Аэропорт Тула

Аэропорт Тула

Мало кто знает, что в подмосковном городе Тула есть свой аэропорт. Это военный аэродром, имеющий на своей территории выделенный терминал, обслуживавший в советские времена пассажирские авиаперевозки. В настоящее время аэропорт Тулы – воздушная база совместного базирования Министерства обороны и Минтранса.

Краткая историческая справка

История аэропорта Клоково началась в 30-х гг., в годы Великой Отечественной войны здесь базировалась знаменитая дивизия «Нормандия – Неман», летчики которой обучались на самолетах Як-1. Сегодня об этом напоминает аналогичное название бывшего полкового штаба.

После войны, к началу 1950-х гг., здесь на базе 12-й Мгинской Краснознаменной транспортной авиадивизии был сформирован Тульский объединенный авиационный отряд. Авиапарк составляли воздушные суда следующих типов:

  • Ли-2;
  • Ил-12;
  • Ил-14;
  • Ан-2;
  • Ан-8;
  • Як-12;

Регулярное пассажирское авиасообщение было начато в 1959 г. по направлениям:

  • Куркино;
  • Каменский район;
  • Белев;
  • Брянск;
  • Калуга;
  • Рязань;
  • Орел;
  • Москва;

В 60-х гг. введен в эксплуатацию аэровокзал, построенный по типовому проекту тех лет, а в 1974 г. было налажено транспортное сообщение с городом – проложен маршрут троллейбуса.

После первого полета человека в космос в 1961 г. на личный состав были возложены поисковые обязанности – обнаружение и эвакуация капсул и экипажей космонавтов после приземления. Двое из военнослужащих стали космонавтами:

  • летчик-космонавт Зудов В.Д.;
  • Герой СССР летчик-космонавт Коваленок В.В.;

В 1976 г. Мгинская дивизия была передислоцирована, а оставшийся на летной базе 374 военно-транспортный авиаполк продолжил службу. Авиапарк аэропорта пополнился самолетами новых модификаций – АН-24Б, Ан-26Б и Ан-24РВ.

С 1976 г. дополнительно было открыто авиасообщение по следующим направлениям:

  • Волгоград;
  • Гудаута;
  • Минеральные Воды;
  • Краснодар;
  • Адлер;
  • Астрахань;
  • Вильнюс;
  • Кишинев;
  • Киев;
  • Одесса и т.д.;

Расписание авиарейсов конца 80-х гг.

Вплоть до 1993 г. аэропорт обслуживал авиарейсы по многим направлениям, пассажирам во время полета за отдельную плату выдавались электронные игрушки типа «Ну, погоди». Из объектов инфраструктуры в аэропорту работало кафе и ресторан с живой музыкой. В 1993 г. авиакомплекс прекратил обслуживание регулярных авиарейсов, авиапарк распродали, а в здании аэровокзала был открыт супермаркет стройматериалов.

После периода застоя с 2011 г. в Клоково располагается военно-транспортная авиаэскадрилья и тренировочная база ВДВ, а в бывшем диспетчерском пункте аэропорта – Центр малой авиации Тулы.

Основные данные и контакты

  1. Полное наименование – Аэропорт Клоково Тула, а также Тульский авиационный центр;
  2. Расположение – 7,5 км от центра Тулы в северном направлении;
  3. Кодировка согласно данным ИАТА, ИКАО коды:
  • ИАТА – TYA;
  • ИКАО – UUBT.
  1. Контакты:
  • адрес: г. Тула, ул. Октябрьская, д. 304, корп. 3;
  • тел.: +7 961 151-25-35;
  • факс: +7 (4872) 49-48-40;
  • электронная почта – tulavia@mail.ru.
  1. Официальный сайт – http://tulavia.net;
  2. Режим работы: 10-00 – 18-00.

Важно! В настоящее время официальным сайтом считается страница Тульского авиационного центра, который, по сути, является преемником гражданского аэропорта Тулы.

Сайт авиацентра содержит минимум информации:

  • лента новостей;
  • примерный список услуг, оказываемых авиацентром;
  • контактные данные;
  • информация о разрешительных документах (допуск к полетам КВС и летного инструктора).

По всем интересующим вопросам нужно обращаться по указанным телефонам или электронной почте.

Аэродром с высоты птичьего полета

Как добраться до авиацентра

Из центра Тулы от остановки «Московский вокзал» до бывшего аэропорта (остановка «Аэропорт») можно добраться следующими видами общественного транспорта:

  • троллейбус маршрута № 6;
  • маршрутки № 32 и № 51;
  • городские автобусы № 26, № 44, № 36А.

Время в пути составит примерно 11 минут, надо будет проехать 8 остановок. Стоимость проезда составляет 20 руб., по местной транспортной карте – 15 руб.

Также доехать до аэропорта можно на такси, стоимость услуги – от 200 руб., в зависимости от удаленности начальной точки маршрута следования.

Дополнительная информация. Городской транспорт Тулы работает с 5-00 до 23-30 ежедневно.

Чтобы доехать до Клоково на собственной машине из центра города, нужно двигаться по улице Октябрьской до перекрестка с улицей Карпова, затем после здания автосалона «Смарт-Т» повернуть налево.

Важно! Въезд на территорию авиакомплекса осуществляется только по специальным пропускам.

Аэропорт Тулы сегодня

В настоящее время на территории авиакомплекса, принадлежащей Министерству обороны России, где когда-то базировались 490-й Тульский отдельный вертолетный полк и 110-я отдельная военно-транспортная авиаэскадрилья, сейчас иногда проходят учения ВДВ.

На территории бывшего гражданского аэропорта Клоково периодически проводятся авиашоу, чемпионаты по авиаспорту и т.д. В частности, с 10 по 15 июля 2017 г. здесь проводился чемпионат по высшему пилотажу на спортивных самолетах Як-52.

Читайте также:
Москва — Бангкок: Расписание самолетов Как С Добром Добраться!

Чемпионат высшего пилотажа на Як-52

В то же время Тульский авиационный центр (авиапосадочная площадка «Тула»), созданный в 2011 г., оказывает следующие виды авиационных услуг:

  • авиаперевозки на вертолетах и легкомоторных самолетах;
  • аренда авиатранспортных средств;
  • дозаправка авиатопливом;
  • метеосопровождение полетов;
  • полеты на маломерных самолетах и вертолетах с целью исследования (патрулирование, наблюдение и т.д.).

Также администрация центра предоставляет в аренду зал бывшего ресторана аэропорта Клоково для проведения торжественных мероприятий.

В авиапарке центра есть воздушные суда следующих типов:

  • вертолеты семейства Ми;
  • вертолеты R-44;
  • самолеты NG-5;
  • самолеты Prime CF 300 и т.д.;

Несколько лет назад властями тульской области поднимался вопрос о передаче авиакомплекса Клоково в муниципальную собственность и возрождении гражданского аэропорта, но до сегодняшнего дня этот вопрос остается открытым.

Видео

тульский аэропорт

Как добраться до авиацентра

Из центра Тулы от остановки «Московский вокзал» до бывшего аэропорта (остановка «Аэропорт») можно добраться следующими видами общественного транспорта:

  • троллейбус маршрута № 6;
  • маршрутки № 32 и № 51;
  • городские автобусы № 26, № 44, № 36А.

Время в пути составит примерно 11 минут, надо будет проехать 8 остановок. Стоимость проезда составляет 20 руб., по местной транспортной карте – 15 руб.

Также доехать до аэропорта можно на такси, стоимость услуги – от 200 руб., в зависимости от удаленности начальной точки маршрута следования.

Дополнительная информация. Городской транспорт Тулы работает с 5-00 до 23-30 ежедневно.

Чтобы доехать до Клоково на собственной машине из центра города, нужно двигаться по улице Октябрьской до перекрестка с улицей Карпова, затем после здания автосалона «Смарт-Т» повернуть налево.

Важно! Въезд на территорию авиакомплекса осуществляется только по специальным пропускам. .

Период с 1959 по 1990

Через несколько лет после окончания войны, было принято решение о модернизации аэропорта и переведении его на военно-гражданский режим. Большинство гражданских рейсов стало совершать в нем по большей части транзитные посадки при перелете в Москву.

Клоковское село и его инфраструктура активно развивались. Начали появляться магазины и гостиницы, готовые удовлетворять потребности пассажиров. После того как развитие самолетостроения позволило судам без дозаправки пролетать большее расстояние, содержание объекта стало невыгодным.

Обратите внимание! Из-за удачного климатического фона, в данной области практически ни разу не отложили вылеты по причине погодных условий, что позволяло составлять расписание вылетов без риска срыва полета. Из-за этого он стал важным стратегическим пунктом военной авиации на карте

Основные данные и контакты

  1. Полное наименование – Аэропорт Клоково Тула, а также Тульский авиационный центр;
  2. Расположение – 7,5 км от центра Тулы в северном направлении;
  3. Кодировка согласно данным ИАТА, ИКАО коды:
  • ИАТА – TYA;
  • ИКАО – UUBT.
  1. Контакты:
  • адрес: г. Тула, ул. Октябрьская, д. 304, корп. 3;
  • тел.: +7 961 151-25-35;
  • факс: +7 (4872) 49-48-40;
  • электронная почта – tulavia@mail.ru.
  1. Официальный сайт – http://tulavia.net;
  2. Режим работы: 10-00 – 18-00.

Важно! В настоящее время официальным сайтом считается страница Тульского авиационного центра, который, по сути, является преемником гражданского аэропорта Тулы. .

Сайт авиацентра содержит минимум информации:

  • лента новостей;
  • примерный список услуг, оказываемых авиацентром;
  • контактные данные;
  • информация о разрешительных документах (допуск к полетам КВС и летного инструктора).

По всем интересующим вопросам нужно обращаться по указанным телефонам или электронной почте.

Аэродром с высоты птичьего полета

Краткая историческая справка

История аэропорта Клоково началась в 30-х гг., в годы Великой Отечественной войны здесь базировалась знаменитая дивизия «Нормандия – Неман», летчики которой обучались на самолетах Як-1. Сегодня об этом напоминает аналогичное название бывшего полкового штаба.

После войны, к началу 1950-х гг., здесь на базе 12-й Мгинской Краснознаменной транспортной авиадивизии был сформирован Тульский объединенный авиационный отряд. Авиапарк составляли воздушные суда следующих типов:

  • Ли-2;
  • Ил-12;
  • Ил-14;
  • Ан-2;
  • Ан-8;
  • Як-12;

Регулярное пассажирское авиасообщение было начато в 1959 г. по направлениям:

  • Куркино;
  • Каменский район;
  • Белев;
  • Брянск;
  • Калуга;
  • Рязань;
  • Орел;
  • Москва;

В 60-х гг. введен в эксплуатацию аэровокзал, построенный по типовому проекту тех лет, а в 1974 г. было налажено транспортное сообщение с городом – проложен маршрут троллейбуса.

После первого полета человека в космос в 1961 г. на личный состав были возложены поисковые обязанности – обнаружение и эвакуация капсул и экипажей космонавтов после приземления. Двое из военнослужащих стали космонавтами:

  • летчик-космонавт Зудов В.Д.;
  • Герой СССР летчик-космонавт Коваленок В.В.;
Читайте также:
Пляжи Севастополя: фото, карта и описание, отзывы туристов

В 1976 г. Мгинская дивизия была передислоцирована, а оставшийся на летной базе 374 военно-транспортный авиаполк продолжил службу. Авиапарк аэропорта пополнился самолетами новых модификаций – АН-24Б, Ан-26Б и Ан-24РВ.

С 1976 г. дополнительно было открыто авиасообщение по следующим направлениям:

  • Волгоград;
  • Гудаута;
  • Минеральные Воды;
  • Краснодар;
  • Адлер;
  • Астрахань;
  • Вильнюс;
  • ;
  • Киев;
  • Одесса и т.д.;

Расписание авиарейсов конца 80-х гг.

Вплоть до 1993 г. аэропорт обслуживал авиарейсы по многим направлениям, пассажирам во время полета за отдельную плату выдавались электронные игрушки типа «Ну, погоди». Из объектов инфраструктуры в аэропорту работало кафе и ресторан с живой музыкой. В 1993 г. авиакомплекс прекратил обслуживание регулярных авиарейсов, авиапарк распродали, а в здании аэровокзала был открыт супермаркет стройматериалов.

После периода застоя с 2011 г. в Клоково располагается военно-транспортная авиаэскадрилья и тренировочная база ВДВ, а в бывшем диспетчерском пункте аэропорта – Центр малой авиации Тулы.

Современное состояние и перспективы будущего восстановления

Сегодня здание бывшего аэровокзала занимает большой торговый центр, его занимает строительный гипермаркет. Часть остатков административных зданий приписана к Тульскому авиационному центру малой авиации.

Аэропорт и его история — предмет интереса для многих историков и краеведов Тульского края. Статьи про Клоково нередко появляются на тематических сайтах.

Также история аэропорта интересует и разнообразных блогеров, которые интересуются историей и заброшенными местами Российской федерации. Видеообзоры того, чтобы осталось на сегодня от аэропорта, можно без особых проблем найти на ютубе, например, вот одно из них.

В социальных сетях созданы несколько групп в поддержку восстановления работы аэропорта и превращения его в международный. В основном своим мнения там высказывают жители Тулы.

Некоторые активисты также долго время работали над разработкой проекта восстановления работы аэропорта. Рассматривали самые разнообразные варианта, от реконструкции до перестройки. На данный момент проект расписан и подан в органы местной власти — депутаты рассматривают его.

Все эти инициативы очень хороши, однако вряд ли имеют шанс на успешное завершение. Дело в том, что и само здание и взлетная полоса аэропорта уже слишком сильно разрушены для того, чтобы можно было восстановить работу. Вероятнее всего для того, чтобы пустить сюда регулярные рейсы необходимо полностью снести все оставшееся и отстроить заново. За почти двадцать пять лет, которые прошли с момент закрытия, в ближайших городах уже выросли международные аэропорта. Строить еще один в непосредственной близости от них — крайне нерентабельно, поэтому, скорее всего, тульский аэропорт Клоково навсегда останется легендой.

Примечания

  1. [http://tulavia.net Посадочная площадка «Тула»]
  2. [http://newstula.ru/news/view/38313/ «Тульские новости»]
  3. [http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%93%D0%9A%D0%9E_%E2%84%96_77%D1%81%D1%81_%D0%BE%D1%82_9.07.41 Постановление ГКО № 77сс от 9.07.41 «О противовоздушной обороне Москвы»]
  4. [http://booksbunker.com/Undefined/71259/2.html Авиация и космонавтика 2008 09]
  5. С 1 января 2010 года авиация ВДВ передана в состав ВТА ВВС России
  6. [http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiKOut02/12VTAD/12VTAD005.htm 12-я Мгинская Краснознамённая военно-транспортная авиационная дивизия]
  7. [http://www.aerochayka.ru/disc/teorija/drlr/drlr01.htm Основные правила полетов в воздушном пространстве РФ (ОПП)]
  8. [http://www.tula.rodgor.ru/gazeta/661/people/2927/register.html Интервью ветерана ВОВ лётчика В. Ф. Рыбьянова]
  9. [http://www.tula.rodgor.ru/gazeta/672/exkl/3313/ Тайны тульских авиакатастроф]
  10. [http://info.senatorvtule.ru/obzor/194_%28311%29.html 490-й отдельный вертолётный полк]
  11. [http://www.aviahistory.ucoz.ru/RASPISANIE/Tula1976.xls Расписание, 1976 год]. aviahistory.ucoz.ru. Проверено 3 августа 2015.[неавторитетный источник? 1339 дней]
  12. [http://www.aviahistory.ucoz.ru/RASPISANIE/Tula1990.xls Расписание, 1990 год]. aviahistory.ucoz.ru. Проверено 3 августа 2015.[неавторитетный источник? 1339 дней]
  13. 12 [http://vtule.ru/events/e28330550/ А как летали!]
  14. [http://mk.tula.ru/news/n/4477/ Тульские власти планируют возрождение воздушного сообщения с аэродромов Тула-Клоково, Тула-Маслово и Ефремов-Восточный] — «Молодой коммунар», 24 ноября 2010
  15. [http://tnews.tula.net/news/society/aeroporty_klokovo_i_efremov_budut_peredany_v_munitsipalnuyu_sobstvennost/ Аэропорты «Клоково» и «Ефремов» будут переданы в муниципальную собственность] — «Тульские известия», 3 марта 2013
  16. [https://myslo.ru/news/tula/iz-tuli-do-moskovskih-aeroportov-mozhno-budet-doehat-za-50-minut?utm_source=Y_news&utm_campaign=mir Из Тулы до московских аэропортов можно будет доехать за 50 минут]. Слобода (19 ноября 2014).
  17. [http://aviahistory.ucoz.ru/index/0-418 Авиапамятники Ту-124]. aviahistory.ucoz.ru.<<подст:АИ>>

История аэродрома Клоково18.12.2013

Аэродром Клоково начал своё существование в первые месяцы Великой Отечественной войны. Возможно, лётное поле в Клоково существовало и в довоенное время (точных данных пока нет).Во время Великой Отечественной войны на территории аэродрома базировался полк «Нормандия-Неман». Его штаб находился в здании, где до недавнего времени находился штаб вертолетного полка. После войны (1950-60-е) был образован Тульский Объединённый Авиаотряд (ОАО). Он летал на Ан-2 по области (Новомосковск, Куркино) и не только. Большая часть полётов осуществлялась на опрыскивание полей («химия»).

Аэропорт начал функционировать в 1959 году (с совместным использованием взлётно-посадочной полосы существующего военного аэродрома), когда в Туле в северной части города, вблизи деревни Клоково, была создана авиационная эскадрилья, имевшая самолеты Ан-2 и Як-12. В августе того же года открылось воздушное сообщение по маршрутам Тула — Белёв, Тула — Суворов, Тула — Куркино и Тула — Каменский район. С 27 сентября открылись регулярные рейсы с аэродрома Мясново в Ефремов. Также выполнялись регулярные рейсы в ближайшие областные центры (Брянск, Калуга, Орёл, Москва, Рязань). Кроме того производились авиационные работы и рейсы санитарной авиации.

Аэродром «Клоково» несколько раз был упомянут в хронике происшествий. Так в 1952 году «New York Times» сообщила о авиакатастрофе в Туле, унесшей жизни более 70 человек. Интересно, что в советской прессе это событие отражено не было.

В 1964 году территория аэродрома стала ареной шпионского скандала. 5 июня 1964 года газета «Красная звезда публикует статью «Визит через дыру в заборе». Колоритное описание задержания американских и английских шпионов А.Н. Дэвиса, Э.Х. Смита и Э.Дж.Зветина содержит поразительные подробности: задержание шпионов в запретной зоне аэродрома совершили простые советские граждане – товарищи Пономарев, Пинаичев и Лентяев, сержант воинской части Дятчин, пенсионер Лаврентьев, учительница Луканичева (!) Они же составили акт о задержании на вынесенном из магазина прилавке.

Аэровокзал был построен в 1960-е годы по типовому проекту. Близнецом тульского аэровокзала является здание аэропорта Перми. В 1974 году Тульский аэропорт обслужил 120 тысяч пассажиров. В том же году на площади перед аэровокзалом было построено троллейбусное кольцо, позволившее связать аэропорт троллейбусными маршрутами № 6 с Московским вокзалом и № 4А с югом города.

До 1976 года на аэродроме базировался транспортный полк Мгинской дивизии, эксплуатировались самолеты Ан-8 и Ан-12. В 1960-70-х в ОАО прибыли первые Ан-24Б. Затем пришёл ещё один Ан-24Б , а потом 3 Ан-24РВ. В начале 1980-х поступили два грузовых Ан-26Б. География полетов была обширной. Из особенностей этих рейсов можно отметить, что питания на них как такового не было, был только лимонад в многоразовых пластиковых пиалах. За дополнительную плату стюардессы в полете выдавали электронные игры «Электроника». В аэровокзале на первом этаже располагался буфет с закусками (бутерброды, вареные яйца и т.д.), а на втором — ресторан «Сокол», в котором по вечерам играл ансамбль Анатолия Кролла.

Благодаря удачному расположению аэродром Клоково почти никогда не закрывался по метеоусловиям, поэтому мог служить запасным аэродромом для Москвы.

Регулярные рейсы закончились в 1993 году. Самолеты были распроданы, и некоторые из них до сих пор летают в африканских странах.

Ныне в здании аэровокзала размещается строительный супермаркет «Пенаты».

Благодарим за предоставленную информацию Максима Тронзу

Дальнейшая судьба самолетов Тульского авиаотряда

На сегодняшний день из тульских самолётов летают:

  • Ан-2ТП 41336 местонахождение в ВВС Литвы.
  • Ан-2Р 32675 во владении частного лица.
  • Ан-2Р 40922 во владении частного лица.
  • Ан-26Б 26121 переконветированный в пассажирский вариант (Ан26Б-100) в авиакомпании КрасАвиа.
  • Ан-24РВ 46502 (ЕХ-008) принадлежит авиакомпании Авиа Траффик. Списан 20.12.2013 года. Судьба самолёта и местонахождение неизвестно.
  • Ан-24РВ 47252 (ЕХ-252) принадлежит авиакомпании Авиа Траффик. Списан 20.12.2013 года. Судьба самолёта и местонахождение неизвестно.
  • Ан-24Б 46587 (UR-CAO) принадлежит авиакомпании Аэромост Харьков. Списан 01.10.2008 года. Находится на хранении в аэропорту Киев (Жуляны).
  • Ан-26Б 26125 (ER-AFU) по состоянию на 2000 год числился в авиакомпании Аэроком. Судьба самолёта и местонахождение неизвестно.

Куда можно было улететь из этого аэропорта

Надо отметить, что Клоково тяжело назвать маленьким аэропортом. Он обслуживал довольно большое количество рейсов по самым разным направлениям. Вот основные города, в которые летали самолеты из Тулы: Ленинград, Москва, Киев, Бельцы, Набережные Челны, Свердловск, Астрахань, Симферополь, Днепропетровск, Донецк, Анапа, Сочи, Куйбышев, Смоленск, Воронеж, Казань, Волгоград, Ростов-на-Дону;

В 1964 огромным достижением стало открытие Рейса на Сочи — он пользовался большой популярностью, ведь это была возможность сразу же попасть на курорт.

Интересно, что знаменитая песня со словами «Аэропорт — стою у трапа самолета» описывает как раз забытый Клоково.

Несмотря на то, что Клоково был построен как военный аэродром, никаких дополнительных правил безопасности там не было. Вся процедура была стандартной — вначале пассажиры проходили поверхностный контроль, после этого — регистрацию на рейс и оформление багажа, а затем — паспортный контроль.

Как добраться

Чтобы попасть в тульский аэропорт можно воспользоваться услугами:

  • Такси. В центре города круглосуточно работают различные компании перевозки, которые предлагают свои услуги. До аэропорта средняя стоимость не будет превышать 200 рублей*.
  • Троллейбус. Остановка «Московский вокзал» расположена в центре города. Требуемый маршрут — №6. Среднее время в пути до аэровокзала — 15 минут, стоимость — 20-30 рублей*.
  • Также можно воспользоваться маршрутками №№ 32, 51 и городскими автобусами №№ 26, 44 и 36А.

Важно! Время работы городского транспорта: с 5:30 до 23:30. .

Можно добраться и на своем транспорте, для этого нужно двигаться из центра города вдоль Октябрьской улицы до Улицы Карпова. Далее необходимо повернуть в первый поворот налево после здания «Смарт-Т».

Авиапарк

Для перевозки пассажиров и выполнения различных задач использовался современный для того времени авиатранспорт. Совершали вылеты такие суда:

  • Ан-2. Небольшой биплан, который использовался для перевозки небольшого количества пассажиров, в сельскохозяйственных и исследовательских целях.
  • Ан-24. Турбовинтовой самолет, предназначенный для перелетов на короткие и средние дистанции, способен перевозить до 52 человек.
  • Ан-26. Самое габаритное судно, которое отличается большой вместимостью трюма. Способен принимать на борту до 38 персон, 5 человек экипажа.

После закрытия гражданских перевозок, большинство судов были распроданы в частные руки, либо перевезены на другие объекты.

Возобновление

В 2011 году муниципалитетом города был выдвинут вопрос о том, есть ли причины открывать аэропорт в Туле. В результате предложили программы восстановления инфраструктуры и постройки дополнительных транспортных путей от города до терминалов.

Уже в 2014 году было объявлено, что из-за строительства центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) добраться до крупных московских аэропортов удастся за час. Поэтому восстановление старого учреждения будет остановлено.

Аэропорт Клоково в Туле сыграл большую роль в войне и помогал обслуживать гражданские рейсы еще несколько десятилетий после ее завершения. Развитие науки, и в частности самолетостроения, привело к тому, что содержание гражданских терминалов на нем стало невыгодным предприятием. Но он до сих пор функционирует, позволяя тренироваться парашютистам и летчикам.

*указанные цены актуальны на сентябрь 2018 года

Корзина
Всего 0 руб.
Оформить заказ

Случайное фото из фотоархива сайта

2009- © Тенцер М.Б.

Генеральный спонсор сайта Типография “Борус”

Благодарим студию “Четвертый кит” за помощь при разработке и технической поддержке сайта.

Что бывало

История аэродрома “Клоково” 18.12.2013

Аэродром Клоково начал своё существование в первые месяцы Великой Отечественной войны. Возможно, лётное поле в Клоково существовало и в довоенное время (точных данных пока нет).
Во время Великой Отечественной войны на территории аэродрома базировался полк «Нормандия-Неман». Его штаб находился в здании, где до недавнего времени находился штаб вертолетного полка.
После войны (1950-60-е) был образован Тульский Объединённый Авиаотряд (ОАО). Он летал на Ан-2 по области (Новомосковск, Куркино) и не только. Большая часть полётов осуществлялась на опрыскивание полей (“химия”).

Аэропорт начал функционировать в 1959 году (с совместным использованием
взлётно-посадочной полосы существующего военного аэродрома), когда в Туле в северной части города, вблизи деревни Клоково, была создана авиационная эскадрилья, имевшая самолеты Ан-2 и Як-12. В августе того же года открылось воздушное сообщение по маршрутам Тула — Белёв, Тула — Суворов, Тула — Куркино и Тула — Каменский район. С 27 сентября открылись регулярные рейсы с аэродрома Мясново в Ефремов. Также выполнялись регулярные рейсы в ближайшие областные центры (Брянск, Калуга, Орёл, Москва, Рязань). Кроме того производились авиационные работы и рейсы санитарной авиации.

Аэродром «Клоково» несколько раз был упомянут в хронике происшествий. Так в 1952 году «New York Times» сообщила о авиакатастрофе в Туле, унесшей жизни более 70 человек. Интересно, что в советской прессе это событие отражено не было.

В 1964 году территория аэродрома стала ареной шпионского скандала. 5 июня 1964 года газета «Красная звезда публикует статью «Визит через дыру в заборе». Колоритное описание задержания американских и английских
шпионов А.Н. Дэвиса, Э.Х. Смита и Э.Дж.Зветина содержит поразительные подробности: задержание шпионов в запретной зоне аэродрома совершили простые советские граждане – товарищи Пономарев, Пинаичев и Лентяев, сержант воинской части Дятчин, пенсионер Лаврентьев, учительница Луканичева (!) Они же составили акт о задержании на вынесенном из магазина прилавке.

Аэровокзал был построен в 1960-е годы по типовому проекту. Близнецом тульского аэровокзала является здание аэропорта Перми. В 1974 году Тульский аэропорт обслужил 120 тысяч пассажиров. В том же году на площади перед аэровокзалом было построено троллейбусное кольцо, позволившее связать аэропорт троллейбусными маршрутами № 6 с Московским вокзалом и № 4А с югом города.

До 1976 года на аэродроме базировался транспортный полк Мгинской дивизии, эксплуатировались самолеты Ан-8 и Ан-12.
В 1960-70-х в ОАО прибыли первые Ан-24Б. Затем пришёл ещё один Ан-24Б , а потом 3 Ан-24РВ. В начале 1980-х поступили два грузовых Ан-26Б. География полетов была обширной. Из особенностей этих рейсов можно отметить, что питания на них как такового не было, был только лимонад в многоразовых пластиковых пиалах. За дополнительную плату стюардессы в полете выдавали электронные игры “Электроника”.
В аэровокзале на первом этаже располагался буфет с закусками (бутерброды, вареные яйца и т.д.), а на втором – ресторан “Сокол”, в котором по вечерам играл ансамбль Анатолия Кролла.

Благодаря удачному расположению аэродром Клоково почти никогда не закрывался по метеоусловиям, поэтому мог служить запасным аэродромом для Москвы.

Регулярные рейсы закончились в 1993 году. Самолеты были распроданы, и некоторые из них до сих пор летают в африканских странах.

Ныне в здании аэровокзала размещается строительный супермаркет «Пенаты».

Благодарим за предоставленную информацию Максима Тронзу

История строительства тульского аэропорта

История этого аэропорта началась еще в самом начале Великой Отечественной войны, когда в поле неподалеку от одноименной деревни Клоково организовали летное поле или как его еще называют аэродром. Есть слухи, что это случилось еще раньше, но заслуживающих доверия источников на сегодня не найдено, поэтому официальная версия такова.

Во время войны аэродром активно использовался, чаще всего для тренировок — например, на Клоковском аэродроме тренировалась знаменитая эскадрилья «Нормандия», которая прославилась своими достижениями и даже была много раз упомянута в документальных и художественных фильмах.

Долгие годы аэродром Клоково оставался исключительно военным объектом, который продолжали использовать для тренировок. Только в 1959 году Клоковский аэродром превратился в настоящий аэропорт, который осуществлял полноценное сообщение с многими регионами страны.

Рейсы гражданской авиации осуществлялись, в основном, по территории тогдашнего Советского союза. На сегодняшний день можно сказать, что аэропорт был международным.

В полувековой работе аэропорта есть одна очень интересная особенность — он практически никогда не закрывался из-за плохих погодных условий. Дело в том, что сам по себе город Тула расположен очень интересно — окружающий ландшафт и климатические условия способствуют тому, то там почти не бывает плохой погоды. Во время своей работы аэропорт Тула очень часто принимал рейсы из Москвы, когда они не могли приземлиться в одном из столичных аэропортов.

Еще одна особенность из истории аэропорта — в городе есть памятник, который по сути посвящен аэропорту. В далеком 1981 году самолет Ту-124В выполнил очень красивый завершающий маневр полет. После этого он был установлен на постамент в центральном парке отдыха Тулы в виде памятника.

Куда можно было улететь из этого аэропорта?

Надо отметить, что Клоково тяжело назвать маленьким аэропортом. Он обслуживал довольно большое количество рейсов по самым разным направлениям. Вот основные города, в которые летали самолеты из Тулы: Ленинград, Москва, Киев, Бельцы, Набережные Челны, Свердловск, Астрахань, Симферополь, Днепропетровск, Донецк, Анапа, Сочи, Куйбышев, Смоленск, Воронеж, Казань, Волгоград, Ростов-на-Дону;

В 1964 огромным достижением стало открытие Рейса на Сочи — он пользовался большой популярностью, ведь это была возможность сразу же попасть на курорт.

Интересно, что знаменитая песня со словами «Аэропорт — стою у трапа самолета» описывает как раз забытый Клоково.

Несмотря на то, что Клоково был построен как военный аэродром, никаких дополнительных правил безопасности там не было. Вся процедура была стандартной — вначале пассажиры проходили поверхностный контроль, после этого — регистрацию на рейс и оформление багажа, а затем — паспортный контроль.

Конец работы аэропорта

С распадом Советского аэропорта для аэропорта настали очень тяжелые времена. Надо отметить, что не только для него — в стране было тяжелое и непонятное время, популярность авиаперевозок тогда резко упала.

Еще два года работа аэропорта кое-как сохранялась, но, в конце концов, настал его конец. С 1993 года тульский аэропорт Клоково пассажирских самолетов не принимает.

Большая часть оборудования и самолетов была распродана, часть из них до сих пор функционирует в Африке.

Сегодня местность вокруг бывшего аэропорта довольно пустынна и немноголюдна, но во время его функционирования вокруг территории Клоково кипела жизнь.

Современное состояние и перспективы будущего восстановления

Сегодня здание бывшего аэровокзала занимает большой торговый центр, его занимает строительный гипермаркет. Часть остатков административных зданий приписана к Тульскому авиационному центру малой авиации.

Аэропорт и его история — предмет интереса для многих историков и краеведов Тульского края. Статьи про Клоково нередко появляются на тематических сайтах.

Также история аэропорта интересует и разнообразных блогеров, которые интересуются историей и заброшенными местами Российской федерации. Видеообзоры того, чтобы осталось на сегодня от аэропорта, можно без особых проблем найти на ютубе, например, вот одно из них.

В социальных сетях созданы несколько групп в поддержку восстановления работы аэропорта и превращения его в международный. В основном своим мнения там высказывают жители Тулы.

Некоторые активисты также долго время работали над разработкой проекта восстановления работы аэропорта. Рассматривали самые разнообразные варианта, от реконструкции до перестройки. На данный момент проект расписан и подан в органы местной власти — депутаты рассматривают его.

Все эти инициативы очень хороши, однако вряд ли имеют шанс на успешное завершение. Дело в том, что и само здание и взлетная полоса аэропорта уже слишком сильно разрушены для того, чтобы можно было восстановить работу. Вероятнее всего для того, чтобы пустить сюда регулярные рейсы необходимо полностью снести все оставшееся и отстроить заново. За почти двадцать пять лет, которые прошли с момент закрытия, в ближайших городах уже выросли международные аэропорта. Строить еще один в непосредственной близости от них — крайне нерентабельно, поэтому, скорее всего, тульский аэропорт Клоково навсегда останется легендой.

Аэропорт Тула

Аэропорт Клоково (Klokovo Airport) в городе Тула был построен в 30-х годах прошлого столетия. Изначально он являлся военным объектом, но после 1959 года на нем были выделены терминалы и взлетные полосы для гражданских судов, которые работали вплоть до 1990 года. Была проложена железнодорожная ветка и дороги, позволяющие людям добираться до него. На сегодняшний день аэропорт не осуществляет гражданские перелеты.

Основная информация

Адрес: г. Тула, ул. Октябрьская 304, корп. 3.

Тел.: +7 961 151-25-35.

Режим работы: 10:00-18:00.

Код ICAO (ИКАО) — UUBT.

Военный аэродром

Аэропорт Клоково, 2004 г.

После того, как началась Вторая Отечественная Война, гражданский маленький аэропорт близ деревни Клоково было решено переделать в военный аэродром.

На нем проходили обучения будущие летчики. Знаменитая эскадрилья «Нормандия» была создана именно там. Также, на ее территории базировались 12-я Мгинская краснознаменная дивизия. Больше всего применялись самолеты:

  • Як-1.
  • Ли-12.
  • Ил-12.
  • Ц-25.
  • Ил-14.

Период с 1959 по 1990

Через несколько лет после окончания войны, было принято решение о модернизации аэропорта и переведении его на военно-гражданский режим. Большинство гражданских рейсов стало совершать в нем по большей части транзитные посадки при перелете в Москву.

Клоковское село и его инфраструктура активно развивались. Начали появляться магазины и гостиницы, готовые удовлетворять потребности пассажиров. После того как развитие самолетостроения позволило судам без дозаправки пролетать большее расстояние, содержание объекта стало невыгодным.

Обратите внимание! Из-за удачного климатического фона, в данной области практически ни разу не отложили вылеты по причине погодных условий, что позволяло составлять расписание вылетов без риска срыва полета. Из-за этого он стал важным стратегическим пунктом военной авиации на карте.

Авиапарк

Для перевозки пассажиров и выполнения различных задач использовался современный для того времени авиатранспорт. Совершали вылеты такие суда:

  • Ан-2. Небольшой биплан, который использовался для перевозки небольшого количества пассажиров, в сельскохозяйственных и исследовательских целях.
  • Ан-24. Турбовинтовой самолет, предназначенный для перелетов на короткие и средние дистанции, способен перевозить до 52 человек.
  • Ан-26. Самое габаритное судно, которое отличается большой вместимостью трюма. Способен принимать на борту до 38 персон, 5 человек экипажа.

После закрытия гражданских перевозок, большинство судов были распроданы в частные руки, либо перевезены на другие объекты.

Современный Клоково

Единственная функционирующая ВПП

В период с 1959 по 1993 год аэропорт принимал как военные, так и гражданские суда. Однако после распада СССР объект перешел на закрытый режим работы, начав принимать только военные вертолеты и малогабаритные самолеты.

В период с 1993 по 2001 год, происходила утилизация, разбор и продажа всего оставшегося оборудования. После этого аэропорт был вычеркнут из реестра. Территория приобрела статус «закрытой», попасть на нее можно было только по специальным приглашениям. Была проложена всего одна полоса, и пропускная способность резко уменьшилась.

На заметку! На территории проходят также учения десантников из 51-го парашютно-десантного полка, соревнования воздушных самолетов и парашютистов.

Как добраться

Чтобы попасть в тульский аэропорт можно воспользоваться услугами:

  • Такси. В центре города круглосуточно работают различные компании перевозки, которые предлагают свои услуги. До аэропорта средняя стоимость не будет превышать 200 рублей*.
  • Троллейбус. Остановка «Московский вокзал» расположена в центре города. Требуемый маршрут — №6. Среднее время в пути до аэровокзала — 15 минут, стоимость — 20-30 рублей*.
  • Также можно воспользоваться маршрутками №№ 32, 51 и городскими автобусами №№ 26, 44 и 36А.

Важно! Время работы городского транспорта: с 5:30 до 23:30.

Можно добраться и на своем транспорте, для этого нужно двигаться из центра города вдоль Октябрьской улицы до Улицы Карпова. Далее необходимо повернуть в первый поворот налево после здания «Смарт-Т».

Парковки

Так как аэропорт Тула в настоящее время работает в закрытом режиме, на его территории можно припарковаться, только если у есть пропуск. Близлежащие территории также не оборудованы местами для машин.

Обратите внимание! Из-за того, что объект является военным, необходимо оформлять пропуск только через официальные службы, с получением допуска секретности.

Если возникла необходимость оставить машину, лучше воспользоваться парковкой находящихся рядом организаций и предприятий. Однако туда тоже не всех пропускают.

Вид на аэропорт вертолета

Услуги

Несмотря на то, что Клоково стал военным объектом, он продолжает оказывать некоторые услуги гражданским лицам.

Основным предложением, которым можно воспользоваться, является аренда воздушных судов, таких как:

  • Малогабаритный вертолет R-44.
  • Скоростной джет NG-5.

Также при необходимости в нем можно совершить посадку для дозаправки, и запросить метеообеспечение.

Обратите внимание! Сотрудники могут быть наняты для совершения исследовательских полетов на малогабаритных судах.

Большой популярностью пользуется услуга аренды банкетного зала, а также проведение туристических экскурсий по богатому своей историей объекту. Подробнее узнать о работе частного использования аэропорта можно на hофициальном сайте компании.

Отели в транзитной зоне

В окрестности аэропорта работает несколько частных гостиниц, которые предлагают своим гостям удобные номера по доступным ценам.

Ближайшие к объекту частные отели:

  • «Европейский гостевой дом». Доступная стоимость со средним сервисом. 3 звезды, трехразовое питание.
  • «Империя». Предлагает своим гостям такие услуги: питание, сауна и бильярд.
  • Pegas Club. Самый доступный отель, в котором есть бесплатный Wi-fi и столовая.

Возобновление

В 2011 году муниципалитетом города был выдвинут вопрос о том, есть ли причины открывать аэропорт в Туле. В результате предложили программы восстановления инфраструктуры и постройки дополнительных транспортных путей от города до терминалов.

Уже в 2014 году было объявлено, что из-за строительства центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) добраться до крупных московских аэропортов удастся за час. Поэтому восстановление старого учреждения будет остановлено.

Аэропорт Клоково в Туле сыграл большую роль в войне и помогал обслуживать гражданские рейсы еще несколько десятилетий после ее завершения. Развитие науки, и в частности самолетостроения, привело к тому, что содержание гражданских терминалов на нем стало невыгодным предприятием. Но он до сих пор функционирует, позволяя тренироваться парашютистам и летчикам.

*указанные цены актуальны на сентябрь 2018 года

Аэропорт Тула (RU)
Купить авиабилеты онлайн дёшево

Онлайн-табло прилета и вылета аэропорта Тула

Часовой пояс UTC+3

  • 1 RUB = 0.01 USD
  • 1 RUB = 0.01 EUR
  • 1 RUB = 0.37 UAH
  • 1 RUB = 5.88 KZT

Сочи Россия

  • Как добраться до Тула
  • Особенности аэропорта Тула
  • Интересные факты об Тулае
  • Особенности расписания Тула
  • Онлайн-табло прилета и вылета аэропорта Тула

Аэропорт Тула принимает гостей Сочи и ближайших курортных городов, им пользуются и при путешествиях в Абхазию. Специфика аэропорта такова, что поток пассажиров в летние и зимние месяцы совершенно разный, и чаще всего билеты на самолет покупают туристы. Весь год работают два терминала и две взлетных полосы, а управлением аэропорта занимается компания «Базэл Аэро».

Как добраться да аэропорта Тула

1. Автомобилем

Для пассажиров, отправляющихся в аэропорт Тула, важным будет вопрос «как добраться до места назначения?». К аэропорту идет отличное шоссе, но в разгар туристического сезона оно может быть довольно загруженным, равно как и дороги к нему. Поэтому лучше отправиться сюда заранее, имея в запасе как минимум один час.

Редко кто пользуется своим авто в данном случае, поэтому оптимальным вариантом будет такси. И лучше заказывать заранее такси в специальных службах, так как водители частных автомобилей запросят сумму в два раза больше за те же услуги. А вот чтобы уехать из Тула, можно воспользоваться услугами компании «Автолига», ее диспетчерский пункт расположен на первом этаже здания.

3. Общественным транспортом

Между аэропортом и автовокзалом Сочи ходят автобус и маршрутное такси под номерами 105 и 105 «К». Проезд стоит в пределах 100 рублей, в то время как за тот же путь на такси вы заплатите больше тысячи. Очень популярным транспортом стала электричка «Ласточка», которая проходит через несколько главных курортных городов региона.

Особенности аэропорта Тула

Комплекс расположился в 28 километрах от центра Сочи, и с трех сторон свободному движению самолетов препятствуют горы. А потому взлеты и посадки ведутся только со стороны моря. Если для самих самолетов это создает определенные проблемы, то для ожидающих пассажиров это прекрасная возможность полюбоваться красивыми видами из окон.

Так как аэропорт имеет статус международного, то для пассажиров созданы комфортные условия ожидания. На территории есть несколько кафе и ресторанов, магазинчиков разного назначения. Есть лавочки с сувенирной продукцией. Здесь есть несколько зон отдыха, весьма комфортабельных и удобно расположенных по отношению к рабочим местам.

Покупая авиабилеты в Тула, учитывайте наличие зоны беспошлинной торговли. Так как в летние месяцы имеется сообщение с Турцией, Арменией и другими странами, здесь часто можно найти необычные товары. Аэропорт при этом может принимать практически любые типы самолетов, поэтому в будущем возможны открытия новых международных направлений.

Несколько интересных фактов об Тулае

  • Максимальный поток пассажиров аэропорта составил 24,8 тысячи человек за сутки. Это собственный рекорд Тула, он был зафиксирован в июле 2016 года.
  • В Новой Зеландии можно встретить долларовую монету с изображением здания аэропорта Тула. Она выпущена в оборот в 2010 году.
  • За всю историю существования объекта с 1962 года в его пределах произошло всего три серьезных аварии, хотя рейсов были сотни тысяч. Безопасности уделяется много внимания.

Особенности расписания Тула

Официальный сайт аэропорта Тула предоставляет исчерпывающую информацию обо всех запланированных и текущих рейсах. Однако у расписания этого объекта есть свои особенности, связанные с нахождением в курортной зоне. Всего на данный момент аэропорт принимает самолеты 14 авиакомпаний, и наиболее активно идет воздушное сообщение с Москвой и Санкт-Петербургом.

Если говорить о рейсах по России, самой дальней точкой по отношению к Тулау является Норильск. И в то же время сюда летают и самолеты из ближайших регионов. В летний период есть сообщение с такими городами, как Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Волгоград и другими. А вот с другими странами сообщение весьма неактивное, но есть постоянные рейсы в столицы Турции, Армении, Узбекистана и Республики Беларусь.

В разгар сезона аэропорт имеет постоянное сообщение и с множеством городов Центральной полосы России и Западной Сибири, а вот из восточных регионов можно добраться исключительно транзитом. Правда, авиакомпании стараются составлять расписание с учетом того, что многие пассажиры летят на южные курорты.

Спецпредложения на авиабилеты

Ловите скидки и низкие цены на авиабилеты от авиакомпаний, пока они не разлетелись.

Страховые взносы с иностранцев в 2020-2021 годах

  • Иностранцы и их статусы, влияющие на начисление взносов
  • Взносы по проживающим (постоянно или временно) иностранцам
  • Временно пребывающие иностранные граждане: особенности взносов
  • Некоторые отдельные ситуации по взносам с доходов иностранцев
  • Итоги

Иностранцы и их статусы, влияющие на начисление взносов

Иностранцы — лица, не являющиеся гражданами РФ, но либо имеющие подтверждение наличия гражданства другого государства, либо не способные такое гражданство подтвердить.

Находиться в РФ они могут по трем основаниям (п. 1 ст. 2 закона «О правовом положении иностранных…» от 25.07.2002 № 115-ФЗ):

  • постоянное проживание, для которого необходимо оформление вида на жительство;
  • временное проживание, при котором оформляется документ, разрешающий проживание;
  • временное пребывание, когда лицо въезжает в РФ по визе или без ее оформления с получением миграционной карты и оформлением документа, дающего право на работу.

Подробнее об этих основаниях читайте в нашем материале.

Заниматься трудовой деятельностью иностранцы могут:

  • по трудовому или ГПХ договору;
  • как ИП.

Для временного осуществления деятельности иностранцу требуется наличие разрешения на работу (если он прибыл по визе) или патента (если виза не требуется). Срок временного пребывания в России будет определять срок действия соответствующего документа. Этот срок может продлеваться.

Не делает исключений в части обязательности страхования и, соответственно, в отношении начисления страховых взносов с иностранцев в 2020–2021 годах:

1. Ни п. 1 ст. 7 закона «Об обязательном пенсионном…» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, устанавливающий необходимость обязательного пенсионного страхования (ОПС) для всех лиц, работающих как по договорам (трудовому или ГПХ), так и в качестве ИП, кроме временно находящихся в РФ высококвалифицированных специалистов.

2. Ни п. 1 ст. 2 закона «Об обязательном социальном…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ, обязывающий к осуществлению обязательного соцстрахования (ОСС) по нетрудоспособности и материнству физлиц, работающих по трудовым договорам, кроме временно находящихся в РФ иностранных специалистов высокой квалификации. Но ИП (соответственно, и иностранцев) этот закон освобождает от ОСС (п. 3 ст. 2).

3. Ни ст. 10 закона «Об обязательном медицинском…» от 29.11.2010 № 326-ФЗ, определяющая необходимость оформления обязательного медстрахования (ОМС) для лиц, работающих по договорам (трудовому или ГПХ) или являющихся ИП, но не относящихся к иностранным специалистам высокой квалификации или к временно пребывающим в РФ иностранцам.

4. Ни закон «Об обязательном социальном…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ (п. 2 ст. 5), распространяющий обязанность начисления работодателями взносов на травматизм и на доходы иностранцев. Эти взносы будут начисляться в любом случае независимо от статуса иностранца, работающего в РФ.

То есть страховые взносы на выплаты иностранцам должны начисляться. Но у этих начислений есть свои нюансы, зависящие от категории плательщика взносов, основания пребывания иностранца в России и квалификации иностранного специалиста.

Взносы по проживающим (постоянно или временно) иностранцам

Согласно положениям законов об обязательном страховании, проживающие (постоянно или временно) в РФ иностранцы оказываются подлежащими таким видам страхования, как:

  • ОПС вне зависимости от того, как они трудятся (по трудовому либо ГПХ договору или как ИП);
  • ОСС по нетрудоспособности и материнству при осуществлении работы по трудовому либо ГПХ договору, но не в ситуации, когда иностранец является ИП;
  • ОМС вне зависимости от того, как они трудятся (по трудовому либо ГПХ договору или как ИП), но не тогда, когда иностранный специалист имеет высокую квалификацию;
  • ОСС по травматизму при осуществлении работы по трудовому либо ГПХ договору.

То есть с доходов иностранцев, оформленных по трудовому или ГПХ договору, придется платить все взносы по тем же правилам, что и с доходов граждан РФ, если иностранцы не относятся к разряду специалистов высокой квалификации. В отношении специалиста высокой квалификации обязательными будут начисления на ОПС и ОСС.

О правилах уплаты взносов с выплат высококвалифицированных иностранных специалистов читайте в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Типовую ситуацию. Это бесплатно.

ИП-иностранец окажется плательщиком взносов на ОПС и ОМС.

Общеустановленные тарифы для взносов в 2020–2021 годах с зарплаты работающих по трудовому или ГПХ договору иностранцев из ЕАЭС составят (ст. 426 НК РФ):

  • на ОПС — 22% с дохода, не превысившего 1 465 000 руб. (в 2021 году), и 10% с дохода сверх этой величины;
  • ОСС по нетрудоспособности и материнству — 2,9% с дохода, не превысившего 966 000 руб. (в 2021 году), сверх этого дохода взносы начисляться не будут;
  • ОМС — 5,1% со всей суммы дохода.

ВНИМАНИЕ! Временно пребывающим иностранным работникам взносы на ВНиМ рассчитывайте по ставке 1,8%, а ОМС не начисляйте. Беженцам все взносы начисляйте, как и россиянам (Письмо Минтруда от 19.12.2014 N 17-3/В-620). Но убедитесь, что у них действительно статус беженца.

Кроме того у плательщика взносов также может возникнуть:

  • обязанность применения дополнительных тарифов из-за особых условий труда работника-иностранца (ст. 428, 429 НК РФ);
  • возможность использования пониженных тарифов в соответствии со ст. 427 НК РФ.

Если работодатель включен в перечень МСП, то с дохода иностранного работника, превышающего МРОТ, он вправе уплачивать взносы по пониженным ставкам.

Подробнее о пониженных взносах читайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Тарифы страховых взносов с иностранцев в 2020–2021 годах на травматизм будут зависеть от вида деятельности, осуществляемого работодателем.

Для иностранцев-ИП размер причитающихся к уплате взносов определится таким же образом, как и для ИП-граждан РФ (п. 1 ст. 430 НК РФ):

1. Годовой платеж на ОПС для дохода, не превышающего 300 000 руб. за год, будет равен 32 448 руб. в 2021 году. Если доход окажется больше 300 000 руб., дополнительно начисляется 1% с суммы, превысившей 300 000 руб. Общая сумма платежей не может быть больше 8-кратного фиксированного годового платежа 32 448 × 8 = 259 584 руб. в 2021 году.

2. Годовой платеж на ОМС определится как конкретная сумма – 8 426 руб. в 2021 году.

Временно пребывающие иностранные граждане: особенности взносов

Обложение взносами временно пребывающих в РФ иностранцев имеет свои правила, прежде всего потому, что из их числа выделяются специалисты высокой квалификации, доходы которых по договору (трудовому или ГПХ) не облагаются никакими взносами, кроме взносов на травматизм.

Доходы прочих иностранных работников, оформленных по договору, не будут облагаться взносами на ОМС, но попадут под платежи на ОПС и ОСС. Тарифы для них в общем случае будут равны (ст. 426 НК РФ, письмо Минфина России от 28.02.2017 № 03-15-06/11189):

  • на ОПС — 22% с дохода, не превысившего 1 465 000 руб. (в 2021 году), и 10% с дохода сверх этой величины;
  • на ОСС по нетрудоспособности и материнству — 1,8% с дохода, не превысившего 966 000 руб. (в 2021 году), сверх этого дохода взносы начисляться не будут.

При этом для плательщика взносов могут создаваться ситуации, когда у него возникнет:

  • обязанность применения дополнительных тарифов из-за особых условий труда работника-иностранца (ст. 428, 429 НК РФ);
  • возможность использования пониженных тарифов в соответствии со ст. 427 НК РФ.

Тарифы взносов на травматизм будут зависеть от вида деятельности, осуществляемого работодателем.

Для ИП-иностранцев временного пребывания страховые платежи будут определяться так же, как для ИП-граждан РФ и ИП-иностранцев, проживающих (временно или постоянно) в России.

Некоторые отдельные ситуации по взносам с доходов иностранцев

Ст. 420 НК РФ, определяя объект обложения страховыми взносами, в части выплат иностранцам делает и исключение, при котором такие взносы не будут начисляться:

  • когда иностранец по трудовому или ГПХ договору трудится в структурном подразделении обособленного характера, расположенном вне территории РФ (п. 5).

Норма, указанная в п. 5 ст. 420 НК РФ, позволяет не облагать взносами доходы, начисляемые иностранцам, находящимся вне территории РФ и выполняющим работу по договору ГПХ удаленно (письмо ФНС России от 03.02.2017 № БС-4-11/ 1951@).

Однако если доход от иностранной компании получает работник-иностранец, временно находящийся в России, трудящийся в представительстве этого работодателя на территории РФ и не являющийся специалистом высокой квалификации, то с его дохода должны платиться взносы на ОПС и ОСС по нетрудоспособности и материнству (письмо Минфина России от 06.02.2017 № 03-15-05/6079).

С доходов временно пребывающего в РФ иностранца, получившего статус беженца, в отличие от иных иностранцев временного пребывания будут дополнительно делаться отчисления на ОМС с применением обычного для РФ тарифа 5,1% (письмо Минтруда России от 17.02.2016 № 17-3/ООГ-229).

О том, начислять ли взносы, если за границей РФ трудится гражданин РФ, читайте в материале «Дистанционщик за рубежом: взносы платим, НДФЛ — нет».

Все подробности начисления и уплаты страховых взносов, в том числе от несчастных случаев, на выплаты иностранным работникам рассмотрены подробно в Готовом решении от КонсультантаПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Итоги

Иностранцы могут находиться в РФ в статусе проживающих (временно или постоянно) или временно пребывающих. Для первой группы начисление страховых взносов будет производиться в таком же порядке, как и для граждан РФ. То есть по общеустановленным, дополнительным или пониженным тарифам, если иностранец оформлен по договору (трудовому или ГПХ). Исключение составят специалисты высокой квалификации, с дохода которых не придется делать отчисления на ОМС.

На доходы специалистов высокой квалификации, временно находящихся в РФ и работающих по договору (трудовому или ГПХ), никакие начисления, кроме взносов на травматизм, производиться не будут. А доходы прочих иностранных работников, временно находящихся в РФ и трудящихся по договору, нужно обложить взносами на ОПС и ОСС, применив в части ОСС по нетрудоспособности и материнству особую ставку.

Взносы с доходов иностранцев-ИП будут вне зависимости от их статуса начисляться по действующему в РФ алгоритму расчета платежей для ИП.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: