русское царство ослабевало и распадалось и этим воспользовались ногайцы, которые стали снова нападать на русские поселения. Но по прошествии смуты Россия начала быстро набирать силу, и Большая Ногайская орда распалась, а ее остатки в 1632 году с волго-донских земель в сторону Кавказа изгнали калмыки. Именно после этих событий на окружающую земля и территорию самого Царицына не посягал ни один из ближайших правителей.

Непростая история развития города

Несмотря на разгром орды, у жителей Царицына не было возможности полноценно заниматься сельским хозяйством или скотоводством из-за постоянных набегов не только остатков орды, но и казаков, занимающихся в те времена грабежом и разбоем.

Несмотря на множество опасностей первый раз город подвергся разгрому во времена гражданской войны, проходившей в Смутное время. Царицын относился к тем городам России, которые признали и поддержали Лжепетра, собиравшего армию для похода на Москву и помощи Лжедмитрию II. В связи с этим в 1607 году город подвергся штурму и разгрому войском царя Василия. Возглавлял то войско воевода Федор Шереметьев. После конца Смутного времени Царицын был отстроен и восстановлен, как и соседний Саратов.

В течение 1660 годов в истории Царицына трижды появлялся Степан Разин. Атаманствующий Разин собирал беглых крестьян и дезертиров для осуществления разбоев в городке на реке Дон, который в наше время называется село Паншино. После того как на его пути встала турецкая крепость «Азов», он изменил свой путь и двинулся по Волге.

В 1667 году он впервые вступил в открытое противостояние царской власти разграбив караван судов. Но несмотря на это царицынский воевода Ункновский, опасаясь вступать в бой с войском Разина, пропустил его вниз по Волге – это и было первое посещение Разина города Царицын. Именно с этого момента начался очень удачливый поход для казачьего войска проходивший в период с 1668 по 1669 год. За это время они захватили Яицкий городок, одержали победу над персидским флотом и разграбили Дербент, Баку и Решт.

За согласие сложить оружие и распустить войско Разин получил разрешение пройти по водному пути мимо Астрахани и Царицына, в котором он и остановился второй раз. Это посещение обошлось без особых происшествий, Разин освободил заключенных из острога и избил царицынского воеводу, после чего переместив свои корабли на реку Дон Степан не стал распускать казаков, а нарушив соглашение организовал восстание против царя. Первой целью на пути Разина стал город Царицын, который был захвачен после непродолжительной осады.

Летом этого же 1670 года Разиным были захвачены все поволжские населенные пункты. В момент подхода казаков к волжской границе России атамана покинула удача и он был разбит русским князем Юрием Барятинским, после чего он сбежал на Дон бросив своих соратников казаков. Разин был выдан лояльными к царской власти донскими казаками и доставлен в Москву. Его казнили в 1671 году и в этом же году Царицын покинули его соратники-мятежники, отправившиеся в Астрахань, где были разбиты.

Во время крестьянской войны, проходившей в период с 1707 по 1708 год Царицын также не остался в стороне. Мятеж казаков, связанный с политическими нововведениями внутри страны, начался с разгрома войска князя Долгорукого, который намеревался собрать укрывавшихся беглых крестьян и установить запрет на добычу соли по приказу Петра I. Казаки приняли это, как нарушение установленных традиций и оказали сопротивление. Набиравший силу мятеж, потеряв в 1708 году одного из лидеров, начал терпеть поражения. И летом того же года, подошедший к Царицыну царский отряд, выбивает оставшуюся в нем группу казаков-мятежников.

Лишь к 1750 году, Царицын перестает быть центром различных конфликтов и распрей и начинает перевоплощаться из оборонной крепости в мирный городок.

Промышленный рост города

После того, как была упразднена Царицынская сторожевая линия и территория между Волгой и Доном стала более безопасной избавившись от разбойничьих набегов, был организован Царицынский уезд. Город, который потерял надобность в защитных стенах стал обрастать пригородными поселениями, которые заселяли крестьяне переселенцы.

Помимо русских переселенцев в Царицыне, по приглашению Екатерины стали селиться приезжие из Германии, привозя с собой передовые технологии и задатки нового социального уклада. Именно в этот период в Царицыне были открыты первая школа, аптека, кофейня и завод. Первый завод, датой открытия которого считается 1812 год, занимался переработкой горчицы. Он продолжает свою деятельность в наше время и носит название «Сарепта».

До середины 18 века в Царицыне интенсивно развивается пищевая промышленность, что обусловлено соляными разработками и рыбными ресурсами, которыми богата окружающая город территория. Помимо этого, серьезное развитие получило бахчеводство.

Читайте также:
Аэропорт Бургас

Развитие железнодорожного сообщения позволило построить в Царицыне первый вокзал и дало множество торговых преимуществ.

С отменой крепостного права развитие города стало набирать новые обороты. Причиной этому стало удобное транспортное сообщение по Волге и железной дороге и огромные ровные территории, позволявшие строить большие промышленные комплексы.

К началу 1913 года Царицын начал входить в города, лидирующие по количеству проживающего населения, которое достигло 130 000 человек. В связи с этим наблюдался существенный рост строительства как жилых, так и производственных зданий. Интенсивно развивалась инфраструктура и коммуникации города. Рост населения и развитие города прервались лишь во время Первой мировой войны, но уже к 1923 году, начали собираться хорошие урожаи сельскохозяйственных культур и развитие города возобновилось.

Из Царицына в Сталинград

В 1919 году учитывая возросшую численность населения и стремительный рост промышленности уездный город Царицын приобрел новый статус Царицынская губерния. После завершения Гражданской войны мирная жизнь в городе стала устраиваться. Темпы развития промышленной и сельскохозяйственной отраслей набирали обороты.

Восстанавливались и развивались основные предприятия города. История Царицына закончилась в связи с массовым переименованием городов России для разрыва ассоциаций с монархией и религией. 10 апреля 1925 года Царицын переименовали в Сталинград, а реку Царица в Пионерку.

Волгоград

Город Волгоград является административным центром Волгоградской области. Он расположен на берегу реки Волки и считается одним из самых длинных по протяженности городов России. Волгограду присуждено звание города-героя, именно здесь проходила знаменитая Сталинградская битва, сыгравшая ключевую роль в ходе Великой Отечественной войны. Нужно отметить, что город неоднократно менял свое название: с момента основания в 1589 по 1925 год это был Царицын, а с 1925 по 1961 годы – Сталинград.

фото с сайта www.x-iks.org

ИСТОРИЯ

Датой основания Волгограда считается 2 июня 1589 года, именно тогда был заложен город Царицын, который около двухсот лет оставался пограничным поселением с военным гарнизоном. Известно, что первые 10-15 лет Царицын располагался на острове, неподалеку от впадающей в Волгу реки Царица. От этой реки и возникло его название.

В начале XIX в. в городе начала возникать мелкая промышленность и первые заводы: кирпичные, свечные, горчичный и пивной. Позже здесь активно развивалось судостроение и деревообрабатывающая промышленность. Через Царицын пролегали важные для России почтовые, железные дороги, речные пароходные пути.

фото с сайта www.liveinternet.ru

В 1925 году город был переименован в Сталинград, который позже стал центром Сталинградской области. Во время Великой Отечественной войны в этом городе с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. происходила одна из важнейших битв, которую впоследствии стали считать переломным этапом в ходе всей войны. Сталинградская битва продолжалась 200 дней. Фашистская армия потеряла в ней около 1,5 миллиона человек или четверть всех своих сил, действовавших на советско-германском фронте. Многие специалисты называют Сталинградскую битву самой кровавой в истории. В результате затяжного сражения центральный и северный районы города были почти полностью уничтожены, а южная часть города значительно пострадала от артобстрелов и авиабомб. В память о Сталинградской битве были построены мемориальный комплекс Мамаев Курган, Панорама, и многожество других памятников.

В 1961 году из Сталинграда город-герой был переименован в Волгоград.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Безусловно, самым известным памятником и гордостью Волгограда является историко-мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане» . На весь мир знаменит монумент «Родина-Мать зовёт», венчающий этот комплекс. Это одна из самых высоких в мире скульптур, общая высота ее составляет 85 м.

фото с сайта www.soviethistory.org

Большой популярностью пользуется у туристов и Государственный музей-панорама «Сталинградская битва» . Здесь можно увидеть более 130 тысяч экспонатов, рассказывающих о героическом прошлом города. Кроме того, в музее расположена самая большая в России панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом». Сама по себе эта картина является великолепным произведением искусства. Другим интересным экспонатом музея является полуразрушенное здание сталинградской мельницы из красного кирпича. После окончания Великой Отечественной войны мельницу решено было не восстанавливать, а оставить в разрушенном виде как памятник разрушительной Сталинградской битве.

фото с сайта www.shkolazhizni.ru

Привлекает гостей города также Дом Павлова – останки 4-этажного жилого дома в центре Волгограда, в котором во время Сталинградской битвы в течение двух месяцев героически держала оборону группа из 24 человек под командованием старшего лейтенанта И. Ф. Афанасьева и старшего сержанта Я. Ф. Павлова. Историки отмечают, что потери немцев при штурме Дома Павлова были больше, чем их потери при взятии Парижа. Дом Павлова нередко называют примером доблести и героизма советских бойцов.

фото с сайта www.wikipedia.ru

Кроме того, памятниками архитектуры Волгограда, которые непременно стоит посмотреть любому гостю города, являются многочисленные церкви и соборы: Казанский собор, Никитская церковь и самая первая церковь города Царицына – церковь Иоанна Предтечи.

Сегодня в Волгограде проживают больше миллиона человек. Город делится на несколько административных районов:

  • Центральный
  • Тракторозаводский
  • Советский
  • Дзержинский
  • Кировский
  • Красноармейский
  • Ворошиловский
  • Краснооктябрьский

История Волгограда

Волгоград – один из крупнейших городов Поволжья, история которого насчитывает несколько веков. Первые упоминания о городе, простирающемся по волжскому правобережью приблизительно на 70 км, относятся к 1589 году, когда перед Русским государством встала острая необходимость охраны нового транспортного пути — реки Волги. Тогда-то и был основан город Царицын, через несколько столетий переименованный в Сталинград, а затем в Волгоград.

Царицын — начало истории города Волгоград

2 июля 1589 года принято считать днём основания Царицына. На острове поселенцы выстроили деревянную крепость для обороны от степных кочевников. Однако эта церковь не уберегла город от царских войск, которые штурмом взяли поселение в 1607 году. Через год в Царицыне была возведена первая каменная церковь (Иоанно-Предтеченская), простоявшая до конца 30-х годов XX века и восстановленная на прежнем месте в 90-х годах.

Читайте также:
Автобус 808: Расписание Маршрут, Москва Общественный наземный транспорт.

В 1615 году укрепления Царицына были отстроены на новом месте – уже не на острове, а на правом берегу Волги. Именно здесь в 1667 году пути в Персию и в 1669 году во время обратного похода останавливался Степан Разин. Его же дружина в 1670 году после длительной осады захватила Царицын, установив в городе казачье самоуправление.

В 1708 году, во время восстания донских казаков на Нижнем Поволжье один из крупных отрядов под предводительством Игната Некрасова и Ивана Павлова двинулся на Царицын и штурмом захватил город. В последующее десятилетие этот населенный пункт не единожды становился объектом набегов черкесов, ногайцев и адыгейцев.
В 1718 году на волжском побережье по указу Петра I стала возводиться Царицынская сторожевая линия. Царицын стал самой крайней с волжского берега, пятой по счету крепостью. Посетив в очередной раз город, царь пообещал местным жителям, что никто не посмеет переселять горожан в Азов, и передал в дар Царицыну свои трость и картуз (эти предметы до сих пор хранятся в Волгоградском краеведческом музее).

Два сильных пожара (в1727 и в 1728 гг.) почти полностью уничтожили деревянные постройки. Пострадавшим выделили землю за рекой Царица, таким образом образовалась зацарицынская часть города (сейчас на этой территории располагается Ворошиловский район Волгограда).

В 1765 году по разрешению Екатерины II в Царицыне появились первые иностранные колонисты. В устье реки Сарпы немцы-гернгутеры основали поселение под названием Сарепта-на-Волге, окруженное крепостью с земляным валом и рвом.

В 1774 году Царицын штурмом попытались взять войска Емельяна Пугачева, однако подоспевшие на подмогу правительственные войска под командованием Михельсона отбили атаку. После разгрома восстания Пугачёва Волжское казачье войско и Царицынская сторожевая линия были упразднены.

Начало XIX века ознаменовалось целым рядом событий, обусловивших дальнейшее развитие города. В 1808 году в Царицыне была открыта первая в городе школа по обучению детей грамоте и появились первые профессиональные врачи. В 1812 году заработал горчичный завод, а в 1820 году по приказу царя Александра I был утвержден новый план застройки Царицына. В середине XIX века в Сарепте впервые засеяли поля картофелем, до этого считавшимся вредным «чертовым яблоком».

В 1862 году от Царицына до Калача-на-Дону была проложена Волго-Донская железная дорога, по кратчайшему расстоянию соединившая Волгу и Дон. В 1870 году прошли первые составы по Грязе-Царицынской железной дороге.

1814 год положил начало буксирному пароходству, а в 1857 году открылось регулярное пассажирское движение по Волге.

В 1872 году в Царицыне был открыт первый театр, а через три года – мужская гимназия, ставшая первым учебным заведением в городе, где можно было получить классическое среднее образование.

Конец XIX века – важная веха в индустриально-промышленном развитии города. В эти годы была построена крупная нефтебаза, пущены лесопильный, нефтеперегонный и металлургический заводы, открыт городской водопровод.

В 1885 году вышел первый номер газеты «Волжско-Донской листок», а через пять лет открыта городская публичная библиотека.

XX век начался с большого пожара, бушевавшего несколько дней. И снова город пришлось отстраивать заново.

В 1913 году в Царицыне был пущен первый городской трамвай и завершено строительство Астраханского моста через реку Царицу. Тогда же в городе появились асфальтированные дороги, автомобили и первые электрические фонари.

В 1914 году в городе состоялось торжественная закладка пушечного завода и основан педагогический музей. Годом позже в Царицыне построили Дом науки и искусств и открыли метеорологическую станцию.

В 1916 году в городе закончили строительство Александро-Невского собора, начатое в 1901 году, а уже в 1932 году храм разрушили.

В дни октябрьской революции 1917 года в Царицыне был образован революционный штаб. Советская власть в городе установилась мирным путём, так как ещё месяц назад руководство Царицыным взяли в свои руки большевики С. К. Минин и Я. З. Ерман.

Сталинград — героическая история г. Волгоград

В 1925 году по решению ВЦИК Царицын был переименован в Сталинград. Документы тех лет свидетельствуют, что сам товарищ Сталин был против такого переименования, он даже отказался явиться на местный Съезд Советов.

В 1924 году Сталинград указом правительства награжден орденом Красного Знамени.

Вплоть до начала Великой Отечественной войны в городе продолжалось активное промышленное и социальное строительство: были пущены в строй тракторный и метизный заводы, началось возведение электростанции по плану ГОЭЛРО, открылся Сталинградский тракторный институт. К концу первой пятилетки Сталинград превратился в крупнейший промышленный центр Поволжья.

В 1930 году состоялся пуск Сталинградской ГРЭС мощностью 51 000 киловатт, а ещё через год вступила в строй первая очередь судоверфи в Красноармейском районе города. В середине 30-х годов в Сталинграде открылись педагогический и медицинский институты, музей обороны Царицына, первый Дворец пионеров и школьников.

За год до Великой Отечественной войны в городе построили единственную в СССР детскую Волжскую речную флотилию со своими судами и пристанью.

17 июля 1942 года началась героическая оборона Сталинграда, которая длилась до 2 февраля 1943 когда, когда была полностью завершена ликвидация окруженной группировки немецко-фашистских войск. Этот день принято считать окончанием Сталинградской битвы. Началось восстановление разрушенного города. В 1945 году Сталинграду, Ленинграду, Одессе и Севастополю присвоены звания городов-героев.

Читайте также:
Автобус 645: Расписание Маршрут, Москва Общественный наземный транспорт.

В 1958 году была пущена в строй крупнейшая в Европе Сталинградская ГЭС и начал вещание Сталинградский телецентр.

Волгоград: история названия города

10 ноября 1961 года «по просьбе трудящихся» ЦК КПСС постановил переименовать Сталинград в Волгоград. История названия города связана с Волгой. Дословно Волгоград означает «город на Волге».

В 1960 году был зажжен Вечный огонь, в этом же году в город с официальным визитом прибыл председатель Совета министров Кубы Фидель Кастро.

В городе, практически полностью восстановленном после войны, продолжилось масштабное строительство промышленных, жилых и социальных объектов. История развития Волгограда, невероятно насыщенная как радостными, так и трагическими событиями, не останавливалась ни на минуту.

В 1960-х годах вступили в строй моторный и сажевый заводы, введено в эксплуатацию новое здание цирка, установлен памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы», распахнула двери Высшая следственная школа МВД. В эти же годы город награжден медалью «Золотая звезда» и орденом Ленина, учреждено звание «Почётный гражданин города-героя Волгограда».

В 1970-е годы история Волгограда, фото которого представлены в фотогалерее на данной странице, ознаменовалась таким значимым событием, как награждение орденом Ленина. Эта награда была присвоена не только городу, но и всей Волгоградской области, а пяти жителям Волгограда были присвоены звания почетного гражданина.

Тогда же была построена Волгоградская обувная фабрика,

открылся Театр юного зрителя.

В 1980-е годы основан Волгоградский государственный университет, открылась панорама «Сталинградская битва», утверждён третий градостроительный генеральный план Волгограда, пущена первая очередь скоростного трамвая, соединившая центр города с его северными районами. Протяженность ветки составила 16 км (13 км по земле и 3 км – под землей). В эти же годы был открыт памятник участникам возрождения Волгограда и введен новый праздник – День города Волгограда. Одно из значимых событий этого периода – рождение миллионного жителя, 3 мая 1989 года Волгоград официально стал 24-м в СССР городом-миллионником. В сентябре этого же года Волгоград отпраздновал своё 400-летие.

Не меньше важных событий произошло и в 1990-е годы XX столетия. На рубеже стыка веков были открыты:

государственный историко-этнографический музей заповедник «Старая Сарепта»

Центр русской духовно-певческой культуры «Конкордия»

Волгоградский областной армянский культурный центр.

Распахнули свои двери частная художественная галерея «Вернисаж» и Детская художественная галерея.

В 1991 году в Волгограде прошёл 1-й Международный фестиваль авангардного искусства «Кайфедра», создан Союз немцев Поволжья «Хаймат» и учрежден Государственный Донской казачий театр. Тогда же впервые в истории Волгограда вышли пилотные номера «Новой газеты» и «Городских вестей», образована Нижне-Волжская таможня, первых посетителей приняли Волгоградский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и Волгоградский областной кардиологический центр, созданы Поволжская олимпийская академия, Волгоградский институт управления и Епархиальное духовное училище.

В 90-е годы начала вещание Волгоградская телерадиокомпания, первая радиостанция в FM-диапазоне «Европа Плюс Волгоград» и радиостанция «Новая волна». В 1998 году Волгоград выбыл из числа городов-миллионников.

Начало XXI века ознаменовалось повторным присуждением городу на Волге статуса миллионника (2002 год). Но уже в 2004 году количество жителей Волгограда снова упало ниже заветной отметки. В период с 2000 по 2010 гг. в городе были открыты центр геронтологии, представительство Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, вошла в эксплуатацию первая очередь моста через Волгу и открылась вторая очередь Волгоградского метротрама. В 2008 году Волгоград в третий раз получил статус миллионника. В 2011 году в состав областного центра были включены 28 населенных пунктов.

От самых своих истоков и по настоящее время город играл важную историю в формировании российского государства. История Волгограда, видео об основных вехах которой можно посмотреть на этой странице, продолжается, город развивается по всем важнейшим направлениям, свое очередное слово в летописи Волгограда предстоит сказать нашим потомкам.

ВОЛГОГРАД

Панорама Волгограда

Волгоград (прежние названия Царицын, Сталинград), город в России, административный центр Волгоградской области и митрополии, кафедральный город Волгоградской епархии. Расположен на правом берегу реки Волга, в 941 км к юго-востоку от Москвы. Население 1,021 млн.

Поселение на территории современного Волгограда основано предположительно в 1555 году. Впервые упоминается в исторических материалах как Царицын в 1589 году. Своё название город получил от речки Царицы, впадающей в Волгу. В основе названия лежат, вероятно, татарские слова «сари-су» (жёлтая река) или «сари-чин» (жёлтый остров), т. к. русское поселение с деревянной крепостью первоначально возникло на о. Царицын и служило для обороны волжского пути на стыке Волги и Дона от степных кочевников и разбойничьих шаек, бродивших по Волге.

В начале XVII в. Царицын сгорел; вновь построен в 1615 г. на правом берегу Волги воеводой М. Соловцовым. Под защиту крепости становились торговые и посольские суда Персии, Бухары, Индии и других стран. В 1606 г. при Лжедмитрии I городом завладели волжские казаки, провозгласившие здесь одного из своих товарищей царевичем Петром, сыном царя Фёдора Иоанновича. Отсюда казаки намеревались идти на Москву, но смерть Лжедмитрия изменила их решение.

В 1667-1672 гг. царицынский гарнизон принял сторону Степана Разина.

В 1691 году в Царицыне учреждена таможня, здесь шла оживлённая торговля солью и рыбой.

В 1707 г. донские казаки под предводительством Василия Булавина и Игнатия Некрасова взяли город, но скоро были изгнаны прибывшими из Астрахани войсками правительства.

В 1708 г. Царицын был приписан к Казанской губернии, с 1719-го – к Астраханской.

В 1722 и 1723 годах город посетил Пётр I и подарил его своей супруге Екатерине I.

В 1727 году Царицын был снова истреблён пожаром, в 1731 году город был отстроен заново и укреплён. Город стал центром военной линии от Волги к Дону.

С 1773 года город приписан к Саратовскому наместничеству, с 1780 г. – уездный город Саратовского наместничества (затем губернии).

В 1774 году город два раза был осаждён Е. И. Пугачёвым, но без успеха.

В начале XIX в. в городе начала возникать мелкая промышленность (3 кирпичных, 2 свечных, горчичный и пивной заводы). Через Царицын пролегли 5 почтовых дорог: московская, астраханская, саратовская, черкасская и царёвская. В 1862 г. вступила в строй Волго-Донская железная дорога (Царицын – Калач-на-Дону), в 1879 г. – на Грязи и далее на Москву, в 1897 г. – на Северный Кавказ (через Тихорецк), в 1900-м – на Донбасс. В 1880 г. вступил в строй нефтеперерабатывающий комплекс фирмы «Нобель», были построены крупнейшие в России нефтехранилища. Развиваются судостроение (керосиноналивные баржи большой ёмкости), деревообрабатывающая промышленность. В начале XX в. в городе действовали уже свыше 230 фабрик и заводов (15 лесопильных, 2 мукомольных, 4 чугунолитейных и механических, 5 горчичных и солемольных и др.), банки, банкирские конторы. Город был телефонизирован.

На 1913 г. в Царицыне были открыты 10 православных церквей и 1 лютеранская, православный женский монастырь, мужская и женская гимназии, ремесленное и городское училища, 2 общественные библиотеки, 5 типографий, 2 больницы.

Во время Гражданской войны (1918-1920 гг.) в Царицыне происходили ожесточённые бои.

С 1920 г. Царицын – центр Царицынской губернии. В 1925 г. город был переименован в Сталинград. В 1928 г. – центр округа в составе Нижневолжской области, в 1932 году – центр Нижневолжского края. В 1934 г., после разделения Нижневолжского края на Саратовский и Сталинградский, Сталинград стал центром последнего. С 1936 г. Сталинградский край преобразован в Сталинградскую область.

В годы первых пятилеток были реконструированы старые и построено свыше 50 новых заводов, в т.ч. первый в стране тракторный (1930 г.), СталГРЭС, судоверфь. В 1940 году в Сталинграде насчитывалось 126 предприятий.

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) на подступах к городу и в самом городе с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. происходила одна из важнейших битв – Сталинградская, ставшая переломным этапом войны. Город был полностью разрушен.

По генеральному плану 1945 года город сохранил исторически сложившуюся линейную систему планировки, причём прибрежная часть была освобождена от промышленных сооружений, складов и т.п., отрезавших жилые районы от реки. На северо-востоке город замыкает Волжская ГЭС (в г. Волжском), на юго-западе – Волго-Донской судоходный канал, сделавший Волгоград портом пяти морей.

В 1961 году из Сталинграда город-герой был переименован в Волгоград.

Современный Волгоград — один из крупнейших промышленных и культурных центров Поволжья. Благодаря своему уникальному географическому положению на перекрестке сухопутных и водных путей, связывающих Европу и Азию, играет важную роль, так же как Царицын во времена Московской Руси и Сталинград во время существования Советского Союза.

Волгоград образует вместе с городом Волжским, расположенным на противоположном берегу Волги, единую конгломерацию с численностью населения, превышающей полтора миллиона человек и претендует на звание столицы юга России, опережая по количеству жителей такие важные центры, как Саратов, Астрахань, Ростов-на-Дону и Краснодар.

Религия

Самостоятельная Царицынская епархия была создана в начале XX века, пресеклась во второй половине 1930-х годов, возрождена в 1991 году. 15 марта 2012 года была образована Волгоградская митрополия.

Православные учебные заведения

Монастыри

Храмы

  • Александра Невского, кафедральный собор
  • Александра Невского, часовня
  • Благовещения Пресвятой Богородицы
  • Богоявления Господня
  • Владимира равноапостольного
  • Владимира равноапостольного
  • Владимирской иконы Божией Матери, на Мамаевом кургане, часовня
  • Воздвижения Креста Господня
  • Воздвижения Креста Господня
  • Всех Святых, собор
  • Знамения, иконы Божией Матери
  • Иверской иконы Божией Матери, часовня
  • Илии Пророка
  • Иоанна Богослова, часовня
  • Иоанна Кронштадского
  • Иоанна Предтечи
  • Казанской иконы Божией Матери, кафедральный собор
  • “Нечаянная Радость” иконы Божией Матери, часовня
  • Никиты Исповедника
  • Параскевы Пятницы
  • Преображения Господня
  • Преображения Господня
  • Сергия Радонежского
  • Смоленской иконы Божией Матери
  • Урюпинской иконы Божией Матери, часовня

Город Царицын (Волгоград) или Царица – происхождение изначального названия

Сегодня порассуждаем об истории города под названием Царицын и его наименовании. Как вы знаете, именно так до 1925 года назывался Сталинград, впоследствии переименованный в Волгоград. На самом же деле изначальным названием было даже не Царицын, а именно Царица, что можно найти в наиболее старых планах и зарисовках — Zariza — так он обозначен. Располагался же он на острове, расположенном посередине реки с одноименным названием Царица — сегодня она уже полностью пересохла и только овраг проходящий через город напоминает о бывших границах ее русла.

Zariza – обозначение современного Волгограда на старых картах

Когда люди говорящие слышат такое название — Царица или Царицын — то первое, что логично приходит в голову — это «город царицы». А вот здесь начинается самое интересное — какой царицы? Екатерина, если Вы сейчас подумали о ней — не имеет к основанию Волгограда никакого отношения, так как датой возникновения постоянного укрепленного гарнизона на острове Царица даже по официальной версии истории считается — распоряжение же о том было дано царем Федором Иоанновичем.

Стрельцы Ивана Грозного

Но до этого еще при Иване Грозном (с 1556 г.) там уже располагался сезонный караул из стрельцов, упоминание о котором есть в запасках английских купцов 1579 года, составленных Христофором Бэрроу:

《… и пришли к переволоке… Слово переволока на русском языке означает узкую полосу земли или переплеск между двумя водными пространствами, и называется это место так потому, что здесь от реки Волги до реки Дона, или Танаиса, считается тридцать верст, то есть столько, сколько человек может легко пройти пешком в один день. В 7 верстах ниже, на острове, называемом Царицыным, русский царь держит в летнее время отряд из 50 стрельцов для охраны дороги, называемый татарским словом «караул»》.

Считается, что этот гарнизон был поставлен как часть цепи волжских караулов (Самара, Саратов и проч.) для охраны Волжского торгового пути на Астрахань. Кроме того, крепость Царицын контролировала также восточную сторону волгодонской переволоки упомянутой англичанами — именно здесь Дон и Волга почти пересекаются, отстоя друг от друга всего на 70 км.

Волгоград на карте. Реки: Волга, Дон

В связи с этим есть неубедительная гипотеза о том, что это Иван Грозный приказал назвать крепость на острове Царицей в честь своей жены Анастасии. Неубедительная потому что — много ли чести для царицы когда для такого «подарка» выбирается сезонная стоянка караула с 50 стрельцами? Более того, было бы логичнее назвать его непосредственно ее именем, а не титулом — наподобие Екатеринбурга?

И тут «на помощь» приходят этимологи. К сожалению, порой возникает ощущение, что основной целью своей работы они видят не поиск истины, а уничижение нашего языка и всяческое отрицание способностей наших предков давать географическим точкам собственные русские названия. Например, название города Ладоги они выводят от финского , где alode, aloe — «низкая местность» и jok(k)i — «река», или от др.-скандинавского Aldauga — «старый источник, подобный открытому морю», хотя давно подмечено, что слог «га» в русском языке означает движение (нога, телега, дорога), а Лада — это имя одной из главных богинь славянского пантеона. Не кажется ли более простым и логичным, что Ладога — это, например, путь Лады?

Хорошо, Ладога — это в довольно непонятное на наш сегодняшний слух слово, которое читается не вполне однозначно. Но что же Царица? У этимологов есть ответ — это, якобы, транскрипция с тюркского — что означает «желтая или красивая река» и — что означает «желтый или красивый остров». Оставлим это без комментариев — стоит лишь отметить то, что Волжским торговым путем ходили еще в X веке варяги (принадлежавшие как теперь известно к славянским народам) — так что название реке Царице они вроде как должны были дать еще до прихода на эти земли Золотой Орды (это вообще отдельная тема, см. статью Факты против мифа о татаро-монгольском иге.)

Река Царица

Тогда остается два пути трактовки названия. Первое — слово «царица» — русское (из одного ряда с такими как Волочек, Новгород, Красная Горка и проч.), а дано оно было по нраву реки, от нее наименование получил уже и город. Сейчас, когда Царица полностью пересохла, в это трудно поверить, но современники отмечали невероятно крутой и непредсказуемый ее характер. Так в местной газете « листок» 1889 г. отмечено, что после ливня по Царице прошла волна в 4 метра, уничтожившая не только прибрежные постройки, но и мост. В бурный поток превращалась она и каждый год в период таяния снегов, а порой уровень воды мог подняться вообще совершенно непредсказуемо, что вело к возникновению опасных водоворотов. В 1898 в результате такого внезапного подъема воды даже утащило телегу с лошадью, которую извозчик отвел попить воду к берегу. Существовало даже такое понятие «царица играет».

Разлив реки Царица в Сталинграде в 1939 г.

Есть и другой вариант трактовки — более захватывающий) Давайте проведем небольшое собственное расследование на предмет существования в истории региона цариц, в честь которых могли назвать остров (с городищем?) реку. Вы удивитесь — но они были! Так, река Дон (до которой от Царицы всего 70 км) имеет множество названий в древних источниках — Танаис, Силис, Арктур, Тона и… Амазонская река. А полумифический народ амазонок древнегреческие авторы соответственно территориально помещают именно в районе между Доном и Волгой, по соседству с савроматами (сарматами), которых Гиппократ описывал так:

«В Европе есть скифский народ, живущий вокруг озера Меотиды (Азовское море) и отличающийся от других народов. Название его — савроматы. Их женщины ездят верхом, стреляют из лука и мечут дротики, сидят на конях и сражаются с врагами.”

Кстати, другое название Дона — Танаис -также связано с амазонками, точнее с именем любимого сына царицы амазонок Лисиппы, бросившемся в воды реки печальной любви — эту легенду поведал миру Гомер в своей знаменитой «Илиаде»…

Алексеев Станислав. Амазонки и Аргонавты. Источник

Свидетельства о женских военных отрядах есть и в других источниках более близких к нам — так об амазонках упоминает «Повесть временных лет», а историк пишет, что конные отряды женщин сопровождали выезды цариц Золотой Орды (территория которой в некоторые исторические периоды как раз включала в себя данный регион с рекой Царицей), более того — существовали аналогичные отряды и при московском дворе вплоть до XVII века. Так он описывает, что в 1602 г. в Москву приезжал принц датский Иоанн — жених царевны Ксении Борисовны. Его встречали следующим образом:

«Все горничные женщины ехали верхом, как мужчины. На головах у них были белоснежные шляпы, подбитые телесного цвета тафтой, с желтыми шелковыми лентами, с золотыми пуговками и кистьми, спадающими на плечи. Лица их были покрыты белыми покрывалами до самого рта, они были в длинных платьях и желтых сапогах. Каждая ехала на белой лошади, одна возле другой (попарно). Всех их было 24».

К этому описанию Забелин дает следующий комментарий:

«Церемониальный отряд конных женщин, своего рода амазонок, наводит на предположение, не заимствован ли такой обычай царицына выезда у давних цариц Золотой Орды».

То есть как мы видим — традиции Золотой Орды и Московии совпадали вплоть до церемониала встречи важным персон, что является новым подтверждением того, что все это было единым государством, а не противоборствующими на протяжении 300 лет силами (см. статью Факты против мифа о татаро-монгольском иге).

Всеволод Иванов. Господин Великий Новгород и Москва Ордынская

Стоит еще сказать, что некое поселение в районе Волгограда существовало еще до основания караульного гарнизона XVI века. Его история — это сплошное темное пятно. К моменту официального основания Царицы оно уже 200 лет как прекратило существование. Считается, что это было ордынское поселение с неизвестным названием, которое уже новые жители царской крепости прозвали Мечетным городищем. Исследовать его детально не удалось, так как все сохранившиеся камни пошли на строительство новых домов жителей Царицы. Сохранились лишь монеты Кто теперь знает, не уходит ли его история в еще более дальние дали ко временам легендарных амазонок…

“Родина-Мать зовет”, Мамаев курган, Волгоград

И последнее — кажется очень символичным, что именно в этом городе поставлен уже в XX веке огромный монумент женщины с мечом, призывающей на защиту родной земли.

Ротенбург-на-Таубере

Ротенбург-на-Таубере (Rothenburg ob der Tauber)

Ротенбург-на-Таубере – старинный город в Германии, расположенный на земле Баварии. Путешественникам даже не нужно фантазировать, чтобы почувствовать себя в средневековом времени – Ротенбург почти полностью сохранился в первозданном виде. Дома-небоскребы, неоновые вывески, современная архитектура – все это здесь отсутствует. Даже оформление телефонных будок изящно дополняет местный колорит. Власти заботятся о поддержании облика городка образца XVII столетия, и лишь современные автомобили напоминают о XXI веке.

Сэкономь на путешествии в Ротенбург-на-Таубере!

Видео: Ротенбург-на-Таубере

Основные моменты

Посещать Ротенбург-на-Таубере лучше всего с мая по сентябрь. Зимой здесь прохладно, а лето жаркое, с температурой выше +30 °C.

У Ротенбурга славная история: когда-то он был гордостью Франконии, считался центром торговли. Постепенно город превратился в уголок уюта. Сегодня в Ротенбурге проживают лишь 12 тысяч жителей. Площадь его территории невелика – чуть больше 40 км². Но здесь все равно шумно, потому что каждый год в населенный пункт заглядывает 2 миллиона туристов. По статистике, это третий по посещаемости город в Германии. В первую очередь Ротенбургом-на-Таубере интересуются гости из Японии и Китая.

Популярности Ротенбурга способствует удачное расположение. Город умостился на пересечении самых востребованных маршрутов для туристов – Романтического пути и Дороги замков. Вид на Ротенбург впечатляет – создается ощущение, что он возвышается над долиной реки Таубер. Недаром название города переводится как «крепость над рекой».

Улицы в Ротенбург-на-Таубере

История Ротенбурга-на-Таубере

Первые домики в этой местности появились в 960 году. Спустя два столетия построили крепость, а потом возникло поселение Ротенбург. Географическое положение города сыграло на руку местным жителям. Ротенбург-на-Таубере стал центром торговли, быстро развивался и процветал. В XIII веке населенному пункту дали статус «свободного имперского города». Это означало, что местные жители напрямую подчинялись королю.

В XIV веке крепость была разрушена из-за землетрясения, но это не помешало дальнейшему развитию города. В начале XV столетия количество жителей перевалило за отметку шесть тысяч – это была «Золотая эпоха» Ротенбурга. Дальнейшая история городка грустная. В период Тридцатилетней войны населенный пункт несколько раз был в оккупации. Расцвет сменился упадком. После этого город будто погрузился в сон – не развивался, потерял свое значение, однако сумел сохранить первоначальный средневековый облик.

В XIX столетии Ротенбург стал частью Баварии. Когда Германия стала единой, населенный пункт привлек интерес туристов. Непростые времена Ротенбургу-на-Таубере пришлось пережить в период Второй мировой войны. Около 40% зданий были разрушены из-за бомб. Пострадала восточная, новая часть Старого города. К счастью, самые важные достопримечательности уцелели, и жители отстроили центр Ротенбурга заново. Помогали восстанавливать здания американцы – об этом напоминают памятные таблички на стенах.

Старинный дух Ротенбурга

Ротенбург-на-Таубере защищен от невзгод городской стеной. Ее протяженность немаленькая – 3 км. По городским стенам можно прогуляться и обойти весь населенный пункт по периметру. Крепость дополнена башенками, часть из которых была возведена еще в XII столетии.

Внутрь гости попадают через ворота, которые уже сами по себе считаются достопримечательностью. Если двигаться от железнодорожного вокзала, проходить нужно через врата XIV столетия. Но по красоте они уступают Замковым воротам, которые еще называют Восточными. Путь через них ведет в городской парк, расположенный на скале. Проходя через ворота, стоит поднять голову и поискать глазами маску – через нее на нападавших на Ротенбург лили смолу. Сам замок не сохранился.

Времени оказались неподвластны и другие строения старинного городка. Туристы любуются мощной крепостной стеной, давней брусчаткой, узенькими улицами. Дома соответствуют – причудливые, с аккуратными фасадами. Почти все они фахверковые – так называется технология, которая развивалась еще в XV столетии в Германии. Несущих стен у зданий почти нет, только каркас – из горизонтальных и вертикальных элементов. Пространство между брусьями заполняют разными материалами: камнем, кирпичом, древесиной. Поскольку на стены нет нагрузки, их можно убирать и перестраивать по желанию. Это позволяет по-новому организовать пространство внутри дома.

Стены зданий Ротенбурга-на-Таубере белоснежные, в орнаментах. Балконы и окна украшены цветами. Можно обойти весь город, но так и не найти ни одного современного строения, зато сполна ощутить атмосферу Средневековья и уюта. Благодаря «классическому» облику Ротенбург часто выбирают в качестве съемочной площадки. Обычно здесь снимают фильмы о Германии или Средневековье. В Ротенбурге-на-Таубере даже создавали последнюю часть Гарри Поттера.

Гордость «крепости над рекой»

Ротенбург-на-Таубере – небольшой город. Всего десять минут – и туристы оказываются в самом центре, на Рыночной площади. Тут красуется ратуша. Она отличается по цвету – белоснежная часть соседствует с коричневой. Одна ее половина – строение средневековой Франконии, другая – старинная башня. Высота ратуши – 60 метров. Можно подняться на обзорную площадку и полюбоваться видом на умиротворенный немецкий городок. Вход платный, но недорогой. Можно смело проходить турникет, преодолеть ступеньки узкой и крутой лестницы. Платят на самом верху.

Справа возле ратуши – здание с замысловатыми кукольными часами. Здесь стоит взглянуть на «мастерский глоток». Часы дважды в день показывают, как кукла опустошает большой кубок с вином. Считается, что создали оригинальное украшение в память о бургомистре Ротенбурга. В начале XVII века, во время Тридцатилетней войны, город захватили. Судьба его поджидала неприятная – враги собирались полностью разрушить и сжечь Ротенбург. Захватчики издевательски пообещали, что не тронут территорию при одном условии. Местный бургомистр Нуш должен был за один глоток осушить огромный кубок с вином – на 3,5 литра. Глава города с задачей справился.

Возле ратуши находится старинная закусочная. Ее создали еще в период расцвета Ротенбурга, в XV веке. Вокруг площади расположились разные кафе, лавочки с сувенирами, магазины. На Рыночной площади происходят все самые значимые события: гуляния, театрализованные представления, сезонные рынки.

Еще одна местная гордость – церковь Святого Иакова. С XIV столетия храм «охраняет» город. Туристы любуются деревянным алтарем резной работы. Считается, что в кресте хранятся капсулы из горного хрусталя, их использовали на Тайной Вечере. Особенную атмосферу в церкви создают витражи, превращая внутреннее пространство в произведение искусства.

После знакомства с основными достопримечательностями Ротенбурга-на-Таубере можно сделать передышку и прогуляться по городскому парку. На его территории находится небольшая возвышенность, откуда открывается панорама на окрестности. Просматриваются домики с красными крышами, и окружающая зелень деревьев подчеркивает их красоту. Сохранились ворота парка и старинный колодец Святого Георгия.

Музеи Ротенбурга-на-Таубере

Ротенбург – это не только «машина времени», его считают «городом художников». В этом легко убедиться, прогулявшись по музеям. Интересными экспозициями владеет выставка Рождества и Криминальный музей Средневековья. Стоит познакомиться с местным искусством или узнать о диких нравах средневекового общества. В музее имперского города собрана коллекция старинных предметов: мебель, скульптуры и живопись, орудия труда и даже игрушки. Интересно и само здание, где хранится коллекция – это женский монастырь XIII столетия.

Всегда много туристов в Музее криминалистики Средневековья в Ротенбурге. В коллекции – ассорти разных видов наказаний XII—XVIII столетий. Пояса целомудрия, кресла с шипами, маски позора из металла в виде рыла свиньи – для пыток и позора граждан находили самые изощренные способы. Сохранились даже документы о процессе пыток над колдуньями.

После ужасов Музея криминалистики можно заглянуть в Староротенбургский домик ремесленников, где царит совсем другая атмосфера. Здание действует с XIII века. Сначала в нем жили разные мастера: бондари, корзинщики, мыловары. Называл своим домом жилище и отшельник, не признававший благ цивилизации. Ни водопровод, ни электричество он не проводил. Сегодня музей объединяет 11 комнат, воспроизводящих старинную обстановку. Тут есть каморка подмастерья, кухня с открытым окном, для воды – колодец внутри дома.

Вечное Рождество

В Ротенбурге-на-Таубере почитают Рождество и помнят о нем целый год. Напротив ратуши расположился рождественский музей. У дверей – большие санки с подарками. Витрина украшена праздничными гирляндами. На улице возле здания постоянно распевают рождественские песенки. Музей объединяет пять домиков в баварском стиле. Внутри царит атмосфера праздника. Санта-Клаусы и олени, елочки и игрушки – изделия выполнены из разных материалов. В коллекции есть старинные открытки. При музее работает магазин игрушек, где летом можно сделать покупки со значительными скидками. Возле домиков мирно «наблюдает» за происходящим пятиметровая ель.

К сказочным местам Ротенбурга-на-Таубере относится и музей кукол. Здесь собрана коллекция игрушек, созданных мастерами – немецкими и французскими. В городе также работает магазин, где продаются мишки Тедди. На Рождество в Ротенбурге действуют праздничные базары, улицы наполняют музыкой духовые оркестры, проводятся театрализованные представления и танцы. Можно присоединиться к экскурсии по таинственным закоулкам Ротенбурга.

Время для веселья

Жители Ротенбурга-на-Таубере разбавляют свою жизнь не только духом Рождества. Каждый год проводятся костюмированные праздники. Горожане примеряют старинные одежды и разбирают себе роли – купцов, ремесленников, всадников, мушкетеров. Мероприятия посвящают Тридцатилетней войне, которая существенно поменяла судьбу немецкого города. Обязательная фигура праздника – бургомистр, который должен выпить вино из кубка и устоять на ногах. Даже название у гуляния соответствующее – «Мастерский глоток». После осушения кубка местные жители громко кричат фразу «Город спасен!» и ликуют. Подобные театрализованные праздники проводятся несколько раз в год. Гуляют масштабно, охватывая разные площадки, но самое значительное мероприятие в Ротенбурге-на-Таубере проводится на Троицу.

Горожане трепетно относятся к давним традициям и свято их чтут. В праздники Троицы и Пасхи можно насладиться танцами пастухов. Традиция дошла со времен чумы. Так погонщики скота пытались отвести болезнь от города. В конце сентября проходит яркий городской фестиваль. Историю Ротенбурга «оживляют» с помощью костюмированных спектаклей и шествий, даже разыгрываются судебные разбирательства Средневековья. Когда стемнеет, жителей и гостей города радуют залпами фейерверка.

Еще одна традиция – ежедневный обход крепости ночным стражем. Мужчина, одетый в черное, несет светильник и алебарду. Сначала он обходит Старый город, завершая путь на Рыночной площади. Должность стражника Ротенбурга осталась как напоминание о прошлом – никаких обязанностей, кроме обхода, у него нет.

Шоппинг в Ротенбурге

Небоскребов и крупных торговых комплексов в этом немецком городе нет, зато во многих домах открыты небольшие сувенирные лавочки, бутики одежды и ювелирные магазины. На большинстве зданий, где идет бойкая торговля, висят металлические таблички. В прошлом ротенбургские торговцы использовали их, чтобы выделиться из серой массы. Это была одна из первых форм рекламы. В пассаже под ратушей можно прогуляться по блошиному рынку и посмотреть на антиквариат.

В подарок можно купить мишку Тедди – игрушки разных размеров продаются в местном магазине. В лавочке рождественских украшений тоже стоит что-то приобрести на память, даже если на дворе лето. В Ротенбурге туристы покупают копии средневековых доспехов и оружия – в первую очередь этим интересуются мужчины.

Местные лакомства

Деликатесом Ротенбурга-на-Таубере считают «снежки» – «шнеебаль». Это пирожное-колобок, которое создается из песочного теста по старинному рецепту. Его продают везде: в кафе, пекарнях, магазинах и даже в сувенирных лавочках. Угодят даже взыскательному туристу, ведь печенье делают в разных вариациях – с пудрой, глазурью, шоколадом, корицей. Стоит попробовать хлеб разных сортов и местное вино, которое разливают в бутылки особой формы.

Спецпредложения на отели

Как добраться

Традиционно туристы включают посещение Ротенбурга-на-Таубере в программу своего путешествия по Баварии или Германии в целом. Прилететь в этот город напрямую из России не удастся, так как у Ротенбурга нет собственного аэропорта. Зато во Франкфурт, Штутгарт, Мюнхен и Нюрнберг из Москвы и Санкт-Петербурга ежедневно совершается более десятка рейсов. Основными авиаперевозчиками являются «Аэрофлот» и S7, а также их зарубежные партнеры. Перелет займет около 3 часов, а затем из каждого из четырех городов-соседей до Ротенбурга можно будет с легкостью добраться на автомобиле или поезде.

На автомобиле будьте готовы преодолеть следующие расстояния: из Штутгарта – 165 км, из Франкфурта – 185 км, из Мюнхена – 245 км, если считать от аэропортов. Дорога по немецким автобанам займет не более 2–2,5 часов, держитесь трассы A7. После съезда «Rothenburg/Tauber» – 2 км до Старого города. Более привлекательным вариантом кажется поездка из Нюрнберга, всего 80 км, однако стоит иметь в виду, что прилететь в этот город из России можно только с пересадкой.

Автомобиль можно оставить возле стен Старого города – предусмотрено пять площадок для парковки. Две из них бесплатные – P5 и частично P4. Они располагаются на северо-востоке городка. В центр Ротенбурга на автомобиле в выходной не проедешь – доступ открыт только местным жителям. В будни проезд закрыт с 11:00 до 16:00, а затем – с 19:00 до 5:00. Для проживающих в гостинице въезд свободный.

В Ротенбург-на-Таубере можно добраться поездом, воспользовавшись сетью региональных электричек RB. С центральных вокзалов Мюнхена, Штутгарда и Франкфурта поезда до Ротенбурга отправляются каждые 30-40 минут. Из Нюрнберга поезда идут чуть реже, примерно раз в час. Время в пути меняется в зависимости от типа поезда, так что дорога из любого перечисленного города займет примерно 2,5–3,5 часа. Доехать в уютный немецкий город можно через Вюрцбург. На поезде – примерно час пути. В Ротенбург также устраиваются экскурсионные автобусные туры из Праги или Мюнхена с русскоязычными гидами.

Территория города небольшая, поэтому потребности в общественном транспорте нет. Можно передвигаться пешком или взять в прокат велосипед в одной из гостиниц. Для полного погружения в старинную атмосферу туристам предлагают прокатиться на конной телеге.

На месте гостей готовы снабдить информацией – она предоставляется в туристическом центре, расположенном на главной улице Ротенбурга. Путешественникам предлагают буклеты на русском языке – с данными о городе и картой, перечнем гостиниц. В бюро можно также узнать о ближайших городских праздниках.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: