Визовые центры в России могут закрыться. Чего ждать россиянам?

“По просьбам бизнес-сообщества”: почему в России могут закрыться все визовые центры

Автор фото, Sergei Bobylev/TASS

Совет Федерации предложил внести в законодательство поправки, которые осложнят работу визовых центров – и по мнению специалистов, могут остановить её совсем. Почему туристическая сфера в России, по мнению экспертов отрасли, может вернуться в начало 2000-х годов?

Законопроект был внесен в Госдуму сенаторами Константином Косачевым и Олегом Морозовым, сообщили в “Единой России”. Он предусматривает поправки в закон о выезде из России и в кодекс об административных правонарушениях и вводит вводят обязательную аккредитацию для компаний, которые управляют визовыми центрами.

Как отметила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, согласно документу, обязательной аккредитацией компаний, которые выступают посредниками при оформлении виз, будет заниматься МИД. При этом операторы должны будут соответствовать нескольким требованиям.

Условия для аккредитации операторов визовых центров

  • Наличие у оператора филиалов (представительств) не менее чем в 20 регионах России.
  • Максимальная доля иностранного участия в уставном капитале не должна превышать 20%.
  • Обязательно наличие у заявителя технических средств для обработки конфиденциальной информации (в том числе биометрических персональных данных), сертифицированных в соответствии с законодательством России.
  • Не менее чем трехлетний опыт работы в сфере оказания услуг, связанных со сбором и обработкой документов для получения визы, от имени дипломатических миссий и консульских представительств.

Штрафы за визы

На прошлой неделе сенаторы Константин Косачёв и Олег Морозов также внесли законопроект, который предполагает административное наказание за работу с визами без аккредитации. Документ предлагает внести изменения в КоАП и установить ответственность для визовых центров.

Штрафы для визовых посредников за работу без аккредитации

  • За оказание услуг, связанных с обработкой документов для визы от имени дипломатических миссий без аккредитации: в разных вариантах от 150 тысяч до 350 тысяч рублей (для компаний).
  • За оказание услуг, связанных с обработкой документов для визы от имени дипломатических миссий с нарушением критериев аккредитации: от 250 тысяч до 350 тысяч рублей (тоже для компаний).

По словам Ирины Тюриной, поправки могут привести к тому, что туроператоры фактически вернутся к практике выдачи виз начала 2000-х годов.

“Критерии выдачи аккредитации сейчас таковы, что ни один из действующих операторов визовых центров получить ее не сможет. Как минимум по одному пункту – доля иностранного участия в уставном капитале – ни одна из них не пройдет предлагаемую аккредитацию МИД. Всем иностранным дипмиссиям в России придется либо срочно менять сервис-провайдеров, либо приостанавливать деятельность визовых центров”, – цитирует ее слова агентство Интерфакс.

По данным РСТ, в России работают шесть компаний, управляющих визовыми сервисными центрами, в том числе Pony Express. В ней согласны с позицией РТС: “Мы разделяем мнение профессионального сообщества о том, что данная инициатива является избыточной – не видим оснований для ее введения. Надеемся, что в процессе дальнейшего обсуждения данного документа голос сообщества будет услышан”, – пояснили в компании Русской службе Би-би-си.

Сомнения и опасения

Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туристических операторов, называет законопроект бессмысленным и отмечает, что он допускает толкования. По ее мнению, документ вряд ли будет принят в эту сессию Думы. Кроме того, условия аккредитации визовых центров прописаны не в самом законопроекте, а в проекте подзаконного акта – постановления правительства.

Если всё, что написано в проектах, будет реализовано, один из операторов получит преимущества перед другими. По данным АТОР, шесть основных операторов визовых центров являются российскими юридическими лицами, имею контракты с консульствами, при этом доля российского иностранного капитала у них разная.

В АТОР отмечают, что одна из компаний уже сейчас соотвествует заявленным критериям. При этом в итоге остальные также смогут перестроить свою структуру и продолжат работу, считает Ломидзе.

В “Единой России” заявили, что инициатива сделает визы для россиян дороже и поэтому требует детального обсуждения.

“Есть серьезные опасения, что введение обязательной аккредитации для компаний, управляющих визовыми центрами на территории России, может привести к их закрытию, так как требования закона будут очень жесткими. Кроме того, это будет способствовать увеличению срока выдачи виз и их удорожанию”, – заявил заместитель председателя комитета по туризму Сергей Кривоносов.

Как россиянину получить туристическую визу в США в 2021 году

Из-за обострения политических отношений посольство и консульства США не оформляют неиммиграционные визы в России.

Путешественникам приходится подавать документы за рубежом, например в Казахстане. Но сделать это сложно. Большинство консульств все еще не принимают заявления из-за пандемии, поэтому количество стран, куда можно поехать за визой, сильно сократилось. В тех консульствах, что сейчас открыты, большие очереди на подачу документов: мест для нерезидентов выделяют мало.

Расскажу, где и как россияне могут подать заявления на американскую визу B1/B2 для краткосрочных деловых и развлекательных поездок или получения медпомощи, — именно ее оформляют туристы, которые едут в Штаты.

Почему путешественникам не получить визу B1/B2 в России

Сокращения сотрудников дипмиссии начались с 2017 года. В 2018 году по решению российских властей закрыли консульство США в Петербурге. После этого документы можно было подать только в Москве, Екатеринбурге и Владивостоке. Очереди из заявителей становились все больше. Когда ждать собеседования приходилось по полгода, многие поехали за визой B1/B2 за границу.

Во время пандемии ситуация усугубилась: американское посольство и консульства в России принимали заявления только в исключительных случаях, и туризм к ним не относился.

Работа постепенно возобновлялась в 2021 году. C 1 марта консульство в Екатеринбурге начало прием документов на повторную выдачу визы B1/B2 у тех кандидатов, кому не нужно было проходить собеседование. Но мест выделяли мало, и записаться на подачу было практически невозможно.

А с 1 апреля консульство в Екатеринбурге и вовсе прекратило принимать заявления. Тогда американская сторона заявила, что визовые услуги россиянам будет оказывать только посольство США в Москве.

Читайте также:
Куда поехать на Новый год 2021 на машине из Москвы - 11 идей для отдыха, фото, описание, карта

В апреле Россия внесла США в список недружественных государств и запретила дипмиссии нанимать граждан РФ и третьих стран — штат американского представительства потерял три четверти сотрудников. В итоге в мае посольство в Москве перестало работать с неиммиграционными визами, за вычетом экстренных случаев. Например, к ним относят необходимость лететь в Штаты на похороны. А консульство во Владивостоке к работе не вернулось.

Все это привело к тому, что путешественники не могут записаться на подачу заявления на визу B1/B2 в России. С 31 июля дипмиссия не принимает консульские сборы. Если вы заплатили сбор до 1 августа, он будет действовать не год, как обычно, а до 30 сентября 2022 года. Правда, особых надежд на то, что американское представительство вернется к нормальной работе, пока нет.

Где отдохнуть за рубежом в 2021 году?

В каких странах россиянам получить визы в США

США не запрещают россиянам запрашивать визы за пределами страны проживания. Об этом в посольстве заявили еще в 2017 году. Но Госдеп предупреждает, что получить визу за пределами родной страны может быть намного сложнее.

Из-за COVID-19 представительства США по всему миру закрыты или работают в ограниченном режиме — выдают только срочные неиммиграционные визы. На момент публикации статьи заявления у приезжих из других стран не принимают в Грузии, Азербайджане, Сербии, Беларуси, Киргизии, Мексике, Эстонии, Греции, Польше, на Украине. Армения и Великобритания выдают визы только в исключительных случаях, и B1/B2 для туризма к ним явно не относится. То же касается Молдовы — несрочную туристическую визу B1/B2 нерезиденту там не дадут.

На момент публикации статьи стран, где путешественники из России могут подать заявления в консульства США, немного. В сентябре 2021 года россияне могут прилететь за американской турвизой в Казахстан, Таиланд, на Маврикий и в Оман. В каждом случае — свои сложности.

Учтите, что во время пандемии ситуация может резко измениться. Например, в начале года на собеседования нерезидентов записывало консульство на Украине. А потом отменило интервью. Сейчас оно не ведет запись на собеседования на визы B1/B2 .

«Мою запись на собеседование отменили»

В начале года я решила подать на визу B1/B2 на Украине. Раньше я получала визу в США в России, поэтому позвонила в службу поддержки в нашей стране и попросила перенести личный кабинет на портале cgifederal.secure.force.com на Украину.

Визовый сбор нужно было заплатить лично в украинском банке. Но сделать это из России не получится. Поэтому я нашла в интернете агентство, которое занимается визами, и спросила, могут ли они перевести деньги. Агентство выбирала долго, потому что отзывы противоречивые. Иногда туристов кидают на деньги. Друзей на Украине у меня нет, поэтому пришлось рискнуть.

Я заплатила визовый сбор — 160 $ по внутреннему курсу консульства — и агентское вознаграждение. В общей сложности получилось примерно 14 000 Р . Агент перевел деньги в банк и прислал мне платежку на электронную почту. После этого я могла записаться на собеседование.

Ботами для записи я не пользовалась, сделала все сама. На собеседование записалась в феврале. Заходила в личный кабинет три раза в сутки: утром, днем и вечером. Если делать это чаще, система заблокирует за подозрительную активность.

Свободный слот я увидела совершенно случайно вечером — и записалась на собеседование. Через какое-то время решила перенести запись, утром зашла в личный кабинет и нашла свободный слот на 13 июня.

В апреле мне пришло письмо о том, что мою запись отменили. Насколько я знаю, сейчас новая запись не ведется, а визы B1/B2 на Украине не выдают.

Проверить информацию, какие типы виз выдает консульство и работает ли оно с нерезидентами, можно на официальном сайте. У каждого консульства он свой. Чтобы его найти, наберите в поисковике U.S. embassy and consulates in и название интересующей страны на английском, например Turkey для Турции. Затем перейдите по ссылке на сайт консульства, в случае с Турцией — tr.usembassy.gov. Откройте вкладку «Визы». Затем — раздел «Неиммиграционные визы».

Внимательно прочитайте, какие типы виз выдает консульство и каких заявителей принимают. Турция четко обозначила, что с нерезидентами не работает.

Как россиянину получить визу в США в Казахстане

Заявления на визу B1/B2 у россиян принимают в Нур-Султане и Алма-Ате . В эти города есть прямые рейсы из Москвы. Но по факту получить визу в Казахстане очень сложно: места для записи приезжих появляются периодически, без строгого графика — по несколько штук в месяц. Их разбирают моментально, потому что желающих записаться очень много. По словам туристов, записаться на собеседование практически невозможно. Официально очередь на интервью — больше года. На сайте дипмиссии признают, что не могут выдать визы всем желающим.

Если вы все-таки решите подать документы на визу, заполните анкету DS-160 на сайте ceac.state.gov/genniv. Затем зарегистрируйтесь на портале службы cgifederal.secure.force.com, чтобы создать личный кабинет и записаться на собеседование. На этот портал вас автоматически переведут, когда на сайте ustraveldocs.com вы нажмете «Вход в систему».

После этого заплатите консульский сбор на специальном сайте. Размер сбора — 160 $. Но его оплачивают в местной валюте — тенге. Причем у консульства США свой внутренний курс обмена. На момент публикации статьи 160 $ — это 68 800 KZT⁣ ( 11 771
Р ).

Сбор придется заплатить, даже если вы уже платили его для подачи документов в России или другой стране, но не смогли им воспользоваться. Помните, что эту сумму не возвращают ни при каких условиях. А действовать он будет только для Казахстана. Если вы передумаете и захотите подать документы в другой стране, сбор придется платить снова. Срок действия каждой квитанции — один год со дня оплаты.

Читайте также:
Карта Коутаммакоу, где находится Коутаммакоу на карте мира

Только после уплаты консульского сбора заявитель может записаться на подачу документов и собеседование. Если свою предыдущую визу вы оформляли в России, получить ее повторно без собеседования в Казахстане не получится.

В Казахстан без уважительной причины удастся попасть только самолетом, а для въезда придется сдать ПЦР-тест.

Примерные расходы на получение визы США в Казахстане — 52 670 Р

Авиабилеты из Москвы в Нур-Султан и обратно 24 997 Р
Трехзвездочная гостиница, 7 дней 11 263 Р
Питание, 7 дней 10 843 Р
ПЦР-тест перед вылетом 2550 Р
ПЦР-тест после возвращения в Россию 2550 Р
Страховка на 100 000 $ с покрытием от COVID-19 467 Р

«На получение визы в США в Казахстане я потратила 150 тысяч рублей»

Я подавала документы на американскую туристическую визу в Казахстане. До этого у меня уже было несколько виз в США, последнюю я получала в Великобритании. Мне не пришлось переносить личный кабинет в Казахстан, поскольку в Соединенном Королевстве используют совсем другую систему для записи — ais.usvisa-info.com. Я просто завела новый личный кабинет в Казахстане на портале cgifederal.secure.force.com.

Консульский сбор я заплатила 10 января, когда в соцсетях только появилась информация, что в Казахстане проводят собеседования на визы B1/B2 для нерезидентов.

Слоты для записи появились сразу после новогодних праздников, но я не успела записаться. Тогда я предположила, что обычно места появляются в начале месяца, и решила часто заходить на сайт. В итоге 2 февраля смогла записаться на собеседование на 11 февраля.

Думаю, я была в числе первых, кто поехал на собеседование из России. Многие этого сделать сразу не решались и ждали отзывов от других туристов. Я успела записаться на собеседование сама, до того, как начался начался наплыв ботов. Сейчас ситуация изменилась. Записаться в Казахстане практически невозможно — новых мест для нерезидентов нет с лета.

Когда день интервью в консульстве был назначен, я стала планировать поездку. Мне нужно было добраться из Петербурга в Нур-Султан . На тот момент билеты были очень дорогие. «Аэрофлот» летал всего один раз в неделю из Москвы в столицу Казахстана, и до 21 февраля все билеты были раскуплены. Лететь с пересадками я не очень хотела. Это было бы неудобно: сначала из Петербурга в Москву, а потом через Стамбул в Нур-Султан.

Но мне повезло: Air Astana запустила рейсы в Нур-Султан с 8 февраля. Правда, спрос был очень большой, а билетов мало, поэтому перевозчик задрал цены. Я отдала за перелет из Москвы и обратно 100 000 Р . А еще пришлось потратиться на билет из Петербурга в Москву.

Когда прилетела в Нур-Султан , заселилась в гостиницу напротив консульства. В Казахстане мне пришлось провести неделю, и за проживание я отдала 330 $⁣ ( 24 041
Р ).

В итоге вся поездка вместе с консульским сбором обошлась примерно в 150 000 Р . Думаю, сейчас это выйдет дешевле, поскольку рейсов больше и цены ниже, чем в начале года.

На собеседовании консул не спрашивал у меня, почему я собираюсь в Америку во время пандемии, но поинтересовался целью поездки. Я сказала, что планирую навестить родственников. Еще у меня спросили, сколько раз я ездила в США по предыдущей визе. В итоге визу мне одобрили.

Передо мной было еще несколько интервью, одной девушке отказали, другой визу одобрили. Но та, которой отказали, путалась, когда отвечала на вопросы. Возможно, она переволновалась. Консул долго с ней разговаривал, пытался дать ей шанс, но в итоге решил отказать.

На самом деле в России очень много мифов о получении визы в США. Например, некоторые считают, что перед тем, как идти в консульство, нужно слетать за границу, например в Дубай, чтобы паспорт не был пустым. Но я получала визу несколько раз, и дважды — в чистый паспорт. По моим ощущениям американцев вообще не интересует, были ли вы где-то раньше, есть ли у вас европейские визы. Все зависит от того, насколько правдиво и четко вы ответите на вопросы.

Р ” loading=”lazy” data-bordered=”true”>

Как россиянину получить визу в США в Таиланде

В Таиланде тоже реально получить туристическую визу в США. Такие случаи путешественники описывают на Форуме Винского. Но здесь выше вероятность отказа, судя по тем же отзывам. Если консул в Казахстане хорошо осведомлен о жизни и ситуации в России, то консул в Таиланде мало что знает о российских реалиях и наверняка будет удивлен, что вы прилетели за визой в такую даль.

Если вы готовы к неудобствам и тратам из-за получения американской визы в Таиланде, заполните визовую анкету на сайте ceac.state.gov/genniv. На портале cgifederal.secure.force.com нужно создать личный кабинет и записаться на собеседование.

Сложность заключается в том, что консульский сбор нужно платить заранее, как в Казахстане. Он равен 160 $, но в батах по внутреннему курсу консульства США это 5440 THB⁣ ( 11 827
Р ).

Заплатить через интернет из России не получится — только в отделении Bank of Ayudhya (Krungsri) на территории Таиланда. Придется искать знакомого в этой стране, который сделает все за вас, либо лететь самому и готовиться провести там несколько месяцев. Граждане Таиланда сейчас могут записаться на собеседование только на апрель-август 2022 года. А для приезжих очередь наверняка еще больше. Но здесь все зависит от воли случая, поскольку места появляются рандомно.

Попасть в Таиланд сейчас тяжело. Прямое авиасообщение не возобновлено — добираться придется с пересадками. Кроме того, правила въезда сложные. Все туристы сдают ПЦР-тест до вылета и еще несколько по прилете за свой счет и бронируют специальный отель. В Бангкоке придется провести две недели на карантине.

Читайте также:
Автобус 625: Расписание Маршрут, Москва Общественный наземный транспорт.

Двери закрыты: что станет с визовыми центрами в России

Новость о возможном скором закрытии всех визовых центров на территории России, в связи с обсуждаемым сейчас в Госдуме новым законом “О порядке выезда и въезда в РФ”, 26 июля стала одной из самых популярных в Рунете и привела многие российские туркомпании в состояние, близкое к панике. Радио Свобода разобралось в происходящем.

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина в четверг заявила, что поправки в новый законопроект, внесенные недавно депутатами Госдумы от “Единой России”, предполагают введение обязательной аккредитации всех компаний, оказывающих россиянам посреднические услуги при оформлении въездных виз в другие государства через их посольства и консульства.

Для получения аккредитации, по возможным новым правилам, будет необходимо наличие у оператора филиалов не менее чем в 20 субъектах России, а максимальная доля иностранного участия в уставном капитале не должна превышать 20 процентов. Также предлагается обязать визовые центры приобрести технические средства для обработки персональной информации, сертифицированные в соответствии с российским законодательством. От них также потребуют иметь как минимум трехлетний опыт работы в данном бизнесе.

“Критерии выдачи аккредитации таковы, что ни один из действующих операторов визовых центров получить ее не сможет, – утверждает представитель РСТ. – В России работают шесть иностранных компаний, управляющих визовыми сервисными центрами. Как минимум по одному пункту – доля иностранного участия в уставном капитале – ни одна из них не пройдет предлагаемую аккредитацию. Дипмиссиям в России придется либо срочно менять сервис-провайдеров, либо приостанавливать деятельность визовых центров”.

В то же время, по словам Ирины Тюриной, требованиям законопроекта не сможет соответствовать и ни одна российская фирма: “Допустим, в качестве временного решения компания-держатель контракта с дипмиссией могла бы передать оперативное управление какому-нибудь российскому субподрядчику. Допустим, за короткое время это юрлицо могло бы открыть 20 филиалов в разных городах и получить необходимые сертификаты, что уже из области фантастики. Но откуда у этого юрлица вдруг возьмется трехлетний опыт работы в сфере оказания визовых услуг?”

Однако в мире российского туристического бизнеса существует и совсем другое мнение. Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России, уверена, что, во-первых, новый закон, пока не прошедший даже первое чтение, не будет принят в нынешнем виде и, во-вторых, что он направлен скорее на вытеснение c рынка недобросовестных компаний-монополистов, в реальности не имеющих ни юридических прав, ни навыков работы в качестве визовых центров – однако выдающих себя за таковые и бессовестно завышающих стоимость оказываемых услуг. Об этом она рассказала Радио Свобода:

– Пока это всего лишь законопроект, который даже не прошел в Думе первое чтение. Будет ли он вообще реализован или нет – пока большой вопрос. Кто пройдет аккредитацию, кто не пройдет, вообще каковы будут условия аккредитации в финальном варианте документа – неизвестно. Тем не менее, давайте предположим, что все остается без изменений, и вдруг у нас этот законопроект стал законом. Надо отметить, что те юридические лица, которые представляют визовые центры в России, их всего шесть, не так много, все равно зарегистрированы как российские юридические лица. Доля иностранного капитала там может варьироваться, но перерегистрация юридического лица с изменением доли иностранного капитала – это не проблема.

Наибольшая техническая сложность – в количестве филиалов, которые требуются, согласно тексту законопроекта, для прохождения аккредитации. Их должно быть не менее 20, причем не менее одного в каждом федеральном округе. Такими возможностями обладают отнюдь не все компании, обслуживающие консульства разных стран на территории России. Но, тем не менее, этот вопрос также решаем, поскольку закона еще нет, и в любом случае он не вступает в силу завтра.

– А есть ли абсолютно отечественные визовые центры? И если да, смогут ли они пройти аккредитацию?

– Смотря что считать “отечественными”. Доля капитала везде разная. Есть компании, где доля иностранного капитала минимальна. Со стопроцентным российским капиталом – мне неизвестны такие компании.

​– А что по поводу пункта про как минимум три года опыта работы в подобном бизнесе? Все ли они обладают этим юридически минимально необходимым сроком?

– На данный момент практически все. У 95 процентов тех компаний, которые обслуживают консульства, есть опыт, превышающий три года работы в этой сфере.

– Как и с кем работают самые крупные, с какими посольствами?

– Самая распространенная сеть – компании VFS.Global, она работает всего в 139 государствах, и Россия – одна из стран, где она представлена наиболее масштабным, активным образом. Она обслуживает большинство европейских стран, но не все. Для Испании есть другой оператор их визового центра, в Италии, Латвии и на Мальте также другие операторы. И Франция, и Великобритания тоже работают с другими операторами, но там есть доля VFS.Global. У визовых центров, которые обслуживают посольства Испании, Греции, Италии, Франции, количество филиалов в России приближается к 20, а в некоторых случаях превышает 20.

– С чем может быть связан этот ажиотаж, я бы даже сказал, паника при известиях о том, что теоретически ни один из действующих визовых центров работать не сможет?

– Уже какое-то время российское информационное поле живет в состоянии нервной “постправды”, в котором главное – как-то первым громко выступить. А потом уже никто в нюансы не вдается. Если кинуть клич, что визовые центры перестанут работать, на рынке, естественно, начинается паника, и эта информация распространяется за несколько часов. В нашем головном офисе за первые полдня было уже несколько десятков обращений от туристических компаний и просто от рядовых туристов, которые задают этот вопрос: неужели все закроют?

Читайте также:
Лагеря в Англии в 2021 году для детей, подростков: обучение, цены

Все зависит от подачи темы и ее сути и от отсутствия погружения непосредственно в сам документ – где, в общем, нет ничего страшного. На наш взгляд, даже при поверхностном, по диагонали, прочтении законопроекта становится понятно, что основная его задача – ограничить те компании, которые визовыми центрами не являются, но при этом оказывают услуги по оформлению виз. Таких компаний в России очень много, и формально они не нарушают закон, потому что это нигде не прописано. Но тем не менее, у них нет договоров с консульствами, у них нет полномочий по сбору документов и передаче их в консульства, и цены у них выше. И услугами таких компаний пользуется довольно существенное количество людей! Уход таких компаний с рынка мы бы, например, приветствовали, потому что, на наш взгляд, это все-таки не совсем законная деятельность.

– А есть ли не экзотические для россиян государства, куда они ездят в достаточном количестве и визу в которые совершенно невозможно получить самостоятельно, только через визовые центры, иначе нельзя?

– Все европейские страны Шенгенского соглашения, например, оформляют визы только через визовые центры, это настоятельное требование их консульств. Есть категории виз, документы на которые можно подать в само консульство самостоятельно и напрямую. Например, Испания оформляет так студенческие визы либо визы для владельцев недвижимости, в таких случаях можно миновать визовый центр. Все остальные туристы идут через визовый центр. Это касается и таких стран, как, например, Болгария, Хорватия, которые пока в Шенген не входят. То есть требование работать через визовый центр –обязательно.

​– Есть ли данные, какое количество россиян из числа выезжающих за рубеж каждый год в любом случае, получая любые визы, пользуются визовыми центрами и сколько людей визы делают самостоятельно?

– В данном случае самостоятельно – тоже означает через визовый центр, просто без дополнительного посредника в лице российского туроператора. По нашей оценке, если не считать визы особой категории, учебные, деловые, это в разных консульствах по-разному, то все остальные туристы оформляют визы через визовый центр – 85 процентов всех выезжающих за границу пользуются услугами визовых центров.

– Сразу несколько крупных и давно присутствовавших на рынке российских туроператоров в июле заявили о приостановке или прекращении деятельности. Это “Натали Турс”, DSBW, еще некоторые. Это проблемы отдельных компаний или речь идет о новом системном кризисе в туристической отрасли России?

– Эти компании действительно имели бренды, которые существовали на рынке больше 20 лет, но крупными туроператорами их назвать никак нельзя. Это маленькие либо средние, как в случае “Натали Турс”, либо вообще микро-туроператоры. Да, это проблема отдельно взятых маленьких компаний, которые по-прежнему с трудом справляются с конкуренцией, и этот процесс начался не вчера. Просто летом это становится более заметным, в разгар сезона. Потому что только за последний год закрылось более 200 компаний, работающих в сфере выездного туризма. За последние три года – около тысячи. И подавляющее большинство уходов этих компаний остались незамеченными и рынком, и средствами массовой информации, потому что это происходило в другое время года в большинстве случаев.

​– В целом туристический рынок сейчас находится на каком уровне? Потому что очень много и политических, и экономических факторов, которые влияют на, попросту говоря, количество поездок россиян за рубеж – и с целью работы, и с целью бизнеса, и с целью отдыха в первую очередь. Продолжающееся падение доходов, инфляция, стремительный рост напряженности в отношениях России с очень многими государствами влияют на настроения желающих поехать за границу?

– Безусловно, туризм был и остается одной из самых уязвимых отраслей. Все, что происходит в мире и в экономике страны, отражается в первую очередь, безусловно, на туристическом бизнесе. Потому что это не первая необходимость – куда-то поехать, когда мы говорим об отдыхе. Конечно, когда у россиян снижаются доходы, а это факт, первое, что они делают, это сокращают количество своих поездок и их качество. Они переходят в совсем бюджетный сегмент, малую продолжительность и так далее. В связи с этим, разумеется, туристический бизнес России находится отнюдь не на взлете, у нас нет заметно растущего спроса на туристические услуги. Я бы оценила состояние рынка сейчас как “стабильно мобилизованное”.

Туристический бизнес находится в этом состоянии снижения доходов потребителей уже последние три года, и соответственно планирует свои объемы, ориентировочный спрос на те или иные направления. В этом году спрос вырос, но не такими темпами, как рассчитывали. Серьезное влияние оказало на него падение рубля в апреле. Если в начале апреля по итогам сезона прогнозировалось увеличение турпотока в среднем на 25 процентов в совокупности по всем направлениям, то сейчас наш прогноз осторожный – не более 10 процентов в совокупности по всем направлениям. При этом есть направления, на которые спрос снижается постоянно.

– А россияне во всех этих меняющихся условиях по-прежнему, скажем так, довольно однообразны в своих привычках, когда задумываются о том, где именно за границей провести отпуск? Или появились заметные новые желания у людей и новые направления?

– Если говорить о количественном индикаторе, куда больше всего народа едет и что выбирает большинство, то безусловно, предпочтения остаются неизменными: море, солнце, в том числе и зимой, довольно бюджетный вариант отдыха. Желательно, чтобы было “все включено”, то есть турист платит один раз в туристическом агентстве и на месте уже особо о деньгах не хочет задумываться. Но тем не менее, есть новые интересные тенденции, любопытные даже для опытных аналитиков и экспертов рынка. Буквально с этого лета активно стали предлагаться чартерные программы в такие страны и места, как, например, Гамбия, Занзибар и Ямайка. Это совершенно новые вещи, до сих пор за 25 лет такого на рынке не было, и мы с интересом смотрим, как потребители на это реагируют. Пока – довольно живо. Потому что даже для этих экзотических направлений стоимость поездки оказывается не очень высокой. В среднем на двоих неделя, например, в Гамбии или на Занзибаре стоит порядка 110–120 тысяч рублей, включая перелет. Эта цена сопоставима, например, с таким же по времени отдыхом в Греции, – рассказывает Майя Ломидзе.

Читайте также:
Город Хэйхе в Китае: достопримечательности и шоппинг

Туризм беспокоится за визовые центры

Что будет с путешественниками в случае массового закрытия МВЦ

В России могут закрыться все международные визовые центры — такие опасения высказали в Российском союзе туриндустрии. Там заявили, что ни один из игроков рынка не соответствует тем требованиям, которые могут вступить в силу в ближайшее время. Ранее сенаторы внесли в Госдуму законопроект об обязательной аккредитации посредников между иностранными консульствами и получателями визы. Насколько вероятно массовое закрытие визовых центров, выяснял Иван Якунин.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ / купить фото

Участники рынка единогласно называют требования жесткими. Нужно располагать отделениями в 20 регионах страны, иметь опыт работы от трех лет, не быть аффилированными с туроператорами, но главное — доля иностранного участия не должна превышать 20%. Сейчас в России шесть операторов, они представляют интересы 15 стран, и ни одна из компаний не соответствует этим требованиям, сообщила «Коммерсантъ FM» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина: «Официальные, уже авторизованные сервис-провайдеры, которые выиграли тендеры иностранных консульств и работают на полном основании, должны получать, по версии законопроекта, еще одно подтверждение полномочий – уже от МИД Российской Федерации. Но даже не это самое удивительное, а то, что ни один из действующих операторов визовых центров не сможет эту аккредитацию получить, если закон будет принят. Максимальная доля иностранного капитала, участия в уставном капитале — 20%. Ни одна компания этому не соответствует. Это естественно, потому что тендеры выигрывают, как правило, зарубежные компании, но они, правда, здесь открывают юридические лица. Но все равно в уставном капитале доля иностранного участия там больше 20%. У нас сейчас работают шесть компаний: они управляют визовыми центрами в России, и если вдруг закон будет принят, им будет проще закрыться».

Визовые центры не пройдут проверки

Если визовые центры покинут рынок, то помочь с выездом за рубеж смогут только консульства: их, очевидно, гораздо меньше, и расположены они только в крупных городах. Консульства сами заинтересованы в том, чтобы избежать наплыва туристов, поэтому постараются помочь, говорит исполнительный директор агентства «Визоход» Даниил Сергеев: «Большинство визовых центров являются иностранными компаниями. Если они не сменят учредителей и уставной капитал, то им придется уйти. Консульства, выбирая визовые центры, не ориентируются на то, что это за компания: компании создаются под эти консульства людьми, аффилированными с ними. Поэтому консульства найдут способ открыть визовый центр под свои нужды, со своими людьми, основываясь на российском законодательстве. Но они не поменяют визовые центры, людей, компании, с которыми они работают, а просто подгонят эти визовые центры под новое российское законодательство».

Подсчитать грядущие расходы пока невозможно — операторы имеют разное количество отделений и отличаются по стоимости между собой. Кому-то, уверены в Российском союзе туриндустрии, будет проще закрыться. А у тех, кто все же решит остаться, есть шанс сэкономить, говорит гендиректор компании «Визовый центр» Юрий Певзнер: «Открытие минимум 20 визовых центров в регионах — это достаточно затратная история, но, думаю, что для таких мощных структур, как операторы визовых центров, это посильно. Насколько я понимаю, законодатель не регулирует размеры — грубо говоря, в представительстве может быть одна комната и три сотрудника: нет типовых, регламентируется это только спросом».

Аккредитацию визовых центров планируют возложить на Министерство иностранных дел. Такая практика уже существует в некоторых странах, отвечают на критику сенаторы. А один из авторов законопроекта, член комитета Совета федерации по международным делам Олег Морозов, заявил «Коммерсантъ FM», что пока паниковать рано — документ только в стадии разработки: «Сами правила аккредитации будут устанавливаться МИДом. Если представить себе, что сейчас эти правила кем-то расцениваются как, скажем, чрезмерно жесткие, это подлежит обсуждению. Закон же внесен и еще не обсуждался — естественно, это будет сделано на законопроектном уровне. Он обсуждался внутри „Деловой России“ и с представителями МИДа. На этом этапе конструкция закона предполагает главным образом идею, что на рынке должны работать опытные операторы, соответствующие определенным критериям и требованиям. Тем более, что речь идет в том числе о работе с персональными данными граждан».

Неизвестно, найдет ли законопроект поддержку в Госдуме, учитывая острую реакцию участников рынка. А еще любопытна судьба российских визовых центров за рубежом: что будет с ними, если парламентарии проголосуют «за»?

Одним из авторов законопроекта стал сенатор комитета Совета федерации Константин Косачев. В конце мая он сообщил, что США аннулировали его визу, а уже через две недели предложил закон об аккредитации визовых центров.

Президент на время запретил выдворять иностранцев и ограничивать их въезд в РФ

Все иностранные граждане, находящиеся в России, получили шанс легализоваться – даже те, кто давно нарушил сроки пребывания в стране. Для этого нужно обратиться в орган МВД с заявлением. Только надо успеть до 30 сентября 2021 г., пока действует запрет на выдворение и принятие решений об ограничении въезда в РФ

Читайте также:
Как выйти на пенсию по вредности?

Вчера вступил в силу Указ Президента РФ от 15 июня 2021 г. № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID -19)».

Новый указ продлевает действие временных мер по урегулированию правового положения иностранцев и допускает еще больше послаблений по сравнению с прежним Указом от 18 апреля 2020 г. № 274 (с изменениями от 15 июня, 23 сентября и 15 декабря 2020 г.).

Что же изменилось в правилах пребывания иностранных граждан на территории РФ с 16 июня 2021 г.?

Для кого и на сколько приостановили течение сроков пребывания в России и продлили действие разрешительных документов?

Согласно новому указу на 90 суток с даты снятия введенных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством для его граждан приостанавливается течение сроков пребывания на территории РФ. Что это значит? Будет считаться, что в течение 90 суток с момента возобновления транспортного сообщения с иностранным государством его граждане находятся в нашей стране законно. За это время они должны либо выехать из страны, либо легализоваться в России.

Многие считают, что всем иностранцам продлили срок пребывания в России на 90 суток. Это не так. Однозначно действие этого пункта указа распространяется только на иностранных граждан тех государств, с которыми не открыто транспортное сообщение (Украина, Молдова и др.). На граждан государств, с которыми транспортное сообщение возобновлено, это положение нового указа не распространяется, так как, согласно прежнему указу, они уже должны были выехать из России. А те, кто этого не сделал и при этом не легализовался, находятся в стране с нарушением миграционного законодательства.

Напомню: если к 15 декабря 2020 г. транспортное сообщение со страной было восстановлено 1 , ее граждане должны были выехать из России не позднее 90 суток начиная с указанной даты. Если транспортное сообщение со страной возобновлено позднее, ее граждане обязаны были выехать в течение 90 суток с момента открытия границ. Таким образом, граждане Азербайджана, Армении, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана и др. уже должны были либо легализоваться, либо покинуть Россию. На практике тех, кто этого не сделал, суды начали привлекать к ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ 2 . Действие их разрешительных документов не продлевалось.

Возможно ли выдворение по новому указу президента?

Новый указ лояльнее прежнего. Напомню: иностранные граждане, нахождение в России которых к 15 марта 2020 г. считалось незаконным, с этой даты по 15 сентября 2020 г. подлежали привлечению к ответственности по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа. В период с 16 сентября 2020 г. по 15 июня 2021 г. им назначалось наказание в виде выдворения за пределы РФ, но только в форме контролируемого самостоятельного выезда из России. При этом сроки добровольного выезда в соответствии с указом президента продлевались.

Согласно новому указу до 30 сентября 2021 г. не могут приниматься решения об административном выдворении. Поэтому даже если иностранный гражданин находится в России незаконно на протяжении 10 лет, самым суровым наказанием будет административный штраф в размере 5 тыс. руб.

Также новый указ запрещает до 30 сентября 2021 г. принимать решения о неразрешении въезда в Россию в отношении иностранных граждан, которые находятся на ее территории. Прежний указ президента не содержал подобных запретов, а потому было принято много таких решений на основании ч. 4 ст. 26 Закона № 114-ФЗ. В суде представители УМВД доказывали, что принятие данных решений возможно в пандемию.

Учитывая послабления, предусмотренные новым указом, – сейчас лучшее время для легализации в России без последствий в виде выдворения и запрета на въезд в страну. Обратите внимание: эти послабления распространяются на всех иностранцев, находящихся в данный момент в России.

Как легализоваться в России, если уже допущено нарушение миграционного законодательства?

Новый указ дает право иностранному гражданину в случае его незаконного нахождения на территории РФ обратиться в территориальный орган МВД с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании его правового положения. Однако указ не предусматривает корреспондирующей обязанности государственных органов урегулировать такой статус. Как это будет реализовано на практике – неизвестно, но думается, что государственные органы будут придерживаться лояльного подхода.

Еще раз обращаю внимание: согласно новому указу применение наказания в виде административного выдворения запрещено. При предъявлении указанного заявления до 30 сентября 2021 г. иностранному гражданину может грозить только привлечение к административной ответственности с назначением штрафа в размере 5 тыс. руб.

Изменилось ли что-то для иностранцев, работающих в России?

В новом указе, как и в прежнем, предусмотрено, что иностранные граждане могут получать патенты без учета требований к сроку предъявления заявления о выдаче патента и заявленной цели визита в Россию.

А если уже приняты постановление суда о выдворении и решение о запрете на въезд в Россию, иностранный гражданин может легализоваться?

В период действия прежнего указа многим иностранным гражданам суды назначили наказание в виде административного выдворения за пределы РФ. Они оказались в менее выгодном положении, чем те, кто допустит нарушение после 15 июня 2021 г. При наличии постановления суда органы МВД не смогут урегулировать правовой статус иностранного гражданина, поскольку судебный акт может быть отменен или изменен только актом вышестоящего суда. Поэтому в данном случае необходимо обратиться с жалобой в вышестоящую судебную инстанцию.

А вот иностранным гражданам, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Россию, вероятно, будет легче. Органы МВД при рассмотрении заявления о легализации вправе самостоятельно отменить ранее принятое решение о запрете на въезд в страну.

Читайте также:
CITIZENSHIP OF THE CARIBBEAN ISLANDS

Рекомендации иностранным гражданам

  • Если вы являетесь иностранным гражданином и длительное время незаконно находитесь на территории РФ, то сейчас самое время легализоваться, поскольку до 30 сентября 2021 г. запрещено назначать наказание в виде административного выдворения и принимать решение о неразрешении въезда в Россию.
  • Чтобы в дальнейшем законно пребывать на территории РФ, необходимо получить легальные документы. После снятия коронавирусных ограничений и окончания действия указа президента за нарушение миграционного законодательства (в том числе за нарушение сроков пребывания в России) вновь будут назначать наказание в виде административного выдворения за пределы РФ.
  • Если вы работаете в России, обязательно обратитесь за получением патента либо заключите трудовой договор (или договор гражданско-правового характера). За незаконную трудовую деятельность на территории РФ могут привлечь к ответственности, что станет помехой при дальнейшей легализации в России.
  • Отнеситесь к легализации серьезно. Старайтесь не доводить до привлечения к административной ответственности. Если после окончания действия указа президента вас привлекут к ответственности, например за нарушение сроков пребывания в России (ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ), а потом еще и за незаконную работу (ст. 18.10 КоАП РФ), органы миграционной службы могут закрыть для вас въезд в страну. Признать незаконными такие решения крайне сложно.

1 Приложение № 1 к Распоряжению Правительства РФ от 16 марта 2020 г. № 635-р.

2 Постановление Нагатинского районного суда г. Москвы от 25 мая 2021 г. по делу № 05-1803/21, Постановление Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 4 июня 2021 г. по делу № 05-1315/21, Постановление Люблинского районного суда г. Москвы от 11 июня 2021 г. по делу № 05-1431/21 и др.

Пересечение границы
Республики Беларусь
в условиях COVID-19

Для граждан Республики Беларусь и иностранцев, имеющих разрешение на постоянное или временное проживание в Беларуси, ограничений при въезде в страну нет. Также им не нужен ПЦР-тест.

При наличии оригинала либо копии документа о проведенном курсе вакцинации против инфекции COVID-19 ни ПЦР-тест, ни изоляция при въезде в Беларусь не нужны.

Сертификат должен быть представлен на бумажном носителе и быть на белорусском или русском и (или) английском языках).
Сертификат на иных языках не подойдет, даже если он переведен и нотариально заверен.

При въезде из стран, включенных в Перечень Минздрава, в которых регистрируются случаи инфекции COVID-19, в том числе при следовании транзитом через территорию таких стран, необходима самоизоляция в течение 7 календарных дней.

От самоизоляции освобождаются все лица, прибывшие из стран «зеленой зоны», а лица, прибывшие из «красной зоны» – только при наличии сертификата о проведенном курсе вакцинации от COVID-19.

Самоизоляция отменена для лиц, следующих в Беларусь для проведения вакцинации против инфекции COVID-19.

Курс вакцинации против инфекции COVID-19 должен быть завершен в срок от 1 до 12 месяцев до даты прибытия на территорию Республики Беларусь. В документе о вакцинации должны быть указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина, дата окончания курса вакцинации (на белорусском или русском и (или) английском языках).

Все лица во избежание проблем при пересечении границы обязаны предъявлять документы, подтверждающие цель поездки, переведенные на один из государственных языков Республики Беларусь (белорусский, русский). Верность перевода или подлинность подписи переводчика на переводе должна быть засвидетельствована нотариусом либо другим лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие

При транзите граждан Российской Федерации в Россию ПЦР-тест и самоизоляция не нужны.

Ограничения, включая обязательство предъявления ПЦР-теста и соблюдения самоизоляции, не распространяется на следующие категории:

  • иностранцев, следующих по дипломатическим и служебным паспортам, по пропускам (проездным документам) Организации Объединенных Наций или по проездным документам Европейского союза, а также совместно следующих с ними членов их семей;
  • глав и членов официальных делегаций;
  • иностранцев, оказывающих международную техническую, иностранную безвозмездную и иную помощь Республике Беларусь;
  • водителей транспортных средств при выполнении международных автомобильных перевозок, а также перевозок международных почтовых отправлений;
  • членов экипажей воздушных судов, судов внутреннего водного транспорта, поездных бригад, локомотивных бригад, проводников грузовых вагонов международного железнодорожного сообщения;
  • иностранцев, имеющих разрешение на постоянное или временное проживание на территории Республики Беларусь (в случае прибытия из стран “красной зоны” обязательна 7-дневная самоизоляция);
  • иностранцев, следующих в Республику Беларусь по извещению о тяжелой болезни или о смерти близкого родственника, супруга (супруги), а также лиц, их сопровождающих;
  • иностранцев, осуществляющих перевозки стволовых клеток, органов для трансплантации;
  • граждан Республики Беларусь, иностранцев, имеющих разрешение на постоянное или временное проживание на территории Республики Беларусь, прибывающих в Республику Беларусь после нахождения в служебной командировке, в которую они были направлены юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Республики Беларусь;
  • граждан Российской Федерации, следующих транзитом через территорию Республики Беларусь в Российскую Федерацию;
  • граждан Российской Федерации, следующих в Республику Беларусь с территории Калининградской области Российской Федерации железнодорожным транспортом без пересадок в пути следования;
  • иностранцев, следующих транзитом через территорию Республики Беларусь в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Кабинетом Министров Украины об упрощенном порядке проезда участка автомобильной дороги Славутич – Чернобыльская АЭС, который проходит по территории Республики Беларусь, работниками, транспортными средствами и грузами Чернобыльской АЭС и предприятий, которые осуществляют деятельность в зоне отчуждения, а также иностранными специалистами, привлеченными к реализации международных проектов по закрытию Чернобыльской АЭС, от 20 января 2009 года
  • иностранцев, прибывающих в Республику Беларусь по приглашению юридических лиц, зарегистрированных на территории Республики Беларусь (пропуск осуществляется при наличии приглашения либо его копии на бумажном носителе);

Под приглашением юридического лица понимается документ, приглашающий иностранца посетить Республику Беларусь с деловой, служебной целью поездки.
Под указанными приглашениями не рассматривается приглашение иностранца в Республику Беларусь с туристической целью поездки, для получения медицинской помощи, оздоровления.

  • иностранцев, прибывающих в Республику Беларусь по заключенным договорам оказания туристических услуг на проведение охотничьего тура с их участием.
Читайте также:
Где остановиться в Аликанте? Топ отелей у моря и апартаменты

Нижеуказанным категориям в случае прибытия из стран «красной зоны» обязателен ПЦР-тест, а также 7-дневная самоизоляция. В случае их прибытия из «зеленой зоны» – обязателен ПЦР-тест, а самоизоляция не нужна:

  • иностранцы, прибывающие в Республику Беларусь для получения медицинской помощи, при предъявлении ими документов (копий документов) организации здравоохранения Республики Беларусь (приглашение, договор об оказании медицинской помощи и другое), подтверждающих цель данной поездки, а также лиц, их сопровождающих;
  • иностранцев, являющихся близкими родственниками (родители, усыновители (удочерители), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, бабка, дед, внуки), супругами иностранцев, имеющих разрешение на постоянное проживание на территории Республики Беларусь, либо граждан Республики Беларусь;
  • иностранцы, имеющие документы, подтверждающие право на осуществление трудовой деятельности на территории Республики Беларусь;
  • иностранцев, прибывающих в Республику Беларусь для получения образования в учреждениях образования Республики Беларусь (поступления в учреждения образования Республики Беларусь), – при предъявлении ими документов (копий документов) учреждения образования Республики Беларусь, подтверждающих цель данной поездки (приглашение на обучение, справка-вызов, справка о получении образования и другое).

Для нижеуказанных категорий при прибытии в Беларусь обязателен ПЦР-тест, а самоизоляция не требуется:

  • граждан Беларуси, иностранцев, имеющих разрешение на постоянное или временное проживание на территории Республики Беларусь (ни ПЦР-тест, ни самоизоляция не требуются), а также граждан России (для въезда необходимо предъявить ПЦР-тест именно в системе «Путешествую без COVID-19»), следующим в Беларусь из Калининградской области Российской Федерации железнодорожным транспортом без пересадок в пути;
  • лиц, следующих в Республику Беларусь для проведения вакцинации против инфекции COVID-19.

Для граждан Беларуси выезд из страны временно приостановлен.

Выезд из страны возможен для граждан Беларуси один раз в три месяца по каждому из следующих оснований:

  • учеба в иностранном государстве,
  • наличие действительного документа, подтверждающего право на постоянное или временное проживание в иностранном государстве,
  • трудовая деятельность в иностранном государстве.

Например, гражданин 1 августа выехал на учебу, а 2 августа вернулся в Беларусь (следующий раз на учебу – только через три месяца после 1 августа). 3 августа этот же гражданин может выехать на работу (следующий раз на работу – только через 3 месяца после 3 августа).

Для иностранных граждан выезд не ограничен (кроме иностранцев, имеющих разрешение на постоянное или временное проживание в Беларуси), но пересечь границу возможно не ранее истечения срока 7-дневной самоизоляции в случае прибытия из страны “красной зоны”.

Все лица во избежание проблем при пересечении границы обязаны предъявлять документы, подтверждающие цель поездки, переведенные на один из государственных языков Республики Беларусь (белорусский, русский). Верность перевода или подлинность подписи переводчика на переводе должна быть засвидетельствована нотариусом либо другим лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие

Ограничение на выезд не распространяется на следующие категории пересекающих границу:

  • лиц, следующих по дипломатическим и служебным паспортам, по пропускам (проездным документам) Организации Объединенных Наций или по проездным документам Европейского союза, а также совместно следующих с ними членов их семей;
  • глав и членов официальных делегаций;
  • водителей транспортных средств при выполнении ими международных автомобильных перевозок, а также перевозок международных почтовых отправлений;
  • сотрудников Государственной фельдъегерской службы Республики Беларусь, осуществляющих доставку официальной корреспонденции и дипломатической почты по межгосударственным фельдъегерским маршрутам;
  • сотрудников республиканского унитарного предприятия «Специальная связь», осуществляющих доставку специальных отправлений по межгосударственным маршрутам специальной связи;
  • членов экипажей воздушных судов, судов внутреннего водного транспорта, поездных бригад, локомотивных бригад, проводников грузовых вагонов международного железнодорожного сообщения;
  • граждан Республики Беларусь, а также иностранцев, имеющих разрешение на постоянное или временное проживание на территории Республики Беларусь, направляемых в служебную командировку юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Республики Беларусь;
  • лиц, убывающих из Республики Беларусь по извещению о тяжелой болезни или о смерти близкого родственника (родителей, усыновителей (удочерителей), детей, в том числе усыновленных (удочеренных), родных братьев и сестер, бабки, деда, внуков), супруга (супруги), а также лиц, их сопровождающих;
  • лиц, осуществляющих перевозку стволовых клеток, органов для трансплантации;
  • граждан Республики Беларусь, имеющих вид на жительство, паспорт гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное или временное проживание в иностранном государстве, – для выезда* из Республики Беларусь к месту постоянного или временного проживания не чаще одного раза в течение 3 месяца ;
  • лиц, выезжающих из Республики Беларусь для получения медицинской помощи, – при предъявлении документов (копий документов) принимающей медицинской организации или Министерства здравоохранения Республики Беларусь, подтверждающих цель данной поездки, а также лиц, их сопровождающих;
  • лиц, прибывших в Республику Беларусь по извещению о смерти близкого родственника (родителей, усыновителей (удочерителей), детей, в том числе усыновленных (удочеренных), родных братьев и сестер, бабки, деда, внуков), супруга (супруги) и следующих на выезд из Республики Беларусь, а также лиц, их сопровождающих;
  • следующих из Республики Беларусь на территорию Калининградской области Российской Федерации железнодорожным транспортом без пересадок в пути следования граждан Республики Беларусь, иностранцев, имеющих разрешение на постоянное или временное проживание на территории Республики Беларусь, граждан Российской Федерации;
  • лиц, убывающих для участия в спортивных мероприятиях на территории иностранного государства, – при предъявлении документа, подтверждающего цель данной поездки, выданного Министерством спорта и туризма;
  • лиц, выезжающих из Республики Беларусь в связи с осуществлением трудовой деятельности на территории иностранного государства, – при предъявлении документов, подтверждающих факт осуществления трудовой деятельности (трудового договора (контракта) с иностранным работодателем или его копии, разрешения на работу, выданного уполномоченной организацией принимающей стороны) – не чаще одного раза в течение 3 месяца;
  • лиц, выезжающих из Республики Беларусь для получения образования в иностранных образовательных организациях, – при предъявлении документов (копий документов), подтверждающих получение ими образования в иностранной образовательной организации, или документов (копий документов) учреждения образования Республики Беларусь о направлении обучающихся на обучение в иностранной образовательной организации – не чаще одного раза в течение 3 месяца ;
  • иностранцев, имеющих разрешение на постоянное или временное проживание на территории Республики Беларусь, – для выезда из Республики Беларусь в страну своего гражданства – не чаще одного раза в течение 3 месяца;
Читайте также:
15 самых необычных достопримечательностей мира: фото

Для граждан Республики Беларусь и иностранцев, имеющих разрешение на постоянное или временное проживание в Беларуси, ограничений при въезде в страну нет. Также им не нужен ПЦР-тест.

При въезде из стран, включенных в Перечень Минздрава, в которых регистрируются случаи инфекции COVID-19, обязательна самоизоляция в течение 7 календарных дней. Если въезд осуществлен из страны «зеленой зоны», самоизоляция не нужна.

Иностранцам и лицам без гражданства (кроме имеющих разрешение на временное/постоянное проживание в Беларуси) въезд в Беларусь разрешен только через аэропорты.

Всем иностранцам и лицам без гражданства достигшим шестилетнего возраста (кроме имеющих разрешение на временное/постоянное проживание в Беларуси) для въезда в Беларусь требуется отрицательный ПЦР-тест, выполненный в течение 3 суток до пересечения границы. 7-дневная самоизоляция обязательна только для лиц, прибывших из стран, включенных в Перечень Минздрава, в которых регистрируются случаи инфекции COVID-19.

За исключением имеющих сертификат о проведенном курсе вакцинации от COVID-19. (Курс вакцинации должен быть завершен не менее чем за 1 месяц и не более чем за 12 месяцев до даты пересечения границы) .

Срок действия документа ПЦР исчисляется с даты его выполнения, которая считается первым днем действия ПЦР, до истечения четвёртых суток. (Если дата выполнения ПЦР 01.12.2020, то с 00.00 05.12.2020 документ ПЦР является не действительным для въезда в Республику Беларусь).

Семидневный срок пребывания лиц в самоизоляции исчисляется с даты прибытия в Республику Беларусь, которая считается первым днем пребывания в самоизоляции, до истечения седьмых суток пребывания в самоизоляции. (Если дата прибытия в Республику Беларусь 01.12.2020, то убытие из Республики Беларусь возможно с 00.00 08.12.2020).

При отсутствии документа, подтверждающего 24-часовой транзит через территорию Беларуси, иностранцу будет выдана анкета прибывшего, которую необходимо передать сотруднику органов пограничной службы при выезде из страны. При этом в анкете в качестве места жительства (пребывания) в Республике Беларусь проезжающие должны сделать запись: «транзит через территорию Республики Беларусь в срок не более 24 часов».

Если транзит превышает 24 часа, пропуск через границу возможен только при наличии справки с отрицательным результатом ПЦР-теста на инфекцию COVID-19.

Граждане России, прибывающие в Беларусь из третьих стран через воздушные пункты пропуска не для транзита , также должны иметь справку с отрицательным результатом ПЦР-теста на инфекцию COVID-19. 7-дневная самоизоляция обязательна только для лиц, прибывших из стран, включенных в Перечень Минздрава, в которых регистрируются случаи инфекции COVID-19.

При транзите граждан Российской Федерации в Россию ПЦР-тест и самоизоляция не нужны.

Не имеющие разрешения на временное/постоянное проживание в Беларуси граждане России и иностранцы, прибывающие в Беларусь из Российской Федерации, в соответствии с положениями Постановления, обязаны иметь ПЦР-тест.

Через воздушные пункты пропуска для граждан Беларуси и иностранцев выезд не ограничен, но возможен не ранее истечения 7-дневного срока самоизоляции.

Снятие запрета на въезд в РФ

Юлия Меркулова
Автор статьи
Практикующий юрист с 2012 года

Запрет на въезд в Российскую Федерацию устанавливается для иностранных граждан в качестве ответной меры за совершенные ими правонарушения. Специальная отметка в базе управления по вопросам миграции МВД РФ не позволяет пересекать границу России, что исключает пребывание в стране в любом статусе — от туристического до делового.

При наличии запрета иностранцу придется либо отказаться от поездки в РФ на установленный законом срок, либо попытаться снять его в административном или судебной порядке.

Запрет на въезд в РФ может серьезно осложнить жизнь иностранцу, особенно если он вынужден работать или имеет родственников в России. Чтобы снять его раньше срока, гражданину другой страны придется не только точно установить причину, но обратиться в соответствующую инстанцию с заявлением и документами, подтверждающими наличие оснований для обжалования решения российских органов власти.

Вопросы о наложении и снятии запрета на въезд в России регулируются ст. ст. 26 и 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ, а также ГК РФ, регламентами и постановлениями Федеральной миграционной службы (ФМС), Министерства внутренних дел (МВД), Роспотребнадзора и других государственных инстанций. Согласно им ограничение может быть установлено в следующих случаях:

  • нарушение срока пребывания в России, обозначенного визой, и несвоевременный выезд из страны. Чем дольше будет длиться задержка, тем более длительный срок запрета получит нарушитель;
  • неоднократное привлечение к административной ответственности, в том числе и за такие мелкие нарушения, как распитие алкоголя в общественных местах, нарушение правил дорожного движения и др.;
  • нарушение таможенных правил, санитарных норм при пересечении границы РФ;
  • предоставление фальшивых документов, ложных сведений о себе или цели своего пребывания на территории РФ;
  • неуплата установленных законом налогов, патентов, штрафов и сборов в обозначенный законом срок во время пребывания на территории России;
  • однократное или многократное вынесение иностранному гражданину решения о депортации.

Получить запрет на въезд в РФ граждане других стран могут и по ряду других причин, обозначенных в Законе №144-ФЗ. Установить его может не только управление по вопросам миграции МВД РФ, но и другие органы, в том числе ФСБ, Роспотребнадзор и Росфинмониторинг. Причем уведомлять иностранца эти инстанции вовсе не обязаны, а значит, узнать о действующем запрете на въезд гражданин может только по факту, когда исправить ситуацию уже нельзя.

Заранее уточните информацию о наличии или отсутствии ограничения иностранцы и россияне могут на сайте управления по вопросам миграции МВД России.

Необходимо всего лишь заполнить отмеченные поля в онлайн-заявке: фамилию и имя, дату рождения, пол, гражданство, указать номер удостоверения личности. После этого система проведет сверку с базой данных и выдаст информационную справку. Единственный минус такой проверки — не получится посмотреть причину установления запрета, а также органа, его наложившего. Выяснять это иностранному гражданину придется самостоятельно. Кроме того, если запрет был наложен иной службой, система может не отобразить его.

Читайте также:
Где остановиться в Аликанте? Топ отелей у моря и апартаменты

Основания для снятия запрета на въезд в РФ

Снять запрет на въезд в РФ иностранцу довольно сложно, особенно если причина была серьезной, например, совершение преступления на территории России.

Для снятия необходимы действительно весомые основания. К последним будет относиться ошибка ФМС, управления по вопросам миграции МВД РФ или иного органа, установившего запрет, что еще придется доказать.

Другими основаниями для отмены ограничения могут стать:

  • факт совершения правонарушения по независящим от иностранного гражданина причинам, например, невозможность покинуть страну вовремя в результате стихийного бедствия или иного форс-мажора, смерти или серьезной болезни проживающих в России родственников и т.п;
  • официальная работа или учеба в государственно аккредитованном заведении РФ со всеми необходимыми для этого разрешениями. При этом должны быть уплачены все налоги, сборы и патенты, установленные законом;
  • наличие в России близких родственников, которые являются гражданами страны: родителей, детей, супругов, находящихся на иждивении братьев или сестер. При отсутствии гражданства у последних должен быть хотя бы вид на жительство на территории РФ;
  • подтвержденная необходимость экстренного лечения в России;
  • наличие разрешения на временное проживание в РФ или вида на жительство.

Все перечисленные основания для отмены запрета должны иметь документальное подтверждение, которое не вызовет вопросов у сотрудников УМВ МВД РФ.

Кроме того, любое основание может быть принято ко вниманию органом власти при рассмотрении заявления, однако не является гарантией положительного для иностранного гражданина решения.

Порядок снятия запрета на въезд в РФ

Главным управлением по вопросам миграции МВД РФ четко определен порядок действий иностранного гражданина, желающего снять наложенный на него запрет на въезд в РФ. Первое, что ему или его представителю в России необходимо сделать, — подать официальный запрос в управление по вопросам миграции МВД РФ с просьбой уточнить точную причину запрета на въезд со ссылками на законодательную базу РФ, а также период его действия.

Необходимо узнать, какой именно орган или его территориальное представительство установило ограничение, чтобы в дальнейшем обращаться с обжалованием именно туда.

После получения официального ответа от управления по вопросам миграции МВД РФ иностранному гражданину необходимо подготовить документальное подтверждение оснований на снятие запрета, естественно, при наличии таковых. Важно отметить, что все документы должны быть переведены на русский язык и нотариально заверены, чтобы иметь юридическую силу при рассмотрении дела.

Затем следует подать заявление установленного образца в инстанцию, наложившую запрет, приложив к нему документы, являющиеся основанием для пересмотра установленного ограничения. Если иностранный гражданин располагает доказательствами того, что в отношении него были совершены неправомерные действия со стороны управления по вопросам миграции МВД РФ, необходимо также подать жалобу руководителю вышестоящей инстанции с доказательствами ошибки при принятии решения о наложении запрета. В последнем случае шанс отменить его более высокий.

В случае получения неудовлетворительного ответа можно попытаться обжаловать решение управления по вопросам миграции МВД РФ в суде. Вся процедура займет не меньше месяца, так что придется запастись терпением.

Стоить отметить, что обжаловать решение управления по вопросам миграции МВД РФ или иного госоргана о запрете на въезд в РФ — довольно сложный процесс. Важно не только иметь серьезные основания, но и грамотно оформить все необходимые документы, соблюсти процедуру подачи заявления в инстанции и др. А проживающему за границей гражданину сделать это будет довольно трудно. Вот почему оптимальным выходом станет обращение за помощью к юристу, имеющему большой опыт миграционной работы.

Заявление на снятие запрета въезда в РФ

Для снятия запрета на въезд в РФ иностранному гражданину необходимо подать заявление в управление по вопросам миграции МВД РФ, наложившее его. Составлять заявление необходимо на имя начальника. В обращении следует указать имя и фамилию провинившегося, данные документа, подтверждающего его личность, высказать просьбу снять запрет, упомянув его номер и дату, и указать основания для этого. Если инстанцией была совершена ошибка в отношении иностранного гражданина, необходимо упомянуть и об этом.

К заявлению следует приложить нотариально заверенные копии документов, являющихся основанием для снятия ограничения или способных положительно повлиять на решение органа власти.

Подписывать заявление должен сам иностранный гражданин или его законный представитель.

Форму заявления можно взять в управление по вопросам миграции МВД РФ, в которое будет направлен запрос, или на его официальном сайте. Естественно, чем более грамотно будет составлено заявление, тем больше шансов на успех, особенно при наличии подтвержденных оснований.

Более развернутое заявление придется составлять в том случае, если возникнет необходимость обращаться в суд. В нем необходимо указать конкретное управление по вопросам миграции МВД РФ, установившее запрет, четко и грамотно изложить основания для его снятия. Форму обращения также можно получить в канцелярии суда.

Снятие ограничений на въезд в РФ — процедура вполне реальная при наличии весомых оснований, грамотном оформлении бумаг и соблюдении правил их подачи в соответствующую инстанцию. При отказе попытаться оспорить решение органа можно также в суде, доверив проблему опытному юристу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: